Экстраверты и интроверты. Экстраверсия и интроверсия в соционике и психологии

Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А.

Этот признак определяет установку сознания по направленности психики.

В модели А признак «экстраверсия / интроверсия» завязан на характеристике «вертность».

Вертность функций – характеристика описывает направление работы функции: на внешний или внутренний мир. В настоящее время не используется социониками, т.к. не была подробно и детально описана ранее в соционических источниках.

Основная верность – функции, которые определяют доминирующую установку сознания человека, направленную на внешний мир.

Вспомогательная вертность – функции, которые определяют вспомогательную установку сознания человека, направленную на внутренний мир.

Но в связи с тем, что данная характеристика не используется и не была проработана социониками, то для определения и выделения маркеров и характерных проявлений этого признака используют логическое произведение характеристик и , которые в результате образуют «вертность».

Поэтому в модели А признак связан с расположением на акцептных или продуктивных функциях в ментальном кольце.

Экстраверты Интроверты
МЕНТАЛЬНОЕ КОЛЬЦО (сознание) Акцептные

(базовая и ролевая)

Аспекты объектов

ЧС, ЧИ, ЧЛ, ЧЭ

Аспекты отношений

БС, БИ, БЛ, БЭ

Продуктивные

(творческая и болевая)

Аспекты отношений

БС, БИ, БЛ, БЭ

Аспекты объектов

ЧС, ЧИ, ЧЛ, ЧЭ

ВИТАЛЬНОЕ КОЛЬЦО
(подсознание)
Акцептные

(внушаемая и ограничительная)

Аспекты отношений

БС, БИ, БЛ, БЭ

Аспекты объектов

ЧС, ЧИ, ЧЛ, ЧЭ

Продуктивные

(активационная и фоновая)

Аспекты объектов

ЧС, ЧИ, ЧЛ, ЧЭ

Аспекты отношений

БС, БИ, БЛ, БЭ

В мире существует 3 трактовки понятия “экстраверсия / интроверсия”:
1) По Г. Айзенку, где интроверты – замкнутые, погруженные в себя, необщительные люди с малым количеством друзей. Данная трактовка часто используется в психологии, а также в тесте MBTI. Именно поэтому типы в MBTI не соответствуют типам в соционике.
2) По Леонгарду, где интроверты – люди чье волевое воздействие на мир идет изнутри, т.е. волевые люди. Данная трактовка находит свое применение в психиатрии.
3) По К.Г. Юнгу, где интроверты – люди воспринимающие мир, через систему взаимосвязей. Данная трактовка используется в соционике. У интровертов в сознании (ментальное кольцо) на акцептных (восприятие мира) функциях располагаются белые аспекты (взаимосвязи). Поэтому интроверт с точки зрения соционики – это человек, который воспринимает мир через взаимосвязи между объектами, между собой и объектами.

Проявления признака:

Критерий Экстраверты Интроверты
Модель А В сознании на акцептных функциях находятся объективные аспекты. В сознании на акцептных функциях находятся субъективные аспекты.
Восприятие мира (акцептные функции ментального кольца) Мир воспринимается как сумма объектов. Воспринимают мир, как систему взаимосвязей между объектами и собой.
Интерес Расширение интереса легче, чем углубление, замечать новые объекты более естественно, чем вглядываться в отношения между ними. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение, так как вглядываться с одной позиции легче, чем с разных одновременно.
Пример Первичен объект, вторичны отношения, поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Первичны отношения, а объект вторичен, скорее станут изменять объект, воздействовать на него или заменят объект.
Создание нового

(продуктивные функции ментального кольца)

Экстраверты синтезируют новое из уже знакомых элементов, их творчество – работа на стыке наук. Экстраверты творят новые отношения. Интроверты творят новые объекты, изменяют объекты, опираясь на взаимосвязи и закономерности.
Предпочитают Подзаряжаться энергией в общением во внешнем мире. Стремление к энергоотдаче. Для восстановления энергии предпочитают общение во внутреннем мире (мир объектов с которыми установлены отношения). Стремление к энергосбережению.
Контактность Стремятся к поиску объекта, взаимодействию с ним.

Обращают внимание и на себя, и на других.

Ожидают включения в контакт, поддерживают отношения.

Ждут, чтобы на них обратили внимание.

Преимущественная ориентация На мир вне себя. На свой внутренний мир.

Признак “экстраверсия / интроверсия” проявляется в акцептности и продуктивности функций ментального кольца. Экстраверт осознанно воспринимает мир и людей в нем, как объекты, а изменяет отношения между ними, сокращая и приближая дистанцию. Осознанное восприятие интроверта основано на взаимосвязях и отношениях, т.е. интроверт воспринимает мир как некую паутину между различными точками. При этом у интроверта на продуктивных функциях в ментальном кольце находятся черные аспекты, а это значит что интроверт будет менять объекты под отношения. Потому что для интроверта отношения – это объективная данность, которую он видит в мире и для того чтобы отношения в реальности соответствовали его видению, он будет менять объекты, т.е. себя и других людей. Например, экстраверт скажет: “Ты поступил плохо, после этого ты мне не друг”, тем самым человек меняет отношения с человеком, увеличивая дистанцию. А интроверт в этом случае будет воздействовать на сам объект: “Друзья так не поступают! Ты должен быть более тактичным в общении”.

Список используемых источников:

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
  2. Белецкая И.Е,Белецкий С.А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
  3. Результаты научного эксперимента по исследованию наполнения признаков Рейнина в НИИ Соционики под руководством Г.Р. Рейнина. // Доклады X-й научной конференции по соционике «Известное и новое о признаках Рейнина – Часть1» 03 – 04.01.09 г. Москва
  4. Прокофьева Т.Н. Соционика. Признаки Рейнина. Учебно-практическое пособие. М., 2005.
  5. Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно практическое пособие. – М.: Чёрная белка, 2013. – 544 с.
  6. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1995, 192 с.; 2-е изд.: М., “Астрель”, 2003.
  7. Прокофьева Т.Н.. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: “Алмаз”, 2007, 108 с.

Образуют пары противоположностей, которые в соционике называются дихотомиями , одна из функций в паре всегда доминирует в сознании человека, вытесняя при этом другую. Так мышление противоположно чувству, а ощущения — интуиции, кроме того, Юнг выделил две пары дополнительных свойств функций: рациональность-иррациональность и экстраверсию-интроверсию . Таким образом в соционике рассматривается 4 пары дихотомий .

А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских функций, назвав мышление логикой , чувство — этикой , а ощущение — сенсорикой , оставив прежнее название лишь интуиции .

Типы и дихотомии:

Описания дихотомий:

4-х дихотомий достаточно для обозначения всех 16 психотипов в соционике.

Сенсорика — интуиция

  • Сенсорика – восприятие окружающего пространства посредством ощущений, стремление охватить все ощущения в данный конкретный момент времени, «быть здесь и сейчас».
  • Интуиция – восприятие на основе представлений событий происходящих в различных пространствах и в разное время, быть «там и тогда».

Время (интуиция) и пространство (сенсорика) противопоставлены, как два противоположных качества все той же материальной частицы. Берется ее простая способность занимать и не занимать определенную точку пространства в разные моменты времени. Очень похоже на материю-энергию. Пространство в данном случае неизменный полюс дихотомии, время — изменяемый.

Частица может на протяжении какого-то промежутка времени (суммы моментов своего существования) занимать определенную точку в пространстве. Это будет время ее жизни в этой точке. Она в это точке «есть». Потом она из этой точки переместится в другую. Не важно, в какую, или распадется. Просто в той прежней точке ее больше не будет. С этого момента частица в этой точке «не-есть».

Получается дихотомия: «естьность» — «не-естьность» частицы в точке пространства в разные моменты времени. За «естьность» отвечает пространство, в пределе, если бы не было времени, все частицы изначально и всегда находились бы в одной точке пространства, т.е. между ними не было бы промежутков и, как следствие, самого пространства не существовало бы. Не было бы протяженности между точками. Но пространству противопоставлен другой полюс, время, которое дает частицам начало и конец их существования в каждой точке. Время создает частицам «не-естность».

Т.о. пространство и время в полном соответствии со своим ролями противоположных полюсов борются за противоположные свойства частицы: пространство стремится оставить ее как можно дольше (в идеале навсегда) там, где она есть сейчас, а время постоянно меняет ее положение. Получается классические единство и борьба противоположностей.

С типами это прекрасно стыкуется: сенсорик стремится получить все и сразу, здесь и сейчас, для него нет никаких последовательностей, все вещи «есть». Для интуита вещи могут быть, а могут и не быть, он может распределять свои действия по времени.

Интуиты способны время предсказывать момент наступления события или оптимальный момент для действия «ни почему», просто так, потому, что чувствуют течение времени, а сенсорики не могут. Они рассчитывают промежутки времени по шаблонам (и если подходящего шаблона нет, то ошибаются), хотя может внешне и то и другое выглядит похоже. Но по сути, если внимательно понаблюдать, сенсорики, даже если тщательно время рассчитают, все равно или опоздают (например, Штирлиц) или поспешат (Жуков). Это внешне не очень заметно, т.к. выбор момента у сенориков очень ярко проявляется по их действиям. Выбрал момент (не важно, рано или поздно) и сделал, что решил. Момент-действие, короткая связка. А интуит, если выбрал момент, то это еще не значит, что он сделает то, что нужно в этот момент, т.к. вовремя напрячь сенсорику для быстрого действия в соответствии с моментом интуиту легко не всегда, по принципу «вот сейчас самый момент для..., но...». И он может не сделать нужного в подходящий момент, а потом не делает этого, т.к. нужный момент уже прошел. Момент-ожидание-действие, длинная связка. Отсюда кажущиеся «тормознутость» интуитов (пропустили момент) или суетливость (боятся, что не смогут сделать, что задумали, когда нужный момент приближается) и расчетливость сенсориков.

Другими словами, сенсорики быстро и творчески действуют, но часто не вовремя. Интуиты точно знают, когда, но не всегда делают то, что нужно. В результате (если очень-очень обобщить) получается, что несвоевременные действия сенсориков на практике в целом результативнее, чем своевременное бездействие интуитов, т.к. попадания у сенсориков при соответствующей дисциплине все же чаще.

Сенсорик всегда контролирует много точек пространства вокруг, находится «здесь и сейчас» в настоящем времени, поэтому они гораздо лучше интуитов ощущают окружающее пространство, которое воспринимают своими органами чувств, насколько оно комфортно или некомфортно, более «твёрдо» закреплены в нём, осознают границы своего и чужого пространства, занимают и удерживают. Лучше осознают своё физическое состояние. Мышление у сенсорика более конкретное, он исходит из того, что существует однозначно. Сенсорики более практичны, чем интуиты, что хорошо заметно в повседневной жизни и в быту им гораздо легче поддерживать порядок и чистоту дома, заботиться о своём и чужом самочувствии.

Интуиты наоборот, хуже отслеживают своё пространство, им сложнее постоять за него, у них могут возникать проблемы с обеспечением своего комфорта, всё это требует от них больших усилий. Зато они гораздо лучше сенсориков определяю точки находящиеся там тогда, вне привязки к пространству, поэтому они гораздо лучше оперируют абстрактными идеями, строят теории, могут предсказывать пути развития событий, к чему приводят те или иные изменения. Обнаруживают суть вещей и явлений, строят гипотезы и предположения. Обладают богатым воображением, в котором могут легко переноситься в будущее и прошлое, представлять далёкие от реальности вещи.

Сенсорики:

  • Ощущения
  • Конкретность
  • Владение
  • Практичность
  • «Здесь и сейчас»
  • Конечный результат

Интуиты:

  • Представления
  • Воображение
  • Понимание
  • Теоретичность
  • «Там и тогда»
  • Этапы в процессе

Логика — этика

  • Логика – восприятие на основе суждений, стремление все взвесить, измерить, проанализировать.
  • Этика – чувствование эмоций и отношений других людей, эмоциональное воздействие на них.

Эта дихотомия базируется на противопоставлении свойств материи (логики) её движению (этике). Для того, чтобы рассмотреть какую-либо материальную частицу нужно зафиксировать её в пространстве относительно себя – остановить её движение, логик этим постоянно и занимается, он останавливает частицы, так как его внимание приковано к материи, этик же направлен на само движение материи и соотношение энергий различных объектов, для него наоборот, чем больше вокруг движения тем лучше. В жизни этик пытается передать свою энергию (эмоции) другим, настроится на волну другого человека, определить отношения, логик же старается всё остановить относительно себя для того, чтобы взвесить, измерить, разложить по полочкам. Получается два полюса движение и остановка. Между ними не возможен компромисс. Этик всегда будет говорить: «Ну что же ты такой вялый, почувствуй, расшевелись, сдвинься с места (ускорься)!» Логик же всегда скажет: «Стоп! Остановись! Подумай, взвесь, оцени расстановку сил (предметов, идей…)!»

Этики более свободны и раскрепощены в своих реакциях, поэтому они могут позволить себе реагировать, не задумываясь о форме проявления чувств. Эмоции и отношение этика всегда заметны и всегда соответствует окружающей обстановке: этик смеётся столько, сколько требует, выразит сочувствие на столько, на сколько это необходимо. Если этик ошибся, то он очень быстро исправится и подберёт требуемые эмоции для данной ситуации.

Логик всегда ориентирован на объективные законы и причинно-следственные связи, живёт в мире материальных объектов и неодушевлённых вещей. Ему трудно разобраться в чувствах и эмоциях других людей.

Логики:

  • Разум
  • Мышление
  • Рассудок
  • Объективность
  • «Разложить по полочкам»

Этики:

  • Чувства
  • Отношения
  • Переживания
  • Субъективность
  • «Хорошо — плохо»
  • «Гуманно — не гуманно»

Экстраверсия — интроверсия

  • Экстраверсия – направленность внимания вовне непосредственно на внешние объекты и явления.
  • Интроверсия – направленность внимания вовнутрь на собственные впечатления и суждения об объектах.

Таким образом исходя из аспектов точка приложения активности у экстравертов — это абсолютные аспекты, т.е. сами объекты. У интровертов наоборот, внимание направлено на относительные аспекты отношение к объекту (субъекту) и отношения (связи) между ними.

«Первый (экстраверт) ориентируется по данным внешних факторов; а другой (интроверт) сохраняет свое особое воззрение, которое вдвигается между ним и объективно данным. И если ориентирование по объекту и по объективно данному преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и действия обусловливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами, то мы говорим об экстравертной установке.»
«Тогда как экстравертный тип всегда преимущественно ссылается на то, что приходит к нему от объекта, интровертный опирается преимущественно на то, что привносит к констелляции (взаимное расположение) от себя внешнее впечатление в субъекте.»
(К. Г. Юнг «Психологические типы»)

Экстраверты:

  • Распространение вовне
  • Внешние проявления
  • Приспособление других под себя

Интроверты

  • Концентрация внутри
  • Внутренние переживания
  • Приспособления себя под других

Рациональность — иррациональность

  • Рациональность – стремление разделить всю поступающую информацию на составляющие, дать оценку или принять решение в отношении каждой части.
  • Иррациональность – стремление к непрерывному восприятию потока информации, слиянию с ним, без вынесения оценки или суждения.

Вопрос отличия рационального от иррационального – это вопрос взаимовлияния аспектов, психических функций и разума. Пара логика — этика имеет коренное отличие от сенсорики — интуиции. Логика — это психическая функция, позволяющая воспринимать материю. Материя – это сгруппированные частицы, а это значит, что они объединены в систему.

Система — 1. Структура, представляющая собою единство закономерно расположенных и функционирующих частей. Толковый словарь

Именно эта система частиц и воспринимается разумом, как материя. Чтобы воспринимать что-то, нужно самому быть похожим на то, что ты воспринимаешь (главное правило восприятия). Так мы получаем аналогичность разума (его природы) и материи. Оба они СИСТЕМНЫ. Т.е. состоят из частиц, объединенных связями. По этой причине разум может воспринимать материю и ее свойства. Это и есть рациональность, или системность их обоих — похожесть разума и материи. Разум материален, материя разумна в том смысле, что ни оба устроены одинаковым образом. Наш разум устроен по тому же принципу, что и материя. Рациональность не совсем правильное слово, системность точнее. Но рациональность устоялось, так что пусть будет рациональность.

Теперь пара инуиция-сенсорика. По сути они несистемны, так как неделимы на части. Пространство и время сами по себе невозможно поделить на части. В отличие от материи и энергии. Поэтому пространство и время нематериальны, т.е. несистемны, и значит, не могут быть восприняты системным разумом. Их восприятие происходит вне разума. И механизм, воспринимающий их, должен обладать тем же свойством — неделимостью на части, поэтому разум настроеный на восприятие интуции — сенсорики воспринимает их внесистемно — иррационально.

По поведению: рационалы стремятся именно принять решение как можно быстрее, а иррационалы оттягивают момент принятия окончательного решения, бесконечно собирая дополнительную инфорамцию. Рационалу гораздо легче решитьтся на что-то, чем ирраицоналу, зато у последненго гораздо лучше получается сбор инфоромации для принятия решения. С этой точки зрения можно разделить процесс принятия любого решения на 2 этапа:
1 этап: подготовка решения — сбор информации для его принятия, разработка возможных вараинтов, обдумывание их, оценка с разных сторон. В этом сильны иррационалы
2 этап: принятие и реализация решения — выбор из многих альтернатив одной-единствнненой, утверждение ее в роли плана дальнейших действий и следование ей в будущем. В этом сильны рационалы.

Рационалы отличаются большей стабильностью, у них всегда есть набор готовых решений, которым они следуют, также это выражается в их постоянном планировании своих действий, то есть у них уже есть заранее заготовленные решения, как они будут поступать в той или иной ситуации. Обычно всегда имеют стабильную работоспособность, независимо от своего настроения.

Иррационалам больше нравится неопределённость, не любят когда уже всё заранее известно, они стараются оставить за собой возможность выбора и до последнего момента могут не знать, что они будут делать в той или иной ситуации. Работоспособность иррационалов зависит от их настроения и желания, поэтому она постоянно колеблется.

Рационалы
(решающие):

  • Запланированность
  • Стабильность
  • Последовательность
  • «Решить как можно быстрее»

Иррационалы
(воспринимающие):

  • Спонтанность
  • Ситуативность
  • Переменчивость
  • Подъёмы — спады
  • «Найти (выбрать) наилучшее решение»

Наверняка все слышали о том, что люди делятся на экстравертов и интровертов . В психологии экстравертами называют общительных, открытых людей, а интровертами — более замкнутых, стеснительных. Однако соционика дает нам несколько иной взгляд на эти понятия. Дело в том, что Юнг, описывая экстравертов и интровертов, имел в виду не столько черты характера, сколько направленность внимания. Поэтому в психологическом определении есть доля правды, однако с некоторыми оговорками.

По моим наблюдениям, интроверт способен вполне успешно общаться с людьми, однако потребность в самом общении и в проявлении инициативы у него несколько снижена, чем у экстраверта. Это в основном касается незнакомых или малознакомых людей, с которыми интроверт предпочитает держаться на некоторой дистанции. Однако, если процесс общения уже запустился, и интроверт заинтересован в нем лично, то он может участвовать в этом процессе не менее активно и не менее продуктивно, чем экстраверт.

Предлагаю кратко рассмотреть отличия экстравертов от интровертов.

Экстраверты

Экстраверт видит себя как часть этого мира. Мир – огромный и разнообразный, а экстраверт в нем-одна из многочисленных маленьких частичек. Внимание экстраверта обращено вовне, на людей, вещи,факты, события. Ему интересно все, что происходит во внешнем мире. Интересны объекты этого мира, как таковые, даже если они не имеют к экстраверту непосредственного отношения. Он всегда в курсе внешней ситуации и обычно приносит самые свежие новости. Экстраверт ориентирован на мнение окружающих. Это не значит, что он не имеет собственного, однако общественное мнение для него важно.

Экстраверт восстанавливает энергию, когда общается, взаимодействует с внешним миром. Он гораздо лучше разбирается в других людях, чем в себе самом. Собственные чувства или потребности понимает хуже, чем потребности окружающих его людей. Ему не сложно встать на чужую точку зрения, посмотреть на ситуацию и на себя со стороны.

Интроверты

Интроверт видит себя как некий центр, который окружен людьми, событиями. Ему интересно то, что его непосредственно касается. Для интроверта важны не объекты, как таковые, а то, как он к ним относится, и то, в каких отношениях эти объекты состоят между собой. Это могут быть отношения между людьми или связи между различными фактами. Интроверт склонен доверять собственному мнению, и его сложно переубедить в чем-либо. Мнение окружающих для него не так значимо, как для экстраверта. Это не означает, что интроверт совсем не учитывает мнения других людей, однако он менее зависим от него, чем экстраверт.

Интроверт восстанавливает энергию, находясь наедине с собой. Он хорошо разбирается в своих собственных мыслях, чувствах, ощущениях. Других людей ему понять сложнее, чем себя. Ему сложнее, чем экстраверту, встать на точку зрения другого человека и посмотреть на ситуацию «другими глазами».

Резюме

Экстраверты:

  • Любопытны, интересуются всем, что происходит в мире.
  • Не склонны углубляться в детали, продумывать мелочи.
  • Более «легки на подъем» в общении с новыми, незнакомыми людьми. Командные игроки.
  • Для них важно мнение окружающих, с интересом слушают, когда им рассказывают про них самих.
  • Энергию черпают из внешнего мира.
  • Им требуется совершить некоторое усилие, чтобы осознать свои внутренние потребности.
  • Хорошо понимают нужды и потребности окружающих.
  • Жесты экстравертов более широкие, размашистые, «от плеча». Позы – открытые.
  • Взгляд выдает присутствие во внешнем мире, направлен вовне, переключается с объекта на объект.

Интроверты:

  • Интересуются только тем, что имеет к ним непосредственное отношение.
  • Склонны углубляться в детали.
  • Сложнее вступают в контакт при общении с незнакомцами. Эффективнее работают в одиночку.
  • Мнение людей для них не так важно, как собственная точка зрения. Не слишком интересуются тем, что думают о них окружающие.
  • Энергию черпают изнутри.
  • Хорошо осознают свои внутренние потребности.
  • Им требуется совершить некоторое усилие, чтобы осознать потребности окружающих.
  • Жесты интровертов имеют небольшую амплитуду, «от локтя». Позы – закрытые.
  • Взгляд направлен как бы внутрь себя, либо зафиксирован на одном объекте.

Татьяна Николаевна Прокофьева.

(Из книги "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений")


Установки психики

К. Г. Юнг ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.

Вот как разбирает юнговские установки Аушра Аугустинавичюте : «Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При психологически благоприятном климате индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни «интровертируются», что называется «уходят в себя». Это – уход от непризнающих. Другие в тех же условиях «экстравертируются», становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих. Эта замеченная Юнгом тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия».

«В психологической литературе взамен громоздких экстравертированный – интровертированный прижились термины экстраверт – интроверт . К сожалению, например, индивиды с экстравертированной установкой у Юнга и экстраверты у других авторов часто являются различными понятиями» . Аушра отмечает, что по тесту Айзенка в категорию интровертов попадает большинство интуитивно-логических экстравертов лишь потому, что они сравнительно трудно устанавливают контакты с людьми. В то время как общительный сенсорно-этический интроверт чаще всего попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард в книге «Акцентуированные личности» определяет Дон Кихота как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По соционической типологии «первый полностью обращен к внешнему миру, экстравертированный интуитивный тип, второй – очень практичный сенсорный интровертированный» .

А. Аугустинавичюте предложила называть такие типы ИМ экстратимами и интротимами. В последнее время в соционике наряду с этими терминами бытуют привычные термины экстраверт – интроверт, но с оговоркой, что они употребляются в соционическом и юнговском смысле, а не в распространенном айзенковском.

Определения

Экстравертная установка сознания предполагает видение объекта с «внешней» стороны. Учитываются свойства объектов, а мотивы, отношения отходят на задний план. Внимание уделяется возможности или целесообразности совместных действий, силе, энергичности объекта.

Объект – объектные взаимодействия - это действия

Экстраверту важнее получить обратную связь с объектом, чем ставить себя на его место. Поэтому для экстраверта характерен внешний диалог непосредственно с человеком, устная речь. Важно знать его мнение для последующих умозаключений и для оценки возможности совместных действий. Разные точки зрения имеют право на существование независимо друг от друга: чужая точка зрения воспринимается как самостоятельный объект, ее не обязательно принимать или отвергать, субъект не обязан с ней взаимодействовать.

Мир воспринимается как сумма объектов. Расширение интереса легче, чем углубление, замечать новые объекты более естественно, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверт не только замечает объекты, но и считаются с их правом быть такими, как они есть.

Для экстравертов первичен объект, вторичны отношения , поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Экстраверты не склонны воспитывать, переделывать. Можно не воздействовать на человека, но поменять отношение к нему или отношения с ним. Если экстраверта не устраивает объект, то он не поддерживает отношения с ним. Объект принимают таким, каков он есть, он «может только то, что может», воздействовать на него нет смысла. Легче определить уровень взаимодействия с ним.

«Для экстраверта объекты и субъекты пользуются определенным правом неприкосновенности: другой объект имеет право быть таким, как он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для экстраверта объекты и субъекты – точка опоры сознания. Самовольно изменять эти объекты – это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого экстраверты болезненно реагируют на разные «перевоспитывания», изменения субъекта против его воли. Экстраверт и так уверен, что все стремятся к самоусовершенствованию» .

Интровертная установка сознания предполагает субъектный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поставить себя на его место – это и есть превращение объекта в субъект.

Субъект – субъектные взаимодействия – это отношения

Поэтому для интровертов характерен внутренний диалог, а вместе с ним и письменная речь, ведение дневников. Внесение точки внимания внутрь интересующего объекта. Восприятие мира со своей, в крайнем случае, с его точки зрения. Это способ познания мира для интроверта. В одной картине мира не совмещаются разные точки восприятия. Эти картины как бы мигают. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение, так как вглядываться с одной позиции легче, чем с разных одновременно. Мир воспринимается не как совокупность объектов, а как совокупность отношений, похожих на сеть, где объекты – только узелки.

Для интровертов первичны отношения, а объект вторичен .

Интроверты скорее станут изменять объект, воздействовать на него, воспитывать. Интровертные дела – переделывать одежду, копать землю, преобразовывать природу. Отношения объективны, они могут только уточняться, но не меняться кардинально. Если отношения не устраивают интроверта, то он вытесняет объект из поля зрения. «Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других людей» . Поэтому он уверен, что все стремятся к улучшению взаимоотношений.

«Очень важно понять, что сосредоточенность интроверта – это погруженность не в себя, а в отношения внешнего мира. То есть, наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он – в противоположность экстраверту – не хочет и не может нарушать» .

Аушра Аугустинавичюте писала о том, что

«у экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям – вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям.

У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, их поведение, а не отношения» .

Другими словами, экстраверту легче приспособиться к объекту, а интроверту – к отношениям. «Ошибочная идея интроверта, что нет незаменимых людей, что человека как винтик, можно менять, как только он нарушает гармонию отношений». Перегиб экстравертов в том, что «любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить». На самом деле «человеку как личности необходима и уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть собой, и уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни» .

Экстраверты и интроверты. Разница в поведении

Экстраверты творят новые отношения, интроверты творят новые объекты. Поэтому, как пишет Аушра Аугустинавичюте «качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Но быть творцами качественно новых социальных отношений могут быть только экстраверты, какими и были все классики марксизма» . Ее мысль развивает директор Новосибирского института соционики Н. Р. Якушина, «интроверты – изобретатели принципиально новых вещей, экстраверты – синтезируют новое из уже знакомых элементов, их творчество – работа на стыке наук». «Юнг (интроверт) изобрел новую типологию, Аушра Аугустинавичюте (экстраверт) ввела в нее кодирование и обозначила связи между типами. Это привело к созданию теории интертипных отношений». Справедливости ради отметим, что экстраверт может сотворить «новый порядок» (Гитлер), а интроверт – «изобрести велосипед», не интересуясь, что было изобретено до него. Экстраверты в своих работах чаще ссылаются на авторов идей, интроверты – не принимают новое мнение, пока не ассимилируют его, потом оно уже прочно сливается с их собственным, поэтому могут забыть, кто его автор.

О разнице в поведении экстравертов и интровертов на работе можно прочитать у А. Аугустинавичюте , где, в частности, отмечено: «Многие экстраверты гордятся тем, что много работают. Интроверты с удовольствием рассказывают, как им удалось отвертеться от дополнительных нагрузок. Между прочим, для большинства интровертов слово «лентяй» – комплимент, а для экстравертов – оскорбление. … Интроверты лучше понимают долг, а экстраверты – ответственность».

Экстраверты чаще выступают перед большим количеством народа, легче знакомятся с новыми людьми; интроверту удобнее беседовать с глазу на глаз или в тесном кругу знакомых людей. В общении экстраверт более открыт, чаще рассказывает о себе, так как недооценивает того отношения, которое при этом вызывает. «Широта души» – это чаще про экстравертов.

Интроверт не стремится открыть свою душу каждому, он сначала убедится, что уже сложились достаточно благоприятные отношения для этого. «Гласность – вещь экстравертная, а в такой интровертной стране, как Россия, информация часто доступна лишь узкому кругу людей»,– пишет Н. Р. Якушина . Она же приводит интересный тест: если попросить человека нарисовать себя во вселенной, то интроверт начинает рисовать с себя, а экстраверт – с других.

В. В. Гуленко описывает характерные черты экстравертов и интровертов. Он отмечает, что для экстравертов свойственны: активный затратный стиль, открытость.

Экстраверт понимает себя через мнение окружающих, испытывает трудности самосовершенствования, т. к. не очень большое внимание уделяет собственному внутреннему миру. Он не боится противопоставить себя остальным, более заметен в социуме.

Интроверт больше копит, бережет свои ресурсы. Он несколько отделен от мира, может обходиться без обратной связи, но более защищен, т.к. не торопится открыться. У интровертов чаще может быть замыкание на себе, но и самосовершенствование легче. Для них характерна детализация материала, их открытия очень сложны для неспециалистов.

Важное отличие в характерах экстравертов и интровертов отметил А.В. Букалов. Он утверждает, что для экстраверта характерна «тенденция к сжатию, исчезновению под воздействием объекта», для интроверта – «тенденция к расширению, к ассимиляции, подчинению объекта» .

Основные различия экстравертных и интровертных типов приведены в таблице, составленной на основе данных вышеуказанных авторов, а также Ф. Я. Шехтера и Д. Кейрси (табл. 3).


Таблица 3 Различия экстравертов и интровертов


Внешние различия экстравертов и интровертов

Экстраверты отличаются широкой жестикуляцией. Даже при хорошем воспитании экстраверт с трудом сдерживает жесты. Жесты экстравертов широкие, от плеча. Интроверты обычно не жестикулируют, а если есть жестикуляция, то от локтя. То же с мимикой: лица экстравертов более подвижные, эмоции ярко выражены. Интроверты держатся более сдержанно, из-за этого они производят впечатление более скромных, но это не внутренняя скромность, а просто способ выражения активности. Проиллюстрируем эти различия с помощью портретов работы известных художников

Рис.1. Д. Левицкий. Портрет Нелидовой Рис.2. Д. Веласкес. Дама с веером

[Здесь важно понимать, что "внешность обманчива". 20-30% населения не вписывается в эти внешностные рамки]

Взаимная дополняемость экстравертных и интровертных типов

Экстраверсия и интроверсия – дополняющие параметры. Партнеры с разными установками могут помочь друг другу, расширить представления о мире и о себе, решить сложные для другого проблемы. «Экстраверт дает интроверту чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт экстраверту – реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить» [ 3 ]. Вот чем могут помочь друг другу люди дополняющих типов (на основе данных Р. К. Седых [ 7 ]).

Экстраверт учится у интроверта : замечать и ценить свой внутренний мир, наводить в нем порядок и гармонию, что дает новые успехи во внешнем мире, в развитии объективных качеств.

Интроверт учится у экстраверта: замечать и ценить свои и чужие объективные качества, узнает им истинную цену, что дает возможность принять себя и других, такими как есть.

Виды деятельности для экстравертов и интровертов

Экстраверты и интроверты достигают максимального успеха в деятельности, соответствующей их собственным установкам. Работа, требующая «чужой» установки, приводит к усталости и не приносит удовлетворения. Приводим ориентировочные данные о предпочтительных видах деятельности на основе рекомендаций В. В. Гуленко [ 25 ].

Экстраверты лучше справятся с задачами:

Интроверты лучше справятся с задачами:

крупномасштабными, предполагающими широкое поле деятельности;

локальными, ограниченными по масштабу или разбитыми на этапы;

требующими повышенной активности и интенсивных энергозатрат;

допускающими постепенность и неспешность в своем решении;

первоочередными, требующими оперативного решения.

требующими углубления, глубокой проработки.


Прокофьев В.Г.:

Для экстраверта: целый мир - его дом.

Для интроверта: его дом - целый мир.


Наверное, каждый из нас замечал, что есть люди общительные, энергичные, которые могут одновременно заниматься несколькими делами. Они имеют огромное число друзей и приятелей, всегда находятся в центре событий. И есть люди, своими чертами будто противоположные первым: они сдержаны, молчаливы, более замкнуты и внутренний мир их обычно - загадка для окружающих.
Первые - это экстраверты, вторые - интроверты. Слово «экстраверт» обозначает особенность психики человека, обращенной к внешнему миру и подчиненной его требованиям. «Интроверт» -это человек,
КТО Я? КТО ПЕРЕДО МНОЙ?

сознание которого обращено к своему внутреннему миру, для которого свои чувства, переживания важнее любых внешних событий. Поэтому экстраверты в своих мыслях и поступках опираются на объективные данные, приходящие из окружающего мира от реальных объектов, их составляющих, и обычно склоны подчиняться требованиям общества, интересам дела, чужому мнению, которые для них важнее, чем свои желания. А вот у интровертов наоборот: для них важнее свои мысли, чувства, желания и представления о мире, чем требования окружающей среды, сиюминутной ситуации, которыми они могут пренебречь для достижения своих целей. В силу этого экстраверты ориентируются на объекты -людей, вещи, деньги и т. д., а вот отношения и зависимости между этими объектами для экстраверта есть дело вторичное, и их можно изменять как угодно. Для интроверта же главное не объекты, а отношения между ними, которые, по его мнению, придают устойчивость как внешнему миру, так и субъективному миру человека-его чувствам и переживаниям. А объекты внешнего мира можно менять, считает интроверт, - если они не обеспечивают нужных отношений.
Поскольку экстраверт ориентируется на объективно данное, то он стремится избежать своего субъективного, личностного отношения к рассматриваемому явлению, в отличие от интроверта, который в сильнейшей степени ориентируется на свои внутренние отношения и потребности, связанные с объектом.
Собственно, причина неприятия новых идей в науке и технике, отклонение предложений по самым перспективным направлениям зачастую связаны с тем, что наука продолжает оставаться глубоко интровер- тированной. Кстати, склонность к занятию наукой наблюдается больше у интровертов, чем у экстравертов. Поэтому восприятие новых идей, особенно в плане реализации, требующих материальных затрат, происходит довольно туго. В этом смысле консерватизм нашей системы, в том числе и научной, весьма велик. Отсюда воспринимаются как нечто значимое лишь те идеи, которые приходят из-за рубежа. Как объясняют сами интроверты, их мнения о мире необъективно, и брать на себя ответственность за оценку объекта, его качеств при отсутствии объективных рыночных отношений они не могут. В силу этих причин они стремятся, чтобы объекты были оценены другими, например, за рубежом.
Рассматривая политику государств, нетрудно определить-экстравертно оно развивается или интровертно. Экстравертная политика, экономика стремятся распространиться, завязать отношения с другими государственными образованиями, принять от них что-то полезное, но, как правило, не менять их как объекты. Что касается интровертной структуры, то здесь преобладает неприятие нового как угрозы и попытки ассимилировать, подчинить своему влиянию.
Кстати, утверждение, что ребенок, его психика - «белый лист бу-