История создания обломова кратко. История создания романа «Обломов». Тема, идея, проблематика, композиция

История создания романа "Обломов"

В 1838 г. Гончаров написал юмористическую повесть под названием «Лихая болесть», в которой шла речь о странной эпидемии, зародившейся в Западной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, «хандра». Эта «лихая болесть» – прообраз «обломовщины».

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» – «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» – «золотой век» или гибель, застой? В «Сне...» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.

Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, – писал Гончаров, – после напечатания в 1847 году в “Современнике” “Обыкновенной истории” – у меня уже в уме был готов план Обломова». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат “Паллада”», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. «Неестественным покажется, – писал Гончаров одному из своих друзей, – как это в месяц человек кончил то, чего не мог закончить в года? На это отвечу, что если б не было годов, не написалось бы в месяц ничего. В том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей и оставалось только записывать его». Об этом же вспоминал Гончаров в статье «Необыкновенная история»: «В голове у меня был уже обработан весь роман окончательно – и я переносил его на бумагу, как будто под диктовку…» Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова – «Обыкновенная история». В своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский подробно проанализировал образ дворянского романтика, «лишнего человека», претендующего на почетное место в жизни, и подчеркнул бездеятельность такого романтика во всех сферах жизни, его лень и апатию. Требуя беспощадного разоблачения подобного героя, Белинский указывал и на возможность иного, чем в «Обыкновенной истории», завершения романа. При создании образа Обломова Гончаров воспользовался целым рядом характерных черт, намеченных Белинским в разборе «Обыкновенной истории».

В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество. В путевом дневнике «Фрегат “Паллада”» Гончаров признавался, что во время путешествия большую часть времени проводил в каюте, лежа на диване, не говоря уже о том, с каким трудом вообще решился на кругосветное плаванье. В дружеском кругу Майковых, относившихся к писателю с большой любовью, Гончарову присвоили многозначное прозвище – «принц де Лень».

Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников. Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859) дал высокую оценку роману и этому явлению. В лице Ильи Ильича Обломова показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие.

Путь Обломова – типичный путь провинциальных российских дворян 1840-х гг., приезжавших в столицу и оказывавшихся вне круга общественной жизни. Служба в департаменте с непременным ожиданием повышения, из года в год однообразие жалоб, прошений, завязывания отношений со столоначальниками – это оказалось не по силам Обломову. Продвижению по служебной лестнице, он предпочел бесцветное лежание на диване, лишенное надежд и стремлений. Одна из причин «лихой болести», по мнению автора, несовершенство общества. Эта мысль автора передается и герою: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Эта фраза Обломова заставляет вспомнить известные образы «лишних людей» в русской литературе (Онегина, Печорина, Базарова и т.д.).

Гончаров писал о своем герое: «У меня был один артистический идеал: это – изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие». В Обломове дремлет та мечтательность, что рвалась наружу в Александре Адуеве, герое «Обыкновенной истории». В душе Обломов тоже лирик, человек, умеющий глубоко чувствовать, – его восприятие музыки, погружение в пленительные звуки арии «Casta diva» свидетельствуют о том, что не одна только «голубиная кротость», но и страсти ему доступны. Каждая встреча с другом детства Андреем Штольцем, полной противоположностью Обломова, выводит последнего из сонного состояния, но ненадолго: решимость что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время, пока Штольц рядом с ним. Однако у Штольца не хватает времени поставить Обломова на иной путь. Но в любом обществе, во все времена находятся люди, подобные Тарантьеву, готовые всегда прийти на помощь в корыстных целях. Они и определяют русло, по которому протекает жизнь Ильи Ильича.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «“Обломов” появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Начало работы


Замысел романа "Обломов" появляется у Гончарова в 1847-48 гг. Об этом есть свидетельство самого Гончарова:

"...В 1848 году, и даже раньше, с 1847 года, у меня родился план „Обломова”..." (статья "Необыкновенная история" И. А. Гончарова)
Судя по всему, в начале работы Гончаров надеется написать роман в довольно короткий срок. Поэтому о готовящемся романе появляется объявление в журнале "Современник" в 1847 г. Очевидно, редакторы собираются печатать новый роман уже в следующем, 1848 году.

Однако работа над романом затягивается, и редакция «Современника» не получает от Гончарова обещанный роман в 1848 году.

Публикация "Сна Обломова"

В начале 1849 г. Гончаров представляет редактору "Современника", фрагмент из своего нового романа. Фрагмент носит название "Сон Обломова" с подзаголовком "Эпизод из неконченного романа".

Некрасов высоко оценивает этот фрагмент, но в целом его отношения с Гончаровым разлаживаются из-за не предоставленного в срок романа.

Тем временем Гончаров не теряет надежду в ближайшее время завершить роман. Он заключает новое соглашение - на этот раз с редактором журнала "Отечественные записки" А. А. Краевским. Гончаров обещает Краевскому предоставить рукопись нового романа к 1850 году.

Отпуск и попытка завершить роман

В этот период Гончаров служит в Министерстве финансов. Чтобы завершить роман, он берет отпуск на 29 дней. Также Гончаров берет у Краевского аванс за будущий роман.

15 июня 1849 г. Гончаров уезжает в Симбирск (сейчас Ульяновск). К этому времени у Гончарова имеется лишь первая часть романа. За 29 дней отпуска ему не удается продвинуться в работе. Гончаров берет еще 3 месяца отпуска, но и это на дает никаких результатов.

25 сентября 1849 г., накануне отъезда из Симбирска в Петербург, Гончаров пишет Краевскому о своих переживаниях:

"...Едучи сюда, я думал, что тишина и свободное время дадут мне возможность продолжить начатый известный Вам труд. Кому нужда знать, что я не могу воспользоваться всяким свободным днем и часом, что у меня вещь „вырабатывается” в голове медленно и тяжело, что, наконец, особенно с летами, реже и реже приходит охота писать и что без этой охоты никогда ничего не напишешь? <…> послезавтра я еду в Петербург и не везу с собой ничего, кроме сомнительной надежды на будущие труды, сомнительной потому, что в Петербурге опять не буду свободен по утрам и что, наконец, боюсь, не потерял ли я в самом деле от старости всякую способность писать..."
В этом же письме Гончаров рассказывает Краевскому о материале, который уже готов:
"...прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить, что, словом, работа эта почти никуда не годится. <…> Я бы давно написал Вам об этом, но всё надеялся, что успею что-нибудь сделать. Я запирался в своей комнате, садился каждое утро за работу, но всё выходило длинно, тяжело, необработанно, всё в виде материала..."

Семилетний перерыв

В течение следующих 7 лет Гончаров практически не занимается романом. Эта пауза затягивается до середины июня 1857 года. В начале 1856 года Гончаров пишет Е. В. Толстой о том, что романа "нет как нет" :
"...редакторы спрашивают пуще Вас и трое разом, так что если б я написал его, то не знаю, как бы, удовлетворив одного, отделался от других. А романа нет как нет. <…> Этот требует благоприятных, почти счастливых обстоятельств, потому что фантазия, участие которой неизбежно в романе как в поэтическом произведении, похожа на цветок: он распускается и благоухает под солнечными лучами, а она развертывается от лучей… фортуны. А где их взять!.."
В 1857 году Гончаров дает название своему незавершенному роману - "Обломов":
"...я попробую, не приведу ли в порядок „Обломова”, то есть всё, что написано, о продолжении я и думать пока не смею (частию потому, что не умею продолжать, если начало не выработано, частию от старческой немощи), но так, однако, чтоб не запереть себе выхода во вторую часть..." (письмо Гончарова к Каткову, апрель 1857 г.)
К октябрю 1857 г. Гончаров завершает весь роман. Недописанной остается лишь последняя глава.

Публикация в "Отечественных записках"

Наконец 14 января 1859 г. выходит в свет первый в этом году номер "Отечественных записок" с первой частью романа "Обломов.

На этом этапе роман "Обломов" состоит из трех частей. Третья часть оказывается слишком велика, чтобы полностью уместиться в одном выпуске журнала. Поэтому Гончаров разбивает последнюю часть на две, и "Обломов" становится романом в 4 частях, как мы и привыкли его видеть.

В 1859 г. роман "Обломов" выходит по частям в четырех номерах журнала "Отечественные записки". Последняя, четвертая часть "Обломова" выходит в свет 20 апреля 1859 г. (в №4 "Отечественных записок").


Первое отдельное издание "Обломова"

30 сентября 1859 г. выходит в свет первое отдельное издание "Обломова", то есть роман в виде отдельной книги. Готовя это издание, Гончаров вносит правки по всему тексту романа, делая незначительные сокращения и дополнения по тексту.


Второе отдельное издание "Обломова"

После успеха "Обломова" Гончаров увольняется с государственной службы и посвящает себя литературе. Он работает над новым романом "Обрыв". Судя по всему, в этот период Гончаров нуждается в деньгах. Писатель решает переиздать свои произведения, вероятно, чтобы поправить финансовое положение.

30 января 1862 г. Гончаров выпускает второе отдельное издание романа "Обломов". Готовя это издание, Гончаров снова вносит мелкие изменения в текст.

Отказ от переиздания

К концу 1870-х гг. роман "Обломов" становится невозможно купить в книжных магазинах: все предыдущие издания давно распроданы, а новые не появляются. В этот период старые экземпляры романов Гончарова перепродаются за тройную цену.

Читатели и издатели просят Гончарова переиздать его романы. Но писатель не решается, так как боится критики. Свою позицию Гончарова объясняет в "Записке к «Необыкновенной истории»":

"…новая пресса состоит не только из равнодушных, но и враждебных старым писателям лиц, частию из зависти же к ним, частию потому, что и литературные понятия и вкус много изменились, подчиняясь или утилитарному, или крайне реальному направлению. Критики нет вовсе, а если кое-где есть, то она задобрена ласковым и благодушным Тургеневым!
Я и молчу, даже не возобновляю нового издания своих романов, несмотря на просьбы издателей. Пусть лучше заглохну – чем поднимать эти толки, из которых Тургенев выйдет невредим, а пострадаю я, потому что против меня многие, почти все!.." ("Записка к «Необыкновенной истории»" И. А. Гончарова)

Встреча с императором и переиздание "Обломова"

22 и 27 октября 1882 года Гончаров по личным вопросам встречается с императором Александром III. После этих встреч Гончаров решает переиздать свои произведения. Он заключает контракт с издателем Глазуновым:
"…я удостоен был приема наедине и нескольких минут доброго, ласкового разговора. <…> хотя повеления не было, или если было, то в форме вопроса: „печатаю ли я свои сочинения?” Я, конечно, поспешил отвечать утвердительно. <…> Вследствие этого, неделю тому назад, я подписал контракт, которым уступаю мое авторское право на все сочинения Глазунову…" (письмо И. А. Гончарова - А. Ф. Кони, ноябрь 1882 г.)
В результате в 1883 г. выходит третье отдельное издание "Обломова". Как и в предыдущих случаях, для этого издания Гончаров также правит текст романа.

Собрания сочинений Гончарова

В 1883-1884 гг. Гончаров выпускает полное собрание своих сочинений, в состав которого входит и роман "Обломов".

В 1886-1887 гг. Гончаров публикует новое собрание своих сочинений. В это издание также входит роман "Обломов". По традиции Гончаров снова вносит правки в текст романа.

Таким образом Гончаров "шлифует" текст романа "Обломов" в течение почти 30 лет: от первой печатной версии до 1887 г.

В настоящее время основным источником текста "Обломова" является издание 1887 г.

Такова краткая история создания романа "Обломов" Гончарова: творческая история произведения, его первой публикации и т.д..

История создания. И.А. Гончаров — крупнейший русский ро­манист второй половины XIX века, создатель своеобразной трило­гии, которую составляют три его романа. По определению автора, это единый роман, в котором воссоздается и исследуется тип совре­менного ему русского человека на разных этапах его развития. Мо­лодость его представлена в первом из романов — «Обыкновенная история» (1847), отрочество и зрелость — в последнем («Обрыв», 1868), детство и угасание — в «Обломове» (1859), занимающем цен­тральное место в этой трилогии.

Но далеко не сразу «Обломов» занял место центрального звена романной трилогии Гончарова о судьбе человеческой личности, ду­ховно развитой, идеально настроенной в условиях современного писателю мира. Работа над произведением началась еще в 1846 го­ду, в пору близости писателя к «обличительному» направлению в литературе. В духе «натуральной школы» был написан и в 1849 го­ду опубликован под названием «Сон Обломова» фрагмент будущего произведения. Затем работа над ним прервалась, поскольку писа­тель в 1852 году отправился в кругосветное путешествие на парус­ном военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Е.В. Путятина. Итогом этого плавания, продолжавшегося два года, стала книга очерков «Фрегат «Палла­да», в которой впервые появилось характерное для автора «Обломо­ва» противопоставление цивилизованного и патриархального мира с явным предпочтением последнего. К работе над романом писа­тель вернулся лишь в 1857 году, находясь на курорте Мариенбад, где он за несколько месяцев вчерне завершил его. В 1859 году «Об­ломов» был опубликован в журнале «Отечественные записки», имел широкий читательский успех и сразу вызвал неоднозначные и во многом противоречивые суждения критики. Полярность оценок ро­мана и его центрального героя была обусловлена тем, что за 10 лет работы замысел писателя претерпел существенные изменения, что отразилось даже в названии романа.

На этой странице искали:

  • история создания обломова
  • История создания обломов
  • история создания обломова кратко
  • обломов история создания
  • история создания обломова гончаров

Роман «Обломов» был опубликован в 1858 году и произвел потрясающее впечатление на тогдашнее общество. Он, как бомба, упал на интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовался крестовый поход против сна, инерции и застоя. Общество приглашалось бодро и энергично стремиться вперед по пути прогресса, и роман всеми своими образами вторил этому призыву.

С другой стороны, вследствие того, что обобщение дошло в романе до высшей степени, никто не мог относиться к типу Обломова объективно; всякий сравнивал себя с Обломовым и находил в себе какие- нибудь обломовские черты. Известный критик Добролюбав вполне справедливо приравнял к Обломову всех героев прежнего времени, начиная с Онегина и кончая Рудиным.

Двенадцать лет спустя после выхода в свет «Обыкновенной истории» был напечатан второй роман Гончарова — «Обломов». Он явился результатом огромной и напряженной творческой работы писателя. Замысел романа, по-видимому, созрел давно и частично был осуществлен гораздо раньше («Сон Обломова» был опубликован отдельной главой в 1849 г.). но только в конце 50-х годов Гончаров смог закончить свое произведение, когда образы уходящей поместной Руси и новой, пробуждающейся, стали писателю вполне ясны. Это десятилетие с еще большей отчетливостью вскрыло жизненное банкротство обитателей поместий, показала необходимость преобразования русской жизни.

Русская общественность в лице ее лучших представителей 50-х годов увидела в романе «отходную» помещичьей крепостной жизни; грандиозность и сила художественных обобщений, глубокая правдивость романа захватили внимание читательских масс. Знаменитый критик Добролюбов посвятил разбору романа одну из своих лучших статей («Что такое обломовщина?»).

Роман широко распространился в читательских кругах. Он в короткий срок стал почти массовой книгой. Об этой всероссийской известности «Обломова» рассказывал журнал «Библиотека для чтения». «Наперекор всем препятствиям «Обломов» победоносно захватил собой все страсти, все внимание, все помыслы читателей … Все грамотные люди прочли «Обломова». Толпы людей, как будто чего-то ждавших, кинулись к «Обломову». Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту по всей России нет ни одного заштатнейшего города, где бы не читали «Обломовв», не спорили бы об «Обломове».

Обломов и обломовщина недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи». Гончаров называл впечатление, произведенное романом на читателей, огромным и единодушным. Много лет спустя он вспоминал оценку романа, данную Тургеневым: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
«Обломов» близок по теме и расстановке действующих лиц к роману «Обыкновенная история». И там и здесь толкуется о пассивности и деле, о покое и труде. Но в отличие от предыдущего произведения в «Обпомове» конфликт изображен резче и вскрыт глубже, судьба героя показана в теснейшей зависимости от условий патриархальной жизни.

Известный не только в нашей стране роман Гончарова «Обломов» уже очень давно стал одним из знаковых, и популярных произведений русской литературы девятнадцатого века, из всевозможных, написанных в то время произведений.

Нельзя не отметить, что именно этот роман состоит в трилогии с несколькими другими не менее известными книгами одного из самых великих русских писателей – «Обыкновенная история» и «Обрыв».

Что касается непосредственно самой истории написания или создания данного произведения «Обломов» Гончарова, то справедливо будет заметить, что она берет своё начало достаточно задолго до рождения собственно главного замысла всего произведения – идея, так называемой «обломовщины» как нечто, опасное и захватывающее социальное явление зародилась у автора произведения еще очень задолго до создания самого первого романа этой трилогии – «Обыкновенная история».

Главным образом так называемой «обломовщины» в первых, можно сказать самых ранних произведениях автора многие специалисты считали созданную в тысяча восемьсот тридцать восьмом году известную повесть «Лихая болесть».
В данном творении очень подробно описана неизвестная эпидемия, главным спутником которой являлась «хандра», люди, которые были подвластны этой болезни воображали будто строят некие воздушные замки и старались успокоить себя глупыми, пустыми мечтами. Некие схожие черты болезни можно было и увидеть в романе Обломов, который был выпущен после создания этого первого произведения.

Но, стоит справедливости ради заметить, что основная история данного произведения «Обломов» зародилась в тысяча восемьсот сорок девятом году, в то время, когда автор публиковался в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из основных и значимых частей произведения он назвал – «Сон Обломова» , дополнив его подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».

Весь момент создания этой главы писатель находился на своей малой родине, в Симбирске, месте где он вырос и начал творить свои первые произведения. Это место смогло сохранить некий отпечаток старины в общем быте, из которого автор с легкостью смог почерпнуть огромное множество различных примеров «обломовского сна». Весь этот сон он вначале отобразил в напечатанном небольшом отрывке произведения, а затем и полноценно в самом романе.
Стоит отметить, что помимо всего прочего в это же самое время, параллельно автор делает будущий план всего романа, в котором старается как можно более подробно описать содержание каждой части, что именно должно быть в том или ином отрывке произведения.

В тысяча восемьсот пятидесятом году удается завершить чистовой вариант самой первой части и начать активно работать над продолжением данного произведения.

По мнению критиков писатель очень мало писал в то время, но все его мысли были полностью заняты произведением, он не мог спокойно жить, пытаясь каждую минуту продумывать по предложениям весь роман, чтобы постараться сохранить главный смысл, который он хотел бы донести до будущих читателей.

Сейчас читают:

  • Сюжет и композиция поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Знаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» считается одним из любимых произведений одного из великих русских писателей Некрасова Николая Алексеевича. Для того, чтобы на свет появилось данное произведение автор не один год

  • Сочинения Семейные ценности

    Семья, для человека это дом, где его любят и ждут. Где он найдет поддержку и понимание. Это его тыл. Семья это основа семейных ценностей, если не будет первого, то не будет и второго. Существует несколько важных терминов, которые как бусины можно

  • Единственное что с нетерпением ждет каждый школьник в своей жизни, это перемену, каникулы и выпускной. Перемена достаточно короткое удовольствие. А вот каникулы в самый раз. Особенно я люблю осенние каникулы.

    Малыш часто просил своих родителей купить ему собаку, он говорил, что без нее ему одиноко, но они почему-то всегда отказывали. Вот и у меня так же получилось.

  • Сочинение по картине Рылова Зелёный шум

    Аркадий Александрович Рылов – выдающийся и знаменитый русский художник-пейзажист, родившийся в 1870 году. Он создаёт невероятные и удивительные пейзажи. Его картины с пейзажами приводили в восторг многих людей, которые обожают искусство и в том

  • Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сочинение

    Наши предки оставили нам немало памятников своей культуры. В том числе и литературные творения. А в них мы видим нравственные идеалы людей того времени. И, не только примеры нравственности оставили они нам в них, но и заветы.