Почему люди сплетничают за спиной? Какая фраза поможет вам остановить сплетни.

Наверное, нет человека, который хотя бы раз в жизни не поучаствовал в занимательной беседе на тему «откуда у Пал Палыча деньги на новую «Мазду» или «у Светки роман с тем новеньким из отдела статистики». Исследования социологов показали, что ежедневные разговоры состоят из сплетен на 30-70%. Что и говорить, цифра впечатляющая.

Так почему же все без исключения так любят посплетничать? Ученые выяснили, что во время неформальной и непринужденной беседы с себе подобными человек расслабляется, а уровень гормонов стресса в организме понижается. Ежедневная неформальная болтовня помогает человеку ощутить себя членом некой социальной группы, получить поддержку и внимание, что усиливает ощущение комфорта и причастности к данной группе.

Человек, как существо социальное, без постоянного общения с сородичами не может ни существовать, ни развиваться. Британский антрополог Генрих Макс Глакман, между прочим, считал, что болтовня и сплетничанье приносят довольно-таки ощутимую пользу. Сплетни развлекают, играют большую роль в поддержании единства нравов и ценностей отдельных социальных групп, укрепляют взаимное доверие и дружеские связи при передаче конфиденциальной информации (даже если эта информация о том, что Машке совершенно не идет её новая кофточка). Жертвам сплетен от этого, конечно, не легче.

Ученые, занимающиеся исследованием такого явления, как сплетни, проводят параллели между перемыванием косточек соседям или звездам шоу-бизнеса и, как ни странно, чтением легкой литературы и просмотром художественных фильмов. Функция у них одна: развлечь, избавить от скуки, «разгрузить» мозг. Пустопорожняя болтовня ни о чем выполняет роль своеобразного «скринсэйвера». Но вот сплетни как таковые (то есть, злословие), по мнению психологов, – это удел людей с низкой самооценкой.

Все мы нуждаемся в признании, знаках внимания. Если человек не умеет или не хочет получать эти знаки внимания более достойным способом, он начинает сплетничать. Сплетник самоутверждается, осуждая тех, о ком говорит. Ведь в самом деле, основная мысль, заключенная во всех его высказываниях - «я не такой, я лучше». Или «мы не такие, мы лучше». Это основной аргумент, который позволяет сплетникам обсуждать и осуждать людей за их спиной. «Ирка мужу изменяет, ай-яй-яй, я бы так никогда не поступила, ведь изменять мужу – это плохо». Сплетница, как правило, не только сообщит вам о самом факте измены. Она еще даст оценку моральному облику этой самой Ирки и постарается вам доказать, что уж она-то не такая, она-то по сравнению с Иркой почти ангел.

Сплетничают от скуки. Сплетничают из мести, обиды, зависти. Сплетничают, чтобы влиться в коллектив, укрепить дружеские связи (пресловутое «а сегодня все дружим против Васи!»). Сплетничают, чтобы подчеркнуть свое превосходство по отношению к тому, о ком говорят. Если вы сами не прочь время от времени позлословить в свое удовольствие, не забывайте о народной мудрости, которая говорит: что посеешь, то и пожнешь.

«Сплетни – недоброжелательный или порочащий слух о ком-либо, распространяемый на основании неверных, неточных и измышлённых сведений. Переносить сплетни и верить им стыдно» - толковый словарь Ушакова. Психологи выделяют три вида сплетен:

Не имеющие никакой реальности;

Искажающие правду;

Реальные события, скрываемые от посторонних, но ставшие известными.

К какому виду слухов не относились бы сплетни – это всегда очень неприятная и обидная информация, ранящая человека в душу. Иногда сложно перенести не только сами негативные разговоры и пересуды о себе, а именно от кого они исходят. Как правило, это всегда близкие и хорошо знакомые нам люди, которым доверяешь и полагаешься на их порядочность.

Кто такие сплетники и почему они это делают?

Можно разделить их на несколько групп:

Неуверенные в себе люди, проживающие скучную и неинтересную жизнь, зачастую одинокие и озлобленные на весь свет. Это самый опасный тип человека, способный придумать крайне неприятную и порочащую небылицу про своего, так называемого друга, коллегу по работе или родственника. Они наносят большой урон психике оппонента, который приходится устранять с помощью консультаций психолога.

Некоторые представители рода человеческого очень любят постоянно сравнивать себя с кем-либо, причём с более успешными и умными, чем они сами. Отсюда, дабы занизить превосходство «соперника», придумывают различные неблагоприятные и нелестные «истории» про них и с большим удовольствием делятся ими с окружающими.

Человек, который сплетничает от «нечего делать», таким образом, развлекается. Ему даже и невдомёк, что это непорядочно и неприлично, абсолютно не осознавая, что они говорят и кому. Просто где-то что-то услышали и решили всем рассказать. Достаточно часто передавая информацию в возмутительном тоне, осуждая или, наоборот, жалея «фигуранта».

Так возможно ли избежать сплетен?

Самое поразительное, но все мы постоянно сплетничаем, сами не отдавая себе в этом отчёта. Просто услышав критическое и неодобрительное высказывание кого-то о ком-то, тут же с негодованием и раздражением передаём сообщение другому лицу. И совершенно не желая того, становимся такими же злоязычниками и клеветниками, как и остальные. Каждый, кто высказывается негативно о ком-либо, автоматически становится сплетником! Человек вообще удивительное существо – сами же страдаем от сплетен, тем не менее, продолжаем их слушать, да еще и распространяем!

Никому не нравится, когда о нём злословят и перемалывают косточки, но есть определённый тип человека – это демонстративная личность. К такой группе общества относятся артисты, многие политики и люди с завышенной самооценкой. Их точка зрения такова – если обо мне судачат и тратят на меня свою энергию, значит это мне идёт на пользу и вызывает ещё больший интерес к моей персоне. Зачастую многие из них сами о себе распространяют неправдоподобные новости и сведения.

Где происходят сплетни про меня!

Сплетни на работе, среди коллег, чтобы войти в доверие и получить нужную информацию;

Сплетни в кругу семьи или бывший сплетничает. Тут несколько вариантов: потому что так принято в вашей семье; чтобы опорочить ненавистного родственника ради собственной выгоды; завоевать еще большее доверие среди родни.


Как реагировать на сплетни о себе?

Чтобы сплетни стали не интересными для окружающих, особенно, в женском коллективе, не отрицайте её, а соглашайтесь! И это перестанет быть тайной.

Никогда не оправдывайтесь и не объясняйтесь, но и не опровергайте, таким образом, показав свою слабость и страх. Пусть болтают, мне всё равно! Рано или поздно сплетникам вы станете не интересны, они, скорее всего, переключатся на другую личность.

Не демонстрируйте, что вы обижены, а тем более вам стыдно. Пусть эти чувства испытывают ваши недоброжелатели!

Очень хорошо провести анализ – почему так произошло, может вы где-то или с кем-то допустили ошибку, сами задели или обидели кого-нибудь.

Не будет лишним поговорить со сплетником, узнать из-за чего « весь сыр-бор»? Может, много станет понятным и, тогда не стоит даже переживать и страдать.

Как научиться не сплетничать!

Чтобы хоть как-то очистить наш прекрасный мир от подобного человеческого порока, как сплетни, начните с себя! Никогда и никого не обсуждайте без присутствия того, о ком хотите поговорить. Если хочется высказать, говорите в глаза, а не за спиной. Это очень трудно, но зато честно! Научитесь контролировать свои эмоции и чувства, не тратьте собственную энергию на суждения и обвинения кого бы то ни было. Не стоит тратить свою жизнь на мелочные склоки и злословия. Живите в гармонии с собой и, как советуют психологи, меняйте негативные мысли на позитивные!

И молодые, и взрослые женщины распускают слухи о потенциальных соперницах, конкурируя за мужское внимание, выяснили американские психологи. Результаты были опубликованы в журнале Journal of Experimental Social Psychology .

Более ранние исследования, в которых были рассмотрены 137 разных культур, установили, что женская конкуренция за романтические отношения с мужчиной присутствует в 91% из них.

«Исторически так сложилось, что процветание семьи зависело от партнера женщины, — поясняет Таня Рейнольдс, ведущий автор исследования. — Сегодня это уже не играет такой большой роли — женщины получили доступ к образованию и работе. Однако потеря одного из источников дохода семьи сокращает количество ресурсов для воспитания детей, а бракоразводный процесс — очень стрессовое мероприятие.

Так что удержание партнера по-прежнему влияет на жизнь женщины и ее семью.

Кроме того, репутация женщины по-прежнему является определяющим фактором в том, удастся ли ей добиться романтических отношений, дружбы или профессиональных успехов. Наше исследование показывает, что сплетни могут существенно изменить восприятие женщины в социуме. Люди склонны придавать большую значимость отрицательной информации о личности, потому что считают, что она гораздо больше говорит о характере, чем положительные факты».

Рейнольдс провела пять исследований, в которых установила, что юные девушки в той же мере, что и взрослые женщины, склонны сплетничать о других девушках. Они более склонны распространять информацию, порочащую репутацию, если женщина красива, вызывающе одета или флиртует с их партнером. Кроме того, чем более женщина в целом склонна к конкуренции, тем более охотно она распускает слухи.

В первом исследовании приняли участие 111 человек — 48 мужчин и 63 женщины 19-65 лет. Участникам было продемонстрировано фото привлекательной женщины по имени Франческа. Им было предложено представить, что эта женщина появилась в их окружении и оценить по семибалльной шкале ее моральный облик, свое желание дружить с ней, вступать в сексуальные отношения, ходить на свидания и заключить брак (женщины ставили оценки только по двум первым пунктам).

Затем им следовало снова оценить свои намерения в соответствии с 10 утверждениями о личности и образе жизни Франчески. Часть из них описывала ее как женщину, которая спит со всеми подряд, изменяет своему молодому человеку, склонна к ожирению и подозревает, что беременна. В остальных же говорилось о том, что Франческа жертвует деньги на благотворительность, говорит на четырех языках, путешествует по всему миру и прекрасно поет.

Как и ожидалось, заявления, выставляющие Франческу в негативном свете, оттолкнули от нее мужчин, как и предположение о ее беременности.

При этом склонность к ожирению никак не повлияла на мужской интерес, но неожиданно сделала Франческу более симпатичной для женщин. Также располагала женщин и информация о возможной беременности.

Интересно, что желание дружить с путешествующей по всему миру Франческой мужчины оценили на 5,58 баллов (самый высокий балл из всех 10 утверждений), а вступать в половые отношения — лишь на 3,85. Возможность жениться на предположительно беременной Франческе мужчины оценили в 2,17 балла, при этом если Франческа не была беременна, но имела ЗППП или изменяла предыдущему партнеру, она не набирала даже 1,5 балла.

Активная половая жизнь не слишком мешала дружбе мужчин с Франческой — в этом случае такая возможность оценивалась почти в 4 балла. Возможности брака больше всего способствовал высокий IQ — 4 балла. Он же оказался лидером и в пункте о возможности отношений. А вот переспать мужчины почему-то больше всего хотели с Франческой, которая говорит на четырех языках.

У женщин Франческа вызывала наибольшую симпатию, если путешествовала по миру, жертвовала деньги на благотворительность и была умна, а наибольшую неприязнь — если вела свободную половую жизнь, имела венерические заболевания и изменяла бывшему ухажеру.

Если женщины соревнуются друг с другом, чтобы добиться отношений с тем или иным мужчиной, то больше всего эта черта должна проявляться при защите устоявшихся отношений от потенциальной конкурентки, предположили исследователи. Для следующего этапа они отобрали 214 женщин, которым показали фото женщины из первой части исследования (теперь под именем Вероника) и попросили половину из них представить, что она заигрывает с их партнерами.

те женщины, чьи отношения могли оказаться под угрозой из-за флирта Вероники, были более склонны распространять очерняющие ее сведения и помалкивать о ее положительных сторонах.

Далее исследователи случайным образом распределили между еще 217 участницами фотографии двух женщин, одну из которых перед этим группа мужчин оценила как гораздо более привлекательную, чем вторую. Участницы должны были представить, что женщина на фото влилась в их окружение и оценить свою склонность распространять о ней сведения из более ранних этапов исследования. Женщины гораздо охотнее распространяли порочащие сведения о более привлекательной женщине, также скрывая ее положительные характеристики. Влияла на желание испортить репутацию красавицы и склонность самих участниц к конкуренции, установленная с помощью отдельного теста.

Аналогичные результаты были получены и на следующих этапах исследования, где оценивалась склонность женщин очернять репутацию женщин на фото в зависимости от привлекательности их лица или откровенности наряда. Чем более привлекательна была женщина на фото и чем более сексуально одета, тем сильнее она рисковала оказаться жертвой сплетен.

Для финального этапа исследования ученые отобрали 104 студентки 18-39 лет. Когда каждая из них приходила в лабораторию, компанию ей составляли две подставные участницы, одна из которых всегда была одета консервативно, а наряд второй (Франчески) в половине случаев был откровенным. Самим участницам было сказано, что исследование якобы посвящено тому, как люди работают в группах.

Исследователь-мужчина вызывал трех женщин к себе и выдавал им логические задачи, которые те должны были решить. Затем первая подставная участница отправлялась в другое помещение, исследователь выходил, а Франческа в процессе работы признавалась участнице, что вчера напилась и переспала с двумя парнями.

Вскоре исследователь возвращался в лабораторию и говорил, что Франческа закончила свою часть работы. После этого участница продолжала решать задачи со второй подставной участницей. Та между делам интересовалась, каково было работать с предыдущей девушкой. После того, как женщины заканчивали решать задачи, исследователь расспрашивал участницу о ее впечатлениях от работы с каждой из напарниц. Только после этого участницам раскрывалась истинная суть исследования.

Результаты этой части исследования снова показали:

женщины больше склонны распускать сплетни о сексуально одетых женщинах. Если Франческа была одета консервативно, участницы менее активно делились со второй подставной участницей и исследователем подробностями ее интимной жизни.

Рейнольдс подчеркивает, что женщины не сплетничают целенаправленно — скорее всего, они делают это неосознанно, когда ощущают возможную угрозу своим отношениям.

Более ранние исследования показали, что привлекательные девушки чаще становятся жертвами травли со стороны сверстников, чем симпатичные юноши.

«Полученные данные предполагают, что инициировать эту травлю могут именно женщины. А в будущем они распускают порочащие слухи на рабочем месте», — считает Рейнольдс. По ее мнению, эта информация должна быть донесена до специалистов в сфере образования, чтобы те могли более эффективно бороться с травлей в школах.

Также Рейнольдс рассчитывает, что результаты ее работы повысят осведомленность среди женщин, тем самым улучшив отношения между ними и заставив задуматься перед тем, действительно ли они хотят пересказать кому-то тот или иной слух.

«Я надеюсь, мы создадим для женщин «формулу успеха», которая не будет связана с их партнерами или внешней привлекательностью, — говорит она. — Если мы уменьшим конкуренцию за романтические отношения и популяризируем идею о том, что женщинам не нужны мужчины, чтобы быть успешными, если мы изменим наше представление о том, что значит быть успешной женщиной и перестанем концентрироваться на вопросах вроде «Привлекательна ли я для мужчин?», то это позволит уменьшить количество сплетен, сделает женщин более уверенными в себе и придаст большую ценность другим качествам — например, интеллекту или доброте».

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Представляешь, ее муж...», «Она совершенно не умеет одеваться», «На самом
деле он никакой не специалист!», «У них дети совершенно невоспитанные» -
хоть раз в жизни каждый из нас слышал подобные фразы. Да мы и сами иногда не против обсудить коллег или друзей. Люди обожают сплетничать. Исследования показали: около 80 % наших разговоров - это обсуждение других людей и их привычек .

Почему мы так любим сплетни?

По мнению психологов, главная причина - это стремление человека упростить процесс налаживания социальных связей.

  • Антипатии, разделяемые собеседниками, связывают их гораздо сильнее, чем общие симпатии и интересы.
  • Люди чувствуют определенное волнение, когда разглашают конфиденциальную информацию о других.
  • Существуют сплетники, которые получают удовольствие от чужих неудач и промахов, мысленно проводя параллель между «таким умным собой» и кем-то из соседнего отдела.

Как это остановить?

Кажется, что сплетни везде и их трудно избежать. Но психологи выявили простую
фразу, которая может остановить сплетника. Когда кто-то пытается вовлечь вас в негативный разговор о другом человеке, просто спросите:

«Почему ты говоришь мне это?»

Простая фраза, не так ли? И тем не менее она очень эффективна.

  • Во-первых, вопрос рассеивает любой корыстный мотив сплетника.
  • Во-вторых, фраза заставляет сплетника понять, что вы не заинтересованы в соучастии, и потерять к вам как к собеседнику интерес.

Сплетни далеко не безобидны. Распространение слухов или лжи может негативно сказаться и на эмоциональном здоровье человека, и на его репутации. Важно понимать, что, когда вы сплетничаете - вы вредите, прямо или косвенно. А потому в следующий раз, когда кто-то попытается втянуть вас в сплетни, вспомните, что простая фраза «Почему ты говоришь мне это?» может остановить поток грязных слухов.

Сплетни - самое доступное развлечение. Один из самых важных и, что немаловажно, безопасных. Ученые видят в феномене сплетен важнейший эволюционный механизм.

Когда появились сплетни?

Социологи и антропологи сегодня уже не сомневаются в том, что феномен сплетни сопровождал человечество на протяжении всей его истории. Более того, оксфордский психолог Робин Дунбар пришел к выводу, что сплетни - важнейший эволюционный фактор, приведший к развитию мозга.

Дунбар считает, что сам язык возник из необходимости распространения сплетен.

Дунбар является специалистом по эволюционной психологии человека. Он считает, что сплетни испокон веков позволяли передавать жизненно необходимую информацию в человеческих сообществах, обозначать, кому можно доверять, а кто опасен, помогали поддерживать связи между близкими и родными. Именно сплетни помогали создавать «зеленые зоны» разных уровней коммуникации. Те, кто по каким-либо причинам был сплетнями опорочен, оставался за границами социальной группы.

Сплетни как социальный инструмент

В современном обществе сплетни по-прежнему остаются одним из важнейших элементов социальной коммуникации. По подсчетам, больше 80% бытового общения в трудовых коллективах - это сплетни того или иного рода. Как правило, сплетни не несут в себе очевидной прикладной нагрузки, однако для формирования сообщества они крайне важны.

Во-первых, сплетни - это несложная, а главное безопасная форма адаптации человека в новой для него среде. Посредством сплетен он может многое узнать о «третьем», о его моральным качествах, стиле одежды, речевой манере и прочих, на первый взгляд, мелочах, а по сути - штрихах образа.

Кроме того, способность к формированию сплетен - суть способность к креативу. Сплетни в сообществе становятся плодом сотворчества.

В каждом коллективе есть ролевая модель «главный сплетник» (как правило, «сплетница»), его могут за глаза осуждать и даже смеяться над ним, но один он никогда не останется. Генератор сплетен всегда будет в центре внимания. Если, конечно, сплетни будут оставаться на должном уровне правды.

Наконец, сплетни - отличный инструмент оценки сотрудников в плане стрессоустойчивости, а значит - ступень к их профессиональному росту. Уметь с достоинством узнавать сплетни о себе и «держать голову» всегда ценилось. Те же, кого сплетни не касаются и кто сам их не производит, как правило, долго в коллективах не задерживаются.

Сплетни как наркотик

Психоаналитик Вирджин Миггл утверждает, что тяга к сплетням формируется у человека в раннем возрасте. При помощи сплетен о других детях ребенок формирует комплиментарное поле. Говоря о своих сверстниках не всегда хорошие вещи, девальвируя их в глазах друзей и своих родителей, ребенок защищает себя, показывая, что он не такой, что он от них выгодно отличается.

Рассказывая сплетни, ребенок бессознательно получает удовольствие. Почему это происходит?

На это дают ответ последние исследования. Эксперты из университета Мичигана, пришли к выводу, что сплетни повышают уровень так называемых гормонов удовольствия, серотонина и эндорфина, и благотворно влияют на гормональный фон. Конечно, все хорошо в меру.

Сплетни как терапия

В Калифорнийском университете в Беркли в 2012 году было проведено исследование, в ходе которого группа добровольцев наблюдала за двумя игроками, один из которых мошенничал. У тех, кто заметил нечестную игру, было зафиксировано учащение сердцебиения и повышенная активность в миндалинах - эмоциональном центре мозга.

Только после того как участники эксперимента смогли предупредить второго игрока о нечестности его партнера, сердечный ритм у них восстановился.

Робб Уиллер, один из авторов этого исследования, опубликованного в журнале Personality and Social Psychology сказал: «Распространение информации о человеке, нарушающим общественные устои или правила, помогает «сплетникам» чувствовать себя лучше».

Терапевтический эффект объясняется тем, что человек, распространяющий слухи, помогает другим людям не попасть в неприятную ситуацию и не стать жертвой мошенников.

Уиллер также заметил, что положительную роль играют далеко не все слухи. Например, сплетни о знаменитостях не несут социальной направленности и поэтому не обладают лечебным эффектом.

Сплетни и зрение

В 2011 году в журнале Sciense было опубликовано интересное исследование. Американские психологи использовали явление бинокулярного соперничества для проверки предположения о том, что лица людей, имеющих дурную репутацию, привлекают внимание сильнее, чем лица людей с хорошей или нейтральной репутацией.

Для проверки этого, с группой испытуемых были проведены исследования при помощи стереоскопа и слайдов с фотографиями людей и заключениями о них разной степени негатива.

Полученные результаты совпали с ожиданиями исследователей. Оказалось, что лицо дольше доминирует в зрительном восприятии, если с ним связана «негативная» сплетня. Все остальные типы фраз (позитивные и нейтральные сплетни, негативные, позитивные и нейтральные социально незначимые сообщения) не увеличивали степень доминирования, равно как и новизна лиц.

Таким образом, репутация и сплетни влияют не только на наше отношение к людям, но и на то, как мы их видим.