Факторы влияющие на проявление альтруизма. Альтруизм:социально-психологический анализ

Дж. Макоули и И. Берковитц определяют альтруизм как по­ведение, осуще­ствляемое ради блага другого человека без ожида­ния какой-либо внешней на­грады .

В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую оче­редь заботой о благе объекта его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения. В связи с этим Бьерхофф выделил два условия , определяющих просоциальную реакцию: 1) намерение действовать на благо другому и 2) свобода выбора (то есть действия не по профессиональной обязанности). Таким образом, альтруистическое поведение – поступки, направленные на благо другого человека, при том что у донора есть выбор, совершать их или нет.

Примером может служить притча о добром самаритянине, описанная в Евангелии, т.к. он помогал при отсутствии социального давления ; не на глазах у способного оценить его зрителя ; ему не были предписаны жесткие моральные нормы (как священнику); потому, что он взял на себя труд и затраты, не надеясь на вознаграждение .

Мотивы альтруизма. Ученые, изучавшие эту проблему, не смогли обнаружить влияния личностных черт на склонность к оказанию помощи. Нет такой личностной черты – альтруизм. Существует по крайней мере три теории, которые дают объяснение альтруистического поведения. Все они взаимно дополняют друг друга. Каждая использует пси­хологические, социологические или биологические концепции для объяснения двух типов альтруизма: 1) «альтруизма», основанного на взаимном обмене в духе «ты - мне, я - тебе» и 2) альтруизма, не предполагающего никаких дополнительных условий.

Согласно теории социального обмена , оказание помощи мотивируется стремлением минимизировать расходы и увеличить, насколько возможно, доходы. Другие представители этого направления считают, что подлинно альтруистическая обеспокоенность положением других также может мотивировать людей.

Социальные нормы также предписывают нам оказание помощи. Норма взаимности побуждает нас на помощь отвечать помощью, а не вредить тому, кто нам ее оказал. Норма социальной ответственности вынуждает нас оказывать помощь нуждающимся, даже если они не в состоянии ответить тем же.

Эволюционная психология признает два типа альтруизма: преданность роду и взаимность. Однако большинство эволюционных психологов считают, что ге­ны эгоистичных индивидуумов выживут с большей вероятностью, чем гены жер­твующих собой личностей, и поэтому общество следует учить альтруизму.

2. Детерминанты альтруистического поведения. Психологи выявили ряд факторов , от которых зависит проявление альтруизма (которые благоприятствуют или препятствуют проявлению альтруизма).

1. Проявлению альтруизма способствуют различные ситуационные влияния .

Число очевидцев (Феномен безучастного наблюдателя): присутствие других людей в значительной степени уменьшает воз­можность вмешательства, т.к. чем больше число очевидцев чрезвычайной ситуации: 1) тем, похоже, меньшая доля из них замечает случившееся ; 2) тем меньше они склонны рассматривать ее как чрезвычайную и 3) тем меньше они склонны брать на себя ответственность по ее разрешению .

Таким образом, оказывает влияние восприятие, оценка и интерпретация ситуации . Здесь срабатывают так называемые эф­фекты "множественной неосведомленно­сти" и "диффузии ответ­ственности ".

Множественная неосведомленность ха­рактеризует ста­дию оценивания ситуации. Будучи не один, человек при оцени­вании ситуации использует реакции окружающих . В то же время каждый из присутствующих сдерживает свою реакцию , чтобы ее чрезмерная си­ла или по­спешность не поставили его в неловкое положение, не при­влекли к нему вни­мание . Но поскольку в такое замешательство, веду­щее к задержке реакции, первоначально впадают все присутствую­щие, то требующая неотложной по­мощи ситуация несчастья ошибоч­но интерпретируется как менее критическая.

2. Влияние моделей: просоциальные модели действительно способствуют прояв­лению альтруизма. Люди более всего склонны оказывать помощь, когда видят, что другие бросились помогать.

3 Фактор дефицита времени. В реальной жизни люди в большинстве случаев спешат. Таким образом, готовность пожертвовать своим временем ради человека, который в этом нуждается, можно рассматривать как щедрость. В спешке они в полной мере не осознают ситуацию .

4. Личностные влияния , например настроение , тоже имеют значение. Совершив какой-либо проступок, люди чаще желают оказать помощь, надеясь тем самым облегчить чувство вины или же восстановить свой Я-образ . Опечаленные люди также склонны к оказанию помощи. Однако принцип «плохое настроение - хорошие поступки» не распространяется на детей , что дает возможность предположить, что внутреннее вознаграждение за оказание помощи является продуктом более поздней социа­лизации . Люди в хорошем настроении чаще совершают хорошие поступки: счастливые люди готовы прийти на помощь .

Личностные характеристики лишь относительно позволяют прогнози­ровать оказание помощи. Однако последние данные свидетельствуют о том, что некоторые люди постоянно более склонны к оказанию помощи, чем другие; высокоэмоциональные, эмпатические и склонные к самостоятельному принятию решений личности более способны к сопереживанию и оказанию помощи.

Люди с высокой степенью самоконтроля , поскольку они стараются соответствовать тому, чего от них ожидают окружаю­щие, в особенности склонны к оказанию помощи , если они полагают, что это приведет к социальному вознаграждению . Мнение других имеет меньшее значение для интернально ведомых личностей с низкой степенью самоконтроля.

По данным психологических исследований, люди, достиг­шие более высо­кой стадии развития морального суждения , чаще реагируют на сигналы бедствия, быстрее вмешиваются в ситуацию и оказы­вают помощь.

Гендерные различия взаимодействуют с си­туацией: в потенциально опасной ситуации, когда незнакомым людям необходима помощь, мужчины оказывают помощь чаще. Но в более безопасных ситуациях женщины несколько более склонны к оказанию помощи. Но в целом, женщины в значительно большей степени склонны к оказанию помощи.

Религиоз­ные люди более склонны к оказанию помощи.

Для того чтобы, усилить оказание помощи, мы можем

1. воздействовать на те фак­торы, которые мешают этому. Способствует усилению желания ока­зать помощь-

    все, что персонализирует незна­комцев, - личная просьба, зрительный контакт, упоминание чьего-либо имени, предчувствие взаимодействия;

    обстоятельства, которые способствуют самоосознанию - прозвища, наблюдение и оценка со стороны, сосредоточенное спокойствие, - также способствуют усилению жела­ния оказывать помощь.

2. обучить альтруистическим нормам и социализировать людей, чтобы они воспринимали себя как способных к оказанию помощи.

3. первый шаг в направлении социализа­ции альтруизма заключается в обучении моральному включению (инклюзии), в противодействии естествен­ной предрасположенности в пользу своей группы , учитыва­ющей только интересы своего рода и племени, путем рас­ширения круга людей, чье благополучие заботит нас.

Второй шаг - моделирование альтруизма.

Введение

Все мы наблюдаем, оцениваем, интерпретируем или принимаем непосредственное действенное участие в жизни наших знакомых, родственников, друзей, а то и вовсе совершенно «посторонних» людей. У каждого при наблюдении специфической ситуации «автоматически» срабатывает некий побуждающий, мощный импульс, который говорит нам - нужно помочь. И мы с ним даже не спорим, не выясняем, что да как и что к чему, а просто делаем, что необходимо. Источник этого - совесть - сопровождает и оберегает нас на протяжении всего нашего пути: не навязывается, не приказывает, не заставляет, а помогает настроиться на «нужную частоту». Происходит это просто, понятно и доступно: главное, уметь «слышать» и «слушать», на основании чего уже значительно легче правильно мыслить и, в соответствии с этим, разумно поступать.

Одним из её составляющих является рассматриваемый нами феномен - альтруизм, который можно назвать мировоззрением, миропониманием человека, который мыслит подобным образом, понимает,осознаёт и руководствуется своим «видением» мира.

Нравственность, человечность, забота, понимание, сочувствие, доброта, уважение, милосердие, сострадание, честность, открытость, простота, естественность - всё это, в определённой степени, составляет рассматриваемый нами феномен.

Безусловно, тема актуальная и интересная сама по себе. Актуальность и интерес, в данном случае, гармонично дополняют друг друга: пожалуй, каждый человек будет испытывать приятные, искренние эмоции, если ему помогут в чём-либо и сделают это в самый нужный момент, правильно, не навязчиво, аккуратно, искренне и, вполне возможно, с любовью. Если подобные составляющие соблюдаются, то человек непременно адекватно оценит оказанную ему помощь и, скорее всего, поступит также.

Каждый человек уникален и психология его мышления не исключение. И «уж коль» психология это наука, которая на месте не стоит, то и данные становятся всё более интересными, в силу фактора времени. Да и вообще, как может быть не актуальным то, что делает человека человеком.

В этой работе дана общая характеристика самого понятия альтруизма, представлены разные точки зрения на этот социальный феномен, рассмотрены такие этические категории как мораль и нравственность; достаточно подробно рассматриваются мотивы, побуждающие человека к подобным действиям.

Одно из определений гласит, что альтруизм, как способность сопереживать и понимать других - это духовная одарённость, развивающаяся волей настоящей личности.

Сейчас существует достаточноопределений (или как сейчас принято называть дефиниций) альтруизма. Все, по-своему, интересны, верны, но идею несут схожую - осознанная способность помочь.

Цель курсовой работы - социально-психологический анализ альтруизма.

Объект исследования - альтруизм как социальный феномен.

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть различные подходы к определению альтруизма;

Охарактеризовать альтруистическое поведение;

Выявить и описать основные мотивы, побуждающие к проявлению альтруизма;

Гипотеза: существование и различение естественных и искусственных альтруистических побуждений.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы

Глава 1 Понятие альтруизма

1.1. Общий обзор

Что такое альтруизм? Ответы на этот вопрос даются исследователями и учёными разных временных периодов, начиная ещё с девятнадцатого века.

Все они, в целом,составляют систему ценностей личности, которые проявляются в милосердии и заботе.

Говоря простым языком альтруизм - это такое умонастроение человека, при котором благо других людей, для альтруиста, гораздо более ценное, нежели своё собственное (в самом правильном смысле). Проявляется это в готовности отодвинуть на второй план личные интересы и при этом совершенно не чувствовать себя каким-то образом ущемлённым. Также это умение «ощущать» других людей, умение искренне им сочувствовать или вместе с ними радоваться. Что, на мой взгляд, само по себе является очень ценным качеством (или даже уникальным).

Введению в научный и повседневный оборот самого термина, выражающего смысл данного социального феномена, способствовал французский мыслитель, основоположник социологии Огюст Конт. Известный философ с помощью этого нового для своего времени термина хотел выразить понятие, противоположное эгоизму, принцип которого точен и понятен - «живи для других». Огюст Конт считал, что под влиянием альтруистических тенденций общество, как целостный социальный организм, будет развиваться в направлении все большей гуманизации ценностей (когда высшей ценностью выступает сам человек). Он называл альтруизм «социальным чувством» и связывал его с постепенной «эмансипацией личности человека». Не лишним будет заметить, что сама формула «живи для других» была, без преувеличения, революционна для своего времени.

Вслед за Контом, альтруизм и связанное с ним поведение исследовали Николай Александрович Бердяев, Владимир Сергеевич Соловьев, а также Альберт Швейцер и Артур Шопенгауэр.

Общее, что объединяет их концепции? это рассмотрение альтруизма в контексте нравственного поведения.

Соловьёв, например, считал, что основанием нравственного, альтруистического отношения к другим могут быть только жалость и сострадание. Общее правило альтруизма, согласно Владимиру Сергеевичу, может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою.

Шопенгауэру принадлежит идея о том, что само человеческое сочувствие людей друг другу базируется на переживании общности собственной природы, что благоприятствует альтруистическому поведению.

Швейцер, изучая сочетания альтруизма и эгоизма, пришёл к выводу, что альтруизм возникает в мышлении общества, а затем становится убеждением индивидов.

Впрочем, ещёИ.Кант говорил о том, что есть некиестабильные т.н. моральные пределы(или максимумы), которые остаются незыблемыми в любых культурах. Значит, можно предположить, что некие альтруистические установки составляют, в том числе, основу нравственности.

С началом XX века начал пробуждаться интерес к исследованию альтруизма у этологов (что изучают поведение животных), психоаналитиков (что трудятся в рамках психоанализа) и психологов (что изучают психикучеловека).

Внимание этологов к изучению альтруистического поведения привлекли работы Ч.Дарвина, который с эволюционной точки зрения описал адаптирующее значение альтруизма для групповой приспособленности и естественного отбора групп.

Герберт Спенсер (английский социолог)рассматривал альтруизм как адаптивное качество, возникающее в ходе естественной эволюции.

В.П. Эфроимсон (советский генетик) считал, что эмоции человечности, доброты, бережного отношения к другим развивались под действием естественного отбора и входили в фонд наследственных признаков.

Ф.Г. Добржанский, что считается генетиком и отечественным и американским, полагал, что альтруистические чувства «запрограммированы» генетически. Данный подход называется этологическим. В его рамках альтруизм рассматривается как биологический феномен, имеет инстинктивную природу, наследуется.

Данной точке зрения противостоит иная позиция, изложенная наиболее полно И. П. Павловым, который считал «настоящий альтруизм приобретением культуры», связанным со второй сигнальной системой, и если она слаба, то «непременно на первом плане будет забота о собственной шкуре». Практика подтверждает правильность подобного взгляда (с определённой стороны), когда культура не наследуется, её нужно формировать с момента рождения ребенка.

«Генетическая основа альтруизма при этом присутствует, по утверждению В. Я. Семке, в качестве биологической предпосылки, потенциальной возможности воспитания».

В психоанализе альтруизм рассматривается, как стремление редуцировать присущее человеку чувство вины перед другим путембескорыстногопоступка. Основываясь наэтой гипотезе ряд авторовпредположили, что испытуемые нарушившие определенное правило, будутболее склонны к альтруистическому поведению.

Учёные этого направления первыми обратили внимание на неосознаваемые аспекты альтруистической мотивации:

В частности, ими были изучены связь альтруистического поведения с чувством вины. З.Фрейд считал, что альтруистические побуждения являются невротической компенсацией побуждений эгоистических;

Исследована роль психологических защит, перерабатывающих первоначальную эгоистическую мотивацию в мотивацию альтруистическую, чем занималась Анна Фрейд;

Обнаружена связь альтруизма со стремлением к контролю и доминированию (Эрих Фромм).

1.2 Психологический подход

В рамках психологического подхода акцент делается на субъективную картину альтруистического поступка, исследуются переживания и эмоции альтруиста, изучаются специфические альтруистические установки и те механизмы, которые обеспечивают мотивацию и само альтруистическое поведение. Отдельное направление в разработке теории альтруизма составили исследованият.н. морально-нравственных предпосылок его развития в процессе индивидуального развития человека (онтогенез). Особенно полно данное направление представленоотечественными учёными: Антилогова Лариса Николаевна (смысловые установки), Асмолов Александр Григорьевич, Божович Лидия Ильинична (общественная направленность), Гаврилова Татьяна Павловна, Додонов Борис Игнатьевич (эмоциональная направленность) и другие.

Учёные Т.П.Гаврилова и Л.П.Журавлёва, например, связывают альтруизм с сопереживанием (эмпатией): б ольшинство людей, видя чужие страдания, сами начинают переживать и сочувствовать происходящему и потому стремятся смягчить негативные переживания другого человека, благодаря чему успокаиваются сами. Создатель концепции эмоциональной направленности личности, Б.И.Додонов, связывал его с устойчивой потребностью одного человека во благе другого.

Согласно теоретическим представлениям А. Г. Асмолова об иерархической уровневой природе установки как психологического механизма стабилизации деятельности выделяется четыре уровня регуляции деятельности, соответствующие структуре деятельности: уровень смысловых установок, уровень целевых установок, уровень операциональных установок и уровень психофизиологических механизмов - регуляторов установки в деятельности. Уровень смысловых установок является ведущим в иерархической структуре регуляции деятельности.

Вообще в отечественной психологической науке обращается внимание наальтруистические установки, эмоции, направленность личности, ценности и мотивы деятельности. Наши учёные больше склоняются к необходимости нравственной оценки альтруистического поведения.

Советская философская наука предложила альтернативу альтруизму- коллективизм. Интересно, что в своё время А.В.Петровский рассматривал альтруизм с точки зрения коллективизма, где последний выступал как норма регулирования поведения людей в обществе. М. И. Бобнева, говоря о процессе формирования нравственных качеств личности и её общественных мотивов, в числе последних называет мотивы коллективизма и альтруизма, то есть рассматривает их рядом. Е. Е. Насиновская считает, что носитель альтруистической мотивации способен проявить альтруизм не только по отношению к любому социальному объединению, членом которого он является, но даже к незнакомым лицам и общностям, в которые он реально не включён.

Таким образом, понятие «альтруизм» находится, по-видимому, во взаимодополняющих отношениях с «коллективизмом», в некоторых случаях конкретизируя последний. Иными словами, в соответствующих психологических разработках аспекты альтруизма рассматриваются как отражающие направленность субъекта на защиту интересов общества в целом или его отдельных групп.

Философия говорит об альтруизме как о нравственном принципе, заключающемся в служении другим людям и рассматривает его как культурно-социальный феномен.

Американский психолог Дэвид Майерс рассматривает альтруизм как эгоизм наоборот - когда помощь оказывается даже тогда, когда ничего не предлагается взамен. При этом учёный отмечает, что сознательно с собственными эгоистическими интересами подобные побуждения не связаны, а стремление помогать актуализируется в том случае, когда опыт предыдущей помощи носил позитивный характер (проявление благодарности, например).

Если же ситуация была противоположной, то человек, согласно Майерсу, старается сдерживать подобное поведение (сперва ты мне, а потом я тебе).

Ещё один американец - Фредерик Скиннер - высказался вполне ясно: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки». Никаких комментариев не требуется.

Заслуживает внимания и уважения Питирим Александрович Сорокин, создавший в целый исследовательский центр т.н. креативного альтруизма.

За время существования Центра все исследования велись в следующих основных направлениях:

1- описание и формулирование рабочего определения бескорыстной созидающей любви;

2 - изучение положения данной проблемы в современной науке

(40-е, 50-е годы 20-го века);

3- анализ и экспериментальная проверка эффективности различных методов воспитания альтруизма: древние приёмы йоги, религиозные техники, правила и предписания: изучались и использовались христианские, мусульманские, буддистские пути повышения духовной и альтруистической потенции, которые мотивировали людей преодолевать свой эгоизм.

Так вот, самое главное состояло в том, что в ходе исследования было доказано, что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть, а сампроцесс альтруистического перевоплощения, согласно исследованиям, проходит трудно и болезненно, занимая длительное время, и практически никогда не происходит внезапно.

Получается, чтоальтруистическая направленность позволяет человеку достичь определённого уровня удовлетворения, самоуважения и правильного чувства собственного достоинства. Согласно исследованиям, такие люди,волевые, открытые, в определённой степени просты, само собой отзывчивы и, конечно, неплохо соображают. Однако, не следует забывать о том, что невозможно стать «истинным альтруистом» сразу же. На это требуется время. Но оно того стоит.

Глава 2 Альтруизм как социальный феномен

2.1 Альтруистическое поведение

Итак, мы подошли к тому, что человек, которого можно назвать альтруистом - это тот, который просто даёт, в этом вся суть .

Никакого потом у альтруиста нет, у него есть «сейчас» и ему «в тягость» вести подсчёты касательно того, сколько, чего и для кого он сделал - у него голова другим занята.

И здесь речь идёт об альтруистическом сознании, которое и определяет направленность человека. Одной из составляющих такого сознания являются убеждения, в основе которых лежат знания правил, норм, принципов,понимание этических и социальных человеческих ценностей.

Польский исследователь Ян Рейковский под альтруистическим поведением понимал безраздельную самоотдачу, отказ от собственных интересов в пользу других людей.

Для того, чтобы в дальнейшем нам было легче ориентироваться, сопоставлять и последовательно связывать следует более подробно рассмотреть именно подобное поведение.

Тем более, что более всего нас интересует именно психологический подход к изучаемому явлению и в дальнейшем слова «просоциальный» и «альтруистический» будем использовать как синонимы, потому, что это:

во-первых - удобно;

во-вторых - логично;

в-третьих - практично.

Близость понятия «просоциальное поведение» с таким понятиям, как «альтруизм» можно объяснить следующим образом: поступок может считаться просоциальным, когда он приносит пользу обоим.Про альтруизм можно сказать то же самое. Проявление доброты, например, есть ни что иное, как составляющее просоциального поведения, направленное на благо другого, а значит относится к проявлению альтруизма.

Таким образом, и «просоциальное поведение» и «альтруизм» это, в принципе, один и тот же вид поведения.

Существует два основных подхода к пониманию феномена альтруизма:

Альтруизм, как социальная норма взаимности;

Альтруизм как социальная норма ответственности.

В некотором смысле это определённые уровни объяснения (или трактовка).

Если рассматривать альтруизм как норму взаимности , то он будет основываться на универсальном кодексе чести (или базовые социальные нормы), что характерен для любой социальной группы.

Данный подход тесно связан с концепцией (пониманием) т.н. реципрокного альтруизма, суть которого - ты мне, я тебе. Считается, что данная норма работает в любых социальных системах и в любых отношениях (как правило) и способствует накоплению одного из самых ценных социальных «качеств»взаимоотношений - доверия людей друг к другу. Но, как известно, у любого правила существуют свои исключения: в данной ситуации это вероятность того, что у человека, которому оказывается помощь, к сожалению, или к счастью не всегда есть возможность равноценного «ответа».

Если же рассматриваемый нами феномен выступает как норма ответственности , то именно она лежит в основе бескорыстного поведения в отношении либо социально незрелых людей? детей, либо в отношении особой категории людей с так называемыми ограниченными возможностями (и физическими, и экономическими, и психическими) - инвалиды, пожилые и другие. Утверждать, что данная норма заставляет, обязывает или же приписывает совершать те или иные действия, наверное, не совсем верно. Более верными, как мне кажется, будут формулировки следующего содержания: подобная норма взывает к совести, побуждает к вернымосознанным действиям, способствует проявлению лучших качеств (которые до момента оказания помощи «дремали»), а то и вовсе способствуют самореализации.

Здесь уместным будет привести пример Берковича и Даниэльс (1964), точнее выдвинутую норму «социальной ответственности», согласно которой «если другой зависит от тебя в достижении своей цели, ты должен помогать ему».

Для прояснения этого вопроса Грингласс (1969) провела специальное исследование в ходе которого было установлено, что альтруистическая «норма социальной ответственности» актуализируется в том случае, если предшествующая помощь индивиду носит позитивный характер. Если же она носит негативный характер, то актуализируется «норма реципрокности» - ты мне, я тебе. Одно ясно совершенно точно - альтруистические нормы существуют и действительно функционируют.

Встречается, нечасто, ещё одна теория - теория социального обмена, согласно которой человеческое взаимодействие представляет собой своего рода соглашения, которые ставят своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «расходы», а альтруизм в ней объясняется следующим образом: человеческое взаимодействие направляется «социальной экономикой». Речь идёт о том, что человек в ходе взаимодействия обменивается не только товарами, деньгами, другими благами, но и эмоциями, статусом, информацией и др. При этом происходит уменьшение расходов и увеличение вознаграждений. Но это вовсе не означает, что человек сознательно рассчитывает на вознаграждение. Просто, как утверждают представители теории социального обмена, именно анализ затрат и вознаграждений (или уменьшится чувство вины, или увеличится уважение) и желание достичь максимально положительного для себя результата определяют наши альтруистические поступки.

Таким образом, перечисленные теории исходят из того, что бескорыстное оказание помощи - альтруизм - связано с существованием в обществе определенных правил, которые, в основном, исполняются.

Рассмотренные выше подходы к проблеме альтруизма имеют много общего. В частности, каждая из перечисленных теорий предлагает два типа рассматриваемого поведения и каждая из них также даёт возможности хоть в какой-то степени понять мотивы и причины двух типов альтруизма: основанного на взаимном обмене и того, который не предусматривает никаких дополнительных условий.

В конце концов, каждый из подходов в той или иной мере ищет и моделирует условия для формирования устойчивой альтруистической установки у человека.

Однако сама помощь может оказываться по-разному.

Согласно нашей гипотезе всё просоциальное (или альтруистическое) поведение можно разделить на два типа:

А - искусственное альтруистическое поведение

Б - естественное альтруистическое поведение.

Причём, среди «искусственников» можно выделить два подтипа: к первому подтипу можно отнести тех людей, которые оказывают помощь только потому, что так надо (проще говоря, чтобы совесть не мучила); назовём их ЛОПИНы - т.е. люди, оказывающие помощь из необходимости.

Ко второму подтипу можно отнести людей, которые, помогая другим, в определённой степени сострадают, сочувствуют и сопереживают, однако же действия таких людей ещё не подкреплены твёрдой уверенностью и ясностью понимания - «для чего, собственно, я всё это делаю». Назовём их СИСНы - т.е. сопереживающие и сочувствующие, но неуверенные.

В общем, подобное «искусственное» альтруистическое поведение характеризуется тем, что человек (или субъект) руководствуется «продиктованной» необходимостью, не противоречащей его интересам .

Что касается «естественников», то здесь всё гораздо проще: для таких людейальтруистическое мышление и поведение это норма, в самом правильном смысле. Такие люди правдивы, просты, умны, добры, компетентны. Видя, что другой человек или другие люди нуждаются в помощи они, эту самую помощь, оказывают не раздумывая (не сомневаясь, при этом, в правильности своих действий). Причём делают это разумно, грамотно, если не сказать, профессионально.

Здесь волне уместным будет упомянуть про концепцию профилей личности по доминирующему инстинкту В.И. Гарбузова, где альтруизм, как инстинкт добра и гуманизма, с нравственной стороны ограничивает тенденции всех инстинктов, выступая в роли своеобразной «совести» и не содержит эгоизма (в нашем понимании). Высшая ценность для данного профиля личности - Человек (этим всё сказано).

2.2 Факторы, влияющие на оказание помощи

Вполне естественным будет вопрос: что же побуждает людей оказывать или не оказывать помощь? Почему одни раздумывают некоторое время - стоит ли вмешиваться? А другие и вовсе, что называется, «проходят стороной».

Поскольку психология это наука, то и ответы на эти вопросы следует формулировать исходя из научных данных.

Опираясь, в том числе, на первую часть нашего исследования можно говорить о том, что исследователи, психологи, учёные разных времён посредством предположений, теорий, опытов пытались выяснить, что же такое в человеке есть - найти некую черту или предрасположенность - что отвечает за альтруистическое мышление, а значит и поведение (например, Гарвардский центр Питирима Сорокина).

Принятие решения об оказании помощи зависит от нескольких обстоятельств.

Проще говоря, желательно, чтобы любая просьба излагалась простым, ясным и вежливым языком, при этом сопровождалась уважением к человеку и его потенциальному праву отказать. Чтобы человек, к которому обращаемся, не испытывал при этом какого-либо дискомфорта. Например, в разговоре проситель может специально отметить, что если по какой-то причине человек не может помочь, то на него не затаят обиды и это не скажется на взаимоотношениях с ним. Это подтверждено экспериментально.

Определённое значение имеет рефлексия и персонификации: связь, возникающая между людьми, которые видят выражение лиц друг друга и могут друг другу представиться. Считается, что готовность к оказанию помощи возрастает и тогда, когда у человека есть реальные шансы на последующую встречу и с пострадавшим, и с другими очевидцами.

Оказание помощи может зависеть от того, является ли оно актом, достойным подражания. Далее, присутствие других людей: принятие решения об оказании помощи может зависеть от наличия других людей, способных оказать помощь; при этом может иметь место эффект «диффузии ответственности», связанный с ожиданием того, что помощь окажут другие присутствующие (когда каждый «перекладывает» ответственность и формирование намерения оказать помощь на другого).

Все эти факторы считаются внешними. И здесь следует отметить, что у любой закономерности существуют свои исключения: приводимые факты вовсе не означают, что данные экспериментов будут совпадать с поведением абсолютного большинства людей. Взять, например, нашу страну, когда никогда, что называется, на все 100% невозможно предугадать поведение человека или нескольких людей в той или иной ситуации. И это, как мне кажется, нормально - ведь мы же люди, а не машины.

Однако же, существуют и факторы внутренние, к которым можно отнестизатраты времени, прилагаемые усилия, возможные денежные расходы, отсрочку своих планов, неудовлетворение своих потребностей и, конечно же, степень опасности для здоровья и жизни. При этом, едва ли не решающим фактором является наличие у человека определённых нравственных норм или, как правильно пишут наши отечественные психологи - чувство долга.

Человек с высокой нравственностью, развитым чувством долга, несмотря на затраты времени, средств и усилий, обязательно поможет попавшему в беду. При этом он примет на себя ответственность и за результаты оказания помощи. Также сказывается и влияние среды проживания: по сравнению с обитателями небольших городов или сельских районов жители мегаполисов менее склонны оказывать услуги: здесь прослеживается интересная закономерность - чем больше город и чем выше в нём плотность населения, тем менее склонны к помощи его жители. Это подтверждается и американскими и нашими, российскими исследованиями.

Гендерные особенности, согласно экспериментальным данным, тоже оказывают своё влияние на оказание помощи. Поведение мужчин и женщин в характерной ситуациистало предметом изучения 172 исследований, в которых сравнивались 50 000 испытуемых - мужчин и женщин с точки зрения готовности к оказанию помощи.

Проанализировав полученные результаты, Элис Игли и Морин Кроули пришли к следующему выводу: мужчины, оказавшись в потенциально опасной ситуации, когда незнакомому человеку нужна помощь (например, проколотая шина или падение в вагоне метро), чаще всего помогают (Eagly, Crowley, 1986). Но в ситуациях, в которых речь не идёт о жизни и смерти (например, нужно принять участие в эксперименте или потратить время на умственно отсталых детей), женщины несколько более отзывчивы.Следовательно, в разных ситуациях гендерные различия проявляются по-разному. Игли и Кроули предположили, что если бы исследователи изучали оказание помощи на примере продолжительных, близких отношений, а не в эпизодических контактах с незнакомыми людьми, то они наверняка обнаружили бы, что женщины значительно более склонны к альтруизму, чем мужчины. С ними согласны Даррен Джордж и его коллеги, которые считают, что женщины откликаются на просьбы друзей с большим сочувствием и тратят на оказание помощи больше времени (Майерс Д., 2004). Впрочем,

В кросс-культурном (когда в ходе исследования сравнивается поведение в двух и более культурах) исследовании Джонсона с соавторами (Jonson et al., 1989) показано, что женщины более альтруистически настроены, чем мужчины.

Т. В. Фогель на основании опроса жителей города Йошкар-Олы констатировала большую активность женщин в социально-помогающем поведении и меньшую активность такого поведения у мужчин: 47 % женщин практикуют социально-помогающее поведение и это происходит в 65 % возможных случаев. Возраст наибольшей социально-помогающей активности для женщин составляет 50-59 лет, для мужчин - 40-49 лет. Возраст наибольшей неактивности в у женщин - 20-29 лет и 30-39 лет, у мужчин - 20-29 лет и 40-49 лет соответственно.

Женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких) что, как мне кажется, совершенно нормально.

По данным Л. Е. Киреевой (2012), стремление к взаимопомощи супругов в трудную минуту отметили у себя 40 % мужчин и 65 % женщин. Для мужчин более вероятны краткосрочные помогающие действия, граничащие с подвигами (например, спасение людей).

Далее идут не менее любопытные сведения: в трёх экспериментах, поставленных социологами из Калифорнийского университета в Беркли, было установлено, что чем менее религиозен человек, тем больше его щедрость и бескорыстные поступки по отношению к другим диктуются чувством сострадания. И наоборот: чем более он набожен, тем меньше они продиктованы сочувствием. Из результатов экспериментов отнюдь не следует, что религиозные люди менее щедры и милосердны или же менее сострадательны, но эти результаты опровергают общераспространенное убеждение, что щедрость и милосердие обусловлены набожностью, отмечают авторы. Как показал эксперимент, связь между состраданием и щедростью сильнее выражена у тех, кто считает себя нерелигиозным или не очень религиозным человеком.

Теперь о самом главном, если можно так сказать: существует такое понятие, как гуманистическая совесть, под которой понимается голос самого человека, того лучшего, доброго, что он имеет. Именно она не даёт людям безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь только на служение интересам и потребностям других людей. Данная совесть призывает к самореализации, к воплощению в действительность своих сил и возможностей, не забывая при этом строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. С определённой степенью уверенности можно утверждать, что «такая» совесть есть у каждого, вопрос только в том, доминирует ли она или же «дремлет» применительно и к религиозным людям и не религиозным.

Рассматривая так называемые внутренние факторы оказания помощи, то наличие у человека совести является, пожалуй, основополагающим альтруистического поведения вообще. И, уверен,экспериментально это подтвердится. Вот и ответ на нашу гипотезу и ответ на сам вопрос, что такое альтруизм и что побуждает людей поступать именно так, как нужно и не иначе.

Однако же, психология - это наука, а наука предполагает сбор и систематизацию данных, их анализ, интерпретации на основе чего уже можно строить какие-либо гипотезы или теории.

Кроме этого была собрана информация о характерных признаках сочетаний личностных качеств; считается, что именно они отвечают за предрасположенность к альтруизму: более других к нему склонны люди более эмоциональные, а также люди деятельные (Bierhof 1991). А определённые качества личности могут влиять на реакцию человека в конкретной ситуации, в нашем случае это оказание помощи (бескорыстной, конечно).

При всём при этом считается, что альтруистическая ориентация является достаточно распространённой формой активности при взаимодействии людей друг с другом.

Человек - альтруист, таким образом, руководствуется своими настоящими нравственными принципами, которые и обуславливают бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Альтруистом человек является тогда, когда в его заботе о людях ни на сознательном, ни на сверхсознательном, ни на подсознательном уровнях нет мыслей о собственных интересах и выгоде. Настоящему альтруисту важна нравственная чистота его намерений и полная свобода от корысти.

И получается, что перечисленные типы альтруистического поведения обеспечиваются выраженными в людях такими свойствами личности, каксильная воля, гибкость, эмпатия, простота, смелость и добросовестность.

2.2 Альтруистическая мотивация

Важной проблемой здесь выступает то, что экспериментально мотивационная сфера человека изучена слабо, что не даёт возможности в полной мере понять психологическую природу альтруизма.

В ходе проведённых экспериментов такие мотивы, как общественные обязательства, эмпатия (сочувствие), желание ответить на аналогичную услугу (отплатить добром за добро), повышение самооценки, стремление к признанию, были признаны альтруистическими.

Отдельные данные подтверждают тот факт, что зачастую оказывают помощь другим люди эмоциональные и те, которые являются самостоятельными в своем жизненном выборе.

Согласно исследованиям, одни действия по оказанию помощи являются явно эгоистичными (избежать наказания, стать частью определенной группы и т.п.), вторые - почти эгоистичными (облегчить внутренний дистресс), третьи - собственно альтруистические, направленные на увеличение чьего-то блага (забота о благополучии других, а не о своей личной). Известно немало фактов, которые свидетельствуют, прежде всего, о том, что можно создать такую ситуацию, где человек автоматически или по принуждению проявит себя альтруистом. Также считается, что альтруизм возникает как одно из последствий «грехопадения», то есть чувство вины усиливает склонность к оказанию помощи. Психоаналитически настроенные исследователи рассматривают феномен альтруизма как попытку человека редуцировать присущее ему чувство вины перед другими. Правда, и тут полученные факты весьма противоречивы: доказано, например, что нераскрытая вина не увеличивает склонность человека к альтруизму; если же вина раскрывается, то попытки человека её «загладить» уже нельзя считать альтруистическими. Это из области психоанализа.

С позиций эволюционной психологии есть два вида альтруизма - защита рода, преданность ему и взаимная выгода. Людей необходимо учить альтруизму, поскольку, как считают представители этого подхода, гены эгоистических индивидуумов выживают с большей вероятностью, чем гены тех, кто жертвует собой.

Бихевиористы утверждают, что альтруистический мотив есть не что иное, как эмпатически возникающий, «когнитивно - предвосхищяемый»

эгоистический мотив. «Научение» альтруизму происходит по типу обычного

обусловливания и в принципе не отличается от других видов научения.

Эмпирические исследования показали, что при экстремальных условиях готовность прийти на помощь наивысшая там, где свидетель опасности один, чем их целая группа.

Выделены причины, которые тормозят процесс предоставления помощи:

Размывание ответственности (когда свидетель один, то он чувствует, что именно ему следует вмешаться, а если есть и другие свидетели, то чувство ответственности распределяется на всех);

Общественная оценка (каждый из свидетелей медлит, ведь пытается понять, что же будет, и все они становятся друг для друга примерами пассивного поведения, то есть процесс социального сравнения приводит к ошибочному толкованию ситуации: другие интерпретируют то, что произошло, как безопасное событие);

Боязнь оценки (присутствие других свидетелей вызывает чувство неуверенности, потому что другие станут свидетелями оказания помощи; когда же свидетель уверен в своих силах и компетентности, то присутствие других может служить стимулом для оказания помощи).

Данные исследований Б. Латане и Д. Дарли, например, также указывают на соблюдение принятых норм и правил поведения. Действенность же их зависит от того, насколько эти нормы и правила ценны для человека, чтобы ими руководствоваться (интериоризация). И чем более они интериоризированы, тем больше поведение людей начинает определяться предвосхищением его последствий и тем меньше поведение становится зависимым от внешних обстоятельств.

Латанэ и Дарли разработали на основе теории принятия решений модель процесса оказания помощи при возникновении кризисных (аварийных) ситуаций:сначала случайно оказавшийся на месте события человек должен обратить внимание на то, что нечто произошло. Затем, после того как данный человек осознал происшедшее событие, оно должно быть проинтерпретировано как чрезвычайное. Далее этот человек должен решить, стоит ли ему брать на себя ответственность за вмешательство. Как только такое решение принято, человек должен решить, в какой форме может быть оказана помощь. Наконец, человек должен решить, как реализовать свое решение помочь.

Имеются два подхода к оказанию помощи: помогающий может либо снабжать нуждающегося человека какими-либо ресурсами, выполняя вместо него некоторую работу, либо облегчать его положение, вдохновляя его опираться на собственные ресурсы.

Первый подход связан с ситуацией, когда человек не справляется со своими проблемами потому, что ему не хватает знаний и умений, чтобы решить проблему. Поэтому он ждет помощи от более компетентного в данном вопросе человека. Второй подход направлен не на передачу готового безличного знания, а на активизацию внутренних ресурсов того, кому она оказывается, чтобы тот сам справился со своими проблемами. Дело в том, что переживаемые трудности, при всей внешней похожести, глубоко индивидуальны и не могут быть точной копией переживаний других людей. Знание о том, что 75 % людей, использовавших в подобной ситуации некоторую стратегию, добились успеха, вряд ли может быть полезно человеку в принятии решения о том, как поступить именно ему и именно сейчас. По этой причине наиболее ценными для человека являются не чужие, а его собственные способы разрешения проблемы, причем такие способы, которые максимально подходят к ситуации и подкреплены личностными возможностями.

Мотивация - это то, что побуждает человека что-то делать. Следует различать два мотива, являющихся составляющими для альтруизма - мотивдолга и мотив сочувствия.

Основными мотивами, определяющими выбор альтруиста, являются человеческая жизнь и здоровье, а также высокий уровень ответственности.

Исследователями выделено два основных подхода к пониманию мотивационной природы альтруистического поведения:

1) личностно-нормативный (нравственные нормы, убеждения)

2) эмоциональный (эмпатия, сопереживание, сочувствие).

Большинство учёных выделяют либо личностно-нормативный, либо эмоциональный подход к анализу мотивации альтруистического поведения.

Обсуждаемые мотивы трудно различимы по своим внешним поведенческим проявлениям, однако имеют совершенно различное психологическое содержание.

Как отмечает Х. Хекхаузен, изучая мотивацию помощи, исследователи явно увлеклись внешними обстоятельствами, затратами времени и усилий, не уделяя должного внимания личностным особенностям. Совершенно очевидно, что одним из внутренних факторов альтруистического поведения является соблюдение норм или некоторых универсальных правил поведения.

Мотив нравственного долга : формируется на основе интериоризации (т.е. насколько для человека они ценны) альтруистических социальных норм, превращающихся во внутренние установки, личностно-смысловые регуляторы деятельности. Ведущим чувством в мотивации этого типа является чувство ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми. Его реализация сопровождается позитивными чувствами нравственного удовлетворения, самоуважения, повышением самооценки. Невозможность же реализации этого мотива, связана с ощущением бесчестности, недостойности своего поведения, пониженным самоуважением и это правда. Эти чувства выполняют по отношению к альтруистическому поведению две специфические функции: профилактическую, когда предвосхищаются последствия оказанияили неоказания помощи, и компенсаторную, когда альтруистическое поведение является средством восстановления утраченного чувства равновесия и благополучия.

Мотив сочувствия: основан на способности человека к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), что является весьма существенной составляющей альтруизма. Реализация этого мотиваневозможна без осуществления мысленной постановки себя на место нуждающегося в помощи человека, без процесса сопереживания ему.

О мотиве сочувствия речь идёт тогда, когда его проявление выступает как устойчивая и закономерная тенденция поведения. Сочувствие предполагает не только понимание другого и сопереживание его состоянию, но и сопереживание возможному улучшению состояния реципиента (объекта помощи), т.е. носит опережающий, предвосхищающий характер, побуждая к совершению акта помощи. Механизм сочувствия основан на таком взаимодействии, когда происходит «слияние» субъекта и объекта помощи. Есть точка зрения, что подобная мотивация практических результатов может и не приносить: дело ограничивается одними эмоциями (сочувствующие, но не помогающие). В этом случае субъект как бы выходит за пределы своего "Я" и приобщается к жизни и состоянию другого для понимания самоценности этих переживаний. В то же время, мотив сочувствия может играть существенную роль в реальной деятельности - внутреннее отождествление с объектом помощи, что предполагает слияние блага для другого и блага для себя.

По мнению Т. П. Гавриловой, эмпатия может проявляться в двух формах - сопереживания и сочувствия.

Сопереживание - это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Например, сострадание есть ощущение доли страдания другого человека. Сочувствие же есть это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (сожаления, соболезнования и т. п.). Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами, второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие.

Л. П. Калининский с соавторами считают, что при разделении эмпатических реакций правильнее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего «Я» во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, поскольку связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие - личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения.

Как показывают исследования, наиболее альтруистичными оказываются люди, в психологии поведения которых гармонично представлены оба мотива: когда и долг и сочувствие действуют примерно одинаково в соответствующих ситуациях. Человеку, основываясь на ожиданиях других,на умении и пониманиипсихического состояния людей значительно проще строить своё поведение.

Также альтруизм является следствием эмоциональной реакции - эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания.

Но и побуждается личностными нормами, определяющими ценности, что ставят интересы другого человека на первое место. Говоря языком психологии, альтруистическое поведение, в данном случае, характеризуется переживанием субъекта своего деяния как продиктованного внутренней необходимостью.

Получается, что альтруистическое (просоциальное) поведение направленно на благо других и не рассчитано на внешнюю награду. Что и требовалосб доказать.

К. Бэтсон считает, что просоциальное поведение включает в себя любые действия, связанные с оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера его мотивов.

Ситуации, в которых людям требуется помощь, могут быть самыми разными.

Мюррей (Murrey, 1939) дает следующий их перечень: человек слаб, покалечен, немощен, устал, неопытен, унижен, одинок, отвержен, болен, потерпел поражение или испытывает душевное смятение.

Помощь человеку нужна тогда, когда перед ним стоит какая-то задача или имеется какая-то потребность, которую он не может успешно решить или удовлетворить самостоятельно. Это может происходить по двум причинам:

1) у человека нет алгоритма решения; он не знает, как решать эту конкретную задачу или каким путём можно удовлетворить потребность;

2) возможно, алгоритм решения ему известен, но не хватает каких-либо ресурсов: времени, денег, оборудования, сил и т. д.

Важно всегда помнить и понимать, что человек, проявляющий инициативу в оказании помощи, должен быть предельно тактичным и не навязчивым.

Ситуации оказания помощи можно разделить также на две категории (Amato 1985; Benson et al 1980): спонтанные (реактивные), возникающие неожиданно, «здесь и сейчас» (как, например, оказание помощи человеку, получившему травму), и преднамеренные, заранее обдуманные, намеченные (например, спонсорская помощь, волонтерство и другие виды благотворительной деятельности, осуществляемой после тщательного продумывания и заблаговременного планирования).

Выявлено, что больший альтруизм проявляется в отношении к человеку, который зависим от оказывающего помощь (Berkowitz, Daniels, 1964), приятен (Daniels, Berkowitz, 1963; Epstein, Horstein, 1969), обладает привлекательной внешностью (Mims et al., 1975), знаком оказывающему помощь (Macanlay, 1975), разделяет политические взгляды помогающего (Karabenick et al., 1973), принадлежит к противоположному полу (Bickman, 1974) и к той же этнической группе, что и помогающий (Harris, Baudin, 1973).

На принятие решения об оказании помощи влияют личностные качества человека: это умение сочувствовать и действовать, умение контролировать себя, чувствительность к ожиданиям окружающих.

Психологи утверждают, что счастливые люди, как дети, так и взрослые, склонны к альтруизму. Эксперименты выявили несколько причин этого (Carlson et al., 1988). Оказание помощи другим улучшает плохое настроение и продлевает хорошее. Хорошее настроение, в свою очередь, благоприятствует позитивным мыслям и позитивной самооценке, которые располагают нас к хорошим поступкам (Berkowitz, 1987; Cunningham et al., 1990; Isen et al., 1978). Люди, пребывающие в хорошем настроении, более склонны к позитивным мыслям и к позитивным ассоциациям, которые вызывают добрые дела. Те, кто позитивно мыслит, скорее всего, и действует тоже позитивно. При этом не имеет значения, что именно становится источником хорошего настроения - успех, размышления о чем-то радостном или какой-либо иной положительный опыт (Salovey et al., 1991).

По данным Хорович (Horowitz, 1968), субъекты охотнее помогают другим людям тогда, когда они делают это добровольно, а не по обязанности.

Люди, оказавшие помощь другим, начинают лучше думать о себе (верно подмечено). Это в одинаковой мере относится и к донору, отдавшему свою кровь, и к студенту, который помог незнакомому человеку собрать упавшие бумаги (Wiliamson, Clark, 1989). Следовательно, если взрослый человек испытывает чувство вины, грустит или пребывает в депрессивном состоянии по какой-то другой причине, любое доброе дело (или какой-либо иной позитивный опыт, способный улучшить настроение) помогает ему нейтрализовать негативные чувства.

Из этого следует, что альтруистической личности свойственны чувство долга, разумность, толерантность (терпимость). А эмоциональной основой является чувствительность, т. е. склонность к эмпатии, сочувствию и пониманию других людей. О чём, впрочем, уже было сказано ранее.

2.4 Практическое исследование

Для практической частиисследования была использована «Диагностика личностной установки «альтруизм - эгоизм».

Было опрошено 55 респондентов: студенты 1-го и 2-го курсов ГБПОУКПТ (Курганский промышленный техникум) в возрасте 15 - 17 лет.

Согласно подсчётам среди опрошенных с доминированием установки«эгоизм» выявлено 27 человек, с доминированием установки «альтруизм» 22 человека.

Согласно инструкции у каждого опрошенного подсчитывается общее число баллов: если число баллов больше 10, то это указывает на доминирование альтруистических установок. Если количество баллов менее 10 - это указывает на доминирование эгоистических установок.

Если же количество баллов составляет ровно 10, то это показатель уравновешенности как эгоистических, так и альтруистических установок. (примечательно, что среди опрошенных такихвыявлено 6 человек).

Итак, согласно подсчётам, у 49,1% опрошенных студентов преобладают установки эгоистические; у 40,8% преобладают установки альтруистические; у 10,1% эгоистические и альтруистические установки представлены, примерно, в равной степени.

На диаграмме это будет выглядеть примерно так:

Где, красный - эгоистическая направленность, розовый - альтруистическая направленность, синий - примерно равное присутствие и эгоистических и альтруистических установок.

Заключение

Альтруизм, как социальный феномен, представляет собой очень интересную сферу для исследований. Самые разные подходы к его пониманию по-своему интересны, достаточно аргументированы и верны со своих позиций, что помогает любому думающему человеку на их, в том числе, основе, составить своё видение этого удивительного социального явления.

Однако, в силу фактора времени, мышление человека претерпевает определённые изменения, что, в свою очередь, сказывается на всех сферах его жизни - и на личной, и на общественной, и на профессиональной. А это означает определённое «непостоянство» доминирования в его сознаниитех или иных установок, ценностей и мотивов. Но с определённой долей уверенности можно говорить о том, что альтруизм, как миропонимание человека, был всегда. Он, безусловно, есть сейчас и, скорее всего, будет потом.

Благодаря исследованиям учёных мы можем составить более или менее ясную и целостную «картину» альтруизма:

Альтруизм представляет собой психологический механизм, способствующий проявлению самых лучших человеческих качеств;

Альтруистическое поведение обусловлено как внешними, так и внутренними побуждениями человека;

Альтруистическое мышление - этомировоззрение, миропонимание и мировосприятие человека.

На мой взгляд,делить альтруизм на так называемый истинный (или чистый) и не истинный (или замаскированный) не совсем верно по следующим причинам: скорее всего, говоря о том, что такое альтруистическое поведение или альтруистическое сознание, разные учёные, по сути, говорят об одном и том же, только с разных позиций. Как было сказано ранее, все определения и толкования рассматриваемого явления верны, по-своему. И все вместе они помогают человеку сформировать своё понимание подобного мышления, поведения, видения.

Итак, на основе рассмотренной и проанализированной информации можно сказать, что альтруизм - это обусловленное ценностями, убеждениями и устремлениями осознанное, бескорыстное настроение и поведение одного человека по отношению к другому человеку, которое основано на соответствии реальной сути человека его реальным делам.

Альтруизм это показатель цельности и самодостаточности человека, который прекрасно знает, понимает и помнит, что он делает, для кого и почему.

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов/ Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009.

2. Антилогова Л.Н. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника. [Электронный ресурс].

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Альтруизм в его самом кратком и точном определении - это бескорыстное оказанием помощи людям. Альтруист помогает другим людям всегда, в том числе тогда, когда ничего не получает взамен и даже сам может пострадать из-за оказания помощи людям. Исполненный чувства сострадания к людям, он может отдать свое совершенно незнакомому человеку, не ожидая ни благодарности, ни вознаграждения.

Социальные психологи давно пытаются понять природу альтруистического поведения, по-разному отвечая на вопрос о том, что побуждает людей вести себя альтруистически. Тот или иной конкретный ответ на данный вопрос, как показывает практика, зависит от индивидуальных психологических особенностей того ученого, который этот ответ предлагает. Если сам он как человек убежден в том, что люди никогда и ничего не делают даром или просто так, не рассчитывая на определенную выгоду (она также может пониматься по-разному, как идеалистически, так и материалистически), то в объяснениях альтруистического поведения такой ученый обязательно ищет и находит какую-то "выгоду". Если он сам представляет собой по-настоящему альтруистическую личность, то соответственно объясняет подобное поведение других людей, подчеркивая отсутствие в нем и в его мотивации какой-либо выгоды.

В отношении альтруизма, понимаемого в качестве мотива социального поведения, сложились две противоположные точки зрения: биологическая и социальная. Биологическая точка зрения на происхождение альтруизма заключается в том, что он как потребность и форма поведения считается врожденным, унаследованным человеком от животных. Эта точка зрения обосновывается тем, что не только у человека, но и у животных, особенно высших, можно наблюдать случаи заботы друг о друге и оказания помощи друг другу. Кроме того, у детей довольно рано можно заметить альтруистические тенденции в поведении, и этот факт рассматривается также как косвенное подтверждение врожденного происхождения альтруизма.

Не менее убедительными представляются, однако, и доказательства социального происхождения данного мотива и соответствующей ему формы поведения. Они сводятся к следующему. Если, например, взрослые люди в общении с детьми часто проявляют альтруизм, то и дети, подражая им, начинают демонстрировать его. Замечено, что альтруизм родителей нередко сочетается с проявлениями альтруизма у их детей, и наоборот, отсутствие альтруистического поведения у родителей часто сопровождается отсутствием его и у детей.

Все теории социального происхождения альтруизма делятся на две основные группы: "корыстные" и "бескорыстные". В первых утверждается, что за любым альтруистическим поведением лежит открытая или скрытая, осознаваемая или неосознаваемая людьми выгода, которую из него стремятся извлечь. Во вторых теориях содержится мысль о том, что за альтруистическим поведением никакой личной выгоды для человека не содержится, что оно всегда бескорыстно. Предлагаются следующие варианты "корыстного" объяснения альтруистического поведения.

  • 1. Теория социального обмена. Согласно этой теории любое взаимодействие и любые взаимоотношения людей в обществе управляются так называемой "социальной экономикой". Альтруизм - это, по мнению сторонников данной теории, обмен психологическими "услугами" между людьми: признанием, любовью, уважением, расположением и т. п. Поступая альтруистически, человек это делает расчетливо - надеясь на такие же ответные отношения. Он, однако, организует свои альтруистические действия таким образом, что ему удастся "заплатить меньше", а "получить взамен больше".
  • 2. Теория замаскированного эгоизма. В этой теории утверждается, что люди проявляют альтруизм, чтобы получить самоудовлетворение, гордиться собой, заслужить расположение тех, кому они оказывают помощь, повысить самооценку, укрепить чувство собственного достоинства или удовлетворить иные, сугубо личные потребности.

Альтернативу этим теориям составляют объяснения, где не подчеркивается выгода, извлекаемая альтруистом для себя, или рассматриваются случаи, когда человек никак не может объяснить свое альтруистическое поведение. Примеры таких "бескорыстных" теорий следующие.

  • 1. Теория эмпатии. В данной теории содержится мысль о том, что альтруистическим поведением руководит естественная способность человека сочувствовать и сопереживать людям. Такое чувство всегда возникает у человека, если он видит, как страдают другие люди, и этого вполне достаточно для проявления альтруистического поведения.
  • 2. Социально-нормативная теория. Согласно этой теории люди ведут себя альтруистично по той причине, что они усвоили социальную норму, которая предписывает всем людям всегда вести себя подобным образом. В качестве такой нормы могут выступать, например, предписания верующим, содержащиеся в том или ином религиозном учении, или норма социальной ответственности, входящая в состав ценностей соответствующего общества.

Наряду с описанными выше объяснениями, существует и эволюционно-биологическое объяснение альтруизма. Оно исходит из предположения, что склонность к альтруистическому поведению заложена в генетической программе развития не только человека, но и многих, прежде всего высших, животных. Сторонники этой теории, наблюдая поведение зверей, направленное на оказание помощи себе подобным, делают вывод о том, что альтруистическое поведение имеет биологическую основу, что в его основе лежит инстинктивное стремление к поддержанию и сохранению рода: "Наши гены заставляют нас заботиться о тех, с кем мы имеем кровное родство"1.

Соответственно существует и ситуационное объяснение альтруизма, то есть ситуационная теория альтруизма. Обсуждая вопрос о ситуационных влияниях на проявление альтруизма, ученые выделяют следующие факторы:

  • присутствие или отсутствие других людей в момент реализации альтруистического поведения;
  • реакции значимых людей на свое поведение;
  • принятие человеком на себя ответственности в случае отказа в оказании помощи другому человеку;
  • подражание другим людям;
  • сходство или отличие человека от тех людей, кому он оказывает помощь;
  • тендерный фактор;
  • возрастной фактор;
  • собственное психологическое состояние человека в данный момент времени;
  • индивидуальные особенности человека;
  • отношение человека к религии.

В присутствии других людей, которые являются свидетелями его поступка, человек будет более склонен вести себя альтруистически, чем в анонимной ситуации, когда никто за ним не наблюдает. Это объясняется стремлением человека хорошо выглядеть в глазах окружающих его людей. Если за человеком наблюдают значимые для него люди, чьим личным расположением он особенно дорожит и кто сам ценит альтруизм, человек будет еще более склонен к проявлению альтруизма, чем в описанном выше случае. Если возникает опасность того, что, отказав в помощи другому человеку, индивид будет нести за это персональную ответственность, например ответственность по закону, то он, естественно, будет склонен проявлять альтруизм, хотя и не по своему желанию или убеждению.

Маленькие дети обычно проявляют альтруизм, просто подражая взрослым людям и другим детям, и это происходит задолго до того времени, когда они осознают необходимость вести себя подобным образом даже в том случае, если другие люди ведут себя иначе. Следствием простого подражания альтруизм может стать в группе или в толпе, когда другие люди, окружающие данного человека, ведут себя альтруистически.

Замечено, что мы не только проявляем симпатии в отношении тех людей, кто на нас похож, но и в большей степени стремимся помогать именно таким людям. В данном случае альтруистическое поведение управляется соответственно сходством или отличием тех, кому мы помогаем, от нас самих.

В большинстве современных культур принято считать мужчин сильным, а женщин - слабым полом. Такое отношение к людям разного пола предписывает мужчине оказывать помощь женщине во всех ситуациях, где речь идет о недостатке физических усилий или об оказании чисто физической помощи. Поэтому нормы культуры предписывают мужчинам в подобных социальных ситуациях вести себя альтруистически по отношению к женщине. Если же ситуация такова, что мужчине требуется женская помощь, то подобным образом ведут себя женщины. Это - мотивация альтруизма, основанная на тендерных различиях.

Аналогично обстоит дело в тех случаях, когда необходимо оказать помощь человеку определенного возраста. Признано, что дети и пожилые люди больше нуждаются в помощи, чем люди среднего возраста. Поэтому в отношении этих двух возрастных категорий людей проявляется больше альтруизма, чем в отношении взрослых людей, которые способны сами себе помочь.

Все три оставшихся фактора (собственное психологическое состояние человека в данный момент времени; индивидуальные особенности человека; отношение человека к религии) имеют отношение к индивидуальным особенностям человека, проявляющего альтруизм. Следовательно, объясняя альтруистическое поведение, необходимо принимать во внимание состояние (настроение) как того, кто проявляет альтруизм, так и того, кто принимает альтруистическую помощь. Имеются личностные свойства, которые способствуют или препятствуют проявлениям альтруизма. Содействуют такому поведению, например, эмпатия, доброта, ответственность, порядочность, а мешают эгоизм, агрессивность, черствость и безразличие к людям.

Все эти теории, строго говоря, альтернативными не являются и взаимно дополняют друг друга. Люди в разных ситуациях будут, наверное, руководствоваться различными соображениями, проявляя альтруизм, причем, скорее всего, не одним, а сразу несколькими соображениями одновременно. Те мотивы альтруистического поведения, которые предпочтет человек, будут также зависеть и от его собственных индивидуальных особенностей. Следовательно, разрабатывая теории альтруизма, необходимо включать в них и личностную составляющую, и анализ ситуации, в которой человек проявляет альтруистическое поведение.

Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] Ильин Евгений Павлович

4.6. Мотивы проявления альтруизма

Проявление альтруизма связано с двумя мотивами: морального долга (МД) и морального сочувствия (МС). Человек с МД совершает альтруистические поступки ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки (избегание или устранение искажения моральных аспектов Я-концепции представления о себе), относясь при этом к объекту помощи совершенно по-разному (и даже иногда отрицательно). Помощь носит жертвенный характер («отрывает от себя»). Люди с МД (а это в основном лица авторитарного типа) характеризуются повышенной личной ответственностью.

Человек с МС проявляет альтруизм в связи с идентификационно-эмпатическим слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не доходит до действия. Его помощь не имеет жертвенного характера, альтруистические проявления неустойчивы из-за возможного уменьшения идентификации и повышения личной ответственности.

Установлено, что 15 % людей вообще не имеют этих мотивов, остальные примерно поровну делятся на тех, кто имеет одинаковую силу обоих мотивов, и тех, у кого один из мотивов преобладает.

Бескорыстная помощь неродственным особям встречается крайне редко. Многие ученые считают, что это свойство присуще только человеку, а у животных полностью отсутствует. Однако сотрудники Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Лейпциг, Германия) в серии экспериментов показали, что не только маленькие дети, еще не умеющие говорить, но и молодые шимпанзе охотно помогают человеку, попавшему в трудную ситуацию, причем делают это совершенно бескорыстно.

В опытах участвовали 24 ребенка в возрасте 18 месяцев и три молодых шимпанзе (трех- и четырехлетние). Дети и обезьяны наблюдали, как взрослый человек тщетно пытается справиться с какой-то задачей, и могли ему помочь, если у них возникало такое желание (но специально их к этому никто не подталкивал). Никакой награды за помощь они не получали.

Отличительной особенностью альтруистического мотива является его бескорыстность. Однако многими бескорыстность альтруистического мотива подвергается сомнению. Например, Н. Нарицын пишет: «В реальном обществе, где живут собственным трудом, а не подачками, где время занятого, работающего человека стоит денег, альтруизм фактически невозможен. А если возможен, то все более подозрителен. Именно поэтому все чаще люди предпочитают за все платить: за взятые в долг деньги - процентами, за вещи напрокат или услуги - деньгами, и т. п. Потому что не хотят “чувствовать себя обязанными”. Ибо подобная “обязанность” - это одна из самых главных опасностей “альтруизма, которого нет”. Поэтому всегда стоит насторожиться, когда кто-то (даже, казалось бы, близкий родственник) предлагает вам помощь “за просто так”, и насторожиться тем больше, чем существеннее эта помощь, чем она менее приятна для того, кто вам ее за просто так предлагает. Ведь часто бывает, что человек отказывается брать компенсацию за услуги потому, что вместо тех же денег хочет получить власть над вами или возможность в любую минуту заставить вас отработать. И часто гораздо большей ценой, чем та услуга, которую вы получили. Ведь когда он делает для вас что-то “из чистого альтруизма”, ситуация меняется кардинально: вы - униженный проситель, а он ваш благодетель. Иногда это гораздо дороже “каких-то там денег”!»

Действительно, если вдуматься, то даже родительская забота о своих детях не может рассматриваться как бескорыстная. Родители за свою заботу требуют к себе по крайней мере уважения, а часто и заботы о себе при достижении преклонного возраста. Отсюда обвинения детей в «черной неблагодарности»: «Я ради тебя бросила институт, а ты…» и т. п.

Отдавая все, вы хотели что-то взамен. Чаще всего неосознанно, но хотели. Как правило, хотят в таком случае тоже все - иными словами, другого человека в собственность. И когда этого не получают - обижаются, предъявляют претензии, скандалят. А что обижаться? Вы, когда отдавали кому-то свое «все», спросили у того, кому отдавали: это ему надо? И если надо, согласен ли он за это заплатить вашу, возможно, слишком дорогую для него цену?

Нарицын Н.

Е. Л. Дубко (2003), в статье, посвященной проблеме мотивации тайных благодеяний, считает, что эти поступки свидетельствуют о существовании бескорыстных мотивов на основе анонимности (сюда можно добавить и оказание помощи животным, попавшим в трудное положение или беду; ведь от них мы не ждем благодарности), что подтверждено экспериментально (Shotland, Stebins, 1983). Возможно, это и так, если не считать корыстью удовлетворение от своего поступка, успокоение своей совести, повышение самооценки и другие нематериальные дивиденды. Очевидно, все дело в том, как понимать бескорыстность.

Д. Майерс (2004) пишет, что «результаты исследований позволяют предположить, что подлинный альтруизм все-таки существует»:

Эмпатия заставляет помогать даже членам групп- соперниц, но только в том случае, если помогающий уверен в том, что его помощь не будет отвергнута (Batson et al., 1997; Dovidio et al., 1990);

Люди, в которых проснулось сострадание, придут на помощь, даже если об этом никто и никогда не узнает. Их усилия будут продолжаться до тех пор, пока нуждающийся в помощи не получит ее (Fult et al., 1986). И если эти старания окажутся безрезультатными не по их вине, они все равно будут переживать (Batson, Weeks, 1996);

В некоторых случаях люди упорствуют в своем желании помочь страдающему человеку даже тогда, когда думают, что их плохое настроение - временный результат действия специального психотропного препарата (Schroeder et al., 1988);

Если человек сочувствует страдальцу, он, чтобы сделать для него то, в чем тот нуждается, нарушает собственные правила и представления о порядочности и справедливости (Batson et al., 1997, 1999).

Из книги Психология Я и защитные механизмы автора Фрейд Анна

X. ФОРМА АЛЬТРУИЗМА Механизм проекции нарушает связь между идеационными представлениями опасных инстинктивных импульсов и Я. В этом он очень напоминает процесс вытеснения. Другие защитные процессы, такие, как смещение, обращение или борьба против себя самого, влияют на

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Из книги Потребности, мотивы и эмоции автора Леонтьев Алексей Николаевич

II. Мотивы Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама

Из книги Как стать несчастным без посторонней помощи автора Вацлавик Паул

Глава 12 ЛОВУШКИ АЛЬТРУИЗМА Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Однако интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви или дружбы. Совсем наоборот,

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Эмпатия и этика: источник альтруизма «Никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол, он звонит по тебе». Эта фраза - одна из самых знаменитых во всей английской литературе. Изречение Джона Донна обращается к сути связующего звена между эмпатией и заботой: страдание

Из книги Любовь: от заката до рассвета. Воскресение чувств автора Толстая Наталья

ССОРНЫЕ МОТИВЫ Как было бы славно, коли на свете существовала бы одна-единственная причина ссор и размолвок! Или пяток хотя бы… Но к сожалению моему, их немало, и каждая тащит за собой другую. Сплетаются, спаиваются обиды и конфликты в один плотный поток и, словно

Из книги Защитники сердца [Управление привычками и установками, которые мешают стать богатым и получать удовольствие от жизни] автора Каган Мэрилин

Глава 9. Позаботимся о себе: сбавим темпы альтруизма Альтруизм: посвящение себя чему-либо - будь то затрачивание времени, денег или собственной энергии - удовлетворяющее ваши желания и потребности и одновременно препятствующее им. Произошло от французского «autrui»

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Мотивы успеха Давно замечено, что разные люди, совершая похожие поступки, могут руководствоваться при этом разными мотивами. Например, один поступает в вуз, чтобы удовлетворить жажду знаний, другой - чтобы иметь в будущем престижную работу, а третий - просто чтобы не

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Однобокость альтруизма. Много веков говорят, что любовь вся состоит из альтруизма, отказа от себя. Великий Гегель писал об этом: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом же исчезновении и

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

4.2. Генезис альтруизма На вопрос о происхождении альтруизма имеются разные точки зрения. Одни считают альтруизм специфически человеческим, общественно формируемым качеством (Aronfreed, 1968), другие - врожденным, генетически зафиксированным результатом естественного отбора

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

4.3. Виды альтруизма Самопожертвование. Особо надо выделить такой вид альтруизма, как самопожертвование. Самопожертвование - это жертвование собой ради блага других. Вспомним рассказ старухи Изергиль из одноименной повести М. Горького о подвиге юного красавца Данко,

Из книги Эффект Люцифера [Почему хорошие люди превращаются в злодеев] автора Зимбардо Филип Джордж

Шкала альтруизма из Опросника интерперсонального диагноза Авторы: Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек.Шкала содержит ряд оценочных имен прилагательных, расположенных по восходящей интенсивности. Для диагностики нужно сложить ответы, выражающие согласие с данной

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) Автор: О. Ф. Потемкина.Цель. Выявление степени выраженности социально-психологических установок. Инструкция. Ответьте на каждый вопрос

Из книги автора

§62. Мотивы и цели Термином «воля» обозначается та сторона психической жизни, которая получает своё выражение в сознательных целенаправленных действиях человека.Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели. Мотив - это то, что

Из книги автора

Сложные мотивы и социальные мотивы Человеческое поведение сложно, и у любого действия обычно имеется больше одной побудительной причины. Я полагаю, что цифровые снимки из тюрьмы Абу-Грейб также стали продуктом множества мотивов и сложных межличностных отношений, а не

Из книги автора

9.2.4. Мотивы терроризма Мотивами терроризма, по мнению ряда исследователей, являются: самоутверждение, самоидентификация, молодежная романтикаигероизм, придание своей деятельности особой значимости, преодоление отчуждения, конформизма, обезлички, стандартизации,

Последнее обновление: 19/06/2015

Что заставляет людей рисковать своим здоровьем и благополучием ради помощи другим людям? Почему люди тратят свое время, энергию и деньги на то, чтобы сделать жизнь других лучше, зная, что они не получат никакой выгоды от этого? Стремление к бескорыстной заботе о других предполагает альтруизм. Альтруисты делают что-то просто из желания помочь, а не из чувства долга или из-за взятых на себя обязательств.

Наша повседневная жизнь полна добрых дел - то дверь вам кто-то любезно придержит, то милостыню нуждающемуся прохожие подадут.

В новостях часто рассказывают о более серьезных проявлениях альтруизма: о людях, которые ныряют в ледяную реку, чтобы спасти тонущего незнакомца, или щедрых благотворителей, которые перечисляют огромные суммы в различные фонды. Мы хорошо знакомы с таким явлением, как альтруизм, однако социальные психологи до сих пор не знают наверняка, почему оно существует. Что вдохновляет нас на такие дела? Что побуждает героев новостных сюжетов рисковать собственной жизнью, чтобы спасти совершенно незнакомого им человека?

Альтруизм представляет собой один из аспектов просоциального поведения. К просоциальному поведению относят любое действие, которое приносит пользу другим людям независимо наших мотивов или возможной собственной выгоды. Помните, однако, что лишь чистый альтруизм предполагает истинную самоотверженность. Стоит помнить и о том, что хотя все альтруистические акты носят просоциальный характер, не всегда просоциальное поведение альтруистично.

Например, мы помогаем другим по различным причинам - из чувства вины, обязанности, долга или даже из желания получить в будущем награду.

Причины существования альтруизма

Психологи предложили ряд различных объяснений тому, почему существует альтруизм.

Биологические причины

Кин-отбор: мы можем быть более расположены к тем, с кем мы связаны родственными отношениями, так как это повышает вероятность того, что наши отношения будут сохраняться. Только так мы может передать свои гены следующим поколениям.

Нейрологические причины

Альтруизм воздействует на центры внутреннего подкрепления в головном мозге. Нейробиологи обнаружили, что когда человек бескорыстно делает что-то хорошее, активизируются центры удовольствия.

Социальные нормы

Правила, нормы и ожидания, существующие в обществе, также могут влиять на поведение человека. Например, принцип взаимности при котором мы чувствуем себя обязанными помочь другим, если они уже сделали что-то для нас. Если ваш друг одолжил вам деньги на обед несколько недель назад, вы, вероятно, почувствуете себя обязанным сделать то же и для него - даже тогда, когда он попросит вас о гораздо большей сумме.

Когнитивные причины

Хотя определение альтруизма и подразумевает отсутствие награды, само же явление представляет познавательные стимулы, которые нам не очевидны. Например, мы можем облегчить страдания других потому, что добрые дела подтверждают наше мнение о себе как о чутких людях.

Выделяют и другие когнитивные причины:

  • Эмпатия . Исследователи, в том числе Батсон и др. (1981) предполагают, что люди более склонны к альтруистическому поведению, когда они сочувствуют человеку, который находится в бедственном положении. Батсон предполагает, что и сочувствие, и альтруизм - врождённые черты. Другие исследователи обнаружили, что у детей альтруизм появляется вместе с чувством эмпатии.
  • Борьба с негативными чувствами . Другие эксперты предположили, что проявление альтруизма помогает побороть негативные чувства, связанные с наблюдением за человеком в бедственном положении. По сути, увидев другого человека в беде мы испытываем отрицательные эмоции - мы расстроены, нам неудобно, - поэтому помогая человеку, мы помогаем прежде всего себе.

Сравнивая теории

Главный вопрос, мучающий психологов до сих пор - а есть ли действительно «чистый» альтруизм? Совершаем ли мы полезных действия из по-настоящему альтруистических соображений, или всё равно всегда ищем скрытую выгоду для себя?

Батсон предполагал, что несмотря на то, что люди часто делают добро из корыстных соображений, истинный альтруизм существует. Чалдини и другие специалисты, наоборот, высказали предположение, что сочувствие к другим часто появляется из желания человека помочь самому себе.