Теория кука. Миллион долларов на размышление

Как гласит история, хетты - это народ, стоявший во главе могучего Хеттского царства. Существовало оно в XVII-XII веках до н. э. Достигнув пика могущества, государство неожиданно сошло с политической арены. О нём осталась только смутная память, а вот истинные причины исчезновения могучей державы до сих пор вызывают различные догадки и предположения у специалистов.

Надо сказать, что об историческом периоде до XIII века до н. э. известно очень мало. Это было время цивилизаций, абсолютно не похожих на те, которые мы называем древнегреческой и древнеримской. Всё прогрессивное и передовое было сосредоточено в Междуречье, Малой Азии, на Балканах и в долине Нила. Здесь существовало несколько сильных царств, объединивших в своих границах очень большое число самых разнообразных народов.

Это были Ассирия в Междуречье, Древний Египет в долине Нила, Хеттское царство в Малой Азии и Микенская цивилизация на юге Балканского полуострова. Можно также упомянуть финикийские города и Нубийское царство. Все они имели высокую культуру, хорошую законодательную базу и достойный уровень жизни.

Хетты были далеко не последними среди народов, живущих в Восточном Средиземноморье. Их царство занимало практически всю территорию Малой Азии и граничило с Ассирией и Египтом.

Исторические источники утверждают, что на территорию Малой Азии сильный и отважный народ пришёл с Балканского полуострова. Якобы тот являлся исконной родиной хеттов. Но они вынуждены были покинуть благодатные земли в самом конце III тысячелетия до н. э. Их вытеснили индоевропейские народы. Что это были за племена, откуда они пришли - неизвестно.

Приютила хеттов Каппадокия. Это восточные районы Малой Азии. На новых землях переселенцы оказались совсем недалеко от Ассирии. Они взяли всё лучшее из её культуры и со временем превратились в цивилизованный народ. Выразилось это в том, что в XX-XVIII веках до н. э. было построено несколько городов. Имели они статус самостоятельных государств, а во главе каждого стоял царь.

Есть и иная интерпретация этих событий. Якобы хетты, изгнанные с Балкан, покорили в Малой Азии народ, называвший себя хатти. Это было цивилизованное царство, а захватчики пришли на готовенькое. Они расположились в захваченных городах, а свой культурный уровень повысили именно за счёт покорённого народа. Даже название Хеттское царство очень похоже на чуть изменённое слово хатти.

Как бы там ни было, но вскоре среди всех городов наибольшее влияние приобрёл город Куссар. В самом начале XVIII века до н. э. царь Питхана начал завоевательную политику. Её продолжил его сын Аниттас. Именно он и считается основателем Хеттского царства со столицей в Куссаре.

Древнее Хеттское царство

Аниттас покорил все города, но после его смерти началась борьба за власть между враждующими группировками знати. В результате этого к власти пришла династия Лапарнаса. Царь Лапарнас правил 30 лет вплоть до 1650 года до н. э. Затем царский трон перешёл к Хаттусилили. Его правление также продолжалось 30 лет. Он значительно расширил границы царства и сделал его сильной державой. Под его руководством был осуществлён поход в Северную Сирию. Там находилось много богатых городов. Они были завоёваны и разграблены.

Жена царя считалась верховной жрицей, и её власть была ничуть не меньше власти мужа. В государстве существовало много полунезависимых территорий, которые подчинялись царю номинально. Некоторые области находились в полном подчинении у крупных чиновников. Так что владыка не имел неограниченных полномочий в своей стране.

Хеттская клинопись

После Хаттусилили престол унаследовал его внук Мурсили. Он правил царством до начала XVI века до н. э. При нём был захвачен и разграблен город Вавилон в 1595 году до н. э. Но завоёванные земли не были присоединены к царству из-за их значительной отдалённость. Царь вернулся в Хаттусу - новую столицу Хеттского царства - и в результате заговора был убит.

После этой смерти начался медленный и неуклонный закат государства. В истории оно получило название – Древнее Хеттское царство. Всех последующих царей убили в результате дворцовых заговоров. Последний царь Телепину временно стабилизировал обстановку. Но кризис царской власти пустил такие глубокие корни, что после смерти этого царя Древнее хеттское царство развалилось. Случилось это в самом конце XVI века до н. э.

Хеттская крепостная стена

Среднее Хеттское царство

На этот исторически период отводится всего 40 лет. Характеризуется он дальнейшим упадком державы, как на внешнеполитической арене, так и во внутренних делах. К этому времени на востоке образовалось очень сильное Митаннийское царство. Это район Верхней Месопотамии.

Хеттам пришлось бы не сладко. Но царство вступило в противоборство с Древним Египтом. Оно потерпело серьёзное поражение от войск фараона Тутмоса I. После этого ослабло и попало под власть Вавилона. Хеттам же это дало возможность собраться с силами и урегулировать внутренние дела. С 1460 года до н. э. начинается мощный подъём Хеттского царства.

Хеттское царство (красный цвет) в период расцвета
Городов ничуть не меньше, чем в наше время

Новое Хеттское царство

Этот исторический период охватывает временной интервал в 300 лет. Для него характерно укрепление царской власти и значительное расширение государственных границ. Столица переместилась в город Каниш. На юге хетты завоевали земли вплоть до Палестины. На этих территориях были созданы княжества, во главе которых стояли представители царствующей династии.


Хеттского войска

Наивысшего могущества царство достигло при Мурсили II. Правил он ориентировочно в 1333-1306 годах до н. э. При нём был заключён мирный договор с Древним Египтом, который признал все завоевания хеттов. Но внешнеполитическая обстановка всегда характеризовалась крайней неустойчивостью.

В Египте к власти пришёл фараон Рамсес II (правил 1289-1213 годы до н. э.). Он являлся представителем XIX династии. Считается одним из самых выдающихся фараонов великой древней державы. В это время в Хеттском царстве у власти находился царь Хаттусили III (правил 1274-1250 годы до н. э.). Именно он и вступил в противоборство с воинственно настроенными египтянами.

Те хотели вернуть себе Сирию и Палестину. Результатом этого стала военная компания, организованная Рамсесом II. Во главе сильного войска фараон двинулся к границам Хеттской державы. Встреча двух враждующих народов состоялась возле города Кадеша. В историю она вошла как битва при Кадеше в 1274 году до н. э.

Это было крупное сражение, в котором участвовали основные силы хеттов и египтян. Но окончилось оно ничем. Ни Рамсес II, ни Хаттусили III не выиграли битву. Царь хеттов предложил фараону перемирие, и тот согласился. После этого войска разошлись, а каждый из правителей приписал победу себе.

Но дальнейшее развитие событий сложилось не в пользу хеттов. Египтяне отвоевали земли Сирии, а финикийские города перешли под их полный контроль. После этого начался упадок хеттской державы. Его видимо усугубили народы моря . Эти люди появились из ниоткуда. Они уничтожили цветущие цивилизации Средиземноморья и пропали, не оставив никаких следов. Кто они были, где находились их корни - об этом можно только догадываться.

О народах моря известно от египтян, которым удалось разгромить сильного врага. Если бы пал и Древний Египет, то человечество никогда бы не узнало об ужасных захватчиках, уничтоживших огромное количество людей и культур.

Боевые колесницы хеттов

Позднее Хеттское царство

Хеттское царство прекратило своё существование примерно в 1190 году до н. э. От единой и сильной державы остались лишь отдельные княжества, расположенные в центральных районах Малой Азии. Видимо народы моря, не удалявшиеся далеко от побережья, не достигли этих земель.

Историки называют этот период, который продлился до начала VIII века до н. э. поздним Хеттским царством. Дело в том, что князья уцелевших городов считали себя преемниками когда-то могучей державы. Они сохранили традиции и обычаи предков, но не имели никакой возможности опять превратиться в сильное государство. В конце концов, их покорил Вавилон, и о хеттах остались только воспоминания.

Раскопки Хеттской цивилизации

Нужно сказать, что это была очень сильная в военном отношении и высококультурная цивилизация. В Хеттском царстве знали клинопись, которую переняли у ассирийцев. У них имелась сильная армия, состоящая из пехоты и колесниц. Но колесницы, в отличие от египетских, были тяжёлыми и перевозили трёх воинов, вместо двух. В одежде хеттов преобладали египетские и ассирийские элементы, что говорит о культурной зависимости от этих держав. Обувь имела загнутые носки, а головные уборы отличались остроконечной или цилиндрической формой.

Есть версия, что Хеттскую цивилизацию уничтожили не народы моря, а внутренние междоусобные войны. Причиной их стала борьба за власть. Может быть, это и так. В то далёкое время ради своих амбиций люди шли на всё. Они могли уничтожить и целую державу, ради захвата власти. Но так уж получилось, что царский трон не достался никому, а государство распалось на отдельные независимые княжества. Пользы хеттам это не принесло, порадовались только враги, которые впоследствии и сами были уничтожены более сильными народами.

До начала 20 в. ученые почти ничего не знали о хеттах. «Хетеяне» (в русском переводе) кратко упоминались в Библии. В египетских и ассирийских надписях встречается упоминание о «стране Хетта» или «Хатти». Из египетских источников можно понять, что в 1300г. до н.э. хетты воевали с Египтом за господство над Сирией и Палестиной. Борьба эта закончилась, так сказать, «вничью» — значит, хетты оказались достойными соперниками и не уступили мощной египетской державе ни на поле брани, ни в искусстве дипломатии.
Начавшиеся в конце 19 в. раскопки в центральных районах Малой Азии (современная Турция) показали, что центр Хеттского царства располагался именно здесь. Археологи нашли сотни глиняных плиток, покрытых письменами.

А может и наши были те хетты

Значки на многих плитках оказались знакомы ученым — это была аккадская клинопись, хетты переняли ее жителей Междуречья. Прочесть их, однако не удалось — надписи были составлены на неизвестном (хеттском) языке. Расшифровать их смог в 1915г. чешский языковед Бедржих Грозный. Он доказал, что хеттский язык родствен славянским, германским, романским языкам, составляющим индоевропейскую языковую семью.

Достаточно сравнить хеттские слова «ватар», «далугашти», «небиш» с их русскими аналогами «вода», «долгота», «небо». Это открытие стало научной сенсацией. Получалось, что хетты стояли особняком на Древнем Востоке, ведь здесь говорили на языках афро-азиатской семьи, похожих на современные арабский и еврейский. Из глубины веков начали проступать своеобразные очертания мира, в котором жили хетты. Обычаи и установления, свойственные индоевропейским народам, хетты соединили с заимствованными у своих соседей-соперников — ассирийцев, вавилонян, египтян и хурритов.

Остается пока неясно, откуда хетты пришли в Малую Азию — с запада, с Балканского полуострова, или же с востока, через горные перевалы Кавказа.
Заселенные хеттами земли сильно отличались от обширных речных долин Нила, Тигра и Евфрата. Это были небольшие равнины в горах и предгорьях Малой Азии, отделенных друг от друга горными кряжами и ущельями, бурными, но маловодными речками.

Устройство государства хеттов

Во многих районах Хеттского царства разведение скота оказывалось выгоднее, чем земледелие. Не зря хетты слыли на Востоке прекрасными коневодами; их колесничное войско представляло собой грозную силу.
Присматривать за многочисленными отдаленными горными долинами цари доверяли своим родичам или вельможам. Таким образом, Хеттское царство складывалось из мелких полусамостоятельных княжеств. Время от времени некоторые из низ отпадали, но грозные правители Хаттусы находили способы вновь подчинить их своей власти.

На первый взгляд, Хеттское царство казалось слабее своих соседей; историки даже пишут, что оно было «рыхлым», слабо организованным. Однако, государство хеттов прекрасно выдерживало военные столкновения с сильными соперниками. За четыре с половиной века своей истории (1650 – 1200 гг. до н.э.) оно не проиграло ни одного противоборства; лишь в последний период существования державы (1265 – 1200 гг. до н.э.) хетты уступили часть своей территории мощной Ассирии. А вот далеко не полный перечень военно-политических успехов хеттов.

Не обходилось без войн

В 1595 г. до н.э. царь Мурсили I захватывает и разрушает Вавилон, приобретая огромную добычу.
Примерно в 1400 г. до н.э. другой хеттский царь, Суппилулиума I, разгромив сильное царство Митанни, устанавливает свой контроль над верхним Евфратом и Северной Сирией.
Наконец, в 1312 г. до н.э. (по другим данным в 1286 г. до н.э.) хеттский царь Муваталли, возглавлявший тридцатитысячное войско, возле Сирийского города Кадеша заманил в ловушку египетского фараона Рамсеса II с большим военным отрядом. Почти все египтяне были уничтожены; спасся только фараон с небольшой охраной.

Успешно отбивались хетты от соседних полудиких народов, вроде касков, наседавших на их границы.
В чем же секрет силы Хеттского царства? Узнать «военную тайну» можно, приглядевшись к устройству хеттского общества и государства.

Благодаря наличию в Малой Азии рудных месторождений и лесов хетты имели в достатке металлы и древесину, в отличии от государств, располагавшихся в долинах больших рек. Хетты отказались от посредничества ассирийских и вавилонских купцов и пользовались благами природы самостоятельно.
Поэтому хеттские цари не стремились захватывать ключевые торговые дороги и города, как это делали правители Египта, Ассирии и Вавилона. У хеттов все было свое. Они планировали военные походы более свободно, не тратя времени на овладение морским портом, таможенной заставы или важным бродом через реку. Хеттские цари наносили тщательно подготовленные удары по обширным территориям, охватывая со всех сторон пункты, оказывавшие наибольшее сопротивление. Именно так была завоевана большая часть Сирии при Суппилулиуме I.
Важную роль играло и то, что Хеттское царство не имело природных границ — крупных рек, горных цепей, труднопроходимых пустынь. Окруженное в той или иной степени зависимыми от него княжествами, оно надежно чувствовало себя за этим достаточно широким «рыхлым» поясом.

Причины «выносливости» хетского государства

Хетты не хуже своих соседей умели собирать силы в кулак, когда намеревались нанести удар по врагу; только пальцы в этом кулаке складывались иначе, не так, как в Египте или Вавилоне. Вот как наставлял своего преемника хеттский царь Мурсили: «Общайся только с придворными! От горожан и крестьян царю нечего ожидать. Им нельзя верить, а общение с ничтожными лишь порождает опасность».

В аналогичном обращении египетского фараона Ахтоя смысл иной: «Не делай различия между сыном знатного человека и простолюдином. Приближай к себе человека за дела его…». Конечно, Ахтой не был «демократом». Просто он знал, что главная угроза трону происходит от непокорных египетских вельмож . Мурсили же твердо рассчитывал на верность хеттской знати. Почему?
Дело в том, что отношения между царем и «благородными» людьми у хеттов носили иной характер, нежели в Египте или Вавилоне. В отличие от других стран Древнего Востока, знатные хетты не считались рабами царя, как остальное население, похоже, у хеттов сохранилось присущее индоевропейским народам представление о «благородстве» как о врожденном качестве; оно не зависело ни от степени близости к царю, ни от занимаемой должности.

«Чистыми», т.е. свободными, хетты признавались, если не несли отработочной (луццы) или продуктовой (саххан) повинности. Они объединялись в собрание воинов — «панкус», от мнения которого зависел выбор нового монарха из числа представителей царского рода. Одним словом, царь не оказывал давления на знать, бывшей надежной опорой трона. Не случайно другой царь, Хаттусили I, когда ему понадобилось изменить решение о назначении наследника престола, обратился именно к панкусу.

Таким образом, хеттский способ «складывания пальцев в кулак» был более эффективным, чем у остальных народов. Четкое, простое устройство общества, единство интересов царского рода и свободных хеттов делали этот кулак весьма грозным. Хетты не всегда оказывали на своих соседей длительное давление, но при случае умели наносить короткие удары сокрушающей силы.

Особенности организации хеттского общества выделяют его среди современных ему государств. Некоторые историки даже считают его «феодальным». Наверное, это преувеличение. Хетты переняли от культур Малой Азии и Междуречья очень многое: письменность, религиозные верования и мифы, законы, обычаи. Даже свое имя они заимствовали от хаттов — более древнего народа, населявшего центральные области полуострова Малая Азия до возникновения здесь Хеттского царства. В древневосточной истории хетты сыграли значительную роль, сумев отвоевать себе место под солнцем. Казалось, что мир уже поделен между державами древности, но ни одной из них опоздавшие к дележу хетты не уступили.

Их царство почти бесследно исчезло примерно в 1200 г. до н.э. Хетты умели противостоять могущественным государствам. А вот перед мощной волной стихийного нашествия десятков племен и народов с Балканского полуострова они оказались бессильны. Она, можно сказать, накрыла Хеттское царство с головой. После разгрома столицы страны, Хаттусы, сила, объединявшая маленькие княжества, перестала существовать.
Великие царства древности уходили в небытие по-разному: одни раскалывались с грохотом, другие умирали после долгой, тяжелой болезни. Хеттское же царство растворилось в воздухе подобно неясному ведению…

Хеттская держава была одной из самых влиятельных сил на геополитической карте Древнего мира. Здесь появилась первая конституция, хетты первыми использовали боевые колесницы и почитали двуглавого орла.

ЦАРСТВО МИРА

Держава хеттов была одним из самых могущественных царств Древнего мира, она простиралась от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Черного моря на севере почти до Леванта. Империя хеттов поглотила царство Митанни, завладела Северной Сирией, колонизовала западную окраину Малой Азии и конкурировала за владычество с самим Египтом.

Колнониальная и завоевательная политика хеттов была характерна тем, что они стремились решить территориальные конфликты не за счет военных побед, а при помощи дипломатии. Именно при помощи заключения договоров хеттов с представителями элиты соседних государств к державе были присоединены Алалах и Хальпа, Тархунтасса и Каркемиш.

Немецкий историк Франк Штарке писал о хеттах: "Если никакие мирные требования не помогали, хеттский царь предупреждал своего противника: "Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу".

Хетты не брали с покоренных земель неподъемной дани и даже часто оставляли у власти аннексированной территории прежнего правителя, лишая его, однако, права на проведение независимой политики.

Самым сильным противником Хеттской державы был Египет. В 1275 году до нашей эры недалеко от сирийского города Кадеш состоялось сражение между войсками Рамзеса II и хеттским войском Муваталли II. Эта битва стала первой в истории, чье описание мы можем в источниках обеих воюющих сторон и последней битвой в истории Бронзового века - хетты уже использовали железное оружие.

Долгое сражение так и не привело ни к чьей победе. Муваталли предложил египетскому фараону перемирие, Рамзеc согласился. Хеттские источники приписали в итоге победу хеттам, египетские - египтянам.

*

Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покоренные восстали и вступили с жившими на островах Эгейского моря "народами моря" антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н.э. они дошли до столицы хеттов Хаттусы. Город был взят штурмом.

ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ

Хетты очень трепетно относились к юридическим вопросам, поскольку считали, что договоры заключаются не только между людьми, но и перед богами. Нарушение закона приравнивалось к оскорблению богов. Хеттские законы были святыней, их высекали на табличках из железа, серебра и золота, хранили в храмах. В царские дворцы же отправлялись только глиняные копии законов, по которым мы сегодня можем судить о юридической системе хеттов.

В хеттских законах много интересного. Так, правитель захваченной территории заключал со "страной хеттов" договор. Именно со страной, а не с правителем державы. Государство хетты чтили больше, чем правителя, который не правит страной, а только служит ей. В этом принципиальное отличие Хеттской державы от восточных деспотий Древнего мира.

Первая известная истории конституция была создана хеттами - указ царя Телепину (около 1500 года до новой эры), он реформировал систему передачи власти в стране и описывал действующие органы управления, четко разграничивая их полномочия. Царь был символом единения страны, тулия - совет старейшин - был советом министров и полководцев, панкусом назывался военный совет, куда входили члены рода, высшие сановники и воины.

По принципам своей работы Панкус можно сравнить с германским тингом. То разграничение прав, которое утвердил царь Телепину, сохранялось в Хеттской державе три века, вплоть до её падения.

БЕЗ КАЛЕНДАРЯ

Серьезное исследование истории Хеттской державы началось только в XX веке. В 1906 году был обнаружен Богазкёйский архив царей Хатти, в 1915-1916 годах чешский лингвист Бедржих Грозный расшифровал хеттскую письменность.

Проблемой для историков стало то, что хетты никогда не сообщали точные даты. В их "таблицах о мужественных деяниях" царей много пометок "на следующий год", но год отчета неизвестен. Хетты не отсчитывали своей истории с определеного момента и не отмечали времени правления своих правителей. Хронологию Хеттской державы мы знаем по источникам её соседей.

РЕЛИГИЯ

Религия хеттов была смесью местных и государственных культов. Верховным богом считался бог Грозы Тешибу. Его изображали с молнией и топором в руках, в виде возничего колесницы, запряженной быками.

Пантеон хеттских богов был обширен и мог видоизменяться в зависимости от доминирования того или иного культа. Почитались у хеттов и изображения животных. Так, хорошо нам известный двуглавый орел пошел именно от хеттов.

Богослужения хетты проводили как в святилищах под открытым небом (скальное святилище в Язылыкая), так и в храмах. Циклопическая кладка одного из хеттских храмов была обнаружена Богазкее.

ЯЗЫК

В Хеттской империи было распространено восемь языков. На хеттском и аккадском говорили цари во время официальных церемоний, на хурритском обычно писались тексты. Словари, которыми пользовались писцы, составлялись на основе шумерских знаков.

Уже упоминавшийся чешский лингвист Бедржих Грозный в 1915 году доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков. Дальнейшие исследования выявили, что от этих языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков Малой Азии I тыс. до нашей эры.

КУДА ИСЧЕЗЛИ ХЕТТЫ?

Остается вопрос: куда исчезли хетты? Иоганн Леман в своей книге "Хетты. Народ тысячи богов" приводит версию того, что хетты ушли на север, где ассимилировались с германскими племенами. Тацит упоминал хеттов в своем описании германских племен.

Он писал: "По сравнению с другими германцами хатты чрезвычайно благоразумны и предусмотрительны… И что совсем поразительно и принято лишь у римлян с их воинской дисциплиной, больше полагаются на вождя, чем на войско".

Эта версия пока остается только лишь версией. http://oppps.ru/istoriya-xettskoj-derzhavy.html

Оригинал взят у