Задание 2 вставьте пропущенные буквы. Упражнение на написание согласных

Колебл..щиеся листья, дремл..щая долина, клокоч..щий вулкан, почу..вший запах, вер..вший в справедливость, зелене..щая поляна, хлопоч..щая хозяйка, громко ла..щий, кле..щий карандаш, отлаж..(н, нн)ая работа, незамеч..(н, нн)ая ошибка, разбуж..(н, нн)ый шумом, рокоч..щего моря, часто дыш..щий, держ..щий власть, стро..щееся здание, служ..щий в армии, пряч..щий лицо, щипл..щий траву, расстила..щаяся по долине, стел..щийся туман, испыту..мый, возглавля..мый, невид..мый объект, мысл..щий человек, та..щий снег, бре..щийся человек, бор.. щиеся отряды, рассматрива..мый вопрос, колебл..мый ветром, завис..мый от обстоятельств, ненавид..мый, дремл..щий щенок, завис..щий от учителя, люб..щие искусство, ненавид…щий ложь.

Ответ:

колеблю щиеся листья, дремлю щая долина, клокочу щий вулкан, почуя вший запах, вери вший в справедливость, зеленею щая поляна, хлопочу щая хозяйка, громко лаю щий, клея щий карандаш, отлаженн ая работа, незамеченн ая ошибка, разбуженн ый шумом, рокочу щего моря, часто дыша щий, держа щий власть, строя щееся здание, служа щий в армии, прячу щий лицо, щиплю щий траву, расстилаю щаяся по долине, стелю щийся туман, испытуе мый, возглавляе мый, невиди мый объект, мысля щий человек, таю щий снег, брею щийся человек, борю щиеся отряды, рассматривае мый вопрос, колебле мый ветром, зависи мый от обстоятельств, ненавиди мый, дремлю щий щенок, завися щий от учителя, любя щие искусство, ненавидя щий ложь.

Задание 3. К каждому причастию в скобках припи­шите неопределённую форму того глагола, от которого оно образовано. Вставьте пропущенные буквы.

1) Тесто хорошо замеш..но (..). Он был замеш..н (..) в неприятную историю. 2) Стены комнаты были окле..ны (..) светлыми обоями. 3) Потер..нная (..) книга нашлась. 4) Замеч..нные (..) вовремя ошибки удалось быстро исправить. 5) На засённых (..) ранней весной полях дружно появились первые всходы. 6) Работа была оконч..на (..) своевременно. 7) Бельё было быстро высуш..но (..) ветром. 8) Лек­ция прослуш..на (..) с глубоким вниманием.

Ответ: 1) замеше но (замесить ), замеша н (замешать ), 2) оклее ны (оклеить ) обоями, 3) потеря нная (потерять ) , 4) замече нные (заметить ), 5) засея нных (засеять ), 6) оконче на (окончить ). 7) высуше но (высушить ) ветром, 8) прослуша на(прослушать ).



Тренировочные тестовые задания

1.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

1)пил..т, возглавля..мый

2)застрел..нный, изуча..мая

3)ненавид..мый, выпека..мые

4)леч..шь, приглаж..нные

Ответ: 2

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)дрова пил..тся, крич..щий верблюд

2)трепещ..щая рыбка, люди дыш..т пылью

3)призраки пряч..тся, хлопоч..щий повар

4)клокоч..щий поток, прикормл..нное животное

Ответ:3

3.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У ?

1)паш..щий землю крестьянин, листья шепч..т

2)леч.щий врач, меч..т икру рыбы

3)они добра не ищ..т, знач..щееся количество книг

4)они плач..т, тяжело дыш..щий зверь

Ответ:1

4.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква ?

1)шипы кол..тся, стел..щийся кустарник

2)выруб. .л, прикрепля..мый к аппарату

3)увид..л меня, накач..нный мяч

4)отмет..вший праздник, намеч..нный срок

Ответ: 1

5.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А ?

1) дыш..щий, они выскоч..т

2) плач..щий, они изуч..т

3)служ..щий, они скач..т

4)реж..щий, они выдерж..т

Ответ: 1

6.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У ?

1)крош..щийся, они перетащ..т

2)блещ..щий, они полощ..т

3)брызж..щий, они наточ..т

4)слыш..щий, они ищ..т

Ответ:2

7.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю ?

1)се..щий пшеницу, они бор..тся

2)испыту..щий взгляд, они стро..тся

3)дорогосто..щий товар, они пропол..т

4)ду..щий ветер, они отыщ..т

Ответ: 1

8.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я ?

1)сто..щий дешевле, они высп..тся, лед раста..л

2)та..щий снег, они встрет..т, ла..ть

3)закле..нный, они езд..т, раска..лся

4)вер..щий, они выраст..т урожай, измер..нный

Ответ: 1


Внимание!

Сравните отглагольное прилагательное и страдательные причастия прошедшего времени. Они образуются при помощи одних и тех же суффиксов. Разница проявляется только в написании Н и НН .


Тренировочное упражнение

Задание 1 . Объясните по образцу написание н или нн .

Образец : сеян н ) мука - посеянн нн ) зерно, сеянн нн ) вручную, купленн ый товар (причастие, т. к. образовано от глагола сов. вида, следует писать нн ).

Кипячё..ая (…) вода - вскипячё..ое (…) молоко; краше..ый (…) пол - покраше..ый (…) забор – краше..ый (…) белилами; коше..ый или некоше..ый клевер (…) - ско­ше..ая (…) трава; стреля..ый (…) воробей - подстреле..ая (…) птица; пу­га..ая (…) ворона - испуга..ая (…) лошадь; гашё..ая или негашё..ая (…) из­весть- погаше..ый (…) костёр; тка..ая (…) скатерть - вытка..ый (…) ковёр; жжё..ый (…) кофе - сожжё..ое (…) письмо; копчё..ая (…) колбаса - закопчё..ые (…) стены; стриже. .ый (…) мальчик - стриже..ые (…) под польку волосы - остриже..ая (…) голова, лише..ый (…) наследства.

Ответ:

Кипячён ая (в отглагольном прилагательном, у которого нет признаков причастия, следует писать н ) вода - вскипячённ ое (причастие, т.к. имеет приставку, следует писать нн ) молоко; крашен н ) пол - покрашенн нн ) забор - крашенн ый (причастие, т.к. имеет зависимое слово, следует писать нн ) белилами; кошен ый или некошен ый клевер (в отглагольном прилагательном, у которого нет признаков причастия, следует писать н ) - ско­шенн нн ) трава; стрелян ый (в отглагольном прилагательном, у которого нет признаков причастия, следует писать н ) воробей - подстреленн ая (причастие, т.к. имеет приставку, следует писать нн ) птица; пу­ган ая (в отглагольном прилагательном, у которого нет признаков причастия, следует писать н ) ворона - испуганн ая (причастие, т.к. имеет приставку, следует писать нн ) лошадь; гашён ая или негашён ая (в отглагольном прилагательном, у которого нет признаков причастия, следует писать н ) из­весть - погашенн ый (причастие, т.к. имеет приставку, следует писать нн ) костёр; ткан ая (в отглагольном прилагательном, у которого нет признаков причастия, следует писать н ) скатерть - вытканн ый (причастие, т.к. имеет приставку, следует писать нн ) ковёр; жжён ый (в отглагольном прилагательном, у которого нет признаков причастия, следует писать н ) кофе - сожжё..ое (причастие, т.к. имеет приставку, следует писать нн ) письмо; копчён ая (в отглагольном прилагательном, у которого нет признаков причастия, следует писать н ) колбаса - закопчённ нн ) стены; стрижен ый (в отглагольном прилагательном, у которого нет признаков причастия, следует писать н ) мальчик - стриженн ые (причастие, т.к. имеет приставку, следует писать нн ) под польку волосы - остриженн ая (причастие, т.к. имеет приставку, следует писать нн ) голова, лишенн ый (причастие, т. к. образовано от глагола сов. вида, следует писать нн ) наследства.

В–1 Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и спишите текст. Вчера веч…ром и ноч…ю шёл сне… . Липкий сн…жок обл…пил все ветки м…ей любимой б…рёзки. А под утро ударил моро… , сн…жок на ветках замёр… . Ст…ит б…рёзка, как хрустальная. Днём со…нце раст…пило сне…, искрясь и перел…ваясь, поб…жали по веткам серебряные змейки. Задание 2. В 1 предложении подчеркните главные члены. Задание 3. Выпишите из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные слова. Задание 4. Сделайте разбор слов по составу: Вечером, липкий, берёзки. В–2 Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Был полден… . Р…бята вышли из дома и направились к лесу. Ярко св…тило со…нце. Небо было голубое. Стая жур…влей треугол…ником т…нулась к югу. Тр…ва пот…мнела, клонилась к з…мле. Лес в пёстрый наря… оделся. Задание 2. В 3 предложении подчеркните главные члены предложения. Задание 3. Выпишите из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные слова. Задание 4. Сделайте разбор слов по составу: Голубое, земля, нарядные. В-3 1. Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Весна. Пр..шли ненас..ные дни. Отшумели в..юги и м..тели. Со..нце л..ёт на землю свет и т..пло. Мы п..шли на экскурсию в лес. Ги..кие ветки б..рёз п..крылись см..листыми поч..ками. Ива р..спустила св..и н..рядные бара..ки. Осл..пительно бл..стела на со..нце лужа. Из неё пили птицы и жуки. Ожили мур..в..и. Они быстро бегали в..круг мур..вейника. Пок..залась з..лёная тра..ка. Вес..ло п..глядывали по ст..ронам первые цв..ты. 2.Выпиши и разбери по членам и частям речи 5 предложение. 3.Разбери по составу слова: Гибкие, прогулка, поделки. 4.Сделай звуко-буквенный разбор слова: ЗЕЛЁНКА В-4 1. Спиши текст, вставь пропущенные буквы. В..сенний день. Над п..лями и лесом всё ярче и ярче светит со..нце. П..т..мнели в п..лях д..роги, посинел на р..ке лёд. Прил..тели б..лоносые грачи, торопятся попр..влять св..и старые гнёзда. Зазв..нели по скатам руч..и. Н..дулись на д..рев..ях см..листые п..хучие поч..ки. Увидели ребята у скв..решен первых скв..рцов. Они вес..ло и радос..но закр..чали. Стройными к..сяками л..тят, тянутся с юга гуси. Пок..зались первые жур..вли. 2. Выпиши и разбери по членам предложения и частям речи 5 предложение. 3. Разбери по составу слова: Белизна, весенний, походка. 4. Сделай звуко-буквенный разбор слова:ДЕРЕВЬЯ. 1. 2. 3. 1. 2. Карточка 1. Спиши, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Утро ур…дилось. На одном острове стоял уд…вительный гор…д. Р…дилось на остров… свеж… утро. Добрые и с…рдитые грус…ные и в…селые люди пр…снулись и з…г…в…рили все разом. Небо было похоже на син… море а м…ре напоминало небо. Со дна моря п…днимались пузырьки воздуха. Один с…р…бристый пузырек взял да и лопнул от громких г…л…сов. Маленькая девоч…ка в белом плат…ице п…гладила море ладо…кой и оно выбросило на бер…г ч…десную раку…ку. Девочка спр…сила у моря Ракушка волшебная? Ей ответил ласковый шум прибоя. Задания. В первом предложении найти и подчеркнуть прилагательные волнистой линией. Из первых двух предложений выписать слова состоящие из корня и окончания. Разобрать их по составу. Выписать из всего текста слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделить суффиксы. Карточка 2. Спиши, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Ска…ка всегда рядом. Вчера один мой дру… встретил в парк.. настоящ…. Г номика. Мой дру… и гномик вместе к…ч…лись на к…челях. К…ч…т…ся на них с гномиком было очень вес..ло! В…т…рок нап…вал им забавную песенку а дерев…я кивали в такт з…ленными кронами. Вы (не) верите? Я слышал, что гномик забыл в парк… св…ю шапочку. П…ищите ее, когда буд…те там гулять. Ска…ка всегда рядом. Задания. Выполнить полный грамматический разбор первого предложения. Обозначить орфограмму « Проверяемая безударная гласная в корне слова». Карточка 3. Спиши, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Уд…вительная дружба. Был со мной один уд…вительный случ…й. Я видел, как мальчишки во дв…ре об…жали рыж…… к..тенка. Мяу! Мяу! плакал к…тенок. А рядом собач…я бу…ка ст…яла. Вдру… выскочила из нее смелая с..бачонка да как зала…т на них Гав! Гав! Гав! Напугала и прогнала. Храбрая какая! А др…жащ…. к…тенка выл…зала и успокоила. (Не) с…бака а прямо уд..витель какой-то! 1. 2. 1. 2. 3. 4. С тех пор с..бака и к..тенок п..друж…лись. К…тенок давно вырос и стал больш..м кр..сивым к..том. Друз..я очень ч..сто гуляют вместе и дру.. друга в обиду (не) дают. Задания. Разобрать по составу слова « котенок», « смелая», « видел». Выполнить звуко-буквенный разбор слов: собачья, будка. Карточка 4. Спиши, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Клюква. Кислая и очень п..лезная для зд..р..ов..я ягода клюква растет в б..л..тах летом. А собирают ее поз…ней ос…н…ю. Но не все знают, что самая сла..кая клюква бывает в…сной. Всю зиму до этого она л…жит под снегом. Эту в…сен…юю клюкву парят у нас в горшоч…ках и п…ют ч…й с ней. А какой замеч…тельный кисель получ…ется из сла…кой клюквы, какой морс! И еще в народ… у насч считают эту ягоду лекарством от всех б…лезней. Задания. Выполнить разбор как части речи слова «весеннюю». Выписать из текста по одному существительному 1, 2, 3 склонения и дописать по два своих имен существительных к каждому склонению. Склонения указать. В пятом предложении обозначить все орфограммы. В пятом предложении обозначить все части речи, выписать словосочетания. Карточка 5. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни правописание безударных личных окончаний глаголов (укажи спряжение). 1. 2. 3. Слышно, плещ…т лишь волна, и колыш…т повиликой тихо веющий эфир. (А. Пушкин) Сып…т, сып…т метель, как вчера, на дорогу. (К. Симонов) Дремл…т хаты, гасн…т день. (М. Исаковский) Солнце, землю нагревая, гон…т с нашей горки лед. Та…т бабка снеговая и ручьями слезы льет. (Г. Ладонщиков) Мы ед…м, ед…м, ед…м в далекие края. (С. Михалков) Сербце матери лучше солнца гре…т. Ласточка день начина…т, а соловей конча…т. (Пословица) Задания. Выполнить разбор глагола « начинает» как части речи. Выполнить звуко-буквенный разбор слова «едем». Разобрать по составу глаголы « уронила», « восходит», « качаться», «пробивается». Карточка 6. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни правописание безударных личных окончаний глаголов (укажи спряжение). В лесу. Уход…м все дальше в лес. В т…пле и уют… т…хонько дыш…т особенный шум. Скр…пят кл…сты, звенят с…ницы. Св…стит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под н…гамии. Щелка…т белка. В лапках сосен мелька…т ее пуш…стый хвост. Между ств…лов с…сен вид…шь прозрач…ные фигуры огромных людей. Они исчезают в з…леной густоте, сквозь которую просвечива…т голубое небо. Под н…гами пышным к…вром л…жит мох. К…стяника сверка…т в траве каплями крови. Грибы дразнят крепким запахом. Задания. Выполнить фонетический разбор слова « сквозь».

Задание. Вставьте пропущенные буквы. В скобках, где это возможно, укажите проверочные слова.

Ерофеич

Едва забре..ил ра...вет, как Ерофеич, извес...ный мес...ный сад...вод, был уже на ногах. В юности, уча...ствуя в боях под Царицын...м, в одном из сражений он потерял ногу. За доблес...ные подвиги Ерофеич п..лучил пенсию и отправился в родной городишко. Ранее городок был захолус...ным, но славился по всей окрес...ности своими чудес..ными садами. Пр...страстившись к сад..водству, Ерофеич всецело посв...тил себя этом благ...родному делу и т..рпеть не мог д..л..тан...ского к нему отношения.

Бывало, зайдет к нему садовник-интриган... Манкин, чтобы бл...снуть знаниями, и обязательно произойдет инц...дент. Он Ерофеичу и о хлорофи..е жу...ит в уши, своим инте..ектом всячески п..хваляет..ся, а в практике всегда проявляет кос...ность. Ерофеич сердится, прыгает на деревя...ке вокруг собеседника, бры...жет во все стороны слюной и морщит свой весну...атый нос. Сам Ерофеич был криста...ьной чистоты человек и, (не) смотря на свои широко извес..ные эксп..рименты, (не) имеющие пр..ц..дентов и...делавшие его извес..ным, был очень скромным. После ярос...ного диспута и с..оры он обычно долго не мог пр...йти в себя и продолжал брю...ать. Успокаивал его всегда сад. Чего только в нем не было! Все, начиная с затейливых р..стений, ис..ку...но в..л..ле..ных садовником, и кончая простым мо...евельником. Ч..стенько в сад заходили ю...аты, которых Ерофеич учил и...ку..тву садовничать. В (пол)день садовник обыкнове..о закусывает на те...аске под черепи...атой крышей. На столике ра..тавле...ы (не)мудре..ые я..тва. Вокруг них кружатся и жу..ат пчелы. (По)середине стола красуются медовые коври...ки впереме...ку с творожными ватру..ками и румя..ый крупи..атый пирог. Из напитков ставится дро...евой квас. Для а...етита Ерофеич всегда начинал обед с сему...ки или с копчу...ки, а далее хозяюшка потч...вала его тем, что было под рукой. Подкрепившись, Ерофеич просил пос...лать ему ц...новку в г..тической беседк.. и шел отдыхать.

Упражнение на правописание гласных после шипящих и Ц

Задание. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте части слова с пропущенной гласной. Там, где это возможно, укажите проверочное слово.

На помощь колхозу

Колхоз «Красная заря» решил отказат…ся от бахч…водства и р…стить сад. Для молодого сада отводит…ся раскорч…вка, ран…ее занятая бахч…й. В раннее весе…ее утро, когда солнце еще (не) горячо и в воздухе свежо, групп…а юн… атов, руководимая молодым стаж…ром, провела в старом саду борьбу с листож…ром. Юные садоводы сегодня будут уча…ствовать в работах колхоза на площади молодого сада. Вот они проходят по ал…е… старого сада. Слыш…н лишь слабый ш…пот глянц… витых листьев на груш…вых и алыч…вых деревьях да ш…рох ветра в вершинах груш…, яблон… и вишен…. В глубине алле… виден (не)большой шалаш…. Он сооружен (в) виде конуса, покрыт сеном и (по)этому кажет…ся чем(то) (в)роде копны сена. (В) верх шалаша воткнута громадная ветка мож…евельника, а (в)низу, оп…яса…ом завал…нкой из дерна, зияет ч…рное отверстие – вход в шалаш…. Молодеж… весело здоровает…ся со сторож…м Куз…мич…м, который много лет честно стереж…т колхозное добро. Наружность старика далеко (не) пр…мечательна, но (не) лиш…на занимательности. Голову Куз…мича покрывает ж…ван…ая шапч… нка, …бившаяся (на)бок; (из)под рван…ого баран…ьего тулупа, подпояса…ого б..ч..вкой, выглядывает ворот х...лщ…вой сорочк…, обл…гающ… шею, повитую кумач…вым платком; на ногах вал…ые сапоги, чине…ые кожимитом. Держит…ся старич…к молодц…вато. Пр…бывшие усаживают…ся на камыш…вую ц…новку у входа в шалаш…, поджидают товарищей, (не) успевших явит…ся на сбор (во)время. Ребята с большим интересом рассматривают ис…кус…ные изделия Куз…мича, о которых они много наслыша…ы. Старик с большим ис…кус…твом изгот…вляет травя…ые щ…тки и кова…ые трещ…тки и сбывает их (по) деш…вке. Дедушка бросает масл…ный взгляд в сторону сидящих и лукаво спрашивает их (на)сч…т уч…бы. Докурив круч…нку, он оживляет…ся и рассказывает, как в лесной чащ…бе он поймал медвеж..нка и волч…нка и научил их танцевать. Рассказ старика (не) лиш…н остроумия и смеш…н. Подражая медвеж…нку, дед выступает перед ребятами в роли д…р…ж…ра-музыканта и танц…ра.

Упражнение на правописание гласных после шипящих и Ц Задание. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте части слова с пропущенной гласной. Там, где это возможно, укажите проверочное слово.

Ч...порный ч..рт в ч..рной ш...лковой одеж..нк.. сидел на ж..стком диване и пил деш..вый ж..лудевый кофе, (из) редка ч...каясь со своим отраж..нием в т...ж..лом гл..нц...витом самовар..., ст..ящ...м на парч...вой скатерт... ш...коладного цвета. Ч..рт был большой обж...ра и, (не) смотря на изж...гу и бол...ную п..ч..нку, об..едался крыж...вником со сгущ...ым молоком. П..ев и п...гр..зив своему отражению пал...цем, ч...рт, м...л...дц...вато встр..хнув ч..лкой, пустился танц...вать ч...ч..тку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что (на) верху гарц...вала лошадь. Однако ч...рт был (не) очень ис..кус...ным танц...ром и, с...вершив один (не) совсем удач...ный скач...к, врезался в сам...вар и обж...г свой п...т..ч..к, покрытый мягкой ш...рсткой. Ож...г был очень т...ж...л. Ог...рч...ый ч...рт куц..й овц...й кинулся к б..ч..нку с моч...ыми яблоками и сунул в него обож....ный п...т...ч...к. «Правду говорят, что (не) береж......ого бог (не) береж...т», - ч...ртыхнулся ч..рт ч...ртовской пословиц..й.

Упражнение на написание гласных и согласных в приставках Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

Уснул он поз...но. С вечера и до глубокой ноч.. читал дневники Льва Толстого, которые были его о..душиной и его бе...покойством, ..ткрытые им лет десять назад, когда он был наивен, дерзок, д...верчив и бе...мертен, ибо не пре...п..л..гал в ту пору многого, что п...знал и понял после п..тидесяти лет. Он не задумывался тогда всер..ёз, что в (не) избежный срок надо будет...ходить на к..нечной станци.. и (на) вечно..ставить в уютном и грус..ном земном куп.. весь..вой наработа...ый целой жизнью бага.., (по) видимому, (не) нужный бе..жалос..ному будущему с его рационализмом технологической и маши...ой эры, тем более что память лю...ская – величина (не) п...стоя...ая. Но всякий раз в дневниках он нах...дил то, что у..п..каивало Толстого убеждением и во...буждало страждущей верой в усов..ршенствовани.. мира п..средством обращения к самому себе ради увеличения любви друг к другу, любви не пло...ской, не физической, а духовной. В ее обнаже..ой, даже насильстве..ой разумност.. он видел ключ.. ко всей нравстве..ой жизн.. великого человека в последние годы, и, натыкаясь на следующей страниц.. на с..страдающую всему человечеству фразу: «Как же мы можем кого-нибудь не любить, когда знаем, что все приговоре..ы», он снова возвращался к запис.. о наук.. и и...ку..тв...

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки .

1.Кругом на х..лмах ра...цвечивался осе..ей ж..лтизной бер..зовый лес. 2. Во втором часу дня ее ра...будила горни..ная. 3.Товарищи п..шумели и ра..ошлисьна ра...вет... 4. В черном небе з..л..тая ро...сыпь м...рцающих звезд. 5. В то (же) время п..ртовые власти пр..изводили ра...следование. 6. Ляховский с азартом накинулся на ра...ложе...ые бумаги. 7. Внешне он сильно...дал – розовое лицо стало как у старика 8. Литвинов ра...ыпался в в...сторже...ых п...хвалах. 9. Лишь и...ре..ка в лесном неб.. пр...плывали белые, ра...пушившиеся на вешнем ветру облачка, и по разливу лебеди...ой стаей скол...зили их отражения и и...чезали, к...снувшись дальнего берега. 10. Хозяин ло...ко бросил на стол пачку открыток, ра...ыпавшихся веером. 11. У нее сорвался голос, она п...кач...нулась, обе...иле...ая. 12. К ноч... с ним, однако, ...делался жар; голова у него заболела, ...бежались лакеи со всего дома. 13. Он под...ехал к работникам, ра..се...вавшим клевер. 14. (По) середине трещал огон...к, ра...ложе...ый на земл.., и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыш..., ра...т...лался (во) круг густой п...леной. 15. В воображени... его м...лькает бе..конечный ря... бе..ра..ветных дней.

Колебл..щиеся листья, дремл..щая долина, клокоч..щий вулкан, почу..вший запах, вер..вший в справедливость, зелене..щая поляна, хлопоч..щая хозяйка, громко ла..щий, кле..щий карандаш, отлаж..(н, нн)ая работа, незамеч..(н, нн)ая ошибка, разбуж..(н, нн)ый шумом, рокоч..щего моря, часто дыш..щий, держ..щий власть, стро..щееся здание, служ..щий в армии, пряч..щий лицо, щипл..щий траву, расстила..щаяся по долине, стел..щийся туман, испыту..мый, возглавля..мый, невид..мый объект, мысл..щий человек, та..щий снег, бре..щийся человек, бор.. щиеся отряды, рассматрива..мый вопрос, колебл..мый ветром, завис..мый от обстоятельств, ненавид..мый, дремл..щий щенок, завис..щий от учителя, люб..щие искусство, ненавид…щий ложь.

Ответ:

колеблю щиеся листья, дремлю щая долина, клокочу щий вулкан, почуя вший запах, вери вший в справедливость, зеленею щая поляна, хлопочу щая хозяйка, громко лаю щий, клея щий карандаш, отлаженн ая работа, незамеченн ая ошибка, разбуженн ый шумом, рокочу щего моря, часто дыша щий, держа щий власть, строя щееся здание, служа щий в армии, прячу щий лицо, щиплю щий траву, расстилаю щаяся по долине, стелю щийся туман, испытуе мый, возглавляе мый, невиди мый объект, мысля щий человек, таю щий снег, брею щийся человек, борю щиеся отряды, рассматривае мый вопрос, колебле мый ветром, зависи мый от обстоятельств, ненавиди мый, дремлю щий щенок, завися щий от учителя, любя щие искусство, ненавидя щий ложь.

Задание 3. К каждому причастию в скобках припи­шите неопределённую форму того глагола, от которого оно образовано. Вставьте пропущенные буквы.

1) Тесто хорошо замеш..но (..). Он был замеш..н (..) в неприятную историю. 2) Стены комнаты были окле..ны (..) светлыми обоями. 3) Потер..нная (..) книга нашлась. 4) Замеч..нные (..) вовремя ошибки удалось быстро исправить. 5) На засённых (..) ранней весной полях дружно появились первые всходы. 6) Работа была оконч..на (..) своевременно. 7) Бельё было быстро высуш..но (..) ветром. 8) Лек­ция прослуш..на (..) с глубоким вниманием.

Ответ: 1) замеше но (замесить ), замеша н (замешать ), 2) оклее ны (оклеить ) обоями, 3) потеря нная (потерять ) , 4) замече нные (заметить ), 5) засея нных (засеять ), 6) оконче на (окончить ). 7) высуше но (высушить ) ветром, 8) прослуша на(прослушать ).

Тренировочные тестовые задания

1.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

1)пил..т, возглавля..мый

2)застрел..нный, изуча..мая

3)ненавид..мый, выпека..мые

4)леч..шь, приглаж..нные

Ответ: 2

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)дрова пил..тся, крич..щий верблюд

2)трепещ..щая рыбка, люди дыш..т пылью

3)призраки пряч..тся, хлопоч..щий повар

4)клокоч..щий поток, прикормл..нное животное

Карточки по русскому языку для учащихся 2 класса

  1. Тема «Безударные гласные в корне слова»

Спишите. Вставьте пропущенные гласные.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота, в..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. О сл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

С п и ш и т е. Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.

Запишите словосочетания, вставьте безударные гласные.

С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, б..льшой мальчик, д..ждливая ос..нь, ст..льная л..нейка, з..леная тр..ва, ш..рокая площадь, высокая с..сна, ст..льные рельсы, пл..хая погода, з..леные п..ля, д..лекий путь, в..здушные ш..ры, ч..совая стрелка.

Спишите предложения, вставив пропущенные гласные.

Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

С…рняк, н…сы, д…мишко, р…дник, б…льшой, б…льной, ст…ит, л…скает,т…щил, пл…сать, в…сна, б…льчата, сл…ва, ш…рокий, ч…сок, к…чать.

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро.., но.., и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!

Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Пришли, х..л..да.

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро.., им, не страшен.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Гр…бной, в…сна, р…бина, стр…ла, д…ла, м…сной, ш…рокий, ч…тать, св…ча, св…тлеть, тр…ва, п…стух, в…лчата, к…вёр

Бр…вно, гл…за, дв…ры, з…рно, кр…ты, м…сты, р…ды, в…дро, гн…здо, з…ма, л…са, н…жи, с…ло, щ…ка, в…да, г…ра, д…ма, зм…я, л…са, н…ра, сл…ды, сл…за.

Спишите, вставьте пропущенные гласные.

В…йна, гр…за, д…ска, к…за, л…сты, …кно, тр…ва, вр…ги, гр…за, зв…зда, к…пна, л…цо, п…ро, с…ва, вр…чи, гр…да, р…са, м…ря, пл…та, ст…га, з…мля, ст…на, стр…ла, хл…ба, х…лмы, ч…сло, ш…ги, гр…чи.

  1. Фонетика

В том случае, когда:

- стоят после гласной

- стоят в начале слова , например ёлка [й`олка ]

- стоят после Ь или Ъ знака

букв

звуков

слогов

ясень

подъезд

енот

школьник

ученица

поел

зимушка

Определи количество букв, звуков и слогов в словах.

Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

- стоят после гласной , например: каюта [ кай`ута ]

- стоят в начале слова , например ёлка [й`олка ]

- стоят после Ь или Ъ знака , например: вьюга [в `й`уга ]

букв

звуков

слогов

Яна

орёл

юла

пальма

аист

воет

объявление

Определи количество букв, звуков и слогов в словах.

Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

- стоят после гласной , например: каюта [ кай`ута ]

- стоят в начале слова , например ёлка [й`олка ]

- стоят после Ь или Ъ знака , например: вьюга [в `й`уга ]

букв

звуков

слогов

ясень

подъезд

енот

школьник

ученица

поел

зимушка

Определи количество букв, звуков и слогов в словах.

Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

- стоят после гласной , например: каюта [ кай`ута ]

- стоят в начале слова , например ёлка [й`олка ]

- стоят после Ь или Ъ знака , например: вьюга [в `й`уга ]

букв

звуков

слогов

Яна

орёл

юла

пальма

аист

воет

объявление

букв

Звуков

Слогов

семья

линейка

ястреб

ёрш

воет

Определите количество букв и звуков, слогов в словах.

Ялта

юбилей

роет

Определите количество букв и звуков, слогов в словах.

елочка

маяк

яма

  1. Тема «Предложение»

Хорошо в лесу! Дует теплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под березой вырос гриб. У сосны нора крота. Желтый лист упал с осины. Скоро наступит осень.

Спишите. Во 2 и 3 предложении подчеркните главные члены предложения.

Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Желтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Во 2 и 3 предложении подчеркните главные члены предложения.

Сильные м…розы сковали озера и реки. Сн…га засыпали землю. Тихо в л…сах и п…лях. Природа уснула до в…сны. Х…лодный ветер гуляет кругом. З…мой птицам трудно добывать еду. Они л…тят к людям. Пок…рмите птиц!