В небе ночные ведьмы история создания. «Ночные ведьмы»: судьба летчиц в годы Великой Отечественной войны


В дни празднования Великой Победы нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали.

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46-й гвардейский нбап) - женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила сформированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.

Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт. Некоторое время начальником штаба полка была Фортус, Мария Александровна.

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.


Командир женского авиаполка Е.Д. Бершанская ставит боевую задачу своим летчицам

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек - большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года. Тогда это была территория Сальских степей. Тогда же полк понёс первые потери.


Летный состав полка. Ассиновская 1942 год.

До августа 1942 года полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя. С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа. В январе 1943 года полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника.


Верные подруги Т. Макарова и В. Белик. Ассиновская 1942 год

Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.


Вручение полку гвардейского знамени.10 июня 1943 года. Ивановская.

Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб! За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».


Группа лётчиц 46-го гвардейского полка. Кубань, 1943 год.

С марта по сентябрь 1943 года лётчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска. С ноября 1943 по 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове (в том числе знаменитый Эльтиген), освобождение Крымского полуострова и Севастополя.


Летчицы у фронтовой землянки в Геленджике.
Сидят Вера Белик, Ира Себрова, стоит Надежда Попова.

В 46-м гвардейском не было мужчин, все его воины – от летчиков и штурманов до техников – были женщины. Вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов, работницы фабрик и заводов. Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы. 23 из них удостоились звания героя Советского Союза. Среди них Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова.


Штурманы.Сидят Р. Гашева, Н. Меклин. Стоят Н. Ульяненко,Х. Доспанова, Е. Рябова, Т. Сумарокова. Осень 1942 года. Ассиновская.

46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели.

«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час.

На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.»- Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. «Нас называли ночными ведьмами».


Т. Сумарокова, Г. Беспалова, Н. Меклин, Е.Рябова,М. Смирнова,Т. Макарова, М. Чечнева.

Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.


С.Амосова и Т.Алексеева

Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом.


Командир дивизии вручает боевой орден штурману Н. Реуцкой. 1944 год.

Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие – закладывали своим трудом на земле основу боевых успехов в небе.


Технический состав полка. 1943 год

Однажды две летчицы вернулись с задания на совершенно разбитом самолете: как только их «ласточка» дотянула до аэродрома?.. Тридцать пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Подруги были уверены, что дня три им придется быть безлошадными. Но каково же было их удивление, когда самолет был восстановлен за 10 часов!


Перед полетами. Метеоролог докладывает летному составу полка о погоде.Пересыпь. Весна 1944 года.

Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8- 9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно.


Вера Хуртина, Таня Осокина, Лена Никитина,Тоня Розова, Шура Попова, Маша Рукавицына.1944-45 год.

И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Один пленный немецкий офицер на допросе жаловался, что "руссфанер" не дают им покоя по ночам и назвал наших летчиц "ночными ведьмами", из-за которых они не могут выспаться.


На полеты. Н. Студилина, Н. Худякова, Н. Попова, Н. Меклин, Ж. Гламаздина,?, С. Акимова

Летать приходилось в основном ночью, подходили к цели с приглушенным мотором. Это были опасные полеты в ночном небе, изрезанном клинками прожекторов, прошитом трассирующими снарядами. Это были риск и отвага, преодоление собственной слабости и страха, непременная воля к победе. Каждый полет для них был по-своему труден, а потому и памятен. Но были среди них те, что помнятся особенно, такие, когда минуты стоят недель и месяцев жизни, полеты, после которых появляется первая седина.


Летчицы Тоня Розова, Соня Водяник и Лида Голубева перед боевым вылетом.

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты и разыскала могилы всех погибших.


Слева направо сидят: летчик Аня Высоцкая, фотокор журнала "Огонек" Борис Цейтлин, штурман Ирина Каширина, командир эскадрильи Марина Чечнева; стоят: штурман и адьютант эскадрильи Мария Ольховская и штурман звена Ольга Клюева. За несколько дней до гибели Ани и Ирины. Июль 1943 г. Кубань.Ивановская.

Однако, помимо боевых, были и иные. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме после очередного вылета погибло 3 девушки: один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. Гибли экипажи и ещё до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.


Экипаж у боевого самолета

С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии. В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, помогая освобождать Могилёв, Червень, Минск, Белосток. С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августива, Варшавы, Остроленка. В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.


Небесный тихоход над поверженным Рейхстагом.

В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии. В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска. В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере. За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование. 15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.


Наталья Меклин (справа, 980 боевых вылетов) и Руфина Гашева (слева, 848 боевых вылетов).
Фото сделано уже после победы.

По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Сейчас, оглядываясь назад, трудно представить, что эти юные хрупкие девушки обрушивали смертельный груз на врага, уничтожали прицельным огнем фашистов. Каждый полет был экзаменом - испытанием на летное умение, на мужество, находчивость, выдержку. Они сдали его на "отлично".


«Групповой портрет лётчиц-героинь 46-го авиационного полка». 1985 Сергей Бочаров.

Утром 16 сентября командование отдало приказ о бомбардировке немецкого штаба, размещавшегося в центре Новороссийска. Задача была очень рискованной. Ведь экипажам предстояло выполнять ее в светлое время суток, был очень большой риск потерь от огня немецкой противовоздушной обороны. Но приказ летчицы выполнили. Немецкий штаб был разбомблен, а через непродолжительное время освободили и Новороссийск. Ведь не зря немцы называли отважных летчиц «ночными ведьмами».

Идея о создании особого женского авиационного полка родилась не сразу. Командование достаточно долго сомневалось, сможет ли полноценно воевать авиационная часть, состоящая из женщин. Но прославленной летчице Марине Расковой, стоявшей у истоков формирования «Ночных ведьм», удалось убедить высших руководителей Советского Союза и Народного комиссариата обороны.


Чтобы советское руководство дало добро на создание женских авиаполков Марине Расковой пришлось использовать все свои возможности, включая и личное знакомство с всесильным генсеком Иосифом Сталиным. У Марины Расковой авторитет в то время действительно был, причем немаленький. Вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко 24-25 сентября 1938 года Раскова в качестве штурмана участвовала в беспосадочном перелете по маршруту Москва - Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6450 км. Перелет длился 26 часов 29 минут, установив женский мировой рекорд дальности полета. Летчицы стали народными героинями. Уже 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова получили звание Героя Советского Союза.

К сожалению, в 1939 году 31-летняя майор Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе, Валентина Гризодубова продолжала службу в авиации, а Марина Раскова сделала головокружительную карьеру и в том же 1938 году, в 26-летнем возрасте, возглавила Управление международных воздушных линий СССР. Имея прямой выход на высших руководителей советского государства, с самого начала Великой Отечественной войны она стала развивать идею создания женских авиационных полков. Раскову поддержали тысячи советских женщин, рвавшихся на фронт. И Раскова смогла добиться своей цели. 8 октября 1941 года был издан приказ Народного комиссариата обороны СССР «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии», который и дал старт знаменитым «Ночным ведьмам».

Первым был сформирован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, командовать которым поручили 28-летней Евдокии Давыдовне Бершанской – летчице с десятилетним стажем, перед войной командовавшей авиазвеном в 218-м авиаотряде специального применения, дислоцировавшемся в станице Пашковской (Краснодарский край). Формирование полка началось в г. Энгельс, там же личный состав проходил подготовку. В отличие от двух других женских авиационных полков - 586-го истребительного (Як-1) и 587-го бомбардировочного (Пе-2), обладавших смешанным личным составом, в 588-м авиаполку служили исключительно женщины, причем на всех должностях – и летчиками, и штурманами, и механиками, и политработниками. В начале в полку насчитывалось 20 самолетов и 115 человек личного состава, из которых летный состав составлял 40 человек.

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт и 27 мая оказался в зоне боевых действий. Первый боевой вылет экипажей полка произошел 12 июня 1942 года. До августа 1942 года полк сражался в Сальских степях, затем на Дону и на Миусе, где понес первые боевые потери. На протяжении целого года полк участвовал в боях на Кавказе. 8 февраля 1943 года 588-й полк был переименован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.

В ночь на 1 августа 1943 года полк потерял сразу четыре самолета, поскольку немецкое командование, чтобы пресечь постоянные ночные бомбардировки, направило против полка специальную группу ночных истребителей с подготовленными летчиками. Атака немецких истребителей стала полной неожиданностью для «Ночных ведьм». Немецкий ас Йозеф Коциок, кавалер Железного креста, умудрился сжечь в воздухе три бомбардировщика, а четвертый бомбардировщик был сбит зенитной артиллерией. В результате погибли 20-летняя гвардии младший лейтенант Анна Высоцкая и ее штурман 22-летняя младший лейтенант Галина Докутович, гвардии младший лейтенант 22-летняя Евгения Крутова и ее штурман Елена Саликова, Валентина Полунина и ее штурман 22-летняя Глафира Каширина, Софья Рогова со своим штурманом Евгенией Сухоруковой. Но потери полка лишь заставили «Ночных ведьм» воевать еще более ожесточенно. Немецкое командование, которое сначала воспринимало сведения о появлении в составе советской авиации целого женского авиационного полка как продукт советской пропаганды, стало бояться наших летчиц как огня. И это очень точное сравнение, поскольку в результате ударов с воздуха взрывались и дотла сгорали самые разные объекты немецкой военной инфраструктуры, от транспортов до штабов.

Одной из самых ярких страниц в полка стали бои за Керченский полуостров, в которых «Ночные ведьмы» приняли самое активное участие. В задачу полка входило обеспечение высадки советского десанта на Керченском полуострове. Поскольку немецкая артиллерия вела огонь по советским десантным катерам, советские бомбардировщики работали парами – один бил по прожектору, освещавшему море, другой – по артиллерийскому орудию. Кроме того, шум моторов делал для немцев неслышимыми подход советских катеров. В том числе и благодаря летчицам, советским десантникам удалось высадиться и закрепиться на очень узкой прибрежной полосе. Но они сразу оказались под немецким обстрелом. У десантников очень быстро закончились продовольствие, медикаменты, боеприпасы. Поэтому перед «Ночными ведьмами» была поставлена новая задача – советские бомбардировщики сбрасывали десантникам патроны, бинты и лекарства, провизию. Для советских солдат, оборонявшихся на прибрежной полосе, такие полеты «Ночных ведьм» стали настоящим спасением. Ночные полеты продолжались 26 дней, при этом бомбардировщики полка взлетали каждые 5-10 минут. Самолет только успевал заправиться, загрузиться бомбами или боеприпасами и продовольствием для советских десантников и вновь вылететь на Эльтиген.

Во время боевых действий на Керченском полуострове погибли летчик Прасковья Прокопьева, которой было всего 24 года, и летевшая с ней штурман полка гвардии старший лейтенант 23-летняя Евгения Руднева. Перед экипажем была поставлена задача разбомбить объект в поселке Булганак севернее Керчи. На задание Руднева и Прокопьева вылетели в ночь на 9 апреля 1944 года. Для Евгении Рудневой это был ее 645-й вылет. Несмотря на юный возраст, Евгения была опытнейшим штурманом, а до войны училась на астронома на мехмате МГУ. На фронт выпускница третьего курса университета пошла добровольно, решив, что продолжит образование после войны. Рудневу направили в школу штурманов, а затем – в полк «Ночных ведьм», где она служила штурманом экипажа, эскадрильи, а потом и полка.

Прасковья Прокопьева, несмотря на наличие летного образования, очень долго пыталась попасть на фронт. Ее отправили в Монголию – перевозить гражданские грузы, но девушка упорно добивалась своей цели. На фронт Прасковья попала лишь в 1943 году. Самолет Прокопьевой и Рудневой был сбит огнем немецкой зенитной артиллерии, однако сбросить бомбы на объект летчицам все же удалось. Лишь спустя двадцать лет удалось узнать, что в Керчи захоронены некие неизвестные летчицы. Это и были Руднева и Прокопьева.

Героически сражались летчицы и во время освобождения Севастополя, к которому отступали гитлеровские части, вытесненные с Керченского полуострова. Главной задачей полка в это время была бомбардировка немецких аэродромов в окрестностях города русской морской славы. Уже потом, после войны, ветераны полка вспоминали, насколько сложной была эта задача, как страшен был заградительный огонь немецких зениток. Но, тем не менее, полку не только удавалось отлично справляться с поставленными задачами, но и выйти из Севастопольской операции без потерь. Севастополь был освобожден 9 мая 1944 года. После освобождения Крыма «Ночные ведьмы» были переброшены в Белоруссию, где также шли ожесточенные бои с гитлеровскими оккупантами, а затем стали летать в Польшу. В январе 1945 года полк бомбил немецкие объекты в Восточной Пруссии, затем был переброшен на освобождение Гданьска, а с апреля 1945 года и до самой победы участвовал в прорыве обороны гитлеровцев на Одере.

За годы Великой Отечественной войны 23 военнослужащих полка были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. И их могло быть и больше. По сложившимся правилам, летавших на У-2 представляли к званию Героя Советского Союза при наличии 500 боевых вылетов. Но практически у каждой летчицы полка было столь внушительное количество боевых вылетов, что специально для «Ночных ведьм» планку подняли выше и стали представлять к званию Героя Советского Союза за 600 и более боевых вылетов. Если всего звания Героя Советского Союза были удостоены 59 пилотов, летавших на бомбардировщиках У-2, то более трети из них составляли летчицы одного лишь 46-го ночного бомбардировочного авиационного полка.

В 1995 году звания Героя Российской Федерации получили гвардии старший лейтенант Татьяна Николаевна Сумарокова, совершившая 725 боевых вылетов, и гвардии старший лейтенант Александра Федоровна Акимова, совершившая 680 боевых вылетов. Кроме того, в Казахстане звание Народный Герой получила гвардии старший лейтенант Хиуаз Каировна Доспанова, служившая штурманом-стрелком и совершившая 300 боевых вылетов. Хиуаз Доспановой удалось выжить во время авиакатастрофы, когда в темноте, возвращаясь на аэродром, один самолет сел на другой. Девушка получила тяжелейшие травмы, стала инвалидом 2-й группы, но вернулась в строй, чтобы продолжить службу.

Больше всех вылетов в полку за время войны совершила гвардии старший лейтенант Ирина Федоровна Себрова (1914-2000), командовавшая в полку авиационным звеном. На ее счету – 1004 боевых ночных вылета на бомбардировку войск противника. Конечно, Ирине Себровой было присвоено звание Героя Советского Союза. Общее же количество вылетов полка за три года участия в войне – 24 тысячи. Но при этом, хотя каждая из летчиц полка совершила огромное количество боевых вылетов, потери в личном составе были для авиационных полков минимальными. Так, за все время войны полк потерял 32 человека, причем это не только погибшие, но и умершие от ран и от болезней.

15 октября 1945 года Гвардейский Таманский Краснознаменный, ордена Суворова ночной бомбардировочный авиационный полк был расформирован. Поскольку в мирное время женщин в военные летчики было решено не брать, практически все героические летчицы полка были вынуждены уйти «на гражданку». Судьбы их сложились по-разному. Кому-то посчастливилось сделать серьезную карьеру на государственной службе или в партийных органах, кто-то прожил жизнь обычных тружениц. Так, Хиуаз Каировна Доспанова занимала пост секретаря Президиума Верховного Совета Казахской ССР, затем секретаря Алма-Атинского городского комитета партии, но была вынуждена уйти на пенсию в 40 лет – давали о себе знать последствия тяжелейших травм, полученных во время войны. Правда, на пенсии Хиуаз Каировна прожила почти полвека и скончалась только в 2008 году.

Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская вышла замуж за командира 889-го ночного легкобомбардировочного авиаполка Константина Бочарова и сменила фамилию, работала после войны в Комитете советских женщин, а скончалась в 1982 году в возрасте 69 лет от инфаркта. Раиса Ермолаевна Аронова после войны окончила окончила Военный институт иностранных языков, служила переводчиком в органах МВД СССР, КГБ СССР, в аппарате ЦК КПСС, вышла в запас в звании майора в 1961 году.

Разные люди – разные судьбы. Но все они были объединены единым страшным и героическим, но очень сближающим прошлым. Евдокия Яковлевна Рачкевич, служившая заместителем командира полка по политической части, после войны поставила своей целью объединять ветеранов полка, увековечивать память о погибших летчицах. Именно ей удалось обнаружить захоронение погибшей под Керчью Евгении Рудневой. Она изучила все места гибели пропавших без вести летчиц, проведя огромную работу. Именно благодаря этой замечательной женщине в 46-м ночном бомбардировочном авиаполку нет пропавших без вести, все захоронения героических летчиц установлены. Славный боевой путь «Ночных ведьм» от Сальских степей до Германии, бесстрашие советских летчиц – совсем молодых девушек – принесли полку вечную славу.

Во Вторую мировую войну на фронт ушли не только молодые семнадцатилетние парни, но и девочки-студентки. Юные красавицы, которые еще вчера готовились к экзаменам, встречались с парнями и мечтали о свадебном платье, сегодня боролись за жизнь своих соотечественников и свободу Родины. Кто-то из отважных девушек стал военной санитаркой, кто-то - разведчицей, кто-то - пулеметчицей, а кто-то - военной летчицей. Боролись с фашизмом они наравне с мужчинами, зачастую в одном полку.

«Ночные ведьмы»

Самым известным и при этом единственным женским полком в отечественной и мировой истории является 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков, ласково именуемый регулярной армией Советского Союза «Дунькиным полком» и со страхом прозванный, фашистскими солдатами «Ночными ведьмами».

«Ночные ведьмы» вначале вызывали у немецкой армии лишь презрительный смех, так как летали они на фанерных самолетах «У-2», которые при прямом попадании не составляло труда сбить из Однако в ходе сражений бесстрашные воительницы сумели показать, чего они стоят, внушив противнику ужас перед «ночными ласточками» (так девушки называли свои самолеты).

Женский авиационный полк ночных бомбардировщиков внес неоценимый вклад в победу.

«У-2» - картонный кукурузник или боевой «Небесный тихоход»?

«У-2» и «По-2» - это легкие фанерные самолетики, корпуса которых не были защищены от попаданий крупнокалиберного оружия. Они загорались при малейшем контакте с огнем. Медлительные машины, предел скорости которых был чуть выше 100 км/ч, набирали высоту до 500 метров, но в умелых руках девушек-летчиц превращались в грозное оружие.

С наступлением темноты из ниоткуда появлялся 46 женский авиационный полк ночных бомбардировщиков и забрасывал вражеские позиции бомбами.

Ракобольская с уважением отзывается о Расковой, которая сделала из «неоформленной, лохматой, с грязными волосами армии» профессиональный полк ночных бомбардировщиков. Со смехом вспоминает девяностолетняя Ирина Вячеславовна о своей девичьей обиде, когда ей, как и всему женскому полку, командование приказало коротко остричь волосы, и о досаде, возникшей, когда она узнала, как именуют их подразделение боевые братья.

Женщина, воевавшая за народ, за будущее своих детей, со слезами на глазах рассказывает о том, как сложилась судьба некоторых девушек из «Дунькиного полка» после войны, ведь не каждая из них нашла свое призвание в мирное время. Однако мудрая Ирина Вячеславовна Ракобольская, не держит зла ни на власть, ни на взбалмошную молодежь. Она считает, что, начнись война в наше время, молодые ребята и девушки, ни минуты не сомневаясь, отправились бы защищать Родину.

«Ночные ведьмы» в искусстве

Слава настигла полк и в сфере искусства. Про отважных девушек снято немало фильмов и спето множество песен.

Первая кинолента про 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков с названием «1100 ночей» была снята Семеном Ароновичем еще при Советском Союзе, в 1961 году. Через 20 лет на экраны вышел еще один фильм - «В небе «Ночные ведьмы».

В известном и всеми любимом произведении «В бой идут одни старики» за основу сюжета взяли историю «Ночной ведьмы» Надежды Поповой и летчика Семена Харламова.

Некоторые иностранные группы, такие как Hail of Bullets и Sabaton, в своих композициях прославляют 46 гвардейский женский полк.

24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.

После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».

Марина Раскова

Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.

За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.

Другая героиня из этой отважной троицы женщина-максималист — Полина Осипенко. Человек удивительной судьбы, чей пример наглядно показывает, как можно своим упорством и трудом добиться любых целей. Не поступив в Качинскую лётную школу, Полина не отчаялась и устроилась работать в столовую для пилотов. Тренировочные полеты происходили на нескольких площадках. Регулярно к 12 часам на фанерном У-2 доставляли завтраки для пилотов. На этих бипланах будущая прославленная летчица как раз и получала свои первые навыки.

Поворотный момент в судьбе Полины случился в тот момент, когда К. Е. Ворошилов однажды посетил Качинское училище. Немного расхрабрившись, летчица обратилась с просьбой к военачальнику, чтобы ее зачислили в учебное заведение. И ее приняли вопреки установленным правилам. Окончив летное училище, Полина зачислилась в авиационную часть. Там она совершенствовала свои навыки так же упорно и настойчиво, как когда-то в колхозе была ударницей труда и ставила сельскохозяйственные рекорды.

В 1936 году летчица Полина Осипенко поднялась на высоту 9 100 метров, установив свой первый мировой рекорд. До нее так высоко не поднималась ни одна женщина в мире! Дальше были другие достижения, в том числе и легендарный беспересадочный перелет Москва — Дальний Восток, после которого ее наградили званием Героя Советского Союза. В мае 1939 года уже в звании майора Полина Осипенко при загадочных обстоятельствах погибла в авиакатастрофе вместе с летчиком Анатолием Серовым. Подробности гибели Полины Осипенко и Анатолия Серова неизвестны до сегодняшнего дня.


Полина Осипенко

В отличие от Полины Осипенко, чей славный путь трагически оборвался в 1939-м, и Марины Расковой, погибшей в 1943-м, Валентина Гризодубова прожила до 1993 года. Валентина с детства была привязана к небу: еще ребенком она летала на аэроплане вместе с отцом, авиаконструктором, летчиком и изобретателем. С малых лет судьба Валентины Гризодубовой была предопределена.

Поступив в Харьковский технологический институт, Валентина все еще грезит мечтой стать летчицей, и она добивается приема у наркома С. Орджоникидзе. Благодаря его содействию 4 ноября 1928 г. она зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончив обучение за три месяца, Гризодубова далее поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем в 1929 году в школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 года подготовила 36 летчиков.

Она по праву была назначена командиром самого известного женского экипажа страны, ее лидерские качества проявились не только в рекордном авиаперелете Москва — Дальний Восток, но и во время Великой Отечественной войны. В 1942 году Валентине Степановне поручили комплектование целого авиационного полка, состоявшего исключительно из мужчин-летчиков. В активе полковника Гризодубовой более 200 боевых вылетов, в том числе ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставка за линию фронта боеприпасов и военных грузов.


Валентина Гризодубова

После войны у Гризодубовой сложилась блестящая карьера, которая пришлась на, пожалуй, лучшее время советского авиастроения, чьими наработками мы пользуемся по сей день. В жизни Валентина Степановна была прекрасным отзывчивым человеком, готовым на большие поступки ради несправедливо обиженных. По утверждению ее приемного сына, именно она заступилась за репрессированного в 1939 году С. П. Королева и позволила ему освободиться досрочно в 1944 году с дальнейшим назначением на должность главного конструктора по летным испытаниям.

Их называли «ночными ведьмами» и «легендами» - героических девушек, которые отчаянно боролись за победу нашей страны в годы Великой Отчественной войны. Отважные боевые девушки от 15 до 29 лет в составе 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка принимали участие в освобождении Новороссийска, боях на Кубани, Крыму, Беларуси, Польше, добрались до Берлина. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР. Руководила формированием Марина Раскова, ей было всего 29 лет. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.

stihi.ru

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельсе. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Только женщины занимали здесь все должности: от механиков и техников до штурманов и пилотов.

Подвиги «ночных ведьм» уникальны - на счету бомбардировщиц тысячи вылетов и десятки тонн сброшенных на вражеские позиции бомб. И это на деревянных бипланах ПО-2, которые создавались никак не для военных целей и немецким силам противовоздушной обороны мало чем могли ответить!

oldstory.info

Наш учебный самолет создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для летчика и штурмана. До войны на этих машинах летчики проходили обучение. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскостью самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.

Никакие трудности не пугали летчиц. А когда им хотелось почувствовать себя просто женщинами, они устраивали танцы на аэродроме прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны.

Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы - повседневная с брюками и парадная с юбкой.
На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях.

colors.life

Каждую ночь летчицы успевали делать по 10−12 вылетов. Они не брали с собой парашюты, предпочитали вместо них схватить с собой дополнительную бомбу. Полет длился час, потом самолет возвращался на базу, чтобы заправиться и подвесить бомбы. Время на подготовку самолета между полетами занимало пять минут.

Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем - ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку… И тогда мы ввели новую систему обслуживания - дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ. Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету.

Разные истории привели женщин на войну. Среди них есть и трагические. Евдокии Носаль пришла на фронт, чтобы меньше думать о смерти новорожденного сына. Сразу после того, как Евдокия родила, в Бресте началась бомбежка родильного дома. Евдокия выжила, а тело своего сына она потом нашла под обломками.

pokazuha.ru

Дуся чудом осталась жива. Но она не могла уйти с того места, где еще недавно стоял большой светлый дом. Там, под обломками, лежал ее сын… Она скребла ногтями землю, цепляясь за камни, ее оттаскивали силой… Дуся старалась забыть все это. Летала, летала и каждую ночь успевала сделать больше боевых вылетов, чем другие. Она всегда была первой. Она приехала к нам, летала блестяще, а на приборной доске ее самолета всегда был прикреплен портрет ее мужа, тоже летчика - Грицко, так с ним и летала. Дусю первой мы представили к званию Героя Советского Союза.

colors.life

Из дневника летчицы Жени Рудневой:

«24 апреля.
Вчера утром прихожу к штурманам, собирающимся бомбить, поругала их за отсутствие ветрочетов и спрашиваю Нину Ульяненко: „Да, Нина, ты была на полетах, как там, все в порядке?“ Нина странно взглянула на меня и каким-то чересчур спокойным голосом спрашивает: „Что - все в порядке?“
- Ну, все благополучно?
- Дусю Носаль убили. Мессершмит. У Новороссийска…
Я только спросила, кто штурман. „Каширина. Привела самолет и посадила“. Да, у нас всякий раз что-то новенькое. И обычно всякие происшествия на старте бывают без меня. Дуся, Дуся… Рана в висок и затылок, лежит как живая… А ее Грицко в Чкалове…
А Иринка молодец - ведь Дуся навалилась на ручку в первой кабине, Ира привставала, оттягивала ее за воротник и с большим трудом вела самолет. Все еще надеялась, что она в обмороке…
Что бы я вчера ни делала, все время думала о Дусе. Но не так, как это было год назад. Теперь мне стало гораздо тяжелее, Дусю я знала близко, но сама я, как и все, стала другой: суше, черствее. Ни слезинки. Война. Только позавчера летала я на эту цель с Люсей Клопковой… Утром мы с ней со смехом выпили за то, что нас не подбили: мы слышали под плоскостями разрывы зениток, но они нас не достали…»

«…В гробу она лежала строгая, с перебинтованной головой. Трудно было сказать, что белее - ее лицо или бинт… Прозвучал салют из винтовок. Низко-низко пролетела пара истребителей. Они покачали крыльями, посылая прощальный привет.»

Летчица Наталья Кравцова попала на фронт тоже по своей воле. Она росла на Украине, в Киеве и Харькове. Там окончила школу и аэроклуб, а в 1941-м переехала в Москву и поступила в Московский авиационный институт.

tvc.ru

Началась война, и девушка вместе с другими студентами отправилась на строительство оборонительных укреплений под Брянском. Вернувшись в столицу, записалась, как и другие будущие «ночные ведьмы», в женскую авиационную часть Марины Расковой, окончила Энгельсскую военную школу пилотов, а в мае 42-го попала на фронт.

Была штурманом, а позднее переучилась на пилота. Первые вылеты в качестве летчика совершила в небе над Таманью. Ситуация на фронте была непростой, немецкие силы отчаянно сопротивлялись советскому наступлению, а противовоздушная оборона на занятых рубежах была насыщена до предела. В таких условиях Наталья стала настоящим асом: научилась уводить самолет от вражеских прожекторов и зениток, уходить невредимой от ночных истребителей немцев.

Вместе с полком командир звена гвардии лейтенант Наталья Меклин прошла путь длиной в три года, от Терека до Берлина, совершив 980 боевых вылетов. В феврале 45-го она стала Героем Советского Союза.

wikipedia.org

После войны Наталья Кравцова писала повести и рассказы о Великой Отечественной войне. Наиболее известная книга - «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков» - была написана совместно с ее фронтовой подругой Ириной Ракобольской.

Другая летчица, Ирина Себрова, была одной из первых, кто обратился к Марине Расковой с просьбой зачислить ее в формирующийся женский авиаполк. Она окончила московский аэроклуб, работала инструктором и до войны выпустила несколько групп курсантов.

lib.ru

Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов - 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов.

Над Донбассом, Новороссийском и Эльтигеном, в Белоруссии, Польше и Германии Себрова поднимала свой самолет против врага. За годы войны она дослужилась до звания гвардии старшего лейтенанта, прошла путь от простого пилота до командира звена. Была трижды награждена орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, множеством медалей, в числе которых «За оборону Кавказа».

Летчице Евгении Жигуленко был всего 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт. Первые боевые вылеты в небе над Донбассом совершила в качестве штурмана, работая с Полиной Макогон. Уже в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду - орден Красного Знамени. В представлении говорилось: «Тов. Жигуленко - лучший стрелок-бомбардир полка».

mtdata.ru

Вскоре, набравшись опыта, Жигуленко сама пересела в кабину пилота и стала одной из самых результативных летчиц в полку. В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевой характеристике летчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов.

Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза.

Всего за три фронтовых года летчица совершила 968 вылетов, сбросив на нацистов около 200 тонн бомб!

После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них - «В небе «ночные ведьмы» - посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

К сожалению, в полном составе полк с войны не вернулся. Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где падали самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

livejournal.com

Самым трагичным эпизодом в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли, почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста, Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов. Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

yaplakal.com

Однако помимо боевых были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина, а 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге лётчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна лётчица - Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы: у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей она стала инвалидом 2-й группы. Также погибали экипажи ещё и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

К сожалению, выживших «ночных ведьм» после войны многие забыли. В 2013 году в почтенном 91-летнем возрасте тихо ушла из жизни гвардии майор запаса Надежда Васильевна Попова, последняя из двадцати трех боевых летчиц - «ночных ведьм», награжденных в годы войны Золотой Звездой Героя Советского Союза. Тихо, потому что в день ее смерти, 6 июля, о случившемся коротко сообщили разве что несколько информагентств.

nadir.ru

Погибшие подруги

Малахова Анна и Виноградова Маша Энгельс, 9 марта 1942 г.
Тормосина Лилия и Комогорцева Надя Энгельс, 9 марта 1942 г.
Ольховская Люба и Тарасова Вера Донбасс, сбиты в июне 1942 г.
Ефимова Тоня умерла от болезни, декабрь 1942 г.
Ступина Валя умерла от болезни весной 1943 г.
Макагон Полина и Свистунова Лида разбились при посадке 1 апреля 1943 г., Пашковская
Пашкова Юля умерла 4 апреля 1943 г. после аварии в Пашковской
Носаль Дуся убита в самолете 23 апреля 1943 г.
Высоцкая Аня и Докутович Галя сгорели над «Голубой линией» 1 августа 1943 г.
Рогова Соня и Сухорукова Женя - -
Полунина Валя и Каширина Ира - -
Крутова Женя и Саликова Лена - -
Белкина Паша и Фролова Тамара сбиты в 1943 г., Кубань
Масленникова Люда погибла при бомбежке, 1943 г.
Володина Таисия и Бондарева Аня потеряли ориентировку, Тамань, март 1944 г.
Прокофьева Панна и Руднева Женя сгорели над Керчью 9 апреля 1944 г.
Варакина Люба погибла на аэродроме в другом полку в 1944 г.
Макарова Таня и Белик Вера сгорели в Польше 29 августа 1944 г.
Санфирова Леля подорвалась на мине после прыжка с горящего самолета 13 декабря 1944 г., Польша
Колокольникова Аня разбилась на мотоцикле, 1945 г., Германия

  • В 1981 году в прокат вышел советский художественный фильм «В небе „Ночные ведьмы“» режиссёра Евгении Жигуленко. Прообразом части, где служат героини фильма, стал 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, сформированный по предложению Марины Расковой [ . Режиссёр фильма Евгения Жигуленко воевала в составе этого авиаполка, была командиром звена и за проявленное в боях мужество стала Героем Советского Союза.
  • В 2005 году появилась книга Олега и Ольги Грейг «Походно-полевые жёны», в которой лётчицы изображены сексуально распущенными. Авторы так же обвинили их в том, что награды вручались только через постель. Ветераны полка подали на авторов в суд за клевету. Было возбуждено уголовное дело, которое было прекращено в связи с гибелью О. Грейг.