Россия во второй половине XIX века. Всемирная история

Американский анархизм так и остался бы движением богемных интеллектуалов, но после гражданской войны в США произошли некоторые изменения. Осваивался запад страны, бурно развивалась промышленность, создавались крупные промышленные центры, такие как Чикаго и Кливленд, которые вскоре станут центрами анархического движения. Развитие промышленности потребовало больше рабочих рук, что вызвало массовую миграцию из стран Европы. Именно этим двум факторам и обязан своим возникновением левый революционный американский анархизм.

В Европе в то время были популярны левые идеи, и многие из мигрантов являлись анархистами и социалистами. Здесь достаточно сказать, что долгое время большинство анархистской прессе выходило не на английском языке, но на русском, идиш и немецком языках, поскольку большинство анархистов были русскими, немцами и евреями, приехавшими в США в поисках лучшей доли.

Мигранты из Европы также составляли большинство зарождающегося промышленного пролетариата. Они и стали основной целью анархистской пропаганды. И если старый анархизм первой половины 19 века существовал в реалиях раннекапиталистического общества с большим количеством частных собственников, что определило его правый, рыночный характер, то анархизм второй половины 19 века уже развивался в совершенно иных условиях становления массового промышленного пролетариата. Что и определило его левый, социалистический характер.

Становление промышленного пролетариата в США повлекло за собой и углубление социального неравенства, обнищание низших слоев населения и увеличение богатства высших классов, что обернулось необходимостью для рабочего класса организовываться в борьбе за свои права и интересы. Конечно, рабочие организации и промышленный пролетариат в США существовали еще до гражданской войны. Но после гражданской войны началось особенно бурное развитие промышленности. Для сравнения, в 1850 году в США насчитывалось полтора миллиона промышленных рабочих, а к 1900 году их было уже 10 миллионов.

Существовали в США раньше и профсоюзы. Но действительно знаковая для американского рабочего движения организация, орден “рыцарей труда”, была создан в шестидесятые годы девятнадцатого века. Орден строился по образцу тайных масонских лож, и возглавлялся Великим Мастером Рыцарей Труда. Как и масонские ложи, орден являлся тайной организацией. Своей целью он ставил справедливое распределение благ в обществе, при котором рабочие получили бы доступ ко всем благам цивилизации. Самым главным оружием были названы стачки, к которым, впрочем, “рыцари труда” старались не прибегать без крайней необходимости. Для своего периода “рыцари труда” были довольно прогрессивной организацией. Дело было сразу после гражданской войны. Еще вчера негры не считались за людей и являлись собственностью. В американском обществе сохранялись сильные предрассудки насчет чернокожих. В этих условиях “рыцари труда” были единственной рабочей организацией, что принимала в свои ряды всех, независимо от цвета кожи, национальности и пола. Не принимали только адвокатов, банкиров, докторов (которые, по мнению “рыцарей”, “мало знают но дорого берут”) и тех, кто был замешан в производстве и торговле спиртным.

Помимо стачек, “рыцари” активно объединялись в кооперативное движение. Как и в случае с коммунами, кооперативы как средство борьбы с капиталом также были испробованы еще в позапрошлом веке, и с треском провалились. “Рыцари” надеялись вытеснить капиталистические предприятия кооперативными, которые должны были перестроить американскую экономику на кооперативный лад. Но со временем наступило разочарование в кооперативах, которые, в сущности, изменили не так много для работающих в них людей. И это было массовое движение, в которое были вовлечены сотни тысяч людей. Капитализм тогда был гораздо более слабым, а современных всесильных транснациональных корпораций еще не существовало. Нужно ли говорить о том, насколько наивны представления некоторых современных анархистов, спустя полтора века выдвигающих те же самые идеи, уже провалившиеся в прошлом в гораздо более выгодных условиях?

Но как бы то ни было, “рыцари труда” оказали колоссальное значение для американского рабочего движения. Не смотря на свой тайный характер, к 1886 году орден насчитывал уже 750 тысяч членов. Однако та же самая закрытость ордена способствовала распространению представления о нем, как о революционной коммунистической организации. Это привело к выходу из ордена ряда профсоюзов, создавших “Американскую Федерацию Труда”, стоящую на позициях тред-юнионизма. АФТ считали, что нужно заниматься не всякими революционными глупостями, вроде классовой борьбы, а стремиться к заключению соглашения между работником, предпринимателем и правительством, которое устроило бы всех. В будущем АФТ станет одной из основных американских рабочих организаций, и сыграет большую роль в борьбе с революционной угрозой в США.

Но проблема для “рыцарей труда” заключалась в том, что в действительности они не были революционной организацией. И вслед за тред-юнионистами из организации вышли и анархисты с социалистами, создавшие множество небольших революционных профсоюзов, которые не пользовались особым успехом до 1905 года, пока не объединились в революционную рабочую организацию “Индустриальные Рабочие Мира”. “Рыцари труда” же, после выхода из ордена как сторонников, так и противников революции, потихоньку угасали и теряли и влияние, и численность.

Анархисты этого периода довольно активно участвовали в рабочей борьбе. Наиболее известным случаем является, конечно, бунт на Хеймаркет-сквер в 1886 году. 1 мая этого года рабочие по всей стране начали забастовку, требуя введения восьмичасового рабочего дня. 350 тысяч рабочих прекратили работу. Забастовка сопровождалась полицейским насилием и убийствами бастующих рабочих. 4 мая анархисты организовали митинг в Чикаго, который являлся центром забастовочного движения. Митинг собрал огромное число рабочих, но проходил довольно скучно и уныло, пока на место не прибыла полиция и не заявила что-то вроде “ваше сборище незаконно, расходитесь”. В ответ в полицейских из толпы прилетела бомба… Полиция открыла огонь и перестреляла кучу народа и друг друга. После инцидента развернулись репрессии против рабочих и анархистов. Сотни человек были арестованы и подвергнуты пыткам. Вскоре восемь анархистов были задержаны по обвинению в подстрекательстве толпы к бунту. И хотя на митинге присутствовал лишь один из задержанных анархистов, их признали виновными. Один из анархистов покончил с собой в тюрьме. Трое были приговорены к каторге. А четверо повешены. В истории эти восемь анархистов известны как “чикагские мученики”. Случай стал довольно резонансным, и в честь этого события вскоре рабочие и социалисты во всем мире начали отмечать первое мая как день борьбы за права трудящихся людей. Смысл этого “праздника” уже изрядно подзабыт, но отмечается он до сих пор, хотя и мутировал в “праздник весны и труда”.

Рабочая борьба и организация рабочего класса были основным направлением деятельности для анархистов этого периода. Хотя им до 1905 года не удавалось создать мощного революционного профсоюза, этот опыт, тем не менее, дал американскому анархизму большое количество способных ораторов и организаторов, которые спустя несколько десятилетий, уже в преклонном возрасте, будут принимать участие во многих эпизодах рабочей борьбы времен “красной угрозы”. Наверное, одним из наиболее ключевых персонажей для рабочего анархизма этого периода является Люси Парсонс – жена одного из “чикагских мучеников”. Одна из будущих основательниц “Индустриальных Рабочих Мира”, она отметилась как великолепный оратор, организатор и публицист, активно участвующий в рабочем и анархистском движениях. Наибольшую известность ей принесла организация кампании за освобождение “чикагских мучеников”. В конце 19 века она действовала в рядах “Международной Рабочей Народной Ассоциации” – отколовшейся от социалистов анархистской организации, занятой, преимущественно, рабочей борьбой. Многие из анархистов, которые являлись не мигрантами из Европы, а рожденными в США американцами, начинали в то время как социалисты, развиваясь в дальнейшем в сторону анархизма.

Люси Парсонс – одна из активнейших организаторов рабочего анархизма 19 века

Вообще это три основных источника кадров для анархистов того времени – социалистические движения, орден “рыцарей труда” и мигранты из Европы, многие из которых еще до прибытия в штаты являлись приверженцами анархизма. Какой-то “преемственности” между правым анархизмом первой половины столетия и анархизмом этого периода особо то и нет. Преемственность здесь скорее от “рыцарей труда”, американских социалистов и европейских анархистов.

Уже в этот период в США разворачивается агитация за “пропаганду действием”, которая станет основой для анархистского террора начала XX века. Началась эта пропаганда еще с публикаций “Международной Народной Рабочей Ассоциации” руководства для рабочих обращения с динамитом и призывами к бездомным заниматься террором. Но пропаганда вышла на новый уровень с прибытием в США человека интересной судьбы – Иоганна Моста. Иоганн ранее был немецким социал-демократом, и заседал в немецком парламенте. Как правило, дорвавшись до власти люди забывают все свои идеалы, и начинают много воровать да гулять по яхтам и особнякам с наркотой и девушками легкого поведения. Но не таков был Иоганн Мост, он оказался человеком твердых убеждений. И, как честный человек, увидев систему изнутри и поняв, что парламентаризм не работает, Иоганн разочаровался в социал-демократии. Что и привело его в анархизм. Анархистов он стал довольно радикальным – написал книгу-инструкцию по изготовлению бомб и ядов, и, поскитавшись по Европе, отправился в США пропагандировать “пропаганду действием”. “Пропаганда действием” – это революционные насильственные акты, совершая которые революционеры должны подавать пример народу. Все большее число людей должно следовать за их примером и прибегать к революционному насилию. Ииии… profit!

Иоганн Мост оказался талантливым агитатором, и довольно быстро обзавелся последователями в США. Наиболее известными и способными были молодые евреи, мигранты из Российской Империи, что вскоре станут лидерами американского анархизма и наиболее авторитетными его представителями – Эмма Гольдман и Александр Беркман. Но пока что они просто слушали пламенные речи Иоганна Моста и тусовались в богемной среде правого анархизма. Будучи сами левыми анархо-коммунистами по убеждениям, они переняли ряд маргинальных идей и практик из правого анархизма, вроде фрилава и анархо-феминизма. В будущем, когда Эмма Гольдман станет авторитетнейшей анархистской, она будет “на ножах” с Люси Парсонс как раз по этому вопросу. Люси Парсонс – это такая представительница “классвара” в американском анархизме. Уделяя много внимания проблемам женщин, она, тем не менее, отвергала феминизм Эммы Гольдман и полагала, что освобождение женщины возможно только через освобождение рабочего класса. У Гольдман же на этот счет были несколько более либеральные взгляды, что и приводило к постоянным конфликтам между двумя уважаемыми анархистками. Как видим, за сто лет мало что поменялось, и даже конфликты в анархическом движении те же самые. Должно быть, пройдет еще сто лет, и анархисты по прежнему будут конфликтовать по этому поводу.

Время шло, и в 1892 году Беркман и Гольдман решили опробовать иди Иоганна Моста на практике. Благо, что и повод был подходящий. В местечке Хомстед, что под Питсбургом, случился трудовой конфликт. Рабочие сталелитейного завода попытались организовать профсоюз и бороться за повышение заработной платы, а управляющий Генри Клей Фрик (Фрик – это фамилия) оказался не очень рад этому известию, и объявил локаут – массовое увольнение всех рабочих. Рабочие тоже оказались не очень рады от такого поворота событий, и захватили завод, прогнав руководство. Что оставалось делать руководству? Сейчас в таких конфликтах капиталисты прибегают к помощи дуболомов из Частных Охранных Предприятий. Тогда ЧОПов еще не было, но зато были частные детективы. К которым и обращались капиталисты в случае конфликтов с рабочими. И Генри Клей Фрик, обратившись в детективное агентство легендарного Пинкертона, нанял 300 частных детективов, чтобы те атаковали рабочих и вернули завод. Все закончилось настоящим побоищем, смертью 9 рабочих и 7 детективов, и вводом в город войск.

Александр Беркман, ведомый праведной классовой ненавистью, решил отомстить Фрику. Приехав на прием к нему в офис, он произвел несколько выстрелов в управляющего заводом. Но ему не слишком повезло. Мало того, что Фрик выжил, так еще и в офис ворвались рабочие, которые, увидев эту картину, жестоко избили незадачливого анархиста и сдали властям. Беркмана приговорили к 22 двум годам лишения свободы. Впрочем, отсидит он “всего” 14 лет, и выйдет к 1906 году, еще сыграв важнейшую роль в событиях, предшествующих “красной угрозе”. Но на тюрьме его неудачи не закончились. Мало того, что его примеру рабочие так и не последовали, но его осудили и свои же товарищи-анархисты. Включая даже его учителя Иоганна Моста, который до этого сам и призывал к таким действиям. Но, видимо, одно дело призывать, а другое… Разгневанная Эмма Гольдман, узнав об этом, явилась к Иоганну Мосту и избила его хлыстом. После этого Иоганн Мост потерял всякий вес в анархистских кругах. Кто же станет слушать человека, который призывал к чему-то, а потом, когда это случилось, первым стал осуждать? Несерьезный человек.

А Эмма Гольдман вскоре стала наиболее известным анархистом США. Она развила лихорадочную деятельность, писала статьи, организовывала мероприятия, участвовала в народной борьбе. Вскоре грянул мощный экономический кризис, и Эмма Гольдман развернула мощную пропаганду анархизма среди беднеющего населения. В Нью-Йорке в 1893 году она выступила перед тремя тысячами безработных, и призвала их идти ко дворцам богачей и брать хлеб силой. За это выступление ей дали год тюрьмы, но это только принесло ей еще больше популярности, и сделало её довольно медийной фигурой, лицом американского анархизма.

Между тем, неудачная попытка Александра Беркмана начать революционный террор и дискредитация основного сторонника террора Иоганна Моста вовсе не поставили крест на “пропаганде действием”. Столь неудачное начало вскоре было компенсировано несколькими историческими событиями, произошедшими на рубеже веков, и положившему начало волне анархистского террора в США.

Просвещение и наука во второй половине 19 -го века Бардаков В. 8"Б"(25. 04. 2016)

План § 1. Развитие § 2. Успехи образования естественных наук § 3. Развитие географических знаний § 4. Развитие гуманитарных наук

Развитие образования n Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

1 n В стране появились комитеты грамотности, просветительские организации, связанные с земствами. Они издавали учебники, книги для широких слоев народа, организовывали сбор средств для нужд народной школы.

2 n В 1859 г. В Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, а к 1862 г. их насчитывалось более 300. Они были бесплатными, а программа обучения в них была намного шире, чем в государственных школах. Учащихся знакомили с основами химии, физики, географии и отечественной истории. Но к сожалению в дальнейшем программа воскресных школ была значительно сокращена. Воскресная школа Владимир Егорович Маковский

3 Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. В 1864 – 1874 гг. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Они являлись самым распространенным типом начальной школы в России. Ученики Архангельской земской школы(конец 19 века)

4 n Что касается средних школ, то основным типом были гимназии. В 1861 г. в стране было 85 мужских гимназий, где училось 25 тыс. человек. Спустя ¼ века число гимназий утроилось, гимназистов стало более 70 тыс. Женские средние учебные заведения появились только лишь к началу 90 -х гг. , их было открыто около 300, где занималось до 75 тыс. девушек. Костромская мужская гимназия (конец 19 в.) Женская белгородская гимназия (конец 19 в.)

5 n Несомненными были успехи высшего образования. К концу 19 го века в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений. Варшавский университет, ставший крупнейшим к концу 19 века в России

n Однако, несмотря на все выше перечисленное, уровень грамотности населения оставался одним из самых низких в Европе. Средний уровень грамотности составлял 21, 1%. Грамотное население находилось в основном в крупных городах. Высшее образование имели более 1%, среднее более 4% населения.

Успехи естественных наук n Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в практических целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.

1 n n П. Л. Чебышев - русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук (с 1859 года) и ещё 24 академий мира. Чебышев связывал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела. Увлекался теорией машин и конструированием различных механизмов. Например, он изготовил стопоходящую машину, имитирующую движение животного при ходьбе, а также автоматическую счетную машинку – арифмометр.

1) Механизм Чебышёва - механизм, преобразующий вращательное движение в движение, приближённое к прямолинейному (GIF изображение справа). 2) Стопоходящая машина 3) Арифмометр

2 n n А. Г. Столетов - русский физик, заслуженный профессор Московского университета. В 1876 году, измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Данные исследования Столетова были проведены еще до опытов Г. Герца. Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 году, способствовало утверждению электромагнитной теории света.

n n В 1888- 1890 годах Александр Столетов систематически изучал фотоэффект, опубликовавший 6 работ. Им были сделаны несколько важных открытий в этой области, в том числе выведен первый закон внешнего фотоэффекта. Формулировка 1 -го закона фотоэффекта (закона Столетова): Сила фототока прямо пропорциональна плотности светового потока.

3 n n А. С. Попов - русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник (1901), Почётный инженер-электрик (1899). 25. 04. 1895 году в Русском физическом обществе прочитал доклад по радиосвязи и продемонстрировал изготовленный им приемникпередатчик. Через несколько лет, усовершенствовав свое изобретение, он добился 150 километровой дальности передачи и приема. В 1900 году его радиоприемник был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

4, 5, 6 n В 1876 году П. Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре его лампочки осветили улицы и дома многих городов мира. n В 1881 году морской офицер А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей. n В 1888 году механик-самоучка Ф. А. Блинов изобрел гусеничный трактор.

7, 8 n n n Д. И. Менделеев - русский учёныйэнциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 году периодического закона химических элементов. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т. е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым открытие служит блестящим подтверждением закона перехода количества в качество. Редактор Казанского университета А. М. Бутлеров заложил основы органической химии.

9 n n В. В. Докучаев - русский геолог и почвовед, основоположник школы почвоведения и географии почв. Докучаев положил начало науке о свойствах различных почв. В 1889 году его опубликованные на Всемирной выставке в Париже труды были удостоены золотой медали. В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России в 1891 году. Этот план предусматривал меры воздействия на природу степей путем посадок лесов и т. д.

Идеи Докучаева были использованы спустя более чем пол века при реализации Сталинского плана преобразования природы. На плакате колхозница держит книги Лысенко, Докучаева и Мичурина. Книга «Наши степи прежде и теперь»

10 n n И. М. Сеченов - русский просветитель и создатель физиологической школы. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке. Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность есть не что иное, как результат работы головного мозга.

11, 12 n И. П. Павлов - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде, и что условный рефлекс – это новоприобретение организма, результат накопления им индивидуального жизненного опыта. n. И. Мечников и Н. Ф. Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства, уделяли огромное влияние борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Их бактериологическая станция в Одессе

n Для развития естественных наук во второй половине 19 века характерны тесная связь с практикой, материалистическое представление о природе и борьба с реакционными философскими и политическими теориями. Крупнейшие ученые, деятели естествознания поддерживали демократическое движение и часто сами были его участниками.

1 n Обследования Камчатки, Чукотки и ряда островов в северной части Тихого океана были произведены академиком адмиралом Ф. П. Литке. Кругосветные плавания - в 1817- 1819 и 1826- 1829 гг. , во время которых исследовал Камчатку, Чукотку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и описание своих путешествий.

2 n n Крупные геологические и зоологические обследования Центральной Азии были произведены Н. М. Пржевальским также был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер, впервые были даны описания некоторых животных. В собранном им гербарии, который насчитывал до 16 тыс. экземпляров, ботаники обнаружили 218 новых видов и 7 родов.

3 n n Н. Н. Миклухо-Маклай - русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник. Он посвятил свою жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года(1871 -1872, 1876 -1877, 1883) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, завоевав любовь и доверие жителей. В 1881 году он разработал проект создания на Новой Гвинеи независимого государства – Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 году Миклухо-Маклай безуспешно добивался от России разрешения организовать все там же «вольную русскую колонию» , построенную на принципах общинно-артельного социализма.

1 n С. М. Соловьев – профессор, декан историкофилологического факультета, а затем ректор Московского университета, создатель 29 -томной «Истории России с древнейших времен» . Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом» . Соловьев был сторонником сравнительноисторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы.

2 n n В. О. Ключевский – российский историк, ученик Соловьева. В 1882 году блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» . Он был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории» . Большое значение ученый придавал изучению социальноэкономических причин исторических событий и явлений. На его лекциях присутствовали не только студенты историкофилологического факультета, но и естественных факультетов, а сами лекции заканчивались под шквал аплодисментов.

3 n Важным событием в научной и педагогической жизни страны стало открытие в Москве в 1883 году Исторического музея.

n Отечественная наука второй половины 19 века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей и способствовали научному поиску.

Углубление социально-экономического кризиса в стране, поражение в Крымской войне Крымская война (1853-1856 , также Восточная война - война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства) вызвали необходимость проведения кардинальных социально-экономических реформ. Крестьянская реформа 1861 года и последовавшая за ней серия буржуазных реформ способствовали, постепенному превращению абсолютной монархии в буржуазию, серия контрреформ Александра III (1881-1894) не смогла изменить этого развития.

Высший законосовещательный орган – Государственный совет (в 1886г. принято новое «Учреждение Государственного совета», регламентирующего его деятельность). Гос. Совет состоял из 5-ти департаментов: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии, промышленности, наук, торговли. Высший судебный орган – Правительствующий Сенат.

С осени 1857г. начал действовать новый правительственный орган – Совет Министров (до него Комитет министров). В состав Совета вошли все министры и другие лица, назначенные императором. В пореформенной России почти все министерства значительно расширили свои функции. Собственная его императорского величества канцелярия потеряла значение главного государственного органа, но продолжала выполнять определенные функции в системе управления. Совет министров действовал до 1882 г.

В 1860 г. был создан Государственный банк, занимавшийся кредитованием промышленной, торговой и другой деятельности .

Реформы существенно изменили военное министерство. При нем был образован Главный штаб по управлению войсками, а департаменты преобразованы в главные управления, которые значительно улучшили состояние дел во всех отраслях военного ведомства.Всего в России в конце XIX в. насчитывалось около 15 министерств и учреждений.

Формирование всесословных органов самоуправления (земства, городские думы) в 60х – 70х гг. XIX века. 1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно «Положению» 1864 г., земства являлись всесословными учреждениями. К решению вопросов местного хозяйства привлекался широкий круг жителей: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян (3 курии). Они избирали на 3 года Уездное земское собрание , которое собиралось 1 раз в год в сентябре. Исполнительный орган Уездная земская управа –работает на постоянной основе, во главе Председатель и 2-3 заместителя. Губернская управа – Председатель и 5-6 заместителей – исполнительный орган губернского самоуправления. Все это делало местное управление более гибким и мобильным. Но преобладали в земствах всё же дворяне. Отмена крепостного права лишила помещиков - самых надежных агентов самодержавия - власти над крестьянами, и правительство постаралось передать им властные полномочия через земские учреждения. Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.
Согласно «Городовому положению» 1870 г., в городах учреждались бессословные органы самоуправления: распорядительный - городская дума и исполнительный - городская управа, избираемые на 4 года плательщиками городских налогов, к которым относились владельцы различных торгово-промышленных заведений, домов и прочих доходных имуществ.
Городские думы находились в прямом подчинении Сенату. Городской голова, являясь председателем думы, одновременно возглавлял городскую управу. В крупных городах он утверждался министром внутренних дел, в мелких - губернатором. В функции нового городского самоуправления входили забота о благоустройстве городов. Они получили право собирать налоги с городской недвижимости, а также с торгово-промышленных заведений. Деятельность городских органов самоуправления позитивно влияла на развитие городов, но имела и существенные недостатки: слабый бюджет, преимущественная забота о районе проживания городской верхушки и полное запустение рабочих окраин, безразличное отношение к бедноте.

Дореформенный суд был сословным, зависевшим от администрации, в нем отсутствовала состязательность, гласность, следствие находилось в руках полиции. Все это порождало возможность для злоупотреблений. Судебные уставы 1864 г. были направлены на ликвидацию этих недостатков, предусматривали введение института присяжных заседателей. Суд в России был провозглашен скорым, правым, милостивым, равным для всех подданных, с уважаемой и независимой судебной властью. Судебное заседание можно было начать только в присутствии адвоката. Судебные уставы разрешали кассации в случаях нарушения судопроизводства или появления новых свидетельств в пользу осужденного.

Мировой суд – судья избирается населением на 5 лет. Судьи делятся на участковых – у них место, оклад; и починный судья – на общественных началах. Они рассматривали мелкие уголовные дела (до 2-лет наказания), гражданские дела (с исками не более 500 руб.). Один раз в год проходил съезд Мировых судей с целью рассмотрения жалоб на самих мировых судей. Их можно обжаловать в Сенате, который являлся высшей инстанцией. Основная инстанция – Окружной суд – судья назначается Сенатом пожизненно. Население избирает судебных присяжных заседателей (12+2 запасных) – это очень демократичная судебная реформа. Судебная Палата – для обжалования решений Окружного суда. В итоге Россия получила одну из самых лучших судебных систем в мире.

Незавершенность реформ 60-70-х гг. заключалась, прежде всего, в том, что экономические реформы не сопровождались реформами политическими, приведением системы власти и управления в соответствие с уровнем развития экономики и требованиями общества.
Позиция правительства соответствовала основному принципу российского консерватизма: государство - главная сила. Правительство проводило открыто протекционистскую политику и политику жесткого финансового контроля. Общим итогом ревизии реформ 60-70-х гг. стало создание административных органов управления деревней; сведение к минимуму роли общественного самоуправления в земских и городских учреждениях, усиление контроля Министерства внутренних дел над ними; ограничение выборного начала при замещении должностей; передача дел от судебных учреждений в ведение учреждений, находившихся в непосредственной связи с управленческой администрацией. Принятые законы должны были вернуть дворянству его положение в управлении государством и обществом, сохранить сословную структуру и самодержавие власти. Однако это не произошло. Распространение консервативных идей их авторами было преувеличено, и полного поворота назад не получилось. Общество не позволило его совершить, и даже в самом дворянстве усилились тенденции к всесословности.

Контрреформы: 1) 1866г . Земствам запретили брать налоги с промышленных предприятий;2) На печать земских учреждений ввели цензуру. Расширен контроль Губернатора – особое присутствие по земским учреждениям.

Городская реформа 1870г. «Городское положение» – население делится на три категории: высшие налогоплательщики, средние, остальные – они избирают одинаковое число депутатов. Избрана Городская Дума – орган городского самоуправления (на 4 года). Исполнительный орган – «Городская Управа », которую контролирует Губернатор.

Убийство Александра II. На престол вступил его сын, Александр III. Реформы 60-70-х гг. оценивались не однозначно. Были две основные оценки. Одни считали, что реформы зашли слишком далеко, они угрожали основам монархии и их надо не только остановить, но и вернуть назад, на исходные позиции, восстановить «так, как было». Одним из главных лидеров этого движения в окружении Александра III и был К.П. Победоносцев.
Другая группа полагала и настаивала на том, что реформы не завершены, их необходимо продолжить и расширить, в первую очередь довести их до реформирования органов власти и государственного управления. Это направление современники связывали, прежде всего, с именем М.Т. Лорис-Меликова, последнего в царствование Александра II министра внутренних дел. В последние месяцы царствования императора Александра II он занимал пост министра внутренних дел с расширенными полномочиями, проводил либеральную внутриполитическую линию. В руках Лорис-Меликова оказалась сосредоточенной огромная власть, отчего это время современники и стали называть «диктатурой Лорис-Меликова»

В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В русской культуре конца 19-го в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Представители консерваторов (В.П. Боткин, А.В. Дружинин, П.В. Анненков, А.Н. Майков, А.А. Фет) публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы (К.Д. Кавелин и Ф.И. Буслаев) печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г. Чернышевский («Что делать»), Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), И.А. Гончаров («Обломов»), И.С. Тургенев («Дворянское гнездо»), А.П. Чехов («Степь», «Чайка»), В.И. Даль («Толковый словарь»), А.И. Куприн («Первый дебют»), М. Горький («Макар Чудра»).

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н. Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «Товарищество передвижников» (1870).

В это общество вошли художники-реалисты: Е.И. Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е. Маковский («Осужденный», «Узник»), Н.А. Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества - популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И. Репин («Крестный ход в Курской деревне»), Г.Т. Мясоедов («Косцы»).

В историческом жанре значимые работы создали В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни»), В.Г. Перов («Суд Пугачева»), И.Е. Репин («Стенька Разин»), В.М. Васнецов («Царь Иван Васильевич Грозный »). Живописцы представили интересные работы: И.И. Шишкин («Дубовая роща»), А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), А.Й. Куинджи («Ночь на Днепре»).

Во второй половине 19-го в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г. Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866).

Во второй половине 19-го в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. были открыты женские гимназии и был принят новый университетский устав.

Произошли значительные открытия в науке и технике. В 1884 г. О.Д. Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С. Попов повторил опыты Г. Герца по получению электромагнитных волн, А.Г. Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С. Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19-го в. - время творчества выдающихся ученых Д.И. Менделеева и А.И. Бутлерова.

Эпоха либеральных реформ и бурных преобразований всех сторон жизни русского общества затронуло и сферу искусства. Здесь стремление к новизне выразилось в борьбе с омертвевшими классицистическими традициями за новое содержание искусства, за его активное вторжение в жизнь. На первый план выдвигается моральная сторона искусства, его гражданский смысл. “Писать без цели и надежды на пользу решительно не могу”, - говорил Л.Н. Толстой только вступая в литературу. Эти слова очень характерны для эпохи преобразований. Прогрессивные писатели группировались вокруг журналов “Современник” и “Отечественные записки”, композиторов объединил кружок М.А. Балакирева, вошедший в историю под именем “Могучей кучки”. Общая задача борьбы за реализм, народность и национальную самобытность порождала взаимное влияние и взаимное обогащение литературы, живописи и музыки.

Живопись

Передовые художники вели непримиримую борьбу с официальным придворным искусством, рутинной системой Академии художеств, которая, давая своим ученикам высокие профессиональные навыки, категорически противилась всем новым веяниям, навсегда “застряв” в классицизме.

Невозможность реализовать себя в рамках Академии привела к событию, известному в истории культуры как “бунт четырнадцати”. В 1863 г. все сильнейшие ученики (среди которых были И.Н. Крамской, К.Е. Маковский и др.) отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль после того как Совет Академии отверг их стремление к свободному выбору темы и всем предложил писать картину либо на сюжет древнескандинавских саг - “Пир в Валгалле”, либо на тему “Освобождение крестьян”, трактовавшуюся исключительно верноподданически. Это был первый организованный протест против академической рутины, за что художники прослыли неблагонадежными и за ними был установлен негласный полицейский надзор.

По выходе из Академии “протестанты” организовали Артель художников, стали вместе жить и работать, взяв за образец коммуну, описанную в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”. Такая форма организации была в те годы чрезвычайно популярна среди студенческой молодежи. Организатором артели выступил И.Н. Крамской. Артель просуществовала недолго (до 1870 г.), после чего распалась. Вскоре все оппозиционные силы в изобразительном искусстве объединило Товарищество передвижных художественных выставок.

С выходом “четырнадцати” авторитет Академии был сильно подорван. Значительную роль в подготовке художественных кадров стало играть Московское Училище живописи и ваяния (с 1865 г., после создания архитектурного отделения названное Училищем живописи, ваяния и зодчества). По своему составу и положению оно было гораздо более демократичным, чем находившаяся в ведении царского двора Академия художеств. Здесь обучались многие выходцы из низших сословий. Училище закончили А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов и др. художники, сыгравшие огромную роль в развитии русского реализма.

В целом, 1860-е гг. стали началом нового значительного этапа развития русского искусства. В эти годы начинается расцвет русского реализма. Главной задачей художника становится воссоздание со всей возможной убедительностью реального события-символа русской действительности.

Одним из наиболее видных живописцев того времени был Василий Григорьевич Перов. Как и многие другие художники того времени, он сознательно заострял внимание на теневых сторонах жизни общества, критикуя пережитки крепостнического прошлого. Главным содержанием творчества Перова стало изображение жизни простого народа, крестьянства по преимуществу. Громкую скандальную известность получила завершенная в 1861 г. картина “Сельский крестный ход на Пасху”. Стремясь показать омерзительность крестьянского существования в пореформенной деревне Перов намеренно сгущает краски: подчеркнуто тоскливый пейзаж (хмурое небо, обнаженное корявое дерево, грязь, лужи), гротескные персонажи - все должно было работать на раскрытие авторского замысла. Эта картина характерна для русской живописи 1860-х гг. Для этого поколения русских художников важнее всего было дать социальную оценку изображенной сцены, поэтому как правило на второй план отступала глубокая и многогранная характеристика отдельных персонажей. Скандальность “Сельского крестного хода на Пасху” была столь очевидной, что ее немедленно сняли с постоянной выставки общества поощрения художников (где она была впервые выставлена) и вплоть до 1905 г. запрещали выставлять и/или репродуцировать. Подобный, хотя и существенно меньший резонанс вызвала и следующая работа Перова - “Чаепитие в Мытищах”.

Около двух лет Перов в качестве пенсионера Академии провел за границей, однако, не дождавшись окончания срока пенсионерства вернулся на родину, т.к. считал главнейшей задачей служение своему народу. Это стремление на родину также является новой чертой, характерной для времен начала царствования Александра II (и до и после художники, напротив стремились подольше задержаться в Европе, видя в этом единственную возможность свободного творчества). После возвращения он создает лучшие свои работы: “Проводы покойника” (1865 г.), “Тройка” (1866 г.) и “Последний кабак у заставы” (1868 г.). Конкретные образы в этих картинах Перова перерастают в широкие обобщения типичных черт русской жизни.

В начале 1870-х гг. Перов создал ряд портретов. По преимуществу он создавал портреты писателей и художников, осуществляя мысль П.М, Третьякова об увековечении образов выдающихся деятелей русской культуры. Среди них прежде всего необходимо назвать портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. В отличие от прежних работ Перова в портретах на первый план выходит глубокий психологизм и проникновение в суть личности и характера изображаемого человека.

Эволюция творчества Перова - от социальной сатиры (“Сельский крестный ход на Пасху”) к социальной драме (“Тройка”), а затем к созданию положительных образов деятелей культуры или людей из народа; от подробного повествования к эмоциональному художественному образу - характерна для развития русской живописи тех лет.

Расцвет русского реалистического искусства II пол. XIX в. неразрывно связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В уставе Товарищества, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что его главная цель - “знакомить Россию с русским искусством”. Выставки устраивались в С.-Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города. “Передвижничество” было уникальным по размаху и продолжительности художественным и общественным явлением. Оно просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.), проведя за это время 48 выставок. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков, покупавший все лучшие их произведения. Позднее термины “передвижник”, “передвижничество” зачастую использовались для обозначения всего демократического направления в русском реалистическом искусстве 1870 - 1880-х гг.

Программой своей деятельности передвижники во многом обязаны Ивану Николаевичу Крамскому. Главное место в его творчестве занимал портрет. Лучшими его работами в этом жанре считаются автопортрет (1867 г.) и портрет Л.Н. Толстого (1873 г.). Наряду с портретом Достоевского работы Перова, портрет Толстого кисти Крамского является одной из вершин русской портретной живописи II пол. XIX в.

Глубокое раскрытие внутреннего мира человека, проявившееся в портретах Крамского, характерно и для его картин. Одна из наиболее известных - “Христос в пустыне” на евангельский сюжет. Борьба с искушением и преодоление слабости, переход от мучительных раздумий к готовности действовать, идти на самопожертвование - все это выражено в облике Христа.

Те же морально-философские вопросы волновали и Николая Николаевича Ге, творчество которого представляет собой одно из самых сложных и вместе с тем значительных явлений в русском искусстве II пол. XIX в. Ге воодушевляла идея нравственного совершенствования человека и человечества, характерная для шестидесятничества вера в моральную, воспитательную силу искусства. Особое значение он придавал работе с евангельским сюжетами, в которых видел абсолютный нравственный идеал. В картине “Тайная вечеря” (1863 г.) показано полное трагизма столкновение Христа, добровольно обрекающего себя на страдания и смерть и его ученика - Иуды, предающего своего учителя. Эту же тему продолжили картины “Что есть истина?” (1890 г.) и “Голгофа” (1892 г., не окончена), написанные под сильным влиянием Л.Н. Толстого, с которым Ге был в те годы дружен.

Н.Н. Ге отдал дань и историческому жанру. Одной из лучших исторических картин этого периода стала его работа “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, раскрывающую трагедию борьбы гражданского долга и личного чувства. В числе лучших портретных работ художника следует назвать портреты А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, автопортрет.

Одним из характерных явлений русской жанровой живописи этого периода было творчество Владимира Егоровича Маковского, рисующие жизнь самых разных слоев русского общества (“Крах банка” и др.). Лучшая картина художника - “На бульваре” (1886 - 87 гг.) рассказывает о тяжелой жизни крестьян, оторванных от привычного быта и попавших в чужой им город.

Убежденным передвижником, переносившим в живопись идеи революционной борьбы был Николай Александрович Ярошенко (“Кочегар” (1878 г.), “Заключенный” (1878 г.) и др.). В начале 1880-х гг. Ярошенко создал два полотна (“Студент” и “Курсистка”), в которых отразил типичные образы разночинной учащейся молодежи, пополнявшей ряды революционеров-народников. Лучшим из портретов Ярошенко по праву считается портрет П.А. Стрепетовой (1884 г.).

Новатором в области батальной живописи был Василий Васильевич Верещагин. Его картины не похожи на парадные батальные полотна придворных живописцев. Содержанием его картин стала жестокая правда войны, судьба ее рядовых участников, героизм и страдания русских солдат. Широко известны картины Туркестанской (“Апофеоз войны”, “Торжествуют”, “Смертельно раненый”) и Балканской (“Перед атакой. Под Плевной.”, “После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.”, “На Шипке все спокойно”, “Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой”) серий. Значение Верещагина не ограничивается новаторством в области батальной живописи. Первым в русском искусстве он положил начало изображению жизни народов Востока.

Вершиной развития реалистического искусства 70-х - 80-х гг. стало творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова.

Основные достижения русской живописи рассматриваемого периода сконцентрировал в своем творчестве Илья Ефимович Репин. Первым произведением Репина, открывающим новую страницу в истории русского реалистического искусства, явилась картина “Бурлаки на Волге”. Отказавшись от первоначального (типичного для передвижников) замысла прямого противопоставления нарядной толпы праздных богачей оборванной ватаге бурлаков, Репин сосредоточил внимание на раскрытии образа каждого из бурлаков.

80-е гг. были порой расцвета творчества Репина, а его картина “Крестный ход в Курской губернии” вновь (как и “Бурлаки” в 70-е гг.) стала новаторской. Перед зрителем проходит как бы вся Россия, все ее сословия и классы. Каждая из многочисленных фигур есть обобщенный образ и вместе с тем - конкретный человеческих характер, данный во всей своей жизненности. В “Крестном ходе” народ показан и как охваченная единым движением масса, надвигающаяся на зрителя, и как многоголосый хор, где каждый характер, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, вплетается в сложное неповторимое целое. Существенное место в творчестве Репина занимала и тема революционной борьбы. Ей посвящены картины “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Обращаясь к истории, Репин останавливается на сюжетах остродраматических, раскрывающих борьбу человеческих страстей и общественных сил, как-то перекликающихся с современностью. Так, сюжет картины “Иван Грозный и сын его Иван” навеян событиями 1881 г. Современники воспринимали эту картину как протест против деспотизма самодержавия. Поэтому она была запрещена к показу К.П. Победоносцевым. “Запорожцы”, наоборот, воспевают дух свободы, народной казачьей вольницы. В картине нет ни одного повторяющегося образа, самые разнообразные характеры показаны немногими яркими чертами.

Огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой исторической живописи внес Василий Иванович Суриков. Он принадлежал к старинному казачьему роду, перебравшемуся в Сибирь с Дона еще в XVI в. Старинные русские обычае и уклад жизни Суриков мог наблюдать с детства и эти детские впечатления во многом повлияли на его дальнейшее творчество. Его привлекали переломные эпохи, сюжеты, дававшие возможность раскрыть в экстремальных ситуациях глубины человеческой личности. В 1881 г. им была создана картина “Утро стрелецкой казни”. Суриков изображает не саму казнь, а последние напряженные моменты ей предшествующие. Мужественное ожидание смерти, поведение людей в последние моменты земной жизни - составляют главное содержание этой картины. В 1883 г. Суриков написал картину “Меншиков в Березове”. Холодный и темный колорит, композиция, ограничивающая пространство, раскрывают драматический крах судьбы временщика, “полудержавного властелина”, брошенного с семьей в сибирскую ссылку.

Крупнейшей работой Сурикова стала “Боярыня Морозова” (1887 г.). В процессе работы над этой картиной он специально ездил в Италию, чтобы на примере работ мастеров Возрождения постичь законы композиции в монументальной живописи. Показан момент, когда неукротимую противницу “никонианства” Морозову везут по московским улицам в ссылку. Она прощается с народом и напутствует его на борьбу. Героизм и трагедия одиночного протеста, отношения к героине народа - тема этой картины. Из поздних работ Сурикова можно назвать “Взятие снежного городка”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

Историческая тема, но не в драматическом, а в героико-поэтическом аспекте звучит в творчестве Виктора Михайловича Васнецова. По его собственным словам он был историком “несколько на фантастический лад”. Его особенно привлекали былинные и сказочные сюжеты. Сюжет его первой большой картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880 г.) навеян “Словом о полку Игореве”. Он хотел передать поэзию русского эпоса, красоту и величие воинского подвига. Отсюда и его стремление к монументальности. С особой силой это проявилось в картине “Богатыри” (1898 г.), над которой он работал с перерывами около 20 лет(!). Как и в былинах, облик и характер каждого из богатырей своеобразен и в то же время это обобщенные художественные образы народных героев - сильных, смелых, справедливых и т.д. Если “Богатыри” олицетворяют героическое начало в народном эпосе, то “Аленушка” (1881 г.) - это тонкая лирика.

Одним из лучших русских пейзажистов конча 60-х - начала 70-х гг. был Алексей Кондратьевич Саврасов. Наиболее известные его картины - “Грачи прилетели” (1871 г.) и “Проселок” (1873 г.). Показанная на первой выставке Товарищества передвижников, картина “Грачи прилетели” знаменовала собой начала нового этапа в развитии русского пейзажа. Саврасов сумел увидеть и передать лиризм самого обычного и непритязательного пейзажа. В последующие годы Саврасов не создал ничего равного этим двум картинам. Но как педагог (он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества) он оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской пейзажной живописи.

Традиции лирического пейзажа были продолжены Василием Дмитриевичем Поленовым. Именно пейзаж был главным направлением в творчестве художника. В “Московском дворике” (1878 г.), “Заросшем пруде” (1879 г.) передана особая поэзия тихих уголков русской природы. Как и Саврасов Поленов был большим педагогом.

Лучшие произведения Ивана Ивановича Шишкина характеризуют эпическое направление в русской пейзажной живописи. Полной зрелости его творчество достигло к концу 1870-х гг. Наиболее характерными его работами могут считаться “Рожь” “Сосны, освещенные солнцем” и, наконец, наиболее знаменитая - “Утро в сосновом лесу”.

Исаак Ильич Левитан принадлежал к более молодому поколению передвижников. Расцвет его творчества - конец 80-х и 90-е гг. В своем творчестве он как бы синтезировал два направления русской пейзажной живописи - лирическое и эпическое. Мощь и одновременно задушевность русской природы прекрасно переданы на его картинах. Он едва ли не ежегодно ездил на Волгу и эта могучая и лиричная река сала своеобразным символом его творчества (“После дождя. Плес.” (1889 г.), “Свежий ветер. Волга.” (1895 г.). В последней работе заметно влияние французских импрессионистов.

Скульптура

В 1860-е - 90-е гг. русская скульптура, особенно монументальная, не могла сравниться по уровню художественных достижений с периодом “золотого века”.

Упадок монументальной скульптуры, а также скульптуры монументально-декоротивной был тесно связан с тем общим художественным упадком, который переживала с 40 - 50-х гг. архитектура, с распадом синтеза зодчества и изобразительных искусств. Основные достижения в это время имели место в станковой скульптуре.

Наиболее значительным русским скульптором II пол. XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский. В годы обучения в Академии художеств он был дружен с молодым И.Е. Репиным. Для его творчества характерно особое внимание к исторической тематике. В 1870 г. он закончил статую “Иван Грозный” в которой стремился передать всю противоречивость духовного мира царя, его силу и одновременно слабость, усталость, жестокость и угрызения совести. Вскоре (1872 г.) он создает новое значительное произведение - статую “Петр Великий” (приуроченную к 200-летию со дня рождения императора). Скульптор изобразил Петра в момент Полтавской битвы - в преображенском мундире, с треуголкой в руке. Развевающиеся волосы и относимые ветром складки одежды усиливают впечатление взволнованности и героики образа. Впоследствии М.М. Антокольский на основе этого скульптурного образа создал памятники Петру для нескольких городов России (Архангельска, Таганрога и др.).

В области монументальной скульптуры необходимо отметить деятельность двух мастеров - Михаила Осиповича Микешина и Александра Михайловича Опекушина. Первый прославился как автор таких знаменитых произведений, как памятник “Тысячелетие России” в Новгороде (1862 г.), памятники Екатерине II в Петербурге (1873 г.) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 г.). Второй же известен прежде всего как автор памятника А.С. Пушкину в Москве (1880 г.) - одного из лучших памятников в истории русской скульптуры.

Архитектура

К середине XIX в. ясно обозначился упадок архитектуры. Распространяется эклектизм - использование элементов самых разнообразных стилей. Под натиском капиталистической целесообразности уходит в прошлое ансамблевость строительства. Высокая цена на земельные участки в престижных районах города вела к тому, что в погоне за прибылью новые “хозяева жизни” не обращали внимания на такие “мелочи”, как архитектурное единство стиля, историческое окружение и т.д. В этот период были (иногда безвозвратно) испорчены многие бесценные архитектурные ансамбли, сложившиеся в предшествовавшие десятилетия.

И все же нельзя не замечать и некоторых достижений архитектуры сер. - II пол. XIX в. Прежде всего они обусловлены прогрессом техники. Возникает потребность в зданиях нового типа - железнодорожных вокзалах, огромных торговых помещениях (пассажах), многоквартирных доходных домах и др. Появляются новые строительные материалы (напр. металлоконструкции, железобетон и т.д.), которые предоставляют архитекторам больший простор для творчества.

В 1850-е - 60-е гг. преобладающим стилем в архитектуре было “ретроспективное стилизаторство”, т.е. воспроизведение внешних форм тех или иных архитектурных стилей прошлого. Виртуозом этого направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер, творчество которого в основном приходится на конец николаевского царствования. Самым ранним его произведением стал Мариинский дворец в Петербурге. Здесь автор использовал элементы классицизма. Дворец Белосельских-Белозерских в том же Петербурге был замечательно стилизован Штакеншнейдером в духе растреллиевского барокко. К поздним представителям стилизаторского направления относится Константин Михаилович Быковский (Зоологического музея в Москве (1896 г.).

С 1870-х гг., благодаря подъему национального самосознания под влиянием событий на Балканах и, отчасти, в связи с появлением народнических идей, начинается поиск некоего национального, самобытного русского стиля. Ретроспективизм в “западных” формах более не устраивает, официальный русско-византийский стиль - тоже. Возникает “русский” (или, по советской терминологии, псевдорусский) стиль. Представление об особенностях этого стиля дают такие постройки, как Исторический музей (1875 - 1881 гг., арх. В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ) (1889 - 1893 гг., арх. А.Н. Померанцев) и Московская Городская дума (1890 - 1892 гг., арх. Д.Н. Чичагов). Из петербургских памятников этого направления необходимо отметить храм Воскресения Христова (“Спас на крови”) (1883 – 1907 гг., арх. И.В. Макаров, А.А. Парланд).

“Русский“ стиль просуществовал недолго. На смену ему уже в конце столетия пришел совершенно непривычный, новаторский стиль - модерн.

Музыка

Дело создания национальной русской музыки, начатое М.И. Глинкой, в середине XIX в. было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка.

В 1862 г. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М.И. Глинки. Впоследствии эту группу назвали “Могучей кучкой”. Ее организатором и теоретиком был Милий Алексеевич Балакирев. В 1866 г., после кропотливой работы он издал “Сборник русских народных песен”. В состав “Могучей кучки” входили М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П Бородин.

В 1873 г была поставлена “Псковитянка” - первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908 гг.). Она занимает особое место в его творчестве. По силе и глубине музыкального драматизма “Псковитянка” превосходит почти все другие его оперы. По верности же и последовательности в проведении национального колорита она стала в один ряд с операми Глинки. Народными песенными мелодиями пронизана вся музыка “Псковитянки”, с особой силой они звучат во втором акте, где изображается псковское вече. Многие другие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты. Акварельной прозрачностью отличается музыка “Снегурочки”, грустной сказки о весне и первой любви.

Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881). Вкус к музыке он почувствовал с шести лет. Но профессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали в Школу гвардейских подпрапорщиков. Однако он не забывал о музыке, брал частные уроки, а после знакомства с Даргомыжским и Балакиревым вышел в отставку и посвятил себя любимому делу. В 1869 г. он предложил Дирекции императорских театров оперу “Борис Годунов” (по драме Пушкина). В 1874 г. она была поставлена в петербургском Мариинском театре.

Постановка не имела успеха. Публика оказалась не готовой к восприятию русской музыкальной драмы. Критики осыпали насмешками творение Мусоргского, преувеличивая недостатки и замалчивая достоинства. У композитора наступила длительная депрессия, связанная с непризнанием его творчества, одиночеством, бедностью. Умер он в солдатском госпитале.

Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму “Хованщина” (из эпохи стрелецких бунтов), Римский-Корсаков привел в порядок рукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение. “Борис Годунов” и “Хованщина” до сих пор не сходят с оперных подмостков в нашей стране и за рубежом, считаясь классикой.

“Князь Игорь”, единственная опера Алексея Порфирьевича Бородина (1833-1887), была поставлена после его смерти. Опера отличается правдивостью и красотой национального колорита, которому противопоставляется восточный (половецкий) колорит.

Бородин был профессором химии, музыкой же занимался в немногие часы досуга. Тем удивительней та легкость, с которой он решал сложные музыкальные задачи и в опере и в симфониях (Вторую его симфонию критики назвали “Богатырской”). Бородин стремился к широте и эпичности музыкального повествования.

Деятельность “Могучей кучки” - настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о “музыкальной революции” 60 - 70-х годов. С блескомсправившись с поставленной задачей, “Могучая кучка” окончательно утвердила в музыке русские национальные начала.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) не входил в “Могучую кучку”. Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Его опера “Евгений Онегин”, написанная для консерваторского спектакля в Москве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мирсвое признание. Великолепны его симфонические поэмы (“Ромео и Джульетта” и др.) Из симфоний ссобо выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии. Балеты Чайковского (“Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”) вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, много других произведении.

Таким образом, вторая половина XIX в - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наибол«е успешно это шло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В месте с тем не приходится говорить о замыкании русского искусства в узких национальных рамках, об изоляции ее от остального мира. Русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

Наука

Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русск науки. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности (немаловажную роль играло и распространение нигилизма, обязательным условием которого было высшее образование). Выпускники русских университетов стали чаще ездить на стажировку в европейские научные центры, оживились контакты русских ученых с их зарубежными коллегами.

Большие успехи были достигнуты в области математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857 - 1918) Его открытия положили начало ряду важнейших направлений математики.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники

Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу (“свеча Яблочкова”) и первым осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859-1905) в1895 г. на заседании Русского химического общества он выступил с докладом об использованни электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированный им прибор, “грозоотметчик”, был по существу первой в мире принимающей радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты, однако его попытки внедрить радиосвязь на флоте были не слишком успешными.

Морской офицер Александр Федорович Можайский (1825 - 1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. Официальных документов об испытании этого самолета нет. Судя по всему, попытка закончилась неудачно. Однако изобретатель вплотную подошел к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.

60 - 70-е годы XIX в. называют “золотым веком” русской химии. Александр Михайлович Бутлеров (1828 - 1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до нашего времени.

Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1634-1907). Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева “Основы химии” была переведена почти на все европейские языки.

Д.И. Менделеев много думал о судьбах России. Ее выход на путь экономического и культурного подъема он связывай с широким и рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки.

Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев (1846 - 1903) положил начало современому почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Мировую славу Докучаеву принесла монография “Русский чернозем”. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологин и других наук.

Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829-1915). Выдающееся значение имел его курс лекций “О животном электричестве” (т.е. о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили его работы “Рефлексы головного мозга” и “Психологические этюды”.

Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова (1845-1916), сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в знаменитом институте.

Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н.М. Карамзина “История государства Российского”. Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе. В 1851 г. вышел первый том “Истории России с древнейших времен”, написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820-1879). С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его “Истории”. Последний, 29, увидел свет в 1880 г. События были доведены до 1775 г. Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьев находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал Соловьев, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия - передовой форпост Европы на Востоке.

Учеником С.М. Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В согласии с духом нового времени Ключевский проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его “Курс русской истории”, составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.

Во второй половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научньх ентров.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827-1914), географом, статистиком, ботаником Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов ноновых экспедиций. По его инициативе было предпринято многотомное издание “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”.

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других путешественников - П.А. Кропоткина и Н.М. Пржевальского.

ПА Кропоткин в 1864-1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью. В дальнейшем он стал известным революционером-анархистом.

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции.

Заокеанские путешествия русских ученых во второрой половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они, в основном, ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались и быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил СП. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846 - 1888) Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется “берегом Маклая”). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на “берег Маклая”. Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были опубликованы лишь после его смерти.