Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста. Конструктивно-модельная деятельность

Сценарий занятия конструктивно-модельной деятельности "Поможем коротышкам" старшая группа

Программные задачи: Продолжать учить разрабатывать собственный конструктивный замысел, делать предварительный рисунок, создавать по нему целостную постройку. Обучать построению коллективных

пространственных композиций по мотивам любимого произведения. Развивать творческое воображение в процессе создания поделки.

Материал: Строительные наборы, панно Цветочного города, листы бумаги, карандаши, мелкие фигурки, бросовый материал, схема-алгоритм деятельности, рукавички разного цвета для игры, рисунки мостов, письмо.

План занятия.

1. Дети, к нам в группу пришло письмо от коротышек из Цветочного города. (читает письмо) . У них случилась беда. От обильного таяния снега разлилась Огурцовая река и они не могут переправиться на другой берег. Просят им помочь. (детские высказывания) . Давайте построим мосты через Огурцовую

реку. Вспомните, что есть у каждого моста?-опоры,перекрытия, спуски, ступеньки. Где надо поставить опоры, чтобы чтобы мост был прочным и безопасным? Правильно, на дне реки и по берегам. Чем

отличаются мосты? (выкладываются рисунки мостов) Приложение

№1. Размерами, высотой, назначением. (уточняет, что мост для пешеходов должен быть со ступеньками) .

А давайте, на другом берегу ещё и новый микрорайон построим, это коротышкам должно понравится. Подумайте, как правильно выполнить постройку? (выставляется алгоритм деятельности) . Приложение №2. Решайте, кто, что будет строить.

2. Дети самостоятельно делают рисунок будущей постройки, отбирают детали, подходят к общему панно Цветочного города, строят дома и мосты. Какой красивый город получился, опробуйте, прочные ли мосты. (обыгрывают с помощью мелких фигурок) .

3. Коротышки просят им напомнить как называется любимый праздник жителей Солнечного города. Правильно, День рукавичек. Давайте, и мы устроим этот праздник. (берут на ощупь рукавички любого цвета, путём обмена находят одинаковую пару) .

4. Посмотрите, что-то на нашем панно нехватает. Правильно, на тот берег можно переправиться и на лодках, и на корабликах. Давайте, их сделаем. (выполняют поделку из бросового материала, обыгрывают) . А сейчас, я сфотографирую наш Цветочный город и мы пошлём фотографию коротышкам.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1947

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА:

« КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

СОСТАВИТЕЛЬ:

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

АРТЮХОВА М.Е .

1. Моделирование как средство развития конструктивной деятельности .

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в три года дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов.

К четырем годам дети научаются строить прямую линию из бусинок или пуговиц, если для ориентира создаваемой линии им кладут линейку.

В шесть-семь лет ребенок уже уверенно строит прямую линию самостоятельно. Дети в этом возрасте уже хорошо понимают, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения, начинают координировать разные возможные перспективы.

В старшем дошкольном возрасте происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию, готовности к моделированию.

Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу.

Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен любому. Слово «чертеж» исконно русское. В значении, близком к современному, т.е. как изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово «чертеж» употреблялось в русском языке, по крайней мере, с 16 века.

Конструктивная деятельность и его значение

Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях.

Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов), что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.

При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей.

Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное.

К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы), из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному - конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используют различные формы организации обучения(исследования З.В. Лиштван, В.Г. нечаевой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддькова)

1. Конструирование по образцу .

Его суть: детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе, которой лежит подражательная деятельность,-важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно- образное мышление.

2. Конструирование по модели.

Его суть: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора.

Иными словами: предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строителя. Обобщенные представлении о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.

3. Конструирование по условиям - носит иной характер. Не давая детям образа постройки, рисунков и способов её воспроизведения, определяют лишь условия, которыми постройка должна соответствовать. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт.

4. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме-закрепление знаний и умений.

5. Конструирование по замыслу : это творческий процесс, в ходе которого дети сами имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.

6. Каркасное конструирование . Когда дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.

В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. Такой как немецкий конструктор «Квадро».

7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам . Эта форма имеет моделирующий характер и дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.

Каждая из рассмотренных форм организация обучения конструирования оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности, составляют основу формирования творчества.

Для того чтобы развивалась творческая личность, должна быть создана предметная среда в группе, необходимы материал и умение педагога направить и развивать способности ребенка.


Перспективное тематическое планирование

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направления: «Конструктивно-модельная деятельность»

Старший дошкольный возраст

Составила:

Воспитатель Епишкина Е.Г.

Пояснительная записка

Цель:

Продолжать развивать умение сооружать постройки и работать коллективно; объединять постройки в соответствии с общим замыслом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное тематическое планирование

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направления: «Конструктивно-модельная деятельность»

Старший дошкольный возраст

Составила:

Воспитатель Епишкина Е.Г.

Пояснительная записка

Цель:

Продолжать развивать умение сооружать постройки и работать коллективно; объединять постройки в соответствии с общим замыслом.

Задачи:

  • Развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции
  • Учить выделять основные части и характерные детали конструкций
  • Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие
  • Помогать анализировать сделанные поделки и постройки
  • Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами
  • Учить заменять одни детали другими
  • Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта
  • Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал
  • Продолжать развивать умение работать коллективно
  • Продолжать учить делать поделки из природного материала и бумаги

Примерное перспективное планирование

Месяц

Тема и цель ООД

1-й недели

Тема и цель ООД

2-й недели

Тема и цель ООД

3-й недели

Тема и цель ООД

4-й недели

Сентябрь

Тема

«Бабочка» из природного материала

По замыслу

«Домик с окошком»

«Цветок»

Цель

Учить делать бабочку из различных природных материалов; укладывать листья в виде крыльев, плотно их прижимать, присоединяя к туловищу.

Поощрять инициативу, самостоятельность в выполнении построек по собственному замыслу. Обыгрывать постройки.

Учить отражать в постройке свои представления о знакомых предметах; передавая в постройке основные детали

Упражнять в плоскостном моделировании. Развивать творчество, конструкторские навыки.

Октябрь

Тема

«Лошадка» из природного материала

«Многоэтажный дом»

«Машина для груза»

«Мост пройдем и в лес попадем»

Цель

Учить выполнять изделие из природного материала, воспитывать аккуратность.

Уточнить форму предметов; учить сооружать высокие постройки; делать перекрытия из двух вертикальных кирпичиков и пластины.

Упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании.

Закреплять умение выполнять конструкцию из строительного материала; воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Ноябрь

Тема

Моделирование по схеме

«Машина»

«Роботы»

По замыслу

Цель

Упражнять детей в конструировании по схемам; развивать пространственное мышление, сообразительность, самостоятельность в нахождении собственных решений.

Уточнить у детей название строительных материалов. Поощрять инициативу, самостоятельность.

Упражнять в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструктора. Развивать воображение, внимание.

Закреплять конструктивные навыки.

Месяц

Тема и цель ООД

1-й недели

Тема и цель ООД

2-й недели

Тема и цель ООД

3-й недели

Тема и цель ООД

4-й недели

Декабрь

Тема

«Птица» из природного материала

«Корзиночка» из картона

«Елочная игрушка для друга»

«Котенок» из природного материала

Цель

Учить делать птицу, используя в работе природный материал(желуди, ветки, семена клена)

Учить работать по выкройке. Развивать умение аккуратно делать надрезы и склеивать стороны. Воспитывать самостоятельность,инициативу.

Закреплять умения правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы, подготавливать свое рабочее место и убирать после работы.

Учить делать котенка из природного материала, соединять детали при помощи спички (очищенной от серы).

Январь

Тема

«Дворец Деда Мороза»

По замыслу

«Детский сад»

«Башня и забор для птички»

Цель

Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в анализе из основных частей их функциональном назначении; аргументировать свои решения; развивать конструктивные навыки.

Упражнять детей в плоскостном моделировании.

Учить детей создавать постройку, отвечающую определённым требованиям. Формировать у детей обобщённые представления и знания. Закреплять умение делать перекрытия.

Уточнять представления о строительных деталях, деталях конструкторов. Упражнять в совместном конструировании.

Февраль

Тема

«Слон» из спичечных коробков

«Водный транспорт»

«Самолет»

«Идем в театр с мамой»

Цель

Учить делать новую игрушку. Закреплять полученные ранее умения работы с бумагой. Развивать фантазию, творческие способности детей.

Расширять обобщенные представления о разных видах судов, зависимости их строения от назначения. Упражнять в умении рассуждать и аргументировать решения. Развивать внимание, память.

Учить сооружать постройку комбинированием знакомых по форме деталей строительного материала.

Упражнять в плоскостном моделировании.В совместном конструировании. Развиваить самостоятельность, инициативу.

Месяц

Тема и цель ООД

1-й недели

Тема и цель ООД

2-й недели

Тема и цель ООД

3-й недели

Тема и цель ООД

4-й недели

Март

Тема

«Везем растения на метро»

По замыслу

«Плот» из природного материала

«Городок для кукол»

Цель

Уточнять представления о строительных деталях, деталях конструкторов(при постройке метро). Развивать творчество, самостоятельность, инициативу.

Упражнять в конструировании и моделировании из строительного материала.

Закреплять умение выполнять изделие из природного материала(ветки).

Формировать умение конструировать по желанию, используя усвоенные методы и приемы; анализировать выполненные постройки.

Апрель

Тема

«Ежик» из природного материала

«Ракета»

«Микрорайон города»

«Корабли»

Цель

Учить детей в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. Развивать фантазию, воображение, творческое мышление.

Расширять представления о летательных аппаратах. Развивать конструкторские навыки.

Совершенствовать конструктивные навыки. Закреплять название строительных материалов. Учить применять в конструировании полученные умения.

Расширять обобщенные представления о разных видах судов, зависимости их строения от назначения. Упражнять в конструировании судов.

Май

Тема

По замыслу из песка

По замыслу

«Башня и дом»

По замыслу

Цель

Развивать конструкторские способности, мышление творчество, обогащать речь.

Совершенствовать конструктивные навыки.

Развивать игровые конструктивные навыки. Развивать умение работать коллективно.

Упражнять в выполнении построек из песка.

Используемая литература

  1. Л.В. Куцакова. «Конструирование и художественный труд в детском саду».
  2. Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада».
  3. «Комплексные занятия» старшая группа Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.


Перспективно-тематическое планирование по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Конструктивно-модельная деятельность». Старшая группа (5-6 лет)

Разработала воспитатель I квалификационной категории Габдулхаева Т.А.

Месяц

Образовательная деятельность

Сентябрь

«Грузовой автомобиль» ( мелкий строитель)

Цель: способствовать умению выделять основные части и характерные детали конструкций. Продолжать развивать умение работать коллективно.

«Медведь» (магазин игрушек)
Цель: совершенствовать умение работать с бумагой.

«Грузовик» (мелкий Лего)

Цель: способствовать умению работать по схеме, развивать усидчивость. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Оленёнок» (шишки, веток, пластилин)

Цель: природного материала (шишки, веточки), прочно соединяя части.

Октябрь

«Гараж с двумя въездами» (крупный строитель)

Цель: часть будет выполнять. Поощрять самостоятельность, творчество.

«Котенок» (из цилиндров)

Цель: развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность.

«Качели» (мелкий Лего).

Цель: формировать умение работать по схеме, воспитывать фантазию, творчество. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Золотые подсолнухи» (аппликация из осенних листьев и семян арбуза)

Цель: формировать умение создавать красивый образ подсолнуха из природного материала. Воспитывать художественный вкус.

Ноябрь

«Мост» (крупный и мелкий строитель)

Цель: способствовать умению выделять основные части и характерные детали конструкций. Продолжать развивать умение работать коллективно.

«Гармошка»

Цель: совершенствовать умение работать с бумагой: складывать бумагу гармошкой.

«Гараж» (мелкий Лего)

Цель: продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Собака» из спичечных коробков.

Цель: формировать умение выполнять игрушки-сувениры из бросового материала (спичечные коробки).

Декабрь

«Разнообразные мосты» (мелкий строитель)

Цель: способствовать умению договариваться, кто какую часть будет выполнять. Поощрять самостоятельность, творчество.

«Открытка с сюрпризом» Цель: развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность,
вызвать желание выполнять открытку своими руками.

«Самолёт» (крупный Лего)

Цель: развивать творчество, фантазию, воспитывать усидчивость, умение работать в паре. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Птица» (шишки, ветки, жёлуди, листья, пластилин)

Цель: продолжать формировать умение выполнять поделки из природного материала , прочно соединяя части.

Январь

«Детский сад» (крупный строитель)

Цель: способствовать умению выделять основные части и коллективно.

Оригами «Собачка»

Цель: продолжать формировать умение создавать из бумаги объемные
фигурки: делить квадратный лист на несколько равных
частей, сглаживать сгибы.

«Машина с прицепом» (мелкий Лего)
Цель: продолжать формировать умение работать по схеме, развивать
творчество, фантазию, воспитывать усидчивость. Развивать мелкую моторику
пальцев.

«Веселая матрёшка» ( аппликация из крупы)

Цель: продолжать формировать умение работать с природным материалом (крупы), воспитывать аккуратность, развивать фантазию.

Февраль

«Улица» (мелкий строитель)

Цель: продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и теми, что они видят в окружающей жизни.

«Валентинки» Цель: развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность,
совершенствовать умение
работать с бумагой.

«Дом для зайки» (крупный Лего)

Цель: формировать умение выполнять постройку, используя полученные ранее знания, развивать творчество, фантазию. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Панно из засушенных листьев»

Цель: закреплять умение детей мастерить, используя природный материал, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Март

«Самолёт» (крупный строитель)

Цель: способствовать умению договариваться, кто какую часть будет выполнять. Поощрять самостоятельность, творчество.

«Чебурашка» (из цилиндров)

Цель: совершенствовать умение работать с бумагой, воспитывать аккуратность.

«Робот» (крупный Лего)

Цель: развивать умение самостоятельно собирать конструкцию, пользуясь схемой. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Домашние птицы» (жёлуди, листья, пластилин)

Цель: продолжать развивать умение работать с природным материалом, формировать эстетическую оценку, уметь объединять поделки в общий сюжет «Птичий двор».

Апрель

«Аэродром» (мелкий строитель)

Цель: способствовать умению выделять основные части и характерные детали конструкций. Продолжать развивать умение работать коллективно.

«Сумочка»

Цель: совершенствовать умение работать с бумагой: складывать бумагу гармошкой, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность.

«Вертолет» (мелкий Лего)

Цель: развивать умение самостоятельно собирать конструкцию, пользуясь схемой. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Заяц – хваста» (жёлуди, веточки)

Цель: закреплять умение работать с природным материалом, развивать творческие способности.

Май

«Фургон и грузовик» (крупный строитель)

Цель: продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и теми, что они видят в окружающей жизни.

Открытка «Колобок»

Цель: развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность, вызвать желание выполнять открытку своими руками.

«Корабль» (мелкий Лего)

Цель: развивать умение самостоятельно собирать конструкцию, пользуясь схемой. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Гусеница» (ягоды шиповника)

Цель: закреплять умение работать с природным материалом, развивать творческие способности.

Литература:

1. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. - Ярославль: академия Холдинг. 2000. – 192с.

    Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекту занятий . - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240с.

3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим /ручной труд в детском саду и дома для детей 4-7 лет. Пособие. - М.: Мозаика Синтез, 2008 – 112с.

4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировка и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010 – 160с.

Конструирование всегда предполагает решение определённой конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определённой логикой. В дошкольном возрасте конструктивная деятельность имеет ряд особенностей:

Дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

Дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

Расширяется область творческих проявлений .

Конструктивная деятельность детей в раннем детстве - это создание простейших построек из строительного материала, а в старшем дошкольном возрасте - это сложная и разнообразная деятельность. С учётом вышеуказанных особенностей Г.А. Урунтаева и Л.В. Куцакова сформулировали основные задачи обучения техническому и творческому конструированию в дошкольном образовательном учреждении.

Существование двух видов детского конструирования - изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности, - требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Таблица 5. - "Задачи обучения техническому конструированию в старшем дошкольном возрасте".

Задачи обучения

Возраст детей

Развивающие

1. Закреплять умения детей рассматривать и анализировать постройки педагога, выделяя в них название, назначение, строение, детали, из которых выполнены части; их место расположения, цвет.

2. Показать детям разнообразие конструктивных материалов, их особенности и выразительные средства.

3. Познакомить детей с жанром искусства-архитектурой, её особенностями и выразительными средствами (материал, место расположения форма, декоративные архитектурные детали: арки, колонны, купола, шпили, рельефы, скульптура).

4. Развивать у детей трудолюбие, усидчивость, целеустремлённость, умение довести начатое дело до конца, добиться результата.

5. Развивать у детей самостоятельность, инициативу, фантазию, творчество.

Технические

Работа со строительным материалом.

Учить детей выполнять постройки из большого количества деталей, используя разнообразные конструктивные приёмы, делая постройки многоярусными, с большим количеством мелких архитектурных деталей (сфера, конусы, цилиндры).

Работа с бумагой.

1. Учить детей сгибать лист бумаги пополам в разных направлениях, хорошо проглаживая линии сгиба.

3. Учить детей работать по шаблону.

4. Украшать поделки техникой аппликации, используя для этого разнообразный материал.

Работа с природным материалом.

Учить детей скреплять детали в поделках их природного материала с помощью перемычек (спичек, зубочисток), шила и клея.

Работа с дополнительным материалом.

Учить детей скреплять детали в поделках из дополнительного материала с помощью перемычек, нитки и иголки, проволоки, с помощью клея.

Воспитательные

1. Воспитывать у детей навыки коллективного труда. Учить договариваться, распределять обязанности, пользоваться одним материалом, радоваться общему результату.

2. Воспитывать у детей интерес к искусству архитектуры, умение видеть красоту и выразительные средства этого искусства.

Конструктивные задачи

1. Закреплять умения детей сооружать отдельные постройки из большого количества строительных деталей (кубики, кирпичики, цилиндры, призмы, арки, сферы, полусферы, диски, полудиски, конусы, четырёхгранные призмы)

по показу педагога, образцу педагога, по условиям, рисункам, фотографиям, чертежам (вид спереди, сверху, сбоку).

по схемам (плоскостное изображение постройки только с одной стороны), по силуэтам (предварительно построенная педагогом постройка закрывается ширмой от теневого театра).

2. Учить детей в свободное время и в непосредственной образовательной деятельности конструировать из деталей конструкторов (деревянных, металлических пластмассовых) по показу педагога, образцу, по рисункам и чертежам.

Из деталей строителя: разные виды транспорта (морской, пассажирский и т.д.), здания, мосты. Коллективные сюжетные постройки: улица города, аэропорт, космодром, морской порт, площадь города и т.д.

Из бумаги и картона: игрушки, коробочки, здания, ёлочные украшения, карусели, качалки.

Из дополнительных материалов: здания, транспорт, игрушки.

Из природного материала: птицы, животные, панно.

В свободной конструктивной деятельности: макеты, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, предметы утилитарного назначения,

композиции и инсталляции как эстетические элементы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

Приёмы обучения

Показ действий без показа образца; показ готового образца и предложение догадаться, как он сделан; рассматривание и анализ образцов; использование рисунков, чертежей, фотографий, силуэтов, схем построек; анализ поделок и построек, рассказы о ней с использованием опорных схем; беседа; экскурсия; просмотр иллюстративных материалов, презентаций; оформление выставок поделок группы; сбор материалов; дидактические игры и упражнения; конструкторские задачи

развивающий конструктивный дошкольный образовательный

В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель располагает значительно большими возможностями, чем в предшествующих группах, так как дети этого возраста приобрели уже некоторый опыт.

Перед старшими дошкольниками более отчётливо ставится задача приучения детей предварительно обдумывать процесс своей деятельности: что строить, каков будет размер постройки, какой для неё понадобится материал и т.д. Умение зрительно представить будущую постройку, привлечь живые наблюдения для осуществления своего замысла, является чрезвычайно ценным качеством конструктивной и мыслительной деятельности детей этого возраста.

В строительных играх здесь также происходят существенные изменения, отличающие их от игр более младших возрастов. У старших дошкольников более широк и разнообразен замысел игры, они шире привлекают имеющиеся у них представления для развития игрового замысла; возрастает потребность в более разнообразных предметах для игры. А это повышает интерес к изготовлению игрушек своими руками, вследствие чего игровой процесс часто сливается с трудовым.

Тесная связь строительной игры и труда позволяет на этой ступени возраста находить такие пути педагогического руководства, при которых игра, сохраняя свою игровую привлекательность для ребёнка, открывает ему новую увлекательную деятельность - труд. Также в этом возрасте легче может быть осуществлено руководство творческими замыслами ребят.

Старшие дошкольники уже более выносливы, что даёт возможность развёртывать с ними более длительные строительные игры. В их умственном развитии под влиянием воспитания и обучения, полученного в младшей и средней группах, произошли сдвиги, выразившиеся в большей сосредоточенности внимания, наблюдательности, умении зрительно анализировать. Они более свободно пользуются багажом своей памяти, активно и живо привлекают для развития замысла те впечатления, которые получили в наблюдениях, рассказах педагога, из чтения книг. Эти новые проявления, образующиеся из взаимосвязи опыта и воображения, находят своё проявление в большом разнообразии сюжетов строек, в соединении замысла строительной и сюжетной игры, в свободном соединении трудового процесса и игры.

Под влиянием обучения у старших дошкольников отчётливо выражается интерес к результату своей деятельности. Если дети среднего дошкольного возраста с большим интересом готовы многократно повторять одну и ту же конструкцию, то дети старшего дошкольного возраста по мере приобретения опыта стремятся к поделке разнообразных предметов. По-разному комбинируя материал, активно используя приобретённые навыки и приёмы конструирования, они придумывают новые постройки из настольного строительного материала и из бумаги. Каждая такая вещь, сделанная своими руками, радует их.

При планомерном обучении у детей старшего дошкольного возраста отчётливо выражается интерес к овладению самим процессом конструирования, интерес к мастерству выполнения. Они с увлечением строят, стремясь достигнуть более совершённого вида постройки; многократно повторяют одну и ту же конструкцию из бумаги, стараясь аккуратно, точно её выполнить. Легко замечают недостатки в своей работе, так и в работе товарищей, стремятся устранить их.

В конструктивной деятельности старших дошкольников, как показывает опыт, отчётливо выступает линия художественного оформления построек: колонны, арки, башни, ступени. Сооружая ту или иную постройку, они стремятся также достигнуть наибольшего сходства с подлинным предметом.

Организация непосредственной образовательной деятельности с детьми по конструированию положительно влияет на содержание творческих конструктивных игр. Постройки детей становятся разнообразнее, содержательнее, интереснее становятся игры с ними.

В творческих конструктивных играх детей намечается несколько линий.

1) Когда игра носит характер подражания строительной деятельности взрослых (например, дети изображают процесс постройки дома и соответственно распределяют между собой роли: одни подвозят строительный материал, другие производят кладку, третьи занимаются погрузкой и разгрузкой). Как показывает опыт, такие игры особенно часто возникают после экскурсии детей на строительство, когда они присутствуют при закладке здания или возведении стен этажей, видят, как подвозят материал, сгружают кирпич и т.д. Начиная играть вдвоём, втроём, постепенно привлекаются к участию 10-12 человек.

Педагогическое значение конструктивных игр состоит в том, что дети в них отображают содержание трудового процесса, учатся играть вместе, наполняют игру положительным переживаниями. Для развития конструктивной деятельности эти игры ценны тем, что в них дети учатся выражать свои впечатления о строительстве, сами определяют замысел, обдумывают содержание строительной деятельности, планируют её, подбирают нужный материал.

Характер руководства этой игрой таков: наблюдение строительства под руководством воспитателя, беседа об увиденном на стройке, договорённость о том, во что играть, кто и что будет при этом делать.

2) Дети не подражают строительной деятельности взрослых, а строят для того, чтобы получить в результате постройку, с которой затем можно играть. Например, они строят пароход - потом играют в путешествия, строят зоопарк - потом играют в зоопарк и т.д.

Здесь творческая и конструктивная игры находятся в ином взаимоотношении: процесс конструирования предшествует творческой игре и протекает с сугубо деловом плане.

Если такие игры оставить вне руководства педагога, их ценность в смысле развития конструктивных навыков будет весьма ограниченной в силу большой условности, которую дети допускают в своих постройках. А.Л. Лурия считал, что эти игры оказывают влияние на развитие воображения и речи, но не содействуют развитию конструктивной деятельности .

В том случае, когда эти игры проводятся под педагогическим руководством, в них открываются большие возможности для развития конструктивных способностей детей.

Приёмы руководства при этом можно использовать следующие:

· напоминание о приёмах стройки;

· предложение рассмотреть предмет, который надо построить, или иллюстрацию, изображающую его;

· путём вопросов предложить детям вспомнить отдельные части постройки (например, у парохода: нос, корма, машинное отделение);

· обращать внимание на главные части постройки (например, при постройке парохода спросить: "А на вашем пароходе будет палуба?" или "Капитанский мостик надо сделать повыше, чтобы капитану было лучше видно");

· в случае явных затруднений у детей в осуществлении замысла, объяснить и показать, как надо строить то или иное;

· включаться в игру, не изменяя её содержания (например, советом или наводящим вопросом напомнить, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, правильно распределить обязанности и т.д.). Живое участие воспитателя в строительных играх создают особую близость во взаимоотношениях с детьми.

3) Группа конструктивных игр, которая характеризуется отсутствием игрового сюжета: основным содержанием в ней является сам конструктивный процесс.

При систематическом обучении конструктивной деятельности дети старшего дошкольного возраста с увлечением строят, перестраивают, вновь создают постройку, добиваясь наиболее совершенного её оформления, придумывая всё новые и новые варианты украшения. Декоративность, художественная выразительность постройки - вот то основное, что увлекает их в этих играх. Тематика построек может быть следующей: "Красивые ворота", "Станция метро", "Кукольный театр" .

Педагогу немаловажно вызвать интерес старших дошкольников к работе с различными материалами для конструирования - это природный и дополнительный материал, бумага и картон.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой. Практикуется как индивидуальная, так и фронтальная формы работы. Наибольший интерес к работе помогает вызвать альбомы с изображением игрушек, а также мотивирование задания (сделать закладку в подарок и т.д.).

В данном возрасте требования к качеству выполнения поделок повышаются. Иногда, смастерив поделку, ребёнок оценивает её слишком высоко. Хорошо тут же предложить ему для сравнения лучшую работу товарища или образец.

Нельзя, чтобы конструктивная деятельность была подчинена авторитету взрослого и проходила механически без желания и интереса. К плохим результатам приходит педагог, когда опекает детей, практикует труд под диктовку. К этому легко и просто привыкнуть, потому что проявлять активность и самостоятельность гораздо труднее. Главное для ребёнка - это преодоление трудностей, радость творчества, приобретение трудовых навыков.

В работе с детьми очень важен добрый совет, помощь, поддержка, но не навязывание своего мнения: "Поднимите руки те, кто думает так, как Света, кто - по-другому. Катя, почему ты считаешь, что Света не права?"

Большое значение имеет индивидуальный подход. Малоактивным детям сначала предлагают работу полегче. Затем подключают к коллективному труду, чтобы они осознавали себя равноправными участниками, получали от своей деятельности удовлетворение. Хорошими приёмами являются положительная оценка работы малоактивного ребёнка, подчёркивание его успеха, выражение надежды, что скоро он научится делать игрушки ещё лучше.

Для развития самооценки и самоконтроля ребёнку можно предложить сделать игрушку для игры в "магазин". Тогда он на деле убеждается, нравится ли его поделка, "покупают" ли её сверстники, старшему дошкольнику приходится сравнивать её с работой товарищей, находить причины неудач, искать способы их устранения. Хороший приём самоконтроля - предложения использовать свою игрушку в действии: "Ну-ка, попробуй, как летит твоя стрела, крутится ли волчок, подходит ли по размеру пилотка…"

Важно поощрять, приветствовать стремление детей работать вместе, самостоятельно делать что-то. Например, ребята решили смастерить из бумажных цилиндров персонажей к сказке "Репка", а потом, используя их, показать малышам настольный театр. "Это вы хорошо придумали, - говорит воспитатель. - Если понадобится моя помощь, обращайтесь: я с удовольствием помогу".

Также важно поддерживать в группе атмосферу доброжелательности, заинтересованности, внимания и участия. Привлекать внимание детей к множеству дел вокруг, которые можно и нужно делать: "Увидел оторванную обложку книги - почини. Порвалась коробка - отремонтируй". Хорошим приёмом является поощрение: "Оля не ждала, когда её попросят починить подзорную трубу, а взяла сама отремонтировала".

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется обучению детей работе с природным материалом. Важно не только приобщать детей к сбору и хранению природного материала, но и к его подготовке для работы.

Под наблюдением воспитателя дети учатся делать шилом проколы на шишках, желудях, каштанах (работают на деревянных дощечках). Раскладывают собранный материал по видам. Замачивают бересту на три часа, расслаивают её на тонкие пластины и после подсыхания укладывают под пресс. Разрезают ножницами соломинки (поперёк), удаляют коленца, очищают от чешуи. Воспитатель заливает соломку на несколько часов горячей водой, добавляя немного соды, чтобы она блестела. Затем дети разрезают соломинки вдоль и наклеивают полосы на кальку .

Ребята продолжают самостоятельно подбирать и видоизменять природный материал. Покрывают шишки клеем, чтобы не раскрывались. Придают им причудливый вид, делая срезы, сгибая и фиксируя в любом положении скотчем или изоляционной лентой (после высыхания шишки лента снимается). Нанизывают из желудей, каштанов, различных крупных семян бусы. Учатся мастерить игрушки из бересты, соломки, ореховой скорлупы, делать композиции по знакомым сказкам.

К 8 марта дети мастерят в подарок маме, бабушке или сестрёнке шкатулки заколки, закладки, украшенные способом инкрустации.

Старшие дошкольники часто бывают равнодушны к красивым декоративным украшениям, картинам, эстампам. Задача педагога привлечь их внимание к образцу, помочь вникнуть в настроение, переданное автором. Только тогда произведение станет понятным, вызовет желание самому попробовать сделать также, перенять у автора приёмы и средства изображения. Таким образом, именно воспитатели становятся первыми помощниками в творческих исканиях ребёнка .

Осуществляя руководство конструктивной деятельностью старших дошкольников воспитателю необходимо опираться на опыт, знания, умения детей, стремиться развить у них смекалку, творчество: "Догадайтесь, как из горки сделать мост?", "Что нужно сделать, чтобы под аркой дома проезжала эта машина?" и т.д. Также образное, меткое и мудрое народное слово должны стать постоянным спутником ребёнка: "Не привыкай к безделью - учись рукоделью", "У кого сноровка, тот и действует ловко".

Что же питает конструктивную деятельность и какова её педагогическая ценность? Конкретные наблюдения явлений окружающей действительности, иллюстрации сказок, альбомы по изобразительному творчеству, - всё это является тем содержанием, которое проникает в детское конструктивное творчество.

Для эффективного руководства конструктивной деятельностью старших дошкольников воспитателю необходимо повышать свой теоретический и практический уровень; углублять знания по методике обучения конструированию; знать специфику, характерные особенности и выразительные средства архитектуры и изобразительной деятельности; совершенствовать умения и навыки в конструировании; постоянно углублять знания по педагогике и психологии; привлекать родителей в образовательный процесс.

Тем не менее, решающим фактором остаётся педагогическое мастерство воспитателя, которое предполагает использование многообразия педагогических приёмов обучения конструированию старших дошкольников, а создание необходимых условий помогает лучше организовать педагогический процесс.

Итак, руководство конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении предполагает:

· создание предметно-развивающей среды и её соответствие реализуемой технологии (наличие материала, рисунков, иллюстраций, чертежей схем построек или поделок);

· оснащение групповых помещений или кабинетов для занятий техническим и творческим конструированием;

· создание интересной и увлекательной обстановки на занятиях или в свободной деятельности;

· методическое сопровождение по конструктивной деятельности в каждой возрастной группе;

· психолого-педагогический контроль за качественной характеристикой образовательного процесса (диагностика, контрольные срезы знаний детей, анализ продуктов деятельности);

· повышение профессиональной компетенции педагогов;

· взаимодействие педагогов и родителей.