Человек природа мировоззрение в лирике пастернака. Каким предстает мир природы в лирике Б

Лирический живописец. Огромное количество его стихов посвящено природе.

В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта, на мой взгляд, главная тема его поэтического творчества. Пастернак точно так же, как в свое время , allsoch. ru 2001-2005 испытывает чуть ли не религиозное удивление перед «божьим миром».

Так, по словам близко знавших его людей, любил называть Пастернак кипящую вокруг - именно «божий мир». Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине на писательской даче. Все ручьи, овраги, старые дерева этого чудесного места вошли в его пейзажные зарисовки. Те читатели, которые, как я, любят стихи этого поэта, знают, что у него нет разделения на живую и неживую природу. Пейзажи существуют в его стихах на равных с жанровыми лирическими картинами бытия. Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на пейзаж, но и взгляд природы на него.

Явления природы в стихах поэта приобретают свойства живых существ: дождик топчется у порога «скорей забывчивый, чем робкий», иной дождик у Пр. стернака ходит по просеке «как землемер и метчик». у него может угрожать, как злая женщина, а дом себя чувствует так, как , который боится упасть. Пастернак наделяет дождик качествами поэта, и дождик пишет стихи: Отростки ливня грязнут в гроздьях И долго, долго до зари Крапают с кровель свой акростих, Пуская в рифму пузыри. Звукопись передает нашему слуху звуки, издаваемые настоящим дождем. Порой пейзаж у Пастернака принимает глобальные размеры, близкие по масштабам стихам .

В первозданности красок предстает перед читателем Урал в стихотворениях «На пароходе», «Урал впервые». Есть у него и зарисовки севера- «Ледоход», «Отплытие». Но более всего берут за душу стихи, в которых Пастернак изображает природу близ Москвы. Он навечно подарил нам своих стрижей, грозы, запах ландышей и сосен: Недавно этой просекой лесной Прошелся дождь как землемер и метчик. Лист ландыша отяжелен блесной, Вода забилась в уши царских свечек.

Взлелеяны холодным сосняком, Они росой оттягивают мочки, Не любят дня, растут особняком И даже запах льют поодиночке… Мне очень нравится сборник стихов Пастернака «На ранних поездах». В этой книге поэт открыл для себя и новые поэтические горизонты, и обновленную утонченным чувством природу.

С такой волшебной силой создавал на холсте свои пейзажи, пожалуй, только Куинджи. Заметил я и то, что поэт изображает пейзажи, словно строит сюжет сказки: Глухая пора листопада. Последних гусей косяки.

Расстраиваться не надо, У страха глаза велики. Пусть ветер, рябину занянчив, Пугает ее перед сном, Порядок творенья обманчив, Как с хорошим концом. Пастернак, кроме всех прочих его литературных заслуг, всегда будет волшебной сказкой для нас в своих стихах о родной природе.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Природа в лирике Пастернака . Литературные сочинения!

1. Особенности лирики Пастернака.
2. Этапность развития образов в лирике автора.
3. Глубинный смысл событий в произведениях Пастернака.

С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств.

Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе.

Книга стихов «Сестра моя — жизнь» создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и литературные каноны, и творчество раннего Б. Пастернака близко к новым течениям в поэзии. Для Б. Пастернака главным является правда жизни, те объективность изображения тех мгновений, которые он запечатлевает. В конце жизни, в опыте автобиографии «Люди и положения», он написал: «...моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало: чтобы оно содержало новую мысль или новую картину... Мне ничего не нужно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал». Но простое воспроизведение действительности для него немыслимо, так как эта действительность и язык, предназначенный для ее описания, — явления принципиально различные. Поэтому нужно было найти компромисс, в котором язык и реальность, не утратив своего своеобразия, максимально точно соответствовали бы друг другу. Этим вызвано непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастернака. Первые два сборника стихов посвящены созданию атмосферы, которая позволила бы воспроизвести мир, где все связано между собой, но эта атмосфера важна не сама по себе, а как средство для выражения представлений поэта о нравственных основах мира. В третьей книге стихов «Сестра моя — жизнь» мы видим, что природа и человек воспринимаются поэтом как части одного целого, включающего все богатство и разнообразие человеческой жизни, пронизанной и революционными событиями, и интимными переживаниями. В стихотворениях этого сборника фотокарточка является заместительницей женщины, деревья спорят о человеке с ветром, Демон обещает вернуться лавиной, сад бьется в зеркале и т.д. Поэтому кажущиеся чисто пейзажными стихотворения приобретают характер глобальный, как стихотворение «Степь»:

Как были те выходы в степь хороши!

Безбрежная степь, как марина.

Вздыхает ковыль, шуршат мураши,

И плавает плач комариный.

...Не стог ли в тумане?

Кто поймет! Не наш ли омет?

Доходим. — Он. — Нашли!

Он самый и есть. — Омет.

Туман и степь с четырех сторон»,

... И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья.

В этих строках — ощущение целостности всего сущего, неразрывной связи жизни человечества и природы.

Природа, мир, тайник вселенной.

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою!

Творчество зрелого Пастернака перестает быть необузданным, оно подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконичными и стройными, в них ощущаются сила и яркость. В 50-е годы лейтмотивом нового цикла стихов становятся самоотверженность, самоотдача. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. В стихотворении «Свадьба» он пишет:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.

Эти стихи перекликаются с ранним циклом поэта «На ранних поездах», когда он очутился в вагоне, переполненном «простыми людьми». Свое чувство к народу Пастернак назвал обожанием.

Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

Стиль позднего Пастернака — просветленный. Но просветление не значит успокоение. В нем осталась прежняя ненасытность души, жажда понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Пастернак стремился донести до читателя не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность. Он чувствовал громадную ответственность писателя за точную передачу смысла изображаемой им жизни, заботился о сохранении в сегодняшней действительности извечных моральных ценностей человечества. И если в ранней поэзии и прозе это скорее чувствовалось, чем прочитывалось напрямую, то позже, в последних циклах стихов он добился максимальной отчетливости, проясненности своих принципов. Убеждение в том, что «поэзия сохраняет в себе личность художника в том случае, если он верно определяет и выражает своим творчеством «безвременное значение»», сопровождало Пастернака и в самых ранних произведениях в стихах позднего периода и романа «Доктор Живаго».

Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав “Центрифуги” – футуристической поэтической группировки, которая довольно сдержанно относилась к отрицанию культуры прошлого. Но уже второй сборник “Поверх барьеров” (1916) отразил своеобразие пастернаковского голоса среди молодых авангардистов. Своеобразие это состояло, прежде всего, в философском осознании единства человека и мира, где трудно отделить искусство от жизни, человека от природы. Единство человека и природы в лирике Б. Пастернака проявляется прежде всего в том, как он о них говорит. Речь поэта развертывается одновременно в двух ракурсах: человеческом и природном:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Листвою черною горит.

В этом стихотворении процесс наступления весны как бы накладывается на процесс творчества: воссоздается сам момент рождения стихотворения. И это понятно: весеннее обновление природы является одновременно обновлением души. Очень важно стихотворение “Сестра моя – жизнь…”, давшее название третьей книге поэта. В нем наиболее отчетливо выражено следствие пастернаковского восприятия природы – смещение традиционной иерархии, ощущение равенства всех предметов и существ в ней:

Оно грандиозней Святого писанья

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение является концентрированным выражением мироощущения поэта: равенство человека и жизни, человека и мира, мира и жизни приводит к тому, что природа перестает быть к человеку равнодушной: здесь “солнце, садясь, соболезнует мне”.

Поэтому природа активно вовлекается Б. Пастернаком в человеческую историю. В стихах 1915-1917 годов появляются “бастующие небеса” и кавалерийские следы на льду – в память о 1905 годе, дух “солдатских бунтов и зарниц” проносится по воздуху, тучи уподобляются рекрутам и военнопленным:

Шли пыльным рынком тучи, Как рекруты, за хутор, поутру, Брели не час, не век, Как пленные австрийцы…

Явления природы приобретают признаки из мира общественных бурь и классовых столкновений. Такое проникновение исторической действительности в природное царство было для Б. Пастернака естественным явлением, потому что природу он видел глазами современного горожанина, который берет с собой на прогулку, наряду с житейской повседневностью, еще и свои политические ассоциации, вовлекая луга и рощи в круг событий, среди которых протекает его жизнь.

Стихи Б. Пастернака вобрали в себя не только личные переживания, но и большое психологическое и философское содержание. Им присуще обостренное чувство жизни, они охватывают Вселенную, время, вечность, переживание чуда творчества. Одна из важнейших особенностей поэтического миропонимания Б. Пастернака – принципиальное соположение природы и человека как равноправных участников мироздания.

(No Ratings Yet)

Человек и природа в поэзии Пастернака

Другие сочинения по теме:

  1. Тема поэта и поэзии является одной из основных в творчестве Бориса Пастернака. Для него труд творческой личности носит благородный и...
  2. Эпиграф к сочинению: “Его грудь заполнена природой до краев. Кажется, уже с первым своим дыханием он вдохнул, втянул ее всю...
  3. Николай Винграновский родился в городе Первомайске на Николаевщине в крестьянской семье. С детства ощущается сильная связь с окружающей его красотой...
  4. Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: “Где человек до конца понявший Пастернака?” И сама же пояснила: “Пастернак – это...
  5. Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит...
  6. Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она...
  7. Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу детства поэта. Его отец был...
  8. Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе...
  9. Он начал печататься в 1913 г. в Центрифуге – так называлась ассоциация “умеренных” ученых футуристов. В течение нескольких лет он...
  10. Б. Пастернак – один из самых сложных поэтов рубежа XIX-XX веков. Его произведения отмечены остротой чувства, яркостью образов и метафор,...
  11. Борис Пастернак родился и возрастал в семье, атмосфера которой была наполнена творчеством. Отец – Леонид Пастернак – академик живописи, мать...
  12. Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина. Это Сочинение по одной из наиболее популярных проблем ЕГЭ. Рассматривая взаимоотношения природы и человека,...
  13. Сочинение на тему: “Человек и природа” Человек и природа Современный мир железа и бетона мало чем напоминает существование человека в...

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
Б. Пастернак
В истории русской литературы можно встретить немало писателей и поэтов, которые красиво и вдохновенно писали о мире природы. Но очень немногие могли настолько полно слиться с этим миром, раствориться в нем, как оригинальный и самобытный поэт XX века Борис Пастернак. “Вы – явление природы, – писала ему Марина Цветаева. – Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком”. Подобное сравнение встречается и у других авторов. “Впечатление, что всегда что-то слушает, непрерывность внимания и – вдруг – прорыв в слово – чаще всего довременное какое-то: точно утес заговорил или дуб “, – так говорил о поэте А. Н. Архангельский. И эти сравнения не случайны: Борис Пастернак все время находился в состоянии восторженного, молчаливого наблюдения – за жизнью, за окружающим миром, за миром природы. “Природы вечный соглядатай” – эти слова, сказанные о себе прекрасным поэтом А. А. Фетом, можно смело отнести и к Б. Пастернаку. Лирический живописец постоянно “подглядывает” за природой, как за живым, самостоятельно существующим, развивающимся и чувствующим существом:
Душистою веткою машучи,
Впивая впотьмах это благо,
Бежала на чашечку с чашечки
Грозой обуренная влага.
На чашечку с чашечки скатываясь,
Скользнула по двум, и в обеих
Огромною каплей агатовой
Повисла, сверкает, робеет.
Только приблизившись вплотную, вглядевшись, затаив дыхание, чтобы случайно не спугнуть это чудо, можно увидеть волшебное движение капель дождя по чашечкам цветка. Автор растворяется в природе полностью, сливается с ней, совпадает во всех чувствах и движениях души. Поверхностный, беглый взгляд никогда не способен уловить тончайшие оттенки переливающегося знойного воздуха в хвойном лесу:
Текли тучи. Текли жуки с отливом,
Стекло стрекоз сновало по щекам.
Бога полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика.
Пастернак испытывал искренний, неподдельный восторг перед миром природы. И этот восторг, все состояние своей души поэт стремился подарить нам, его читателям. “Во всем мне хочется дойти до самой сути”, – говорил он. И наиболее ярко это стремление отразилось в стихах о природе. В постоянном внимании поэта к необъятным земным просторам, к вечно сменяющим друг друга временам года, к восходам и закатам солнца скрыта главная тема его поэтического творчества. Ему, как никому другому, удалось проникнуть в самую глубину жизни окружающего мира, понять взаимосвязь всех предметов и явлений в нем. В природе, как ни в чем другом, отражаются все явления этого мира, все переживания человеческой души:
Земля и небо, лес и поле
Ловили этот редкий звук,
Размеренные эти доли
Безумья, боли, счастья, мук.
У Пастернака даже человек отсутствует как самостоятельный герой – он слит, растворен в природе, его почти не видно. А природа живет, дышит, мыслит, чувствует. Гроза угрожает, как злая женщина; снег идет в ногу со временем “стопами темными”; слышится “ручейков бессонных болтовня”; дождик ходит по просеке “как землемер и метчик”, или “скорей забывчивый, чем робкий”, топчется у порога, или как чудесный поэт, пишет стихи, “пуская в рифму пузыри”, волны-мысли набегают в ровном ритме. Ни у кого другого природа не выступает настолько одушевленной, как у Пастернака. В его пейзажах чувствуется живая душа – то игривая и озорная, то суматошная и порывистая.
Пейзажная лирика поэта во многом носит философский характер. Образы природы то выступают объектами реальной действительности, то олицетворяют человеческие переживания, то призваны создать определенное настроение, то выступают в роли каких-либо символов. Даже смысл самого своего призвания – смысл поэзии Пастернак передает с помощью образов природы:
Это – круто налившийся свист.
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.
Поэт смотрит на мир совершенно по-новому и как бы впервые. Потому его образы такие волшебные, такие непривычные, но почему-то все же понятные и близкие любому, кто сможет проникнуться чувствами автора, взглянуть на природу его глазами. Это даже не образы, это некое эмоциональное состояние самого человека – слезы счастья, упоение, восторг:
Ты в ветре, веткой пробующем,
Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком
Сиреневая ветвь!
У капель – тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.
В стихах Бориса Пастернака сама природа радуется, словно удивляясь собственному существованию. И тому же, что и природа, раду-етсячеловек. Он словно подражает ей, заражается ее эмоциональным состоянием. Такая взаимосвязь укрепляется еще и тем, что природа часто становится неким зеркалом, в котором отражается душа человека. И чтобы это отражение было приятным и гармоничным, человек должен жить, беря пример с мира природы, который, подобно храму, открыт всем желающим, всем способным в него войти.
Как будто внутренность собора –
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Но не каждый человек обладает такой способностью, ведь
Сколько надо отваги,
Чтоб играть на века.
Как играют овраги,
Как играет река.
Да, в стихах Бориса Пастернака природа предстает храмом, идеалом, частью вселенской жизни, частью человеческой души, отражением любых эмоций и любых явлений. Она – зеркало, она – путеводная звезда, она – источник радости и надежды. Но она еще и мудрый целитель, способный излечить от любых болезней и человека, и общество, и весь окружающий мир. Снег может “выводить” боль, “как пятна с башмаков”, пыль глотает “дождь в пилюлях”. У поэта степные травы играют роль “сонных лекарств”, “туман снотворен, ковыль как мед”, а после дождя в воздухе пахнет “выпиской из тысячи больниц”.
Великий мастер художественного слова Борис Пастернак сумел увидеть, услышать, почувствовать, понять мир природы в его мельчайших деталях, во всех его изменчивых состояниях и проявлениях – так, как не сумел, наверное, никто до него.
Читая стихотворения Пастернака, мы погружаемся в этот волшебный мир всем своим существом, начинаем жить его жизнью, дышать его дыханием, чувствовать то, что чувствует окружающая нас природа. Мы словно попадаем в сказку. И эта сказка всегда со счастливым концом. Задумываясь над смыслом собственной жизни или вообще вселенского бытия, мы все чаще и чаще видим перед собой пейзажи Пастернака, слышим эхо его строк:
Пусть ветер, рябину занянчив.
Пугает ее перед сном,
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака

Пастернак – это не только фамилия интереснейшего поэта начала 20-го века, но и название травы, которая растет не только в России, но и во всем мире. Может быть, именно поэтому мир природы в стихотворениях этого поэта так завораживает и удивляет. Может быть, поэт чувствовал, что это совпадение названий – человек и трава – не случайно? Сказать наверняка, было так или нет, нельзя, но предположение кажется интересным. Во всяком случае, природа в описании Пастернака практически неотделима от человека – в ней все дышит, думает, любит и гневается, в общем, живет по понятным нам законам. Природа в творчестве поэта – не фон, но действующее лицо, персонаж вполне одухотворенный.

Да, очень интересна роль природы в творчестве Пастернака. Вот, например, в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия:

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке…

Как и в поэзии, природа существует у Пастернака и в музыке:

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Упоминание музыканта Шопена неслучайно, так как сам Пастернак очень серьезно и профессионально занимался музыкой. Он знал все тонкости музыкального искусства.

Также мне нравится и другое стихотворение поэта – «Марбург». В нем природа действительно представляет собой живого человека, который ведет с лирическим героем безмолвную беседу.

Стихотворение начинается с того, что герой делает предложение любимой, но получает отказ. Пристыженный, непомнящий себя, он выходит на улицу. И здесь его встречает мир, который, по мнению юноши, все знает:

… и улицы лоб

Был смугл, и на небо глядел исподлобья

Булыжник, и ветер, как лодочник, греб

По липам. И все это были подобья.

Такого отношения к природе вы не найдете ни у одного поэта! Как ловко Пастернак очеловечивает окружающий мир, призывая его в свидетели своей жизни, делая его соучастником.

Природа в стихах поэта не является отражением внутренних состояний человека. Она, как мудрый старик, живет своей жизнью, лишь наблюдая за тем, как в постоянной суете копошатся люди. И Пастернак одушевляет не только птиц, деревья, грозы и булыжники, но и крыши, улицы городов. Все вокруг лирического героя дышит жизнью. И это как нельзя хорошо показывает стихотворение «Марбург».

Очень часто поэт для характеристики природы использует прием сравнения, но иногда он обращается и к классическому приему одушевления, как, например, в следующих строках:

Ведь ночи играть садятся в шахматы

Со мною на лунном паркетном полу…

И тополь – король. Я играю с бессонницей.

И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.

Природы становится для Пастернака высшим мерилом красоты, и если любимая женщина сравнивается с явлениями природы, то значит она – само совершенство. Так, в стихотворении «Никого не будет в доме…» наряд героини описывается следующим образом: «В чем-то впрямь из тех материй Из которых хлопья шьют». Или в другом, не менее известном «Любить иных тяжелый крест…», любимая сравнивается с весной: «Ты из семьи таких основ Твой смысл, как воздух, бескорыстен». Но особенно замечателен образ женщины в стихотворении «Свидание». Он как бы переплетен с природой тончайшими нитями, и нет уже шва, нельзя разделить это целое гармоничное создание:

Деревья и ограды

Уходят вдаль, во мглу.

Одна средь снегопада

Стоишь ты на углу.

Снег на ресницах влажен,

В твоих глазах тоска,

И весь твой облик слажен

Из одного куска…

Мир природы в лирике Пастернака – высший мир. Он соединяется с вселенной, с Космосом, способствует рождению Поэзии, Любви, Добра, Гармонии.