Человек как вид, происхождение человека. Специфические особенности людей пожилого возраста

Пожилые люди - это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.

Известный ученый И. И. Мечников говорил, что «… старость - печальное состояние и для того чтобы проникнуть в его сущность, необходимо глубокое изучение. Пока не имели никакого представления о настоящей причине болезней, большею частью не могли ничего предпринять для пересечения их. То же относится и к старости».*

Старение - закономерный биологический процесс, неизбежно развивающейся с возрастом, характеризующийся постепенным снижением приспособительных возможностей организма и увеличением вероятности смертности. Старость - заключительный этап жизнедеятельности организма, следствие процесса старения. Время наступления старения чрезвычайно условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются. Старческим принято считать возраст после 75 лет.

По данным Всемирной организации здравоохранения, возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей.**

Обычно выраженные признаки физиологического старения - изменение внешнего вида, психики, снижение работоспособности, физической активности - появляется у человека с 60 лет. Однако фактически процесс старения начинается тогда, когда заканчиваются рост организма. Так уже в 30 - 35 лет происходит снижение уровня активности биологических процессов. Темп и характер старения в значительной мере определяют приспособительные возможности стареющего организма. Существенную роль в этом играет конституция человека, определяемая главным образом наследственностью.

Процесс физиологического старения начинается в разных тканях и органах неодновременно и протекает с различной интенсивностью. Старость заключается в постепенном снижении жизнеспособности клеток организма - изменяется биосинтез белка, снижается активность окислительных ферментов, уменьшается количество митохондрий, нарушается функция клеточных мембран. В конечном итоге старение клеток приводит к их разрушению и гибели.

Другими словами, старость характеризуется борьбой между благородными элементами организма и простыми, первичными, - борьбою, кончающую в пользу последних. Победа их выражается ослаблением умственных способностей, расстройствами питания, затруднением обмена веществ и т.д.

Возрастные сдвиги, происходящие в организме в результате старения клеток и тканей, обуславливают значительные изменения в регуляции функций органов и систем. Постепенно изменяются и сами функции, что, в свою очередь приводит к структурным изменениям. Например, в процессе старения уменьшается масса головного мозга происходят адаптационные изменения, по - разному выраженные в различных отделах мозга.

Основные проявления старости человека связаны с возрастными изменениями функций центральной нервной системы. Раньше всего ослабляется подвижность процессов возбуждения и торможения. Труднее вырабатываются условные рефлексы, изменения характер безусловных рефлексов. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляются чувствительность, обоняние, уменьшается острота зрения и сила аккомодации глаза (дальнозоркость), постепенно понижается верхняя граница слуха (тугоухость). Появляются сдвиги в регуляции внутренней среды организма, чаще происходят ее срывы.

Отмечается снижение психической активности, при которой затрудняется восприятие, сужается его объем, ухудшается способность сосредоточения внимания и его переключения, развивается эмоциональная неустойчивость. Нередко пожилой и тем более старый человек становится обидчивым, капризным, скупым, черствым, эгоистичным. Ему страшны любые жизненные перемены, он консервативным в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям и одновременно подвержен сильному внушению.

Снижение критичности самоанализа способствует переоценки собственных достоинств и прежних заслуг, вызывает стремление постоянно их подчеркивать.

Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым.

Неприятие окружающей действительности, власть воспоминаний, страх перед будущим усиливают убеждение в том, что все лучшее - в прошлом, а настоящее малоценно.

Тяготение к прошлому проявляется не только в его восхвалению и постоянных воспоминаниях, но и в выраженной привязанности к старым вещам. Некоторые люди, напротив, утверждаются во мнении, что прожитая жизнь была бесценной и не имела смысла.

В старости легко возникает тревога, под час по самому ничтожному поводу. Нередко тревогу вызывает состояние собственного здоровья. Тогда людям кажется, что близкие о них не заботятся. Тревога перерастает в страх, который сменяется унынием и безысходностью. Подобные отрицательные эмоции резко снижают жизненный тонус, что, в свою очередь, усугубляет проявление старости.

Постоянное внимание, терпение и снисходительность окружающих в отношении к пожилым и старым людям помогают им справиться или вовсе избежать присущих старости переживаний.

Знание особенностей психики пожилого и старческого возраста, понимание механизма психических изменений, вызываемых старением, должны быть положены в основу подхода медицинского персонала и людей, связанных своей деятельностью с пожилыми. Порой не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факты (смена стереотипов в трудовой деятельности и в быту, семейные конфликты и прочее) являются причиной того, что пожилой человек или старый человек чувствует себя больным и обиженным. Поэтому особенно важно обращать внимание на психический статус людей старших возрастных групп. Любая стрессовая ситуация может вызывать у них ряд сдвигов, обуславливающих обострение латентно протекающих патологических процессов и развитие тяжелых состояний.

Многие пожилые и старые люди нуждаются, в первую очередь, в устранении одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми - часто основные факторы, способствующие улучшению состояния здоровья.

Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы. В возрасте старше 60 лет уменьшается масса сердца. У пожилых и тем более старых людей снижается частота сердечных сокращений в состоянии покоя. При умеренных физических нагрузках обычно не происходит свойственного молодым людям учащенного сердечного ритма, что, с одной стороны, ограждает сердце от чрезмерного напряжения, с другой - ограничивает кровоснабжение органов и систем организма. При резком учащении сердечных сокращений, связанном с большими физическими нагрузками, быстро наступает несоответствие между притоком крови к сердцу через коронарные сосуды и резким усилием обменных процессов в сердце, которые приводит к недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы.

В процессе старения развиваются атрофические и склеротические изменения в эндокринной системе. Аналогичные изменения происходят в дыхательной системе - несколько увеличивается частота дыхания, чаще возникают дыхательные аритмии, уменьшается жизненная емкость легких и их максимальная вентиляция.

Страдают функции пищеварительной и выделительной систем, костно-суставного аппарата, атрофируются скелетные мышцы.

Актуальность проблемы профилактики преждевременного старения, которой занимаются геронтология и гериатрия связана, прежде всего, с наблюдением в современных условиях ростом доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Причем происходит не только количественное, но и качественные изменения возрастного состояния населения. В частности, улучшается здоровье людей старших возрастных групп. Участие в общественной и культурной жизни, профессиональная деятельность стали необходимыми для большого количества людей, переступивших пенсионный рубеж, пожилые люди вносят значительный вклад в развития общества.

Потребность в максимально возможном для конкретного времени продление жизни, так же как и в сохранении здоровья, -- одна из не проходящих человеческих потребностей, появившихся вместе с обществом. Если в прошлые века доживали до старости не многие люди, то преодоление в ходе прогресса общества установившегося уровня смертности в ряде индустриально развитых стран привело к тому, что впервые в истории человечества большинство людей могут дожить до старости.*

Процесс постарения населения объясняется как снижением рождаемости, так и увеличением продолжительности жизни, также увеличение продолжительности жизни вызвано уменьшением смертности.**

Старость как явление человеческой жизни по необходимости представлена двумя качественно различными аспектами.

Во - первых, биологическим. Он выражается в прогрессирующем с возрастом снижении функциональных отправлений различных систем органов человеческого организма. В основе этого процесса, по широко распространенной точке зрения в геронтологии - спонтанные накопления с течением времени разнообразных нарушений и ошибок в функционировании органов, в свою очередь провоцирующих нарастание новых ошибок и нарушений. Психологическая старость выступает закономерной заключительной фазой онтогенеза индивида биологического вида Homo Sapiens и как токовая изучается целым комплексом наук.

Во - вторых, старость представлена еще и социальным аспектом своего существования, «социальная старость». Под последней понимаются закономерные изменения в социальном статусе личности, вызываемые явлениями биологического старения и необходимая адаптация личности к этим явлениям.

Таким образом, оба аспекта человеческой старости органически взаимосвязаны: второй, социальный, существует на основе и как следствие первого, биологического. И если биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития человека, то социальная старость выступает столь же закономерной заключительной фазой возрастной структуры общества.

В понимании сущностной природы и, соответственно, поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два существенно отличительных подхода - функциональный и хронологический. Первый, функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости, как процессы нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности, а значит - и способности к материальному самообеспечению. Социальная старость есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым и, соответственно, его переход на чье-то иждивение -- такого широко распространенное как в отечественной, так и в зарубежной науке понимание и определение социальной старости.

Второй, хронологический подход к пониманию природы социальной старости, складывается в условиях индустриально - развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института - пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введения строго формализованного возрастного порога старости. В хронологическом подходе оказался начисто утрачен качественно-функциональный аспект социальной старости, следствием чего и явилась высокая степень социальной неоднородности выделяемой на основе такого подхода группы стариков.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Зачатки эволюционных представлений о происхождении человека в трудах античных философов. Положение человека в системе животного мира. Основные стадии эволюции человека: древнейшие люди; древние люди; современные люди. Современный этап эволюции человека.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2009

    Человек - это сложная целостная система, компонент более сложных систем - биологической и социальной. Человек с точки зрения естествознания: концепции происхождения человека; сходства и отличия человека и животных; биологическое и социальное в человеке.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом. Влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Теория эволюции и разработка проблемы антропогенеза. Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд.

    реферат , добавлен 10.03.2009

    Характеристика основных концепций происхождения человека: концепция креационизма, эволюции, мутагенеза, панспермии. Анализ сходства и отличия человека и животных, стадий эволюции человека. Изучение соотношения биологического и социального в человеке.

    реферат , добавлен 21.02.2010

    Изучение основных стадий эволюции человека, генеалогическое древо приматов. Древние люди: питекантропы, аркантропы, синантропы. Расселение гоминидов по континентам. Неандертальцы - первые разумные люди. Теория Ч. Дарвина о происхождении человека.

    презентация , добавлен 01.04.2012

    Тайна происхождения человека и его расселения на территории Земли. Путь гоминизации многих видов приматов. Теория африканского происхождения человека. Родословная человека, факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Современный тип людей.

    презентация , добавлен 21.05.2015

    Вопросы происхождения и сущности жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире. Гипотезы возникновения жизни. Доказательство родства человека и животных. Эволюция человека. Теории появления человека.

    «Происхождение человека на Земле» - Добавочные соски; Когти на отдельных пальцах; Сильно развитые клыки. 7. Закончена ли эволюция в настоящее время? 5. Сходства человека и животных. Теперь здесь проплывают ядовитые облака. Родство человека с животными, по мнению Дарвина, подтверждается существованием рудиментов и атавизмов. Поэтому не один из противников Дарвина не мог возразить по поводу рудиментов и атавизмов.

    «Биология Происхождение человека» - Самостоятельное распределение заданий внутри групп. «Глядя в прошлое, обнажите головы.» «Глядя в будущее, засучите рукава.» Б.Шоу. Веб- сайт. Древние люди – палеоантропы. МОУ СОШ с.Терса. Научиться грамотно оценивать достоверность полученной информации. Каковы движущие силы антропогенеза, биологические и социальные факторы?

    «Человек и обезьяна» - Ископаемые обезьяны. Люди современного типа. В результате у современных женщин роды затруднены. Содержание: Новые данные о происхождении человека. Самое главное-вновь открытый вид изготовлял орудия. Новые данные о происхождении человека. Стадии происхождения человека. Э. Дюбуа назвал обнаруженное существо обезьяночеловеком - питекантропом.

    «Человек и его развитие» - Многие (как мужчины, так и женщины) уходят в неформальный сектор. В обеих категориях имплицитно присутствует слово ЭКОНОМИКА. Проблемы женщин: из сферы прав человека или из сферы экономики? Однако… Развитие человека-это прорыв (штурм дворца). Перевел: Алексей СКРЕБНЁВ [email protected]. Равенство и справедливость.

    «Происхождение рас» - Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы. Процесс происхождения человека носит название антропогенеза. Доказательство эволюционного происхождения человека. Эволюция приматов. В Индонезии преобладает южноазиатская раса. Расы и этнос. Происхождение человека. Труд начинается с изготовления орудий труда.

    «Происхождение человека» - 16. 4 – австралопитек. 8 – неандерталец; 10. 14. Эволюционные пути развития приматов. 5. 7. 9. 3 – рамапитек; 9 – кроманьонец; 17 – гиббоны; 6. Ушные раковины.

    Всего в теме 18 презентаций

    К характерным особенностям развития человека современные антропологические науки относят следующие его свойства: целостность, противоречивость, нефронталь- иость, гетерохромность, иеравновесность, обратимость.

    Целостность антропогенеза проявляется в следующем.

    И индивидуальное развитие человека (онтогенез), и развитие вида (филогенез) - суть комплексное изменение: внешнего вида, физиологических процессов, образа жизни, вида занятий, психологических функций, поведения, духовного мира и пр. Любые изменения, сопровождающие индивидуальное развитие человека или филогенез, не существуют отдельно друг от друга, взаимно представлены, взаимно определяют друг друга.

    Не только количественные изменения, происходящие в человеческом организме, вызывают определенные качественные изменения конкретного человека, вида в целом, но и качественный скачок в развитии индивида или группы людей провоцирует изменение «количественных» показателей (рост, вес и пр.) индивидуального организма. В процессе индивидуального развития многочисленные составляющие онтогенеза взаимозависимы, взаимно регулируют друг друга: рост стимулирует определенные формы само- осуществления, социализация в определенной мере зависит от созревания и т.д.

    Все факторы и условия развития человека действуют не параллельно, а в сложной взаимной связи друг с другом. Они коррелируют друг друга, каждое из них оказывает большее/меньшее влияние на всего человека. Реальная и потенциальная сферы жизни и деятельности человека в процессе фило- и онтогенеза тоже взаимопроникают и взаимно обусловливают друг друга.

    Противоречивость развития человека обнаруживается в том, что человек и человечество все время меняются и одновременно остаются тождественными самим себе. Она обусловлена сверхсложной, голографической целостностью самого человека. Развитие человека включает в себя процессы двух типов: одновременное комплексное осуществление изначальных возможностей, способностей и приобретение принципиально новых свойств. Эти процессы взаимосвязаны и проявляются в изменениях разного уровня: физических, нейродинамических, физиологических, психологических, социальных и пр.

    Например, изначально предкам Homo sapiens как живым существам были свойственны прямохождение, определенное строение мозга, инстинкт продолжения рода и удовлетворения своих витальных потребностей, способности реагировать на внешние и внутренние раздражители, осваивать ареал обитания, воспринимать актуальное биологическое время и пространство, и эти особенности совершенствовались. Со временем развились специфические отделы мозга; усложнилось анатомическое и физиологическое устройство организма; появились новые способности (к изготовлению орудий труда, к общению с помощью слова, к подчинению общепринятым правилам, созданию культов животных и обрядов погребения и др.); возник интерес к «бесполезному» творчеству (украшение тела и одежды, создание игрушек и наскальной живописи); способы удовлетворения витальных потребностей все больше стали опосредоваться нравственными и духовными установками; инстинкт продолжения рода гармонизировался с гедонистической функцией половой любви (она значима для человека не только как условие рождения потомства, но и как духовное взаимодействие людей).

    Развитие человека включает противоположные тенденции: дифференциации - интеграции, траты - восстановления, хаоса - гармонии, потерь - приобретений, регрессивных и прогрессивных преобразований. Например, известно: развитие способности различать все больше оттенков цвета (дифференциация) связано с возрастанием способности по одной увиденной детали воссоздать образ целого предмета (интеграция). Для овладения умением читать необходимо научиться одновременно дифференцировать буквы и интегрировать их в слоги, слова, а затем в предложения; дифференцировать печатный и рукописный текст - и интегрировать смысл текста.

    Взаимодействие противоречивых тенденций онтогенеза находится в динамическом равновесии. Так, приобретения, как правило, оказываются обусловлены потерями: новые возможности организма, усложнение психических функций, переход способностей и умений в новое качество, изменение антропометрических показателей, упорядочение органических процессов, то есть любая «новизна», как правило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением в рудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений и прочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными.

    Известен целый ряд наглядных примеров взаимосвязи приобретений и потерь в процессе онтогенеза. Так, взлет лингвистических способностей дошкольников (от трех до пяти лет) подготавливает созревание тех отделов мозга, которые ответственны за способность читать, усваивать письменную культуру, но в то же время овладение (старшим дошкольником, младшим школьником) чтением гасит лингвистическую одаренность детей: их потребность в словотворчестве, особенную отзывчивость на слово и нр.

    Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте делает поведение ребенка более произвольным, его высказывания - более тактичными, но за счет подавления подкорки теряется непосредственность, искренность младшего школьника. Вследствие созревания коры угасает и непроизвольное, быстрое, универсальное, хотя и «поверхностное» запоминание, но появляется способность запоминать целенаправленно, выборочно, глубоко и на более длительный срок. «Легкое» (по определению К. Д. Ушинского), ничем не ограниченное детское воображение сменяется продуктивным, осмысленным творчеством.

    Расширение жизненного опыта ребенка приводит к его «умудренности» - и снижает способность удивляться, восхищаться, гасит любопытство. Потребность в новых впечатлениях, которую ребенок удовлетворяет в любых ситуациях (он умеет получать их, наблюдая за лужей, исследуя тряпку, камешек и ир. ), есть потенциал его развития. Та же потребность для взрослого - источник мучительных переживаний, напряжений и пр.

    Все то, что теряется по мере развития, не было бесполезным, недостойным человека. (Ведь не зря художники и поэты ищут способы развития у себя детской непосредственности восприятия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого и легкого, как в детстве, овладения информацией. Бизнесмены учатся играть и т.д.) Более того, без такого «уничтожения» ряда прежних свойств невозможно появление новых характеристик, возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранее функций.

    Интересно, что иногда в процессе развития то, что было свернуто, отвергнуто, через некоторое время возрождается в виде нового качества. Например, ушедшая в младшем школьном возрасте на второй план подкорка мозга с 12 лет в силу гормонального взрыва снова начинает определять поведение ребенка, делает его опять более непосредственным, излишне эмоциональным, менее волевым и т.п. А с 16 лет кора вновь определяет поведение, внутреннее состояние, произвольность самовыражения и пр.

    В том не часто встречающемся случае, когда свертывания особенностей прошлых возрастных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни, может возникнуть феномен одаренности 1 . Но сохранившиеся «детские» возможности (доверчивость, непосредственность, некритичность, склонность к игре и др.) могут не только украсить жизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требованиям взрослой жизни, часто и осложняют ее. Следовательно, можно говорить о том, что «потери» не только естественны, но и необходимы.

    Противоречивость развития обнаруживает себя и в филогенезе: ограничение своих потребностей (например, введение табу, формулирование законов, правил, норм общей жизни) стало основой величия человека.

    Современная наука все больше склоняется к тому, что развитие - это диалектическое, противоречивое единство регрессивных и прогрессивных преобразований.

    Нефронтальность развития (термин А. А. Бодалева ) проявляется в том, что темпы биологического, психологического, социального развития человека (и в фило-, и в онтогенезе) не совпадают друг с другом. Так, известно, что разные народы и племена, населяющие в настоящее время Землю, несмотря на информационную революцию, глобализацию и др., все еще находятся на принципиально разных стадиях развития: одни живут в каменном веке, другие - в средневековье, третьи - в постиндустриальном мире и т.д. Известно и другое: темпы изменения разных структур любого человека не одинаковы. Достижение человеком высокого уровня физиологической зрелости происходит не одновременно с достижением зрелости интеллектуальной, волевой, социальной. У младенцев сенсорика опережает моторику, в определенный период - пассивная речь ребенка опережает активную и т.н. Особенно наглядно обнаруживает себя нефронтальность развития в подростковом возрасте, когда в разном темпе растут и изменяются разные системы организма: сосудистая и костная, нервная и мышечная и т.д., что делает этот период жизни довольно трудным. Интересно, что даже так остро проявляющаяся в подростковом возрасте нефронтальность не разрушает целостности процесса онтогенеза, целостности человека.

    Гетерохронность - неравномерность распределения во времени изменений, происходящих в ходе фило- и онтогенеза, - давно осмыслена наукой. Факт гетерохронности подтверждается, в частности, тем, что традиционно выделяемые наукой периоды возрастного развития - это разные по количеству лет отрезки жизни. Например, период грудного детства (по А. Г. Асмолову ) равен почти году, первого детства - четырем годам, а новорожденности - вообще десяти дням.

    О гетерохронности развития человека говорит и такой факт: переход от детства к юности, от юности к зрелости совершается в каждой культуре в одни и те же календарные сроки (в каждой культуре - в свои), а переход к старости представителей одной и той же культуры очень индивидуализирован. Например, один европеец может считать себя (и фактически быть) стариком уже в 40 лег, а другой - воспринимать себя и идентифицироваться окружающими как молодой человек и в 75.

    Неравновесность развития человека обнаруживается в том, что фило- и онтогенез - процессы немонотонные. Напротив, в каждом из них (согласно синергетическому подходу) обнаруживаются как спокойные периоды, так и скачки, «взрывы» (зоны бифуркации). И если в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его результаты и особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит, прежде всего, от случайностей и оказывается непредсказуемым. Существенной особенностью развития человека является, таким образом, рядоположеппость, равнозначность закономерностей и случайностей, а также дискретность, прерывистость процесса.

    Онтогенез человека в современной науке рассматривается не как линейный или спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цикличности. Он трактуется как волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем, что колебательный характер имеет природа активности Солнца, определяющего развитие всего живого.

    Переход от более спокойных периодов к бифуркации происходит в виде качественного скачка и обусловлен, по версии Л. II. Гумилёва, неравномерным распределением химической энергии во Вселенной, существованием так называемых «волн жизни», вызывающих всплески и падения активности не только природных сил, но и пассиоиар- ности отдельных людей, популяций, народов .

    Обратимость. Традиционно и фило-, и онтогенез рассматривались как процессы, направленные в одну сторону - в сторону очеловечивания. Современная наука утверждает: возможно и обратное движение - в сторону расчеловечивания. Обратимость онтогенеза подтверждается, в частности, судьбами детей-маугли, обнаруженных еще в XVII в. в Германии, затем в Индии и т.д. Их возвращение к человеческому образу жизни происходило с большим трудом, они плохо или совсем не научались говорить, стремились ходить на четвереньках, лакать из тарелки, зачастую физически не выживали среди людей. Так, известная Амала прожила лишь четыре года, а ее сестра Камала умерла через два месяца после возвращения из джунглей.

    В последнее время и в России зафиксировано появление детей-маугли и предпринимаются попытки их очеловечивания. Отмечено, что за годы жизни среди собак, волков, кошек у ребенка вырастает шерсть, обостряется зрение, появляется способность понимать язык животных. Физически эти дети более развиты, чем их сверстники, оказываются очень гибкими, выносливыми и т.д. Возвращение к человеческому образу жизни стоит такому ребенку и окружающим его взрослым большого труда, но все же поначалу приводит к хорошим результатам. Дети настолько адаптируются, что оказываются способны учиться, некоторые - даже хорошо. Но через некоторое время начинается деградация: они опять начинают лаять, лазать по деревьям, есть траву, зализывать раны. Им становится трудно и неприятно ходить по-человечески, они теряют память, коммуникативные навыки, перестают улыбаться и т.п. Как сложится их дальнейшая судьба, пока не известно.

    Открытым остается и вопрос о возможности деградации всего современного человеческого вида, однако представляется, что положительный ответ на него некорректен и не убедителен.

    И фило-, и онтогенез являются процессами, как происходящими в настоящее время, гак и бесконечно протяженными в прошлое и будущее, развитие человека в целом - всегда процесс незавершенный.

    До последнего времени считалось, что эволюция человека завершена, а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению. Действительно, многочисленные данные подтверждают: морфологическая эволюция человека полностью завершена, организм современного человека в основном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются его базовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т.е. филогенез - процесс продолжающийся.

    Направление эволюции сегодня - создание общечеловеческого мозга, коллективной воли, общечеловеческой социальной памяти, утверждение шкалы общих ценностей, правил ее защиты и сохранения и т.п. Нельзя не признать, что этот процесс уже происходит (в частности, благодаря деятельности ООН, ЮНЕСКО, Римского клуба, всемирных олимпиад, международных космических станций, комитетов и т.д.), но является непростым, колебательным, непоследовательным.

    Незавершенность онтогенеза проявляется в том, что каждый человек изменяется внешне и внутренне в течение всей своей жизни. Некоторые из этих изменений очевидны, другие скрыты, в одних преобладают приобретения, в других - разрушения, потери, но они характерны для любого периода жизни человека, развитие которого, таким образом, всегда не завершено. Известно, что даже в старости, когда отмирают многие клетки мозга, образуются новые связи между оставшимися клетками, компенсируя деятельность погибших клеток.

  • См.: Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998.
  • См.: Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческоепонимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл; Академия, 2007.
  • См.: Гумилёв Л. II. Этногенез и биосфера Земли. М.: ACT ; Астрель,2005.
  • Чем отличается человек от животного? В первую очередь возможностью мыслить, рассуждать и выводить свои мысли при помощи членораздельной речи.

    Понятие мышления

    Мышление - это наивысший этап человеческого познания, осознание тех сторон мира, которые не могут непосредственно восприниматься человеком. Благодаря мышлению, человек не только приспосабливается к условиям окружающей среды, подобно животному, но и активно преображает ее.

    Мышление человека состоит из трех взаимосвязанных факторов: понятие, суждение и умозаключение. На этапе понятия человек отслеживает закономерный процессы, которые происходят в жизни общества или окружающей среде. Благодаря таким наблюдениям, человек начинает осознавать их истинность или ложность, вырабатывать собственное мнение на их счет - в этом заключается этап суждения.

    Умозаключение соединяет несколько суждений, благодаря которым происходит выработка человеком модели дальнейшего поведения или создание новых вариантов суждений об окружающих вещах и происходящих событиях.

    Понятие речи

    Речь - это форма общения людей, которая происходит посредством применения языка. Речь позволяет человеку не только познавать окружающий мир, но и передавать информацию другим людям. Речь неотрывно связанная с процессом мышления. Ее существование невозможно без мыслительного процесса.

    Ведь речь - это в первую очередь материально ощутимая форма мысли. Речь представляет собой не только строение человеком лингвистических конструкций, но и способность их логического восприятия. Главная функция речи - это коммуникативная функция, благодаря чему происходит общение индивидов между собой, в том числе информационный обмен.

    Исходя от формы общения, речь классифицируется на устную и письменную речь. Устная речь подразумевает способность человека говорить и слушать, письменная - читать и писать.

    Способность человека к творчеству

    Творчество - это процесс деятельности человека, в ходе которого им создаются новые духовные, либо же материальные ценности. Способность человека к творчеству исходит из его способности мыслить.

    Способность к творчеству и его взаимосвязь с мышлением можно рассмотреть в следующей схеме:
    Я смотрю, как танцуют другие люди (первая фаза мышления - понятие). Я думаю, что это красиво (вторая фаза мышления - суждение). Я знаю, как этот танец улучшить (третья фаза мышления - умозаключение). Я сам танцую танец, который улучшил (творчество).

    Мы видим, что способность человека к творчеству представляет собой совокупность анализа и синтеза. Английским психологом Г. Уоллесом были выведены основные фазы творческого мышления:

    1. Подготовка - человек формулирует задачу и рассматривает основные пути ее решения.

    2. Инкубация - человек забывает о ранее поставленных задачах творческой реализации и полностью переключается на другие вещи. Очень часто на этом этапе попытки творческой реализации прекращаются полностью.

    3. Озарение - на интуитивном уровне человек возвращается к идее творческой реализации.