12 шагов анонимные наркоманы. «12 шагов» к выздоровлению

Программа лечения наркомании 12 шагов была создана в 1935 году американским врачом и его другом. Сегодня она пользуется огромной популярностью во всем мире, являясь «настольной книгой» для участников сообществ Анонимных Алкоголиков и Анонимных наркоманов.

О чем 12-шаговая программа

Ее первоочередная задача состоит в том, чтобы люди, страдающие химической зависимостью, нашли в себе силы и честность признать свое зависимое состояние, а после осознали невозможность самостоятельного излечения без помощи извне.

По мере прохождения программы в стремлении излечиться человек обращается к «нечто более могущественному, чему он сам» (с) – некоей высшей силе. Именно она становится катализатором всех изменений, которые будут происходить в нем в будущем.

Зависимый проводит работу над собой, анализирует свое прошлое, признает свою ответственность за собственную жизнь и все, что в ней происходит.

Он признает неправоту в отношении людей, которым когда-либо нанес ущерб, и стремится исправить ситуацию, выполняя добрые дела.

По мере восхождения от одной ступени к другой происходит духовный рост, человек принимает новую систему нравственных ценностей, обретает контроль над своими влечениями и поступками. В процессе лечения наркомании 12 шагов переориентирует зависимого человека. Изменившись внутренне, наркоман начинает помогать новичкам, донося до них свое знание о результативности участия в программе.

12-шаговая программа: кто может в ней участвовать

В настоящее время 12-шагов в разных вариациях используется для помощи зависимым от алкоголя, наркотиков и токсических веществ.

Существует отдельная программа «12 шагов» для родственников людей, страдающих химическими зависимостями. Участие в ней помогает им справиться с состоянием так называемой «созависимости», когда острое переживание за близкого, страдающего алкоголизмом или наркоманией, приводит к тому, что созависимый погружается в проблемы зависимого, испытывает гипертрофированное чувство ответственности за него, тяжело переживает каждый рецидив заболевания, и в конечном итоге живет не своей, а чужой жизнью, погружаясь в депрессию все глубже.

Шаги

Кратко охарактеризуем все 12 шагов лечения наркомании и алкоголизма.

Шаг 1. Признание зависимого состояния и невозможности управлять влечением к психоактивным веществам усилием воли.

Шаг 2. Обращение к высшей силе за помощью. Высшей силой может быть бог, силы природы, астральная сущность и т.д.

Шаг 3. Человек персонифицирует (представляет) это высшую силу и перепоручает себя ей.

Шаг 4. Зависимый исследует себя и свое поведение с позиции нравственности.

Шаг 5. Наркоман находит и признает настоящую причину того, что происходило с ним в прошлом.

Шаг 6. Зависимый готовится к тем изменениям, которые должны с ним произойти.

Шаг 7. Начинается серьезная работа над собой, своими недостатками и ошибками прошлого.

Шаг 8. Участник составляет список людей, которым когда-либо навредил, и внутренне готовится к тому, чтобы искупить свою вину перед ними.

Шаг 9. Зависимый выполняет задуманное и делает добрые дела в отношении других людей.

Шаг 10. Наркоман вновь и вновь исследует себя, выявляя свои ошибки и исправляя их по уже пройденному пути.

Шаг 11. Зависимый продолжает самосовершенствоваться, стараясь сделать свое поведение и мысли лучше.

Шаг 12. Человек делится знаниями о программе и ее возможностях с другими наркозависимыми и помогает им встать на путь исправления.

Клиника «Здоровье»: как проводится лечение наркомании по программе 12 шагов

Участие в сообществе Анонимных Алкоголиков или Анонимных Наркоманов является неотъемлемой частью избавления от химических зависимостей, применяемой в наркологической клинике «Здоровье».

Ведущими являются консультанты по химическим зависимостям – сотрудники наркологического центра, которые в прошлом сами активно принимали наркотики или алкоголь, но смогли обрести контроль над зависимым состоянием, и сегодня придерживаются здорового образа жизни.


“Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой”.
Кто согласится признать свое полное поражение? Признание своего бессилия - это первый шаг к освобождению. Связь между смирением и трезвостью. Психическая одержимость плюс физическая аллергия. Почему каждый член АА должен окончательно опуститься?

“Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие”.
Во что мы можем верить? АА не требует, чтобы вы были верующими; Двенадцать Шагов - это только предложения. Важность отсутствия предвзятости. Разнообразие путей, ведущих к вере. АА в качестве заменителя Высшей Силы. Участь разочаровавшихся. Равнодушие и предрассудки - препятствия на пути. Утраченная вера обретена в АА. Проблемы интеллекта и самостоятельности. Негативное и позитивное мышление. Самодовольство. Неповиновение - характерная черта поведения алкоголиков. Второй Шаг - отправная точка на пути к здравомыслию. Правильное отношение к Богу.

“Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали ”.
Третий Шаг можно сравнить с открытием запертой двери. Как сделать, чтобы Бог вошел в нашу жизнь? Наша готовность - это ключ. Подчинение как средство обрести независимость. Препоручение своей воли Высшей Силе. Злоупотребление силой воли. Постоянные личные усилия необходимы для подчинения Божьей воле.

“Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения”.
Как инстинкты способны превышать свое прямое назначение. Четвертый Шаг - это попытка обнаружить наши обязательства перед другими. Основная проблема инстинктивных побуждений - впадание в крайности. Неправильный подход к нравственной оценке может привести к чувству вины, претенциозности и обвинениям в адрес других. Наряду с недостатками, следует отмечать свои достоинства. Самооправдание опасно. Готовность провести моральную оценку приносит в жизнь свет и внушает уверенность в себе. Четвертый Шаг - начало той линии поведения, которая продлится всю жизнь. Обычные симптомы эмоциональной неуравновешенности - это беспокойство, гнев, жалость к себе и депрессия. Моральная оценка применяется к взаимоотношениям с другими людьми. Важность ее тщательного проведения.

“Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений”.
Двенадцать Шагов уменьшают размеры нашего “я” до подлинных. Пятый Шаг труден, но необходим для достижения трезвости и душевного покоя. Традиция покаяния уходит в древность. Без решительного признания своих недостатков немногие смогут вести трезвый образ жизни. Что дает нам Пятый Шаг? Начало подлинного единства с людьми и Богом. Утратите чувство оторванности от людей; получите прощение и сами даруете его другим; познаете смирение, укрепитесь в честности и реалистическом отношении к себе. Опасность логических рассуждений. Как выбрать человека, которому можно довериться? В результате обретаете уравновешенность и осознание Бога. Единство с Богом и людьми подготавливает нас к последующим Шагам.

“Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков”.
Шестой Шаг необходим для духовного развития. Это начало той работы, которую нужно вести всю жизнь. Признание различия между стремлением к поставленной цели и совершенством. Почему нужно делать многократные попытки. Личная готовность превыше всего. Необходимость начать действовать. Промедление опасно. Неповиновение может иметь роковые последствия. Пункт, в котором мы отказываемся от ограниченных целей и движемся навстречу Божьей воле.

“Смиренно просили Его исправить наши изъяны”.
Что такое смирение? Что оно может значить для нас? Широкая дорога к подлинной свободе человеческого духа. Необходимое средство для выживания. Ценность обуздания собственного “я”. Неудачи и горести, преображенные смирением. Сила, рождающаяся из слабости. Боль - цена вступления в новую жизнь. Эгоцентричный страх как главный источник недостатков. Седьмой Шаг - это новое отношение к жизни, которое позволяет нам двигаться навстречу Богу.

“Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними”.
Этот и два последующих Шага касаются личностных взаимоотношений. Научиться жить в мире с другими людьми - интересная задача. Препятствия к этому: нежелание прощать, отказ признавать свою вину перед другими, преднамеренная забывчивость. Необходимость основательного анализа прошлого. Углубленное понимание вещей как следствие этой основательности. Разные виды ущерба, который мы причиняем другим. Необходимость избегать крайности в суждениях. Принятие объективной точки зрения. Восьмой Шаг - выход из изоляции.

“Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому”.
Душевный покой - первое условие, необходимое для разумности суждений. Удачный выбор времени важен при возмещении ущерба. Что такое смелость? Благоразумие означает взвешивание шансов. Компенсация ущерба начинается, когда мы вступаем в АА. Душевный покой нельзя купить за счет других людей. Необходимость осторожности. Готовность принять последствия нашего прошлого и нести ответственность за благополучие других составляют суть Девятого Шага.

“Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это”.
Можем ли мы оставаться трезвыми и сохранять душевное равновесие при любых обстоятельствах? Самоанализ становится жизненной потребностью. Признание, принятие и терпеливое исправление своих недостатков. “Эмоциональное похмелье”. Когда вы уладили счеты с прошлым, можно взяться за нынешние трудности. Разновидности моральной оценки. Гнев, недовольство, ревность, зависть, жалость к себе, оскорбленная гордость - все это вызывало потребность в алкоголе. Первая цель - обуздать самого себя. Гарантии против самовозвеличивания. Посмотрим на “доходы” и “расходы”. Исследование мотивов поступков.

“Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого”.
Медитация и молитва - основные пути установления контакта с Высшей Силой. Связь между самоанализом, медитацией и молитвой. Незыблемое основание жизни. Как заниматься медитацией? Медитация не знает пределов. Индивидуальное приключение. Первый результат - душевное равновесие. А как насчет молитвы? Ежедневные просьбы о понимании воли Бога и о даровании нам силы исполнить ее. Действенность молитвы несомненна. Вознаграждение, получаемое за молитвы и медитацию.

“Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах”.
Радость жизни - тема Двенадцатого Шага. Действие - его ключевое слово. Давать, ничего не прося взамен. Любовь, свободная от соображений о цене. Что такое духовное пробуждение? Новое состояние сознания и обновленное бытие принимаются как дар. Готовность принимать дары входит в поведение, соответствующее Двенадцатому Шагу. Великолепная реальность. Награда за помощь другим алкоголикам. Виды работы по программе Двенадцатого Шага. Можно ли следовать этим принципам во всех делах? Однообразие, боль и несчастье обращаются во благо в результате выполнения предписаний Шагов. Трудности претворения в жизнь. “Два шажка и не больше”. Переход ко всем Двенадцати Шагам и демонстрация веры. Духовный рост - ответ на возникающие проблемы. Духовный рост - превыше всего. Подчинение других людей и чрезмерная зависимость от них. Переход к новой жизненной основе - давать другим и брать у других. Зависимость от Бога необходима для исцеления от алкоголизма. “Следуя этим принципам во всех наших делах”: внутренние взаимоотношения в АА. Отношение к материальным благам меняется. Меняются также представления о значимости собственной персоны. Восстановлена роль инстинктов в выполнении своего истинного предназначения. Понимание - ключ к правильному взгляду на жизнь, правильные действия - ключ к счастливой жизни.

ДВЕНАДЦАТЬ ТРАДИЦИЙ


“Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА”.
Без единства АА перестанет существовать. Индивидуальная свобода, но высокая степень единства. Ключ к парадоксу: жизнь каждого члена АА зависит от следования духовным принципам. Группа должна выжить, иначе никто индивидуально не выживет. Прежде всего - общее благополучие. Как лучше всего сообща жить и работать в группе.

“В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет - любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители - всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают”.
Кто руководит АА.? Наш единственный авторитет в АА - это любящий нас Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Образование группы. Болезни роста. Комитеты, в которых заняты все по очереди, являются обслуживающим персоналом группы. Лидеры не управляют, они служат интересам всех. Есть ли настоящее лидерство в АА? “Заслуженный деятель” и “сострадающий проповедник”. Говорит коллективное сознание группы.

“Единственное условие для того, чтобы стать членом АА, - это желание бросить пить”.
Нетерпимость, основанная на страхе на ранних этапах деятельности. Отнять у алкоголика шанс стать членом АА - это иногда значит вынести ему смертный приговор. Отказ от правил членства. Два примера из опыта АА. Каждый алкоголик является членом АА, если он себя таковым считает.

“Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или АА в целом”.
Каждая группа АА ведет свои дела по своему усмотрению, за исключением тех случаев, когда это может грозить организации в целом. Опасна ли такая свобода? Группа, как и каждый отдельный ее член, должна действовать в соответствии с принципами, гарантирующими выживаемость. Два предупреждения об опасности: группа не должна предпринимать ничего, что могло бы нанести ущерб всей организации АА и не должна иметь побочных интересов, лежащих вне прямых задач АА. Пример: “Центр АА”, оказавшийся недееспособным.

“У каждой группы есть лишь одна главная цель -донести наши идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают”.
Лучше уж делать что-нибудь одно, но хорошо, чем несколько дел плохо. Жизнь нашего Содружества зависит от этого принципа. Способность каждого члена АА понять новичка и добиваться его исцеления - дар Божий… передача его другим - наша единственная цель. Нельзя сохранить трезвость, если не наделять ею других.

“Группе АА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели”.
Опыт показал, что мы не можем поддерживать никакие смежные предприятия, какими бы хорошими они ни были. Мы не можем быть всем для всех людей. Мы поняли, что не должны разрешать, чтобы под нашим именем осуществлялась какая-либо иная деятельность.

“Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне”.
Ни одна традиция АА не рождалась в таких муках, как эта. Всеобщая бедность в начале деятельности как необходимое условие. Страх эксплуатации. Необходимость разделения духовного и материального. Решение жить только на добровольные пожертвования членов АА. Возложение прямой ответственности за поддержку своей штаб-квартиры на членов АА. Иметь на счету средства только на текущие расходы плюс разумный денежный резерв - такова политика штаб-квартиры.

“Содружество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией”.
Нельзя смешивать Двенадцатый Шаг с денежной оплатой. Линия раздела между добровольной работой по программе Двенадцатого Шага и оплачиваемыми услугами. АА не может функционировать без наемного обслуживающего персонала. Профессиональные сотрудники не являются профессиональными членами АА. Отношение АА к промышленности, образованию и т.п. Работа по программе Двенадцатого Шага никогда не оплачивается, но те, кто обслуживают нас, стoят того, чтобы им платили.

“Содружеству АА никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают”.
Специальные советы и комитеты. Конференция Центра Обслуживания, Совет попечителей и групповые комитеты не могут направлять директивы членам или группам АА. Никакое лицо и никакая группа лиц не может руководить АА. Отсутствие принуждения действует потому, что тот член АА, который не следует Программе, предложенной в Двенадцати Шагах, подписывает себе тем самым смертный приговор. То же самое относится и к группе. Страдания и любовь заменяют в АА дисциплину. Разница между духом авторитарности и духом служения. Цель нашего служения - сделать трезвую жизнь возможной для всех тех, кто к ней стремится.

“Содружество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии”.
АА не занимает какой-либо позиции в публичных спорах. Нежелание бороться не является особой добродетелью. Наша главная цель - выжить и распространить идеи АА. Уроки Вашингтонского движения.

“Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино”.
Общественные отношения важны для АА. Хорошие отношения с общественностью служат спасению жизней. Мы нуждаемся в публичном освещении принципов АА, а не в рекламе отдельных его членов. Сотрудничество прессы. Личная анонимность при публичных контактах - краеугольный камень нашей общественной политики. Одиннадцатая Традиция - постоянное напоминание о том, что личным амбициям нет места в АА. Каждый член АА со временем начинает активно заботиться о сохранении нашего Содружества.

“Анонимность - духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности”.
Духовная сущность анонимности - самопожертвование. Подчинение личных целей общему благу -суть всех Двенадцати Традиций. Почему АА не могла остаться тайной организацией. Главным являются принципы, а не личности. Стопроцентная анонимность при публичных контактах. Анонимность - подлинное смирение.

Во всем мире алкоголизм признан тяжелым прогрессирующим заболеванием, пагубно влияющим не только на физиологию человека, но и на его психическое состояние. Лечение алкогольной зависимости процесс трудоемкий, сложный и длительный. Однако, даже успешно пройдя полный курс реабилитации, большинство алкоголиков, возвращаясь в привычное для себя общество, снова начинают пить – алкоголь вновь становится смыслом жизни. Помочь надолго сохранить ремиссию может сильная мотивация и осознание проблемы как таковой. Сегодня самой эффективной методикой признана реабилитационная программа «12 шагов анонимных алкоголиков», базовыми концепциями которой (так называемой Миннесотской моделью) пользуются для восстановления зависимых людей многие анонимные сообщества.

Создателями первой в мире группы анонимных алкоголиков стали два американца – Роберт Смит и Билл Уилсон. Они оба были зависимы от алкоголя. В надежде бросить пить мужчины обращались за помощью к официальным методикам, но они оказались бессильны.

Именно несовершенство (на тот момент) медицины натолкнуло их на мысль создания абсолютно иного подхода к решению проблемы. Так в 1937 году появилось первое общество зависимых от алкоголя людей, которое гарантировало полную конфиденциальность каждому пришедшему за помощью человеку.

Всего за год существования группы анонимных алкоголиков его основатели разработали собственную программу избавления от зависимости – «12 шагов». По сравнению с жесткой медикаментозной терапией, данный реабилитационный метод казался достаточно простым, но это только теоритически.

Антиалкогольный метод 12 шагов к трезвости базируется на работе с сознанием зависимого человека. Он должен признать себя алкоголиком и избавиться от мыслей о спиртных напитках, только так можно победить болезнь, но для таких людей сделать это крайне сложно.

Тот, кто прошел все этапы и трезво взглянул на жизнь, полностью меняет свое мировоззрение – порочный круг разрывается, происходит переоценка ценностей и возврат в реальность.

Убедившись в эффективности своей методики, основатели анонимного содружества для зависимых людей приступили к написанию книги, в которой изложили четкую, развернутую программу 12 шагов. Вышла книга «Анонимные Алкоголики» в 1939 году, с тех пор в ней не изменилось ни одного слова, поскольку многолетний опыт применения данной методологии подтвердил свою эффективность.

Программа объясняет возникновение зависимости достаточно просто (без приведения научных доводов). В развитии алкоголизма важную роль играют два свойства головного мозга. Первое – это возврат человека в состояние равновесия (поиск пути к достижению душевного покоя). Втрое – это то, что наш мозг запоминает самый короткий путь к достижению цели и следует ему.

Как возникает зависимость

Чтобы понять, как работает 12 шаговая программа для алкоголиков нужно разобраться, почему у человека развивается зависимость.

Мужчина или женщина, находясь в состоянии неудовлетворенности, следует импульсам головного мозга, которые показывают наиболее короткий путь к достижению комфортного состояния. Изначально для достижения душевного равновесия мозг сигнализирует человеку, например, принять ванну, посмотреть комедийный фильм или поговорить с другом. Почему, потому что он не знает другого, более короткого пути к состоянию покоя.

У обычных людей возникают нормальные, здоровые интересы (кино, рыбалка, прогулка), которые помогают им расслабиться, отдохнуть, прибавляют жизненных сил, заряжают энергией. Например, в пятницу, после тяжелой трудовой недели у человека появляется мысль посетить бассейн – это сигнал мозга о том, что организм устал, ему необходим отдых. У других людей поступают иные сигналы, в зависимости от интересов.

Если же человек для того чтобы расслабиться каждый вечер с друзьями выпивает бокал вина, мозг запоминает именно этот путь. Изначально он мысленно торопит время, его сознание хочет, чтобы скорей наступил вечер, ведь предстоит встреча с друзьями. Про алкоголь навязчивых мыслей пока нет. Но проходит еще какой-то промежуток времени и мозг дает уже более четкую установку – нужно выпить. Зачем ему придумывать сложные комбинации, есть короткий путь к достижению равновесия и это алкоголь.

С психологической точки зрения получается следующее – у алкоголиков возникает навязчивое мышление (одержимость ума), он встает и ложится с мыслью о спиртном, его ничего не интересует, единственный его смысл это алкоголь.

Описание физиологического аспекта зависимости в программе такое: алкоголизм это аллергия, то есть ненормальная реакция организма на введение какого-либо вещества. В отличие от обычных, здоровых людей алкоголики, начиная пить, уже не могут остановиться, их организм выдает неадекватную реакцию, требуя все больше и больше выпивки.

Природа алкоголизма (в рамках программы) впервые была описана доктором Силквером. Он сказал так: «Если ты не можешь употреблять спиртное из-за аллергии, не можешь оставаться трезвым из-за навязчивого мышления, значить ты полностью бессилен перед алкоголем».

Цели реабилитационной методики

Принцип методики в том, что алкоголик лечит себя самостоятельно без стороннего принуждения. В рамках программы ведется воздействие на человеческое сознание, в результате чего зависимый начинает открывать для себя иные жизненные грани, меняет мировоззрение, видит новые здоровые ориентиры.Такая переоценка ценностей дает возможность самореализоваться, быть полноценным членом общества.

Программа «12 шагов» ориентирована на групповую реабилитацию, поскольку поддержка со стороны других участников, понимание, а также их личный опыт борьбы с зависимостью придает уверенности, сил и стимулирует к преодолению алкоголизма.

Программа реабилитации «12 шагов» не просто избавляет от алкогольной зависимости, она учит алкоголика управлять своим патологическим пристрастием и сознательно контролировать его.

Участником группы новичок становится, только посетив 2-3 занятия (иногда больше). Ведь чтобы стать полноценным членом общества и принять истины, на которые «опираются» все участники анонимных алкоголиков (АА) новичок должен понять суть 12-ти шаговой программы, ее работу и конечно же ознакомиться, привыкнуть к обстановке в самой группе.

Все новички, которые стали участниками АА имеют спонсоров, то есть за ними закрепляется человек (такой же участник), но пребывающий в стадии долгосрочной ремиссии (год и более не принимающий алкоголь). Спонсор помогает новичку разобраться в волнующих его вопросах, облегчает выполнение и написание шагов, а также на собственном примере показывает, что зависимость, возможно, взять под контроль.

Для того чтобы реабилитация прошла успешно человек шаг за шагом должен преодолевать каждую ступень программы. Если не получается осмыслить предыдущий этап, к следующему он не приступает, причем сторонняя критика в его адрес отсутствует, оценку человек дает себе сам, это показывает насколько он осознал и принял свою проблему. Активная позиция, дискуссии с психологом и другими участниками группы, проговаривание своей проблемы вслух, а также обмен опытом – все это неотъемлемая часть терапии без которой рассчитывать на долгосрочную трезвость нельзя.

Универсальность программы «12 шагов»

Многие уверены, что 12-ти шаговая модель реабилитации имеет под собой религиозный подтекст, но это не совсем так. Такая форма психологического воздействия действительно основывается на глубокой вере, но не на религии с ее незыблемыми канонами, а на вере в себя.

Есть люди глубоко религиозные, а есть полные атеисты и заставить их уверовать в Бога невозможно, ведь это претит их убеждениям. Поэтому программа двенадцать шагов основывается на вере – той твердыне, которая есть у каждого человека глубоко внутри. Эта вера рассматривается как высшая сила, благодаря которой можно обрести здравомыслие и «обуздать» непреодолимую тягу к спиртному. Это дает возможность формировать группы из абсолютно разных людей – пол, возраст, вероисповедание значение не имеют.

12-ти шаговую программу по праву считают универсальной. Этот метод применяют для лечения игромании, табакокурения, наркомании и других зависимостей. Интересно то, что этой методологией пользуются даже академики и государственные деятели.

Сергей Глазьев (член РАН) разработал стратегию экономического роста России, именно основываясь на методике «12 шагов». Сам Глазьев, как эксперт госуправленец считает 12-ти шаговый механизм стратегическим прорывом, который поможет РФ избежать дальнейшей деградации.

Любая программа должна выполняться поэтапно, так и здесь прописаны все двенадцать шагов, которые должен преодолеть алкоголик.

Этапы 12-ти шаговой системы

В каждом из 12-ти этапов заложен свой глубокий смысл, осознав который алкозависимый человек сможет вернуть собственную независимость перед алкоголем, избавиться от навязчивых мыслей и приступить к построению новой свободной от спиртных напитков жизни.

Самым тяжелым с точки зрения восприятия и осознания является первый шаг программы, где алкоголик должен принять свое полное бессилие перед алкоголем. Зависимому человеку крайне сложно признать себя таковым самостоятельно, именно поэтому этим людям необходим спонсор, который поможет им принять проблему, а в дальнейшем бороться с ней.

Кроме этого для лучшего осознания всем участникам группы рекомендуют визуализировать свои проблемы. Новичкам советуют составлять алкобиографию, так сказать, наглядно расписать весь путь личностной деградации. Далее, делая каждый шаг, участники составляют списки или таблицы где кратко прописывают свои жизненные аспекты (вписывают родственников, которых обидели, дефекты и положительные стороны характера, ущерб, нанесенный близким людям и так далее).

Успешно пройдя все 12 шагов человек вправе выйти из группы, но, как известно бывших алкоголиков не бывает, поэтому вернувшись в обычную среду, у них часто происходит «срыв». Однако следует отметить, что многие участники группы остаются членами команды десятки лет – избавившись от зависимости, они курируют новичков, читают лекции, делятся собственным опытом, помогают алкоголикам делать следующий шаг на пути к выздоровлению.

Остановимся подробнее на каждом шаге программы.

Первый этап

Зависимый человек осознает собственное бессилие. Он признает, что не в состоянии контролировать безудержную тягу к спиртному. Психическая и физическая зависимость от алкоголя (одержимость ума и аллергия) сделала из него пьяницу, который неспособен управлять собственной жизнью.

Второй этап

Обретение веры и здравомыслия. В первую очередь нужно уверовать в высшие силы, признать существование более могущественных сил, нежели его собственная – Бог, семья, близкий друг, что именно будет выбрано, не имеет значения, главное собраться с духом, попросить о помощи и поверить в то, что все получится. Постепенно убеждения человека меняются, он начинает верить в избранную им высшую силу, в то, что она поможет ему вернуться к здоровой полноценной жизни.

Второй этап также выполняется письменно. Написание шагов на 2 шаге программы это прописанные от руки ответы на вопросы (например, готов ли человек верить высшим силам, удовлетворен ли жизнью, сможет ли попросить о помощи и тому подобное). Здесь главное раскрыться, рассказать о проблеме и попросить высшую силу помочь с ней справиться.

Третий этап

Формирование глубоких доверительных отношений с высшей силой. По сути, это истинная вера в исцеление, к которому человек должен идти несмотря ни на что. Он тверд в своей позиции бросить пить, его убеждения непоколебимы, высшие силы помогут ему достичь независимости и обрести здравомыслие.

Четвертый этап

Основная цель – самоанализ. С одной стороны листа прописываются положительные стороны характера, а с другой личностные дефекты. Человеку нужно понять кто он, чем руководствуется в жизни и что стало причиной его алкоголизма. Только полностью разобравшись в себе можно переходить к следующему шагу.

Пятый этап

Еще один сложный шаг – человеку нужно озвучить результаты самоанализа, раскрыться высшей силе и другим участникам группы. Это так называемая исповедь алкоголика. Ему важно понять и признать свои ошибки для того чтобы иметь возможность работать над ними вместе с той высшей силой которую он избрал для себя.

Шестой этап

К алкоголику приходит четкое осознание того что изменения в его жизни необходимы, он готов следовать за высшей силой и не свернет с намеченного пути. Он понимает и принимает свои недостатки, но в то же время не забывает про положительные стороны характера. Для наглядности с одной стороны листа прописываются ресурсы (положительные качества), а с другой отрицательные черты (неэффективное поведение).

Седьмой этап

Готовность к сознательным действиям. Смиренно признав ошибки, человек начинает работать над собой – ведется борьба с личностными дефектами, пагубными привычками и приобретается новый положительный опыт. Это шаг, дойдя до которого человек уже способен взять под контроль собственное бессилие.

Восьмой этап

Налаживание взаимоотношений. Алкоголик составляет поименный список людей, которые пострадали от его зависимости. Также необходимо составить план действий, решить, каким образом он будет исправлять нанесенный ущерб (это могут быть искренние извинения, выплата денежного долга, возврат украденных вещей и так далее). Но здесь нужно быть готовым к тому, что не каждый человек захочет принять возмещение (слишком велика обида).

Девятый этап

Исправление ошибок. Приводится в действие план, составленный на восьмом этапе. Человек должен неукоснительно следовать его пунктам, даже если близкие люди не воспринимают, относятся критично к тем изменения, которые происходят. Если в плане прописано наладить отношения с родственниками значит нужно выполнять, причем не ждать от них какой-либо компенсации – все делается бескорыстно, с любовью, от чистого сердца.

Десятый этап

Контроль над собой. Алкоголик должен сохранять здравомыслие в любых ситуациях – не поддаваться искушению, не искать быстрых путей к достижению морального комфорта. Например, если раньше при неудовлетворенности, гневе, обиде, жалости к себе он достигал комфорта через алкоголь, то сегодня находит другие, здоровые пути к душевному равновесию.

Одиннадцатый этап

Предпоследний шаг – этап самосовершенствования. Духовный рост, сосредоточенность на собственной жизни, достижение личностного комфорта и отстранение от прошлых негативных привязанностей. Социум (окружение) меняется, друзья-алкоголики остаются вне его пределов.

Двенадцатый этап

Последний шаг – исцеление, полный переворот сознания. Пройдя весь путь и обретя знания человеку нужно продолжать самосовершенствоваться и делиться собственным опытом с новичками. Теперь он сам может быть спонсором.

12 традиций анонимных алкоголиков

Становясь участником АА, каждый член группы должен неукоснительно следовать имеющимся в ней традициям:

  • Единство группы залог успешного выздоровления;
  • Никаких других авторитетов кроме высшей силы нет;
  • Искреннее желание избавиться от зависимости;
  • Каждая группа – самостоятельная ячейка;
  • Цель едина – помочь всем желающим побороть бессилие перед алкоголем;
  • Идти к намеченной цели вопреки всему;
  • Никакой посторонней помощи – рассчитывать только на собственные силы;
  • АА непрофессиональная организация, которая может привлекать узких специалистов;
  • Управление группой прерогатива самих участников;
  • Общество аппозиционное, никаких публичных споров, дискуссий – рассматриваются лишь вопросы деятельности АА;
  • Никакой общественной пропаганды, только публичное освещение принципов и идей АА без рекламы конкретных его участников;
  • Анонимность – главная традиция. Личные цели как самопожертвование идут во благо общественности.

Достоинства программы «12 шагов» очевидны – она не просто помогает побороть зависимость, а учит управлять, контролировать сове пристрастие, адаптирует человека к новому социуму. Однако некоторые скептично настроенные люди видят в такой реабилитации минусы.

Атеисты основным недостатком видят принудительную религиозность (хотя это не так, вера здесь никоим образом не переплетается с религией). Глубоко религиозные люди напротив убеждены в сектантских пропагандах, хотя анонимные алкоголики никогда не занимались этим.

Что ни говори, итог один – программа работает, причем уже на протяжении нескольких десятков лет.

Если нет возможности прочесть книгу «12 шагов», можно посмотреть онлайн на телеканале Психология 21 телепередачу «О главном». В ней ведущий Эдуард Сагалаев беседует с врачом-наркологом Яковом Маршаком и тема их беседы как раз программа 12 шагов. Каждой из 12-ти ступеней этой реабилитационной методики посвящен отдельный выпуск.

Программа «12 ШАГОВ»- поистине- одно из величайших изобретений 20- го века. Это универсальная программа для лечения всех видов зависимостей, связанных с употреблением химических веществ и не только. Здесь: наркомания, алкоголизм, зависимость от лекарственных препаратов (транквилизаторы, ингибиторы, седатики), а так же различные виды пристрастий, не обусловленных употреблением химикалий. Программа творит чудеса, не доступные традиционной терапии со всем ее изобилием современного оборудования, лекарственной базой и квалифицированными кадрами. Хотя, в определенных случаях, все это довольно продуктивно сочетается с 12-шаговой программой .

Программа была создана в первой половине прошлого столетия двумя алкоголиками из США и их последователями. Через некоторое время ее переняли и наркоманы, увидев результат действия программы «12 ШАГОВ» на своих братьях по не счесть. И уже к середине 50- х годов весь мир взял на вооружение эту простую, но очень эффективную программу. Здесь можно долго и красноречиво описывать достоинства « нашей панацеи ». Но, перед тем как углубиться в принципы ее действия, будет справедливо упомянуть о главных проблемах химически зависимых людей; о концепции болезни и аспекты жизни жертв «зеленого змея», которые попадают под удар этого коварного заболевания.

ни что иное, как болезнь

— это неспособность человека переживать трудные моменты и справляться с проблемами без изменения сознания путем введения химических веществ, с целью перешагнуть через, так называемые, «негативные чувства»(страх, боль, гнев, неуверенность). У подавляющего большинства наркоманов и алкоголиков болезнь получена по наследству. Т. е. Генетически человек предрасположен к постоянному чувству дискомфорта, и всего с этим связанного, из- за недостатка «гормона счастья»(эндогенные опиаты). И этот человек всегда будет стремиться восполнить этот дефицит искусственным образом. Не имеет значения по какой причине зависимый впервые пробует наркотики или алкоголь. Важно то,что он будет делать это снова и снова потому, что ему понравиться чувство необыкновенной легкости и уверенности. И он в этом не виноват! Этот человек просто никогда не чувствовал ничего подобного, и будет снова стремиться воспроизвести это состояние. Сначала употребление будет эпизодическим, для снятия напряжения, либо для ощущения эйфории. Со временем положение вещей изменится: вырастет переносимость алкоголя/наркотика; появится чувство превосходства над теми, кто не употребляет; употребление станет системным, требующим все большие дозы. Следующей стадией будет потеря контроля над употреблением; добыча веществ и их употребление станет самоцелью. Далее сужается круг интересов (со старыми друзьями наш больной уже долгое время не общается, интересуют только те, кто тоже «балдеет»). Позже трезвое состояние становится невыносимым. Зависимый употребляет уже не для того, что бы получить удовольствие (он давно не испытывает эйфорию от приема химикалий), а, что бы облегчить физические и душевные страдания, связанные с последствиями его употребления ( , похмелье, проблемы с законом, напряженная обстановка в семье, бесконечное чувство вины и т. д.). А дальше только хуже: паранойя, безумие, попытки суицида… Но, благая весть в том, что существует лекарство. И оно действительно работает! Доказательство тому — миллионы людей, выздоравливающих во всем мире, которым помогла программа 12 шагов .

не медикаментозная программа…

Программа не медикаментозная, а духовная. Поэтому нельзя рассматривать ее как рецепт, единый для всех. К каждому выздоравливающему требуется индивидуальный подход, но принципы, практикуемые 12-ю шагами, являются обязательными к применению для всех участников оздоровительного процесса. Да, выздоровление- это процесс, а не событие. И пусть Вас не пугает следующее утверждение, но химическая зависимость- это неизлечимая болезнь. Равно так же, как и прогрессирующая и смертельная. И она накладывает отпечаток на все сферы деятельности больного ею человека: на физическое состояние, психологическое, эмоциональное; задевает духовную сторону личности (желание удовлетворять только свои потребности, равнодушие, эгоцентризм, аморальные поступки). Социальный аспект страдает не меньше: зависимого интересуют только наркотики и люди, с этим связанные; все остальные «персонажи» становятся бесполезными. И человек перестает общаться с «нормальными» людьми, за исключением тех случаев, когда дело касается его личных интересов. Так вот данная программа учит человека честно смотреть на свою жизнь, внутреннюю и внешнюю; брать на себя ответственность за свои поступки и, самое главное, не вредить ни себе ни окружающим его людям. Это примитивная формулировка, немного утрированная. Но те, кто на деле столкнулся с проблемой наркомании и алкоголизма, поймут, о чем тут речь.

12 шаговая программа

Давайте рассмотрим основные принципы нашего главного оружия в борьбе за трезвость. Это является одним из важных аспектов в 12 шаговой программе .

ПЕРВЫЙ ШАГ: Мы признали, что мы бессильны перед нашей зависимостью. Признали, что наши жизни стали неуправляемы.

Никто не мог убедить нас, что мы зависимые. Теперь нам необходимо самим сделать это признание.Нам нужно осознать, что мы больны и, что болезнь вызывает серьезные последствия.

ВТОРОЙ ШАГ: Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

Мы уже признали, что дело не в предметах нашего пристрастия(наркотики, алкоголь, игра), а в нашем заболевании. Теперь, в поисках возможности начать новую жизнь, нам необходимо обратиться за помощью к силе, более могущественной, чем мы сами(принципы программы, духовный наставник, Бог, другие зависимые с большим опытом трезвости и т. д.), поскольку мы уже убедились, что собственной силы воли нам не достаточно.

ТРЕТИЙ ШАГ: Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы его понимали.

Мы учимся доверять. Пробуем позволять событиям идти своим чередом, а не пытаемся контролировать всех и вся в угоду своей зависимости, как мы делали это прежде, опираясь лишь на свой эгоизм. Мы учимся быть готовыми принимать ответственность за наши решения и поступки.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения.

Цель тщательного и бесстрашного исследования разобраться в наших запутанностях и противоречиях нашей жизни, что бы выяснить кем мы являемся на самом деле. Мы впервые посмотрим на себя честно, пытаясь исследовать свои слабые и сильные стороны.

ПЯТЫЙ ШАГ: Мы признали перед Богом, собой и каким- либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

В этом шаге мы обретаем свободу честно взглянув на свое прошлое, поделившись самым сокровенным с близким человеком, и признав это перед Богом, как мы его понимаем. На протяжении многих лет мы отказывались принять правду о себе. Теперь все начинает меняться.

ШЕСТОЙ ШАГ: Мы полностью подготовились к тому, что бы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.

Готовность к действиям- вот к чему мы стремимся, выполняя этот шаг. Мы уже знаем, что не наркотики/алкоголь- причина наших неприятностей. Это наши дефекты характера и слабости, которые мы обнаружили и признали в 4- м и 5-м шагах. Теперь мы хотим избавиться от всего, что тяготит нас, но сначала к этому нужно подготовиться, что бы без страха шагнуть на встречу чему то новому и неизведанному, отказавшись от привычной нам боли и страданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ: Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.

Мы осознаем, что мы не идеальны. И без лишней строгости к себе, руководствуясь готовностью меняться, полученной в 6- м шаге, переходим к действиям. Опираясь на опыт наших друзей, которые уже сделали этот шаг, и поддержку силы, более могущественной, чем наша собственная, получаем мужество, силу и надежду, что бы преодолеть наши недостатки.

ВОСЬМОЙ ШАГ: Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.

Что бы перейти к следующему этапу выздоровления, нам необходимо научиться прощать других людей, себя и просить прощения за зло, причиненное окружающим. В этом шаге мы составляем список всех людей, которым навредили во время нашей активной зависимости и подготавливаем себя к тому, что бы возместить им всем ущерб.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ: Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому- либо другому.

Мы исправляем ошибки прошлого, избавляясь от гнетущего чувства вини и угрызений совести. Тем самым мы демонстрируем свое стремление жить по- новому.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ: Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

Что бы не попасть в ловушку прежнего губительного образа мышления, мы продолжаем анализировать свои чувства, мысли и поведение. Нам необходимо учиться сразу признавать свои ошибки и исправлять их.

ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ: Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и о даровании силы для этого.

На протяжении всего выздоровления, выполняя шаги, с 1-го по 10-й, мы обретаем понимание Бога, как силы более могущественной, чем наша собственная. Программа «12 ШАГОВ » не религиозная, но духовная. И нам обязательно нужно улучшать свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимаем, что бы продолжать развивать нашу духовную сущность.

ДВЕНАДЦАТЫЙ ШАГ: Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы стремились нести весть об этом другим зависимым и применять эти принципы во всех наших делах.

Наша главная задача- начать принципиально новую жизнь. Работая по предыдущим шагам мы по лучили инструменты выздоровления. Пришло время окончательно и безоговорочно впустить эти чудеса во все сферы нашей деятельности. Благодаря 12 -му шагу мы начинаем жить по- новому, неся весть о выздоровлении тем зависимым, которые все еще страдают, тем самым закрепляя свою веру в том, что мы на верном пути.

Все эти шаги прорабатываются системно, один за другим. Но по сути зависимый начинает учиться пользоваться всеми этими принципами сразу, как только приступает к выздоровлению по этой программе.

Итак, продолжаем размышлять о двенадцати шагах выздоровления, да?! Сегодня я попробую порассуждать о Восьмом Шаге. Но прежде я хочу вновь напомнить, что если вы недавно подписались, то лучше скачайте несколько предыдущих рассылок (я выложил на сайте рассылки в упакованном виде), чтобы лучше понять то, о чем здесь пойдет речь. И еще - я буду рассказывать мое понимание Шагов, выздоровления. Это не официальное мнение, не мнение какого-то сообщества. Итак, Восьмой Шаг:

8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними. Интересный шаг, правда? Ведь так приятно думать о том, что все в этом мире должны мне, что все вокруг меня такие нехорошие и злые, а я такой страдалец и обиженный судьбой, Богом, жизнью и т.д. Вы когда-нибудь встречали таких людей, которые считают, что все им что-то должны, а они не должны никому? Только подумайте, прежде чем сразу отвечать. Я, например, таких людей встречал часто. Да и чего там греха таить, я сам такой человек был и сейчас остаюсь, только меньше уже. Знаете, я долгое время был обижен на других людей, на весь свет. Я просто думал, что все люди вокруг меня такие счастливые, такие полноценные и "нормальные", и только я один такой "ненормальный", неполноценный. И, естественно, я думал, что вот все эти нормальные люди должны мне очень многое за свою нормальность. То есть они должны повышать мне самооценку, повышать мое настроение, кормить и поить меня. Вообще, они должны чувствовать себя виноватыми передо мной только потому, что они все счастливые, а я один такой несчастный. Естественно, что такая позиция приводила меня к многим порокам и недостаткам. Например, я хорошо замечал и запоминал, когда другие люди причиняли боль мне, обижали меня. Но я сам очень редко понимал и замечал, что причиняю боль и обижаю других людей. И ведь реальность нашей жизни такова, что окружающие люди не созданы только для того, чтобы удовлетворять все наши потребности и желания, соответствовать нашим ожиданиям. И когда я жду, что другие люди будут прыгать передо мной, то мои ожидания, скорее всего, просто не сбудутся, и я буду еще больше обижен и разозлен на окружающий мир, на близких людей и друзей. Получается замкнутый, круг, из которого очень трудно выбраться, который постепенно засасывает и поглощает с головой. И результат всего этого - разделение с окружающими тебя людьми, разобщение с ними, а как следствие этого - одиночество, тоска, непонятость и непринятость другими. А одиночество приводит к усилению болезни, от которой мы хотим выздоравливать. Итак, хочешь ли ты быть одиноким, думать, что вот ты такой непризнанный гений, которого мало кто понимает?

Что же дает восьмой шаг? Он дает возможность выбраться из этого плена одиночества и замкнутости, обиды на других и отчуждения с другими людьми. Суть восьмого шага - приготовиться к тому, чтобы начать примиряться с человечеством, выйти из собственной скорлупы, из обидчивости и жалости к себе, которая нас постепенно убивает и разъедает. И для этого важно просто сесть и начать писать список тех людей, которым мы причинили зло, которых мы когда-нибудь обидели в нашей жизни. Что значит - обидели? Приведу цитату из книги "Двенадцать шагов и двенадцать традиций": "Мы могли бы практически определить слово "обида" как результат столкновения инстинктов, наносящий физический, психический, эмоциональный и духовный ущерб людям". Итак, мы попытались понять, кого именно в течении своей жизни мы обидели, кому причинили зло. Частично мы делали это, когда прописывали свой четвертый шаг, в котором писали о своих недостатках характера - злости, раздражительности, ненависти, презрению и т.д. Но все же давайте поговорим об этом подробнее.

Прежде всего я хочу сказать о том, что прежде чем просить прощение у другого человека за то, я что я его обидел, очень важно прежде самому простить его и не держать на него злобу. Ведь не зря этот шаг является только восьмым, перед ним есть еще семь шагов. И в тех шагах прорабатываются именно эти мои недостатки - злость, раздражительность, ненависть. Я же прошу у Бога, чтобы Он избавил меня от них, чтобы я стал чище и добрее(!). И постепенно я учусь прощать других людей, не копить в себе злость и гнев на них, видеть в них не только недостатки характера, но и достоинства тоже. Ведь я уже понимаю, что иначе я просто убью себя, если не избавлюсь от этого. Вот я сам понял для себя недавно эту вещь - что если я буду копить в себе злобу и ненависть к другим людям, то я сам себе хуже делаю. Я раньше очень любил поговорить о недостатках других людей, об их болячках и ошибках. И в других людях я видел больше минусов, чем плюсов, и говорил с другими именно о недостатках. Однажды я приехал в гости к моим друзьям и мы начали обсуждать наших общих знакомых. И получилось так, что обо всех я говорил только плохое, негативное. Я кипел обидой и злостью к этим людям и рассказывал об этом своим друзьям. А они сказали мне, что со мной самим неприятно общаться, так как из меня как бы льется такой ручей невкусный, горький - обиды и злости. И когда я приехал домой, я понял, что они правы и я действительно такой вредный и злобный, и мне самому было бы неприятно общаться с таким человеком, как я. И в это же время я прочитал в книге "Анонимные сексоголики" (она есть на моем сайте), что когда я коплю в себе эти чувства, коплю раздражение, злобу и обиду, то это приводит к тому, что я замыкаюсь в себе еще больше и вновь прибегаю к своей зависимости для облегчения своего состояния. Когда я сопоставил эти два открытия, я понял, что пора мне учиться прорабатывать свои обиды, прощать даже тех людей, которые причинили мне много вреда и боли, так как это вредит мне самому в очень сильной степени. А прорабатывать свои обиды это значит постараться простить всех тех людей, которые причинили зло мне, а потом уже просить прощение у них за то, что я тоже причинил им вред.

И когда мы пишем список этих людей, то можно начать с открытых проявлений своей злобы и ненависти. Можно вспомнить тех людей, которых вы обокрали, обманули, унизили и оскорбили явно и сильно. Это могут быть и друзья, и коллеги по работе, и владельцы каких-то компаний и т.д. Может быть, вы изменяли своему мужу или жене, воровали деньги так, что этого никто не видел и не знает, жестоко издевались над человеком и т.д. Я думаю, что вы сможете легко вспомнить этих людей. Важно, чтобы когда вы будете писать, постараться не оправдывать себя тем, что вот он во всем виноват, он же первый все это начал. Дело не в том, кто виноват и кто начал (это же детское мышление, а не взрослое, вы согласны?), а в том, что ВЫ причинили боль другому человеку, и теперь важно попытаться примириться с ним, очистить свою совесть, избавиться от чувства вины и стыда, стать свободным и открытым человеком. Далее может идти список вещей, которые менее явны, но тоже важны для выздоровления. Не забудьте вписать в этот список обиженных вами людей самого себя. Вы же тоже пострадали от своей болезни, от зависимости или созависимости, так ведь? Значит, вы нуждаетесь и в примирении с самим собой, в прощении самого себя. Вы никогда об этом не думали - попросить у себя прощения и простить себя? Ведь мы же стремимся к обретению мира и душевного спокойствия, к внутренней гармонии. А для этого просто необходимо простить себя, примириться с собой. Это тоже процесс, долгая процедура лечения, но очень важная. И подумайте о том, что от вашего поведения могли и неявно пострадать близкие вам люди, друзья и коллеги по работе. Например, если вы часами сидите перед телевизором или компьютером, то ваши близкие не получают от вас того тепла, близости, общения и помощи, которые они могли бы получить, но которых вы их лишили. Или, если вы трудоголик, то есть много работаете и приносите домой деньги, но при этом не уделяете тепло и внимание, которое от вас ждут в семье или ваши друзья, то вы их тоже обкрадываете и причиняете им зло. Даже невыполненное обещание, не отправленное письмо может причинить боль другому человеку. Как мне сказала одна моя знакомая женщина - "если человек пообещал что-то сделать мне, и не сделал, то для меня это - как предательство".

Так что есть над чем подумать, есть что вспомнить. Только постарайтесь не нагонять на себя сильное чувство вины за то, что вы причинили так много зла другим людям. Мы ведь выздоравливаем с вами и этот шаг делаем совсем не для того, чтобы погрязать в чувстве вины и стыда, но для того, чтобы очищаться от них, чтобы быть свободными и открытыми для дружбы, любви и счастья личностями. На самом деле восьмой и девятый шаги направлены именно на освобождение от этих чувств, на выход из одиночества, стыда, страха, ненависти к себе и мнения, что вы - второсортный, больной человек. Это - шаги свободы, мира и счастья. Когда вы их сделаете (конечно, после предыдущих семи шагов), то сами поймете, насколько это здорово - быть в мире и гармонии с собой и окружающим миром. Во всяком случае, не стыдиться и не бояться других людей и своих прошлых поступков. На этом на сегодня все, в следующий раз перейдем к девятому шагу.