Рождение российского централизованного государства кратко. Оккупация Руси приводит к возвышению церкви

Образование российского централизованного государства

В конце ХI V в. и на протяжении Х V в. на русской территории происходит процесс складывания единого централизованного государства.

Централизованным можно называть только такое государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, и аппарат управления, обеспечивающий выполнение этих законов, реализующий политические решения, принятые в одном центре. При этом все звенья аппарата управления действуют согласованно, все государственные чиновники несут ответственность перед своим начальством или монархом и могут осуществлять свои полномочия только в пределах определенных вышестоящей властью. Централизация не обязательно предполагает унификацию, которая достижима только в условиях полного подавления инициативы и всякой общественной активности, не зависимой от власти.

Теме образования централизованного государства уделяли внимание многие историки. При этом существует несколько точек зрения на объяснение этого процесса. Русский философ и историк Г. П. Федотов утверждал, что Москва своим возвышением была обязана татарофильским, предательским действиям своих первых князей, что воссоединение Руси, создание могучего централизованного государства осуществлялось через насильственные захваты территории, вероломные аресты князей-соперников. И само собирание уделов, по его мнению, совершалось восточными методами: снималось большинство трудоспособного населения и уводилось в Москву, его заменяли пришлым и чуждым населением, выкорчевывались местные обычаи и традиции.

Н. М. Карамзин подчеркивал прогрессивно-русский характер самого акта объединения. Он писал: «Казалось, после веков рабства не поднимется, не выпрямится земля русская, упоенная кровью, усыпанная пеплом, ставшая жилищем рабов ханских». Но «…сделалось чудо. Городок, едва известный до X II в. от презрения к его маловажности, долго именуемый селом Кучковым, возвысил главу и спас Отечество».

Другой известный историк С. М. Соловьев считал, что образование Российского централизованного государства было исторически подготовленным, объективно обусловленным явлением.

Современная историческая наука считает, что ведущую роль в формировании Российского государства играл политический внешний фактор, а именно необходимость противостояния Орде и великому княжеству Литовскому. Благодаря этому фактору широкие слои населения (как господствующий класс, так и горожане, крестьянство) были заинтересованы в централизации. Такой «опережающий» (по отношению к социально-экономическому развитию) характер процесса объединения обусловил особенности сформировавшегося к началу XV в. государства: сильную монархическую власть, жесткую зависимость от нее господствующего класса, высокую степень эксплуатации непосредственных производителей (ее рост в XIV – XV вв. диктовался еще и необходимостью получения средств для выплаты «выхода»). Это было одной из причин складывания системы крепостного права.

Превращение Москвы, бывшей до этого второразрядным княжеством, в центр объединительного процесса объясняют рядом факторов. Московские земли находились в центре Северо-Восточной Руси, были прикрыты со всех сторон соседними княжествами. Защищенности способствовали и непроходимые лесные чащи. В районе Москвы скрещивались водные и сухопутные пути. Все это вместе взятое обеспечивало приток населения из окрестных земель, в немалой степени этому способствовала и политика, проводимая московскими князьями.

Они умело использовали и труд все увеличивающегося населения, удобные торговые пути (то и другое давало немалые доходы) и относительную безопасность от Орды, которая часто разоряла соседние княжества. Летописи сообщают о хищнических и смелых действиях московских князей. Покупки, захваты, дарения увеличивали московские владения и, что не менее важно, приближали их к землям князей-соперников, окружали их с разных сторон.

Усиление Московского княжества вело к изменению отношения к татарам. Политика повиновения сменялась политикой борьбы против Орды.

Иван Калита первый начал выкупать у ханов Орды ярлыки, дававшие право на сбор дани в тех городах, чьи князья сами не справлялись со сбором ордынской дани. Успешный сбор этой дани московскими боярами давал князю новые средства: князь тратил их на выкуп новых ярлыков и на строительство каменных храмов в Москве.

Такая схема «деньги-власть-деньги» привела на Руси в XIV в. к зарождению «государственного капитализма» (опоры московского самодержавия), в то время как в Европе зарождался частный капитализм.

Свидетельством крепнущей мощи русских земель стала победа в 1378 г. на реке Воже и особенно победа на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Несмотря на возобновление выплаты дани после захвата Москвы ханом Тохтамышем, зависимость от Орды все более ослабевала. Дмитрий Донской передал в наследство своему сыну Василию 1 Владимирский великокняжеский престол без ханского ярлыка. Со смертью Василия 1 наступил период длительного политического кризиса. Опираясь на церковь и используя союз с Ордой, его сын Василий I I Темный одержал победу над своими соперниками, что означало окончательную победу объединительной тенденции вокруг Москвы. Она закрепилась при Иване III и Василии III . В княжение Ивана III образовалась основная территория России, страна окончательно освободилась от ига, сформировались политические основы централизованного государства. Мобилизовав большие военные силы и при этом не встречая от населения серьезного сопротивления, Иван III осуществил объединение под своей властью различных областей Великороссии. Унаследовав от отца Московское княжество в 400 тыс. км, сыну он передал державу с площадью 2 млн. км.

По мере объединения русских земель под властью Московского государства менялся и характер власти, ее организация и идеология. С 1485 г. Иван III в переписке именует себя «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси». Вскоре появляется и более высокий титул «царь всея Руси», но официально первое коронование на царство было проведено Иваном IV Грозным . После освобождения русского государства от зависимости Золотой Орды к великокняжескому титулу иногда стали добавлять слово самодержец – сначала в смысле независимости князя от других государств, а затем в смысле неограниченности его власти. Во второй половине XV в. входит в употребление название Россия (так называли Русь греки и византийцы). Удельными князьями оставались главным образом братья и племянники великого князя, но они не имели права чеканить монету, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами и вести суд по важнейшим делам.

Для укрепления власти и повышения ее престижа Иван III после смерти первой жены (тверская княгиня Мария Борисовна) сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Софьей Палеолог. Брак был весьма символичен. Софья своим замужеством как бы делала московских государей преемниками византийских императоров. Царевна как наследница павшего византийского дома перенесла его державные права в Москву – новый Царьград. Вводился новый, сложный придворный церемониал и появляется так называемая Шапка Мономаха , которая, якобы, была подарена Византийским императором Владимиру Мономаху.

Был введен новый герб, объединивший старые – московский (всадник, поражающий копьем змея) и византийский (двухглавый орел, символизирующий единство восточной и западной Римской империи).

По мере процесса объединения и централизации изменялась организация управления государством. Система удельного княжения сократилась. Бывшие удельные князья пополнили ряды московского боярства. Самые знатные из них входили в состав Боярской думы – высшего совещательного государственного органа, обладавшего законодательными, военно-административными и судебными функциям.

В Боярской думе совместно с великим князем решались все важнейшие государственные вопросы и вопросы дворцового хозяйства. Представители феодальной аристократии заведовали казной, командовали войсками, управляли областями, вели дипломатические переговоры и т. д. Помимо думы существовало два исполнительных органа: государев дворец и государева казна, но четкого разделения функций между ними не было. Дворец в основном ведал государевыми дворцовыми землями, для управления вновь присоединенными землями создавался свой дворец. Казна ведала преимущественно государственной печатью, финансами и внешней политикой.

Вместе с системой дворцов в конце XV в. зарождаются центральные правительственные учреждения общерусского характера, которые ведали отдельными отраслями управления на всех землях государства. Они получили название изб, а затем – приказов.

Во главе каждого приказа обычно стоял боярин, но главным лицом становились дьяки – управляющие канцелярией и их помощники, которые формировались из среды служивого дворянства.

Складывалась и система местного управления. Основная территория делилась на уезды, а уезды – на волости и станы. Общее управление на местах находилось в введении наместников и волостелей, которые выполняли функции судей, сборщиков дани, военачальников города и уезда. По старому обычаю они «кормились», содержались за счет местного населения. Первоначально кормления ничем не ограничивались, позже были установлены фиксированные нормы.

В процессе формирования централизованного государства складываются сословия. В частности, в связи расширением российских границ и оттоком населения на окраины возникает служилое сословие и происходит закрепощение крестьян. Государство не было заинтересовано в оттоке населения, так как для службы на великого князя возможен был только вариант условного землевладения (предоставление земли с живущими на ней крестьянами за военную или гражданскую службу). Таким образом формировалась поместная система, при которой государство могло всегда располагать значительными военными силами без материальных затрат на их содержание. Условность такого землевладения заключалась в том, что оно не носило наследственного характера и даже не было пожизненным, а зависело только от факта несения службы. Помещик должен был служить сам и выводить определенное число вооруженных людей.

Как система поместное землевладение сложилось к концу XV в., когда Иван III, затем Василий III ввели поместную раздачу значительного массива новых земель. Главным юридическим признаком служилого сословия было право владения землей и крестьянами при условии несения государственной службы.

Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» (1497 г.) с едиными юридическими нормами.

Его историческое значение заключалось в том, что нормы процессуального, гражданского, а отчасти и административного права Московской земли были систематизированы и распространены на всю территорию государства. В нормах и статьях судебника мало новизны, в нем даже не отразились важных реалии нового государственного устройства. Главное было в другом – в унификации правовых установлений, в упорядочивании самого процесса судопроизводства и порядка функционирования судебных инстанций в центре и на местах.

С «Судебником» связано начало формирования крепостного права: 57 ст. ограничивала крестьянам сроки ухода от владельца неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября).

Достаточно сложным и противоречивым было отношение к централизации православного духовенства. Русская церковь как организация всегда выступала сторонницей государственного единства.

Долгое время (в период удельной раздробленности) церковь оставалась единственной хранительницей идеи общности. Константинопольский патриарх поощрял создание митрополий по национально-государственному признаку, неудивительно поэтому, что многие русский митрополиты, даже выходцы из Византии, заботились не только о собственных церковных нуждах, но и о проблемах государственных.

Сотрудничество митрополитов и московских князей началось при Иване Калите. В 1299 г. после разорения Киева монголо-татарами митрополит Максим переехал во Владимир, а с 1328 г. глава Русской православной церкви постоянно жил в Москве. Пребывание митрополитов в Москве, постепенно ставшее традицией, способствовало росту влияния потомков Калиты. Поддерживая, как правило, московских князей, представители церкви не забывали о своей общерусской миссии и неоднократно выступали посредниками между князьями или гарантами их соглашений.

Собирание русских земель вокруг Москвы соответствовало идеалам Русской православной церкви, однако среди духовенства не было единодушия на способы управления Московским княжеством, границы которого постепенно почти совпали с границами Московской митрополии. Спорным были вопрос о роли церкви в складывающемся государстве. В середине XV в., после падения Константинополя, Московская митрополия обрела фактическую самостоятельность. Следствием этого стала большая зависимость церкви от московских князей, с чем не все иерархи хотели мириться. Поэтому отношение к великокняжеской власти и конкретным ее действиям в церковной среде далеко не всегда было однозначным.

Некоторые иерархи церкви стремились перенести на русскую почву сложившиеся в Византии представления о единстве папства и священства; монарх при этом признавался не только главой светской власти, но и вершителем воли Бога на земле. В соответствии с распространенными в Византии взглядами император, обладая особыми полномочиями в защите православной веры и вследствие этого, должен был вмешиваться в вопросы церковной организации, курировать взаимоотношения государства и церковной власти, контролировать замещение высших духовных должностей; слово монарха имело определенный вес при решении догматических или связанных с обрядностью проблем.

Для восприятия этой концепции на Руси существовали серьёзные предпосылки, еще в XIV в. московские князья активно влияли на назначение митрополитов, посылали в Константинополь своих кандидатов с рекомендательными письмами и богатыми подношениями.

После фактического обособления русской митрополии московские князья распоряжались митрополичьей кафедрой по своему усмотрению; архиерейские соборы редко отваживались оспаривать мнение светских властей.

После падения Константинополя (1433 г.) в Московской Руси постепенно складывались представления о том, что великие князья должны играть в православном мире ту роль, которая ранее принадлежала императорам Византии. Некоторые деятели церкви охотно восприняли константинопольскую традицию прославления монарха как основного оплота веры.

Русское духовенство XV – XVI вв. выдвинуло из своей среды деятелей, способных по-другому поставить и решить вопрос о взаимоотношении церкви и государства. Иосиф Волоцкой (в миру Иван Санин), долгое время возглавлявший основанный им Волоколамский монастырь, прославился не только личным благочестием и умением рачительно вести монастырское хозяйство, используя накопленные в нем богатства для щедрой благотворительности, но и активным участием в полемике о социальном и политическом значении церкви. Преподобный Иосиф исходил из традиционной концепции православного царства, но отказывался признать поучение церкви светской властью. Государь заслуживает почитания в меру своего попечения о делах веры, данной от Бога, власти необходимо повиноваться, но подданные освобождаются от долга повиновения, если государь проявляет лукавство, корыстолюбие, если он несправедлив и злобен или не придерживается истинной веры.

Отвергая как противопоставление духовной и светской власти, так и вмешательство последней в дела церкви, Иосиф вместе с тем не был сторонником теократии, то есть наделения церковных иерархов государственными полномочиями. В то же время он не считал допустимым и самоустранение церкви от общегосударственных забот. Распространение обычая завещания сел монастырям с условием упоминания имени дарителя в молитвах приводило к быстрому росту церковных вотчин, князьям же было необходимо много новых земель, раздавая которые, можно было создать сословие зависимых от центральной власти людей – исполнителей различных государственных дел. Одним из возможных источников этого могли стать церковные земли.

Иван III ограничился лишь частичной секуляризацией (обмирщением) церковных земель в новоприсоединенной Новгородской земле. Тем самым он получил землю и ослабил потенциальную оппозицию – новгородское священство, среди которого были противники присоединения к Москве.

Была предпринята попытка вмешательства государства и в чисто церковные дела, в частности, по вопросу о подчиненности монастырей, еще одна область пересечения государственных и церковных интересов была связана с появлением на Руси ересей – религиозных движений, которые отвергали какие-либо элементы учения официальной церкви. Антиеретические судебные разбирательства в большинстве случаев затевались не столько для защиты чистоты веры, сколько для расправы с политическими соперниками.

В отличие от западно-европейских стран, где, несмотря на местные особенности, в целом идет движение к расширению товарно-денежных отношений и, следовательно, к становлению капитализма, Россия в XVI в. окончательно вступила на собственный, специфический путь развития.

В территориальном плане в первой трети XVI в. завершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского. Территория Русского государства охватила восточную и северную части бывших древнерусских земель. По территории страна занимала второе место в Европе, но по плотности населения (2 человека на 1 км 2) – одно из последних.

В рамках этого государства складывалась русская (великорусская) народность.

Формировавшиеся внутренние структуры Русского государства не поспевали за стремительным расширением его территории. Вплоть до середины XVI в. в них сохранились черты великокняжеского управления. Разветвленного централизованного госаппарата еще не сложилось. Многие независимые в недалеком прошлом князья сохраняли определенную самостоятельность, пользовались значительными привилегиями, имели вассалов и т. д. Не были окончательно унифицированы денежная система, система мер и весов.

Тем не менее постепенно структура государства централизовывалась и упорядочивалась. Возрастала концентрация власти у московских государей. Они не очень ориентировались на какую-либо законность, нормы договорного права (на котором основывалась государственная власть в Западной Европе). Российские правители рассматривали государство как свою вотчину, которой можно распоряжаться по своему собственному разумению.

Падение Византии под ударами турок-османов сделало Россию последним оплотом православия и способствовало определенной идеологии верховной государственной власти. С XVI в. распространяется идея о Москве как о «третьем Риме», в которой особенно тесно переплелись религиозные и политические мотивы. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что первый Рим пал из-за ересей, второй (Византия) – из-за унии с католичеством на Флорентийском соборе в 1439 г., (при попытке обретения помощи со стороны Запада в борьбе против турков). Третий истинно христианский Рим – Москва, стоит, и четвертому «не быть». Таким образом, сохранение православия рассматривалось как важнейшее условие национальной независимости, государственной мощи, а русские государи при этом должны были выступать как хранители веры.

Ведущей отраслью хозяйства по-прежнему оставалось земледелие. Земельная собственность носила сословный характер: на окраинах была распространена государственная (черносотенное крестьянство), в центральных районах преобладала вотчинная и поместная (светская, монастырская и церковная). Если владелец вотчины обладал правом передачи земли по наследству, ее продажи и заклада, то поместья отдавались только в пожизненное владение за военную службу дворянам-поместникам.

В это же время начинается рост товарного производства и специализация отдельных районов. В этой связи происходит возникновение и рост торгово-ремесленных поселений – рядов, посадов и городов. К середине XVI в. насчитывалось до 160 городов, крупнейшим из которых была Москва (свыше 100 тыс. человек), остальные имели гораздо меньшую численность (например, в Новгороде 26 тысяч).

Вторая половина XVI в. – наиболее противоречивое время в истории России, которое получило название смутное . Переломный характер этого века ощущали уже младшие современники той мрачной эпохи. Вряд ли случайно, что почти все авторы первой половины XVII в., писавшие о том времени, начинали свой рассказ о деятельности того царя, который «множество народу от мала до велика при царстве своем погубил и многие грады своя поплине», хотя и был «муж чудного рассуждения».

К середине XIX в. в российской исторической науке твердо установилось отношение к царю Ивану IV как жестокому и злобному тирану.

Н. М. Карамзин взял на вооружение концепцию «двух Иванов», созданную сначала верным воеводой Ивана Грозного, а потом политическим врагом князем Андреем Курбским . Первое время Иван был «добрым и нарочитым», а затем «грех ради наших сопротивным обретеся».

Официальной эта концепция стала при первом Романове – Михаиле Федоровиче (1613 – 1645 гг.). С одной стороны, новой династии нужно было решительно отмежеваться от опричных зверств, с другой – лишь через родство с царем Иваном IV новый царь имел право на престол (дед Михаил – родной брат первой жены Ивана IV Анастасии и дядя царя Федора Ивановича – младшего сына Ивана IV от Анастасии). Именно на этом фоне возникла карамзинская концепция Грозного – добродетельного царя и мудрого государственного мужа в первую половину своего царствования и тирана-деспота во вторую.

С. М. Соловьев считал деятельность Грозного при всех жестокостях шагом вперед, к победе государственных начал в борьбе с родовыми началами. Соловьев не забывал и о морали. Он писал, что «не произнесет историк слова оправдания такому человеку» но последователи Соловьева полностью отказались от моральных оценок как ненаучных.

Историк конца XIX – первой половины XX вв. С. Ф. Платонов создал концепцию деятельности Ивана IV и, в первую очередь, опричнины, которая с небольшими изменениями дошла до наших дней. Опричнина рассматривается как «дворянская революция». Утверждению этой концепции способствовала не только привлекательность и логика, но и политические факторы. Иван IV импонировал И. В. Сталину. Террор Грозного оправдывался как государственная необходимость. С начала 40-х гг. его рассматривали как выдающегося государственного деятеля и патриота.

Со второй половины 50-х гг. возникает новый подход. А. А. Зимин отрицает точку зрения на опричнину как на борьбу дворян и бояр, что приводило к выводу о ее прогрессивности. Он показал, что опричнина утвердила режим личной власти.

В целях укрепления центральной власти 16 января 1547 г. по задуманному митрополитом Макарием ритуалу 17-летний великий князь Иван принял царский титул и формально был приравнен к западно-европейским королевским титулам. Тем самым подчеркивалась неограниченность власти монарха внутри государства. Через месяц также по инициативе митрополита был созван церковный собор, канонизировавший большое число местных святых, что идеологически подчеркивало превращение страны в единую Российскую державу.

События 1547 г. обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников князь А. М. Курбский впоследствии назвал Избранной Радой. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная Рада была по сути правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целую серию крупных реформ.

Важнейшим шагом правительства был созыв в 1549 г. первого Земского «Собора примирения». Собор принял решение о составлении нового Судебника (утвержден в 1550 г.), в котором нашли отражение новые моменты судопроизводства – контроль над наместниками и взимание единой государственной пошлины.

Для укрепления вооруженных сил был приведен ряд военных реформ: отменили местничество (замещение должностей в войске в зависимости от знатности) на время походов, был определен единый порядок прохождения воинской службы, сформировано стрелецкое войско.

В 50-е годы укрепляется царский госаппарат, совершенствуется приказная система, число приказов постоянно растет в связи с усложнением функций управления. Значение приказов возрастает и в связи с перераспределением властных прерогатив в пользу центра. Отмена кормления и земская реформа повлекли за собой перестройку судебной и финансово-налоговой систем. По сути реформы сближали различные группы феодалов, уравнивая их по принципу денежного обеспечения – «государево жалованье». Процесс централизации государства неизбежно сопровождался борьбой за власть в кругах аристократических группировок, но ни одна из них не ставила под сомнение сам принцип единства государственной территории. Борьба велась не ради разрушения формировавшегося аппарата центральной власти, а во имя овладения ключевыми позициями в этом аппарате. После воцарения Ивана IV встал вопрос о формах власти и степени участия ведущих социальных сил общества в управлении страной. В связи с этим возникли две противоположные точки зрения. Согласно первой наследственная монархическая власть, стоящая над обществом, необходима, но при этом царь должен делиться своей властью с верхушкой общества (западно-европейская традиция).

Вторая точка зрения на распределение власти, восходящая к византийским традициям и идеям, сложившимся в северо-восточных княжествах в годы ига – концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха. Грозный воспринял именно ее. Он обосновал и пытался применять на практике теорию безусловной и всеобъемлющей власти царя – самодержца, что выразилось в таком явлении, как опричнина .

Форсирование централизации и утверждение самовластия путем опричного террора и разорения страны привели к губительным последствиям. В стране разразился тяжелейший экономический кризис, усилению которого способствовали и поражение в Ливонской войне 1558 – 1583 гг., и эпидемия чумы начала 70-х гг. XVI в. Хозяйственная разруха, вызвавшая массовое бегство крестьян на окраины государства, ускорила процесс становления крепостного права в государственном масштабе, причем в очень жестких формах. Социальное напряжение, продолженное опричным террором, в сочетании с социальным напряжением, вызванным закрепощением крестьян, породили острейший кризис. Война царя со своими подданными в период опричнины вызвали политическую нестабильность, что получило название смутного времени.

К концу XVI в. в основном оформились специфические черты российского общества. В своей совокупности они означали, что страна окончательно вступила на особый путь развития, качественно отличающийся от западно-европейского. Его характерными признаками были гипертрофированная роль государства, самодержавие и крепостное право. В жесткой зависимости от государства оказались не только крестьяне и посадский люд, но и представители господствующего сословия. Несмотря на формальную самостоятельность, церковь также становится зависимой от государства.

Сословно-представительская монархия в России в отличие от западно-европейских стран не утвердилась, хотя органы сословного представительства в центре и на местах начинали складываться. В земских соборах отсутствовала выборность членов, т. е. не был определен порядок представительства (в отличие от английского парламента или французских Генеральных штатов). Они не стали постоянным органом власти и играли менее самостоятельную роль, чем подобные учреждения западных стран, но сохранились на протяжении столетия.

Хотя абсолютная власть монарха в чем-то сопоставима с властью русских царей, но определяющая роль государства в сфере общественных отношений была свойственна только России, что сближало её со средневековыми державами Востока.

Важнейшие события исторического периода

1399 – 1425 гг. Правление Василия I .

1425 – 1462 гг. Правление Василия II Темного.

1433 – 1453 гг. Большая междоусобная война.

1462 – 1505 гг. Правление Ивана III.

1465 – 1469 гг. Война Ивана III с казанским ханством.

1478 г. Падение Новгородской республики. Присоединение Новгорода к Москве.

1430 г. Стояние на реке Угре.

1484 – 1508 гг. Строительство Московского Кремля, соборов, Грановитой палаты.

1485 г. Присоединение к Москве Твери.

1497 г. «Судебник» Ивана III.

1505 – 1533 гг. Правление Василия III.

1533 – 1584 гг. Правление Ивана IV Грозного.

1547 – 1560 гг. Деятельность «Избранной Рады».

1549 г. Созыв Земского собора.

1549 – 1560 гг. Реформы «Избранной Рады».

1550 г. «Судебник» Ивана IV .

3 октября 1550 г. Начало проведения военной реформы. Создание стрелецкого войска.

1551 г. Стоглавый собор русской православной церкви.

1565 – 1672 гг. Опричнина.

1565 – 1570 гг. Карательный поход опричного войска.

1581 г. Введение заповедных лет.

1584 – 1598 гг. Правление Федора Иоанновича.

1586 г. Регентство Бориса Годунова при Федоре Иоанновиче.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные признаки централизованного государства.

2. Как характеризуют отечественные историки процесс централизации русских земель?

3. Что способствовало превращению Москвы в центр объединительного процесса?

4. Какие внешние признаки свидетельствовали о складывании единого русского государства?

5. Как изменялась организация государственного управления?

6. Какие новые органы управления возникали в складывающемся государстве, какими функциями они были наделены?

7. Какой новый вид землевладения сформировался в указанный период, чем он отличался от вотчины? Охарактеризуйте «Судебник» 1497 г.

8. Какие тенденции во взаимоотношениях церкви и государства сформировались в указанный период?

9. Охарактеризуйте особенности развития Русского государства в первой половине XVI в.

10. Какую оценку имеет деятельность Ивана IV Грозного в исторической литературе?

11. Какое значение имеет политика Ивана IV Грозного в первой половине его правления?

12. Каковы последствия периода правления, именуемого опричниной?

Окончательный распад Руси в 1132 году был неизбежным. Развитие феодального общества всегда приводит к этому. Само по себе это явление не является негативным для общества соответствующей эпохи. Конечно, уроки истории в школе, а также изучение древней литературы прививают потомкам негативный оттенок раздробленности. Достаточно вспомнить некоторых авторов, которые «мирили» князей, предупреждали их об опасности дробления государства. Однако этот процесс, наоборот, приводит к развитию периферии, расцвету культуры, производительных сил в каждой земле. Раздробленность «выжимает» из удельных княжеств максимум перед тем, как объединиться в более сильное государство с единым рынком.

Раздробленность совпадает с нашествием

Образование централизованного не было быстрым, несмотря на все предпосылки. Всему виной - нашествие в 30-х годах 13 века полчищ монголо-татаров. Их экспансия отодвинула образование централизованного Российского государства на несколько веков, а удельные центры Руси из мощных богатых городов превратились в захудалые деревеньки. Княжеская администрация в период монгольской оккупации перестала заботиться о вверенных им территориях. Ее главная задача - собрать вовремя дань завоевателям, не забыв при этом и про себя. Чем сильнее становилось княжество, тем опаснее в глазах монголов оно считалось.

Забытые «подвиги» Александра Невского

История этого времени насчитывает несколько случаев тотального уничтожения целых городов, осмелившихся восстать против власти ханов. Самое примечательное то, что такие заговоры «топили в крови» русские же князья. Один из главных пособников монголов - наш «защитник» веры Александр Невский. Несколько раз по приказу ханов он лично возглавлял карательные экспедиции против восставших. Однако именно Александр Невский начал новую династию, с которой и связано объединение русских земель вокруг Москвы.

Предпосылки образования Российского централизованного государства

Бывшая Русь не могла не объединиться в единое государство. Этому способствовали:

  • Единый язык.
  • Общая вера.
  • Совместные традиции, законы.
  • Унифицированные меры счета.
  • Родственные связи и т. д.

Развитие сельского хозяйства

Пока развитие производительных сил не достигает пика в регионах, об объединении говорить рано. Но с начала начинается активное экономическое сотрудничество между некогда едиными землями. Причина этого - интенсивное развитие сельского хозяйства.

Земли уже научились жить под гнетом. Однако не стоит забывать, что «монгольский колпак» надежно защищал от крупномасштабных войн и вторжений. Мирное развитие привело к тому, что некогда пустующие территории начали вновь развиваться. Кроме того, захватчики показали новые отрасли, которые ранее не осваивали русичи, - животноводство и коневодство. Произошло экономическое районирование, без которого активное хозяйственное взаимодействие было бы просто бесполезным. Поэтому на образование централизованного российского государства повлияла необходимость создания единого рынка. Но больше всех это было нужно крупным феодалам. Самым крупным из них являлась церковь. О ней пойдет речь далее.

Роль церкви

Принадлежит огромная роль церкви в образовании Российского централизованного государства. Связано это с тем, что при монголо-татарском нашествии захватчики не тронули ее. Наоборот, они дали ей полную свободу и независимость. Мудрость монголов не знает аналогов в истории - они никогда не изменяли покоренные народы. Находясь, как правило, ниже по культурному и техническому развитию, чем покоренные народы, монголо-татары старались взять на вооружение все значимые результаты их развития. Однако даже то, что им было не нужно, сохранялось: религия, литература, искусство. Лишь политические вольности были ограничены. Что касается экономического и культурного развития, то здесь давалась полная свобода выбора, лишь бы вовремя платился «выход».

Приняв мусульманство, ордынцы ни разу не ставили вопрос ущемления православия на Руси и навязывания другой религии. Они понимали, что для простого человека дань считается привычным делом. Неважно, куда она пойдет - в Киев либо в Сарай. Однако покушение на веру, на душу - с этим человек не мог мириться. Жизнь воспринималась как временное пристанище перед вечным блаженством. Попытаться это изменить - и русские люди будут умирать в борьбе против захватчиков.

Оккупация Руси приводит к возвышению церкви

По этой причине церковь на Руси не только не угасла, но и, наоборот, разбогатела. Ей давались пустующие земли, которые были разорены войной и разрухой. Кроме этого церковь была мощным феодалом. К ней сбегались обиженные и угнетенные люди. Здесь они получали убежище, кров, но обязаны быди трудиться на ее благо. Условия, конечно, намного мягче, чем у обычных феодалов. Церковь освобождалась от выплаты обязательного монгольского «выхода», а святые отцы были скромнее, нежели светские аристократы.

Растущая мощь феодалов требовала единого государства

Мощь монастырей и крупных феодалов требовала единого государства, чтобы законодательно закрепить свое привилегированное положение не в каждом отдельном княжестве, а на единой обширной территории с мощным административным аппаратом. Поэтому церковь первая из феодалов поддержала объединение русских земель вокруг Москвы. Именно переезд сюда из Владимира единого для всех русских земель митрополита задолго до ее возвышения позволяет сделать такие выводы.

Создание единого государства: этап первый (конец 13 века - 1462 год)

Создание централизованного Российского государства проходило в несколько этапов. Сначала решался вопрос будущей столицы. Сегодня в это трудно поверить, но образование централизованного Российского государства могло произойти под флагом Твери, а не Москвы, так как она имела намного больше шансов для этого:

  • выгодное географическое положение;
  • крупный центр;
  • первоначальная поддержка ханов;
  • экономическая и военная сила.

Слабость - главное преимущество

Однако особенности образования Российского централизованного государства в том, что вышеназванные преимущества в борьбе за лидерство нередко перерастали в недостатки. Ханы с недоверием относились к подобным центрам. Сначала они разоружили город Владимир, сделав его лишь номинальным центром. Напомним, что главный титул на Руси носил название «Великий князь Владимирский». С ним русские князья получали ярлык на административное руководство во всех городах. Однако сам город Владимир превратился в деревню, так как монголы следили за невозможностью его возвышения. Они опасались, что он может стать знаменем освободительной борьбы против ханов.

Победителей не судят

При первом Данииле Александровиче (1282-1303 гг.) к Москве отходили только окрестные деревушки в радиусе 40 км. Однако потомки победителя немцев и шведов за 80 лет сделали, пожалуй, все, что только можно: породнились с ханом, накопили денежные средства, скупили все свободные боярские вотчины в других княжествах, перенесли резиденцию митрополита к себе, а также жестоко подавили восстание в Твери против хана, сравняв этот город с землей.

Первое сопротивление

К 1380 году, поверив в свои силы, князь Дмитрий решил дать сопротивления Орде. Конечно, что бы там ни говорили летописи и древнерусские авторы, была не против хана, а против одного из ордынского мурзы - Мамая. Говоря современным языком, «выскочки», который не имел никакой легитимной власти во всей Орде. Но сам по себе факт неповиновения дал повод к тому, что уже официальный спустя 2 года, в 1382 году, лично принял участие в походе против Москвы и сжег ее до основания. Учебники истории много говорят о Куликовской битве, ее значении, победе. Однако всего лишь две строчки в них упоминается о карательных расправах над русскими после этого события.

Объединение не остановить

Кроме битвы с Золотой Ордой Дмитрий Донской продолжил образование централизованного Российского государства. К Москве были присоединены Дмитров, Углич, Стародуб, Кострома, территории Белоозера.

К концу 14 века делаются первые шаги по присоединению Однако даже закрепить за собой право на Двинскую землю не удается. Новгород -серьезный богатейший торговый центр не только Руси, но и мира. Огромные финансы позволяли ей давать любой отпор захватчикам. Лишь позже, после присоединения всех земель, которые поставляли хлеб для свободолюбивой республики, Москва при помощи шантажа и экономической блокады пробила брешь в обороне Новгорода. Зависимость Новгорода от зерна сыграла злую шутку с республикой.

Завершающий этап

Завершающий этап объединения относят к 1462-1533 году - от правления Ивана III (1462-1505) до окончания княжения его сына Василия III (1505-1533). После них единое государство просуществует мирно лишь при Иване Грозном. Если, конечно, это время можно назвать мирным. После чего наступит длинный период Смутного времени и интервенций.

Образование Российского централизованного государства (14-15 вв.) связано со следующими важнейшими событиями:

  • Присоединением Твери.
  • Присоединением Новгорода.

После свержения Орды в 1480 году уже не было силы, способной помешать такому процессу, как формирование централизованного Российского государства.

Хронология присоединения

  • 1478 год - Иван III силой присоединяет Новгород. Москва в два раза увеличивается территориально.
  • 1485 год - окончательно присоединяется главный политический враг Москвы - Тверь.
  • 1489 - Вятская земля с многочисленным нерусским населением.
  • 1510 год - Псков, который отсоединился в свое время от Новгорода. После этого присоединение последнего оставалось лишь делом времени.
  • 1514 год - Москва в ходе войны с Литвой отвоевывает старинный русский город Смоленск. Этот город в будущем еще станет камнем преткновения во внешней политике Российского государства и приведет к постоянным войнам с Речью Посполитой.
  • 1521 год - формально присоединяется Рязань, хотя фактически давно московские князья перетянули на свою сторону всех рязанских бояр.

Хочется сказать, что Московия, как тогда называли нашу страну, была самой крупной в Европе. Но образование и развитие Российского централизованного государства не были мирными. Процессы сопровождались постоянными войнами, подкупами, казнями, предательством.

Образование централизованного Российского государства. Политика Ивана III и Василия III

После завершения процесса объединения началось проведение политики по закрепощению крестьян. Собственно, то, чего и добивались феодалы, в том числе и церковь. Именно в судебнике Ивана III 1497 года впервые зафиксировано ограничение права по уходу крестьян от помещиков. Конечно, до конца гайки не закрутили, но само такое ограничения уже было серьезным потрясением. Пока еще крестьянам разрешалось переходить за одну неделю до Юрьева дня, в конце ноября, и одну неделю позже, в начале декабря. Однако Судебник 1550 года Ивана Грозного отменит и это правило. Отсюда пойдет поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», что справедливо отражает изначальное недоверие при его введении.

Правила перехода крестьян

Что касается сроков перехода, то здесь все логично. Цикл сельскохозяйственных работ был ограничен. Если работники уйдут от помещика в середине цикла, то это обернется разорением для него. Новшеств при переходе было два:

  • Короткий срок, равнявшийся двум неделям осени.
  • Необходимостью заплатить «пожилое».

Последний пункт означает то, что крестьянин не имел право просто так уйти от феодала. Нужно было еще заплатить за рабочие руки плюс за постой, то есть за проживание в доме. Если работник занимал двор более четырех лет, то он был обязан заплатить полную стоимость нового здания.

Таким образом, образование единого государства привело к началу закрепощения крестьян на земле, так как появилась административная возможность контролировать их передвижения.

Хронология

  • 1276 — 1303 гг. Княжение Даниила Александровича. Образование Московского княжества.
  • 1325 — 1340 гг. Княжение Ивана Даниловича Калиты.
  • 1462 — 1505 гг. Княжение Ивана III Васильевича.
  • 1480 г. “Стояние” на реке Угра, освобождение русских земель от золотоордынского ига.

Возвышение Москвы

Правители вступивших в соперничество с Москвой княжеств, не обладая достаточными собственными силами, были вынуждены искать поддержку в Орде или у Литвы. Поэтому борьба с ними московских князей приобрела характер составной части национально-освободительной борьбы и получила поддержку и влиятельной церкви, и населения, заинтересованного в государственном объединении страны.

С конца 60-х гг. XIV в. началась длительная борьба между великим князем Дмитрием Ивановичем (1359 — 1389 гг.) и творским князем Михаилом Александровичем, вступившим в союз с великим князем Литовским Ольгердом.

Ко времени правления Дмитрия Ивановича Золотая Орда вступила в период ослабления и затяжных усобиц между феодальной знатью. Отношения Орды и русских княжеств становились все более напряженными. В конце 70-х гг. к власти в Орде пришел Мамай, который, приостановив начавшийся распад Орды, начал подготовку к походу на Русь. Борьба за свержение ига и обеспечение безопасности от внешней агрессии становилась важнейшим условием завершения начатого Москвой государственно-политического объединения Руси.

Летом 1380 г., собрав почти все силы Орды, в которые входили также отряды наемников из генуэзских колоний в Крыму и вассальных Орде народов Северного Кавказа и Поволжья, Мамай выступил к Южным границам Рязанского княжества, где стал ожидать подхода войск Литовского князя Ягайло и Олега Рязанского. Нависшая над Русью страшная угроза подняла на борьбу с захватчиками весь русский народ. В короткий срок в Москве собрались полки и ополченцы из крестьян и ремесленников почти из всех русских земель и княжеств.

8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва - одна из крупнейших битв средневековья, которая решила судьбу государств и народов

Куликовская битва

Эта битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра — организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

Перед смертью Дмитрий Донской передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию I (1389 — 1425 гг.), уже не спрашивая права на ярлык в Орде.

Завершение объединения русских земель

В конце ХIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежавших сыновьям Дмитрия Донского. После смерти Василия I в 1425 г. борьбу за великокняжеский престол начали его сын Василий II и Юрий (младший сын Дмитрия Донского), а после смерти Юрия — его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Это была настоящая средневековая борьба за престол, когда в ход шли ослепления, отравления, заговоры и обманы (ослепленный противниками, Василий II был прозван Темным). Фактически это было крупнейшее столкновение сторонников и противников централизации. В результате, по образному выражению В.О. Ключевского «под шум удельных княжеских ссор и татарских погромов общество оказало поддержку Василию Темному» . Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления

Ивана III (1462 — 1505 гг.) и Василия III (1505 — 1533 гг.).

На протяжении 150 лет до Ивана III шло собирание русских земель и сосредоточение власти в руках Московских князей. При Иване III великий князь возвышается над остальными князьями не только количеством силы и владений, но и объемом власти. Не случайно появляется и новый титул “государь”. Двуглавый орел становится символом государства, когда в 1472 г. Иван III женится на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул “Божьей милостью государя Всея Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель”.

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Начал складываться централизованный аппарат управления. Боярская Дума состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничие — два высших чина в государстве). Кроме московских бояр с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещательные функции о “делах земли”.С увеличением функции государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, судебными, финансовыми делами. Поэтому были созданы «столы», управляемые дьяками, которые позже преобразовались в приказы. Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали принципы неразрывности судебной и административной власти. Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, при Иване III в 1497 г. был составлен Судебник.

В 1480 г. было окончательно свергнуто . Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре.

Образование Российского централизованного государства

В конце XV — начале XVI вв. в состав Российского государства вошли Чернигово-Северские земли. В 1510 г. в состав государства была включена и Псковская земля. В 1514 г. в состав Московского великого княжества вошел русский старинный город Смоленск. И, наконец, в 1521 г. прекратило существование и Рязанское княжество. Именно в этот период объединение русских земель было в основном завершено. Образовалась огромная держава — одно из самых крупных государств в Европе. В рамках этого государства была объединена русская народность. Это закономерный процесс исторического развития. С конца XV в. стал употребляться термин “Россия”.

Социально-экономическое развитие в XIV — XVI вв.

Общая тенденция в социально-экономическом развитии страны в этот период — интенсивный рост феодального землевладения . Основной, господствующей его формой была вотчина, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

Дворяне, оставлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника (от слова “поместье” дворян называли также помещиками). Срок службы устанавливался договором.

В XVI в. происходит укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества становится феодальная собственность на землю в трех ее видах: поместная, вотчинная и государственная. Появляется новый термин “крестьяне”, ставший названием угнетенного класса русского общества. По своему социальному положению крестьяне делились на три группы: владельческие крестьяне принадлежали различным светским и церковным феодалам; дворцовые крестьяне, находившиеся во владении дворцового ведомства московских великих князей (царей); черносошные (позже государственные) крестьяне жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.

Разгром старых, крупных городов, таких, как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII — XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Больших успехов достигли такие отрасли ремесла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело.

Образование Российского централизованного государства

Русские земли в период раздробленности ослабели настолько, что Русь могла потерять независимость. Ее подтачивали борьба с внешними врагами и внутренние раздоры феодалов. Централизация стала исторической необходимостью.

Централизованным называется государство, где происходит политическое и экономическое объединение вокруг сильной центральной власти и устанавливаетсянеограниченная монархия – самодержавие, абсолютизм. В таком государстве действуют единые законы и общее управление на всей территории страны. В Россиицентрализация – это длительный процесс борьбы с раздробленностью в XIV-XV вв. В конце XV в. при Иване III было создано единое государство с центром в Москве, которое укрепилось в XVI в. при Василии III и Иване IV, окончательно сложилось в XVII в. при первых Романовых и завершилось формированием абсолютизма при Петре I в начале XVIII в.

Причины объединения связаны с проводимой первыми московскими князьями политикой собирания русских земель вокруг Москвы, в установлении единого всероссийского рынка и опоре властей на силу дворян – военных служилых людей, на поддержку городов, церкви, народа. Возникла необходимость объединения военных сил, юридического укрепления власти феодалов. Постепенно складывалось национальное государство с едиными языком, религией и культурой.

В борьбе за единство возвысилась Москва. Ее географические условия мало отличались от положения многих феодальных центров, претендовавших на власть, таких как Тверь, Суздаль, Нижний Новгород и др. Однако Москва, прикрытая другими княжествами от внешнего врага давала пристанище беженцам, поэтому ее население быстро росло. Москва становилась центром формирования русской народности. Основная причина возвышения Москвы – деятельность ее князей по собиранию сил и расширению владений, их гибкая политика по отношению к Орде и соседним княжествам, поддержка церкви.

Первым московским князем стал сын Александра Невского – Даниил (1276-1303), присоединивший Коломну и Переяславль. Его сынЮрий (1303-1325) взял Можайск, в борьбе за ярлык на Великое Владимирское княжение победил тверского князя Михаила, но был убит его сыном Дмитрием Грозные Очи, отомстившим за смерть отца.

Власть наследовал брат Иван I Калита (1325-1340), который проводил политику жесткой экономии, собирал казну («кали-та» – кошель), скупал земли, увеличивал налоги. Он вел большое строительство: построил новые деревянные стены Кремля, много храмов. Его начинания поддерживал митрополит Петр, переехавший из Владимира в Москву. В 1327 г. силами Орды Калита разгромил Тверь, воспользовавшись тем, что там были убиты ордынские сборщики налогов. За это в 1328 г. Иван I получил ярлык на Великое Владимирское княжение и перенес столицу в Москву, создав Великое Московское княжество.Москва стала политическим и религиозным центром Руси. Иван I Калита укрепил

отношения с Ордой, проводя политику подкупа (задабривания) ордынских властей, добился отмены баскачества (баскаки – представители хана по контролю за деятельностью князей и собиранию дани), присоединил многие земли.

Дело отца закрепил Симеон Гордый (1340-1353). Значительно расширив владения, он создал Русь Московскую, подчинил своей воле братьев и соседних князей, проводя дружественную политику с Ордой, правил без войн, не дал литовскому князю Ольгерду захватить русские земли. Симеон выдвинул митрополитомАлексия – сторонника московской политики, поддерживал Сергия Радонежского, основавшего Троицко-Сергиевский монастырь, сформировал группу московских бояр, боровшихся за укрепление Москвы. После Симеона Гордого правил его братИван II Красный (1353-1359). Братья присоединили Дмитров, Кострому, Стародуб и другие земли.

Дмитрий Донской (1359-1389), сын Ивана II, начал княжить с 9 лет. Однако за него фактически правил митрополитАлексий (1354-1378), который не позволил захватить власть правившему два года в Москве суздальскому князю Дмитрию Константиновичу – троюродному брату отца Дмитрия, а затем тверскому князю Михаилу Александровичу. Москва окрепла, были возведены белокаменные стены Кремля, трижды отбиты нападения Ольгерда (женат на тверской княжне и поддерживал политику Твери).

Вокруг Москвы происходил процесс сплочения княжеств, что дало возможность собрать общерусское войско. Объединение русских земель проходило в период, когда в Орде складывались предпосылки раздробленности. Дмитрий перестал платить дань, перешел к независимой от хана политике. Военачальник Мамай послал свои отряды на Русь за данью, и в 1378 г. на р. Воже ордынцы впервые были разбиты. Через два года Мамай возглавил большие силы

и двинулся на русские земли. 8 сентября 1380 г. на р. Непрядве, притоке Дона, произошла Куликовская битва . Дмитрий разделил войска на полки правой и левой руки, передовой, большой полки, резерв. В лесу был укрыт засадный полк во главе с двоюродным братом Дмитрия Владимиром Серпуховским, что

и решило исход битвы. За победу Дмитрий стал называться Донским, а Владимир – Храбрым. Победа послужила началом освобождения от ордынского ига, закрепила авторитет Московского княжества как центра всех русских земель. В 1382 г. хан Тохтамыш, захвативший власть в Орде, совершил набег на Москву, сжег город, разорил земли княжества. Пришлось временно платить ордынский выход. В 1395 г. Тохтамыш был уничтожен среднеазиатским полководцем Тимуром (Тамерланом), разгромившим Золотую Орду. В этот период Москва сумела восстановить хозяйство, окрепнуть.

Василий I (1389-1425), сын Дмитрия Донского получил правление от отца без обращения в Орду за ярлыком. Он перестал следовать традиции родового наследования (передача власти братьям по старшинству) и объявил наследником сына Василия II вместо брата Юрия, как требовало завещание Дмитрия Донского. Началась борьба за московский великокняжеский престол –феодальная война 1433-1453 гг. Князь Юрий Галицкий захватил Москву, изгнал племянника в Коломну, но в 1434 г. умер. Против Москвы выступили сыновья

Юрия Василий Косой, а затем Дмитрий Шемяка. В 1446 г. Василий II был изгнан из Москвы и ослеплен, за что стал называться Василием II Темным (1425-1462). Борьба длилась 20 лет. Победила Москва. Установилась система прямого наследования. Василий II значительно укрепил власть Москвы над многими землями, заручился поддержкой церкви, заложил основы для создания единого государства.

Хронология

1276 – Образование Московского княжества.

1325-1340 – княжение Ивана Даниловича Калиты.

1327 – антиордынское восстание в Твери.

1359-1389 – княжение Дмитрия Ивановича Донского.

1378 – поражение татар на р.Воже. 1389, 8 сентября – Куликовская битва. 1382 – оборона Москвы от Тохтамыша.

1389-1425 – княжение Василия I Дмитриевича.

1425-1462 – княжение Василия II Дмитриевича.

1439 – Флорентийская уния между католической и православной церковью. 1453 – падение Византии.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда образовалось Московское княжество? Кто был ее первым князем?

2. Обратитесь к карте и определите, какие преимущества перед другими княжествами давало Москве ее географическое положение.

3. Какие последствия для Руси имела передача функции сбора дани в руки русских князей?

Дополнительная литература

Борисов Н.С. Политика московских князей, конец ХIII – первая половина ХIV вв. – М., 1999.

Горский А.А. Москва и Орда. – М., 2000.

Российское государство при Иване III

В середине XV в. сложились условия для создания централизованного государства. В период правления сына Василия II Темного Ивана III (1462-1505) к Московскому княжеству были присоединены почти все русские земли. От Литвы перешли Чернигово-Северские владения. В 1471 г. на р. Шелони разбиты силы новгородцев, а в 1478 г. ликвидирована республика в Новгороде. В 1480 г. окончательно пало ордынское иго. Хан Ахмат был остановлен войсками Ивана III на р. Угре («Стояние на Угре») и, не добившись успеха, повернул обратно. К этому времени произошел распад Золотой Орды на несколько ханств.

После присоединения Тверского княжества (1485) Иван III стал именоваться государь всея Руси, что демонстрировало установившийся суверенитет Российского государства.

В 1497 г. введен свод законов – Судебник Ивана III. Вся полнота власти отдавалась государю. Его приближенные и князья входили в совещательный орган Боярскую думу, которая действовала по формуле: «Государь указал, бояре приговорили». Окрепломестничество: места и должности давались не по способностям, а по знатности. На местах правили представители государя – наместники (в уездах) и волостели (в волостях), жившие накормлении. Они собирали не только налоги, но и средства в свою пользу. По Судебнику крестьяне могли уходить от феодалов лишь две недели в год (неделя до и неделя после Юрьева дня – 26 ноября), расплатившись при этом с феодалом и уплатив особый налог –пожилое. Возникло ограничение крестьянской свободы. Все больше государь опирался на дворян, которые служили при его дворе ипомещались на его землях (получали от него поместья; отсюда возникло слово «помещик»). Иван III началсекуляризацию – передачу части церковной земли светским лицам (дворянам). Появились органы центрального управления – Государев дворец как орган высшего административного управления государства и Государева казна – высший орган финансового управления.

В 1453 г. турки-османы захватили ослабевшую Византию. В конце XV в. центром православия стала Москва. Иван III провозглашался преемником византийских императоров. Овдовев, он женился на византийской принцессе Софье Палеолог, взял византийский герб с изображением двуглавого орла, позже соединенный с Московским гербом – Георгием Победоносцем. В виде венца была использована «шапка Мономаха», ею государь венчал на престол сына от Софьи Палеолог Василия III. Москва отстраивалась как центр православия («Москва – Третий Рим»), Московия стала называться Россией.

Дело отца завершил Василий III (1505-1533), присоединив Рязань и Псков, отвоевав у Литвы Смоленск. Все русские земли объединились воедино в Российское государство, в котором действовало общее законодательство и управление, полностью подчинявшееся центральной власти.

Хронология

1462-1505 – княжение Ивана III Васильевича.

1471 – сражение на р. Шелонь – победа московского войска над новгородским. 1478 – присоединение к Москве Новгорода Великого.

1480 – «стояние на р. Угре», окончательное свержение ордынского ига. 1485 – присоединение Твери к Москве.

1497 – принятие общерусского законодательства.

1505-1533 – княжение Василия III Ивановича.

1521 – присоединение к Москве Рязани. Завершение формирования территории Московского государства.

Возвышение Москвы. Предпосылки образования централизованного Российского государства.

С XIV в. началось экономическое и политическое возвышение Москвы, которому способствовал ряд обстоятельств: 1. выгодное географическое положение. Москва находилась в центре русских княжеств, являясь своего рода убежищем для русских людей, что благоприятствовало быстрому росту его населения. 2. Москва находилась на перекрестке важнейших торговых путей как водных, так и сухопутных, поэтому Москва стала центром экономических связей между другими русскими землями. Торговые пошлины пополняли княжескую казну. 3. Третьим обстоятельством являлись личные качества московских князей, целеустремленных и в то же время трезвых и гибких политиков.

В объединительном процессе были заинтересованы значительные слои общества: а) горожане, так как феодальная раздробленность была серьезным препятствием для развития ремесла и торговли, б) феодалов, т.к. для московского боярства рост политической силы Московского княжества и расширение его тер­ритории означали рост его собственной мощи, в) церковь, стремившаяся к закреплению своих привилегий во всей Руси. Ну и наконец, в обществе созрела необходимость перехода от политики покорности Золотой Орде к политике борьбы против нее.

В условиях монголо-татарского ига политическое главенство над всей Русью принадлежало тому князю, который получал от золотоордынского хана ярлык на великое княжение Владимирское. Между собой соперничали два города: Москва и Тверь. Стольным городом была Тверь, где правил князь Александр Михайлович. В 1327 г. в Твери вспыхнуло большое народное восстание против татар, вызванное жестокостями сборщиков дани. Иван Калита (в то время сидевший в Москве), предложил золотоордынскому хану свои услуги для подавления восстания, а в награду получил в 1328 г, ярлык на великое княжение Владимирское и право сбора татарской дани. Так Москва стала столицей, а Иван Данилович, по прозвищу Калита – великим князем (1325-1340). Располагая значительными денежными средствами и с большой ловкостью приспосабливаясь к политической ситуации, он последовательно проводил политику расширения Московского княжества, бла­годаря чему вошел в историю под названием «собирателя земли русской».

Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Семен Гордый (увы, погибший во время великой чумы) и Иван Красный, при котором произошло дальнейшее усиление Московского княжества. Успехи объединительной политики московских Князей ярко проявились в княжение внука Ивана Калиты - князя Дмитрия Ивановича. Победы Дмитрия Ивановича в войнах с Литвою и на Куликовом поле в 1380 г. - упрочили роль и значение Москвы как политического центра русских земель. Во время правления сына Дмитрия Донского Василия I (1389-1425) и внука Василия II (1425-1462), в правление которого, несмотря на 20-летнюю феодальную войну, позиции московских князей еще более укрепились.


Политическое объединение Руси завершилось при Иване III (1462- 1505) и его сыне Василии III (1505-1533). Если к началу правления Ивана III территория Московского княжества составляла 15 тыс. кв. миль, то ко второй трети XVI в. она увеличилась на 40 тыс. кв. миль. В период правления Ивана III, умного, коварного, жестокого политика, к Москве силой в 1478 г. была присоединена новгородская земля. Как символ ликвидации новгородской вольности, вечевой колокол был отвезен в Москву и у него вырван язык. В 1485 г. было покончено с Тверским княжеством. В этом же году Иван III объявил себя «государем всея Руси».

Процесс централизации привел к усилению международного значе­ния Русского государства. Этому способствовал также брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог, пользовавшейся высоким авторитетом у монархов Западной Европы. От Византии Московской Руси в качестве герба перешел двуглавый орел.

Русская Православная церковь оставалась верным идейным помощником великокняжеской власти и видела в ней свою опору. Монах Филофей обосновал происхождение русских князей от римского императора Августа и объявил их наследниками римских и византийских правителей. Эта теория получила название «Москва - третий Рим».

В конце 70-х гг. XV в. Иван III прекратил выплату дани Орде. В 1480 г. хан Ахмат («хан 12 морей и 70 гор!») с войском двинулся на Русь. Русские полки встретили его на р. Угре. Неделю простояли две рати на ее берегах, не начиная битву. 11 ноября 1480 г. Ахмат отступил. Эта дата считается окончанием татаро-монгольского ига.

B 1497 г был принят единый законодательный кодекс Руси - Судебник. Его статьи знаменовали собой начало юридического оформления крепостного права. Крестьяне теперь могли перейти от одного владельца к другому только в определенный период - за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября), заплатив прежнему феодалу «пожилое» - плату за проживание на его земле.

Сын Ивана III - Василий III ликвидировал независимость Пскова (1510) и Рязани (1521). Во время регентства супруги Василия III - Елены Глинской была проведена губная реформа и введена в оборот самая мелкая денежная единица копейка. На рубеже веков у Литвы была отвоевана часть украинских, белорусских и русских земель. К 1533 г. границы Руси в основном соответствовали ареалу про­живания великорусской народности. Кроме того, в состав единого государства вошли территории, населенные мари, мордвой, удмуртами, коми и др. народностями.

Образование Русского централизованного государства ликвидировало феодальные усобицы, способствовало развитию экономики и культуры. Однако мощная неограниченная самодержавная власть, отсутствие ей противовесов, ликвидация местных и личных вольностей вели к формированию монархии.