«Своеобразие изображения народа в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо? Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Урок подготовки к написанию домашнего сочинения "В чём Н.А.Некрасов видит сущность духовного рабства?"

МУНИЦИРАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

с углубленным изучением отдельных предметов

Аннинский муниципальный район

Воронежская область

Разработка урока

по литературе на тему:

«Многообразие крестьянских типов в поэме Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо».

10 КЛАСС

и литературы

Пысенкова Ольга

Александровна

Анна 2014

Тема урока :

«Многообразие крестьянских типов в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Н.А.Некрасов.

В рабстве спасённое

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Н.А.Некрасов.

Цели урока :

Образовательные:

1.Выяснить, в чём смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть счастлив отдельный человек среди всеобщего горя.

2.Выяснить, как раскрывается характер русского народа в поэме.

3.Выяснить связь мотива странничества с мотивом дороги в произведении.

Развивающие:

    Развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся.

    Научить применять знания на практике.

Воспитательные:

1. Уважительное отношение к человеку, добросовестное отношение к труду.

2. Воспитание внимательного читателя.

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Оборудование : мультимедийная установка, выставка книг поэта.

Ход урока

    Повторение изученного материала.

Устный опрос:

Рассказать о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

Каковы замысел, история создания и композиция поэмы?

Каким образом в поэме показана тема социального и духовного рабства.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель : нас всех объединяет одно: интерес к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поэт принадлежит к числу редких творческих индивидуальностей, вспыхивает как зарница, оставляя надолго глубокий след в наших сердцах. Он умел пронизать каждую поэтическую строку покоряющим своим чувством. Стал непревзойдённым поэтом не только отечественной, но и мировой литературы.

Сегодня на уроке Некрасов вместе с нами, мы чувствуем на себе его взгляд, слышим, как он дышит.

Обратите внимание на портрет писателя.

Его перу принадлежит народная эпопея «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 60-70 годы 19 века, где возникает новый вольный дух подымающегося на борьбу крестьянства.

Из каких деревень крестьяне отправились искать счастье?

Чего не хватает людям, живущим в деревнях с названиями Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка?

Вывод: некрасовским мужикам многого не надо - было бы цело то, что есть. Некрасов изображает в поэме мужика обездоленного, голодного, сирого. Чем дальше вглубь поэмы уходят её герои, тем с большей многообразностью жизни они сталкиваются, тем шире для них раздвигаются конкретные рамки понятия счастья.

Учитель : какими способами автор раскрывает образы крестьян?

Ученик : через массовые сцены, через конкретный образ.

Учитель : что заставляет мужиков отправиться в поиски ответа на вопрос: кому живётся весело, вольготно на Руси?

Ученик: семь мужиков становятся странниками – правдоискателями. Они хотят докопаться до корня жизни и отправляются в путешествие, повторяя вопрос: кто счастлив на Руси? Мужики – символ перемен народной России. Только их поилица и кормилица – скатерть-самобранка останется в оправдание их странствий. Мы «входим» в мир реальной жизни.

Учител ь: какую роль в поэме играет образ дороги? Как он связан с мотивом странничества?

Ученик: образ широкой дороженьки открывает поэму и присутствует до её конца. По сторонам дороги развёртывается панорама всей русской земли:

Леса, луга поёмные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

Здесь крестьянские дороги, дороги самого поэта. Мы входим в мир реальной жизни, в мир человеческих судеб и народной судьбы. Народ пока способен лишь страдать под тяжестью угнетения. Крестьянский мир предстаёт предельно обнажённым, во всей хмельной откровенности:

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения.

В поэме присутствуют различные образы странников. Мотив странничества проходит через всё произведение, при этом он тесно связан с мотивом дороги. Дорога - важнейший символ русской литературы, воплощение движения, стремления вперёд. Она ведёт странников и богомольцев из одного села в другое, ведёт мужиков – правдоискателей к истине. Пока у народа есть желание искать правду и счастье, несмотря на ужасную жизнь и непосильный труд, он может считаться по праву «великим и всесильным».

Крестьянский мир предстаёт предельно обнажённым, во всей хмельной откровенности:

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения.

Эти слова произносит Яким Нагой. Каков он? Приведите примеры из текста.

Ученик: в главе «Пьяная ночь» автор изображает Якима Нагого. Он стал голосом крестьян. Рисуя своего героя, Некрасов ушёл от первоначального абстрактного образа «добра молодца»:

Фабричный кудри русые

Встряхнул, окинул с валика

Очами соколиными

Шумящую толпу.

Этот портрет сменился конкретным индивидуальным портретом:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле.

Мудрый мужик Яким Нагой, хоть и появляется в поэме пьяненьким, не пропил ума. Он с достоинством и гневом доказывает Павлуше Веретенникову, что не мужик виноват в пьянстве, а виноваты горе, нужда, бесправие. Он понимает, что вино топит гнев крестьянский. Суровую жизнь приготовила ему судьба: каторжный труд, бесправное положение. Он не мало пережил: погорел, в тюрьме сидел, в городе побывал в поисках справедливости.

Учитель : миру крестьян служит Савелий – богатырь святорусский. Каков он в поэме?

Ученик : перед нами возникает величественная фигура крестьянина-правдоискателя. Савелий в столетнем возрасте, уже согнувшийся, всё-таки могуч:

С большущей сивой гривою

Чай двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой

Дед на медведя смахивал.

За убийство управляющего кровопийца Фогеля дед провёл двадцать лет на каторге, двадцать лет -на поселении и всё не смирился. В его мыслях о крестьянстве – глубокая, выстраданная мудрость.

Савелий верит в богатырскую мощь народа, но видит, что силы его уходят на бесконечное терпение. Народ в его рассказе похож на былинного богатыря Святогора. Он сожалеет о своей растраченной силе, умирает со словами о безнадёжности крестьянской судьбы. Образ Савелия оставляет впечатление силы, неукратимой воли, тоски по свободе. В памяти остаётся пророчество Савелия:

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть – пропасть.

Не зря мужикам – странникам он говорит: «Клеймёный, да не раб».

Вывод: Савелий – богатырь. Как – то из нашего обихода незаметно ушло это слово. Его подменило простое понятие человека физически сильного, чаще всего спортсмена-разрядника, которого можно уважать, но и побаиваться. В русских былинах такие люди были не только сильные, но и добрые, справедливые. Те, кому не безразлично слово честь, кто за него готов подняться на бой.

Учитель : кого из былинного эпоса напоминает Савелий?

Ученик : Микулу Селяниновича.

Вывод: в образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся крестьянское сознание. Савелий видит причины зла, он утратил веру в доброго царя, понимает, что не смирением нужно добывать волю.

Учитель : есть ли противоречия в этом образе?

Да. Видя, как бесконечно долго сносит мужик цепи и розги, Савелий сам временами начинает проповедовать терпение и смирение между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит?

Учитель: самым близким для Савелия человеком является Матрёна Тимофеевна в главе «Крестьянка». Какой её изображает автор поэмы?

Ученик : Савелий передал свой дух неукротимого свободолюбия Матрёне Тимофеевне. Копится гнев крестьянки, но в её сознании сохранилась вера в заступничество Божьей Матери, в силу молитвы. Она близка к идеальному типу «величавой славянки», её жизнь типична для большинства крестьянок.

Учитель : какой в поэме автор изображает её жизнь?

Вывод: если в женщине зреет душевная гроза, то возможно переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

В рабстве спасённое

Сердце свободное-

Золото, золото

Сердце народное!

Как ни страшна жизнь, она не убила в народе лучших человеческих свойств, отзывчивости к чужому страданию, готовности к борьбе.

Учитель: обращение к эпиграфам. Почему эпиграфы даны в такой последовательности? Нашлись ли ключи от женского счастья?

Да. Внешняя красота, сердечная доброта, природная одарённость, слава. Образ Матрёны Тимофеевны исключительный. Это тип «идеальной славянки». Она не склоняет головы перед грозными начальниками.

Учитель : счастлива ли Матрёна Тимофеевна? Счастливы ли крестьяне в поэме?

Некрасов сам искал ответ на этот вопрос. Время шло, события навинчивались одно на другое. Автор так и не определил, кто же счастлив. Образы крестьян свидетельствуют о росте самосознания народа. Высшую нравственную красоту человека поэт видит в трудолюбии, в совестливости, в способности сострадать другим людям. Такая красота опоэтизирована.

Учитель : обратим внимание на другой образ крестьянина – Гриши Добросклонова.

Ученик : Гриши Добросклонов видит своё счастье в служении народу. Он пустился в странствие по бескрайним просторам Руси, встречая на своём пути беды и горе, но твёрдо веря в прекрасное будущее страны:

Ещё суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Гриша возвещает о приходе нового времени, новой жизни. Он не может смириться с современным положением крестьян, отдаёт свою жизнь на служение народу, его счастью, его будущему. Странствие, песни Гриши являются наилучшим тому доказательством.

Учитель :ваше отношение к поэме.

Ученик : Пора уж делать выводы.

Во-первых, над поэмою

Старался годы долгие поэт.

Не зря старался он,

Шедевр он сочинил.

А во-вторых, по совести

Мы можем русской классикой

Назвать произведение,

Ведь в нём потомству передан

Язык, дыханье времени

И просто красота.

3. Итог урока.

4. Домашнее задание.

Проанализировать образы помещиков в поэме.

Свобода как освобождённость от всех зависимостей. Сущность понятия "рабство", предпосылки возникновения. Характеристика поэмы Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Рассмотрение особенностей реформы 1861 года, анализ проблем современного общества.

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    Краткая биография Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), особенности изображения русского народа и народных заступников в его произведениях. Анализ отражения проблем русской жизни при помощи некрасовского идеала в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

    реферат , добавлен 12.11.2010

    В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасов рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость жизни - это не дает поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

    сочинение , добавлен 12.09.2008

    Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.

    топик , добавлен 02.12.2003

    В обеих поэмах все же тема дороги является связующей, стержневой, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В "Кому на Руси жить хорошо, тема дороги является художественным приемом.

    реферат , добавлен 01.04.2004

    История и этапы создания самой известной поэмы Некрасова, ее основное содержание и образы. Определение жанра и композиции данного произведения, описание его главных героев, тематика. Оценка места и значения поэмы в российской и мировой литературе.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. "Проза любви" в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

    реферат , добавлен 25.09.2013

    Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы "Дедушка Мазай и зайцы".

    контрольная работа , добавлен 16.02.2011

    Чуковский как один из лучших отечественных исследователей творчества Некрасова. Присуждение за книгу Ленинской премии. Чуковский о влиянии на Некрасова Пушкина и Гоголя. Своеобразное описание "приемов" Некрасова и критический анализ его творчества.

    реферат , добавлен 10.01.2010

    Некрасов - народный поэт. Поэт страдания. Краткие биографические сведения. Своеобразие лирики. Тема народных страданий. Образ женщин в лирике. Тема любви. Воспоминания современников о Некрасове. Вклад Некрасова в русскую литературу.

    реферат , добавлен 09.11.2006

    Мораль и нравственные принципы как основа эстетики поэта Н. Некрасова. Анализ основных стихотворных сюжетов, проблематика и особенности композиции и идейно-художественная значимость некрасовских стихотворений. Новаторский характер поэзии Некрасова.

Человек не может страдать больше, чем он может страдать. Исчерпав свои возможности в этой области, он переключается на другие дела и это величайшее из благ.

Некрасов Николай Алексеевич (1821 - 77/78) В 1847 - 66 - редактор и издатель журнала "Современник", с 1868 г. - редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки". В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: "Коробейники" (1861), "Мороз, Красный нос" (1864), "Русские женщины" (1871 - 72), "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сущность духовного рабства Некрасов Сатира (поэма "Современники", 1875 - 76). Трагические мотивы в цикле стихов "Последние песни" (1877). Проза. Критика.

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку, В 1832 - 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи. В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".

С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках". В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых - "В дороге" (1845) - получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др. В 1847 - 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил. В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.). В период общественного подъема 1850 - 1860-х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", ("Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах - Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. Сущность духовного рабства Некрасов В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа. После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 76), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 - 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875). Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 - цикл стихов "Последние песни".

Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге Сущность духовного рабства Некрасов

Радуйтесь тому, чем вы располагаете и кто вы есть, будьте щедры в распоряжении тем и другим – и вам никогда не придется гнаться за счастьем.

Рабство и свобода - эти два понятия неотступно следуют за человечеством. Всегда были люди, которым нравилось быть рабами, и люди, которые стремились вырваться из-под власти тех, кто их поработил, и обрести свободу.
Николай Алексеевич Некрасов был подлинно народным поэтом. Он не старался показать жизнь общества, жизнь Петербурга. Он чувствовал, что должен донести до всех людей жизнь простого народа, показать страдания простых крепостных крестьян. Некрасов старался передать взгляд на мир глазами крестьян, и поэтому его язык похож на народные песни и былины. Он активно использует трехсложные размеры и слова из речи простых людей. Также часто встречаются места, написанные белым стихом.
Некрасов видел среди крестьян больше горя и слез, чем песен и радости, да и та радость, которую он видел, была чаще на лицах пьяных людей, забывших о горе. Поэтому не удивительно, что почти во всех произведениях мы видим трагичные судьбы и сломанных горем людей.
Одним из основных произведений Некрасова является его знаменитая поэма о народном счастье «Кому на Руси жить хорошо». В ней он пишет о горе народа, о том, что нет простым людям счастья на Руси. В своей поэме Некрасов поднимает важную тему для народа - тему рабства и свободы, необыкновенно актуальную в то время, так как крепостное право не было еще отменено. По ходу произведения мы вместе со странниками открываем перед собой безрадостную картину обнищавшего, обездоленного, задыхающегося от рабства крестьянина. Но, что самое страшное, крестьяне привязаны к хозяевам духовно. Как бы плохо им ни было, они все равно все терпят или в лучшем случае безыдейно бунтуют, только для того, чтобы спустить куда-нибудь свое горе, но у них нет никаких идей о том, как изменить свою жизнь, и, когда они получают свободу, они не знают, что с ней делать.
В «Кому на Руси жить хорошо» мы встречаем именно таких крестьян. Некоторые из них просто терпят помещиков, другие просто «холопствуют» перед барином, а третьи пытаются протестовать, но дальше слов они никуда не идут и после уговоров со всем соглашаются, как гоголевский зять Мижуев, который начинал плясать под чужую дудку как нельзя лучше.
О первом типе крестьян говорит Яким Нагой. Он рассказывает о причине пьянства крестьян. И во время своего рассказа повествует об ужасах крестьянской жизни и говорит о том, что если бы крестьяне не пили, то они бы всех поубивали:
У каждого крестьянина
Душа что туча черная -
Гневна, грозна, - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Также примером покорных крестьян является вся деревня вахлаков, которые, когда получили волю, с радостью продаются снова в рабство за заливные луга и снова начинают жить, как жили. И по-прежнему они готовы убить своего товарища по одному велению своего господина.
Другой категорией крестьян, которую мы встречаем в поэме, является категория крестьян-«холопов». Эти люди «холопы» в душе, и они счастливы этим. Им нравится облизывать барские тарелки и стаканы, и самое большое счастье для них, если барин не убьет их в своих забавах. Они сами считают себя принадлежащими барину и не видят для себя другой судьбы. Примером такого рабского поклонения является раб князя Переметьева, который хвастается тем, что он облизывает барские тарелки, и, стоя за стулом барина, он получил «дворянскую» болезнь - подагру. Больше всего в нас вызывает отвращение то, что он всерьез презирает простых мужиков.
Другим, еще более «холопским», является образ Ипата - холопа князей Утятиных. Когда крестьянам даровали волю, он не захотел уходить от барина, так как «холопство» проникло в его душу уже слишком глубоко. В поэме говорится, что он остался с барином, потому что помнил его милости, но, когда мы узнаем эти милости, нам становится странно, как только Ипат не убежал от барина. Так, например, барин запрягал его в телегу или купал в проруби, а потом поил водкой.
Но наиболее интересной группой крестьян являются крестьяне, которые пытаются бунтовать, но все равно способны только на слова. Они похожи на крестьян из «Истории одного города» Салты- кова-Щедрина. Эти крестьяне выработали особый способ бунта - они все вставали на колени и вроде бы протестовали против горчицы, но в то же время они разрешали себя пороть. Вот таким же бунтарем является и Aran из главы «Последыш». Он накричал на барина и высказал о нем все, что он думает. Но когда барин приказал его выпороть, крестьяне уговорили Агапа, чтобы он помог им сыграть спектакль. Крестьяне напоили Агапа и вынесли его как будто выпоротого. Таким образом он тоже успокоился и все закончилось «бунтом на коленях». Таким же «пассивным бунтовщиком» является Яков Верный, который, чтобы отомстить барину за своего племянника, не убил его, а только сам повесился. То есть он только выразил протест, и не более.
Таким образом, Некрасов поднял главную проблему крестьянства - моральное рабство, неспособность народа жить без барина - духовный сон народа.

Сочинение


Главный герой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - русский народ. Это собирательный образ в котором прорисованы персонажи и в тоже время воссоздается коллективный образ народа.

На страницах произведения перед нами проходит целая галерея самых разнообразных представителей крестьянского мира. Среди них и семь странствующих мужиков, и мастеровые, и солдаты, и ямщики, и лапотники. Здесь и мужик с серьгой, мужик со скалкой, мужик с ободьями, бабы, девки, беременная женщина с ребенком, каменотес, крестьянин-белорус, охотник на медведей, жнецы, корежницы, старообрядка злющая, странники и богомольцы. Это шумное, пестрое, воистину «народное море». По своему социальному положению и роду занятий представители народа в поэме относятся к нескольким группам: крестьяне-землепашцы, рабочие, ремесленники, дворовые, солдаты, ямщики.

В зависимости от отношения представителей простого народа к крепостной зависимости, тоже можно выделить несколько групп. Например, некоторые крестьяне считают свое рабское положение оправданным и холопствуют перед своими барами. Это мужики-предатели, такие как староста Глеб и Егорка Шутов, и «люди холопского звания»: Сидор, Яков верный, Ипат, раб Переметьева. В прозвищах этих людей уже чувствуется их отношение к жизни. Для крестьян самый страшный грех - предательство по отношению к народу. Такое предательство совершил «злодей» староста Глеб, которому умирающий адмирал доверил золотой ларец, содержащий волю для восьми тысяч крестьян, а он сжег завещание. Нет народного прощения этому Иуде. Предательство другого рода осуществляет Егорка Шутов. Он шпион и доноситель, ему тоже нет прощения, и потому крестьяне четырнадцати деревень прогоняют его через селения, ругая «гнусь-человеком» и избивая. Есть и такие крестьяне, которые в своей привычке к рабству доходят до абсурда. Например, мужик Сидор, даже попав в острог, продолжает исправно высылать оттуда барину оброк. А о Якове верном, холопе примерном, народ даже сложил притчу. Этот мужик духовно предан своему барину-паралитику до такой степени, что «в отместку» за нанесенные обиды завез барина в густой лес и на его глазах повесился. К сожалению, такие примеры взяты из жизни. Духовное холопство было распространенным явлением в те годы, и многие гордились тем, что были у своих бар любимыми рабами, а их жены любимыми рабынями. Так, и лакей Ипат даже после объявления крестьянской свободы по-прежнему дорожит тем, что «у князей У тятиных холоп».

Были в общей массе и такие, которые не принимали своего рабского положения. Например, Агап Петров кипит лютой ненавистью к помещикам, он отказывается от уготованной ему роли комедианта в вотчине князя Утятина, укоряет других мужиков, принимающих участие в потехе. Но бунт Агапа был сломлен, стоило только бурмистру напоить его до бесчувствия. Или Игнатий Прохоров, крестьянин, занимавшийся извозом, клеймит старосту Глеба за предательство, но и только. Староста Влас убежден, что барина следует хвалить лишь в гробу, но он полон отчаяния и лишен веры в добро. Клим Лавин тоже не идет дальше обличения бар, чиновников и солдатчины, а Калинушка, упомянутый в песне «Барщинная», никогда не забудет своего голода, барских плетей, «вспоротой шкуры», но самое большее, на что он отважится, - это потопить свое горе в вине.

Странники-правдоискатели неудовлетворены своим положением, и эта неудовлетворенность крепнет по ходу сюжета, но и они еще не готовы участвовать в активном выступлении.

Яким Нагой натерпелся за свою жизнь и нищеты, и непосильного труда. У него непокорный нрав, он верит в народ, защищает интересы крестьян, становясь своеобразным трибуном. В нем уже пробуждается сознание человеческого достоинства, но он «до полусмерти пьет», и вспышки гнева так же быстро угасают.

Еще одна группа персонажей - те, кто восстает против притеснения и становится борцом за народные права. Это старообрядец Кропильников, гневно обличающий угнетателей и призывающий народ не подчиняться им. Жизнь его проходит в острогах. Ермил Гирин честный, бескорыстный правдолюбец, он является хранителем народных обычаев. Он открыто вступает в схватку

купцом Алтынниковым, активно отстаивает интересы народа, участвуя в бунте крестьян деревни Столбняки. На совести разбойника Кудеяра много преступлений, но он замаливает свои грехи, а потом совершает отмщение за издевательства над крестьянами, убивая пана Глуховского.

Наиболее ярко и подробно обрисован образ Савелия Корчагина. Этот «святорусский богатырь» наделен чертами былинного богатыря. Мы видим его мощь и удаль, он вступает в единоборство с медведем, не пугают его и розги Шалашникова, он мужественно переносит каторгу и поселение. Савелий презирает рабскую покорность односельчан, а его образ становится символом возможностей крестьянства. К. И. Чуковский считал, что образ Савелия Корчагина «принадлежит к числу наиболее монументальных» из всех образов, созданных Некрасовым.

Народные черты воплощены в образе Матрены Тимофеевны. Это крестьянка узнала и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни, но не согнулась, а сохранила свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость.

Обобщенное изображение народа в эпопее Некрасова - это нищета и бедность крестьян, их голодная жизнь. Вспомним хотя бы названия «смежных деревень», откуда родом семеро правдоискателей: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Не-елово... Целыми деревнями мужики выходят осенью «на попро-шайство», «как на доходный промысел». Мы видим изнурительный труд крестьян, их бесправие и угнетение, рекрутчину. Но мы видим также и отзывчивость простого народа к чужим страданиям, просыпающееся в нем чувство собственного достоинства, душевное благородство, трудолюбие, тягу к прекрасному и стремление к новой, свободной жизни. И если готова «такая почва добрая», то игом рабства долгого «еще народу русскому пределы не поставлены, пред ним широкий путь».