Действующие лица троянской войны. Троянская война кратко

Троянская война является важной вехой в греческой мифологии. Парис, сын короля Трои, приглашается на обсуждение красоты трех богинь Олимпа. Взамен на его вердикт, ему обещана самая красивая женщина в мире. Поскольку Елена к тому времени была уже замужем за королем Спарты, Парис похищает ее в Трое.

Похищение Елены Прекрасной порождает десятилетнюю Троянскую войну между греками и троянцами. В конце концов, она разрешается не сражением, а уловкой Одиссея: спрятанные в деревянной лошади («Троянский конь») греческие воины попадают в вражеский город и ночью открывают ворота товарищам. Таким образом, Троя была взята и уничтожена.

Троянская война является центральным событием греческой мифологии.

Божественный спор и похищение Елены Прекрасной

Поводом для Троянской войны было похищение Елены Прекрасной сыном короля Трои Парисом.

На свадьбу Пелея и Фетиды были приглашены все греческие боги и богини, кроме Эриды, богини раздора. В отместку она приходит незваной и развязывает спор: в середине праздника в центр божественного общества она бросает золотое яблоко, на котором написано «Самой красивой» (отсюда происходит «Яблоко раздора»). Возникает ожесточенный спор о том, кто самая красивая среди богинь на Олимпе — Гера, жена Зевса, богиня мудрости или Афродита, богиня любви.

Зевс хочет закончить спор. Поэтому он дает право на суждение Парису, сыну троянского царя Приама, кому должно принадлежать яблоко (это решение — так называемое «Суд Париса»). Парис награждает яблоком богиню Афродиту, поскольку он считает её самой красивой женщиной в мире. Однако, Парис влюбляется в Елену, которая уже замужем за Менелаем, королем Спарты, и хочет выкупить титул красавицы у Афродиты. Это не удаётся ему и поэтому Парис похищает Елену Прекрасную (Троянскую).

Менелай требует возвращения жены, но спартанцы отказываются возвращать Елену. Тогда могущественный брат Менелая Агамемнон, который был царем Микен, объединяет греческую армию и возглавляет высшее командование. На греческой стороне было много храбрых героев, из которых наиболее важную роль сыграли Одиссей, царь Итаки и Ахиллес, сын Пелея и Фетиды.

На троянской стороне выступали, прежде всего, Гектор, сын царя Приама, и Эней, сын Афродиты. Греческие боги также принимают стороны: и Афина поддерживают греков, Афродита и Аполлон помогают троянцам.

Гнев Ахиллеса

Троя осаждается десять лет, но греки не могут захватить город. На десятом году в греческой армии происходит раскол: Ахиллес был лишен Агамемноном его возлюбленной рабыни Брисеиды. Из гнева Ахиллес уходит. Но когда его лучший друг Патрокл был убит Гектором, Ахиллес хочет отомстить, и возвращается в борьбу с Троей. Он был неуязвим, погрузившисьв младенчестве в воды Стикса — только пятка, за которую его удерживала мать, оставалась уязвимой (отсюда уязвимая точка или слабая точка человека называется «ахиллесовой пятой»).

Ахиллес победил и убил Гектора и потащил его вокруг гробницы Патрокла. Царь Приам выпрашивает тело своего сына у Ахиллесса, и похоронная процессия уходит. Сам Ахиллес был убит Парисом, чья стрела управлялась Аполлоном и попала в ахиллесову пяту.

Окончание войны и завоевание Трои, произошло благодаря уловке Одиссея: по его совету греки строят деревянного коня («Троянский конь»), в чьем животе прячутся самые смелые герои. Конь был оставлен у ворот города Трои, греческие корабли отступили.

Троянцы верят, что греки отказались от осады и оставили коня в качестве подарка троянцам. Несмотря на предупреждения Лаокоона об опасности, они затаскивают коня в город, чтобы посвятить его богине Афине. Ночью греческие бойцы тайно выходят из деревянного коня, призывают корабли огненными факелами и открывают ворота греческим воинам. Таким образом, Троя была окончательно завоевана и уничтожена.

Побег Энея из Трои

Троянский царь Приам, его семья и его воины были убиты или захвачены. Но Эней убегает из горящего города, спасая не только своего отца Анхиза, которого он выносит на своих плечах, но и его сына Аскания. После долгих скитаний он прибывает в Италию, где его потомки основали Рим. Таким образом, Троя связана с мифами, окружающими основание Рима.

Мифологические источники

Гомер, в 8 веке до нашей эры В «Илиаде» описывает только решающую заключительную фазу десятилетней войны, начиная с эпизода «гнев Ахиллеса» вплоть до смерти и захоронения Гектора. Предыстория и сама Троянская война (божественный спор и похищение Елены) довольно ярко вплетены в повествование. Точно так же конец войны, завоевание и разрушение Трои также косвенно описаны в «Одиссее».

Историчность троянской войны

Были написаны задолго до Гомера и передавались устно из поколения в поколение, пока Гомер не изложил их в письменной форме. Миф отражает традиционную поэзию и легенду, исторически недоказанное прошлое. Вопрос об историчности Троянской войны остается спорным. Хотя события войны не подтверждены археологическими выводами, многие ученые считают, что миф основан на реальных событиях в период микенской колонизации в Малой Азии (в XIII веке до нашей эры).

Гибель первого грека. Плавание было спокойным: все время дул попутный ветер, быстро рассекали морские волны корабли. Вот показались вдалеке берега Азии, где была расположена Троя. Но дошли слухи о походе до троянцев, и были они готовы встретить пришельцев с оружием в руках. Грозное войско выстроилось на берегу. Плотными рядами, плечом к плечу стояли троянцы, сомкнув щиты; блестели на солнце смертоносные острия их копий. Командовал войском Гектор, сын троянского царя Приама; пятьдесят сыновей и дочерей было у царя. Всех сыновей превосходил силой и мужеством благородный Гектор.

Знали греки предсказание: погибнет тот, кто первым коснется ногой троянской земли. Столпились они у бортов кораблей, но не решались их покинуть. Тогда Одиссей взял свой щит, бросил его на берег и спрыгнул с корабля, но встал он двумя ногами на щит. Следом за ним бросился вперед юный герой Протесилай, жаждавший славных подвигов: не заметил он хитрости Одиссея; устремились на берег и другие греки.

Кровавая битва разгорелась на берегу, но не увидел ее Протесилай — поразил его своим тяжелым копьем Гектор, и отлетела в Аид тень первого героя, обагрившего своей кровью троянскую землю. А скольким еще воинам не суждено было вернуться домой из-под Трои!

Первый бой. Но сам бой был для греков удачным: бежали троянцы под защиту крепких городских стен, а греки вытащили на берег корабли и построили под стенами города военный лагерь. Защитили они его со стороны Трои высоким валом и глубоким рвом; на двух противоположных концах лагеря разбили свои шатры могучие Ахиллес и Аякс Теламонид, — на случай неожиданного нападения троянцев. В центре возвышался шатер Агамемнона, а рядом — площадь для народных собраний. Все огромное войско собиралось там для решения общих дел.

Кассандра и ее страшные предсказания. Так началась знаменитая Троянская война. Жестокие бои шли под стенами Трои; трижды пытались греки штурмом взять священный город — и всякий раз отражали троянцы их натиск. Пытались греки мирно уговорить троянцев вернуть прекрасную Елену, но отказались троянцы, несмотря на слова вещей Кассандры. Была Кассандра дочерью царя Приама и отличалась редкой красотой, такой, что полюбил ее сам Аполлон. Отвергла гордая девушка любовь бессмертного бога, и страшно наказал он Кассандру за это. Стала Кассандра предсказательницей: ясно видела она будущее, судьбы людей и героев, опасности, которые их подстерегают, но никто и никогда не верил ее предсказаниям, все считали ее сумасшедшей. Как только впервые увидела Кассандра Елену, поняла она, что не на радость привез брат в Трою красавицу-жену; с тех пор неустанно уговаривала она троянцев вернуть Елену мужу и тем положить конец губительной войне, но слышала в ответ лишь смех.

Хрисеида. Прошло в сражениях девять лет; наступил десятый год осады Трои. Много окрестных городов разорили за это время ахейцы, много захватили богатств и рабов. Во время одного из походов увели они в рабство Хрисеиду, дочь жреца Хриса. Досталась она Агамемнону. Когда Хрис пришел в ахейский лагерь, принеся богатый выкуп за дочь, с позором его прогнал оттуда возгордившийся своим величием царь. Взмолился тогда Хрис Аполлону: “О, сребролукий бог! Если угодил я тебе моим служением, отомсти жестокому Агамемнону!”

Аполлон насылает чуму. Услышал Аполлон жалобу Хриса и быстро помчался с Олимпа в греческий лагерь; грозно гремели в его колчане золотые стрелы, мрачнее ночи было лицо. И вот уже полетели смертоносные стрелы в ахейцев; невидимы они были, но вызывали страшную болезнь — чуму. Стали умирать греки один за другим, запылали погребальные костры по всему лагерю. Казалось, настал для греков час гибели.

Ссора Агамемнона и Ахиллеса. Девять дней свирепствовал мор, а на десятый день собрал Ахиллес греков на собрание, чтобы решить, как умилостивить богов. Открыли прорицатели, за что гневается стреловержец Аполлон, но не образумило это Агамемнона. Не хотел он отдавать Хрисеиду, даже если погибнет все войско. Когда же увидел царь, что все ахейцы настроены против него и придется уступить, страшный гнев охватил Агамемнона и обрушил царь его на Ахиллеса: “Ты затеваешь у нас все распри! — воскликнул он. — От тебя все зло! Хорошо, я верну Хрисеиду отцу, но чтобы ты не осмеливался равняться со мной и понял, сколь велика у меня власть, отниму я у тебя твою пленницу Брисеиду!”

Обида Ахиллеса. Все сделал Агамемнон так, как говорил на собрании. Принял он от Хриса богатый выкуп и вернул жрецу дочь; а Хрис принес жертвы Аполлону, и прекратился косивший греков мор. Но и своей угрозы Ахиллесу не забыл Агамемнон, отправил он к Ахиллесу посланцев, и забрали те у него Брисеиду. Опечаленный вышел на берег моря Ахиллес и громко стал взывать: “О, моя мать! Родила ты меня, обреченным на самую краткую жизнь среди ахейцев, но зачем же и славы лишает меня громовержец Зевс? Зачем он допускает, чтобы бесчестил меня Агамемнон?” Услышала Фетида жалобы сына, вышла к нему из пенящихся морских волн, и все рассказал ей Ахиллес о своей обиде. Поклялась Фетида: покается Агамемнон, да будет поздно.

Обещание Зевса. Дождалась она, когда Зевс остался один, припала к его ногам и умоляла отомстить за Ахиллеса. Знал Зевс, что не по душе будет его поступок Гере, помогавшей грекам, но не раз выручала его Фетида в самые трудные моменты. Пообещал громовержец, что выполнит просьбу.

Ничего не ведая, крепко спал горделивый Агамемнон. Явился ему во сне мудрый старец Нестор, которого очень чтил Агамемнон, и сказал: “Пробудись от сна, повелитель мужей! Строй скорее свои войска, сегодня вы овладеете великой Троей; Гера уговорила всех богов отвернуться от Трои: носится гибель над этим городом”.

Агамемнон верит сну. Обрадовался Агамемнон знамению, не догадывался он, что обрушатся страшные бедствия на его войско. Принес жертву тучегонителю Зевсу и вывел в поле своих воинов. Застонала под топотом воинов и коней земля. Невидимая носилась среди них Афина Паллада, вдохновляя героев на бой и внушая им непоколебимое мужество. Грозно возвышались впереди воинов вожди. Ряд за рядом шли войска к стенам Трои.

Навстречу им из ворот Трои вышли дружины троянцев и их союзников, с громкими криками двинулись они навстречу приближавшимся в грозном молчании ахейцам. Не сразу начали войска бой, сначала сразились между собой Менелай и Парис. Наблюдали за их поединком войска, смотрели со стен троянские старцы, женщины и дети, даже сама Елена пришла туда, и, видя ее, так говорили друг другу старейшие троянцы: “Нет, невозможно осуждать ни греков, ни троянцев, что они ведут кровопролитную борьбу за такую прекрасную женщину! Воистину равна она красотой бессмертным богам!”

Битва. Подвиги Диомеда. Победил бы грек Менелай в поединке Париса, по обычаю закончилась бы война. Но не так решили бессмертные боги. Уже занес он копье, чтобы поразить поверженного на землю троянского царевича, но окутала Париса темным облаком Афродита и унесла в город.

Началась жестокая битва между троянцами и греками. Сами боги вели в бой противников: греков возглавляла Афина Паллада, троянцев — неукротимый Арес. Смешались победные крики и стоны умирающих. Плохо было грекам без Ахиллеса, поняла это Афина и дала несокрушимую силу славному герою Диомеду. Словно смерч, носился он по полю, сокрушая всех на своем пути. Сделала Афина так, что мог он воочию видеть даже бессмертных богов, и сказала: “Если заметишь на поле Афродиту, смело бросайся вперед и рази ее острым копьем. Но с другими богами в бой не вступай”. Многих троянцев сокрушил Диомед; сразился он и с Энеем, сыном Афродиты. Ранил его Диомед, но прикрыла Афродита сына плащом и хотела унести с поля битвы. Бросился на нее Диомед и ранил копьем руку. С громким плачем возвращалась богиня на Олимп, но насмешками встретили ее там Афина и Гера, а Зевс сказал: “Милая дочь! Не твое дело шумные битвы. Ведай ты браком и любовью, а битвы оставь другим богам!”

А на земле тем временем все ожесточеннее становилось сражение. Воодушевил бог Арес троянца Гектора на славные подвиги: гибли греки, сраженные рукой этого героя и бессмертного бога. Жалко стало Афине и Гере гибнущих ахейцев, попросили они у Зевса позволения укротить свирепого Ареса. Направилась Афина к Диомеду и сказала ему: “Не бойся теперь ни Ареса, ни других богов! Я сама буду твоей помощницей”. Села она на место возничего и погнала колесницу туда, где свирепствовал Арес; удесятерила она силы Диомеда, поразил он Ареса копьем. Страшно закричал раненый бог, будто десять тысяч воинов вскрикнули разом, окутанный черной тучей вознесся он на Олимп и не смог больше помогать троянцам. Снова стали греки теснить их; тогда отправился Гектор в Трою, чтобы дарами и жертвами умилостивить богиню Афину.

Самой известной войной наполненной различными мифами и легендами, является Троянская война. Это событие имеет две пересказанные истории, первая, пожалуй, является более правдоподобной исторической информацией, а вторая скорее похожа на миф, наполненный романтизмом и героизмом.

И так, первая история гласит, что троянская война происходила в промежуток между 1240 и 1230 годах до нашей эры. Причиной развязывания такого продолжительного конфликта послужило то, что, Троя препятствовала прохождению торговых кораблей и взимала значительные налоги. Такое положение не устраивало греков, и они решили объединить усилия и оказать сопротивления Трои. Однако, Троянцы оказывали очень хорошее сопротивление и прочно удерживали свои границы.

Греки терпели поражения как в количестве воинов, так и в количестве сажённых троянцами кораблей. Также греки потеряли в сражениях своего главного героя Ахилла. Эти события очень вымотали их и тогда прибегнув к изощрённой хитрости, греками было придумано построить деревянного коня. Этот конь должен был выступить в качестве дара богов для троянцев.

И когда конь оказался внутри города, под покровом ночи из него выбрались самые лучшие греческие воины. Они открыли ворота и впустили армию, которая и одержала победу над потерявшими бдительность троянцами. Город был сожжен, люди были убиты, а некоторые взяты в плен.

По другой легенде, причиной конфликта послужила украденная Парисом жена царя Спарты Елена. Мифы также гласят, что Парис взял не только прекрасную царицу, но и ухватил некоторые ценные вещи царя. Это и стало причиной развязывания войны. Все греки объединили свои усилия, так как существовал такой контракт, который гласил, что все претенденты на руку Елены должны были защищать её и её мужа.

Сообщение Троянская война (вариант 2 доклада)

Троянская война – одно из наиболее легендарных событий, произошедших в 13-12 веках до нашей эры.

Сражения противоборствующих сторон происходили на полуострове Троада (ныне Бига). Все они нашли свое отражение в двух известных поэмах «Илиаде» и «Одиссее», и благодаря этому о Троянской войне имеет возможность узнать нынешнее поколение. Эпосы в словесной форме передавались из поколения в поколение, пока их не записал Гомер.

Сказать однозначно, являются ли события, описанные в источнике, достоверными, не представляется возможным. По мнению филологов, изучавших послание, прошедшее сквозь века, трактовали события, как длительный морской поход по морю, предводителями в котором были пелопонесские цари. При этом историки утверждают, что Троянская война была. Говорят они и о том, что противостояние длилось не меньше десяти лет. За это время сменилось много главнокомандующих и полегло бесчисленное количество доблестных воинов.

Итогом троянской войны стало падение Трои, которое произошло одним из самых интересных способов, получивших в дальнейшем нарицательное значение.

Причины начала противостояния

Основными причинами, побудившими начать противостояние сторон, являлось похищение Парисом (сыну троянского царя Приама) самой красивой женщины Древней Греции – Елены Прекрасной. На тот момент виновница сражений была супругой короля Спарты, но это не остановило вора. Причиной тому была любовь, которую питал вор к Елене.

Но это мифическое начало ученые не принимают, и говорят о том, что началом войны стали непомерные налоги, собираемые с торговцев, корабли которых проходили мимо Трои.

События Троянской войны

Первый этап войны ознаменовался позорным поражением, так как воины ошиблись местом и разрушили владения дружественного им правителя Телефа. Осознав свою ошибку, греки в количестве 100 тысяч человек, уместившихся на 1186 кораблях, отправились к берегам Трои.

Было много поражений и побед. Командиры конфликтовали между собой за первенство и регалии, а войска под их руководством грабили города. Наиболее известным и беспощадным полководцем был Ахилл.

Такая война длилась долгих девять лет. Переломным моментом стал бой между Парисом и Менелаем, в котором последний одержал победу. Итогом войны должно было стать освобождение Елены Прекрасной и выплата дани за разбой. Только в планы греков такой поворот событий не входил. Они жаждали продолжения войны и стремились разбить Трою.

Именно поэтому придумали способ проникнуть в город: самые сильные воины спрятались внутрь деревянного сооружения в форме коня. Любопытные жители приняли его за дар богов и собственноручно завели в город через главные ворота. Дождавшись ночи, греческие войска сожгли Трою дотла.

Вариант 3

Троянская война, несомненно, одно из самых масштабных событий Древнего мира, но в то же время самое загадочное, окутанное множеством мифов и легенд, воспетая великим Гомером в бессмертных поэмах «Илиада» и «Одиссея».

По приблизительным подсчетам историков данное событие длилось 10 лет с 1240 по 1230 года до н.э.

Причиной военного конфликта послужило вмешательство Трои в торговые отношения между греками и другими государствами. Троя облагала высокими налогами торговые суда, задерживала их, а те, кто выказывал недовольство или сопротивление, отправлялись на морское дно. В те времена Троя была сильным и прочно стоящим на ногах государством, ее непреступные стены выдерживали все нападки недовольных и оставались как всегда непреступными.

Согласно древнегреческим мифам, поводом к войне послужило похищение спартанской царицы – восхитительной красавицы Елены. Ее похитителем стал сын троянского царя Приама – молодой красавец Парис.

Спартанцы и остальные греки, связанные клятвой защищать царицу Спарты, объединились в 100 тысячное войско с долее 1000 кораблей и отправились войной к стенам Трои.

Долгие годы длилась осада непреступных и непреклонных троянских стен. Троя прочно стояла на своих позициях, в то время как греки несли колоссальные человеческие потери, как бумажные кораблики шел на дно их флот.

Измотанные долгими годами мелких побед и бесчисленных поражений, греки понимали, что сломить Трою можно только изнутри. Но поскольку силой взять город никак не удавалось, попасть в город можно только при помощи хитрости.

Такой хитростью стал знаменитый троянский конь – деревянное сооружение в форме животного, внутри которого спрятались самые смелые, сильные и могучие греческие воины.

Троянцы, однажды утром обнаружившие у своих ворот огромного коня, приняли его за дар богам и, возомнив себя великими победителями, занесли его как трофей за непреступные стены.

Дав волю гордыне, троянцы устроили большой пир, и когда их бдительность полностью утонула в бокалах с вином, греки нанесли смертоносный удар, в результате которого Троя пала на веки.

Эта война унесла много жизней, разрушила целое государство, но в то же время на тысячелетия прославила великих и могущественных воинов, сделав их бессмертными героями.

Американский писатель, завоевавший своим неповторимым ироничным творчеством миллионы детских, взрослых сердец – это Марк Твен (Сэмюэл Клеменс). Он был не просто писателем, а также журналистом, общественным деятелем.

  • Золотые горы Алтая - сообщение доклад

    Золотые Горы - природный комплекс, который разделяет Азию и Сибирь. Главными Природными достопримечательностями этой земли принято считать Чистые озера, Склоны усеянные деревьями, прекрасные водопады

  • Новый год - сообщение доклад

    Мало найдется людей, кто не любит Новый год. Не только дети, но и взрослые ждут чудес именно в эту ночь. Сбудутся ли желания и мечты это уже не важно, главное надежда, которая вселяет силы, и возможности идти дальше.

  • Троя (тур. Truva), второе название - Илион, древний город на северо-западе Малой Азии, у побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам, обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г.Шлиманом холма Гиссарлык. Особую известность город приобрел, благодаря мифам о Троянской войне и событиям, описанным в поэме Гомера "Илиада", согласно которым 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен против Трои закончилась падением города - крепости. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.

    Троя - мифический город. В течение многих веков реальность существования Трои ставилась под сомнение - она существовала, как город из легенды. Но всегда находились люди, ищущие в событиях "Илиады" отражение реальной истории. Однако серьезные попытки поиска древнего города были предприняты лишь в XIX веке. В 1870 году Генрих Шлиман во время раскопок горного селения Гиссрлык на турецком побережье, наткнулся на руины древнего города. Продолжив раскопки на глубину 15 метров, он раскопал сокровища, относившиеся к древней и высокоразвитой цивилизации. Это и были руины знаменитой гомеровской Трои. Стоит отметить, что Шлиман раскопал город, который был построен раньше (за 1000 лет до троянской войны), дальнейшие исследования показали, что он просто прошел Трою насквозь, так как она был воздвигнута на руинах найденного им древнего города.

    Троя и Атлантида - одно и то же. В 1992 году Эберхардом Цангером было выдвинуто предположение, что Троя и Атлантида - это один и тот же город. Он строил теорию на сходстве описания городов в древних легендах. Однако распространения и научной основы у этого предположения не было. Широкой поддержки данная гипотеза не получила.

    Троянская война разгорелась из-за женщины. Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из за того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению некоторых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы.

    Троя продержалась 10 лет благодаря помощи из вне. Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.

    Троянский конь существовал на самом деле. Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев.

    Троянский конь попал в город благодаря хитрой уловке греков. По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город. Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие. За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены.

    Троянский конь стал причиной падения Трои. По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.

    Генрих Шлиман, нашедший Трою и скопивший за жизнь огромное состояние, родился в бедной семье. Он родился в 1822 году в семье сельского пастора. Его родина - небольшая немецкая деревушка возле польской границы. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец был суровым, непредсказуемым и эгоцентричным человеком, очень любившим женщин (за что и лишился должности). В 14 лет Генриха разлучили с его первой любовью - девочкой Минной. Когда Генриху было 25 лет и он уже становился знаменитым бизнесменом, он, наконец, в письме попросил руки Минны у ее отца. В ответе было сказано, что Минна вышла замуж за фермера. Это сообщение окончательно разбило его сердце. Страсть к Древней Греции появилась в душе мальчика благодаря отцу, который читал "Илиаду" детям по вечерам, а после подарил сыну книгу по мировой истории с иллюстрациями. В 1840 году, после долгой и изнурительной работы в бакалейной лавке едва не стоившей ему жизни, Генрих садится на корабль отправляющийся в Венесуэлу. 12 декабря 1841 года корабль попал в шторм и Шлиман был выброшен в ледяное море, от гибели его спас бочонок, за который он держался до тех пор, пока его не спасли. За свою жизнь он выучил 17 языков и сколотил крупное состояние. Однако пиком его карьеры были раскопки великой Трои.

    Раскопки Трои Генрих Шлиман предпринял из-за неустроенности в личной жизни. Это не исключено. В 1852 году Генрих Шлиман, имевший много дел в Санкт-Петербурге женился на Екатерине Лыжиной. Этот брак длился 17 лет и оказался для него абсолютно пусты. Будучи человеком страстным по натуре, он взял в жены здравомыслящую женщину, которая была к нему холодна. В результате, он чуть ни оказался на грани безумия. Несчастливая пара имела троих детей, но Шлиману это не принесло счастья. От отчаяния он сколотил еще одно состояние, продавая краску индиго. Кроме того, он вплотную занялся греческим языком. В нем появлялась неумолимая тяга к путешествиям. В 1868 году он решил поехать на Итаку и организовать свою первую экспедицию. Далее он отправился в сторону Константинополя, в те места, где по "Илиаде" находилась Троя и начал раскопки на холме Гиссарлык. Это был его первый шаг на пути в великую Трою.

    Украшения Елены троянской Шлиман примерял своей второй жене. Со второй женой Генриха познакомил его старый друг, это была 17-летняя гречанка София Энгастроменос. По некоторым источникам, когда в 1873 году Шлиман нашел знаменитые сокровища Трои (10000 золотых предметов), он перенес их наверх с помощью своей второй жены, которую безмерно любил. Среди них были две роскошные диадемы. Надев одну из них на голову Софии, Генрих произнес: "Драгоценность, которую носила Елена Троянская, теперь украшает мою жену". На одной из фотографий она действительно изображена в великолепных украшениях древности.

    Троянские сокровища были утеряны. В этом есть доля правды. Шлиманы передали 12000 предметов в Берлинский музей. Во время Второй мировой войны, этот бесценный клад был перенесен в бункер из которого исчез в 1945 году. Часть сокровищницы неожиданно объявилась в 1993 году в Москве. До сих пор нет ответа на вопрос: "Действительно ли это было золото Трои?".

    При раскопках на Гиссарлыке было обнаружено несколько слоев-городов различных времен. Архиологи определили 9 слоев, которые относятся к различным годам. Их все называют Троей. От Трои I сохранилось лишь две башни. Трою II исследовал Шлиман, считая ее истинной Троей царя Приама. Троя VI была высшей точкой развития города, ее жители выгодно торговали с греками, однако этот город, похоже, был сильно разрушен землетрясением. Современные ученые считают, что найденная Троя VII и есть истинный город Гомеровской "Илиады". По утверждению историков, город пал в 1184 г. до н.э., будучи сожженным греками. Троя VIII восстановлена греческими колонистами, они же поставили здесь храм Афины. Троя IX принадлежит уже Римской империи. Хочется отметить, что раскопки показали, что Гомеровские описания очень точно описывают город.

    Согласно древнегреческому эпосу, на свадьбу героя Пелея и нереиды Фетиды, ещё не родившемуся сыну которой Фемида предрекла, что он превзойдёт своего отца, явились все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды; не получив приглашения, последняя подбросила среди пирующих золотое яблоко Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», за это звание последовал спор между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение какой-то из них, потому что самой прекрасной считал Афродиту, но Гера приходилась ему супругой, а Афина - дочерью. Тогда он отдал суд Парису.

    Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги царя Менелая Елены. Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом. Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея. Афродита влюбила Елену в Париса, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену. По пути они посетили Сидон.

    Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев.

    В результате, когда началась Троянская война, троянцев поддерживала Афродита, их противников, прибывших возвращать Елену законному мужу - Гера и Афина. И вообще, все боги разделились на 2 лагеря. Так что неприятности из-за Пандоры все-таки случились...

    Задание 1. Часть 2. Фразеологизмы

    1. Авгиевы конюшни – отсылка к шестому подвигу Геракла. Очистка скотного двора Авгия за один день стала одним из подвигов Геракла - Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Выражение «авгиевы конюшни» стало крылатым и означает «сильный беспорядок, запущенность в делах».

    2. Дойти до геркулесовых столпов – греческие мифы, позднее заимствованные римлянами, повествуют о 12 подвигах Геракла, одним из которых было похищение коров великана Гериона. В ходе своего путешествия на запад Геракл отметил самую дальнюю точку своего маршрута. Эта точка и служила границей для мореплавателей в античную эпоху, поэтому в переносном смысле «геркулесовы столбы» - это край света, предел мира и выражение «дойти до геркулесовых столбов» означает «дойти до предела».



    3. Гомерический хохот – неудержимый, громкий хохот. Часто используется для обозначения смеха над чем-нибудь крайне несуразным или глупым. Возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эпитет «гомерический» употребляется также в значении: обильный, огромный.

    4. Дары данайцев – символ коварства, обмана, хитрости, лицемерия и лести. Отсылка к троянскому коню.

    5. Двуликий Янус – символ двуличия, лицемерия и лжи. Янус - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами – как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

    6. Колесо Фортуны – случай, слепое счастье. Фортуна – в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе и держащей в одной руке руль, а в другой – рог изобилия. Руль указывал на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия – на благополучие, изобилие, которое она может подарить, а шар или колесо подчеркивали ее постоянную изменчивость.

    7. Кануть в Лету – исчезнуть из памяти, забыть. Лета – это название мифической реки забвения у древних греков.

    8. Клятва Гиппократа – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род.

    9. Нить Ариадны – путеводная нить, средство выйти из затруднения. Этот известный фразеологизм пришел к нам из древнегреческого мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, тот сумел выбраться из знаменитого лабиринта, в котором обитал Минотавр после победы над этим чудовищем.

    10. Прокрустово ложе – желание подогнать что-либо под жёсткие рамки или искусственную мерку, иногда, жертвуя ради этого что-нибудь существенное.Прокруст - персонаж мифов Древней Греции, разбойник, подстерегавший путников на дороге между Мегарой и Афинами. Он обманом заманивал в свой дом путников. Потом он укладывал их на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, обрубал ноги, а кому было велико, вытягивал ноги - по длине этого ложа. Пришлось на это ложе лечь и самому Прокрусту: герой древнегреческих мифов Тесей, победив Прокруста, поступил с ним так же, как тот поступал со своими пленниками. Впервые рассказ о Прокрусте встречается у древнегреческого историка Диодора Сицилийского.

    11. Ски́лла и Хари́бда - морские чудища из древнегреческой мифологии. Харибда в древнегреческом эпосе - олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины. В Одиссее Харибда изображается как морское божество, обитающее в проливе под скалой в расстоянии полёта стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Сциллы.

    12. Сизифов труд – бесконечный и бесплодный труд. Сизиф - в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами вкатывать на гору, расположенную в Тартаре, тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.

    13. Узы Гименея – брачные узы.

    14. Ящик Пандоры – то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий. Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье... Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда.

    15. Яблоко раздора – причина споров и распрей. Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахил­леса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся страшный спор между тремя богинями: супругой Зевса - Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной боги­ней любви и красоты Афродитой. «Судьей между ними был избран юноша Парис, сын тро­янского царя Приама. Парис присудил яблоко богине кра­соты. Благодарная Афродита помогла Парису похитить жену греческого царя Менелая, прекрасную Елену. Чтобы ото­мстить за такую обиду, греки пошли войной на Трою. Как ви­дите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.

    16. Загадка Сфинкса – трудная задача, которую непросто решить. Отсылка к мифу об Эдипе.

    17. Золотой дождь – внезапное и легко доставшееся богатство. В виде золотого дождя Зевс проник к Данае, находящейся в заточении, и оплодотворил ее.

    18. Метать громы и молнии – эмоционально выговаривать, отчитывать кого-то, неистовствовать, разъяренно громить.

    19. Седлать Пегаса – воспарить мыслью, вдохновиться/заговорить стихами. Как рассказывает греческий миф, из крови обезглавленной Персеем Медузы возник крылатый конь Пегас. На нем герой Беллерофонт победил морское чудовище, сражался с Химерой и амазонками, а когда гора Геликон, заслушавшись дивного пения муз, готова была подняться к небу, Пегас ударом копыта удержал гору от подъема и одновременно выбил из нее волшебный ключ - Гиппокрену. Каждый, кто напьется воды Гиппокрены, начинает вдруг говорить стихами.

    20. Рог изобилия – достаток, богатство. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним, Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали.

    Задание 1. Часть 3. Термины

    2. Гекзаметр – в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров. В более распространенном понимании - стих из пяти дактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. Один из трех главных размеров классической античной квантитативной метрики, самый употребительный размер античной поэзии.

    3. Дифирамб - жанр древнегреческой хоровой лирики. Дифирамбы - народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетым сатирами, на празднике сбора винограда в честь бога производительных сил природы и вина Диониса (само слово «дифирамб» - один из эпитетов этого бога). В VII веке до н. э. поэт Арион придал дифирамбам художественное оформление, особенно, по-видимому в музыкальной части. Отчасти из народного дифирамба получила происхождение греческая трагедия. В V веке до н. э., например у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора.

    4. Идиллия - «небольшое изображение», «картинка», уменьшительное от είδος - «вид», «картина») - первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Позднее в Византии словом идиллия пользовались схолиасты, толковавшие отдельные места из сочинений Феокрита. В историко-литературном отношении значение термина «идиллия» в значительной мере пересекается с «пасторалью» и «буколиками»; различие проявляется в том, что «идиллией» называют отдельное стихотворное произведение пасторального жанра, не ограничивающееся жизнеописанием лишь пастушеского быта. В новейшее время это узкое значение размывается, и идиллией часто называют произведения о мирной жизни влюблённой пары («Старосветские помещики» Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обязательно сельском.

    5. Катарсис - понятие в античной философии;

    Термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.

    Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. - Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

    Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

    7. Котурн – высокий открытый сапог из мягкой кожи на высокой подошве.

    Как повседневная обувь котурны были по средствам только обеспеченным людям. Котурны использовались актёрами при исполнении трагических ролей - они зрительно увеличивали рост актёра, делали его поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. В Древнем Риме ботинки-котурны надевали актёры трагедии, изображающие богов, а иногда и императоры, равнявшие себя с божествами.

    8. Ода - жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра. Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода - хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний.

    9. Орхестра - в античном театре - круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение - «место для плясок».

    Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры - пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

    10. Парод - в древнегреческом театре (трагедии и комедии) хоровая песня, которая исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении в орхестру. Слово «парод» также относится к самому проходу (открытому коридору), конструктивному элементу античного театра. Парод и стасим были важными элементами структуры не только трагедии, но и комедии. Куаленовский трактат (который считается кратким конспектом второй, утраченной части «Поэтики») не содержит термин «парод», но упоминает о «выходе хора» как о важном водоразделе в структуре комедии.

    Драматургическое значение парода состояло в том, чтобы дать слушателям первые сведения о дальнейшей фабуле и настроить публику в целом на соответствующий повествованию лад. Наиболее ранние трагедии (из тех, что дошли до нас) не содержат пародов. Парод, как предполагается, был монодическим и исполнялся хором в унисон. Поскольку полных нотных образцов пародов (впрочем, как и других жанров хоровой театральной музыки) не сохранилось, говорить о более частных композиционно-технических их особенностях (например, о музыкальной ритмике и гармонии) затруднительно.

    11. Рапсоды - профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл - символ права выступать на собрании).

    Рапсодика относится уже к более поздней стадии развития эпоса, к эпохе больших поэм с более или менее закрепленным текстом; на более ранней ступени эпическая песня импровизировалась аэдом, певцом, сопровождавшим свое пение игрой на лире. На рапсодической стадии исполнение уже отделилось от творчества, хотя отдельные рапсоды могли быть одновременно и поэтами (Гесиод). В историческую эпоху большие поэмы исполнялись обычно на празднествах в форме состязания рапсодов. Гомеровские поэмы рассчитаны уже на рапсодическое исполнение, хотя в самих поэмах, действие которых отнесено к далекому прошлому, упоминается лишь об аэдах. Рапсоды, иногда объединённые в целые школы, сыграли, по-видимому, значительную роль в деле собирания греческого эпоса на стадии его разложения. Древность представляла себе Гомера рапсодом, а гомеровская критика приписывала рапсодам создание гомеровских поэм, объединение отдельных малых песен в большой эпос.

    12. Скена - в ней складывалась театральная бутафория, и из нее первые драматурги-актеры, надев театральные костюмы, выходили на площадку орхестры, чтобы исполнять свои роли. Позднее, когда драматические представления стали регулярными, эта временная палатка была заменена прочным зданием - сначала деревянным, а потом и каменным, мраморным. Но первоначальное название «скены» это здание сохранило за собой навсегда. Из этого получилось и современное слово «сцена» (позднелатинская форма произношения этого слова) в смысле возвышения или подмостков, на которых играют актеры. Однако в греческом театре классической поры такого возвышения не было - по крайней мере, никаких следов его не сохранилось.

    13. Эксод – в античной драме заключительный выход хора в представлении

    14. Элегия - лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием - гекзаметр-пентаметр. Слово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

    Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии - Каллимах.

    У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий - Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл.

    15. Эпос – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

    16. Ямб – 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U-); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) - безударный слог + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров; 3) жанр лирики

    Задание 1. Часть 4. Общие вопросы