Учение аюрведа индии. Все об аюрведе: что такое, история аюрведы, причины болезней, лечение по аюрведе

Она была признана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) как эффективная система альтернативной медицины.

На протяжении столетий Аюр-Веда была предана забвению. Значительная часть клинических и теоретических знаний не использовалась или была попросту утрачена. Эффективность Аюрведы снизилась, поскольку практикующие врачи перестали использовать ее всесторонние подходы.

В последние годы под руководством и вдохновением Махариши Махеш Йоги, основателя программы Трансцендентальной Медитации, Аюрведа была возвращена к жизни во всей своей полноте под названием Махариши-Аюрведа. Эта наука об установлении баланса в уме и теле; она использует двадцать подходов для обретения и поддержания совершенства во всех областях жизни. Махариши представил Аюрведу западному миру, где ее терапевтические принципы и значимость подверглись тщательной переоценке и были заново проинтерпретированы. Интенсивные исследования привели к синтезу базовой концепции Аюрведы и передовых теорий современной науки, таких как Теории Суперсимметричного Единого Поля в квантовой физике. Этот синтез поместил Махариши-Аюрведу на передний край медицинской мысли.

Махариши-Аюрведа добавляет к современной медицинской практике целый ряд новых элементов. Ее система типологии пациентов способна предсказывать факторы риска и определять тенденции протекания болезни. Ее терапевтические методики подчеркивают важность модификации психофизиологических и диетологических факторов, определяющих заболевание, а также факторов поведения и окружения. Это расширяет горизонт врачебного подхода к целому ряду нарушений. В сегодняшнем мире Махариши-Аюрведа занимает положение всесторонней современной системы здравоохранения.

Составляющие части Аюр-Веды
Три доши: Вата, Питта, Капха
Три гуны: Саттва, Раджас, Тамас
Шесть вкусов: сладкий, соленый, горький, кислый, острый, вяжущий

Пять махабхут (элементов): земля, вода, огонь, воздух, пространство

Аюрведа о правильном питании

Питание – это интеграция продуктов внешнего мира в наше внутреннее существо. Трапеза, по сути, есть выход человека за свои пределы для восполнения недостающего ему. Это очень тонкий процесс, который начинается с различения вкусов. Вкусы же готовят организм к принятию того вида пищи, который мы употребляем в настоящий момент. Любое вещество, попадающее в наш организм, может действовать как пища, лекарство или яд. Пища – это то, что питает тело, ум и дух. Лекарство улучшает пищеварение, чтобы улучшить питание клеток. Яд мешает пищеварению и нарушает клеточное питание.

Продукты питания и травы сходны с точки зрения энергетики, и их рассмотрение может основываться на одних и тех же принципах.

Чтобы действие трав, входящих в аюрведические средства, было по-настоящему эффективным, его необходимо дополнить соответствующей диетой. Диета может усиливать целебную силу трав, а может и противодействовать ей. Неподходящее питание при правильном выборе трав либо нейтрализует, либо сильно ограничивает их действие.

Травы обеспечивают питание на тонком уровне, а пища – на более грубом и ощутимом. Результаты правильного питания проявляются не так быстро, как результаты использования трав (травы являются концентрированной пищей), но со временем оказываются столь же выраженными.

В противоположность концепции питания современной науки, Аюрведа обладает всеобъемлющим подходом к диете. Аюрведа вовсе не заботится о содержании в пище жиров, углеводов и протеинов, для нее не так важен химический состав продуктов питания. Не количество калорий, витаминов и минеральных веществ привлекают её внимание. Дело в том, что все эти питательные вещества мы знаем умозрительно, а не из повседневного опыта: никто не способен определить количество витамина С в стакане апельсинового сока и его отличие от витамина А. Западная диетология основывается, главным образом, на результатах лабораторных исследований, тогда как Аюрведическая система питания пришла к нам из самой Природы. С точки зрения Аюрведы стандартной диеты для всех быть не может, как не может быть нормирована и ежедневная потребность в определенных веществах. Основное значение придается тому, чтобы пища, которую мы принимаем, и то, как мы ее принимаем, гармонизировали с нашей природой.

Аюрведа призывает нас принимать только естественную пищу и руководствоваться только собственной интуицией.

1. Питайтесь живой пищей.

Чтобы быть жизнеспособным, наше тело нуждается в живой пище. Это свежие, натуральные фрукты , овощи и цельные зерна. Они содержат необходимые для правильного пищеварения и усвоения пищи энзимы, а также нужные для нормального клеточного строительства питательные вещества. В старой поговорке «вы – это то, что вы едите» заключена глубокая правда.

Продукты должны быть как можно более свежими. Предпочитайте свежие овощи и фрукты, замороженным и консервированным. Пусть большое количество пищи потребляется в сыром виде (плоды и зерна), т.к. при любой обработке продукты теряют большую часть живительной энергии и аромата.

Избегайте «безжизненных» пищевых продуктов.

2. Включайте в рацион своего питания все 6 вкусов (сладкий, соленый, кислый, острый, вяжущий и горький).

Сбалансированная диета, согласно Аюрведе, должна включать все шесть вкусов в каждый прием пищи. Однако нет необходимости перегружать одно блюдо набором всех вкусов: немного трав или острых приправ придадут ему необходимый вкус. Также не рекомендуется придерживаться одного и того же набора вкусов день за днем. Основное правило – просто давать своему телу наслаждаться всеми шестью вкусами с каждой едой, чтобы оно могло откликнуться на пищу в полной мере.

3. Доверяйте собственной интуиции.

Хотя аюрведические тексты содержат подробные перечни продуктов, соответствующих тем или иным свойствам и вкусам, помните: это знание изначально присутствует в вас. Если вы в равновесии, если живете в созвучии с Природой, вам будет хотеться именно той пищи, в которой в данный момент больше всего нуждается ваш организм. Если же вас влечет к пище, потребление которой вызывает физический или эмоциональный дискомфорт, это означает, что ваше внутреннее знание вышло из равновесия. Простейший способ уравновесить его – начать вновь использовать все шесть вкусов, уходя от своих однобоких пристрастий. Возвратясь к своему природному равновесию, вы, несомненно, вернете себе утраченную интуицию и снова начнете желать то, что полезно именно вам. Вам не придется жертвовать своими любимыми блюдами, просто вы заметите, что полезное нравится вам ничуть не меньше. Каждая частичка пищи, которую вы съедаете, изменяет ваше психическое состояние . Вас естественным образом привлекает та пища, которая создает желательное для вас состояние психики. Когда возникает сомнение в выборе, просто вспоминайте, какую пищу вы предпочитаете, когда чувствуете себя хорошо.

4. Во время еды держите мысли чистыми.

Во время еды очень важно держать мысли чистыми, это помогает сохранить благостную энергию во время приема пищи. Очень важные органы нашего тела, непосредственно связанные с правильным функционированием тонкого тела, - почки и печень . Они вибрируют таким образом, что их вибрации связаны с мыслями, которые проникают в сознание во время еды. Потребляемая пища берет энергию наших мыслей, поэтому старайтесь есть в мире и спокойствии. Вспоминайте о приятных мгновениях своей жизни, представляйте, как пища дарует вам силу, здоровье, жизненную силу. Думайте о пище, наслаждайтесь компанией любящих людей, слушайте приятную музыку. Не торопитесь. Если вы вдруг ощутили себя в круговороте негативных эмоций или эмоционального беспорядка, лучше на некоторое время отказаться от приема пищи: все равно она во благо не пойдет. Совершите любое действие, направленное на успокоение ума, и верните себя в сосредоточенное, сбалансированное состояние.

5. Придерживайтесь принципов сочетаемости продуктов.

Принципы аюрведической сочетаемости продуктов передавались по цепи ученической преемственности на протяжении тысячелетий. Сочетание продуктов заметно влияет на то, насколько хорошо или плохо переваривается пища. Согласно Аюрведе, нужно потреблять фрукты, крахмалы, белки и жиры отдельно, в разное время дня.

Вот некоторые важные правила аюрведической сочетаемости продуктов:

¨ употребляйте молоко или йогурт отдельно от кислых фруктов или цитрусовых,

¨ употребляйте фрукты отдельно от картофеля и других крахмалосодержащих продуктов (фруктоза переваривается достаточно быстро, а крахмал – нет),

¨ употребляйте дыню отдельно от зерен и молока (дыни не желательно сочетать с какой бы то ни было пищей).

6. Пусть ваша пища будет простой и естественной.

Пища не должна быть слишком причудливой, не должна искушать человека, разрушая его здоровье.

7. Ешьте медленно, тщательно пережевывая пищу.

Это очень простое, но важное правило приема пищи. Есть медленно даже важнее, чем обращать внимание на то, что именно вы едите. Даже благоприятная пища, не разжеванная должным образом, не приносит пользы. Если вы не извлекаете из потребляемых продуктов все питательные вещества, вы отравляете свое тело. Даже если в силу внешних обстоятельств приходится есть не очень питательные продукты, но вы едите их медленно, а ваша пищеварительная система находится в хорошем состоянии, тело все равно извлечет пользу из пищи и выведет все токсины . В этом заключается удивительная тайна самонастраивания организма. Конечно, более разумно есть питательные продукты и медленно их пережевывать.

8. Только тот, кто любит вас, может готовить для вас пищу.

Насыщение определяется не тем, сколько пищи вы съедаете. Небольшое количество пищи, поданной вам с любовью, удовлетворит вашу душу, тогда как груды пищи из закусочной могут временно наполнить вас, но оставят ваш ум и дух неудовлетворенными

Один из древних литературных источников, Чарака Самхита, где собраны тексты об Аюрведе, гласит: «Аюрведа - это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще».

В основе Аюрведы лежит принцип гармонии и взаимосвязи Человека с Природой. Именно на этом построены все аюрведические методы оздоровления. Акцент в Аюрведе делается на сохранении здоровья и профилактике заболеваний с использованием натуральных средств.

Аюрведическая терапия включает в себя различные омолаживающие и восстанавливающие процедуры, которые можно проводить самостоятельно или в специлизированных центрах. Традиционно, в практике аюрведы широко используются такие средства, как:

Различные массажи, выполняемые стопами и руками с применением лечебных травяных масел или порошков, а также самомассаж;

Траволечение;

Ароматерапия;

Прогревания тела (прием внутрь пряных трав, баня, травяные обвертывания, втирание в кожу теплых масел);

Цвето - и звукотерапия

Лечение камнями и металлами

Все эти процедуры в сочетании со специальной аюрведической диетой и правильным образом жизни предупреждают процессы старения, способствуя долголетию и укреплению иммунной системы.

Но поскольку Аюрведа - это наука о жизни, она не ограничиватся лишь набором лечебных и косметических продедур, а охватывает все сферы жизни человека. Поэтому большое значение в практике Аюрведы придается таким критериям здорового образа жизни, как:

Правильное питание,

Режим дня,

Медитация,

Йогические упражнения

Закаливание.

Аюрведа учит, что человек — это микрокосмос, Вселенная. Человек - дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и «болезнь» принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы, человеку присущи четыре биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов.

Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу - значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту.

Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбаланси-рования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению - основная концепция аюрведической науки.


Основные принципы Аюрведы


Аюрведа признает глубокую связь между процессами в природе и в организме, разделяя их на проявленные и не проявленные. Аюрведа рассматривает человека как совокупность трех составляющих – индивидуальная душа, или атма; «тонкое», ментальное или астральное тело (линга-шарира) и физическое тело (стхула-шарира). Душа имеет вечную, духовную природу, потому никогда не умирает. В «Бхагавад-гите», основной философской книге учения Вед, говорится, что душу невозможно уничтожить, сжечь или испепелить. Неотъемлемое свойство души – сознание, и именно оно определяет физические тела – и линга-шарира и стхула-шарира.

Именно от уровня сознания формируется тонкое тело – наш неизменный спутник во всех воплощениях. Все наши мысли, желания, мотивации, поступки, привычки составляют так называемые «самскары» – «привязанности», то, что в свою очередь определяет физическое тело.

Таким образом, Аюрведа считает, что истинная причина болезней находится в нашем уме, кроется в «дефектах» сознания.

Поэтому Аюрведа – это образ жизни и правильного мышления, гармоничное существование человека с природой.


В Аюрведе болезнь классифицируется по шести стадиям развития:


Психофизиологическая

Энерго-информационная (эфирная)

Нейрoэндокринная (дисбаланс трех дош)

Эндотоксическая

Симптоматическая (проявленная)

Терминальная (необратимая).


Считается, что первые три стадии легко излечимыми, четвертая – излечимая, пятая – трудно излечимая, а шестая – неизлечимая.

К сожалению, современная аллопатическая медицина чаще всего начинает лечить болезнь лишь на пятой или на шестой стадии, к тому стараясь устранить симптомы болезни, а не ее настоящую причину.

Первая стадия болезни – психофизиологическая – связана с умом, с проблемами «тонкого» тела. «Неправильные», злые, агрессивные мысли могут привести к заболеванию на этой стадии, которое проявляется в преобладании в сознании низших гун, качеств материальной природы.

Различают три гунны материальной природы:

Саттва - гуна благости, гармоночного восприятия мира, принятие своей судьбы, терпения и смирения. Именно саттвичное, благостное мышление дает человеку защиту от болезней и преждевременной старости.

Раджас - гуна страсти, активное, деятельное, побуждающее начало. Преобладая в сознании человека, она «затуманивает» сознание и способствует проявлению многочисленных пороков, которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней.

Тамас – гуна неведения, заблуждения. Если сознание человека погружено в невежество, это вызывает «сон разума», апатию, лень, безразличие, глупость, что ведет к разрушению личности.


Гуны динамичны, постоянно смешиваются и соответствуют нашим мыслям. Их сочетание между собой создает всевозможные комбинации оттенков нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать большие психологические напряжения, создавать проблемы, разрушительно сказываясь на психоэмоциональном состоянии человека.

Таким образом, если гунна раджаcа или тамаcа начинают преобладать в нашем сознании, Аюрведа считает это первой стадией болезни.


Аюрведа основана на ведической философии, которая говорит о санатане-дхарме (основном долге человека), как о йоге, развитии своей связи с Богом. Различные виды духовных практик являются, согласно Аюрведе, являются наилучшей «терапией» для ума, позволяющей избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса.

На второй стадии болезни, дефекты и «пороки» ума разрушительно сказываются на «тонком», эфирном теле, а негативная реакция психики вносит дисбаланс в наши энергетические каналы – нади и энергетические центры – чакры, вызывая сбои в работе органов и систем организма.

Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы ароматерапии, минералотерапии и пранатерапии, а также очень эффективные в данном случае аюрведические массажи – Марма-терапию и Абхьянгу.

Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадиях, то она переходит на третью стадию – нейроэндокринную – стадию разбалансировки трех дош. Дисбаланс вата-доши вызывает разбалансировку работы центров головного и спинного мозга, а дисбаланс пита и капха дош нарушает гормональное равновесие.


Аюрведа подробно описывают ранние признаки третьей стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной доши. Эндокринные нарушения могут быть выявлены пульсовой диагностикой. Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и распорядок жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион соответствующие пищевые добавки, минералы, специи, травы. Третья стадия болезни характеризуется образованием и накоплением амы, «шлаков». Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся в этом случае «шлаки» поступают или аккумулируются в тканях. Каждый орган имеет свою систему выделения, поэтому ама обычно накапливается в «ослабленных» органах.


Аюрведа говорит, что наше тело является нашим учителем – если какой-то орган заболевает, то это указывает на определенные дефекты нашего сознания. Например, излишняя гордость приводит к болезням печени, эгоизм поражает сердце, лицемерие и неумение любить выводит из равновесия мочеполовую систему.


Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, сонливость, ухудшение памяти, появление налета на языке, запаха изо рта, потерю аппетита, метеоризм, появление гнойничковых высыпаний на коже и так далее.


По мере развития заболевания признаки интоксикации нарастают, и болезнь переходит на четвертую стадию. На этой стадии болезни Аюрведа применяет методы шодханы, очищение от амы. Рекомендуется очищение желудочно-кишечного тракта, крови, почек, дыхательной системы и кожи. Для этого используются травы, энтеросорбенты и лечебные масла.


Пятая стадия болезни (симптоматическая) связана с активизацией механизмов саморегуляции организма. В это время органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается появлением специфических симптомов, например, болью в области почек, повышением температуры, появлением кашля или тошнотой. Любая болезнь имеет свой индивидуальный ритм, проявляющийся периодами обострения и ремиссии.


Лечение болезни на пятой стадии включает иглоукалывание, остеопатию, гомеопатию, фитотерапию, аюрведические массаж, в том числе точечные, гирудотерапия, бальнеотерапия, лечебная и дыхательная гимнастика, диетотерапия и другие.

На шестой стадии болезни защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма. И здесь уже зачастую требуется хирургическое вмешательство. Терапевтические методы позволяют лишь облегчить страдания больного и «затянуть» болезнь.

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

Научиться понимать свое тело, прислушиваться к нему, правильно питаться тебе поможет аюрведа . Придерживаясь принципов аюрведы, ты не только усовершенствуешь свое тело, но и достигнешь внутренней гармонии.

Аюрведа пришла к нам из Индии и учит тому, что у каждого человека достаточно энергии, чтобы сделать себя здоровым. Этот постулат каждому открывает двери в здоровый образ жизни, ключом к которому являются изучение и понимание тела и его потребностей.

Если ты решила начать питаться по аюрведе, прежде всего тебе необходимо узнать принципы, на которых строится индийская диета.

Популярное

1. Ешь, когда голодна

Тебе нужно принимать пищу именно тогда, когда чувствуешь голод, а не ждать, когда наступит время традиционного завтрака или обеда. Больше прислушивайся к своему организму, чтобы понять его индивидуальные биологические ритмы. Ведь организм знает лучше, когда ему следует поесть. Но это отнюдь не означает, что по любому зову организма нужно бежать к холодильнику. Переедание совершенно не приветствуется.

Есть одно-единственное ограничение по времени — для завтрака. Первый раз в день, согласно аюрведе, рекомендуется есть до девяти утра.

2. Питайся« живой» пищей

Готовь исключительно из свежих продуктов. Только натуральные фрукты и овощи и желательно в сыром виде. Ведь при любой обработке продукты теряют значительную часть живительной энергии и аромата.

3. Придерживайся принципов сочетаемости продуктов

В древней Индии хорошо знали, что сочетание продуктов в пределах одного приема пищи заметно влияет на то, насколько хорошо или плохо переваривается пища. Согласно аюрведе, нужно употреблять фрукты, крахмал, белки и жиры отдельно, в разное время дня.

Вот несколько примеров того, какие продукты лучше не употреблять вместе:

  • ешь молоко или йогурт отдельно от кислых фруктов или цитрусовых;
  • фрукты ешь отдельно от картофеля и других крахмалосодержащих продуктов(фруктоза переваривается достаточно быстро, а крахмал — нет);
  • дыню лучше лучше не сочетать с другими продуктами;
  • не употребляй молоко вместе с другими белковыми продуктами(белки обладают согревающим свойством, а молоко охлаждающим).

4. Включай в рацион питания все 6 вкусов

Ты, конечно, знаешь все разновидности вкуса: сладкий, соленый, острый, кислый, вяжущий и горький. Так вот, нужно позволить своему организму насладиться всей палитрой вкусов. Он будет тебе за это очень благодарен.

Для питания по аюрведе также очень важны различные пряности. Они содержат в себе много ценных веществ, полезных для организма. Но перебарщивать не стоит, иначе можно легко испортить не только блюдо, но и желудок.

5. Ешь только в хорошем настроении

От твоего настроя при приготовлении и приеме пище зависит ее правильное усвоение и твое хорошее настроение на весь день. Пища впитывает энергетику твоих мыслей, поэтому во время еды думай только о хороших вещах. А если на данный момент ты совсем не можешь отогнать от себя посторонние мысли, лучше перенести прием пищи на некоторое время: сейчас она точно не пойдет тебе на благо.

6. Не спеши во время еды

Выдели себе достаточное количество времени на прием пищи, не торопи свой организм. И это пойдет тебе только на пользу. Ведь даже из здоровой пищи, которую ты проглотишь в один момент, организм не извлечет всех питательных веществ. Поэтому постарайся сосредоточиться на самом процессе и на вкусовых качествах блюда.

7. Отдыхай от еды

Раз в неделю устраивай себе разгрузочный день — придерживайся любой диеты. Поначалу будет нелегко привыкнуть к ограничениям, но со временем у тебя появится чувство легкости и ты поймешь всю прелесть этого принципа.

8. Побудь немного вегетарианкой

Индийская диета, согласно аюрведе, строится прежде всего на принципах вегетарианства, поэтому о мясе придется на время забыть. Основу диеты составляют фрукты и овощи: фрукты в чистом виде и в салатах с заправкой из йогурта и овощные супы. Рекомендованы крупы и рис, соя, орехи, семечки, а также обезжиренные молочные продукты, такие как йогурт, творог и простокваша. Пить индийская диета советует всевозможные компоты, соки и чай с лимоном без сахара.

Индивидуальный подход в диете

Самое важное правило в кулинарии аюрведы — все диеты строго индивидуальны.

Диета составляется с учетом времени суток и сезона. Но для начала тебе нужно правильно определить свой конституциональный тип. Кстати, в чистом виде эти типы практически не встречаются: в том или ином сочетании в нас соединены все три доши — вата(ветер), питта(огонь), капха(слизь). Но тот или иной тип преобладает над остальными в большей степени.

Вата(эфир + воздух) заключает в себе идею движения, питта(огонь + вода) отвечает за энергетический обмен, капха(земля + вода) символизирует прочность и устойчивость.

Если доши идеально сбалансированы, значит, человек здоров. Преобладание одной доши над другой указывает на болезнь, излечить которую можно путем правильной диеты.

Вата(ветер)

У тебя худощавое, тонкокостное телосложение. Ты быстро говоришь, двигаешься, схватываешь все на лету, но так же быстро все и забываешь. У тебя могут быть вьющиеся волосы, сухая тонкая кожа, тонкие ногти и ресницы.

Ты тяжело переносишь холод, прохладную пищу и напитки со льдом. Твоя особенность — быстрый обмен веществ.

Если ты нашла в себе преобладающие черты ваты, то, согласно аюрведе, твой рацион питания должен состоять из гречки, риса, мяса, молочных продуктов, орехов. А от сырых овощей, соевых продуктов, кислых яблок лучше отказаться. Из специй отдай предпочтение кардамону и мускатному ореху.

Питта(огонь)

У тебя нормостеническое телосложение. Ты обладаешь взрывным характером, часто гневаешься и краснеешь. Скорее всего, у тебя тонкие светлые или рыжие волосы. Пищеварение очень интенсивное. Твое тело почти усыпано родинками. Кожа розовая, склонная к покраснениям и перегреву. Тебе некомфортно в жаркую погоду. Плохо переносишь жажду и голод.

Для твоего организма очень полезны бобовые, сельдерей, спаржа, цветная капуста, молочные продукты. А в качестве специй наиболее подходящие — кориандр, корица, мята и укроп. Необходимо исключить из рациона красное мясо, орехи, имбирь и шафран.

Капха(слизь)

Ты относишься к типу людей, предрасположенных к полноте. Причиной этого может быть неправильное питание или замедленный обмен веществ. Ты можешь очень быстро набирать вес, от которого потом достаточно сложно избавиться.

У тебя ширококостное телосложение, ты медлительна и любишь подольше поспать. Положительными сторонами твоего характера являются уравновешенность, миролюбие, уверенность в себе.

Также отличительной чертой данного типа служат густые блестящие волосы, большие глаза, чистая, плотная кожа, густые ресницы и довольно широкие плечи.

Ты прекрасно себя чувствуешь в любую погоду и при любых условиях. Ты спокойна, тебя достаточно трудно расшевелить и разозлить.

Обменные процессы в организме сильно замедленны.

Если ты заметила в себе какие-либо черты капхи, то тебе нежелательно употреблять любые сладости, исключение может составить небольшое количество меда. А также рекомендуется ограничить употребление в пищу белого риса, говядины и курицы.

Определи свой ДОША-ТИП

Вата

  • Строение тела: Высокий или низкий рост, худощавое телосложение.
  • Вес: Небольшой вес, с трудом набираешь килограммы.
  • Кожа: Сухая, тусклая.
  • Волосы: Жесткие, вьющиеся.
  • Выносливость: Плохая.
  • Характер: Энергичный, творческий.
  • Реакция на стрессовые ситуации: Склонна к тревоге и переживаниям.

Питта

  • Строение тела: Крепкое телосложение. Мышцы в тонусе.
  • Вес: Умеренный, но набрать или скинуть килограммы — не проблема.
  • Кожа: Теплая, влажная, склонная к появлению сыпи и потливости.
  • Волосы: Тонкие.
  • Выносливость: Средняя.
  • Характер: Амбициозная, организованная, смелая и волевая. Реакция на стрессовые ситуации Склонна к раздражению и злости.

Капха

  • Строение тела: Пышные формы, склонность к полноте.
  • Вес: Быстро набирашь, сбрасываешь с трудом.
  • Кожа: Плотная, жирная и холодная.
  • Волосы: Толстые, длинные, блестящие, прямые или волнистые.
  • Выносливость: Хорошая.
  • Характер: Спокойная, добрая, великодушная, последовательная и медлительная.
  • Рекция на стрессовые ситуации Быстро устаешь, неэнергичная. Тяжело довести до слез.

Главные принципы питания:

  • Основной прием пищи должен приходиться на полдень.
  • Есть необходимо в спокойной, тихой атмосфере, ни на что не отвлекаясь(не смотреть телевизор, не читать).
  • Не ешь в повышенном эмоциональном состоянии(возбуждение, злость, беспокойство, печаль).
  • Перерыв между приемами пищи должен быть не менее трех часов.
  • Медленно и тщательно пережевывай пищу.
  • Съедай ¾ порции от желаемого.
  • Не ешь холодную пищу.
  • Не пей много жидкости во время еды, особенно холодной; желательно запивать пищу горячим аюрведическим кипятком(то есть водой, кипевшей 15−20 минут).
  • Не употребляй молоко с другими продуктами, особенно с теми, которые обладают кислым или соленым вкусом. Его можно пить только кипяченым и горячим(можно с сахаром), желательно со специями(с перцем, кардамоном).
  • Используй специи для лучшего переваривания и усвоения пищи.
  • Забудь о промышленном сыре(из-за сычужного фермента), йогурте(из-за желатина), мороженом.
  • Учитывай при питании свои индивидуальные физиологические особенности, время года, погоду.
  • Не ешь кислую и соленую пищу перед сном(не следует пить даже кефир).

Ежедневная диета должна включать:

  • 40−50% хорошо приготовленного риса(басмати) или зерновых(пшеница, ячмень)
  • 15−30% хорошо проваренных бобовых(дал, мунг-дал, маш, чечевица, горох, фасоль)
  • 2−5% овощных супов
  • ½ ч. л. пикулей — солений и т. п.

Пример аюрведического обеда:

В грамотно приготовленный аювердический обед входят 6 этапов приема пищи. Считается, что такой порядок помогает восстановить баланс сил в организме. Правило здесь простое — продукты, на переваривание которых требуется больше времени, съедаются первыми.

  1. Мучное или тяжелое сладкое — например, торт, пирог или хлеб с маслом.
  2. Сырые овощи: салаты со сметаной или оливковым маслом, лимонным соком и специями.
  3. Бобовые: чечевица, фасоль или горох.
  4. Вареные, тушеные или жаренные на топленом масле овощи.
  5. Рис или другая крупа с чатни(соусом), специями и маслом.
  6. Свежие фрукты или сок, компот, чай из специй.
  7. Совершенно необязательно съедать все это изобилие в один присест. Схема может быть разбита на целый день, и тогда на завтрак мы получим привычный бутерброд с домашним сыром, салат и гороховый суп — на обед, овощи с рисом — файф-о-клок и фрукты на ужин. Можно придумать и другие комбинации.

Екатерина Козейкина
Фото Camerapress/Fotodom