Духовный мир героев рассказа бежин луг.

6 класс. Литература

Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг». Духовный мир

крестьянских детей

Цели урока:

образовательные : раскрыть образы крестьянских мальчиков ; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные : воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Задачи: закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

Оборудование урока : презентация к уроку Microsoft Power Point , таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners , портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Ежели Пушкин имел полное

основание сказать о себе, что он пробуждал

«добрые чувства», то то же самое

и с такою же справедливостью

мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков- Щедрин

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.(Слайды 2,3)

Учитель читает стихотворение И.З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Работа в группах.

Обсудите:

1 . Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

2.Что значит «выйти в ночное»? ( Пастьба лошадей ночью )

3.Ч то значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

4. Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем ? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Слово учителя (слайд 4). По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

( Слайд 5) Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

(Слайд 6) Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.

Народные верования и предания Сельские поверья (Слайд 10)

Домовой, русалка.

Разрыв-трава- волшебная трава, с помощью которой открываются любые замки и запоры.

Родительская суббота- одна из суббот, которая по старому русскому обычаю посвящалась поминанию умерших родственников.

Предвидение небесное- солнечное затмение

Праведная душа летит на небо.

Словарная работа(Слайд 11)

Армячок- крестьянская верхняя одежда из толстого сукна

Баял- говорил

Гуртовщики-хозяева и погонщики гуртов

Гурт- стадо, которое гонят на продажу

Замашная рубаха- рубашка из холста

Онучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть

Словарик диалектных слов (Слайды 12,13):

-авось,

-зачнется,

-откентелева,

-куды,

-межа,

-полати.

5. Работа с текстом(Слайд14) Найдите в тексте

Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун...

Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним...

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение…

Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

5.Индивидуальная работа . Частичная проверка знания текста на первом этапе урока (Приложение 1 ).

Вопросы к обучающимся:

Что вы видите? (текст)

Что это за текст? (Описание, портрет)

А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении) (Слайды 16-18)

Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Задание: (Приложение2) заполните таблицы и подготовьте связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

6.Выступления групп.

7.Закрепление материала.

Вопросы учителя:

1) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете ?(Федя. По одёжде)

3) Сколько лет было детям ? ( Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

4)Что готовили мальчики? (Картошку)

8. Выполнение задания по кругу (задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу) Обсуждение в группах.

1.О чём говорят мальчики у костра? (Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе)

2.Какие поверья бытуют среди ребят? (О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут)

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? (Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? (В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых)

Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

    Подведём итоги урока. В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Какие они?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

- Дети интересны охотнику? ( Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям).

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? ( Слайд 20) С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться. Всем этим детям свойственно : т р удолюбие , смелость, любознательность , любовь к природе,сила, выносливость , нет подражания иностранному. Труд для них - большая радость, праздник «Пригонять на утренней заре табун» )

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Домашнее задание. 1. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

2. Напишите сочинение-миниатюру «Характеристика литературного героя» .( Приложение 3 )

Приложение 1

Тексты

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой .

(Федя)

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки .

(Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

(Костя)

Приложение 2

Персонаж

Возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

Приложение 3

План характеристики

1. Портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказал герой.

4. Поведение мальчика.

5. Характер героя.

Щебетовская ОШ I-III ступеней

Урок-беседа с элементами инсценировки

в 7 классе

«Изображение крестьянских детей

в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»»

Учитель Левина Л.П.

Тема : Изображение крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цель : вызвать у учащихся интерес к изображению Тургеневым крестьянских детей. Показать, как при помощи прямой и косвенной художественной характеристики автор раскрывает нам пытливость, любознательность, впечатлительность детей. Сопоставить изображение детей художниками и писателями 19 века. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сострадания.

Оборудование : классная доска, портрет И.С. Тургенева, репродукции картин В.Г. Перова «Тройка» и В.Г. Маковского «Свидание», книги Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.

«О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей,

В их жизни так много поэзии слито…»

(Н.А. Некрасов)

Ход урока

    Организационный момент.

    Объявление темы и цели урока.

    Работа над темой урока.

Слово учителя . Многие писатели и поэты 19 века посвятили свои художественные произведения крестьянским детям. Вспомним знаменитое стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». С какой любовью описывает поэт деревенских детей, их забавы и труд зимой и летом, осенью и весной. С какой теплотой изображает он детскую любознательность, любовь к природе, детскую дружбу, беззаботность и умение веселиться. С симпатией описывает Н.А. Некрасов русые головки детей, называет их «милыми плутами».

Крестьянские дети радовали своими способностями, талантливостью и Л.Н. Толстого, который в 1859 году открыл для них в своем имении Ясная Поляна школу. Л.Н. Толстой восторгался сочинениями своих учеников, даже пишет статью на тему «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят?»

Знаменитый русский писатель «пишет азбуку», по которой, по его словам, «будут учиться все дети от царских до мужицких».

Его замечательные «Рассказы для детей», среди которых любимых нами с детства «Филиппок», до сих пор пользуются большой популярностью среди маленьких читателей.

Не может оставить равнодушными нас и рассказ А.П, Чехова «Ванька». Рассказ о мальчике-сироте Ваньке Жукове, который был отдан «в подмастерье» городскому сапожнику. Ох, и натерпелся же там Ванька бед и страданий! В 10 классе, ребята, мы с вами будем изучать творчество Ф.М. Достоевского, а именно его бессмертное произведение «Преступление и наказание». В этом романе также затронута автором страшная, голодная и безнадежная судьба «нищих детей» Мармеладовых.

Русские художники 19 века: В.Г. Перов, В.М. Васнецов, В.Г. Маковский тоже не оставляли без внимания эту тему. Возьмем, например, картину Перова «Тройка». На ней изображено трое детей, которые из последних сил тянут на пригорок сани, груженные тяжелой бочкой с водой. Задыхаясь от тяжести и ветра, дети напрягают все свои силенки. Картина «Тройка» была выставлена в Париже и удостоена золотой медали. Перову Академия художеств присвоила за нее почетное звание академика живописи.

Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» также посвящен крестьянским детям. Он был опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Сначала жанр этого рассказа определялся Тургеневым как россказни, затем как предания, а потом как поверья. Современные фольклористы называют этот жанр быличками. Рассказ «Бежин луг» входит в книгу «Записки охотника».

Вопрос к учащимся : Почему книга названа именно так?

Ответ : Книга названа так, потому что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик, который пришел в лес не убивать птиц и зверей, а лишь только для того, чтобы полюбоваться красотами природы.

Вопрос к учащимся : Какие же описания мы наблюдаем в рассказе?

Ответ : Описания природы (утро, день, вечер, ночь одного июльского дня). Описание мальчиков, огней костра, лошадей, собак.

Давайте с вами прочитаем начало рассказа. (Чтение начала рассказа.) Тихо звучит музыка, символизирующая наступление утра (Р. Щедрин, «Музыкальное приношение»)

В данном отрывке отмечаем художественные средства изображения, которыми автор рисует картины наступления «прекрасного июльского дня», появления «множества круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями» около полудня и медленного их исчезновения к вечеру. Отмечаем сравнение «алое сияние, как бережно несомая свечка».

В этих картинах нет резких красок: преобладают нежные, ласкающие тона. За этим зачином следует рассказ об охотнике, заблудившемся в лесу и тщетно ищущем дорогу.

Давайте, ребята, найдем описание надвигающейся ночи. (Описание ночи.) Наконец, охотник забрел на Бежин луг. Там он увидел сидящих возле костра крестьянских ребятишек, которые с опаской позволили ему побыть у костра до утра.

А теперь попытайтесь ответить на вопрос : Какую роль играет пейзаж в рассказе?

Ответ : Пейзаж – это, прежде всего, место действия. Он помогает нам больше узнать о крестьянских детях, которые выросли на «лоне природы».

Охотник залюбовался мальчиками. Познакомимся и мы с ними. (Заранее подготовленные ученики дают портретные характеристики мальчиков, выделяют детали, характерные для каждого из них.)

- Рассказ о Феде.

Федя ничего не рассказывает. Держится несколько особняком, не сливаясь с детьми бедноты. Федя недоверчив, не очень верит в россказни ребят.

- Рассказ о Павлуше.

В Павле есть что-то привлекательное. У него ясный умный взгляд, сильный голос, он спокоен и уверен в себе. Еще больше в нем привлекает его деятельность. Все ребята сидели, а он варил для них картошку, следил за костром. И рассказы Павлуши отличались от рассказов ребят. Он всегда говорил о том, что сам видел, в его рассказах был юмор, все ребята смеялись от души. Павлуша спас от волка чужих лошадей. Отчаянная смелость привела его к гибели.

- Рассказ об Илюше.

Илюша искренне верит в народные предания, поверья о домовых, русалках. Он больше всех убеждён в существовании всякой нечисти. У него развита безграничная фантазия.

- Рассказ о Косте.

Костя лучше всех описывает природу в своих рассказах. Видит в жизни леса, поля что-то сказочное. В его речи проявляется мечтательность, поэтичность. Но Костя – трусишка. Он пугается всего непонятного, даже крика лягушки.

- Рассказ о Ване.

Ваня малоактивен в течение ночи. Он спит под рогожей. Только глубокой ночью, когда небо ярко осветилось звездами, Ваня восторженно восклицает: «Гляньте-ка, ребятки, на божьи звездочки – что пчелки роятся!»

Беседа с учениками .

Вопрос: Сколько историй рассказали мальчики? О ком эти истории?

Ответ : Мальчики рассказали 13 историй-быличек. Это истории о домовых, леших, водяных.

Вопрос : Почему мальчики были суеверными?

Ответ : Эти таинственные и страшные существа в какие-то очень далекие от нас и от этих мальчишек времена воплощали грозные и непонятные силы природы. В них верили взрослые, и тем более дети – самые доверчивые и впечатлительные.

«Истории, рассказанные у костра». (Проходят в виде инсценировки)

Мальчики усаживаются у импровизированного «костра» и рассказывают страшные истории. На уроке мы представляем некоторые из них.

Беседа с учениками после просмотра инсценировки.

Вопрос : Что в этой инсценировке привлекло ваше внимание?

Ответ : Поэтическая, яркая, образная речь рассказчиков, раскрывающая внутренний мир каждого ребенка, гамму его чувств, верований, переживаний.

    Итог урока.

    Сегодня мы с вами познакомились с прямыми характеристиками, авторскими и косвенными (речь героев, их действия, отношение друг к другу).

    Увидели, как И.С. Тургенев умело художественным словом дает характеристики крестьянским детям, показывает их пытливый ум, активное отношение к жизни, рассудительность, удаль, твердую решимость. Писатель тесно связывает жизнь крестьянских детей с природой.

Рассказ «Бежин луг» оставил в наших душах множество переживаний: любовь к природе, интерес к жизни ваших, ребята, сверстников в далеком 19-м веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать.

(1 вариант)

В середине XIX века И.С. Тургенев создает свои знаменитые сборники охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника – судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.

Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа – крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика – охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.

Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.

(2 вариант)

Крестьянский мир в рассказе «Бежин луг» – это мир глазами детей. Один из ребят постарше и побогаче, он может дарить подарки, ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой» в разговоре («сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство»). Другие ребята проще. Разговор у них серьезный, ночной: о леших, русалках, домовых, солнечном затмении, соответствующий обстановке. Двенадцатилетний Ильюша уже фабричный, работает лисовщиком, но рассказывает, конечно, не об этом, это неинтересно. Зато из рассказа о кашляющем домовом выясняется, что заночевали на фабрике, потому что было много работы и надсмотрщик не отпустил ребят домой, что парень уже знает, что такое рольня, смена, дворец, форма. Пугает, правда, не это, а шаги домового. Десятилетний Костя точно знает, почему слободской плотник Гаврила всегда невеселый. Причем не сам придумал, а отец рассказывал другим о русалке и Гавриле.

В рассказах ребят два тесно соприкасающихся мира: мир домовых, русалок, утопленников, покойников, Тришек и мир фабричного надсмотрщика Назарова, слободского плотника Гаврилы, псаря Ермилы, дедушки Трофимыча, бабы Ульяны, бар, старых и молодых, мало поживших и боящихся солнечных затмений, старостихи, бочара Вавилы. Много в их рассказах страшного, смешного, много и печального: истории сошедшей с ума Акулины, кинувшейся в реку, потому что ее любовник бросил, и Феоклисты, которая не смогла уберечь утонувшего сына, вполне реальны, хоть и здесь, по мнению ребят, не обошлось без мистики. Интересен образ Павла, самостоятельного мужичка, не боящегося волков, смеющегося над глупостью односельчан, умеющего усмирить собак, сварить картошку, успокоить самих себя напугавших небылицами и былями мальчишек. У кого-то из ребят есть родители, у кого-то – братья и сестры. Ильюша лучше других знает все сельские поверья, а семилетний Ваня умеет не только сам любоваться природой, но и обратить внимание более взрослых на ее красоту: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, – раздался вдруг детский голос Вани, – гляньте на Божьи звездочки, – что пчелки роятся!» …Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились».

Мир реальности и мир суеверий сосуществуют в умах и душах не только детей, но и взрослых, которых они копируют, повадки которых перенимают. Источник вдохновения для взрослых и детей – русская природа.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Духовный мир крестьянских детей

Рассказ И.С. Тургенева является совершено уникальным произведением во многом. Самое важное, пожалуй,­ в нем­ то, что­ Тургеневым одним из первых писателей в русской литературе был введен образ крестьянского мальчишки.­ До него о крестьянах вообще писалось очень редко и мало. В рассказе дается не только поэтичное и проникновенное описание русской природы, но и показываются читателю живые­ дети с их суеверием,­ пытливостью, храбростью и трусостью. Они вынуждены были с самого раннего детства оставаться одни в этом­ мире, без всякой помощи и знаний, которые накоплены человечеством.

Писателю всегда были интересны и привлекательны честные, искренние и одаренные духовно и эмоционально люди, которых мы видим на страницах его произведений. Жизнь их, как правило, не простая, так как такие люди­ предъявляют довольно высокие требования не только к себе, но и­ к другим.

Тургенев, рассказывая в своем произведении о пятерых деревенских мальчиках, которые являются главными героями произведения «Бежин луг», отмечает в их образах, овеянных лирическим настроением, какую то грусть и сочувствие к ним. Ночная природа леса и равнины, на которой сидели мальчики у костра,­ подтолкнула этих детей на разговор, в котором автор повествует о сюжетах легенд, загадывает природные загадки. Он много пишет и о природе, которая сама помогает этим детям ответить на их вопросы, которые возникают при ее таинственных явлениях. Она всегда тревожила людей своими необъяснимыми загадками, смиряя их силы и показывая свое огромное превосходство. Объяснить многие явления дети не могут, они не образованы. Но эти дети умеют очень чутко чувствовать красоту этой природы вокруг них. С большой нежностью и любовью писатель пишет о детях о их богатом духовном мире, он стремился пробудить в читателях чувство уважения и любви к ним и может быть задуматься о их дальнейшей судьбе. Эти мысли посещали и самого Тургенева, ведь дети - всегда были и остаются будущим целого народа.­ ­

Перед нами открывается в рассказе совершенно необыкновенный, созданный гениальным автором, поэтический мир, который мы слышим в рассказанных мальчиками народных поверьях. Совсем не удивляет тот факт, что все до одного эти дети искренне верят во все, связанное с нечистой силой. Они все родились и выросли в среде, где верованиям уделяется важное место. Произведение «Бежин луг» очень выразительное благодаря разным факторам: портретным характеристикам этих маленьких героев, их речи, окружающей их природе, которая просто завораживает читателей своей красотой, историям о нечистой силе, которыми делятся дети. Они постоянно заставляют нас задуматься о потусторонних силах. Этими долгими разговорами у горящего костра, Тургенев раскрывает перед нами очень богатый духовный мир детей, выходцев из простого народа.