Реакции на стресс: бей, или беги, или замри. Главное – выстроить систему

Бей или беги

Ответ на напряжение - «бей или беги» - это способ, которым тело отвечает на воспринятые угрозы, представляет ли ситуация угрозу для жизни (вроде аварии) или чувства собственного достоинства (вроде экзамена). В любом случае тело готово защитить себя от приближающейся опасности. При этом происходят следующие физиологические изменения:

Сердце начинает биться быстрее, чтобы послать кровь мышцам и мозгу. В результате кровяное давление повышается;

Человек начинает дышать глубоко и быстро. Такое дыхание поставляет телу кислород, чтобы оно могло произвести энергию от увеличенного сахара в крови;

Зрачки глаз расширяются, чтобы человек мог лучше видеть опасность.

Хотя у женщин тоже запускаются такие реакции, мужчины переживают физиологический ответ на воспринятое напряжение гораздо сильнее. Отсюда - неожиданные поступки, когда мужчина сталкивается с тем, что он воспринимает как угрожающую ситуацию. Именно поэтому еще с детства нужно учить людей управлять сильными эмоциями: если никто не показал мальчику, как контролировать сильные реакции, его поведение, вероятно, станет проблемным, а во взрослом возрасте он так и не сможет понять, почему другим мешают его вспышки.

Единственная часть реакции на стресс, которой легче всего научиться управлять, это дыхание. Замедление дыхания облегчает замедление других ответов тела.

На школьном уроке, если мальчик отвечает стоя, это помогает ему лучше подумать и лучше ответить. Все больше существует доказательств того, что встать на ноги или выйти на свежий воздух - способы, которые могут фактически улучшить способность мужчин к ясному мышлению.

Последние исследования показывают, что женщины с меньшей вероятностью отвечают на стресс реакцией «бей или беги». И хотя все способны на эту реакцию при определенных обстоятельствах, женщины чаще склонны к другому ответу - условно называемому «потянуться и поддержать». Они во время стресса с большей вероятностью обратятся к другим женщинам для поддержки, а также защитят друг друга от воспринятых угроз. Социальная поддержка помогает женщинам управлять их реакцией на стресс. Однако тенденция женщин полагаться на общественную поддержку может сослужить им дурную службу в определенных ситуациях вроде прохождения экзамена (будь то в школе или в ГИБДД), где просьба друга о помощи будет неуместной и окажется расцененной как попытка получить ответы от другого.

Хуже всего, что иногда может быть трудно обнаружить, что девочка расстроена, поскольку она становится очень тихой. Признаки заметны, когда она их проявляет, например, плачем или не может ответить на простой вопрос. При описанной реакции кровь идет в центр тела, дальше от мышц, и поэтому женщине труднее двигаться, она становится «тяжелой на подъем».

Этим вопросам посвящено внимание многих исследователей. Например, над ними работали С. Тейлор, Л. Кляйн, Б. Льюис, Т. Грюневальд, Р. Гурунг, Дж. Упдеграфф, которые представили результаты своих работ в статье «Поведенческий ответ на стресс у женщин: тянуться и поддерживать, а не бить или бежать». Дальнейшие работы С. Тейлор над этой темой - «Поведенческая основа союза под воздействием стресса» и «Регуляция уровня кортизола психологическими ресурсами».

Из книги Сотвори себе поддержку автора Светлова Маруся

Не беги… Ключ не поворачивался в замке, что-то там заедало, и она бестолково тыкала ключом еще и еще, пытаясь повернуть его.Наконец, он повернулся, и она закрыла дверь и раздраженно подергала ручку двери, - несколько раз она, вот так в спешке убегая из дома, не закрыла

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Вперед шагай осторожно, а прочь беги В книге «Гипотеза счастья» (The Happiness Hypothesis) Джонатан Хайдт пишет, что все мы – потомки людей, обращавших самое пристальное внимание даже на слабый шорох в кустах. В мире, полном опасностей, выживают сверхбдительные и сверхосторожные.

Из книги Все способы раскусить лжеца [Тайные методы ЦРУ, которые применяются на допросах и при расследованиях] автора Крам Дэн

Бей, беги – или ЗАМРИ! В результате организм выходит из некогда блаженного состояния гомеостаза и приходит в перевозбужденное, едва ли не сверхчеловеческое состояние, в котором кровоток и насыщение крови кислородом резко усиливаются, время реакции сокращается, мышцы

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Сигналы ствола: Внимание! Бей, беги или замри? Мы получаем доступ к нашему телу посредством интероцепции, что буквально означает «восприятие изнутри». Попробуйте прерваться на секунду прямо сейчас и почувствовать, как бьется ваше сердце и как вдохи сменяются выдохами.

Из книги Как полюбить собственное тело автора Дюфрен Трой

Механизм: беги, поймай или убей Навык избегания – это один из механизмов адаптации в мире. Неудивительно, что мы так хорошо его осваиваем. Пещерным людям было крайне важно держаться подальше от животных или явлений, которые представляли для них угрозу, – от этого

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Беги, если хочешь жить Луи бежит за Университет Южной Калифорнии, 1938 год, когда он установил рекорд Национальной студенческой спортивной ассоциации, пробежав милю

Из книги Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию автора Мазлиш Элейн

Беги, если хочешь жить! Мать из родительской группы под руководством детского психолога, доктора Хаима Гинота, явно была возбуждена.– Доктор Гинот, – сказала она, – сегодня утром я так разозлилась! Я не знала, ударить сына или убить!– Если вопрос стоит таким образом,

В ситуации опасности инстинкты оценивают ситуацию задолго до того, как ум может составить план действий, и мобилизуют тело для действий, помогающих нам выжить: готовят мышцы к драке или побегу, готовят массивные вливания гормонов в сердце и тело, чтобы снизить болевой порог и обеспечить нам силу и выносливость за пределами наших обычных лимитов, а также обеспечивают способность лежать совершенно неподвижным, притворяясь мертвым, даже в состоянии готовности всех внутренних систем к бою или бегу.

Если мы смогли избежать смерти с помощью драки или побега, то шансы, что у нас разовьется хроническая тревожность, гораздо ниже. Сам факт физических действий позволяет утилизировать все гормоны и мышечную готовность к действиям, плюс наш мозг и тело получают гормоны удовольствия в награду за успешные действия обеспечившие выживание.

Если же пришлось воспользоваться Умри , Замри или тактикой Подчинения нападающему, выживание зависит от способности временно войти в замороженное физическое и онемевшее психологическое состояния. Это происходит в тех случаях, когда инстинкты решают, что активные физичские действия значительно снизят шансы остаться в живых, и в глазах нападающего или хищника нужно выглядеть неподвижным, мертвым или согласным на все. При этом внутри тела продолжается актвация всех систем: сердце колотится, в животе комок, мышцы напряжены - на тот случай, если надо будет срочно рвануть с места в драку или в бега. Эмоции при этом тоже все поставлены на паузу.

Умри - это самая экстримальная форма "Замри ", то есть, обморочное состояние. В этом случае инстинкт самосохранения вырубает тело, чтобы избежать проживания мучительной смерти. Нередко в таких состояниях человеку требуется срочная медицинская помощь, иначе он реально умрет. "Перепугался до смерти" - это как раз об этом.

Не только прямая физическая угроза, но и психологическая травма вызывают в теле реакции Бей, Беги, Замри, Умри . После такой травмы тело и эмоции могут частично оставаться замороженными несколько дней, недель, а то и лет, и это часто проходит незамеченным. Такие люди обычно говорят, что чувствуют себя "застрявшими" в жизни, и что они не могут двигаться в нужном им направлении. Травматики, которые выжили благодаря Замри или Умри , часто винят себя за то, что не убежали или не вступили в бой, хотя на момент травматичного события такого рода активные физические действия вполне могли закончится серьезными физическими повреждениями или смертью. И кроме Замри и Умри выбора реально не было.

Паника и тревожность - это человеческая проблема

В животном мире редко встречаются тревожные животные или животные с паническими атаками. Заяц, которому удалось убежать от лисы или избежать смерти притворившись мертвым, быстро оправляется и продолжает свою нормальную жизнь. У людей все иначе. Человеческий мозг не может отряхнуться и жить дальше, потому что начинает постоянно проигрывать пережитые опасные ситуации, особенно, если тело все еще частично находится в замершем состоянии. Явления, люди, события, запахи, предметы, которые напоминают о пережитой травме, немедленно вызывают такую же острую реакцию, как и в момент изначальной травмы, даже если сознательная часть мозга не вполне понимает, что происходит.

Приемы для вывода тела из состояния "Замри"

Эти три действия могут помочь когда травму пришлось пережить с помощью "Замри ":
1) Повертеть головой по сторонам в поисках возможных источников дополнительной опасности
2) Дрожать и трястись (как говорилось раньше, оба являются признаками, что опасность уже позади, и тело начало восстанавливаться)
3) Движения из серии "беги" или "бей" (даже если их можно сделать только в микроскопической амплитутде)

Просто проговорить страшное событие и получить поддержку в данном случае недостаточно - нужно обязательно включить в процесс телесные действия.

На эмоциональном уровне ощущение пережитой опасности может выражаться в слезах. Это часть естественного процесса восстановления равновесия после травмы. Также могут появиться чувства грусти или ярости.

Наше тело не заточено под то, чтобы постоянно проигрывать ситуации травмы из прошлого, оно заточено под то, чтобы найти самый быстрый и легкий путь к восстановлению физического благополучия.

Приемы снижения тревожности

Сначала нужно оценить уровень стресса. Перейдите из головы в тело и изучите ощущения, вызванные стрессом, чтобы оценить его уровень: низкий, средний, высокий, острый. Обратите внимание на частоту сердцебиения, на ладони, ощущения в животе и температуру всего тела. После чего выберите одно из упражнений:

1) Настройка на безопасность (все уровни стресса)
Вдохните глубоко и посмотрите вокруг. Наклоните голову вправо и влево. Посмотрите наверх и вниз. Обернитесь назад. Отмечайте все, что выглядит безопасным, красивым и успокаивающим. Обратите внимание на тело, если ему слишком холодно или слишком жарко и позаботьтесь о нем. Проверьте, насколько удобно вам сидится/стоится. Повторите все шаги, если требуется.

2) Снижение тревожности среднего уровня
Используйте упражнение ВИВО из предыдущего поста

3) Снижение острой тревожности
Задача упражнения - активировать парасимпатическую систему.

а. Представьте, что вы инопланетянин, который впервые загрузился в человеческое тело и ничего о нем не знает. Настройтесь на ощущение безопасности "Мне сейчас спокойно и безопасно". Посмотрите вокруг, отмечая признаки безопасности.

б. Найдите в теле только те ощущения, которые кажутя приятными. Поищите их в руках, ногах, ладонях и ушах. Они могут быть очень небольшими и малозаметными. Поудобнее устройтесь на стуле или в кресле. Поставьте обе ступни на пол так, чтобы ощущать ими твердую поверхность. Можно еще обнять себя и покачать вперед-назад как бы баюкая.

Если приятные ощущения не обнаруживаются, заварите себе чашку травяного чая или примите теплую ванну, а потом просканируйте тело еще раз. Если не помогло, можно вспомнить что-нибудь приятное во всех подробностях: где, как, во что вы были одеты, какая была погода.

в. На приятных ощущениях нужно сосредоточиться в течение трех минут, а затем встанье со стула и три минуты двигайтесь. Потрясите руками и ногами. Издайте разные звуки - от рычания до громких вдохов и выдохов. Позаботьтесь о том, чтобы вам не было холодно или жарко.

г. После завершения упражнения, удерживайте внимание на приятных ощущениях. Дайте себе задание обращать внимание только на них, и избегать фокусировать внимание на неприятных ощущениях или мыслях.

  • Стресс – естественная реакция организма на новизну.
  • Неконтролируемый стресс возникает при невозможности приспособиться к ситуации, ее избежать и предсказать ее последствия и конец.
  • Серьезнее всего психику травмирует невозможность установить контроль над ситуацией.
  • Чтобы справиться со стрессом, важно искать в ситуации плюсы и выстраивать систему посреди хаоса.

Словом «стресс» мы привыкли описывать самые разные свои состояния: тревогу, дискомфорт, напряженность. Но с биологической точки зрения стресс – это всего лишь реакция на новизну. Поэтому ежедневные поездки на метро до работы и обратно едва ли можно считать стрессом: так или иначе, мы готовы к тому, что нас там ждет, приспосабливаемся, адаптируемся.

Стресс – реакция биологическая, и в этом смысле за миллиарды лет ничего не изменилось. В моменты стресса на работе у нас включаются те же механизмы, что и у нашего предка, на которого несся тигр. Наш организм готовится защищаться. Природа придумала для этого две основные стратегии.

«Бей-беги» или «замри, умри, воскресни»?

В нашем арсенале два типа реакций: «бей или беги» и замирание. Первую ярче всего иллюстрирует притча о лягушке, упавшей в чан с молоком. Выбрав борьбу, она взбила масло и спаслась. Такая стратегия актуальна в экстремальных условиях: например, во время войны.

В повседневной жизни, как ни странно, выигрывают те, кто замирает. Понимая, что бороться бесполезно, они потихоньку адаптируются к изменившимся условиям.

Эту стратегию иллюстрируют результаты эксперимента с аквариумными рыбками. Ограничив подачу кислорода в аквариум, исследователи заметили, что рыбы разделились на две группы: часть начала метаться, часть замерла, экономя кислород. Выжили именно «застывшие» рыбки: их запаниковавших собратьев отравил уровень адреналина.

ВРАГА НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО

Несмотря на то что человек по природе своей стремится к развитию, познанию, открытию чего-то нового, у этого нового должны быть рамки, границы. Мы должны чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне, должны знать, что можем на него повлиять, способны контролировать ситуацию.

В противном случае возникает неконтролируемый стресс, который несет угрозу здоровью и может привести к развитию неврозов и депрессии. Он появляется в случае невозможности:

...приспособиться к ситуации,

...избежать ситуации,

...предсказать последствия и конец ситуации.

Неконтролируемый стресс приводит к нарушению трех функций: когнитивной (мыслительной), аффективной (чувственной) и моторной (всего, что касается наших движений). Сильнее всего психику при этом травмирует невозможность установить контроль над ситуацией.

Ярким примером того, как людей вгоняли в неконтролируемый стресс и что с ними происходило впоследствии, были трудовые лагеря в нацистской Германии, куда отправляли немцев – противников нацистского режима.

Правила и условия в лагерях постоянно менялись: заключенные выполняли бессмысленную работу, никогда не знали наверняка, во сколько начнется и закончится их трудовой день. Как только они начинали привыкать к правилам, те менялись на противоположные. Люди помещались в ситуацию, которую никак не могли себе объяснить, проконтролировать, предсказать, и это постепенно вводило их в состояние «выученной беспомощности».

Когда мозг сосредотачивается на том, что мы сами решаем, он не подвергается неконтролируемому стрессу

Но оказалось, что с этим состоянием можно бороться. Среди заключенных был психолог Бруно Беттельхейм. Он понял: для того, чтобы противостоять неконтролируемому стрессу, нужно исключить хотя бы одно из трех условий его возникновения. Да, он не мог контролировать, где и когда будет работать, что именно будет делать, во сколько ляжет спать и проснется, но он мог решать, когда делать зарядку, какие именно упражнения выполнять, сколько раз и когда чистить зубы.

Когда мозг сосредотачивается на том, что мы сами решаем, прогнозируем, на что сами влияем, он не подвергается неконтролируемому стрессу. Поэтому так важно создать «островок контроля», логики и последовательности.

Кнут без пряника

К счастью, сегодня мало кто из нас попадает в такие экстремальные ситуации. Дело в том, что самый простой способ ввести взрослого человека в состояние неконтролируемого стресса – это лишить его финансовой стабильности . И этим часто злоупотребляют работодатели. В корпоративной среде принято считать, что, когда человек адаптируется к работе, начинает выполнять ее уверенно и достигает определенной планки, ему становится комфортно и он перестает двигаться вперед.

Следовательно, для того, чтобы компания росла и развивалась, нужно периодически – не чаще, чем раз в три года – выводить сотрудников из зоны комфорта. Как? Вгоняя их в состояние стресса: меняя что-то в условиях работы или оплаты. Одни работодатели резко сокращают зарплатную часть и меняют систему премирования, другие повышают план продаж, третьи забирают у сотрудников базу клиентов.

Если при изменении условий не пообщаться с каждым сотрудником, то бизнес в конечном счете только проиграет

В целом с точки зрения компании это правильный подход: менять условия периодически нужно, иначе возникает застой. Но оказавшись в такой ситуации, сотрудник перестает контролировать, сколько он зарабатывает, не знает, сможет ли выплатить кредит, ипотеку. Такая ситуация сильно бьет по его самооценке, снижает его продуктивность и лояльность к компании.

Если при изменении условий не пообщаться с каждым сотрудником, не объяснить ему, зачем это было сделано, что это даст, как лично он может вернуть себе привычный уровень дохода, то бизнес в конечном счете только проиграет.

Главное – выстроить систему

Допустим, мы оказались в такой ситуации, но в одночасье кардинально изменить ее (например, уволиться) не можем. Как в таком случае справиться со стрессом?

1. Нарисовать картину будущего – в максимально возможных деталях и подробностях. Какую работу мы хотим найти? Что будем там делать? Что это нам даст? При этом оценить, реален ли наш план, существует ли такое место работы, о котором мы мечтаем. Если мечты далеки от реальности, стоит скорректировать их.

2. Какой бы негативной ни была ситуация, выстроить в хаосе систему и найти в текущих обстоятельствах плюсы . Это может быть что угодно, любая мелочь, важная конкретно для вас: гибкий график, приятное окружение, близость к дому, плавающий перерыв на обед (а значит, возможность в это время заняться какими-то своими делами).

Как ни банально это звучит, надо, чтобы в жизни, кроме работы, было что-то еще: спортзал, бассейн, хобби. Важно знать, что рабочий день закончится и после нас ждет что-то приятное, запланированное нами, что-то, на что мы можем переключиться. Разгрузка необходима, в противном случае даже смена работы не всегда помогает.

Смена работы раз в три года позволяет развиваться, приобретать разный опыт, быть в курсе ситуации на рынке

Чтобы впредь избегать подобных ситуаций, важна профилактика. Специалисты советуют раз в три года менять место работы. Это позволит вам развиваться, приобретать разный опыт, быть в курсе ситуации на рынке. В этом случае изменения в компании и переход на новую работу не станут для вас стрессом.

Конечно, в краткосрочной перспективе от этого можно проиграть: как в должности, так и в деньгах. Но в долгосрочном плане выигрывает тот, кто двигается.

Стресс у ребенка: как помочь

Не секрет, что наши дети каждый день подвергаются куда более серьезному стрессу, чем мы в их возрасте: в школе от них требуют гораздо большего, чем когда-то от нас. Неконтролируемый стресс возникает у детей тогда, когда они не могут объяснить себе произошедшее, разобраться в его причинах. Как им помочь?

1. Важно с малых лет приучать детей проговаривать каждую ситуацию. Почему это произошло? Почему другой человек так поступил? Как сделать, чтобы этого больше не случилось? Наказывая ребенка, объяснять ему, какой его поступок повлек за собой это наказание. Не ограничиваться фразами: «А ты подумай!», «Иди и поразмысли над своим поведением!»

Нужно учить ребенка искать позитивные моменты в любой, даже самой острой ситуации

2. Необходимо объяснить ребенку, что болезненная для него ситуация временная, что она скоро закончится.

Учитель кричит на ребенка, а возможности перевести его в другую школу прямо сейчас нет? Проанализировав вместе с ребенком поведение педагога (всегда ли и со всеми ли учениками он так себя ведет), можно обсудить с ним срок перехода в другую школу. Если ребенок будет знать, что ему осталось потерпеть до конца четверти или учебного года, справиться с ситуацией будет легче. При этом сходить в новую школу вместе с ребенком, познакомиться с директором, пройтись по коридорам, чтобы у ребенка сформировалась четкая картинка будущего.

3. Наконец, нужно учить ребенка искать позитивные моменты в любой, даже самой острой ситуации.

Друг рассказал всему классу твою тайну и все смеялись? Это значит, что больше доверять ему секреты не стоит, это убережет тебя от ошибок в будущем. Уча этому ребенка, мы учимся сами, а значит, давать отпор стрессу становится все легче.

Об эксперте

– руководитель группы первого научно-исследовательского центра профайлинга «Профайл Групп» .

Мы получаем доступ к нашему телу посредством интероцепции, что буквально означает «восприятие изнутри». Попробуйте прерваться на секунду прямо сейчас и почувствовать, как бьется ваше сердце и как вдохи сменяются выдохами.

Ключевые физиологические процессы регулируются стволом головного мозга; он также помогает управлять корой, воздействуя на внимательность и формируя душевное состояние. Сигналы ствола легко уловить в любое время, для этого нужно обратить внимание на возбуждение и на изменения в дыхании или сердечном ритме.

Вспомните, что происходит, когда вас клонит в сон. Вы пытаетесь сконцентрироваться и продолжать улавливать информацию: например, во время лекции или чтения этой книги. Возможно, вы несколько раз перечитали параграф, как следует не осмыслив его, и признались себе, что не в состоянии продолжать. Затем вы выбираете, как поступить: выпить кофе, ополоснуть лицо холодной водой или немного вздремнуть. Это один из способов регуляции внутреннего мира - отслеживание и последующая модификация энергетического и информационного потоков, или, в данном случае, уровня возбуждения ствола головного мозга.

Ствол совместно с лимбическими структурами и корой оценивает степень опасности или безопасности.

Когда система сообщает, что нам ничто не угрожает, мы отпускаем напряжение в теле и расслабляем мышцы лица. Мы делаемся восприимчивыми, а сознание - ясным и спокойным.

Анализируя опасность , ствол (вместе с лимбическими участками и медиальной префронтальной корой) активирует механизм принятия решений: если нам кажется, что мы справимся, мы переключаемся в режим бей или беги . В результате активируется симпатический отдел автономной нервной системы. Наше тело готовится к действию, и сердце начинает колотиться. Адреналин поступает в кровь, происходит выброс кортизола - гормона стресса. Обмен веществ готовится к предстоящим затратам энергии.

С другой стороны, если мы уверены в собственной беспомощности, мы падаем или замираем . Исследователи называют это нейрогенным обмороком, и во время него активируется дорсальный отдел парасимпатической части автономной нервной системы. Такая реакция была свойственна нашим самым ранним предкам, и считается, что она способна спасти животное, настигнутое хищником. Падение симулирует смерть, и хищник, питающийся только живой пищей, теряет к жертве интерес. Когда мы замираем, артериальное давление резко падает, что помогает сократить кровопотерю от возможных ран. Это вызывает обморочное состояние у человека (или у животного), и он без сил падает на землю, что поддерживает кровоснабжение самого ценного органа - мозга.

Если сознание вертикально интегрировано, вы считываете сообщения тела об опасности или безопасности , в том числе и очень тонкие ощущения .

Вы можете почувствовать некоторое напряжение, идя по улице, и только потом понять, что вас кто-то преследует. Или в разговоре внезапно смекнуть, что собеседнику нельзя доверять.

В повседневной жизни доступ к подкорковой энергии и информации необходим и для мыслительного процесса. Осознание подкорковых импульсов позволяет понимать, как вы себя ощущаете, предупреждает о возникающих потребностях, помогает расставлять приоритеты при выборе и побуждает к принятию решения.

Именно так способность чувствовать нутром или сердцем позволяет нам жить полной жизнью.

[ 1] . В работах Стивена Поргеса описывается поливагусная теория, согласно которой различные отростки блуждающего нерва и симпатический отдел автономной нервной системы участвуют в ответе ствола головного мозга на опасность. Поргес ввел термин «нейроцепция», обозначающий, как мы оцениваем ситуацию на предмет угрозы и затем, почувствовав опасность, активируем реакцию «бей-беги-замри». При отсутствии угрозы мы включаем систему социального взаимодействия и оказываемся восприимчивы к другим. Поргес называет это любовью без страха. Параллельный процесс заключается в том, что внутренняя настроенность создает ощущение безопасности и включает систему взаимодействия с самим собой. Мы открываемся себе и становимся собственным лучшим другом.