Свойство речи связанное с эмоциональной насыщенностью. Речь это в психологии определение


Перед зрителями стоят три стула. Входят ведущие и занимают свои позиции на стульях.

Ведущая 1:
Мы собрались сегодня, господа, по одному щекотливому поводу – грядет мужской праздник 23 февраля.

Ведущая 2:
Как мужской?!

Ведущая 3:
Как мужской?!

Ведущая 1:
Вот такая оказия. Еще в день защитников Отечества требуется одарить подарками.

Ведущая 2:
Вот те на!

Ведущая 3:
Вот не было хлопот, так подай!

Ведущая 2:
Еще и подарками осыпай! Странно, мне приснилось, что я кормила кур, а это к подаркам, но мне, а не как кому-то!

Ведущая 3:
Нет, ну пришли, называется на вечеринку! Ради чего я всю ночь на бигудях спала (здорово будет, если девушка с короткой стрижкой типа «ежик»).

Ведущая 1:
А я вчера ради этого на жесткую диету села по системе «Воздух». Три глотка утром, глоток в обед и пол глотка вечером.

Ведущая 2:
Да ну! Как эффект?

Ведущая 3:
Наедаешься?

Ведущая 1:
Жить можно.

Ведущая 2:
А…

Ведущая 3:
Девочки мы отвлеклись, что делать-то будем с этими самыми, как их называют-то…мужчинами!

Ведущая 1:
Праздник дело ответственное. Все-таки день защитника Отечества. Тут кого-либо не допустишь.

Ведущая 2:
Правильно! Проверить их надо на профпригодность!

Ведущая 3:
Приступаем к делу!

Ведущие надевают белые шапочки, на которых нарисован или нашит красный крест, на руку надевают повязки.

Ведущая 1:
Кандидаты в защитники Отечества готовсь к сдаче медицинской комиссии!

Ведущая 1 достает сантиметр, Ведущая 2 весы, Ведущая 3 клизму.

Ведущая 1:
Помощники нужны!

Ведущая 2:
Выводи по одному!

Две женщины из зала (они заранее предупреждены и сами добровольно должны вызваться помочь). Женщины берут по одному мужчине и выводят к медицинской комиссии.

Сначала мужчину взвешивают, потом его подводят к ведущей с сантиметром (тут зависит от возраста, раскованности и прочих подобных вещей – можно разыграть, что ценность измерения касается только мужской детали, находящийся ниже пояса), которая измеряет рост, обхват груди, бедер.

После взвешивания и обмерки Ведущая 3 с клизмой:
Клизма легкость организма!
Знает каждый пациент, будь то школьник, аль доцент,
Что вредят организму шлаки, я же гоню эти каки!
Если мучает мигрень, поможет клизма по пять литров в день!

Участь с клизмой можно избежать, выполнив спортивно-физкультурный норматив. Дабы в честь праздника сделать послабление для сильного пола, мужчинам дается на выбор: отжаться энное количество раз, покидать гирю (это реквизит придется раздобыть), присесть столько-то раз и т.п. Один из мужчин (где-то после прохождения осмотром половины мужчин) будет предупрежден заранее, он согласится на клизму (не захочет сдавать спортивно-физкультурный норматив), его за руки выводят Ведущая 1 и Ведущая 2, а Ведущая 3 демонстративно завершается шествие с клизмой в руках. Процессия выходит, закрывается дверь, раздаются мужские крики: «Ой, ай!». Проходит некоторое время, процессия возвращается. Мужчина немного раздет (как будто ему пришлось быстро одеваться, не совсем заправлена рубаха, расстегнут ворот и др.), все лицо в поцелуях, если можно на шее и дальше по вкусу. Потом по одному вызываются оставшиеся мужчины. Им уже решать – хотят они на клизму или нет в пользу отжиманий и приседаний.

После осмотра Ведущая 1 :
Перечисляет всех мужчин по имени. Признаны годными к прохождению службы в запасных частях за праздничным столом (называется место прохождения торжества) компании (название компании) .

Мужчины занимают свои позиции. Ведущие снимают с себя медицинские элементы. Начинает звучать музыка. Белый танец.

Ведущая 1:
Как ни крути, а от подарков не отвертишься.

Ведущая 2:
А где написано, что прямо выложь да положь?

Ведущая 3:
Правильно! Только сильным полагаются подарки!

Ведущая 1:
Товарищи женщины! На вас лежит большая ответственность! Пока подготовлено три комплекта подарков. Поэтому проведем жеребьевку.

Женщинам раздаются чистые листики бумаги. Каждая должна написать одно имя и фамилию мужчины, которого она считает достойным получения первой партии подарков.
Потом ведущие собирают листики и сортируют. Три мужчины, за которых отдали больше голосов, вызываются в зал (если окажется, что у кого-то одинаковое количество голосов, то победитель выбирается путем розыгрыша, например, кто быстрее отожмется 10 раз или иным способом).

Выбранных кандидатов одевают в платки (если есть возможность, то в платья или юбку и кофту), дают им в руки две авоськи. На финише стоят подарки (все, что по карману фирме: от жвачки до элитного коньяка, можно традиционные подарки – пену для бритья, носки). Допустим, стоит три вещи (в любом случае будет 3 вещи): носки, бутылка пива, жвачка. Задача мужчин пройти шагом (стиль которого задаст ведущая) к финишу, взять одну вещь, вернутся к старту, опять пойти к финишу другим стилем, который также задаст ведущая, взять вторую вещь, вернутся к старту и еще один заход. Первый раз они должны пройти шагом веселой бабки, второй – модницы вертихвостки, третий – походкой деловой женщины, идущей на работу, словно забивающей сваи. Собранные вещи мужчинам остаются на память. Можно разыграть суперприз голосованием, которое определит демонстратора самых лучших походок.

Музыкальная пауза. Можно опять танцы или женщины могут исполнить для мужчин шуточную песню поздравление.

Ведущая 1:
Какой защитник Отечества не мечтает о гареме?

Ведущая 2:
Было проведено тайное голосование.

Ведущая 3:
Победителями которого стали (называет двух мужчин) .

Победителям выдаются резинки разного цвета, например, одному зеленые, другому синие. Пока звучит мелодия, они должны ходить (бегать) по залу и на руку «жены» в свой гарем надевать эту резинку (если кто-то уже выбрал себе «жену», другой не имеет право ее брать). Когда будут созданы гаремы (по окончании мелодии), делается «семейное фото». Потом гаремы должны раздеть своего мужа до нижнего белья. Первый справившийся гарем с этой задачей получает суперприз (каждой «жене» по большой шоколадке), а проигравший гарем приз (каждой «жене» по маленькой шоколадке). «Семейное фото» с обнаженным мужем.

Ведущая 1:
Мужчины!

Ведущая 2:
Слушайте!

Ведущая 3:
И не говорите, что не слышали!

Ведущая 1:
Любите одну-единственную!

Ведущая 2:
Посмотрите, до чего доводят гаремы!

Ведущая 3:
Бабы в шоколаде, а мужики в трусах!

Гаремы выносят на руках своих мужей за двери, через некоторое время возвращаются. На все оголенной территории тела поцелуи (их вполне можно нарисовать помадой). Включается песня «Если я был султан». Гарем под нее танцует возле своего мужа.

«Мужья» оглашают тост. Поднятие бокалов.

Ведущая 1:
Ну что, мои дорогие. Есть еще у нас ценный приз.

Ведущая 2:
И, главное, редкий!

В этот раз на сцену вызываются женщины (количество женщин в команде зависит от количества женщин в коллективе, но минимум 2). Сколько будет команд тоже по возможностям. Минимум 2. Нужны стулья (можно как раз использовать те, на которых сидели ведущие). Каждой команде выдаются носки, шпажки для шашлыка, нитки, ножницы, атласная лента и если есть возможность декоративную бумагу, сетку или органзу для упаковки бумаги. Женщины должны сделать из носков букет роз (носок по спирали наматывается на шпажку и закрепляется ниткой, потом соединяются все шпажки и оборачиваются бумагой или декорируются атласными лентами). Потом в зал приглашаются все мужчины, они становятся в ряд или в несколько рядов (зависит от пространства), а женщины поворачиваются спиной и кидают свои букеты. Тот, кто поймал букет, то его себе забирает.

Теперь можно подкрепиться, потанцевать и торжество в честь 23 февраля заканчивается вручением подарков мужчинам.

Несколько слов об оформлении зала. Не секрет, что сильный пол неровно дышит в сторону аппетитных поп и выдающихся бюстов. Можно распечатать эти привлекательные части тела и на них написать пожелания мужчинам. Расклеить такие плакаты по залу, пусть читают и наслаждаются видом.

Ре́чь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.



Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании.

Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

Поучение и наставление придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся прежде всего вызвать у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.

Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчеркивании его важности"и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.

Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.

Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.

Просьба по своему назначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу. Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.

Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми - отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».

Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.

Для правильного выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со способами и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:

1. внешнюю;

2. внутреннюю.

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:

· жаргон;

· интонация.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак-доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Уст­ная и письменная речь обладают своими психологическими осо­бенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от­сутствующему читателю, который не видит и не слышит пишу­щего, прочтет написанное только через некоторое время.

внешняя речь включает следующие виды:

Диалогическую;

Монологическую;

Письменную

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса

Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

· последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

· грамматически правильное оформление;

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.

Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Речь имеет свои свойства:

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций (рис. 11.6).

В каждой конкретной ситуации они представлены в разной степени. Например, в деловом общении больше представлена информационная функция («сообщение»), в конфликтах - «выражение», во время церковной проповеди - «воздействие» и т. д. Но бывают ситуации, где может реализоваться каждая функция речи.

Например, предприниматель нанял нового работника, знакомит его с оборудованием своей мастерской и говорит ему: «В этой мастерской вы будете работать с 9 до 18 часов с перерывом на обед (сообщение). Надеюсь, что вы будете трудиться хорошо, так как я очень не люблю недисциплинированных работников (выражение). Вот чертежи, согласно которым вы будете вытачивать детали мебельной фурнитуры (обозначение). Ну а теперь, если все понятно, - за работу! (воздействие)».

Выделяют следующие компоненты (стороны) речи:

  • содержательная - передача определенной информации посредством словесных значений;
  • эмоциональная - отношение к передаваемой информации в виде вербальных и невербальных символов;
  • контекстная - наличие в речи явного или скрытого смыслового контекста, которое зависит от конкретной ситуации и часто отражает интересы или потребности собеседников.

Близкое, но несколько другое понятие (рис. 11.7). К ним относятся:


В результате различных деструктивных воздействий на мозг человека (травм, инфекционных заболеваний и т. п.) речевые функции могут быть нарушены (рис. 11.8).

Рис. 11.8. Нарушения речи

Характер этих нарушений и их тяжесть зависит как от силы повреждающего агента, так и от локализации повреждения. Это обусловлено тем, что за различные компоненты речи отвечают разные участки коры больших полушарий.

Коммуникативные черты характера. Одним из проявлений направленности личности является потребность в общении. Эта потребность в соответствии со степенью ее выраженности, темпераментом личности и опытом общения формирует специфические для каждого человека коммуникативные черты характера. К ним можно отнести общительность, замкнутость и болтливость.

Общительность - это оптимальное проявление потребности в контактах с другими людьми. Вступая в речевой контакт, человек ставит перед собой цель передать другим свои мысли, чувства, желания, высказать отношение к происходящим событиям и этим самым повлиять на точку зрения слушающих. Общительность нельзя свести к речевой активности. Общительным можно считать такого человека, который обладает богатством духовной жизни и которому есть что сказать другим.

Общительность предполагает избирательное отношение к людям, с которыми человек вступает в разговор: нужно знать, кому, что и в какой форме можно сказать. Эта сторона общительности связана с убеждениями личности и тактом, проявляющимся в отношениях с людьми. Общительный человек не только знает, что сказать, но и помнит, что он говорил. Повторение одного и того же рассказа, одних и тех же мыслей свидетельствует об отсутствии того богатого содержания мысли, чувств и отношений, которые лежат в основе общительности.

Замкнутости противоположна болтливость. Болтливость -проявление несдерживаемой речевой активности. Она выражается в неудержимом желании говорить хотя бы пустые, ничего не значащие слова, выбалтывать то, о чем иногда следует умолчать из-за соображения элементарной этики. Болтливость связана с поверхностностью ума, с отсутствием избирательности в общении, со слабым развитием волевых качеств личности.

Присущая человеку черта характера может изменяться под влиянием эмоциональных состояний. Поэтому степень общительности в данный момент иногда бывает результатом эмоционального состояния. Эмоциональный подъем может вызвать у замкнутого человека прилив общительности и откровенности. Переживание страха приводит порой замкнутого человека в состояние болтливости.

Отличительной чертой личности может быть красноречие. Эта черта чаще всего появляется у общественных деятелей, ораторов, преподавателей, актеров. Для таких людей характерно единство мысли и слова. Мысль облекается в яркую, образную, убедительную речь. Высказывания красноречивого человека отличаются целенаправленностью и убежденностью. Красноречие не противоречит лаконичности речи. С красноречием нельзя смешивать краснобайство. Для краснобая характерно отсутствие за словом мысли и дела. Бессодержательность, пустая декларативность речи, облеченная в красивую языковую форму, - отличительные черты краснобайства.

Морально-волевые качества личности, темперамент и речь
В речи проявляются морально-волевые качества личности. Оценивая разговор с человеком, можно всегда отмечать, говорил ли он уверенно, убежденно или неуверенно. Скрыть отношение к высказываемому трудно даже искусному оратору. Робость, почтительность, наглость, уважение, как и многие другие отношения и черты характера, раскрываются в содержании и эмоционально-интонационной окраске высказываний.

Серьезно характеризует человека волевая саморегуляция речи. Говорящий обычно не только говорит, но одновременно и слушает себя как бы со стороны. Оратор должен уметь мысленно поставить себя на место слушателей и соответственно с этим направлять силу своего голоса и эмоций, находить и отбирать слова, которые бы наиболее убедительно выражали его мысль. Мыслящий человек своей логикой захватывает слушателей.

Не меньшее влияние оказывают на речь чувства человека. Всегда можно увидеть, увлекла ли речь самого рассказчика или он безразличен и безучастен к сообщаемому. Слушатель сразу замечает, когда самому говорящему становится скучно. Более сильные эмоции - страх и радость, восторг и ликование - также в той или иной мере выражаются в речи.

У человека тип высшей нервной деятельности может быть установлен с помощью выявления особенностей речевой деятельности. Быстрота произнесения слов и фраз (темп речи), плавность про-говаривания предложений (ритм речи), относительная сила голоса в обычной ситуации общения, богатство речевых интонаций и эмоциональность речи - все эти показатели говорят о типологических особенностях личности. Темп речи и относительная сила голоса связаны обычно с силой возбудительного процесса. Ритм речи, особенно его изменения в соответствии с требованиями обстановки (чтение в ограниченные отрезки времени), свидетельствует о подвижности нервных процессов. Эмоциональность речи издавна принимается психологами за показатель темперамента.

Направленность личности и стиль речи
В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях, и в общении. Рассказ об интересном для личности лексически богаче и эмоционально выразительнее.

Тесная связь между мышлением и речью позволяет понять, что в речевых свойствах личности отражается и целый ряд особенностей ее мышления. Так, образному мышлению соответствует образная речь. Понятийное мышление связано с большей обобщенностью речи, с логической, а не образной доказательностью рассуждений.

Речевые свойства личности зависят от задач, на решение которых постоянно направлена мыслительная деятельность. Задача передать знания, раскрыть в речевом общении течение своего мыслительного процесса в развернутых логических формах шлифует предельно ясные формы выражения мышления в слове.

Привычка обдумывать вопрос «про себя», т. е. мыслить во внутренней речи, нередко приводит к тому, что при желании высказать свои мысли оказывается трудным установить контакт со слушателями. Мысль, совершенно ясная для самого говорящего, не воспринимается аудиторией. В этих случаях говорят, что речь не раскрывает мысль, а «закрывает» ее.

Для характеристики культурного уровня человека существенное значение имеет стиль речи, тесно связанный с направленностью личности. В стиле речи отражены особенности умственной и трудовой деятельности человека, специфика его профессии, привычные формы общения. Это сказывается в лексике, характере сравнений, образов. Различают несколько стилей речи: обиходно-бытовой, художественный, деловой, научный и их различные сочетания. Особенность названных стилей с достаточной полнотой раскрывается в значении слов.

Обиходно-бытовой стиль связан с общением на житейские темы. В устной речи этот стиль проявляется в беседе, а в письменной наблюдается в неофициальных письмах, которыми обмениваются близкие. Художественный стиль господствует в устных рассказах о событиях, в письменной речи он представлен различными формами прозы и поэзии. Деловой стиль связан с трудовыми официальными отношениями и проявляется в форме собеседования, доклада, обсуждения, докладных записок, заявлений, актов. Научный стиль связан с учебной и познавательной деятельностью и отчетливо выражен в лекциях, научных трудах. Для каждого стиля характерны своя лексика (подбор слов) и своеобразная структура предложений.

Практика общения формирует стиль речи, который становится отличительной чертой личности. Культура речи и многогранность речевого развития личности состоят в том, что человек умеет приспосабливать стиль речи к ситуации общения.

Виды речи

Общее понятие о речи

Переходим к первому вопросу нашего плана. Понятие речи.

Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны между собой, и эта связь выражается в том, что язык как орудие общения существует до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают говорить на нем, такой язык становится мертвым - примером могут служить латинский и старославянский языки.

Формирование высших психических функций и чувств (моральные, эстетические, интеллектуальные) у человека осуществляются только благодаря речи. Если речь у человека не развивается (дети-маугли), то ни моральные, ни эстетические, ни интеллектуальные чувства даже в самом примитивном виде не формируются. Механизм речи содержит 3 различных звена:

ü Восприятие речи

ü Произношение речи

ü Внутри речевое звено

Различия речи и языка:

Каждое слово языка относится не к отдельному предмету, а к целому классу однородных предметов, т. е. является обобщенным понятием. Речь же характеризуется конкретным значением, она всегда субъективна и неповторима. Язык является общим для народа, говорящего на нем, а речь всегда индивидуальна

Виды языков не совпадают с видами речи. Языки, например, бывают корневыми (китайский, бирманский) и индоевропейскими. Речь принято делить на внешнюю и внутреннюю, ситуативную и контекстную

Речь подвергается различного рода афазиям (нарушениям), а язык - нет

Для целей общения используется не только язык, но и неязыковые средства. Поэтому в речи может иметь место различная степень использования языковых средств.

Язык - это система словесных знаков, с помощью которой осуществляется общение между людьми. Всякий язык имеет определенную систему значащих слов (лексический состав языка), определённую систему слов и словосочетаний (грамматика языка), определенный, присущий только ему звуковой состав (фонетика языка).

Функции языка:

ü Коммуникативная - речь выступает в качестве средства

общения. Общаясь друг с другом, люди применяют слова и пользуются правилами того или иного языка (русского, английского, немецкого) S Информационная - передача различной информации, знаний

ü Выразительная - передача чувств и отношений говорящего к

объекту высказывания

Переходим ко второму вопросу. Виды речи.

По способу возникновения различают:

ü Ситуативная речь - возникает в момент общения и является

словесным описанием того, что воспринимается

ü Контекстная речь - это результат называния представлений, она

развивается по памяти. Говорящий описывает свои мысли, представления, чувства таким образом, чтобы вызвать у слушающего аналогичные мысли и представления.



Внешняя речь р еализуется в 4х речевых процессах:

ü Письменная речь. Она обращена к воображаемому собеседнику,поэтому всегда подготовлена и продумана. Предложения в письменной речи могут быть весьма сложными. Письменная речь появилась позже устной из потребности людей передавать информацию и накопленные знания. Наличие письменной речи дает огромные возможности накопления и передачи человеческого опыта. Первой попыткой передачи событий в форме рисунков была так называемая идеографическая речь. В рисунках запечатлелись определенные события, происходившие с человеком. Более поздней формой письменной речи являлось иероглифическое письмо. Иероглиф обозначает предмет или мысль целиком. Современный вид письма получил название алфабиотического, и его изобретение приписывают древним финикийцам. Письменная речь представляет собой самую многословную, точную и развернутую форму речи

ü Чтение письменной речи х арактеризуется достаточно высокой скоростью, превышающей говорение более чем в 3 раза

ü Говорение х арактеризуется двумя основными показателями объемом фраз и темпом речи. Оптимальный объем фраз устной речи составляет 7 плюс или минус 2 смысловые единицы. Темп речи - это количество произнесенных единиц речи в единицу времени.

Устная речь существует в форме:

ü Монолог - это последовательное, связное, длительное изложение одним человеком своих мыслей, знаний. Примером монолога является лекция, доклад, рассказ. Монолог непрерывен, характеризуется скупостью и сдержанностью жестов.

ü Диалог - возникает при общении двух людей, он ситуативен;

сопровождается мимикой, жестами, интонационной окраской. Диалог - речь поддерживаемая, в ходе диалога собеседники задают друг другу уточняющие, проясняющие вопросы, помогающие другому выразить свою мысль, быть понятым.

Переходим к третьему вопросу.

Выделяют следующие основные свойства речи:

ü Содержательность определяется объемом, глубиной и серьезностью выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. Многословие, поверхностные, банальные мысли при отсутствии чувств или их малой выразительности делают речь малосодержательной

ü Понятность заключается в умении говорящего использовать

краткие, синтаксически правильные построенные предложения, не терять логики изложения, не злоупотреблять терминологией

ü Выразительность определяется её эмоциональной окраской и

ü насыщенностью (она может быть яркой, насыщенной образами и метафорами или, наоборот, тусклой, вялой, шаблонной), а также ясностью и отчетливостью произношения, правильным интонированием

ü Воздейственность состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю

других людей, их убеждения и поведение. Воздейственность речи бывает различной: людей могут поучать и наставлять, им могут советовать, приказывать, ими могут командовать, их могут просить, инструктировать. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств:

Ø Поучение и наставление имеют характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон поступка. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причём правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. Зачастую задачей речи политиков, продавцов, воспитателей является не столько передача мыслей или информации, сколько желание повлиять на поступки, взгляды и убеждения других людей.

Советдают в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Принятие субъектом предлагаемого зависит от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого субъекта. Применительно к темпераменту человека отмечают следующее: холерик на совет скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик -отказом или затяжной времени, т. к. ему нужно разобраться в предложении.

Ø Инструкции выражаются в кратких положениях, не допускающих различных толкований, в них четко обозначается содержание, последовательность и способ выполнения определенных действий в различных видах деятельности.

Ø Просьба - направлена на удовлетворение определенных интересов самого просящего. «Очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры».

Ø Убеждение включает разъяснение сути явления, причинно- следственных связей и отношений, выделение социальной и личной значимости решения того или иного вопроса. Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения. Например, дети в подростковом возрасте чаще принимают убеждения сверстников, чем родителей.

Ø Приказ прямо воздействует на волю другого человека и заключается в прямом и жестком требовании выполнить определенное действие. Приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований.

Ø Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «На старт!». Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии.