Кто написал произведения гроза. Из литературы второй половины XIX века

Сочинение

Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом общего восторга и горячими вызовами автора». Новая пьеса произвела на современников, по словам критика, «впечатление сильное, глубокое» и почти сразу же вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся прежде всего вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой и идейного смысла пьесы, которая была воспринята как злободневное и этапное произведение русской литературы, указавшее направление поисков «героя времени».

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик «Современника» Н.А.Добролюбов. Его статья «Луч света в темном царстве» (1860), написанная с позиций революционно-демократической «реальной критики», продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые статьей «Темное царство» (1859). Опираясь на художественную символику пьесы, Добролюбов использовал точные, соответствующие художественной природе «Грозы» критические образы-символы «темного царства» и «луча света в темном царстве». Его анализ остается классической трактовкой произведения, несмотря на явный «социологический» уклон, обусловленный основным принципом критика: анализировать не то, что писатель хотел «сказать» своим произведением, а то, что в нем «сказалось». Однако это лишь одна из критических интерпретаций «Грозы», вызвавшая полемику. В частности, Д.И.Писарев в статье «Мотивы русской драмы» (1864) решительно отверг вывод Добролюбова о том, что Катерина - подлинная героиня нового исторического периода. Таким героем, по мнению Писарева, можно считать тургеневского героя - разночинца-демократа Евгения Базарова. Вместо эстетического анализа пьесы, который помог бы преодолеть крайности публицистических трактовок, критик ограничился памфлетными характеристиками героини. Его «разбор» окарикатурил и «Грозу», и оппонента - Добролюбова, который уже не мог выступить с «антикритикой» (умер в 1861г.).

Проблематика пьесы связана с произведениями Островского конца 1840-х - первой половины 1850-х гг. Но в «Грозе» мир патриархального купечества изображен по-новому. В отличие от пьес предшествующего, «москвитянинского», периода, Островский резко критически отнесся к неподвижности и косной патриархальности «темного царства». По сравнению с первой комедией «Свои люди - сочтемся!» в «Грозе» создан образ настоящей героини, вышедшей из купеческой среды. Образ Катерины Кабановой - художественное открытие драматурга. Если в пьесах первой половины 1850-х гг. он показал, как патриархальную купеческую семью подрывало вторжение европейской «моды», «цивилизации», порождая полукарикатурных «мещан во дворянстве» (Гордей Торцов), то в «Грозе» протест Катерины отразил новую тенденцию, возникшую в самом купеческом быту, а не «импортированную» извне.

Появление героини, чей взгляд на жизнь полностью противоположен патриархальным традициям купеческого города Кали-нова, кажется, на первый взгляд, случайным. Однако судьба «белой вороны», мечтающей о счастье не по «закону», а по велению сердца, - отражение глубинных процессов, которые постепенно подтачивают фундамент калиновского бытия. Идеологическим фоном пьесы стали разговоры о «последних временах», «конце света», забвении молодежью прежних обычаев и традиций.

«Гроза», несмотря на свой «бытовой» внешний облик, - символическая пьеса, но ее символика не литературная, а фольклорная. Этим трагедия, насыщенная массой бытовых подробностей, отличается от предшествующих пьес Островского. Образ города Калинова вызывает устойчивые ассоциации с миром сказки: в пьесе немало сказочных аллюзий. Реальность Калинова похожа на «реальность» сказки: ведь в «Грозе» нет действующих лиц, которые выходили бы за пределы калиновского миропонимания. Даже Катерина, рвущаяся к другой жизни, не может представить себе, какая это жизнь. Для нее важно, что это другое, не похожее на нынешнее, ненавистное для нее существование. Племянник Дикого Борис, возлюбленный Катерины, напоминает чужеземца, приехавшего в этот сонный «город-государство» из неведомой страны, где, не в пример Калинову, жизнь совершенно иная. Но «пришелец» тоже становится одним из подданных калиновского «темного царства», в котором есть и злодеи, и жертвы. Для слабовольного Бориса не находится иной роли, кроме роли мыслящей, все понимающей, но бессильной жертвы. Он совершенно не похож на сказочного Ивана-царевича, спасающего свою возлюбленную. Катерина вызывает ассоциации с героиней оптимистической сказки о «спящей красавице». Однако «пробуждение» вовсе не радует героиню «Грозы»: прекрасный сон - жизнь в родительском доме - был грубо прерван замужеством. «Добрый молодец», Тихон, кажется околдованным злым чародейством калиновской «бабы Яги ». Он слишком слабоволен, чтобы воспротивиться диктатуре своей матери.

Образ города Калинова - символический образ заколдованного, сонного царства, словно перенесенный на сцену из «страшной» народной сказки. Калиновский мир изображен географически замкнутым и духовно самодостаточным. Недаром странница Феклуша, нахваливая Калинов, «обетованную землю», рассуждает о неведомых странах, где появились люди с песьими головами, а о Москве и других городах говорит так, словно это совсем другой материк, отделенный от Калинова океаном: «Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! ... А в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит...» (Д. 3, сцена 1, явл. 1).

Подобно сказочным злодеям, калиновские самодуры предстают как олицетворения злых, темных сил, повелевающих жизнью города. В пьесе нет непосредственных виновников гибели Катерины. Виновники происшедшего с Катериной не отдельные персонажи, не Кабаниха и Дикой, «столпы» калиновского мира, - виноваты все обитатели этого сонного царства. Она жертва самого уклада жизни, возникшего в незапамятные времена как будто по воле неведомого злого чародея. Власть злых чар продолжает удерживать калиновцев в полном повиновении. В лучшем случае героиня находит в них молчаливое сочувствие или получает советы, как обмануть бдительность Кабанихи и встретиться с возлюбленным. Но всегда ей предлагают то, что вызывает в ее душе чувство протеста, - компромисс с нравами Калинова, с ее судьбой купеческой жены. «Закон», «порядок», «покорность» - вот к чему привыкли калиновцы.

Центральное звено в калиновском миропонимании - идея полного повиновения судьбе. Эта идея определяет жизнь всех персонажей, за исключением Катерины, бросившей вызов судьбе, попытавшейся вмешаться в привычное течение событий. Город Калинов отверг ее, как самодур Дикой отверг предложение самоучки Кулигина - защититься от грозы громоотводом. В различных ситуациях и по разным поводам персонажи пьесы утверждают мысль о неизбежности судьбы. Перемен в своей жизни они всегда ожидают только от нее, не допуская активного личного вмешательства в происходящее. Калиновцы много вздыхают, сочувствуют, сожалеют, но не способны к поступку. «Жестокие нравы в нашем городе», по их мнению, - перст судьбы, поэтому остается только, покряхтывая, нести свой тяжелый крест. Примечательно, что для них нет ничего страшнее «греха»: он совершается на земле, но должен быть «оплачен» на небе. Мир Калинова - мир, населенный живыми мертвецами, воспринимающими свое существование как приготовление к «загробной» жизни. Не замечая отблесков адского пламени в калиновском «благолепии», они пуще всего боятся «геены огненной» - возмездия за свои подлинные и мнимые земные грехи.

Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина выражают два несовместимых представления о жизни. Кабаниха - живой символ города Калинова, где все происходит по раз и навсегда установленному порядку. По ее мнению, нарушение правил и обычаев жизни означало бы светопреставление, разрушение смысла существования: «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы на них: ничего-то не знают, никакого порядка. ... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего» (Д. 2, явл. VI). Она смотрит на жизнь как на обряд, не допускающий отклонений и «вольностей».

Катерина - символ неукрощенного порыва, мечты о переменах. То, что Кабанихе кажется «последними временами» и «концом света», манит, притягивает ее, заставляя доходить до «последней черты», за которой ей видятся грех и вечные муки. Она с самого начала понимает свою обреченность, но, только убедившись, что помощи ждать неоткуда и никакие перемены невозможны, Катерина решает уйти из жизни.

Конфликт и сюжет пьесы определяются столкновением героини с миром злой самодурной силы. Катерина не в состоянии разрешить противоречие между своим стремлением к новой жизни и железной уздой быта и нравов Калинова. Ее роль в этом конфликте - трагическая. Однако трагический смысл положения героини не исчерпывается социально-бытовым конфликтом.

Не только конфликт с «темным царством», но и неразрешимый внутренний конфликт обусловил ее трагедию. Катерину терзает мысль о нарушении нравственного долга: она считает себя грешницей, которой никогда не будет прощения. Пожалуй, именно религиозное чувство греха еще до «грехопадения», то есть до первого свидания с Борисом, особенно мучительно для нее: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» (Д. 1, явл. VII). «Долго ль еще мне мучиться? Для чего мне теперь жить? ... Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила» (Д. 5, явл. II) - так она понимает свою трагедию после признания в «грехе», не видя надежды на спасение. Трагическое сознание греха и героическое отчаяние попеременно овладевают ею. Надежды на спасение нет, поэтому каждый свой поступок Катерина воспринимает как шаг, неумолимо ведущий ее к краю пропасти. У нее не возникает и мысли о возможности спасения души, об отпущении грехов и прощении. Напротив, она все больше и больше убеждается в том, что погибла безвозвратно.

Акценты в понимании трагической судьбы Катерины могут быть расставлены по-разному. С точки зрения социальной, ее трагедия определена условиями ее существования, невозможностью вырваться из города Калинова, несмотря на то, что это желание превратилось у нее во всепоглощающую страсть. Победа «темного царства» в конфликте с Катериной предрешена. Вызов, который она бросает калиновскому миру, обрекает ее на поражение: ведь для того, чтобы ее мечты сбылись, либо она должна покинуть Калинов (что невозможно), либо должен рухнуть весь социально-бытовой уклад. «Пленница» калиновского мира, Катерина сталкивается, таким образом, с прочной «каменной стеной»: на ней уже образовались «трещины», однако она по-преж-нему незыблема. Патриархальным укладом жизни недовольны многие персонажи (Тихон, Кулигин, Кудряш и Варвара), но их недовольство не перерастает в открытый протест.

Философский аспект трагедии Катерины - ее противостояние судьбе. В этом конфликте героиня также не может победить: она должна либо подчиниться воле судьбы, смирившись со своей участью жертвы «темного царства», либо решить спор ценой ухода из жизни.

Психологическая сторона ее трагедии - неразрешимое противоречие между сознанием греха и неукротимой волей, побуждающей ее совершать поступки вопреки внутреннему моральному запрету. Необходимо подчеркнуть, что религиозная форма, в которую облекается этот запрет у Катерины, решающего значения не имеет. Самоубийство - еще более тяжкий грех. Она добилась не искупления ранее содеянного, а «вечной муки», которая так страшила ее. Монологи и реплики Катерины, в которых она высказывает свои заветные желания, обращены к Варваре, Борису, Тихону, однако создается впечатление, что все сказанное Катериной необходимо только для того, чтобы «облегчить душу »: понять себя, выразить в слове сложность и противоречивость своих чувств. Некоторые монологи Катерины напоминают «внутренние монологи» - настолько точно в них передана «диалектика» ее души.

Для понимания трагической судьбы героини важны все три взаимосвязанных аспекта ее трагедии: социальный, философский и психологический. Только с учетом всей сложности трагических противоречий, возникших в «Грозе», можно правильно оценить положение Катерины. В банальной ситуации измены купеческой жены «упаковано» значительное социально-бытовое и философско-психологическое содержание. Супружеская измена из чисто бытового факта превратилась в трагедию личности, для которой любовные отношения стали не причиной, а следствием ее противостояния окружающему миру. «Грех» Катерины не в том, что она нарушила бытовой запрет, а в том, что осмелилась подвергнуть сомнению незыблемость существующего порядка вещей.

Новаторство «Грозы» во многом определяется характером изображения быта и нравов города Калинова. Впервые трагизм положения героини обусловлен именно бытом. Островский не показывает ничего, что выходило бы за рамки купеческого быта, который одновременно и реален, и нереален, почти «сказочен». В нем взаимодействуют патриархальные взгляды на жизнь с полуфантастическими представлениями о том, что находится за пределами города. Все, что противоречит их бытовому укладу, калиновцы воспринимают как невозможное, нереальное, знак дурных перемен.

В изображении Островского быт купеческого захолустья равнозначен року, который губит героев в древних трагедиях. Быт воспринимается самими жителями Калинова как судьба. Бытовое и роковое в судьбе Катерины сливаются в одном образе страшного земного зла - героиню может избавить от него только смерть. Впервые в драматургии Островского трясина привычного существования стала не только предметом сатирического осмеяния, но и источником высокой трагедии. Комическое отступило на второй план, потесненное новым взглядом на быт, в котором драматург сумел рассмотреть и трагический характер Катерины, и трагические обстоятельства ее жизни. Катерина - вне сферы комического, но в других персонажах, включая калиновских самодуров и их жертв, Островский с удовольствием обнаруживает комические черты. Таким образом, трагическое и комическое в «Грозе» - два полюса авторского отношения к патриархальному купеческому быту.

В «Грозе», как и в других пьесах Островского, быт наделен особой функцией. Для писателя эта « непоэтическая » сфера жизни людей, в которой торжествует материальное и низменное, а духовное и возвышенное спрятано под грудой бытовых мелочей, стала источником высокой поэзии. Островский считал быт непреложной формой существования отдельного человека и общества в целом. Частная жизнь людей в его пьесах - это и есть самое настоящее бытие, длящееся от рождения до смерти. В бытовой реальности драматург видел все: хорошее и плохое, великодушие и преступление, беду и счастливые повороты судьбы. Он выстраивал все бытовые проявления человека в единую цепь и находил в бытовом, вроде бы совсем несложном, существовании своих героев значительное социальное и психологическое содержание. ствовании своих героев значительное социальное и психологическое содержание.

Отдельные бытовые ситуации и житейские поступки проясняют единство и многогранность жизни, в которой неумолимые социальные и нравственные закономерности проявляются в случайном. Случайное, нетипическое, в свою очередь, оказывается закономерным. Именно из такой цепи бытовых случайностей складывается судьба Катерины Кабановой. «Случайно» Борис приехал в Калинов, «случайно », а вовсе не потому, что именно этот человек был предназначен для нее судьбой, полюбила его Катерина. Сама любовь героини - только один из возможных вариантов ее противостояния постылой жизни в доме Кабановых. Катерина ждала «кого-нибудь», кто не походил бы на людей, окружавших ее в Калинове. Это должен был быть вестник из другого мира, с кем она могла бы связать свои надежды на новую жизнь и счастье.

Любовь Катерины не высшая потребность души, как у Ларисы Огудаяовой из «Бесприданницы», а форма протеста против быта, символ свободы и веры в реальность мечты. Мечта Катерины воплотилась в Борисе, к которому она и обращается не столько как к возлюбленному, сколько как к своей мечте. В нем соединились ее надежды на счастье, сознание своего греха, горечь от предчувствия неизбежного наказания. Катерина и Борис говорят на разных языках: она смогла подняться над бытом, но ее возлюбленный к этому не способен.

Катерина утопилась не от «несчастной любви» и не от любви « невозможной », греховной, хотя сама ситуация вызывает в памяти литературный стереотип «бедной Лизы». Ее вытолкнул калиновский быт, так как ее страстное желание новой жизни, выразившее себя в мучительной любви-страсти к Борису, не могло существовать в калиновских рамках, не могло быть скроено по калиновскому образцу. Антипод Катерины - Варвара, несмотря на то, что настроена по отношению к Катерине вполне дружелюбно, становится ее наперсницей, дает ей ключ от калитки, способствует ее тайным свиданиям. В отличие от Катерины, Варвара рождена калиновским бытом, не нарушает его принципов. В том, что ей кажется бытовой хитростью, Катерина чувствует нарушение законов, спор с судьбой. Калитка для Варвары - обычный бытовой предмет, для Катерины - это врата, выводящие ее из ненавистного дома, но за ними скрываются две дороги: в рай «недозволенной», а потому обреченной любви, и в ад, где ее будут терзать муки растревоженной совести. Варвара легко обходит любые бытовые препятствия, легко любит, легко грешит - для Катерины именно быт и убеждение в незыблемости его нравственных законов оказались главными препятствиями на пути к счастью.

В «Грозе» раскрылась новая «философия быта», выработанная Островским. Быт стал формой «живой» жизни, отражением естественных стремлений человека. Понять душу человека, подвергнув ее испытанию бытом, - такова главная задача, поставленная драматургом во второй половине 1850-х гг. Разрушение быта - симптом скорого развала отживших социальных отношений. В «самом решительном», по словам Добролюбова, произведении Островского отношения главной героини с бытом впервые переведены в новую, неожиданную плоскость. Смысл «бунта» Катерины в том, что она стала живым отрицанием калиновского быта. У читателя или зрителя вряд ли возникает вопрос, можно ли «улучшить » бытовую среду, изображенную в пьесе, сделав ее более человечной, проницаемой для нового. Отношение к быту и нравам Калинова - неизменно отрицательное: в нем нет гармонии, красоты и поэзии, поэтому его крах неизбежен.

Исключительным вниманием к быту обусловлены сюжетно-композиционные особенности «Грозы»: статичность сюжета, «пропуски» в изображении любовной интриги, большое количество сцен, которые не обязательны с точки зрения развития событий, но необходимы для характеристики бытовой среды и нравственных принципов жителей Калинова. Темп развития действия вполне соответствует неторопливой, размеренной жизни калиновцев. Сцена, декорации, кулисы лишь формально ограничивают временные рамки трагедии. Замедленная экспозиция, обширная предыстория героини (рассказ Катерины Варваре о своей жизни), краткие предыстории других персонажей (Тихона, Бориса) создают впечатление, что ход событий начался задолго до первого эпизода пьесы. Финальные реплики персонажей не исчерпывают смысла происшедшего - самоубийства Катерины, намекая на возможность развития событий в самой действительности. «Гроза», как и большинство пьес Островского, метко названных Добролюбовым «пьесами жизни», кажется сценическим фрагментом реальности.

Другие сочинения по этому произведению

«Гроза» А. Н. Островского - драма или трагедия? Луч света" и "темное царство" в пьесе "Гроза “Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”) «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха «Темное царство» в изображении А. Н. Островского. «Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза» «Темное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» «Хозяева» жизни и их «жертвы» в пьесе Островского «Гроза» Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» Анализ монологов Катерины по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза». Был ли выход у Катерины Кабановой? Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Быт и нравы «темного царства» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Быт и нравы \"темного царства" в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Быт и нравы города Калинова Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского "Гроза" Быт и нравы темного царства (по пьесе Островского «Гроза») В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского "Гроза" В чем причина драмы Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»? Второстепенные персонажи в драме «Гроза» Вызов дикой силе Героиня пьес А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка» Город Калинов и его обитатели Город Калинов и его обитатели (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Город Калинов. Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Две Катерины в русской литературе (по произведениям А. Н. Островского «Гроза» и Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Дикой и Кабаниха (исключение в русском купечестве или они типичны?) Дикой и Кабаниха - «Самодуры русской жизни» Дикой и Кабаниха - основные черты самодурства Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по драме А. Н. Островского «Гроза») Драма «Гроза», ее создание и проблематика Душевная драма Катерины (по пьесе А. И. Островского «Гроза») Душевная драма Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Жанровое своеобразие драмы "Гроза" Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского "Гроза" Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского "Гроза" Женская доля (по пьесе А. Островского "Гроза") Женские образы в пьесах А. Н. Островского"Гроза" и «Лес» Жертвы «темного царства» в пьесе «Гроза ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА. Жить не по лжи Значение второстепенных персонажей в драме А. Островского «Гроза» Идея обреченности «Темного царства» в драме «Гроза» Изображение купеческого быта и нравов в драмеА.Н. Островского «Гроза» Изображение купечества в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес» Кабаниха — безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Каждый выбирает для себя… Как бы я поступила на месте Катерины? Какие образы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» можно назвать символическими? Каким представляла Катерина Бориса, и каким он оказался Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха? Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)? Калинов и калиновцы (по драме Островского «Гроза») Катерина - "Луч света в темном царстве" Катерина в кругу героев пьесы А. Островского «Гроза» Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского «Гроза» Катерина и Варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе Катерина и Кабаниха — два полюса калиновского мира Катерина и Лариса: две женщины — одна судьба. Катерина и Лариса: кто сильнее? (по пьесам А. Островского «Греза» и «Бесприданница») Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Катерина как народный характер в произведении Островского «Гроза» Катерина как трагический характер Комическое и ужасное в драме А. Н. Островского «Гроза» Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Кто виноват в смерти Катерины? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина Кто Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина? Кто такая Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского "Гроза") Мини-сочинение «В городе Калинове» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Мир города Калинова и Обломовка Можно ли считать Кулигина положительным персонажем? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Молодое поколение в драме "Гроза" Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза» Молодое поколение в пьесе А. Н. Островского "Гроза" На чьей стороне драматург? – по пьесе А. Островского “Гроза” Народные истоки характера Катерины (По пьесе А. Н. Островского "Гроза") Нравственный закон и нравственная свобода в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ «жестокого мира» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ города в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Образ и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Образ Катерины Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ Кулигина в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образ Кулигина в пьесе Островского Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Одинока ли Катерина в своем протесте? Особенности конфликта в пьесе А. Островского «Гроза». Осуждение нравственной слабости в драме Островского «Гроза» Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы «Гроза» А.Н.Островского) по статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» Повторит ли Варвара судьбу своей матери Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского (Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев) Последнее свидание Катерины и Бориса Последнее свидание Катерины с Борисом Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А. Н. Островского «Гроза») Почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером» Почему Катерина — «Луч света в темном царстве»? Почему Катерина – «луч света в темном царстве»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза».) Почему Катерина названа Добролюбовым "Лучом света в темном царстве"? (по произведению А.Н.Островского "Гроза") Почему Кулигина нельзя назвать «лучом света в темном царстве»? Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы А. Н. Островского, «сильным русским характером»? Почему Н. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»? Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины «cильным русским» характером? Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Почему Островский назвал драму «Гроза» Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина Почему уходит в прошлое мир «тёмного царства»? Преступление и наказание Катерины Кабановой и Катерины Измайловой Применимо ли к Катерине изречение «без вины виноватая»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Причины гибели Катерины Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза» Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза» Проблема покаяния в пьесе А. Островского "Гроза" Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» Проблематика пьесы Островского “Гроза” Проблемы человеческого достоинства в пьесе «Гроза» Продолжение пьесы Островского Протест Катерины в драме А. Островского “Гроза” Прощание Катерины с Тихоном (Анализ сцены из II действия драмы А.Н.Островского "Гроза") Пути греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой Разговор Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза») Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А. Н. Островского «Гроза») Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского "Гроза" Роль природы в переживаниях действующих лиц Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века. (А.Н.Островский. «Гроза») Роль Феклуши в системе образов пьесы «Гроза» Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века (А.Н.Островский "Гроза\") Русский характер Катерины ("Гроза") Русское купечество в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Самодуры и их жертвы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Семья и общество в драме А. Н. Островского "Гроза" Сила характера Катерины (по драме Островского "Гроза") Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» Символика в пьесе А. Н. Островского "Гроза" Символика заглавия пьесы А. Островского "Гроза" Символика имен в пьесах А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес» Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Система персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» Система персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Смерть Катерины как выход из тупика (сочинение-миниатюра по драме А. Н. Островского «Гроза») Смысл названия драмы "Гроза" Смысл названия драмы А. Островского «Гроза» Смысл названия драмы А.Н. Островского "Гроза" Смысл названия и образная символика в драме «Гроза» Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза» Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова). Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой. Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза» Сравнительная характеристика Бориса и Тихона по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского "Гроза") Существует ли истинная любовь в пьесе Островскго «Гроза» Сцена с ключом (анализ эпизода из второго действия драмы А. Н. Островского «Гроза») Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза» Тема греха и покаяния в произведении А. Н. Островского «Гроза» Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Трагедия Катерины (по пьесе Островского «Гроза») Трагедия любви в провинциальном мире (но драме А. Н. Островского «Гроза») Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза» Характеристика города Калинова и его жителей (по «Грозе» Островского) Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского Что отличает Катерину от обывателей города Калинова Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза») Характеристика образов: Катерина и Варвара в драме «Гроза» Основная идея произведения «Гроза» Характеристика персонажа: Варвара Кабанова Екатерина в драме "Гроза" Сравнение образов: Дикой и Кабаниха Чьё толкование образа Катерины Кабановой - Н.А. Добролюбова или Д.И. Писарева - следует считать наиболее верным Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Борис и Тихон в пьесе Островского «Гроза» Жизнь города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза» Смерть Катерины – поражение или победа над «Темным царством» Хозяева и жертвы «темного царства» Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза» Конфликт поколений в драме Островского «Гроза» Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза» Основной конфликт пьесы «Гроза» Лариса и Катерина сходства и различия Портретная характеристика Катерины и Ларисы в пьесе «Гроза» Главные персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза» Нравы дома Кабановых в драме А.Н. Островского «Гроза». Личность Катерины в оценке русских критиков и мое отношение к образу главной героини драмы Идейная кульминация пьесы «Гроза» Гроза Островский А.Н. Катерина - луч света в темном царстве Значение символов в пьесе Островского «Гроза» Представители темного царства в пьесе «Гроза» Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Название драмы Островского «Гроза» Город Калинов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Взаимосвязь персонажей: Катерина и Кабаниха Сравнение персонажей: Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы «Гроза» – это отражение жизни русской провинции ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Дикой и Кабаниха. Характеристика героев А. Н. Островского из драмы "Гроза" Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза») Самоубийство - это протест или слабость? Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Анализ образов Катерины и Тихона Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского Образы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза» Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение (по драме А. Н. Островского «Гроза») СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ И ТРАГИЧЕСКАЯ ОСТРОТА ЕЕ КОНФЛИКТА С "ТЕМНЫМ ЦАРСТВОМ" В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА". ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ОЦЕНКЕ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха Проблема любви в драме А. Н. Островскою \"Гроза" Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А. Н. Островского «Гроза») Темное царство в драме "Гроза" Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза» Тема любви в «Грозе» А. Н. Островского Типичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза»

История создания. А.Н. Островский — величайший русский драматург. Современники стали называть его «Колумбом Замоск­воречья», поскольку главным действующим лицом своих пьес впер­вые в русской литературе Островский сделал купца — выразителя русской натуры и средоточия народной жизни.

По словам Гончарова, автор 47 оригинальных пьес, Островский достроил здание, «в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Он окончательно утвердил принципы реализма в национальной драматургии и создал то, что стали называть «Театр Островского» — разнообразный в жанровом отношении репертуар из пьес драматурга, составивший основу рус­ского национального реалистического театра.

Особое место в наследии Островского занимает пьеса «Гроза» (1859) — центральное произведение творчества драматурга, вер­шина его художественного мастерства.

Летом 1855 года Островский предпринял большое путешествие по верхней Волге, став участником «литературной экспедиции», ор­ганизованной Морским министерством. Эта поездка дала драма­тургу ценнейший материал. Волжские пейзажи, нравы купеческих городов, обычаи патриархальной старины, неповторимые характе­ры, особенности речи, драматические конфликты — все это нашло отражение во многих пьесах драматурга, таких как «Горячее серд­це», «Бесприданница» и прежде всего «Гроза». Она появилась на русской сцене в 1859 году, а впервые была опубликована в январ­ском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год.

А.И. Герцен вспоминал, что при появлении «Грозы» «печать и зрители были потрясены»". Критик Аполлон Григорьев рассказы­вал о «взрыве восторга», приветствовавшего пьесу, и «неодобри­тельном, зловещем шепоте» в ложах. Но при всей полярности суж­дений и оценок было очевидно, что «Гроза» стала не только значительным литературным, но общественным явлением. Она свидетельствовала о наличии в русской жизни истинных драмати­ческих конфликтов, реальных трагических коллизий.

На этой странице искали:

  • история создания грозы островского
  • история создания грозы
  • история создания пьесы гроза
  • островский гроза история создания
  • история создания гроза островский

Начало работы над произведением было летом в конце пятого десятилетия девятнадцатого века. И, что примечательно, закончил работу над ним автор в том же году в середине осени. Предшествовало этой работе путешествие автора по реке Волге. Он участвовал в этнографической экспедиции, изучая нравы и обычаи местного населения.

Персонажи произведения имели реальных прототипов в виде местных жителей. А также собирательным образом стал и сам город Калинов. Островский был человеком крайне наблюдательным, и записывал свои наблюдения в тетрадь. Из этих записей и сложились образы героев произведения.

Однако даже какое-то время бытовало мнение, что основной сюжет произведения был полностью реальным случаем. В том же году, когда писатель работал над произведением, жительница одного из городов на Волге ушла ранним утром из дома, а в скором времени ее тело обнаружили в реке.

Девушку звали Александра, а в семье где она жила обстановка не располагала на дружелюбный лад. Выражалось это в издевательствах свекрови над ней, и при этом со стороны мужа не было никакой реакции, так как он не имел твердого характера. И типичным для такой ситуации стал роман девушки с другим мужчиной.

Разумеется, здесь можно увидеть множество совпадений произведения и реальных событий. Например, молодой возраст девушек, откровенные издевательства их свекровей над ними. А также отсутствие в их семьях детей. Совпадений было еще много, роман девушек с мужчиной на стороне тоже входит в их число. Именно поэтому основой пьесы долго считался реальный случай из жизни людей.

Но через какое-то время стало очевидно, что роман был отправлен в печать еще за месяц до наступивших событий. И совершенно очевидно, что писатель не мог изложить еще не свершившиеся события. Можно лишь предположить, что автор предугадал то, что может произойти на самом деле.

Вполне возможно, что истории не настолько схожи, как кажется на самом деле. Чувства Екатерины, были настолько глубоки и трагичны, что может не являться отражением только лишь бытового конфликта произошедшего с реальной девушкой.

Еще одним прототипом главной героини можно считать актрису театра Любовь Косицкую. Она же и сыграла трагическую роль Катерины. Между автором и актрисой были отношения, которым помешали семейные отношения друг друга. Любовь родом именно из Поволжья и в молодом возрасте она покинула дом и отправилась на поиски другой жизни. Сон Екатерины, по мнению некоторых, является сном самой Любови Косицкой. А история создания пьесы имеет и личные мотивы.

Но помимо личных отношений, разумеется, существенную роль в создании пьесы сыграло путешествие по местным городам, и наблюдения за множеством жизненных сцен. Они происходили в реальности, на глазах у писателя и наверняка не смогли не задеть его чувства. Оказавшие влияние на автора многие сцены были сохранены в неизмененном виде, что придало пьесе поистине народный характер.

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Кончаловского Сирень в корзине 5 класс

    Этот замечательный натюрморт известного художника Петра ончаловского сегодня хранится в Третьяковской галерее. Это не удивляет. Так реалистично изобразить ветки цветущей сирени удавалось не каждому живописцу. Очевидно, Петр Кончаловский

  • Образ Маши Мироновой 8 класс (Капитанская дочка Пушкина) сочинение

    В знаменитой и известной повести "Капитанская дочка", написанной великим русским писателем Александром Пушкиным очень большое количество запоминающихся и уникальных героев

  • Характеристика Феклуши в пьесе Гроза сочинение

    Очень многие читатели после прочтения знаменитого произведения «Гроза» великого русского писателя Островского задаются одним вопросом, кто же такая Феклуша? И в принципе довольно понятно, почему у людей возникает такой вопрос,

  • Жертвы тёмного царства в пьесе Гроза сочинение

    В своих драмах Островский часто ставил тему социальной несправедливости в обществе и пороки людей. К таким произведениям относится знаменитая «Гроза». Мир, в котором существуют персонажи Островского, известные критики описали понятием

  • Описание Левши из рассказа «Левша» 6 класс сочинение

    Левша - искусный мастер из Тулы - главный герой «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» Николая Семёновича Лескова. Внешность героя почти не описана в произведении. Читатель знает только, что на щеке у умельца находится родимое пятнышко,

  • Образ и Характеристика Кулигина в пьесе Гроза сочинение

    Нельзя не отметить, что образ одного из персонажей произведения великого русского писателя Островского играет сразу же несколько задач, хотя по задумке автора не является главным героем. И так речь идёт о Кулигине, многие специалисты и критики