В российской империи проживало народов. Народы российской империи на снимках прокудина-горского

§ 33-34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Многонациональная страна. Численность населения Российской империи в XVIII в. постоянно росла. Если в 1720 г. в стране проживало 15,7 млн, то в 1795 г. – 37,4 млн человек. Высокие темпы роста населения были связаны как с повышением рождаемости, так и с увеличением территории Российской империи.

Расширение границ России шло за счет земель, населенных украинцами, белорусами, литовцами, поляками, финнами, евреями и другими народами. В 1795 г. доля русских в общей массе жителей страны составляла 49 %, украинцев – около 20, белорусов – 8, поляков – 6, финнов – 2, литовцев – 1,9, татар – 1,9, латышей – 1,7, евреев – 1,4, эстонцев – 1,1 %. Молдаване, ненцы, удмурты, карелы, коми, марийцы, калмыки, башкиры, чуваши и многие другие народности составляли 1 % населения Российской империи.

Многие народности были освобождены от тяжкого бремени рекрутской повинности. Они не знали и крепостного права, которое стало уделом только русских, украинцев, белорусов и народов Прибалтики.

В Россию переселилось немало колонистов: немцев, молдаван, греков, армян, сербов, болгар. Продолжался процесс заселения и освоения новых земель на окраинах страны, в котором активно участвовали русские, украинцы, татары, мордва, чуваши, марийцы.

Особое положение занимали евреи, которые проживали на территории, вошедшей в состав страны после разделов Речи Посполитой, а также в Новороссии, на Левобережной Украине и частично в Прибалтике. Законы, принятые в 1790-х гг., определяли границу территорий, на которых им разрешалось постоянно проживать, – черту оседлости. Введение черты оседлости ущемляло права еврейского народа.

Русские. В XVIII в. их численность выросла с 11 до 20 млн человек, но удельный вес в составе населения страны сократился. Русские в основном жили в центральных и северо-западных районах страны. Здесь их доля в общей численности населения превышала 90 %. В 1780-х гг. русские переселенцы появились на Северном Кавказе, росло их число и в Сибири. Русские перебирались в Новороссию и на земли Войска Донского, в Екатеринославскую и Таврическую губернии.

Быт основной массы сельского населения изменился незначительно: тот же каждодневный труд на земле, где взрослые и дети работали значительную часть года, те же подати и повинности в пользу казны и помещика. Наряду с этим развитие рыночных отношений вело к расслоению крестьян на богатых и бедных. Зажиточное крестьянство стремилось подражать горожанам в планировке домов, пище и одежде.

Крестьянский быт, в свою очередь, влиял на жизнь горожан. Сельская местность начиналась сразу за городской чертой. Развитие отходничества, учеба, рекрутчина, посещение церквей и монастырей (богомолье), совместное участие горожан и крестьян в многочисленных войнах – эти и другие формы общения способствовали взаимному обогащению крестьянской и городской культуры.

В XVIII в. большинство горожан жили в деревянных домах. Каменные жилые постройки были не редкостью только в Петербурге и Москве. Внутренние помещения дома украшали деревянной резьбой, зеркалами и занавесками, дорогой мебелью и посудой. Вокруг дома сажали садовые деревья. Обычно дома горожан были одноэтажными или двухэтажными. В Москве и Петербурге появлялись трех– и четырехэтажные дома, построенные в западноевропейском стиле. В темное время суток окна закрывались ставнями.

Неизвестная в русском костюме. Художник И. Аргунов

Крестьянский обед. Художник М. Шибанов

Городские жители пользовались в быту предметами европейского образца. В домах знати вилки, ножи и ложки были серебряными (отсюда выражение – «столовое серебро»), тарелки и чашки – из фарфора, рюмки, стаканы и графины – из хрусталя. Основная масса горожан имела простую утварь. В крестьянской семье обычно ели из общей посуды. Однако и бедные, и богатые бережно обращались с предметами домашнего обихода.

Игра в пристенок. Художник Е. Корнеев

С петровских времен изменилась одежда горожан. Служащие обязаны были появляться в общественных местах в иноземном или, как его называли, «немецком» платье и парике, с введением гражданской формы – в мундире. Военные носили форму ярких, нарядных цветов, с высокими головными уборами и украшениями.

Украинцы. В середине XVIII в. Левобережная Украина с Киевом и Запорожьем входила в состав Российской империи, Правобережная Украина (от среднего течения Днепра до Карпат) находилась под властью Речи Посполитой. Низовья Днепра до Сиваша и Перекопа принадлежали Османской империи и ее вассалу Крымскому ханству, Закарпатье входило в состав Венгрии. Левобережная Украина была земледельческим районом. Огромные земельные владения имели украинское шляхетство, казацкая старшина и высшее духовенство. Они вели с российским правительством активную борьбу за сохранение автономии («прав и вольностей малороссийского народа»).

Андреевская церковь в Киеве Архитектор Б. Растрелли

В 1764 г. было упразднено гетманство и ликвидирована украинская автономия. С присоединением к России азовско-черноморских степей бывшие запорожцы составили так называемое черноморское казачество. После переселения на Таманский полуостров из них сформировали кубанское казачье войско.

В 1782 г. в соответствии с губернской реформой были основаны Киевское, Черниговское и Новгород-Северское наместничества. В следующем году население обязали платить подушную подать, был запрещен и переход крестьян от одного помещика к другому. На Левобережную Украину распространялись положения Жалованных грамот дворянству и городам. Не избежала Украина и секуляризации церковных земель.

После присоединения к России Причерноморья в результате русско-турецких войн плодородные земли этого края монархи дарили дворянству. Так, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский получил в собственность более 50 тыс. десятин земли, немногим меньше – Г. А. Потемкин и другие екатерининские вельможи.

Объединение украинских земель в составе Российского государства имело большое значение для братских народов – украинцев и русских, способствовало взаимному обогащению культур.

В развитии просвещения и науки на Украине большую роль играла Киево-Могилянская академия. Российскому обществу были известны работы философа и писателя Г. Сковороды и исторические сочинения Г. А. Полетики. В 1789 г. в Харькове был основан первый на Украине театр. Украинские корни имели талантливые композиторы А. Л. Ведель, Д. С. Бортнянский, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. П. Лосенко, скульпторы М. И. Козловский и И. П. Мартос. Украинцы интенсивно заселяли причерноморские степи и Крым, участвовали в хозяйственном освоении этого богатейшего края, а также переселялись на земли Войска Донского и Северного Кавказа, в Воронежскую и Курскую губернии.

Белорусы. В середине XVIII в. Белоруссия находилась в составе Речи Посполитой. Большинство крестьянских хозяйств отрабатывали барщину, незначительная часть государственных крестьян платила денежный оброк. Крепостнические порядки усугублялись тяжким национальным и религиозным гнетом: польские помещики насильственно насаждали католичество, стремились ополячить белорусов, лишить их собственной культуры. Белорусская шляхта и богатые горожане получали образование в католических школах, а также в Виленской академии.

Во второй половине XVIII в. Белоруссия вошла в состав Российской империи.

Белорусы

Ее население составляло более 3 млн человек. Российское правительство освободило население Белоруссии от уплаты государственных налогов, но практиковало раздачу государственных земель и населявших их крестьян российскому дворянству.

Около 90 % белорусов проживали в Минской и Могилевской губерниях, несколько меньше – в Витебской и Гродненской, в Виленской губернии основное население составляли литовцы.

Вхождение Белоруссии в состав России способствовало вовлечению экономики края в товарное производство и общероссийский рынок, росту крупных мануфактур, применению на них вольнонаемного труда. Активно развивалось дорожное строительство, прокладывались каналы.

Воссоединение белорусов и русских в едином государстве отвечало интересам двух братских народов, родственных по происхождению, языку, культуре и историческому прошлому.

Народы Прибалтики. После присоединения к России Прибалтика стала морскими воротами страны, а порты Таллин, Пярну, Нарва, Рига заняли важное место во внешней торговле. Российское правительство подтвердило прежние привилегии прибалтийских и немецких помещиков. Они составили местную администрацию. Официальным языком в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях являлся немецкий.

Эстонские и латышские дворяне увеличивали барщину, что вызвало народные волнения и заставило правительство пойти на уступки. Д. И. Фонвизин, путешествовавший по Прибалтике, писал: «Мужики против господ, а господа против них так остервенели, что ищут погибели друг друга».

Панорама Риги. Гравюра XVIII в.

Больше всего латышей (до 80 % населения) проживало в Курляндии; в Лифляндии их было немного, здесь значительную часть населения составляли немцы. Эстонцы жили почти во всех уездах Эстляндии, а в Лифляндии составляли почти половину населения края. Литовское население преобладало в Виленской губернии, небольшая его часть обосновалась в Гродненской губернии и Лифляндии.

Народы Поволжья и Приуралья. Во второй половине XVIII в. на территории Среднего Поволжья увеличивалась доля русского населения. Некоторые нерусские народности перебрались в Заволжье и Приуралье, потому что помещики захватывали земли и заселяли их крепостными крестьянами из центральных районов России. Основную массу крепостных в Поволжье составляли русские. Правительство переселяло государственных крестьян, в число которых входила большая часть нерусского населения Поволжья (мордва, марийцы, чуваши, татары), на новые земли в Башкирию.

Основным занятием населения Поволжья оставалось земледелие. Только татары, наряду с земледелием, занимались разведением скота для выделки кож и получения шерсти с целью их продажи. Марийцы, мордва и чуваши развивали огородничество и продавали выращенные овощи в городах. По мере сокращения лесов и расширения пашни охота уже не являлась одним из основных занятий населения этого края.

Несмотря на то что значительная часть удмуртов, марийцев, чувашей и почти вся мордва приняли христианство, они продолжали верить своим языческим богам и приносили им жертвы. В основной массе татары оставались мусульманами. Татарский язык изучался в Казанской гимназии по букварю и грамматике И. Хальфина.

Азбука и грамматика татарского языка И. Хальфина

Большинство татар проживали в Казанской губернии. Их поселения были в Симбирской и Пензенской губерниях, а также в Нижнем Поволжье. После завоевания Россией Крыма крымские татары перебрались в Турцию, и лишь часть их осталась на прежних местах.

Во второй половине XVIII в. территория Башкирии входила в состав Оренбургской губернии. Башкиры имели льготы: не платили подушную подать и были освобождены от рекрутской повинности. Они не знали крепостного права. Население Башкирии было многонациональным – здесь проживало 70 тыс. башкир, более 100 тыс. татар, чувашей, марийцев и удмуртов, а также более 130 тыс. русских. Башкиры вели кочевой или полукочевой образ жизни. Земля находилась в собственности общины. Однако башкирская знать пользовалась правом распределения кочевий.

В Нижнем Поволжье обитали калмыки, переселившиеся в прикаспийские степи в первой половине XVII в. из Центральной Азии. Они исповедовали ламаизм. Власть принадлежала родовой знати и духовенству, им рядовые общинники платили натуральный или денежный оброк. При Екатерине II земли в калмыцкой степи активно раздавались дворянам. В 1770-е гг. значительная часть калмыков ушла в Джунгарию (Северо-Западный Китай).

Народы Сибири. В конце XVIII в. в Сибири было две губернии – Тобольская и Иркутская, они делились на области, а области – на уезды. Народы Сибири подчинялись местной администрации на основе «Положения об управлении инородцами». Как правило, местные князья приносили присягу (шерть) о подданстве и давали обязательство своевременно платить ясак. Они сохраняли самостоятельность в управлении своими территориями.

Сибирь была одной из самых многонациональных территорий Российского государства. Ненцы (самоеды), ханты (остяки), манси (вогулы), сибирские татары, нганасаны, хакасы, эвенки (тунгусы), эвены, якуты, юкагиры, чукчи, камчадалы (ительмены), айны (курилы) – далеко не полный перечень народов, населявших Россию от Уральских гор до Камчатки и Курил.

В XVIII в. шло дальнейшее имущественное расслоение у оленеводческих народов. Ханты, манси и селькупы принимали христианство, но крещение часто носило формальный характер. По свидетельству современников, новокрещенные «потаенно делают идолослужение и шаманства».

Широко расселялись по территории Сибири северные тунгусы. К России мирно присоединили земли чукчей и эскимосов.

Якуты осваивали новые места обитания на северо-западе и северо-востоке Сибири. Усиление имущественного расслоения привело к появлению знати (тойонов), рядовых якутов – свободных общинников и зависимых работников (захребетников). Администрация Сибири возложила на тойонов обязанности по сбору ясака. Кроме того, тойоны выдавали так называемые билеты, без которых ни один якут не имел права покинуть свое поселение.

Процесс имущественного расслоения наблюдался и среди бурятов. В 1781 г. состоялся съезд бурятской знати, утвердивший «Степное уложение». Господствующей религией восточных бурят стал ламаизм. В Забайкалье появились ламаистские монастыри (дацаны).

В конце XVIII в. появились русские поселения на Аляске.

В Сибири земля принадлежала государству. Крестьяне делились на государственных, приписных и монастырских. Последние после секуляризации церковных земель образовали категорию экономических крестьян.

В ходе Северной войны в Сибири развивалась горнодобывающая и металлургическая промышленность. Значительную часть сибирского серебра и золота давал Змеиногорский рудник. Крупными центрами местной промышленности стали заводы Алтая и Нерчинский рудник в Забайкалье. Население Сибири успешно торговало с Китаем.

Вид города Тобольска

Рост русского населения в крае шел не только за счет крестьянских переселенцев. Сибирь была местом ссылки донских и запорожских казаков, раскольников, помещичьих крестьян и дворовых людей, совершивших «предерзостные поступки» в отношении господ.

Казахстан. В XVIII в. казахские племена в зависимости от мест кочевий делились на три жуза: Старший, Средний и Младший. Различные ханства, расположенные на территории жузов, вели между собой ожесточенную борьбу за власть. В 1730 – 1740-е гг. большая часть казахов Младшего и Среднего жузов приняли российское подданство.

Главным занятием казахов было кочевое скотоводство. Казахская знать – ханы, султаны, баи – собирали с подданных натуральные повинности и налоги. Скотоводы отдавали своим хозяевам двадцатую часть скота, земледельцы – десятую часть урожая. Патриархальные отношения в крае соседствовали с остатками родового строя.

Народы Северного Кавказа. Многочисленные адыгейские племена занимали территорию за Кубанью, от реки Лабы до берега Черного моря и горную часть Западного Кавказа. Князья нередко были выходцами из семей, связанных родственными узами с крымским ханским домом.

В Кабарде дворяне сами выбирали себе владельца, и влияние местных князей было непрочным. Существовали народные собрания, в которых участвовали народные старшины, крестьяне-общинники, княжеские слуги. Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие. Российское правительство поддерживало князей, закрепляя за ними землю.

В Дагестане насчитывалось около пятнадцати княжеских владений. Крупным было Аварское ханство с 30 тыс. дворов. На высокогорные районы Дагестана ханская власть не распространялась. Здесь царили свои законы.

После Кючук-Кайнарджийского мира (1774) на Северном Кавказе в короткие сроки были сооружены крепости. Для охраны Военно-Грузинской дороги строился Владикавказ.

Колонисты поселенцы из других стран.

Черта оседлости – граница территории, на которой разрешалось постоянное жительство евреям.

Ламаизм форма буддизма, распространенная на территории России в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Вопросы

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 33 – 34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Многонациональная страна. Численность населения Российской империи в XVIII в. постоянно увеличивалась: если в 1720 г. в стране проживало 15,7 млн, то в 1795 г. – 37,4 млн человек. Высокие темпы роста населения были связаны как с повышением

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Территория Российской империи С 1462 по 1533 г. территория Московского государства выросла более чем в шесть раз (от 430 тыс. кв. км до 2800 тыс.).В 1552 г. Иван IV захватил Казань и таким образом устранил главный барьер на пути русской экспансии в восточном направлении. До конца XVI в.

Из книги Правда о «золотом веке» Екатерины автора Буровский Андрей Михайлович

ЛЮДИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Пётр I взошел на престол страны, где жило примерно 11 миллионов человек. «Примерно» - потому что точно никто не считал, не было переписей.Когда Екатерина II вступала на престол, население империи составляло примерно 20 миллионов челове К концу ее

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Персидское государство и народы империи В списке Геродота говорится о 70 народах и племенах, входивших в состав Персидской державы, тогда как в Бехистунской надписи приводятся названия лишь 23 стран. Что можно сказать об отношении персов к побежденным народам? Об этом

Из книги Полная история рыцарских орденов в одной книге автора Монусова Екатерина

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Из книги Полная история рыцарских орденов автора Монусова Екатерина

«Губерния Российской империи» Любителям послушать новости или сегодняшние хроники происшествий наверняка хорошо знакомо название «Институт Склифосовского». Москвичи, попавшие в серьезные передряги, частенько оказываются в его больничных палатах. А многие ли знают,

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

Погромы в Российской империи Среди определенных кругов существует устойчивое мнение, что правительство Российской империи делало все, чтобы не только спровоцировать еврейские погромы, но и поощрить их участников. Вот только факты говорят об обратном процессе.

Из книги Военная хитрость автора Лобов Владимир Николаевич

В войнах Российской империи Войны рассматриваемого периода характерны значительным увеличением масштабов военных действий сначала массовых, а затем и многомиллионных армий. Для России и ее вооруженных сил - это были Нарва и Полтава, победы П. А. Румянцева, А. В. Суворова

Из книги Палачи и казни в истории России и СССР (с илл.) автора

Казни в Российской империи В России смертная казнь как мера наказания упоминается в ряде древних памятников, например в Краткой Русской Правде (XI век). В летописях сохранились упоминания о казне разбойников по указанию Владимира Мономаха. В 1069 г. Изяслав казнил 70 человек

Из книги Палачи и казни в истории России и СССР автора Игнатов Владимир Дмитриевич

Из книги Вспомогательные исторические дисциплины автора Леонтьева Галина Александровна

Печати Российской империи Государственные печати. Изображения на государственной печати в этот период по существу своему не изменяются. Основными фигурами остаются двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Все изменения имеют частный, непринципиальный

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Под властью Российской империи К середине XIX столетия девять украинских губерний входили в состав Малороссийского, Киевского, Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторств России. За столетие их население выросло втрое - с 7,7 до 23,4 миллиона человек, в том числе и за

Из книги Российская империя в сравнительной перспективе автора История Коллектив авторов --

4 Судебные тяжбы: русское крестьянство и другие народы империи Поскольку законодательство империи инкорпорировало разнообразные судебные инстанции и местные обычаи, закон привлекал подданных к участию в определении составов преступления и разрешению гражданских

Из книги Российские предприниматели и меценаты автора Гавлин Михаил Львович

Бароны Российской империи Трое сыновей Григория Дмитриевича – Александр Григорьевич, Николай Григорьевич и Сергей Григорьевич 6 марта 1722 года были возведены Петром Великим в дворянское баронское достоинство Российской империи «в награду за помощь и труды, и за заслуги

Из книги За кулисами истории автора Сокольский Юрий Миронович

Золото Российской империи Золотой запас России многие годы хранился в столице, в сейфах Министерства финансов. После того как в 1917 г. немцы овладели Ригой и создалась угроза их наступления непосредственно на Петроград, Временное правительство перебазировало золотой

Российская империя была многонациональным государством. В конце 1850-х гг. оживилось на­ционально-освободительное движение в Польше. Приступая к подготовке и проведению либераль­ных реформ, Александр II не мог игнорировать необходимость решения национальных проблем. В Польше был смягчен полицейский режим. Учрежденный в 1861 г. государственный совет для Царства Польского состоял из поляков. Наместником в Польше стал великий князь Константин Николаевич - сторонник либеральных преобразований. Однако большинство поляков стремились освободиться от русской зависимости и создать в прежних границах независимое польское госу­дарство. Сотрудничать с российским правительством они отказывались. Основные политические силы были разделены современниками на два типа - «красных» и «белых».

«Белые» выражали интересы польской аристократии (помещики, крупная буржуазия), рас­считывали добиться восстановления автономии Королевства Польского на основе конституции 1815 г.

«Красные» опирались на революционно настроенную городскую молодежь (часть буржуазии и шляхетских кругов). Они стремились к восстановлению независимости Польши путем восста­ния. «Красные» связывали эту задачу с борьбой за интересы крестьянства. В отличие от «белых», которые были против постановки крестьянского вопроса, «красные» предлагали отменить барщи­ну и оброк и наделить крестьян землей без выкупа.

В начале 1860-х гг. «красные» создали повстанческую организацию, руководство которой бы­ло доверено Ярославу Домбровскому. Члены организации смогли установить контакты с русским революционным движением, намереваясь вместе и одновременно с обществом «Земля и воля» поднять восстание.

Поводом к восстанию в Польше стало проведение в ее городах рекрутского набора. Постав­ленный во главе польской администрации маркиз А. Велепольский, известный либерал, решил таким образом призвать на военную службу заподозренных в революционной деятельности моло­дых людей.

В ответ на это в январе 1863 г. Центральный национальный комитет «красных» объявил себя временным правительством и издал закон, провозглашавший крестьян собственниками земельных наделов. Государство брало на себя обязательство выплатить помещикам стоимость утраченных земель. Одновременно было организовано нападение на несколько русских гарнизонов. Вскоре вос­ставшие опубликовали Манифест, провозглашавший независимость Польши, а также политичес­кое и национальное равноправие. Через несколько недель к восстанию примкнули также «белые». Весной-осенью 1863 г. шла борьба за руководство восстанием. «Белые» медлили с проведением в жизнь аграрных декретов, не пошли на организацию народного ополчения. К руководству вновь пришли «красные». Между тем повстанческие отряды терпели военное поражение. К маю 1864 г. восстание было подавлено. Большую роль в поражении восстания сыграли действия правительства Александра II, которое узаконило реформы, разработанные повстанцами. Крестьяне становились собственниками наделов, находившихся прежде в их пользовании. Часть безземельных крестьян получала небольшие наделы за выкуп. После подавления восстания правительство повело наступ­ление на остатки автономии Польши. На ее территорию было распространено общероссийское управление. На административные, педагогические, церковные должности назначались русские кадры. Польских дворян лишили права избирать предводителей дворянства - их теперь назна­чали в Петербурге. Название царство Польское было заменено другим - Привислинский край.



Стремясь не допустить дальнейшего обострения национальных проблем, правительство Алек­сандра II, подавляя польское восстание, провело ряд преобразований в Финляндии. В 1863 г. был созван финский сейм, не созывавшийся в течение многих лет. Сейм установил сроки последую­щих своих созывов. Ликвидировался церковный контроль над образованием. В учебных заведени­ях вводилось обучение на финском языке.

В 1860-1870-х гг. Финляндия получила свою денежную систему, имела свою таможню. Доходы ее не поступали в общеимперскую казну.

Из уроженцев Великого княжества Финляндского комплектовались финские стрелковые ба­тальоны, находившиеся в подчинении местного генерал-губернатора.

В отличие от Финляндии и Польши, где правительством допускались определенные нацио­нальные послабления, в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) проводился более жесткий курс.

Рассматривая украинцев и белорусов как часть русского народа, правительство не признава­ло их языка и культуры.

Возникшие в ряде городов Малороссии культурно-просветительские организации - грома­ды - были обвинены в сепаратистской деятельности. Издание громадами литературы на укра­инском языке, изучение украинской поэзии и фольклора было воспринято правительством Алек­сандра II как стремление к обособлению. В 1863 г. министр внутренних дел запретил печатать учебно-популярную литературу, ставить спектакли и проводить концерты на украинском языке.

В 1850-1860-х гг. среди белорусской интеллигенции укрепилось представление о белорусах как о самостоятельном народе. Начала издаваться литература на белорусском языке.

Поскольку своих высших учебных заведений белорусы не имели, они обучались в Петербурге. Именно в столице империи возникла первая организация белорусской интеллигенции - «Го­мон». Если попытки интеллигенции сохранять и развивать национальную культуру не находили положительного отклика у правительства, то в социальных вопросах оно порой шло на уступки. Так, крестьяне нескольких губерний Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины были переве­дены на обязательный выкуп, им возвратили отрезанные от их наделов земли, снизили на 20 % барщину и оброк.

Более гибкую национальную политику правительство Александра II было вынуждено про­водить в Поволжье. Политика насильственной христианизации народов Поволжья не принесла ожидаемых результатов. Часть новокрещеных возвратилась к традиционным религиозным веро­ваниям.

В 1860-1870-х гг. XIX в. у народов Поволжья формировалась национальная интеллигенция. Большой вклад в развитие культуры татарского народа внес педагог и писатель Каюм Насыри. Им были составлены научная грамматика татарского языка, учебники по математике, геогра­фии, истории, открыта в Казани первая русско-татарская школа. Каюм Насыри заложил основу современного татарского литературного языка.

Просветитель И. Я. Яковлев стал создателем современной чувашской письменности и литера­туры, основал Симбирскую чувашскую учительскую школу.

Русская культура оказала влияние на формирование национальных культур. В частности, в это дело внесло свой вклад возникшее при Казанском университете русское физико-матема­тическое общество. Сам университет, в котором преподавали такие известные русские ученые, как А. М. Бутлеров, В. М. Бехтерев и др., и среди выпускников которого значатся писатели Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, И. И. Лажечников, также оказал благотворное влияние на разви­тие татарской культуры.

В то же время правительство Александра II окончательно уничтожило административно-поли­тическую самостоятельность и национальное самоуправление немецких колоний в Поволжье.

В 1860-х годах позитивные перемены произошли в отношении еврейского населения. Уходила в прошлое практика обращения евреев в православную веру как средство приобщения еврейского населения к государственной жизни. Новым веянием стало внедрение в еврейскую среду русского языка. В 1860-х гг. было разрешено проживать вне «черты оседлости» купцам первой гильдии, обладателям ученых званий. В Польше евреям разрешалось приобретать недвижимость. Как след­ствие, стала численно возрастать прослойка еврейских предпринимателей, а также представите­лей творческой интеллигенции. Однако национальной политике того периода были свойственны избирательность и противоречивость.

Так, в 1870-х гг. вновь последовал ряд ограничений евреев в правах: ограничивалось еврейс­кое представительство в городских думах; были закрыты созданные для евреев в 1844 г. государст­венные школы.

Евреев лишили права селиться вне городов и местечек даже в пределах «черты оседлости». Им запрещалось приобретать недвижимость в сельской местности. Для еврейских детей вводи­лись ограничения при поступлении в учебные заведения (число евреев в них не должно было превышать установленную норму). Существовали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональной деятельности. Однако эти притеснения распространились лишь на тех евреев, кто не перешел в православную веру.

Ряд монархических изданий вели пропаганду враждебного отношения к евреям, влияя на правительственную политику.

Более гибкой стала политика царизма на Кавказе. Здесь оказывалась поддержка высшему и среднему духовенству. Из выборных представителей горских народов состоял особый суд, кото­рый был введен для решения дел «в духе народных воззрений».

Военный министр Д. А. Милютин настаивал на том, чтобы не затрагивать религию и обычаи горцев, их образ жизни, стараться согласовывать политику России с интересами самих горцев. В свете этих представлений была решена судьба лидера горцев Северного Кавказа, а теперь плен­ника, Шамиля. Его доставили в Петербург с большими почестями, ему и его семье было назначено денежное содержание за счет казны. Шамиль со своими родными был поселен в Калуге. Подобное отношение правительства к Шамилю должно было укрепить доверие горских народов к царю и снять их враждебность.

Сочетая в своей национальной политике жесткое давление и либеральные методы, царизм до­бивался сохранения единства многонационального Российского государства.

Эта задача оставалась одной из главных и во внутренней политике Александра III. Ближай­ший советник императора, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, отводя право­славию решающую роль в деле укрепления самодержавия, стремился распространить его среди нерусских народов империи.

К тем, кто официально числился обращенным в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию, применялись строгие меры. Буддисты - калмыки и буряты - подвергались преследованиям. Им запрещалось строить храмы, отправлять богослужения.

Была также определена национальная политика царизма в Прибалтике, Финляндии и Польше.

Со второй половины 1880-х гг. было введено обязательное преподавание учебных дисциплин в государственных и частных учебных заведениях на русском языке. Во всех учреждениях Прибал­тики делопроизводство было переведено на русский язык. Даже городу Дерпту в начале 1890-х гг. было возвращено старое русское название.

Аналогичная политика проводилась в Польше. Там для поляков-католиков был закрыт доступ к государственным должностям. Из государственной школы исчезли польский и литовский языки.

В Финляндии на русский язык была переведена переписка высших чиновников. По указу Александра III все местные финские законопроекты должны были передаваться на рассмотрение соответствующим министерствам в Петербурге.

Если национальная политика Александра III была ужесточена в Прибалтике, Польше и Фин­ляндии (где проводилась русификация), а также ущемляла права евреев, то в отношении народов Средней Азии продолжал проводиться довольно гибкий курс.

К верованиям и традициям мусульманских народов правительство и местная русская админис­трация относились терпимо. Местному населению предоставлялось право внутреннего самоуправ­ления. Российские власти смогли расположить к себе как богатую верхушку, так и трудящееся население Средней Азии. Представителей знати, сотрудничавших с местной российской админис­трацией, поощряли денежным вознаграждением. Для трудящихся, готовых к сотрудничеству, снижались налоги, женщинам и детям оказывалась медицинская помощь.

В 1886 г. мусульмане были уравнены в правах с русским населением.

Одновременно происходили изменения в настроениях мусульманских народов. С одной сто­роны, приходило осознание своей языковой и религиозной обособленности; с другой стороны, рос интерес к русской культуре и языку, чему в немалой степени способствовали увеличение и укрепление торгово-промышленных связей и несение воинской повинности. В ряде мусульман­ских школ преподавались родной и русский языки, география, история, естественные науки и др. Часть мусульман неразрывно связывали с Россией свое развитие и национальное возрождение.

Эта подборка фотографий посвящёна этническому разнообразию Российской империи, которое фотограф целенаправленно старался запечатлеть.
Представленные на его снимках народы даны в алфавитном порядке в соответствии с современными русскими названиями и необходимым комментариями.
Для составления этого обзора oldcolor пришлось проделать определённую исследовательскую работу, так как до 1917 г. многие народы в России назывались совершенно иначе, иногда в контрольном альбоме вообще не указывается национальность, однако её удалось определить по другим источникам. В некоторых случаях авторские подписи с названиями национальностей в контрольном альбоме оказались перепутанными между собой: "армянки" стали "грузинками" и наоборот, но с этим тоже удалось разобраться.
К сожалению, не все снимки сохранились в цвете и некоторые вообще не сохранились. Например, согласно Списку 416 у Прокудина-Горского был этюд с цыганкой.

1. Аварцы.
"Аварки". Аул Аракани в Дагестане. 1904 год:


У Прокудина-Горского есть замечательная серия этнографических снимков Дагестана, однако все они подписаны в контрольном альбоме задним числом как "Типы Дагестана". К счастью, в Списке 416 (составленном в 1905 г.) для ннекоторых из них сохранились оригинальные авторские названия. К этому снимку подходит как раз название "Аварки". До сих пор представители этой национальности, если не ошибаюсь, преобладают среди жителей села Аракани.


Вероятно аварцы (если не лезгины) представлены на двух других замечательных снимках из села Аракани:


До сих пор остаётся загадкой, каким образом Прокудин-Горский попал в 1904 году в Дагестан и для каких целей предназначались эти этнографические съемки:


Также парадоксально, что самые удачные и качественные снимки людей во всей коллекции были сделаны в 1904 году, ещё до изобретения Прокудиным-Горским усовершенствованного сенсибилизатора (1905 г.), позволившего сократить время выдержки.

2. Азербайджанцы.
До революции их называли "бакинскими татарами", а у Прокудина-Горского единственный крупный план с представителями этой нациальности подписан как "Персидские татары":

Снимок сделан в посёлке Саатлы в Муганьской степи (Бакинская губерния), которую Прокудин-Горский снимал, по всей видимости, в 1912 г. в связи с хлопковым проектом.
Вот снимок целиком:

3. Армяне .
Хотя Прокудин-Горский не добрался до территории современной Республики Армения, он сделал замечательные снимки армянских женщин в Артвинском округе Батумской области в марте 1912 г.
"Армянки (христианки) в обычном костюме":

Армянка в праздничном наряде. Артвин, 1912:

4. Башкиры.
Летом 1910 г. Прокудин-Горский сделал замечательную серию этнографических снимков в башкирской деревне Яхья на границе современного Башкортостана с Челябинской областью. Теперь на картах она обозначена русифицированным топонимом Яхино.
"Молодой башкир":


"Башкирка в национальном костюме":


По другую сторону современной админ. границы, уже на территории современной Челябинской области были сделаны два снимка с названием "Стрелочник башкир".

5. Белоруссы .
На территории современной Белоруссии Прокудин-Горский снимал в связи с юбилеем 1812 г., поэтому почти не уделил внимания этнографии.
Есть только одно фото с белорусской крестьянкой - "На жнитве. У села Бычи":


К сожалению, местонахождения цветного оригинала этого снимка остаётся неизвестным.

6. Греки.
Как известно, со времен Античности и Византии греки проживали в северном Причерноморье. Во время посещения посёлка Чаква (Чакви) в Батумской области летом 1912 г. Прокудин-Горский сделал снимок "Группа рабочих на сборе чая. Гречанки":


7. Грузины.
У Прокудина-Горского есть три красивых этнографических снимка с грузинскими женщинами в нарядных костюмах.
Вот один из них - "Грузинки в праздничном наряде":


Снимок был ошибочно вклеен среди фотографий Артвина над подписью "Армянки в праздничном наряде", однако нетрудно заметить, что на фото скамейки Боржомского минерального парка, стоящие близ Екатерининского источника.

Грузинка в национальном наряде, Боржомский парк, 1912 год:

"Грузин - торговец помидорами", 1912 г.:


Это фрагмент снимка (не очень удачного технически), сделанного где-то между Дагомысом и Сочи. Единственный у Прокудина-Горского мужской портрет представителя грузинской национальности.

8. Евреи.
"Группа еврейских мальчиков с учителем. Самарканд", 1911 г.:

9. Казаки .
Казаки не являются национальностью в полном смысле, это всё же было особое сословие, однако с высокой степенью этно-культурной самобытности, поэтому их можно назвать субэтносом русского народа.
У Прокудина-Горского есть снимок, имеющий авторской название "Джигит Ибрагим". Он был сделан в 1911 г. в царском имении Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области (ныне это Марыйский велайят Туркменистана):


Форма на джигите казачья. Как раз в 1911 г. в Мервском оазисе был расквартирован 1-й Кавказский Князя Потемкина-Таврического Кубанский казачий полк. Судя по имени (если оно настоящее) и внешности, этот казак - осетин или представитель другого горского народа.
Кстати, джигитами в то время называли казаков, имевших специальную подготовку по верховой езде.

10. Казахи.
Казахов вплоть до 1936 г. называли официально "киргизами".
В 1911 г. в Голодной степи (ныне территория Узбекистана) Прокудин-Горский запечатлел казахскую семью, назвав снимок "Кочующие киргизы":

11. Карелы.
В 1916 г. во время поездки по Мурманской железной дороги на территории современной Карелии Прокудин-Горский сделал снимок "Типы Карел":


А ещё ранее, в 1909 г. на территории нынешней Ленинградской области, он сделал серию этнографических снимков женщин в карельском народном костюме. К сожалению, они также не сохранились в цветном варианте.

12. Китайцы.
Китайцы в Российской империи не были редкостью.
В 1912 г. в Батумской области Прокудин-Горский сделал замечательный фотопрортрет - "Чайная фабрика в Чакве. Мастер китаец Лау-Джань-Джау":


Это легендарная личность, один из "отцов" грузинского чаеводство, о нём можно найти очень подробный рассказ в Сети.
Батумский режиссер Заур Маргиев снял о нём документальный фильм "Вторая родина китайца Лау": http://zaurmargiev.sitecity.ru/stext_3110214857.phtml
Кроме того, у Прокудина-Горского есть снимок с китайскими докторами на площади Регистан в Самарканде.

13. Киргизы.
До революции их называли "кара-киргизами" (а просто киргизами называли казахов). У Прокудина-Горского название "кара-киргизы" ни разу не встречается, но, кажется, есть несколько снимков с представителями этого народа.
Например, на территории современной Киргизии сделан снимок с подписью "Башкир":


До 1917 г. в Средней Азии, действительно, имелась башкирская община, но в данном случае, я полагаю, "башкиром" Прокудин-Горский назвал именно киргиза.
Снимок со всадником не сохранился в цвете. Однако, возможно, есть всё же цветное фото с представителем киргизской национальности. Я имею в виду снимок "Голодная степь и курдючные овцы". Фрагмент. 1911 г.:


Хотя это мог быть и казах, конечно.

14. Курды.
В границах Российской империи на Кавказе проживало относительно небольшое число курдов. На Прокудин-Горский не смог пройти мимо и уделил им особое внимание.
"Курдская женщина с детьми". Село Кварцхана, Артвинский округ, Батумская область, 1912 г.:


Не так давно выяснилось, что был ещё один снимок, из пропавшей части коллекции:


Это репродукция прокудинского снимка из книги "Южная Колхида: Очерк проф. А. Н. Краснова". Петроград, 1915.

15. Лезгины .
В Списке 416 у Прокудина-Горского упомянут снимок с названием "Лезгин".
С высокой степенью вероятности, это изначальное авторское название для этой фотографии:


Снято в Дагестане в 1904 г., возможно, в том же ауле Аракани.

16. Русские .
До 1917 г. было принято называть русскими всех потомков древнерусской народности. Тех, кого теперь официально называют "русскими" в Российской империи именовали представителями "великорусской народности" или просто "великороссами".
Прокудин-Горский сделал очень много этнографических снимков великороссов, поэтому им будет посвящен отдельный обзор.
Здесь покажем только самый красивый, поэтический снимок - "Обед на покосе", сделанный на берегу реки Шексны (современный Череповецкий район) в 1909 г.:

17. Таджики.
До революции всё осёдлое население Туркестана называли "сартами", так же подписывал свои снимки Прокудин-Горский.
Большинство из городских сартов были этническими таджиками, которых можно узнать по более европеидным чертам лица (у узбеков обычно смешанный расовый тип).
По общему количеству снимков сарты у Прокудина-Горского уступают только великороссами (а может, и превосходят их).
Приведу один из снимков, сделанных в Самарканде в 1911 г.:


По-моему, это этнические таджики, но полной уверенности нет, слишком перемешались народности в этом "плавильном котле".
Какой национальности сартянки на снимках Прокудина-Горского определить невозможно, поскольку они снимал их в традионном одеянии:

18. Татары.
На территории современного Татарстана Прокудин-Горский, насколько известно, не снимал. Однако на территории нынешней Челябинской области в 1910 г. был сделан снимок, озаглавленный "Татары у костра". Вот его фрагмент:

19. Турки.
Много турок проживало в Батумской области после присоединения её к России в 1878 г. Как писал А.Н. Краснов, турки жили совершенно обособленно, почти не контактируя с русскими и ничего не перенимая от них, в надежде на скорое возвращение в состав своей прежней родины.
Прокудин-Горский снимал турок в районе Батума и Артвине в 1912 г.
Правда, в Батуме это могли быть и аджарцы-мусульмане, на снимке "Муллы в мечети Азизия. Батум":


Сам автор указал национальность "турок" только для одного из снимков, который относится к пропавшей части коллекции и нам доступен только в книжной репродукции:

20. Туркмены.
Прокудин-Горский снимал очень много туркмен в Закаспиской области в 1911 г., на территории царского поместь в Байрам-Али.
Правда, называл он их "текинцами". Строго говоря, это название главного из туркменских племён, но фотограф явно использовал термин в обобщённом смысле.
Вот один из наиболее интересных снимков - "Текинец с семьей":

21. Узбеки .
Хотя Прокудин-Горский сделал на территории современного Узбекистана рекордное число этнографичских снимков, но кто на них этнические узбеки понять непросто, так как все подписаны "сартами".
Вроде бы эти студенты на снимке медресе в Самарканде (январь 1907 г.) имеют "узбекский" тип лица:


Эмир Бухарский со знаменитейшего снимка уж точно был узбеком.

Узники в Бухаре, 1907 г.:

22. Украинцы.
До революции их называли в России "малороссами". Прокудин-Горский в 1904 г. сделал серию красивых снимков в Путивльском уезде Курской губернии (в 1924 г. передан из РСФСР в состав Украинской ССР). В альбоме все эти снимки подписаны однотипно "В Малороссии", однако благодаря авторским открыткам и Списку 416 удалось уточнить место съемки.
Малороссиянка. Близ Путивля Курской губернии, 1904 г.:


Есть ещё один женский портрет, который сохранился в цвете только на открытке:

23. Финны.
Как мы помним, свою самую первую фотоэкспедицию (очевидно, осенью 1903 г.) Прокудин-Горский совершил в Финляндию, которая номинально тогда входила в состав Российской империи.
Так что финны стали самыми первыми в серии этнографическиъ съемок, хотя и идут у нас последними по алфавиту.
К великому сожалению, ни один из этих снимков не сохранился в оригинале.
Есть цветная книжная репродукция:

И черно-белая контролька из альбома - "Финн, копающий картофель":

Российская империя – это официальное наименование Российского государства, установленное в 1721 г. и сохранившееся до 1917 г. Данное название означало, что речь идет об обширном монархическом государстве, главой которого является император. Империей называют также государства, имеющие, как правило, колониальные владения.

Российская империя не была колониальной империей в общепринятом смысле этого понятия по ряду обстоятельств . Во-первых, более 90% народов и их территорий добровольно вошли в состав Российского государства. Во-вторых, Российское государство являлось единым территориально целостным государством, не было деления на метрополию и колониальные владения. В-третьих, по существу не было экономического ограбления национальных окраин. В-четвертых, хотя и были отдельные ограничения по этническому признаку, однако не было юридически господствующей нации и национального угнетения в пользу русских, не существовало нации имперской и колониальных народов, как это было между западными метрополиями и их колониями.

В отличие от «классических» колониальных империй, которые почти полностью истребили население трех материков (Северная и Южная Америка, Австралия) и поработили Африку, Россия разрасталась, главным образом, путем вхождения в ее состав различных территорий и народов на основе договоров . Этим объясняется и длительное сохранение местных порядков, автономного управления, многообразия форм взаимоотношений между «национальными окраинами» и «центром». Характерным для царского правительства был дифференцированный подход в осуществлении национальной политики, допускалось политико-правовое многообразие в управлении территориями.

Управление национальными окраинами осуществлялось по-разному с учетом исторических, политических, территориальных, этнических и иных особенностей . Эта система управления отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные «верхи».

Финляндия была присоединена к России в 1809 г. в результате русско-шведской войны (1808-1809 гг.). Великое Княжество Финляндское имело особый правовой статус в составе России, пользовалось политико-правовой автономией . У Финляндии имелись собственная конституция, утвержденная российским императором, и законодательный орган – сайм. Имея титул Великого КНЯЗЯ Финляндского, император стоял лишь во главе исполнительной и судебной власти.

На вошедших в состав России польских территориях было образовано Королевство Польское, также имевшее особый статус. Польша, как и Финляндия, управлялась на основе своей конституции, имела собственную армию, законодательный орган – сейм. Только после подавления национально-освободительного восстания в 1830-1831 гг. была отменена конституция, проведена реформа управления, значительно ограничена самостоятельность Польши в составе Российской империи.

Прибалтика имела обычное административно-территориальное деление – губернии: Лифляндскую, Эстляндскую, Курляндскую. В конце XVIII в. эти губернии были объединены в Остзейский край. Его правовое положение имело некоторые особенности.

После освобождения Бессарабии от турецкого владычества произошло воссоединение всех молдавских земель в составе Российского государства. И сразу же был издан правовой акт об управлении этим регионом. Система управления учитывала особый этнический состав и национальную специфику присоединенного края. В частности, допускалось использование наряду с русским молдавского языка в качестве языка органов управления и суда. Областной аппарат формировал чиновников из местного боярства. В 1818 г. Александр I одобрил «Устав образования Бессарабской области», что ознаменовало придание Бессарабии статуса автономии.

Всестороннее руководство Туркестанским краем осуществляло Управление во главе с генерал-губернатором, который владел местными языками и хорошо знал национальные традиции и обычаи. В Средней Азии сохранился Бухарский эмират и Хивинское ханство, но в несколько урезанном виде. За ними сохранились атрибуты самостоятельных государств, не находящихся под протекторатом России.

Таким образом, вновь присоединенные земли органично входили в состав единого Российского государства, сохраняя при этом свое правовое, культурное, национальное и религиозное своеобразие, сложившиеся институты самоуправления.

Вхождение народов в состав крупного централизованного Российского государства в целом имело прогрессивное значение. Оно создало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития этих народов. Не отрицая негативных моментов, связанных с фактическим положением некоторых национальностей, нельзя не видеть тех очевидных преимуществ, которые обрели народы, войдя в состав Российской империи.

Во-первых, ни один, даже самый малочисленный народ, находясь в составе Российской империи, не исчез физически, не перестал существовать как этнос. Ни у одного земледельческого народа – будь то Поволжье, Балтика, Закавказье, бассейны Амударьи и Сырдарьи – русские переселенцы не отобрали землю. Нигде они не ущемляли жизненно важных интересов кочевого населения.

Во-вторых, вовлечение новых территорий в орбиту единого всероссийского рынка, а через него – в сферу мирового хозяйства способствовало экономическому и социальному развитию самых отдаленных окраин, которые, оказавшись в могущественной стране, контактировали с народами, достигшими более высокого социально-экономического и культурного развития. Они избавлялись от вражеских вторжений и угрозы порабощения со стороны соседних государств, от постоянных междоусобиц феодальной знати.

В-третьих, действительно добровольным было вхождение в состав Российского государства народов, населявших огромные территории Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды, Казахстана, Алтая и др. История ни одной европейской или азиатской империи не знает ничего подобного.

В-четвертых, главной целью Российской империи была не религиозная и культурная ассимиляция, а безопасность государства. Расположенная на бескрайних просторах североевропейской равнины Русь, начиная с момента своего образования, подвергалась постоянным набегам степных кочевников и агрессии со стороны европейских государств. Отсутствие четких естественных пограничных рубежей делало простое отражение набегов и ответные походы малоэффективным средством защиты. После трехвекового монгольского ига объединившееся и усилившееся Русское государство стало ощущать, что собственная безопасность может быть обеспечена расширением границ.

Многовековой опыт Древней Руси и Российской империи показал всему человечеству, что совместная жизнь очень разных в социальном, культурном, религиозном отношении народов возможна без их взаимоистребления и колонизации одних другими. Российская империя включала в свой состав новые народы, не только не требуя их ассимиляции, но напротив, сохраняя многообразие племен, вер и языков. Подтверждением этому является и то, что государственная идея не была слита с идеей национальной и империя не превратилась в страну русских.

С момента возникновения русской государственности ее единство в Киевский, Московский, Имперский периоды основывалось на этническом разнообразии населения. В России в конце XIX в. было около 190 народов и национальностей. Это требовало особого подхода к их интересам и запросам. Для мусульман в Средней Азии, например, сохранялись традиционные формы правления, не допускалось вмешательство в культурные вопросы, местное население избирало волостных, сельских аксакалов, сборщиков налогов и кандидатов в судьи, отбывание воинской повинности заменялось налогом. Генерал-губернаторы и высшие чиновники администрации, назначенные из центра, знали местные языки, традиции и обычаи.

Российская империя с ее чисто административным, губернским, областным и уездным делением и провозглашенным для всех подданных (кроме евреев) правом перемещения в ее пределах не давала возможности утверждения мононациональности отдельных территорий. Характерной чертой Российской империи являлось также выдвижение представителей нерусских этнических групп на высшие политические и административные должности. Так, по данным переписи 1897 г. только 53% потомственных дворян называли родным языком русский, следовательно, почти половина российского дворянства состояла не из русских. К 1912 г. в офицерский корпус входило, не считая украинцев и белорусов, 12,8% нерусских, причем более 5% офицеров русской армии были поляки. Представители нерусских элит исполняли важнейшие функции не только в системе местного самоуправления, но также и в центральных армейских и административных высших кругах. Небезынтересно, что среди 164 депутатов Государственной Думы IV созыва, избранных осенью 1912 г. от всех губерний Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии, более 90% (т.е. свыше 150 депутатов) выступали за «единую и неделимую» Российскую империю.

Однако все это не означает отсутствия в Российской империи противоречий в сфере национальных отношений . Официальная политика самодержавия в национальном вопросе с известным креном в великорусскую державность и официальной идеологией «самодержавия, православия, народности» стимулировала, особенно с конца XIX в., недовольство среди народов местных этнических групп (поляков, финнов, евреев и др.). Известно также, что индустриальное развитие преимущественно имели центральные регионы России, а некоторые национальные окраины оставались аграрно-сырьевыми территориями. В Средней Азии, Казахстане и некоторых других регионах отставало развитие культуры, образования.

Таким образом, особенность национального вопроса в Российской империи состояла в том, что в отличие от Запада не было господствующей привилегированной нации . Масса русских в провинции оставалась отсталым, забитым большинством и далеко уступала целому ряду других народов империи в уровне жизни, экономического развития и образования. Российская империя представляла собой многонациональную державу, где «коренные» русские составляли меньше половины населения и как этнос не имели каких-либо особых привилегий. Российская империя являла собой многосложный политический, хозяйственный и административный конгломерат земель, этносов, культур, совершенно чуждый какой-либо унификации и жесткости . В России мирно уживались многие этносы, и эта способность русского народа уживаться, толерантность, во все времена была отличительным признаком Российской империи среди других империй.

18:52 03.07.2013

Доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Леонидович Чернов уверен, что желание русских обратиться к своим корням позитивно, но этот процесс надо направить в нужное русло, в противном случае усиление этнической самоидентификации русских сможет препятствовать образованию гражданской нации в России.

Когда появился русский вопрос?

В русской исторической науке проблема русского этноса появилась в ХХ веке. В XIX веке русские ученые занимались другой проблематикой: на повестке дня стоял вопрос завершения формирования исторической науки. Именно этой теме были посвящены основные труды специалистов того времени. Проблемы русского этноса, его какой-то отдельной исторической судьбы не существовало и не могло существовать.

Как решать русский вопрос?

Не должно быть табуирования - все проблемы необходимо поднимать, обсуждать, нравится нам это или нет. Имеют ли они националистический или какой-то другой оттенок или нет, не важно. В обществе должен быть установлен открытый разговор, мы должны быть в состоянии обсуждать любые проблемы, даже самые острые.

Как решался национальный вопрос в Российской империи?

В Российской империи не было такого понятия, как «национальность». Если мы вспомним крупную русскую бюрократию XIX века, то увидим, что она многонациональна: среди ее представителей мы найдем и молдаван, и армян, и грузин, и евреев, и представителей других народов. Если мы обратимся к переписям населения, послужным спискам российских бюрократов того времени, мы увидим превалирование фактора не национальности, а вероисповедания.

Российская империя никогда не была единой - она не была сплочена правовым, экономическим, транспортным или культурным пространством. Она была социально-политическим организмом чисто формально, всегда представляя собой совокупность плохо связанных между собой регионов, и в каждом из этих регионов, естественно, проходили свои этнические процессы.

Сейчас мы наблюдаем очень интересный процесс, когда в разных губерниях и внутри одной и той же империи пытаются восстановить свои традиции, например одежду. С одной стороны, это стремление к национальной самоидентификации позитивно, с другой стороны, оно разъединяет нас, поэтому, на мой взгляд, к этим процессам необходимо добавить модернизацию: в регионах страны надо вводить те новации, которые будут нас объединять.

О концепции единого учебника по истории

Безусловно, историю русского этноса невозможно оторвать от истории русского государства. Русское государство в любой своей ипостаси, возьмем ли мы Киевскую Русь или Российскую империю, создавалось восточнославянским этносом, особенно русскими, поэтому разорвать историю русского государства и историю русского этноса совершенно невозможно. Но вместе с тем выделять и противопоставлять русский этнос, особенно начиная с XVIII-XIX веков, когда русские начинают активно завоевывать прочие территории и расширять империю, невозможно.

Империя расширяется естественно, потому что это была единственная возможность народа и государства выжить экономически. Причины - великорусская империя производила слишком маленький совокупный прибавочный продукт, который с трудом мог обеспечить элементарное физическое выживание, не говоря о каком-либо развитии.

Поэтому, когда идет расширение русского государства, неизбежно идет включение в его состав новых народов, которые, конечно, исповедуют самые разные культурные коды, и противопоставлять эти этносы в рамках единого учебника по истории нельзя, ибо Россия - это проект единства, вот на чем надо заострить внимание.

Однако мне кажется, что создать такой учебник не представляется возможным: невозможно создать единую концепцию, потому что научное сообщество всегда имеет разные концепции, разные точки зрения на одни и те же процессы. Например, мы никогда не решим норманнскую теорию - что мы напишем в едином учебнике по этому поводу? Мы никогда не решим проблему отмены крепостного права: надо было его отменять или не надо? Вовремя мы отменили его или это была грубейшая ошибка тогдашнего руководства страны, в основе которого лежит гибель империи? Как мы будем одинаково отвечать на эти вопросы? Никогда не будет единой концепции, в противном случае мы уничтожим исторические школы, ныне существующие, - школу Соловьева, школу Ключевского и так далее.

Необходимо понимать, что в многообразии и существует развитие истории, движение исторического процесса. Если же мы создадим единую концепцию, то мы вернемся к ситуации конца 1930 годов...

Почему Россия расширяла свои границы?

Российское государство было основано на так называемой Суздальской земле. Русский этнос, который создал это государство, находился в сложных природно-климатических условиях. Он мог производить крайне маленький совокупно-прибавочный продукт. Развитие могло осуществляться через общины, крепостное право, монархию и расширение территории - это четыре компенсационных механизма, которые обеспечивали превращение России в великую империю.

Поэтому чисто экономические интересы лежат в основе расширения Российской империи, и, с моей точки зрения, не было никакого цивилизационного проекта, о котором часто говорят в разных общественных кругах.

Как осуществлялось вхождение в состав России других народов?

Я не помню, за исключением одного-двух чрезвычайно редких случаев, добровольного вхождения в состав Российской империи тех народов, которые оказались в границах нашего государства. Исключение - Восточная Грузия, которая приняла русское подданство, лишь находясь под угрозой попасть под влияние Ирана.

Все остальные территория Россия насильно присоединяла. Ну, может быть, казахские жузы при Анне Иоанновне (середина XVIII столетия) вошли в состав России относительно мирно... Что касается Северного Кавказа, сегодня местные старейшины подписывают соглашение о добровольном вхождении в состав Российской империи, а завтра они подписывают документ о турецком или иранском подданстве.

Практически все присоединения осуществлялись в условиях сплошных войн, которые вела Россия, - это войны Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра Великого, Елизаветы Петровны, Александра I и Николая I.