Псковское восстание. Псковское восстание (1650) Псковское восстание 1650

ПСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1650 ГОДА - выступление части посадского населения город Псков, поддержанное рядовыми служилыми людьми по прибору, против местных властей и купечества.

Про-хо-ди-ло од-но-вре-мен-но с Нов-го-род-ским вос-ста-ни-ем 1650 года. Вы-зва-но де-фи-ци-том зер-на и рос-том цен на него в Псков-ском уезду (спро-во-ци-ро-ва-ны раз-ре-ше-ни-ем ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча бес-по-шлин-но вы-вез-ти из Русского государства в Шве-цию круп-ную пар-тию зер-на, не-смот-ря на не-уро-жай пре-ды-ду-ще-го го-да), а так-же опа-се-ния-ми пско-ви-чей, что нач-нёт-ся но-вая Русско-шведсая вой-на .

23 февраля (5 мар-та) и 27 февраля (9 мар-та) пско-ви-чи пред-при-ня-ли по-пыт-ки мир-ным пу-тём при-ос-та-но-вить вы-воз зер-на, об-ра-тив-шись за по-мо-щью к го-ро-до-во-му вое-во-де Н.С. Со-ба-ки-ну и ар-хи-епископу Псков-ско-му и Из-бор-ско-му Ма-ка-рию. По-лу-чив от-каз, 28 февраля (10 мар-та) го-ро-жа-не раз-гра-би-ли двор куп-ца Ф. Емель-я-но-ва (осу-ще-ст-в-лял за-куп-ки зер-на для шве-дов по по-ру-че-нию ца-ря) и зем-ско-го ста-рос-ты С. Мен-ши-ко-ва, аре-сто-ва-ли Мен-ши-ко-ва и шведского куп-ца Л. Нум-мен-са. Два-ж-ды, в мар-те и ап-ре-ле, вос-став-шие на-прав-ля-ли ца-рю че-ло-бит-ные (до воз-вра-ще-ния пер-вой де-ле-га-ции взя-ли в за-лож-ни-ки Со-ба-ки-на). Пер-во-на-чаль-но они про-си-ли за-пре-тить вы-воз зер-на за ру-беж и жа-ло-ва-лись на Емель-я-но-ва, за-тем вы-дви-ну-ли но-вые тре-бо-ва-ния - вы-пла-ты жа-ло-ва-нья слу-жи-лым лю-дям це-ли-ком и в срок, со-хра-не-ния их чис-лен-но-сти в Пско-ве, за-пре-ще-ния слу-жить пско-ви-чам в других ре-гио-нах стра-ны и прочее. Не позд-нее 23 мар-та (2 апреля) вос-став-шие из-бра-ли но-вых зем-ских ста-рост Г. Де-ми-до-ва и М. Мош-ни-цы-на (ис-пол-ня-ли долж-но-сти до ав-густа), бло-ки-ро-ва-ли дея-тель-ность съез-жей (при-каз-ной) из-бы, у но-во-го вое-во-ды князя В.П. Льво-ва [прие-хал в го-род 25 мар-та (4 апреля)] от-ня-ли клю-чи от городских во-рот и по-ро-хо-вой па-ла-ты.

Для рас-сле-до-ва-ния со-бы-тий Псковского восстания 30 мар-та (9 апреля) в Псков при-бы-ли князь Ф.Ф. Вол-кон-ский (об-ви-нён пско-ви-ча-ми в сго-во-ре с Емель-я-но-вым, из-бит и аре-сто-ван) и дьяк Г.С. Дох-ту-ров (аре-сто-ван). В мае из Нов-го-ро-да на по-дав-ле-ние вос-ста-ния был на-прав-лен князь И.Н. Хо-ван-ский с от-ря-дом около 1,9 тысяч человек 28 мая (7 ию-ня) он час-тич-но бло-ки-ро-вал Псков, од-на-ко взять го-род не су-мел (ме-ж-ду пра-ви-тельственным вой-ском и вос-став-ши-ми под городскими сте-на-ми про-изош-ло свыше 20 воо-ружённых столк-но-ве-ний, главным образом по ини-циа-ти-ве пско-ви-чей).

В ию-ле на Зем-ском со-бо-ре в Мо-ск-ве при-ня-то ре-ше-ние для уре-гу-ли-ро-ва-ния кон-флик-та на-пра-вить в Псков де-ле-га-цию во гла-ве с епископом Ко-ло-мен-ским и Ка-шир-ским Ра-фаи-лом, а 15 (25) августа к сто-яв-шим у го-ро-да вой-скам при-сое-ди-ни-лось около 1,3 тысяч человек из За-онеж-ских по-гос-тов во гла-ве с С.П. Ела-ги-ным и полковником М. Кор-ми-хе-лем. Бла-го-да-ря уси-ли-ям епи-ско-па, тор-же-ст-вен-но въе-хав-ше-го в Псков 17 (27) августа, к 24 августа (3 сентября) к кре-ст-но-му це-ло-ва-нию при-ве-де-но около 3 тысяч человек; 25 августа (4 сентября) по-сад-ские лю-ди и стрель-цы во гла-ве с зем-ски-ми ста-рос-та-ми М. Ру-си-но-вым и А. Гдов-ля-ни-ном при-зна-ли свою ви-ну пе-ред Льво-вым. По-кая-ние по-зво-ли-ло боль-шин-ст-ву уча-ст-ни-ков Псковского восстания по-лу-чить про-ще-ние от вла-стей. Из чис-ла не по-ка-яв-ших-ся осе-нью то-го же го-да вы-яв-ле-но 10 человек (один каз-нён, ос-таль-ные с семь-я-ми со-сла-ны).

Причиной восстания послужил быстрый рост цен на хлеб, из-за осуществлявшихся в то время крупных закупок зерна для исполнения обязательством русского правительства поставить Швеции зерно в счёт компенсации за перебежчиков с захваченных шведскими оккупантами территорий.

История восстания

Спекуляция ценами на хлеб во Пскове вызвала резкий протест со стороны преимущественно малоимущей прослойки городского населения - крестьян, городской бедноты и мелких ремесленников. Волнения начались в 20-х числах февраля. Уже 26-27 февраля восставшие, состоявшие в основном из мелких торговцев, ремесленников, стрельцов и городской бедноты громили дворы зажиточных купцов, православного духовенства и городской знати. Восставшие схватили и заключили под стражу представителей шведского монарха, находившихся в городе.

К концу марта - началу апреля восставшие полностью захватили власть, арестовав всех представителей городской власти, создав свои органы - мирской сход, а также Земскую избу.

Свои требования восставшие изложили на бумаге, которая была подана царю в Москву 12 мая . В ней восставшие излагали ряд требований по реформам городского самоуправления и выражали неудовольство произволом местных чиновников и шведских представителей. В ответ, во Псков был послан карательный отряд под предводительством князя Ивана Хованского. Однако восставшие закрыли городские ворота, обстреляли приближающиеся войска из артиллерии и во время вылазки захватили часть царского обоза. Более 3 месяцев простоял Хованский под стенами Пскова. Восставшие делали постоянные вылазки и беспокоили его отряд, делая попытки сжечь выстроенные им временные жилища и препятствуя наводке моста через реку. Приход царского войска обострил и без того натянутые отношения в лагере восставших между городской беднотой, крестьянами, восставшими военными, ремесленниками с одной стороны и духовенством, зажиточными купцами, чиновниками с другой.

Итоги восстания

Псковское восстание было не единственным в русском государстве в то время. Крестьянские восстания терзали северо-западные уезды и продолжались до февраля 1651. И хотя армии Хованского удалось захватить и подавить похожее по причинам восстание в Новгороде , царский отряд был измотан и слаб. К тому же не прекращались волнения и в пригородах Пскова. В самой Москве были обеспокоены нараставшим напряжением со Швецией, могущее привести к новой войне. Поэтому летом 1650 года царское правительство вынуждено было созвать Земский собор , на котором были обещаны некоторые уступки восставшим.

Представители Земского собора во главе с епископом Коломенским Рафаилом прибыла в Псков 17 августа. Однако к их приезду власть в городе захватили представители городской верхушки, а попытка городских низов поднять новое восстание 20 августа оказалась неудачной. 25 августа в городе была установлена власть воевод.

В октябре руководители Псковского восстания 1650 года были арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Псковское восстание (1650)" в других словарях:

    Антифеодальное городское восстание в России. Главной причиной П. в. было резкое обострение антагонизма между феодально крепостническим государством и посадскими людьми. Поводом для П. в. послужила спекуляция правительства хлебом при его… …

    Вызвано спекуляцией хлебом и повышением цен на него с одобрения воеводы. 26 27 февраля восставшие (мелкие торговцы, ремесленники, стрельцы, казаки и др.) громили дворы купцов, городской знати и администрации, создали органы управления: мирской… … Энциклопедический словарь

    См. Городские восстания в России в середине 17 в … Советская историческая энциклопедия

    1650 вызвано спекуляцией хлебом и повышением цен на него с одобрения правительства. 28 29 февраля восставшие (мелкие торговцы, ремесленники, стрельцы, казаки и др.) громили дворы купцов, городской знати и администрации, создали органы управления … Большой Энциклопедический словарь

    - (1650), городское восстание в Пскове (см. ПСКОВ), вызванное повышением цен на хлеб в связи с большими объема хлебного экспорта в Швецию. Волнения среди псковичей начались 26 27 февраля; 28 29 февраля во время открытого выступления мелких… … Энциклопедический словарь

    Одно из городских восстаний середины 17 в. Поводом для начала Н. в. послужил рост цен на хлеб, возникший из за крупных правительственных закупок зерна. Восставшие ремесленники, часть стрельцов, городская беднота в середине марта 1650… … Большая советская энциклопедия

    НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1650 года, городское восстание в России середины 17 века. Поводом для его начала послужил рост цен на хлеб, возникший из за крупных правительственных закупок зерна. Восставшие ремесленники, часть стрельцов, городская… … Энциклопедический словарь

    Булавинское восстание (1707 1709) крестьянско казацкое восстание в России. Названо по имени Кондратия Булавина, предводителя восставших. Основной движущей силой стали донские казаки. Активное участие принимали бурлаки (работники казаков, жившие… … Википедия

    Крестьянская война под предводительством Степана Разина Взятие Астрахани разинцами, гравюра XVII века Дата 1670 1671 или 1667 1671) … Википедия

Псковское восстание 1650 года - одно из городских восстаний на Руси в середине XVII века, произошедшее в Пскове. Причиной восстания послужил быстрый рост цен на хлеб, из-за осуществлявшихся в то время крупных закупок зерна для исполнения обязательством русского правительства поставить Швеции зерно в счёт компенсации за перебежчиков с захваченных шведскими оккупантами территорий.

История восстания

Спекуляция ценами на хлеб во Пскове вызвала резкий протест со стороны преимущественно малоимущей прослойки городского населения - крестьян, городской бедноты и мелких ремесленников. Волнения начались в 20-х числах февраля. Уже 26-27 февраля восставшие, состоявшие в основном из мелких торговцев, ремесленников, стрельцов и городской бедноты громили дворы зажиточных купцов, православного духовенства и городской знати. Восставшие схватили и заключили под стражу представителей шведского монарха, находившихся в городе.

К концу марта - началу апреля восставшие полностью захватили власть, арестовав всех представителей городской власти, создав свои органы - мирской сход, а также Земскую избу.

Свои требования восставшие изложили на бумаге, которая была подана царю в Москву 12 мая. В ней восставшие излагали ряд требований по реформам городского самоуправления и выражали неудовольство произволом местных чиновников и шведских представителей. В ответ, во Псков был послан карательный отряд под предводительством князя Ивана Хованского. Однако восставшие закрыли городские ворота, обстреляли приближающиеся войска из артиллерии и во время вылазки захватили часть царского обоза. Более 3 месяцев простоял Хованский под стенами Пскова. Восставшие делали постоянные вылазки и беспокоили его отряд, делая попытки сжечь выстроенные им временные жилища и препятствуя наводке моста через реку. Приход царского войска обострил и без того натянутые отношения в лагере восставших между городской беднотой, крестьянами, восставшими военными, ремесленниками с одной стороны и духовенством, зажиточными купцами, чиновниками с другой.

Итоги восстания

Псковское восстание было не единственным в русском государстве в то время. Крестьянские восстания терзали северо-западные уезды и продолжались до февраля 1651. И хотя армии Хованского удалось захватить и подавить похожее по причинам восстание в Новгороде, царский отряд был измотан и слаб. К тому же не прекращались волнения и в пригородах Пскова. В самой Москве были обеспокоены нараставшим напряжением со Швецией, могущее привести к новой войне. Поэтому летом 1650 года царское правительство вынуждено было созвать Земский собор, на котором были обещаны некоторые уступки восставшим. Представители Земского собора во главе с епископом коломенским Рафаилом прибыла в Псков 17 августа. Однако к их приезду власть в городе захватили представители городской верхушки, а попытка городских низов поднять новое восстание 20 августа оказалась неудачной. 25 августа в городе была установлена власть воевод. В октябре руководители Псковского восстания 1650 года были арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы.

1. К. Якубов, Россия и Швеция в первой половине XVII в., М., 1897,. стр. 341-366.

2. Тихомиров М. И. Псковское восстание 1650 года

3. К. Якубов, Россия и Швеция в первой половине XVII в., М., 1897,. стр. 304, 305.

4. М. Тихомиров. Псковский мятеж XVII века М., 1919, стр. 42.

26 февраля 1650 года в Пскове начинается восстание против передачи Швеции хлебных запасов в счет погашения долгов России. Вскоре к нему присоединяется Новгород.

Беспорядки в Пскове начались не позднее 24 февраля 1650 г., и уже 26 февраля представители посадской общины приходили на двор воеводы Никифора Собакина с просьбой задержать выдачу хлеба шведам из «государевых житниц» — стратегических запасов в кремле. Не добившись внятного ответа, псковичи обратились к посредничеству псковского архиепископа Макария. Встреча главы администрации, главы церкви и «всего города» состоялась на площади у Троицкого собора 27 февраля. Из того, как восставшие впоследствии излагали ход событий в Большой челобитной, выясняется, что толпу горожан возглавляли «лучшие люди», в числе которых были земские старосты во главе с Семеном Меншиковым и Иваном Подрезом. «Мы всем градом, как учали ему о том твоем государеве хлебе со слезами бить челом, чтоб он из города того кремского твоего государева и купного хлеба свейским немцам не выдавал, и твой государев околничей и воевода Никифор Сергеевич Собакин, вшед к Соборной церкви на папертную ступень, и учал нам богомолцам и холопем и сиротам твоим, всему миру угрожать: хлеб де я против твоей государевы грамоты отдам немцам, а не вам, псковичам; вы, де, псковичи, изберите из вас лутчих людей, кого из вас повесить.

И угрожаючи, он от соборной церкви пресвятые Троицы и пошол к твоему государеву богомольцу и учал он околничей всему миру угрожать ссылкою…». Собрание на соборной площади и подача коллективной челобитной были для псковичей судьбоносной и в то же время рискованной акцией. С одной стороны, это была важная стадия выработки общественного мнения, когда даже сомневающиеся в необходимости конфронтации с властью могли оказаться под мощным прессингом со стороны общности и ее лидеров. С другой — подобные коллективные действия были противозаконны и подпадали под статьи только что принятого кодекса — Соборного уложения 1649 г. В царской грамоте от 19 мая содержалась пространная цитата из уложения: «А кто учнет на наших государевых бояр и околничих и думных и ближних людей и в городех и в полкех на воевод и на приказных людей или на кого ни буди приходити скопом и заговором и учнут кого грабити или побивати, и тех людей, хто так учинит, за то потому ж казнить смертью безо всякие пощады». Эта угроза была не пустой и несла глубокий смысл для псковичей, которые в XVI в. как минимум дважды подвергались высылке из города на восток страны. Первый «вывод» был осуществлен в 1510 г. в момент присоединения Пскова к Москве, когда из города были высланы не менее 300 семей бояр и «житьих людей». Второй раз псковские гости были депортированы в Москву и другие города Замосковного края в 1571 г. после разорения столицы армией крымского хана.

Аналогичная ситуация складывалась и в Новгороде, где 15 марта началось восстание посадских людей и стрельцов, причиной которого стал также «продовольственный кризис, возникший в связи с вывозом хлеба за границу». Новгородские события были в значительной степени спровоцированы начавшимся восстанием в Пскове. 21 марта из Новгорода вернулся служка Снетогорского монастыря, который объявил «всему народу» новые «слухи». В Большой челобитной псковичи так передали речи служки Осипа: «как твоя государева денежная и хлебная казна с Москвы будет, и они, де, свейские немцы, будут твою государеву отчину Великого Новагорода имать на Христов день, а в Нове де городе указано на тот день богатым людем вина курить и пива варить и меды ставить безъявочно, а маломощных де государь людей велено поить из твоей государевой казны до пьяна, чтобы все были пьяны для того немецкого приходу. А Псков де имать на Троицын день». На следующий день, 22 марта псковский помещик Богдан Тимашев привез из Новгорода новые вести: «в Великом Новгороде молвою говорят в народе, что немцы будут под твою государеву отчину на Христов день, а под Новгород на Николин день». В ходе дальнейших обсуждений проблемы шведской опасности сложилось мнение, что крайней датой шведского вторжения будет Троица. Источником таких слухов часто становились сами иностранцы, а информация проходила через многих людей. Помещик Никула Перетрутов, вернувшийся из Москвы 26 марта, получил информацию из третьих рук: от некоего Сергея Путимцева, видимо, также помещика, который приехал в Новгород из Москвы вместе с «немцем риженином, а имени его он … не ведает… да того ж немчина человек в народе сказывал…». Итак, источником информации был слуга немецкого купца из Риги, чьи суждения передал Никуле Перетрутову Сергей Путимцев.

По росписи 1647/48 г. в Пскове насчитывалось 1300 стрельцов, сведенных в три стрелецких приказа. Положение стрельцов не было плачевным; они получали довольно высокое по тем временам жалованье: рядовой стрелец из «новоприборных» получал 3 рубля денежного, а также 6 четвертей ржи и 6 четвертей овса хлебного жалованья. Ветераны получали прибавку за службы, и денежное жалованье «старого» стрельца составляло 4 рубля. Но злоупотребления местной администрации сводили на нет усилия центральной власти. Во-первых, многим из стрельцов денежное жалованье в 1648/49 и 1649/50 гг. давалось в половинном размере, а часть вспомогательного персонала была лишена его вообще. Во-вторых, схема выдачи денежного жалованья была построена с сугубой выгодой для чиновников. В Большой челобитной служилые люди писали: «А как государь во Псков твои жаловалные грамоты придут, и твои государевы околничие и воеводы и дьяки на твои государевы указные сроки того твоего государева денежного и хлебного жалованья нам, холопем твоим, из твоей государевы казны не выдают, а дают, государь, то твое царское жалованье они, норовя кабацким откупщиком, — под праздники, чтоб то твое государево денежное и хлебное жалованье сложилось у них, кабацких откупщиков на кабакех, а от того, государь, оне, околничие и воеводы и дьяки емлют себе большие поминки». Таким образом, попытки воеводы и приказных нажиться путем получения взяток от кабацких откупщиков за выручку от пропитого стрельцами жалованья в конечном итоге вызвали активное участие служилых людей в восстании. К тому же, пытаясь отвести от себя обвинение в утайке жалованья, чиновники распространяли как минимум две мистификации. Первая из них состояла в том, что государственная казна пуста. Как передавали псковичи в челобитной «речи» воевод и приказных дьяков, последние на все просьбы отвечали отказом со следующим мотивом: «жаловалной де мы грамоты не слушаем, емлите де то, что мы вам указываем, будет де и того не возьмете, и мы де и того вам из твоей государевой казны не дадим, а бейте де челом о недодаче тебе государю на Москве, добры де жаловалные грамоты, да мы вам не дадим, потому что де исходит твоя государева казна на Москве немцам»… а вы, де, природные, служите государю с воды, и с травы, и с кнута». Приказные в данном случае имели ввиду не только факт выдачи контрибуции Швеции за перебежчиков, но и начавшееся формирование полков «нового строя», значительную часть личного состава которых на первых порах составляли иностранцы. Стрельцы в течение всей второй половины XVII в. крайне ревниво относились к «райтарам и солдатам». Второй довод воевод и дьяков был банальной угрозой отправки на службу в Сибирь, на край земли о котором в Пскове существовали самые фантастические предположения. По словам челобитчиков, приказные этим буквально шантажировали стрельцов следующим образом: «будет де начнете о том об недостаточном твоем государеве жалованье на Москве … бить челом, и вам де есть на Москве образец Сибирь, так же как ваша братья, служилые люди, с Москвы посыланы в сибирские города и меж гор в пропастех поустроены. И о том, государь, о недостаточном твоем государеве царьском жалованье тебе, государю, на Москве и по ся места мы, холопы твои, не смели бити челом: боимся, государь, таких же ссылок, как, государь, природные твои государевы люди москвичи и служилые разных чинов с Москвы в ссылки поразосланы, и многие християнские души помучены, и палицами побиты, а иные в воду потоплены». Перед взором человека эпохи средневековья всякая отдаленная территория представала преддверием ада.

Средоточием и центром православной вселенной русского человека XVII в. была особа царя и государя всея Руси. Смена царствующей династии в годы Смутного времени тяжело отразилась на престиже царского имени. Эпоха царствования Рюриковичей стала восприниматься как эталон, а подлинным «золотым веком» в исторической ретроспективе предстало царствование Ивана Грозного. Царь Алексей Михайлович, по мнению псковичей, уже не внушал трепета иностранцам. Посадский человек Никита Иевлев привез из Ивангорода слух о выставленных в Швеции на всеобщее обозрение плакатах, где были изображены шведская королева, стоящая с мечом над «праведным надежей» царем Алексеем. Если уж в челобитной на имя царя псковичи осмелились намекнуть на его недостаточный авторитет, то в неподцензурных беседах они давали полную волю языку. Примечательная сцена произошла в Пскове во время чтения в городе царской грамоты от 19 мая. Казак Снякин на следствии рассказал следующее: «И как учели твою государеву грамоту пред народом честь и до половины вычли, а народ, все православные християне, молчали. И не выслушав до конца твоей государевой грамоты, земской староста Гаврилко Демидов и про тобя, великого государя… сказал нелепое слово, чево нам страшно и подумать. И я с своими товарищами, услышав у него, Гаврилки, такое нелепое слово, и его учели бити. И воры и мятежники, которые с ним, Гаврилкою, за него, Гаврилку, стали, и меня били не на живот, на смерть, обухами и пищальными стволами и тиннами, и замертво меня, Никифорка, вкинули в тюрьму». Лидером общественного мнения был и дядя царя Н. И. Романов, которого псковичи просили у царя прислать «для сыску и расправы» в Псков. Сознание средневекового человека было построено на антиномиях (противоречиях — ред.), поэтому каждое позитивное явление социальной жизни должно было иметь изнанку, и всякому герою противостоял антигерой. Таким антигероем в России середины XVII в. был теневой правитель России Борис Иванович Морозов. С именем Морозова горожане связывали рост налогов, злоупотребления администрации. Морозов был главной мишенью участников Московского восстания 1648 г. Псковичи также были склонны связывать с ним свои беды. В челобитной на имя царя было изложено содержание «речей» шведского подданного Григория Аминева: «как де будут немцы подо Псков, из Москвы де было быть твоему государеву боярину Борису Ивановичу Морозову на выручку, а ему де было здать Псков немцом без бою». В царской грамоте от 19 мая апологии Морозова посвящен внушительный фрагмент. Дьяки напомнили псковичам, что именно дядя боярина Василий Петрович Морозов «в приход свейского короля во Пскове в осаде сидел и от короля Псков отсидел». Сам же Борис Морозов, как сказано в грамоте, «будучи у нас великого государя в дядьках, отставя дом свой и приятелей, был у нас безотступно, и нам служил, и нашего государского здоровья остерегал накрепко, да и посяместа нам служит верно и о наших и земских делах радеет». Сравнение Большой челобитной и ответной царской грамоты позволяет иначе поставить и решить многие вопросы. В возникновении и развитии восстания решающую роль сыграли конъюнктурные обстоятельства, связанные со страхами средневекового человека. Это страх голода, страх перед возможной войной, тотальное недоверие к власти.

Владимир Аракчеев, кандидат исторических наук.

Псковский хронограф — pskovcity.ru

Особенно острую форму восстание в Пскове приняло после того, как к городу подошел карательный отряд кн. Ивана Никитича Хованского. Восставшие закрыли ворота окружавшей весь город крепостной стены, обстреляли приближающиеся войска из артиллерии и во время вылазки захватили часть обоза. Более 3 месяцев простоял Хованский под стенами Пскова. Восставшие несколько раз выходили на вылазки и беспокоили его отряд, делая попытки сжечь выстроенные им острожки и препятствуя наводке моста через р. Великую.

Требования восставших изложены в челобитной, которая была подана царю 12 мая. Не все подписавшиеся под нею готовы были стоять за выставленные в ней требования: дворяне и дети боярские жаловались царю, что они «к челобитной руки приложили в неволю, потому что мирские люди захватили их врознь поневелику». Но и среди «мирских» с первых же дней обозначилось 2 лагеря: с одной стороны - «посадцкие люди, и стрельцы, и казаки, и пушкари и воротники и всякие жилец-кие черные люди» и примкнувшие к ним «пахотные мужики» - это те, кто «гиль завели» и на вылазки ходили, с другой - «лутчие посадцкие и прожиточные люди», которые «с теми гилевщиками не советуют» и «стоят в особых толпах».

Были во Пскове и прямые агенты правительства, среди которых большую роль играло псковское духовенство. Во главе его стоял архиепископ Макарий, которого восставшие обвиняли в том, что он своим приказным людям и детям боярским не велит ходить в караулы и на вылазки и которого, наконец, за агитацию арестовали и посадили в богадельню, где и продержали на цепи около 15 дней.

Кроме словесной агитации духовенство прибегало и к другим способам воздействия на психику восставших, - к инсценировке чудес. Эту сторону деятельности духовенства можно хорошо проследить на основании двух «воспоминаний» рукописного сборника конца XVII в., хранящегося в рукописном отделе Библиотеки Академии Наук и поступившего туда из псковского собрания Ф. М. Плюшкина.

Одно из них - «Воспоминание знамения, являвшегося от иконы пресвятые владычицы нашея богородицы и приснодевы Марии во граде Пскове во обители преп. Сергия» было напечатано псковским историком И. И. Василевым. В нем рассказывается о том, как в келии одного клирика Сергиевского с Залужья монастыря 5 февраля 1650 г. «бысть знамение страшно и ужаса исполнено: показася от образа пречистые богоматери из десного ока слезы исходящи густы, а не яко вода». Икону перенесли в монастырскую церковь. В дни, когда Хованский заканчивал в Новгороде следствие и собирался отправляться усмирять псковских мятежников, 11 и 12 мая (в субботу и воскресенье), икона вновь «плакала». Макарий, «слышав сие преславное чудо» организовал из Троицкого кафедрального собора крестный ход в Сергиев монастырь и торжественно перенес икону в собор. Икона эта участвовала во всех крестных ходах, которые Макарий устраивал в осажденном Пскове.

Икона приобрела большую известность: сказания о чуде от нее переписывались и сочинялись их новые редакции; в сказаниях писалось, что «ее же молитвами тогда во граде Пскове преста междоусобная брань»; к иконе обращались с молением «належащий на ны страх и трепет утиши, надвигшийся на ны гнев божии и пагубу укроти и сущие посреде нас распри и мятежи умири»; в тропаре и кондаке пелось: «избави от междоусобные брани».

Ист.: Документ о восстании 1650 г. в Пскове/// Исторический архив. Т. I. М.-Л. 1936