1 кл кл час разработки. Что такое тематический классный час

Методическая разработка классного часа в 1 классе «Просто я работаю волшебником»

Цели : воспитывать уважение к старшим; прививать культуру поведения в семье.

Оборудование: кубики для конкурса, платок для завязывания глаз, 3 свитка, фонограмма песни «Просто я работаю волшебником», памятка юного волшебника.

Ход классного часа

Актуализация знаний

Сапожник починяет вам ботинки,

А плотник - табуретку и крыльцо,

Но только у волшебника в починке

Светлеют ваши сердце и лицо.

Какая тонкая работа -

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести, от одиночества спасти.

А самому потом тихонечко уйти...

Волшебник - это сказочная личность.

И сказочно он скромен, господа,

В нем сказочно отсутствует двуличность.

И выгод он не ищет никогда.

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежду обучали -

И это основной его предмет.

Учитель. В этом стихотворении Юнны Мориц речь как раз о том волшебнике, каким может быть каждый из нас. Главное - захотеть... и научить свое сердце быть чутким, а руки - умелыми и щедрыми. Ведь хорошо, когда ты - домашний волшебник и можешь помочь своим близким словом и делом.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие, честное слово!

Учитель. Давайте попробуем себя в роли волшебников. Пусть каждый из вас возьмет волшебную палочку, в которую превратится ваша ручка, и совершится... чудо.

Какое? А пусть каждый из вас вспомнит, что хорошего он совершил вчера, и запишет это на волшебном свитке.

(Дети заполняют волшебный свиток. Каждый записывает свое чудо и, заворачивая край с написанным текстом, передает следующему. По одному свитку каждому ряду. Пока дети выполняют эту работу, звучит запись с песенкой «Просто я работаю волшебником».)

Учитель. Итак, волшебство началось.

(Когда свитки собраны, учитель читает вслух «чудеса», как бы оглашая их свершение.)

Видите, как вы поработали волшебниками, сколько хороших и добрых чудес совершили. Верно говорит пословица: «Доброта, что солнце». А в чем же заключалось ваше волшебство?

Ученики. Помочь другому человеку, сказать ему ласковое слово, улыбнуться и т. д.

Учитель. Значит, главный волшебник - это доброта человеческого слова, взгляда, дела рук, верно?

Игра

Учитель. Пусть нам волшебный цветок поможет еще раз в этом убедиться. Кто хочет быть лепестком волшебного цветика-семицветика?

(Учитель выбирает из желающих семь ребят, выстраивает их в круг. Дети держатся за руки таким образом, чтобы руки, закругляясь, изображали лепестки. Учитель, беря за руку по очереди каждого, как бы отрывает лепесток. Со словами: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели». Учитель, кружа ученика, подводит к тому из ребят, перед которым он может как-то по-доброму проявить себя. «Лепесток», оказавшись около ученика, говорит ему что-то ласковое, доброе, хвалит за что-то, может быть, извиняется за какой-то свой поступок. Так проходят свой путь все семь «лепестков».)

Ситуативные задачи

(Можно обыграть в виде сценок, подготовив детей заранее.)

1. «У меня сестренки нет, у меня братишки нет...» А если есть, это хорошо или плохо? И кому лучше живется: старшему или младшему? А как быть в такой ситуации? В квартире два брата, старший и младший, а стекло разбил младший, и он виноват. Кому отвечать? Как достойно выйти из этой ситуации?

(Дети проигрывают данную ситуацию. Обсуждение начать лучше с «папы».)

Выход из ситуации.

Не разбираться, кто прав, кто виноват. Виноваты оба. Лучше сразу перейти к делу: убрать битое стекло, посмотреть, не порезался ли малыш, и оказать ему помощь, успокоить его, если он испугался. Потом все вместе могли бы отправиться в магазин, купить стекло и вставить его.

2. Маша с Колей живут с мамой и папой. Их мама работает и учится в вечернем институте. А папа работает на заводе, до которого приходится долго добираться, так как он находится на другом конце города. Вечером все собираются дома, а ужин еще не готов, Мама с папой начинают ссориться.

Выходы из ситуации .

1) Всем вместе помочь маме готовить ужин.

2) Детям заранее подготовить продукты (почистить овощи, нарезать хлеб и т. д.) и, если это возможно, сварить ужин.

Учитель. Ну что, убедились в том, что каждый из нас в силах стать добрым волшебником? Помните, что главное тут... захотеть.

И начать можно с самого простого. Приближается праздник, и если вы хотите научиться устраивать своим близким приятные сюрпризы, превращать для своих друзей хмурый день в солнечный, то подумайте, как можно творить чудеса.

(Дети предлагают свои варианты помощи: сделать подарок, нарисовать открытку, прибраться в своей комнате, помыть за собой и домашними посуду и т. д.

Можно предложить ребятам памятку ежедневных добрых дел, назвав ее.)

Памятка юного волшебника

Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.

После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на свое место.

Если насорил, собери мусор, вытри пыль.

Следи за своими вещами, и в первую очередь за чистотой обуви.

Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.

Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.

Конкурс «Собери игрушки»

В конкурсе участвуют по 2-3 человека. Они должны навести в доме порядок: за 1 минуту с завязанными глазами убрать разбросанные по полу кубики. Звучит музыка, проводится конкурс. Побеждает тот, кто за указанное время соберет наибольшее количество кубиков.

Конкурс «Помоги бабушке»

Ребята делятся на команды. Перед каждой командой стоят коробки с обрывками пряжи длиной 15-20 см. Команды должны соединить их в одну нить. Побеждает та команда, которая за 1 минуту свяжет более длинную нить.

С этого урока можно начать активное пополнение всем классом копилки добрых дел, которая заводится в классе и заполняется по мере изучения материала.

Подведение итогов

Учитель. Волшебником быть нетрудно, но этого надо захотеть. Чтобы быть волшебником, важно по-доброму относиться к окружающим вас людям. «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе». Закончите фразу:

Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы,то вы...

Если вам неприятно, когда вас толкают, то...

Если вам хочется, чтобы другие вам уступали в чем-то, то...

Если вы хотите, чтобы вам помогли в чем-то, то...

Дополнительный материал

Учитель. А как узнать, кому необходима наша помощь?

Ученики. Надо просто стараться быть внимательнее к другому человеку.

Учитель. А вот что советует В. Осеева в маленьком рассказе «Ни за то и ни за это».

Костя сделал скворечник и позвал Вову.

Посмотри, какой птичий домик я сделал.

Вова присел на корточки.

Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Ладно, - согласился Костя. - Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.

Пусть это станет нашим девизом в классе, согласен?

И незрячему видно

Шел Боря домой из школы. Видит - идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. Вроде как прислушивается к чему-то. «Это он движение пережидает», - догадался Боря. Подошел к человеку и сказал:

Я вас через улицу переведу.

Слепой протянул Боре руку, и они перешли на другую сторону. Здесь слепой сказал:

Вижу, хороший ты мальчик.

Видите? - удивился Боря.

Это и незрячему видно, - улыбнулся человек.

(В. Голышкин)

Народная мудрость

На добрый привет - добрый и ответ.

Добро творить - себя веселить.

Доброе дело два века живет.

С добрым жить хорошо.

Торопись делать добро.

Не устоять худу против добра.

Советы волшебника

Ты живешь на свете не один, а среди людей. Поэтому твои поступки могут радовать или огорчать их.

Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им, будь приветлив со всеми.

Когда родители приходят усталые с работы, спроси, чем ты им можешь помочь: что-нибудь принести, накрыть на стол. Оберегай отдых старших.

Уходя из дома, скажи, куда идешь и когда вернешься, даже если уходишь ненадолго. Будь точен, не заставляй себя ждать. Всегда помни, что тебя ждут дома, о тебе волнуются. Заранее предупреждай, что можешь задержаться в школе или где-нибудь еще.

Если дал обещание, сдержи его или вовремя объясни, что не можешь выполнить.

Особенно будь внимателен, если кто-то заболел, сам старайся догадаться, где нужна твоя помощь, не шуми.

Не обижай и не давай в обиду маленьких братьев и сестер, других малышей, относись к ним ласково, играй с ними, будь для них хорошим примером.

Будь внимателен к своим товарищам. Навести больного, помоги тому, кому трудно.

Обсуждение ситуаций

1. Витя сказал маме, что пойдет играть во двор, и обещал прийти к семи часам. Ребята увлеклись игрой, а потом Виталик пригласил Витю к себе смотреть телевизор. Витя согласился. Передача была интересная, и он забыл о том, что обещал маме. Семь часов. Вити нет Дома. Половина восьмого, восемь, девять часов. А Вити нет. Мама волнуется, места себе не находит, к соседям побежала. Спрашивает У Коли, Витиного товарища, не видел ли он Витю.

Нет, не видел, - говорит Коля, который тоже смотрит телевизор. Передача интересная, и Коля забыл о том, что во дворе они все вместе играли, а потом Витя к Виталику пошел.

У мамы на глазах слезы. Где же Витя? А Витя в это время спокойно смотрит телевизор, весело смеется. Очень передача смешная!

2. Ребята перебегают улицу, не соблюдая правил уличного движения. Сами подвергают себя опасности и заставляют волноваться водителей троллейбусов, автобусов.

3. Мальчик обещал принести книгу товарищу и забыл, а товарищ не смог подготовиться к уроку.

4. Обещал прийти в гости к товарищу, а потом вдруг расхотелось, занялся другим делом, а товарищ ждал и не мог никуда уйти.

В начальном периоде обучения, когда дети только адаптируются в незнакомой среде, важно уметь организовывать увлекательные и познавательные классные часы - 1 класс малыши должны запомнить как яркое и радостное событие своего детства.

В этом возрасте ребята уже стремятся внешне быть взрослыми, но внутренне они сохраняют совсем еще детскую любовь к мультикам и ярким картинкам. Поэтому интересные для первоклассников любой тематики, проведенные в увлекательной форме, пользуются успехом и дарят детям ощущение праздника. Вот она, находка для увлекательных уроков, которая делает уроки похожими на сказку - презентация 1 класс.

В этот период дети учатся конструктивному взаимодействию в коллективе сверстников, охотно принимают участие в совместных проектах. Классный час в первом классе , разработанный и проведенный вместе с малышами, и использованная при этом презентация в 1 классе способствуют их творческому самовыражению. Кроме того, посильный вклад в общее дело, способствует эмоциональному сближению и формированию дружеских отношений между одноклассниками. Следовательно, выбирая презентацию для 1 класса, тематику и сценарий классного часа, нужно стремиться к проявлению талантов каждого. Положительные эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха, дарят детям уверенность в своих силах и, в конечном счете, стимулируют к достижениям в учебной деятельности. На нашем сайте вы сможете скачать бесплатно презентацию для 1 класса, сценарии, разработки, конспекты классных часов любой тематики для первого класса.

Тарасова Наталья Викторовна МООУ «Ленинская санаторная школа- интернат» Учитель - логопед

Классный час

Тема: Час общения - наш класс Цели: Обучать детей общей культуре общения, поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Задачи:

Расширить знания детей о дружбе коллектива;

Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;

Содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

Развивать коммуникативные способности школьников;

Формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

На занятии использовались следующие средства обучения: ИКТ- презентация Приложение1, наглядные средства : схема «Я», «Мы», иллюстрации птица, тигр, муравей рыба, цветок, метла,прутик, раздаточный материал для самостоятельной работы – карточки- лица

I .Организация класса

1. Приветствие

Ребята подарите гостям улыбки, друг другу ладошки, а мне поморгали.

Скажите, ребята, а с каких слов обычно люди начинают общение утром?

Люди начинают свое общение со слова здравствуйте или доброе утро.

Слайд 1

II . Актуализация знаний.

Правильно, люди начинают свое общение со слова здравствуйте или доброе утро. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

А что значит простое, обыкновенное слово "здравствуй"?

Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово.

Слайд 2 Притча

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. Как произносится это слово –шепотом и глядя в глаза.

Давайте пожелаем себе (закрытая ладошка) и друг другу здоровья (правая ладошка)отправили (подули), гостям (левая ладошка), поочередно левая, правая.

Учитель: У всех глазки загорелись. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам что… всем радость(улыбка на лицах) общения друг с другом. - Каким бы вы хотели видеть ребят нашего класса. (мнение ребят). «Настроение» (показать)

III .Открытие новых знаний .

1 .Под знаком вопроса спрятано слово, Отгадать его вам помогут фразы, которые относятся к этому слову.

имею много …люблю своих друзей

увлечений

?

учусь в школе … имею друзей

(Открывается слова «Я».)

10 «Я» - Мы, Мы – это класс, коллектив!

Учитель: На свете живут разные люди: старые и молодые, взрослые и маленькие. Вместе они работают, учатся, отдыхают. - Слайд 3,4,5

2. Игра «Дрозд»

Мы все, говорили, И про игру совсем забыли.

Собирайся, детвора, Ждет игра вас про дрозда.

«Я – дрозд, ты – дрозд; У меня – нос, у тебя – нос;

У меня щёчки – аленькие, У тебя – щёчки аленькие;

У меня – губки сладенькие, У тебя – губки сладенькие;

Я – друг, ты – друг; Мы с тобой - друзья

3 .Все вы разные: кто-то добродушный и спокойный, но если обидишь

словно медведь просыпается. А кто-то подвижный, живой, на месте усидеть не может, как птичка. С каким животным вы бы сравнили себя?

4. Игра «Незаконченное предложение» . На доске картинки

Я словно птица, когда: о чем - то мечтаю

Я превращаюсь в тигра, когда: когда меня обижают

Я словно муравей когда: мне страшно

Я словно рыба, когда: ни кого не хочу видеть

Я прекрасный цветок если: меня хвалят.

В-д: Ваши высказывания, к какому выводу нас приводят? – Мы бываем разные, но мы с вами находимся среди людей, общаемся, а в общении нужно управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохое поведение. Дружить в классе не у каждого получается. Необходимо быть добрым, внимательным, заботливым по отношению друг к другу.

6 . Метла и прутик. Прутик легко сломать, а метлу не возможно. Вместе мы сила, дружный коллектив. Один за всех и все за одного. Слайд 6,7

7. Игра «Найди друга» . Дорисовать лицо девочки и мальчика. (Создаются пары.) Условие вручать только каждому по 1 личику.

IV .Рефлексия

Игра «Я рад общаться с тобой».Учитель предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.

Что такое общение?

Что ты интересное запомнил?

При каких условиях дети будут коллективом?

Вывод : Общение это понимание другого человека умение выслушать его, понять его мысли и чувства. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами. Учиться общаться так, чтобы всем, кто с нами взаимодействует, было приятно, комфортно. Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами своего дома, т.е. класса.

Использованная литература:

    Бушелёва Б.П. «Поговорим о воспитанности» 1989 г.

    «Классный руководитель». Журнал для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе. №4, 2006

    Классные часы / авт. сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО,2008.- 272с. – учебный год К47

    Классные часы: 1 класс /Авт-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – С. 242 – 250.

    Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.

    Скребцова М, Лопатина З.А. «Азбука мудрости». Издательство «Сфера», Москва, 1999.

В последние годы первый сентябрьский день в российских школах не является учебным. Это скорее волнительный момент встречи с новыми педагогами, старыми друзьями, школьным двором и т. д. На День знаний принято проводить классный час, единую тему которого традиционно устанавливает Министерство образования для всех школ и классов. Чаще всего это одна из глобальных всемирных проблем, суть которой педагоги должны донести до ребят. 1 сентября 2018-2019 также пройдёт классный час, который объединит учащихся всей страны темой, не менее важной, чем и в предыдущие годы.

Из истории Дня знаний

Раньше в России вплоть до середины 30-х годов не все образовательные учреждения начинали учебный год 1 сентября. И только с Постановлением Совнаркома от 14 августа 1930 года была установлена единая дата начала учебного года.

Официально День знаний был учрежден 1 октября 1980 года. После торжественной линейки всегда проводились уроки мужества, мира, славы и защиты Отечества.

15 июня 1984 года Президиум Верховного Совета СССР своим Указом объявил 1 сентября Днем знаний и всенародным праздником. Приуроченный к началу учебного года в средних и высших учебных заведениях, День знаний по-прежнему отмечается во многих государствах постсоветского пространства, где традиционно учебный процесс стартует с началом осени (в России, Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Молдове, Туркменистане).

Сегодня в первый день сентября проводят торжественные линейки, а затем школьники расходятся по классам. В праздник не принято учиться в рядовом понимании этого слова. Ребят ждут необычные занятия:

  • урок Мира;
  • актуальный классный час;
  • прочие интересные мероприятия.


В 2018-2019 году единой темы первого классного часа не будет

Министерство образования Российской Федерации приняло решение не устанавливать общую тему единого классного часа 2018-2019 учебного года. По мнению Министерства, так будет лучше в образовательном плане: у разных возрастных категорий учеников различная степень восприятия, что требует индивидуального подхода со стороны преподавателя.

В преддверии начала нового учебного года глава Министерства образования Российской Федерации Ольга Васильева обратилась к родителям и преподавателям школ с объявлением. Согласно последнему постановлению, общая тема единого классного часа, который пройдет 1 сентября 2018 года, определена не была. Данное решение аргументировано рядом причин: ученики разных возрастных категорий имеют разные уровни восприятия. Кроме того, следует учитывать интересы учеников: учёба не должна быть детям в тягость.

Что такое тематический классный час

Классный час занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы. Класс является основным структурным звеном в школе. Здесь происходят зарождение и развитие отношений между учащимися, формируется их мировоззрение через познавательную деятельность, которая предлагается им на уроках.

Классный час - одна из форм прямого общения между учителем и учащимися, в процессе которого происходят социальное и этическое воспитание учащихся, развитие каждого школьника как личности, формирование классного коллектива. Таким образом, организация классного часа для преподавателя - нелегкое и очень ответственное дело.

Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями.

Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.

Участвуя в формировании первичного детского кол­лектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса.

Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Классный час представляет собой время, проведенное учителем с учениками класса и организованное таким образом, чтобы ребята имели возможность принимать участие в определенной деятельности, способствующей развитию социальных отношений и формированию нравственных ценностей.

Классный час проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более дли­тельного общения.

Тематический классный час отличается тем, что он по­священ определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание учащихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Он познавателен. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.

Календарь образовательных событий на 2018-2019 учебный год

Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, на 2018-2019 учебный год.

Сентябрь

В течение года — Дни финансовой грамотности

Октябрь

16 октября — Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче

26-29 октября — Всероссийский урок, посвященный жизни и творчеству Ивана Сергеевича Тургенева

Ноябрь

Декабрь

11 декабря — Всероссийский урок, посвященный жизни и творчеству Александра Исаевича Солженицына (для учащихся 10-11 классов)

Продолжительность занятия – 45 минут

Класс – первый

Образовательное учреждение – Томская обл., Кожевниковский район, с Кожевниково, МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 1».

Пояснительная записка

Никому не секрет, что 1 класс – это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей учителя является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план воспитательной работы уже с 1 класса необходимо включать темы по формированию детского коллектива и межличностных отношений.

Цель классного часа - формирование добрых отношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитания уважения к одноклассникам.

Задачи - воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.

Использованы словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения.

Присутствуют общеклассные, групповые, парные формы организации познавательной деятельности.

На определённых этапах классного часа необходимо проводить тренинги эмоций, физические разминки, тренинги по определению положительных качеств характера, беседы, ролевое моделирование, игры. Закончить занятие рефлексией.

Цель: содействовать формированию добрых отношений между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

Задачи: воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.

Оборудование: презентация 9 слайдов (среда POWER POINT), раздаточный материал: карточки с набором слов для самостоятельной работы, доска с необходимыми записями, сигнальные карточки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя на работу.

Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!

Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо сели.

Посмотрите на 3 слайд и послушайте песенку.

Ребята, почему мне захотелось для вас включить сегодня именно эту песенку и показать ваши фотографии?

2. Работа по определению темы урока.

Отгадайте слово, зашифрованное на табло. Слайд № 3.

Это слово означает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Да, ребята, вы правильно угадали. Это слово «дружба».

Так какой теме будет посвящено наше занятие?
(Дети высказывают свои предположения.)

Дорогие, ребята! Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях. Слайд № 4.

3. Ролевое моделирование.

Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.

(Инсценировка стихотворения)

Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!

Из-за чего поссорились два друга?

Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)

Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

-1-й ученик читает стихотворение

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!

4. Беседа. Слайд № 5.

А помните, ребята, я вам рассказывала про своего знакомого мальчика Алёшу? Я вчера от него получила письмо. Он приехал в гости к бабушке в деревню. Ему там очень понравилось, особенно щенок Шарик. Вот с этим щенком он и играет. Знакомых ребят у него здесь нет. Неподалёку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются ребятишки. А Алёша грустит. Грустит потому, что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.

Давайте вместе подумаем, как начать Алёше дружить с ребятами?
(Дети высказывают свои мнения.)

Верно, сначала надо познакомиться.

Верно, надо назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика и де­вочку.

А если познакомились, значит - уже друзья? (Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика и т.д.)

А когда начали вместе иг­рать - уже друзья? Уже есть дружба?

А если начали играть и вдруг поссорились?

Если стали переби­вать друг друга, не слушать, командовать и кричать - полу­чится дружба?

А как сделать, чтобы она полу­чилась? Что я напишу Алёше?

Правильно, ребята, надо играть так, чтобы никому не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра по­нравилась. А если игра понравится, как вы думаете, захотят ребята, потом еще встретиться?

И тогда они будут встречаться часто, будут скучать друг без друга, вот тогда уже они станут друзьями.

Но ведь иногда бывает так, что и друзья ссорятся.

Да­вайте научим Алёшу, как надо дружить, чтобы дружба была крепкая.

Чего в дружбе нельзя?

Д: - Нельзя обижать друг друга, обзываться, драться, ссо­риться, нельзя другу пообещать и не сделать, нельзя другу врать и обманывать, нельзя жадничать.

А что в дружбе обя­зательно нужно? (Нужно помогать другу, защищать его, делиться с ним игрушками и т.д. )

Ну, ребята, вы просто молодцы! Вы так хорошо знаете, как начать дружить и как сделать дружбу крепкой. Я думаю, ваши советы обязательно помогут Алёше.

Спасибо, я обязательно напишу ему об этом. И передам большой привет от вас.

5. Тренинг по определению положительных качеств

А сейчас обратите внимание, у вас на столах сигнальные карточки красного и зеленого цветов.

Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям.

А вы будете подымать сигнальные карточки.

Карточка зеленого цвета - это положительный ответ, т.е. согласие.

Карточка красного цвета - это отрицательный ответ, т.е. несогласие.

  • Добрый
  • Отзывчивый
  • Черствый
  • Искренний
  • Враждебный
  • Рассудительный
  • Лживый
  • Ласковый
  • Любознательный
  • Общительный.

Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.

6. Физическая минутка

(На каждую строку стихотворения, дети выполняют движение)

С. Михалков:

Когда живется дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.

Потрогайте руки вашего товарища по парте. Что о них можно сказать?

7. Чтение стихотворений, подготовленными детьми:

С детства дружбой дорожить,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

2 чтец: Там, где трудно одному,

Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Когда мои друзья со мной!

У: - Наш с вами труд – это хорошая учёба.

У: - А как учитесь вы, ребята?

У: - Как помогаете друг другу?

У: - Как относитесь к друг другу?

У: - Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?

У: - Давайте, ребята, обсудим, какие взаимоотношения у нас сложились в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе? (идут высказывания детей).

8. Работа с пословицами. Слайды № 6,7,8.

Я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу».

Игра «Собери пословицу».
(Проводится по рядам)

1 ряд. «Друзья познаются в беде»

2 ряд. «Выручай товарища в беде»

3 ряд. «Умей дружбой дорожить» (выставить пословицы на доску на магниты)

9. Работа в микрогруппах.

У вас на столах лежат карточки, прочитайте на них слова.

Прочтите что написано на доске.

Друзья должны быть: …

Друзья не должны быть: …

Посовещайтесь с товарищем по парте, в какой столбик необходимо поместить слово, которое у вас на карточке.

Чтобы стать настоящими друзьями. Необходимо обладать качествами, которые мы видим в первом столбике.

10. Игра “Волшебный стул”.

Цель: развивать интерес к товарищу, формировать положительные качества обучающихся; учить видеть в человеке хорошее.

На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества; дают поведенческие характеристики; говорят о внешних достоинствах.

10. Итог занятия:

Что полезного для себя вы взяли с этого занятия?

Что вам понравилось больше всего? Слайд № 9.

Перед вами шкала. Если вы очень хорошо усвоили тему нашего классного часа, то поместите жетон сверху. Если не очень, то посередине, а если совсем не усвоили, то внизу.

Литература

  1. М.М. Безруких, Г.А. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Пособие для педагогов. Вентана – Граф.
  2. С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие. Творческий центр «Учитель», 2000
  3. В.И. Ковалько «Школа физминуток», «ВАКО», Москва 2005
  4. http://www.it-n.ru Картинка из презентации Смирновой М.А. г. Москва
  5. Тимофеевский А. «Голубой вагон» из мультфильма "Шапокляк"