Твардовский василий теркин русский солдат. Василий Теркин (1945)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Василий Тёркин. Александр Твардовский

    ✪ А.Т. Твардовский. Поэма "Василий Тёркин"

    ✪ Василий Теркин - Переправа (Стих и Я)

    ✪ 79 Александр Твардовский Василий Тёркин

    ✪ Василий Теркин краткое содержание (А. Твардовский). 11 класс

    Субтитры

    Друзья, если у вас нет возможности читать поэму Александра Твардовского «Василий Тёркин», смотрите это видео. Это сборник историй об одном солдате во время Великой Отечественной войны. Написал поэму Твардовский в 1945 году. Другое название поэмы – «Книга про бойца». Поэма состоит из 30-ти глав. Каждая глава – отдельная история из фронтовой жизни Тёркина. Во время войны Твардовский (который и сам воевал на фронте) для поддержания боевого духа солдат читал им отдельные главы из поэмы. Итак… Автор пишет, что на войне очень важно, чтобы была вода и еда. Но ещё не меньше на войне нужен юмор. Ведь без него совсем можно с ума сойти. Вот потому солдаты и ценили Ваську Тёркина, парня, который мог всем поднять настроение. Да и сам Твардовский благодарит своего героя за то, что тот помог ему стать популярным писателем. Новичок в пехотной роте Васька рассказывает парням, что эта война для него уже вторая. Объясняет им, что значит слово «сабантуй». В общем, когда на поле боя полная жопа, когда прут много немецких танков – это главный сабантуй. А когда чуть-чуть постреливают – это так… лёгкий сабантуй. Солдатам Васька сразу понравился. Васька Тёркин был самым обычным парнем. Первая история о том, как Васька с парнями пробирался с тыла немецкой стороны к своим на фронт. Парни были худыми, босыми. Было их человек 10 во главе с командиром. (Напомню, что первые два года войны советские войска в основном отступали). И конечно солдат это напрягало. Но Васька постоянно твердил, что они ещё вернутся на свои земли. Командир ему сказал, что по пути будет его родная деревня. - В чём вопрос? – ответил Васька. – Давай зайдём. В деревню отряд пришёл поздно ночью. Командир привёл парней в свой дом. Его жена всех накормила и спать уложила. А командир же хочет с женой того… А тут столько парней рядом. Вроде как уснули все. Ваське не спится, он всё понимал и вышел на улицу, чтобы не мешать командиру… Под утро командир нарубил для жены дров, дождался пока его дети проснулись, и ушли солдаты дальше, понимая, что уже сегодня немцы могут прийти в эту деревню. Дело было в ноябре. Солдаты подошли к переправе. Ночью, обломав лёд, на понтоны погрузился первый взвод. Затем второй. Затем третий. Немцы открыли огонь. Многие ребята погибли тогда. Кто-то успел перебраться, кто-то нет. Те, кто не успели, ждали рассвета, а с ним и помощи. Двое дозорных увидели, что к ним кто-то плыл. - Да ну. Не может этого быть, - сказал один. – В такой холодной воде? - Может это тело кого-то из наших? – подумал второй. Присмотрелись – плыл кто-то живой. Это был Васька Тёркин. Его сразу отвели в избушку, спиртом растёрли. - Давай внутрь, а не на кожу, - попросил Васька. Дали. Васька выпил и начал рассказывать. Сказал, что их взвод на правом берегу готов помочь с переправой. Нужно только, чтобы с этого берега огнём прикрыли. Сказал, ещё выпил и поплыл назад. Другим разом Тёркин налаживал телефонную связь. Он с катушкой проводов шёл вслед за своей ротой. В трубку просил парней из Тулы помочь им огнём по немцам. Вдруг рядом с ним упал снаряд. Васька упал на землю и ждал взрыва. А не было почему-то взрыва. Посмотрел, понял, что взрываться не будет и поссал на этот снаряд. А затем Васька увидел немецкого офицера, который приближался к нему. Немец его не видел. Тогда Васька его штыком проткнул. Немец успел ранить Ваську. И вот парень лежал, истекал кровью и видел, как по той позиции, где он сам лежал, Тула стала бить огнём. Вот же было бы обидно от своих же и погибнуть. Повезло. Подошли наши танки. Парни-танкисты увидели Ваську и помогли ему. Иначе помер бы Васька. Васька размышляет, что вот было бы здорово получить медаль. Он тогда бы приехал домой и в сельсовете похвастался бы ею. А потом пошёл бы на любую вечеринку, и все девчонки были бы его. - Вот зачем мне медаль нужна, пацаны, - сказал парням Васька. – Мне даже орден не нужен, я согласен на медаль. По прифронтовой зимней дороге шёл одинокий Тёркин. Он догонял свой стрелковый полк. Его нагнал грузовик. Выглянул шофёр: - Залазь, пехота. Подвезу. Едут, курят, общаются. Видят впереди перекрытую дорогу колонной транспорта. Холодно всем. Васька спрашивает, есть ли у кого-то гармонь. - Да есть, - отвечает танкист. - А чья она? - Убитого командира. Дали парни Ваське гармонь. Тот начал с грустной мелодии. И вдруг, как будто теплее всем стало от музыки. Сразу другие парни начали подтягиваться на звуки гармони. Про трёх друзей-танкистов Васька спел. И потом как-то стало веселее. Присмотрелись два танкиста к Ваське: - Слушай, а это мы тебя тогда нашли всего в крови и в санбат отвезли? - Может и меня, - ответил Васька. И тогда парни сказали, чтобы он забрал себе гармонь и своих друзей ею развлекал. Зимой в избе на печи лежала старуха. В трёх верстах был слышен бой. Дед-хозяин сидел у окна. Затем взял пилу и принялся её точить, чтобы не бездельничать. - Дед, да она нормальная. Нужно развести её. Тащи разводку, - сказал деду Васька Тёркин. Всё сделал, как нужно. Отдал пилу деду. Увидел на стене неработающие часы. Снял, отремонтировал. - Хочешь, бабка, я скажу, где у тебя сало спрятано? – вдруг спросил Васька. Бабка подорвалась и пожарила солдату сало с яйцами. Васька сел с дедом, выпили, поговорили о жизни, о войне. Дед ведь тоже когда-то воевал, тоже был солдатом. - Ты мне, парень, скажи: побьём мы немца? - Побьём, отец, - ответил Васька и пошёл воевать. Один солдат-бородач потерял свой кисет. (Кисет – это мешочек для табака). Расстроился мужик. Сначала семью потерял, а теперь и кисет. Тёркин видел всё это и чтобы поднять бородачу настроение, рассказал свою историю о меховой шапке. Достал её из мешка как доказательство. А на голове ещё одна есть. - Как-то привезли меня раненного в санбат. Шапка где-то спала. А как же я зимой без шапки? Никак. Говорю девчонке, которая перевязывала меня, что мне плохо без шапки. Так она мне свою дала. Я её храню, как память. Солдаты размышляли, что на войне холостому лучше. Так он не думает о жене и детях. Васька отдал бородачу свой кисет. - То, что ты семью потерял – это ведь не твоя вина, - сказал Васька. – И потерю кисета тоже можно пережить. Хотя, согласен, обидно. А вот потери Родины никак нельзя допустить. Пошёл однажды Васька в разведку, и довелось ему врукопашную биться с немцем. Сильным, ловким и сытым. Васька понимал, что преимущество на стороне немца. Колотили друг друга будь здоров! Приблизились они. А у немца изо рта чесноком воняет. - Ах ты ж сука фашистская! И ударил его Васька незаряженной гранатой. Немец упал, но был жив. Васька понимал, что немца лучше не убивать, а к своим привести – чтобы допросить его. Автор пишет, что на войне солдат должен делать то, что ему приказывают. Он даже влюбиться не может без разрешения, даже портянки поменять. Наши парни сидели по окопам. И тут слышат: летит немецкий самолёт. Парни приникли к земле. Кроме одного. Достал солдат винтовку, прицелился в самолёт и попал! Самолёт пошёл к земле. Сразу позвонил генерал из штаба с вопросом: «Кто стрелял?». Вот так Васька Тёркин получил орден. Это он стрелял. Как-то довелось Тёркину несколько дней лежать в госпитале. И увидел он там самого обычного мальчишку. А уже героя. Спросил Васька, откуда парень. Подумал, может быть, земляк. - Я из-под Тамбова, - сказал парень. А Васька был из Смоленска. И так ему обидно стало, что в его родном Смоленске нет героя. И тогда Васька твёрдо решил получить орден. И получил! «Но все эти награды – ерунда, - размышлял Васька. – Главное, чтобы Родина была». Война шла уже второй год. Тёркин у реки стирал своё бельё, разлёгся на траве. Хорошо ему! Позвали к генералу. Генерал наградил Тёркина орденом, похвалил за сбитый самолёт и разрешил на неделю съездить в отпуск домой. - Да мне недели мало, товарищ генерал. Немцы там, где моя деревня. Но я местность хорошо знаю. - Понятно. Значит ты мне нужен. А в отпуск другим разом пойдёшь. Деревня Борки стояла за болотом. И вот в этом болоте летом шёл бой. Парням худо было, но Тёркин шутил, подбадривал ребят. Там много полегло наших парней за никому неизвестные Борки. Но главное, что эти Борки были частью Родины. Любого солдата на войну провожала хотя бы одна женщина – мать, сестра, жена, любимая девушка или дочка. Письма от них всегда грели душу солдату и напоминали, ради кого им стоит воевать. А жёны во время войны стали такими хорошими. Хотя до этого могли быть чёртовыми ведьмами. От таких солдаты на войне спасались. Уж лучше пусть пули над головой свистят, чем такая жена под боком. Война ведь рано или поздно закончится, и тогда солдат вернётся к своим женщинам. А вот у Васьки Тёркина не было такой женщины, которая бы его любила. И автор обращается к девчонкам, чтобы они полюбили такого хорошего парня, как Васька. На войне каждый солдат мечтает хорошо выспаться. И когда он в отпуске оказывается дома, то попадает словно в рай. Там можно спать на чистой тёплой постели, в одном белье, там можно есть 4 раза в сутки. И со стола, а не с колена. И без винтовки, лежащей всегда рядом. И ложку в сапог можно не прятать. И вот в подобном раю оказался наш Васька Тёркин. Только как-то не спится Ваське в такой постели. Надел свою боевую шапку и сразу уснул. А на следующий день Васька решил вернуться к своим боевым товарищам. Сел на проходящий грузовик, приехал в роту. - Ну, парни, как вы тут без меня? Зима. Очередной бой возле села. Лейтенант повёл за собой в атаку парней. Но очень скоро его подстрелили. И тогда Васька Тёркин повёл ребят за собой. Село взяли. А Ваську тяжело ранили. Лежал он на снегу, и пришла к нему смерть. - Ну что, дружок, отвоевался? Пойдём со мной, - сказала она ему. - Хера тебе! Я ещё живой, - ответил ей Васька. Смерть начала его уговаривать сдаться и покориться ей. Но Тёркин отказывался умирать и продолжал держаться. - Да тебя уже не найдут. Сдавайся. И тебе сразу станет тепло. Чесслово. - Не-а. Маловато я пожил. Я ещё хочу. Мне ещё немца нужно победить. Но надежда уходила, и тогда Васька попросил смерть, чтобы она в День победы над немцами разрешила ему побыть среди живых. - На таком условии забирай меня. - Не. Не пойдёт, - ответила смерть. - Тогда вали на хер! И тут Васька увидел, как ребята из похоронной команды шли. Васька крикнул им, пацаны удивились, что он ещё жив и понесли его в санбат. Смерть какое-то время шла рядышком, а потом поняла, что ей ловить здесь нечего и ушла других жертв искать. Из госпиталя Васька пишет письмо парням из своей роты. Пишет, что соскучился и хочет поскорее снова к ним присоединиться. Когда Тёркин вернулся к своим, то кое-что изменилось: появились новые люди. И среди них был Тёркин. Но не Васька, а Иван, рыжий. И тоже шутник, и тоже герой, и тоже с орденом, и тоже на гармони умел играть. Тогда старшина сказал, что у каждой роты будет свой Тёркин. Помните деревню, где в хате деда и старухи Васька чинил пилу и часы? Те часы немец снял со стены и с собой забрал. Наши парни из разведки подошли к этой хате. Дед с топором был готов защищать свой дом, но услышал русскую речь и обрадовался парням. А потом в одном из них узнал Ваську Тёркина. Уже офицера! Васька пообещал из Берлина привезти деду с бабой двое новых часов. Наступило время, когда советские войска начали отвоевать ранее отданные земли. Васька с парнями подбирался к родной Смоленщине. И в сердце у него от этого щемило. Впереди был Днепр. Парни переправились через реку. И родная Васькина деревня осталась позади. Васька рассказывает историю об одном весёлом солдате, с которым вместе служил. Он раньше был весёлым, пока не узнал, что нет у него больше семьи – ни жены, ни маленького сына. Когда наши отряды проходили возле Смоленска, отпросился тот парень у командира в короткий отпуск домой сбегать. А не узнал солдат своей деревни – стёрта с лица земли. Вернулся он в отряд уже бездомным. Плакал всё время. Но не он один был в таком положении – у многих солдат была такая же ситуация. И они вставали и шли дальше на Берлин. По дороге встретили какую-то старуху, которая из-за границы шла домой. Васька сказал, что негоже солдатской матери идти в такую даль. И дал ей лошадь, корову, овцу. - А если по дороге спросят, откуда у меня скотина? – спросила старуха. - Скажи, что Васька Тёркин снабдил. Тебя везде пропустят. И вот советские войска уже в Германии. Наши парни мылись в бане. Один солдат хорошо попарился и пошёл одеваться. На гимнастёрке у него были ордена и медали. - В военторге купил? – троллят его парни. - Это ещё не все, - ответил он им. Вот такие, друзья, военные истории об обычном советском солдате Василии Тёркине.

О произведении

Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина оказалось случайным .

Красноармеец Тёркин уже тогда начал пользоваться определённой известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и её необходимо развить в рамках произведения крупной формы .

22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного , а затем 3-го Белорусского фронта . В 1941-1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

Весной 1942 года Твардовский возвращается в Москву. Собрав разрозненные записи и наброски, он снова садится за работу над поэмой. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез» - пишет он в своём дневнике . 4 сентября 1942 года началась публикация первых глав поэмы (вступительная «От автора» и «На привале») в газете Западного фронта «Красноармейская правда» .

Поэма получает известность, её перепечатывают центральные издания «Правда », «Известия », «Знамя ». Отрывки из поэмы читают по радио Орлов и Левитан . Тогда же начали появляться известные иллюстрации, созданные художником Орестом Верейским . Твардовский сам читает своё произведение, встречается с солдатами, посещает с творческими вечерами госпитали и трудовые коллективы .

Произведение имело большой успех у читателей. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения. В 1942-1943 году поэт пережил тяжёлый творческий кризис. В армии и в гражданской читательской аудитории «Книгу про бойца» принимали на ура, но партийное руководство раскритиковало её за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии. Секретарь союза писателей СССР Александр Фадеев признавался: «поэма отвечает его сердцу» , но «…надо следовать не влечениям сердца, а партийным установкам» . Тем не менее, Твардовский продолжает работу, крайне неохотно соглашаясь на цензурную правку и купюры текста. В итоге поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава («В бане») была закончена в марте 1945 года. Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии .

Заканчивая работу над поэмой, Твардовский ещё в 1944 году одновременно начинает следующую поэму, «Тёркин на том свете». Первоначально он планировал написать её как последнюю главу поэмы, но замысел вырос в самостоятельное произведение, в которое также вошли некоторые не прошедшие цензуру отрывки из «Василия Тёркина». «Тёркин на том свете» был подготовлен к печати в середине 1950-х и стал ещё одним программным произведением Твардовского - ярким антисталинским памфлетом . 23 июля секретариат ЦК под председательством Н. С. Хрущёва принял постановление, осуждающее Твардовского за подготовленную к публикации поэму «Тёркин на том свете». Во время кампании по «разоблачению Сталина», 17 августа 1963 года поэма была впервые опубликована в газете «Известия ». В военное же время поэму (точнее, её отрывки) заучивали наизусть, передавали друг другу вырезки из газет, считая её главного героя образцом для подражания.

Критика и художественные особенности

Как такового сюжета в поэме нет («На войне сюжета нету» ), но он построен вокруг связующей идеи военной дороги, по которой Тёркин вместе со всей советской армией идёт к цели. Недаром центральной главой большинство критиков считает главу «Переправа». В начале поэмы хорошо заметна преемственность с предыдущим произведением Твардовского - утопической поэмой «Страна Муравия», которая также начинается с рассказа о дороге, по которой предстоит пройти герою. Роль авторских отступлений в повествовании также очень важна. Своеобразный диалог автора с главным героем занимает значительное место в тексте поэмы .

Тёркин в поэме выступает как собирательный образ, воплощающий лучшие черты, присущие советскому солдату . Окружающие Тёркина герои безымянные и абстрактные: сослуживцы бойца, генерал, старик и старуха, Смерть - словно позаимствованные из народной сказки (фактически это полное переосмысление поэмы «Аника-воин » с противоположным исходом: даже служащие Смерти ангелы - принявшие будничный вид похоронной команды - на стороне Воина [ ]). Язык поэмы, несмотря на внешнюю простоту, - образец узнаваемого стиля поэта. Он питается от народной, устной речи. Интонационно богатый текст произведения пересыпан фразами, звучащими, как поговорки и строки частушек («Хорошо, когда кто врёт весело и складно», «Молодец, а будет много - сразу две. - Так два ж конца…»). Автор передаёт точным и взвешенным слогом речь Тёркина, лирически возвышенное описание природы и суровую правду войны .

Выбор в качестве размера поэмы четырёхстопного хорея не случаен. Именно такой размер характерен для русской частушки и хорошо соответствует повествовательному ритму поэмы. Критики также считают, что в поэме «Василий Тёркин» отчётливо ощущается влияние русских народных сказок, в частности, «Конька-Горбунка » Ершова .

Отличительной особенностью произведения, напоминающего сказание о народном герое, стало отсутствие идеологического начала. В поэме нет обычных для произведений тех лет славословий Сталину. Сам автор отмечал, что ритуальное упоминание о руководящей и направляющей роли партии «разрушало бы и замысел, и образный строй поэмы о народной войне». Данное обстоятельство впоследствии создало большие проблемы для публикации и задержало издание окончательного варианта поэмы .

Секрет творчества Твардовского не только в лёгкости ритма и виртуозном использовании разговорного языка, но и в безошибочном чутье писателя, позволившем удержаться на правильной стороне в пропагандистской войне, не поддаваясь соблазну лжи. В книге сказано столько правды, сколько позволяли обстоятельства.

Оригинальный текст (англ.)

The secret of Tvardovsky’s, beside his easy rhythms is his virtuosic command of colloquial Russian and his unerring tact in staying on the “right” side of the propaganda line of the moment without telling outright lie, while also propounding as much of the truth as was at all possible under the current circumstances.

Культурное значение

Поэма «Василий Тёркин» - одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного русского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику .

Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки . Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь.

О произведении Твардовского высоко отзывался

Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении – свободное повествование – хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца…”), которое охватывает всю историю войны – от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”, “Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”. В основе поэмы – образ главного героя – рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это “богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент. Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной…”. А герой, совершающий этот подвиг, – обыкновенный, простой солдат:
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски…
То серьезный, то потешный,
…Он идет – святой и грешный…
В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера – смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет…
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы – ради жизни на земле”. И последнее, что можно сказать: вся поэзия Твардовского – это служение высокому долгу, включающего в себя вечное служение военной теме. III. Как неоднократно отмечено критиками, Твардовский первый из поэтов затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества… Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу”, как выразился поэт еще в 1946 году (“Я убит подо Ржевом”). “А иначе даже мертвому – как?”

Сочинение по литературе на тему: “Василий Теркин” поэма о солдате

Другие сочинения:

  1. Поэма “Василий Теркин” написана Твардовским на основе личного опыта автора – участника Великой Отечественной войны. В жанровом отношении это свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца…”), которое охватывает всю историю войны – от трагического отступления до Победы. Главы Read More ......
  2. Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски… То серьезный, то потешный, …Он идет – святой и грешный… Поэма “Василий Теркин” написана Твардовским на основе личного опыта автора – участника Великой Отечественной войны. В жанровом отношении это свободное повествование-хроника Read More ......
  3. Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме “Страна Муравия”. Во время Великой Отечественной войны, когда решалась судьба народа, А. Т, Твардовский пишет поэму Read More ......
  4. Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” – народная, вернее солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни. Она представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. Да и по словам самого писателя, “эта книга про бойца, Read More ......
  5. Я жил, я был, за все на свете Я отвечаю головой. А. Твардовский Талантливый поэт, прозаик, критик, публицист – Александр Трифонович Твардовский, придя в литературу в середине тридцатых годов, заявил о себе как о самобытном и талантливом человеке, хорошо знающем Read More ......
  6. Великого русского поэта А. Т. Твар­довского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. Еще в начале 30-х годов он со­здал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме “Стра­на Муравия”. Во время Великой Отечественной войны А. Т. Твардовский пишет Read More ......
  7. На войне сюжета нету………………….. Впрочем, правде не во вред. Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим. Read More ......
  8. В поэзии Александра Трифоновича Твардовского нашли наилучшее отражение важнейшие, решающие события в жизни страны. В его произведениях мы видим глубокую реалистичность изображения событий, правдивость созданных поэтом характеров, меткость народного слова. Среди многих его произведений особенно выделяется поэма военных лет “Василий Read More ......
“Василий Теркин” поэма о солдате

Образ русского солдата. Василий Иванович Теркин - главный герой поэ­мы А. Т. Твардовского, рядовой пехотинец (затем офи­цер) из смоленских крестьян:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный…

Теркин воплощает лучшие черты русского солда­та и народа в целом. В качестве имени для персонажа Твардовский использовал имя главного героя романа П. Боборыкина «Василий Теркин» (1892).

Герой по имени Василий Теркин фигурирует в сти­хотворных фельетонах Твардовского периода совет­ско-финской войны (1939-1940). Об этом свидетель­ствуют и слова героя:

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Духу времени, его насущным потребностям отве­чает характер героя книги. Это солдат, который счи­тает войну той работой, которую ему необходимо вы­полнить. Он живет этой войной, он не принимает никаких забот мирного времени. Даже отдохнуть так, как отдыхается вне войны, Теркин не смог: дан­ный ему недельный отдых в тылу, с четырехразовым питанием и белыми простынями на кровати, солдат не выдержал.

Не имеет права он отдыхать, когда вокруг гибнут люди. Свои люди. Когда коверкают землю. Его зем­лю. Отдохнуть можно будет потом, когда прогонят фа­шистов. А сейчас война - это его жизнь, а фронт - это его дом.

Так ли, сяк ли, Теркин дома,

То есть - снова на войне…

Интересно восприятие Твардовским той войны, на которой он сам воевал, на которой жил его литера­турный герой, его понимание военной службы:

Есть закон - служить до срока,

Служба - труд, солдат - не гость.

Есть отбой - уснул глубоко,

Есть подъем - вскочил как гвоздь.

Есть война - солдат воюет,

Лют противник - сам лютует.

Есть сигнал: вперед!.. - Вперед.

Есть приказ: умри!.. - Умрет.

Это понимает и Василий Теркин. Он воспринимает нашествие немцев не как личную трагедию, а как трагедию всего русского народа. Поэтому во всей по­эме нет сюжета, касающегося исключительно только личных переживаний героя. Все его мысли - это мысли каждого в той войне, его стремления - стрем­ления всего русского народа.

Теркин - исключительно емкий образ. С одной стороны, это человек труда со всеми присущими ему качествами: с верностью приметливого глаза, сно­ровкой опытных рук, не любящих безделья, с житей­ским оптимизмом. Это хорошо видно в главе «Два солдата», когда легко, словно шутя, Теркин чинит пи­лу, а затем часы.

Посмотреть - и то отрадно:

Завалящая пила

Так-то ладно, так-то складно

У него в руках пошла.

Обернулась - и готово.

С другой стороны, Теркин - исключительно рус­ский человек. Он наделен добродушием, терпением, скромностью, способностью «принимать все как есть» и с юмором переносить любые невзгоды, спокойным мужеством.

Вглядываясь в образ Теркина, замечаешь, что в нем соединились те национальные и общечеловече­ские черты, которые нужны были народу-солдату для войны и победы.

В литературе военных лет Теркин занимает особое место: это не просто один из литературных персона­жей своей эпохи, а ее главный герой, наиболее глубо­кий, полный и художественно совершенный образ народа, воюющего «ради жизни на земле».

С. С. Смирнов по этому поводу писал: «По моему глубокому убеждению, произведение, наиболее полно отразившее самый дух и характер Великой Отече­ственной войны, - это поэма А. Твардовского “Васи­лий Теркин”. И в этом плане - плане постижения ха­рактера народа на войне - к поэме не приближается ни одно произведение прозы».

Не отрываясь от земли, оставаясь понятным и близ­ким читателю в каждом своем душевном движении, Теркин одновременно как бы приподнят над всем тем, что имеет значение лишь для отдельного челове­ческого существования. Это проявляется между про­чим в том, что его фронтовая биография составлена лишь из таких положений, в которых за четыре воен­ных года не раз побывал почти каждый фронтовик. Это не личная, а, так сказать, общесолдатская судьба, не развернутая в виде какого-либо связного индиви­дуального сюжета, но как бы наложенная вереницей отдельных картин и эпизодов на общий гигантский сюжет войны.

Теркин и все остальные солдаты, включенные в произведение А. Твардовского, являются обычными людьми, и показаны они чаще всего в самых что ни на есть будничных, отнюдь не героических обстоя­тельствах: на ночлеге («Дремлет, скорчившись, пехо­та, сунув руки в рукава»), в многодневном и малоус­пешном бою за крошечную деревушку («Посыпает дождик редкий, кашель злой терзает грудь. Ни клоч­ка родной газетки - козью ножку завернуть»), в раз­говорах на темы совсем не «высокие» - например, о преимуществах сапога перед валенком. И заканчи­вают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праздничном параде, а именно там, где у нас издавна заканчивалась всякая страда, - в бане.

После хорошей, трудной работы, наработавшись «всласть», где бы отдохнуть, как не здесь? А работал

Теркин на совесть, «не для славы, ради жизни на земле».

Теркин ворот нараспашку,

Теркин сел, глотает снег,

Смотрит грустно, дышит тяжко, -

Поработал человек.

Символом народа-победителя стал в поэме Твардо­вского обыкновенный человек, рядовой солдат. Его жизнь и ратный труд, его переживания и думы сде­лал поэт понятными и близкими для нас, его скром­ный подвиг прославил, пробудил к нему живое чув­ство уважения, благодарности и любви.

ДВА СОЛДАТА В поле вьюга-завируха, В трех верстах гудит война. На печи в избе старуха, Дед-хозяин у окна. Рвутся мины. Звук знакомый Отзывается в спине. Это значит - Теркин дома, Теркин снова на войне. А старик как будто ухом По привычке не ведет. - Перелет! Лежи, старуха. - Или скажет: - Недолет... На печи, забившись в угол, Та следит исподтишка С уважительным испугом За повадкой старика, С кем жила - не уважала, С кем бранилась на печи, От кого вдали держала По хозяйству все ключи. А старик, одевшись в шубу И в очках подсев к столу, Как от клюквы, кривит губы - Точит старую пилу. - Вот не режет, точишь, точишь, Не берет, ну что ты хочешь!.. - Теркин встал: - А может, дед, У нее развода нет? Сам пилу берет: - А ну-ка...- И в руках его пила, Точно поднятая щука, Острой спинкой повела. Повела, повисла кротко. Теркин щурится: - Ну, вот. Поищи-ка, дед, разводку, Мы ей сделаем развод. Посмотреть - и то отрадно: Завалящая пила Так-то ладно, так-то складно У него в руках прошла. Обернулась - и готово. - На-ко, дед, бери, смотри. Будет резать лучше новой, Зря инстрУмент не кори. И хозяин виновато У бойца берет пилу. - Вот что значит мы, солдаты, - Ставит бережно в углу. А старуха: - Слаб глазами. Стар годами мой солдат. Поглядел бы, что с часами, С той войны еще стоят..., Снял часы, глядит: машина, Точно мельница, в пыли. Паутинами пружины Пауки обволокли. Их повесил в хате новой Дед-солдат давным-давно: На стене простой сосновой Так и светится пятно. Осмотрев часы детально, - Все ж часы, а не пила, - Мастер тихо и печально Посвистел: - Плохи дела... Но куда-то шильцем сунул, Что-то высмотрел в пыли, Внутрь куда-то дунул, плюнул, - Что ты думаешь, - пошли! Крутит стрелку, ставит пятый, Час - другой, вперед - назад. - Вот что значит мы, солдаты. Прослезился дед-солдат. Дед растроган, а старуха, Отслонив ладонью ухо, С печки слушает: - Идут! - Ну и парень, ну и шут... Удивляется. А парень Услужить еще не прочь. - Может, сало надо жарить? Так опять могу помочь. Тут старуха застонала: - Сало, сало! Где там сало... Теркин: - Бабка, сало здесь. Не был немец - значит, есть! И добавил, выжидая, Глядя под ноги себе: - Хочешь, бабка, угадаю, Где лежит оно в избе? Бабка охнула тревожно, Завозилась на печи. - Бог с тобою, разве можно... Помолчи уж, помолчи. А хозяин плутовато Гостя под локоть тишком: - Вот что значит мы, солдаты, А ведь сало под замком. Ключ старуха долго шарит, Лезет с печки, сало жарит И, страдая до конца, Разбивает два яйца. Эх, яичница! Закуски Нет полезней и прочней. Полагается по-русски Выпить чарку перед ней. - Ну, хозяин, понемножку, По одной, как на войне. Это доктор на дорожку Для здоровья выдал мне. Отвинтил у фляги крышку: - Пей, отец, не будет лишку. Поперхнулся дед-солдат. Подтянулся: - Виноват!.. Крошку хлебушка понюхал. Пожевал - и сразу сыт. А боец, тряхнув над ухом Тою флягой, говорит: - Рассуждая так ли, сяк ли, Все равно такою каплей Не согреть бойца в бою. Будьте живы! - Пейте. - Пью... И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо. Разговор ведут солдатский, Дружно спорят, горячо. Дед кипит: - Позволь, товарищ. Что ты валенки мне хвалишь? Разреши-ка доложить. Хороши? А где сушить? Не просушишь их в землянке, Нет, ты дай-ка мне сапог, Да суконные портянки Дай ты мне - тогда я бог! Снова где-то на задворках Мерзлый грунт боднул снаряд. Как ни в чем - Василий Теркин, Как ни в чем - старик солдат. - Эти штуки в жизни нашей, - Дед расхвастался, - пустяк! Нам осколки даже в каше Попадались. Точно так. Попадет, откинешь ложкой, А в тебя - так и мертвец. - Но не знали вы бомбежки, Я скажу тебе, отец. - Это верно, тут наука, Тут напротив не попрешь. А скажи, простая штука Есть у вас? - Какая? - Вошь. И, макая в сало коркой, Продолжая ровно есть, Улыбнулся вроде Теркин И сказал - Частично есть... - Значит, есть? Тогда ты - воин, Рассуждать со мной достоин. Ты - солдат, хотя и млад, А солдат солдату - брат. И скажи мне откровенно, Да не в шутку, а всерьез. С точки зрения военной Отвечай на мой вопрос. Отвечай: побьем мы немца Или, может, не побьем? - Погоди, отец, наемся, Закушу, скажу потом. Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь, Так-то ладно, так-то складно, Поглядишь - захочешь есть. Всю зачистил сковородку, Встал, как будто вдруг подрос, И платочек к подбородку, Ровно сложенный, поднес. Отряхнул опрятно руки И, как долг велит в дому, Поклонился и старухе И солдату самому. Молча в путь запоясался, Осмотрелся - все ли тут? Честь по чести распрощался, На часы взглянул: идут! Все припомнил, все проверил, Подогнал и под конец Он вздохнул у самой двери И сказал: - Побьем, отец... В поле вьюга-завируха, В трех верстах гремит война. На печи в избе - старуха. Дед-хозяин у окна. В глубине родной России, Против ветра, грудь вперед, По снегам идет Василий Теркин. Немца бить идет.