Где родился симонов. Константин Симонов: личная жизнь


ru.wikipedia.org

Биография

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (как отмечал писатель в официальной биографии). Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром РККА. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт имени А. М. Горького.

В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.



В том же 1938 году К. М. Симонов был принят в СП СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ, опубликовал поэму «Павел Черный».

В 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол, в институт не вернулся.

В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 - вторую - «Парень из нашего города». В течение года учился на курсах военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина, получил воинское звание интенданта второго ранга.

С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».



Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). В 1958-1960 годах жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.

В дни прощания советского народа со Сталиным были опубликованы следующие строки К. М. Симонова:

Нет слов таких, чтоб ими описать
Всю нетерпимость горя и печали.
Нет слов таких, чтоб ими рассказать,
Как мы скорбим по Вас, товарищ Сталин...




Первый роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952 году, затем большая книга - «Живые и мертвые» (1959). В 1961 году театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвёртый». В 1963-1964 годах пишет роман «Солдатами не рождаются», в 1970-1971 - «Последнее лето». По сценариям Симонова были поставлены фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964), «Двадцать дней без войны» (1976)

В 1946-1950 и 1954-1958 годах он был главным редактором журнала «Новый мир»; в 1950-1953 - главным редактором «Литературной газеты»; в 1946-1959 и 1967-1979 годах - секретарем СП СССР.



Депутат ВС СССР 2-3 созывов (1946-1954). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952-1956). Член ЦРК КПСС в 1956-1961 и 1976-1979 годах.

Скончался 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах К. М. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол», защита Лили Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решили вычеркнуть из биографии Маяковского, первый полный перевод пьес Артура Миллера и Юджина О’Нила, выход в свет первой повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» - вот далекий от полноты перечень «геракловых подвигов» Симонова, только тех, что достигли цели и только в области литературы. А ведь были еще и участие в «пробивании» спектаклей в «Современнике» и Театре на Таганке, первая посмертная выставка Татлина, восстановление выставки «ХХ лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбе Алексея Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. Ни одного неотвеченного письма. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов подённых усилий Симонова, названных им «Всё сделанное», содержат тысячи его писем, записок, заявлений, ходатайств, просьб, рекомендаций, отзывов, разборов и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям. Особым симоновским вниманием пользовались его товарищи по оружию. Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оцененных им «проб пера». Он пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды, несложившиеся биографии.



Необходимо отметить, что достигнув партноменклатурных высот, Симонов не был организатором и участником травли многих деятелей культуры, интеллигенции, он неоднократно помогал заступничеством и в решении различных, в том числе бытовых проблем: получении квартир, изданиях книг, публикациях и т. д. Между тем, существует мнение, что он участвовал в кампании против «безродных космополитов», в написании письма против Солженицына в 1973 году.

Награды и премии

Герой Социалистического Труда (27.9.1974)
- 3 ордена Ленина (27.11.1965; 2.7.1971; 27.9.1974)
- орден Красного Знамени (3.5.1942)
- 2 ордена Отечественной войны I степени (30.5.1945; 23.9.1945)
- орден «Знак Почёта» (31.1.1939)
- советские медали
- Крест ордена Белого льва «За Победу» (Чехословакия)
- Военный Крест 1939 года (Чехословакия)
- орден Сухэ-Батора (МНР)
- Ленинская премия (1974) - за трилогию «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»
- Сталинская премия первой степени (1942) - за пьесу «Парень из нашего города»
- Сталинская премия второй степени (1943) - за пьесу «Русские люди»
- Сталинская премия второй степени (1946) - за роман «Дни и ночи»
- Сталинская премия первой степени (1947) - за пьесу «Русский вопрос»
- Сталинская премия первой степени (1949) - за сборник стихов «Друзья и враги»
- Сталинская премия второй степени (1950) - за пьесу «Чужая тень»

Семья

Родители

Мать - княжна Александра Леонидовна Оболенская (1890-1975)

Отец - дворянин Калужской губернии Михаил Агафангелович Симонов (29 марта 1871 - после 1922), генерал-майор, участник Первой мировой войны. После Октябрьской революции 1917 года эмигрировал в Польшу.

Второй муж, отчим, воспитавший Константина Михайловича, о котором он говорил немало добрых слов, и которому посвятил поэму «Отчим» Александр Григорьевич Иванищев - военный специалист, преподаватель, полковник Красной армии.

По материнской линии Симонов происходит от Рюрика.

Князь Иван Михайлович Оболенский (1774-1838) - родоначальник этой ветви фамилии, ведущей от Михаила Константиновича Сухорукого Оболенского, сына Константина Семёновича Оболенского, родоначальника князей Оболенских.

Вторая супруга: с? до 1810 Фёкла Каблукова (1789-1862)

Один из их детей - Оболенский Николай Иванович (1812-1865). Супруга: Анна Шубинская (?-1891)

Один из их детей - Оболенский Леонид Николаевич (1 октября 1843, Андреевское - 15 декабря 1910, Санкт-Петербург).
Похоронен на Новодевичьем кладбище СПб..

Супруга: (с 1874) Дарья Ивановна Шмидт (1850-1923)

их дети:
- Оболенский, Николай Леонидович (7 июля 1878, Москва - 11 марта 1960, Париж)
Окончил юридический факультет Петербургского университета (1901), земский начальник, начальник гражданской канцелярии при штабе Верховного Главнокомандующего (1914, 1915). Курский, Харьковский и затем Ярославский (1916-1917) губернатор. Статский советник. В эмиграции состоял при Великом князе Николае Николаевиче. Почётный Председатель Семейного союза князей Оболенских (с 1957). Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Супруга: с 1904, Санкт-Петербург, Наталия Степановна Соллогуб (1881, Орёл - 1963, Париж)

Оболенская Людмила Леонидовна (1875, Москва - 1955, Москва)
Супруг: Максимилиан Тидеманн (Maximilian Tiedemann) (убит около 1917).

Оболенская Дарья Леонидовна (1876, Москва - 1940, Оренбург)
- Оболенская Софья Леонидовна (1877, Москва-1937)

В 1934 году вместе с сёстрами Людмилой и Дарьей была арестована в Ленинграде как «социально опасные элементы» и выслана в Оренбург, где затем была расстреляна.

Оболенская Александра Леонидовна (1890, Санкт-Петербург - 1975)

Супруги:
- с 1912 Михаил Агафангелович Симонов
- с 1919 Александр Григорьевич Иванищев

Отец Михаил Агафангелович Симонов (29 марта 1871 - ?), генерал-майор, участник Первой Мировой войны, Кавалер разных орденов, образование получил в Орловском Бахтинском кадетском корпусе. В службу вступил 1 сентября 1889.

Выпускник (1897) Императорской Николаевской военной академии.

1909 - полковник Отдельного Корпуса пограничной стражи.

В марте 1915 - командир 12-го Великолуцкого пехотного полка. Награжден Георгиевским оружием. Начальник штаба 43-го армейского корпуса (8 июля 1915 - 19 октября 1917). Генерал-майор (6 декабря 1915).

Последние данные о нём датируются 1920-1922 годами и сообщают о его эмиграции в Польше.

Вот, что об этом говорит Алексей Симонов, сын писателя:
Вторая важнейшая ее тема - история фамилии Симонов. С этой темой я столкнулся в 2005 году, когда делал двухсерийный документальный фильм об отце «Ка-Эм». Дело в том, что мой дед, Александр Григорьевич Иванишев, не был родным отцом моего отца. Константин Михайлович родился у бабки в первом браке, когда она была замужем за Михаилом Симоновым, военным, выпускником Академии Генштаба, в 1915 году получившим генерал-майора. Дальнейшая его судьба долго была неизвестна, отец в автобиографиях писал, что тот пропал без вести еще в империалистическую войну, затем и вовсе перестал его поминать. В процессе работы над фильмом я нашел письма бабки начала 20-х годов ее сестрам в Париж, где она пишет, что Михаил обнаружился в Польше и зовет ее с сыном к себе туда. У нее в это время уже был роман с Иванишевым, да, видимо, было и еще что-то в этих отношениях, что не позволило их восстановить. Но фамилию Симонов бабка все же сыну сохранила, хотя сама стала Иванишевой.
- Сивцев Вражек…

В другом интервью Алексей Симонов отвечает на вопрос об отношении Сталина к отцу:

Вы знаете, никаких доказательств того, что Сталин относился к отцу особенно хорошо, я не нахожу. Да, отец рано стал знаменитым. Но не потому, что Сталин его любил, а потому, что написал «Жди меня». Это стихотворение было молитвой для тех, кто ждал с войны своих мужей. Оно и обратило внимание Сталина на моего папу.
У отца был «прокол» в биографии: мой дед пропал без вести в канун гражданской войны. В то время этого факта было достаточно, чтобы обвинить отца в чем угодно. Сталин понимал, что если выдвинет отца, то он будет служить если не за совесть, то уж за страх обязательно. Так оно и вышло.

Его отец, бухгалтер, коллежский ассесор Симонов Агафангел Михайлович упоминается со своими братом и сёстрами (Надворный советник Михаил Михайлович Симонов, классная дама, из дворян девица Евгения Михайловна Симонова и учительница приготовительного класса, из дворян девица Аграфена Михайловна Симонова) в Адрес-календаре Калужской губернии на 1861 год.

В 1870 - Надворный советник

История рода бабушки, Дарьи Ивановны, урождённой Шмидт.

Шмидты тоже были дворянами Калужской губернии.

Супруги

Первая супруга Константина Симонова - Евгения Самойловна Ласкина (1915, Орша - 1991, Москва) (двоюродная сестра Бориса Ласкина), филолог (закончила Литинститут 22 июня 1941), литературный редактор, заведующая отделом поэзии журнала «Москва». В 1949 году пострадала в период кампании по борьбе с космополитизмом. Благодаря ей печатался Шаламов, ей в том числе обязаны выходом романа «Мастер и Маргарита».

В 1939 году у них родился сын Алексей.

В 1940 году он расстался с Ласкиной, познакомившись и влюбившись без памяти в актрису Валентину Серову, вдову незадолго до того погибшего лётчика, Героя Испании, комбрига Анатолия Серова.



Этот роман был самым, пожалуй, известным в Советском Союзе, за его развитием следила и переживала вся страна. Оба - молодые, красивые, любящие. Она - кинозвезда, любимица миллионов зрителей, символ женственности, он - известный поэт, корреспондент. Любовь вдохновляла Симонова в творчестве. Ярким посвящением стало стихотворение «Жди меня». Вот, что рассказывает об истории создания дочь Мария:

Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» - его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где мама сыграла главную роль.



В том же сороковом году Симонов пишет пьесу «Парень из нашего города». Главная героиня пьесы Варя -прототип Валентины, а Лукашин - Анатолий Серов. Актриса отказывается играть в новом спектакле, который ставит Театр Ленинского комсомола. Слишком свежа еще рана от потери любимого мужа.

В 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт, читали друг другу вслух. Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного успеха, какой познал Симонов после публикации «С тобой и без тебя».



Театр имени Ленинского комсомола, где служила Серова, вернулся из эвакуации в Фергане только в апреле 1943 года. В том же году Серова согласилась стать женой Симонова. Они поженились летом 1943 и зажили одним домом, в котором всегда было много гостей.

Всю войну вместе с Симоновым и в составе концертных бригад Валентина Васильевна ездила на фронт.



В 1946 году, выполняя поручение правительства вернуть писателей-эмигрантов, Симонов отправился во Францию. Будучи в Париже, Симонов представил любимую жену Ивану Бунину, Тэффи, Борису Зайцеву.

Было это на самом деле или нет, доподлинно неизвестно, но о том, что Серова спасла Бунина от неминуемой гибели, на кухнях судачили. В 1946 году Симонов, получивший задание уговорить нобелевского лауреата Ивана Бунина вернуться на родину, взял с собой в Париж жену. Бунин был очарован Серовой, и она якобы успела шепнуть ему на ухо, чтобы он не вздумал возвращаться себе на погибель. Так это или нет, повторяем, неизвестно, но больше жену в зарубежные вояжи Симонов не брал.

Они прожили вместе пятнадцать лет.



Как и многие жизненные истории, любовь Симонова и Серовой не имела счастливого конца. Сплетен и слухов о жизни актрисы и поэта до сих пор ходит немало, они даже становятся основой книг и фильмов - так делают имена на судьбах и слабостях знаменитостей. Не нам судить об отношениях этих талантливых, неординарных людей. Это их жизнь. Нам остались фильмы, вошедшие в «золотой фонд» отечественного кинематографа, и замечательные лирические стихи, посвященные актрисе.

Последняя супруга (1957) - Лариса Алексеевна Жадова, дочь Героя Советского Союза генерала Алексея Жадова, вдова фронтового товарища Симонова, поэта Семёна Гудзенко. Симонов удочерил дочь Ларисы Екатерину, потом у них родилась дочь Александра.

Дети

Сын - Алексей Кириллович Симонов (род. 1939)
Дочери:
- Мария Константиновна Симонова (род. 1950).
- Екатерина Кирилловна Симонова-Гудзенко (род. 1951)
- Александра Кирилловна Симонова (1957-2000)

Сочинения

Стихи и поэмы

- «Победитель» (1937, поэма о Николае Островском),
- «Павел Черный» (1938, поэма, прославлявшая строителей Беломорско-Балтийского канала),
- «Ледовое побоище» (1938, поэма),
- Если дорог тебе твой дом…
- Жди меня (текст)
- Песня военных корреспондентов
- Сын артиллериста
- «С тобой и без тебя» (сборник стихов)
- Я знаю, ты бежал в бою…
- «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»
- «Майор привез мальчишку на лафете..»
- Хозяйка дома
- Горят города по пути этих полчищ...
- Не сердитесь - к лучшему...
- Открытое письмо
- Улыбка

Романы и повести

- «Товарищи по оружию» (роман, 1952; новая редакция - 1971),
- «Живые и мертвые» (роман, 1959),
- «Солдатами не рождаются» (1963-1964, роман; 2 часть трилогии «Живые и мертвые»; в 1969 - кинофильм «Возмездие» режиссёр Александр Столпер),
- «Последнее лето» (роман, 1971).
- «Дым отечества» (1947, повесть)
- «Южные повести» (1956-1961)
- «Из записок Лопатина» (1965, цикл повестей; 1975 - одноимённый спектакль, премьера - Театр «Современник»)

Дневники, мемуары, очерки

Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. - М.: Художественная литература, 1982. - Т. 1. - 479 с. - 300 000 экз.
- Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. - М.: Художественная литература, 1982. - Т. 2. - 688 с. - 300 000 экз.
- «Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине» (1979, опубликовано в 1988)
- «Письма из Чехословакии» (сборник очерков),
- «Славянская дружба» (сборник очерков),
- «Югославская тетрадь» (сборник очерков),
- «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента» (сборник очерков).

Пьесы

- «История одной любви» (1940, премьера - Театр имени Ленинского комсомола, 1940)
- «Парень из нашего города» (1941, пьеса; премьера - Театр имени Ленинского комсомола, 1941; в 1942 - одноимённый кинофильм)
- «Под каштанами Праги» (1945. Премьера - Театр имени Ленинского комсомола. Была популярна, с 1946 шла по всей стране. В 1965 - одноимённый телеспектакль, режиссёры Борис Ниренбург, Надежда Марусалова (Иваненкова))
- «Русские люди» (1942, опубликована в газете «Правда»; в конце 1942 премьера пьесы с успехом прошла в Нью-Йорке; в 1943 - кинофильм «Во имя Родины», режиссёры - Всеволод Пудовкин, Дмитрий Васильев; в 1979 - одноимённый телеспектакль, режиссёры - Майя Маркова, Борис Равенских)
- «Так и будет» (1944, премьера - Театр имени Ленинского комсомола)
- «Русский вопрос» (1944, премьера - Театр имени Ленинского комсомола; в 1947 - одноимённый кинофильм, автор сценария и режиссёр Михаил Ромм)
- «Чужая тень» (1949)
- «Четвёртый»(1961, премьера - Театр «Современник»)
- «Левашов» (1963, телеспектакль, режиссёр - Леонид Пчёлкин)
- «Мы не увидимся с тобой» (1981, телеспектакль, режиссёры - Майя Маркова, Валерий Фокин)

Сценарии

- «Жди меня» (совместно с Александром Столпером, 1943, режиссёр - Александр Столпер)
- «Дни и ночи» (1944, режиссёр - Александр Столпер)
- «Второй караван» (1950, совместно с Захаром Аграненко, режиссёры-постановщики - Амо Бек-Назаров и Рубен Симонов)
- «Жизнь Андрея Швецова» (1952, совместно с Захаром Аграненко)
- «Бессмертный гарнизон» (1956, режиссёр - Эдуард Тиссэ),
- «Нормандия - Неман» (соавторы - Шарль Спаак, Эльза Триоле, 1960, режиссёры Жан Древиль, Дамир Вятич-Бережных)
- «Живые и мёртвые» (совместно с Александром Столпером, режиссёр - Александр Столпер, 1964)
- «Если дорог тебе твой дом» (1967, сценарий и текст документального фильма, режиссёр Василий Ордынский),
- «Гренада, Гренада, Гренада моя» (1968, документальный фильм, режиссёр - Роман Кармен, кинопоэма; премия Всесоюзного кинофестиваля)
- «Случай с Полыниным» (совместно с Алексеем Сахаровым, 1971, режиссёр - Алексей Сахаров)
- «Чужого горя не бывает» (1973, документальный фильм о вьетнамской войне),
- «Шел солдат» (1975, документальный фильм)
- «Солдатские мемуары» (1976, телефильм)
- «Обыкновенная Арктика» (1976, Ленфильм, режиссёр - Алексей Симонов, вступительное слово от автора киносценария и эпизодическая роль)
- «Константин Симонов: остаюсь военным писателем» (1975, документальный фильм)
- «Двадцать дней без войны» (по повести (1972), режиссёр - Алексей Герман, 1976), текст от автора

Поэтические переводы

Редьярд Киплинг в переводах Симонова
- Насими, Лирика. Перевод Наума Гребнева и Константина Симонова с азербайджанского и фарси. Художественная литература, Москва, 1973.
- и другие переводы

Память

В честь писателя названы:
- Астероид Симонов (2426 Simonov).
- Улица Константина Симонова в Москве.
- Комфортабельный четырёхпалубный теплоход проекта 302 «Константин Симонов», построен в 1984 году в ГДР.

Биография



Русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Родился Константин Симонов 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1915 в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Воспитывался отчимом - преподавателем военного училища. В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив фабзавуч точной механики, Константин Симонов идет работать на авиационный завод, на котором работал до 1935. Некоторое время работал техником в Межрабпомфильме. В эти же годы начинает писать стихи. В печати первые произведения появились в 1934 (в некоторых источниках указано, что первые стихи Константина Симонова были напечатаны в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь"). Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем - в Литературном институте им. М.Горького, который окончил в 1938. В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания

Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. В 1940 была написана первая пьеса ("История одной любви"), премьера которой прошла на сцене Театра им. Ленинского комсомола. В течение года Константин Симонов учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получив воинское звание интенданта второго ранга. Жена - актриса Валентина Серова (девичья фамилия - Половикова; первый муж - летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов)




С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города"). После войны в течение трех лет находился в многочисленных зарубежных командировках в Японии (1945-1946), США, Китае. В 1946-1950 - редактор журнала "Новый Мир". В 1950-1954 вновь назначен редактором "Литературной газеты". В 1954-1958 - Константин Симонов вновь назначен редактором журнала "Новый Мир". В 1958-1960 жил в Ташкенте как корреспондент "Правды" по республикам Средней Азии. В 1952 был написан первый роман ("Товарищи по оружию"). C 1940 по 1961 было написано десять пьес. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.



Ступени продвижения Константина Симонова по партийной и общественной леснице. С 1942 - член КПСС. В 1952-1956 - кандидат в члены ЦК КПСС. В 1956-1961 и с 1976 - член Центральной ревизионной комиссии КПСС. В 1946-1954 - депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. В 1946-1954 - заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР. В 1954-1959 и в 1967-1979 - Секретарь правления Союза писателей СССР. С 1949 - член президиума Советского комитета защиты мира. Константин Симонов награжден орденами и медалями, среди которых - 3 ордена Ленина. Герой Социалистического Труда (1974). Награжден Ленинской премией (1974), Государственной (Сталинской) премией СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).




Среди произведений Константина Симонова - романы, повести, пьесы, рассказы, сценарии художественных и документальных фильмов, поэмы, стихотворения, дневники, путевые очерки, статьи на литературные и общественные темы: "Победитель" (1937; поэма о Николае Островском), "Павел Черный" (1938; поэма, прославлявшая-строителей Беломорско-Балтийского канала), "Ледовое побоище" (1938; поэма), "Суворов" (1939; поэма), "История одной любви" (1940; пьеса; премьера - в Театре им. Ленинского комсомола), "Парень из нашего города" (1941; пьеса; в 1942 - Государственная премия СССР; в 1942 - одноименный кинофильм), "Русские люди" (1942; пьеса; была опубликована в газете "Правда"; в конце 1942 премьера пьесы с успехом прошла в Нью-Йорке; в 1943 - Государственная премия СССР; в 1943 - кинофильм "Во имя Родины"), "С тобой и без тебя" (1942; сборник стихов), "Жди меня" (1943; сценарий кинофильма), "Дни и ночи" (1943-1944; повесть; в 1946 - Государственная премия СССР; в 1945 - одноименный кинофильм), "Так и будет" (пьеса), "Война" (1944; сборник стихов), "Русский вопрос" (1946; пьеса; в 1947 - Государственная премия СССР; в 1948 - одноименный кинофильм), "Дым отечества" (1947; повесть), "Друзья и враги" (1948; сборник стихов; в 1949 - Государственная премия СССР), "Чужая тень" (1949; пьеса; в 1950 - Государственная премия СССР), "Товарищи по оружию" (1952; роман; новая редакция - в 1971; роман), "Живые и мертвые" (1954-1959; роман; 1 часть трилогии "Живые и мертвые"; в 1964 - одноименный кинофильм, удостоенный в 1966 Государственной премии РСФСР), "Южные повести" (1956-1961), "Бессмертный гарнизон" (1956; сценарий кинофильма), "Нормандия - Неман" (1960; сценарий советско-французского кинофильма), "Четвёртый" (1961; пьеса; премьера - в Театре "Современник"), "Солдатами не рождаются" (1963-1964; роман; 2 часть трилогии "Живые и мертвые"; в 1969 - кинофильм "Возмездие"), "Из записок Лопатина" (1965; цикл повестей), "Если дорог тебе твой дом" (1967; сценарий и текст документального фильма), "Гренада, Гренада, Гренада моя" (1968; документальный фильм, кинопоэма; премия Всесоюзного кинофестиваля), "Последнее лето" (1970-1971; роман; 3 часть трилогии "Живые и мертвые"), "Случай с Полыниным" (1971; сценарий фильма), "Двадцать дней без войны" (1972; повесть; в 1977 - одноименный кинофильм), "Чужого горя не бывает" (1973; сценарий фильма), "Шел солдат" (1975; сценарий фильма), "Солдатские мемуары" (1976; сценарий телефильма), "Размышления о Сталине", "Глазами человека моего поколения" (мемуары; попытка объяснить активное участие автора в идеологической жизни Советского Союза в 1940–1950 годах; опубликованы в 1988), "Письма из Чехословакии" (сборник очерков), "Славянская дружба" (сборник очерков), "Югославская тетрадь" (сборник очерков), "От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента" (сборник очерков).

Источники информации:

Константин Симонов. Собрание сочинений в шести томах. Предисловие. Москва: Художественная литература, 1966

Биография



Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (р. 15(28).11.1915, Петроград), русский советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974). Член КПСС с 1942. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1938). Печатается с 1934. Ощущение надвигающейся войны реализовалось в поэмах "Победитель" (1937) о Н. Островском, "Ледовое побоище" (1938), "Суворов" (1939). В предвоенные годы формируется основная тема С. - тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, душевно причастные к бурным событиям своей эпохи (пьесы "История одной любви", 1940, "Парень из нашего города", 1941, Государственная премия СССР, 1942, одноименный фильм 1942).



В годы Великой Отечественной войны на фронте (корреспондент газеты "Красная Звезда"). Одним из первых обратился к теме русского человека на войне (пьеса "Русские люди", 1942, Государственная премия СССР, 1943; повесть "Дни и ночи", 1943-44, Государственная премия СССР, 1946, одноименный фильм, 1945).

Широкую популярность приобрела в годы войны лирика С. ("Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Жди меня", "Убей его!" и другие, стихи из сборников "С тобой и без тебя", 1942, "Война", 1944, и др.), где мотивы патриотизма, мужества и героики соединены с мотивами фронтовой дружбы, любви, верности.



Период "холодной войны" отразился в творчестве С. созданием идеологически актуальных произведений (пьесы "Русский вопрос", 1946, Государственная премия СССР, 1947; "Чужая тень", 1949, Государственная премия СССР, 1950; книга стихов "Друзья и враги", 1948, Государственная премия СССР, 1949).

С середины 50-х гг. (вслед за романом "Товарищи по оружию", 1952, новая редакция 1971) С. создает трилогию "Живые и мертвые" (Ленинская премия, 1974): романы "Живые и мертвые" (1954-59, одноименный фильм, 1964), "Солдатами не рождаются" (1963-64, фильм –"Возмездие", 1969) и "Последнее лето" (1970-71) - эпически широкое художественное исследование пути сов. народа к победе в Великой Отечественной войне, в котором автор стремился соединить два плана - достоверную "летопись" основных событий войны, увиденных глазами их свидетеля и участника (Серпилин, Синцов), и анализ этих событий с точки зрения их современного понимания и оценки. К трилогии по материалу примыкают "Южные повести" (1956-61), повести "Из записок Лопатина" (1965), "Двадцать дней без войны" (1972), ряд публикаций дневников С. военных лет с современными авторскими комментариями и др.



Опубликовал также повесть "Дым отечества" (1947), пьесу "Четвертый" (1961) и много других пьес, сценариев художественных и документальных фильмов, поэм, книг, путевых очерков, статей и выступлений на литературные и общественные темы. Многие произведения С. переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Общественная деятельность С. активна и многогранна: редактор "Литературной газеты" (1938, 1950-54), журнала "Новый Мир" (1946-50, 1954-58), заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР (1946-54). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952-56), член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1956-61 и с 1976). Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Член президиума Сов. комитета защиты мира (с 1949). Секретарь правления Союза писателей СССР (1954-59 и с 1967). Награжден 3 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Собр. соч., т. 1-6, М., 1966-70.

Лит.: Вишневская И. Л., Константин Симонов. Очерк творчества, М., 1966; Фрадкина С., Творчество Константина Симонова, М., 1968; Лазарев Л. И., Военная проза Константина Симонова, М., 1975; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 4, М., 1966.

Г. А. Белая.

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович - поэт, прозаик, драматург, журналист, редактор, общественный деятель; Герой Социалистического Труда (27 сентября 1974), лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, член ЦК КПСС в 1952-1956 годах, депутат Верховного Совета СССР, заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР.

Симонов происходил из военной семьи, что определило в молодые годы его интерес к военной истории России, а позднее - к армии и ее людям. Окончив школу и фабзавуч топкой механики (1932), учился в Литературном институте им. М. Горького. Начал печататься в 1936 г. В студенческие годы выпустил сборники стихов «Настоящие люди» (1938), «Дорожные стихи» (1939), поэмы «Ледовое побоище» (1938), «Пять страниц» (1938), «Победитель» (1938), «Суворов» (1940). Закончив Литературный институт, Симонов поступил в аспирантуру ИФЛИ, но был отправлен летом 1939 г. Политуправлением Красной Армии в Монголию, на Халхин-Гол, где шли бои с японцами, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Первые военные впечатления стали основой цикла стихотворений «Соседям по юрте» (1939) и широко поставленной театрами пьесы «Парень из нашего города» (1941).

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Симонов Константин Михайлович

С первых дней Великой Отечественной войны Симонов - фронтовой корреспондент центральной армейской газеты «Красная звезда». Его очерки и корреспонденции из горячих точек были замечены читателями, но знаменитым его сделали стихи, когда 14 января 1942 г. «Правда» опубликовала стихотворение «Жди меня». К этому стихотворению прибавилось напечатанное в следующем месяце «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» и через полгода - «Убей его! («Если дорог тебе твой дом...»). Они стали поэтическими символами идущей войны.

Как военный корреспондент, Симонов побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

Послевоенная карьера Симонова была головокружительной. Ему еще не было 30, когда он стал одним из руководителей Союза Писателей, был назначен редактором журнала «Новый мир» (1940-1950), затем «Литературной газеты» (1950-1954). Он стал депутатом Верховного Совета СССР, кандидатом в члены ЦК КПСС. Свою роль сыграла огромная популярность его произведений военных лет и фантастическая работоспособность.

После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). С 1958 по 1960 гг. жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.

Симонов вновь возвращается к теме войны - в 1952 г. увидел свет роман «Товарищи по оружию», затем большая книга - «Живые и мертвые» (1959). В 1963-1964 гг. пишет роман «Солдатами не рождаются». (В 1970-1971 будет написано продолжение - «Последнее лето».)

14 декабря 2015, 07:13

Валентина Половикова родилась в 1919 году в Харькове, в семье театральной актрисы. В десятилетнем возрасте она впервые вышла на сцену в Москве в спектакле, где главную роль играла ее мать. Для поступления в Центральный техникум театрального искусства девочке не хватало лет, она подчистила метрику и с тех пор официально годом ее рождения считается 1917.

Дебют в кино состоялся в 1934 году, однако в окончательный вариант фильма «Груня Корнакова» сцены с участием Валентины не вошли.

Звучную фамилию Серова Валентина получила от своего первого мужа, выдающегося летчика-испытателя, Героя Советского Союза, участника войны в Испании Анатолия Серова. Их роман развивался столь стремительно, что заявление в ЗАГС они отнесли через восемь дней после знакомства.

Анатолий и Валентина Серовы

Валентина обожала своего мужа, но счастье их было недолгим: в мае 1939 года Серов вместе с выдающейся летчицей Полиной Осипенко в процессе освоения «слепых полетов» погибли в авиакатастрофе. Прах обоих летчиков захоронен в Кремлевской стене. Беременная Валентина в 22 года осталась вдовой. Сына, родившегося через три месяца после смерти отца, Валентина в его память назвала Анатолием.

С сыном Толей. 1939 год

Актриса становится частой гостьей в Кремле, где на правительственных приемах Сталин сажает ее и вдову Валерия Чкалова рядом с собой. Во время одной из встреч с сильными мира сего Валентина неожиданно попросила предоставить ей новую квартиру вместо той, в которую она с Анатолием въехала незадолго до его гибели. Просьба актрисы была, разумеется, удовлетворена. Знакомые удивлялись - как можно пятикомнатные хоромы в Лубянском проезде, принадлежавшие ранее репрессированному маршалу Егорову, поменять на двухкомнатную квартиру на Никитской. Валентина молчала в ответ. Не объяснять же каждому, как это больно - возвращаться в квартиру, где каждый угол напоминает о так трагически закончившейся любви.

Чтобы забыться, все свое время Валентина старалась проводить в Театре имени Ленинского комсомола, где ее очень ценили и доверяли только главные роли. В 1940 году она начала играть в спектакле «Зыковы». Роль Павлы удалась ей, как никакая другая. Но что-то мешало актрисе полностью отдаваться чувствам своей героини. Впоследствии она вспоминала, что ей очень мешал один из зрителей. На каждом спектакле «Зыковых» этот молодой человек с букетом цветов сидел в первом ряду и испытующим взором следил за ней. Как позже выяснилось, он не пропускал вообще ни одного ее спектакля. Это был начинавший тогда входить в моду поэт Константин Симонов.

Кирилл Симонов родился в 1915 году. Его мать Александра Леонидовна Оболенская, по второму мужу Иванишева, происходила из знатного княжеского рода. Симонов никогда не вспоминал о своем настоящем отце, но всегда с почтением и любовью отзывался об отчиме, блестящем офицере, герое японской и германской войн. Кирилл Симонов получил хорошее образование. Повзрослев, юноша изменил свое имя на Константин, потому что не выговаривал звуки «р» и «л» (совсем маленьким мальчиком, подражая отчиму, он решил побриться опасной бритвой и неосторожно чиркнул себе по языку). Переехав с родителями в Москву, он устроился рабочим на Межрабпомфильм. Тогда же юноша начал писать стихи.

К тому времени, когда Симонов встретил Валентину Серову, он уже был женат на Евгении Ласкиной. В 1939 году у них родился сын Алексей. Брак казался удачным, но новая любовь Симонова разрушила отношения супругов.

Первая супруга Симонова Евгения Ласкина с сыном Алексеем

Он ушел из семьи, хотя Валентина была категорически против этого. Несмотря на близкое знакомство с писателем, красивая актриса оставалась холодна к нему, и он, бросая вызов судьбе, решил стать своим человеком в театре. Специально для Валентины Симонов написал пьесу «История одной любви», где Серова сыграла главную роль.

В 1940 году Симонов написал пьесу «Парень из нашего города». Прототипами главных героев стали Валентина Серова (Валя) и ее муж Анатолий (Лукашин). Но актриса отказалась играть в новом спектакле. Слишком тяжела была боль утраты от потери любимого мужа. Сердце Серовой все это время оставалось незанятым - актриса могла предложить Симонову только искреннюю дружбу. Некоторое время спустя писателю удалось добиться расположения ее сына Толика. И материнское сердце дрогнуло.

Валентина Серова с сыном и Константином Симоновым

Симонов был умным человеком, обладающим прекрасной интуицией. Он понимал, что, сумев войти в жизнь любимой женщины, так и не смог полностью покорить ее сердце. Поэт любил искренне, не обращая внимания на сплетни и слухи..

Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил.

Нередко Валентину Серову за глаза называли красавицей «с подмоченной репутацией». О ее похождениях и громких романах судачили все кому не лень. Коллеги по театру и знакомые считали актрису ветреной и пустой, поскольку она не умела и не хотела сдерживать свои порывы и страсти. Но молодой поэт любил ее именно такой, вопреки всему, вопреки самому себе. Их роман сразу же стал достоянием общественности.

Симонов и Серова не спешили узаконить свои отношения. Несколько лет они прожили в гражданском браке. Васька, как называл ее Константин Симонов, принимала его ухаживания, делила с ним постель, но говорить «люблю» не торопилась. Можно предположить, что интуитивно Серова понимала, что их чувства изначально обречены на неудачу. Они были настолько разными, что им противопоказано было быть вместе.

Когда началась война, Симонов стал военным корреспондентом. Васька проводила его на фронт. Осенью 1941 года Симонов написал свое знаменитое стихотворение «Жди меня», посвященное В. С. (Валентине Серовой).

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет....

Война стала для Симонова временем, когда его лирические произведения достигли абсолютной вершины. В 1942 году был опубликован сборник стихов «С тобой и без тебя», посвященный любимой женщине. Эту книгу невозможно было достать. Закаленные в боях воины и хрупкие девушки от руки переписывали стихи из этого сборника, учили их наизусть, посылали своим любимым. Но критикам того времени не понравился образ героини сборника «С тобой и без тебя» - не любящей, не доброй, не преданной, а злой, ветреной, колючей женщины. Валентина Серова никогда не была роковой, коварной обольстительницей, от скуки играющей человеческими судьбами и легко разбивающей сердца. Просто она не могла полюбить поэта так, как он ее. В каждом стихотворении чувствовалась боль любящего, но не познавшего ответную любовь сердца. Автор, он же лирический герой, стремился к родству душ, а получал лишь ночную страсть, тающую под утро.

Ты говорила мне «люблю»,
Но это по ночам, сквозь зубы,
А утром горькое «терплю»
Едва удерживали губы...

Симонов ощущал себя ненужным, отвергнутым, но не сдавался, пытаясь завоевать самое главное - женскую любовь.

В годы войны театр, где работала Серова, переехал в Фергану. Там актриса почти каждый день получала он Симонова письма. Одна из ее подруг С. Бирман писала Валентине, что та «должна быть внимательнее к Симонову, что такими людьми бросаться нельзя и надо перестать слушаться только себя». Но Валентина Серова жила, согласуя жизнь лишь со своими эмоциями, и ничего не могла с этим поделать.

В 1942 году актриса встретила новую любовь. За годы, прошедшие после войны, правда и вымысел о ней сплелись настолько тесно, сейчас уже практически невозможно установить истину. Ранней весной 1942 года Валентина Серова в составе бригады артистов участвовала в концерте, организованном для пациентов одного из московских госпиталей. Там же, в отдельной палате, находился Константин Рокоссовский, получивший серьезное осколочное ранение.

Константин Рокоссовский

Талантливую актрису попросили выступить перед ним, и она не задумываясь согласилась. Так произошло их знакомство, которое переросло в большое красивое чувство. Серова буквально потеряла голову, да и будущий маршал был от нее без ума. Ради своей новой любви Валентина Васильевна была готова бросить все: гражданского мужа, театр. Но, в отличие от нее, Рокоссовский прекрасно понимал всю зыбкость их отношений. Хотя кремлевская верхушка сквозь пальцы смотрела на фронтовые увлечения своих полководцев, но этот случай был особенный, в нем в качестве любовницы выступала знаменитая актриса, связанная с известным поэтом. К тому же, если Серова не была официально замужем, то у Рокоссовского были жена и дочь, оставшиеся в Киеве, от которых долгое время не было никаких известий..

Во время одного из непродолжительных возвращений в Москву Валентина Серова честно призналась Симонову, что она влюблена в другого. Он выдержал этот удар судьбы, откликнувшись полным горечи и разочарования четверостишием:

Я, верно, был честней других,
Моложе, может быть.
Я не хотел грехов твоих
Прощать или судить.

Выписавшись из госпиталя, Константин Рокоссовский переехал с вещами на квартиру Серовой. Но их совместная жизнь оказалась очень короткой - вместе они прожили всего несколько месяцев. Их надеждам на счастливую жизнь вместе не суждено было сбыться: нашлись жена и дочь будущего маршала. А сам военачальник по личному распоряжению Сталина был досрочно отправлен на фронт. Злые языки утверждали, что на фронтовых дорогах часто встречали прославленного боевого командира, в машине которого ехала «девушка с характером». Сталину не понравился этот громкий и скандальный роман. Во время личной встречи с Рокоссовским вождь всех народов задал вопрос: «Как вы полагаете, чья жена артистка Серова?» Генерал ответил: «Константина Симонова». «Вот и я так думаю», - ответил Сталин. Серова осталась с Симоновым, а Рокоссовский - с женой и дочерью. Любовный треугольник, который в шутку называли ССР (Серова, Симонов, Рокоссовский) распался. После разрыва с дорогим Костей Серова еще долго хранила золотые часы с надписью: ВВС от РКК, пропавшие из ее квартиры в 1975 году.

Известный писатель сразу же сделал Валентине Серовой предложение, которое она приняла. Трудно объяснить причины этого поступка. Прекрасные стихи влюбленного поэта, желание простого женского счастья, уюта, отца для подрастающего сына или тот факт, что Рокоссовский никогда не сможет быть с ней рядом, повлияли на ее решение.

До конца войны Константин Симонов, часто выезжающий по делам газеты на фронт, чуть ли не ежедневно писал любимой жене: «Нет жизни без тебя. Не живу, а пережидаю и считаю дни... Верю, как никогда, в счастье с тобой вдвоем. Я так скучаю без тебя, что не помогает никто и ничто...» В 1943 году вышел на экраны фильм «Жди меня», сценарий для которого написал К. Симонов. Благодаря этой кинокартине актриса при жизни стала живой легендой.

Симонов, оказавшись мудрее всех, простил свою музу. Ведь он, в отличие от других, умел ждать. Его брак с Серовой казался образцовым. Оба были красивы, знамениты, обласканы Сталиным. Супруги переехали в роскошную квартиру на улице Горького, где один зал только занимал около 60 кв. метров. На даче в Переделкино специально для Серовой оборудовали бассейн, казавшийся немыслимой роскошью в то голодное время.

В 1946 году актриса получила Сталинскую премию за роль в фильме «Композитор Глинка» и удостоилась звания заслуженной артистки СССР. Симонов был просто счастлив. Его мечта почти осуществилась: Серова любила его. Об этом популярный поэт писал в одном из своих писем: «Я счастлив, что исполняется сейчас, когда ты меня любишь... то, о чем я тебе самонадеянно и тоже упрямо говорил... когда ты меня не любила, и может быть, правильно делала, потому что без этого не было бы, может быть, той трудной, отчаянной, горькой и счастливой нашей жизни этих пяти лет».

Франция, 1946 год

В то время, когда казалось, что все несчастья остались для семьи Симонова-Серовой позади, они вошли в самую сложную фазу своих взаимоотношений. Известный писатель и поэт, главный редактор журнала «Новый мир», любимец Сталина Симонов стал выездным. Чтобы упрочить взаимоотношения в семье, он взял жену в Париж, куда был отправлен проводить кампанию по возвращению на родину эмигрантов. Это был не очень честный политический ход. Многие из тех, кто возвращался, заканчивали свою жизнь в лагерях. На одном из обедов, где Симонов уговаривал всех вернуться, его пригласили к телефону. И тогда Валентина Васильевна тихо произнесла: «Не слушайте его». Возможно, именно поэтому Бунин и остался, тем самым сохранив себе жизнь. Серова всегда говорила только правду. И это стало ее самой большой бедой...

После войны началась вторая волна борьбы с космополитизмом, в которой Симонов вынужден был принять активное участие. Он выступил на открытом собрании, когда вышло постановление о литературных и театральных критиках. Валентина Васильевна очень переживала из-за происходящего, ведь большинство из тех, кого клеймил ее муж, были ее друзьями. Не обладая сильной волей, она так и не смогла уйти от мужа, постепенно вступив на путь саморазрушения. К этому ее подтолкнула и трагедия, случившаяся с сыном.

Анатолий с детства был предоставлен самому себе. Его воспитанием занималась не мать, а специально нанятые няньки. Отчим относился к нему прохладно, если не сказать с неприязнью. Характер у парня был сложным, дерзким и упрямым. Мальчишка плохо учился, прогуливал школу. Часто, становясь свидетелем веселых застолий, он так и засыпал за столом под звон бокалов. В 14 лет Анатолий начал выпивать. А спустя некоторое время вместе с компанией таких же шалопаев, как и он сам, разгоряченный спиртным, ограбил и поджег чужую дачу. Анатолия Серова отправили в колонию. А Симонов даже пальцем не пошевелил, чтобы чем-нибудь помочь своему пасынку. Это была его роковая ошибка. Серова так и не смогла простить этого ни мужу, ни себе. Из колонии Анатолий вернулся еще более нервным и неуправляемым. Он продолжал пить и хулиганить. А лишившаяся духовной опоры мать не в состоянии была с ним справиться. К тому же в театре для нее почти не осталось ролей. Типаж «девушки с характером» ушел в прошлое.

Изменить в своей жизни что-нибудь к лучшему Валентина Серова самостоятельно уже не могла. Поэтому актриса с помощью вина пыталась укрыться в мире иллюзий. Оставаясь подолгу дома одна, Валентина Серова больше не придерживалась никакой нормы. В 1948 году пагубная" привычка превратилась в болезнь. «Что с тобой случилось? - писал в одном из писем жене Симонов. - Почему все сердечные припадки, все внезапные дурноты всегда в мое отсутствие? Не связано ли это с образом жизни? У тебя, как я знаю, есть чудовищная русская привычка пить с горя, тоски, хандры, с разлуки..

Карьера Серовой как актрисы завершилась в 50-е годы.

В 1950 году у Серовой и Симонова появилась на свет дочь Мария. Став взрослой, она рассказывала: "Впервые увидев меня, отец глубокомысленно заметил моей матери: "Черненькая, значит моя". Судьба сыграла с Валентиной Серовой злую шутку. День рождения Маши - 11 мая - совпал с днем трагической гибели ее мужа Анатолия. К сожалению, даже рождение дочери не смогло упрочить брак Симонова и Серовой.

С дочерью Марией

По настоянию мужа актриса поступила в труппу Театра имени Моссовета. Там она сыграла немало ролей, но, к сожалению, не все они соответствовали ее таланту. Большим успехом стала работа актрисы в фильме «Бессмертный гарнизон», снятом по сценарию ее мужа. Режиссер же всем сердцем возненавидел актрису, считая, что она срывает съемку, приезжая в нетрезвом виде. Но после завершения работы признался: «Актриса Серова талантливая, тут ничего не скажешь». Симонов был счастлив, услышав об успехах жены.

После очередного запоя Серова не пришла на спектакль. Тогда актеры устроили товарищеский суд и потребовали исключить ее из театра. Симонов боролся за свою любовь, всячески пытался помочь Валентине, заставлял лечиться. Но все старания оказались напрасны, болезнь зашла слишком далеко. Ослепительная красота любимой, когда-то поразившая его, таяла на глазах. Отчуждение между супругами нарастало. Смерть Сталина стала ощутимым ударом для Симонова. В это время писатель сам нуждался в поддержке, а вместо помощницы и близкого друга имел рядом с собой опустившуюся алкоголичку. Супруги официально расстались в 1957 году, когда их дочь Маша пошла в первый класс. Незадолго до этого, в 1956-м Симонов ушел к вдове своего товарища Семена Гудзенко, Ларисе, удочерил ее дочь Катю, а затем у них родилась обожаемая Саня. Писатель снял посвящение Серовой в сборнике «С тобой и без тебя». Только стихотворение «Жди меня» все еще выходило с пометкой В. С. После развода Симонов разменял их шикарную квартиру, и бывшая жена оказалась в коммуналке.

Константин Симонов

Тогда Симонов написал последнее, посвящённое бывшей возлюбленной стихотворение, больно ранящее её сердце:

Я не могу тебе писать стихов -
Ни той, что ты была, ни той, что стала.
И, очевидно, этих горьких слов
Обоим нам давно уж не хватало…
Упрёки поздно на ветер бросать,
Не бойся разговоров до рассвета.
Я просто разлюбил тебя. И это
Мне не даёт стихов тебе писать.

В 1956 году известная некогда актриса сделала очередную попытку взять себя в руки и поступила на работу в Театр-студию киноактера. Единственное, что ее могло спасти, была работа. Но каждый день она слышала одно и то же: «Нет, Валечка, для вас ничего нет». Серова верила, что все еще нужна. Она отправила открытое письмо в ЦК КПСС: «Простите меня за настырность, но больше нет сил висеть между небом и землей. Всю грязь, которую на меня вылили, я не могу соскрести с себя никакими усилиями, пока мне не помогут сильные руки, которые дадут работу и возможность прежде всего работой доказать, что я не то, чем меня представляют. Помогите... Глубоко уважающая Вас В. Серова».

Ее лишили родительских прав. Дочь Мария почти все время проживала у бабушки. Как-то удержаться на плаву и не опуститься окончательно бывшей актрисе помогал ее отец. Он нашел для дочери лучших врачей, убедил Симонова разрешить ей видеться с Машей. Его стараниями Валентине Васильевне было позволено ежемесячно снимать со сберкнижки небольшие суммы, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Актрисе удалось устроиться в Ногинский театр. Очень часто она выходила на сцену подшофе, чем развлекала «театралов», приехавших поглазеть на пьяную Серову, посплетничать и посмеяться. Весной 1960 года актриса подала иск о возврате ребенка, добившись того, чтобы после окончания учебного года дочь вернулась к ней. Пройдя через все препоны, Серова вновь поступила на работу в Ленком. Но от нее осталась лишь жалкая тень. Не могла Валентина Васильевна наладить контакт и с дочерью. За чередой горьких разочарований последовал очередной срыв.

В 1966 году умер отец Валентины Васильевны. Потеряв последнюю надежду, она ушла в запой. В 1968 году скончался Рокоссовский. Мария Симонова, вспоминая о том времени, писала, что увидела на лице матери «страшную маску горя и скорби».

В 1975 году от алкоголизма умер сын Серовой Анатолий. Ему не исполнилось тогда и 36 лет. Незадолго до смерти он решил восстановить отношения с матерью и принес ей огромный букет роз. Но один из проходимцев, живущих в ее квартире, не пустил его на порог. На похоронах сына Валентина Васильевна так и не появилась, уйдя в очередной запой.

12 декабря 1975 года Валентины Серовой не стало. Ее тело обнаружила близкая подруга Е. В. Концева. Серова лежала на полу с разбитым лицом. Рядом валялась расколотая чашка. В те дни один из ханыг хвастался, что убил актрису Серову, отомстив ей за сына Анатолия. Но уголовное дело так и не было открыто. Скромная гражданская панихида состоялась в Театре киноактера. Симонов на похороны бывшей жены не пришел. Он прислал 58 роз, которые его близкий друг Л. Карчер положил у ног покойной...

Перед самой смертью Константин Симонов уничтожил все письма и фото, все записи, которые свидетельствовали о его мучительной любви к прекрасной актрисе, объяснив дочери: «Не хочу, чтобы после моей смерти чужие руки копались в этом... Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни... И самым большим горем...»

Константин Симонов: знаковая фигура эпохи соцреализма

У каждого великого поэта есть свое программное произведение, которое знают все, даже те, кто поэзией не увлекается. У Константина Симонова – это простое, но в то же время шедевральное стихотворение – «Жди меня…». Как в таких случаях говорят, поэту можно было написать только эти гениальные строки, и больше ничего – и он все равно бы вошел в историю литературы.

Симонов был не только блистательным стихотворцем, но и замечательным прозаиком, драматургом и переводчиком. По его сценариям сняты фильмы: «Парень из нашего города», «Двадцать дней без войны», «Живые и мертвые» и другие.

Отдельные биографические сведения

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Его отец, Михаил Агафангелович, был военным, в звании генерал-майора. Мама – княжна Александра Леонидовна Оболенская.

Внешность поэта Симонова выдает в нем кавказское происхождение. Что ж, предположения небезосновательны: судя по отчеству, предки имели армянские корни. Кстати, своего отца наш герой не видел: согласно одним источникам Михаил Симонов погиб на фронте, согласно другим – эмигрировал в Польшу. В 1919-м Александра Оболенская повторно вышла замуж за преподавателя военного дела – Александра Иванишева.

Детство Кирилла наполнено частыми переездами и сменой военных городков. По окончании семилетки он поступил в ФЗУ, выучился токарному ремеслу. Творчески одаренный токарь поступает в Литературный институт, который он успешно заканчивает в 38-м. К тому времени у него уже есть несколько публикаций. В том же году был принят в Союз писателей и аспирантуру. Через год был направлен на Халхин-Гол военным корреспондентом. В аспирантуру Симонов более не вернулся...

До отъезда на фронт Кирилл меняет имя на Константин. Дело в том, что речь поэта изобиловала дефектами – он не выговаривал буквы «р» и «л».

На войне служил специальным корреспондентом «Известий» и прочих фронтовых изданий, назначался батальонным комиссаром. Разумеется, война не могла не найти отображение в произведениях Константина Михайловича. После войны занимал высокие посты в редакциях журналов и газет, был депутатом Верховного Совета СССР.

Творческое наследие

Особенностью творчества Симонова стало постоянство в отношении военной темы. Поэт видел войну своими глазами, со всеми ее неприглядными сторонами и одновременно с героизмом и небывалым самопожертвованием русского солдата. Потому-то его стихи, проза и пьесы отличаются яркостью и точностью образов.

Удивительно, как автору удавалось даже в стихи о войне мастерски вносить лирические мотивы. Этим он и подкупал своих многочисленных поклонников. Его произведения любили читать участники войны за правдивость: в персонажах они угадывали самих себя. А послевоенным поколениям Симонов предоставил возможность узнать, чем и как жили, о чем мечтали и как боролись за правое дело их отцы и деды.

Историки отмечают документальную точность в описании событий той военной поры. Симонов никогда не переступал черту, за которой могло угадываться искажение исторических фактов и оценки героизма нашего народа. Публицистичность симоновской поэзии была попросту уникальна.

Интересные факты (продолжение биографии)

Симонов отдавал должное огромному вкладу И.В. Сталина в победу советского народа над фашизмом.

Официально был четырежды женат. Третьей женой была известная актриса 30-х годов – Валентина Серова.

Поэт скончался 1979 году. Он был кремирован и его прах развеян над полем под Могилевом по его завещанию.

Константин Михайлович Симонов - замечательный . Родился Костя Симонов в ноябре 1915 года в Петрограде(). Отец его - полковник Генерального штаба Михаил, мать - княжна Оболенская. Родился мальчик в непростое для страны время. Шла Первая Мировая война, за ней последовала революция, потом годы Гражданской. Отец Кости пропал без вести. Симонов вместе с матерью переезжает в .

В Рязани мать выходит замуж за Иванищева. Новый муж, был полковником русской армии, сейчас же занимался преподаванием в местном военном училище. Мальчик рос в хорошей семье. Дома царил порядок и дисциплина. ---Окончив школу, Симонов освоил премудрости профессии токаря. В 1931 году семья переезжает в Москву, где Константин идет работать на авиационный завод. Вскоре он сменит место работы и будет трудиться техником на «Мосфильме». В 16 лет Симонов начал писать стихи, и пошел учиться в университет имени Горькова. Первые три курса молодой человек отучился на вечернем отделении, потом перевелся на дневное отделение.

Первые стихи Симонова были опубликованы в 1936 году. Спустя два года (в 1938) Константин Михайлович закончил институт и сразу стал редактором «Литературной газеты». Поступил в аспирантуру ИФЛИ, отучился всего лишь год. На востоке было не спокойно, разгорелся конфликт с Японией, и поэта отправили на Халхин-Гол. Там он работал в газете «Героическая красноармейская». В командировке поэт пишет цикл стихов о Монголии. Цикл назвался «Соседям по юрте». В годы Советско-финской войны, поэт обучался на курсах военных корреспондентов в Военной Академии имени Фрунзе. Из-под пера Симонова выходят такие произведения, как «История одной любви», «Парень из нашего города».

С началом Симонов оказался на фронте. Всю войну поэт провел в действующей армии, его называли одним из самых отважных и легких на подъем корреспондентов. Константин видел свой долг в том, чтобы свое литературное творчество приравнять к оружию. Годы Войны оставили в душе Симонова много впечатлений и переживаний, которые отразились на бумаге. Все знают о военным стихах Симонова гревшего сердце русским солдатам в окопах Второй Мировой войны.

В 1942 году Константин Михайлович вступил в партию. Он стал старшим батальонным комиссаром. Спустя год комиссару присвоили звание подполковника. Когда война закончилась, поэт стал полковником. Симонов-корреспондет не искал горячих солдатских баек, не искал очевидцев событий. Он сам всегда был на передовой, и мог рассказать не меньше других. Он был среди защитников Одессы, участвовал в , в . тоже не прошла без него, Чехословакии, Болгарии и - везде был Симонов. За четыре года Великой Отечественной Войны поэт получил четыре боевых ордена.

Когда война закончилась, Симонова отправили в заграничную командировку. Поэт побывал в Китае, США, Японии, Франции, Канаде. За время поездок написал несколько пьес и стихов. Стоит отметить, что за свое творчество поэт был удостоен аж шести Сталинских премий(!).

Симонов был редактором «Нового мира», «Литературной газеты», заместителем генерального секретаря «Союза писателей», был депутатом Верховного Совета и членом ЦК КПСС. За послевоенные годы Симонов проделал огромный объем работы. Сам занимался творчеством и помогал другим. Много общался с фронтовиками, используя свое положение, помогал им с «земными вопросами» и вопросами творчества.

Умер Константин Симонов в конце августа 1979 года в Москве. Прах поэта развеян над Буйническим полем по его же завещанию. Дело в том, что 13 июля 1941 года именно здесь он стоял насмерть в составе 388-ого стрелкового полка, и здесь он впервые понял, что есть шанс войну выиграть.

Творчество Константина было близким народу. Годы войны он провел на передовой, и наряду с , он является самым народным поэтом 20 века.