​«Синяя трава» – диверсия или нравоучение.

Совершенно случайно прочитанная книга. Относилась к ней скептически, потому что и по обложке, и по названию она напомнила мне "50 дней до моего самоубийства", которая не понравилась. Эти подростковые книжки, которые не открывают ничего нового, только заставляют сморщить переносицу и изредка прикрывать лицо ладонью. Но читалась она легко, а тема наркотиков была мне интересна, а потому я и продолжала читать, пока книжка не кончилась. В какой-то момент я обнаружила, что книга мне очень нравится. Первый толчок - это то, как описано первое наркотическое опьянение нашей героини. Я никогда не читала более точного описания того, что она видела, того, что она чувствовала. Описание было настолько хорошим, что я поймала себя на мысли, что хочу испытать это. Позже благодаря другим описаниям я поняла, что уже вообще не хочу пробовать. Более того, мне даже курить захотелось бросить, когда я читала о том, как героиня борется за "нормальную" жизнь. Я сама не заметила, как легкое юношеское баловство переросло для героини в настоящую зависимость. Чего говорить о самой героине.
Очень понравилось то, что книга написана в виде дневника. Скорее не это, а то, как именно она написана. Действительно дневниковая литература. Изложено только то, что именно запомнилось героине. Определенные детали опущены, а потому, кстати, было сложно понять, откуда взялись новые персонажи. Но дневники мы действительно ведем именно так. Записываем то, что запомнили и считаем нужным записать. Может быть для читателя нарушена какая-то связка, но ведь в первую очередь это дневник. Кое-где пропущены даты, когда девушка была не в состоянии писать вспомнить их.
К сожалению я залезла и прочитала описание книги. И увы, я там прочла о том, что героиня умрет. И это очень жаль, ведь тогда, дочитав до конца я удивилась бы еще больше. Это безумная концовка, где все кончается вроде бы хорошо, но в эпилоге нам говорят, что героиня умерла, но не важно как, важен факт. ЭТО ВАЖНО, КАК. Мне было очень важно. Я до сих пор задаюсь вопросом, что случилось дальше. Но мне не узнать, ведь девочка перестала вести дневник. (Еще раз напомню о том, что все выполнено в форме дневника до мельчайших подробностей, что делает книгу невероятно правдоподобной).
В этой книге описаны мысли девушки, которая решила попробовать. Всего лишь попробовать. Но то, что с ней происходило через определенное количество страниц уже пугало. Все так здорово описано, что в конце концов хочется держаться от наркотиков куда подальше. Но сделано все не прямо. Не выглядит как агитация здорового образа жизни. Всего лишь история одной пятнадцатилетней девушки, которая испытала наркотический "трип" с друзьями.

Зельеварение со Слизерином, - расстроенно констатировал Рон и зло толкнул плечом тяжёлую дверь, - день начался просто прекрасно!

Перестань, они такие же ученики, как и все, - Гермиона была как всегда спокойна и рассудительна. Гарри и Рон не стали спорить, потому что это было бесполезно.

В тёмном подземелье было прохладно. Привычные запахи трав и зелий сегодня напрочь перебивала какая-то жидкость в котле Снейпа. Профессора пока не было в кабинете, и слизеринцы творили бог весть что. В воздухе летали какие-то травы, в разных частях класса каждую минуту что-то искрилось и взрывалось. Главный зачинщик всех споров и беспорядков Малфой сегодня не управлял этим парадом, он предпочёл остаться подальше от нагоняя Снейпа и, развалившись на стуле, сонно наблюдал за происходящим. Этот милый балаган не вызвал бы никаких возражений у ребят, если бы Теодор Нотт на пару с Блейзом не поджигали травы рядом с однокурсниками. Невилл уже сидел с обожжённой рукой, Парвати с грустью смотрела на обуглившийся кончик волос, а остальные гриффиндорцы закрывали головы учебниками. Терпению Гарри пришёл конец, когда трава взорвалась перед лицом Гермионы.

Вы ненормальные?! - возмутился он, помогая подруге стереть сажу с лица. - А если бы вы ей глаза повредили, или ещё что хуже!

Что может быть хуже? - хихикая, спросил Блейз. Его смех подхватила и остальная часть Слизерина. - Её лицо теперь такое же грязное, как и кровь!

Закрой свой рот! - выкрикнул Рон и угрожающе направил палочку на слизеринца. Вызов был принят, Крэб, Гойл, Нотт и Забини повскакивали со своих мест и достали палочки. Гермиона держала друга за плечи, чтобы тот не бросился с кулаками на парней.

Вы всерьёз собираетесь подраться из-за жалкой девчонки? - лениво спросил Малфой и сонно потянулся.

Это твои дружки жалкие, Малфой! - заявил Невилл и встал рядом Гарри и Роном. - И ты, если их покрываешь, такой же жалкий!

Драко ничего не ответил. Он молча поднялся со своего места, педантично рассматривая свою палочку. Никто не ожидал, что он выкрикнет «экспеллиармус» и выбьет палочку из рук Рона, а в следующую секунду заклинанием «остолбеней» отшвырнёт Невилла в сторону. Долгопупс врезался точно в котёл Снейпа и разлил всё зелье.

Что здесь происходит? - спросил чей-то жёсткий голос. Все обернулись, в дверях стоял Снейп и медленно охриневал/пытался понять, что случилось. В данный момент тяжело было представить, что творилось в душе у зельевара. В его любимом кабинете что-то дымилось, стулья были раскиданы, добрая половина класса угрожающе наставила палочки друг на друга, а завершал всё это великолепие Долгопупс, на которого из учительского котла тягучей массой болотного цвета лилось зелье. Увидев профессора, слизеринцы куда-то попрятались, а более-менее живые гриффиндорцы виновато потупили головы.

Я вас спрашиваю, - Снейп подлетел к Нотту, схватил его за грудки и начал трясти, - что здесь произошло?! Отвечай!

Профессор Снейп, нам с Блейзом стали угрожать расправой Поттер, Уизли и Долгопупс, а Малфой заступился за нас.

Они поджигали травы, профессор, а это было опасно для учеников. Это Малфой устроил драку, - вступила Гермиона. Снейп, услышав это, отшвырнул Нотта в сторону, а сам медленно подошёл к девушке.

Значит так, сегодня вечером мой кабинет посетят следующие ученики, - профессор внимательно всматривался в каждого ученика, ища свою первую жертву, - Невилл Долгопупс, который имел счастье полететь именно в мой котёл! Какое сказочное везение, молодой человек!

Невилл, услышав своё имя, закис ещё больше и огорчённо вздохнул. Слизеринцы, злорадствуя, начали вылезать из своих укрытий. Снейп продолжил.

Уизли, ваша палочка оказалась у мистера Малфоя в результате поединка. Чистка котлов послужит вам уроком, и впредь вы будете лучше применять защитные заклинания. Но не расстраивайтесь, вы будете не одни, с вами будут отбывать наказание Поттер и Грейнджер.

Нас-то за что?! - возмутился Гарри.

Его вопрос немного смутил Снейпа. Если рассматривать ситуацию подробно, то ни Поттер, ни Грейнджер не были виновны в произошедшем. Северус понимал, что мальчишка прав, но знать об этом ему было совсем не обязательно.

Мистер Поттер, мной замечено, что ваша троица постоянно в чём-то виновата. Это ваше хобби - влезать во все проблемы сразу? Очевидно, я прав, эта ужасная черта у вас в крови.

Поттер промолчал, но по его напряжённому лицу можно было понять, как тяжело давалось ему это молчание. Решив, что с мальчишки хватит, Снейп с довольным видом направился к своему столу соскребать остатки зелья и Невилла с пола. Не дойдя пару шагов, он остановился и обратился к провинившимся.

И да, забыл вашего последнего товарища, с вами отбывает наказание мистер Малфой. Жду вас всех в восемь часов.

Урок прошёл относительно спокойно, не считая постоянных шуточек в сторону Невилла. Снейп просто светился от счастья в предвкушении вечера.

Ребята появились в кабинете ровно в восемь часов. Снейп, не вставая из-за стола, указал на грязные после учебного дня котлы.

Палочки убрать, - приказал профессор, увидев, что ребята решили облегчить своё наказание, - вёдра и тряпки возьмёте в кладовке.

Следующие полчаса прошли довольно тихо, слышались лишь недовольное сопение Рона и ругательства Драко. Радовало, что Снейп не завёл длительную речь о том, какие они безответственные дети. Он заполнял какие-то бумаги за столом и периодически помешивал какое-то зелье.

Похоже, он эти котлы неделю не мыл, - прошептал Рон Гарри, пытаясь оттереть пригоревшее к дну зелье.

Эй, Уизли, ты не узнал, это же праздничная посуда из вашего дома! - язвительно заметил Малфой. Рон бросил на него косой взгляд, представляя, как закапывает тело слизеринца рядом с гремучей ивой.

Раздался стук в дверь, и в кабинет забежал мальчишка с Когтеврана.

Профессор Снейп, вас вызывает к себе в кабинет профессор Дамблдор, он сказал, что это срочно.

Хорошо, я сейчас приду, - ответил Снейп.

Ему совершенно не хотелось оставлять ребят в своём кабинете без присмотра, но выхода у него не было.

Продолжайте работу, я скоро приду, так что вы не успеете соскучиться по мне. Долгопупс, Малфой, следите за зельем в моём котле. Надеюсь, хоть это вам можно доверить? Если я не вернусь через пятнадцать минут, то выпейте его и идите в свои комнаты.

Как только зельевар покинул кабинет, Драко первый бросил тряпку и направился к котлу. На столе он нашёл оставленную для него книгу с рецептом и кое-какие ингредиенты, которые нужно было добавить в зелье.

Не могу разобрать, что за варево Снейп предлагает нам выпить, - пробормотал Малфой, читая рецепт и сравнивая с ним получившееся зелье.

Отойди от котла, Малфой, - Гермиона решительно подошла к парню, - я не хочу, чтобы ты нас отравил. Пусть Невилл доварит зелье.

Ничего личного, Гермиона, но пусть лучше нас отравит Малфой, чем по неосторожности это сделает Невилл.

Гермиона на реплику Гарри лишь закатила глаза и вернулась к своему недомытому котлу, а Малфой, довольно потирая руки, приступил к зелью. Грейнджер не могла удержаться и иногда подходила к Малфою, проверяя, всё ли он делает правильно.

Пятнадцать минут прошло, - констатировал Драко и ещё раз помешал зелье. За прошедшее время оно стало тёмно-синего цвета. Слизеринец достал стаканы и разлил результат своих трудов. Ребята опасливо подошли к нему.

Может, Снейп готовил какое-нибудь зелье бодрости? - предположил Рон, принюхиваясь к жидкости в стакане. - Типа вы, ребятишки, устали, вот выпейте эликсирчик, он придаст вам сил.

Даже Гермиона пожала плечами. Она никогда не видела такого зелья и утверждать, что оно безопасное, она не могла. Решение проблемы нашлось довольно быстро.

Малфой готовил, пусть первый и пьёт, а мы потом посмотрим, что с ним будет.

Да пожалуйста!

Малфой отхлебнул немного зелья и тут же скривился в лице. Ну спустя несколько секунд, будто распробовав, он усмехнулся и выпил ещё. Никогда ещё ребята не беспокоились за парня так сильно, как сейчас.

Ты как? - осторожно спросил Гарри.

Нормально вроде. Думаю, если я сразу не умер, значит, можно пить.

Сначала во рту чувствовалась ужасная горечь, но через какое-то время она исчезала, внутри становилось очень тепло. Так, выпив по стакану, ребята почти опустошили котёл. И всё бы ничего, но Невиллу это зелье не давало покоя.

Вон ту синюю травку бросил, а что?

Невилл молчал, а это не предвещало ничего хорошего.

Может в зельях я не так хорош, как Малфой или Гермиона, но вот в травах я кое-что понимаю. Синяя трава - это что-то вроде конопли.

Услышав незнакомое магловское название травы, Драко и Рон не поняли, почему Гарри и Гермиона отшвырнули от себя стаканы и занервничали. Сильно занервничали. Гермиона пулей побежала мыть стаканы, а Гарри схватил котёл и вылил остатки зелья в раковину.

Что такое конопля? - Рон по прежнему не понимал, что происходит. - Почему вы так странно себя ведёте?

Странно вести они себя начнут где-то через полчаса, - задумчиво пробормотал Невилл, - конопля - это наркотик.

Удивительно, но что эта травка делала в столе у Снейпа? - Малфой словно кот расплылся в довольной улыбке.

А ты пойди, попробуй таких придурков научи чему-нибудь, и не такое закуришь! - нервно бросила Гермиона. Девушка металась по кабинету в бестолковых поисках. - Невилл, эта дрянь, конечно же, никак не нейтрализуется?

Долгопупс отрешённо мотнул головой. Было видно, что паренёк впал в какую-то апатию.

Если Снейп узнает, что мы брали его травы, он очень разозлится.

Разозлится? Нев, да он нам голову оторвёт, и это будет самое безобидное!

Драко совершенно не переживал, что в его организме находится наркотик. Эта ситуация его даже радовала. А вот Гарри было совсем не до смеха, он решил взять ситуацию в свои руки.

Итак, первое что нам нужно сделать, это поскорее отсюда уйти и не попасться по дороге Снейпу. Потом нужно просто дойти до комнаты и лечь спать. За ночь действие зелья закончится?

Скорее всего да, максимум оно будет действовать до середины завтрашнего дня, - ответила Гермиона, - только вся беда в том, что ты не заснёшь, как бы не старался. Придётся нам всю ночь быть вместе.

Ура! Время приключений! - радостно воскликнул Малфой, с ноги открыл дверь, выбежал в коридор и ускакал в непонятном направлении.

Похоже, ночка будет весёлая, - усмехнулся Рон. Ребята вышли в коридор. Нужно было найти Драко.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Старенький Ил с тремя сотнями пассажиров на борту, преодолев половину маршрута, вошел в ночное небо Восточной Сибири. И как только пассажирам сообщили об этом событии, самолёт стал падать. Нет, оборудование, вплоть до двигателей, продолжало подмаргивать и похрюкивать как обычно, но, несмотря на это, самолет падал.

Немедленно проснувшийся немец тут же толкнул своего товарища в бок с криком:

– Эрих, что это?

– Не знаю, – ответил Эрих. Он тут же скорчил гримасу и схватился за живот. Третий их товарищ, Норберт, молчал. Рот его приоткрылся. Глаза смотрели в одну точку. Казалось, парень не дышал. Эрих попытался тереть ему виски, но сосед не реагировал на прикосновения. Сообразив, что проводницы подойти не смогут, Эрих ударил приятеля в живот. Это помогло. Норберта вырвало, спазм прошел и губы, ранее серые, стали обретать цвет.

Два француза вцепились в спинки впереди стоящих сидений и, не мигая, забормотали молитвы.

У летевшей по соседству русской семьи тихо заплакал малыш, и мамаша сунула ему грудь.

– Мама, меня тошнит, – заныла сидевшая рядом с ней девочка постарше.

– Потерпи, – ответила женщина.

Самая расторопная стюардесса просто взлетела к потолку, но сразу вернулась в своё кресло и пристегнулась. Минут через пять пропала связь. И звёзды.

Часть пассажиров стала интересоваться у экипажа причиной непривычных ощущений, а остальные просто блевали, пытаясь удержать содержимое желудков в наспех найденных пакетах и головных уборах, что в невесомости оказалось задачей практически неразрешимой.

– Уважаемые пассажиры, наш самолёт попал в воздушную яму, соблюдайте, пожалуйста, спокойствие и пристегните ремни! – раздался голос по радио.

Ещё через десять минут падения двигатели, наконец, перестали издавать какие-либо звуки, но аварийное освещение продолжало работать. Привыкшие к постоянному падению стюардессы раздали салфетки, но больше ничем помочь не могли. А самолёт продолжал падать во мраке черного тумана. Ещё через четыре часа тяжесть постепенно стала возвращаться и, после сильного толчка, самолет просто перестал двигаться, так и не разбившись.

Глава 1 (День первый)

Освещение работало. Через стекло было видно, что самолет находится на земле и заметно не пострадал. Лайнер лежал на гальке хвостом к какой-то реке, метрах в пятидесяти от неё. Кабина пилотов почти упиралась в обрывистый берег. Стюардессы немедленно начали эвакуацию через основные двери. Всем велели взять с собой одеяла, личные вещи и снять туфли на высоком каблуке. Нескольким мужчинам раздали фонари, и они отводили остальных пассажиров вниз по реке метров на двести. Ночь была прохладной, да и от воды тянуло сыростью, но люди были одеты по осеннему времени неплохо, так что терпели.

Ещё через час стало светать, и перед взором несчастных пассажиров предстала следующая картина. Самолет «приземлился» у широкой реки. Этот крутой берег, густо порос невысокой травой с небрежно раскиданными по ней небольшими кучками деревьев. Оставалась узкая прибрежная полоска перед водой вымощенная мелкой галькой, на которой лежал самолет. На север шла череда сопок, которая начиналась в нескольких сотнях метров от пассажиров и уходила ввысь. Собственно, эти-то горы и образовали правый берег реки. Ближе к сопкам деревьев становилось больше, а сами сопки поросли хвойным лесом так густо, что вершины их не просматривались. На противоположном берегу ландшафт несколько отличался. Степь, без конца и края уходила за горизонт, и лишь небольшие клочки деревьев вносили разнообразие в унылый степной пейзаж. Солнце всходило с хвоста самолёта, пробиваясь сквозь темно-серые тучи, придавая зловещий оттенок окружающей природе.

* * *

Эрих потянулся и приподнялся на локте. Он был заядлым мотоциклистом и даже участвовал в гонках, мечтал совершить пробег по Китаю с пятнадцати лет и вот, наконец, у него появилась такая возможность. Среди товарищей-спортсменов Эрих не сумел найти сообщников и предложил поучаствовать в путешествии своим университетским друзьям – Норберту и Маттиасу, которые любили путешествовать, вели активный образ жизни и неплохо держались в мотоцикле. Ребята уже пробовали совершать подобные путешествия по Германии и другим европейским странам, но для путешествия по Китаю им пришлось воспользоваться и дополнительным транспортом. Они заранее отправили свои мотоциклы поездом до Владивостока, а сами, спустя десять дней, поехали догонять их на самолете.

Родители семиклассников накануне подняли тревогу в социальных сетях: в программе по литературе обнаружилось произведение под названием «Синяя трава. Дневник пятнадцатилетней наркоманки», рассказывающее о жизни юной американки, ставшей наркоманкой еще в детстве. Родители недовольны еще и тем, что учитель включил это произведение для обязательного прочтения в зимние каникулы. «Казанский репортер» поговорил с психологами, социологами и общественниками о том, стоит ли подросткам знакомиться с таким произведением и как оно может на них повлиять.

Беатрис Спаркс является и единственным обладателем авторских прав на произведение. Спаркс утверждает, что «Дневник Алисы» базируется на дневнике одного из ее пациентов, но она добавила некоторые вымышленные ситуации, основанные на своем опыте работы с другими трудными подростками. Эксперты и многие читатели уверены, что произведение носит полностью вымышленных характер и не имеет ничего общего с документальной литературой. В 1973 году книгу экранизировали.


Кадр из фильма «Go ask Alice»

Отрывки из произведения входят в курс школьной программы по учебнику Рустама Бунеева и Екатерины Бунеевой «Литература. 7 класс. В 2-х частях. «Путь к станции «Я», рекомендованный Министерством образовании и науки России. Отметим, что этот учебник входит в концепцию образовательной системы «Школа 2100». Сама же система базируется на концепции российского психолога Алексея Леонтьева «Педагогика здравого смысла». За разработку теоретических оснований концепции и ее опытно-экспериментальную реализацию основные авторы в 2008 году удостоены премии Правительства России в области образования.

Как рассказала «Казанскому репортеру» сама Лидия Сафина, в начале учебного года, когда ученикам выдали учебники по литературе, оказалось, что некоторым достались старые издания, а другим – новые. В новых изданиях учебника отсутствовали отрывки из произведения «Синяя трава», поэтому тем, кому достались такие версии, задали на зимние каникулы прочесть произведение целиком. Если в учебнике приводятся максимально нейтральные отрывки произведения, то в оригинале оно изобилует натуралистическими описаниями всех жизненных событий героини.

– Я по образованию филолог и с литературой знакома более чем хорошо. Это произведение и произведением назвать сложно. С точки зрения художественного замысла оно из себя ничего не представляет. Непонятно еще и то, почему такое произведение могло оказаться в школьной программе и для каких целей. Если, например, для профилактики наркомании, то есть другие способы для этого, – уверена Лидия Сафина. – Кроме того, почему это происходит именно в рамках урока литературы? Тем более при его [произведения] натуралистичности. Тогда пусть эту книгу преподают на ОБЖ, биологии или просто в рамках классного часа. Я считаю, что это абсолютно некорректная подача, а главная цель у составителей учебника совершенно иная, чем профилактика наркомании. Это просто оболванивание наших детей, насаждение западной «быдловской» культуры. Это целенаправленная политика.

Сафина не нашла поддержки у преподавателя литературы, которая и «задала» ученикам «Синюю траву», поэтому намерена в ближайшее время поговорить с директором школы о программе обучения и наличии подобного произведения в ней, а потом обратиться и в Минобрнауки Татарстана.

«Казанский репортер» обратился за комментариями о книге, ее включении в образовательную программу и влиянии на подростков к экспертам – общественникам, социологам и психологам.


Галина Александрова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности КФУ:

– Представим среднестатистического читателя-подростка, который ориентирован на мнение сверстников и действительно хочет каким-то быстрым образом разрешить свои проблемы. Может ли ему это показаться привлекательным? В данном случае важным становится тот факт, что у читателя внимание должно удерживаться до конца чтения, тогда он сможет вынести «правильные» выводы. Обычно же внимание довольно избирательно, тогда прочтут лишь то, что ложится на решение проблемы, а дальше – вроде как не обязательно. С этой точки зрения, конечно, можно сомневаться в однозначности восприятия.

Я бы порекомендовала учителям знакомить родителей с учебной программой, хотя бы вкратце давать обзор по тем произведениям, которые будут предоставляться для ознакомления или прочтения детям. Важно вовлечь родителей в формирование и образование детей, так как родители и дети – представители разных поколений. Любой родитель принимает, в первую очередь, все на себя и сравнивает с тем, что проходил он в школе.

Во-вторых, я думаю, стоит перевести этот учебник или произведение, которые находятся в пространстве образовательном, из предмета «литература» в предмет «ОБЖ». Потому что, если идет речь о сохранении ребенка с точки зрения его психического и физического здоровья, то это имеет прямое отношение к безопасности жизнедеятельности. Я думаю, что есть смысл переквалифицировать место приложения произведения. Например, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына можно рассматривать и с точки зрения литературы, и с точки зрения истории. Для детей, думаю, стоит сразу обозначать угол анализа, под которым было бы хорошо все это анализировать. Может быть, тогда и родителям стало бы понятнее, почему дается рекомендация прочитать это произведение. С другой стороны, здорово, что современным родителям не все равно, что читают их дети.


Эльвира Ариф , научный сотрудник Центра молодежных исследований Высшей школы экономики, Санкт-Петербург:

Мы живем в открытом информационном обществе, и у всех людей есть доступ к Интернету. Если родители думают, что они контролируют доступ детей в сеть, то они ошибаются. С этой точки зрения поток информации, который сейчас идет обо всех негативных вещах, таких, как алкоголь, употребление запрещенных психоактивных веществ, нецензурная брань, он может заинтересовать человека. А если он захочет углубить свои знания, то тут его ничто не остановит.

Эта книжка – бессмысленна и безобразна. Я занимаюсь исследованием потребления наркотиков в среде молодежи. Дело в том, что в их кругах употребление запрещенных психоактивных веществ маскируется совсем по-другому. Например, та пора, когда от героина умирали, скорее присуща поколению 90-х (для тех, кому сейчас 30-40 лет). Сейчас основной фокус молодежи направлен не столько на героин, сколько на психостимуляторы. Поэтому с этой точки зрения все, что там описывается, и все формы инъекционного потребления наркотиков – это очень жестко маркировано. Поэтому биография этой девушки будет для современной молодежи перпендикулярна тем практикам, которые развиты сейчас среди молодежи.

Она бессмысленна и ужасна еще и потому, что это страшилка. В ней весь ужас родителей. Не все люди, которые потребляют психоактивные вещества, становятся пациентами лечебницы. И с этой точки зрения эта проблема российская, когда человек, потребляющий наркотики, приравнивается к наркоману. Если давать им в школе книги (о наркотиках – ред. ), то они должны быть информационными, а не художественными. Они должны знать, что существуют наркоманы и потребители, но и для тех, и для других есть определенные риски. Рассказать ребенку о тех рисках, к которым он должен быть готов, решив употреблять наркотики. Такая книжка могла бы быть полезнее. Я могу поддержать родителей, но немного в другом контексте.


Ирина Волынец , председатель Национального родительского комитета, эксперт Общественной палаты России:

– Можно вспомнить нашумевшую историю с переизданием гитлеровской книги «Майн кампф». Эта тема широко муссируется во всех СМИ мира. И даже если издатель выпустил ее со своими комментариями, то я все же считаю, что это пропаганда нацизма. Есть такая хорошая русская пословица – «Не буди лихо, пока оно тихо». Понятно, что кто-то внимательно прочитал комментарии, а кто-то нет.

Так же может быть и с этой [«Синяя трава»] книгой. Все это говорит о том, что общество больно и больно хронически. Поэтому мы не можем ставить в качестве наглядного пособия детям эту книгу, даже если в конце она разъясняет, что ни к чему хорошему такой образ жизни не ведет. Я считаю, что это провокация по отношению к детям. Что должно сделать общество, чтобы снизить наркозависимость у детей и молодежи? Детей нужно максимально занять. Человек, который занят на любимой работе или любимым делом, не будет наркоманом или алкоголиком.

Сейчас идет целая кампания по пропаганде детских суицидов, в сети есть огромное количество социальных групп, где детей учат уходить из жизни. В совокупности вот с такой литературой, которую детям навязывают, происходит надлом психики. Особенно тогда, когда у ребенка возникают проблемы, а они неизбежны, тем более в подростковом возрасте. Когда у ребенка начинаются юношеские искания, то вместо правильного решения он может принять неправильное. Где гарантия, что такая литература не послужит спусковым крючком, который сломает детскую судьбу?


Роза Хайруллина , психолог:

– Я книгу не читала, но раз она написана от первого лица, то это хорошо. Дети должны знать и быть информированы в вопросах употребления наркотиков, чем это чревато и какие сферы жизни затрагивает и чем может и, как правило, заканчиваться. Отгораживать детей от этой проблемы глупо и нереально, тем более в наше время, когда возраст наркопотребителя стал моложе и наркотики намного опаснее (синтетические) и доступнее (через Интернет).

Дети должны знать не только «романтическую» сторону потребления (по рассказам ровесников, по фильмам, по своим кумирам), но и реальную. С чем же сталкивается человек, зависимый от наркотиков? Ухудшение отношений с родителями и близкими, с друзьями, ВИЧ/гепатит и другие заболевания, «скатывание» по социальной лестнице вниз. Кроме того, практически любой наркопотребитель имеет проблемы с законом (воровство, разбой, употребление и распространение наркотиков, проституция) и обречен на долгую, сложную реабилитацию.

Искандер Ясавеев, социолог, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, Санкт-Петербург:

– Такого рода вещи требуют очень тонкой работы и согласия родителей. Навязывать такую продукцию бессмысленно и неэффективно, я думаю. Всевозможные страшилки по поводу наркотиков иногда просто усугубляют ситуацию, так как создается образ наркотиков, не соответствующий действительности. Во-первых, запретный плод со всеми вытекающими обстоятельствами. Во-вторых, есть мнение, навязываемое родителям и детям о том, что с первой дозы человек становится наркозависимым, но это не так. И если вдруг в силу каких-то обстоятельств подросток в первый раз пробует наркотик, он понимает, что никакой реакции и зависимости нет. Это вызывает большое недоверие ко всему, что говорят о наркотиках. Я хочу сказать, что профилактика – очень тонкая работа.

Касательно этой книги, я бы хотел узнать, кто был экспертами, которые включили ее в учебник. Не было ли это попыткой просто отчитаться о профилактике наркомании. Такая нравоучительная литература должна быть предметом серьезной дискуссии. Причем с участием всех, и родителей тоже.

Источники фото:

Начнём с того, что я очень люблю читать книги в виде рассуждений, где рассказ от первого лица, а книги-дневники просто идеальны для меня. Может, это связанно с тем, что я люблю совать нос в чужие жизни,а может просто мне интересна не сама история, а то, что чувствует человек в этот момент.

Так или иначе, я решила прочесть "Синюю траву", так как мне действительно стало интересно, что же чувствуют наркоманы, о чём думают, когда принимают очередную дозу, почему они это делают. И вот, в поисках подходящей литературы наткнулась на форумах на данное "произведение".

Редактирование. Споры о правдивости "дневника".

Это книга была издана в 1971 году, и изначальна была представлена, как просто отредактированный и напечатанный личный дневник 15-летней наркоманки. Но после было множество споров о том, правдиво ли всё это, многие были уверены, что "Алиса" существовала на самом деле, а некоторые считают, что это всё придумано. Врач, редактировавшая данное произведение и являющаяся единственным обладателем авторских прав на "синюю траву" уверяет, что книга базируется на дневнике 15-летней наркоманки - её пациентки, но некоторые истории приписаны и являются историями других её пациентов. Так же Аллин Пейс (та самая врач) сказала в одном из интервью, что на самом деле реальная девочка, автор дневника "Алисы", совершила самоубийства, а не умерла тем путём, который описан в книге.

И да, имя владелицы дневника нам не известно, а "Алиса" - это имя девушки, знакомую автора дневника. Но, в скором времени, скорее для удобства, чем от не знания, люди начали называть главную героиню Алисой.

Споры о цензуре.

Конечно, сейчас никого уже не удивишь такой книгой. Наркомания, насилие, изнасилование, грязь - всё это является главными атрибутами 60% сериалов и книг для подростков.

Но в те времена, когда книга была издана, родители и активисты, которым всегда есть до всего дела, требовали убрать книгу навсегда с полок библиотек и книжных магазинов. В некоторых штатах действительно так и поступили, а в некоторых начали требовать разрешение родителей перед предоставлением книги.

Но, как мы знаем, кто хочет, тот всегда найдет где прочесть, поэтому, не думаю, что такие запреты хоть кого-то остановили.

И, наконец-то, о самом дневнике.

Я часто читала и смотрела фильмы, где главные герои являются наркоманы. В 80% случаев у них была действительно сложная жизнь, и они пытались сбежать от всего этого посредством галлюцинаций, которые предоставляли наркотики. Да, не существует оправдания, чтобы так слить свою жизнь (хотя, ведь каждый делает, что он хочет, верно?), но в данных случаях есть хоть какая-то логика.

Логики в действии данной девушки я вообще не увидела. Перечитывала дневник дважды, первый раз для ознакомления (на русском) и второй раз для тщательного анализа и выписывания цитат (на английском) , я так и не смогла объяснить себе поведение "Алисы".

В русском варианте становится впечатление, если судить по стилю написания текста, что девочка не самая умная. Возможно, если бы я встретила человека, который так говорит в реальной жизни, то сочла бы его даже туповатым и малообразованным. Чтобы понять, всё таки какой была настоящая "Алиса", я прочла книгу без перевода. Да, вроде бы теперь её "слог" мне не кажется таким странным, но ведь сюжет и смысл слов не изменился. Если основываться на "оригинале", то её нельзя назвать тупой или малообразованной , но всё же несколько туповатой. Лично я бы не стала общаться с таким человеком, даже если бы и не знала, что она наркоманка.

В скобках я буду давать дословный перевод, когда оригинал иногда по смыслу несколько расходится с книжным переводом, который звучит более литературно относительно дословного, но искажает мысли и отношение "Алисы" к себе.

“Maybe something went wrong and he’ll explain.”

(Дословно: "Может, что-то пошло не так и он объяснит.)

"Может, я сделала что-то не так и он мне все объяснит"

"Алиса" и её влюбленность.

Меня с этого немного коробило на протяжении всей книги. У неё действительно одержимость этим парнем. Мне этого, пожалуй, не понять, но её поведение типично для не совсем умной 15-летней девочки. У меня тоже есть такие знакомые.

I care so much I feel that my whole insides have shattered.

Мне до того не все равно, что я вся дрожу!

Не думаю, что проблемы с парнем сыграли главную роль в её наркомании и ненависти к себе, но вполне вероятно, что это был маленький, но всё же шаг, к такому ужасному существованию.

Ненависть к себе.

Как по мне, это одна из основных причин наркомании "Алисы". Она, как и многие подростки, недовольна своим внешним видом. Но есть два типа недовольных собой: те, кто пытаются что-то изменить и те, кто просто ноют. Наша героиня относится ко второму типу.

I’ve put on seven ugly, fat, sloppy, slobby pounds and I don’t have anything I can wear.

Я набрала семь мерзких, гадких, уродливых, жирных фунтов, и мне теперь нечего надеть.

Так сбрось их,едрит мадрит (), кто тебе мешает?

I’m beginning to look as slobby as I feel.

Начинаю выглядеть так же противно, как себя чувствую.

Вообще, Алиса сама по себе является типом девочек, которых сейчас часто называют "королевы драмы".

О, Дневник! Я так несчастна!

Отношение с родственниками. Поведение.

Хотелось бы отметить, что эта книга действительно помогла мне осознать, почему мои родственники ведут в каких-то определенных ситуациях именно таким образом, а не как хотелось бы мне. Надеюсь, я об этом не забуду и постараюсь не реагировать так остро, как делала это раньше.

Если у вас есть проблемы с родителями (и вам, как и мне, 15 или чуть меньше/больше), то рекомендую к прочтению ОБЯЗАТЕЛЬНО, как анти-пример поведения.

Just between us, I don"t really know why it"s any of her business. It"s true I have had a cold for the last couple of weeks, but I know it"s not the diet that is causing it. How can she be so stupid and irrational?

Только между нами: не понимаю, каким боком это ее касается. Правда, последние пару недель я проболела, но я точно знаю, что причиной болезни была не диета. Как она может быть такой глупой и иррациональной?

И да, перевели более "мягко", ведь выглядит это так, как будто бы она просто назвала маму "глупой", что не так обидно. А ведь "stupid" - это сказанное со злостью, и быстрее в данном контексте можно перевести как "тупая". А это намного сильней, согласитесь?

Мама желает ей самого лучшего, так как диета действительно была не очень (цитрусовые на голодный желудок? Серьёзно?), а она называет её тупой. Не благодарно, знаете ли.

Конечно, чаще "Алиса" нормально относилась к маме, но всё же иногда срывалась на близких необоснованно, ведя себя как полная дура.

Эм, мам, если я когда-нибудь так себя веду - прости. И вы идите попросите прощение у матерей, если делали что-нибудь подобное. А я уверена, что делали.

Наркотики.

Итак, вот проанализировав весь текст, лично я для себя пришла к выводу, что обладательница дневника не совсем умная, неуверенная в себе, ленивая девушка, пытающаяся оправдать свою лень или скинуть вину за свое состояние на кого-нибудь другого. Жалкое зрелище. Именно это всё вместе и дало такой результат - девочка стала наркоманкой.

Вывод.

Книга действительно очень мрачная и грязная , но она действительно заставляет задуматься. Меня задело именно отношение с родителями, возможно, данный дневник заставит и вас задуматься о чём-то, и, надеюсь, заставит исправиться.

Я бы рекомендовала эту книгу, как обязательную к прочтению для подростков. Главное, не для очень впечатлительных. Может, тогда в мире будет меньше совершающих ошибки людей. Возможно, книгу бы стоило даже изучать в школе (разумеется, в старших классах. Можно даже на уроках английского в оригинале, в классе эдак в 9-10) , заставить всех проанализировать её, высказать свое мнение. Ведь книга действительно вызывает не интерес к такому образу жизни, а настоящее отвращение.

_____________________________

Мои отзывы на другие книги (будет пополняться):