Подход к понятию деятельности в психологии. Обсуждение полученных результатов исследования

У меня приятельница есть, успешная, молодая, умная, грызет землю зубами, 28 лет.
Работает на большой должности в большой фирме, все время костюмчик такой модненький, встречи-встречи. Хрен ее выцепишь, у нее то курсы какие-нибудь, то встречи, то зал, а в остальное время она высыпается.
И иногда по выходным к родственникам ездит на дачу, дань отдать.
А родственников там набирается — полная избушка.
Мама с папой, иногда сестра младшая с мужем и двумя детьми, тетка по маминой линии, дядька иногда, по папиной.
Короче, полно родни, и все сконцентрированы в одном месте.
И вот она в толстовке и рваных джинсах на электричке утром в субботу туда, вечером обратно. Говорит, что оставаться на два выходных — смерти подобно. Она и так-то ездить туда не любит.

Потому что мама её, женщина пожилая, будто бы любя, но спрашивает: когда же из тебя что-то выйдет-то, а? И выйдет ли?
Славка маме отвечает, что обязательно выйдет, она к этому стремится. Объяснять что-то глубже — бесполезно, пройдено не раз.
Иногда то же самое спрашивает папа, тоже человек старой закалки. И смотрит неодобрительно.

Эх, вздыхает мама. У Лены (сестры) муж, двое детей, квартира, две машины.
А ты вон, на электричке, даже с дачи родителей привезти в Москву не можешь.
Для мамы и папы Слава не успешна. Сестра, когда выбирается с семейством на дачу, тоже смотрит немного свысока, хоть и младшая.
Да и тётя не отстает: ты что, давно б устроилась на нормальную работу, с нормальной зарплатой. Вот Анечка (соседка) себе дачу прикупила, а она всего на 2 года тебя старше…

Слава молчит, вздыхает, как-то переживает субботу и уезжает в свой мир.
В своем мире она ревет в электричке, а потом дома пьет вино, чтобы прийти в себя. Настроение на нуле. А на следующий день идет в зал.

Мы недавно познакомились.
Я люблю сидеть у нее в гостях. Она снимает квартиру в новом доме на 22 этаже, 70 метров хорошего ремонта, у нее всегда хороший кофе и хорошее вино. В ванной крутая косметика. В шкафу висят красивые костюмчики.
По воскресеньям приходит какая-то филиппинка, убирает квартиру, моет окна. Сама Славка не успевает.
У нее работа, спортзал и еще она читает какие-то лекции.

Родители бывали у нее дома, но это как, знаете, человек способен осмыслить только то, что укладывается в рамки его понимания. Славина квартира в их рамки не помещается, а потому будто бы немножечко проходит мимо сознания, как будто сама Слава там не живет, а случайно оказалась, что ли. Слишком просторно, слишком стильно и бело, слишком непонятно, слишком… да и вообще, ведь не своя.
Марки косметики им тоже ни о чем не говорят, в костюмчиках они не разбираются.
Про филиппинку Слава предпочитает молчать, совсем уж не поймут.
У них совсем другие категории.


Я пока не заработала на машину с водителем, — говорит Славка, — это же не просто стоимость тачки, это бензин, парковка, тех.обслуживание, мойка, форсмажоры, а зарплата водителю где-то полтинник в месяц. А я не готова, ну нет у меня лишнего полтинника в месяц.
И она это так обыденно говорит. Всего-то до водителя полтоса не хватает.
У нее маниакально-депрессивный психоз, сейчас это называется биполярное расстройство, ей не получить права, да она и не хочет водить, не доверяет себе как водителю.
Поэтому ездит на метро, иногда — на такси.
А для мамы машина — показатель успешности. Своя машина. И своя квартира. Пусть махонькая, но своя. Съёмная большая — не считается.

Кать, — говорит Слава, — вот у сестры в семье две машины. Это для мамы важно.
Вот только почему-то не важно, что Юрке (мужу сестры) машину купили родители, а сама Ленка свою взяла в кредит, и выплачивать еще два года. И квартира в Подольске, маленькая двушка, 54 квадрата, он, она, двое детей. Ипотека на 20 лет. Зато квартира, Кать. А я так не хочу.
Я не хочу ехать до работы полтора часа на электричке, а потом так же назад. И детей я не хочу рожать, пока на ноги не встала. И не знаю, захочу ли вообще.

Я Славку убеждаю, что не надо слушать родственников, они в своем мире живут, они своими мерками измеряют.
Она понимает, но переживает.

И я вот, знаете, что думаю? Я думаю, что ведь эта херота у нас повсеместно. Люди до сих пор все измеряют квартирами-машинами.
У меня половина знакомых квартиру даже не пытаются покупать, и аргумент один — не, ну какая квартира, я еще неизвестно, в какой стране буду жить через 5 лет. Мир огромен.
Но нет у тебя квартиры-машины, все, для многих ты лошара без будущего.
Зато если ты живешь в своей квартире, особенно где-нибудь ближе к центру, и уж тем более ездишь на машине, уу, ты успешный человек, и никому не важно, что в той самой квартире лет 20 не было ремонта, а вместе с тобой там живут мама, папа, старший брат с женой, бабушка и трое детей брата, а машина чаще в ремонте, чем ты на ней ездишь.
Зато завидная невеста!

А чё для вас показатель успешности?


Как оценку по уровням успешности перевести в предметную отметку?

На основании продемонстрированного уровня успешности (оценки-характеристики) определяется предметная отметка в одной из балльных шкал, принятой в образовательном учреждении:

а) 5-балльная шкала «традиционных отметок», соотнесённая с уровнями успешности с помощью «+», которые нельзя выставить в официальный журнал , но можно проговорить, объяснить ученику отличия. Например, так: «Официальная шкала отметок очень неточная. В журнале мы не видим разницу между твоей четвёркой и его четвёркой. Но главное, чтобы ты понимал – это четвёрки разного уровня»;

б) 6-балльная шкала «баллов успешности», специально разработанная под уровни успешности; в) 10-балльная шкала, соотнесённая с уровнями успешности;

г) 100-балльная (процентная) шкала, соотнесённая с уровнями успешности.

Возможно использование и других шкал, если они соотнесены с качественными уровнями успешности.


Уровни успешности

5-балльная шкала

6-балльная шкала

10-балльная

шкала


100%

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача


«2» (или 0)  ниже нормы, неудовлетворительно

0 или пустой кружок в Таблице результатов

0 – не приступал к задаче

1 – приступил к решению, но не решил


0-49%

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания


«3»  норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)


1 балл успешности

2

50-64%

//или 69


«4»  хорошо.



2 балла успешности

5 – полное усвоение

65-74%

Или 70-100 н.у.

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,

либо новые, самостоятельно усвоенные умения


«5+»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)


5 баллов успешности

9

Отдельная шкала: 50-69%

«5 и 5»  превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)


6 баллов успешности

10

Отдельная шкала:

70-100%


В чём специфика оценивания МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов?

Какими средствами контролируются метапредметные и личностные результаты?
Главное средство контроля – специальные диагностические работы:


  • задания по отдельным универсальным учебным действиям;

  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
Эти задания, собранные в диагностические работы, могут быть разработаны

а) специалистами РАО (Федеральный институт педагогических измерений) и выпущены издательством «Просвещение»;

б) авторами ОС «Школа 2100» и выпущены издательством «Баласс» на бумажных или электронных носителях ;

в) специалистами региональных и муниципальных служб, работающих в сфере образования;

г) педагогами самого образовательного учреждения (внутренняя оценка, в отличие от предыдущих – внешних оценок).

Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов − это


  • педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД (см. листы наблюдений в разделе «Портфель достижений»);

  • экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель);

  • самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».

Как оцениваются диагностические работы по УУД в ОС «Школа 2100»?

В специальных диагностических работах, направленных на выявление метапредметных и личностных результатов, которые созданы в ОС «Школа 2100», выполнение каждого задания состоит из нескольких действий.

Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл. Сумма баллов за задание переводится в 100-балльную шкалу.

Каждое задание показывает овладение каким-то действием (умением). Соответственно по каждому действию (умению) можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него).

Описание этого состояния словами – это качественная оценка.

Цифра в виде % по данному действию – количественная отметка.

Эти оценки и отметки не переводятся напрямую в 5-балльную шкалу. Однако они могут быть соотнесены с качественными оценками по уровням успешности, если задания диагностических работ отнести к необходимому (базовому) или к повышенному (программному) уровням.


Максимальный уровень

«Превосходно»

В заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 61 100 % действий

Повышенный (программный) уровень

«Отлично»

В заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 50 60 % действий

Необходимый

уровень


«Хорошо»

В заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 61 100% действий

«Нормально»

(«зачёт»)


В заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 50 60% действий

Как определять комплексную оценку по материалам «Портфеля достижений»?

Как оценивать отдельные (текущие) материалы, поступающие в «Портфель достижений»?

Обязательные материалы (пополняются педагогом): предметные контрольные , диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности (см. выше).

Таблицы результатов систематизируют эти оценки в виде выводов.

Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим учеником (см. листы самооценки в правиле 4).

Пример:


Максимальный уровень

«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Повышенный (программный) уровень

«Отлично»

Решена необычная, в чём новая задача

Необходимый

уровень


«Хорошо»

Известная задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Известная привычная задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

Психологическая характеристика уровней успешности:

1. Уровень мастерства и свободы в общении – предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошие навыки и саморегуляцию, отсутствие отчужденности, то есть включенность в социальные связи, отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.

2. Лидерский уровень – его легко достигают экстраверты, хорошо владеющие навыками и умениями, лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу. Οʜᴎ находят взаимопонимание с людьми, имеют развитое чувство собственного достоинства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ избавляет от недоверия к людям и лишних ссор и недоразумений. Лидеры смелы и активны в контактах, ситуативно застенчивы, без излишней чувствительности, прибегают к манипулированию, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей, не авторитарны, любят советовать.

3. Радикально-партнерский уровень –характерен для партнерски-ориентированных радикалов, умеющих выслушать и найти общее решение. Οʜᴎ конформны, хорошо работают в группе, практичны и не агрессивны, обладают высокой эмпатией, эгоцентричны; им присущи хороший самоконтроль и самодисциплина.

4. Рационально-консервативный уровень –лица, составившие эту группу, консервативны, закрыты, расчетливы, нон-конформны, погружены в себя, мечтательны, плохо контролируют эмоции; у них отсутствует эмпатия.

5. Агрессивно-авторитарный уровень – на нем авторитарность сочетается с высокой агрессивностью (что обычно характерно для высоко авторитарных личностей). У таких людей нет достаточной гибкости в способах влияния, снижено самоуважение, следствием чего является высокая тревожность; недостаток влияния обусловлен, помимо всœего прочего, недостаточной сформированностью навыков и умений, что подтверждается также и отсутствием манипулятивности. Им свойственны повышенная конфликтность, нетерпение, недоверчивость, отсутствие партнерской ориентации, раздражительность, порою взвинченность, внутренние и внешние конфликты.

6. Уровень невротического одиночества и застенчивости – его составили люди с глубоким чувством одиночества, аутистичные, крайне невротизированные, плохо адаптирующиеся, с неважной саморегуляцией. Οʜᴎ мечтают о легкости общения, но повышенная самокритичность и неуверенность не дают им реализовать имеющиеся навыки и умения. Это – застенчивые, сенситивные, необщительные скептики и даже холодные люди.

В общительности выражается потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения и установлению приязненных отношений, умение не теряться в момент общения, стремление взять на себя инициативу в контакте, при случае – и роль лидера в группе. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Эта черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт: умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и менять тему, знакомиться, находить правильную форму обращения к другому человеку; обычно сопряжена с такими умениями, как владение жестикуляцией, уместность и богатство мимики, выразительность интонаций и поз. Противоположной чертой является замкнутость, крайнее выражение которой – аутистичность.

В психологической литературе для того, чтобы охарактеризовать интенсивность, направленность и другие аспекты общения, употребляются близкие понятия: общительность, экстраверсия и др.
Размещено на реф.рф

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системнодеятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

3 слайд

Описание слайда:

Оценка динамики образовательных достижений учащихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

4 слайд

Описание слайда:

Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

5 слайд

Описание слайда:

Принципы оценивания Принцип 1 Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Принцип 2 Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.

6 слайд

Описание слайда:

Принцип 3 Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов Принцип 4 Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

7 слайд

Описание слайда:

Принцип 5 Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.

8 слайд

Описание слайда:

КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся: критериально-ориентированный, позволяющий оценить, насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений. Результат будет показывать, соответствует ли уровень достижений данного ученика требованиям стандарта или другим критериям. При данном подходе результаты могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет), во втором - дается уровень или процент освоения проверяемого материала (на каком уровне освоен стандарт или какой процент из всех требований стандарта усвоен). ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем. нормативно-ориентированный, нацеленный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируются в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя - нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Органичное соединение трех вышеназванных подходов в оценке образовательных достижений школьников позволяет говорить о критериально-уровневом оценивании, который рассматривается как способ повышения качества обучения.

9 слайд

Описание слайда:

Ориентация учащихся на различные требования к усвоению учебного материала определяет необходимость организации уровневого подхода, в основе которого лежит теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Под уровневым подходом понимается совокупность методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных особенностей учащихся на основе выделения разных уровней усвоения знаний при овладении обязательным базовым уровнем подготовки. Уровневый подход к усвоению учебной программы позволяет: проводить обучение в соответствии с возможностями и способностями каждого ученика; осуществлять работу с различными группами детей; выделять 2 уровня учебных достижений: базовый и повышенный.

10 слайд

Описание слайда:

Содержание уровневого подхода к оценке учебных достижений учащихся заключается в следующем: - оценка должна отражать педагогические цели (то есть ожидаемые результаты в соответствии с образовательными компетенциями); - ориентиром для определения педагогических целей в каждом конкретном случае является таксономия, определяющая цели в познавательной и других сферах развития; - приоритетным способом проведения оценки является стандартизированное тестирование, которое должно быть направлено на оценку того, что необходимо определить у ученика; - компьютерное тестирование должно стать альтернативой письменных контрольных работ; - оценка учебных достижений должна быть основана на критериях достижений целей обучения;

11 слайд

Описание слайда:

Промежуточное оценивание осуществляется в ходе процесса обучения с целью положительного воздействия на развитие учащихся; - дифференцированный подход к оценке уровня знаний предполагает приспособление оценки к уровню развития каждого ученика; - адекватность оценки обеспечивается за счет соответствия индивидуальной образовательной программы уровню развития ученика; - в специальном обучении широкое применение должны получить портфолио как эффективный способ оценки учебных достижений. Таким образом, в условиях уровневого подхода особенность оценки заключается в ярко выраженном соответствии уровню усвоения учебной программы, отражающему тот или иной уровень развития ученика.

12 слайд

Описание слайда:

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами). Критерии оценивания – по признакам трёх уровней успешности.

13 слайд

Описание слайда:

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Максимальный (необязательный) уровень («превосходно») Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

14 слайд

Описание слайда:

Уровни успешности 5-тибальная шкала Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача «2» – ниже нормы, неудовлетворительно Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания «3» норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «4»хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

15 слайд

Описание слайда:

Повышенный уровень(«отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации «4+»близко к отлично. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «5»отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Максимальный (необязательный) уровень («превосходно») Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенныеумения «5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «5 и 5»превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

16 слайд

Описание слайда:

Особые ситуации при использовании уровней успешности 1) В курсе русского языка и математики некоторые важнейшие умения и навыки невозможно проверить через нестандартные задачи (например, орфографические умения или вычислительные навыки). Задания на выбор написания, например, являются заданиями, которые выполнялись много раз, и по этому признаку они являются заданиями необходимого уровня. Однако их полностью правильное выполнение рекомендуется рассматривать как повышенный уровень, чтобы не ущемлять интересы ученика, который иначе лишается возможности получить за такие задания оценку выше «хорошо» (4). 2) Если ученик проболел, изучил материал самостоятельно и верно выполнил задание необходимого уровня, рекомендуется оценить его как задание программного уровня. 3) Если материал не пройден до конца в силу объективных причин, а проверочная работа должна быть проведена по плану, то для учеников, которые верно выполнили задание по неизученному материалу, уровень также сдвигается на один в сторону увеличения.

Общительность

Общительность, контактность, коммуникативная совместимость

Общительность относится к числу наиболее общих и первичных черт характера. По мнению Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, общительность в значительной степени связана с типом высшей нервной деятельности человека, его темпераментом. Это – одна из коммуникативных черт личности, к которым следует отнести и другие черты: контактность, следование социальным нормам во взаимодействии, экспрессивность, робость, инициативность и т. д.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Исследование успешности общения проводилось В. Н. Куницыной в 1991 г. Для количественного выражения успешности общения были использованы индексы контактности, адаптивности и коммуникативной совместимости, каждый из которых представлял собою соотношение групп свойств, способствующих или затрудняющих осуществление этих процессов в общении. На практике показатель успешности уже по своему психологическому содержанию приближался к понятию социального интеллекта.

Общий показатель успешности представлял собой среднее арифметическое от суммы трех обобщенных индексов (контактности, коммуникативной совместимости и адаптивности), что позволило выделить и обозначить уровни успешности.

На основании объединения групп с близкими значениями индекса успешности выделено шесть уровней успешности общения. Усредненный числовой индекс каждого уровня является количественной мерой успешности и позволяет определять уровень успешности отдельных индивидов и групп.

Психологическая характеристика уровней успешности:

1. Уровень мастерства и свободы в общении – предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошие навыки и саморегуляцию, отсутствие отчужденности, то есть включенность в социальные связи, отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.

2. Лидерский уровень – его легко достигают экстраверты, хорошо владеющие навыками и умениями, лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу. Они находят взаимопонимание с людьми, имеют развитое чувство собственного достоинства, которое избавляет от недоверия к людям и лишних ссор и недоразумений. Лидеры смелы и активны в контактах, ситуативно застенчивы, без излишней чувствительности, прибегают к манипулированию, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей, не авторитарны, любят советовать.



3. Радикально-партнерский уровень –характерен для партнерски-ориентированных радикалов, умеющих выслушать и найти общее решение. Они конформны, хорошо работают в группе, практичны и не агрессивны, обладают высокой эмпатией, эгоцентричны; им присущи хороший самоконтроль и самодисциплина.

4. Рационально-консервативный уровень –лица, составившие эту группу, консервативны, закрыты, расчетливы, нон-конформны, погружены в себя, мечтательны, плохо контролируют эмоции; у них отсутствует эмпатия.

5. Агрессивно-авторитарный уровень – на нем авторитарность сочетается с высокой агрессивностью (что обычно характерно для высоко авторитарных личностей). У таких людей нет достаточной гибкости в способах влияния, снижено самоуважение, следствием чего является высокая тревожность; недостаток влияния обусловлен, помимо всего прочего, недостаточной сформированностью навыков и умений, что подтверждается также и отсутствием манипулятивности. Им свойственны повышенная конфликтность, нетерпение, недоверчивость, отсутствие партнерской ориентации, раздражительность, порою взвинченность, внутренние и внешние конфликты.

6. Уровень невротического одиночества и застенчивости – его составили люди с глубоким чувством одиночества, аутистичные, крайне невротизированные, плохо адаптирующиеся, с неважной саморегуляцией. Они мечтают о легкости общения, но повышенная самокритичность и неуверенность не дают им реализовать имеющиеся навыки и умения. Это – застенчивые, сенситивные, необщительные скептики и даже холодные люди.

В общительности выражается потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения и установлению приязненных отношений, умение не теряться в момент общения, стремление взять на себя инициативу в контакте, при случае – и роль лидера в группе. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Эта черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт: умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и менять тему, знакомиться, находить правильную форму обращения к другому человеку; обычно сопряжена с такими умениями, как владение жестикуляцией, уместность и богатство мимики, выразительность интонаций и поз. Противоположной чертой является замкнутость, крайнее выражение которой – аутистичность.