Раздаточный счетный материал. Счёт

  • Сравнения множеств путём установления между ними взаимного соответствия (при помощи приёмов наложения и приложения)
  • Приём наложения машинок.
  • 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.
  • 19. Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах.
  • 20. Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах.
  • 21. Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже.
  • 22. Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел.
  • 23. Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 24. Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
  • 25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
  • 26. Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений "целое" и "часть".
  • 27. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками.
  • 28. Методика ознакомления с монетами.
  • 2. Практическая часть
  • 3. Заключение.
  • 29. Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач.
  • 31. Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками.
  • 32. Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера.
  • 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
  • 34. Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания.
  • Заданиям придают игровой характер, используя игры:
  • 35. Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.
  • 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
  • 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 38. Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник.
  • 39. Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах.
  • 40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
  • 41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
  • 42. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах.
  • 44. Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах.
  • 45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
  • 46. Развитие чувства времени у дошкольников.
  • 1 Этап.
  • 2 Этап.
  • 3 Этап.
  • 4 Этап.
  • 48. Особенности организации работы в разных возрастных группах.
  • 50. Особенности работы с одаренными детьми.
  • 51. Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка.
  • 52. Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание.
  • 53. Показатели математической готовности ребенка к школе.
  • 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.

    Счет – это деятельность с конечными множествами . Счет включает в себя структурные компоненты:

    Цель (выразить количество предметов числом),

    Средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности),

    Результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении результата счета, то есть итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете.

    В возрасте трех-шести лет дети овладевают счетом . В этот период их основная математическая деятельность - счет. В начале формирования счетной деятельности (чет­вертый год жизни) дети учатся сравнивать множества поэ­лементно, путем накладывания и прикладывания, т. е. они овладевают так называемым «дочисловым этапом» счета (А. М. Леушина). Позднее (пятый-седьмой год жизни) обучение счету также происходит только на основе практи­ческих и логических операций с множествами

    А. М. Леушина определила шесть этапов развития счет­ной деятельности у детей. При этом первые два этапа явля­ются подготовительными. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осу­ществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше - меньше - поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые.

    Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа - ознакомление со струк­турой множества. Основные способы - выделение отдель­ных элементов в множестве и составление множества из от­дельных элементов. Дети сравнивают контрастные множест­ва: много и один.

    Второй этап также дочисловой, однако в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике.

    Цель - научить сравнивать смежные множества поэле­ментно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по коли­честву элементов на один.

    Основные способы - накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны нау­читься устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.

    Третий этап условно соотносится с обучением детей пя­того года жизни.

    Основная цель - ознакомить детей с обра­зованием числа.

    Характерные способы деятельности - срав­нение смежных множеств, установление равенства из нера­венства (добавили еще один предмет, и их стало поровну - по два, по четыре и т. д.).

    Результат - итог счета, обозначенный числом. Таким об­разом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат - число.

    Четвертый этап овладения счетной деятельностью осу­ществляется на шестом году жизни. На этом этапе происхо­дит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда.

    Результат - понимание основного принципа натураль­ного ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее - на единицу меньше последующего.

    Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым го­дом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5.

    Результат - подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На этом обучение детей дошкольного возраста обычно заканчивается.

    Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. На седь­мом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второ­го десятка, начинают осознавать аналогию образованная лю­бого числа на основе добавления единицы (увеличения: і числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то полу­чится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми деся­тичной системы происходит в период школьного обучения.

    Вся работа по развитию счетной деятельности у дошкольников проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. В каждой возрастной группе детского сада обозначены задачи по развитию у детей элементарных математических представлений, в частности по развитию счетной деятельности, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

    ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Малышей не учат считать , но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета , создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.

    Программный материал второй младшей группы ограничен дочисловым периодом обучения .

    У детей формируются представления о единичности и множественности объектов и предметов. В процессе упражнений, объединяя предметы в совокупности и дробя целое на отдельные части, дети овладевают умением воспринимать в единстве каждый отдельный предмет и группу в целом. В дальнейшем при знакомстве с числами и их свойствами это помогает им освоить количественный состав чисел.

    Дети учатся образовывать группы предметов по одному , а затем и по двум-трем признакам - цвет, форма, размер, назначение и др., подбирать пары предметов. При этом образованное определенным образом множество предметов дети воспринимают как единое целое, представленное наглядно и состоящее из единичных предметов. Они убеждаются в том, что каждый из предметов обладает общими качественными признаками (цвет и форма, раз мер и цвет).

    Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. От понимания выделенных признаков как свойств предметов в старшем дошкольном возрасте дети переходят к освоению общности по количеству. У них формируется более полное представление о числах.

    У детей формируется представление о предметных разночисленных совокупностях : один, много, мало (в значении несколько). Они постепенно овладевают умением различать их, сравнивать, самостоятельно выделять в окружающей обстановке.

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

    Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер . Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия , когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

    Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода гостей и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.

    Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов , характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный - короткий, круглый - некруглый и т. п.). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено , которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1-2 признаками .

    Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру) помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки (при сравнении по длине) - установить соотношение предметов именно по данному признаку.

    Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей . (Что это? Какого цвета? Какого размера?) Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения.

    Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом . Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.). Однако, если ребенок не справляется с заданием , работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес , утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия.

    Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2-3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить.

    В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины . Все ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными. В отдельных случаях ошибки малышей исправляются вообще без пояснений. («Возьми в правую руку, вот в эту! Положи эту полоску наверх, видишь, она длиннее этой!» и т. п.) Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным.

    Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал . Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры . Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы , педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы).

    Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на этом этапе только при помощи слов . Каждый новый способ действия , усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове . Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети вместе (хором) его повторяют.

    Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений , так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения, употребляя противительный союз А и соединительный И. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всем. Например: Сколько камешков на красной полоске? Сколько камешков на синей полоске? А теперь сразу скажи о камешках на синей и красной полосках. Так ребенка подводят к отражению связей : На красной полоске один камешек, а на синей много камешков. Воспитатель дает образец такого ответа. Если ребенок затрудняется, педагог может начать фразу-ответ, а ребенок ее закончит.

    Для осознания детьми способа действия им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. (Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли детям карандашей?) Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог не допускает употребления слов, смысл которых не понятен детям.

    В процессе разнообразных практических действий с совокупностями дети усваивают и используют в своей речи простые слова и выражения , обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет (ничего нет), мало, такой же, одинаковый (по цвету, форме), столько же, поровну; столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из всех.

    Итак, в младшем дошкольном возрасте , в дочисловой период обучения дети овладевают практическими приемами сравнения (на­ложение, приложение, составление пар), в результате которых ос­мысливаются математические отношения: «больше», «меньше», «по­ровну». На этой основе формируется умение выделять качественные и количественные признаки множеств предметов, видеть общность и различия в предметах по выделенным признакам

    ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей.

    Одна из основных программных задач обучения детей пятого го­да жизни состоит в формировании у них умения считать, выработ­ке соответствующих навыков и на этой основе развитии представ­ления о числе .

    Сформированное в младшем дошкольном возрасте (2-4 года) умение анализировать множества предметов с точки зрения их чис­ленности, видеть последовательность и различия по качественным и количественным признакам, представление о равенстве и нера­венстве предметных групп, умение должным образом отвечать на вопрос «сколько?» (столько же, здесь больше, чем там) явля­ется основой овладения счетом .

    В среднем дошкольном возрасте (пятый год жизни) в процес­се сравнения двух групп предметов, выделения их свойств, а так­же счета у детей формируются представления:

      о числе, позволя­ющие дать точную количественную оценку совокупности, они овла­девают приемами и правилами счета предметов, звуков, движений (в пределах 5);

      о натуральном ряде чисел (последовательности, месте числа) их знакомят с образо­ванием числа (в пределах 5) в процессе сравнения двух мно­жеств предметов и увеличения или уменьшения одного из них на единицу;

      уделяется внимание сравнению множеств предметов по количеству сос­тавляющих их элементов (как без счета, так и в сочетании со счетом), уравниванию множеств, отличающихся одним элементом, установлению взаимосвязи отношений «больше - меньше» (если ми­шек меньше, то зайцев больше);

      дети, овладев умением считать предметы, звуки, движения, отвечать на вопрос «сколько?», учатся определять порядок следования предметов (первый, последний, пятый), отвечать на вопрос «который?», т.е. практически пользовать­ся количественным и порядковым счетом;

      у детей формируются умения воспроизводить множества, отсчитывая предметы по образцу, по заданному числу из большего количества, запоминать числа, представление о числе как общем признаке разно­образных множеств (предметов, звуков), они убеждаются в не­зависимости числа от несущественных признаков (например, цвета, занимаемой площади, размеров предметов и др.), используют различные способы получения равных и неравных по количеству групп и учатся видеть идентичность (тождественность), обоб­щать по числу предметы множеств (столько же, по четыре, пять, такое же количество, т.е. число).

      формируются представления о первых пяти числах натурального ряда (порядке их следования, зависимости между смежными числами: больше, меньше), вырабатываются умения пользоваться ими в различных бытовых и игровых ситуациях.

    Обучение счету в пределах 5 . Обучение счету должно помочь детям понять цель данной деятельности (только сосчитав предметы, можно точно ответить на вопрос сколько?) и овладеть ее средствами: называнием числительных по порядку и соотнесением их к каждому элементу группы. Четырехлетним детям трудно одновременно усвоить обе стороны этой деятельности. Поэтому в средней группе обучение счету рекомендуется осуществлять в два этапа.

    НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ на основе сравнения численностей двух групп предметов детям раскрывают цель данной деятельности (найти итоговое число ). Их учат различать группы предметов в 1 и 2, 2 и 3 элемента и называть итоговое число на основе счета воспитателя. Такое "сотрудничество" осуществляется на первых двух занятиях.

    Сравнивая 2 группы предметов , расположенные в 2 параллельных ряда, одна под другой, дети видят, в какой группе больше (меньше) предметов или их в обеих поровну. Они обозначают эти различия словами-числительными и убеждаются: в группах поровну предметов, их количество обозначается одним и тем же словом (2 красных кружка и 2 синих кружка), добавили (убрали) 1 предмет, их стало больше (меньше), и группа стала обозначаться новым словом.

    Дети начинают понимать, что каждое число обозначает определенное количество предметов, постепенно усваивают связи между числами (2 > 1, 1 < 2 и т. д.).

    Организуя сравнение 2 совокупностей предметов, в одной из которых на 1 предмет больше, чем в другой, педагог считает предметы и акцентирует внимание детей на итоговом числе . Он сначала выясняет, каких предметов больше (меньше), а затем - какое число больше, какое меньше. Основой для сравнения чисел служит различение детьми численностей множеств (групп) предметов и наименование их словами-числительными.

    Важно , чтобы дети увидели не только то, как можно получить последующее число (n+1) , но и то, как можно получить предыдущее число : 1 из 2, 2 из 3 и т. п. (n - 1). Воспитатель то увеличивает группу, добавляя 1 предмет, то уменьшает, удаляя из нее 1 предмет. Каждый раз выясняя, каких предметов больше, каких - меньше , переходит к сравнению чисел . Он учит детей указывать не только, какое число больше, но и какое меньше (2>1, 1<2, 3>2, 2<3 и т. д.). Отношения "больше", "меньше" всегда рассматриваются в связи друг с другом . В ходе работы педагог постоянно подчеркивает: чтобы узнать, сколько всего предметов, надо их сосчитать.

    Акцентируя внимание детей на итоговом числе , педагог сопровождает называние его обобщающим жестом (обведение группы предметов рукой) и именует (т.е. произносит название самого предмета). В процессе счета числа не именуются (1, 2, 3 - всего 3 грибочка).

    Детей побуждают называть и показывать , где 1, где 2, где 3 предмета , что служит установлению ассоциативных связей между группами , содержащими 1, 2, 3 предмета, и соответствующими словами-числительными.

    Большое внимание уделяют отражению в речи детей результатов сравнения совокупностей предметов и чисел. ("Матрешек больше, чем петушков. Петушков меньше, чем матрешек. 2 больше, а 1 меньше, 2 больше, чем 1, 1 меньше, чем 2".)

    НА ВТОРОМ ЭТАПЕ дети овладевают счетными операциями . После того как дети научатся различать множества (группы), содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета, и поймут, что точно ответить на вопрос сколько? можно, лишь сосчитав предметы, их учат вести счет предметов в пределах 3, затем 4 и 5.

    С первых занятий обучение счету должно строиться так, чтобы дети поняли , как образуется каждое последующее (предыдущее) число, т.е. общий принцип построения натурального ряда . Поэтому показу образования каждого следующего числа предпосылается повторение того, как было получено предыдущее число.

    Последовательное сравнение 2-3 чисел позволяет показать детям, что любое натуральное число больше одного и меньше другого, "соседнего" (3 < 4 < 5), разумеется, кроме единицы, меньше которой нет ни одного натурального числа. В дальнейшем на этой основе дети поймут относительность понятий "больше", "меньше".

    Они должны научиться самостоятельно преобразовывать множества предметов. Например, решать, как сделать, чтобы предметов стало поровну, что надо сделать, чтобы стало (осталось) 3 предмета вместо 2 (вместо 4) и т. п.

    В средней группе тщательно отрабатывают счетные навыки . Воспитатель многократно показывает и разъясняет приемы счета, приучает детей вести счет предметов правой рукой слева направо; в процессе счета указывать на предметы по порядку, дотрагиваясь до них рукой; назвав последнее числительное, сделать обобщающий жест, обвести группу предметов рукой.

    Дети обычно затрудняются в согласовании числительных с существительными (числительное один заменяют словом раз). Воспитатель подбирает для счета предметы мужского, женского и среднего рода (например, цветные изображения яблок, слив, груш) и показывает, как в зависимости от того, какие предметы пересчитываются, изменяются слова один, два. Ребенок считает: "Раз, два, три". Педагог останавливает его, берет в руки одного мишку и спрашивает: "Сколько у меня мишек?" - "Один мишка",- отвечает ребенок. "Правильно, один мишка. Нельзя сказать "раз мишка". И считать надо так: один, два..."

    Для закрепления навыков счета используется большое количество упражнений . Упражнения в счете должны быть почти на каждом занятии до конца учебного года. Чтобы создать предпосылки для самостоятельного счета, меняют счетный материал, обстановку занятий, чередуют коллективную работу с самостоятельной работой детей с пособиями, разнообразят приемы. Используются разнообразные игровые упражнения, в том числе такие, которые позволяют не только закреплять умение вести счет предметов, но и формировать представления о форме, размере, способствуют развитию ориентировки в пространстве. Счет связывают со сравнением размеров предметов, с различением геометрических фигур и выделением их признаков; с определением пространственных направлений (слева, справа, впереди, сзади).

    Детям предлагают найти определенное количество предметов в окружающей обстановке. Вначале ребенку дают образец (карточку). Он ищет, каких игрушек или вещей столько же, сколько кружков на карточке. Позднее дети учатся действовать лишь по слову. ("Найди 4 игрушки".) Проводя работу с раздаточным материалом, надо учесть, что дети еще не умеют отсчитывать предметы. Задания вначале даются такие, которые требуют от них умения считать, но не отсчитывать.

    Применение счета в разных видах детской деятельности .

    Обучая счету, не следует ограничиваться проведением формальных упражнений на занятиях. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы счет исполь­зовался детьми повсеместно, и число наряду с количественными и пространственными признаками предметов помогало бы детям лучше ориентироваться в окружающей действительности.

    Воспитатель постоянно использует и создает различные жизненные и игровые ситуации, требующие от детей применения навыков счета. В играх с куклами, например, дети выясняют, хватит ли посуды для приема гостей, одежды для того, чтобы собрать кукол на прогулку, и пр. В игре в "магазин" пользуются чеками-карточками, на которых нарисовано определенное количество предметов или кружков. Воспитатель своевременно вносит соответствующие атрибуты и подсказывает игровые действия, включающие счет и отсчет предметов.

    В быту часто возникают ситуации, требующие выполнения счета: по заданию педагога дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок и пр.). Дети считают игрушки, которые взяли на прогулку. Собираясь домой, проверяют, все ли игрушки собраны. Любят ребята и просто пересчитывать предметы, которые встречаются по пути.

    Обучение счету сопровождается беседами с детьми о назна­чении, применении счета в разных видах деятельности. Стремясь углубить представления детей о значении счета, педагог разъясняет им, для чего люди считают, что они хотят узнать, когда считают предметы. Советует детям посмотреть, что считают их мамы, папы, бабушки.

    Итак, в средней группе под влиянием обучения формируется счетная деятельность, умение считать различные совокупности пред­метов в разных условиях и взаимосвязях.

    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ программа направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета.

    - продолжается работа по формированию пред­ставлений о численности (количественная характеристика) мно­жеств, способах образования чисел, количественной оценке вели­чин путем измерения;

    Дети осваивают приемы счета предметов, звуков, движений по осязанию в пределах 10 , определяют количество условных мерок при измерении протяженных объектов, объемов жидкостей, масс сыпучих веществ;

    Дети учатся образовывать числа путем увеличения или уменьшения данного числа на единицу , уравнивать множества по числу предметов при условии количественных разли­чий между ними в 1, 2 и 3 элемента, как и в средней группе, дети отсчитывают количество пред­метов по названному числу или образцу (числовая фигура, кар­точка) или больше (меньше) на единицу, упражняются в обоб­щении по числу предметов ряда конкретных множеств, отличающихся пространственно-качественными признаками (форма, расположение, направление счета и др.) на основе восприятия различными ана­лизаторами;

    С целью подготовки детей к счету групп их обучают умению разбивать совокупности в 4, 6, 8, 9, 10 предметов на группы по 2, 3, 4, 5 предметов, определять количество групп и число отдельных предметов ;

    Дети знакомятся с количественным составом чисел из единиц в пределах 5 на конкретных предметах и в процессе измерения, что уточняет и конкретизирует представление о числе, единице, месте числа в натуральном ряду чисел;

    - продолжается обучение детей различению количественного и порядкового значения числа , вырабатываются умения применять количественный и порядковый счет в практической деятельности;

    В ходе сравнения множеств и чисел дети знакомятся с циф­рами от 0 до 9 , они учатся относить их к числам, различать, исполь­зовать в играх.

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ

    Повторение пройденного . В средней группе детей учили вести счет предметов в пределах 5. Закрепление соответствующих представлений и способов действий служит основой для дальнейшего развития деятельности счета.

    Сопоставление двух совокупностей, содержащих равное и неравное (больше или меньше на 1) число предметов в пределах 5, позволяет напомнить детям, как образуются числа первого пятка. Для того чтобы довести до сознания детей значение счета и приемов поштучного сопоставления предметов двух групп один к одному для выяснения отношений "равно", "не равно", "больше", "меньше", даются задания на уравнивание совокупностей. ("Принеси столько чашек, чтобы всем куклам хватило и не осталось лишних" и т. п.)

    Большое внимание уделяется закреплению навыков счета; детей учат вести счет предметов слева направо, указывая на предметы по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде и числе, именовать итог счета. Если кто-то из детей не понимает итогового значения последнего названного при счете числа, то ему предлагается обвести сосчитанные предметы рукой. Круговой обобщающий жест помогает ребенку соотнести последнее числительное со всей совокупностью предметов. Но в работе с детьми 5 лет он, как правило, уже не нужен. Детям теперь можно предлагать сосчитать предметы на расстоянии, молча, т. е. про себя.

    Детям напоминают приемы счета звуков и предметов на ощупь. Они воспроизводят определенное количество движений по образцу и указанному числу.

    Счет в пределах 10. Для получения чисел второго пятка и обучения счету до 10 используют приемы, аналогичные тем, которые применялись в средней группе для получения чисел первого пятка.

    Образование чисел демонстрируется на основе сопоставления двух совокупностей предметов . Дети должны понять принцип получения каждого последующего числа из предыдущего и предыдущего из последующего (n + 1). В связи с этим на одном занятии целесообразно последовательно получить 2 новых числа, например 6 и 7. Как и в средней группе, показу образования каждого следующего числа предпосылается повторение того, как было получено предыдущее число. Таким образом, всегда сравнивается не менее чем 3 последовательных числа. Дети иногда путают числа 7 и 8. Поэтому целесообразно провести большее количество упражнений в сопоставлении множеств, состоящих из 7 и 8 элементов.

    Полезно сопоставлять не только совокупности предметов разного вида (например, елочки, грибочки и др.), но и группы предметов одного вида разбивать на части и сопоставлять их друг с другом (яблоки большие и маленькие), наконец, совокупность предметов может сопоставляться с ее частью. ("Кого больше: серых зайчиков или серых и белых зайчиков вместе?") Такие упражнения обогащают опыт действий детей с множествами предметов.

    При оценке численностей множеств предметов пятилетних детей еще дезориентируют ярко выраженные пространственные свойства предметов. Однако теперь не обязательно посвящать специальные занятия показу независимости числа предметов от их размеров, формы, расположения, площади, которую они занимают. Возможно одновременно учить детей видеть независимость числа предметов от их пространственных свойств и получать новые числа.

    Умение сопоставлять совокупности предметов разных размеров или занимающих разную площадь создает предпосылки для понимания значения счета и приемов поштучного соотнесения элементов двух сравниваемых множеств (один к одному) в выявлении отношений "равно", "больше", "меньше". Например, чтобы выяснить, каких яблок больше - маленьких или больших, каких цветков больше - ноготков или ромашек, если последние расположены с большими интервалами, чем первые, необходимо либо сосчитать предметы и сравнить их число, либо сопоставить предметы 2 групп (подгрупп) один к одному. Используются разные способы сопоставления: наложение, приложение, применение эквивалентов. Дети видят: в одной из групп оказался лишний предмет, значит, их больше, а в другой - одного предмета не хватило, значит, их меньше. Опираясь на наглядную основу, они сравнивают числа (значит, 8 > 7, а 7 < 8).

    Уравнивая группы добавлением одного предмета к меньшему их числу или удалением одного предмета из большего их числа, дети усваивают способы получения каждого из сравниваемых чисел . Рассматривание взаимосвязи отношений "больше", "меньше" поможет им в дальнейшем понять взаимно-обратный характер отношений между числами (7 > 6, 6 < 7).

    Дети должны рассказывать, как было получено каждое число, т. е. к какому числу предметов и сколько добавили или от какого числа предметов и сколько отняли (убрали). Например, к 8 яблокам добавили 1, стало 9 яблок. Из 9 яблок взяли 1, осталось 8 яблок и т. п. Если ребята затрудняются дать четкий ответ, можно задать наводящие вопросы: "Сколько было? Сколько добавили (убрали)? Сколько стало?"

    Смена дидактического материала , варьирование заданий помогают детям лучше понять способы получения каждого числа. Получая новое число, они сначала действуют по указанию педагога ("К 7 яблокам добавьте 1 яблоко"), а потом самостоятельно преобразуют совокупности. Добиваясь осознанных действий и ответов, педагог варьирует вопросы. Он спрашивает, например: "Что надо сделать, чтобы стало 8 цилиндров? Если к 7 цилиндрам добавить 1, сколько их станет?"

    Для упрочения знаний необходимо чередовать коллективную работу с самостоятельной работой детей с раздаточным материалом. Ребенок сопоставляет 2 совокупности, раскладывая предметы на карточке с 2 свободными полосками. Демонстрация приемов получения нового числа (сравнение 3 соседних членов натурального ряда) обычно занимает не менее 8-12 мин, чтобы выполнение однообразных заданий не утомляло детей, аналогичная работа с раздаточным материалом проводится чаще на следующем занятии.

    Для закрепления навыков счета в пределах 10 используют разнообразные упражнения, например "Покажи столько же". Дети находят карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько показал педагог. ("Найдите столько игрушек, сколько кружков на карточке", "Кто быстрее найдет, каких игрушек у нас 6 (7, 8, 9, 10)?".) Чтобы выполнить последние 2 задания, педагог заранее составляет группы игрушек.

    Когда детей познакомят со всеми числами до 10, им показывают, что для ответа на вопрос сколько? не имеет значения, в каком направлении ведется счет . Они в этом сами убеждаются, пересчитывая одни и те же предметы в разных направлениях: слева направо и справа налево; сверху вниз и снизу вверх. Позднее детям дают представление о том, что считать можно предметы, расположенные не только в ряд, но и самыми различными способами. Они считают игрушки (вещи), расположенные в форме разных фигур (по кругу, парами, неопределенной группой), изображения предметов на карточке лото, наконец, кружки числовых фигур.

    Детям показывают разные способы счета одних и тех же предметов и учат находить более удобные (рациональные) , позволяющие быстро и правильно сосчитать предметы. Пересчет одних и тех же предметов разными способами (3-4 способа) убеждает детей в том, что начинать счет можно с любого предмета и вести его в любом направлении, но при этом надо не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды. Специально усложняют форму расположения предметов.

    Если ребенок ошибается, то выясняют, какая ошибка допущена (пропустил предмет, один предмет сосчитал дважды). Воспитатель, пересчитывая предметы, может намеренно допустить ошибку. Дети следят за действиями педагога и указывают, в чем заключалась его ошибка. Делают вывод о необходимости хорошо запомнить предмет, с какого был начат счет, чтобы не пропустить ни один из них и один и тот же предмет не сосчитать дважды.

    Итак, количественные представления у детей 5-6 лет , сформи­рованные под влиянием обучения, носят более обобщенный характер, чем в средней группе. Дошкольники пересчитывают предметы независимо от их внешних признаков, обобщают по числу. У них накапливается опыт счета отдельных предметов, групп, использова­ния условных мерок.

    Усвоенные детьми умения сравнивать числа на наглядной, ос­нове, уравнивать группы предметов по числу свидетельствуют о сформированности у них представлений об отношениях между чис­лами натурального ряда.

    Счет, сравнение, измерение, элементарные действия над числами (уменьшение, увеличение на единицу) становятся доступными детям в разных видах их учебной и самостоятельной деятельности.

    В программе ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ можно выделить следующие направления:

    1. Развитие счетной, измерительной деятельности : точности и быстроты счета, воспроизведения количества предметов в большем и меньшем на один от заданного их числа; подготовка к усвоению чисел на базе измерения, использование цифр в разных видах игровой и бытовой деятельности.

    2. Совершенствование умений сравнивать числа , понимание от­носительности числа: при сравнении чисел 4 и 5 получается, что число 5 больше, чем 4, а при сравнении чисел 5 и 6 - 5 меньше 6. Уточнение представлений о закономерностях образования чисел натурального ряда, количественном составе их из единиц, составле­ние чисел до 5 из двух меньших.

    3. Формирование представлений об отношениях «целое - часть» на совокупностях, состоящих из отдельных предметов, при делении предметов на равные части, в ходе измерения условной меркой.

    4. Увеличение и уменьшение чисел в пределах 10 на единицу , подготовка к усвоению арифметических действий сложения и вычи­тания. Решение простых арифметических задач, используя при этом вычислительные приемы увеличения и уменьшения на единицу.

    В подготовительной к школе группе совершенствуются умения сформированные в процессе обучения детей в старшей группе.

    В начале учебного года целесообразно проверить , все ли дети, и в первую очередь те, которые впервые пришли в детский сад, умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну, каким способом при этом пользуются: счетом, умеют ли дети сравнивать численности совокупностей, отвлекаясь от размеров предметов и площади, которую они занимают.

    Примерные задания и вопросы: "Сколько здесь больших матрешек? Отсчитай сколько же маленьких матрешек. Узнай, каких квадратов больше: синих или красных. (На столе беспорядочно лежат 5 больших синих квадратов и 6 маленьких красных.) Узнай, каких кубиков больше: желтых или зеленых". (На столе стоят 2 ряда кубиков; 6 желтых стоят с большими интервалами один от другого, а 7 синих - вплотную друг к другу.)

    Проверка подскажет, в какой мере дети овладели счетом и на какие вопросы следует обратить особое внимание. Аналогичную проверку можно повторить спустя 2-3 месяца, для того чтобы выявить продвижение детей в овладении знаниями.

    Счете отсчет предметов в пределах 10

    В счете и отсчете предметов в пределах 10 дети упражняются в течение всего учебного года . Они должны твердо запомнить порядок следования числительных и уметь правильно соотносить числительные с пересчитываемыми предметами, понимать, что последнее названное при счете число обозначает общее количество предметов совокупности. Если дети допускают ошибки при счете, необходимо показать и разъяснить его действия.

    Счет групп предметов

    При закреплении навыков счета и отсчета важно наряду со счетом отдельных предметов упражнять детей в счете групп, состоящих из однородных предметов.

    Дошкольникам предъявляют группу, составленную из равных количеств однородных предметов: матрешек, кубиков, конусов, чашек и т. п. - или моделей геометрических фигур: треугольников, кругов и т. п. Цветные изображения предметов или геометрических фигур могут размещаться на фланелеграфе. Задают вопрос: "Сколько групп...? Сколько... в каждой группе? Сколько всего...?" Отвечая на последний вопрос, дети пересчитывают предметы по одному.

    Оживление вносят игровые моменты. Например, воспитатель размещает на фланелеграфе картинки с изображением самолетов и спрашивает: "Сколько звеньев самолетов? Сколько самолетов в каждом звене? Сколько рядов самолетов? Сколько всего самолетов?" Затем дети закрывают глаза, а воспитатель меняет расположение игрушек. Дети открывают глаза, отгадывают, что изменилось, и считают, сколько теперь звеньев самолетов, по скольку самолетов в каждом звене и т. п.

    Позднее детям предлагают отсчитать определенное количество предметов и разложить их группами: по 2, по 3, по 4, по 5. Выясняют, сколько групп получилось и по скольку предметов в каждой группе. Вначале можно использовать сюжетный иллюстративный материал, например разделить 8 рыбок в 2 (4) аквариума, а затем абстрактный - геометрические фигуры.

    После того как дети выполнят задания и расскажут, сколько получилось групп и по скольку предметов в каждой, им предлагают подумать, сколько станет групп, если в каждой группе будет не по 3, а по 2 предмета или на 1 предмет больше, или, наоборот, сколько будет предметов в каждой группе, если групп станет на 1 больше (меньше) или 4 группы, вместо 3, 2 вместо 3 и т. п.

    Нельзя допускать, чтобы дети действовали на авось. Надо предлагать им сначала подумать и самим догадаться, как перестроить группы, не разрушая их, а потом проверить, не ошиблись ли они. Например, распределили 6 кружков на 2 группы, причем в каждой группе по 3 кружка. Надо сделать так, чтобы стало 3 группы кружков. Для этого ребята должны взять по 1 кружку из каждой группы и составить новую.

    Каждый раз устанавливают связь между количеством групп и количеством предметов в группе. Дети видят: увеличивают количество групп - уменьшают количество предметов в каждой из них, уменьшают количество групп - увеличивают в каждой из них количество предметов (при условии, что общее число предметов одно и то же).

    Упражнениям в счете групп предметов отводят 6-7 занятий. Они имеют существенное значение для развития понятия числа. В качестве единицы счета теперь наряду с отдельными предметами выступают группы предметов. Таким образом, единица отвлекается от отдельностей.

    Обучение детей счету групп предметов сопровождается делением совокупности на группы, выделением отношений «целое - часть», зависимости: чем больше по количеству целое (совокупность), тем больше предметов в группе (части). Выделяется и более сложная зависимость между количеством групп, на которое делится целое, и количеством предметов в группе.

    К моменту перехода детей в школу у них должна быть воспитана привычка вести счет и раскладывать предметы слева направо, действуя правой рукой . Но, отвечая на вопрос сколько?, дети могут считать предметы в любом направлении: слева направо и справа налево, а также сверху вниз и снизу вверх. Они убеждаются, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и ни один предмет не сосчитать дважды.

    Нияра Умерова

    Чтобы лучше усвоить счет от 1 до 10 , для своих ребятишек, я решила изготовить счетную линейку «Учимся считать с Машей » .

    Она развивает математические способности, логику, мышление, мелкую моторику.

    Варианты использования счетной линейки :

    1. Передвигая окошко вправо считаем : 1,2,3,4,5., и обратно передвигая окошко влево.

    2. Для изучения и закрепления названия цифр и чисел провожу игру «Найди и покажи цифру» . Дети находят определенную цифру и передвигают окошко.

    3. Используем при образовании чисел. Например : Образование числа 7. Дети находят на линейке цифру 6 . Если к 6 прибавить 1 получится 7. Передвигаем окошко, в нем появляется цифра 7.

    4. Изучая и закрепляя понятия «соседи числа» , передвигаем окошко на нужное число и определяем соседей справа и слева.

    5. Использую на закрепление выполнения арифметических действий на сложение и вычитание.

    Решаем примеры : 5+2=7. Сначала дети передвигают окошко на цифру 5,затем с Машей делаем 2 шага вправо, получается 7. (дети передвигают окошко 2 раза и в нем появляется цифра 7)

    Изготовить такую линейку очень просто . В интернете нашла и распечатала красочные числа от 1 до 10.

    Вырезала 2 полоски шириной 4 см, длиной 30 см, склеила их вместе и получилась линейка с цифрами от 1 до 10.



    Затем наклеила на картон для плотности, когда подсохла, наклеила скотч для прочности.


    А чтобы детям было интересно и занимательно выполнять задания, нашла и распечатала изображение Маши (из м/ф «Маша и медведь» ). Затем вырезала и наклеила на картон и тоже наклеила сверху скотч.

    Долго думала как сделать окошечко. Передумала много вариантов. И вот остановилась на одном из них : в прямоугольнике 4 см x 8 см сделала отверстие прямоугольной формы, по бокам наклеила самоклеящуюся бумагу.



    Верхнюю и нижнюю стороны отогнула назад, соединив их двусторонним скотчем.


    На скотч с обратной стороны приложила Машу и сверху для прочности укрепила степлером.


    Вставила окошечко в линейку и тренажер готов к применению .


    Сделала 24 линейки для индивидуальной работы и одну большую для демонстрации. Детям это пособие очень нравится, думаю понравится и вам!


    Спасибо за внимание!

    Публикации по теме:

    Представляю Вашему вниманию варианты дидактических игр, направленных на формирование математических представлений, обучению счету до 5 и.

    Cценарий. Линейка, посвященная Дню Знаний. . Звучит музыка. Ребята строятся по классам. Ведущий: Кымбатты ата-аналар, окушылар, устаздар бипм кунше арналган салтанатты жиында ашьщ деп.

    Формирование навыков счета до 5. Счет на слух. Один, много. Цифра «1» Тема: «Формирование навыков счета до 5. Счет на слух. Один, много. Цифра «1».» Цели: формировать общие представления в действии сложения.

    Добрый день всем кто заглянул ко мне на страничку! Хочу предложить вам посмотреть как я заделала дырку в линолиуме. Вот так выглядел.

    Игры на закрепление счета и усвоение чисел, «ГОТОВИМ САЛАТ», «СОКИ И КОМПОТ», «ВАРИМ БОРЩ», «ГОТОВИМ ЧУДО-ПИЦЦУ». Задачи: 1. Упражнять.

    Овладение счетом играет важную роль в умственном развитии ребенка. Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит.

    Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.

    Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

    В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал - комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

    Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».

    Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

    • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
    • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
    • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

    Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

    Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

    • научным (соответствовать научным данным о счёте);
    • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
    • санитарно-гигиеническим (не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
    • эстетическим (красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

    Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

    Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

    • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
    • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.

    Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

    1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
    2. . Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
    3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
    4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших - 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

    Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.

    Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

    На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

    Виды раздаточного материала

    Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

    • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
    • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
    • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
    • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
    • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
    • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
    • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
    • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

    Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».

    Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала

    Возможности счётных кубиков позволяют использовать их вплоть до подготовительной группы Для освоения навыка счёта до 5 удобно использовать специальные пирамидки Веер с цифрами - это пособие для школы, но может использоваться и в детском саду На блоках можно отработать усвоение основных геометрических фигур и счёта предметов в группах Учиться считать на палочках можно совершенно незаметно: например, выкладывая из них фигуры

    Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

    Лэпбук - это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

    Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки - плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

    Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками

    Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».

    1. Закрепить умение считать до 10.
    2. Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
    3. Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
    4. Учиться писать цифры.
    5. Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
    6. Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
    7. Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
    8. Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.

    После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.

    Обычно в лэпбук входят:

    • картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
    • карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
    • пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
    • картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
    • раскраски;
    • прописи;
    • загадки, считалки и т.д.

    Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.

    Фотогалерея: пример самодельного лэпбука

    Для лэпбука использование папки-скоросшивателя является самым прочным Карточки с точками и цифрами можно положить в яркие конвертики, чтобы малыш заинтересовался их содержимым При изготовлении такого пособия предполагается, что дети умеют писать Выкладывая цифры из элементов, дети запоминают графический образ чисел, а также тренируют глазомер С помощью лэпбука дети быстро и легко понимают суть сравнения Решив пример на гараже и на машине, ребёнок должен соотнести одинаковые ответы Дети, как правило, с азартом включаются в игру домино

    Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп

    Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки - методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).

    1. Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
    2. В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
    3. В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
    4. В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или - и пишет результат в отведённую для этого клетку.

    Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.

    Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.

    Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки

    В младшей группе малыши учатся оценивать множества с помощью крепления разного числа вагонов к локомотивам В подготовительной группе дети выполняют сложение и вычитание в рамках от 1до 10 Малыш средней группы должен посчитать пятнышки на спинке божьей коровки и соединить её с подходящей цифрой В старшей группе дети учатся выполнять несложные арифметические действия в пределах от 1 до 10 Яркие и красивые картинки с папки-передвижки привлекут внимание ребят и научат соотносить цифру с количеством предметов

    Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

    Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

    Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

    Карточки с цифрами можно сделать дома Переставляя количество шариков, ребёнок научится считать до 10, а также сортировать вещи по принципу «новое/старое» Индивидуальная карточка может содержать задание творческого характера: вылепить цифру из пластилина Такие домики помогают детям усвоить состав числа

    Конспекты математических занятий и НОД, рассказы об изготовлении своими руками дидактических игр, лэпбуков, материалов и пособий для уверенного освоения навыков счёта.

    Сценарии развлекательных, музыкальных и театрализованных мероприятий, призванных закрепить эти навыки и умения. Сказке «Козлёнок, который умел считать до десяти» уже много лет. За это время появилось множество сюжетов в стиле данной «учебной истории». Они также представлены для Вас в публикациях этого тематического раздела.

    Добро пожаловать в страну умелых счетоводов!

    Содержится в разделах: По группам:

    Показаны публикации 1-10 из 3427 .
    Все разделы | Счёт. Количество, цифры и числа, счетный материал

    Данное ламинированное украшение очень красиво смотрится и практично."Тучки с большими и маленькими капельками" не только украшение веранды, но и дидактическая игра позволяющая знакомить детей с составом чисел в пределах 5. Изготовление : набор картинок тучки, большие капли,...

    Конспект занятия по занимательной математике «Знакомство с цифрой 6. Состав числа 6» Занимательная математика «Знакомство с цифрой 6 . Состав числа 6 » Цель : - систематизировать знания о числе 6 . - учить писать цифру 6 . - познакомить с образованием числа 6 из двух меньших . - закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым. Ход : Педагог : любите сказки? Русская...

    Счёт. Количество, цифры и числа, счетный материал - Конспект НОД для подготовительной группы «Порядковый счёт до 10»

    Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы «Порядковый счёт до...» «Счет до 10» Цель: закрепить навыки прямого и обратного счета до 10. Задачи: Развитие внимания кратковременной и долговременной памяти, логического мышления, зрительного восприятия; Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Знакомство с прямой и кривой линиями. Развивать...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    Конспект занятия по математике «Состав числа 7. Цифра 7» Конспект занимательной математики «Состав числа 7. Цифра 7». Программное содержание. Задачи: Образовательные: 1. Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. 2. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. 3....

    Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе «Состав числа 3» Цель: Познакомить детей с составом числа 3. Задачи: Образовательная: учить составлять число 3 из двух меньших чисел, закреплять временные представления детей Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывающая: воспитывать умения соблюдать правила,...


    Добрый день, уважаемые коллеги! Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является одной из главных задач при подготовке детей к школе. Дети 6 лет очень любят узнавать что – то новое о цифрах, числах, геометрических фигурах,...

    Счёт. Количество, цифры и числа, счетный материал - Дидактическая игра «Посчитай-ка. Счёт в пределах 10» для детей 4–5 лет


    Аннотация В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают...