Цитатный план фамусова горе от ума. Характеристика образа Фамусова в комедии «Горе от ума

Павел Афанасьевич Фамусов - одно из главных действующих лиц комедии, пред­ставитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он извес­тен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимо­му, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Пет­рович, играл при дворе Екатерины II значи­тельную роль. Его «домашние друзья» - князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.

Фамусов - вдовец, он любит дочь, забо­тится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за бо­гатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежно­стью к кругу знатных московских дворян, из­вестен гостеприимством, живет на широкую ногу. Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатери­ны II. Фамусов - сторонник крепостных по­рядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмот­рению представляется ему законным и впол­не справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим до­стоинством. Ругает их, не стесняясь в выра­жениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птица­ми ходить». Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину - секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («...и будь не я, коптел бы ты в Твери...»). Служебные дела Фамусо­ва сводятся к подписыванию подготовлен­ных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

На службе Фамусов окружил себя родст­венниками, считая достойной похвалы та­кую заботу о родне. Он с гордостью гово­рит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а пото­му как «деловой»:

Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

Самое важное для Фамусова-чиновни­ка - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким обра­зом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Пет­рович - подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то веч­но цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».

Фамусов восхищается и Кузьмой Петрови­чем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на бога­той был женат». Таким людям Фамусов стре­мится подражать. Их способ получения чи­нов и денег он считает самым верным.

Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасше­ствии Чацкого, считает, что болезнь унасле­дована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фаму­сов считает учение, то есть науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И заканчивает свою мысль категоричес­ким требованием:

Нет! Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь!

Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гуверне­рами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сер­дец!» Однако сам следует этой моде:

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Учителей, которых нанимали для обуче­ния детей «числом по более, ценою поде­шевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», - поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного об­разца, когда в глазах пример отца».

Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодо­брением он относится к двоюродному бра­ту Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему - он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называ­ет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий вы­сказывается против того строя, тех поряд­ков, которые являются для Фамусова осно­вой всего его благополучия.

В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий

Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Гри­боедовым в списке действующих лиц как «управля­ющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрокра­тии. Известно также, что он является членом Английского клуба.

Павел Афанасьевич - вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто на­нял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй ма­терью».

Из реплик Фамусова можно понять, что в суп­ружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в муж­ском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчер­кивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин». Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходят­ся с делом. Уже в самом начале мы видим его за­игрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдо­вы, у докторши крестить». Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, своя­ченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов уме­ет оценить по достоинству деловые качества под­чиненных. Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».

Как и все московское барство, Фамусов вся­чески афиширует свое хлебосольство:

Кто хочет к нам пожаловать, - изволь;

Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнехонько, про всех готов обед.

Суть мировоззрения Фамусова сводится к не­скольким прочно усвоенным правилам. Он охот­но простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по за­поведям «старины».

Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не меня­лось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вра­щается, исповедуют те же взгляды. Самодержавно-крепостнический строй является основой бла­гополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собствен­ной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни. Все суждения они черпают «из забытых газет», рас­шитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».

Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского обще­ства. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда.

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -

заявляет Фамусов.

Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позици­ями. Все московское общество живет в уверенно­сти, что другого образа жизни, других жизнен­ных стремлений, кроме богатства, высокого по­ложения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.

Естественно, что, видя в Чацком проповедни­ка ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, - это неприязнь ко всему ино­земному, только неприязнь эта имеет совершен­но разные корни. Чацкий отстаивает нацио­нальную культуру и самобытность, а Фамусов ви­дит во французских магазинах «губителей карма­нов и сердец».

В свое время Фамусов пытался научить Чацко­го жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником. Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспи­тать Чацкого», советует «не блажить», хорошень­ко управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами. Он старается убедить молодого чело­века в необходимости служить, «на старших гля­дя».

Когда же тот отказывается от службы, объяс­няя это тем, что «служить бы рад, прислуживать­ся тошно», Фамусов объявляет его опасным че­ловеком, не признающим властей.

Образцом жизненного успеха Фамусов счита­ет Кузьму Петровича:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат…

В восторге Фамусов и от своего дяди - Мак­сима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению. Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром - государыня постоянно при­вечала Максима Петровича.

С точки зрения своего круга определяет Фа­мусов достоинства Скалозуба:

Не по летам, и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Его будущий зять должен удовлетворять сле­дующим условиям:

Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - тот и жених.

С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повсед­невной жизни он умеет добиваться своего поти­хоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:

Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!

Он, может быть, и рад бы был душой,

Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.

Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонан­сом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:

Моя судьба еще ли не плачевна?

Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Фамусов привык во всем считаться с неписа­ной московской «табелью о рангах», он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а тради­ции своей среды - нерушимыми и единственно истинными. Убежденный защитник самодержа­вия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дво­рянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным право помещика рас­поряжаться людьми по собственному усмотре­нию: наказывать, продавать, отправлять в ссыл­ку, на каторгу. Крепостных он не считает людь­ми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, об­зывает их ослами, чурбанами, называет Петруш­ками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.

Непоколебимая вера в старые порядки - глав­ная отличительная особенность Фамусова. Все новое кажется ему сомнительным и даже опас­ным. Тирады Чацкого он перечеркивает одним возгласом: «Под суд!» Критиковать что-либо, с точки зрения Павла Афанасьевича, могут лишь столпы общества.

Таким образом, Фамусов выступает в комедии как самый яркий представитель «века минувше­го», ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков, олицетворяющий всю кос­ность, реакционность и отсталость России XIX века.

На этой странице искали:

  • образ фамусова в комедии горе от ума
  • Образ Фамусова
  • характеристика фамусова горе от ума
  • характеристика фамусова в комедии горе от ума
  • краткое сочинение на тему горе от ума

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» правдиво изображен пошлый и подлый мир, говоря словами Герцена, который «населен призраками сановников в отставке, прикрывающих орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия; и вокруг этих покойников, которых позабыли похоронить, целый мир - клиентов, тунеядцев, интриганов, влачащих существование, исполненный формализма, этикета, лишенный всякого общественного интереса». Наиболее ярким и типичным представителем этого мира, изображенного в комедии Грибоедова, является Фамусов.

Как известно, в драматическом произведении истинная сущность персонажей отображена в их словах и поступках. Нередко при этом слова вовсе не соответствуют поступкам, а прямо противоречат им, и уже в этом противоречии проявляется характер героя. В полной мере все сказанное выше касается Фамусова.

Первая же сцена в пьесе дает прозрачный намек на то, что этот знатный сановник - двуличный человек, весьма воинственно прикрывающий свое ханжество.

Неожиданно застав ранним утром дочь со своим личным секретарем, живущим у него в доме, Фамусов говорит: «Здравствуй, Софья, что ты так рано поднялась! Для какой заботы? И как вас бог не в пору вместе свел?»

Он изумлен: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?» Скорее всего, Фамусов догадывается, почему Софья и Молчалин оказались в столь ранний час вместе, но он не может прямо указать молодым людям на нарушение порядка, поскольку сам всего несколько минут назад делал недвусмысленные намеки служанке Лизе, которая, как свидетельница отнюдь не монашеского поведения своего барина, находится здесь же. Не придумав ничего лучшего, Фамусов обрушивает град обвинений в сторону учености. Очевидно, убеждение Фамусова в пагубности учености сформировалось уже давно и является одним из самых его глубоких и искренних убеждений.

Совсем недавно он говорил Лизаньке, что «в чтеньи прок-от не велик», но если с Лизанькой он шутил, то в разговоре с Софьей и Молчал иным этой мысли придается общественно-морализаторское значение:

Кузнецкий мост, и вечные французы,

Губители карманов и сердец!

Возникает вопрос: каким образом с ученостью связаны французы и Кузнецкий мост? Вспомним, что до появления комедии в размеренной, мирной жизни России произошло трагическое событие - Отечественная война 1812 года. После победы над армией Наполеона незыблемым кредо любого московского барина стало полное патриотических чувств утверждение: «Во всем француз нагадил».

Кузнецкий мост - это улица в центре Москвы, известная множеством «модных лавок» и магазинов. Французы, как известно, являлись законодателями моды, следовать которой могли только весьма обеспеченные люди. С одной стороны, Фамусов искренне негодует против французов, выражает свой патриотизм. Но он тут же упоминает собственный карман, страдающий от непомерного желания своего хозяина жить роскошно. Таким образом, весь патриотический запал Фамусова объясняется банальной и пошлой скупостью.

Однако гневными тирадами в адрес французов Фамусов не ограничивается. Перейдя к теме воспитания, неожиданно он приходит к выводу, что не все французы так уж плохи. К примеру, «старушка-золото» мадам Розье заменила Софье мать.

При этом Фамусов не чувствует противоречия между только что высказанным негодованием по поводу французских книг, мод и «модных лавок» и панегириком «мадам Розье». Быть может, потому, Что в свое время он хитро предусмотрел пагубность опасных влияний, и, следуя обязательному для знатных дворян правилу поручать воспитание детей иностранцам, принял для Софьи не бойкую мамзель, а старушку Розье. К тому же, очевидно, платил ей Фамусов не очень много, если она «за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила». Впрочем, никакой, даже самый идеальный, воспитатель не идет в сравнение с самим Фамусовым-отцом:

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

По собственному определению Фамусова, он является образцом добродетели и нравственности, ведь он сам себе господин, а также «монашеским известен поведеньем».

Во втором действии характер Фамусова, его жизненная философия раскрываются в трех пространных «мировоззренческих» монологах.

Первый монолог славит устойчивый московский быт. Записная книжка Фамусова - своеобразная летопись, в которую заносятся хлопотные, но приятные неслужебные и житейские заботы: вторник - званый обед у Прасковьи Федоровны; четверг - погребенье; пятница или же суббота - крещение.

С первого взгляда, все события и комментарии к ним Фамусова полны значительности, грандиозности, но, по сути, сами дела эти ничтожны, впрочем, как и оценка их Фамусовым. Так, Собираясь «на форели», Фамусов опасается за свой желудок, упоминание о погребении вызывает у него пространные «философские» рассуждения о бренности человеческого бытия:

Но память по себе намерен кто оставить

Житьем похвальным, вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат и на богатой был женат...

Все свои «великие» дела Фамусов заносит в Адрес-календарь, то есть «книжку, ежегодно печатаемую, в которой содержатся штаты духовные, придворные, гражданские и гвардейские». Тем самым фамусовские «дела» как бы вливаются в штатное расписание Российского государства.

Следующий монолог Фамусова служит ответом на «неосновательную» реплику Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Фамусовская идеология не приемлет новых веяний, а все старое, в частности екатерининская эпоха, представляется ему «золотым веком». Фамусов не видит ничего плохого в том, что даже заслуженные и уважаемые люди в случае необходимости сгибаются «вперегиб», а иногда и выступают в роли шутов.

Продолжая размышления о временах и нравах и обращаясь к своему «единомышленнику» Скалозубу, Фамусов утверждает, что достоинство человека определяется только его родословной:

У нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячи две родовых, -

Тот и жених!

Постепенно Фамусов уходит от основной темы. Его задача - сосватать дочку за Скалозуба и в ход идет похвала дамам, которыми был восхищен даже прусский король. Вместо того чтобы изобразить дворянство хранителем национальных патриархальных обычаев, Фамусов, по сути, его разоблачает (девицы-патриотки поют военным французские романсы).

В изображении Грибоедова Фамусов - уверенный человек, убежденный в своей правоте и готовый отстаивать свое мнение. Однако уверенность его основывается на невежестве, тщеславии, угодничестве, легкомыслии, заботе о собственном благе и благосостоянии, на уверенности, что он избранный, а остальные люди должны ему угождать. Прочитав пьесу, читатель составляет для себя следующий портрет Фамусова: любитель «не добродетелей, но только обычаев отцов наших», хулитель всего нового, употребляющий все старания к тому, чтобы вернуть Россию в прежние «золотые» времена.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» является воплощением представителей самодержавия, реакционно ополченного чиновничества. В начале XIX века таких людей было очень много, о них говорили друзья Грибоедова, Пушкин, декабристы. Барская среда негативно относилась ко всему новому, яро защищала старые порядки. Фамусов - это не один человек, а целое сословие невеж, для которых в жизни нет ничего важнее денег.

Характеристика барина

Приверженность богачей старому режиму и их сопротивление новизне во всех проявлениях жизни показано в комедии «Горе от ума». Фамусов - крупный чиновник, очень уважаемый в обществе человек, он близко общается со знатными дворянами, титулованные особы посещают его дом. Павел Афанасьевич по своим взглядам является старовером, приверженцем крепостнического дворянства.

Грибоедов образ Фамусова в комедии «Горе от ума» раскрыл со всех сторон. Для тех, кого он считает себе равным, барин радушный и гостеприимный хозяин, дом которого всегда открыт. Павел Афанасьевич находчивый и остроумный рассказчик, добродушный, не лишенный житейского ума человек. Это любящий отец, готовый как пожурить, так и приласкать свою дочку. К слугам он относится грубо, ворчлив, вспыльчив. Как начальник - строг и требователен.

Культурный уровень помещика

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» воплощает в себе полупросвещение барского сословия. Павел Афанасьевич хвастает тем, что московские девицы два слова не могут связать воедино, что у него в канцелярии полно ничего не делающей родни. Речь Фамусова говорит сама за себя, у него богатый словарный запас, в котором преобладают народные выражения, попадаются и иноязычные слова.

Но барин не в состоянии выразить сложные душевные переживания или поговорить о науке, что указывает на его низкий культурный уровень. Это обычный русский помещик, предпочитающий общаться на житейском языке.

Манера общения

Правила поведения в обществе также затрагиваются в комедии «Горе от ума». Образ Фамусова является воплощением всех русских помещиков, привыкших унижать и оскорблять слабых и бедных, льститься перед теми, кого они побаиваются или кто им выгоден. С мелким чиновником Павел Афанасьевич общается на «ты» и только высокомерным тоном. С влиятельными людьми он говорит заискивающе, прибавляет к словам частицу «с». Определенная речевая манера делает образ Фамусова в комедии «Горе от ума» реалистичным и правдивым, ведь именно так разговаривало все московское дворянство.

Грибоедов поставил себе цель разоблачить крепостническое общество, показать, куда их господство ведет Россию, и это у него получилось. Современники писателя, прочитав комедию, узнали события и факты, происходившие прямо на их глазах. Грибоедов ничего не приукрашивал, а реалистично изобразил дворянство начала XIX века. Фамусов и ему подобные активно выступали против просвещения и культуры, отказываясь от духовного и Подобная элита для России - это шаг назад. Это отлично понимал как Грибоедов, так и его современники.

Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

Прошедшего житья подлейшие

А. С. Грибоедов

Павел Афанасьевич Фамусов - один из главных героев комедии "Горе от ума",

Идеолог старой барской Москвы - появляется перед читателем и зрителем в тот момент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и аморальное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при появлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим "монашеским" поведением.

Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов - знатный, богатый дворянин, крупный чиновник. Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими "тузами", как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, графини Хрюмины, "не нынче - завтра генерал" Скалозуб. У него, Фамусова, богатый, хлебосольный , этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклонник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве?

Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя "к крестику иль к местечку", иметь возможность "порадеть родному человеку". Достойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что "по отцу и сыну честь", самодовольно заявляет:

Будь плохонький, а если наберетсяДуш тысячки две родовых,Тот и жених.

Отношение к службе у него тоже своеобразное:

А у меня что дело, что не дело,Обычай мой такой:Подписано - так с плеч долой!

О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова - только средство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника - умение "обойтись" с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.

Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екатерининского времени. Этот важный барин "на золоте едал", "езжал-то вечно цугом", имел "надменный нрав". "Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб", становился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который "на богатой был женат, переженил детей, внучат". Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.

Воспитание молодого поколения - одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опасность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,Что нынче, пуще, чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений...

Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:

Уж коли зло пресечь,Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России "французским" воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учителей "побродягами". Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания старшим. "Учились бы, на старших глядя", - внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.

Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и боится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать "старшим", а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят "служить делу, а не лицам", отказываются "прислуживаться". Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу "карбонари", "опасным человеком", кричит: "Он вольность хочет проповедать!", "Да он властей не признает!" Причины его беспокойства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые являются основой благополучия Фамусова и его сторонников.

К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство - вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери. Поэтому, напуганный страстными нападками Чацкого на "век минувший", Фамусов с готовностью подхватывает и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя достаточно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется... Конечно, Фамусова волнует, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна", и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. "В работу вас! На поселенье вас!" - это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена. Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар "качеством силы свежей" (И. А. ).

Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое время, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России - декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заискивания, яркой, колоритной речью, незабываем.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Образ Фамусова и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Столкновение Чацкого и фамусовской Москвы неизбежно. Как только Чацкий приехал в дом Фамусова, тут же появились разногласия. Фамусов и Чацкий совершенно разные люди, поэтому между ними всегда возникают противоречия. Все то, что хвалит Фамусов в Москве, Чацкий осуждает. Происходит столкновение "века нынешнего", то есть передового дворянства, с "веком минувшим" - массой крепостников. Чацкий считает, что "век минувший" уже отошел, а "век нынешний" уже сделал свои завоевания. Фамусова устраивает жизнь в дворянской Москве.
    Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого - крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием говорит о крепостниках и крепостном праве. Если Фамусов, Молчалин,
    Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов - главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. В последующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой понятно, что Фамусов, "как все московские", ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: "Кто беден, тот тебе не пара". Все это создает определенное представление
    Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века. Век минувший: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. Отношение к идеалам Век нынешний: Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Век минувший: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать». Отношение к просвещению Век нынешний: Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства. Век минувший: Фамусов выступает против книг, в учении видит вред. Отношение к
    В комедии "Горе от ума" показана барская Москва. Точнее, две Москвы - Москва Фамусова и Москва Чацкого. Кто такой Фамусов? Барин, каких в Москве много. И, как всякий барин, он дает балы и обеды, где собирается "вся Москва". О чем же говорят гости? О книгах? О политике? О науке? Нет, они говорят о деньгах, о приемах, сплетничают, играют в карты. Гости Фамусова глупы и спесивы, гордятся своими чинами и деньгами. Они
    План Утро в доме Фамусова. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Визит Скалозуба. Монолог Чацкого о крепостном праве. Падение Молчалина с лошади. Бал в доме Фамусова. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого. Несостоявшееся свидание Софьи и Молчалина, которому помешал Чацкий. Отъезд Чацкого из Москвы. Основные действующие лица:Павел Афанасьевич Фамусов - управляющий в казенном месте.Софья - его дочь.Лиза - служанка.Алексей