Интеллектуальная игра по русскому языку «Счастливый случай. Интеллектуальная игра по русскому языку "своя игра"

    Задачи игры:

    1. Формирование системно - информационного подхода к анализу окружающего мира.

    Ход игры:

    Ведущий: -Здравствуйте, ребята, учителя!

    Правила игры:

    Вопрос:

    Ты - сталь и пепел, колокол и лён,

    Ведущий:

  • Русский язык- один из самых распространённых в мире: более 250 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели от М.В. Ломоносова до наших современников. Высоко оценивая русский язык, Тургенев завещал беречь его. Беречь язык - это прежде всего, грамотно писать и правильно говорить. И пусть наша встреча, ребята, поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Наша встреча пройдёт в форме интеллектуальной игры, которая называется «Знатоки русского языка». Сегодня в игре встречаются сильнейшие представители 9-х классов - знатоки русского языка.

Просмотр содержимого документа
«"Знатоки русского языка" Интеллектуальная игра по русскому языку »

Интеллектуальная игра для учащихся 9 классов

Учитель по русскому языку и литературу Алтынбаева Лиза

Тема: «Знатоки русского языка»

Цели игры :

    активизировать позновательную деятельность детей;

    развивать логику, интеллект, память, внимательность;

    способствовать повышению интереса к изучению русского языка и литературы;

    воспитывать чувство коллективизма.

Задачи игры:

    Повторение и обобщение знаний.

    Формирование системно – информационного подхода к анализу окружающего мира.

    Формирование учебных и культурных навыков работы с информацией.

    Формирование умениий и навыков, котрые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

Ход игры:

Ведущий: - Здравствуйте, ребята, учителя!

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру.

Правила игры:

Соревнуются сборные команды учащихся 9 классов. Игра состоит из 8 заданий.

Итак, играки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков.

Послушайте отрывок из стихотворения М. Дудина.

Вопрос: Как вы думаете, о чём идёт речь в этом стихотворении?

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,

Ты-соловей на ветке бересклета.

Ты – сталь и пепел, колокол и лён,

Загадка тьмы и откровенье света.

Ведущий: Верно, речь идёт о русском языке. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Слайд Русский язык- один из самых распространённых в мире: более 250 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели от М.В. Ломоносова до наших современников. Высоко оценивая русский язык, Тургенев завещал беречь его. Беречь язык – это прежде всего, грамотно писать и правильно говорить. И пусть наша встреча, ребята, поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Наша встреча пройдёт в форме интеллектуальной игры, которая называется «Знатоки русского языка». Сегодня в игре встречаются сильнейшие представители 9-х классов – знатоки русского языка.

Ведущий:

Пусть не всё известно вам заранее

И подчас подъём бывает крут………

Вам всегда во всём поиогут знания,

Вам всегда во всём поможет труд!

Этапы игры :

*Приветствие команд

*Разминка

*Конкурс «Созвездие смекалистых».

*Расставьте ударение в словах.

* «Угадай фразеологизм» , «Что это?»

* «Найди замену»

* «Пословицы и поговорки» . Приветствие команд

* Творческий конкурс «Ода русскому языку»

Организация игры

Помочь првести игру мы пригласили компотентное жюри (представляю членов жюри), которое будет судить честно и справедливо.

Начало игры

Итак, прежде познакомимся с командами. Команды, поприветствуйте друг друга!

1.Этап. Приветствие команд

2.Этап. Разминка. За 1 минуту вы должны дать ответы на как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Планета на который мы живём

2. Промежуток времени в 60 минут

3. Человек, который любит сдадкое

4. Главная песня государства

6. Второй месяц зимы

7. На какой вопрос отвечает глагол?

8.Что известная пословица предлагает взамен 100 рублей?

9. Как называется всемирная компьютерная сеть?

10. Как рашифровывается аббревиатура ООН?

11.Сколько гласных в имени Марта?

12. Какой вопрос можно поставить к слову белка?

13.Часть света, состоящая из 2-х материков

14. Человек, владеющий несколькими языками

15. Оны бывает интересная, новая, библиотечная

16. Самое близкое к Земле небесное тело

17. Священная книга мусульман

19.Как называется картина природы?

20. Европейская валюта

21. Тот, кто сочиняет музыку

22.Сколько согласных букв в слове столб?

23.Как называется церемония прощания выпускников со школой?

А) последний класс; Б) последний прогул; В) последний звонок;

24. Родина шахмат

25. Денежная единица Китая

26.Наука, изучающая растения

27. Предмет, которым копают землю

28. Какой день недели пишется с удвоенной буквой?

29. Очень смешной фильм

30. Основной закон страны

Итоги 1 раунда

3.Этап. Конкурс «Созвездие смекалистых»

Команды получают по пакету со свёздами, из которых нужно составить «созвездие» ,т.е из частей слов составить высказывание. Команда, выполнившая задание, поднимает руку. Какая команда раньше составит, та получает право открыть игру.



Ответ: Язык – река, которая течет и меняется

4.Этап.Расставьте ударение в словах.

(Команды получают карточки со словами. В течение минуты нужно поставить в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл)

Баловать, щавель, каталог, свекла, красивее, звонит, творог,упростить, цемент.

Конкурс капитанов.

«Аз, буки, веди........ ». По памяти необходимо воспроизвести русский алфавит.

5.Этап. « Угадай фразеологизм » «Что это?»

1)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)

2)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего –то не понимают; не бельёа их развешивают чрезмерно доверчивые (уши)

3) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно изчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер)

Что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание в языке)

Каждая команда получит по 2 фразеологизма и должна через 2 минуты с помощью жестов и мимики передать их значение. Задача остальных команд – угадать данные фразеологизмы. Очки получает команда, отгадавшая фразеологизм, и команда, удачно показавшая его.

1.Чесать язык

В одно ухо вошло, в другое вышло.

2. Лезть на стенку.

Совать нос не в свои дела

3.Водить за нос

Льёт как из ведра.

4.Намылить шею

Дело в шляпе.

6.Этап. «Найди замену»

Русские слова Иностранные слова Правильный ответ

Валюта обезболивание деньги

Карцер зрелище тюрьма

Наркоз представление обезболивание

Шоу деньги зрелище

Комерция сообщение торговля

Презентация изложение представление

Резюме торговля сообщение

Ностальгия тоска изложение

Тюрьма тоска

7.Этап. «Пословицы и поговорки»

Необходимо собрать 1 и 2 часть пословиц и поговорок.

Пословица Правильный ответ

Семь бед-........... люби и саночки возить один ответ

Что с возу упало, то... не садись пропало

В мешке шило..... не ездят не утаишь

Гусь свинье........ а два - лучше не товарищь

Не в свои сани пропало не садись

В Тулу со своим самоваром.... не утаишь не ездят

Любишь кататься........ не товарищ люби и

Один ум хорошо......... один ответ саночки возить

а два - лучше

8. Этап. Творческий конкур « Ода русскому языку»

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Игорь Андриенков
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 8 класса «Самый умный»

ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ »

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 8 КЛАССА

ЦЕЛИ : 1) проверить знания учащихся по русскому языку и литературе ;

2) развивать умение быстро ориентироваться в материале; применять на практике знания и навыки, полученные в школе;

3) воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы .

ОБОРУДОВАНИЕ :

1) карточки с цифрами 1, 2, 3, 4;

2) рисунок панели мобильного телефона с цифрами и буквами;

3) карточка для 3 тура с цифрами;

4) мультимедийная презентация

5) плакат с названиями тем для 2 тура.

1. Образуйте форму множественного числа существительного «дно» ?

(Донья) дны дна днища

2. - Какое местоимение является названием книги В. Маяковского?

Ты мы («Я» ) вы

3. - Какой знак препинания часто ставят ребром?

. ! (Вопрос. «Поставить вопрос ребром» ) ,

4. - Какую букву нужно убрать из существительного «полотно» , чтобы превратить его в наречие?

(Первую «о» :) вторую о третью о н

5. - Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал» , чтобы оно стало глаголом?

(Букву «е» на «и» : пенал – пинал) е – о е – а переставить ударение

6. - Какое местоимение может работать приставкой?

(Местоимение ВЫ) мы он ты

7. - Вопрос каких падежей без устали задаёт курица?

(Вопрос дательного и винительного падежей : КУДА) и. п т. п в. п.

8. - Назовите «математические» части слова.

(корень. Математики их всегда ищут) окончание префикс интерфикс

9. - Самая математическая часть речи – это …

Существительное прилагательное глагол (Имя числительное)

10. - Какие приставки могут быть именами существительными?

(Перед) на под над

11. Слово «школа» переводится с греческого как :

А : работа Б : отдых В : знание Г : чтение

12. Впервые арабские цифры на Руси появились в учебнике М. Магницкого «Грамматика» в 1648 году. А как до этого обозначались цифры?

А : римскими Б : рисунками В : буквами Г : никак

Дополнительные вопросы

1. Древнеримская пословица говорит : «Лысина не порок, а свидетельство…»

А : острой бритвы Б : мудрости В : бурной жизни Г : отсутствия парика

1. Синтаксис русского языка

1)Союз «и» - соединительный или противительный? (Соединительный)

2)Как по-другому называются подлежащее и сказуемое? (Грамматическая основа)

3)В предложении «Я ученик» назовите сказуемое. (Ученик)

4)Как оформляется прямая речь? (Кавычками)

5)Обосабливается ли определение, которое относится к личному местоимению? (Да)

6)Каким членом предложения являются вводные слова? (Никаким)

7)Назовите подлежащее в предложении «Трое друзей играли » . (Трое друзей)

8)Назовите член предложения, отвечающий на вопросы коренных падежей. (Дополнение)

9)Как мы подчеркиваем определение? (Волнистой линией)

10)Есть ли вводное слово в предложении «Мама может быть строгой» . (Нет)

11)Какая самая распространенная связка в русском языке ? (Быть)

12)Назовите уточняющий член в предложении : «Все, кроме Пети, сделали домашнее задание» . (Кроме Пети)

13)Являются ли однородные определения : большой металлический круг. (Нет)

14)Что мы ставим в конце повествовательного предложения? (Точку)

15)Обосабливается ли слово с «как» в предложении «Я тебе как друг» ? (Нет)

16)Какой знак ставим в предложении «Солнце - огромная звезда» ? (Тире)

17)На какие вопросы отвечает определение? (Какой? Чей)

18)Предложение «Мне холодно» односоставное или двусоставное? (Односоставное)

19)На какие вопросы отвечает обстоятельство? (Как? Где? Когда? и др.)

20)Назовите грамматическую основу в предложении : «Весна» . (Весна)

2. Морфология и орфография русского языка

1)Сколько «н» пишется в кратких причастиях? (Одна)

2)Сколько спряжений в русском языке ? (Два)

3)Какая буква пишется в слове «девчонка» после ч? (О)

4)Как пишется наречие «смолоду» ? (Слитно)

5)К какой части речи относится слово «если» ? (Союз)

6)От чего образуется деепричастие? (От глагола)

7)К какому спряжению относится слово видеть? (Ко второму)

8)Сколько «н» пишется в слове «ветреный» ? (Одно)

9) Как пишется «не» с глаголами? (Раздельно)

10)На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (Что сделал?Что делал)

11)Назовите известные вам личные местоимения. (Я, ты, вы, он и др.)

12)Какая приставка в слове «прехорошенький» ? (Пре-)

13)Как пишется слово «темно-фиолетовый» ? (Через дефис)

14)Какая часть речи «твой» ? (Местоимение)

15)Назовите приставку в слове сделать? (С)

16)Какая часть речи - шестнадцать? (Числительное)

17)Сколько «н» пишем в словах на -ованный, -ёванный? (Две)

18)Существительное «Алиса» - собственное или нарицательное (Собственное)

19)Поставьте в родительном падеже слово «часы» ? (Часов)

20)Пишем ли «ь» в слове «замуж» ? (Нет)

3. Лексикология и фразеология

1 Антонимом к слову позавчера является слово (послезавтра)

2 Как называются пары слов абонент – абонемент; идеальный – идеалистический? (паронимы)

3 Какому современному слову соответствует архаизм чело (лоб)

4 К слову жизнь подберите антоним. (смерть)

5 Определите стилистический разряд слов клёвый, вроде, болтун. (разговорный)

6 Из какого языка заимствовано слово рельс? (из английского)

7 Противоположные по значению слова – это… (антонимы)

8 Относится ли слово резюме к официально-деловой лексике? (да)

9 Какое слово является доминантой в синонимическом ряду переборщить, перегнуть, пересолить, перестараться? (перестараться)

10 Слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении типа замок - замок (омографы)

11 К какой группе лексики относятся слова карбонат, цианид? (К ТЕРМИНАМ)

12 Во фразе : «есть в три горла» – слово три означает ‘много’ ИЛИ МАЛО? (много)

13 Какому слову подходит определение «посуда, предназначенная для хранения еды или питья» ? (банка)

14 Какое из данных слов можно понять и как существительное, и как глагол : речь, печь или лечь? (печь)

15 ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМ К СЛОВУ ЛЕГАЛЬНЫЙ (ЗАКОННЫЙ)

16 Какое из словосочетаний не может употребляться как фразеологизм : играть в молчанку или играть в лото ? (играть в лото )

17 Есть такой вид спорта – пентатлон. Как он называется по-русски ? (ПЯТИБОРЬЕ)

18 Фразеологизм бить баклуши обозначает … (бездельничать)

19 Как называются слова, которые совпадают в звучании и написании в одной грамматической форме? (омонимы)

20 Как правильно : экономный, экономический или экономичный кризис? (экономический)

4. Произведения А. С. Пушкина

1)Как погиб Пушкин? (Убит на дуэли)

2)Какой поэт по поводу смерти Пушкина написал стихотворение «Смерть поэта» ? (Лермонтов)

3)Был ли Пушкин в Крыму? (Да)

4)Имя главного героя в произведении «Станционный смотритель» . (Самсон Вырин)

5)Имя возлюбленной Дубровского. (Маша)

6)В какой сказке Пушкина царевна съедает отравленное яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» )

7)Кого в поэме Пушкина искал влюбленный Руслан? (Людмилу)

8)Что подарил Гринев Пугачеву за то, что тот стал его провожатым во время метели? {Заячий тулуп)

9)Как погиб Пугачев? (Был обезглавлен)

10)Закончите фразу; «Свет мой, зеркальце, скажи.» («. Да всю правду доложи» )

11)Название крепости, куда приехал служить Гринев. (Белогорская)

12)Имя и фамилия девушки, в которую были влюблены и Гринев, и Швабрин. (Маша Миронова)

13)В какой сказке героиней была Шамаханская царица? («Сказка о золотом петушке» )

14)Кого нанял поп на работу из сказки Пушкина? (Балду)

15)Из какого произведения эти строки : «У лукоморья дуб зеленый.» ? («Руслан и Людмила» )

16)В каком произведении человека бросают в комнату, где находится голодный медведь? («Дубровский» )

17)К какому классу чиновников принадлежал Самсон Вырин? (К 14-му классу )

18)Почему осень, по мнению Пушкина, лучшее время года? (Приходит вдохновение)

19)В какой сказке фигурировало разбитое корыто? («Сказка о рыбаке и рыбке» )

20)Сколько лет прожил Пушкин? (37)

5. Языкознание

1 Слова с одним и тем же корнем - Однокоренные

2 Грамматическая основа предложения - Подлежащее и сказуемое (главные члены)

3 Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей - Дополнение

4 Раздел науки о языке , изучающий словосочетания и предложения - Синтаксис

5 Сколько гласных звуков насчитывается в русском языке ? - Шесть

7 Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению -Омонимы

8 Корень с слове талантливый - Талант

9 Какая часть речи имеет временную категорию? - Глагол

10 Кокой частью речи является слово “Дичь”? - Существительное

11 Сколько букв “а” в слове “Спартакиада”? - 4 буквы

13 Род слова “Кофе” - Мужской

14 Сколько суффиксов в слове “баскетболистка”? - Два

15 Наука, изучающая истинное древнее значение и происхождение слов - Этимология

16 Как правильно написать “ветренный день” или “ветреный день”? - Ветреный

17 Сколько корней в слове “хлеборезка”? - Два – хлеб- и –рез-

18 Часть речи, обозначающая признак действия - Наречие

19 Слово (не) доумевая пишется слитно или раздельно? - Слитно

6. Секрет (Пословицы и поговорки)

1. Не рой яму другому… сам в неё и попадешь

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда) .

3. Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.

4. Волков бояться – … (в лес не ходить) .

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься) .

6. Тяжело в учении – … (легко в бою)

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь) .

8. Написано пером… не вырубишь топором

9. Любишь кататься - (люби и саночки катать)

10. Учение – свет, … (а неученье тьма)

11. Семь раз отмерь -… один отрежь.

12. Не плюй в колодец…. пригодится воды напиться

13. Работа не волк… в лес не убежит.

14. Слово не воробей… вылетит – не поймаешь

15. Будто кровь … с молоком

16. Глух как (тетерев)

17. Не глаза видят, а человек, не ухо слышит, а (душа)

18. От горшка три (вершка)

19. Умён на словах, да глуп (на делах)

20. Долг не ревет, а спать (не дает)

7. Произведения Н. Гоголя

1)Как зовут Гоголя? (Николай Васильевич)

2)В каком украинском поселке родился Гоголь? (Великие Сорочинцы)

3)В каком произведении Гоголь показал силу, дух и трагические судьбы украинского казачества? («Тарас Бульба» )

4)Имя чиновника, которого все в городе приняли за ревизора? (Хлестаков)

5)Сколько сыновей было у Т. Бульбы? (Два)

6)Имена двух сплетников, которые, как сороки, разносили все новости по городу, где ожидали ревизора. (Добчинский и Бобчинский)

7)Какой сын Тараса Бульбы предал казаков из-за любви к девушке? (Андрей)

8)Назовите фамилию судьи, у которого в зале суда жили гуси. (Ляпкин-Тяпкин)

9)По словам Хлестакова, с кем из известных поэтов он здоровался за руку? (Пушкин)

10)Разрешил ли Николай I постановку «Ревизора» ? (Да)

11)Чем заканчивается комедия «Ревизор» ? (Немой сценой)

12)Как фамилия попечителя богоугодных заведений из комедии «Ревизор» (Земляника)

13)Имя слуги Хлестакова. (Осип)

14)В каком произведении Гоголя одним из главных героев была Солоха? («Ночь перед Рождеством» )

15)Какой из этих романов написал Гоголь : «Мертвые души» или «Живые и мертвые» ? («Мертвые души» )

16)Имя дочери городничего, к которой сватался Хлестаков. (Марья Антоновна)

17)Любил ли Хлестаков играть в карты ? (Да) -

18)Был ли Гоголь в Италии? (Да)

19)Кто из героев «Ревизора» не прочь был почитать чужие письма? (Почтмейстер)

20)Как звали старшого сына Тараса Бульбы? (Остап)

8. Теория литературы

1)Как называется приём, основанный на противопоставлении персонажей или характеров? (Антитеза)

2)Как называется жанр лирики, где описывается красота природы, окружающего мира? (Пейзажная)

3)Как называется драматическое произведение с финалом, где обычно один из героев погибает? (Трагедия)

4)Жанр произведения «Ревизор» . (Комедия)

5)Жанр произведения «Мцыри» . (Поэма)

6)Жанр произведения «Ася» . (Повесть)

7)Как называется в художественно произведении выразительная подробность, несущая определенную смысловую нагрузку? (Художественная деталь)

8)Как называется языковое средство , выражающее сильное преувеличение (Гипербола)

9)Назовите термин, соответствующий словосочетанию «строение произведения» . (Композиция) .

10)На какую художественную деталь указывает Л. Н. Толстой в рассказе «После бала» , чтобы показать заботу генерала о своей дочери? (Сапоги)

11)Определите вид языкового средства «Солнце словно огненный шар» . (Сравнение)

12)Определите вид языкового средства «Ресницы спали на щеке» . (Олицетворение)

13)Стихами или прозой написаны «Алые паруса» ? (Прозой) .

14)Стихами или прозой написано пpoизведение «Мцыри» ? (Стихами)

15)Как называется созвучие в конце строки у стихотворений? (Рифма)

16)Как называется художественное oпределение? (Эпитет)

17)Назовите жанр произведения «Алые паруса» по определению самого Грина (Феерия)

18)Как называется рассказ с напряженным сюжетом и неожиданной

концовкой? (Новелла)

19)Определите вид языкового средства «Каждая ее черта, как полет ласточки (Сравнение)

20)Как называется прием, используем Тургеневым, когда речь идет о крыльях в разговоре между Асей и господином Н.? (Подтекст)

2)Кто написал «Ромео и Джульетту (В. Шекспир)

3)Страна, в которой родился Шекспир (Англия)

4)Какое произведение прославило Сервантеса? («Дон Kuхот» )

5)Имя любимой жены Таманго (Айше)

6) Кем был по профессии А. Сент-Экзюпери? (Летником)

7)Кто сказал Маленькому принцу : «Ты в ответе за тех, кого приручил» ? (Лис)

8)Кого оставил Маленький принц на своей планете? (Розу)

9)Чем пожертвовала Делла, чтобы купить Джиму ремешок для часов?

(Волосами)

10)Имя верного оруженосца Дона Кихота. (Санчо Панса)

11)Погибает ли Таманго на корабле, которым не смог управлять? (Нет)

12)Кто вынужден был управлять вертолетом на обратном пути в рассказе «Последний дюйм» ? (Сын)

13)В каком жанре работал А. К. Дойл? (В жанре детектив)

14)Где был спрятан голубой карбункул в рассказе А. Конан Дойла? (В гусе)

15)Сколько лет должно было исполнится Джульетте, когда она встретила Ромео? (14)

16)Название города, где происходили события в «Ромео и Джульетте» . (Верона)

17)В каком романе главный герой вступает в бой с ветряными мельницами? («Дон Кихот» )

18)Основное занятие Леду, персонажа из новеллы «Таманго» . (Торговля людьми)

19)Кому принадлежит фраза : «О милая, о жизнь моя, о радость.» ? (Ромео)

20)Из скольких строк состоят японские стихотворения хокку? (Из трех)

10. Орфография. Орфоэпия

1. Когда в корнях –бер- -бир-,-тер- -тир-, -мер- -мир- пишется Е, а когда И? (перед суф. А пишется И)

2. От чего зависит гласная в суффиксах действительных причастий настоящего времени : -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-? (от спряжения глаголов)

3. Когда корень ПОЛ со словами пишется через дефис? (если второе слово начинается с гласной, с буквы Л, если с прописной буквы

4. Какой гласный называется слабым? (безударный)

5. Назовите слова-исключения, в которых в корне после Ц пишется буква Ы. (цыган, цыц, цып-цып, цыпленок, на цыпочках)

6. Пишется или нет Ь в слове РАСПИСАТЬСЯ? (да)

7. Какой суффикс пишется у наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-? (суффикс –А-)

8. Какая гласная пишется в словах, оканчивающихся на –ЦИЯ? (и)

9. Подберите проверочное слово к слову БАТАЛЬОН. (комбат)

10. Когда в глаголах на –ТСЯ и –ТЬСЯ пишется Ь? (если в вопросе содержится (ь)

11. Как пишутся наречия УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ (без мягкого знака на конце)

12. Сколько –Н- пишется в отглагольных прилагательных типа жареный, мочёный, солёный? (одно –Н-)

13. Когда в приставках без-, бес-, раз-, рас-, вз-, вс-, с- пишется З, а когда С? (перед звонкими - З, перед глухими С)

14. Назовите предлоги, которые пишутся через дефис. (из-за, из-под, по-над)

15. В документах ставится подпись, роспись или можно говорить и так, и так? (подпись)

16. Когда употребляется глагол ОДЕТЬ, а когда глагол НАДЕТЬ? (на себя надевают, кого-то одевают)

17. Как надо говорить : согласно приказу или согласно приказа? (согласно приказу)

18. Можно ли говорить ДВОЕ ДЕВУШЕК (нет, правильно ДВЕ ДЕВУШКИ

19. Какой глагол употребляется в повелительном наклонении КЛАДИ или ЛОЖИ? (клади)

20. Какой из предлогов пишется в одно слово : В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ? (вследствие)

Общие вопросы

7. Какое русское слово принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)

9. Какой иглой не сошьешь рубахи? (хвойной)

11. В каком магазине ничего не купишь? (оружие)

16. Что можно набрать, ничего не беря в руки? (номер телефона)

20. Что можно собрать без помощи рук? (силы, тело для прыжка)

24. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

26. Какой город летает? (Орел)

28. Какая Земля никогда не состарится? (Новая Земля)

35. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (фонетика)

1. - В какой сказке Пушкина девушка превращалась в лебедь? - “Сказка о царе Салтане”

3. - Сколько братьев было у Мальчика-с-пальчика? - Шесть

5. - Кем стал сын мельника в сказке “Кот в сапогах”? - Маркизом де Карабасом

14. - Сколько лет проспала Спящая красавица? - 300 лет

25. - Американский режиссер, снявший полнометражный мультфильм “Белоснежка и семь гномов” - Уолт Дисней

29. - Как называлась группа, в которой пели кот, пес, осёл и петух? - “Бременские музыканты”

36. - На губе какого сказочного животного мужики пашут? - Чудо-юдо рыба-кит

«УЗНАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ЕГО НАЧАЛУ»

2. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие» («Ревизор» , Гоголь).

6. «Мне было тогда лет 25, - начал Н. Н., - дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу.» («Ася» , Тургенев).

10. «Переправа, переправа,

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…» («Василий Теркин» , Твардовский).

13. «У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…» («Руслан и Людмила» , Пушкин).

18. «В гороховой улице, в одном из больших домов…лежал утром в постели, на своей квартире….» («Обломов» , Гончаров).

21. «Светает… Ах! Как скоро ночь минула! Вчера просилась спать : - отказ, «Ждем друга» . Нужен глаз да глаз». («Горе от ума» , Грибоедов).

23. «В ворота губернского города N.N. въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки…» («Мертвые души» , Гоголь).

31. «Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог, достойнее тебя(«Евгений Онегин» , Пушкин).

34. «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…» («Сказка о рыбаке и рыбке» , Пушкин.)

«РУССКИЙ ЯЗЫК . СИНТАКСИС»

4. Сочетание двух и более знаменательных слов (Словосочетание) .

8. Вид подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово связаны только по смыслу (Примыкание) .

15. Синтаксическая единица, выражающая относительно законченную мысль (Предложение) .

17. По грамматическому составу предложения бывают (Односоставные и двусоставные) .

19. Односоставные предложения, в которых главный член – сказуемое - выражен глаголом в форме 1 и 2 лица (определенно-личные) .

22. Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, состояния, признак другого признака (обстоятельство) .

27. Слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью (обращение) .

30. Как называются обороты с союзами как, словно, точно, будто? (Сравнительные) .

32. Какие знаки препинания ставятся в сложных бессоюзных предложениях?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – КОНКУРС

(внеклассное мероприятие по русскому языку в 7классе)

Цели мероприятия: с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 7-х классов; развивать познавательный интерес к русскому языку; воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

Задачи конкурса-игры:

активизировать познавательную деятельность детей;

способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;

создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;

содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Жюри конкурса-игры: жюри формируется из учителей русского языка и литературы.

Задачи жюри:

оценивать деятельность команд по специально разработанным критериям;

оповещать участников о принятых решениях;

принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.

По итогам семи этапов жюри определяет победителей и награждает команды.

Вступление

Правила игры:соревнуются две команды. В игре принимают участие уч-ся 7класса (2 команды). Игра состоит из шести туров. В каждом туре командам задаётся несколько вопросов. За правильный ответ даётся один балл. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Сценка «Загадочный сундук».

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык.Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви ему посвящено! Вот одно их них.

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ ЯЗЫК!

Ведущий 1:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

1 тур «Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)
поможет вам показать ваши знания, кругозор, начитанность.

1 команда

Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
- Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
- Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
- Являются ли слова «подводный» и «водитель » однокоренными? (нет)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
- Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
- Сколько спряжений у глагола? (2)
- Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
- Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)
- В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
- Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

2 команда

Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
- Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
- Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест)
- Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
- На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)
- Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
- Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? (ни одного не поймаешь)
- Что означает выражение: «бить баклуши»? (бездельничать)
- Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок)

Задание зрителям

Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
У него глаза велики. (У страха.)
Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

II тур. Продолжи пословицу.

На Руси говорили: «Пословица ввек не сломится», «Пословица всем делам помощница», «Без пословицы речь не молвится».

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе - не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

Посмотрим, как вы знаете русские пословицы.

1 команда

Труд кормит, а …(лень портит).

Семь раз отмерь,… (один раз отрежь).

Что написано пером,..(того не вырубишь топором.

По одёжке встречают,(а по уму провожают).

Кто хочет много знать,(тот должен мало спать).

Петь хорошо вместе, (а говорить порознь).

Лето припасает, а(зима поедает).

Слово – серебро,(молчание – золото).

Семеро (одного не ждут)
2 команда

Слово не воробей (вылетит - не поймаешь).

Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).

Век живи - (век учись)
Нет друга - (ищи, а нашел - береги)

За двумя зайцами (погонишься, ни одного не поймаешь)

Поспешишь - (людей насмешишь)
Красна птица пером, а (человек умом)

Корень учения горек,(да плод его сладок).

Не гордись званьем, а … гордись знаньем

Задание зрителям

Не спеши языком, торопись делом.
- Одежда лучше новая, а друзья старые.
- Когда друг просит, не существует завтра.
- Руки поборют одного, знания – тысячу.
- Под лежачий камень вода не течет.

3 тур ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:

сломя голову – быстро,

рукой подать – близко.

Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл

Скажи одним словом

1 команда

Во весь дух. (Быстро)

Рукой подать. (Близко)

Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко
Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие

Не покладая рук – усердно трудиться

2 команда

Сломя голову. (Быстро)

Прикусить язык. (Замолчать)

На краю земли - где-то очень далеко
На седьмом небе - быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
Вылетело из головы – забыл.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

4 тур ЭТИМОЛОГИЯ

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).

Задание зрителям: Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).

5 тур КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Задание для всех команд:

Корень - в слове СНЕЖИНКА.

Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.

Суффикс – в слове ЛЕСНИК.

Окончание – в слове СТОЛ. (Подснежник)

За правильный ответ – 1 балл

6 тур. СЛОВАРИ.

Словари – это вся вселенная в алфавитном

порядке. Если хорошенько подумать,

словарь – это книга книг. Другие книги

надо лишь извлечь из него.

(А. Франс) Из слов французского писателя А.Франса следует, что вся вселенная “вместилась” в словарь, нужно только умело пользоваться этой “книгой книг” и извлекать нужную информацию.

Ведущий: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

На вопросы команды отвечают по очереди.

Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)

Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).

Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить.

Вопросы зрителям:

1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)

2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)

3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)

4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)

6. Словарный запас человека. (Лексикон).

Жюри подводит итоги, определяет победителей и награждает команды.

Заключительное слово.
Талантливый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих свершений.

Цели: формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка, творческую деятельность; воспитывать стремление к приобретению знаний; развивать любознательность, кругозор, коммуникативные навыки; проверить теоретические знания и практические умения.

Правила: участвуют две команды по шесть человек. Даётся время на обдумывание вопросов- 1-3 минуты. Кто быстрее ответит, получает 1 балл.

Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд.

Вопрос №1

В языке индейцев таманаки есть два выражения, выполняющих функции числительных, одно из которых буквально переводится как палец на ноге , а второе – как палец на другой ноге . Что означают эти выражения? (Числа 11 и 16)

Вопрос №2

В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)

Вопрос №3

Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного оно происходит от глагола лечить . Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово? (Калека)

Вопрос №4

Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (Синицу – журавлю)

Вопрос №5

Историки утверждают, что до введения на Руси денег их роль исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от этого времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно-денежных отношений. Назовите этот глагол. (Платить)

Вопрос №6

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство. (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы)

Вопрос №7

У североамериканского племени шеллуков есть выражение «пусть змея проползет по твоей спине». Как ни странно, это означает «желаю успеха» . А в чем же заключается успех? (Успех в том, что змея проползет по спине и не укусит)

Вопрос №8

Вторая часть этой русской пословицы звучит так: «… да неглубоко пашет». Воспроизведите её первую часть. (Старый конь борозды не портит…)

Вопрос №9

Знаменитый богослов, Григорий Великий, за одно из своих сочинений был прозван на Руси Двоесловом. Как называлось это сочинение? (Диалог)

Вопрос №10

Словарь молодежного сленга приводит четыре значения этого слова, а поисковая система Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (на CD-ROM) дала информацию, что это слово в разных падежах встречается в девяти статьях. Из них восемь посвящены разным архитектурным терминам, а одна – русскому писателю XIX века. Какому? (Это слово – облом. Поисковая система нашла это слово в форме родительного падежа множественного числа в статье «Гончаров»)

Вопрос №11

«Народ нынче хуже прошлогоднего: вечером придешь, утром уйдешь – скажут, что ночевал. Недавно умер, а уж не живой. Не украл, а без спроса взял». То, что вы сейчас слышали, не бред сумасшедшего, а одна из разновидностей русских пословиц – абсурдистская. Закончите, пожалуйста, еще одну из таких пословиц: «Один у Мирона сын, да и тот…» (…Мироныч)

Вопрос №12

Однажды, еще в советские времена, бывшего первого секретаря Липецкого обкома комсомола назначили на должность секретаря посольства в Англии. Однако после первого же посещения Букингемского дворца он был срочно отозван на родину, поскольку беседу с английской королевой он начал с совершенно неприличного в этой ситуации вопроса. Воспроизведите этот вопрос по-русски или по-английски. (Вы говорите по-английски?)

Вопрос №13

В XIV веке татары разграбили и сожгли суздальскую деревню Родогость . Позднее на пепелище возник новый населенный пункт с новым названием. Новое родовое прозвище получили и владельцы бывшей Родогости . Это прозвище стало позже одной из самых знаменитых фамилий в российской истории. Назовите эту фамилию. (Пожарский)

Вопрос №14

Какой тип имен собственных называется термином «зооним» ? Оформите свой ответ в виде статьи для словаря лингвистических терминов. Приведите примеры из произведений русской литературы.

(Зооним (от греч. Zonn «животное» + опута – «имя») – имя собственное, представляющее собой кличку животного.)

(Карагез – «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Муму – «Муму» И.С.Тургенева, Кусака – «Кусака» Л.А.Андреева и другие.)

Вопрос №15

Какую смысловую особенность имеют данные словосочетания? Почему стали возможными подобные сочетания слов?

Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё.

(В каждом словосочетании значение определения противоречит первоначальному значению определяемого слова: Новгород – новый город, бельё – белое, некрашеноеполотно, чернила – от глагола чернеть – «делать черным». Такие словосочетания стали возможными в связи с утратой исторического значения имен существительных.)

Вопрос №16

Укажите правильную грамматическую норму: не помнят (имя) (имени); сколько (время) (времени); скажи (более точно) (более точнее); (по окончанию) (по окончании) работы; более (восемьсот шестьдесят семь) (восьмисот шестидесяти семи). (Имени; времени; более точно; по окончании; восьмисот шестидесяти семи)

Вопрос №17

Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.

Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

(Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл)

Вопрос №18

Из букв двух слов составьте новое слово, имеющее отношение к письменным принадлежностям.

Иней + Лак

Тон + Блок

Треть + Ад

(1 – линейка; 2- блокнот; 3 – тетрадь)

Вопрос №19.

Найдите нужные слова в пропорциях: рысь / кошка = ? / собака; дождь / снег = осень / ?;провода / электричество = ? / кровь.

(Рысь / кошка = волк / собака; дождь / снег = осень / зима; провода / электричество = сосуды / кровь)

Вопрос №20

Архаизмы «лепота», «лобызать», «десница», «выя» замените словами из активного запаса современного русского языка. (Лепота – красота; лобызать – целовать; десница – правая рука; выя – шея)

Вопрос №21

Расположите порядковые номера приведенных ниже текстовых единиц в порядке возрастания их объёма.

1)Глава; 2) параграф; 3)абзац.

(1 – абзац; 2- параграф; 3 – глава)

(Абзац - текст между двумя отступами в начале строки.

Параграф – подразделение текста внутри главы, раздела.

Глава – раздел книги, статьи.)

Вопрос №22

Как бы называлась басня И.А.Крылова «Квартет», если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6? (3 – трио; 5 – квинтет; 6 – секстет)

Вопрос №23

Сколько корневых групп в словах: горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.

(Три группы. I группа: горе, горюшко, горевать; II группа: гореть, пригореть, выгореть; III группа: пригорок, горный, гористый, горец)

Вопрос №24.

Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

Искать сыскать сыск … сыщица.

(Сыщик)

Вопрос №25.

Первое – часть суши, окруженная водой.

Второе – предлог.

Третье – приспособление для игры в бильярд.

Все вместе – русский драматург. (Островский)

Первое найдешь в радуге.

Второе – союз.

Третье – первая женщина.

Целое – русская поэтесса. (Цветаева)

Итоги игры. (Отметить команду-победителя.)

Цели:

  • прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру;
  • развивать любознательность, познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • учить общению со сверстниками и единомышленниками, формировать чувство коллективизма.

Оформление: на доске высказывания о слове С.И.Ожегова и В.И. Даля.

1. Оргмомент

Участники игры делятся на две команды. Ведущий – учитель. Жюри – старшеклассники.

2. Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся).
Заглянем в словарь:
«Слово – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия». С.И.Ожегов.
А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

3. Разминка

Вопросы задаются командам быстро, отвечает вся команда. Если ответа нет, то может ответить другая команда.)

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «Ц»).
2. Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце).
3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет).
4. В каком слове буква А повторяется сорок раз? (Сорока).
5. Что находится между горой и оврагом? (Союз И).
6. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
7. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
8. Из какого полотна не сшить рубашки? (Железнодорожного).
9. Какой город летает? (Орёл).
10. Какой птицей можно достать воду из колодца? (Журавлём).
11. Какая мушка не летает? (У ружья).
12. На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).
13. Какую шляпку нельзя надеть? (У гвоздя).
14. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

4. Конкурс знатоков норм русского языка

Учитель: Расставьте правильно ударение в словах (по 1 человеку от команды) :

1 команда – агент, гусеница, торты, балуюсь, комбайнер, тефтели, кухонный, украинский, красивее.
2 команда – мельком, мусоропровод, вахтер, щавель, силос, квартал, августовский,кружево, копировать.

Учитель: Пока выполняется это задание, остальным членам команд предстоит ответить на вопросы:

Как говорить правильно:

– Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
– Я кладу или ложу?
– Мы не хотим или не хочем?
– Сколько времени или который час?
– Телефон звонИт или звОнит?
– ГрушОвый или грУшевый?

5. Конкурс знатоков пословиц.

Учитель: В нашей речи часто употребляются пословицы и поговорки, которые создал наш народ. А сможете ли вы определить, о какой поговорке идёт речь?

(Отвечает вся команда)

– В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха).
– Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезешь).
– Согласно какой поговорке зубы могут находится не во рту? (Положить зубы на полку).
– Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).
– Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг)
– О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог даёт).

Учитель: Мудрость предков звучит на различных языках по-разному. Попробуйте подобрать к пословицам разных народов соответствующие по смыслу русские пословицы. (Отвечает вся команда).

– Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь – людей насмешишь.)
– Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи – век учись).
– Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь». (Тише едешь – дальше будешь).
– Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется).
– Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда).
– Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает).
– Удмуртская: «Слово не стрела, а сердце пронзает». (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь).
– Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Сделал дело – гуляй смело).

Учитель: Продолжите поговорку. (Отвечает вся команда).

– Сам пропадай… (а товарища выручай).
– По одёжке встречают… (по уму провожают).
– Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
– Глаза страшатся… (а руки делают).
– С кем поведёшься… (от того и наберёшься).
– Грамоте учиться… (всегда пригодится).
– Любишь кататься… (люби и саночки возить).
– Не зная броду… (не суйся в воду).
– Что посеешь… (то и пожнёшь).
– Кто не работает… (тот не ест).

6. Конкурс фразеологизмов

Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Их источники различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из сказок, легенд, песен. Знаете ли вы, что означают фразеологизмы и откуда они пришли в нашу речь?

(Отвечает вся команда) :

– Остаться у разбитого корыта. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
– Слона-то я и не приметил. (И.С.Крылов. Басня «Любопытный»).
– Сизифов труд. (бесполезный, напрасный труд).
– Авгиевы конюшни.(очень загрязнённое место).
– Ахиллесова пята. (слабое, уязвимое место).
– Троянский конь. (неожиданное предательство).

Учитель: Замените фразеологизм синонимом:

– Делать из мухи слона (преувеличивать).
– Два сапога – пара (очень похожи).
– Заблудиться в трёх соснах (не разобраться в чём-то простом).
– После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).
– Во всё горло (очень громко).
– Повесить нос (огорчиться).
– Ходить на голове (шалить, беситься).
– С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).
– Ни в зуб ногой (ничего не знать).
– Путаться под ногами (мешать).
– Плевать в потолок (бездельничать).

Учитель: Подобрать как можно больше фразеологизмов со значением «быстро». (Задание выполняет команда письменно в течение определённого времени одновременно).

Предполагаемый ответ: во все лопатки, во весь дух, изо всех сил, на всех парах, на всех парусах, очертя голову, сломя голову, со всех ног, что есть духу, что есть силы).

7. Конкурс знатоков орфографии.

Учитель: Любите ли вы разгадывать кроссворды? А нужно ли знать орфографию, чтобы это делать? Давайте проверим. (Каждой команде даётся кроссворд. Пока команды разгадывают кроссворды, жюри подводит предварительные итоги.)

  1. Молодые побеги растения.
  2. Мальчик, юноша.
  3. Человек, выращивающий растения.
  4. Количество лет, которые прожил человек.
  5. Растениеводство, животноводство – это … сельского хозяйства.
  6. Увеличение, прибавление в количестве.
  7. Сросшееся что-либо в одно целое.
  8. То, что всходит из семени при проращивании.
  9. Как иначе называется древесный гриб.
  10. Что измеряют в человеке.
  11. Берёзовая … .
  12. Человек, дающий деньги в долг под проценты.
  13. Густо разросшиеся кустарники, деревья.

Ответы: 1 – поросль, 2 – подросток, 3 – растениевод, 4 – возраст, 5 – отрасль, 6 – прирост, 7 – сросток, 8 – росток, 9 – нарост, 10 – рост, 11 – роща, 12 – ростовщик, 13 – заросли.

8. Подведение итогов. Награждение победителей