Формы контроля.


  1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений учащихся: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые, а также государственные экзамены.

Проверка осуществляется в различных формах итогового контроля, во многом определяется характер контрольных заданий и информацией, заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий.

Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ. Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов, важных для овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для понимания учащихся.

В учебных заведения используют следующие виды контрольных работ: теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач; комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.

Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики учащиеся получают зачет с дифференцированной оценкой.

Зачет служит также одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами.

Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Основное направление квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленной учебным планом специальности. Проводятся квалификационные испытания после завершения учебной практики для получения рабочей профессии.

Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.

Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности учащихся к профессиональной деятельности.

Семестровые экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.

Государственные экзамены – заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.


  1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Различают следующие виды контроля : предварительный , текущий , рубежный (периодический) и итоговый.

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.

Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.

Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого учащегося. В этом случае учащиеся перестают регулярно готовиться к занятиям, а следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического (рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях (для технических и сельскохозяйственных специальностей), государственных экзаменах, защите дипломного проекта.


  1. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.

В средних специальных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль и др.

Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем, на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений учащихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа (“Что произойдет…”, “Как изменится…”); на сравнение (“В чем сходство и различие…” , “Чем отличается…”); на объяснение причины (“Почему…”, “Для чего…”); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов явлений (“Укажите важные свойства…”, “В каких случаях…”, “Какие условия необходимы…”); на установление знания того или иного явления, процесса (“Какое значение имеет…”, “Какое влияние оказывает…”); на объяснение (“Чем объяснить…”, “Как обосновать…”).

Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.

Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа.

Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следовательнные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся.

Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного учащегося.

Для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для учащихся, поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявит ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Учащиеся могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.

Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.

Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров по тому или иному положению ответа.

Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.

Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку, преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать учащемуся, не подсказывая ему правильного ответа.

Длительность устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий, индивидуальных особенностей учащихся.

В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать учащихся использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модели, лабораторное и заводское оборудование.

Для углубления и расширения знаний учащихся, можно дать индивидуальные задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.

Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение связывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большого количества учащихся. Так, пока одни работают у доски, другие – решают задачи на доске, выполняют письменную работу, отвечают на поставленные вопросы с места.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий).

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты (технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7–15 мин.), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа.

Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинакова. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания.

После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими учащимися того или иного раздела (темы), на занятии следует провести разбор плохо усвоенного материала. Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания учащихся имеет анализ контрольных работ, выполненных на «9» и «10», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа.

Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка.

Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не велики по объёму, содержат задания в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени её выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каждого учащегося.

Диктанты (предметные и технические) широко используются для текущего контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ. Часто содержание диктантов заранее записывается на магнитофон иногда по вариантам. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всей группы, предупреждает списывание.

Рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания учащихся, проверить умение раскрыть тему, но играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки реферата учащийся мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко выясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждений.

Наряду с аудиторными письменными работами используют и домашние контрольные работы , над которыми учащиеся работают несколько дней (10–15), так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения учащихся в средних специальных учебных заведениях – не только усвоение ими определенной системы знаний, но главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Такая готовность определяется степенью сформированности системы умений и прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, на сколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятое решение, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой осуществляется проверка знаний.

Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических предметов, но наиболее широко – специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.

Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания: провести различные измерения, осуществить сборку, разборку, наладку машин и механизмов, определить причины неисправности, настроить прибор, разработать техническую документацию, изготовить конкретное изделие, выполнить практическую работу, проанализировать производственную ситуацию, поставить эксперимент и т.д.

Например, на лабораторных и практических работах преподаватель имеет возможность проверить не только знание теоретических положений, необходимых для выполнения заданий. В процессе наблюдения за ходом таких работ – последовательностью, самостоятельностью, уверенностью в действиях – выявляется сформированность умений обращаться с приборами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанном.

Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, педагогические и др.), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности учащегося к практической деятельности, сформированность таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний в нестандартных ситуациях.

Практическая проверка – это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности, так и по её результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность учащихся, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении задания).

За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения, а также опроса с помощью контролирующих устройств и комплексов, позволяющих иметь регулярную «обратную связь» от обучаемых к обучающему.

Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов . Тест состоит из двух частей – задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверить двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.

При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдаёт оценку.

При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений – шаблонов.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого контроля – ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

Несмотря на большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам вопросов: к избирательным, основанным на таких видах деятельности учащегося, как узнавание, припоминание, и конструируемым, основанным на припоминании и дополнении.

Наибольшее применение в связи с простотой анализа и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующие устройства получили избирательные задания. К каждому вопросу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, учащийся должен найти среди них правильный. Среди избирательных заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного выбора.

Альтернативные задания применяют в тех случаях, когда на предложенный вопрос учащийся должен ответить «да» или «нет». В связи с большой вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже других избирательных заданий.

Задания множественного выбора предполагают выбор одного ответа из нескольких (пяти-шести). Среди них могут быть и такие: «не знаю», «нет правильного ответа». Эти задания широко применяют в связи с тем, что ответы на них могут быть введены в современные технические средства обратной связи. Большинство контролирующих устройств, применяемых в средних специальных учебных заведениях, рассчитаны на задания именно такого типа.

Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставления, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке.

Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т. п. В тексте заданий имеются соответствующие пропуски, куда учащиеся записывают ответы в словесной формальной, числовой форме. Тестовый контроль в силу своей ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность учащегося, уровень его развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений и навыков.

К отчету по преддипломной практике допускаются бакалавры, выполнившие ее программу, представившие характеристику с места прохождения практики и отчет о практике.Оценка выставляется научным руководителем практики.

Оформленный отчет одновременно с заполненным «Дневником бакалавра по практике», заверенным руководителем практики от организации, характеристикой с места прохождения практики сдается руководителю практики от кафедры на проверку. Принятый руководителем отчет подлежит защите.

Бакалавры, успешно прошедшие практику получают оценку. Бакалавр, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе и неудовлетворительную оценку при защите отчета, или не защитивший отчет в установленный срок, не допускается к защите.

Студенты оцениваются по итогам всех видов деятельности при наличии документации по практике.

Студент-бакалавр должен предоставить по итогам практики:

1. Выступление с докладом на конференции, и/или представление научной статьи/аналитического обзора (объем статьи от 6 стр., аналитического обзора - от 3-4 стр., но не более 10 стр.), одобренных руководителем.

2. Письменный поэтапный план работы.

3. Отчет – характеристика руководителя практики.

Сроки сдачи документации устанавливаются руководителем практики.

Итоги практики подводятся на заключительной научно-практической конференции, на которой бакалавры, представляют доклад по материалам отчета о практике.

В отчет о прохождении практики входит описание выполненной работы. Он содержит краткую организации, где проходила практика, материал, о том, что ему удалось узнать, сделать, с какими трудностями он столкнулся. Отчет должен содержать подробный анализ практики, разбор отличительных эпизодов собственной работы, размышление о творческих находках и просчетах, замечания и пожелания по организации практики и деятельности творческого подразделения.

Вместе с отчетом сдается дневник практики , где должно быть отражено основное содержание работы, согласно графику ее выполнения. При наличии орфографических, пунктуационных, грамматических, стилистических ошибок отчет и дневник возвращаются на доработку с соответствующим снижением оценки.

В творческой характеристике руководитель практики или другое ответственное лицо оценивают работу студента, его сильные и слабые стороны, теоретическую подготовку, способности, профессиональные качества, отношение к своим обязанностям, дисциплинированность, работоспособность, заинтересованность в получении знаний и навыков. Выделяются наиболее интересные материалы студента. Высказываются замечания и пожелания относительно самостоятельной работы над развитием тех или иных профессиональных качеств. Характеристика должна содержать оценку практики. Она оформляется на фирменном бланке за подписью руководителя редакции и заверяется печатью организации.

Подведение итогов преддипломной практики.

Подведение итогов и защита практики проходит на Дне практики, Фестивале практики или заседании круглого стола с участием преподавателей, студентов. Практикант выступает с отчетом, организуется обсуждение его практики. Акцентируется внимание на актуальности тем материалов, особенностях их разработки, а также проблемах, возникших при прохождении практики. Преподаватель анализирует итоги практики студента. По усмотрению преподавателя практика может быть рассмотрена в порядке индивидуальных бесед.

Нормативно-правовые акты

2. Федеральный закон о СМИ Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.07.2015) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015). – Официальный сайт компании «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_1511/

а) основная литература:

1. Музыкант В.Л. Формирование бренда средствами PR и рекламы. – М.: Экономистъ, 2010.

2. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации. - М.: КноРус, 2011. - 431 с.

4. Связи с общественностью: Учебное пособие / С.А. Варакута. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 207 с.

5. Связи с общественностью: Теория, практика, коммуникативные стратегии / Горохов В.М., Гринберг Т.Э. (под ред.). М.: Аспект-Пресс, 2013. - 305 с.

6. Чумиков А.Н. Коммуникационные кампании. М.: Аспект-Пресс, 2014. - 411 с.

7. Каплунов, Д.А. Контент, маркетинг и рок-н-ролл. Книга-муза для покорения клиентов в Интернете / Д. Каплунов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 367 с.

8.Левинсон, Джей Партизанский маркетинг. Простые способы получения прибылей при малых затратах / Джей Конрад Левинсон; перевод с англ. О. Иванова, А. Мороз. – 3-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2015. - 405 с.

9. Манн, И.Б. Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов / Игорь Манн. – 4-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 412 с.

10. Прохоров А.В., Зелепукина Н.А., Новикова М.В. Разработка и технологии производства рекламного продукта. Тамбов, 2010.

11. Невоструев П. Ю. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 199 с. (http://www.biblioclub.ru/book/93160/)

12. Синяева И.М., Земляк, С.В. Синяев В.В., Дашков, Л.П. Маркетинговые коммуникации. Учебник. - М. «Дашков и К», - 2011г.- 324с. (http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3567)

б) дополнительная литература:

1. Алексунин В.А. Маркетинговые коммуникации: Практикум / В.А. Алексунин, Е.В. Дубаневич, Е.Н. Скляр. - М.: Дашков и К`, 2011 - 196c.

2. Алексунин В.А. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете: Учебное пособие / В.А. Алексунин, В.В. Родигина. - М.: Дашков и К`, 2005 - 216c.

3. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж. Бернет, С. Мориарти. - СПб: Питер, 2001 - 864c.;

4. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: Коммуникации и воздействие, технологии и психология: Учебное пособие по специальности "Связи с общественностью" / М.Р. Душкина. - СПБ: Питер, 2010 - 560c.

5. Лежен Э.Ж. Искусство успешных продаж: Непревзойденные торговые стратегии Эриха Лежена: Пер. с нем. / Э.Ж. Лежен. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 - 352c.

6. Мазилкина Е.Н. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие / Е.Н. Мазилкина. - 2-е изд.- М.: Дашков и К`, 2010 - 256c.

7. Методы стимулирования сбыта: учеб. пособие / С. А. Рыбченко, Т. В. Евстигнеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 184 с.

9. PR: теория и практика: Учебник / Под ред. М.А. Лукашенко. - М.: Маркет ДС, 2011 - 328c.

11. Самагина О. А. Маркетинговые коммуникации Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. - 30 с.

12. Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации: Учебник / И.М. Синяева. - М.: Дашков и К`, 2006 - 304c.Стоун, М.

13. Прямой маркетинг: Пособие для маркетолога и специалиста по рекламе / М. Стоун. - Минск: Амалфея, 2003 - 448c.

14. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз: Учебник / Ф.И. Шарков. - 5-е изд.- М.: Дашков и К`, 2012 - 332c.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

www.сatalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов сети Интернет

www.ed.gov.ru – сайт Федерального агентства по образованию МОиН РФ

http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии он-лайн

http://www.rubicon.com/ - Интернет-энциклопедии


Приложение 1

Договор №

на основании Устава, с одной стороны, и __________________________________________

именуемый в дальнейшем «Предприятие», в лице генерального директора

Действующего на основании Устава,

с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

Предприятие обязуется:

1.1 . Предоставить университету (количество мест) для проведения практики обу­чающихся Университета.

1.2. Обеспечить обучающимся условия безопасной работы на каждом рабочем мес­те. Проводить обязательные инструктажи по охране труда: вводный и на рабочем месте с оформлением установленной документации; в необходимых случаях проводить обучение обучающихся-практикантов безопасным методам работы.

1.3. Несчастные случаи, происшедшие на предприятии с обучающимися Универ­ситета во время прохождения практики, расследовать комиссией совместно с представи­телями университета и учитывать на предприятии в соответствии с Положением о рассле­довании и учете несчастных случаев на производстве.

1.4. Создать необходимые условия для выполнения обучающимися программы практики. Не допускать использования обучающихся на должностях, не предусмотренных программой практики и не имеющих отношения к специальности обучающихся.

1.5. Назначить квалифицированных специалистов для руководства практикой в подразделениях предприятия.

1.6. Предоставить обучающимся-практикантам и преподавателям Университета ру­ководителя практики - возможность пользоваться документацией в подразделениях пред­приятия, необходимой для успешного освоения обучающимися программы практики и выполнения ими индивидуальных заданий, не составляющих коммерческую тайну пред­приятия.

1.7. Обеспечить обучающихся-практикантов помещениями для практических и теоретических занятий.

1.8. Обеспечить табельный учет выходов на работу обучающихся-практикантов. Обо всех случаях нарушения обучающимися трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия сообщать в Университет.

1.9. По окончании практики дать характеристику о работе обучающегося- практиканта и качестве подготовленного отчета.

1.10. Выдать обучающимся-практикантам составленные ими отчеты по практике, а в случае необходимости направить их в Университет в установленном порядке непосред­ственно после окончания практики.

Университет обязуется:

2.1. За месяц до начала практики представить предприятию для согласования про­грамму практики и календарные графики прохождения практики.

2.2. Представить предприятию список обучающихся, направляемых на практику, не позднее, чем за неделю до начала практики (Приложение А).

2.3. Направить на предприятие обучающихся в сроки, предусмотренные календар­ным планом проведения практики (Приложение Б).

2.4. Выделить в качестве руководителей практики наиболее квалифицированных профессоров, доцентов и преподавателей.

2.5. Обеспечить соблюдение обучающимися трудовой дисциплины и правил внут­реннего распорядка, обязательных для работников данного предприятия.

2.6. Оказывать работникам предприятия - руководителям практики обучающихся методическую помощь в организации и проведении практики.

3. Ответственность сторон за невыполнение договора:

3.1. Все споры, возникающие между сторонами по настоящему договору, разреша­ются в установленном порядке.

3.2. Договор составлен в двух экземплярах и вступает в силу после его подписания Университетом, с одной стороны, и предприятием, с другой стороны, и хранятся по одно­му экземпляру у каждой из сторон.

Срок действия договора с «__ »_____________ 20__ г. по «____ »____________ 20___ г.

Юридические адреса сторон:

Университет: 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33.

Предприятие: адрес

Директор Института экономики,

управления и сервиса

____________ / Карпуника Е.К.


Приложение А

к договору « ____» от «___» _________ 20__ г.

Список практикантов


Приложение 2

Договор №

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», именуемый в дальнейшем «Университет», в лице ректора Стромова В.Ю., действующего

на основании Устава, с одной стороны, ___________________________________________

именуемый в дальнейшем «Предприятие», в лице генерального директора ________ , действующего на основании Устава, с дру­гой стороны, ______ _________________________________ обу­чающегося Университета, с третьей стороны, заключили настоящий договор о нижесле­дующем:

Предмет договора

1.1. Стороны принимают на себя обязательства реализовать программу высшего профессионального образования в части организации и проведения

Практики (далее - «практики»)

____ (Ф.И.О.),

обучающегося в Университете по направлению подготовки (специальности) , с последующим тру­доустройством обучающегося на Предприятии.

Обязательства сторон

2.1. Предприятие обязуется:

2.1.1. Предоставить______ Университету место для проведения практики обучающегося в сроки, определенные настоящим договором, в соответствии с графиком учебного процес­са Университета. Принять на практику обучающегося на период с «___ »___ 20 г. по « » 20 г.

2.1.2. Обеспечить обучающемуся условия безопасной работы.

2.1.3. Проводить обязательные инструктажи по охране труда: вводный и на рабочем месте, с оформлением установленной документации. В необходимых случаях проводить обучение обучающегося безопасным методам работы.

2.1.4. Создать необходимые условия для выполнения обучающимся программы практики. В соответствии с графиком проведения практики, согласованным с Универси­тетом, осуществлять перемещение обучающегося по рабочим местам в целях более пол­ного прохождения практики.

2.1.5. Назначить обучающемуся руководителя практикой в подразделениях (цехах, отделах, лабораториях и т.д.) Предприятия.

2.1.6. Предоставить обучающемуся и преподавателю Университета (руководителю практики) возможность пользоваться лабораториями, кабинетами, мастерскими, библио­текой, чертежами и чертежными принадлежностями, технической и другой документаци­ей для успешного освоения обучающимся программы практики.

2.1.7. Расследовать комиссией совместно с представителями Университета несчаст­ные случаи, произошедшие на Предприятии с обучающимся Университета во время про­хождения им практики и учитывать на Предприятии в соответствии с Положением о рас­следовании и учете несчастных случаев на производстве.

2.1.8. Сообщать в Университет обо всех случаях нарушения обучающимся трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка Предприятия.

2.1.9. Утверждать отчетные документы обучающегося о прохождении практики, подготовить характеристику о его работе.

2.1.10. Предоставлять обучающемуся рабочее место на Предприятии после оконча­ния Университета в соответствии с профилем направления подготовки (специальности).

2.1.11. В течение 10 дней после трудоустройства обучающегося информировать Университет о предоставлении рабочего места на Предприятии.

2.2. Университет обязуется:

2.2.1. Предоставить Предприятию за месяц до начала практики для согласования программу практики, календарный график прохождения практики.

2.2.2. Обеспечить соблюдение обучающимся трудовой дисциплины и правил внут­реннего трудового распорядка Предприятия.

2.2.3. Оказывать работнику Предприятия - руководителю практики обучающегося - методическую помощь в организации и проведении практики.

2.2.4. Принимать участие в расследовании комиссией Предприятия несчастных слу­чаев, произошедших с обучающимся, в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

2.2.5. Назначить обучающемуся руководителя практики от Университета.

2.3. Обучающийся обязуется:

2.3.1. Проходить практику на Предприятии в соответствии с учебным планом Уни­верситета в сроки, определенные в настоящем договоре.

2.3.2. Выполнять добросовестно и в полном объеме задания, предусмотренные про­граммой практики, указания руководителей практики.

2.3.3. Знать и соблюдать на Предприятии правила охраны труда, техники безопасно­сти, пожарной безопасности и производственной санитарии.

2.3.4. Соблюдать действующие на Предприятии правила внутреннего трудового рас­порядка.

2.3.5. Соблюдать конфиденциальность персональных данных, ставших известными во время прохождения практики.

2.3.6. Ежедневно вести дневник практики.

2.3.7. Предоставлять отчет по завершении практики руководителю практики от Уни­верситета.

2.3.8. В течение 10 дней после трудоустройства обучающегося на Предприятии ин­формировать Университет о предоставлении рабочего места.

Срок действия договора

3.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и дей­ствует до издания приказа о трудоустройстве обучающегося на Предприятии.

Ответственность сторон

4.1. Стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.2. Все споры и разногласия Сторон, которые могут возникнуть при исполнении на­стоящего договора, разрешаются путем переговоров Сторон.

1.3. При недостижении согласия Сторон спор подлежит разрешению в соответствии с законодательством РФ.

Заключительные положения

5.1. Настоящий договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юри­дическую силу, по одному для каждой из Сторон.

5.2. Все изменения и дополнения к договору действительны лишь в том случае, если они подписаны всеми Сторонами.

  • III. Изучение нового материала. Личностные УУД:осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
  • III. КРИТЕРИИ ДОПУСКА К СДАЧЕ ИТОГОВОГО МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.
  • III. Организация гарнизонной службы в период особого противопожарного режима

  • При изучении курса предусматриваются следующие виды работ:

    1. Работа на семинарских занятиях : Минимальное количество баллов за удовлетворительное выступление – 5, максимальное – 10.

    2. Контрольная работа : модуль 1, тема 2; модуль 2, темы 3, 4, 5, 6, 7, 8. Минимальное количество баллов (удовлетворительная оценка) – 5, максимальное – 10. Работа проводится аудиторно, количество и содержание определяется преподавателем.

    3. Реферат : модуль 3, тема 10. Максимальное количество баллов – 20. Требования к реферату определяются преподавателем.

    4. Собеседование : модуль 2, темы 3, 4, 5, 6, 7, 8. Минимальное количество баллов за одно собеседование – 5, максимальное – 10. Проводится в течение всего семестра в дополнительное время (назначается преподавателем).

    5. Активная работа на занятиях, включая участие в дискуссиях : по всему курсу, 2 балла.

    6. Итоговый устный опрос или тестирование : по всему курсу, минимальное количество баллов (удовлетворительная оценка) по каждому модулю – 3, максимальное – 5. Проводится в конце семестра для тех, кто не набирает минимально необходимые для зачета 55 баллов.

    Минимально необходимая сумма баллов по всем видам обязательных работ составляет 55 баллов. Итоговая оценка выставляется следующим образом:

    55 баллов и более – зачет.

    Система оценки:

    Вопросы к экзамену/зачету:

    1. Объект и предмет культурологии. Предметная область и место культурологии в системе социогуманитарного знания.

    2. Исторические предпосылки возникновения культурологии.

    3. Этапы развития культурологии.

    4. Состав культурологического знания.

    5. Философия культуры, ее роль и место в системе культурологии.

    6. История культуры и социология культуры.

    7. Теоретическая и прикладная культурология.

    8. Методы культурологических исследований.

    9. Идеи философии культуры античности, средневековья и нового времени.

    10. Основные философские концепции культурологии. Культурный моноцентризм.

    11. Культурный полицентризм: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.


    12. Иррационализм в понимании культуры: Ф. Ницше.

    13. Теория культурных суперсистем П. Сорокина.

    14. Структурно-символическая концепция культурологии. Э. Кассирер.

    15. Теория «осевого времени» К. Ясперса.

    16. Психоаналитические концепции культуры. З. Фрейд, Г. Юнг.

    17. «Игровая» теория культуры.

    18. Постмодернизм и постструктурализм в философии культуры.

    19. Русская философия о мировой и русской культуре. Славянофильство – почвенничество – евразийство.

    20. Философия культуры Н.А. Бердяева.

    21. История понятия «культура».

    22. Современное понимание культуры. Многообразие подходов к пониманию культуры.

    23. Эмпирический, оценочный и деятельностный подходы к трактовке культуры. Возможности их использования.

    24. Культура как специфически человеческий способ деятельности.

    25. Использование понятия «культура» в археологии, истории, социологии, этнографии и естественных науках.

    26. Культурные объекты и культурные формы. Артефакт культуры.

    27. Культура и природа – разграничение и взаимодействие.

    28. Культура и личность.

    29. Культура и общество – соотношение понятий.

    30. Культура и цивилизация – соотношение понятий.

    31. Типология культуры. Проблема критериев типологии культуры.

    32. Историческая типологизация культуры: основные подходы.

    33. Социологическая типологизация культуры: основные подходы.

    34. Естественно-географическая, национальная, транслокальная, конфессиональная, художественно-стилевая типология.

    35. Собственно культурологическая типология: М. Мид, Э. Холл, К. Леви-Стросса, Г. Хофстеде, Р. Льюис, Т. Дил и А. Кеннеди.

    36. Проблема морфологии культуры.

    37. Основные подходы к морфологии культуры.

    38. Функции культуры.

    39. Сферы функционирования культуры.

    40. Культурные ценности и культурные нормы. Их роль в осуществлении регулятивной функции культуры.

    41. Культурные традиции, их значение в различных культурных системах.

    42. Культурная картина мира.

    43. Культурная самоидентификация.

    44. Социализация и инкультурация личности.

    45. Понятие и виды культурной динамики.

    46. Развитие культуры и проблема социокультурного прогресса. Культурная модернизация.

    47. Деструкция культуры и социокультурный регресс.

    48. Культура как фактор национальной безопасности.

    49. Понятие «культурная политика». Задачи современной культурной политики в России.

    50. Социальные институты культуры.

    51. Профессиональная (педагогическая, правовая, экономическая, политическая) деятельность в поликультурной и полиэтнической среде.

    52. Понятие «культурная семантика». Анализ коммуникативной и семантической функции культуры.

    53. Культурная семантика и семиотика культуры.

    54. Культурная семантика как наука о смыслах культуры: смыслы культуры, коды культуры, культурные универсалии.

    55. Понятие семиосферы.

    56. Язык культуры.

    57. Социокультурная коммуникация и проблема межкультурного диалога.

    58. Культурные тексты.

    59. Культура первобытного общества. Проблема культурогенеза.

    60. Материальная культура первобытного общества.

    61. Духовная культура первобытного общества: обряды, верования, искусство.

    62. Культура цивилизаций Древнего Востока. Египет, Междуречье, Индия и Китай: основные черты.

    63. Культура античной цивилизации. Общее и особенное в культуре Греции и Рима.

    64. Культура стран арабского халифата. Ислам как явление культуры.

    65. Традиционная культура народов Африки, Средней, Центральной, Юго-Восточной Азии, американского континента, Австралии и Океании.

    66. Западноевропейская культура раннего и развитого средневековья.

    67. Культура западноевропейского Возрождения. Гуманизм.

    68. Культура эпохи Просвещения.

    69. Европейская культура XIX века. Основные черты.

    70. Кризис европейской цивилизации в первой половине XX века.

    71. Становление культуры постиндустриального общества.

    72. Массовая и элитарная культура.

    73. Субкультура. Молодежные субкультуры. Контркультура.

    74. Межкультурное взаимодействие в XX веке.

    75. Мировой культурный процесс в начале XXI века.

    76. Культура и глобальные проблемы современности.

    77. Культура восточных славян VI – VIII вв.

    78. Культура Киевской Руси и эпохи феодальной раздробленности.

    79. Культура «Московского царства» XV – XVII в.

    80. XVIII век. Культура России после петровских преобразований.

    81. Первая половина XIX в. «Золотой век» русской культуры.

    82. Вторая половина XIX – начало XX в. «Серебряный век» русской культуры.

    83. Культура советского периода.

    84. Культура современной России.

    85. История и типология культуры Забайкалья.

    86. Современная социокультурная ситуация в Забайкальском крае.

    ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный колледж

    имени Героя России В.В.Бурцева»

    Доклад на заседании ПЦК дисциплин филологического цикла

    Тема: «Организация текущего и итогового контроля в ОУ СПО»

    Преподаватель русского языка и литературы Ларченко Н.С.

    6.03.2015г.

    Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования и контроля

    Н.А.Рубакин

    Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения. Главная её функция состоит в контроле знаний и умений студентов, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний, уровень достижения минимума содержания образования. Выявленный уровень подготовки студентов дает возможность уточнить имеющиеся пробелы и систематизировать типичные ошибки для выработки дальнейшей стратегии и тактики обучения: определение путей ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов обучения. Вот почему эта тема так важна для меня.

    В своей работе я использую текущий, рубежный, промежуточный и итоговый контроль.

    Текущий контроль - это вид контроля, с помощью которого определяется степень качества усвоения изученного учебного материала теоретического и практического характера в ходе обучения. Текущий контроль осуществляю через устный опрос, письменные задания, контрольные работы. На мой взгляд, достоинства этого контроля в систематичности, а также возможности балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента. Недостатки в фрагментарности и локальность проверки лишь отдельных элементов компетенций.

    Рубежный контроль призван определить качество усвоения учебного материала студентами по разделам, темам учебной дисциплины через: собеседование, контрольные, практические, самостоятельные работы, зачетные занятия. Оценки, полученные в ходе контрольно-оценочных мероприятий, являются приоритетно - значимыми при выставлении семестровой оценки по учебной дисциплине.

    Промежуточный контроль - это оценивание результатов учебной деятельности студента за семестр, призванное определить уровень качества подготовки студента в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности. Осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов).

    Зачет и экзамен помогают оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

    Итоговый контроль служит для проверки результатов обучения в целом и в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций

    Текущий контроль и итоговая аттестация является основным механизмом оценки качества подготовки обучающихся (студентов) колледжа согласно федеральному государственному образовательному стандарту по профессии и формой контроля учебной деятельности студентов.

    Система текущего и итогового контроля качества обучения студентов предусматривает решение следующих задач:

    Обеспечение целостного и полного усвоения студентами содержания образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО);

    Широкое использование современных контрольно-оценочных технологий;

    Организацию самостоятельной работы студентов с учетом их индивидуальных способностей;

    Поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения на уровне преподавателя, методических объединений колледжа.

    Как я осуществляю текущий контроль по русскому языку?

    Цель системы контроля - обеспечение объективности и оценки знаний студентов путем разработки и установления стандартных критериев, а также процедуры оценивания.

    На рис. В.2 представлены основные типы контроля знаний обучающихся.

    Текущий контроль - контроль самостоятельной работы обучающихся по изучению учебных материалов.

    Промежуточный контроль - зачет или экзамен в устной или письменной форме по части изучаемой дисциплины в середине семестра.

    Рис. В.2.

    Итоговый контроль - контроль знаний и умений обучающихся непосредственно после завершения курса по дисциплине в форме экзамена.

    Формы, виды и процедура текущего контроля

    Текущий контроль осуществляется в процессе изучения дисциплины и проводится в сроки, определенные календарным планом.

    Цель текущего контроля - проверить степень и качество усвоения изучаемого материала, определить необходимость введения изменений в содержание и методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа студента над изучаемым материалом: полнота выполнения заданий, уровень усвоения учебных материалов но отдельным разделам дисциплины, работа с дополнительной литературой, умения и навыки индивидуальных и групповых презентаций, овладение практическими навыками аналитической, исследовательской работы, финансовых расчетов и др.

    Форма текущего контроля - устная или письменная.

    Виды текущего контроля:

    • - индивидуальный или групповой опрос;
    • - контрольная работа;
    • - индивидуальная или групповая презентация (представление выполненного задания);
    • - анализ деловых ситуаций (анализ ситуации, данной в виде текстового, графического или устного материала, видеофильма, либо анализ вариантов решения проблемы, выбор оптимального варианта);
    • - расчетные задания;
    • - тесты;
    • - подготовка эссе;
    • - подготовка реферата;
    • - деловые игры;
    • - защита выполненных заданий и др.

    Виды, количество самостоятельной работы, а также текущий ее контроль по каждой дисциплине определяет преподаватель.

    Оценка самостоятельной работы осуществляется преподавателем самостоятельно в рамках рейтинговой системы по 100-балльной системе с учетом рекомендованной весомости не менее 40% от общей итоговой оценки по дисциплине.

    Промежуточный и итоговый контроль

    Промежуточный и итоговый контроль может проводиться в виде зачетов, экзамена, контрольных работ и т.д. по части дисциплины на 9-й неделе семестра (или по окончании изучения каждого модуля). Его цель - оценить работу студента за определенный период, полученные им теоретические знания, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач. На экзамене или зачете могут быть использованы вопросы-эссе. Они представляют собой письменную работу, выполняемую обучающимися во внеаудиторное время, объемом 4-5 страниц машинописного текста. Цель этой работы - формирование навыков реферирования полученной по данной дисциплине информации, краткое аннотированное изложение основных положений конкретной темы дисциплины. Вопросы формируются таким образом, чтобы ни в учебнике, ни в лекциях по данной дисциплине не содержался прямой ответ. Для написания эссе обучающиеся должны посмотреть весь полученный материал, проработать дополнительную литературу, обобщить информацию и изложить ее в кратком виде. Одновременно с формулированием вопросов следует определить критерии правильного ответа, т.е. решить, какой ответ будет правильным. Эти критерии формируются в виде перечня тем и положений дисциплины, которые должны быть обязательно включены в ответ студента. Ответ на вопрос должен быть логично изложен.

    Промежуточные зачеты и итоговые экзамены сдаются в периоды, предусмотренные календарно-тематическим планом. При промежуточном контроле обучающиеся сдают в течение учебного семестра (по окончании изучения учебного модуля) зачеты.

    Системы оценки уровня знаний

    В основу оценки уровня знаний студентов заложен рейтинговый подход с использованием 100-балльной системы и конвертацией ее в 5-балльную.

    Параметры конвертации:

    • o 0-50 баллов - неудовлетворительно;
    • o 51-64 балла - удовлетворительно;
    • o 65-79 баллов - хорошо;
    • o 80-100 баллов - отлично.

    Промежуточная аттестация знаний обучающихся по учебной дисциплине включает две составляющие: текущий и промежуточный контроль знаний. Весомость текущего контроля должна составлять не менее 40%, остальные 60% определяются результатами письменного или устного экзамена или зачета. Формула окончательной оценки промежуточной аттестации принимает следующий вид: оценка промежуточной аттестации (100 баллов) = 0,6 o (промежуточный контроль) + 0,4 o (текущий контроль).

    Количество баллов за каждый вид самостоятельной (текущей работы) устанавливается с учетом ее значимости. Например: текущий контроль (40) = подготовка эссе (20) + реферат (10) + презентация по заданной теме (10); промежуточный контроль (60) = промежуточная оценка (30) + итоговая оценка (30).