Таблица эссе по обществознанию. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: пример эссе по обществознанию

Привет! В данной статье ты увидишь ряд написанных эссе на максимальный балл по всем критериям ЕГЭ этого года. Если ты хочешь научиться писать эссе по обществу, для тебя я написал статью, раскрывающую все аспекты выполнения данной работы

Эссе по политологии

«Безмолвные граждане - это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии» (Роальд Даль)

В своем высказывании Роальд Даль затрагивает проблему зависимости уровня политического участия граждан от действующего в государстве режима. Несомненно, данное высказывание не теряет своей актуальности и по сей день, ведь активность, с которой люди принимают участие в жизни страны, напрямую связана с ее основными устоями и законами. Более того, рассмотреть данный вопрос можно отталкиваясь как от реалий демократического общества, так и авторитарного.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Даля заключается в том, что отсутствие развитого гражданского самосознания идет на руку правителям в рамках авторитарного режима, однако негативно сказывается на государстве, где в руках общества сосредоточена основная власть. Я полностью разделяю точку зрения автора высказывания, ведь мы всегда можем найти примеры этому как в прошлом, так и в настоящее время. И для того, чтобы доказать значимость высказывания Даля, стоит сначала рассмотреть его с точки зрения теории.

Само по себе политическое участие является ничем иным, как комплексом действий, предпринимаемых рядовыми членами политической системы по отношению к ее «верхушке» с целью оказать на последнюю влияние. Выражаться эти действия могут как в обычных реакциях граждан на какие-либо изменения, в выступлениях людей на различных каналах, сайтах, радиостанциях и других СМИ, создании различных общественных движений, так и в участии в приводящихся выборах и референдумах. Помимо того, политическое участие может классифицироваться по количеству задействованных в нем людей (индивидуальное и коллективное), соответствии законам (легитимное и нелегитимное), активности участников (активное и пассивное) и т.д.

Наибольшую свободу гражданское общество получает в рамках демократического режима, основной характеристикой которого является концентрация всей власти в руках народа. В значительной мере ограничены свободы граждан в реалиях авторитарного общества ввиду постоянного надзора правительства за гражданами. Полностью гражданское общество подконтрольно государству в рамках тоталитаризма.

В качестве первого примера, подтверждающего точку зрения Даля, можно привести известный исторический факт. Во времена так называемой «Оттепели» Советский Союз под руководством Н.С. Хрущева перешел от тоталитарного режима Сталина к авторитарному. Несомненно, главенство одной партии продолжало существовать, однако вместе с тем значительно была расширена свобода слова, многие репрессированные люди были возвращены на родину. Государство опиралось на поддержку населения, частично увеличивая спектр его прав и возможностей. Это напрямую иллюстрирует взаимодействие гражданского общества и государственного аппарата в условиях авторитарного режима.

Следующим примером, подтверждающим позицию Даля, может стать широко освещаемое два года назад в СМИ событие – присоединение Крыма к России. Как известно, на полуострове был проведен референдум (высшая возможность волеизъявления народа в рамках демократии), показавший желание крымчан войти в состав РФ. Жители полуострова выразили свое мнение как представители гражданского общества, таким образом повлияв на дальнейшую политику демократического государства.

Подводя итог я хочу сказать, что Роальд Даль невероятно точно отразил в своем высказывании взаимосвязь гражданского общества и государства.

Кроме того, перед прочтением данной статьи далее рекомендую ознакомиться с видеоуроком, раскрывающем все аспекты ошибок и затруднений абитуриентов во второй части ЕГЭ

Эссе по социологии

«Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)
В своем высказывании Б.Н. Чичерин затрагивает проблему сущности власти и способов ее воздействия на общество. Без сомнения, данный вопрос не теряет актуальности и по сей день, ведь с незапамятных времен имеют место быть взаимоотношения власть имущих с обычными людьми. Рассмотреть данную проблему можно с двух сторон: воздействия на власть ради своей личной выгоды, либо ради выгоды многих людей.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Чичерина заключается в том, что люди, обладающие властью, должны пользоваться ей для решения проблем общества, а не для достижения каких-то персональных потребностей. Без сомнения, я полностью разделяю точку зрения автора, так как мы можем найти множество ее примеров, как в прошлом, так и в настоящее время. Однако перед этим следует разобраться с теоретической составляющей слов Чичерина.

Что же такое власть? Это – возможность одного человека или же группы людей навязывать свое мнение другим, заставлять их подчиняться. В рамках государства же именно политическая власть представляет собой один из главных его элементов, способный навязывать гражданам определенное мнение и законы посредством правовых и политических норм. Одной из ключевых особенностей власти является так называемая «легальность» — законность ее существования и осуществляемых ею действий.

Что же может быть источником власти? Во-первых, это авторитет – признание народом правителя, во-вторых – харизма. Также власть может быть основана как на определенных знаниях, коими располагают ее представители, так и на их богатстве. Имеют место быть случаи, когда к власти приходят, используя грубую силу. Происходит это зачастую путем насильственного свержения текущей власти.

Примеры для раскрытия критерия К3

В качестве первого примера, иллюстрирующего точку зрения Чичерина, можно привести произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В данной книге мы можем наглядно наблюдать, как Емельян Пугачев, несмотря на свое положение, не отказывает в помощи всем членам его армии. Всех своих сторонников лже-Петр III освобождает от крепостного права, дарует им свободу, таким образом используя свою власть для поддержки множества людей.

Для того, чтобы привести следующий пример, достаточно обратиться к истории России XVIII века. Александр Меншиков, сподвижник императора Петра I, пользовался своим высоким положением для личного обогащения. Он пользовался казенными деньгами ради достижения своих личных потребностей, никак не связанных с разрешением насущных проблем рядового жителя России тех времен.

Таким образом, данный пример наглядно иллюстрирует использование человеком власти не для помощи обществу, а ради осуществления собственных желаний.
Подводя итог я хочу сказать, что Б.Н. Чичерин невероятно точно отразил в своем высказывании два противоречащих друг-другу способа применения человеком своей власти, сущности последней и ее способов воздействия на общество.


Вторая работа по политологии

«Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд)
В своем высказывании Э. Хейвуд затрагивает проблему истинной сущности власти в рамках политики. Несомненно, актуальность слов автора не теряется и по сей день, ведь одной из основных черт власти является ее возможность применять любые средства ради достижения цели. Рассмотреть данное высказывание можно как с точки зрения жестоких методов осуществления властью задуманного, так и со стороны более демократичных способов.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Хейвуда заключается в том, что политическая власть обладает неограниченным спектром возможностей, с помощью которых она может навязывать свое мнение другим людям. Я полностью разделяю точку зрения автора, так как можно найти множество всевозможных примеров, служащих доказательством его слов. Однако сперва стоит разобраться в теоретической составляющей высказывания Хейвуда.
Что же такое власть? Это – способность воздействовать на людей, навязывать им свое мнение. Политическая же власть, характерная исключительно для института государства, способна осуществлять это воздействие при помощи правовых и государственных методов. Так называемая «легальность», т.е. законность власти выступает одним из главных ее критериев. Существует три типа легитимности: харизматический (доверие людей определенному человеку или группе людей), традиционный (следование людьми за властью с опорой на традиции и обычаи) и демократический (основанный на соответствии избранного государственного устройства принципам и устоям демократии).
В качестве основных источников власти могут выделяться: харизма, авторитет, сила, богатство или знания, коими располагает правитель или группа людей, находящихся у власти. Именно поэтому только государство, ввиду сосредоточенности политической власти, обладает монополией на применение силы. Это способствует не только осуществлению борьбы с нарушителями закона, но также и способом навязывания гражданам определенного мнения.

Примеры для раскрытия критерия К3

В качестве первого примера, иллюстрирующего процесс достижения политической властью своих целей в рамках истории России, можно привести период правления И.В. Сталина. Именно в это время для СССР были характерны массовые репрессии, целью которых было укрепление авторитета власти и подавление антисоветских настроений в обществе. В данном случае власть применяла самые жестокие методы ради достижения того, что ей было нужно. Таким образом, мы видим, что власть не скупилась на методы реализации своих целей.
Следующим примером может послужить ситуация, широко освещаемая сейчас в мировых СМИ. В ходе президентской гонки в США кандидаты стараются склонить избирателей на свою сторону, при этом не используя силу. Они посещают многочисленные телепрограммы, выступают на людях, проводят специальные агитационные кампании. Таким образом, кандидаты в президенты также пользуются всей полнотой доступной им власти, стараясь склонить население США на их сторону.
Подводя итог я хочу сказать, что высказывание Э. Хейвуда невероятно точно и наглядно отражает суть власти как таковой, раскрывая все ее главные стороны.

Эссе по политологии на максимальный балл

«Правительство как огонь − опасный слуга и чудовищный хозяин.» (Д. Вашингтон)
В своем высказывании Джордж Вашингтон затронул тему проблему взаимосвязи гражданского общества и государства. Несомненно, его слова являются актуальными и по сей день, ведь в любом государстве постоянно происходит диалог между его «верхушкой» и гражданами. Рассмотреть данный вопрос можно как с точки зрения положительного диалога правительства с народом, так и с точки зрения отрицательного.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Вашингтона заключается в том, что государство совершенно по-разному реагирует на те или иные социальные волнения, в одних случаях стараясь разрешить их мирно, а в других случаях применяя для этого силу. Я полностью разделяю точку зрения первого президента США, так как подтверждения его слов можно встретить как обращаясь к истории, так и глядя на современную обстановку в мире. Для того, чтобы доказать значимость слов Вашингтона, сперва стоит рассмотреть их с точки зрения теории.
Что же есть гражданское общество? Это – сфера государства, напрямую не подконтрольная ему и состоящая из жителей страны. Элементы гражданского общества можно встретить во многих сферах жизни общества. К примеру, в рамках социальной сферы такими элементами будут являться семья, негосударственные СМИ. В политической сфере главным элементом гражданского общества являются политические партии и движения, выражающие мнение народа.
В случае, если жители государства хотя оказать влияние на власть, они стараются воздействовать на нее тем или иным образом. Данный процесс называется политическим участием. В его рамках люди могут выражать свои мысли напрямую, обращаясь в специальные государственные органы, либо косвенно – участвуя в митингах или общественных выступлениях. И именно такие проявления гражданских настроений и заставляют государство отреагировать.

Примеры для раскрытия критерия К3

Первым примером, который сможет наглядно проиллюстрировать нежелание государства слушать население страны, является эпоха правления И.В. Сталина в Советском Союзе. Именно в это время власть стала проводить массовые репрессии, призванные практически полностью подавить любую активность гражданского общества. Все, кто высказывал несогласие с нынешним курсом развития страны, или же нелестно отзывался о ее «верхушке», были репрессированы. Таким образом, государство в лице И.В. Сталина игнорировало проявления воли народа, устанавливая над последним свой тотальный контроль.
В качестве следующего примера можно привести ситуацию, характерную для современной политологии. Речь пойдет, конечно же, о присоединении полуострова Крым к составу Российской Федерации. Как известно, в ходе проведения всеобщего референдума – наивысшего способа выражения воли народа в демократических странах – было принято решение о возвращении полуострова в состав РФ. Таким образом, гражданское общество оказало влияние на дальнейшую политику государства, которое в свою очередь не отвернулось от людей, а начало действовать, исходя из их решения.
Таким образом я хочу сказать, что слова Д. Вашингтона невероятно точно и наглядно отражают всю суть взаимосвязи государства с действиями гражданского общества.

Эссе по обществознанию на 5 баллов: социология

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан». (С. Смайле)
В своем высказывании С. Смайле затрагивает проблему реализации людьми их прав и обязанностей. Несомненно, его слова не теряют актуальности и по сей день, ведь именно в современном обществе в рамках демократического режима люди могут в полной мере реализовывать свои права и обязанности. Рассмотреть данное высказывание можно как с точки зрения уровня свобод граждан в рамках правового государства, так и в рамках тоталитарного.
Смысл слов С. Смайле заключается в том, что уровень правосознания граждан, ровно как и уровень спокойствия обстановки в самой стране, напрямую зависит от того, какие права и свободы предоставлены народу. Я полностью разделяю точку зрения автора, так как для успешного развития государства ему действительно необходимо опираться на поддержку населения. Однако для того, чтобы подтвердить актуальность высказывания Смайле, сперва стоит рассмотреть его с точки зрения теории.

Теоретическая аргументация

Итак, что же такое правовое государство? Это – страна, в которой права и свободы ее жителей являются наивысшей ценностью. Именно в рамках такого государства наиболее сильно развито гражданское самосознание, а отношение граждан к власти в большинстве своем является положительным. Но кто же такие граждане? Это – индивиды, которые связаны с государством при помощи определенных взаимных прав и обязанностей, которые они оба обязаны исполнять друг перед другом. Основные обязанности и права граждан, которые они должны соблюдать, записаны в Конституции – наивысшем нормативно-правовом акте, задающем основы жизни всей страны.
В рамках демократического режима наиболее сильно чтутся права и свободы граждан, так как они являются никем иным, как главным источником власти в странах с подобным режимом. Это – уникальная черта демократических стран, аналогов которой нельзя найти не в тоталитарных режимах (где вся власть жестко контролирует остальные сферы жизни общества), не в авторитарных (где власть сосредоточена в руках одного человека или партии, несмотря даже на определенное наличие гражданских свобод и прав у людей).

Примеры для раскрытия критерия К3

В качестве первого примера, который может наглядно продемонстрировать отсутствие у власти желания слушать граждан страны, может стать известный факт из мировой политологии. Аугусто Пиночет, чилийский политический деятель, пришел к власти в результате военного переворота и установил в государстве свою тоталитарную власть. Таким образом, он не прислушивался ко мнению граждан, ограничивая их права и свободы при помощи силы. В скором времени такая политика дала свои плоды, приведя страну к состоянию кризиса. Это наглядно демонстрирует влияние отсутствия политических прав и свобод у людей на эффективность их деятельности.

Следующим примером, который наглядно продемонстрирует желание властей идти на контакт с гражданами и брать во внимание их права и обязанности, станет наша страна. Как известно, Российская Федерация является правовым государством, что закреплено в Конституции страны. Более того, именно в Конституции РФ указаны все основные права и свободы человека, которые ни при каких обстоятельствах не подлежат ограничению. Идеологический плюрализм вкупе с позиционированием прав и свобод человека как высших ценностей великолепно иллюстрирует государство, готовое прислушаться к мнению своих граждан, уважительно относящееся к нему.
Подводя итог я хочу сказать, что С. Смайле невероятно наглядно отразил в своем высказывании сущность взаимоотношений государства и его граждан

На этом все. Переходите на страницу «Все статьи блога», чтобы продолжить подготовку с нашим порталом!

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

(написание эссе)

Задание 36 в ЕГЭ по обществознанию является одним из самых сложных, но интересных, творческих заданий - написание эссе. Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Что следует знать при написании эссе?

ВАША РАБОТА БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ

ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ:

Смысл высказывания раскрыт.

ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании

К2

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).

ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

К3

Качество фактической аргументации

Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании

К3

Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)

Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.

ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа.

ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример

Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису

Максимальный балл

5

Обратите внимание на критерий К1. Если вы не раскроете смысл высказывания, или раскроете неверно, и эксперт выставит ноль баллов по этому критерию, работа дальше не проверяется.

С ЧЕГО НАЧАТЬ:

1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к заданию 36.

2. Выбор темы. Все варианты ЕГЭ имеют одинаковую структуру. В задании 36 вам предлагается пять тем эссе в виде цитат известных личностей по следующим направлениям: философия, экономика, социология и социальная психология, политология, правоведение. Для выполнения задания, вы выбираете одну из предложенных тем.

При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.

3 . Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий 28-34 на одной стороне бланка №2, а 35-36 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4.

4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания, например:

36.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер).

Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.

КАК ПИСАТЬ:

5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.

6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений.

7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

8. Аргументация . Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной.

10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.

ОБРАЗЕЦ ЭССЕ:

1.Цитата:

36.5. Правоведение. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им" (Вольтер).

3.Смысл высказывания:

Смысл данного высказывания заключается в том, что законы нужны прежде всего самим людям, для их же блага.

4.Собственная точка зрения :

Закон нужен для устрашения граждан, так как не все граждане являются законопослушными. К сожалению, часто нарушаются законы, а вместе с ними и наши права. Поэтому в законе предусмотрены меры ответственности, которые в принудительном порядке заставляют граждан осуществлять закон в полном объеме. Многих людей закон останавливает: не совершаются преступления, т.к. возникает боязнь перед уголовной ответственностью, выплачиваются налоги. Государство предложило народу законы, которые регулируют деятельность человека и которые устраивают большинство. Для того чтобы закон выполнялся максимально, существуют меры ответственности, устрашения, которые только помогают полноценно функционировать. Человек, неуверенный в возможности отстаивания своих естественных прав, таких как на жизнь и частную собственность, с помощью права, а именно государственного принуждения, чувствует себя не защищённым со стороны государства. Право является одной из самых важных составляющих современного социума.

На мой взгляд, право изначально создавалось, как защита от абсолютной свободы, то есть вседозволенности, не обременённой обязанностями.

5.Аргументация на теоретическом уровне : (нумерация дана для наглядности. На экзамене не используется)

1. Закон - это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и(или) их отношения с государством. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

2. Возьмем «Теорию общественного договора» Т. Гоббса и Дж. Локка.

По их мнению люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко инесправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок исправедливость.

3. Система законодательства в государстве создана именно с целью защиты граждан, их прав и свобод. Вся система законов направлена на то, чтобы упорядочить деятельность людей во всех сферах их жизни: личные права и неприкосновенности, политические права, права потребителей, сфер медицинского обслуживания.

6.Примеры :

1. Ежегодно в стране совершается несколько десятков миллионов различного рода административных правонарушений. Поэтому государство устанавливает и применяет меры административной ответственности. Например, за нарушение Правил дорожного движения, за самовольное занятие земельных участков, за нарушение правил лесопользования, за совершение мелкого хулиганства и т. д.

2. Законы призваны защищать права граждан. Например «Закон о защите прав потребителей».

3. Законы не только упорядочивают жизнь общества, но и способствуют его развитию. Например, согласно «Закона об образовании» каждый человек имеет право на получение бесплатного среднего общего образования. Это не только его право, но и обязанность. Государство в свою очередь гарантирует бесплатность общего среднего образования.

7.Вывод :

Административно-правовые запреты и ответственность за совершение административных правонарушений играют исключительно важную роль в установлении и обеспечении надлежащего правопорядка. Государство устанавливает для граждан и юридических лиц определенные запреты для их поведения в целях защиты личности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан, охраны окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности и других сфер государственной и общественной жизни общества. Ежегодно в стране совершается несколько десятков миллионов различного рода административных правонарушений. Поэтому государство устанавливает и применяет меры административной ответственности.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

    Используй схему построения предложений:

Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как...;

Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что …

Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что ….

По моему мнению..., я разделяю позицию автора…;

В заключении можно сделать вывод, что…

    выделяй абзацы; соблюдай красную строку; используй краткие, простые, разнообразные по интонации предложения.

    Владей набором определений по каждой теме. Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.

    Используй черновик при написании эссе. Между предложениями полезно оставлять пустые строчки, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста.

    Обязательно выпиши высказывание по которому будешь писать эссе.

Считают задание №29 – сочинение или эссе.

Чтобы выполнить его на максимальное количество баллов (6), необходимо:

  • раскрыть смысл одного из 5-ти высказываний;
  • теоретически обосновать его;
  • привести примеры из реальной жизни;
  • корректно и логично вести рассуждения и приводить понятия.

Мы собрали для вас лучшие эссе, которыми поделились с нами выпускники.

29.2 Экономика

«Частная собственность – главная гарантия свободы, причем и для тех, кто ею владеет, и для тех, кто ею не владеет» – Ф. Хайек.

Ф. Хайек размышляет в русле такой общественно важной науки, как экономика.

Он утверждает, что частная собственность гарантирует свободу того, кто владеет ею. И в то же время она гарантирует независимость остальных людей, не относящихся к этой собственности. А значит, наличие частной собственности в государстве – главный гарант экономически свободного общества.

Я согласен с мнением Ф. Хайека и считаю, что такая свобода гарантируется и наличием частной формы, и типом экономической системы государства.

Важно отметить, что собственность – формат имущественного отношения человека или группы людей к экономическим благам, факторам производства. Обычно выделяют: частную собственность (принадлежность физически и юридическим лицам) и государственную (органам госуправления). Собственность может быть индивидуальной (1 человек владеет) или коллективной (для группы людей). Соответственно, если население может иметь что-либо в своей собственности, это означает, что люди обладают правами и свободами. А показатель этих свобод населения – тип экономической системы. Этот термин означает совокупность методов и правил, регулирующих экономические отношения в государстве. Приведу классификацию: традиционная (общинная собственность, организация соответствует принятым обычаям и традициям), плановая (государственная форма, директивное планирование процесса производства), рыночная (частная форма, что и как производить решают предприниматели), смешанная (оба вида собственности, но преобладает государственная, производители и потребители экономически независимы, государство производит общественные блага и финансирует социальную сферу).

Из истории нам известно, что в Союзе Советских Социалистических Республик существовала плановая экономика. Предпринимательская деятельность ограничивалась планами производства. Потребители не были свободны: практически отсутствовал выбор в магазинах, порой особенно ценные товары выдавались в порядке живой очереди, поэтому на всех не хватало; иногда то же происходило с продуктами питания. Итак, нельзя утверждать, что в тот период при такой экономической системе население, производители и потребители, было свободным. Причем не только в экономической сфере общества.

Сейчас, благодаря различным экономическим телепередачам, известно, что в России смешанный тип экономики. Предприниматели сами решают, что производить, в их владении факторы производства. А в государственной собственности – природные ресурсы, памятники культуры, социальные учреждения. Это порождает свободу потребителей: выбор подходящего производителя, количества товаров. Можно утверждать, что в современной России общество экономически свободно по причине многообразия свобод, которыми обладает население.

Таким образом, наличие и преобладание частной собственности, безусловно, является гарантом независимости общества. И отражается это в свободе всех, кто ею владеет, и остальных, кто ее не имеет, но может. Что во многом обусловлено типом экономики – рыночной.

Второй пример сочинения по обществознанию, получившее высокий балл на ЕГЭ:

29.3 Социология, социальная психология

«Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» – Анвари.

Анвари рассуждает о специфической роли знаний в судьбе человека.

В погоне за счастьем, что для многих является популярность и признание, мы прилагаем все усилия. Однако автор убежден в том, что достичь это надо путем использования не денежных средств, а знаний, которыми мы обладаем.

Знание, о котором говорит Анвари – совокупность информации об окружающих объектах и мире. Эти знания являются результатом познания – процесса духовного освоения человеком материального мира. Он нескончаем, длится до смерти человека. Выделяют множество видов знания, но основными считают: обыденное (о повседневной жизни), научное (касается различных наук), религиозное (связанное с верой в божество). Сведения могут быть получены посредством чувственной или рациональной формы познания. К первому типу относят этапы: ощущение – сознательное отражение отдельных свойств объекта, воздействующих на органы чувств человека; восприятие – отражение предмета, основываясь на том, как он воздействует на органы чувств, в разуме; представление – возникновение целостного образа объекта в сознании, основанное на воздействии его на органы чувств. К рациональной форме относят: понятие – любое утверждение о предмете; суждение – анализ приведенного утверждения, умозаключение – вывод о верности или неверности факта с рядом доказательств. Также выделяют эмпирические (практические) или теоретические (понятийные) методы познавания мира. Процесс познания во многом непростой, поэтому все имеющиеся знания настолько ценны. Человек, обладающий ими, прошедший этот «путь» и обретший истину, должен ими пользоваться, дабы достичь славы и признания.

В качестве примера ценности знаний я бы хотел привести историю известного ученого-химика – Д. И. Менделеева. Существует версия: таблица химических элементов была увидена им во сне. Не столько имеет значение, как создалась эта таблица, сколько то, что она была сделана. Он смог структурировать свои научные сведения в области химии и квантовой физики, что приобрело вид строк и столбцов и что используется во всем мире. Ценою своих знаний Менделеев открыл для человечества новый путь развития науки, получил мировое признание как один из величайших химиков.

В нашем мире есть множество образцов людей, достигших славы и уважения благодаря своему интеллекту. Например, Президент Российской Федерации Владимир Путин, согласно многим экспертам, итогам голосований и социологическим опросам, не только в России, но и за рубежом признан самым влиятельным человеком, уважаемой персоной. Это не осуществилось бы, если бы Владимир Владимирович не изучал общество, его нужды, ситуацию на мировой арене. Проводится успешная социальная политика в государстве и поднимается уровень жизни населения. Такая известность является итогом успешной внешней и внутренней политики.

Таким образом, только посредством своих знаний человек достигает по-настоящему ценные славу и уважение. Его выделяют за то, что он прошел непростой процесс познания и обладает знаниями, которыми не обладают другие. В наших знаниях наша сила.

Надеемся, вы внимательно изучили представленные мини-сочинения. Не забывайте о критериях оценки сочинения и получайте хороший результат!

Среди всех предметов ЕГЭ 2019 года экзамен по обществознанию традиционно будет популярен, а это значит, что уже сегодня 11-тиклассникам стоит поинтересоваться, какой должна быть структура эссе, а также какие клише можно использовать при написании мини-сочинения.

Предлагаем более детально разобрать особенности задания №29 КИМов по обществознанию, а также узнать, какие советы дают выпускникам опытные педагоги и репетиторы ЕГЭ.

Что изменится в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

В связи изменениями, которые коснуться заданий 25, 28 и 29, суммарный первичный балл ЕГЭ 2019 года по обществу возрастет до 65 баллов (в 2018 году данный параметр составлял 64 балла).

ФИПИ официально сообщил, что запланированы такие изменения:

Более подробно об изменениях, которые вступят в силу в 2018-2019 учебном году читайте в документе.

Для эссе в спецификациях отводят 45 минут, но репетиторы рекомендуют оставить на мини-сочинение минимум 60-90 минут из всего экзаменационного времени, составляющего в 2019 году 235 минут (почти 4 часа).

Критерии оценивания ЭССЕ

Основным при оценивании эссе будет критерий 29.1 (наличие раскрытия смысла высказывания). При этом важно раскрыть суть, не дублируя саму фразу.

Важно! Если по первому же критерию эксперты выставляют «0» балов, то эссе далее не проверяют и за все 29 задание экзаменуемый получает «0».

Также будут обращать внимание на такие важные нюансы работы, как:

  • корректность теоретических положений;
  • грамотность объяснения ключевых понятий
  • логичность и связанность рассуждений;
  • актуальность примеров (они должны быть из разных источников);
  • раскрытие разных взглядов и разных позиций относительно рассматриваемого вопроса;
  • наличие выводов.

Поскольку за грамотно написанное эссе на ЕГЭ 2019 года по обществознанию можно получить 6 первичных баллов, стоит позаботиться, чтобы структура мини-сочинения была правильной, а приведенные примеры – актуальными.

Также важно помнить, что объем мини-сочинения по обществознанию должен быть в пределах 150-450 слов. Впадать в крайности не рекомендуется, ведь на оценке может одинаково негативно сказаться, как погранично малое, так и слишком большое количество слов. Особенно, если, несмотря на многословность, автор так и не раскроет в работе суть вопроса. Оптимальный объем – 350 слов (примерно 2-3 листа прописного текста при среднем размере букв).

Важно! При оценивании сочинения на экзамене по обществознанию не учитывают допущенные выпускником орфографические ошибки. Исключением может стать тот случай, когда ошибка допущена в написании важного термина или понятия.

Структура эссе

Несмотря на то, что ЕГЭ по обществознанию в 2019 году ожидают небольшие изменения, структура эссе осталась прежней и включает такие 7 пунктов:

Отталкиваясь от этого плана можно и нужно создавать свои мини-сочинения, привлекая аргументы и примеры из разных сфер: истории и политики, экономики и права, философии и социологии. При этом, раскрывая выбранную вами тему можно использовать примеры из разных блоков, объединенных дисциплиной «обществознание».

Темы 2019 года

Какие именно высказывания будут предложены 11-тиклассникам в 2018-2019 году, никто не знает. Существует некоторый банк проблем, актуальных для основных тем обществознания, на которые можно ориентироваться в ходе подготовки к ЕГЭ.

Клише для мини-сочинения

Стоит ли искать готовые сочинения для ЕГЭ по обществознанию?

На самом деле идея найти и выучить готовые варианты эссе посещает многих выпускников на этапе подготовки к экзаменам. Но, тут стоит быть особенно аккуратным, ведь в интернете достаточно много неактуальной информации. Даже примеры, размещенные на сайте ФИПИ – это работы 2013 года, а с тех пор произошло немало изменений в критериях оценивания данного задания. Более того, не стоит рассчитывать получить высокий балл за типовой вариант сочинения, ведь эксперты, работающие на ЕГЭ уже не один год, тоже отлично знают эти тексты.

Вывод – необходимо искать не готовый текст, а клише и умные мысли, которые можно «нанизывать» на приведенную выше структуру, получая свое уникальное эссе для ЕГЭ 2019 года. Предлагаем вам подборку таких заготовок:

Секреты хорошего мини-сочинения

Для того, что бы ваше эссе получилось целостным, лаконичным, но при этом глубоко раскрывающим суть проблемы, необходимо:

  • Понимать суть проблемы . Не берите высказывания, проблема которых вам изначально не понятна.
  • Правильно подобрать цитату . Это важный этап, которому стоит уделить достаточно времени еще на этапе подготовки.
  • Построить цепочку рассуждений . Все блоки мини-сочинения должны быть связаны между собой. Рекомендуется периодически возвращаться в тексте к основной мысли высказывания.
  • Рассмотреть вопрос с разных точек зрения, если таковые существуют .
  • Найти правильные примеры .

Вот несколько полезных советов, которые помогут подобрать примеры и аргументы, которые требует новая структура эссе по обществознанию с учетом нововведений 2019 года:

Также смотрите видео урок по выполнению задания №29 в ЕГЭ по обществознанию 2018-2019 учебного года:

Вступление.

Раскрытие смысла высказывания.

Я согласен с данным мнением…

Я не разделяю подобную точку зрения…

Нельзя не согласиться с мнением …

Поражает глубина мысли великого…

Удивляет нестандартный подход к проблеме…

Эта фраза заставляет задуматься над…

Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…

Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

Я не могу присоединиться к этому утверждению…

Основная часть.

Существует несколько подходов к данной проблеме…

С незапамятных времен бытовало мнение…

Посмотрим на проблему с другой стороны…

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…

Например,…

Для полемического эссе:

С одной стороны, ...

С другой стороны,…

Следует отметить…

Необходимо заметить…

Заключение

Исходя из вышесказанного…

Подводя итог размышлениям…

Таким образом,…

Итак,…

Вот почему я согласен с мнением…

Резюмируя сказанное, следует отметить…

Предварительный просмотр:

Готовим учащихся к написанию эссе по обществознанию и праву.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Одна из главных претензий к заданию, связанному с написанием эссе, состоит в следующем: учащиеся, учителя и родители не знают, по каким критериям будет оцениваться данная работа. Применительно к пакту заданий для проведения ЕГЭ по обществознанию будет легко развеять миф о «непрозрачности критериев», обратившись к инструкции для учащихся:

Последнее задание работы (С9) - задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания, выбранное высказывание, а затем развернутый ответ.

Пользуясь текстом, давайте выделим требования, предъявляемые к данному виду задания. Итак, это должен быть ответ:

1) развернутый, бланк № 2, формата А4);

2) составленный с опорой на

3) опирающийся на

4) представляющий свою позицию по данному вопросу;

5} аргументированный.

А теперь сопоставим данные требования с теми, которые представлены авторами в материалах для экспертов:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие пементы:

Представление собственной точки зрения;

Похоже, что никакой закрытой информации или неизвестных требований авторы заданий не предусматривают. Вся информация одинаково открыта как для сдающих экзамен, так и для принимающих его.

ТЕМАТИКА

Теперь обратимся к тематике, предлагаемой для написания эссе. Ниже приводится перечень тем, который можно обнаружить в пакетах ЕГЭ по обществознанию.

Обращает на себя внимание тот факт, что все темы - афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.

Таким образом, учитель, планирующий вести подготовку учащихся к написанию эссе, подбирая темы для работ учащихся, будет ориентироваться на эти общие подходы к их подбору:

Краткость;

Связь с обществоведческими/правовыми явлениями, процессами, событиями;

Однако неправильным будет ограничить себя в подготовке к написанию эссе внимательным прочтением инструкции для учащихся и просмотром предлагаемых тем. Коль скоро этот жанр закрепился в литературе, обозначен соответствующим термином «эссе», правильным будет познакомиться с литературоведческим определением этого жанра и помимо всего выделить другие особенности его написания.

Воспользуемся комбинированным определением, составленным по мотивам нескольких словарных статей. Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Внимательное прочтение этого определения позволит нам также выделить некоторые специфические черты, которые должны присутствовать в работе эссеиста:

Особенности языка (образность, афористичность, разговорные интонации и лексика);

Свободная композиция (однако не предполагающая отсутствия композиции вовсе).

Независимо от того, сколь свободным будет композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что в работе будет наличествовать традиционная триада в ее последовательности:

Вступление;

Основная часть;

Заключение.

В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться, например, таблицей 1.

Таблица 1

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Во-первых, ...

Во-вторых, ...

В-третьих,.,

Таким образом,

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Рассмотрим несколько подходов... ;

Например, ...

Подведем общий итог рассуждению...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Проиллюстрируем это положение следующим примером...

Итак, ...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Для полемического эссе:

С одной стороны, ...

С другой стороны, ...

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Кроме того, для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС-формулой:

П - Положение (утверждение) - Я считаю, что...;

О - Объяснение - Потому что...;

П - Пример, иллюстрация - Например, ...;

С - Суждение (итоговое) - Таким образом, ...

Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту.

Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по обществознанию и праву. Принципы подбора работ могут быть самыми разными:

Можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву, что особенно важно для ребят, участвующих в правовой олимпиаде) и т.д.

АЛГОРИТМ

Однако все эти рассуждения и подходы будут неполными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе по обществознанию или праву. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе.

Предлагаем вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л.Карнаух и дополненный по итогам совместных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учителей в Рязанском областном институте развития образования.

Алгоритм написания эссе

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, мс жете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

3. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер).

5. Для каждого аргумента подберите примеры, факт ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - знание современного законодательства и т.д.).

7. Подумайте, какие литературные приемы вы будет использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

8. Распределите подобранные аргументы и/или контр аргументы в последовательности (это будет ваш условный план).

9. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно но написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору ци таты и т.д.).

10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

11. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять.

Предварительный просмотр:

Л.В. Мостяева

Технология подготовки учащихся к написанию творческих работ

Так случилось, что за последнее время в активный словарь учащихся и учителей, работающих в сфере гражданского образования, вошли новые термины и понятия, прежде не использовавшиеся и еще сегодня не до конца понятые, но чрезвычайно модные, а поэтому популярные. К таковым с полным основанием можно отнести часто используемое задание по написанию творческой работы (или сочинения-эссе), как правило, направленное на комплексную проверку уровня подготовки учащихся в сфере гражданского образования. Эта форма проверки подготовленности учащихся активно задействуется и в рамках школьных предметов: в обществознании (в том числе в экономике и праве), истории, русском языке, литературе, иностранных языках, реже - в географии, информатике, биологии, химии, физике и других предметах. Ежегодные правовые и обществоведческие олимпиады для учащихся также предусматривают написание и защиту эссе. Этот перечень можно продолжить, припомнив, что и взрослые люди, устраиваясь на работу, претендуя на обучение в том или ином вузе, участвуя в профессиональных и иных конкурсах (например, «Учитель года») подвергаются подобному испытанию.

Опыт участия в организации и проведении школьных олимпиад по истории, обществознанию, праву, граждановедению позволяет констатировать, что, к сожалению, далеко не каждый призер олимпиады приходит к финалу с четким пониманием, в чем суть задания.

Людмила Васильевна Мостяева - доцент кафедры теории и методики социально-гуманитарного образования Рязанского областного института развития образования, кандидат исторических наук.

Опыт участия в организации и проведении школьных олимпиад по истории, обществознанию, праву, граждановедению позволяет констатировать, что, к сожалению, далеко не каждый призер олимпиады приходит к финалу с четким пониманием, в чем суть задания. Отсюда несколько моделей поведения: предварительное заучивание некоторых «образцовых» эссе и попытка подогнать под предложенную тематику на олимпиаде или конкурсе (что далеко не всегда может увенчаться успехом) или муки выбора темы и такие же муки написания и защиты самой работы без понимания, что и как нужно делать. Поэтому на момент конкурса, экзамена или иного испытания, связанного с написанием эссе, самым распространенным вопросом со стороны учащихся, а также их родителей и педагогов можно признать вопрос: как научиться хорошо писать и представлять эссе?

Именно эти затруднения учащихся, наблюдаемые ежегодно на олимпиадах, а также при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию, побудили меня взяться за обсуждение такой сложной темы. Сложность определяется ее двоякой важностью: с одной стороны, подготовкой учащихся к единому государственному экзамену, а с другой, формированием общеучебного умения, связанного с формулированием, высказыванием и обоснованием собственной позиции, своего отношения к заданной теме. И это умение, несомненно, пригодится выпускнику независимо от того, как и в чем он в дальнейшем самореализуется, где именно будет его использовать.

Кроме того, опыт общения с учителями граждановедения, обществознания и права показывает, что пока целенаправленной подготовки учащихся к написанию эссе по предмету не ведется. В педагогическом сообществе бытуют разные, иногда противоположные представления о том, как должно выглядеть эссе, каким может быть алгоритм его написания и т.д. Разночтения существуют и по вопросу оценивания эссе.

Не претендуя на истину в последней инстанции, рассмотрим некоторые технологические аспекты подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию подробнее.

Одна из главных претензий к заданию, связанному с написанием эссе, состоит в следующем: учащиеся, учителя и родители не знают, по каким критериям будет оцениваться данная работа. Применительно к пакету заданий для проведения ЕГЭ по обществознанию будет легко развеять миф о «непрозрачности критериев», обратившись к инструкции для учащихся:

Последнее задание работы (С9) - задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке ответов №2 запишите полный номер задания, выбранное высказывание, а затем развернутый ответ.

В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

Пользуясь текстом инструкции, предложите учащимся (родителям, педагогам) выделить требования, предъявляемые к данному виду задания.

Поработав с текстом, изучив его внимательно, учащиеся сообщат, что это должен быть ответ, соответствующий следующим критериям (жирным шрифтом мы выделяем слова из текста инструкции, чтобы показать, как можно при внимательном прочтении предварительных установок для учащихся подготовиться к грамотному оформлению ответа):

1) развернутый, но достаточно компактный (предлагается специальный бланк №2, формата А4);

2) составленный с опорой на понятия обществоведческого курса;

3) опирающийся на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт;

4) представляющий свою позицию по данному вопросу;

5) аргументированный.

Затем предложим сопоставить данные требования с теми, которые представлены авторами в материалах для экспертов. Согласно им, при оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

- представление собственной точки зрения;

Раскрытие проблемы на теоретическом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов;

Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

В результате проведенного сравнения можно сделать два основных вывода. Во-первых, никакой закрытой информации или неизвестных требований к эссе не существует. Вся информация одинаково открыта как для сдающих экзамен, так и для принимающих его (в данном случае). Во-вторых, качество эссе будет главным образом зависеть от трех взаимосвязанных составляющих:

Исходный материал, который вы собираетесь использовать (в нашем случае - собственные знания по предмету обсуждения, идеи и накопленный опыт по данной проблеме);

Качество обработки имеющегося исходного материала (его организация);

Аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами).

Теперь обратимся к тематике, предлагаемой для написания эссе. Ниже приводится перечень некоторых тем, которые можно обнаружить в пакетах ЕГЭ по обществознанию.

С9.1 Философия

«Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)

С9.2 Культурология

«Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота» (А. Шопенгауэр)

С9.3 Экономика

С9.4 Социология

«Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеции)

С9.5 Политология

«Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.Н. Чичерин)

С9.6 Правоведение

«Реформу нравов следует начинать с реформы законов» (К. Гельвеции)

Обращает на себя внимание тот факт, что все представленные выше темы - афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.

Таким образом, готовясь к написанию эссе, подбирая темы для работ, учащиеся могут ориентироваться на эти общие подходы к их подбору:

Краткость;

Связь с обществоведческими (правовыми) граждановедческими явлениями, процессами, событиями; опора на прочитанную литературу, источники;

Проблемный характер и возможность неоднозначной трактовки.

Однако неправильным будет ограничить себя в подготовке к написанию эссе внимательным прочтением инструкции для учащихся и просмотром предлагаемых тем. Коль скоро этот жанр закрепился в литературе, обозначен соответствующим термином эссе, правильным будет познакомиться с литературоведческим определением этого жанра и помимо всего выделить другие особенности его написания.

Воспользуемся комбинированным определением, составленным на основе нескольких словарных статей.

Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Предложите учащимся (родителям, педагогам) внимательно прочитать это определение и выделить некоторые специфические черты, которые должны присутствовать в работе эссеиста.

Особенности эссе как литературного жанра

Особенности объема

Как правило, это небольшая работа

Индивидуальность работы

Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

Особенности стиля

Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

Особенности композиции

Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

Можно заметить, что независимо от того, сколь свободным окажется композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру работы, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что работа не обойдется без традиционной триады в ее классической последовательности:

Вступление (суть и обоснование выбора данной темы); нелишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: «Под тендерными отношениями я подразумеваю следующее...»; однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);

Основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала);

Заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.).

В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую копилку можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться представленной ниже таблицей.

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,...

Таким образом,...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Рассмотрим несколько подходов... Например,...

Подведем общий итог рассуждению...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Проиллюстрируем это положение следующим примером...

Итак,...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны, ...

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПCформулой: П - Положение (утверждение) - Я считаю, что...; О - Объяснение - Потому что...; П - Пример, иллюстрация -Например,...; С - Суждение (итоговое) -Таким образом,...

Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту. Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по граждановедческой тематике. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например:

Это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

Портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);

Можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву или граждановедению, что особенно важно для ребят, участвующих в соответствующей олимпиаде).

Однако все эти рассуждения и подходы будут неполными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе.

Предлагаем вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л. Карнаух, и дополненный по итогам совместных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учителей в Рязанском областном институте развития образования.

Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - знание современного законодательства и т.д.);

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

Структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

Искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

Единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

Объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

Привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе.

В ходе обсуждения с учителями истории, граждановедения, обществознания и права проблем подготовки учащихся к написанию эссе мы определили некоторые аспекты, заслуживающие внимания школьников и педагогов.

На что стоит обратить внимание при написании эссе

1. Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;

б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;

в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;

г) умение понимать аналитические подходы и модели;

д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.

4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.

Чего следует избегать при написании эссе:

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в изложении.

3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.

Сделаем последние замечания, касающиеся устной презентации и защиты авторского эссе. Такой вид заданий также присутствует на граждановедческих и правовых конкурсах (например, на интеренет-олимпиаде в рамках российско-канадского проекта «Дух демократии», Всероссийской олимпиаде школьников по праву).

Выделим те моменты, на которые в первую очередь обращают внимание члены жюри и зрители (слушатели):

1. Общее впечатление: внешний вид; речь (грамотная, самостоятельная, без использования шпаргалок, уверенная, свидетельствующая о знании темы, образная); корректное и вежливое отношение к другим участникам конференции или конкурса.

2. Логика построения выступления: наличие обращения к слушателям; определение актуальности работы; выявление проблемы, цели и задач работы; сообщение о наиболее важных содержательных элементах эссе (быть может, об открытиях, произошедших в ходе работы); примеры, иллюстрирующие представленные сюжеты работы; выводы по итогам работы; наличие завершающей фразы (общий итог, перспективы разработки проблемы и т.д.).

3. Правильное использование специальных понятий в разработке темы.

4. Грамотное использование наглядности (применение компьютерных технологий, проведение моментальных социологических опросов, наличие схем, графиков, таблиц, фотографий и т.д., работающих на раскрытие темы).

Поэтому, готовясь к устной презентации и защите эссе:

Продумайте свое обращение к зрителям/слушателям;

Составьте структуру устной презентации (не обязательно она полностью повторит письменный вариант работы, но непременно будет в целом соответствовать ему);

В том случае, если вы планируете использовать электронную презентацию: сделайте ее в соответствии со структурой устного выступления; подберите выигрышный иллюстративный ряд; избегайте стремления включить всю информацию (проговариваемые тексты) в слайды презентации; добейтесь синхронизации устного выступления и представления слайдов электронной презентации; будьте готовы к тому, что могут возникнуть неполадки с техникой (стоит продумать вариант презентации эссе без использования техники);

Выучите структуру ответа: ключевая фраза, самые важные определения, идеи;

Помните, что смысл выступления должен быть сформулирован в течение первых трех минут, остальное время будет затрачено на работу над содержанием вопроса;

К каждой части выступления желательно привести пример и прокомментировать его;

Придумайте эффектную, запоминающуюся концовку.

Таким образом, подводя итог сказанному, попытаемся представить технологическую цепочку написания и представления эссе для ученика. Она может выглядеть следующим образом:

1) постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе теме);

2) обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);

3) планирование эссе (определение структуры);

4) написание эссе;

5) проверка и редактирование работы;

6) подготовка презентации;

7) презентация эссе.

Технология подготовки учащихся к написанию эссе будет несколько иной (технология для учителя):

1-й этап: организация самостоятельного знакомства учащихся с эссе - литературным жанром и требованиями к написанию эссе (в рамках конкретного испытания, например, ЕГЭ, олимпиады или конкурса);

2-й этап: знакомство учащихся с образцами эссе (желательно по данному предмету);

3-й этап: «проба пера», или проведение практической работы по освоению учащимися алгоритма написания эссе (отметим, что данный этап может быть организован в интерактивном режиме, учащиеся могут писать эссе в малых группах, используя все необходимые для работы материалы: от учебника, словарей до иных источников информации);

4-й этап: подготовка презентации групповых эссе;

5-й этап: презентация и коллективная оценка эссе, разработанных в группах;

6-й этап: определение общих трудностей (ошибок, недочетов) в ходе написания эссе и путей их преодоления (исправления);

7-й этап: написание индивидуальных эссе.

В заключение обратимся к вопросу, озвученному нами в начале данной статьи: как научиться хорошо писать и представлять эссе? Ответ парадоксален - надо делать это! Тренироваться в написании и представлении эссе. И награда непременно найдет своего героя!