Гербы монархов. Герб Франции

26 мая 2018, 00:40

После поста блогера Jane_A об атрибутах новоявленной герцогини Сассекской, я заинтересовалась темой гербов в британской королевской семье и решила поискать информацию о этом.

Королевский герб Великобритании считается персональным для правящего монарха. Все остальные члены монаршей семьи имеют свои геральдические знаки отличия.

Герб Великобритании не является единственным геральдическим знаком всего Соединенного Королевства. Шотландия имеет иной вариант эмблемы. То есть на данный момент в стране два действующих герба, имеющих значительные отличия.

Геральдический знак отличия британской монаршей особы включает в себя щит, разделенный на четыре равные части. В первой и четвертой изображены по три золотых шествующих леопарда (официальное название «идущие львы на стороже»). Так на гербе обозначена Англия. Ирландия представлена в третьей части щита в виде арфы на лазурном поле, а Шотландия - во второй, в виде восстающего льва. В роли щитодержателей выступает коронованный лев (английский символ) слева и единорог, закованный в цепь (шотландский символ), справа. В нашлемнике над щитом находится коронованный леопард.

Герб Великобритании в шотландском варианте также включает держащих щит коронованного льва и закованного в цепь единорога, но лев расположен справа, а единорог - слева. В нашлемнике - коронованный прямо сидящий лев. Щит тоже разделен на четыре равные части. В третьей нише расположилась арфа, символизирующая Северную Ирландию. Первую и четвертую ниши занимают восстающие львы (по одному), обозначающие Шотландию, а вторую - три золотых льва на алом фоне. В шотландском варианте герба на короне, венчающей золотой шлем, вместо шествующего золотого коронованного леопарда сидит червленый, держащий в лапах меч и скипетр лев. Шотландский вариант существенно отличается тем, что на гербе изображен коронованный единорог. Более того, лужайка украшена только чертополохом, тогда как в основном варианте присутствуют еще розы и клевер.

Герб принца Филиппа

1-я четверть щита со львами – это герб Дании. 2-я четверть щита - белый крест на голубом фоне это герб Греции. Правый щитодержатель с греческого королевского герба – Геркулес, опоясанным шкурой льва, увенчанный дубовым венком и держащим в правой руке дубину. 3-я четверть щита это герб Баттенбергов – два черных столба в серебряном щите. В 4-й четверти – герб Эдинбурга. Левый щитодержатель – лев в герцогской короне, на шее – лазурная морская корона – во время Второй мировой войны Филипп служил в английском флоте. Опоясывает щит знак высшего и старейшего английского ордена Подвязки. Девиз, написанный на ленте по-старофранцузски, гласит: «Honi soit qui mal у pense» - «Пусть будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает». Внизу девиз God is my help Бог мне поможет.

Герб принца Чарльза

Четверочастный щит, с щитком и серебряным турнирным воротником. Щиток - королевский знак Уэльса под короной Принца Уэльского. В первой и четвёртой части щита изображение трёх золотых леопардов в красном поле - герб Англии, во второй части - красный лев в золотом поле - герб Шотландии, в третьей части - золотая арфа с серебряными струнами в синем поле - герб Ирландии. На щите золотой королевский шлем с золотымнамётом, подбитым горностаевым мехом, увенчанный короной Принца Уэльского, с нашлемником - золотым королевским леопардом, коронованным короной Принца Уэльского и серебряным турнирным воротником на шее. Щит окружает знак ордена Подвязки. Щитодержатели: справа (геральдически) - золотой, коронованный короной Принца Уэльского, лев с серебряным турнирным воротником на шее, красными языком и когтями; слева (геральдически) - серебряный, с золотым вооружением и гривой, красным языком, единорог с золотым ошейником в виде короны и золотой цепью от него, ниже ошейника серебряный турнирный воротник. Щитодержатели помещены на подставку, на которой располагаются: коронованный короной Принца Уэльского герб герцогства Корнуолльского; геральдический знак Эдуарда Чёрного принца, геральдический уэльский дракон с серебряным турнирным воротником на шее. Девизная лента: серебряная с золотыми буквами «ICH DIEN» (Служу).

Как шотландский герцог Ротсейский, Чарльз имеет отличный от предыдущего герб.

Четверочастный щит, с щитком. Щиток - герб Шотландии с изображением синего турнирного воротника над львом. В первой и четвёртой части щита изображён личный герб династии Стюартов: в золотом поле синий пояс в серебряную шашечницу. Во второй и третьей четвертях герб Лорда Островов: в серебряном поле чёрная ладья с красными флагами и золотой палубой. На щите золотой королевский шлем с золотым намётом, подбитым горностаевым мехом, увенчанный короной Принца Уэльского, с нашлемником - шотландским королевским красным львом, сидящим в анфас, с изображением синего турнирного воротника на шее, коронованным короной Принца Уэльского, держащего в правой лапе серебряный меч с золотой рукояткой, а в левой лапе - золотой скипетр. Щит окружает цепь ордена Чертополоха. Щитодержатели - серебряные, с золотым вооружением и гривой, красным языком, коронованные короной Принца Уэльского единороги с золотым ошейником в виде короны и золотой цепью от него, ниже ошейника синий турнирный воротник, держащими штандарты: с права - с изображением центрального щитка, слева - шотландского флага. Щит и щитодержатели стоят на зелёной лужайке, с зелёными ст:)ми и цветами чертополоха.

Гербы принцессы Дианы

Это герб Дианы, урожденной Спенсер, до замужества с принцем Чарльзом.

С конца XVI века гребешок был символом герба семьи Спенсер.

В перевод с французского девиз означает "Бог и моё право".

После развода с Чарльзом, герб Дианы претерпел изменения.

Герб Камиллы

Герб Камиллы создан в 2005 и соединяет гербы мужа - принца Уэльского и отца - Брюса Шанда. Вокруг щита - лента Королевского Викторианского ордена. Единственный вновь созданный элемент герба это кабан-щитодержатель.

Греб принца Уильяма

Четверочастный щит: в первом и четвёртом поле герб Англии - три золотых леопарда с лазоревым вооружением в червлёном поле, во втором поле герб Шотландии - в золотом поле с червлёной двойной внутренней каймой, проросшей лилиями червлёный восстающий лев с лазоревым вооружением, в третьем поле герб Ирландии - золотая арфа с серебряными струнами в лазоревом поле. Поверх щита серебряное титло о трёх концах обременённое червлёной раковиной-гребешком (эскалопом).

Вокруг щита символ ордена Подвязки.

Поверх короны золотой королевский шлем. Намёт золотой подбитый горностаем. Нашлемник: золотой, коронованный открытой короной детей наследника трона, леопард с серебряным титлом (как в щите) на шее, стоящий на короне детей наследника трона.

Герб принца Гарри

Четверочастный щит: в первом и четвёртом поле герб Англии - три золотых леопарда с лазоревым вооружением в червлёном поле, во втором поле герб Шотландии - в золотом поле с червлёной двойной внутренней каймой, проросшей лилиями червлёный восстающий лев с лазоревым вооружением, в третьем поле герб Ирландии - золотая арфа с серебряными струнами в лазоревом поле. Поверх щита серебряное титло о трёх концах обременённое тремя червлёными раковинами-гребешками (эскалопом). Щит окружает символ Королевского Викторианского ордена степени Рыцаря-командора.

Щитодержатели: справа - британский, коронованный открытой короной детей наследника трона, лев c серебряным титлом (как в щите) на шее; слева - шотландский единорог с короной детей наследника трона и серебряным титлом (как в щите) на шее.

Щит коронован короной детей наследника трона с шапкой пэра внутри.

Нашлемник: золотой, коронованный открытой короной детей наследника трона, леопард с серебряным титлом (как в щите) на шее, стоящий на короне детей наследника трона.

Герб принцессы Анны

В основе – государственный герб Великобритании с добавлением турнирного воротника с тремя лентами, как дочери монарха, причем на центральной ленте изображено червленое сердце, на крайних лентах – крест Св. Георгия. Щит увенчан короной, соответствующей достоинству принцев – королевских детей, с владельческой шапкой. Ромбический щит - принадлежность только дамского герба.

Герб герцога Йоркского

Четверочастный щит: в первом и четвёртом поле герб Англии - три золотых леопарда с лазоревым вооружением в червлёном поле, во втором поле герб Шотландии - в золотом поле с червлёной двойной внутренней каймой, проросшей лилиями червлёный восстающий лев с лазоревым вооружением, в третьем поле герб Ирландии - золотая арфа с серебряными струнами в лазоревом поле. Поверх щита серебряное титло о трёх концах обременённое лазоревым морским якорем.

Герб графа Уэссекского

Четверочастный щит: в первом и четвёртом поле герб Англии - три золотых леопарда с лазоревым вооружением в червлёном поле, во втором поле герб Шотландии - в золотом поле с червлёной двойной внутренней каймой, проросшей лилиями червлёный восстающий лев с лазоревым вооружением, в третьем поле герб Ирландии - золотая арфа с серебряными струнами в лазоревом поле. Поверх щита серебряное титло о трёх концах обременённое розой Тюдоров.

Щит окружает лента ордена Подвязки.

Щитодержатели: справа - британский, коронованный открытой короной детей монарха, лев c серебряным титлом (как в щите) на шее; слева - шотландский единорог с короной детей монарха и серебряным титлом (как в щите) на шее.

Щит коронован короной детей монарха с шапкой пэра внутри.

Нашлемник: золотой, коронованный открытой короной детей монарха, леопард с серебряным титлом (как в щите) на шее, стоящий на короне детей монарха.

Герб Филиппа самый оригинальный. А Вам какой из гербов больше понравился?

Обновлено 26/05/18 08:58 :

Это правильный герб Уильяма

Обновлено 26/05/18 18:18 :

Герб герцогини Кэтрин

Печать Ивана III Великого

Каждое государство имеет свои символы, которые отражают внутреннее его устройство: могущество, территорию, природные особенности и другие приоритеты. Одним из символов государства является герб.

Герб каждой страны имеет свою историю создания. Существуют особые правила составления рисунка герба, этим занимается специальная историческая дисциплина ГЕРАЛЬДИКА, которая сложилась еще во времена Средневековья.

История герба Российской империи довольно интересна и своеобразна.

Официально российская геральдика начинается с эпохи царствования Алексея Михайловича Романова (XVII в.). Но предтечей герба были личные печати русских царей, поэтому первоисточники российского герба следует искать в XV веке, в царствование Ивана III Великого. Первоначально на личной печати Ивана III был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея – символ Москвы и Московского княжества. Двуглавый орёл был принят на государственной печати после венчания в 1472 г. Ивана III Великого с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина Палеолога. Он символизировал передачу наследия павшей Византии. Но до Петра I российский герб не подчинялся геральдическим правилам, русская геральдика получила развитие именно в его царствование.

История гербового двуглавого орла

Орел в гербовой эмблеме берет свое начало еще с Византии. Позже он появился на гербе Руси. Изображение орла используется в гербах многих стран мира: Австрии, Германии, Ирака, Испании, Мексики, Польши, Сирии, США. Но двуглавый орел присутствует лишь на гербах Албании и Сербии. Российский двуглавый орел претерпел много изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Рассмотрим эти этапы.
Как уже было сказано выше, гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки на печатях царей, они не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены.
До XVI века Россия была разрозненным государством, поэтому о государственном гербе России не могло быть и речи. Но при Иване III (1462-
1505) в качестве герба выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змея, а на оборотной — двуглавый орел.
Первые известные изображения двуглавого орла относятся к XIII веку до н.э. — это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Таким был герб хеттских царей.
Двуглавый орел был символом Мидийского царства — древней державы на территории Передней Азии при мидийском царе Киаксаре (625-585 года до н.э.). Затем двуглавый орел появился на эмблемах Рима при Константине Великом. После основания в 330 г. новой столицы — Константинополя — двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи.
После принятия христианства из Византии Русь стала испытывать сильное влияние византийской культуры, византийских идей. Вместе с христианством на Русь стали проникать новые политические порядки и отношения. Особенно усилилось это влияние после брака Софьи Палеолог и Ивана III. Этот брак имел важные последствия для монархической власти в Москве. Как супруг, великий князь Московский становится преемником византийского императора, считавшегося главою всего православного Востока. В отношениях с малыми соседними землями он носит уже титул царя всея Руси. Другой титул, «самодержец», является переводом византийского императорского титула autocrator ; первоначально он означал самостоятельность государя, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха.
С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб — двуглавый орел, он комбинируется с прежним московским гербом — изображением Георгия Победоносца. Таким образом, Русь подтвердила преемственность от Византии.

От Ивана III до Петра I

Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)

Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства.
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу .

Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.

Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

От Петра I до Александра II

Герб Петра I

Петр I взошел на Российский престол в 1682 году. Во время его правления Российская империя стала равной среди ведущих держав Европы.
При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до этого он изображался золотым). Орел стал уже не только украшением государственных бумаг, но и символом силы и могущества.
В 1721 г. Петр I принял императорский титул, и на гербах вместо царских корон стали изображаться императорские. В 1722 г. он учредил герольдмейстерскую контору и должность герольдмейстера.
Государственный герб при Петре I претерпел и другие изменения: кроме изменения цвета орла, на его крыльях были размещены щиты с гербами
Великих княжеств и Царств. На правом крыле размещались щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Сибирским, Казанским. Именно при Петре I сложился комплекс атрибутов гербового орла.
А после выхода России на «просторы Сибири и Дальнего Востока» двуглавый орел стал символизировать нераздельность Европейской и Азиатской России под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая — на восток.
Эпоха после Петра I известна как эпоха дворцовых переворотов. В 30-е годы XVIII в. в руководстве государством преобладали выходцы из Германии, что не способствовало усилению страны. В 1736 г. императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740 г. Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856 г.

До конца XVIII в. особых изменений в рисунке герба не было, но во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой орел был больше похож на орлицу.

Герб Екатерины I

Павел I

Герб России с Мальтийским крестом

Став императором, Павел I сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 г. двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии. Но поскольку Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это не могло не отразиться и на государственном гербе. В 1799 г. был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. Крест разместился на груди орла под московским гербом («коренным гербом России»). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.
В 1800 г. он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако принять этот герб до смерти Павла не успели.
Павел I также явился основателем Большого российского герба. В Манифесте от 16 декабря 1800 г. дается его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.
Александр I, став императором в 1801 г., отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но при Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, а перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: факел, перуны (громовые стрелы), лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами.

Николай I

Герб Николая I

Правление Николая I (1825-1855) было подчеркнуто твердым и решительным (подавление восстания декабристов, ограничение статуса Польши). При нем с 1830 г. гербовой орел стал изображаться с резко поднятыми крыльями (так оставалось до 1917 года). В 1829 г. Николай I короновался на царство Польское, поэтому с 1832 г. герб Польского царства включен в российский герб.
В конце царствования Николая I управляющий департаментом герольдии барон Б. В. Кене пытался придать гербу черты западноевропейской геральдики: изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться во французском щите, всадника следовало повернуть, согласно геральдическим правилам, в левую от зрителя сторону. Но в 1855 г. Николай I скончался, и проекты Кене были реализованы лишь при Александре II.

Большой, Средний и Малый гербы Российской империи

Большой государственный герб Российской империи 1857 г.

Большой государственный герб Российской империи введен в 1857 г. по указу императора Александра II (это идея императора Павла I).
Большой герб России является символом единства и могущества России. Вокруг двуглавого орла — гербы территорий, входящих в состав русского государства. В центре Большого государственного герба — французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах орла — скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне». Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) — святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Центральная часть под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней.
Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней, изображены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, почти создающие полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, являются продолжением и большей частью того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы против часовой стрелки: Астраханского царства, Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства.
Верхние шесть щитов слева направо: соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей.
В то же время были приняты Средний и Малый государственные гербы.
Средний государственный герб был таким же, как и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый — такой же, как и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.
Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 г. Большой Государственный герб отличался от принятого в 1857 г. тем, что в нем был добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 г.), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских.
Большой государственный герб обрамляют лавровые и дубовые ветви — символ славы, чести, заслуги (лавровые ветви), доблести, мужества (дубовые ветви).
В Большом государственном гербе отражается «триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз «Съ нами Богъ», восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Идея самодержца выражается в атрибутах власти: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного.
Отечество отражается в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов символизирует равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы — единение Руси вокруг Москвы, исторического центра русских земель.

Заключение

Современный герб Российской Федерации

В 1917 году орел перестал быть гербом России. Известен герб Российской Федерации, субъектами которой являлись автономные республики и другие национальные образования. Каждая из республик, субъектов Российской Федерации, имела свой национальный герб. Но герба русских на нем нет.
В 1991 г. произошел государственный переворот. К власти в России пришли демократы во главе с Б. Н. Ельциным.
22 августа 1991 г. вновь утверждается Государственным флагом России бело- сине-красный флаг. 30 ноября 1993 г. президент России Б. Н. Ельцин подписывает указ «О государственном гербе Российской Федерации». Вновь гербом России становится двуглавый орел.
Сейчас, как и прежде, двуглавый орел символизирует могущество и единство Российского государства.

Прорисовки польских гербов XV в (Сулима и Агнус)

Геральдика появилась в начале XII века в обиходе высшей феодальной знати Франции. К концу XII века гербы распространились на более мелких феодалов Франции. К XIII веку гербы стали нормой для всех королей и князей Европы. В XIV веке процесс геральдизации охватил большинство феодалов католической Европы.

В Польшу французское изобретение пришло в начале XIII века и зафиксировано на княжеских печатях - (1204-1238 гг) Хенрика I Бородатого, (1224-1241 гг) Хенрика II Побожного.


Печать Хенрика I Бородатого (1204-1238 гг)


Печать Хенрика II Побожного (1224-1241 гг)

Ко второй половине XIII века все князья из рода Пястов изображали в качестве герба орла, который у некоторых имел цветовые отличия. Некоторые например Хенрик Пробус настолько прониклись рыцарской культурой, что даже попали в Манесский кодекс, где изображен победителем турнира. Князь Хенрик организовавал турниры в которых сам принимал участие. Ему приписывают несколько лирических песен на верхне-немецком языке.

Печать Болеслава Стыдливого (середина XIII века )

Князь Хенрик Пробус в Манесском кодексе

Как и остальные рыцарские атрибуты, польская дворянская геральдика развивалась по мере становления феодализма и рыцарских институтов. Изначально в Польше, как и во многих соседних странах (Чехия, Литва, Русь) было распространены догеральдические знаки собственности (клейма). Они широко известны по рыцарским печатям воевод и каштелянов XII-XIII веков и выглядят как геометрические фигуры, похожие на скандинавские руны.

Например герб «Абданк» зфексирован на печатях:


1212 год касштелянаКрушвицы,

1228 год Пакослававоеводы Сандомира,

1243 год Михалакаштелян Кракова,

Возможно, в древности (в дофеодальную эпоху) их использовали не только в качестве подписи, но так же и для клеймения бортей, скота и другой собственности. Есть предположение, что эти знаки имеют влияние рун древних скандинавов и полабских славян, которые интенсивно взаимодействовали с поляками вплоть до XI века.

С XIII века рыцарская геральдика широко распространяется в Германии и проникает в Польшу. Вместе с этим в Польше оседают и полонизируются некоторые немецкие, чешские и венгерские феодалы со своими гербами. В начале XIV века, под влиянием короля Казимира Великого, западная геральдическая традиция прививается и широко распространяется в Короне Польскойв полном объеме: количество и название цветов, правила наложения металлов и финифтей, правила рассечения и пересечения, правила употребление клейнотов и наметов и т.д.

Родовые знаки ассимилируются и превращаются в гербы. Некоторые знаки,трансформируются в геральдические фигуры более традиционные для европейских гербов. Полукруг превращается в подкову, стрелка в арбалетную стрелу (Dolega, Zagroba, Sas). Однако для некоторых знаков так и не нашлось геральдических аналогов и они вошли в польскую геральдику под видом диковинных геометрических фигур, характерных преимущественно для Польши (Lis, Abdank, Pilawa, Prus, Szreniawa).

Герб «Побуг» (Pobóg)


Герб «Тупая Подкова» (Tępa Podkowa) - известный многим по фильму и книге «Крестоносцы» Хенрика Сенкевича.

Единственная местная особенность выражалась в традиции распространения одного герба не только на несколько членов одной семьи, но и на несколько семей (фамилий) не связанных кровными узами. Вероятно, широкое распространение такого рудимента было связано с недостатком герольдов, способных создавать новые гербы а так же с сильной и древней традицией связей сближавших большинство семей.

Персона или семья объединенная с кем-то одним гербом называются «Herdowni (klejnotni, wspolherbowni)» или «гербовым родом, братством». Становление гербовых родов, вероятно, ведет свое начало с древних дружинных отношений связи феодала со своим рыцарями. К XIV веку эти связи теряют зависимость и становятся номинальными, из вертикальных превращаются в горизонтальные, «братские»,в отличие от соседней Германии, где часть дворян были рабами (министериалы) и презиралась нобилями. А так же в отличии от Литвы и Руси, где существовала крайне жесткая зависимость от князя даже знатнейших из бояр.

Герб «Шренява» (Szreniawa), Герб «Свинка» (Swinka), Герб «Топур» (Topór)

Отношения равноправия между всеми членами дворянства в Польше превращаются в национальную особенность, которая отразилась в русском языке словом «гонор» и «панибратство». Что в Польше означает «честь» и «пан-брат». Призрения шляхты к «худородным» выразилась в узурпации нобилей геральдики и запрет распространения гербов среди простолюдинов – бюргеров и крестьян. Эта традиция была перенесена в последствии в Россию.

В одном «гербовом роде» может находиться несколько сотен семей. Из-за высокой узнаваемости и распространенности одного и того же герба большинство польских гербов получают оригинальное название, которое каждый шляхтич прибавляет после своего имени и названия родового замка (Например: Добеслав Дембно из Олесницы ). К XV веку большинство рыцарей упоминаемых в хрониках имеют такие названия, по которым можно без труда определить его герб и идентифицировать семейное родство.

Гербы польских рыцарей во французском гербовике Золотого Руна.

В 1413 году во время подписания Городельской Унии польские рыцари-магнаты чтобы подтвердить свои братское отношение к нобилям Великого княжества Литовско-Русского (ВКЛ) приняли в свои гербовые роды (передали права пользования гербом) литовских бояр, принявших католичество. Всего было передано 48 гербов. Судя по именам эти нобили были преимущественно литвинами (этническими литовцами). Православные русины крайне отрицательно относились к принятию католичества и даже политические привилегии гораздо более свободные в сравнении с традиционным укладом Руси не заставил их изменить конфессию, чему способствовала сепаратистская деятельность православной церкви и конкретно митрополита Киприана, который пытался ослабить связь ВКЛ с Польшей и соединить ее с Московским княжеством.


Гербы польских рыцарей переданные литовским боярам (Лабич, Задор, Гриф).

В тоже время в землях Красной Руси (Галиция, Львовщина, Волынь, Подолье) присоединенной к Польской Короне в XIVвеке, процесс распространения гербов проходил естественным путем. Городская бюргерская верхушка важнейших городов этого региона (Львов, Галич, Перемышль, Хельм) как и в Польше была немецкой, что облегчило проникновение в регион европейского уклада. В конце XIV века польские феодалы начали сильно разбавлять русинских, хорватских и других местных феодалов принося в регион польские шляхетные традиции в том числе и геральдику. Под впечатлением привилегий короля Владислава Ягелло православная шляхта начала повальное принятие католичества. Этот процесс проходил совершенно бескровно в отличии от ВКЛ, где в конце XIV - начале XV века прошло две кровавые гражданские войны, на почве княжеской борьбы за власть, конфессиональной нетерпимости и сепаратизма русинских областей, традиционно-православной Белой и Черной Руси.

Гербы польских рыцарей во французском гербовике Золотого Руна.

Французы - одна из самых гордых и влюбленных в свои культуру и историю наций. В государственные символы, которыми они пользуются, вложен глубокий смысл. Как появился один из наиболее важных - герб страны, и как изменялось его изображение?

Отношение французов к геральдике

Удивительно, но современная Франция не имеет традиционного государственного герба. Щиты с его изображением не украшают стены посольств, как принято у всех прочих стран. А если спросить прохожего-француза о главном национальном символе, он, скорее всего, расскажет вам о Марианне - женщине, представляющей Францию еще со времен Великой французской революции. Ее изображение иногда служит на официальных документах. Но гербом Марианну, конечно же, не назовешь. Такая ситуация сложилась потому, что французы отказывались от геральдических знаков отличия после каждого уничтожения монархического правления. Почитающие и по сей день республиканские свободы граждане не желают использовать государственный герб, принадлежавший королям. Республиканской символикой служит своеобразное сочетание знаков всех французских территорий и провинций. Это изображение называется Большой герб Франции.

Первые французские гербы

Несмотря на отсутствие интереса к геральдике у современных граждан, в древние времена на территории государства существовали самые разные символы монархов, так что история герба Франции уходит вглубь веков. Первые изображения подвергались заметному воздействию христианской религии, уже начавшей господствовать в стране. Так, основатель государства Хлодвиг сменил белое знамя с тремя жабами на синее, считающееся символом святого покровителя Франции Мартина. Это произошло при принятии монархом христианства в 496 году. Почему именно синее? На этот вопрос может ответить легенда, которая гласит, что Мартин, епископ из Тура, однажды повстречал на дороге нищего и отдал ему половину своего плаща, который и был синим. Хоругвь такого оттенка, прикрепленная к кресту красным шнурком, стала символом франков.

Средневековый герб Франции

Франкская империя была провозглашена Карлом Великим в 800 году. Знаменем его было треххвостое полотнище красного цвета, на котором изображены шесть сине-красно-желтых роз. Государство распалось уже в 843-м, и королевство вернулось к прежней синей символике. К первой четверти XII века, во времена короля Людовика Шестого Толстого, на гербе появляются золотые геральдические лилии. Изображение официально начинает называться «знаменем Франции», а щит с цветами и лазоревым полем становится первым французским гербом. называют стилизованный рисунок желтого ириса, который символизирует Пресвятую Деву. История герба Франции отмечает, что подобные цветы являлись эмблемой династии Капетингов уже в X веке. К концу XIV ст. на синем фоне осталось только три лилии. Вероятнее всего, это связано с троичной сутью христианского божества. Во время значительная часть французских территорий была захвачена англичанами. Возникло движение патриотов, возглавленное Жанной д"Арк, знаменем которого стало белое полотнище, на одной стороне которой был изображен французский герб, а на другой - ангелы и Бог.

Белый цвет приобрел значение символа независимости государства. Описание герба Франции в послевоенный период напоминает изначальное изображение - французские короли снова вернулись к синему цвету и трем золотым лилиям.

Правление Бурбонов

Королевская династия Бурбонов вступила на престол в 1589-м. Государственный герб Франции, описание которого прежде включало синий щит и лилии, теперь пополнился красным наваррским щитом с цепью. Два щита помещались на одной мантии, увенчанные и короной, а по краям размещались гербы крупнейших провинций: Бретани, Бургундии, Гиени, Дофине, Иль-де-Франс, Лангедока, Лионне, Нормандии, Орлеана, Пикардии, Прованса, Шампани. Со временем Наварра тоже стала провинцией, и в центре остался только щит с лилиями, окруженный цепями орденов Святого Михаила и Святого духа. По бокам его поддерживали два ангела. История герба Франции в таком варианте прервалась в 1789, когда произошла Великая французская революция, и монархическая символика была отменена. На знаменах революционеров использовался ставший впоследствии традиционным триколор, а по углам полотнищ были расположены парусные кораблики и топор со связкой прутьев. Последнее изображение носит название «ликторский пучок» и

является первой эмблемой Французской республики.

Геральдика в XIX веке

История герба Франции в монархическом его проявлении возобновилась с 1804 года, когда императором провозгласили Наполеона. Символом стал изображенный на синем фоне держащий в лапах пучок молний. Вокруг была изображена цепь ордена Почетного легиона, а на фоне - пчелы и скрещенные скипетры, мантия и корона. В 1814 г. была восстановлена власть Бурбонов, а с ней и прежний герб, с которого исчезли ангелы. В 1830-м снова произошла революция, а потом к власти пришла династия Орлеанов. Государственным символом стал их фамильный герб. В 1832 году началась волна восстаний, которая привела к революции 1848 года, символом которой стал народный образ галльского петуха. Через какое-то время власть вернулась к Наполеону, а в 1871-м была объявлена Парижская коммуна. Герб Франции того периода представляет собой такое изображение: золотые буквы названия государства на синем овале в окруженном национальными флагами, орденом Почетного легиона, ликторским пучком, а

также ветвями дуба и оливы. Эмблема сохранилась до тридцатых годов следующего века.

Государственная символика в XX веке

Во время Второй мировой Франция была оккупирована фашистами. В южной части государства возникло правления Петена со столицей в Виши. Эмблемой послужил топор с двумя лезвиями и ручкой в виде маршальского жезла. Символом патриотов был щит в цветах французского флага, в середине которого размещен красный лотарингский крест. После освобождения страны официально было утверждено изображение, использовавшееся до войны, в которое внесли некоторые изменения. Так, добавилась надпись «Свобода. Братство. Равенство», а вокруг профиля Марианны разместили текст «Французская Республика. 1870». С этой датой связано падение монархии и окончательный переход к республиканскому правлению.