Рефлексия над вопросом «Кто я?» С.Л. Рубинштейн (начало)

Рубинштейновское определение психики как единства отражения и отношения, знания и переживания, раскрывает соотношение в ней идеального и реального, объективного и субъективного, т.е. представляет психику в системе различных философско-методологических квалификаций. Определение сознания как предметного и как субъектного, т.е. как выражающего отношение личности к миру, трактовка сознания как высшего уровня организации психики, которому в отличие от других уровней присущи идеальность, "предметное значение, смысловое, семантическое содержание", понимание сознания как детерминированного одновременно общественным бытием индивида и общественным сознанием выявляют продуктивные противоречия его движения. Генезис и диалектика трех отношений субъекта – к миру, к другим и самому себе (эти отношения были выделены Рубинштейном как конституирующие еще в 1935 г. в "Основах психологии") – вскрывают основу самосознания и рефлексии сознания индивида. Наконец, соотнесение сознания с нижележащими уровнями психики позволяет понять его роль как их регулятора, а также как регулятора целостной деятельности субъекта в его соотношении с миром.

Это положение о регуляторной функции сознания также является отличительным признаком концепции Рубинштейна. Сознание может выступать как регулятор деятельности только в силу его нетождественности последней, в силу своей особой модальности: в сознании представлена вся объективная действительность (во всяком случае свойственная сознанию идеальность позволяет индивиду руководствоваться всем, что отдалено во времени и пространстве, что составляет не лежащую на поверхности сущность бытия). Именно потому, что в сознании дано все существующее в мире, все отдаленное во времени и пространстве, все, с чем человек никогда не вступал и не сможет вступить в непосредственный контакт, личность не замкнута в узком мире своего "я" и оказывается способной выходить бесконечно далеко за пределы этого "я". Она может задавать свою систему координат относительно значимого для нее в этом мире и тем самым регулировать свои действия и реализовать переживания. Идея о регуляторной роли сознания восходит к марксистскому философскому пониманию его активности, с одной стороны, а с другой – к естественно-научным представлениям о регуляторной роли психики. Однако последнюю зависимость как принципиальную непрерывную линию отечественной психологии Рубинштейн начал детально обосновывать уже после выхода в свет второго издания "Основ общей психологии", т.е. с середины 40-х гг.

Вначале – через принцип единства сознания и деятельности – Рубинштейн ищет подход к объективному изучению личности, к тому, через что и как она проявляется в деятельности. Этот подход был реализован в цикле исследований проблем воспитания ребенка С.Л.Рубинштейном и его сотрудниками еще в 30-е гг. в Ленинграде. Почти одновременно им намечается другое направление исследований – путь активного формирования личности и ее сознания через деятельность. Прослеживая связь сознания и деятельности, Рубинштейн показывает, что сознание есть такой высший психический процесс, который связан с регуляцией личностью складывающихся в деятельности отношений. Сознание не просто высшее личностное образование, оно осуществляет три взаимосвязанные функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений и регуляцию деятельности субъекта. Сознание, таким образом, высшая способность действующего субъекта. Сознание выводит его в мир, а не замыкает в себе, поскольку его цели детерминированы не только им самим, но и обществом. Детерминация субъектом своей деятельности складывается и в особом процессе – жизненном пути личности.

Принципиальным для Рубинштейна является вопрос о соотношении сознания и самосознания: не сознание развивается из самосознания, личностного "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельно действующим субъектом. Этапы самосознания Рубинштейн рассматривает как этапы обособления, выделения субъекта из непосредственных связей и отношений с окружающим миром и овладения этими связями. Согласно Рубинштейну, сознание и самосознание – это построение личностью через свои действия отношений с миром и одновременно выражение своего отношения к миру посредством тех же действий. Из такого понимания соотношения сознания и самосознания С.Л.Рубинштейном развивается его концепция поступка: "При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного "я" через познание других людей". Самосознание в таком смысле есть не столько рефлексия своего "я" сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми.

На пересечении всех приведенных определений сознания – гносеологического, социально-исторического, антропогенетического, собственно психологического, социально-психологического (соотношение индивидуального и коллективного сознания), наконец, ценностно-нравственного – и возникает его объемная интегральная характеристика. Она образуется именно при генетическом рассмотрении. Только рассмотрение сознания в развитии позволяет соотнести, различив исторический (антропогенетический) и онтогенетический процессы развития сознания, показать единство и специфику индивидуального и общественного сознаний, определить сознание как этап развития личности ребенка, затем – как этап жизненного пути и нового качества в становлении личности, как способ и новое качество жизни и соотнесения себя с действительностью. Этап сознательного отношения к жизни есть новое качество самого сознания, возникающее в связи с новым способом жизни личности. Личность становится субъектом жизни не потому, что она обладает сознанием, характером, способностями, а потому и в той мере, в какой она использует свой интеллект, свои способности для решения жизненных задач, подчиняет свои низшие потребности высшим, строит свою стратегию жизни.

Глубоко раскрыт С.Л.Рубинштейном генезис коммуникативных функций сознания, проявляющихся в речи и осуществляющихся в ней: "Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого". Речь является формой существования мысли и выражением отношения, т.е. в функциях речи также прослеживается единство знания и отношения. Чрезвычайно важным является, по Рубинштейну, генезис тех функций речи, которые связаны с потребностью ребенка понимать и со стремлением быть понятым другим. Его анализ этой потребности, сопровождающийся убедительной критикой Ж.Пиаже, отчасти близок бахтинской идее диалога. Однако принципиальная особенность позиции Рубинштейна состоит в том, что в отличие от М.М.Бахтина, настаивавшего вслед за родоначальником герменевтики Ф.Шлейермахером на значимости интерсубъективности, "сократической беседы", Рубинштейн исследует интрасубъективный аспект этой потребности.

Генетически-динамический аспект сознания получает наиболее конкретное воплощение при рассмотрении С.Л.Рубинштейном эмоций и воли. Именно в них сознание предстает как переживание и отношение. Когда потребность из слепого влечения становится осознанным и предметным желанием, направленным на определенный объект, человек знает, чего он хочет, и может на этой основе организовать свое действие. В генезисе обращения потребностей, переключении их детерминации с внутренних на внешние факторы концепция Рубинштейна сближается с концепцией объективации Д.Н.Узнадзе.

Таким образом, раскрытие генезиса и структуры сознания как единства познания и переживания, как регулятора деятельности человека дало возможность представить разные качества психического – познавательные процессы в их единстве с переживанием (эмоции) и осуществлением отношений к миру (воля), а отношения к миру понять как регуляторы деятельности в ее психологической и собственно объективной общественной структуре и все эти многокачественные особенности психического рассмотреть как процессы и свойства личности в ее сознательном и деятельном отношении к миру.


Психология, которая является чем-то большим, чем поприщем для досужих уп-ражнений ученых книжных червей, психология, которая стоит того, чтобы чело-век отдал ей свою жизнь и силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете приводить к действительному познанию реальной жиз-ни, живых людей.

Подлинный смысл пройденного нами пути в том и заключается, что он был не чем иным, как последовательно, шаг за шагом прокладываемым путем нашего познавательного проникновения в психическую жизнь личности. Психофизио-логические функции включались в многообразные психические процессы. Под-вергшиеся сначала аналитическому изучению психические процессы, будучи в действительности сторонами, моментами конкретной деятельности, в которой они реально формируются и проявляются, включались в эту последнюю; в соответ-ствии с этим изучение психических процессов перешло в изучение деятельно-сти - в том конкретном соотношении, которое определяется условиями ее ре-ального осуществления. Изучение же психологии деятельности, всегда реально исходящее от личности как субъекта этой деятельности, было, по существу, изу-чением психологии личности в ее деятельности -^ ее мотивов (побуждений), целей, задач. Поэтому изучение психологии деятельности естественно и законо-мерно переходит в изучение свойств личности - ее установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующихся в деятельности. Таким об-разом, все многообразие психических явлений - функций, процессов, психиче-ских свойств деятельности - входит в личность и смыкается в ее единстве.

Именно потому, что всякая деятельность исходит от личности как ее субъек-та и, таким образом, на каждом данном этапе личность является исходным, на-чальным, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим познанием пути, охватывая все многообра-зие психических проявлений, последовательно вскрытых в ней психологиче-ским познанием в их целостности и единстве. Поэтому при всякой попытке начать построение психологии с учения о личности из него неизбежно выпадает всякое конкретное психологическое содержание; личность выступает в психологическом плане как пустая абстракция. За невозможностью раскрыть внача-ле ее психическое содержание оно подменяется биологической характеристикой организма, метафизическими рассуждениями о субъекте, духе и т. п. или соци-альным анализом личности, общественная природа которой при этом психологизируется.

Как ни велико значение проблемы личности в психологии, личность в целом никак не может быть включена в эту науку. Такая психологизация личности неправомерна. Личность не тожественна ни с сознанием, ни с самосознанием. Анализируя ошибки гегелевской «Феноменологии духа», К. Маркс в числе ос-новных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание. Конечно, не метафизика немецкого идеализма - И. Канта, И. Фихте и Г. Ге-геля - должна лечь в основу нашей психологии. Личность, субъект - это не «чистое сознание» (Канта и кантианцев), не всегда себе равное «я» («Я+Я» - Фихте) и не саморазвивающийся «дух» (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Суще-ственными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не био-логические, а общественные закономерности его развития. Задача психологии - изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание «реальных живых индивидов» в их реальной обусловленности.

Но если личность несводима к ее сознанию и самосознанию, то она и невоз-можна без них. Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отноше-ние, т.е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя поэтому как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистиче-ской, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механистической. Без сознания и самосознания не существу-ет личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружаю-щее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому после-дний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологическо-го изучения личности, - это вопрос о ее самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает чело-век, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно прини-мает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психиче-ских свойств личности - ее способностей, темперамента и характера; она завер-шается раскрытием самосознания личности.

Прежде всего это единство личности как сознательного субъекта, обладаю-щего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как «я»: в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у лич-ности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосозна-ние не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития лич-ности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъек-та в качестве его момента, стороны, компонента.

Единство организма и самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпо-сылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей ор-ганической чувствительности («сенестезии»), связанные с органическими фун-кциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения или распада личности (де-персонализации) бывают связаны с нарушениями органической чувствительно-сти. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чув-ствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Источник самосознания никак не приходится искать в «соотношениях организма с самим собой», выражающихся в рефлекторных актах, служащих для регулирования его функций (в которых ищет их, например, П. Жане). Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нуж-но искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоя-тельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием лич-ности и основными событиями ее жизненного пути.

Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выде-ляющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возник-новением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоя-тельного передвижения. И в этом втором, как и в первом, случае существенна не столько сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотноше-ниях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность са-мостоятельного передвижения , так же как и самостоятельного овладения предме-том посредством хватательных движений. Одно, как и другое , одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к дру-гим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятель-ным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осо-знанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «я». При этом человек осознает свою самостоя-тельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с ок-ружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственно-го «я» через познание других людей. Не существует «я» вне отношений к «ты», и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятель-ного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления са-мосознания является и овладение речью, представляющей собой форму суще-ствования мышления и сознания в целом. Играя значительную роль в развитии сознания ребенка, речь вместе с тем существенно увеличивает действенные воз-можности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими. Вместо того чтобы быть объектом направляющихся на него действий окружающих взрос-лых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимо-отношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании , а изменения в его сознании в свою очередь ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.

Вопрос о том, является ли индивид субъектом с развитым самосознанием и выделяющим себя из окружения, осознающим свое отношение к нему как отно-шение, нельзя решать метафизически. В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда вклю-чается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и лич-ной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельно-сти, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоот-ношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внут-реннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внут-реннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, кото-рые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выпол-нять те или иные задания. Она включает более существенную способность само-стоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, опреде-лять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа: вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение, посколь-ку приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезнее задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней - от наивного неведения в отно-шении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести для подростка все более пе-реносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

На этих высших ступенях развития личности и ее самосознания особенно значительны оказываются индивидуальные различия. Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он признается нами личностью, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-то особенном смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, каза-лось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. «Индивидуальность», - говорим мы о человеке ярком, т. е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркива-ем, что данный человек является личностью, это означает нечто большее и дру-гое. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у кото-рого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает извест-ную самостоятельность мысли, небанальность чувства, силу воли, какую-то со-бранность и внутреннюю страстность. При этом во всякой сколько-нибудь зна-чительной личности всегда есть какой-то отлёт от действительности, но такой, который ведет к более глубокому проникновению в нее. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людь-ми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Но личность - это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личностью является лишь человек, который от-носится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе.

Подлинная личность определенностью своего отношения к основным явле-ниям жизни заставляет и других самоопределиться. К человеку, в котором чув-ствуется личность, редко относятся безразлично, так же как сам он не относится безразлично к другим; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне ни протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда есть что-то активное, наступательно-утвержда-ющее.

Как бы то ни было, каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является тем самым личностью. Опре-деляя свое отношение к другим людям, он самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в ее реальном бы-тии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отражен-ная в самосознании. Радикально-идеалистические течения психологии сводят обычно личность к самосознанию. У. Джемс надстраивал самосознание субъек-та как духовную личность над личностью физической и социальной. В действительности личность не сводится к самосознанию, и духовная личность не над-страивается над физической и социальной. Существует лишь единая личность - человек из плоти и крови, являющийся сознательным общественным существом. Как «я» он выступает, поскольку с развитием самосознания осознает себя как субъекта практической и теоретической деятельности.

К своей личности человек относит свое тело , поскольку овладевает им и орга-ны становятся первыми орудиями воздействия на мир. Складываясь на основе единства организма, личность этого тела присваивает его себе, относит к своему «я», поскольку его осваивает, овладевает им. Человек связывает более или менее прочно и тесно свою личность и с определенным внешним обликом, поскольку в нем заключены выразительные моменты и отражается склад его жизни и стиль деятельности. Поэтому, хотя в личность включается и тело человека, и его созна-ние, никак не приходится говорить (как это делал Джемс) о физической лично-сти и личности духовной, поскольку включение тела в личность или отнесение его к ней основывается именно на взаимоотношениях, между физической и ду-ховной стороной личности. В не меньшей, если не в большей, степени это отно-сится и к духовной стороне личности; не существует особой духовной личности в виде какого-то чистого бесплотного духа; самостоятельным субъектом она яв-ляется, лишь поскольку, будучи материальным существом, она способна оказы-вать материальное воздействие на окружающее. Таким образом, физическое и духовное - это стороны, которые входят в личность лишь в их единстве и внутренней взаимосвязи.

К своему «я» человек в еще большей мере, чем свое тело, относит внутреннее психическое содержание. Но не все и из него он в равной мере включает в собственную личность. Из психической сферы человек относит к своему «я» преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент - те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеоб-разие. В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все пси-хическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специ-фическом смысле своем, относящимся к его «я», человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности.

Точно так же и не всякое чувство, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятельность . Но все это - и мысли, и чувства, и точно так же желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же «я» он включит лишь свойства своей личности - свой характер и темперамент, свои способности и к ним присоединит он разве мысль, которой отдал все свои силы, и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как «я», как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные обще-ственные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее об-щественной ролью: поэтому, отражаясь в самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его «я». <...>

Эта установка личности нашла себе отражение и в психологической литера-туре. Задавшись вопросом о том, что включает личность человека, У. Джемс отмечал, что личность человека составляет общая сумма всего того, что он может называть своим. Иначе говоря: человек есть то, что он имеет; его имущество составляет его сущность, его собственность поглощает его личность. <...>

В известном смысле и мы можем, конечно, сказать, что трудно провести грань между тем, что человек называет самим собой, и кое-чем из того, что он считает своим. То, что человек считает своим, в значительной мере определяет и то, чем он сам является. Но только это положение приобретает у нас иной и в некото-ром отношении противоположный смысл. Своим человек считает не столько те вещи, которые он себе присвоил, сколько то дело, которому он себя отдал, то общественное целое, в которое он себя включил. Своим считает человек свой участок работы, своей он считает родину, своими он считает ее интересы, интере-сы человечества: они его, потому что он их.

Для нас человек определяется прежде всего не его отношением к его соб-ственности, а его отношением к его труду. <...> Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стерж-нем ее самосознания.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стре-мится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его дей-ствия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекват-но. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Сознание человека - это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.

Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысли-вания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутрен-ний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатыва-ющаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость.

Самосознание – свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Самосознание – отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения.

Основные психологические понятия, описывающие сферу самосознания личности: самооценка, самоуважение, уровень притязаний, образ «Я», Я- концепция.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Понятие У. п. л. было введено К. Левином.

Я-КОНЦЕПЦИЯ - система представлений о самом себе, включающих: осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; самооценку; в) субъективное восприятие влияющих внешних факторов.

Структурные компоненты: когнитивный; эмоционально-ценностный; поведенческий.

Бернс рассматривается Я-концепция как совокупность устано­вок, направленных на самого себя.

1. образ «Я» - представления индивида о самом себе;

2. самооценка - аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;

3. поведенческая реакция - те действия, которые вызывают­ся образом «Я» и самооценкой.

представляет Я-к. в виде иерархической структуры. 1) реальное Я ; 2) идеальное Я ; 3) зеркальное Я Аспекты - физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, но существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и переживаний.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности , относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека.

Я-концепции в разных теориях. источники:

1.Джемс:

Личностное Я - двойственное образование, в нем сочетаются Я-сознающее и Я-как-объект. Это стороны одной целостности, выступающие одновременно. Я-как-объект - все то, что человек может назвать своим. Здесь выделяет - духовное Я, социальное Я, физическое Я.

Ядро личности – активность.

1. Чувства и эмоции, вызываемые ими. Самооценка – успех\неуспех.

2. Поступки, вызываемые ими. Забота о себе и самосохранение.

Самоуважение – успех \ притязание.

«Постулат Джемса »: самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит отправной точкой отсчета в оценке нами собственных успехов и неудач.

2.Символический интеракционизм (Кули, Мид). Рассмотрение индивида в рамках его социального взаимодействия.

Кули . Главный ориентир для Я-концепции - Я другого человека, т.е. представление индивида о том, что думают о нем другие. Значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других - главный источник данных о собственном Я. Теория «зеркального Я»: представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияет на его Я-концепцию.

Мид. Через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как другой предсказывает наше собственное поведение. Возникновение Me как «обобщенного другого». I (импульсивная неупорядоченная тенденция) - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Ме. Совокупность I и Me - интегральное, личностное.

3.Эго-идентичность Эриксона. разрешение кризиса идентичности – сформированная личность/Я

4.Феноменалистическая психология. К Рождерс. Я-концепция возникает на основе взаимодействия со средой.

В структуру личности входят:Я-реальное; Я-идеальное; Самость (Я-концепция)

Движущая сила личности – тенденция к актуализации, сохранению и развитию себя, максимальному выявлению лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы.

САМООЦЕНКА - ценность, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания.

Отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения.

С. характеризуется по след. параметрам: уровню С.; реалистичности С.; особенностям строения.;

С. формируется на базе оценок окружающих, результатов собственной деятельности, на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком себя как индивидуальности, своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

конструкт самосознания с точки Рубинштейна. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности,

Способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности.

Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, а является результатом познания, требуещего осознание реальной обусловленности своих переживаний. Включая то или иное отношение к себе, оно тесно связано и с самооценкой и не имеет своей отдельной от личности линии развития, включается как сторона в процесс ее реального развития. Оно не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития.



Выготский и Рубинштейн - самосознание - этап в развитии сознания ребенка, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, изменениями взаимоотношений с окружающими. Этап развития - 2-3 года

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

Самосознание это продукт развития. Зачаток сознания тождественности появляется у младенца, начинающего различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» - примерно с трех лет , когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии развития самосознания :

1. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

2. К 2-м 3-м годам начинает отделять результат своих действий от действий других и осознаёт себя как деятеля.

3. К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

4. Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют :

Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

Оценка результатов своей деятельности.

Самосознание по Леонтьеву

Самосознание – осознание себя в мире значений, психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Критерии: природные; социальные; личностные: рефлексия. Уровни: познавательный аспект, эмоциональный и волевой аспекты.

Психоанализ: процесс зарождения самосознания как процесс субъективного отделения от матери. При хорошем уходе матери за ребенком такое отделение возможно к концу первого года жизни.

Кули, Мид : появление самосознания связано с появлением способности ребенка вставать на позицию другого, усвоить иную перспективу в восприятии и оценке собственных свойств.

Проблема «Я».

Кон: “Я” – не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри.

- действующим, субъектным, рефлексирующее, экзистенциальным “Я”,

а второе – “Я-концепцией”. – объект восприятия и внутреннего чувства.

Фрейд: Эго – это Я.

Юнг: Эго, Самость

Эриксон: Эго-идентичность

Г.Олпорт. Проприум - это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство:телесная самость;самоидентичность; самоуважение; расширение самости; образ себя;рациональное управление собой;проприативное стремление.

функции Я-концепции : внутренняя согласованность; интерпретация опыта; источник ожиданий.

стадии развития Я-концепции : выделение себя из окружающего мира; функционирование оценочных представлений; изменение отношения к внешним оценкам.

44. Методы диагностики и исследования личности .

План :

1. Метод анамнеза

2. Методд наблюдения

3. Беседа

4. Метлды самотчета

5. Проективные методы.

6. Методы, разработанные в рамках гуманистическй психологии и психоанализа.

Основными подходами к оценке личности являются метод интервью, личностные тесты самоотчета и проективные тесты.

  • Тесты (Айзенк – экстраверсия-интроверсия, нейротизм-стабильность);
  1. Характер: тесты (Кетелл)
  2. Личность и индивидуальность:

Наблюдение;

Автобиографические методики

Тесты, опросники (Кетелл, СМИЛ, Спилбергер – тревожность – черта личности и т.д., психосемантические методики, тест Куна – «кто я?», СЖО, МИС)

Проективные методики (ТАТ, Роршах, Люшер, ЦТО, рисуночные тесты: РНЖ, Семья, Дом-дерево-человек).

Норма - патология

Есть методики, которые работают только на норме, не показывают напрямую отличия нормы от патологии. Есть методики для диагностики патологии, отличия нормы от патологии: СМИЛ, ТАТ, Роршах, Пиктограммы, методики исключения (на патологию мышления), классификации; есть методики, сочетания показателей по которым свидетельствует о патологии – СМИЛ, Кетелл, МИС, РНЖ, ТАТ, Роршах.

Метод анамнеза.

Он обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности и направлен прежде всего на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидуумов на протяжении многих лет. При описании прошлого пациента используются разные методы, как-то: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от людей, хорошо знающих данного человека. «+»:

· Показывает сложность и уникальность индивидуума.

· Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.

· Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения; рассматриваемые случаи слишком частные.

· Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.

· Не позволяет выделять причинно-следственные отношения между переменными.

1. Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятиефиксация проявлений поведения и суждений, обусловленное задачами деятельности. Фиксация поведения и суждений .

Виды наблюдения:

По характеру контакта с объектом наблюдения : непосредственное и опосредствованное .

По условиям осуществления : полевое и лабораторное

По характеру взаимодействия с объектом наблюдения : открытое и скрытое .

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

· определение задачи и цели

· выбор объекта, предмета и ситуации

· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации

· выбор способов регистрации наблюдаемого

2. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Виды бесед:

  • Анамнез сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц .
  • Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы .

Требования: 1)– непринужденность .. 2)тщательно продумать беседу 3)постановка вопросов обследуемыми .

Интервью - Он делиться на структурированный и неструктурированный. Структурированная форма предпочтительна при проведении научного исследования, а неструктурированная – в терапевтической ситуации.

Методы самоотчета бывают двух типов: тесты, измеряющие единственный показатель и тесты, измеряющие одновременно несколько показателей.

Пример первого. «Шкала самосоознания»: была сконструирована с целью измерения двух самостоятельных параметров самосознания; первая субшкала оценивает личностное самоосознание, определяемое как степень осознания испытуемыми их собственного настроения, установок, мыслей и физического состояния вторая субшкала измеряет общественное само осознание, определяемое как степень озабоченности человека по поводу того, как он выглядит в социальных ситуациях.Пример второго. «Миннесотский многоаспектный личностный опросник»: самый распространенный многомерный тест; это наборы из сотен утверждений, на которые возможен ответ «да» или «нет»; в тест также входят четыре «контрольные шкалы» (например, «Шкала лжи»).

«+»: испытуемым предоставляется минимальная свобода в ответах, а на процедуру подсчета результатов не влияют личные склонности или теоретическая ориентация экспериментатора.

«-»: предумышленный обман, фальсификация ответов в социально желаемом свете и т.п.

Проективные методы пытаются проникнуть в неосознаваемые или очень тонкие аспекты личности. Существует много различных типов. Линдсей подразделяет их на 5 типов:1) ассоциативные методы; 2) конструктивные методы (пример: составить рассказ по картинкам и рассказать о возникающих при этом чувствах); 3) методы завершения; 4) экспрессивные методы; 5) методы выбора или распределения по порядку.

Экспериментальный метод.

Метод дает исследователям возможность устанавливать причинно-следственные связи посредством манипуляции определенной переменной в тщательно контролируемых условиях, что позволяет наблюдать изменения второй переменной, как результат изменений первой переменной.

· Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.

· Устанавливает причинно-следственные связи; позволяет делать выводы о причинности.

· Сбор данных, их запись и анализ объективизированны.

Круг феноменов, которые можно изучать в лаборатории, ограничен по этическим соображениям

Гуманистическая психология

Применение любых методов опираются на личный опыт человека. Уделяется внимание самоотчетам испытуемых , что позволяет учесть особенности индивидуального восприятия себя. Традиционные методы должны дополнять субъективные. Изучение личности начинают с наблюдения и проективных методик, а затем использовать опросники, эксперимент, тесты и т.д. При исследовании психологических и социально-психологических характеристик личности, выступающих условием готовности к диалогу, используются методики изучения способности к эмпатии и взаимопониманию .

Психоанализ

Методы в психоанализе:

свободное ассоциирование .Он ведущий. В его основе лежит представление о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном человека. Возникшие ассоциации интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств личности.

-толкование сновидений . Во время сна тормозятся функции Я. Считается, что интерпретация сновидений, включая анализ скрытой символики, способствует более глубокому пониманию человеком природы его симптомов и мотивационных конфликтов.

толкование символов , которое осуществляется на основе нахождения связей между конкретными содержаниями Оно и отдельными словами или предметами. Зная язык символов, можно легко выявить содержание Оно, но этого недостаточно для глубокого понимания личности.

толкование парапраксиса (ошибочных действий: забывание имен и слов, обмолвки, описки, ослышки,несуразные действия, действия невпопад). Им пользуются, когда Я человека чем-то отвлечено, его бдительность ослаблена, и бессознательный импульс внезапно прорывается.

Анализ переноса . Реакция переноса предоставляет возможность обнаружить связи между актуальными проблемами человека и его прошлым. Анализ воспоминаний о прошлом приводит к пониманию человеком своих воспоминаний и прекращение повторений.

Левин: эксперимент .

Деятельностный подход – изучение в деятельности. Эксперимент.

Роджерс – интервью, беседа, эмпатия.

Выходные данные сборника:

САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТЫ

Фалеев Алексей Валентинович

к. т. н., соискатель НГПУ, г. Новосибирск

Проблема самосознания имеет многовековую историю развития и вместе с тем на современном этапе развития психологической науки не утратила своей актуальности и является до конца не решенной. Разработкой данной проблемы занимались такие известные психологи, как Дж. Милль, В. Вундт, М. Джемс, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, В.В. Столин, А.А. Налчаджян и др. Каждый из этих авторов предлагал свой подход к решению проблемы самосознания.

Обращаясь к проблеме исследований самосознания в области психологии, можно выделить несколько наиболее важных линий: феноменология самосознания и его детерминанты.

Специфика определения феноменологии самосознания всецело зависит от философских позиций тех концепций, в рамках которых оно трактуется.

На сегодняшний день в исследованиях самосознания можно выделить две основные тенденции: субъективно-идеалистические тенденции и дидактико-материалистические.

Для субъективно-идеалистического подхода типичной является концепция самосознания А. Пфендера. Согласно его представлениям, субъект создает свое представление о себе - «само». Когда собственное само становится предметом сознания, возникает особый психический акт - самосознание. Самосознание личности обнаруживается в том, что она определяет свое отношение к другим людям, тем самым, определяется в системе отношений и осознает свою самостоятельность .

Не отступая от идей субъективно-идеалистического подхода Т. Липпс предложил интороспекционистскую трактовку чувств, для него «чувство-Я» является «зерном» всякого сознания Я, т.е. самосознания. Сознание и самосознание Т. Липпс не наделяет специфичностью. Самосознание - особое предметное сознание .

Данный подход был характерен не только для интроспективной психологии Европы (особенно Германии). Аналогичными были и методологические позиции официальной психологии России. В качестве примера можно привести работы Е. Боброва. Но его точка зрения имеет отличительную черту: если Пфендер и Липпс разводили явления самосознания и Я, то для Е. Боброва они тождественны .

На современном этапе развития психологической науки в ряде концепций также встречаются в трансформированном виде отголоски этих тенденций интеракционизма. В первую очередь, это гуманистическая психология, где на первый план выдвигается проблема подлинного Я, «самости» и т.д., выступающих прежде всего в самосознании.

Для диалектико-материалистического подхода характерны иные принципы анализа самосознания: одним из исходных вопросов является выяснение соотношения сознания и самосознания. По своему происхождению это однопорядковые явления психики, сущность которых может быть понята лишь на основе теории отражения. Разделить эти процессы можно только в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности индивида они внутренне едины, т.е. в процессах сознания самосознание присутствует в осознании отнесенности акта сознания именно моему Я, кроме того, процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания.

Именно эти постулаты легли в основу решения вопроса о феноменологии самосознания отечественными психологами (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и ряда зарубежных исследователей (А. Валлон, Р. Заззо) , трактующих самосознание с позиции диалектико-материалистической философии.

В противовес диалектико-материалистическому подходу, представители интроспекционизма игнорировали роль объективной действительности в возникновении и развитии самосознания. Психическое отождествлялось с сознанием, а сознание с самосознанием. Последнее рассматривалось как самоотражение психического в психическом.

Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма, напротив, старались выявить и подчеркнуть влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека (Скиннер, Уотсон) . Однако, непонимание диалектики материального и духовного привело их к устранению сознания и тем более самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей. Они отказались от этих понятий как ненаучных. Вся психическая деятельность была сведена ими к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы.

Независимо от разных теоретических подходов в исследовании самосознания отечественные психологи единодушны в мнении о том, что, во-первых, объектом самосознания является сама личность как познающий субъект, которая осознает свои личностные, индивидуальные и социальные особенности общения и профессиональной деятельности (B.C. Мерлин, Т.Л. Миронова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чамата и др.) .

Во-вторых, главная функция самосознания - это познание себя, совершенствование себя и поиск смысла жизни (самосовершенствование, самоосмысление), хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.

В-третьих, в трудах отечественных психологов преодолевалось узкое понимание самосознания только как способности к рефлексии. Понятие «самосознание» получает более широкий смысл и трактуется, во-первых, как «полное нахождение своего раскрытого «Я» в сознании» и, во-вторых, как «самооценка личности согласно сверхличным идеям, накапливающимся в сознании, и активное ее преобразование согласно этим идеям».

В качестве психологического «пускового устройства» самосознания психологи (С.Л. Рубинштейн, П.Д. Юркевич) рассматривают рефлексию или самоотражение. В результате самоотражения формируется Я-образ или Я-концепция. С другой стороны, исходя из понимания самосознания С.Л. Рубинштейном, следует признать, что самосознание это не столько рефлексия своего я, сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Таким образом, самосознание есть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям, мотивам, поведению, переживанию и мыслям .

Таким образом, самосознание - это осознанное отношение человека к своим потребностям, переживаниям и мыслям (А.Г. Спиркин). Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков (В.В. Столин, И.И. Чеснокова, П.Р. Чамата). Самосознание - осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей (И.С. Кон). Самосознание является высшим уровнем развития сознания - основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (С.Л. Рубинштейн).

Относительно определения места самосознания среди других психических феноменов также нет единого мнения. Так в рамках психоаналитической концепции сознание и самосознание выступают как одна определенная сфера жизни, отличная от бессознательного. З. Фрейд делит психику на три системы: «Оно» (врожденные инстинкты, бессознательные психические влечения и импульсы), «Я» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации) и «Сверх-Я» (своеобразная моральная цензура). При этом сознание и самосознание четко не разграничиваются. Они занимают второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая по существу, управляет ими .

В отечественной психологии самосознание рассматривается как особая, качественно своеобразная форма психического. Оно тесно связано с сознанием, но не тождественно ему. Все более широкое признание получает точка зрения, согласно которой «осознание себя» характеризует более сложный уровень психической жизни, чем предметное сознание, и поэтому в процессе развития личности оно возникает несколько позже (С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова) .

В некоторых исследованиях самосознание отождествляется с понятием «Я», а последнее рассматривается как синоним понятия личности. Встречается и другая точка зрения, согласно которой самосознание представляет собой более широкое понятие, чем личность. Это аргументируется тем, что самосознание возникает намного раньше, чем личность.

Таким образом, самосознание не есть самостоятельное явление психики. Оно - то же сознание, только с другой направленностью. Человек не только осознает воздействия объектов реального мира и своими переживаниями выражает отношение к ним. Но, выделив себя из этого мира и противопоставляя себя ему, осознает и себя как личность и определенным образом относится к себе. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.) .

В русле рассмотрения детерминант, определяющих развитие самосознания, позиции исследователей разных направлений также значительно расходятся. В качестве основных детерминант самосознания исследователи выделяют: биологические (З. Фрейд), социальные (Л.С. Выгодский, И.С. Кон, Д.Т. Мид, Г. Салливен, К. Хорни, Э. Фромм и др.), личностные (Д.Н. Леонтьев, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн). Остановимся более подробно на указанных позициях .

Психоаналитическая концепция рассматривает самосознание в отрыве от объективных условий и причин его порождающих. Всю психику З. Фрейд делит на три системы, различные по законам их функционирования. Прежде всего, это бессознательная система Ид, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или аффективного порядка. Затем, система Эго - это центр, реализующий процесс сознательной адаптации. Я является той силой, которая уравновешивает глубинные неосознанные влечения и требования общества. Наконец, «Супер-эго» - это своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью, это его совесть. Между «Я» и «ОНО» устанавливаются отношения постоянной напряженности. ОНО оказывает давление на «Я», а «Я» должно сдерживать это давление, учитывая требования общества. В концепции Фрейда «Я», сознание, самосознание-явления однозначные.

В качестве определяющих детерминант развития самосознания З. Фрейд выделял врожденные биологические инстинкты, иррациональные, бессознательные силы. Он недооценивал значение общественно-исторических условий бытия человека, его практической деятельности в формировании самосознания .

Неофрейдисты признают зависимость самосознания от существующих условий жизни и межличностных отношений; они допускают возможность влияния социальной среды на формирование личности, но только до определенного предела, когда вступают в силу внутренние психические факторы, такие, как страх, беспокойство, потребность в нежности (Г. Салливен, Э. Фромм, К. Хорни). Общим для них является то, что они рассматривают самосознание лишь как механизм, «уравновешивающий» субъекта с окружающей средой, причем подчеркивается враждебность этой среды .

Первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном «Я» Ч.Х. Кули. Автор предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его «Я-концепцию». «Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости или унижения .

Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма, старались выявить и подчеркнуть влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека, однако впоследствии они пришли к исключению сознания и самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей. Вся психическая деятельность была сведена ими к механическим реакциями организма на внешние стимулы.

Формирование человеческого «Я» в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп было исследовано Д. Мидом. Он утверждал, что самосознание-это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо предвидеть реакцию партнера на то или иное действие.

Дж.Г. Мид считал, что становление человеческого «Я» как целостного психического явления есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные У. Джеймсом «Я-сознающее» и «Я - как объект». Через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек показывает наше собственное поведение. Дж. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем" осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. У индивида развивается способность реагировать на-самого себя, формируется установка на себя сообразная с отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Таким образом, индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие .

Не отрицая влияния социальных детерминант, отечественные психологи преимущественно уделяют внимание личностным детерминантам самосознания, в качестве которых рассматривается собственная практическая деятельность человека и его взаимодействие с окружающими людьми, посредством которых он усваивает накопленный человечеством опыт (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) .

В противоположность психологам-идеалистам, которые придерживаются мнения о врожденности самосознания, отечественные психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.

Так, С.Л. Рубинштейн, считает, что формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Автор считает, что определяющим типологическим признаком является сквозное присутствие на всех уровнях личности определенного эмоционального-динамического паттерна, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями. Ведущая тенденция в русле данной концепции представляет собой устойчивое, стержневое качество личности, придающее индивидуальную окраску стилю переживания, межличностному поведению, мышлению. Эти устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы при формировании более высоких уровней организации личности-социальной направленности, иерархии ценностей, мотивации, морально-нравственных ориентиров. Интегративным центром этого конструкта является самосознание, включающее в себя осознанное «Я» в контексте социальных отношений. Баланс между собственно «Я» и окружением реализуется через самооценку и самоконтороль .

Л.С. Выготский в своих трудах определяет самосознание - как социальное сознание, перенесенное вовнутрь, а память - та основа, которая сохраняет целостность самосознания, неразрывность и преемственность отдельных его составляющих .

Продолжая идеи Л.С. Выготского, Л.И. Божович считает, что предпосылки формирования самосознания следует искать не во врожденных факторах, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со средой, с его воспитанием, тем самым, играет ведущую роль и в развитии самосознания личности ребенка .

А.Н. Леонтьев вводит понятие личностного смысла, который возникает в реальной жизнедеятельности субъекта и отражает отношение целей и обстоятельств совершения действия к мотивам деятельности. При этом, единицей самосознания является личностный смысл, который содержит когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, и связан с активностью субъекта, происходящей вне его сознания, то есть с его социальной деятельностью .

В рамках подхода В.В Столина, автор утверждает, что единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, а конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности» . По мнению автора, процесс самоотношения запускают не только мотивы но и различные внутренние преграды: совесть, ожидание негативных общественных и семейных санкций, боязливость, потребность в благополучии, потребность в свободе и творчестве, слабоволие, радость, гордость. Каждая из этих преград проявляется в определенных ситуациях. Таким образом, множественность деятельностей приводит к множественности смыслов «Я», пересечение деятельностей - к поступкам, поступки - к конфликтным смыслам «Я», конфликтный смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах.. При этом, конфликтный смысл как отношение к себе, определяется участием в собственном поступке, запускает самопознание и эмоциональное переживание по поводу себя.

Иной подход к самосознанию мы находим в исследованиях Е.Т. Соколовой, которая делает акцент не на противоречии между мотивами (что также прослеживается в работах В.В. Столина), а на характере мотивов, на заложенном в них отношении к себе, Другому и миру в целом. Характер этого отношения и определяет вариант смысловой позиции самосознания - зависимая смысловая позиция, характерная для пограничного типа личностной организации и предполагающая жесткое противопоставление и условное отношение «Я» и «Другого», манипулятивное отношение к миру .

Между тем - как подчеркивает И.С. Кон - факторы, которые берутся в качестве предпосылок или детерминант самосознания, необходимо рассматривать не изолировано, а системно, причем обязательно в связи с деятельностью самого субъекта. И.С. Кон отмечает социальный характер самосознания. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представление о самом себе складывается в определенные образы «Я» .

Таким образом, мнения представителей отечественных и зарубежных психологических школ относительно детерминации самосознания неоднозначны. Если в зарубежной психологии преимущественное внимание уделено биологическим (инстинкты, иррациональные бессознательные силы) и социальным факторам (взаимодействие с другими людьми, усвоение культуры человеком), то отечественные ученые указывают на опосредованность социальной ситуации развития самосознания индивидуальными внутренними условиями человека, среди которых ведущая роль принадлежит стержневым качествам и ценностям личности, мотивам.

Обобщая рассмотренный материал, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема самосознания не имеет установившегося тезауруса, отсутствует единый концептуальный аппарат. Дело, вероятно в том, что в большинстве случаев употребление тех или иных понятий не сопровождается объяснением конкретного смысла, который вкладывается в них. Как правило, самосознание описывается с помощью таких терминов, которые сами по себе сложны и нуждаются в объяснении.

2. Самосознание детерминировано множеством факторов: биологическими, социальными и личностными. Однако, мы придерживаемся мнения отечественных авторов, которые преимущественно уделяют внимание личностным детерминантам.

3. Функционирование самосознания детерминировано такими личностными особенностями, как нарциссизм, оптимистичность, ригидность, пессимистичность, мужественность-женственность, импульсивность, невротический сверхконтроль, эмоциональная лабильность, тревожность, социальная интроверсия и др.

Сущность самосознания состоит в постижении личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование - Образ «Я»; в эмоционально-ценностном отношении к себе, как личности, формирующемся в результате соотнесения представлений о себе реальном и идеальным образом «Я»; и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психологический механизм самосознания имеет интегративную природу . В каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации, но также и вся личность в целом - система ее психологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт.

Список литературы:

1.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т1. / Б.Г. Ананьев. - М.: «Педагогика». - 1980. - 232 с.

2.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. / Б.Г. Ананьев. - М.: «Наука». - 1977. - 380 с.

3.Бернc, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс. - М.: Прогресс. - 1998. - 263 с.

4.Бернc, Р. Что такое Я-концепция. / Р. Бернс. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

5.Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. / Л.И. Божович. // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука. - 1981.- С. 257-284.

6.Выготский, Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз. - 1999. - 87 с.

7.Кон, И.С. Открытие «Я». / И.С. Кон. - М.: Политиздат. - 1978. - 367 с.

8.Кон, И.С. Психология самосознания. / И.С. Кон. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

9.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Терра. - 1997. - 231 с.

10.Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика. - 1983. - 392 с.

11.Леонтьев, Д.А. Методика предельных смыслов. / Д.А. Леонтьев. - М.: МПС. - 1992. -33 с.

12.Маклаков, А.Г. Общая психология./ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер. - 2000. - 592 с.

13.Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спец. курсу «Основы психологии личности». / В.С. Мерлин. - Пермь: ПГПИ. - 1990. - 110 с.

14.Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения. / М. Мид. - М.: «Наука». - 1988. - 429 с.

15.Мухина, B.C. Проблема материнства и ментальносте женщин в местах лишения свободы. / В.С. Мухина // Развитие личности. - 2003. - № 1. - с. 141 -154;

16.Налчаджян, А.А. Я-концепция. / А.А. Налчаджян. //Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

17.Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности. / А.А. Налчаджян - Ереван: ЕрГУ. - 1984. - 204 с.

18.Орлов, А.Б. «Эмпирическая» личность и ее структура. / А.Б. Орлов // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

19.Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Р. Роджерс - М.: Прогресс. - 1994. - 480 с.

20.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер. - 1999. - 705 с.

21.Салливан, Г.С. Самоуважение и личностная зрелость / Г.С. Салливан. // Психология личности: Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «Бахрах - М». - 2002. - Т.1. - с. 502-504.

22.Сарджвеладзе, Н.И. Самоотношение личности. / Н.И. Сарджвеладзе. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

23.Скиннер, Р. Семья и как в ней уцелеть/ Р. Скиннер, Д. Клииз. - М.: Независимая фирма Класс - 1995. - 272 с.

24.Собчик, Л.Н. СМИЛ (MMPI). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь. - 2006. - 218 с.

25.Столин, В.В. Уровни и единицы самосознания. / В.В. Столин. //Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

26.Столин, В.В. Самосознание личности. /В.В. Столин. - М.: Изд-во Московского университета. - 1983. - 285 с.

27.Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. ... докт. психол. наук / В.В. Столин. - М.: МГУ им. В.М. Ломоносова. - 1985. - 530 с.

28.Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции. / З. Фрейд - М.: Наука. - 1989. - 456 с.

29.Фромм, Э. Человек для себя. / Э. Фромм - Минск: Коллегиум. - 1992. - 253 с.

30.Хорни, К. Женская психология. / К. Хорни - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа. - 1993.-224 с.

31.Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Институт психологии РАН. - 1977. - 287 с.

32.Шамшикова, O.A. Трансформации нарциссизма как динамические тенденции самосознания / O.A. Шамшикова, Е.О. Шамшикова, С.Е. Соколов // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы III Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - 4.2. - С. 457-468.