Шепелявит с как исправить. Как избавиться от шепелявости: эффективные упражнения и рекомендации

Термин «шепелявость » - это простонародное изречение, научным названием в данном случае будет сигматизм – искажение свистящих и шипящих звуков.

Признаками сигматизма являются:

  • Искаженное произношение шипящих и свистящих звуков.
  • Появление посторонних звуков при разговоре.

Во многих случаях неправильного произношения каких-либо звуков, неспециалисты воспринимают это, как особенности речи, а не нарушения. В отношении же «шепелявости» всё несколько иначе: дефект заметен и самому говорящему и окружающим. Если не устранить его вовремя, то он станет причиной психологического дискомфорта и комплексов. Замечено, что большинство людей, страдающих сигматизмом, со временем становятся замкнутыми, необщительными, избегающими социума.

В норме, у детей дошкольного возраста правильное звукопроизношение появляется без участия логопеда. Но, если ребенок не смог самостоятельно овладеть правильным произношением звуков, то исправить свою речь взрослому человеку возможно только со специалистом, так как неправильное произношение уже стало привычным.

При шепелявости в речи происходит нарушение произношения шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») и свистящих («з», «с», «ц») звуков.

Шипящие звуки должны появиться в речи к четырем- пяти годам. При нормативном произношении звука «ш» и «ж» язык в форме чашечки поднимается к альвеолам, зубы сближены, но не сомкнуты, губы немного вытянуты вперед.

Основные виды нарушений шипящих:

  • Щечное. Язык не принимает участия в артикуляции, образуется «тупой» шум. Слова произносятся с прихлюпыванием.
  • Нижнее. При таком произношении «ш» смягчается и слышится звук, похожий на «щ». Например «Шуба» - «щуба».
  • аднеязычное произношение. Щель образуется между задней частью спинки языка и твердым нёбом. Возникает шум, напоминающий звук «х» или фрикативный (характерен для украинцев, белорусов и жителей южнорусских областей) «г». Например: «шарик» - «кхарик».
  • Губно-зубной сигматизм – шипящие звуки заменяются на «ф» и «в». Например: «шапка» - «фапка».
  • Отдельным видом нарушения для звука «ч» является замена «ч» свистящим «ц». Например: «мяч» - «мяц».

В норме, свистящие появляются у дошкольников в три-четыре года. При правильном произношении «с», «з», «ц», губы растянуты в улыбке, зубы сближены, не сомкнуты, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка (в форме желобка).

Основные виды нарушений свистящих:

  • Межзубный сигматизм – язык показывается между зубами при разговоре. Появляется неряшливость речи: присвистывание, оглушение звонких звуков.
  • Призубный сигматизм – вместо звуков «с», «з» произносятся звуки «д», «т». Например: «самолёт» - «тамолёт».
  • Шипящий сигматизм – искажение шипящих звуков. Например: «собака» - «щабака».
  • Свистящий сигрматизм – искажение свистящих звуков. Например: «жираф» - «зираф».
  • Боковой сигматизм – появление хлюпающего звука или присвиста из-за неправильного положения языка.

Причины появления шепелявости у взрослых

  • Неправильный прикус;
  • Малоподвижный язык;
  • Короткая уздечка языка;
  • Отсутствие зубов;
  • Травма артикуляционного аппарата;
  • Нарушение фонематического слуха (звукоразличения);
  • Наследственность.

При признаках шепелявости взрослому человеку, так же как и ребенку, следует обратиться к логопеду, которой при необходимости направит его к узкому специалисту.

Логопед проведет комплексное обследование, исследуя:

  • Состояние слуха, в том числе фонематического;
  • Подвижность и состояние органов артикуляции;
  • Правильность, нормативность произносимых звуков.

Коррекция сигматизма

Продолжительность работы по исправлению неправильного звукопроизношения зависит от вида нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Самостоятельно исправить нарушение без участия логопеда невозможно, так как для устранения дефекта требуется профессиональное обследование.

В период коррекция речи для человека очень важно участие и поддержка близких людей, а также участие в социальной жизни: не выпадать из своего круга привычного общения.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики по исправлению шепелявости у взрослых:

17 лет: Раньше Марии даже нравилось, что она немного шепелявит. Девушка считала, что это её речевая «изюминка», которая выделяет её в общем потоке людей. Но к старшим классам начались проблемы: одноклассники смеялись над ней. Это привело к тому, что Маша стала стесняться говорить. Родители вовремя заметили проблему и настояли на обращении к логопеду. По началу Мария скептически отнеслась к этой идее, но пообщавшись со специалистом, она пришла к выводу, что в её силах научиться говорить правильно. У девушки наблюдалось межзубное произношение и на коррекцию этого дефекта ушло около года. Занятия проходили два раза в неделю, также Маша закрепляла полученные навыки самостоятельно. Ко времени поступления в университет, она уже могла похвастаться чистой речью и больше не боялась говорить на публике.

19 лет : Оксана, студентка первого курса, переживала из-за того, что неверно произносила звуки «с», «з», «ц». Она пришла на консультацию в центр с конкретным вопросом: как ей избавиться от дефекта. Девушка пыталась решить проблему самостоятельно: находила в интернете видео-упражнения и пробовала произносить перед зеркалом скороговорки, но у неё ничего не выходило. Оксана решила пройти курс занятий с логопедом. Это оказалось правильным решением. Педагог посоветовал ей начать с артикуляционной гимнастики, затем ей поставили звук «с» и параллельно работали над звуком «з»: автоматизировали его поочередно в слогах, словах и предложениях, связной речи. Девушка регулярно посещала занятия два раза в неделю один месяц, после чего приостановила занятия из-за сессии. Она ослабила самоконтроль и вернулась в центр с теми же проблемами, которые были на первоначальном этапе. Потребовалось 2 месяца работы с педагогом, чтобы звуки вернулись на свои места. Оксана порой забывала делать упражнения дома. Через полгода после первого занятия с логопедом проблема оказалась решена.

25 лет : Учитель начальных классов – Инна испытывала много неудобств из-за того, что шепелявит. Это мешало ей при разговорах с коллегами, родителями и просто знакомыми. Она чувствовала себя неуверенно, общаясь с ним, боялась произнести лишнее слово. У Инны был неправильный прикус. Педагог посоветовал ей обратиться к ортодонту, после исправления прикуса, она провела логопедическое обследование языка, в ходе которого было установлено, что его двигательные возможности нарушены. Инна произносила звуки «т» и «д» межзубно: кончик её языка ударялся о зубы. Педагог научил Инну произносить эти звуки, поднимая кончик языка вверх. Затем они автоматизировали произношение в слогах, словах и предложениях. На коррекцию речи у девушки ушло около четырех месяцев.

28 лет: Антон, преподаватель финансового менеджмента в университете, был недоволен своим неправильным произношением. Долго не мог решиться прийти к специалисту и взять за исправление речи. Он всё оттягивал момент встречи с логопедом, пока однажды не услышал, как студенты его передразнивали. Разумеется, это Антону не понравилось совершенно и стало именно тем стимулом, которого ему не хватало. Логопед выявил у него призубный сигматизм. Начали с артикуляционной гимнастики, потом педагог сформировал правильное положение языка. Коррекция нарушений заняла у него три месяца. Он старался посещать занятия с логопедом не меньше двух раз в неделю и ежедневно занимался дома. Работа шла легко – Антон очень старался. После трех с половиной месяцев интенсивных занятий, он уже и не вспоминал о том времени, когда в его произношение было неправильным.

Сигматизм – это не приговор. Многие люди нашли решение этой проблемы. Всё, что требуется для борьбы с шепелявостью – наблюдение у грамотного логопеда, специальные регулярные занятия и упорство. Главное – желание измениться, сделать свою речь красивой.

Шепелявинье – это неправильное произношение свистящих и шипящих. Данный вид нарушения может осложнить ребёнку процесс учёбы, потому что может служить причиной того, что он может путать на слух эти звуки, что отразится на письме.

В пубертатном и более старшем возрастном периоде может проявиться боязнь чтений докладов, выступлений, затруднения в поддержании разговора в малознакомом обществе, стеснение своего дефекта. Чтобы избежать перечисленных трудностей, нужно исправить речевой недостаток. Начало работы – выяснение причин появления нарушения.

Этиология шепелявинья

  1. Отклонения в работе органов артикуляции. Как правило, они проявляются в нарушении тонуса языка или его неправильном положении при произнесении звука; смена зубов.
  2. Подражание кому-либо. Малыш может повторять речь взрослого, который является для него образцом для подражания или копировать манеру говорения своих сверстников. Подросток может пытаться имитировать манеру общаться своего кумира (стоит заинтересовать его другой популярной личностью с хорошо поставленной дикцией).

В первом случае, чтобы исправить дефект нужно провести серьёзную работу для его коррекции. Во втором, нужно провести беседу и убедить в том, что шепелявая речь не совсем понятная для окружающих и им не так просто её воспринимать. Скорректировать нарушение можно в любом возрасте, но нужно сразу настраиваться на продолжительную работу, потому что это может потребовать больше времени, чем будет казаться на первый взгляд.

Если есть сомнения в том, хватит ли Вам времени, сил и знаний для самостоятельных занятий, то лучше записаться на консультацию к логопеду. Он проведёт диагностику Ваш речевой уровень, поможет правильно сформулировать цели и задачи работы, составит учебную программу и покажет в каком направлении надо заниматься. Позже, когда появятся заметные улучшения, логопед может предложить заниматься, не прибегая к его услугам, или Вы сами, поняв в каком направлении нужно заниматься, можете продолжать коррекцию дома.

Содержание коррекционной работы

Основой для исправления дефекта будет служить выработка правильной артикуляции. Подбор упражнений будет зависеть от того, какая группа звуков окажется нарушена. Для нормированного произношения звуков «с», «з», «ц» правильным считается нижнее положение языка, для шипящих – верхнее, похожее на «чашечку». Важной особенностью является и плотное смыкание челюсти. Поэтому и зарядка будет строиться на этих знаниях артикуляции.

Для первой группы подойдут нижеперечисленные упражнения:

  • Уголки губ приподнимаются вверх в улыбке;
  • «Блинчик» — широкий язык кладётся на нижнюю губу;
  • «Наказать непослушный язычок» — это вид массажа для нормализации тонуса языка;
  • «Иголочка» — сделав язык тонким, тянем его вниз;
  • «Вкусное варенье» — движениями вверх-вниз облизать нижнюю губу;
  • «Чистим зубы» — движения языком как в предыдущем упражнении, только облизывать нужно нижние зубы.

Для коррекции звуков «ш», «ж», «щ», «ч» выполняется приведённая ниже гимнастика:

  • «Рупор» — зубы сомкнуты, губы напоминают очертания «окошка»;
  • «Блинчик»;
  • «Наказать непослушный язычок»;
  • «Вкусное варенье» и «Чистим зубы» — движения языка, как и в указанных выше, но облизываются верхние губа и зубы;
  • «Лошадка»;
  • «Чашечка» — передний кончик и боковые края загибаются вверх, чтобы было похоже на «чашу». Это упражнение может представлять трудность, поэтому можно в полученную «чашечку» наливать воду и удерживать её в течение нескольких секунд.

Комплексы описанных упражнений нужно выполнять регулярно, потому что с помощью них и будет сформирована, и отработана правильная работа органов артикуляции. Сюда следует добавить задания на выработку воздушной струи, способы в группах будут различны. Для свистящих берётся за основу «Блинчик» и нужно подуть на язык. Желательно, перед собой положить что-нибудь лёгкое, чтобы можно было сдуть. Для шипящих базой будет «Чашечка», соответственно, струя воздуха направляется вверх. Подспорьем будет, если на кончик носа положить пёрышко, либо ватку и попытаться таким способом сдуть предмет. Важно помнить: вдох делается носом!

Начинать отрабатывать звук нужно после того, как у вас получилось его произнести правильно изолированно. Закрепление начинается со слогов, к ним потом подбираются чистоговорки, слова, составляются предложения с уже отработанным материалом. Чтобы улучшить дикцию, полезными будут скороговорки и тексты, в которых часто встречается одновременно «с»-«ш». Для введения звука в спонтанную речь хорошо подойдут пересказы, заучивание стихотворений, составление рассказа. Если занятия ведутся с ребёнком, то не нужно забывать про картинки – детям трудно без зрительной опоры даются такие задания. Так же для занятий с малышами нужно ввести работу на слуховое различение «с»-«ш», «з»-«ж». Для этого подойдут игры: «Поймай звук» (ребёнок хлопает в ладоши, услышав нужный звук), «Закончи слово» (ребёнку предлагаются на выбор слоги, и он должен выбрать верный). Это хорошая профилактика возможных проблем с чтением и письмом. Перед школой очень важно, чтобы у ребёнка было сформировано произношение всех звуков, так как при письме в начальной школе опора идёт на проговаривание.

Как долго ждать результата?

У детей коррекция звукопроизношения происходит быстрее, чем у взрослого. Главным образом потому, что неправильный звук он употребляет гораздо меньше времени, чем взрослые люди. И для ребёнка ещё немаловажную роль в развитии играет копирование близких ему людей, что является подспорьем в его обучении.

Но и взрослым людям, которые хотят исправить свою речь не стоит переживать. У них коррекция может быть дольше, а может и пройти быстрее: тут большую роль играет мотивация и самоконтроль. Если правильный звук будет поставлен быстро, значит и этап закрепления звука начнётся быстрее. Выполняя все перечисленные рекомендации, от шепелявой речи ничего не останется: вместо неё будет правильная, понятная всем окружающим людям речь.

Как перестать шепелявить и научиться правильно выговаривать свистящие и шипящие звуки? Как избавиться от шепелявости и разговаривать чисто и свободно?

Давайте поговорим на тему “шепелявить это как” и “что делать, если ты шепелявишь”.

Что такое шепелявость?

Шепелявость — это дефект речи, связанный с неправильным произношением звуков “с”, “з”, “ц”, “ш”, “ж”, “ч”, “щ”.

“Не простоквафа у матрефки, а шметана,” — вот что значит шепелявить.

При этом не нарушаются ни грамматика, ни логичность сказанного. Вот только не всегда может быть понятно, что говорят шепелявые люди.

В детском возрасте до 5 лет развивается речевой аппарат, поэтому когда ребенок шепелявит в 4 года и декламирует:

“Шла Шаша по шоше и шошала шушку”, — это вызывает умиление.

Другое дело, если шепелявит взрослый. Здесь при коммуникации возникают совсем другие чувства: зажатость и стеснение с одной стороны и неловкость — с другой. Поэтому не пытаться это исправить, и тем более считать шепелявость своей индивидуальной особенностью, наверное не стоит. Хотя — это дело сугубо личное.

Причины шепелявости

Почему люди шепелявят? Каковы причины шепелявости?

Это могут быть:

  • Нарушения в работе речевого аппарата, например, атония языка или неразвитая уздечка. В результате происходит сбой артикуляции, и звуки искажаются.
  • Неправильный прикус и проблемы с зубами. Отсутствие передних зубов делает речь свистящей, а внятно выговорить звуки “ч”, “щ”, “ж”, “ш” не представляется возможным.
  • Сильный стресс и длительное нервное напряжение. В этом случае нарушается тонус мышц, и это негативно сказывается на ясности произносимых слов.

Резкий испуг может стать причиной того, что ребенок начал шепелявить в 4 года, хотя до этого говорил правильно.

Почему человек шепелявит? Причины ясны. Тогда возникает логичный вопрос: а что с этим делать:

  • как убрать шепелявость;
  • как перестать шепелявить подростку;
  • как избавиться от шепелявости у взрослого?

Методы коррекции

Проблема разрешима. Но надо постараться!

Если малышу исправить шепелявость достаточно просто в силу того, что артикуляционный аппарат мягкий и податливый, то с возрастом какие-то мышцы находятся в излишнем тонусе, другие, наоборот, атрофируются. И решить задачу: как убрать шепелявость у взрослого — становится труднее.

И все-таки как не шепелявить? Вот несколько советов как избавиться от шепелявости ребенку.

Упражнения для разработки артикуляционного аппарата

У детей нарушение речи к 7 годам может пройти самопроизвольно, но вовремя показать ребенка специалисту не помешает.

Из-за шепелявости, которая становится источником стресса, снижается качество жизни человека. Дети постарше, а особенно подростки, становятся замкнутыми, избегают общения, потому что не могут ясно выражать свои мысли.

Как перестать шепелявить подростку и взрослому?

С возрастом при определении причин шепелявости нередко возникает необходимость оперативной коррекции мышц или уздечки языка, исправления прикуса или протезирования зубов. Посещение логопеда и работа под его руководством сделают постановку речи результативной.

Но если, несмотря на то, что процесс исправления речи сложный и длительный, вы полны настойчивости и упорства, можно заниматься коррекцией самостоятельно.

Упражнение с пробкой — одно из самых эффективных. С зажатой в зубах пробкой можно рассказывать истории или читать стихи. Чтение с закрытым ртом также дает хороший результат. Этому занятию можно посвятить полчаса в день, стараясь громко и четко проговаривать звуки.

Скороговорки — наше все!

Скороговорки для шепелявых — это своеобразная гимнастика для речевого аппарата, которая при должном терпении и систематических занятиях дает неплохие результаты, позволяя восстановить разговорные навыки.

Скороговорки — классика коррекционной работы с дефектами речи.

Вот примеры скороговорок от шепелявости: они предназначены для «разработки разных проблемных букв: Ж, Ш, З, С и Ц, Ч, Щ.

Если вас волнует вопрос как перестать шепелявить на букву “с”, можно поупражняться с отдельными словами. Слова для шепелявых с буквой “с”: коса, сосна, насос, ананас, сорока, сыр, ссора.

Дыхательные практики и массаж

В арсенале действенных методов по выправлению такого дефекта речи как шепелявость достойное место занимают массаж и дыхательные упражнения.

Бывает, что человек шепелявит, а это — результат сбившегося от волнения дыхания. В этом случае дыхательная гимнастика восстанавливает его ритм, нормализует носовое дыхание и успокаивает нервную систему.

Артикуляционный массаж нормализует мышечный тонус, тем самым устраняя нарушения нормальной работы речевого аппарата.

Как видите, все не так безнадежно — проблема с шепелявостью решаема!

Поставленная цель: научиться говорить красиво, свободно, с удовольствием, достижима, если идти к ней пусть и маленькими шажками, но терпеливо и настойчиво.

Вот несколько историй из логопедической практики о том, что речь можно и нужно тренировать в любом возрасте:

Заключение

Ну, и напоследок. Если вы задаетесь вопросом о правильности написания шепелявить или шипелявить, то правильный ответ — шепелявить.

Несмотря на то, что однокоренных у этого слова много, все они начинаются с безударного слога “ше”, поэтому правописание слова “шепелявый” следует запомнить.

А чтобы это слово перестало быть для вас актуальным, ваше желание решить эту проблему должно соединиться с силой воли и терпением. И тогда все вам будет по плечу!

Те или иные дефекты произнесения звуков встречаются у подавляющего большинства людей. Общее название таких состояний – дислалия . Многие мелкие несовершенства даже не улавливаются на слух неспециалистами или воспринимаются, как индивидуальные речевые особенности, а не как нарушения.

"Шепелявость" или сигматизм – состояние, которое заметно и самому говорящему, и его собеседникам. Оно нередко становится причиной психологических трудностей, комплексов. У детей дошкольного возраста подобные неправильности звуковоспроизведения могут исправляться самопроизвольно, без вмешательства логопеда. Но нередко и люди старшего возраста продолжают шепелявить – и исправить такой дефект можно только при участии специалистов.

Причины шепелявости

К неправильному произнесению звуков могут приводить следующие причины:

  • Дефекты анатомического строения челюстно-лицевого аппарата – неправильный прикус, расположение зубов, слишком большой или, наоборот, укороченный язык, короткая уздечка языка, неправильное строение свода неба и так далее;
  • Неврологические дефекты, нарушающие движения артикуляционного аппарата;
  • Психологические причины – стрессы, трудности коммуникации;
  • Социальные причины – подражание речи близких людей;

Как правило, присутствует сразу несколько предпосылок для развития шепелявости. Например, неврологические несовершенства, связанные с нарушениями внутриутробного развития, и психологические трудности, вызванные теми же проблемами неврологии.

Из этого списка причин можно сделать еще один важный вывод : если у вашего ребенка присутствуют такие предпосылки к шепелявости – не стоит ожидать, что данный дефект дикции исправится сам собой с возрастом. Например, если у малыша есть диагноз, поставленный невропатологом, или стоматолог указал на неправильность развития челюстей, зубов, неба – отправляйтесь и к логопеду. Ведь, чем раньше начать комплексное лечение – тем успешнее оно будет.

Диагностика

Опытный логопед-дефектолог способен выявить основные причины шепелявости. При необходимости он отправит пациента на консультацию к стоматологу, челюстно-лицевому хирургу, невропатологу, сурдологу, ЛОРу и так далее.

Понятно, что, если дефект связан, например, с неправильным положением зубов, строением языка – если возможно, следует исправить эти несовершенства. В этом случае логопед начинает свою работу после устранения органических причин. Если шепелявость вызвали неустранимые дефекты – дефектолог стремится минимизировать их последствия.

Лечение шепелявости

Конечно, наибольшую важность в работе логопеда имеет индивидуальный подход . В некоторых случаях достаточно лишь объяснить, как правильно произносятся звуки и выработать привычку правильной речи. Чаще приходится иметь дело с целым комплексом проблем, которые требуют такого же комплексного решения.

Все подопечные логопеда занимаются артикуляционной гимнастикой . Хорошие результаты дает логопедический массаж . Пациенты любого возраста должны получать психологическую поддержку и со стороны специалиста, и со стороны ближнего окружения. Акцент должен делаться не на его ошибках, а на достижениях, как бы малы они ни были. Важно восстановление и поддержание навыков активной социальной коммуникации .

Как избавиться от шепелявости у взрослых

Рассмотрев возможные причины данного дефекта дикции, вы можете понять, что без обращения к дефектологу здесь не обойтись. Ведь самостоятельно определить истоки шепелявости и тем более наметить пути их устранения – невозможно.

Но есть несколько советов , которые помогут любому человеку, даже не имеющему заметных проблем с дикцией, сделать свою речь более гармоничной:

  1. Раз в день занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Комплекс упражнений должен затрагивать весь речевой аппарат – язык, губы, щеки. Также, следует развивать дыхательную систему, вырабатывать правильный стереотип дыхания (затрагивающее нижние отделы легких, с опорой на диафрагму).
  2. Выберите несколько скороговорок или фраз, в которых использованы сложные для вас звуки и постепенно приближайтесь к их правильному произнесению. Двигайтесь от малого к большему – сначала тренируйте отдельные звуки, потом слоги, потом слова, потом части фраз, потом скороговорку целиком. Стремитесь не к скорости, а к гармоничному звучанию.
  3. Как можно больше читайте вслух нараспев, пойте.
  4. Нормализуйте свое психологическое состояние. Высыпайтесь, не пренебрегайте приятным дружеским общением.

Схема артикуляционной гимнастики

Язык:

  • Высуньте язык и сделайте 10 движений справа-налево и 10 движений вверх-вниз. Облизывайте губы и щеки по часовой и против часовой стрелки. Амплитуда должна быть максимальной. Не торопитесь, тяните язык в каждую сторону;
  • Нажимайте языком на щеки и верхнее небо;
  • Свертывайте язык в трубочку, перекручивайте его вправо и влево, сделайте из языка «лодочку» (не высовывая изо рта) и старайтесь произнести звук «з»;
  • Чуть высуньте язык и покусывайте его зубами;
  • Для расслабления языка, высуньте его (без напряжения, буквально, вывалите изо рта) и шумно выдыхайте, чтобы он вибрировал;

Губы:

  • Чередуйте широкую улыбку и губы «трубочкой». При упражнении не разжимайте губ;
  • Сложите губы трубочкой и старайтесь указывать ею налево, направо, вверх и вниз. Потом, опишите круг по часовой и против часовой стрелки;
  • Втяните губы внутрь и «шамкайте ими, покусывайте губы зубами;
  • Для расслабления – шумно выдыхайте, подражая лошади;

Шипящие: как перестать шепелявить и начать говорить внятно С шипящими согласными у деток часто возникают трудности. Как их только не переиначивают: «Ш» меняют на «С», «Ж» на «З», а то и вовсе выкидывают из слова, чтобы не мучиться. Главное, чтобы родители не начинали подражать этому шепелявому лепету, коверкая звуки. Так ребенок даже и понять не сможет, что он что-то делает не так.

К шипящим относят всего 4 буквы: «Ш», «Ж», «Щ», «Ч». Проблемы с ними возникают оттого, что малыш не может расслабить язычок, «растянуть» его как следует, чтобы края доставали до боковых поверхностей зубов. Поэтому сначала учимся язычком «отдыхать».

Упражнения для языка

Вместе с карапузом представляем, что язык – это блинчик, который лежит на нижних зубах, немного высунувшись вперед. Верхней челюстью легонько постукиваем по нему, будто мы дразнимся. Затем прекращаем движение и даем языку полежать спокойно. Когда все получается легко и непринужденно, то упражнение можно считать изученным.

Теперь поиграем в «чашечку». Чтобы малышу было понятнее, сложите ладошки так, словно вы пытаетесь в них удержать воду. Эту же позу повторяем языком, только не высовывая его наружу, стараясь максимально равномерно приподнять боковые стороны и кончик. Усложнить упражнение можно, попросив ребенка произнести звук «З». В таком положении он вряд ли получится, зато неплохо выйдет что-то похожее на «Ж».

После того как поддастся «Ж», можно приступать к «Ш». Этот звук хорошо прорабатывать с помощью небольшой артикуляционной гимнастики:

Интенсивно пожевать с закрытым ротиком;
улыбнуться, растянув разомкнутые губы, не разжимая челюсти;
сделать губами «трубочку»;
чередовать «улыбку» и «трубочку», постепенно увеличивая скорость.

После «Ш» обычно легко начинает получаться «Щ», а там уже и «Ч».

Слоги и скороговорки

Как только появляются первые успехи в проговаривании шипящих, приступаем к отработке их в связке с гласными буквами. Лучше всего произносить трехбуквенные сочетания: «АЖА-АЖО-УЖА», «УША-УШУ-ОШЕ» и так далее, стараясь задействовать все варианты. Если с первой гласной карапузу трудно начинать, то отбросьте ее, используйте упрощенный слог: «ЖА-ЖО-ЖУ». И не обойтись в обучении без разнообразных скороговорок. Только уделяйте внимание не скорости их проговаривания, а правильной артикуляции и четкому произношению. И тогда все получится!