Стефан малларме биография. Стефан малларме

Стефан Малларме - выдающийся поэт и писатель родом из Франции, живший в 19 веке. Он является главой символистской школы. Знаете ли вы, чем еще известен Стефан Малларме? Биография краткая, представленная в этой статье, позволит вам узнать больше о нем.

Происхождение, период обучения

Будущий поэт появился на свет в Париже 18 марта 1842 года. Его отцом был Нума Малларме, работавший в Управлении по делам собственности. Когда Стефану было 5 лет, он потерял мать, после чего его забрали на воспитание ее родители. Стефан Малларме был восприимчивым ребенком. Он обучался сначала в религиозном пансионе, расположенном в Отейе (в 1853 году), а затем, с 1853 года, посещал лицей Санса. Обучение в последнем оказалось мучительным для будущего поэта. Он стал еще сильнее ощущать свое одиночество после того, как в 1857 году скончалась его 13-летняя сестра Мария. Диплом бакалавра Малларме получил в 1860 году. Его отец хотел, чтобы Стефан стал чиновником, однако Малларме отказался от этой карьеры. Уже тогда он чувствовал, что станет поэтом.

Две стороны жизни Малларме

В течение нескольких месяцев 1862 года Стефан находился в Лондоне. Здесь он усовершенствовал свой английский язык. Возвратившись во Францию в 1863 году, он стал преподавателем английского в лицее Турнона. Жизнь Стефана с этого времени как бы разделилась на две части. Он был вынужден учительствовать ради небольшого заработка, чтобы обеспечить семью, - сначала в Турноне, затем в Безансоне (1866-67 гг.), в Авиньоне (до 1871 года), Париже (до 1894 года). Другой стороной его жизни было поэтическое творчество.

Первые произведения, знакомство с представителями Парнасской школы

К периоду 1862-64 гг. относятся первые юношеские стихи этого автора. В них видно влияние Эдгара По и Шарля Бодлера. В 1864 году Стефан Малларме познакомился с Каутллом Мендесом, Фредериком Мистралем, М.В. де Лилль-Аданом. Известно, что он увлекся поэзией создателя Парнасской школы и начал писать произведения в ее духе.

В скором времени, в 1865 году, появилась его поэма под названием "Послеполуденный отдых фавна". Малларме представил это произведение на суд Т. де Банвиля, который был одним из лидеров Парнасской школы. Эта поэма являет собой чувственную и утонченную эклогу. Языческая радость бытия пронизывает все произведение.

Парнасский период творчества

12 мая 1866 года состоялась первая публикация Малларме (10 стихотворений, напечатанных в "Современном Парнасе"). Этот факт означал, что парнасцы признали его. Затем настали годы поиска новых средств выражения своей поэтической индивидуальности (1868-73). Малларме в конце 1860-х годов написал фантастическую сказку, которую назвал "Igitur, или Безумие Эльбенона". Однако издана она была только в 1926 году. Кроме того, он принялся за работу над "Иродиадой", драмой в стихах. Это произведение, к сожалению, осталось незавершенным. Его фрагмент был напечатан в 1871 году во втором выпуске сборника "Современный Парнас".

Малларме - декадент, новые произведения

В начале 1870 годов Малларме отделился от парнасцев и примкнул к декадентам. В 1872 году он написал "Похоронный тост", посвященный смерти Т. Готье. Это произведение ознаменовало переход Стефана к новой поэтике. Знакомство с А. Рембо относится 1872 году, с Э. Мане - к 1873, с Эмилем Золя - к 1874. Стефан Малларме начал сотрудничество с журналом под названием "Художественное и литературное возрождение". Здесь в 1874 году Стефан опубликовал перевод поэмы Э. По "Ворон". Иллюстрации для нее выполнил Также Малларме сотрудничал с "Журналом нового мира". Здесь он напечатал ряд статей и очерков. Издательство А. Лемерра в 1874 году отказалось принять к публикации произведение Малларме "Послеполуденный отдых фавна". Только в 1876 году оно было напечатано. В этом же году поэт написал сонет под названием "Гробница Эдгара По". А в следующем, 1877, появился школьный учебник, автор которого - Малларме. Назывался он "Английские слова". Учебник по мифологии был опубликован в 1880 году ("Античные боги"). Он представляет собой адаптацию книги Д.У. Кокса.

"Литературные вторники", известность

Маларме стал организовывать свои "литературные вторники" с 1880 года. Они проходили в его квартире, расположенной на Римской улице. В "литературных вторниках" участвовали Сен-Поль Ру, Гюстав Кан, Поль Клодель, Анри де Ренье, Андре Жид, Поль Валери и Пьер Луис. Стефан Малларме стал известен в кругах литераторов. Этому много способствовал П. Верлен, который причислил его к так называемым "проклятым поэтам" (в 1884 году Верлен написал одноименный очерк). Также популярности Малларме содействовал Ж.-К. Гюисманс. В своем романе под названием "Наоборот", созданном в 1884 году, этот писатель провел обстоятельный разбор ранних стихов Стефана устами Дез Эссента, своего главного героя.

Малларме - глава символистов

К середине 80-х годов 19 века Малларме считался лидером среди поэтов-декадентов, которые в 1886 году стали называть себя "символистами". Его сборник под названием "Стихотворения Стефана Малларме" появился в 1887 году, а в следующем - переводы поэм, созданных Э. По. Одновременно, наряду с "темными" символистскими стихами, Стефан создавал небольшие по объему и понятные стихотворения по различным поводам. Они были опубликованы только в 1920 году ("Стихи по случаю").

Последние годы жизни

В 1894 году интересующий нас автор издал сборник поэм в прозе и стихов. Тогда же он оставил службу, решив полностью посвятить свою жизнь поэзии. Малларме задался целью создать совершенную, универсальную книгу, в которой было бы дано уникальное и исчерпывающее объяснение мира. После смерти Верлена, произошедшей в 1896 году, Стефана избрали "принцем поэтов". Публикация его экспериментальной поэмы под названием "Удача никогда не упразднит случая" относится к 1897 году. Произведение по форме представляет собой одну длинную фразу, знаки препинания отсутствуют. Оно было напечатано лестницей, при этом использовался шрифт разного размера. Поэма была помещена на развороте двух страниц. Тогда же, в 1897 году, Малларме опубликовал серию статей ("Музыка и литература", "Кризис поэзии" и др.). Общее их название - "Бредни". В этих произведениях автор изложил свои мысли о том, что литература переживает упадок, что требуется восстановить ее былое сакральное значение. Малларме Стефан, биография и творчество которого остается актуальным, скончался 9 сентября 1898 года в Париже. Основная часть его текстов, а также переписка были изданы только после его смерти.

Значение и особенности творчества Малларме

Нужно сказать, что поэт Стефан Малларме, фото которого вы найдете в этой статье, появился во французской литературе в свое время, когда стала очевидна потребность в новых поэтических формах и исчерпанность старых. Он возглавил движение символизма, в котором новое художественное мышление оформилось теоретически, которое выступало с реформами языка поэзии и проложило дорогу современной литературе во Франции.

Малларме радикальным образом переосмыслил вопрос о предназначении поэзии. Он считал, что она не должна учить или описывать. В ней должно быть что-то сверхреальное. По словам Малларме, поэзия - это передача сокровенного смысла с помощью человеческого языка. Она одаривает нашу жизнь подлинностью. Поэт является посредником между миром людей и тайнами, заключенными во вселенной. Он может приоткрыть завесу, скрывающую трансцендентное, путем использования слов-символов. Именно за ними угадывается иная реальность, которую так хотел передать нам Стефан Малларме. Творчество его свидетельствует о том, что это ему удалось.

МАЛЛАРМЕ СТЕФАН - французский по-эт.

Из се-мьи чи-нов-ни-ка. По-сле смер-ти ма-те-ри (1847 год) вос-пи-ты-вал-ся её ро-ди-те-ля-ми.

С 1852 года учил-ся в пан-сио-не в Отёйе, затем - в ли-цее Сан-са, где по-лу-чил ди-плом ба-ка-лав-ра (1860 год).

В 1862 году со-вер-шен-ст-во-вал английский язык в Лон-до-не. В 1863-1871 годы пре-по-да-вал в ли-це-ях Тур-но-на, Бе-зан-со-на и Авинь-о-на; в 1871-1894 годы - в Па-ри-же.

Ран-ние сти-хи (1862-1864 годы) от-ра-зи-ли влия-ние В. Гю-го , Э.А. По, Ш. Бод-ле-ра. Пе-ча-тал-ся в прес-се с 1862 года; пер-вой зна-чительной пуб-ли-ка-ци-ей Малларме ста-ла под-бор-ка из 10 сти-хо-тво-ре-ний в кол-лек-тив-ном сборнике «Со-вре-мен-ный Пар-нас» («Parnasse contemporain», 1866 год). По-этические прин-ци-пы шко-лы «Пар-нас» пре-тво-ри-лись в на-пи-сан-ной алек-сан-д-рий-ским сти-хом эк-ло-ге «По-сле-по-лу-ден-ный от-дых фав-на» («L’après-midi d’un faune», 1865 год, издан в 1876 году; лег-ла в ос-но-ву од-но-именной сим-фо-нической пре-лю-дии К. Де-бюс-си, 1894 год), эс-те-ти-зи-рую-щей эро-тическую чув-ст-вен-ность и вак-хи-че-скую ра-дость жиз-ни.

С 1880 года Малларме стал за-мет-ной фи-гу-рой свет-ской жиз-ни Па-ри-жа; пе-рио-ди-че-ски ор-га-ни-зо-вы-вал до-ма «ли-те-ра-тур-ные втор-ни-ки», где встре-ча-лись по-эты и ху-дож-ни-ки. Ши-ро-кую из-вест-ность по-лу-чил по-сле вы-хо-да в свет ро-ма-на Ж.К. Гю-ис-ман-са «На-обо-рот» (1884 год), главный ге-рой ко-то-ро-го раз-мыш-ля-ет над ли-ри-кой Малларме, а так-же се-рии очер-ков П. Вер-ле-на (1884 год), в ко-то-рых Малларме был при-чис-лен к «про́клятым по-этам».

Не-боль-шое по объ-ё-му твор-че-ст-во Малларме конца 1860-1890-х годов - вер-ши-на французского сим-во-лиз-ма: дра-ма-тическая по-эма «Иро-диа-да» («Hérodiade», не окон-че-на, издана в 1869-1926 годы), сборники «Аль-бом сти-хов и про-зы» («Album de vers et de prose», 1887 год), «Сти-хо-тво-ре-ния» («Po ́esies», изданы в 1899 году), книга «Иги-тур, или Бе-зу-мие Эль-бе-но-на» («Igitur, ou La folie d’Elbeh-non», издана в 1925 году).

Вдох-нов-лён-ный идея-ми немецкой идеа-ли-стической фи-ло-со-фии, ро-ман-тиз-ма, эс-те-тическими ус-та-нов-ка-ми Ш. Бод-ле-ра , Малларме раз-вил кон-цеп-цию по-эзии как «чис-той фор-мы», ви-дя её пред-на-зна-че-ние в вос-соз-да-нии транс-цен-дент-ной Кра-со-ты (Малларме име-ну-ет её так-же «Веч-но-стью» и «Ни-чем»). Впа-дая в со-стоя-ние «бес-по-кой-ст-ва», по-эт, по мыс-ли Малларме, про-ни-ка-ет в тай-ну бы-тия и вы-яв-ля-ет свя-зи, оп-ре-де-ляю-щие един-ст-во ми-ро-зда-ния.

Стиль по-эзии Малларме от-ли-ча-ет оби-лие ме-та-фор, про-из-воль-ных ана-ло-гий и ас-со-циа-ций, ус-лож-нён-ность сти-хо-во-го строя (сдви-ну-тая це-зу-ра, ан-жамб-ман) и син-так-си-са, на-ме-рен-но от-да-лён-но-го от тра-диционного рит-ма ре-чи, ак-тив-ное ис-поль-зо-вание ред-ких и ус-та-рев-ших слов: так, по мыс-ли Малларме, соз-да-ёт-ся по-эзия не по-ве-ст-вую-щая, а «на-ме-каю-щая», ри-сую-щая «не вещь, но эф-фект, ею про-из-во-ди-мый».

По-эма «Бро-сок кос-тей ни-ко-гда не уп-разд-нит Слу-чая» («Un coup de dés jamais n’abo-li-ra le hasard», 1897 год), пред-стаю-щая как од-но не-за-кон-чен-ное пред-ло-же-ние, на-пе-ча-тан-ное без зна-ков пре-пи-на-ния шриф-та-ми раз-но-го раз-ме-ра, сви-де-тель-ст-ву-ет об ув-ле-че-нии Малларме экс-пе-ри-мен-та-ми со зри-тель-ным эф-фек-том, про-из-во-ди-мым литературным про-из-ве-де-ни-ем. О стрем-ле-нии к мо-де-ли-ро-ва-нию не-ли-ней-но-го тек-ста, до-пус-каю-ще-го различные ва-ри-ан-ты про-чте-ния, сви-де-тель-ст-ву-ет его не-реа-ли-зованный за-мы-сел, по-лу-чив-ший название «Кни-га» («Livre»). Ху-дожественные но-ва-ции Малларме ока-за-ли влия-ние на многие мо-дер-ни-ст-ские на-прав-ле-ния в ев-ропейской по-эзии XX века (има-жизм , кон-крет-ная по-эзия и другие).

Малларме - ав-тор мно-го-численных литературно-кри-тических ста-тей [сборник «Раз-гла-голь-ст-во-ва-ния» («Di-vagations», 1897 год) и другие], эс-се о жи-во-пи-си и му-зы-ке [сборник «Ва-риа-ции на од-ну те-му» («Variations sur un sujet», 1895 год)], пе-ре-во-дов на французский язык (в том числе про-из-ве-де-ний Э.А. По), школь-но-го учеб-ни-ка «Анг-лий-ские сло-ва» («Les mots anglais», 1877 год), книги по ми-фо-ло-гии «Ан-тич-ные бо-ги» («Les dieux antiques», 1880 год) и другие.

На русский язык по-эзию Малларме пе-ре-во-ди-ли И.Ф. Ан-нен-ский, Ф.К. Со-ло-губ, М.А. Во-ло-шин, В.Я. Брю-сов и другие.

Сочинения:

По-эзия фран-цуз-ско-го сим-во-лиз-ма. М., 1993. С. 101-111;

Со-чи-не-ния в сти-хах и про-зе / Пре-дисл. С.Н. Зен-ки-на. М., 1995;

МАЛЛАРМЕ, СТЕФАН (Mallarmé, Stéphane) (1842–1898), французский поэт и писатель, глава символистской школы.

Родился 18 марта 1842 в Париже в семье Нумы Малларме, служашего Управления по делам собственности. В пятилетнем возрасте потерял мать; воспитывался ее родителями. Рос восприимчивым ребенком. С 1852 учился в религиозном пансионе в Отейе, с 1853 – в лицее Санса; пребывание там оказалось для него мучительным. Еще в большей степени стал ощущать одиночество после смерти своей тринадцатилетней сестры Марии в 1857. В 1860 получил диплом бакалавра. Вопреки желанию отца, отказался от карьеры чиновника: он уже знал, что ему суждено быть поэтом. В 1862 провел несколько месяцев в Лондоне, где усовершенствовал свое знание английского. В 1863, вернувшись во Францию, начал преподавать английский язык в лицее Турнона. С этого времени его жизнь поделилась на две части: с одной стороны, учительство ради скромного заработка для обеспечения своей семьи – после Турнона в Безансоне (1866–1867), Авиньоне (1867–1871), Париже (1871–1894); с другой, поэтическое творчество. Его первые юношеские стихи, написанные между 1862 и 1864, несут явную печать влияния Шарля Бодлера и Эдгара По . В 1864 познакомился в Фредериком Мистралем, Катуллом Мендесом, Матиасом Вилье де Лилль-Аданом. Увлекся поэзией Теофиля Готье , основателя Парнасской школы (); стал писать в ее духе. В 1865 представил на суд Теодора де Банвиля , одного из ведущих парнасцев, поэму Послеполуденный отдых фавна (L"Après-midi d"un faune ), утонченную и чувственную эклогу, пронизанную языческой радостью бытия. Первая публикация (десять стихотворений) состоялась 12 мая 1866 в сборнике «Современный Парнас», что означало признание его Парнасской школой. Затем наступил период поиска новых средств поэтического выражения (1868–1873); в конце 1860-х сочинил фантастическую философскую сказку Igitur, или безумие Эльбенона (Igitur, ou la Folie d"Elbehnon ), изданную лишь в 1926; начал работу над драмой в стихах Иродиада (Hérodiade ), которая, однако, осталась незавершенной; во втором выпуске «Парнаса» (1871) был напечатан ее фрагментарный вариант.

В начале 1870-х разочаровался в Парнасской школе и примкнул к декадентам; Похоронный тост (Toast funèbre ), написанный в связи с кончиной Т.Готье в 1872, ознаменовал его переход к новой поэтике. В 1872 познакомился с Артюром Рембо , в 1873 – с Эдуардом Мане , в 1874 – с Эмилем Золя . Сотрудничал в журнале «Художественное и литературное возрождение», где в 1874 опубликовал перевод поэмы Ворон Э.По с иллюстрациями Э.Мане, и в «Журнале нового мира», где напечатал ряд очерков и статей. В 1874 издательство А.Лемерра отказалось опубликовать Послеполуденный отдых фавна ; он увидел свет только в 1876. В 1876 написал сонет Гробница Эдгара По (Le Tombeau d"Edgar Poe ). В 1877 выпустил школьный учебник Английские слова (Mots anglais ), а в 1880 – учебник по мифологии Античные боги (Dieux antiques ), адаптированную французскую версию книги Д.У.Кокса.

С 1880 начал организовывать «литературные вторники» в своей квартире на Римской улице; в них участвовали Гюстав Кан, Сен-Поль Ру, Анри де Ренье, Поль Клодель , Поль Валери , Андре Жид и Пьер Луис. Приобрел известность в литературных кругах, не в последнюю очередь благодаря П.Верлену , причислившему его к «проклятым поэтам» (в очерках Проклятые поэты , 1884), и Ж.-К.Гюисмансу , который в романе Наоборот (1884) провел (устами своего главного героя Дез Эссента) обстоятельный анализ его ранних стихов. К середине 1880-х стал лидером поэтов-декадентов, принявших в 1886 имя «символистов». В 1887 издал сборник Стихотворения Стефана Малларме (Poésies de Stéphane Mallarme ), в 1888 – переводы поэм Э.По. В то же время, наряду с символистскими «темными» стихами, сочинял небольшие и понятные стихи по разным поводам; опубликованы под названием Стихи по случаю (Vers de circonstance ) лишь в 1920.

В 1890 выступил в Бельгии и в Париже с лекциями о творчестве М.Вилье де Лилль-Адана. В 1894 опубликовал сборник стихов и поэм в прозе (Vers et prose ). В том году оставил службу и полностью посвятил себя поэзии; поставил целью создать универсальную совершенную Книгу, которая дала бы исчерпывающее и уникальное объяснение мира. В 1896, после смерти П.Верлена, был избран «принцем поэтов». В 1897 опубликовал экспериментальную поэму Удача никогда не упразднит случая (Un coup de dés jamais n"abolira le hasard ) в виде одной длинной фразы без знаков препинания, напечатанной лестницей на развороте двух страниц шрифтом разного размера. В том же году выпустил серию статей (Кризис поэзии , Музыка и литература и др.) под общим названием Бредни (Divagations ), где высказал свои мысли об упадке литературы и необходимости восстановить ее прежнее сакральное значение. Умер в Париже 9 сентября 1898.

Большая часть текстов С.Малларме и его обширная переписка были опубликованы после его смерти.

С.Малларме пришел во французскую культуру в свой час, когда исчерпанность старых поэтических форм и потребность в новых стали более, чем очевидны. Ему выпало на долю возглавить символистское движение, в котором получило свое теоретическое оформление новое художественное мышление, которое решительно реформировало поэтический язык и просодическую систему и открыло путь современной французской литературе.

С.Малларме радикально переосмысляет предназначение поэзии: она должна не описывать и не учить, а заключать в себе нечто сверхреальное. «Поэзия, – говорит он, – это передача посредством человеческого языка, возвращенного к своему субстанциональному ритму, сокровенного смысла всех аспектов существования: она одаривает подлинностью наше пребывание на земле и является единственной духовной задачей». Поэт – посредник между людьми и тайнами вселенной. Приоткрыть завесу трансцендентного он может с помощью слов-символов, за которыми предугадывается эта иная реальность. В символическом универсуме меняется и назначение языка: он утрачивает свою прямую коммуникативную функцию и начинает играть другую – суггестивную роль (не называть, а вызывать ассоциации). Понятийная структура слова утончается до предела. На первый план выступает его звуковая составляющая. Символизм берет «у музыки ее добро» (П.Валери).

Рассматривая поэзию как носительницу некоей сокровенной сущности, С.Малларме возвращает ей прежний сакральный смысл. Поэт становится жрецом, поэма – заклинанием, а слова – элементами бесконечной мелодии. Язык, недоступный обычным смертным, обретает свою силу в стихии магических ритмов. Такая поэзия требует от поэта отрешения от всего бытийного и мирского, т.е. жертвенности и творческого одиночества.

С.Малларме не только формулирует основные принципы символизма, но и стремится реализовать их в своей поэтической практике. Он пытается существовать в некоем чистом и автономном пространстве и даже «создать для себя почти полностью собственный язык» (П.Валери). Все, что обычно, что нравится и понятно всем, выбрасывается из его творчества: никакого красноречия, никакой повествовательности, никаких максим, ни одного образа, уже кем-то изобретенного. Здесь редкие слова и слова в их архаичном значении (возврат к «первозданному источнику»), необычный ритм, сдвинутая цезура, неточная рифма, переносы (enjambement), разрушенный или осложненный синтаксис, намерение сделать из стиха «тотальное новое слово», чуждое обычному языку. Открытие новых возможностей поэтического таило в себе и опасность: неизбежно возникала преграда между автором и читателем. На упреки в герметичности и «темноте» С.Малларме отвечал, что поэзия и должна заключать в себе загадку, а если ее не разгадывают, то это не означает, что она «темна», а только свидетельствует о неподготовленности читателя.

Поиск совершенной формы выражения, боязнь «запачкать» чистый лист бумаги банальными идеями и языковыми клише были, вероятно, причиной того, что собственно символистское наследие С.Малларме оказалось скромным по объему. Его Иродиада так и осталась незаконченной. Не осуществилась и главная его мечта – создать универсальную Книгу, которая бы запечатлела Абсолютное. Он не исполнил высший долг поэта-символиста – дать «орфическое» объяснение Земли.

Новейшие издания на русском языке: Малларме Стефан. Сочинения в стихах и прозе. М., 1995; Верлен Поль, Рембо Артюр, Малларме Стефан. Стихотворения. Проза. М., 1998

Евгения Кривушина

Малларме Стефан (Mallarmé, Stéphane) (1842-1898) - французский поэт и писатель, глава символистской школы.

Родился 18 марта 1842 в Париже в семье Нумы Малларме, служашего Управления по делам собственности. В пятилетнем возрасте потерял мать; воспитывался ее родителями. Рос восприимчивым ребенком. С 1852 учился в религиозном пансионе в Отейе, с 1853 - в лицее Санса; пребывание там оказалось для него мучительным. Еще в большей степени стал ощущать одиночество после смерти своей тринадцатилетней сестры Марии в 1857.

В сущности, мир существует лишь для того, чтобы могла появиться одна прекрасная книга.

Малларме Стефан

В 1860 получил диплом бакалавра. Вопреки желанию отца, отказался от карьеры чиновника: он уже знал, что ему суждено быть поэтом. В 1862 провел несколько месяцев в Лондоне, где усовершенствовал свое знание английского. В 1863, вернувшись во Францию, начал преподавать английский язык в лицее Турнона.

С этого времени его жизнь поделилась на две части: с одной стороны, учительство ради скромного заработка для обеспечения своей семьи - после Турнона в Безансоне (1866-1867), Авиньоне (1867-1871), Париже (1871-1894); с другой, поэтическое творчество. Его первые юношеские стихи, написанные между 1862 и 1864, несут явную печать влияния Шарля Бодлера и Эдгара По. В 1864 познакомился в Фредериком Мистралем, Катуллом Мендесом, Матиасом Вилье де Лилль-Аданом. Увлекся поэзией Теофиля Готье, основателя Парнасской школы; стал писать в ее духе. В 1865 представил на суд Теодора де Банвиля, одного из ведущих парнасцев, поэму Послеполуденный отдых фавна (L"Après-midi d"un faune), утонченную и чувственную эклогу, пронизанную языческой радостью бытия.

Первая публикация (десять стихотворений) состоялась 12 мая 1866 в сборнике «Современный Парнас», что означало признание его Парнасской школой. Затем наступил период поиска новых средств поэтического выражения (1868-1873); в конце 1860-х сочинил фантастическую философскую сказку Igitur, или безумие Эльбенона (Igitur, ou la Folie d"Elbehnon), изданную лишь в 1926; начал работу над драмой в стихах Иродиада (Hérodiade), которая, однако, осталась незавершенной; во втором выпуске «Парнаса» (1871) был напечатан ее фрагментарный вариант.

В начале 1870-х разочаровался в Парнасской школе и примкнул к декадентам; Похоронный тост (Toast funèbre), написанный в связи с кончиной Т.Готье в 1872, ознаменовал его переход к новой поэтике. В 1872 познакомился с Артюром Рембо, в 1873 - с Эдуардом Мане, в 1874 - с Эмилем Золя. Сотрудничал в журнале «Художественное и литературное возрождение», где в 1874 опубликовал перевод поэмы Ворон Э.По с иллюстрациями Э.Мане, и в «Журнале нового мира», где напечатал ряд очерков и статей. В 1874 издательство А.Лемерра отказалось опубликовать Послеполуденный отдых фавна; он увидел свет только в 1876. В 1876 написал сонет Гробница Эдгара По (Le Tombeau d"Edgar Poe). В 1877 выпустил школьный учебник Английские слова (Mots anglais), а в 1880 - учебник по мифологии Античные боги (Dieux antiques), адаптированную французскую версию книги Д.У.Кокса.

С 1880 начал организовывать «литературные вторники» в своей квартире на Римской улице; в них участвовали Гюстав Кан, Сен-Поль Ру, Анри де Ренье, Поль Клодель, Поль Валери, Андре Жид и Пьер Луис. Приобрел известность в литературных кругах, не в последнюю очередь благодаря П.Верлену, причислившему его к «проклятым поэтам» (в очерках Проклятые поэты, 1884), и Ж.-К.Гюисмансу, который в романе Наоборот (1884) провел (устами своего главного героя Дез Эссента) обстоятельный анализ его ранних стихов. К середине 1880-х стал лидером поэтов-декадентов, принявших в 1886 имя «символистов». В 1887 издал сборник Стихотворения Стефана Малларме (Poésies de Stéphane Mallarme), в 1888 - переводы поэм Э.По. В то же время, наряду с символистскими «темными» стихами, сочинял небольшие и понятные стихи по разным поводам; опубликованы под названием Стихи по случаю (Vers de circonstance) лишь в 1920.В 1890 выступил в Бельгии и в Париже с лекциями о творчестве М.Вилье де Лилль-Адана.

В 1894 опубликовал сборник стихов и поэм в прозе (Vers et prose). В том году оставил службу и полностью посвятил себя поэзии; поставил целью создать универсальную совершенную Книгу, которая дала бы исчерпывающее и уникальное объяснение мира. В 1896, после смерти П.Верлена, был избран «принцем поэтов». В 1897 опубликовал экспериментальную поэму Удача никогда не упразднит случая (Un coup de dés jamais n"abolira le hasard) в виде одной длинной фразы без знаков препинания, напечатанной лестницей на развороте двух страниц шрифтом разного размера. В том же году выпустил серию статей (Кризис поэзии, Музыка и литература и др.) под общим названием Бредни (Divagations), где высказал свои мысли об упадке литературы и необходимости восстановить ее прежнее сакральное значение. Умер в Париже 9 сентября 1898.