У-Син: теория пяти элементов в нашей жизни. Пять первоэлементов и продукты пчеловодства

Доброго времени суток, Бойцы! Пять первоэлементов, пять стихий, пять состояний материи — эти понятия знакомы практически каждому человеку. Концепция «пяти первоэлементов» пришла к нам из глубокой древности, но откуда и какой страны, неизвестно.

Скорее всего, «Первоэлементы» есть некое общемировое знание, не имеющего локального происхождения. Точно также, как алфавит, астрономия, математика, физика… Только имеющей несколько иной подход к постижению устройства окружающего мира.


Первоэлементы, если под таковыми понимать фундаментальные процессы, активно участвуют во всех явлениях природы, проявляя свою деятельность в циклах созидания и разрушения.

Вот, к примеру, одно из таких философских построений:

— если в материй преобладает первоэлемент земли, то она приобретает свойства твердого вещества;

— если в материи преобладает первоэлемент воды, то она принимает жидкое состояние;

— если в материи преобладает первоэлемент огня, то она принимает плазматическое состояние.

— если в материи преобладает первоэлемент воздуха, то она принимает газообразное состояние;

Во всех этих случаях пятый первоэлемент создает объем для существования материи.

О первоэлементах вообще. Небольшая историческая справка.

Абсолютно во всех странах — древнем Египте, Греции, Индии, Китае, Шумерах, на Руси - везде была идея о существовании «Пяти»: «пяти первоэлементов», «пяти начал», «пяти процессах», «пяти взаимодействиях», «Пяти движущих принципах», благодаря которым и возможно существование мира.

И, что интересное, названия их везде совпадают, разнится только один, носящий название то в виде «Эфира», как в Греции, то «Дерева», как в Китае, то «Пространством», как в Шумерах.

Но некоторыми качествами они всё-таки различаются… Взять, например, Древнюю Грецию. Основателем этого учения считается философ и целитель Эмпедокл, который, разрабатывая учение, дополнительно наделил каждый элемент и двумя противоположными свойствами. Именно эти две противоположности, по его представлению, и являются движущей силой материи.

По представлениям же жрецов древнего Египта, первоэлементы, выделившиеся из начального Хаоса, представлены в женском обличье. Являясь хранителями знаний ещё более древних, чем сам Египет, жрецы сумели перенести эти первоэлементы на человеческий организм, в результате чего появилось новое учение «о соках жизни», которые являются носителями этих первоначал. И именно от гармоничного баланса зависит здоровье и долголетие человека.

Но, без сомнений, больше всего об этом знали в Шумере. Как известно, они поклонялись сторонам света и «пяти стихиям». По некоторым легендам, апофеозом этих знаний должна была стать Башня, предание о которой известно каждому. Эта Башня должна была объединить четыре элемента с порождением пятого. Если это так, то такая затея несомненно привела бы к получению сверхмогущества. И неизвестно, ошибка в расчётах привело к таким последствиям, или же действительно, вмешательство Богов (?), но в дальнейшей человеческой истории до уровня таких знаний не поднималась больше ни одна цивилизация.

В Китае это учение очень сильно развилось в таком учении, как даосизм, цель которого заключалась в достижении неограниченного продления человеческой жизни путём постоянного совершенствования тела комбинированным способом «сила воли-энергетика-физический тренинг-медицинские знания-отношение к жизни». Добились ли они этой глобальной цели, неизвестно, но то, что были разработаны многие уникальные методики с положительным эффектом — это несомненно, как и то, что некоторые из них дошли до нашего времени.

И ничего мистического тут нет. Всем известно, что тот же активный образ жизни продлевает активный период человека, не позволяя раньше превратиться в развалину. Что определённого рода дыхательные практики способны изменить метаболизм тела. Что замыкая в определённой последовательности энергетические каналы, можно управлять энергетикой. Что, зная солнечно-лунные циклы, можно целенаправленно воздействовать на развитие личности. И многое другое.

Главное тут это правильное взаимодействие всего со всем, для чего, например, была разработана .

Пять первоэлементов Шоу-дао в системе подготовки воина.

В учении Шоу-Дао, пришедшей в нашу страну из Кореи и родоначальники которой, кстати, являются европейцы, пусть даже в наше время потомки этих европейцев страшно матеряться на этот счёт, также существует подобная система, что неудивительно: ведь Шоу-Дао является даосским учением и дошедшее до наших дней учение о «пяти драгоценностях» можно с успехом применять и сейчас для повышения своего общего уровня развития.

В учении Шоу-Дао есть много графических представлений этих «природных начал», но здесь я расскажу о той, где «дерево» расположено в центре, а остальные элементы по сторонам света.

Если взглянуть на такую схему непосвящённому человеку, то она ему ни о чём не скажет, но это построение, несмотря на свой кажущийся примитивизм, самая «продвинутое», так как при упорстве позволяет достичь вершин развития возможностей человека.

Первоэлемент «Вода».

«Вода» ассоциируется с гибкостью, а также пластичностью и подвижностью в суставах. Также, это воспитанное умение двигаться легко, непринуждённо и без зажимов. В принципе, всё это уже известно населению, кроме ещё одного «свойства-умения», которое есть «Аутодвижения».

Что это такое? С аутодвижениями сталкивался каждый человек, когда например, в полусне, представлял какое-нибудь движение и неожиданно оно совершалось, причём как-бы само, помимо сознания.

Но это в полусне. Чтобы очень качественно запомнить ощущения, характерные для этого рода движения, эти ощущения необходимо научиться вспоминать. Способов существует масса:

Первый способ: каждый знает, что если слегка ударить под коленную чашечку, как это делают врачи, то нога непроизвольно дёрнется. Второй способ: если встать боком к чему-нибудь вплотную, например, к стене, и через силу начать поднимать руку через сторону (стена должна мешать), то через некоторое время, спустя минуту-две такого непрерывного давления на стену, отойдя или повернувшись, чтобы стена уже не мешала, рука как-бы сама собой поднимется на некоторый уровень. Третий способ: это использование , мгновенно погружающий сознание в нужное состояние.

Существует больше сотни упражнений, помогающих понять, что же это такое - аутодвижения. Ключевыми же факторами здесь выступают умение расслабляться и умение визуализировать движение и умение вспоминать исходящие от работающих мышц ощущения. Соединив всё это вместе, получаем тело, которое движется исключительно силой мысли, подчиняясь представляемому движению. И весь бой рукопашника может быть построен исключительно на такого рода движениях.

Методики по достижению этого умения сейчас являются практически утерянными. Тот же Вон Кью Кит, американский автор китайского происхождения, написавший ряд книг по боевым искусствам и хорошо известный в России, как-то упоминал об этом умении мастеров прошлого, но сам признавал, что не смог его освоить, поскольку «не знает всех нюансов». В Шоу-дао же, эта методика разработана до мельчайших подробностей, а освоивший её получает ключи не только к ведению боя на более высоком уровне, но и мощный инструмент для оздоровления.

«Аутодвижения» считались последователями Шоу-Дао высшим проявлением первоэлемента «воды», но чтобы их освоить и ими управлять требовались буквально десятилетия, хотя первые результаты появлялись уже после первых тренировок.
Практическое же применение этого воспитанного навыка, недооценивать нельзя. Это и умение проводить атаки «напрямую», не за действуя мозг: действует исключительно связка «зрение-тело». Это и проходящие в этом состоянии, практически мгновенно, различные болезни, омоложение организма. Это и другие интересные эффекты.

Что же касаемо тренировок, посвящённых первоэлементу «Вода», то на первых порах очень много времени уделялось наработке движений, их координации, пластичности и логической завершённости. И всё это дело под непрерывным контролем мозга, который во время тренинга обязан все движения осознавать и контролировать.

С приобретаемым опытом, когда управление движением берёт на себя уже подсознание, весь технический арсенал бойца начинает выполнятся к месту, вовремя и быстро, причём боец не знает и даже не предчувствует, какое движение выберет подсознание. И, что самое интересное, такие выбранные подсознанием движения, всегда являются самыми оптимальными.

Первоэлемент «Земля» (Металл).

Первоэлемент «Земля», он же «Камень» был представлен самыми различными комплексами форм и медитаций, которые выполнялись в движении. Характерная их особенность — это тренинг со значительным мышечным напряжением.
Эти упражнения не в манере каратистких ката или иных таолу, которые делают с мышечным напряжением по всей траектории, хотя такие элементы тоже могут присутствовать. Основная цель работы по первоэлементу «Земля», научится выходить на уровень сверхусилия. Что такое «сверхусилие», знают все: об неоднократно писалось в книгах и говорилось в телепередачах, посвящённых непознанному. Это умение поднять одной рукой автомобиль, или перепрыгнуть широкий ров, или затащить на «высоту» вдвоём пушку-«сорокопятку». Эти факты известны всем, а «ключ» проявлению этого феномена заключён в стрессовой ситуации.

Разработанный метод состоял из трёх частей: сначала, шла подготовка тела человека к будущим экстремальным нагрузкам, для чего мышцы тела заставляли работать в самых разнообразных режимах, скоростях и нагрузках. Большое внимание уделялось их работе в максимально растянутом и максимально сокращённом состояниях: параллельно ставился и контроль над мышечными судорогами.

Секрет второй части метода, заключался в медитативных упражнениях. Суть их заключалась в том, чтобы не реализовывать мышечное усилие «до конца», представляя, тем не менее, что если бы упражнение было исполнено полностью, то эффект был бы потрясающим. Например, если на дереве отрабатывался борцовский бросок через себя с прогибом, то он не реализовывался «по силе» полностью. Но, тем не менее, шло представление и чувствование, что проводя этот бросок, дерево из земли начинает выдёргиваться, а ствол изгибаться. Отсюда, в подсознание закладывается абсолютная уверенность, что проведя приём до логического конца, дерево с лёгкостью было бы выдернуто и переброшено через себя.

Таких упражнений можно придумать массу. Можно попробовать раздвигать стены в узком коридорчике. Каждый, кто хоть немного попрактикуется подобным способом, начнёт чувствовать, как от прикладываемого усилия стены начинают буквально «ходить ходуном».

Подобного рода медитативный тренинг, проводимый постоянно, позволял усыпить «сторожевые» центры мозга и убедить самого себя, в том, что ВОЗМОЖНО ВСЁ!

Третья часть частично принадлежит «огню», но применяется к «земле». Это сильная эмоция с одновременным чётким представлением действия и его цели, причём, не на уровне слов, а на уровне ощущений, без всяких там пораженчески мыслей типа «не смогу» или «у меня не получится».

Первоэлемент «Огонь».

С этим первоэлементом ассоциируются различные эмоциональные состояния. Соответственно, тренировки бойца, посвящённые «Огню» есть постановка навыка «качать эмоциональный маятник»: уметь вызвать нужную эмоцию, комбинировать их между собой, быстро переключаться с одной на другую…

Тренировочные же бои, посвящённые этому первоэлементу, выполняются сначала с тенью, умышленно разбиваемые на более короткие части с той целью, что короткий эпизод боя гораздо легче провести с максимальной эмоциональной отдачей, чем более длинный поединок.

Первоэлемент «Воздух».

Сокрытый от непосвящённых, тайный смысл первоэлемента «воздуха», тоже состоял из нескольких частей, которые только при слиянии друг с другом, давали необходимый эффект.

Первая часть касалась непосредственно отработке самого дыхания и различных способов, чтобы обеспечить организм воздухом во время выполнения каких-то движений и помочь в концентрации усилий.

Вторая часть была медитативного плана и известна по различным источникам: это когда суть воздуха направляется в ту или иную часть тела с целью дополнить собой физическое усилие.

Третья часть первоэлемента «Воздух» есть специфическое ощущение воздуха, которое необходимо было развить. При работе с оружием, это чувство лезвия. При работе без него, это чувство тела и окружающего пространства.
Четвёртая составляющая «воздуха» — это ощущение некоего шлейфа энергии, который при работе без оружия ощущается как некая паутина, опутывающая тело. Эти ощущения также очень похожи на те, которые возникают от движений рук в электростатическом поле.

Схемы совмещения первоэлементов.

В течении многих лет, отшлифовав упражнения до абсолютной естественности, боец древности (ссылка) приступал к следующему этапу совершенствования: комбинированию их между собой. Но не «абы как», а согласно определённым схемам, в результате чего рождался новый, пятый элемент — «Дерево», которое в Шоу-Дао ассоциируется с гармонично развитым человеком.

Было бы ошибкой думать, что это состояние чисто теоретическое и ничего нет дающего человеку. Типа, человек впустую потратил свою жизнь на достижение некоего условного этапа, носящего название «Дерево». Ничего подобного… Человек получал контроль над различными глубокими изменёнными состояниями сознания, причём очень специфических, начиная с умения воздействовать на собственный метаболизм и заканчивая состоянием «Цветение бамбука», в котором человек получал сверх-способности, которыми, по легендам, обладают йогам высших ступеней, а это телепатия, телекинез, предчувствование будущих событий и ряд других…

Это уровень качественно иного состояния, достигнуть которого можно не меньше, чем лет этак через шестьдесят-семьдесят. И, как понимаете, человек по достижению этого уровня начинает жить уже совершенно иными ценностями, поскольку происходит подсознательное проникновение в суть вещей и явлений окружающего человека мира.

Совмещение первоэлементов между собой идёт по специальным схемам. Начинается всё с «двоек», потом «с троек», затем «Четвёрок», что уже само по себе даёт резко возросшее количество возможных комбинаций, а значит, и требует больше времени для проработки.

Пройдёмся немного по этим схемам, разобрав двойные комбинации первоэлементов и их тренировочные цели.
«Вода-Земля». Цель заключается в том, чтобы сделать аутодвижения, о которых говорилось выше, очень сильными. Для этого предназначено множество методов, начиная с просто представлением того, что движения стали сильными и заканчивая различными комплексами по их усилению.

«Вода-Огонь». Основная идея этой связки - добиться максимального ускорения аутодвижений, подстёгивая их эмоционально.

«Вода-Воздух». К делу подключается умение управлять энергетикой тела. Необходимо совместить энергетическое дыхание с аутодвижениями.

«Земля-Огонь». Здесь с помощью эмоций, усиливаются сами движения.

«Земля-Воздух». Здесь идёт отработка усиления движений как энергетическими методами цигун, так просто различными способами дыхания и комбинирования их.

«Огонь-Воздух». Здесь энергетическое дыхание усиливается эмоциональной составляющей.

По аналогии прорабатываются и «тройные» схемы первоэлементов.

Статьи небольшой итог.

1. Методика совершенствования Личности посредством практики рукопашного боя, задействуя «Пять элементов», известна. Теперь можно приступать к самим тренировкам. И если человек в своих тренировках имеет более высшую цель, чем просто искусство мордобоя, то он с успехом может руководствоваться вышеприведённой схемой, поскольку в его тренировках появляется глобальная цель.

2. Вот только времени, чтобы слить все первоэлементы, требуется много. Даже если использовать первый подход, который по-освоению требует гораздо меньше времени и заключается в простой работе с самими «первоэлементами», нужны годы. Если же работа идёт по второму способу - познанию внутренней сути первоэлементов - то здесь, раньше чем через несколько десятилетий, особого результата ждать не стоит.

Уважаемые читатели блога «мастер Боя»! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:

Инь и Ян – векторные силы. Они формируют направление 5-ти стихий. В свою очередь, каждая из стихий содержит и Инь, и Ян, но в разной степени. Элементы, где Ян больше – огонь, дерево/воздух. Элементы с преобладанием Инь – вода и металл. Баланс – земля.

Любая система, существующая во Вселенной, будь то человек, компания, страна или планета, представляет собой стадию динамичного взаимодействия, и, в идеале, равновесия между пятью первоэлементами. Иногда "У-син" переводят именно как "Пять превращений", указывая на динамику изменений пяти первоэлементов, которая, в свою очередь, является основой эволюции Вселенной

Если следовать китайскому классическому канону – Книге перемен – то, элементы (стихии) расположены в форме круга, потому что у китайцев круг – наиболее совершенная фигура. В центре круга расположена Ци (энергия или Сущность). От Ци рождается Инь и Ян и эти три в свою очередь, порождают "тысячу вещей" – т.е. все разнообразие мира. Но первоначально они дают рождение пяти элементам: дереву (или воздуху – в разных источниках по разному), земле, воде, огню и металлу. Элементы "пересиливают" друг друга, создавая вращение времени. каждому из них соответствует свой цвет: дерево/воздух – синий, огонь – красный, земля – желтый, металл – белый, вода – черный.

Для создания гармонии, во всем необходимо поддерживать динамичный баланс между пятью первоэлементами. Человек, его тело, в организация, страна – абсолютно все – здоровы и находятся в гармонии и самими собой, и со Вселенной, если пять первоэлементов в них сбалансированы,

В частности, в восточной медицине любая болезнь объясняется тем, что в организме произошла разбалансировка энергий Инь и Ян и пяти базовых элементов. Лечить надо не внешние проявленияболезни или дисфункции каких-то органов. Надо устранять первопричину болезни, то есть восстановить баланс между Инь-Ян и пятью первоэлементами... >>>

Бизнес-кейс Indiaco

Индийская модель пяти базовых элементов довольно неоднородна и запутана. К примеру, в Упанишадах упомянуты всего 3 элемента, школа вайшешика называет 5, самкхья - 25.

В Индии никогда не было единой школы и традиции. 5-ти единого символа также нет: каждый из них изображается определенной фигурой: воздух – голубой круг, земля – желтый квадрат, огонь – красный треугольник, вода - белый полумесяц, эфир – черный овал... В текстахвстречается разнообразная символика, в том числе раковина, которую Вишну держит в руках, как символ единения 5-ти стихий.

Продолжение следует...

Эта классификация составлена терапевтами, которые практикуют традиционную китайскую медицину и апитерапию. Я узнала о ней от румынского врача Стефана Стангациу, который известен во всем мире и считается авторитетным экспертом в апитерапии.

Вода как элемент, из которого произошла жизнь на нашей планете, представляет и наше происхождение. Сюда относятся почки, мочевой пузырь и кости. Кости дают нам стабильность, они составляют скелет.

С точки зрения китайцев, основной источник нашей жизненной энергии ци находится в почках.

Эта взаимосвязь известна всем. Если мы страдаем от тяжелого недуга или очень сильно потрясены эмоционально, то часто для выражения ощущений выбираем такие образные выражения, как «уже в почках сидит» или «потрясло до мозга костей». За обоими выражениями скрывается реальная угроза жизни, которая также часто связана со смертельным страхом. Для прямой поддержки организма самым подходящим продуктом пчеловодства с высоким потенциалом восстановления является маточное молочко. Оно может хорошо поддержать нас как в физически, так и в психологически трудных ситуациях.

При накоплении воды в тканях в некоторых случаях может помочь и медовый массаж. Здесь включается принцип контролирующего цикла: первоэлемент земля (мед) контролирует первоэлемент воду. Благодаря медовому массажу вода снова возвращается в кровообращение, чтобы почки переработали ее и вывели из организма. По тому же принципу при воспалениях мочевого пузыря помогают теплые сидячие ванны с медом. Прием меда способствует более быстрому излечению воспаления. Хронические воспаления мочевого пузыря свидетельствуют о том, что этот орган ослаблен. В этом случае хорошие результаты может дать курс лечения с маточным молочком. При таких заболеваниях мы часто имеем дело с синдромом «холода». Поэтому пациенты хорошо реагируют на процедуры с теплом: в апитерапии это теплые восковые компрессы и аппликации.

Первоэлементу дереву в традиционной китайской медицине соответствует весна с ее обилием цветков и пыльцы. Непростое время для тех, кто, к сожалению, страдает аллергией на пыльцу. Поэтому такие продукты пчеловодства, как пыльца и перга, тесно связаны именно с этим первоэлементом.

Печень и желчный пузырь как органы тоже относятся к первоэлементу дереву. Ведь недаром пыльца замечательно поддерживает печень и желчный пузырь. Но будьте осторожны в приеме пыльцы, так как она несет с собой большую динамику, что может быть неблагоприятным фактором, например, при остром воспалении желчного пузыря. В этом случае лучше воспользоваться контролирующим правилом и применить прополис (металл контролирует дерево).

У аллергиков и людей, которые часто простужаются, согласно традиционной китайской медицине наблюдается болезнь ветра. Она тоже относится к первоэлементу дереву. Так что при острой пыльцевой аллергии мы не можем принимать пыльцу. В этом случае хороший результат даст «контрольное» лечение прополисом. Пыльца мало поможет и при лечении простуды в острой стадии.

В период, когда нет острой аллергии, мы, наоборот, благодаря приему пыльцы можем добиться эффекта десенсибилизации и дополнительно укрепить эффект с помощью маточного молочка в соответствии с принципом «мать - сын». В цикле взаимопорождения вода стоит перед деревом, то есть вода поддерживает дерево. Это значит, что, используя маточное молочко, мы можем поддержать основную энергию. Регулярный прием пыльцы помогает укрепить иммунитет людям, которые часто подхватывают инфекции.

Каждый человек, которого хоть раз кусала пчела, знает: ранка горит, как огонь, и потом место укуса еще долго гораздо теплее, чем окружающие ткани. Пчелиный яд улучшает кровоснабжение, расширяя капилляры, снижает вязкость крови и дает тепло тканям. По опыту известно, что пчелиный яд регулирует кровяное давление. Благодаря именно этим свойствам его относят к первоэлементу огню.

Но если у нас «заболевание жары», например острое воспаление суставов, то при приеме пчелиного яда нужно проявить осторожность, так как лечение такого недуга, как правило, требует охлаждения. А вот хронические заболевания суставов, наоборот, очень положительно реагируют на тепло.

Многие из нас знают выражение «сгорел на работе». За ним скрывается очень серьезное заболевание, которое все чаще встречается в современном обществе. Если мы рассмотрим этот феномен с точки зрения традиционной китайской медицины, то увидим, что у такого человека просто слишком много огня и он сжег свою энергию. В такой ситуации мы снова обращаемся к правилу контроля и помогаем таким людям с помощью маточного молочка (вода контролирует огонь).

К первоэлементу земле относятся желудок и селезенка, они олицетворяют питающий принцип. Мышцы тоже относятся к земле. Питающий продукт пчеловодства здесь мед - сладкий, соответственно тому вкусу, которым характеризуется этот первоэлемент. Мед поставляет мышцам быструю и устойчивую энергию. Пчелиный воск в форме компрессов и повязок помогает при мышечном напряжении.

Мед поддерживает переваривание пищи и возбуждает аппетит. Детям, которые плохо едят, но любят сладости, можно спокойно давать немножко меда - тогда у них усиливается аппетит...

К земле относится и такая эмоция, как тревога. Люди, которые сильно беспокоятся, часто очень худые, так как «съедают» себя изнутри этим беспокойством и не могут кушать. Регулярный прием меда пойдет им только на пользу. Но другие, постоянно тревожащиеся люди наедают себе жир. Мед может помочь и им, если они заменят этим продуктом более питательные сладости.

Людям с избыточным весом нужен контроль над таким элементом, как дерево. С точки зрения апитерапии цветочная пыльца и перга, относящиеся к дереву, контролируют землю. Кроме того, первоэлемент дерево отвечает также за движение и динамику; здесь тоже снова включается правило контролирующего элемента: лишний вес можно побороть с помощью активного движения.

К этому первоэлементу относятся легкие, толстая кишка и кожа. Эта взаимосвязь часто не признается традиционной медициной. А вот в натуропатии эта связь всем известна. Обе системы органов находятся на границе нашего организма с окружающим миром и связаны с энергией вэй-ци.

Очень частая причина проблем с кожей - нарушение функций кишечника. Кожные заболевания, такие как нейродермит, которые в детском возрасте лечат кортизоном, часто приводят к бронхиальной астме в зрелом возрасте. Многие заболевания этих органов хорошо реагируют на лечение прополисом. Существуют разные препараты, которые делают возможным целенаправленное применение этого продукта пчеловодства.

Легкие и кожа - это органы, обеспечивающие постоянное взаимодействие организма человека с окружающим миром. В данном случае нам поможет защита прополиса: он поддерживает энергию вэй-ци, то есть энергию, защищающую нас от окружающего мира.

В качестве контролирующего механизма может сработать лечение пчелиным ядом. Чрезмерные реакции этих органов - приступы астмы, сильная кожная сыпь, воспаления толстой кишки - в традиционной медицине в основном лечат большими дозами кортизона. Особенно тогда, когда эти заболевания переходят в хроническую форму, лечение пчелиным ядом становится альтернативой лечению кортизоном. По моему мнению, длительный прием кортизона всегда заводит в тупик. При этом негативные последствия часто не сопоставимы с положительными результатами. Пчелиный яд способствует выработке аутогенного кортизола, который при значительно более низкой концентрации в крови оказывает больший эффект, чем фармакологический кортизон. Но, к сожалению, такая терапия применяется слишком редко. Опытный апитерапевт может лечить пчело-ужалением или пчелиным ядом из ампул.

Наряду с учением об Инь и Ян одной из основных категорий китайской философии является учение У-Син. Согласно этому мировоззрению все явления во Вселенной соответствуют природе Пяти элементов (五行 у син) , которые находятся в состоянии постоянного движения и изменения. В «Книге правителя области Шан» (Шан-шу, гл.12) написано:
" То, что увлажняет и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое, то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое, то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое, то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое» (Шан-шу, гл.12).

Пять первоэлементов

  • символизирует зарождение (стремление к активности), рост и развитие.
  • — расцвет (максимальная активность), характеризуется движением вверх.
  • соответствует периоду начала увядания, угасания (стремление к пассивности) .
  • характеризуется наименьшей активностью, текучестью.
  • К этим символам или элементам добавляют еще один — пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент — , ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Земля символизирует период зрелости (равновесия), накопления.

Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Соотнося некоторый объект с пятью элементами У-СИН, мы судим не о составных частях этого объекта, а об его свойствах, направлении и фазе развития.

Теория Инь и Ян и теория Пяти элементов отражают объективные законы природы.

В природе Вода питает Дерево, Дерево питает Огонь, Огонь порождает Землю (сгоревший пепел хорошо удобряет), Земля порождает Металл (именно в недрах земли зарождаются металлы), Металл порождает Воду (на металлическом клинке с утра выделяется роса).

Стрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности.

Цикл разрушения (внутренние связи, по звезде) показывает как элементы контролируют друг друга, создавая конфликтные подавляющие отношения. Разрушающая связь является сдерживающей и контролирующей.

  • Огонь угнетает (плавит) Металл;
  • Металл угнетает (рубит) Дерево;
  • Дерево угнетает (подрывает корнями) Землю;
  • Земля угнетает (впитывает) Воду;
  • Вода угнетает (тушит) Огонь.

Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в клинической практике.

Концепция У-Син не стала исключением из правил. Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом характера последних.

Печень и желчный пузырь соответствуют «Дереву».Сердце и тонкий кишечник – «Огню». Селезенка и желудок – «Земле». Легкие и толстый кишечник соответствуют «Металлу». Почки и мочевой пузырь отнесены к элементу « Вода».

  • печень относится к элементу Дерево, так как ее функции обеспечения свободной циркуляции Ци сходны со свободным ростом дерева;
  • сердце относится к элементу Огонь, так как Ян сердца, подобно огню, имеет функцию прогревания всего организма;
  • селезенка относится к элементу Земля, так как селезенка - «источник образования Ци и крови», что напоминает способность Земли давать урожай;
  • легкие относятся к элементу Металл, так как выполняют функции очищения, что напоминает чистоту Металла, а также управляют опусканием Ци, что подобно тяжести Металла;
  • почки относятся к элементу Вода, так как являются важным органом, обеспечивающим водный обмен.

Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения. В пять первоэлементов и первооснов обязательно входит равное соотношение инь и ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной восточной медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу у-син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на больные органы или функциональные системы

Пять первоэлементов (стихий)

Пять стихий

Число пять очень характерно для буддийской традиции.

По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти веществ: сосуды, костная ткань, мышцы, кожа, кровь.

Скелет тоже состоит из пяти основных частей:

Череп, позвоночник, лопатки, ребра, трубчатые кости в конечностях (тазовые кости воспринимаются как видоизмененные лопатки).

На руках и ногах по пять пальцев.

Позвоночник тоже делится на пять отделов:

Шейный, грудной, спинной, поясничный, тазобедренный.

Главных органов чувств – пять:

Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.

Человек выделяет пять жидкостей:

Слизь, слюну, пот, мочу, слезы.

Потребляет пять веществ окружающей среды:

Воздух, воду, минералы, мясо, растения.

Плод в утробе на пятый месяц начинает шевелиться.

Заболевшему человеку сопутствуют пять звуков:

Кашель, чихание, зевота, отрыжка, икота.

Кашель – признак деятельности легких.

Чихание – носа.

Икота – горла.

Зевота – нервов.

Отрыжка – желудка.

Пять видов темперамента:

Холерик – импульсивный тип.

Сангвиник – эмоциональный, уравновешенный.

Флегматик – жесткий, твердый.

Меланхолик – тихий.

Промежуточный – спокойный.

Этот список можно было бы продолжать довольно долго.

Система первоэлементов употребляема в любой сфере деятельности и широко применяется в восточной медицине. Благодаря классификации, отображенной в табл. 1, можно определить, в какое время года лучше заниматься лечением и профилактикой того или иного заболевания, какими вкусовыми ощущениями нужно руководствоваться при определении диеты, какое эмоциональное состояние нужно поддерживать и так далее (рис. 5). При нарушении, проявляющемся на одном из уровней, необходимо найти, дисбалансом какой стихии оно вызвано, затем определить необходимую для усиления стихию. Далее, благодаря эмоциям, вкусам, движениям и органам, связанным с последней стихией, можно гармонизировать организм. Часто усиление самой заболевшей стихии приносит только вред, поэтому внимательно изучите циклы порождения и угнетения , описанные дальше. Используя данное соотнесение со стихиями, мы можем анализировать не только явления окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязи внутренних органов, а также для диагностики и лечения различных заболеваний.

Рис. 5. Пять стихий и соответствия

Таблица 1

Земля и Вода являются основными составляющими, из которых создан окружающий мир и которые необходимы человеку для повседневного существования. Все пять первоэлементов (Огонь, Металл, Дерево, Почва, Вода) находятся в циклической взаимосвязи, чем объясняются функциональные процессы, происходящие в мире, а также в человеческой жизни. Модели, существующие в природе, повторяются на всех уровнях организации – от вращения планет до работы внутренних органов.

Графически взаимосвязь пяти элементов можно изобразить звездой или крестом (рис. 6). Обычно звездой обозначают элементы микрокосмоса, – то есть человеческого мира, а крестом с центром – макрокосмос, или элементы внешнего мира.

Рис. 6. Взаимозависимость пяти первоэлементов и органов

Пять первоэлементов можно спроецировать на мир природы и мир человека, на любую область знания или деятельности.

В каждом из пяти первоэлементов сохраняется закон Инь-Ян. Если говорить об органах, то в каждом элементе присутствует плотный орган – Инь и полый (или пустой) – Ян.

Например: печень и желчный пузырь относятся к элементу Дерево, при этом печень – Инь Дерева, а желчный пузырь – Ян Дерева.

Органы и соответствующие им стихии находятся в оппозиции друг к другу:

Вода (почки) – к Огню (сердце)

Дерево (печень) – к Почве (селезенка)

Огонь (сердце) – к Металлу (легкие)

Почва (селезенка) – к Воде (почки)

Металл (легкие) – к Дереву (печень)

Каждый из первоэлементов связан с другими и продуктивными (созидающими), и разрушительными (подавляющими) процессами. Стихии могут стимулировать или угнетать друг друга.

Пять первоэлементов и человеческая культура сплетены между собой сложной паутиной. В соответствии с принципами взаимоотношения стихий велись государственные и общественные дела, строились дома и города, определялось время свадеб и зачатий, время посева и жатвы, и также совершенствовались методы сохранения здоровья. Пять фаз определяют стадии превращения, модели расширения и сжатия, преумножения и упадка. Человек в ходе своей жизни проходит циклы, подобные временам года, начиная с рождения и заканчивая смертью.

Кроме того, фазы описывают процесс повседневного существования человека:

Наша целостность зависит от пропорции и ритма каждой из пяти фаз внутри нас, регулирующих бодрствование и сон, активность и отдых, возбуждение и торможение.

Все стихии тесно взаимодействуют друг с другом.

В процессах, происходящих в природе и космосе, индивидуальные свойства стихий играют гораздо меньшую роль, чем процессы, происходящие между ними.

В любом жизненном процессе стихии создают, уравновешивают и сдерживают друг друга.

Из книги Управляемые сны автора Мир Елена

Пять стихий и их влияние на жизнь человека «На Востоке запрещается спать днем. Считается, что духи стихий в дневное время не охраняют душу, и она может попасть в опасные зоны». Т. Антонова, «Оккультные законы эволюции» Астральный мир, куда вы попадаете в своих сновидениях,

Из книги Пифагор. Том I [Жизнь как Учение] автора Бязырев Георгий

ПЯТЬ СИММЕТРИЧНЫХ ТЕЛ И ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ Здесь учитель симметрии Говорил, гладя чуб,Что огонь - это тетра, А Земля - это куб…В Школе Правого Глаза жрецы учили неофитов, что физический мир состоит из пяти элементов - эфира, воздуха, огня, воды и земли. Каждому из этих

Из книги Весь фэн-шуй из первых рук. Советы китайского мастера автора Жун Цай Ци

Пять стихий Чтобы определить состояние фэн-шуй в своем доме, человек должен обладать как можно более полным знанием о влиянии различных стихий на его жизнь. Рис. 8. Четыре небесных бога Круг порождения стихий (элементов): Огонь порождает Землю (пепел); Земля – Металл

Из книги Аюрведа для начинающих. Древнейшая наука самоисцеления и долголетия автора Лад Васант

ПЯТЬ СТИХИЙ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Хорошо известно, что важным фактором в практике фэн-шуй является взаимодействие и гармония энергий Пяти стихий и окружающих предметов. Наш дом представляет нас и наше поведение, наши симпатии и антипатии. Часто мы можем предсказать здоровье и

Из книги Восхождение (книга 8) автора Малярчук Наталья Витальевна

ПЯТЬ СТИХИЙ СВЯЗАНЫ С ЛЮБОВЬЮ В фэн-шуй важную роль играют инь, ян, Пять стихий и багуа. Зная круг порождения по фэн-шуй, можно выбрать оптимальное для себя окружение и, конечно же, мужа или жену. Примечание: + отлично, * – нормально, = – тяжело.Это значит, что если муж по знаку

Из книги Золотые правила фэншуй. 10 простых шагов к успеху, благополучию и долголетию автора Огудин Валентин Леонидович

Глава 2. Пять первоэлементов и человек Аюрведа появилась, благодаря медитации провидцев, истинных риши. Тысячелетиями их учения передавались устно от учителя к ученику, и позже эти учения стали предметом мелодичной санскритской поэзии. Хотя многие из этих текстов были со

Из книги Новейшая энциклопедия фэн-шуй. Практический курс автора Герасимов Алексей Евгеньевич

Из книги Обрести здоровье, деньги и любовь! Вам поможет талисман Звезда Эрцгаммы автора Левшинов Андрей Алексеевич

Пять стихий Философ Чжоу Дуньи (1017–1073) в трактате Тайцзи ту иго («Объяснение чертежа Великого Предела») привел структуру китайской космоэкологии. Из Предела Небытия (Дао) – безличного праначала всего сущего, находящегося в полном покое, выделилось нечто, названное

Из книги Под защитой энергии фэн-шуй автора Коллектив авторов

Пять стихий Огонь, Вода, Дерево, Металл и Земля – вот пять стихий, первоэлементов, видов энергии, которые составляют материю любого вида, участвуют во всех ее трансмутациях. Они в различных пропорциях присутствуют в любом предмете, ландшафте или явлении природы, почти

Из книги Моделирование будущего во сне автора Мир Елена

Пять стихий фэн-шуй, их применение в диагностике и лечении

Из книги Практическое целительство. Исцеление через гармонию автора Шереметева Галина Борисовна

Звезда Эрцгаммы и пять стихий Если вы внимательно посмотрите на звезду Эрцгаммы, то заметите, что она состоит из четырех треугольников. Четыре треугольника знаменуют собой четыре стихии – Огонь, Землю, Воду и Дерево. Материал, из которого изготовлен талисман, являет

Из книги автора

Пять элементов – пять образов жизни Тот, кто знает людей – благоразумен. Знающий себя – просвещен. Побеждающий людей – силен. Побеждающий самого себя – могущественен. Знающий достаток – богат. Лао-цзы Не будет преувеличением утверждать, что центральное место в Фэн-шуй

Из книги автора

Пять стихий …В старину жили истинные люди, которые удерживали на плечах Небо и сотрясали Землю, брали и владели инь и ян, выдыхали и вдыхали чистую ци, крепко стояли на обеих ногах, сохраняя шэнь; мышцы и плоть у них как одно, потому они могли жить долго, владея Небом и

Из книги автора

Пять стихий и их влияние на жизнь человека Астральный мир, куда вы попадаете в сновидениях, зависит от того, насколько ваша душа гармонична, и какие силы главенствуют в данное время в ней. Определенное понимание стихий качественно улучшило мои сновидения. Они стали

Из книги автора

Пять стихий Число пять очень характерно для буддийской традиции.По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти веществ: сосуды, костная ткань, мышцы, кожа, кровь.Скелет тоже состоит из пяти основных частей:Череп, позвоночник, лопатки, ребра, трубчатые кости в

Из книги автора

Глава 5 Характеристики стихий