Проблемы сохранения биологического разнообразия земли. Презентация "сохранение разнообразия биогеоценозов"

Биологическое разнообразие и пути его сохранения

Цель: расширить знания о биологическом разнообразии организмов.

Задачи:

Раскрыть сущность проблемы рационального использования биологического разнообразия;

Продолжить развивать навыки самостоятельной работы;

Формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать на основе работы с учебником;

Применять умения работы с компьютером,

Продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.

Оборудование: компьютер, диапроектор, ноутбуки, карточки, таблицы.

Педагогическая технология: технология творческих мастерских.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.

Средства обучения:

    Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.

    Презентация.

    Распечатки материала.

Содержание урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Цель: уточнить понятие « биологическое разнообразие».

Учитель: прошу посмотреть на фотографии, таблицы и определить о чем пойдет разговор в следующей главе и на данном уроке. (экосистемах, популяциях, видах и их многообразии, биоразнообразии и т. д.) Верно. Мы сегодня поведем разговор о биоразнообразии и его сохранении. Тема главы 11 «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия». Тема урока: «Проблема сохранения биологического разнообразия» . Прошу открыть тетради и записать число и тему урока. Как вы думаете какова цель урока и задачи? (слайд презентации)

Вспомните из биологии, что такое биоразнообразие? (совокупность видов всех живых организмов)

Назовите факторы, определяющие биоразнообразие. (абиотические, биотические называют с примерами)

Сколько видов на планете? (слайд)

III Изучение нового материала

Учитель: биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. А так как оно является ресурсом (каким? Исчерпаемым) оно имеет стоимость, т.е. ценность. Предлагаю на данном этапе урока узнать о формах ценности биоразнообразия, в этом нам поможет п. 45 учебника (запишите домашнее задание). Но знакомится мы будем поэтапно. Работаем по алгоритму: индивидуальная работа с текстом учебника на с. 250-253 и законспектируйте в тетради. Используйте разные формы (краткие тезисы, таблицу, схему и т.д.) 10 мин.

Обсудите в паре. 3 мин

Обсудите в группе, оформите схему конспект и подготовьтесь к защите. 5 мин.

Учитель: мы узнали о ценностях биоразнообразия и конечно перед нами, стоит задача сберечь и сохранить то, что имеем и используем. Эта задача решается на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Используется два подхода. Первый – охрана в узком смысле. Второй подразумевает, что виды и сообщества используются в режиме неистощимого рационального природопользования. Слайды презентации. Что такое экологический туризм, каковы его особенности? Далее разговор о развитии экологического туризма и проблемах (картины, слайды о национальных парках Волгоградской области и их использовании), об организации сельского хозяйства в экологически безопасном режиме.

IV Закрепление учебного материала::

Защита презентаций обучающихся;

Тесты (самопроверка). Оцените (по желанию) всю свою деятельность на уроке (поставьте оценку в лист «контроля усвоения материала» и сдайте с тестом учителю).

Глоссарий в конспекте /прямая коммерческая ценность биоразнообразия, непрямая коммерческая ценность биоразнообрази и др./

Тест

    Биологическое разнообразие является ресурсом

а) исчерпаемым

б)неисчерпаемым

в)возобновимым

2 Совокупность видов, сообществ и экосистем – это

а) животный мир

б) растительный мир

в) биологическое разнообразие

г)объекты, занесенные в Красную книгу

3. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это

а) полезное времяпрепровождение

б) грамотный отдых

в) экологический туризм

г) рациональное природопользование

4. В настоящее время биоразнообразие

а) быстро увеличивается

б) постепенно возрастает

в) не изменяется

г) снижается

5. Охота на диких животных – это примеры использования

6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах - это

а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия

б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия

в) рекреационной ценности биоразнообразия

г) непознанной ценности биоразнообразия

/ ответ: 1а; 2в; 3в; 4г;5а; 6а/

V Рефлексия. Выскажите собственное суждение о достижении цели занятия. Вывод:

биологическое разнообразие - исчерпаемый ресурс, имеющий ценность, которую нужно сохранить и рационально использовать, обеспечить самовосстановление. От сохранения биоразнообразия зависит будущее человечества.

VI Домашнее задание: п. 45, конспект, презентация.

Учитель: самостоятельная работа с учебником и совместная деятельность в группах дала нам возможность усвоить учебный материал, а также мы отработали приемы эффективного взаимодействия друг с другом. Спасибо за работу!

Цель: дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности человека за окружающий мир природы;
Задачи:
Образовательные – создать условия для расширения и углубления знаний детей о формах биологического разнообразия, о необходимости создания Красной книги и ООПТ;
Развивающие – создать условия для организации самостоятельной работы школьников в малых группах; развивать у детей навыки общения, активность и самостоятельность,
воображение и творческие способности учащихся.
- способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности, воспитанию коммуникативной культуры;
Воспитательные – воспитывать в детях бережное отношение к природе, познакомить со способами сохранения растений и животных на Земле;
- показать детям, что человек – работник в «царстве природы»; учить детей выполнять законы природы;
показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы; воспитывать интерес к окружающему миру, чувство осознания своего единства с
природой
Оборудование: экран, проектор, персональный компьютер, FLASH-накопитель, конспект мероприятия, презентация «Земля только одна», стендовые доклады
учащихся.
Применяемые педагогические технологии: проектные, личностно-ориентированные, ИКТ
Ход урока:
Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики! 22 мая - мы отмечаем прекрасный день -Всемирный день биологического разнообразия. А вот вы, ребята, знаете, что такое биологическое разнообразие? Как вы понимаете эти слова.
Ответы детей.
Учитель: Верно. Биологическое разнообразие - это «все многообразие форм жизни на Земле, миллионов видов растений, животных, микроорганизмов с их наборами генов и сложных экосистем, образующих живую природу». Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цель.
(выполняют просьбу учителя).
А теперь посмотрим в учебник на стр. 118 и попробуем найти формы биологического разнообразия. Кто раньше найдёт, тот и выходит заполнять схему. Давайте разобьёмся на группы и попробуем выполнить совместно это задание.
(дети работают в группах)
Спасибо, ребята, за работу. Мы заполнили схему, зарисовали её в тетрадь совместно.
Теперь День биологического разнообразия отмечается во всём мире: в каждой стране, в каждом населённом пункте.
А как вы думаете, с чем связана актуальность этого дня?
(связана с возникшими проблемами на нашей планете).
Сегодня у нас в гостях два необычных человека. Давайте посмотрим на них и попробуем понять их поведение.
Разыгрывается сценка, где 2 туриста загрязняют природу
Как вы думаете, ребята, всё ли правильно сделали эти 2 туриста?
(ответы детей)
Вы совершенно правильно подметили. Мы не имеем права строить своё благополучие за счёт гибели других биологических видов. Каждый биологический вид неповторим, вредных видов в природе нет.
Изучение нового материала.
А теперь давайте послушаем учеников, подготовивших чтение стихотворений на тему «Охрана природы».
Ученик 1. Всё так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Берёзу ножиком пырнул какой- то живоглот.
Мне кажется, из-под коры её слеза течёт.
От этой чёрствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет - я.
Ученик 2 .Если ты сорвёшь цветок...
Ученик 3 . Если я сорву цветок,
Ученик 2 .Если все и я, и ты
Если мы сорвём цветы...
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
Ученик 3. И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты,
Ученик 1 .Если мы сорвём цветы...
Ученик 4. Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Ученик 5 .А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Ученик 4 .Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Ученик 5 .Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Ученик 4. Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Ученики вместе . Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Ученик 6. Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Ученик 7 . Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Ученик 6. О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Ученик 7 .Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Ученик 6. Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Ученики вместе. Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Скажите, ребята, что вы почувствовали, прослушав эти стихотворения? Не стало ли Вам страшно за дальнейшую судьбу обитателей нашей планеты?
(ответы детей)
Учитель. Молодцы, ребята! И да, на самом деле, сегодня биологическое разнообразие стремительно сокращается. Никто до сих пор не знает, сколько видов обитает на нашей планете. А есть виды растений и животных, которые вообще исчезли.
А в чём причина?
(ответы детей)
Верно. Активная деятельность человека. Если не принять мер по защите биологического разнообразия, то в ближайшие десятилетия будут утеряны тысячи видов растений и животных. Конференция ООН, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, выразила беспокойство о дальнейшей судьбе биоразнообразия видов на нашей планете и предложила всей мировой общественности в первую очередь обратить внимание на его сохранение. А сейчас я Вам предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка.
Раз, два - встать пора,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим,
Девять, десять – сядем вместе!

Учитель. Спасибо, ребята, за наш совместный отдых. А теперь мы обсудим с вами возможности защиты всего живого на планете и выясним, по каким причинам происходит резкое сокращение видов на нашей планете? Я приглашаю выступить моих помощников с их подготовленными стендовыми докладами по основным проблемам сокращения биологического разнообразия.
Учащиеся защищают стендовые доклады.

Ученик 1. Защита стендового доклада «Загрязнение водоёмов в современном мире»

Ученик 2 Защита стендового доклада «Убийство с азартом»

Ученик 3.Защита стендового доклада «Велика планета, а ступить некуда …»

Учитель: Спасибо, ребята! Было очень интересно посмотреть ваши работы. Посмотрите теперь на доску. У меня здесь 4 слова.
(на доске написано заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)
Как вы думаете, каким общим словом их можно назвать?
(ответы учащихся)
Какова роль этих территорий?
(ответы учащихся)
Теперь мы должны познакомиться с этими территориями и заполнить сравнительную таблицу, которая находится на доске. Работаем снова в группах и затем обсуждаем, что у нас с вами получилось.
(работают с текстом учебника и дополнительной литературой)
Учитель: Мы неплохо с вами поработали, а теперь я хочу заострить внимание ещё на одном моменте. Основой охраны природы и сохранения биологического разнообразия являются Красные книги. Давайте найдём информацию о Красной книге из дополнительных источников.
Когда была создана Красная книга Российской Федерации?
(Ответы учащихся: Красная книга животных Российской Федерации была создана в 1985 году, в ней – 247 видов. Красная книга растений Российской Федерации была создана в 1988 году, в ней – 533 вида.)
Учитель: Когда была создана первая Красная книга для нашей Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Кто авторы Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Приведите примеры растений из Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Приведите примеры животных из Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Большое спасибо всем.
Рефлексия:
Учитель: Спасибо вам, ребята, за ваши интересные выступления. Я надеюсь, что ваши рассказы тронули сердца слушателей. Давайте покажем с помощью смайликов, как каждое выступление произвело на вас впечатление.
(дети показывают смайлики, идёт обсуждение выступлений.)
А сейчас давайте посмотрим презентацию и закрепим всё то, что мы узнали сегодня.
Закрепление: просмотр презентации «Земля только одна»
Учитель: Настало время подвести итог. Если мы будем проявлять к окружающей среде такое поработительское отношение, то сильно пострадаем от её мщения. Природу нельзя покорять, с ней надо сотрудничать.
Домашнее задание: я предлагаю вам на выбор:
-составить синквейн
-составить ребус
-составить кроссворд

А в заключение нашей встречи давайте послушаем песню «Мы хотим, чтоб птицы пели» и будем своими делами творить добро в том доме, где мы живём. Я призываю вас, ребята, сохранить мир вокруг себя, ведь Земля только одна…
Звучит песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» в исполнении Валерии Федоренковой.
Спасибо всем за внимание, надеюсь, что наша встреча не прошла даром.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ещё в середине XIX века американский географ Г.Марш подметил суть проблемы охраны видов животных и растений. Он обратил внимание. что человек, потребляя животные и растительные продукты, уменьшает обилие видов. Вместе с тем он уничтожает так называемые “вредные” (с его точки зрения) виды, которые наносят ущерб численности “полезных” видов. Таким образом, человек изменяет природное равновесие между различными формами живой и растительной жизни. В ХХ века процесс обеднения биоразнообразия на нашей планете принял угрожающие масштабы.

3 слайд

Описание слайда:

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БИОРАЗНООБРАЗИЕ: 1. Огромные площади поверхности нашей планеты заняты немногими видами культурных растений (монокультурами) с чистыми сортами, выравненными по наследственным качествам. 2. Разрушаются многие типы природных экосистем и заменяются антропогенным культурным и техногенным ландшафтом. 3. Снижается число видов в некоторых биоценозах, что приводит к уменьшению стабильности экосистем. 4. Некоторые виды и популяции полностью вымирают под влиянием изменений окружающей среды или полностью уничтожаются человеком.

4 слайд

Описание слайда:

Растительность является неисчерпаемым источником различных лекарственных препаратов, используется в текстильной промышленности, в строительстве, производстве мебели и различных предметов обихода. Особую роль играют лесные ресурсы. Идёт процесс вымирания некоторых видов растительности. Исчезают растения там, где погибают или трансформируются экосистемы. В среднем, каждый исчезнувший вид растений уносит с собой более 5 видов беспозвоночных животных.

5 слайд

Описание слайда:

Животный мир - это важнейшая часть биосферы планеты, насчитывающая примерно 2274 тысяч видов живых организмов. Фауна необходима для нормального функционирования всей биосферы и круговоротов веществ в природе. Многие виды животных используются как продукты питания, либо в фармацевтических целях, а также для изготовления одежды, обуви и производства кустарных изделий. Многие из животных - друзья человека, объекты приручения, селекции и генетики.

6 слайд

Описание слайда:

Животный мир относится к группе исчерпаемых возобновимых природных ресурсов, однако целенаправленное истребление человеком некоторых видов животных привело к тому, что некоторых из них можно считать исчерпаемыми невозобновимыми ресурсами. За последние 370 лет из фауны Земли исчезло 130 видов птиц и млекопитающих. Скорость вымирания непрерывно возрастала, особенно за последние 2 века. Сейчас вымирание грозит примерно 1 тыс. видов птиц и млекопитающих.

7 слайд

Описание слайда:

Помимо полного и безвозвратного вымирания видов широкое распространение приобрело резкое снижение численности интенсивно эксплуатируемых человеком видов и популяций. Североамериканский зубр Бескрылая гагарка Японский журавль

8 слайд

Описание слайда:

В природе нет даже двух полностью идентичных организмов - представителей одной и той же популяции или вида. Процессы вымирания видов происходили всегда по естественным причинам. Об этом свидетельствуют данные археологии и палеонтологии. Однако в последние 2-3 века, особенно в ХХ веке биологическое разнообразие на нашей планете начало заметно сокращаться по вине людей, процесс обеднения биоразнообразия принял угрожающие масштабы. Осушение болот, орошение засушливых земель, расширение площади городских поселений, разработка полезных ископаемых открытым способом, пожары, загрязнение территорий и многие другие виды деятельности человека усугубили состояние природной флоры и фауны.

9 слайд

Описание слайда:

Сообщества живых организмов и сами экосистемы могут стабильно существовать и функционировать лишь при сохранении определённого уровня биоразнообразия, которое обеспечивает: взаимную дополнительность частей, необходимых для нормального функционирования сообществ, биоценозов и экосистем; - взаимозаменяемость видов; - надёжность саморегуляции экосистем;

10 слайд

Экология и УР Лекция 12

Биологическое разнообразие – это все множество различных живых организмов, изменчивость среди них и экологических комплексов, частью которых они являются. Биоразнообразие включает разнообразие на трех уровнях организации: генетическое разнообразие (разнообразие генов и их вариантов - аллелей), разнообразие видов в экосистемах и, наконец, разнообразие самих экосистем.

Биологическое разнообразие на видовом уровне охватывает весь набор видов на Земле от бактерий и простейших до царства многоклеточных растений, животных и грибов. В более мелком масштабе биологическое разнообразие включает генетическое разнообразие видов, образованное как географически отдаленными популяциями, так и особями внутри одной и той же популяции. Биологическое разнообразие включает также разнообразие биологических сообществ, видов, экосистем, сформированных сообществами и взаимодействия между этими уровнями.

Для беспрерывного выживания видов и природных сообществ необходимы все уровни биологического разнообразия, все они важны и для человека. Разнообразие видов демонстрирует богатство эволюционных и экологических адаптаций видов к различным средам.

Видовое разнообразие служит для человека источником разнообразных естественных ресурсов. Например, влажные тропические леса с их богатейшим набором видов производят замечательное разнообразие растительных и животных продуктов, которые могут использоваться в пищу, в строительстве и медицине.



Генетическое разнообразие необходимо любому виду для сохранения репродуктивной жизнеспособности, устойчивости к заболеваниям, способности к адаптации в изменяющихся условиях. Генетическое разнообразие домашних животных и культивируемых растений особенно ценно для тех, кто работает над селекционными программами по поддержанию и улучшению современных сельхозвидов.

Разнообразие на уровне сообществ представляет собой коллективный отклик видов на различные условия окружающей среды. Биологические сообщества, характерные для пустынь, степей, лесов и затопляемых земель, поддерживают непрерывность нормального функционирования экосистемы, обеспечивая ее «обслуживание», например, с помощью регулирования паводков, защиты от почвенной эрозии, фильтрации воздуха и воды.

На каждом уровне биологического разнообразия – видовом, генетическом и разнообразии сообществ специалисты изучают механизмы, которые изменяют или сохраняют разнообразие. Видовое разнообразие включает весь набор видов, обитающих на Земле. Определенные виды внутри биологических сообществ могут играть настолько важную роль, что определяют способность других видов сохраняться в сообществе. Такие ключевые виды влияют на организацию сообщества гораздо в большей степени, чем это можно было бы предсказать, исходя из их численности или биомассы.

Защита ключевых видов – приоритетная задача для природоохранных мероприятий, поскольку вслед за их исчезновением на охраняемой территории могут исчезнуть и многие другие виды.

Необходимость сохранения биологического и ландшафтного разнообразия обусловлена экологическим правилом , состоящим в том, что чем разнороднее и сложнее биогеоценоз, тем выше его устойчивость, способность противостоять различным внешним неблагоприятным воздействиям. Важная экологическая закономерность , определяющая устойчивость природных биогеоценозов, состоит также в том, что виды организмов, их слагающих, в процессе эволюции приспособились друг к другу настолько, что они как бы «заботятся» о целостности, устойчивости, оптимальной структуре своего биогеоценоза. Исчезновение единственного ключевого вида, даже такого, который составляет незначительную часть биомассы сообщества, может спровоцировать серию взаимосвязанных исчезновений других видов, что известно как каскад вымирания. В его результате появляется деградированная экосистема с гораздо более низким биологическим разнообразием на всех трофических уровнях. Возвращение ключевого вида в сообщество не обязательно восстановит последнее до исходного состояния, если к этому времени исчезли другие его члены и нарушены компоненты окружающей среды (например, почва).

Виды распределены по поверхности планеты неравномерно. Разнообразие видов в естественных средах обитания максимально в тропической зоне и уменьшается с увеличением широты. Самые богатые по видовому разнообразию экосистемы - дождевые тропические леса, которые занимают около 7 % поверхности планеты и содержат более 90 % всех видов. Коралловые рифы и средиземноморские экосистемы также отличаются видовым разнообразием.

По оценкам ученых, общее число видов живых существ составляет от 5 до 30 млн. Из них в настоящее время описано не более 2,0 млн. Таким образом, со времен Линнея, попытавшегося создать классификацию живых организмов, количество видов животных и растений, известных науке, возросло с 11 тыс. до 2 млн.

Животные - один из ведущих компонентов экологических систем Земли. В настоящее время науке известно (описано) немногим более 1 млн видов животных, что составляет приблизительно около половины всех существующих на планете. Основные группы организмов и их численность (количество видов, тыс.) представлены следующим образом:

Биологическое разнообразие видов максимально среди насекомых и высших растений. По оценкам специалистов, общее количество организмов всех жизненных форм колеблется между 10 и 100 млн. Эти миллионы видов животных и растений поддерживают условия, необходимые для продолжения жизни на Земле.

Причин необходимости сохранения биоразнообразия много: потребность в биологических ресурсах для удовлетворения нужд человечества (пища, материалы, лекарства и др.), этический и эстетический аспекты и т.д. Однако главная причина состоит в том, что биоразнообразие играет ведущую роль в обеспечении устойчивости экосистем и биосферы в целом (поглощение загрязнений, стабилизация климата, обеспечение пригодных для жизни условий). Биоразнообразие выполняет регулирующую функцию в осуществлении всех биогеохимических, климатических и других процессов на Земле. Каждый вид, каким бы незначительным он ни казался, вносит определенный вклад в обеспечение устойчивости не только своей локальной экосистемы, но и биосферы в целом.

Биоразнообразие является основой жизни на Земле и одним из факторов устойчивого развития . Биологические ресурсы Земли являются жизненно необходимыми для экономического и социального развития человечества. Поэтому получает все большее признание тот факт, что биологическое разнообразие является мировым достоянием огромной ценности для нынешних и будущих поколений. В то же самое время сегодня, как никогда, велика угроза существованию видов и экосистем. Угрожающими темпами продолжается исчезновение видов, вызванное деятельностью человека.

Человечество всегда оказывало негативное влияние на окружающую его природную среду, однако лишь на исходе второго тысячелетия стало ясно, что взаимодействие между человечеством и окружающей его природой приобретает характер затяжного общемирового конфликта, имя которому – глобальный экологический кризис . Уже с середины XX столетия человечество осознало, что для предотвращения глобальной экологической катастрофы требуется всестороннее сотрудничество профессиональных, государственных и общественных организаций на международном уровне. Почти сорок лет назад (1972 г.) в Стокгольме состоялась первая конференция ООН по окружающей человека природной среде. На этом форуме были намечены общие принципы международного сотрудничества в области охраны природы.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро в ходе Конференции ООН по окружающей среде и развитию 145 стран подписали Конвенцию о биологическом разнообразии . Принятие этого документа красноречиво свидетельствует о важности проблемы сохранения всей совокупности живых организмов, населяющих нашу планету в их родной среде обитания, о понимании проблемы большинством государств мира и желании сделать всё возможное чтобы сохранить существующее разнообразие организмов. Было признано, что снижение уровня биологического разнообразия является одной из основных причин прогрессирующей деградации природных экосистем. Не вызывает сомнения, что только при условии сохранения оптимального уровня разнообразия возможно создание экосистем, устойчивых к экстремальным воздействиям физико-химических факторов, вредителей и болезней.

На основе решений Стокгольмской конференции были сформулированы современные принципы сохранения среды жизни. Первый принцип – принцип всеобщей связи в живой природе: выпадение одного звена в сложной цепи трофических и иных связей в природе может привести к непредвиденным результатам . Отсюда вытекает принцип потенциальной полезности каждого компонента живой природы : невозможно предвидеть, какое значение для человечества будет иметь тот или иной вид в будущем . На основании принципов всеобщей связи и потенциальной полезности каждого компонента живой природыформируется концепция невмешательства в процессы, протекающие в природных экосистемах: «Мы не знаем, к чему это приведет, поэтому лучше оставить все как есть». Идеальным способом сохранить status quo считалось создание охраняемых территорий с абсолютным заповедным режимом. Однако практика заповедного дела показала, что современные экосистемы уже утратили способность к естественному самовосстановлению, и для их сохранения требуется активное вмешательство человека. В результате стал неизбежным переход от концепции невмешательства и консервации существующего положения к концепции устойчивого развития общества и биосферы. Концепция устойчивого развития подразумевает повышение экологического и ресурсного потенциала природных экосистем, создание устойчивых контролируемых экосистем, удовлетворение потребностей общества в природных ресурсах на основе научно обоснованного рационального и многоцелевого природопользования, охраны, защиты и воспроизводства всех компонентов экосистем.

Дальнейшее развитие концепции устойчивого развития неизбежно привело к принципу необходимости сохранения биологического разнообразия : только многообразная и разнообразная живая природа оказывается устойчивой и высокопродуктивной . Принцип необходимости сохранения биологического разнообразия в полной мере согласуется с основными принципами биоэтики: «каждая форма жизни уникальна и неповторима», «каждая форма жизни имеет право на существование», «что не нами создано, не должно быть нами разрушено» . При этом ценность генотипа определяется не его полезностью для человека, а его уникальностью. Таким образом, было признано, что сохранение генофонда есть ответственность перед дальнейшей эволюцией.

Сохранение биоразнообразия является одной из глобальных экологических проблем и с каждым годом все больше обостряется по мере исчезновения новых видов. На сегодняшний день на нашей планете под угрозой исчезновения оказались 11 167 видов - на 121 больше, чем в 2000 г.

Климатические изменения, которые происходят на планете, к 2050 году могут привести к исчезновению до миллиона биологических видов. Исследование проводилось в шести отличающихся особым биологическим разнообразием регионах планеты, которые занимают около 20% всей площади суши. В исследовании использовались компьютерные модели, с помощью которых изучалось то, как 1103 вида растений, млекопитающих, птиц, рептилий, лягушек, бабочек и других беспозвоночных будут реагировать на температурные и другие климатические изменения. Учёные проиграли три сценария - минимальных, средних и максимальных климатических изменений. Они также изучили возможность изменения зоны обитания различных организмов. Их вывод: от 15 до 37% видов в изучаемых регионах могут исчезнуть до 2050 г. Если эти прогнозы экстраполировать на весь мир и на другие группы наземных животных и растений, то, согласно нашему анализу, более миллиону видов грозит вымирание. Многие виды лишатся подходящей среды обитания, а другие не смогут мигрировать на расстояния, достаточные для того, чтобы найти себе новый дом. При этом учёные отмечают, что если события пойдут по сценарию минимальных климатических изменений, то потери составят 18% видов. По среднему сценарию исчезнут 24% видов, а по максимальному - 35%. От исчезновения видов пострадает не только красота планеты, но и её жители. Миллиарды людей, особенно в развивающихся странах, тоже станут жертвами изменения климата, так как они зависят от природы в таких вопросах, как продовольствие, строительство жилищ и медицина.

Жители планеты и их деятельность представляют наибольшую угрозу для дикой природы. Под этим подразумевается осушение болот, вырубка лесов, распашка остатков целинных земель, затопление обширных пространств искусственными «морями»и многое другое. К примеру, именно деятельность жителей, вырубающих леса для постройки домов и ведения сельского хозяйства, привела к сокращению популяций некоторых видов обезьян. Во многих государствах Европы исчез аист - потому, что исчезли болота. Дрофа и стрепет становятся крайне редкими, потому что лишаются мест обитания – нераспаханной степи.

Мощным фактором отрицательного воздействия на животных стало широкое применение в сельском и лесном хозяйствах ядохимикатов. Пестициды действуют на всё живое, убивают и вредных, и полезных насекомых. Они губительны и для водных животных – рыб, ракообразных и моллюсков. Нередко применение пестицидов приводит к тому, что животные лишаются способности воспроизводить потомство. В результате ряд видов птиц, в том числе крупных хищников, стали редкими в Западной Европе (беркут) и США (белоголовый орлан, кондор) Некоторые животные невосприимчивы к ядовитым веществам, но способны накапливать их в своём организме. Так, в США вязы опыляли препаратом ДДТ для защиты от насекомых. Частицы ДДТ попали на землю и поглощались дождевыми червями. Странствующие американские дрозды, поедая дождевых червей и получая вместе с ними большие концентрации ядовитых веществ, погибали. От пестицидов гибнут многие птицы, млекопитающие и другие полезные животные.

Отрицательно влияет на животных загрязнение среды их обитания. Особенно опасно загрязнение воды. Синтетические моющие вещества и нефтепродукты, органические вещества, попадающие в водоёмы из животноводческих ферм с навозом, вызывают процессы гниения, что резко уменьшает содержание кислорода в воде и вызывает «заморы» - массовую гибель рыб и других животных. Вреден сплав леса. От гниения затонувшей древесины выделяются вредные вещества, от которых гибнет икра и мальки. В результате загрязнения рек исчезают и другие животные, в том числе ценные пушные звери и водоплавающие птицы.

Что же касается морских жителей, то только акул в новом списке исчезающих видов 57. Специалисты опасаются, что некоторые представители морской фауны вымрут ещё до того, как об их существовании узнают учёные. Большой ущерб рыбам, беспозвоночным, птицам и морскому зверю наносит загрязнение морей нефтью.

Существенной угрозой аборигенным животным является внедрение в сложившиеся природные сообщества географически удалённых видов, которые начинают господствовать, подавляя местные виды. Примеров этого много. Кролики, завезённые в Австралию, уссурийский енот, опрометчиво выпущенный в европейской части нашей страны, благородный олень, необдуманно завезённый в Новую Зеландию. Но особенно чувствительны к чужакам оказались животные пресной воды.

По данным специалистов, на планете под угрозой оказались целые экосистемы, особенно изолированных островов, так как на них формируется уникальное равновесие, способное рухнуть при внедрении в экосистему видов извне. Например, на Гавайский островах вымерло 26 видов и подвидов птиц, или 60% всей их фауны. На Маскаренских островах из 28 местных видов птиц вымерло 24, или 86%. Основные причины вымирания птиц океанических островов лежат, с одной стороны, во внесённых человеком изменениях их природы, а с другой стороны – в конкуренции со стороны ввезённых туда новых животных: свиней, крыс, кроликов, коз, кошек и др.

Для решения комплекса задач, связанных с проблемами биологического разнообразия, требуется выработать критерии для оценки биоразнообразия, выявить и оценить уровень разнообразия в конкретных экосистемах (природно-территориальных комплексах), разработать рекомендации по сохранению и приумножению выявленного разнообразия, апробировать и внедрить эти рекомендации в производство.

Под охраной биологического разнообразия понимают систему мероприятий, направленных на сохранение видового состава флоры и фауны как носителей наследственного достояния, поддержание оптимальной численности диких полезных животных, сохранение растений как продуктивных или потенциально ценных в научном и практическом отношении представителей живой природы. К данным мероприятиям относятся:

Создание особо охраняемых природных территорий;

Учреждение Красной книги в рамках государства или даже планеты;

Наполнение генетических банков и другое.

Генетический банк – это хранилище семян, замороженных тканей, половых клеток растений и животных, пригодных для последующего воспроизводства живых организмов, - их видов, сортов и пород; особенно семян культурных растений и их диких сородичей.

Большую роль в сохранении биологического разнообразия играют Красные книги животных и растений.

Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных; аннотированный перечень видов с указанием прошлого и современного распространения, численности и причин ее сокращения, особенностей воспроизводства, уже принятых и необходимых мер охраны живых организмов.

В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы и (МСОП, IUCN) - международная неправительственная организация при ЮНЕСКО с консультативным статусом, которая в 1984 г. объединяла уже 502 организации из 130 стран мира. В 1949 г. была создана специальная общественная Комиссия по редким видам (Species Survival Commission)/ Основной своей целью комиссия поставила создание мирового аннотированного списка животных, которым грозит исчезновение. Для того, чтобы подчеркнуть особую значимость этого кадастра, Питер Скотт, возглавлявший комиссию вплоть до 1978 г., предложил назвать его Красной книгой, поскольку красный цвет - сигнал опасности. Уже в 1949 г. МСОП начал собирать информацию о редких животных и растениях. Понадобилось 14 лет, чтобы в 1963 г. появилась первая Красная книга МСОП (Red Data Book). Два тома представляли собой сводку о 211 таксонах млекопитающих и 312 таксонах птиц. Это были скрепленные между собой как перекидной календарь страницы, каждая из которых посвящалась отдельному виду. Предполагалось, что листы будут выниматься и дополняться новыми в зависимости от ситуации с охраной редких животных.
В 1966-71 гг. вышло второе издание, которое было уже гораздо более объемным, и включало сведения не только о млекопитающих и птицах, но и амфибиях и рептилиях. Так же как и первое, это издание не было рассчитано на широкое распространение.
Тома 3-го издания Красной книги МСОП начали появляться с 1972 г., и уже начали поступать в продажу, ее тираж был значительно увеличен.
Последнее издание, вышедшее в 1978-80 гг., включает 226 видов и 70 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 - птиц, 2 вида рептилий.

В последнее время в подготовке материалов и реализации самой идеи Красной книги появились новые тенденции и подходы.

С 1981 г. при участии Всемирного центра мониторинга окружающей среды (WCMC) в Кембридже (Великобритания) начали выходить издания, в титуле которых значилось «Красная книга МСОП». Теперь это были уже не перекидные страницы, а полноценные книги, обобщающие информацию о редких видах и их охране, и - впервые, - предназначенные к коммерческому использованию, и по очень высокой цене! Несколько позже появились «Красные списки угрожаемых видов» (последний - в 1996 г.), выходящие также под эгидой МСОП при участии более тысячи членов комиссии по редким видам. Опубликованные списки не являются вариантами Красной книги, хотя и близки к ней.

Красная книга Республики Казахстан учреждается в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» и является иллюстрированным изданием перечней редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, содержащим совокупность сведений о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Республики Казахстан, необходимых мер по их изучению, охране, воспроизводству и устойчивому использованию. Красная книга Республики Казахстан является одновременно составной частью государственного кадастра животного и растительного мира.

Создание ООПТ . Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значения, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) сохраняют типичные и уникальные природные ландшафты, разнообразие животного и растительного мира, способствуют охране объектов природного и культурного наследия. Они находятся под особой охраной.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В первую очередь необходимо отметить, что каждый проект создан с целью сохранения природных территорий от агрессивного воздействия хозяйственной деятельности человека. Отличия заключаются лишь в мерах ограничения подобного вмешательства.

Заповедник – наиболее строгая форма территориальной охраны. Запрещена любая человеческая деятельность. Основные задачи заповедника – сохранение нетронутых экосистем и исследование естественных природных процессов. Посещение этих комплексов происходит по согласованию с кураторами зоны.

Национальный парк совмещает две функции – природоохранную и рекреационно-просветительскую, в связи с чем в нем выделяются разные зоны: от заповедной (полностью закрытой) до рекреационной. В национальных парках любая хозяйственная деятельность исключена практически полностью, однако посещение туристами не ограничивается.

Заказники создаются в целях сохранения отдельных ценных природных комплексов и объектов, в них ограничиваются только некоторые виды хозяйственной деятельности.

Памятники природы создаются для сохранения небольших по площади ценных природных объектов (роща, ущелье, гнездовая колония и т.п.).

Природные парки решают задачи сохранения природных комплексов в рекреационных целях.

К особо охраняемым природным территориям также относятся дендрологические парки и ботанические сады, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты.

1. Создание и расширение системы особо охраняемых природных территорий – заповедников, национальных парков, природных заказников, памятников природы.

2. Воссоздание утраченных и деформированных ландшафтов, природных сообществ, восстановление исконного видового разнообразия.

3. Экологическая оптимизация различных форм природопользования. Следует стремиться к реализации следующих принципов:

– отказ от монокультур или уменьшение их площадей; поддержание или восстановление экологической мозаики, чередование различных природных сообществ;

– вовлечение в хозяйственный оборот наиболее продуктивных (с точки зрения данной отрасли) угодий и оставление менее продуктивных непреобразованными;

– реализация принципов и методов комплексного (интегрированного) использования природных ресурсов;

– сохранение традиционных форм природопользования в интересах коренного населения.

4. Использование системы мероприятий по поддержанию и увеличению биоразнообразия и биологической продуктивности естественных и полуприродных экосистем:

– использование биологических методов борьбы с нежелательными видами растений и животных;

– разведение в неволе и полувольных условиях диких животных;

– биотехнические (охотохозяйственные и рыбохозяйственные) мероприятия;

– рациональное управление экосистемами и популяциями диких животных.

Все эти мероприятия по сохранению, восстановлению и увеличению биологического разнообразия должны подкрепляться мерами организационного, в том числе правового и экономического, характера:

– повышением роли и эффективности мониторинга;

– упорядочением государственной системы охраны и использования природных ресурсов;

– освобождением от непрофессионализма и ведомственности;

– постепенной сменой экономической парадигмы эколого-экономической;

– введением экономических стимулов рационального природопользования для сохранения «биологического капитала» ;

– разработкой законодательно-правовой базы защиты исчезающих видов и сохранения биологического разнообразия.

При хозяйственном использовании природных ресурсов Земли возникает проблема сохранения природного разнообразия. Под природным разнообразием планеты Земля понимается совокупность представителей животного и растительного мира, природных комплексов, которые сформировались в процессе развития жизни на Земле и характерны для каждой природной зоны. Сохранить видовое разнообразие представителей растений и животных невозможно без охраны среды их обитания. Поэтому в 1995 г. была принята специальная программа сохранения природного разнообразия в Европе. Сохранение природного разнообразия позволяет рассматривать любую территорию (своей местности, страны, природной зоны) как сложное природное образование, которое включает животный и растительный мир и среду их обитания.

Природное разнообразие - это многообразие природных условий в пределах отдельной территории. В сохранении природного разнообразия каждый район Земли выполняет свою определенную роль. Для оценки природного разнообразия учитывают типы, площадь и границы земель, различающихся условиями для обитания животных, произрастания растений, жизни человека. Их может быть достаточно или недостаточно для сохранения природного разнообразия на конкретной территории.

Густозаселенные районы с интенсивным освоением почвенно-земельных ресурсов практически лишены естественных природных комплексов. Так, в Европе почти отсутствуют естественные леса. По расчетам ученых, в ближайшие 20-30 лет географическая оболочка может потерять до 1 млн видов растений и животных. (Вспомните, какие растения и животные уже исчезли на территории Беларуси.)

В современных условиях сохранение природного разнообразия - достаточно трудная задача. В отдельных районах не сохранились природные ландшафты, сокращается естественная растительность. Поэтому государства объединяют усилия по сохранению видового состава животного и растительного мира, принимают решения по сохранению больших территорий в естественном состоянии в Африке, Австралии, Северной и Южной Америке и даже в Антарктиде. В странах с исчезнувшими видами фауны и флоры проводятся мероприятия, направленные на их восстановление. На законодательном уровне строго ограничивается охота на диких животных, проводится акклиматизация животных с других регионов, создаются экологические природные коридоры для перемещения диких животных.

Природоохранные территории

В процессе хозяйственной деятельности человек не в состоянии изолировать природные компоненты от негативного воздействия. Природная среда уже сейчас настолько серьезно загрязнена и преобразована, что полностью ликвидировать загрязнение и восстановить природные комплексы очень трудно. Ученые выявляют виды растений и животных, которым угрожает опасность, определяют, сколько осталось их в природе, где они еще сохранились, как их охранять.

Для сохранения природы организуются природоохранные территории: заповедники, заповедно-рекреационные и ограниченно охраняемые. Эти территории охраняются от традиционного хозяйственного использования и поддерживаются в естественном состоянии для сохранения экологического баланса и возобновления природных ресурсов, а также для научных, учебно-просветительских, культурно-эстетических и других целей. Режим охраны таких территорий может быть заповедным, заказным или с ограниченным хозяйственным использованием. В соответствии с их статусом они предназначены для сохранения природного разнообразия на Земле, проведения научных исследований. По международным нормам общая площадь охраняемых территорий должна быть не менее 8 % территории страны.

К охраняемым объектам относятся: заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, заказники. Заповедники - особо охраняемые законом территории, которые полностью изъяты из хозяйственного пользования с целью сохранения природы в естественном состоянии. Биосферные заповедники образуют мировую сеть, где осуществляется комплексный экологический контроль за состоянием природных комплексов в различных природных зонах Земли. Они являются природными лабораториями, образцами данной территории для оценки изменений освоенных человеком природных комплексов. Общая площадь наиболее крупных заповедников мира - около 2 % площади суши. Наиболее крупные и известные заповедники - Астраханский, Ильменский (Россия). В Беларуси находится Березинский биосферный заповедник.

Заповедно-рекреационные природные территории включают территории национальных парков, получившие широкое распространение в мире. Целью их организации является охрана типичных и уникальных природных территорий, выполнение рекреационных функций (Йеллоустонский национальный парк - гейзеры, Секвойя - леса из секвойи, Мамонтова пещера и др.). При их посещении туристы обязаны выполнять установленные правила поведения. В Беларуси первым национальным парком стала Беловежская пуща. (Вспомните, какие охраняемые территории имеются в Беларуси.)

К ограниченно охраняемым территориям относятся ландшафтные, биологические, гидрологические заказники - участки природы, предназначенные для охраны и восстановления одного или нескольких видов растений, животных, компонентов природы, водных объектов (озер, болот) с ограниченным использованием других объектов природы.

В целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также в интересах науки, учебы и просветительской работы человеком созданы коллекции деревьев и кустарников - ботанические сады.

Природное разнообразие представителей животного и растительного мира на Земле определяется сочетанием разнообразных природных условий. Главная проблема в области охраны природы, стоящая перед человечеством, - это сохранение природного разнообразия для будущих поколений.