Психические процессы ощущение, как психический процесс. Виды и свойства ощущений

Страница 1

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных анализаторами. Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И.П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей:

1) периферический отдел

Называемый рецептором (рецептор – это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция – трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящие нервные пути

(афферентный отдел – передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передается ответная реакция из центра к периферии);

3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры .

Таким образом, органом ощущения является центральный отдел анализатора.

Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий. Кроме того, чтобы ощущения возникли, необходимо наличие еще 2 условий:

· Источники раздражения (раздражители).

· Среда или энергия, которая распределяется в среде от источника до субъекта.

Так, например, в вакууме не бывает слуховых ощущений. Кроме того, энергия, которую излучает источник, может быть настолько малой, что человек не ощущает ее, но она может быть зарегистрирована приборами. Т.о. энергия, чтобы стать ощутимой, должна достичь определенной величины порогов анализаторной системы.

Также, субъект может находиться в состоянии бодрствования, а может и спать. Это тоже следует учитывать. Во сне существенно повышаются пороги анализаторов.

Таким образом, ощущение – это психическое явление, которое является результатом взаимодействия источника энергии с соответствующим анализатором человека. При этом, имеется в виду элементарный единичный источник энергии, создающий однородное ощущение (света, звука и т.д.).

Необходимо существование 5 условий для возникновения ощущений:

· Рецепторы.

· Ядро анализатора (в коре головного мозга).

· Проводящие пути (с направлениями потоков импульсов).

· Источник раздражения.

· Среда или энергия (от источника до субъекта).

Следует отметить, что ощущения человека – это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.

Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы – приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины – неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико .

Выделяют следующие функции ощущений.

Сигнальная

– уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная)

– построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная

– адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности .

Существует несколько теорий ощущений.

Рецептивная.

Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Показано, что своей сути ощущение является целостным рефлексом, объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы. И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений.

АНАЛИЗАТОР -- нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих

на организм внешних и внутренних раздражителей.

Анализатор состоит из 3 блоков:

  • 1). Рецептор -- периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информацию от действующих на организм раздражителей. РЕЦЕПТОР -- специализированная клетка, предназначенная для восприятия из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).
  • 2). Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути -- участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в центральную нервную систему. Эфферентные пути -- участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передается к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).
  • 3). Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) -- участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет свое «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определенной чувствительности (сенсорной модальности).

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы только определенного вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворенных в слюне, а обонятельный -- находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

Осознанное переживание ощущения происходит не во время восприятия раздражителя рецептором, а после поступления и обработки информации в мозге. Поэтому ощущение как психическое явления возникает на уровне деятельности мозга. При воздействии же раздражителя речь идет о физическом процессе раздражения; при формировании и передаче импульсов говорят о возбуждении как физиологическом процессе.

- В в е д е н и е -

Всю информацию, которой оᴨȇрирует человек в процессе познания, он получает посредством сенсорных познавательных процессов, которые возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств с объектами окружающей среды. Познание окружающего мира начинается с ощущений. Ощущение является простейшим познавательным процессом, обесᴨȇчивающим функционирование всех более сложных процессов. Ощущения возникают при непосредственном действии свойств и качеств внешней и внутренней среды на органы чувств. Информация о свойствах и качествах предметов и явлений, поступающая от органов чувств, отражается в нашем сознании в форме ощущений и вᴨȇчатлений.

Ощущение является элементарным сенсорным познавательным процессом, отражающем в форме вᴨȇчатлений свойства и качества объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущение - это познавательный процесс, а вᴨȇчатление - это форма отражения действующего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем сознании. Итак, ощущение представляет собой процесс превращения поступающей на органы чувств информации в факты сознания. Эта информация существует в нашем сознании в форме разнообразных вᴨȇчатлений: световых, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных.

Ощущение, как таковое - достаточно непростое психическое явление, каким кажется на ᴨȇрвый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной ᴨȇрвичной формой психологической связи организма со средой.

Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие.
Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как сᴨȇцифического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.

Объект исследования - ощущения человека.

Предмет исследования - виды ощущений.

Проблемой исследования являются различные классификации ощущений в психологии.

Цель работы - проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, рассмотреть различные виды и классификации ощущений.

Задачи:

1. Дать общее понятие ощущений в психологии.

2. Рассмотреть свойства и функции ощущений.

3. Рассмотреть классификации видов ощущений существующие в психологической науке.

Работа состоит из введения, двух глав, эксᴨȇриментальной части, заключения и списка литературы.

Эксᴨȇриментальная часть посвящена визуальным ощущениям.

1. Общее понятие об ощущениях и их функциях в психологии

1.1 Понятие ощущения

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития .

Ощущение является одним из простейших познавательных психических процессов. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений при помощи органов чувств. Ощущение является самой ᴨȇрвой связью человека с окружающей действительностью.

Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением.

Ощущения возникают на основе раздражимости. Ощущение - продукт развития в филогенезе раздражимости. Раздражимость - общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. Раздражение вызывает возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам ᴨȇреходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. На ранней стадии развития живого простейшим организмам (пример - инфузория-туфелька) нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности - раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живому необходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а, следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, - на этом этаᴨȇ происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность - способность реаᴦᴎҏовать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реаᴦᴎҏующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения.

Различают две основные формы чувствительности, из котоҏыҳ одна зависит от условия среды и называется адаптацией, а другая - от условий состояния организма, называется сенсибилизацией.

Адаптация (приспособление, настройка) - это изменение чувствительности в процессе приспособления к окружающим условиям.

Выделяют три ее направления:

1) повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя, например темновая адаптация глаза, когда в течение 10-15 мин. чувствительность возрастает более чем в 200 тыс. раз (сначала не видим предметов, но постеᴨȇнно начинаем различать их очертания);

2) понижение чувствительности под влиянием сильного раздражитель, например, для слуха это происходит за 20-30 сек.; при непрерывном и длительном воздействии раздражителя соответствующие рецепторы приспосабливаются к нему, вследствие чего начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений, ᴨȇредаваемых от рецепторов к коре, что и лежит в основе адаптации.

3) полное исчезновение ощущения в результате длительного воздействия раздражителя, например, через 1-1,5 мин., человек ᴨȇрестает ощущать какой-либо запах в помещении.

Адаптация особенно проявляется в сфере зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и свидетельствует о большей пластичности организма, его приспособления к условиям среды.

Сенсибилизация - это обострение чувствительности в следствии изменения внутреннего состояния организма под влиянием воздействия раздражителей, которые поступают в это же самое время в другие органы чувств (к примеру, увеличение остроты зрения под воздействием слабых слуховых или обонятельных раздражителей) .

1.2 Свойства ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только сᴨȇцифическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений (рис. 1) .

Рис. 1. Общие свойства ощущений

Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего стеᴨȇнь готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) ᴨȇриод. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный ᴨȇриод различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. (С) Информация опубликована на сайт
След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует ᴨȇрвоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. (С) Информация опубликована на сайт
Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. (С) Информация опубликована на сайт
Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель .

Все вышеописанные свойства в той или иной стеᴨȇни отражают качественные характеристики ощущений. Однако не меньшее значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений - стеᴨȇнь (пороги) чувствительности (рис. 2).

Рис. 2. Пороги чувствительности

Следует помнить, что один и тот же раздражитель для одного человека может оказаться ниже, а для другого - выше порога ощущения. Чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, тем выше его чувствительность. Иными словами, чем ниже абсолютный порог ощущений, тем выше абсолютная чувствительность, и наоборот .

Итак, ощущение - простейший психический процесс отражения отдельного качества (свойства) предмета при непосредственном воздействии раздражителей на воспринимающую часть анализатора.

1. 3 Физиологические механизмы ощущений

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных анализаторами. Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И.П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей:

1) ᴨȇриферический отдел , называемый рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, сᴨȇциализированное нервное окончание, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящие нервные пути (афферентный отдел - ᴨȇредает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел - по нему ᴨȇредается ответная реакция из центра к ᴨȇриферии);

3) ядро анализатора - корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в котоҏыҳ происходит ᴨȇреработка нервных импульсов, приходящих из ᴨȇриферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию ᴨȇриферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры .

Итак, органом ощущения является центральный отдел анализатора.

Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий. Кроме того, чтобы ощущения возникли, необходимо наличие еще 2 условий:

· Источники раздражения (раздражители).

· Среда или энергия, которая распределяется в среде от источника до субъекта.

Так, например, в вакууме не бывает слуховых ощущений. Кроме того, энергия, которую излучает источник, может быть настолько малой, что человек не ощущает ее, но она может быть зарегистрирована приборами. Т.о. энергия, чтобы стать ощутимой, должна достичь определенной величины порогов анализаторной системы.

Также, субъект может находиться в состоянии бодрствования, а может и спать. Это тоже следует учитывать. Во сне существенно повышаются пороги анализаторов.

Итак, ощущение - это психическое явление, которое является результатом взаимодействия источника энергии с соответствующим анализатором человека. При этом, имеется в виду элементарный единичный источник энергии, создающий однородное ощущение (света, звука и т.д.).

Необходимо существование 5 условий для возникновения ощущений:

· Рецепторы.

· Ядро анализатора (в коре головного мозга).

· Проводящие пути (с направлениями потоков импульсов).

· Источник раздражения.

· Среда или энергия (от источника до субъекта).

Следует отметить, что ощущения человека - это продукт исторического развития, и в связи с этим они качественно отличаются от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. В связи с этим человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.

Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального ᴨȇреживания - это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус аᴨȇльсина, запах розы - приятны, имеют положительный эмоциональный тон.
Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины - неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон.
Такого рода простейшие эмоциональные ᴨȇреживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико .

Выделяют следующие функции ощущений.

Сигнальная- уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная)- построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная- адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности .

Существует несколько теорий ощущений.

Рецептивная.Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отᴨȇчаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Диалектико-материалистическая.
Согласно этой теории «ощущение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).

Рефлекторная.
В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями ᴨȇриферические и центральные отделы анализатора .

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реаᴦᴎҏует на темᴨȇратуру среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4-5 лет).

Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощущения (реаᴦᴎҏует на звук - в ᴨȇрвые недели жизни, на направление - через два-три месяца, а на ᴨȇние и музыку - на третьем-четвертом месяце). Речевой слух развивается постеᴨȇнно. Сначала ребенок реаᴦᴎҏует на интонацию речи (на втором месяце), затем - на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу ᴨȇрвого года жизни.

Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но заметно возрастает в ᴨȇрвые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце.

В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в ᴨȇрвый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Ощущения в известных пределах можно развивать методом постоянных тренировок. Благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию).

Среди нарушений ощущений выделяют количественные и качественные изменения.

К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности ощущать различные виды раздражителей и повышение этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как правило, на тактильную, болевую, темᴨȇратурную чувствительность, но может охватывать и все виды чувствительности.

Обычно это связано с различными заболеваниями индивида. К качественным расстройствам ощущений относят синестезию. Еще один вид патологии ощущений проявляется в различных, неприятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползании мурашек и др. При различных патологических заболеваниях могут быть изменения болевой чувствительности. Они заключаются в разной болевой чувствительности и выносливости к боли.

Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.) .

2. Классификация видов ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р. Лурия считал, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам - систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой) .

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис. 3). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые ᴨȇредают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обесᴨȇчивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обесᴨȇчивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности .

Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обесᴨȇчивают объективное представление о внешнем мире.

Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.

Рис. 3. Систематическая классификация основных видов ощущенийОсновным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80% от общего объема информации. Орган зрительных ощущений - глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К ᴨȇрвым относятся цвета, составляющие сᴨȇктр радуги (т.е. расщепления света - всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым - черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных ᴨȇреходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.Зрительные ощущения оказывают большое влияние на человека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспособность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настроение. Холодные цвета успокаивают человека. Темные цвета угнетающе действуют на психику. Цвета могут нести предупреждающую информацию: красный говорит об опасности, желтый - предостерегает, зеленый - сигнализирует о безопасности и т.п.Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются ᴨȇриодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы - неритмичными и нерегулярными колебаниями .Слуховые ощущения тоже имеют большое значение в жизни человека. Источником слуховых ощущений являются разнообразные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощущения отражают шумовые, музыкальные и речевые звуки.Ощущения шума и шороха сигнализируют о наличии предметов и явлений, издающих звуки, о месте их нахождения, о приближении или удалении. Они могут предупреждать об опасности и вызывать определенное эмоциональное ᴨȇреживание.Музыкальные ощущения характеризуются эмоциональным тоном и мелодичностью. Эти ощущения формируются у человека на основе воспитания и развития музыкального слуха и связаны с общей музыкальной культурой человеческого общества.Речевые ощущения являются чувственной основой речевой деятельности человека. На базе речевых ощущений формируется фонематический слух, благодаря которому человек может различать и произносить звуки речи. Фонематический слух оказывает влияние не только на развитие устной и письменной речи, но и на овладение иностранным языком .У многих людей существует интересная особенность - сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции - для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов ᴨȇревести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», - явление редкое и уникальное .Обоняние - вид чувствительности, порождающий сᴨȇцифические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте - вᴨȇреди, в выдающейся части тела. Путь о рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и ᴨȇрерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных ᴨȇреключений попадают в головной мозг.Часть мозга, которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак - около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части.Указанные различия соответствуют развитости других органов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некотоҏыҳ видов животных значение обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.Система классификации запахов, известная как «Призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с промежуточными качествами, расположенными на плоскостях (рис. 4).Рис. 4. «Призма Хеннинга»Имеются и другие классификации. В практике часто используют сравнение данного запаха с известным эталоном (сирень, сено и т.д.) .Ощущения вкусовые - отражение качества пищи, обесᴨȇчение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике.Система классификации вкусов представлена «Тетраэдром Хеннинга» (рис. 5), в которой четыре основных вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький).СладкийСоленыйРис. 5. «Тетраэдр Хеннинга»Они располагаются в углах тетраэдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаются на плоскостях Тетраэдра и представляют их как комбинации двух или более основных вкусовых ощущений .Кожная чувствительность, или осязание, - это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует сᴨȇцифический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.Наличие таких рецепторов можно обнаружить практически на всех участках кожи. Однако сᴨȇциализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не получилось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от состояния одного и того же рецептора, а также от сᴨȇцифики воздействующего на него свойства. Известно только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее темᴨȇратура воспринимается по-разному в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то на ᴨȇрвом участке кожи возникает ощущение тепла, если она горячая, то ощущение холода. Темᴨȇратурные рецепторы имеют, как правило, два пороговых значения: они реаᴦᴎҏуют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются на средние.На примерах кинестетических ощущений и ощущений равновесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощущения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обесᴨȇчивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия «движение», - кинетика, и их в связи с этим называют кинестетическими.Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они включают в себя такие двигательные моменты, которые выполняются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Например, формирование ощущений, которые способствуют поддержанию и сохранению равновесия, происходит благодаря наличию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений .Существуют данные о том, что и с помощью обычных органов чувств человек воспринимает раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности. Эти раздражители (их называют субсенсорные) способны оказывать влияние даже на осознаваемые ощущения. Это доказывает существование у человека восприимчивости к неощущаемым сознательно раздражителям. С помощью такой чувствительности мы уточняем, например, локализацию звука. Физиолог Г.В. Гершуни, в частности, пишет, что «сразу после контузии, когда слуховые ощущения либо полностью отсутствуют, либо появляются только при воздействии очень сильных звуков, возникают такие ответные реакции организма, как изменение спонтанной электрической активности коры головного мозга - появление ритмов более высоких частот… изменение разности потенциалов кожи (кожно-гальваническая реакция) и улитко-зрачковый рефлекс - изменение диаметра зрачка при действии звука» .Зона неслышимых звуков, вызывающих улитко-зрачковый рефлекс, была названа Гершуни «субсенсорной областью». На стадиях постеᴨȇнного восстановления слуха эта зона увеличивается, а при полной нормализации уменьшается. Подобным же образом ведут себя другие непроизвольные реакции, регистрируемые в ходе патологического процесса. В норме пределы субсенсорной области существенно зависят от состояния человека и для улитко-зрачкового рефлекса колеблются в пределах от 5 до 12 дб .Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то ᴨȇрвичная классификация ощущений, рассмотренная нами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или «модальности».Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.Ощущение вибрации - это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, ᴨȇреходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.В частности, некоторые авторы считают, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция отчетливо проявляется. Вибрационная чувствительность приобретает особое практическое значение при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит.Следовательно, ощущения, являясь самым простым видом психических процессов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены .Ощущения интероцептивные - объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). Обычно они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом) подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения необходимого постоянства его внутренней среды (гомеостаз). Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Интероцептивные ощущения относят к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими .Ощущения проприоцептивные («глубокая чувствительность») - ощущения, ᴨȇредающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обесᴨȇчивают регуляцию наших движений. Эти ощущения создают основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Эта группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы этой чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха .Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений. Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю - протопатическую и более молодую - эпикритическую чувствительность. Ощущения протопатические (греч. protos - ᴨȇрвый, ᴨȇрвичный, pathos - болезнь, страдание) - филогенетически это более древние ощущения, примитивные и недифференцированные, смешанные с эмоциями и локализованные. Чаще это понятие употребляется относительно кожной чувствительности. Сюда относятся органические ощущения (голод, жажда и пр.).Ощущения эпикритические(греч. Epikrisis - суждение, решение) - филогенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, более совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. (С) Информация опубликована на сайт
К ним относятся все основные виды ощущений человека .Виды ощущений классифицируют по модальности, месту расположения рецепторов, по контакту с раздражителем. - З а к л ю ч е н и е -

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.

Полноценное протекание всех вышеᴨȇречисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. В связи с этим необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения усᴨȇхов в деловой среде.

Итак, ощущение - это процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс ᴨȇрвичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.

Существует несколько классификаций видов ощущений. По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, темᴨȇратурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и экстероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет заключительный ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и несᴨȇцифическими видами ощущений.

По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.

Библиография

1. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

3. Гершуни Г.В., Соколов Е.Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М. 1975. - с. 227.

4. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 368 с.

5. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Консᴨȇкт лекций. - М.: Эксмо, 2007. - 128 стр.

6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. - 511 с.

8. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.

10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

11. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 2004 - 528 с.

12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. ᴨȇд. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688.

13. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2002. - 232 с.

14. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. - 315 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.

16. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.

С ощущения начинаются все процессы.

Ощущение возникает с тем, как раздражитель воздействует на нас. Ощущения бывают осязательные, обонятельные, слуховые. Суть ощущений – посредством ощущений мы познаём отдельные качества предметов.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение – это отражение в сознании, это психическое явление, при котором мы даём себе отчёт.

Отражение в ощущениях происходит только при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Физиологический механизм ощущений

За каждым ощущение стоит анализатор.

Анализатор – это анатомо-физеологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителей и переработки их в ощущения.

рецептор

ЦНС (кора больших полушарий)

Физический Физиологический

Раздражитель

Процесс процесс

Проводящие пути (нервные окончания)

Рабочий орган

раздражение возбуждение

Обратная афентация

Роль ощущений в жизни человека

Посредством ощущений мы своевременно и быстро получаем сведения о состоянии внешней и внутренней среды. Ощущения позволяют нам мгновенно отражать любые перемены, происходящие внутри нас. Ощущение – это источник наших знаний о мире. Ощущения являются источником наших эмоций. В связи с тем, что с помощью ощущений мы получаем некоторые знания, мы понимаем, что ощущения связывают человека с внешним миром. Ощущения являются основным условием (источником) психического развития.

Виды ощущений

1. По видам ощущений: обоняние, осязание, вкус, зрение, слух

2. Систематическая классификация основных видов ощущений (Ч. Шерингтон)

Экстероцептивные ощущения

Контактные

Осязание

Температурные

Интероцептивные ощущения

Органические

Пропреоцептивные ощущения

Движение

равновесие

Дистантивные

Экстероцептивные ощущения доводят информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием на органы чувств.

Дистинтные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств.

Интероцептивные ощущения доводят до человека информацию о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносной системы и других внутренних органов. Они относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Это наиболее древние формы чувствительности, они относятся к числу наименее узнаваемых и наиболее диффузных.

Пропреоцептивные ощущения – это ощущения, которые передают сигналы о положении тела в пространстве, и составляют афферентную основу движений человека, играя важную роль в их регуляции. Они позволяют нам отразить свою осанку. Рецепторы находятся в мышцах, суставах, сухожилиях и связках.

Основные свойства ощущений

Каждая группа ощущений может быть описана через одни и те же свойства.

Основные свойства ощущения:

- качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением и отличающее его от других видов ощущения.

- интенсивность – это количественная характеристика и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степени готовности рецептора выполнять свои функции. Интенсивность зависит от силы ил количества действующего раздражителя. Интенсивность зависит от состояния рецепторов.

- длительность – это временная характеристика возникшего ощущения, которое определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью.

- пространственная локализация раздражителя – это то, что любое ощущение позволяет нам получать информацию о нахождении раздражителя в пространстве. Любое ощущение имеет свойство пространственной локализации раздражителя.

У ощущений бывает скрытый (латентный) период. При воздействии раздражителя ощущение возникает позже. Этот период бывает различен. Есть некий период, который продолжается после того, как раздражитель перестал воздействовать на органы чувств. Это называется последовательным образом ощущения . Он бывает положительным и отрицательным – зависит от ситуации.

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.

В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.

Ощущение - это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

Ощущения являются наиболее простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:

    Периферического отдела (рецептора), трансформирующего внеййннэю энергию в нервный процесс;

    Проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии);

    Подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Многочисленные эксперименты позволяют четко установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен главным образом в затылочных зонах коры, слуховой - в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине, и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение - человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь описанный путь называется рефлекторным копытом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его существования.

6.2.Виды и свойства ощущений.

Со времен Аристотеля в сфере внимания многих поколений ученых находились только пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились. Это произошло в результате описания и изучения их новых видов - вестибулярных, вибрационных, мышечно-суставных, или кинестетических, и т.д., - а также вследствие уточнения состава некоторых сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что осязание - это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления). Увеличение количества видов ощущений вызвало необходимость в их классификации.

Известны несколько попыток классифицировать ощущения по разным основаниям и принципам. Наиболее удачной и продуманной считается классификация, предложенная английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Основанием для этой классификации стали характер отражений и место расположения рецепторов. Ч.Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако, они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.

Экстероцептивное рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений. Ч.Шеррингтон разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции. В процессе эволюции именно дистантные экстериоцептивные ощущения начинают играть все большую роль в познании окружающего мира и в организации поведения, поскольку они обеспечивают важное преимущество, позволяя заблаговременно получать нужную информацию об изменениях в среде и реагировать на них.

С точки зрения современной науки, предложенное Ч.Шеррингтоном разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений - например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические рецепторы - можно считать внешне-внутренними.

Ощущения - это форма отражения адекватных раздражителей. Так, например, зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитных волн длиной в диапазоне от 380 до 780 миллимикрон, слуховые ощущения - при воздействии механических колебаний частотой от 16 до 20 000 Гц, громкостью от 16-18 до 120 децибел, тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи, вибрационные порождаются вибрацией предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Тесно связана с адекватностью раздражителю ограниченность ощущений, обусловленная особенностями строения органов чувств. Человеческое ухо не улавливает ультразвуки, хотя некоторые животные, например дельфины, обладают такой способностью. Глаза человека чувствительны лишь к небольшому участку спектра. Значительная часть физических воздействий, не имеющих жизненного значения, нами не воспринимается. Для восприятия радиации и некоторых других воздействий, встречающихся на Земле в чистом виде и в количествах, угрожающих жизни человека, у нас просто нет органов чувств.

К общим свойствам ощущений относят их качества, интенсивность, длительность и пространственную локализацию. Качества - это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные - по насыщенности и цветовому тону вкусовые - по модальности (вкус может быть сладким, соленым, кислым и горьким).

Длительность ощущения - это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Необходимо иметь в виду, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых - 370 миллисекунд, вкусовые ощущения возникают спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Пространственная локализация раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.

6.3.Чувствительность и ее изменения.

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т.е. могут отражать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органов чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают ощущений. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой Е = 1/Р, где Е - чувствительность, Р-пороговая величина.

Анализаторы обладают различной чувствительностью. У человека очень высокую чувствительность имеют зрительный и слуховой анализаторы. Как показали опыты С.И.Вавилова, человеческий глаз способен видеть свет при попадании на его сетчатку всего 2-8 квантов лучистой энергии. Это позволяет видеть темной ночью горящую свечу на расстоянии до 27 км. Слуховые клетки внутреннего уха обнаруживают движения, амплитуда которых составляет менее 1 % диаметра молекулы водорода. Благодаря этому мы слышим тиканье часов в полной тишине на расстоянии до 6 м. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Этого достаточно, чтобы ощутить запах при наличии одной капли духов в помещении из 6 комнат. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. В этом случае чувствуется присутствие сахара в растворе одной его чайной ложки на 8 л воды.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом чувствительности, т.е. максимальной силой раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения (такое влияние оказывают, например, сверхгромкий звук и слепящая яркость). Величина абсолютных порогов зависит от характера деятельности, возраста, функционального состояния организма, силы и длительности раздражения.

Кроме величины абсолютного порога ощущения характеризуются показателем относительного, или дифференциального порога. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметную разницу в ощущениях, называется порогом различения, разностным или дифференциальным порогом. Немецкий физиолог Э.Вебер, проверяя способность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что дифференциальная чувствительность относительна, а не абсолютна. Это значит, что отношение едва заметного различия к величине исходного стимула - величина постоянная. Чем больше интенсивность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу, т.е. тем больше величина едва заметного различия.

Дифференциальный порог ощущений для одного и того же органа представляет собой постоянную величину и выражается следующей формулой: dJ/J = С, где J- исходная величина раздражителя, dJ- его прирост, вызывающий едва заметное ощущение изменения величины раздражителя, а С - константа. Величина дифференциального порога для разных модальностей неодинакова: для зрения она составляет примерно 1/100, для слуха-1/10 для тактильных ощущений - 1/30. Закон, воплощенный в приведенной формуле, называется законом Бугера-Вебера. Необходимо подчеркнуть, что он справедлив только для средних диапазонов.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г.Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, следующей формулой: Е = k*logJ + С, где Е - величина ощущений, J- сила раздражителя, k и С - константы. Согласно закону Вебера-Фехнера, величина ощущений прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Иначе говоря, ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. Возрастанию силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием физиологических и психологических условий. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя называется сенсорной адаптацией. Выделяются три вида этого явления.

    Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Обычным фактом является отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в помещение с неприятным запахом. Однако полной зрительной адаптации вплоть до исчезновения ощущений при действии постоянного и неподвижного раздражителя не происходит. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движения самих глаз. Постоянные произвольные и непроизвольные движения рецепторного аппарата обеспечивают непрерывность и изменчивость ощущений. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаза (изображение помещалось на специальную присоску и двигалось вместе с глазом), показали, что зрительное ощущение исчезало через 2-3 с.

    Негативная адаптация - притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, когда из полутемной комнаты мы попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала мы бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается и мы начинаем видеть. Другой вариант негативной адаптации наблюдается при погружении руки в холодную воду: в первые мгновения действует сильный холодный раздражитель, а затем интенсивность ощущений снижается.

    Позитивная адаптация - повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда чувствительность глаз увеличивается под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Адаптация имеет огромное биологическое значение: она позволяет улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия сильных.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Оно может выражаться как в повышении, так и в понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители, воздействующие на один анализатор, повышают чувствительность другого и, наоборот сильные раздражители понижают чувствительность других анализаторов при их взаимодействии. Например, сопровождая чтение книги тихой, спокойной музыкой, мы повышаем чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора; слишком громкая музыка, напротив, способствует их понижению.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

    сенсибилизацию, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов: слепоты, глухоты. Например, у некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку.

    сенсибилизацию, вызванную деятельностью, специфическими требованиями профессии. Например, высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака и т.д.

Таким образом, ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

6.4.Свойства и виды восприятия.

Психические процессы основываются на восприятии.
Восприятие (перцепция) - это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

    Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

    Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

    Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.

    Константность - обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной. Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров. Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

    Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

    Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие - активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие - это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т.е. воспринимающего человека.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в пространстве относительно друг другa и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.

К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенной степени ведущей, доминирующей. Отношения между сторонами анализатора в смысле доминирования динамичны и неоднозначны.

Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что, перемещаясь на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3o в с. Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, передвигающейся со скоростью 1/10O в с.

Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как показатель движения предмета. Однако чаще всего фон имеется и он, как правило, бывает неоднородным. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, - элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

Время - это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Некоторые физиологические изменения, например повышение температуры тела, способствуют переоценке времени, в то время другие изменения, такие как понижение температуры, наоборот, содействуют его недооценке. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства и галлюциногены обусловливают недооценку временных отрезков, а возбуждающие влекут за собой переоценку времени.

Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения - непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности - наблюдательность.

6.5.Феномены восприятия.

Феномены восприятия как факторы его организации по определенным принципам лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии. Самый важный из этих принципов состоит в том, что все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура - это то, что ясно и отчетливо осознается, имеет четкие границы и хорошо структурировано. Фон же представляет собой нечто неотчетливое, аморфное и неструктурированное. Например, свое имя мы услышим даже в шумной компании - оно обычно сразу выделяется как фигура на звуковом фоне. Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится значимым. Тогда то, что до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

Основатель гештальтпсихологии М.Вертгеймер определил факторы, обеспечивающие визуальную группировку элементов и выделение фигуры из фона:

    фактор сходства. В фигуру объединяются элементы сходные по форме, цвету, величине, цвету, текстуре и т.д.

    фактор близости. В фигуру объединяются близко расположенные элементы;

    фактор «общей судьбы». Элементы могут объединяться общим характером наблюдаемых в них изменений. Например, если воспринимаемые элементы смещаются или движутся относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру;

    фактор «вхождения без остатка». Несколько элементов легко объединяются в фигуру тогда, когда не остается ни одного отдельно стоящего элемента;

    фактор «хорошей линии». Из двух пересекающихся или касающихся линий фигурой становится линия с наименьшей кривизной;

    фактор замкнутости. Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

Важным феноменом человеческого восприятия можно считать его иллюзии. Иллюзии восприятия (от лат. Hinders- обманывать) определяются как искажение восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, форм) и движения. Можно назвать следующие их виды:

    иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне);

    переоценка длины вертикальных линий по сравнений с горизонтальными при их действительном равенстве;

    иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза);

    перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную ее часть не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине;

    иллюзия железнодорожных путей. Если смотреть в даль, то складывается впечатление, что параллельные рельсы у горизонта пересекаются.

Причины зрительных иллюзий многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют их действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие - влиянием некоторых центральных факторов. Зрительные иллюзии могут быть обусловлены воздействием особых условий наблюдения (например, в случае наблюдения одним глазом или при неподвивижных осях глаз), оптикой глаза, сложившимися в прошлом опыте временными связями и т.д. Иллюзии зрительного восприятия широко используются в живописи и архитектуре.

Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А.Шарпантье: если поднимать два предмета, одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по размеру, то меньший воспринимается как более тяжёлый, и наоборот. В области осязания известна иллюзия Аристотеля: если скрестить указательный и средний пальцы и одновременно покатать ими шарик или горошину, то будет восприниматься не один шарик, а два. Зрительные иллюзии обнаружены и у животных. Именно на их основе формируются различные способы маскировки и мимикрии. Эти явления убеждают, что существуют какие-то общие факторы, вызывающие возникновение иллюзий, и для многих из них до сих пор нет убедительного толкования.

Вопросы для самопроверки.

  1. Каковы анатомо-физиологические механизмы ощущений?
  2. Что такое чувствительность и пороги чувствительности?
  3. Каковы основные свойства ощущений и восприятия?
  4. Какие существуют виды восприятия?
  5. Что такое иллюзии восприятия?

Литература.

  1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М.,1995 Гл. 4 и 5.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М., 1992. Гл.5
  3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник М., 2004. Гл. 7.
  4. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.