Исторические предания и легенды о царице сююмбике. Занятие "казанская царица сююмбике"

Одним из символов Казани является башня Сююмбике, которая находится в Кремле. Она названа именем ханбике, реального персонажа древней истории нашего края.

Название связано с ханбике Сююмбике, реальном персонаже древней истории нашего края. О Сююмбике много написано. Есть материалы о ней и на нашем сайте. Вы можете прочитать фрагменты романа о Сююмбике казанской писательницы Ольги Ивановой.

Предлагаем вашему вниманию публикацию нашего постоянного внештатного автора, известного казанского краеведа Рената Бикбулатова. Портреты Сююмбике мы нашли в Интернете.

Ханбике Сююмбике

Сююмбике, дочь правителя Большой Ногайской Орды Юсуфа, потомка знаменитого Идегея, родилась около 1516 года. В 1533 году она была выдана замуж за 17-летнего казанского хана Джан-Али. В то время фактическими правителями в Казанском ханстве были карачи-бек Булат Ширин и царица Гаухаршад (Ковгоршад). В первый же год замужества стало ясно, что между молодоженами нет ни согласия, ни любви.

В 1535 году Джан-Али был низложен казанскими феодалами во главе с Булат Ширином и сослан в город Иске-Казань, где и умер в том же году. Что же ожидало оставшуюся вдовой Сююмбике? Историк Михаил Худяков писал: «После смерти ханов-мужей их вдов брали в жены братья и преемники последних. Мы знаем, что ханшам приходилось при этом переживать немало личных трагедий».

Портрет Рушана Шамсутдинова

Но судьба была благожелательна к Сююмбике. Казанский престол в 1535 году занял хан Сафа-Гирей, который, женившись на вдове хана, получил в приданое «ханский очаг». Судя по сохранившимся сведениям, Сююмбике очень любила его. Как пишет неизвестный автор «казанского летописца», Сююмбике была для Сафа-Гирея не только женой, но и соратницей, единомышленником. Крымский историк XVII века Мустафа аль-Дженаби писал, что «Сафа-Гирей был одним из величайших и могущественных государей... в его время государство благоденствовало и под защитою его победоносного оружия владения процветали».

Между Казанским ханством и русским правительством восстановились добрососедские отношения. В 1546 году хан был изгнан из Казани вследствие народного восстания, но вернулся вскоре с помощью крымских и ногайских войск. В марте 1549 году хан Сафа-Гирей в результате несчастного случая скончался. Тогда ему было всего 42 года, он был в расцвете сил и здоровья.

Портрет Искандера Рафикова

Сююмбике долго оплакивала кончину любимого мужа. Единственным утешением для нее стал их двухлетний сын Утямыш-Гирей. В том же 1549 году ханом был провозглашен сын царицы Сююмбике, маленький Утямыш. Царица была объявлена регентшей.

При жизни Сафа-Гирея в Казань было привлечено немало крымских татар, даже ханская гвардия состояла из крымских татар. Поэтому и правительство при Сююмбике было сформировано в прежнем составе – из крымских татар, во главе которого стал оглан Кучак (Кощак) – начальник гвардии при хане Сафа-Гирее. «Муж зело величав и свиреп», – так пишет об этом военачальнике «Русский летописец».

То обстоятельство, что правительство имело военный характер, вполне оправдывалось опасностью, угрожавшей государству. Казанцы имели основания ожидать нападения со стороны русских, и в этот момент было особенно необходимым возрождение военной мощи Казанского ханства.

Портрет Нияза Хазиахметова

Сююмбике оказалась во главе Казанского ханства в самый трудный момент его истории: молодой московский князь Иван IV был настроен покончить со строптивым Казанским ханством. На его стороне была влиятельная «московская партия» татарских феодалов. Еще в последний год жизни и через год после смерти хана Сафа-Гирея русские пытались нападать на Казанское ханство, но оба этих похода окончились неудачей.

Правительство Сююмбике и оглана Кучака спокойно управляло страной в течение года. Кризис наступил в 1551 году. Русское правительство, наученное неудачей двух последних походов, избрало новую стратегию: оккупацией водных путей русские парализовали всю жизнь страны.

Портрет безымянного автора

Казань оказалась в блокаде. Прекратился торговый обмен, нарушился подвоз продуктов, волжская торговля была уничтожена. В Казани увеличилось число недовольных правительством оглана Кучака. Происходили волнения, и со дня на день можно было ждать переворота. Оглан Кучак и весь крымский гарнизон бежали из города и вскоре были уничтожены.

В городе было создано временное правительство, которое 11 августа 1551 года выдало русским хана Утямыша и царицу Сююмбике. Скорбным был отъезд Сююмбике с сыном из столицы ханства в Москву. Временное правительство Казани, делая этот шаг, понимало, что это залог мира между двумя государствами. В Москве Сююмбике жила в царских палатах и к ней благоволила русская царица. Но это был плен.

В это время у русского правительства созрел план выдать Сююмбике за Шах-Али, касимовского хана, о чем был поставлен в известность ногайский правитель Юсуф: «Хотим ее дать за Шигалея царя того для, чтобы вы о том порадовались».

Портрет Ильяса Файзуллина

В следующем году Сююмбике была выдана замуж за Шах-Али, и в городе Касимове провела остаток своей жизни. Это был брак по политическому расчету: своего рода устранение Сююмбике от Казанского престола. Эта задача была решена. В это время и Москвы писали ее отцу, князю Юсуфу: «Сына ее Утямыш Кирея царя ей же кормити дали. А Утямыш Кирей царь как подрастет, и мы его хотим тогда юртом устроити», т.е. дать ему удел.

Но после того, как Сююмбике вышла замуж за Шах-Али, ее малолетний ребенок был разлучен с матерью. 8 января 1553 года он был крещен в Пудовом монастыре с именем Александр – «и царь благоверный пожаловал царя Александра Сафакиреевича, повеле его учити грамоте, понеже юну ему сущу, да навыкнет страху божию и научится закону христианскому.

Портрет Камиля Муллашева

В конце 1553 года Иван IV сообщил князю Юсуфу, что «внука его у себя держит за сына место». Шах-Али – весьма выразительная фигура в татарской истории. Весьма колоритно его описывают современники. «Русский летописец» так изображает его: «Оный Шеяль зело был взору страшного и мерзкого лица и корпуса, имел уши долгие, на плечах висящие, лицо женское, толстое и надменное, чрево, короткие ноги, ступени долгие, скотское седалище». А посол Римского императора барон Сигизмунд да Герберштейн, только раз видевший его, так описал наружность хана в нелестных словах: «Великую ненависть к нему подданных умножали безобразие и слабость его тела, ибо это был человек с выпятившимся вперед животом, с редкою бородою, с лицом почти женским».

Портрет Искандера Рафикова

Эти же слова подтверждает крымский историк XVII века Мустафа аль-Дженнаби о Шах-Али: «Он был человек жестокий, крутой и кровожадный». Сам Шах-Али едва ли любил Сююмбике. До родного ей отца Юсуфа доходили тревожные слухи о ее проживании в Касимове: будто Шах-Али по приказанию Ивана IV замучил Сююмбике до смерти, отрезал ей нос и т.п. По этому поводу между русским правительством и Юсуфом возникла целая переписка. Иван IV писал при этом Шах-Али: «...будто бы ты Сююмбик царицу казнил, нос ей срезал и поруганье великое ужня убил ее до смерти».

Русское правительство решило отправить ногайских послов в Касимов, где они лично убедились бы в невредимости Сююмбике. Но, как известно, нет дыма без огня. Бывшая казанская царица до последних своих дней испытывала огромную внутреннюю драму – отлученная от сына, она жила в одиночестве, не имея возможности общаться с родными.

Как писал историк Михаил Пинегин в своей книге «Казань в ее прошлом и настоящем», «Народная молва создала из нее поэтический образ очаровательной женщины в блестящей царской обстановке, испытывавшей в своей жизни много страданий и горя».

Портрет Сююмбике и ее сына Утямыша. Художник И. Акжигитов

Точной даты смерти Сююмбике история не сохранила. В «Татарском энциклопедическом словаре» написано, что она умерла после 1554 года. Историк Риза Фахретдин писал, что Сююмбике скончалась в 1667 году в возрасте 38 лет. Зато точно известно, что ее сын Утямыш-Александр прожил недолго и умер в Москве в 1556 году, в возрасте 20 лет.

Эпитафия над его могилой в Архангельском соборе Московского Кремля гласит: «В лето 7074 (1566 год) июня в 11 день... представился царь Казанский, а в крещении Александр Сафа Гиреевич, сын царя Казанского».

Башня Сююмбике

В стенах Казанского Кремля стоит величественная башня, носящая имя Сююмбике. Много легенд связано с башней Сююмбике.

Существует предание, что она построена на месте захоронения святых мусульман, куда местные жители ходили на поклонение и что здесь недалеко от ханского дворца была могила Сафа-Гирея (последние археологические раскопки подтвердили, что здесь находятся царские усыпальницы, сейчас там установлен камень с информацией о захоронении здесь царских останков), умершего в 1549 году, над которой Сююмбике возвела мавзолей или поминальную мечеть.

Сохранилась передаваемая из поколения в поколение легенда, рассказывающая о плаче Сююмбике над местом упокоения мужа и о том, как прощалась она с жителями города, торжественно провожавшими ее и малолетнего хана Утямыша в Москву.

Народные сказания рисуют Сююмбике неописуемой красавицей, услышав о которой, Иван IV направил к ней послов с предложением стать московской царицей. Отказ Сююмбике, по этому преданию, явился причиной похода русских на Казань. Когда русские осадили город, гордая царевна согласилась выйти замуж за грозного царя при условии, что в течение недели его строители сумеют возвести семиярусную башню выше всех минаретов Казани. Требование царевны было выполнено в срок.

Сююмбике покончила с собой, бросившись с башни, убедившись, что город окружен и спасения нет.

Но мы знаем, что эта легенда лишена исторических оснований: Сююмбике уехала из города за год до начала решающего штурма города. И еще, как указывает энциклопедия, сама башня Сююмбике была построена русскими зодчими уже после взятия Казани, предположительно во второй половине XVII – начале XVIII века.

В г. Касимове сохранился каменный мавзолей Шах-Али (умер в 1567 г.), в котором находились гробницы и надгробные камни с вырезанными на них татарскими орнаментами и арабскими надписями. Там же в усыпальнице обнаружен безымянный надгробный камень. Может быть, под ним и покоится прах последней казанской царицы.

Сююмбике в татарском национальном сознании – фигура уникальная. Ее в литературе сравнивали со всемирно известными женщинами: шотландской королевой Марией Стюарт, английской королевой Елизаветой I и с последней царицей Египта Клеопатрой.

Прошло уже несколько веков, а не угасает народный интерес к ней, народ помнит свою легендарную Сююмбике, она и сегодня остается символом оплакиваемой народом чистоты и верности. И так будет всегда.

Читайте в "Казанских историях":

/jdoc:include type="modules" name="position-6" />

В феврале мы были в командировке в Рязанской области. Ночь застала нас на трассе у города Касимова, похожего на богатое село с большим количеством деревянных одно- и двухэтажных домов.

Татарская улица в Рязанской губернии. Эти дома представляли собой шедевры деревянного зодчества. Особенно хороши были белые наличники на окнах, воздушно-ажурные, со сказочными узорами. Второй приятной неожиданностью было то, что эта улица называлась Татарской. Кругом чистота и порядок! Нам показалось, что мы попали в уникальные татарские деревни Балтасинского, Арского или Сабинского районов. Но чем ближе подъезжали к центру Касимова, тем больше преображался город. Старинные каменные жилые и исторические постройки, мечети и православные храмы...

Чувствовалось, что местные власти сумели максимально сохранить старые и исторические постройки. (В Казани бы так заботились об исторических памятниках, вздохнули мы.) Мы словно вернулись на несколько веков назад. В историю, тесно связанную с Казанью. И несмотря на усталость от дороги, поспешили в местный музей этнографии касимовских татар, расположенный в бывшей ханской мечети.

Историческая справка . После завоевания в 1552 году Казани Иваном Грозным последнюю правительницу Казанского ханства царицу Сююмбике сослали в город Касимов, где она скончалась через несколько лет.

Экскурс в века. Перед нами предстал великолепный вид на башню-минарет из отесанных белых камней, почти как в нашем Болгаре. Нас радушно встретила и с большим интересом рассказала о городе завмузеем этнографии Татьяна Пронина.

По ее словам, Касимов - один из древних российских городов. Основан в 1152 году князем суздальским Юрием Долгоруким как опорный пункт для защиты юго-восточных границ своего княжества. Свое название город получил по имени живущего здесь финно-угорского племени мещера - Городец-Мещерский. В конце 14-го века город был уничтожен монголо-татарами и восстановлен выше по течению реки Оки. Там, где он сейчас находится. В середине 15-го века великий князь московский Василий пожаловал город казанскому царевичу Касиму, сыну хана Улуг-Мухаммада. Так образовалось удельное Касимовское ханство. Оно находилось в прямой зависимости от великого князя и простиралось на 200 верст вокруг Городца-Мещерского.

После смерти Касима его сын Данияр назвал город в честь своего отца - Городом Касима (впоследствии просто Касимов). Касимовское ханство почти не отличалось от других татарских ханств. Во главе его находился хан (царь) или султан (царевич). Но им мог быть только мусульманин. Татарская знать (беки, мурзы) составляла окружение правителя. Хан имел войско, в основном из татар. Религией татарского населения Касимовского ханства был ислам. Глава мусульманского духовенства избирался из числа сеитов, считавшихся потомками пророка Мухаммада. В подчинении у сеита находился полк служилых татар. В городе уделом касимовских царей был Старый Посад и Татарская слобода. Последняя представляла собой деревянную крепость с каменным двором правителя, мечетью, минаретом, дворами придворных, ремесленников, служивых мурз.

Параллельно здесь существовал и русский городок, управлявшийся воеводой. 229 лет просуществовало Касимовское ханство. За эти годы на его троне побывало 14 правителей. Некоторые из них оставили заметный след в истории Российского государства. Например, с именем Шах-Али-хана (1505 - 1567 гг.), происходившего из рода сарайского хана Тимур-Кутлуга, связано падение Казани. Он участвовал в походе Ивана Грозного на Казань. В то время жители Казани предложили политический компромисс. В качестве правителя, ставленника Москвы, они согласились принять касимовского хана Шах-Али. Но с условием, что тот женится на их царице Сююмбике. Но это не входило в планы самой царицы, стремившейся сохранить казанский престол для своего маленького сына Утямыш-Гирея.

История непокорной царицы . Экскурсовод напомнила нам историю царицы. В 1535 году Сююмбике, дочь ногайского мурзы Юсуфа, стала в Казани женой младшего брата Шах-Али Джан-Али, который по соглашению с горожанами правил в их городе.

Вообще-то казанскую царицу звали Сююн, а Сююмбике - «любимой госпожой» - ее прозвал народ за то, что она пыталась вникнуть во все тяготы жизни. И по возможности ослабить их, - рассказывала Татьяна Алексеевна. - Сююн выросла в ногайской степи на просторе и воле. Но в те годы у казанских ханов появилась мода искать жен в степях у знатных мурз и беков. Так она попала в Казань и стала женой местного хана. Однако вскоре вельможи убили ее мужа Джан-Али ночью в его спальне. А казанский престол занял крымский хан Сафа-Гирей.

Как предполагают историки, все это произошло не без ведома и участия царицы. Ведь затем она стала любимой супругой Сафа-Гирея и родила ему долгожданного наследника. А после смерти хана оказалась полновластной правительницей Казани. Однако правила Сююмбике недолго, всего два года. При своем трехлетнем сыне Утямыше была регентшей. Успела провести некоторые реформы, например освободила крестьян, мелких ремесленников и торговцев от удушающих налогов.

По преданию, Сююмбике пыталась избавиться от нежеланного жениха Шах-Али. Во время приготовления к свадебным торжествам она согласно обычаю отправила жениху подарки: приготовленное самой кушанье и расшитую шелками одежду. Но Шах-Али был осторожен. Угощение царицы сначала предложил собаке, а роскошную одежду велел надеть на приговоренного к смерти раба. Собака и раб тут же погибли в страшных мучениях на глазах господина: и еда, и одежда оказались пропитанными сильнодействующим ядом. После этого по требованию Москвы казанцы против ее воли выдали строптивую царицу русским воеводам. «И хотела царица убить себя, но не смогла, ибо крепко берег ее блюститель».

После того как Иван Грозный в 1552 году взял Казань, решилась и судьба Сююмбике (ни с какой башни она не прыгала!). В это время она жила при царском дворце в Москве. Упорно отказывалась принять христианство и надеялась на помощь своего отца Юсуфа, который вел с царем переговоры, прося вернуть ему дочь. Однако Иван Грозный приказал Шах-Али взять в жены непокорную царицу. Тот и увез ее в город Касимов, хотя «не любил ее, несмотря на ее красоту, и жила она у него запертая, в отдельной и несветлой комнате, словно в темнице, и не сходился он с нею спать…» Ее малолетнего сына царь оставил при дворе, дав ему имя Александр. Велел обучить русскому языку и русским обычаям. Но в 17 лет росший сиротой царевич умер.

Тайна могильной плиты.

Посмотрите в окно, - попросила Татьяна Алексеевна, указав на гробницу Шах-Али, которая располагалась к юго-западу от мечети, где мы находились.

Вдали среди деревьев, запорошенное снегом, виднелось небольшое по нынешним временам строение-гробница (текие). Гробница представляла собой каменное строение в форме небольшого прямоугольника. Над дверью, которая ведет в усыпальницу, вмазана каменная доска с надписью на арабском языке. Исследователь Вельяминов-Зернов, изучавший в 19-м веке надписи на остатках надгробий мавзолея, установил, что в нем захоронены сам Шах-Али, его любимая жена Булак-Шад и шесть родственников. Девятая же могильная плита оказалась безымянной… Может, она случайно попала в мавзолей?

Экскурсовод несколько минут молчала. А потом загадочно продолжила в напряженной тишине:

Существует предание, будто хан, похоронив не выдержавшую домашнего заточения Сююмбике, не велел писать на надгробии ее имени, чтобы оно окончательно стерлось из памяти потомков...

Кстати . Насчет того, где и когда умерла Сююмбике, существуют разные версии. Профессор Урманчеев систематизировал их и пришел к выводу, что наиболее вероятной датой смерти царицы был 1557 год. Пленнице тогда было 38 лет. И возможно, она действительно захоронена в мавзолее Шах-Али в Касимове под безымянным камнем.

С волнением слушавшие рассказ нашего гида, мы переглянулись. Значит, это место захоронения нашей легендарной царицы? И хотя на той плите нет ее имени, казанцы и жители республики помнят и будут помнить свою Сююмбике. Вот что главное!..

Древний город Касимов мы покидали с грустью и надеждой побывать здесь еще раз. В снежной мгле скрылось место последнего пристанища легендарной казанской царицы.

Впереди нас ждала нелегкая дорога домой и к башне нашей непокорной Сююмбике.

Только факты . Население Касимова - 33494 человека. Около тысячи из них татары. Язык касимовских татар на слух отличается от говора казанских - он испытал определенное влияние западного (мишарского) диалекта. В Касимове несколько предприятий: Приокский завод цветных металлов, который в год перерабатывает до 30 т золота и 117 т серебра, швейная фабрика, лесокомбинат, кирпичный завод, завод холодильников, механический завод. В городе развит туризм, в основном за счет автобусных маршрутов из Москвы, до которой 262 км. В городе есть что посмотреть - соборы, церкви, мечети, музеи и новый музей «Русский самовар», где собрано более 400 редких экспонатов.

Раис Миннуллин

Задать вопрос Пенсионному фонду РТ

Задайте любой вопрос специалисту Пенсионного фонда РТ, укажите свой обратный адрес и получите развернутый ответ на свой email.

Сююмбике (родилась около 1516 г.) была правительницей Казанского ханства в 1549-51 гг. при малолетнем сыне Утямыш-Гирее. Дочь хана Юсуфа. Жена казанских ханов Джан-Али (1533-35 гг.), Сафа-Гирея и Шах-Али (с 1553 г.). В 1551 г. Отправлена вместе с сыном в Москву.

Существует несколько версий в написании имени легендарной ханым: Сююмбике, Сююмбика, Сююмбеки, Сююнбека. Будем приерживаться имени, под которым она значится в Татарском энциклопедическом словаре - Сююмбике.

На самом деле, казанскую царицу звали Сююн, а «Сююмбике» - «любимой госпожой» - её прозвал народ за то, что она пыталась вникнуть в его тяготы и, по возможности, ослабить их. Сююн была дочерью знатного ногайского бека Юсуфа и выросла в степи. В те годы у казанских ханов появилась мода - искать жён в ногайских юртах.

Вся степь от Кубани до Казахстана была заселена родственниками: знатные вельможи заключали между собой династические браки. Молодые девушки с большой неохотой покидали родные степи. Жизнь в каменных ханских палатах казалась им скучной, к тому же она была полна придворных интриг. Не все справлялись с такими психологическими нагрузками. Но Сююн с детства росла смышленым ребёнком, со своенравным «мужским» характером.

Ханы на казанском престоле долго не задерживались, своей смертью практически никто не умирал: каждый из них, рано или поздно, становился жертвой политических интриг. Во второй трети XVI века и позднее за власть в Казанском ханстве боролись две группировки - московская и крымская.

В 1549 г. Умер хан Сафа-Гирей. У него было три сына: старшие Мубарак и Булюк жили в Крыму, а трёхлетний Утямыш с матерью Сююн - в Казани. Ханская гвардия во главе с крымским полководцем Кучаком (Кощаком) поставили на Утямыша.

О Кучаке, кстати, сохранились весьма противоречивые сведения. «Муж зело величав и свиреп», по данным русской летописи, состоял якобы в «… любви блудной со царицею…». Исследователи предположение о том, что крымский улан был фаворитом Сююн, отметают вчистую. Это всё-таки не парижский двор, а казанский, где царили совсем иные нравы. К тому же известно, что царица безумно любила своего мужа Сафу-Гирея и после его смерти не переставала печалиться о нём

Но помочь Кучака она приняла. Так трёхлетний Утямыш стал ханом, а Сююн - регентшей при нём. Политика продолжалась такая же, как и при Сафе, - ориентация на Крым с опорой на иноземное войско. Однако регентша успела провести некоторые реформы, освободив крестьян, мелких ремесленников и торговцев от удушающих налогов, за что народ её и прозвал «Сююмбике», а историки «крестьянской царицей».

Правила Сююмбике недолго. Политические ветры сменились, и верх стала одерживать московская партия. Кучак пытался бежать в Крым, но был пойман. Арестовали и царицу с малолетним сыном, отправив в «почётный плен» в Москву. Народная молва интерпретировала эти события по-своему. До сих пор живёт легенда о том, как после взятия Казани русскими войсками, чтобы не сдаваться завоевателям, она якобы бросилась с башни, которая сегодня носит её имя. На самом деле её увезли в Москву ещё в 1551 году, за несколько месяцев до падения столицы Казанского ханства, а башня появилась много позднее. 5 сентября царица Сююмбике была насильственно отдана в жёны касимовскому хану Шах-Али, ярому стороннику Москвы. Но легенда все равно живёт.

Источники говорят, что перед отправкой в Москву царице разрешили побывать на могиле второго мужа - Сафы-Гирея и попрощаться с народом. Какие слова говорила Сююн над надгробным камнем и какую речь держала перед казанцами, неизвестно. Однако существует фольклор, в котором представлены и «Плач Сююмбике», и её «Прощальное слово». Слушать их без внутреннего содрогания невозможно - с таким эмоциональным надрывом они звучат…

Как протекала жизнь пленницы в «почётной ссылке»? Понятно, что она не бедствовала, но морально была сильно подавлена. Сююн молила лишь об одном - отпустить её к отцу в ногайские степи, но получила отказ. Как ни сопротивлялась и ни отбивалась, её всё же сосватали за старого и безобразного касимовского хана Шаха-Али, который благодаря поддержке Москвы воцарился на казанском престоле. Сын царицы Утямыш был крещён и получил новое имя - Александр Сафакириевич, прожил он всего 20 лет.

Годы её жизни: около 1516 - после 1554 гг. Когда и где умерла Сююмбике? На этот счёт существуют разные версии. Профессор Урманчеев их систематизировал и пришёл к выводу, что наиболее вероятная дата её смерти - 1557 год. Пленнице тогда было 38 лет. В Касимове, в мавзолее Шаха-Али, обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена «крестьянская царица».

По данным краеведа Мидхата Ижбулатова, царица Сююмбике умерла в городе Касимове в возрасте 37 лет, в 1557 году. Он попытался найти сведения и о судьбе её сына - Утямыш - Гирея. В 1553 году, 8 января, состоялось насильственное крещение пятилетнего мальчика. Он получил воспитание при дворе Ивана Грозного. Звали его Александр - такое имя знатный пленник из Казани получил при крещении. Умер Александр Гиреевич Юсупов в 1556 году, в возрасте 19 лет, при загадочных обстоятельствах. Похоронен в Архангельском собор Московского Кремля вместе с русскими царями. Ведь он имел титул Великого русского князя и занимал второе место в иерархии аристократов после русского царя, так как принадлежал к ханскому роду.

Сююмбике - правительница Казанского ханства, жена казанских ханов Джан-Али (1533-1535), Сафа-Гирея, Шах-Али, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Идегея. Одна из первых мусульманок-глав государств в истории ислама.

Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике т.е. «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ.

Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана Грозного Ильяс Файзуллин

Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю.
Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли.


Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)Ильяс Файзуллин


Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Пушечный двор) Ильяс Файзуллин

Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню,которую русский царь за семь дней должен построить в Казани. Условия царицы были приняты и началось спешное строительство.
В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий....
К исходу седьмого дня башня была готова.


Ильяс Файзуллин

И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу.
Во время пира Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань, Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз головой.
Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.


Башня Сююмбике

Башня Сююмбике

Согласно другой легенде, не менее поэтичной, башня была специально построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. Тело его покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Если верить словам очевидцев, над гробом своего мужа Сююмбике часто молилась, оплакивая его смерть и свою судьбу.


Прощание Сююмбике с могилой Сафа-Гирея. Худ. Н.Хазиахметов

Русский летописец так описывал прощание пленницы Сююмбике с могилой Сафа-Гирея перед насильственной отправкой ее в Москву:

«Пришла, убитая горем, в усыпальницу мужа, обняла с плачем могилу и причитала жалобно со словами: «О великий хан! Ты в неведении, что случилось с твоей любимой женой и сыном. Так знай же!
Отдаемся мы теперь в руки жестокому царю московскому. Не могла я одна противиться силе его и крепости. И не было того, кто помог бы мне. Хан мой милый! Услышь горький плач мой и открой темный свой гроб, и возьми меня, живую, к себе. И пусть будет нам гроб твой один на двоих - тебе и мне!».

И долго еще так причитала царица, и даже приставленный к ней воевода прослезился, и все находившиеся там люди плакали и рыдали. И проводил ее с честью весь народ Казанской земли, вспоминая разум ее, мудрость и большую заботу о знатных и совсем простых людях.


Камиль Муллашев

В действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа.
Первый муж Сююмбике Джан-Али был поставлен на престол в малолетнем возрасте согласованым решением промосковки настроенного правительства во главе с князем Булат Ширин и Московского князя Василия III.
Управление во время малолетства хана осуществляла царевна Ковгоршат, она же устроила брак Джан-Али с Сююмбике, что было приурочено к совершеннолетию хана и перехода власти к нему.
Брак был согласован с Москвой, причём Москва согласилась очень быстро, так как надеялась, через этот брак приблизить бия Юсуфа и создать определенный противовес сверженному хану из крымской династии Сафа Гирею, который находился у своего тестя, могущественного ногайского мирзы Мамая. Брак был неудачным, хан пренебрегал женой, у них не было детей. Сююмбике жаловалась отцу и просила её забрать. Юсуф предлагагал сместить хана и требовал вернуть дочь.
Все эти события стали предметом дипломатической переписки.


Рушан Шамсутдинов

Джан Али не устраивал не только жену, но и казанское правительство, которое, видимо, также не удовлетворяло давление со стороны Москвы и вмешательство во внутренние дела ханства.
В 1535 году при участии Булат Ширина и Ковгоршат был совершен переворот, Джан-Али был убит, а на трон повторно пригласили Сафа Гирея. Сююмбике стала его пятой женой.


Нияз Хазиахметов.Хан Сафа-Гирей

После смерти Сафа Гирея правила Казанским ханством в 1549-1551 годы в качестве регентши ввиду несовершеннолетия своего сына. Царица Сююмбике - одна из первых женщин-мусульманок в истории исламского мира, которые выполняли роль главы государства.
Утямыш-Гирей- казанский хан (1549-1551), сын Сафа-Гирея и Сююмбике.


Сююмбике и Утямыш.

После неожиданной смерти отца Сафа-Гирея, был возведен на престол в двухлетнем возрасте. При малолетнем хане регентшой была его мать Сююмбике.


Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем в русской тюрьме


Семья царицы Сююмбике. Копия с картины XVIII века. Неизвестный художник. Булгария


Казанская царица Сююмбике.

Так как Утямыш-Гирей был представителем крымской династии, после мятежа казанской знати против крымцев, в 1551 году был выдан казанцами Ивану Грозному вместе с своей матерью Сююмбике и казанской казной русским.
Был крещен в Чудовом монастыре, получив имя Александр Сафагиреевич,(ум. 11 (21) июня 1566)
Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля

В Патриаршей летописи об этом говорится, что они (казанцы) послали

К Шигалею (Шах Али) и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею...


Фиринат Халиков. Прощание с Сююмбике


Художник Василий Худяков.Плененная царица Сююмбике покидающая Казань.1870

Через полтора года против своей воли была отдана замуж за касимовского правителя Шах-Али, брата Джан-Али, первого мужа Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез царицу в г. Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век, где и умерла. Могила неизвестна.
Все это происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда.

Искандер Рафиков


Нияз Хазиахметов


Наиль Лотфуллин


Искандер Рафиков


Анастасия Бузунеева.Танец Сююмбике



У Казанской царицы Сююмбике - Ильяс Файзуллин

Картина написана по заказу Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и находится в Казанском Кремле.

Сюжет картины. Действие происходит в период август-сентябрь 1549 года. В центре на троне - Сююмбике, очаровательная женщина. Печать неутешного горя на ее лице (несколько месяцев назад она потеряла своего любимого мужа Сафа-гирея). Некоторое время спустя Казань вновь подвергнется осадам со стороны войск русского царя Ивана IV Грозного. А сейчас?… Она еще продолжает принимать гостей, вести переговоры. Сююмбике красива, умна, величественна. Она не может показать свою печаль: она царица, мать малолетнего хана.

Слева от Сююмбике сын известного улу-карача Булат-Ширина карач-бий Нурали-Ширин (руки за спиной). Рядом (с саблей) глава ее правительства военачальник оглан Кучак (Кощак). За ними (руки сложены на груди) Худай-кул - будущий глава правительства после пленения Сююмбике и гибели оглана Кучака. Слуга уводит ее уставшего сына Утямыша. Справа от Сююмбике (с четками) глава духовенства сеид Кул-шариф беседует с поэтом Мухамадьяром.
Далее: Сююмбике по тем временам была очень образованна. По ее велению была построена большая библиотека, в которую выписывались книги из многих стран Европы и Азии. Она принимала гостей из Фландрии, Флоренции, Германии, вела дела с Персией, Турцией, Арменией и т.д.
Перед троном: послы из Самарканда (первый склонился в почтительном поклоне, второй (со свитком) слушает их беседу). За ними посольство Сулеймана Ка-нуни Великолепного (турецкий султанат в то время имел огромное влияние и на политику Казанского ханства); гости из Москвы, Средней Азии, Западной Европы.

Картина "У Казанской царицы Сююмбике" написана в соответствии с историческими фактами и на основе консультаций с профессором Фахрутдиновым Равилем Габдрахмановичем - автором "Истории татарского народа и Татарстана", кандидатами исторических наук Завьяловой М.А. и Сусловой С.В., зам. директора Национального Культурного Центра "Казань" Шагеевой Р.Г., работниками хранилища краеведческого музея, Институтов Истории и Энциклопедии. Огромную помощь в подборке материала оказали работники Национальной Библиотеки г. Набережные Челны.

***



Один из самых известных архитектурных памятников Казани – башня Сююмбике . Она входит в комплекс Губернаторского Дворца Казанского Кремля и является архитектурной и исторической жемчужиной города. Кто же такая царица Сююмбике и почему ее помнят и любят до сих пор?

Казанская царица Сююмбике (Сююмбеки) была дочерью знатного ногайского бея Юсуфа. Девочка выросла в вольной степи, привыкла к свободе, простору, яркому солнцу. Но судьба предназначила ей жить в каменных ханских палатах с узкими окнами, среди придворных интриг. В те времена (вторая треть XVI века) за власть в Казанском ханстве боролись две группировки: промосковская и крымская, ханы долго на престоле не засиживались и редко умирали своей смертью. Большинство ханов родились и выросли далеко за пределами Казани и в борьбе за власть опирались, в основном, на внешние силы.

Сююмбике выдали замуж за казанского хана Джан-Али. Царица Ковгоршат, которая правила государством от имени несовершеннолетнего царевича организовала брак Сююмбике и Джан-Али, надеясь через этот брак получить поддержку ногайского бея Юсуфа, отца Сююмбике. Властная и хитрая Ковгоршат никогда не забывала о том, что в ногайской степи сидит свергнутый с казанского престола хан из крымской группировки Сафа-Гирей, которого поддерживал его тесть – ногайский мирза Мамай.
Как это часто бывает с династическими браками, брак Сююмбике и Джан-Али оказался неудачным, детей у царской четы не было. Сююмбике плакала, писала отцу письма и просила забрать ее домой. Разгневанный Юсуф требовал сместить хана и вернуть дочь.

Казанское правительство во главе с Булатом Ширин тоже не дремало. Был совершен переворот, Джан-Али убит и на трон снова сел Сафа-Гирей. Сююмбике пришлось стать его пятой женой. Она родила Сафа-Гирею сына Утямыш-Гирея. Когда ребенку было три года, хан Сафа умер. Наступило сложное время междуцарствия. Но казанская царица Сююмбике была уже не маленькой девочкой, которая плакала и писала письма отцу. Она решила бороться за власть.
У Сафы-Гирея было три сына: взрослые Мубарак и Булюк жили в Крыму, а трехлетний Утямыш – в Казани. Ханская гвардия во главе с крымским полководцем Кучаком (Кощаком) встала на сторону Сююмбике. Малолетний Утямыш был провозглашен ханом, а царица – регентшей при нем. Политика крымской партии осталась прежней – ориентация на Крым и его войско, набеги на русские земли и работорговля. Царица Сююмбике правила всего два года, но она успела освободить крестьян, ремесленников и мелких торговцев от налогов, за что историки назвали ее «крестьянской царицей».
Через два года промосковская группировка снова взяла верх над крымской группировкой. Кучак пытался бежать в Крым, но был пойман. Царицу Сююмбике с сыном арестовали и отправили в «почетный плен» в Москву. Народ сочинил легенду о том, что Сююмбике во время взятия Казани Иваном Грозным бросилась с башни, которая теперь носит ее имя. Но это неправда. Сююмбике увезли в Москву за год до падения Казани.
Сююмбике просила отпустить ее к отцу, но получила отказ. Ее снова выдали замуж за касимовского хана Шаха-Али.
Башня же построена в XVIII веке.