Бунин одиночество год написания. И

Стихотворение Бунина Одиночество

Особенность поэзии И. А. Бунина прежде всего в том, что он в своих стихах всегда остается художником. Это означает, что поэт стремился поэтически преобразовать отведенную ему судьбой жизнь. События этой жизни, попадая в стихи, приобретали строгие очертания поэтической формы, созвучной личности Бунина. Стихотворение «Одиночество» (1903) только на первый взгляд кажется мелодраматической жанровой зарисовкой. На самом деле это не просто лирические излияния какого-то абстрактного героя, не изображение сложных душевных переживаний современного человека, а способ раскрыть духовное самочувствие именно художника в широком смысле слова, стремление творческой личности сохранить себя в неблагоприятных обстоятельствах. Герой стихотворения - человек искусства, мастер, не знающий мертвой точки покоя. Первоначально Бунин посвятил это стихотворение своему другу художнику П. Нилусу (отсюда упоминание о том, что герою «темно за мольбертом»).

Начинается стихотворение просто и почти монотонно. Мы словно слышим, как стучат по кровлям дождевые капли:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Герой стихотворения с болью и печалью думает о своем любовном романе, так неожиданно оборвавшемся:

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой.

Он пытается разумом преодолеть свалившиеся на него душевное ненастье, опустошенность, безразличие к жизни:

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один - без жены…

И в эту злую минуту он не спешит подстроиться под лад обыденной жизни, жить дальше как ни в чем не бывало. Он пока еще лелеет свою печаль, свою раненую душу. Поэтому для него так важны все трогательные бытовые детали, связанные с ушедшей женщиной:

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю тьму.

Его попытки вернуть любимую женщину бесплодны - герой сам это понимает:

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила - и стал ей чужой.

Тихая печаль героя смягчается самоиронией:

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

Поскольку желание человека иметь рядом с собой верную и преданную душу не сбылось: любимая женщина его покинула, то остается завести бессловесно преданного друга, который не оставит в трудную минуту.

Все стихотворение пронизано атмосферой осенней грусти. Мы словно видим низкие серые тучи, заколоченные мокрые дачи, откуда давно выехали жильцы, ощущаем, как дует из окна, за которым рано сгущаются сумерки. Конечно, мы сочувствуем герою «Одиночества ». Но есть камин, а как известно, ровное гудение огня успокаивает душу. Поэтому хочется верить, что художник непременно справится с хандрой (особенно, если все-таки заведет собаку!). А когда все вокруг расцветет, воспрянет и он. К тому же только художник может превратить личную драму в произведение искусства и тем избавиться от ее груза.

Хотя Бунин показывает героя, переживающего душевные муки, в стихах не чувствуется безысходности. Поэт находит поэтическую прелесть уже в самом изображении окружающей жизни, даже если действительность на первый взгляд обыденно скучна. Он не просто описывает неяркий среднерусский пейзаж, но одухотворяет его, пропуская через призму собственного сознания. Поэтому стихотворение «Одиночество» покоряет нас строгой простотой формы, завораживает элегической тональностью.

Любовь, расставание, одиночество… Этим темам великий русский поэт Иван Бунин отдавал предпочтение. Его проза поэтична, а стихи просты и лаконичны. Лирический герой в переживают боль расставания без лишних возвышенных фраз, с ироничной печалью. О любви и расставании повествует стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ этого произведение следует сделать, чтобы почувствовать необыкновенный поэтический дар русского автора.

Одиночество поэта

Любовь для лирического героя Бунина - это мимолетное счастье. Оно всегда заканчивается тоской и горьким расставанием. Но нередко эти переживания у русского поэта сплетались с философской темой. Что испытывает одинокая душа? Как пережить расставание с любимым человеком? На этих вопросах основано стихотворение Бунина «Одиночество».

Анализ творчества этого поэта и писателя свидетельствует о том, что покинутым он испытывал себя нередко. В его произведениях тема одиночества стала ключевой. Как в прозе, так и в поэзии. И это не удивительно. Ведь русский поэт и писатель провел существенную часть жизни вдали от Родины. Он странствовал из одного города в другой. Ему часто приходилось менять место жительства, что не могло не отразиться на личной жизни.

Однако стихотворение, о котором идет речь в этой статье, написано до эмиграции. Было еще далеко до тех событий, которые вынудили поэта уехать за границу. В 1903 году создано стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ этого небольшого шедевра говорит о том, что уже в 33 года его автор хорошо знал, что такое боль потерь. Вся жизнь у него была впереди, но он уже был одинок.

История написания

Произведение посвящено близкому другу поэта - живописцу Петру Нилусу. Возможно, художник переживал нечто похожее на то, о чем повествует стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ некоторых строк говорит о том, что его герой - натура творческая и покинутая. Таким был и сам Иван Бунин - талантливым, но одиноким художником слова. И посвящая стихотворение своему другу, он, несомненно, передал в этом поэтическом произведении собственные чувства и переживания.

На момент написания стихотворения Иван Бунин был еще женат. Брак просуществовал несколько лет. Молодая жена превыше всего ценила развлечения и званые вечера. Она не разделяла интересов своего супруга-поэта. Его творчеством не интересовалась. И потому поэт себя порою чувствовал так одиноко.

Осеннее произведение было написано, как ни странно, летом. В нем множество образов и стилистических приемов. Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» по плану - лучший способ рассмотреть каждый из них.

«И ветер, и дождик, и мгла...»

Ничто не навевает столь ностальгического настроения, как образ осеннего ненастья. Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» следует начинать в рассмотрения этого Автор едва ли смог бы создать атмосферу печали и грусти в своем произведении, если бы оно начиналось с описания радостного пения птиц за окном и радужного солнечного пейзажа. И хотя написано оно было, по все видимости, в теплый летний день, душевное состояние поэта было осенним и серым.

Пейзаж для поэтов и писателей - художественный образ, благодаря которому они изображают не только обстановку, в которой пребывают их герои, но и передают их внутренний мир.

В первой строфе присутствуют такие слова, как дождь, мгла, ветер, холод. Благодаря им с первых строк героя передается читателю. Важную роль изображения природных явлений в поэтическом произведении доказывает анализ стихотворения Бунина «Одиночество». Создавая картину унылого пейзажа, автор говорит, что жизнь умерла… Но не навсегда, а лишь до первых весенних дней.

«Под вечер ненастного дня ты мне стала казаться женой...» - в этих строках присутствуют глубинные переживания человека, который, находясь в одиночестве, принимает чужого человека за близкого, а мечту - за реальность.

«И мне больно глядеть одному в предвечернюю серую тьму...»

Герой Бунина остается один. Он покинут и одинок. В третьей строфе, как и в первой, важную функцию выполняет пейзаж. Он сер и уныл. И полностью гармонирует с душевной опустошенностью лирического героя, которому ничего не остается, как глядеть в предвечернюю тьму. За окном дождь и слякоть. И он так долго созерцает эту безрадостную картину, что след, который оставила возлюбленная, "уж налился водой".

«Но для женщины прошлого нет…»

В последней строфе монолога-признания вдруг оживает последняя надежда лирического героя на счастье и любовь. Он хочет крикнуть ей вслед: «Воротись!» Но вдруг понимает, что для нее прошлое забыто. И, полностью осознав свое одиночество, он уже не ждет долгожданной весны, а с горькой иронией говорит: «Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить». В этих словах, видимо, намек на то, что участью всех одиноких является привязанность к этому домашнему животному. В преданности собаки усомниться нельзя, чего не скажешь о женщине.

В стихотворении присутствует яркий По мере повествования эмоциональный накал усиливается. Но, достигая своей кульминации в четвертой строфе, затихает в последних строках.

Печально, но лаконично и просто изобразил Иван Бунин одиночество. Анализ стихотворения, которому посвящена эта статья, дает возможность увидеть истинный дар поэта. Без возвышенных и громких фраз, используя довольно простой язык, Бунин создал трогательное поэтическое произведение, в котором смог передать самые тонкие оттенки печали, грусти, одиночества.

Стихотворение И.Бунина «Одиночество»
на уроке русского языка

Цели урока:

1. Подготовка к написанию анализа стихотворения.

2. Совершенствование навыков анализа текста.

3. Развитие речи учащихся.

4. Воспитание бережного и внимательного отношения к слову.

Домашнее задание к уроку: 1) повторить понятия метафора, синекдоха, градация, оксюморон, многосоюзие, риторическое восклицание, фигура умолчания; 2) индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Бунина «Одиночество».

На уроке у каждого учащегося на столе стихотворение И.Бунина.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
///// Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
///// До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
///// Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…

Сегодня идут без конца
///// Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
///// Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:



Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Примерный план анализа стихотворения:

1) Образы, ассоциации, вызванные чтением стихотворения.

2) Основные темы стихотворения. Языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические и т.д.), помогающие привлечь внимание читателя к теме.

3) Образы (звуковые, зрительные и т.д.), их роль. Языковые средства, создающие образы.

4) Композиционные особенности стихотворения. Части лирического сюжета.

5) Чувства лирического героя (назвать). Развитие чувств (если есть). Языковые средства, помогающие выразить чувства лирического героя.

6) Характер лирического героя (назвать черты характера). Языковые средства, способствующие созданию характера героя.

7) Особенности ритмической организации стихов, строфики, рифмовки и т.д. (если есть).

9) Отношение читателя к произведению, к авторской позиции. (Какие мысли, чувства вызывает у читателя это стихотворение?)

ЭТАПЫ УРОКА

I. Работа с текстом по вопросам учителя.

II. Работа над вступлением и заключением.

III. Примерный анализ стихотворения.

Одиночество… Наверное, это чувство разобщенности с людьми, оторванности от мира время от времени посещает каждого, поэтому тема стихотворения близка многим читателям.

Герой стихотворения, переживая разрыв с любимой, чувствует себя не просто покинутым, но одним во всем мире (в трех строфах стихотворения повторяется слово один), причем этот мир враждебен лирическому герою.

Прошлое, настоящее и будущее переплетены в бунинском произведении, и это чередование времен лежит в основе композиции стихотворения (первая строфа – сегодня, сейчас, четыре строки второй строфы – вчера , две последние строки второй строфы – завтра ; третья строфа – сегодня , четыре строки четвертой строфы – вчера , две последние строки четвертой строфы – завтра ).

Можно отметить, что в первой и третьей строфах на первом плане пейзаж, а во второй и четвертой идет речь об отношениях с женщиной.

Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки, и перед глазами читателя возникает мрачная картина; эта картина озвучена: обилие сонорных н, м, л передает монотонный непрекращающийся гул ветра, который слышит лирический герой стихотворения. Многосоюзие в начале первой строфы (И ветер, и дождик, и мгла) помогает соединить зрительные и осязательные образы и передать читателю ощущение холода и темноты. Это ощущение усиливает метафора над холодной пустыней воды, именно так представляется лирическому герою стихотворения внешний мир. Безжизненность окружающего пространства подчеркивается оксюмороном жизнь умерла, однако у героя есть надежда на лучшее: слово до весны, повторяющееся на стыке третьей и четвертой строк первой строфы, имеет ограничительное значение. Это же слово мы видим и во второй строфе, но речь в этой строфе идет уже не о природных явлениях, а о чувствах лирического героя. Весна для лирического героя – это время воскресения как природы, так и души. Однако жизнь до весны представляется герою тягостной: наречие как-нибудь (проживу) выражает всю безрадостность будущего существования покинутого влюбленного. Душевное смятение лирического героя, ощущение нестабильности передаются и сочетанием ритмов в стихотворении (амфибрахий чередуется с анапестом).

В третьей строфе перед читателем пейзаж, сильно отличающийся от пейзажа первой строфы: обстоятельство до весны исчезает, зато появляются обстоятельства без конца и гряда за грядой, и читатель понимает, что ненастье может никогда не кончиться для лирического героя; дождик (из первой строфы) становится дождем, причем этот дождь, размывая след возлюбленной лирического героя, лишает его последней надежды; а мгла, через которую можно разглядеть силуэты, превращается в серую тьму, поглощающую все. И если в первой строфе лирическому герою темно и холодно (эти ощущения дает герою внешний мир), то в третьей строфе потерявший надежду лирический герой испытывает душевную боль.

Что же делает лирического героя несчастным? Само стихотворение является обращением героя к ушедшей возлюбленной. Отношение лирического героя к любимой показано в динамике: стала казаться женой (во второй строфе) – сроднился (в последней строфе), но чем сильнее становится привязанность героя, тем больше отдаляется от него возлюбленная. Говоря о чувствах героини стихотворения, автор прибегает к обратной градации (тоскливо со мной – разлюбила – стал чужой). Резкий контраст чувств героев создается с помощью контекстуальных антонимов (сроднился – разлюбила, стала казаться женой – стал чужой), и читатель понимает всю глубину неразрешимых противоречий жизни лирического героя.

Что же привело героя к трагедии? Лирический герой стихотворения – человек творческий, рефлектирующий, пытающийся осмыслить происходящее. Обилие существительных в речи героя говорит о том, что герой больше склонен к созерцанию и анализу, нежели к действию. Он не уверен в том, что может что-то изменить в жизни, дать событиям иной поворот. Чувства лирического героя не случайно выражены безличными предложениями (мне темно, мне больно, мне крикнуть хотелось): человек не может подчинить контролю происходящее с ним так же, как и не может изменить погоду. Причем это мироощущение было присуще лирическому герою и до ухода любимой: вчера день был тоже ненастный, героине было тоскливо , и герой также не был уверен ни в завтрашнем дне, ни в своих чувствах:

Под вечер ненастного дня
///// Ты мне стала казаться женой…

Словосочетание стала казаться и фигура умолчания показывают сомнение лирического героя, и то, что любимая была (а не казалась) близким человеком, герой понимает только после ее ухода (проживу без жены, я сроднился).

Однако герой, осознавший глубину своих чувств, страдающий после ухода возлюбленной, не верит в возможность возвращения героини и поэтому подавляет в себе желание открыто выразить свои чувства:

Мне крикнуть хотелось вослед:
///// «Воротись, я сроднился с тобой!».
Но для женщины прошлого нет:
///// Разлюбила – и стал ей чужой.

Бессмысленность попыток возвращения любимой герой объясняет особенностью женской психологии (Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой), синекдоха помогает выразить мысль о том, что неспособность сохранять теплые отношения тогда, когда страсть уже угасла, свойственна не только героине стихотворения, но и всем женщинам вообще. Таким образом, герою остается только покориться обстоятельствам, и в риторических восклицаниях Что ж, прощай! (во второй строфе) и Что ж! (в последней) слышится обреченность лирического героя на тягостное, безрадостное существование. Отчаявшийся лирический герой оказывается одиноким в холодном и темном мире, и последние две строки стихотворения – попытка героя заглянуть в будущее:

Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Каким же представляется будущее лирическому герою стихотворения? С одной стороны, он надеется создать островок тепла и света (камин затоплю) в холодной пустыне воды , с другой – стремится отрешиться ото всего, забывая о своих проблемах, но не решая их (буду пить). И мечта купить собаку скорее всего так и останется мечтой: вся иллюзорность желания обрести близкое существо выражена безличным предложением (Хорошо бы собаку купить) .

Мир жесток, счастье невозможно, люди теряют друг друга, и изменить это мы не в силах, поэтому и обречены на одиночество – к таким выводам приходит читатель бунинского стихотворения. Но чем убедительнее автор произведения, тем сильнее хочется верить в то, что весны можно дождаться, мир вокруг себя – изменить и что одиночество – лишь временное состояние человека.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский
городской многопрофильный лицей
при МГТУ,
им. Носова

Но для женщины прошлого нет...

Любила - разлюбила, любил - разлюбил... Иван Алексеевич Бунин в 1903 году написал скромное стихотворение с названием "Одиночество", он еще женат, но уже один. Ему 33 года и у него впереди еще целая жизнь. Но пока странное одиночество заставляет написать его грустную поэтическую фразу: "Разлюбила — и стал ей чужой!" В 1897 году начинающий писатель, будущий Нобелевский лауреат, Иван Бунин знакомится с дочерью грека-революционера Анной Николаевной Цакни, в 1898 году женится на ней по любви. Однако счастье продлилось всего два года: они, как бы сейчас сказали современные психологи, не сошлись характерами. Он был на десять лет старше Анны: она любила балы, веселье и почти не интересовалась работой мужа. Она же обвиняла его в черствости и равнодушии к ее увлечениям. В 1900 году Анна ушла от Бунина, родила сына, который умер в 1905 году... А что же Бунин? Он долго еще был связан с Анной, хотя с 1906 года жил уже с другой женщиной Верой Николаевной Муромцевой, но только в 1922 году Анна Цакни даст писателю официальный развод, что позволит тому зарегистрировать брак со своей второй женой. Была ль любовь и когда она закончилась во всей этой истории? Мир же обогатился поэтическим вздохом о нашем вечном одиночестве...

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены...

Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.

Анна Николаевна Цакни

Иван Алексеевич Бунин 1904

В 1927-1929 годах Иван Бунин напишет автобиографическую повесть "Жизнь Арсеньева", где так или иначе в литературной форме расскажет про свои отношения с первой женой. Повесть он закончит такими строчками: "Недавно я видел ее во сне - единственный раз за всю свою долгую жизнь без нее. Ей было столько же лет, как тогда, в пору нашей общей жизни и общей молодости, но в лице ее уже была прелесть увядшей красоты. Она была худа, на ней было что-то похожее на траур. Я видел ее смутно, но с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда ."

P.S. Может быть все это увлечет кого-то и заставит вспомнить о классике. Она не так уж и скучна, как кажется многим...

На мой взгляд, Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших поэтов 20 века. Сегодня это общепризнанно, однако долгое время заслуженная известность Бунина-прозаика затмевала для читателей его поэзию. Но нужно заметить, что в таланте И.А. Бунина, необыкновенно гармоничном, все уравновешено: проза этого писателя вспахана плугом поэта, его стихи зачастую предвосхищают проблематику и даже стилистику рассказов и повестей.

Любовь… Эта тема, к которой обращался не один поэт и писатель. И. А. Бунин – не исключение. Любовная лирика его невелика по количеству. Но именно в ней разрабатываются многие вопросы, волновавшие писателя и позже, особенно проблема одиночества. Бунин считает, что даже любовь не спасает от одиночества, от этого «страшного недуга». Исчерпав «земные» возможности, оно ввергает героя в состояние спокойного отчаяния.

Таким настроением сдержанного трагизма пронизано едва ли не самое известное стихотворение Бунина - «Одиночество». Оно было напечатано в девятой книге сборника «Знание» за 1904 с посвящением художнику и приятелю Бунина П.А. Нилусу. В 1910 году это стихотворение в исполнении автора было записано на пластинку:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады,

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

«Одиночество» начинается с описания тоскливой осенней природы: «и ветер, и дождик, и мгла…». Для создания минорного настроения Бунин использует яркую метафору: «над холодной пустыней воды», показывая отчужденность лирического героя, неприятие им окружающей реальности. Недаром герой чувствует, что «здесь жизнь до весны умерла», имея в виду жизнь природы, а вместе с ней и свою. Лирическому герою неуютно в этом мире. «Мне темно», - говорит он, но темно не из-за отсутствия света за окном, а от отсутствия «света» в жизни.

Осознание того, что он мог быть счастлив «вчера», а «Сегодня идут без конца Те же тучи – грядя за грядой…», гнетет лирического героя. Он с кажущейся легкостью говорит «прощай». Но это происходит не от безразличия, а от понимания неизбежности происходящего:

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую мглу.

Здесь поэт уже открыто говорит об одиночестве. По его мнению, любовь не вечна, а «для женщины прошлого нет». Любовь могла бы заполнить пустоту в душе лирического героя, но этому не суждено случиться. Она оставила лишь след в его душе, который «расплывется» под дождем и исчезнет. Лишь одиночество будет безраздельно царствовать в душе и жизни героя. Боль от своего одиночества герой не может ни преодолеть, ни заглушить. Можно подумать, что судьба его обречена, а тоска одиночества безысходна. Но, возможно, это и не так. Недаром лирический герой ждет весны: «Как-нибудь до весны Проживу и один – без жены…» Может быть, в жизнь героя еще придет весна, и его сердце оживет, как каждый год оживает природа…

Но пока желание счастья и осознание его невозможности выражены в нарочито спокойной концовке:

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

Этот лаконизм – достояние литературы уже нового, 20 века, когда смятенность чувств передается равнодушной, «посторонней», фразой. Такой фразой является и последняя строчка стихотворения. Обреченный на одиночество среди людей, непонятый, покинутый любимой женщиной, лирический герой, тем не менее, не выплескивает наружу своих эмоций. О них мы догадываемся только по каким-то деталям или отдельным словам. «Затоплю камин» - герой пытается разогнать «мглу», «серую тьму», окутавшую его душу. «Буду пить» - извечный способ «утопить» свое горе в вине – признак отчаяния, справиться с которым суждено не каждому. «Хорошо бы собаку купить», ведь верный пес никогда не бросит, в отличие от разлюбившей женщины, он будет со своим хозяином до конца жизни.

Купить собаку – это значит уже как-то начать действовать, существовать, жить. На данном этапе лирический герой к этому не готов, поэтому автор и употребляет частицу «бы» - мы не всегда осуществляем то, что задумали. Но эта строка – надежда на то, что все измениться к лучшему.

Примечательно, что в «Одиночестве» очень мало художественно-изобразительных средств. Надо сказать, что именно в интимной лирике отчетливо видно отличие Бунина от других дворянских поэтов. Оно проявляется уже в образе лирического героя, далекого от прекраснодушия и восторженности, избегающего красивости, фразы, позы. Именно поэтому язык стихотворения прост и лаконичен, что не мешает Бунину передать настроение героя, выразить его душевное состояние, его чувства.