Рим, история рима, архитектура рима. Основные характеристики римской архитектуры

3.1. Характеристика периода Римской империи

После 23 г. до н.э. Октавиан Август (27 г. до н.э. − 14 г. н.э.) получил титул императора и с этого момента Римская республика становится Римской империей. В его правление римская культура переживает блестящий расцвет, свой «золотой век». Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, − воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о «доблести предков», «римский миф» (то есть легенда о якобы предназначенной Риму богами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основных тем большинства деятелей культуры эпохи ранней империи. «Римский миф» сливался с «мифом Августа» − миротворца, избавителя от страданий, − оба мифа стали краеугольным камнем официальной идеологии Империи.

В «век Августа» завершился синтез античной греческой и римской куль-тур. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого уровня достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура Рима, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

Первое столетие Империи, мрачная эпоха императоров-деспотов подробно описана в сочинениях великого римского историка Корнелия Тацита. Главные его сочинения называются «История» и «Анналы», они сохранились до наших дней. Тацит родился в правление Нерона, взрослым человеком видел жестокости Домициана и дожил до тех лет, когда в Риме был установлен порядок, напоминающий мирное правление Августа. О своем времени Тацит писал: «Мы показали поистине великий пример терпения. Если былые поколения видели, что представляет собой ничем не ограниченная свобода, то мы видели та-кое же неограниченное порабощение. Нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других. И вместе с голосом мы утратили бы и самую память, если бы забывать было так же в нашей власти, как и молчать».

После жестоких императоров-деспотов в Риме надолго воцарилась мирная династия Антонинов, оставившая по себе добрую память. Время правления Антонинов называется «золотым веком» Империи, этот «век» занимает почти все второе столетие новой эры. Самыми знаменитыми императорами «золотого века» были полководец Траян и философ Марк Аврелий.

Во II в. н.э. Империя наслаждалась внутренним покоем. Императоры Ан-тонины не вели завоевательных войн, но крепко оберегали главные границы Римской державы, которые проходили по рекам Евфрату, Дунаю и Рейну. За Евфратом простиралось великое Парфянское царство (бывшая Персия); на берегах Дуная в нынешней Румынии возникло царство воинственных даков. Рейн отделял римскую Галлию от диких германских племен. Не раз в этих районах вспыхивали пограничные войны, во время которых римские легионы вторгались на вражескую территорию.

При Антонинах установились нормальные отношения между императорами и сенатом, прекратились казни и гонения, люди получили возможность свободно высказывать свои мысли. Историк Тацит, доживший до этого времени, писал: «Настали годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хо-чет, и говорить, что думает».

При Антонинах изменилось положение провинций: они стали постепенно уравниваться в правах с Италией. Многие провинциалы сделались римскими гражданами, самые знатные из них вошли в римский сенат. Греческий писатель II в. Элий Аристид говорил, обращаясь к римлянам: «При вас все для всех от-крыто. Всякий, кто достоин государственной должности, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является одной семьей». Вскоре после того, как прервалась династия Антонинов, завершилось единение Римской державы, осуществлявшееся при ее правлении: в 212 г. н.э. по эдикту императора Каракаллы все население Империи получило римское гражданство. В это время даже на императорском троне часто сидели теперь не коренные римляне, а сирийцы, африканцы, уроженцы Балканских областей. Но как раз в III столетии мир внутри Империи нарушился: местные правители ста-ли выходить из повиновения центральной власти; то в одной, то в другой провинции появлялись самозваные претенденты на императорский престол. Армия перестала подчиняться законам: солдаты назначали и свергали императоров и даже продавали императорскую корону. Провозглашенные ими так называемые солдатские императоры правили всего по нескольку лет или месяцев. Из-за всех мятежей и раздоров в середине III в. Римская империя чуть было не распалась на части.

События III века в Римской империи получили в науке название «кризис III века». Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, «варваризация» Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов. В экономическом отношении к середине III века империя пришла в состояние полной разрухи.

В конце III века вступивший на императорский трон Диоклетиан, уроженец римской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд ре-форм, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет.

Диоклетиан придал императорской власти откровенно царский характер. Император стал официально именоваться господином. Он носил пурпурные, затканные золотом платья из парчи и шелка, на голове его сияла драгоценная корона, ему воздавались церемонные почести, напоминающие ритуалы восточного двора: подданные преклоняли перед ним колена, целовали край его одежды, называли его «ваше величество» или «твое величество». Придворных, окружающих владыку, величали «светлостями», «сиятельствами», «превосходительствами», «благородиями». Все, что имело отношение к императору, считалось священным: у него был «священный дворец», «священный совет», «священная спальня».

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции, раздираемая внутренними противоречиями, теснимая со всех сторон внешними врагами, Римская Империя неук-лонно шла к своему концу. В 395 г. римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей Западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой ко-лонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому – сначала от готов, а затем от вандалов (отсюда понятие «вандализм»). В середине V века под властью императоров осталась лишь Италия. В 476 году командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Рому-ла-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать падением Западной Римской империи.

Что касается Восточной Римской империи, то она просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской империи погибла и античная культура.

3.2. Архитектура

Архитектура времен Августа служила целям возвеличивания Рима. Ав-густ любил говорить, что, приняв Рим кирпичным, он оставил его мраморным. В городе был построен новый Форум, главным сооружением которого стал храм Марса Ультора (Мстителя). Он был сложен из туфа, облицован мрамором и украшен роскошными коринфскими колоннами высотой 18 м. На Палатине, близ императорского дворца, был воздвигнут великолепный храм Аполлона. Архитектуру эпохи Августа отличали изящные и стройные классические пропорции − таков портик Октавии (сестры императора) или большой (на 30 тысяч зрителей) каменный театр Марцелла. На Марсовом поле в 9 г. до н.э. был воздвигнут знаменитый Алтарь мира, стены которого были украшены рельефами, изображающими торжественные процессии. Алтарь мира Августа тоже должен был прославлять век счастья и благополучия.

Развитие архитектуры вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. В Риме воспроизводились образцы греческой скульпторы и настенной живописи, но их отличал большой реализм в воспроизведении черт оригинала и его психологическое содержание. Такова мраморная статуя Августа из Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу.

Преемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме Тиберий построил новый императорский дворец (строительство его завершилось при Калигуле).

Новый дворец получил название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и «вечным Римом», которым восторгались его современники.

Замечательным достижением римской строительной техники было здание храма всех богов − Пантеона в Риме.

После гражданской войны 68−69 гг. н.э. пришедший к власти Веспасиан начал строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей. Завершение строительства Колизея пришлось на правление его сына Тита (80 г. н.э.). В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры.

Почти полностью перестроил центр Рима Нерон: после сильного пожара 64 г. н.э. император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденция-ми.

В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея высотой около 50 м состояла из трех ярусов арок − входов (80 арок нижнего яруса позволяли пятидесяти тысячам зрителей заполнить трибуны за считанные минуты), а четвертый ярус имел глухую стену с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах: на них над трибунами натягивали тент для защиты от солнца в жаркие дни (или в случае непогоды). В нижнем ярусе Колизея находились полуколонны дорического третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подсобные помещения, коридоры, клетки для диких зверей.

К выдающимся достижениям римской архитектуры этого периода относятся и триумфальные арки: одно-, трех- и пяти-пролетные, которые ставились в честь императоров. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее личным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка. В Риме сохранились только арки Тита − монументальная и в то же время строгая однопролетная арка (80 г. н.э.), Септимия Севера (111 в.) и Константина (IV в.). Последняя, наиболее сложная из всех, кажется безвкусным нагромождением архитектурных и скульптурных элементов.

Императоры ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум. Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором гово-рили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в начале II в. под руководством греческого зодчего Аполлодора. Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой, с кон-ной статуей императора и два полукруглых сооружения, так называемые «рынки» Траяна, служившие для хранения заморских товаров, привозившихся в Рим. В глубине Форума высилось еще одно грандиозное сооружение − «бази-лика Ульпия» − здание для судебных заседаний. Любопытно, что базилика Ульпия была вытянута в длину и имела три нефа по типу греческого храма; она не имела сводчатых перекрытий, столь характерных для римской архитектуры. К базилике примыкали две библиотеки − латинская и греческая. Достопримечательностью форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн. Ее высота − почти 27 м, ствол ее сложен из 17 колоссальных блоков каррарского мрамора, всю колонну обвивает лента барельефов, запечатлевших эпизоды войн Траяна с даками (длина рельефа 200 м).

При императоре Адриане, преемнике Траяна, был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломраморными коринфскими капителями. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон − один из прекраснейших памятников античности.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Одна из них − конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам императорской эпохи. Они принадлежали и частным лицам, и государству для общественных нужд.

В I – II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других го-родах Италии в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных сооружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афи-нах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амфитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галлии, и в Испании сохранились следы античной греко-римской архитектуры: амфитеатры и цирки, термы и акведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.

Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана пре-взошли своими по своим размерам термы Каракаллы, колоссальным был и дво-рец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита.


Все дороги ведут в Рим. И не только в прямом, но и в переносном значении. Побывав в этом городе, можно совершить удивительное путешествие во времени. представлена уникальными памятниками разных эпох :

1. Античность (Колизей, Пантеон, римский форум, триумфальные арки Тита и Септимия Севера, колонны Марка Аврелия и Траяна, термы Каракаллы и другие).

2. Средневековье (базилика Святой Марии у Небесного Алтаря на Капитолии, фасад храма Святого Климента, лестница Пилата, базилика Святой Марии над Минервой, интерьер собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме).

3. Возрождение (Сикстинская капелла, собор Святого Петра).

4. Маньеризм (церковь Иль-Джезу, то есть «церковь святого имени Иисуса»).

5. Барокко (базилика Святой Агнессы, церковь Святого Карла у четырёх фонтанов, храм Сант Иво алла Сапиенца, базилика Сант Андреа делла Валле, церковь Сант Андреа аль Квиринале и другие).

6. Рококо (церковь Святой Марии Магдалены).

7. Классицизм (фасад базилики Святого Павла за городскими стенами, фасад Латеранской базилики).

8. Неоклассицизм (вилла Торлония).

9. Модерн (вокзал Термини, Национальный музей искусств XXI века).

Даже пирамида имеется, можно и в Египет не ездить. Построил её Гай Цестий как мавзолей для себя любимого в 30 году до н.э. Высота пирамиды около 40 метров. До сих пор стоит возле ворот Сан Паоло.

Некоторые здания совмещают в себе разные стили. Например, мавзолей Адриана. Император начал строить его в 135 году. Он был похож на этрусский тумулус: на квадратном основании стоял цилиндр. В средние века, благодаря постоянным достройкам, мавзолей превратился в неприступную крепость и стал называться замком Святого Ангела (Сант-Анджело). Поклонники Дэна Брауна помнят его по фильму «Ангелы и демоны».

Но больше всего архитектура Рима знаменита своими античными постройками. Древние зодчие не только смогли воздвигнуть необычайно красивые здания, но и применили при этом интересные инженерные изобретения. Эти постройки стали своеобразными визитками вечного города.

Колизей


Менее известно другое название этого сооружения – амфитеатр Флавиев. Начал грандиозное строительство римский император Тит Флавий Веспасиан, а завершили его сыновья: Тит и Домициан. Благодарные сограждане увековечили имя славного рода в названии амфитеатра. Колизеем он стал позже, в VIII веке нашей эры. По некоторым данным, из-за того, что имел громадные размеры. Из других источников известно, что рядом с ним находилась огромная статуя Нерона (Колосс), с которой и связывают происхождение этого слова.

Величие и красота

Амфитеатр


Это был настоящий символ несокрушимой императорской власти. Открытие состоялось в 80 году. Амфитеатр вмещал до 50 тысяч зрителей и являлся самым большим зданием подобного рода в период античности. Он имел форму эллипса с диаметром 188 метров (длинная ось) и 156 метров (поперечная). Высота составляла 52 метра (аналогична современному семнадцатиэтажному зданию).

Колизей поражал современников своей красотой. В четырехъярусном сооружении использовалась древнегреческая система ордеров. Самые мощные дорические колонны находились внизу. Второй ярус был оформлен более изящным ионическим ордером, а третий – праздничным коринфским.

Новые изобретения

Система арок Колизея


Для придания данной конструкции прочности и устойчивости, римским архитекторам пришлось воспользоваться системой арок. Это инженерное изобретение было известно ещё строителям Древнего Востока за две тысячи лет до нашей эры. Но широкое применение оно получило в архитектуре Древнего Рима. Благодаря целой «симфонии арок» массивное здание Колизея кажется необычайно лёгким. Такая структура напоминает пчелиные соты. Вследствие уменьшения веса и объёма материалов, появилась возможность строить более высокие сооружения.

Также достижению этой цели способствовало применение современных строительных материалов: кирпичей и бетона! Римляне изготавливали смесь, которую называли «опус цеменисимус». В её состав входили вода, известь и вулканический пепел. Добавляли туда песок и гальку и получали бетон. Строители выкладывали из кирпичей две неширокие параллельные стены. Пространство между ними заливали приготовленным раствором.

Изобретение более лёгких и прочных материалов произвело революцию в строительстве. Возникли разнообразные новшества, которыми необычайно богата архитектура Рима.

Пантеон


Таким «ноу-хау» стал купол. Возможность полусферического перекрытия большого пространства появилась благодаря бетону. Самым древним, сохранившимся до наших дней, считается купол Пантеона. Его размеры поражают даже сегодня: диаметр – 43 метра, высота над стенами – 22 метра!

Храм всех богов

Купол Пантеона


Возведён он в 126 году. В то время правил император Адриан. Сам храм был построен ещё в 27 году до н.э. по указу Агриппы, но через два столетия сгорел. Адриан полностью перестроил здание. Он захотел создать грандиозное сооружение. Человек, находящийся в нём, должен был ощущать, что стоит в центре Вселенной. Ведь «Пантеон» означает «храм всех богов».

Внешний вид здания серый и не очень привлекательный. Его конструкция проста: стены образуют цилиндр, который сверху покрыт полусферой. Но внутреннее убранство ошеломляет. Впечатление непостижимости и грандиозности усиливается благодаря огромному отверстию в центре купола. Это «око Пантеона», единственный источник света в храме. Его диаметр – 9 метров. Окулюс устроен таким образом, что в полдень образуется вертикальный столб света, который практически осязаем и воспринимается как нечто мистическое.

Секреты мастеров

Архитектура Пантеона


Это первое в истории здание, в котором купол сооружен без единой подпоры. Легенда гласит, что никто не мог понять, как осуществить подобный замысел. Поэтому Адриан приказал внутреннее пространство между возведёнными стенами засыпать землёй, смешанной с золотыми монетами. На образовавшуюся горку укладывали бетон будущего купола. После этого император сказал, что каждый, кто найдёт золотую монету, может забрать её себе. Очень скоро храм внутри был пустым и чистым.

Неизвестно, как всё происходило на самом деле, но секрет долго оставался нераскрытым. Архитекторы эпохи Ренессанса неделями измеряли купол Пантеона, пытаясь понять алгоритм его возведения. Современные исследователи говорят, что римские зодчие использовали бетон разной плотности. Внизу купол содержит более тяжёлые вещества, а по мере его возвышения увеличивается доля пемзы. Она делает смесь более лёгкой.

Пантеон – единственное творение античное архитектуры, которое сохранилось до наших дней без существенных повреждений. Произошло это из-за того, что он никогда не закрывался, оставался действующим храмом – сначала языческим, а с 609 года христианским. Больше тысячи лет Пантеон оставался выдающимся инженерным достижением. Превзойти творение античных строителей смог великий мастер эпохи Возрождения, создавший купол, под которым «могли бы укрыться все христианские народы». Сегодня архитектура Рима немыслима без этого чуда.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра


Настоящая жемчужина среди всех католических храмов возведёна на месте Цирка Нерона. В языческом амфитеатре римляне издевались над христианами. В нём смертью мученика умер на кресте апостол Пётр в 67 году. Императором, прекратившим гонения, был Константин. Он приказал на этом месте построить первый храм христиан – базилику Святого Петра. В её стенах происходили коронации понтификов. Здесь Карл Великий в начале IX века получил титул императора Священной Римской империи. Храм функционировал больше тысячи лет, постепенно разрушаясь и приходя в упадок.

Возрождение величия

Собор Святого Петра изнутри


В начале XVI века, по приказу папы Юлия II, вместо обветшавшей базилики началось возведение нового собора. Понтифик хотел, чтобы здание своим величием превзошло все христианские строения. Работа началась в 1506 году, а полностью завершилась через 120 лет. Результат превысил все ожидания. Сегодня собор Святого Петра и площадь, которая к нему прилегает, могут вместить до 460 тысяч прихожан!

В строительстве принимали участие разные мастера: Донато Браманте, Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. Каждый из них предлагал свои варианты сооружения. Основополагающим стало архитектурное решение Микеланджело Буонарроти. Оно было ориентировано на центральный купол. Но великий мастер не успел воплотить свой замысел до конца. При его жизни возвели лишь тамбур купола. Завершил начатый проект Джакомо делла Порта.

Символ власти

Собор Святого Петра и его купол


Купол собора – самый высокий в мире. Он поднимается на 138 метров! Его барабан имеет шестнадцать рёбер. Впечатление невесомости создают большие окна, обрамлённые спаренными колоннами. Грандиозность и массивность купола сочетается с одухотворённостью и порывом вверх. Это самая высокая точка Рима.

В начале XVII века с восточной стороны собора Карло Мадерна пристроил трёхнефную базилику. В западной части храма возник монументальный фасад. Теперь купол можно увидеть лишь издали, со стороны улицы, ведущей на площадь перед собором. Фасад поражает своей грандиозностью: 45 на 115 метров. «Встречают» входящих апостолы Пётр и Павел. Перед базиликой установлены их статуи. Величие храма подчёркивается наличием пяти порталов. (Традиционно строят три).

Сегодня собор Святого Петра – центр католицизма. Всего в Риме четыре папских базилик, но это здание – наиболее внушительное. Благодаря его куполу, который воспринимается как символ власти, архитектура Рима стала образцом для подражания. Можно вспомнить знаменитый американский Капитолий в Вашингтоне.

Несколько интересных фактов

Архитектура Рима настолько богата разнообразием, что невозможно рассказать обо всём подробно. Поэтому коротко о самом интересном.

Две наиболее известные античные колонны, установленные в честь Марка Аврелия и Траяна, «потеряли» статуи своих императоров. Теперь на вершине одной из них находится бронзовая фигура апостола Павла, а на второй – апостола Петра.

Во времена Римской империи в городе было 11 водопроводов (акведуков). Два из них работают и поныне. От римского форума берёт своё начало древняя Аппиева дорога. Она проложена в четвёртом веке до нашей эры. Но и сегодня некоторые её участки пригодны к эксплуатации. Вот как люди строили!

Замок Святого Ангела был не только мавзолеем, но резиденцией пап, хранилищем, и даже тюрьмой. Шесть лет в заточении там провёл Джордано Бруно. Толстые стены не оставляли узникам шансов на побег. Бенвенуто Челлини, знаменитый ювелир и скульптор, был единственным человеком, который смог это сделать.

Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Сан Джованни ин Латерано) – наиболее ранняя из четырёх папских базилик. Она получила название «Basilica maior» («Глава церквей города и мира»). Это кафедральный храм Рима, по статусу он важнее всех существующих католических соборов.

Сикстинская капелла, шедевр Ренессанса, используется для проведения конклавов. На них избирают очередного папу римского.

Единственной базиликой готического стиля из сохранившихся зданий в Риме считается храм Святой Марии над Минервой. В нём происходили заседания комиссий, разбиравших дела «еретиков». Тут заставили отречься от своих взглядов Галилея.

Церковь Санта Марии Магдалены называли «сахарной», потому что внешне она напоминала торт. Стиль рококо, в котором построен храм, не был распространён в Риме. Он считался мистическим, непригодным для христианской постройки.

Самая высокая в Риме колокольня (75 метров) поднимается над одной из папских базилик – церковью Святой Марии Маджоре.

Список интересных фактов огромен. Но никакие рассказы не заменят реальность. Вечный город подарит массу впечатлений тем, кто захочет побродить по его улицам. За несколько часов путешественник познакомится с настоящей архитектурной энциклопедией. Каждое здание – это шедевр. Архитектура Рима позволит насладиться гармонией и совершенством воплощённых художественных замыслов.

С III в. в культурной жизни Рима начинается перелом. Рим постепенно начинает включаться в орбиту эллинистической культуры. Во второй половине III в. Ливий Андроник переводит «Одиссею» на латинский язык и кладет начало латинской трагедии и комедии, созданным им по эллинским образцам. В это же время протекает деятельность Невия и несколько позднее - Энния и Плавта, которые создали римскую национальную литературу, самым широким образом использовав художественное наследие Эллады.

Аналогичные явления происходили, видимо, и в зодчестве этого времени. Во всяком случае относящийся к III в. до н. э. найденный в гробнице Сципионов на Via Appia большой саркофаг из серого пелерина, на котором написана длинная эпитафия Л. Корнелию Сципиону Барбату, украшен чисто эллинской архитектурной орнаментикой. Над профилированной базой находится широкое гладкое поле, подобное дорийскому архитраву; выше - дорийский триглифный фриз, в котором метопы украшены розеттами; поднимающийся под фризом карниз украшен ионийским дантикулом. Такого рода сочетание элементов дорийского и ионийского ордеров мы уже встречали в архитектуре Южной Италии эллинистического времени: в антаблементе храма III -II в. в Посейдонии (Пестуме ).

В течение II в. в Риме появляется ряд сооружений, аналогичных по типу постройкам эллинистических городов. Около 159 г. ценсор Сципион Насика окружает храм Юпитера Капитолийского колоннадами; строятся особые рыночные помещения, служившие для торговли и судопроизводства, базилики (около 185 г.- Basilica Porcia , в 179 г.- Basilica Aemilia ).

С началом второй половины II в. до н. э. связана деятельность Гермогена из Саламина , по-видимому, впервые применившего в Риме мрамор при постройке храмов Юпитера Статора и Юноны Регины .

От этого же времени мы располагаем свидетельствами Полибия о том плане, которого всегда строго и неуклонно придерживались римские войска при разбивке лагеря. За отсутствием места, мы не можем дать подробного описания его и ограничимся лишь указанием, что все система распланировки строилась по прямым, пересекавшимся под прямыми углами, линиям. Широкие прямые улицы, расположенные равномерной сетью, делили лагерь на правильные участки, каждый из которых занимал особый отряд. В общем план римского лагеря очень напоминает распланировку эллинистического города (ср. с Приеной или Александрией). Следует, впрочем, отметить, что с такой же «правильной» распланировкой города мы встречаемся довольно рано в Этрурии, например в городе V в., находившемся под Marzabotto, около Болоньи.

Мы уже говорили о сооруженных из известняка древнейших жилых домах Помпеи, относящихся ко времени не позднее III в. Ко II в. и самому началу I в. до н. э. относятся сооруженные из туфа памятники следующего строительного периода Помпеи, на которых можно четко проследить эллинизацию италийского дома. Примером последней может служить один из больших и сложных по плану домов, именуемый обычно Casa del Fauno . Он имеет два расположенных один недалеко от другого входа, каждый из которых ведет в особый атрий. Один из этих атриев - старого (тускуланского) типа с балочным перекрытием, опирающимся на стены, другой - нового типа (тетрастильный), в котором потолок помимо стен опирается еще на четыре колонны, стоящие около углов имплювия. Оба атрия окружены со всех сторон небольшими комнатами. За атриями, в следующей части дома, находился обрамленный небольшими помещениями большой открытый перистиль прямоугольной формы. Края крыши этого перистиля поддерживали 28 (7x9) колонн ионийского ордера, несших дорийский антаблемент; наконец, за этим перистилем находился второй перистиль, больших размеров, обрамленный двухъярусной колоннадой (13x11 колонн). Нижние колонны были дорийского, верхние - ионийского ордера. Во втором перистиле был помещен сад.

Стены дома были покрыты штукатуркой и украшены росписью так называемого первого помпейского стиля. Этот стиль обычно именуют инкрустационным ввиду того, что он имитирует облицовку стены разноцветными породами мрамора.

Во II в. Греция стала римской провинцией. Это открыло самые широкие возможности проникновению в Рим эллинской культуры. Бесчисленное количество художественных ценностей вывозилось победителями в качестве трофеев. Множество образованных греков, обычно в качестве рабов, появилось в Риме.

Храмы II в. явно свидетельствуют о постепенно нараставшей эллинизации. Сооруженный в начале II в. небольшой храм в Габиях , около 24 м длиной и около 18 м шириной, еще имеет свойственную италийским храмам глухую заднюю стену; вытянутая целла с трех сторон обрамлена колоннами, количество которых с фасада - шесть, с боков - по семи; но уже заметно сокращается глубина переднего портика. Колонны храма сохранились лишь в нижних частях, и, судя по каннелюрам стволов и профилировке баз, могли быть ионийского или коринфского ордера.

Значительно больше эллинизован построенный во II в. храм Аполлона в Помпеях , представлявший собой коринфский периптер, по коротким сторонам которого стояло по шести, а по длинным - по десяти колонн. Небольшая целла храма была сильно отодвинута от переднего фасада, но, вместе с тем, между задней стеной целлы и задним фасадом было оставлено некоторое пространство. Храм стоял на высоком подии; с фасадной стороны к нему вела не очень широкая лестница.

Римская империя - одна из величайших в истории человечества. Сами римляне были народом особенным: они постоянно воевали, любили кровавые зрелища и мылись в термах, слушая чтение стихов. И создали архитектуру, не знающую аналогов в мире.

Как попасть в вечный город? Ответ прост: все дороги ведут в Рим!

Император Траян. При нем Римская империя достигла максимальных размеров, так же как и размах строительства

В создании архитектурного облика своего государства древние римляне пользовались архитектурными достижениями не только греков, но и этрусков - исчезнувшей цивилизации, предшествовавшей Риму. Именно у них жители Вечного города позаимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов и дорог, традицию отмечать победу полководцев триумфом. Но римляне все же сумели создать свою, уникальную архитектуру, во многом превзойдя своих предшественников.

Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» появилась не случайно. В древние времена Рим был центром великой Империи, и первые дороги соединяли античный мегаполис с другими крупными городами. Путник мог без труда добраться до столицы древнего государства - нужно было лишь выбирать на перекрестках самую широкую дорогу.

Первые римские дороги были проложены в стратегических целях - их строили для того, чтобы армейские соединения - легионы - могли быстро добраться до мест, где велись сражения. Вдоль главных дорог были вкопаны межевые столбы с указанием расстояния до Рима.

Самой старой дорогой считается Виа Аппиа, или Аппиева дорога, построенная в 312 году до н. э., в период правления Аппия Клавдия. По ней можно ходить до сих пор. В чем же кроется секрет такой долговечности?

Аппий Клавдий прославился не только как инициатор постройки знаменитой Аппиевой дороги, ему приписывают и авторство известного высказывания «Каждый сам кузнец своего счастья»

Дело в том, что именно древние римляне придумали использовать булыжники как основание, чередуя затем слои земли и камней. Этот способ сделал дороги способными сопротивляться износу, суровой непогоде и оживленному движению. Покрытие из крупных булыжников специально было сделано чуть выпуклым в центре: благодаря этому дождевая вода и грязь стекали на обочины. Все было продумано!

Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше тех, которые создало мастерство римских инженеров.

Римский форум - сердце античного Рима

Древний Рим по праву считался столицей античного мира. Центр города расположился на болотистой равнине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. Здесь римляне устроили центральную площадь - Форум. Вся общественная жизнь проходила именно на этой площади: здесь выбирали консулов, принимали законы и чествовали победителей. На Форуме можно рассмотреть все типы римских сооружений: триумфальные арки и колонны, храмы и базилики.

Из-за естественного рельефа Форум не имел правильных очертаний. Но постепенно площадь превратилась в парадный архитектурный ансамбль. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам, которых у древних римлян было великое множество. Здесь же устанавливали статуи героев и памятники в честь побед над врагами.

Со временем были возведены императорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы. Императоры соревновались в построении форумов, создавая один великолепнее другого.

Римский форум, колонны храма Сатурна и триумфальная арка Септимия Севера

Во II веке в Риме был открыт последний из имперских форумов - форум Траяна. Каменный шедевр архитектора Аполлодора поражал своими масштабами. Он был просто необъятным и занимал почти такую же площадь, сколько все остальные вместе взятые. Римляне во всем старались быть непревзойденными!

Но форумы были не единственной гордостью амбициозных римлян. Стоит поближе познакомиться и с Колизеем.

Колизей - арена кровавых представлений

Конечно, римляне не во всем следовали грекам в архитектуре. У них были и свои изобретения в этой области. Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Самый известный из них - Колизей. Этот проект должен был показать Риму мощь правящей династии Флавиев.

Колизей был самым грандиозным амфитеатром древности: длина его арены достигала 85,75 метра, ширина - 53,6 метра. Он вмещал в себя около 50 тысяч зрителей

Несмотря на величественность, у Колизея была недобрая слава. Все главные развлечения римлян, кровавые и жестокие: гладиаторские бои, травля зверей, охоты, - устраивались именно здесь.

Внешний облик каменного колосса был величавым и торжественным. Снаружи он был облицован мрамором и украшен статуями. Внутри Колизей похож на современный стадион: вверх поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 арочных входа впускали в амфитеатр толпы зрителей. Все было настолько продумано, что не случалось никакого столпотворения.

Колизей - четырехъярусное сооружение. Хотя римляне по-разному относились к основным греческим ордерам и отдавали предпочтение самому пышному из них - коринфскому, Колизей декорирован всеми типами ордеров.

Настоящим шедевром инженерной мысли была арена Колизея. Она представляла собой деревянный пол, который обычно засыпали песком. Пол мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой с помощью подведенного к зданию рукава акведука - античного водопровода, и тогда в Колизее устраивались навмахии - настоящие морские сражения с участием настоящих морских кораблей. Римляне знали толк в зрелищах!

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

«Навмахия» переводится как «морская битва». Это развлечение римской знати относилось к разряду самых дорогих. Крупнейшей считается навмахия императора Клавдия на озере Фучино - в ней участвовали 50 кораблей и 20 000 гладиаторов!

Термы, или лекарство от скуки

Во всех начинаниях римлян, будь то военный поход или водопровод, чувствовался грандиозный размах. Одним из самых удивительных сооружений стали так называемые Римские термы, или попросту бани. В противоположность сегодняшним, это были обширные архитектурные комплексы. Внутри находились библиотеки и лекционные залы, располагалось здание с центральным пространством, перекрытое куполом. К нему примыкали горячая и холодная бани.

Кроме того, в термах имелся еще целый ряд помещений для развлечений и игр. Не любившие работать, избалованные римляне могли провести там целый день. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, который поступал по специальным каналам, проведенным под полом и в стенах зданий. Это были сложные, высокотехнологичные сооружения.

Название «термы» появилось не случайно. Их строили возле естественных источников термальной - горячей - воды. Не утруждаясь подогреванием, римляне пользовались этой водой, наполняя ею бассейны.

Самыми известными термами в истории стали Термы Каракаллы, названные так в честь жестокого и подлого императора. Несмотря на его сомнительную репутацию, потомкам он оставил еще одно чудо света. До наших дней дошли только руины терм Каракаллы, но и они поражают своей грандиозностью.

Термы Каракаллы занимали площадь около 11 гектаров. Одновременно там могли свободно разместиться до двух с половиной тысяч человек

Только в Риме бани могли олицетворять собой роскошь целой империи! Интерьеры терм были удивительны. Бассейны создавались из мрамора, стены и полы сплошь были покрыты мозаикой. Ослепляло обилие драгоценных металлов - золота и серебра. А вот входная плата за посещение была вполне приемлемой. Сюда ходили как богатые люди, так и бедняки. Вот пример настоящей демократии!

Купол Пантеона - шедевр инженерной мысли

Вершиной инженерной мысли Древнего Рима по праву можно считать купол, венчающий одно из его величественнейших сооружений - Пантеон. Хотя купольные постройки существовали уже в эгейской и этрусской архитектуре, купол таких огромных размеров смогли создать только римляне.

Сам Пантеон был построен в 117–138 годах и посвящен всем главным римским богам. Большой ценитель греческого искусства, император Адриан пригласил возглавить работы по его постройке прославленного архитектора Аполлодора из Дамаска.

В годы правления Адриана архитектор Аполлодор попал в немилость - возможно, за критику архитектурных талантов императора. Аполлодор в итоге был казнен по надуманному обвинению

Снаружи сооружение выглядит довольно мрачно и сурово. Глубокий портик с тремя рядами колонн совершенно скрывает главное здание ротонды, перекрытое огромным куполом. Свет в храм попадает из круглого окна диаметром 9 метров, расположенного в его вершине.

Купол был построен из бетона, в который вместо камней были добавлены кирпичи в нижней части и пемза - в верхней. Таким образом, такой современный материал, как пенобетон, имел далекого предшественника. Вес купола настолько огромен, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров.

Купол Пантеона стал настоящим шедевром инженерной мысли. Он не давал покоя всем последующим архитекторам: они пытались разгадать секрет римского исполина. Взяв купол римского Пантеона за образец, Филиппо Брунеллески, гений эпохи Ренессанса, построил купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, до сих пор приводящий в изумление всех, кто его созерцает.

Акведуки и триумфальные арки. Содружество красоты и пользы

Кроме купола, одним из важнейших достижений инженерной мысли Древнего Рима считается строительство акведуков. Эти сооружения выполняли важнейшую функцию - по ним в города поступала вода. Справедливости ради стоит отметить, что подобные сооружения уже строили на Древнем Востоке. Но по масштабу построек с римлянами не мог сравниться никто!

Акведук - это не весь водопровод, который часто скрывался под землей, а только его наземная часть, пересекающая реки и овраги. В последнем случае акведук перекрывался сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведук возвышался над землей, строились арочные пролеты. Именно благодаря аркам эти громадные сооружения выглядят очень изящно. Акведуки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.

Акведук в Сеговии, Испания. Самый длинный из сохранившихся в Западной Европе древнеримских акведуков

К началу ХХ века сохранились три действующих акведука: Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна. Воистину, римляне строили на века!

Кроме акведуков, был еще один тип сооружений, не знающий аналогов в архитектуре древнего мира: триумфальные арки. Римляне возводили их для прославления и увековечивания в камне великих побед своих императоров. Через главный пролет такой арки, под рев ликующей толпы, победитель въезжал в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Яркие примеры сооружений этого типа - стройная и торжественная арка Тита, арка Септимия Севера.

Знаменитая триумфальная арка императора Константина, построенная в честь его победы над Максенцием, - одна из самых больших за всю историю Рима. Она и стала символом заката Великой империи. Началась новая страница в истории Европы и европейской архитектуры.

Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.

В это же время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими также являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Колизей , 75-80 годы н.э.Италия, Рим, зодчий Гавденций.

Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев.

Колизей - самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его композиции - ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей.

Пантеон (греч. «храм, посвященный всем богам») — единственное сохранившееся в Риме до наших днейпрактически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Согласно преданию, с этого места, которое в древности называлось «козье болото» , Ромул, основатель Вечного города, был вознесен на небеса богом Марсом.

Пантеон состоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра).Купол Пантеона в диаметре на 1,4 м превосходит купол самого большого собора Рима - Св. Петра.

В храме отсутствуют окна, что и придает ему таинственности. Он освещен естественным светом, который проникает внутрь через широкое незастекленное отверстие в куполе – «окулюс», это символизирует небесное всевидящее око. Предполагается, что в древности луч солнца в течение дня поочередно освещал установленные в определенном порядке внутри в нишах статуи Венеры, Юпитера, Марса и других богов.

Благодаря окну в крыше в Пантеоне можно наблюдать удивительные световые эффекты. А если вдруг в Риме идет снег (иногда и такое бывает), то кружащийся снег внутри здания – невероятное зрелище.

В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Римский Форум

Римский Форум (лат. Forum Romanum) - площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Возник Римский Форум еще во времена первых римских царей, примерно в 7 веке до н.э., на территории между холмами Капитолия, Палатина и Квиринала. До середины VIII века до н. э. это было пустое болотистое место, которое местные жители использовали для захоронений, сами же селились на близлежащих холмах.Во времена правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и прокладке каменной Большой клоаки, соединенной с дренажной системой, территория была осушена.

Вначале здесь был рынок. Люди заключали торговые сделки, узнавали политические новости, обменивались впечатлениями. Постепенно площадь стала средоточием общественной и политической жизни римских граждан. Именно отсюда и берёт свое начало нынешнее значение слова «форум».

Когда в Риме изгнали последнего царя и город стал республикой, на Форуме были построены важнейшие правительственные учреждения Республиканского Рима – здание Сената, а также Римского Суда.

Благодаря стараниям императора Августа Римский Форум превратился в великолепный архитектурный ансамбль, единственный в своем роде в древнем мире. Август довершил многие архитектурные конструкции предшествовавшего времени. И сейчас продолжают стоять три красивые, высотой 12,5 м, коринфские колонны, сохранившиеся от храма Кастора и Полукса. Передняя часть подиума храма служила трибуной для ораторов. В храме хранилось имущество богатых римлян, а рядом находилась палата мер и весов.

В свое правление Август восстановил в Риме 82 храма.

Форум Августа

Форум Августа был сооружен в 42 г. до Р.Х. в честь победы Августа над республиканцами в битве при Филиппах. Здесь Август возвел храм Марса-Мстителя в знак отмщения убийцам Цезаря.

Строительство Форума обошлось Августу очень дорого, так как, чтобы освободить для него место, пришлось снести много частных жилых домов. К Храму Марса Мстителя ведет высокая лестница. В центре находится алтарь, а в конце боковых сторон - два фонтана. В апсиде хранились культовые статуи Венеры, Марса и обожествленного Юлия Цезаря. Здесь же хранился его меч.

Форум Августа был и важнейшим политическим центром Рима; там происходили жеребьевки судей и процессы по преступлениям против государства.

Форум Траяна.

Этот великолепный памятник монументального зодчества эпохи правления императора Траяна создан его архитектором Аполлодором Дамасским. Форум был возведен в 106-113 годы нашей эры на государственные субсидии, выросшие в результате победоносной войны с даками, окончившейся несколькими годами раньше. Размеры форума грандиозны: 300 метров в длину и 185 метров в ширину.

От многочисленных сооружений до настоящего времени, за исключением колонны Траяна, сохранились лишь жалкие остатки.

Колонна Траяна

Колонна Траяна - колонна на форуме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.

Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

Мавзолей Адриана и Пон-дю-Гар относятся к постройкам третьего периода истории архитектуры Древнего Рима.

Мавзолей Адриана

Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны - 84 м) был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа - император, управляющий квадригой.

В мавзолее были установлены погребальные урны императоров начиная с Адриана и кончая Септимием Севером. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.

Пон-дю-Гар

Пон-дю-Гар (фр. «мост через Гар») - самый высокий сохранившийся древнеримский акведук. Перекинут через реку Гардон (прежде называемую Гар) во французском департаменте Гар близ Ремулана. Длина 275 метров, высота 47 метров. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1985 г.) Долгое время считалось, что Пон-дю-Гар был воздвигнут для снабжения водой города Нима по приказу Марка Агриппы, зятя императора Октавиана Августа (ок. 19 г до н. э.). Новейшие исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в сер. I в. н. э. Строился он без применения извести и представлял собой составную часть 50-километрового водопровода, который вёл в Ним из Юзеса.

Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем - одиннадцать, в верхнем - тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается.
Водопровод перестал действовать вскоре после падения Римской империи, однако сам акведук на протяжении столетий использовался в качестве моста для повозок.