Из чего складывается речевое поведение человека. Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого поведения дошкольника

ВВЕДЕНИЕ

XXI век - век информации, и люди не мыслят своей жизни без СМИ. Телевидение было и остается одним из самых популярных средств массовой информации, потому как в наши дни оно стало всеохватным. Для телевидения не существует границ и расстояний. Люди, живущие в разных странах, с помощью телемостов знакомятся друг с другом, вступают в диалог прямо в эфире. Телезрителей уже не удивляют репортажи с борта космического корабля, ведь телевидение вездесуще, оно прочно вошло в жизнь каждой семьи.

Телевидение - мощный инструмент воздействия на общественное мнение. Особенно ясно это видно при проведении передач, когда зрители имеют возможность задать вопросы людям, находящимся в студии и тут же получить ответы. Телеведущие держат в своих руках самый мощный инструмент формирования мнения зрителей - слово. Соответственно вопрос исследования речевого поведения телеведущих не теряет своей актуальности.

Цель данной работы заключается в изучении и сравнении речевого поведения ведущих различных телевизионных каналов. В соответствии с целью работы ставятся следующие задачи:

1. изучить литературу по данной теме;

2. описать особенности речевого поведения;

3. проанализировать речевое поведение телеведущих Первого канала и MTV Россия;

4. выяснить, какое влияние оказывает статус телеканала на речевое поведение телеведущих.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка.

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Понятие и особенности речевого поведения

Начать работу следует с ответа на вопрос: что же называется речевым поведением? Согласно словарю , речевое поведение - это система устойчивых формул общения, предписываемых для установления речевого контакта, поддержания общения в ситуативно адекватной тональности и стилистике. По мнению А. А. Князева , соблюдение определенных форм речевого поведения является чрезвычайно важным для работы в радио и телевизионной журналистике, особенно в диалогических и полилогических жанрах.

К. Бредемайер в книге «Искусство словесной атаки» отмечает, что р ечевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей. Прежде всего, следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность, по мнению автора, предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

М. Н. Володина выделяет исходные условия, позволяющие участникам общения действовать совместно :

· наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

· ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим).

В. М. Березин отмечает основные правила речевого поведения, обусловленные этим принципом:

· высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

· высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;

· высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора;

· высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.

Однако, подчеркивает автор, р еальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Но если нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

По мнению Г. В. Кузнецова , большое значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Автор акцентирует внимание на том, что ключевые проявления принципа вежливости (тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность), выраженные в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений. Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики. Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов . Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора . Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д. Стоит отметить, что тактика может меняться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре -- мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно .

Речевое поведение человека - сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как и как представителю социальной группы, а также и национальной общности, особенностями.

Речевое поведение - проявление поведения в словесной форме, состоящее из:
- фраз,
- интонаций,
- внутреннего подтекста.

Речевое в целом служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагает, прежде всего, наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения.

Речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.

В условиях словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью (говорящий употребляет слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами).

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи - грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи и последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности.

Говорящий отвлекается от основной , сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако пытаясь ее исправить, обычно еще больше «путается». Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

В доказательство можно привести пример из студенческой жизни: студенты, излагающие материал в обычных условиях семинара, а также в ходе экзамена. В студенческой аудитории говорящий свободно излагает материал, пользуясь всем лексическим запасом. В ходе экзамена студент чувствует себя менее комфортно, в его ответах снижается количество употребляемых слов и глаголов по сравнению с числом прилагательных и наречий, увеличивается количество слов обозначающих неуверенность («по-видимому», «может быть», «вероятно»). Возникают повторы отдельного слова или нескольких стоящих рядом. Растёт число слов, выражающих оценку объектов, событий (так называемая семантическая безысключительность с использованием слов «никакой», «всегда», «совсем», выступающая характерным признаком эмоционально-окрашенной речи). Удлиняются паузы обдумывания, допускаются «самоперебивы» с целью исправить уже сказанное, что портит общее впечатление об ответе.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но и глубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребывать в разном настроении, но при этом лишь 20% личностных характеристик будут новыми, а остальные 80% остаются постоянными. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя говорящий может только при соответствующей специальной тренировке.

Интонация, тембр составляют фонд значимых фонаций, которыми мы широко пользуемся в общении. Это вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений.

Через интонацию, говорящий передаёт слушающему оценочную характеристику содержания текста. Для точной передачи мысли необходимо использовать логические средства. Это своего рода эмоциональные ударения, или интонирование речи.

В русском языке выделяют три типа логической интонации:
- сообщения,
- вопроса,
- побуждения.

При этом установлено, что простая интонация вопроса и ответа, т.е. интонация сообщения, определяется на слух не по конечному движению тона всей фразы, а по движению тона с учётом темпа и интенсивности в слове, независимо от его лексического значения.

Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата.

Часто писатели обозначают именно голосовое сопровождение произносимых персонажами высказываний: говорить мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой, позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить.

Антон Штангль на основе голоса характеризует личностные особенности человека следующим образом:
- оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
- спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;
- заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;
- сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;
- ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
- нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Что такое речевое поведение?

Речевое поведение человека – сложное явление; оно связано сособенностями воспитания; с местом рождения иобучения,сосредой,вкоторойчеловек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными емукакличности, как представителю социальной группы, а такжеинациональнойобщности.По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычнымдля него,поэтомуоновыражаетсявтребуемыхокружающимистереотипных высказываниях, речевыхклише(приветствия,извиненияит.д.),содной стороны, и, с другой – в каких-то сугубо индивидуальных речевыхпроявлениях даннойличности.Кэтомудобавиминеречевые(невербальные)средства коммуникации – жесты, мимику, тональные и фонациональные особенности.

Инымисловами,вречевомповедениипроявляетсяязыковаяличность, принадлежащая данному возрасту и времени, даннойстране,данномурегиону, данной социальной (в том числе и профессиональной) группе, данной семье. Каждый человекнаходитсявомножестверолевыхиречевыхситуацийи постоянноориентируетсявобстановкеобщения,в своем партнере, в присутствующих третьих лицах. Он постоянно выбираеттуилиинуюречевую манеру, то или иное поведение. Речевоеповедениеотличаетгорожанинаотжителядеревни, высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых ит.д.Более того, речевое поведение бывает присуще (конечно, всоответствииис общими социальными признаками) только определенным лицам.Следовательно, речевое поведение человека – это разновидность исоставная часть его социального поведения.

Признак возраста делит общество в целомнадетей,молодежь,среднееи старшее поколение (конечно, с переходными зонами).Детскаяречьпрекрасно описана К. Чуковским в его книге «Отдвухдопяти»;речьдетейизучают психологи и психолингвисты. Однако и безспециальногоисследованиякаждый отличит речь ребенка от речи взрослого.

В речевом поведении человека происходит постоянное«исполнение»присущих емуролевыхпризнакови«проигрывание»переменныхситуативныхролей, ориентациявобщемсоциальномположениивроляхадресата,оценка официальностиилинеофициальностиобстановкиобщенияивличностных отношениях с партнеромпо общению,если,конечно,таковыеесть,когда общаются с человеком знакомым. В общем виде такие статусные отношения можно обозначить следующим образом: начальник –подчиненный,воспитатель–воспитанник,учитель–ученик, родитель – ребенок.Безграничноемножествотекстоврождаетсяизограниченногоколичества строевых единиц языка.Зависимостиздесьсамыеразнообразные:мыможем обращаться письменно или устно, контактно или дистанционно, в формедиалога (полилога)илимонолога,спомощьюилибезпомощиопосредствующего аппарата, включаться в массовую коммуникацию илиобщатьсямежличностно,в обстановкеофициальнойилидружеской,исполнятьрольглавысемьиили подчиненногоеечлена,болтунаилимолчуна,начальника,заведующего, коллеги,подчиненного,будучиприэтомчеловекомопределенногопола, возраста, с определенным образовательным уровнем, оказываясь топассажиром, то покупателем, то пешеходом, то пациентом – и так добесконечности.Здесь все зависит от того, кто, кому, о чем, когда, где, почему,зачем говорит.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целомикаждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как он относитьсяк себеи чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы?В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себяи совершенно с незнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать илинедумать об интересах окружающих. И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийсявеками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку,радуется ему– это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее – это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может только высокая культура. Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания подрастающему поколению. С самого раннегодетстваребеноквступаетвсложнуюсистему взаимоотношенийсокружающимилюдьми(дома,вдет/садуит.д.)и приобретаетопытобщественногоповедения.

Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение кпорученномуделу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

Культура общения со взрослыми и сверстниками

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Емунеобходимыконтакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д.любоеобщениетребуетотчеловека умениясоблюдатьобщепринятыеправилаповедения,обусловленныенормами морали. Общение детейдошкольноговозраста,преждевсего,происходитв семье. У ребенка, поступившего в детский сад,кругобщениярасширяется– добавляется общение со сверстниками, с воспитателемидругимиработниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость.Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и неценитсятак дорого, каквежливость.Безнееневозможнопредставитьвзаимоотношения людей. Вежливостьдетей должнаосновыватьсяна искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.Вежливостьприобретаетцену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестравежливости. Человек, наделенныйэтимкачеством, никогданедоставитнеудобстваокружающим,недастповодаощущать собственное превосходство своими действиями.Задаткиделикатностиисходят из глубокого детства.

Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность,внимание,помощьокружающимпроявлялисьунихиз добрых побуждений.

Скромность. Этанравственнаячерталичностипоказательподлинной воспитанности.

Скромностисопутствуетуважениеичуткостьклюдями высокая требовательность ксамомусебе. Необходимоформироватьудетей умение.

Общительность. Вееосновележатэлементыдоброжелательности, приветливости кокружающим–непременныеусловияввыработкеудетей культурывзаимоотношений.Ребенок, испытывающийрадостьотобщения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы бытьрядомс ним,длянегопроявитьдоброжелательностьестественнее,чемдерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детскогообщества,в котором формируются черты нового человека: коллективизм,товарищество,взаимопомощь,сдержанность,навыки общественногоповедения.Общаясьсосверстниками, ребенокнаучится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитываетсяв жизненныхситуациях, которыевозникаютврезультатеобщения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается сегоумениястроить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затему отдельных детей и соответствующиепроявления–отнять, толкнутьит.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такиежедетикакон, что свои желания приходиться соизмерять сжеланиямидругих,тогдавнем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи сформированием у детей навыков коллективизма. Формируяуребенкастремлениекобщению, взрослые должны поощрять даже самые незначительныепопыткиигратьдруг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытыватьчувствоудовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизниобщениедетей приобретаетособуюсдержанность.Педагогиспользуетразличныеприемы, которые помогают разнообразить повседневнуюжизньдетей.Например:утром встретить их приветливой улыбкой, постаратьсяувлечьинтереснойигрушкой.

Главноеобщение -«ребенок-ребенок», «ребенок- дети» идет пособственномупобуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанникавусловияделитьчто-то вместе: трудиться, играть, заниматься,советоваться,помогать–словом, решать свои маленькие дела.

Задача взрослых – направлять отношениядетейтак,чтобыэтиотношения содействовалиформированиюнавыковколлективизма. Важно прививать ребенкуэлементарнуюкультуруобщения,помогающуюемуустанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссорыдоговариваться,вежливо обращаться с просьбой;еслинеобходимо,тоуступатьиждать;делиться игрушками, спокойноразговаривать,ненарушатьигрышумнымвторжением.

Старший дошкольник должен уметь проявлятьк товарищу предупредительностьи внимание, вежливостьзаботливостьит.д.Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следятзатем,какон ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Детипод руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение

Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образамидолжного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям. Чтобы формироватьдейственныенравственныепредставлениядошкольника, необходимо знать его возрастные особенности. Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольномвозрасте. В старшемдошкольномвозрастеособеннозначимыморальныеэмоции–они усиливают илисмягчаютисходящиеотвзрослогонравственныетребования. Именно эмоции являются тем каналом, по которомупоступаеткзарождающейся личности моральная информация.

Определить цепьзависимости:нравственныепредставления,эмоциональные отношения,нравственнаяситуация,создаются ситуации, включающие разнообразныеаспектыжизни,итемсамымребенокставитсяперед необходимостью свершить то или иное действие.Проводятся также беседы по сюжетным картинкам втакомаспекте,чтобыиспытуемыймогсказать,как поступил бы он в данной ситуации.

Моральнаяактивностьанализируетсяпо степени личностной заинтересованности испытуемого в изменении ситуацииклучшему.Ведьчем активнее помощь, поддержка, сочувствие (чтозависитвпервуюочередьот того,насколькоэмоциональнозатронутребенок),темсамостоятельнееи успешнее разрешается ситуация.

Педагогдолженподсказатьсвоемувоспитанникупутьсамостоятельного решения нравственной ситуации, путь,разумеется,доступныйеговозрасту. Темсамымонбудет способствовать формированиючувства долга, ответственности, инициативы,т.е.,техкачеств,безкоторыхневозможно истинноглубокоеусвоениетребованийобщества.Толькопережитые нравственныепредписанияпревращаютсяизчистовнешних во внутренние, личностные регуляторы поведения. Нравственные представления, содержащиеконкретныеспособывзаимопомощи, взаимовыручки,наиболеехарактерныдлядетейподготовительнойкшколе группы (хотя показательны и для старшей). Эти ребята непростосочувствуют сверстнику, упавшему на прогулке, но и предлагают помощь.

Для старших дошкольниковхарактерныдвойственныепредставления. Однако собственное воображаемоеповедениеболеесамоотверженно,болееактивно, бескорыстно. Данный уровень развития говорит о том,что у воспитанникауже наличествует образ должного поведения. Он представляет,какследуетвести себя в определенной ситуации, как поступать емуподвлияниемсиюминутного желания. Правда, представления эти еще образцы, к которымонстремится.В плане представлений он более активен, изобретателен, отзывчив.

Эмоциональные отношения во всех ситуациях оказываютсявзаимосвязаннымис нравственными представлениями разной степенидейственности,которыеболее регулятивны, если насыщены эмоционально. Что касается оценок-правил, оценок- состояний,тоихрольотпятогокседьмомугодужизнивозрастает. Дошкольникивэтомвозрастеужеоцениваютповедениесточкизрения выполнения или невыполнения нравственных правил («Я бабушкепомогу,потому что она старенькая», «Девочкам надо всегда уступать»). Педагог должен помогатьребенкуэмоциональнооцениватьсостояние сверстника. Разбирая конфликтную ситуацию, просмотренный фильм, онобращает внимание воспитанника на состояниедругогочеловека,учитеговидетьи понимать переживания окружающих, сочувствоватьисодействоватьим,ине толькоэмоциональнооцениватьсостояниеокружающих,ноипредвидеть последствия своих действий. Его задача –помочьребенкураздвинутьрамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам-предвосхищением.

Самостоятельноеповедениеребенка–необходимоеусловиеформирования активнойжизненнойпозиции.Повышениедейственностинравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.

Задачи нравственного воспитания на занятиях

1. Воспитывать любовь к родной стране, городу, природе

2. Развивать стремление заботиться о растениях и животных.

3. Развивать патриотические чувства.

4.Развиватьпроизвольноеволевоеповедениеребенкавразныхвидах

деятельности.

5. Формировать интерес к явлениям общественной жизни.

Навыки культурного поведения

1. Закреплять навыки и привычки культурного поведения

2. Закреплять навыки поведения в общественных местах, за столом.

3. Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам.

4. Воспитыватьположительноеотношение,уважениекработникамдетского сада, родителям, чуткость и уважение к старшим, готовность им помочь.

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений .

1.Формироватьпредставлениеодобре,честности,скромности,справедливости, дружбе.

2. Воспитывать отрицательное отношениекаморальнымкачествам:хитрости, лживости, жестокости, себялюбия, лености.

4. Формировать взаимоотношения сотрудничестваприрешенииучебныхзадач, умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.

5. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

6. Формировать дружеский характер и взаимопомощь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.

2. ПетеринаС.В.«Воспитаниекультурыповеденияудетейдошкольного возраста» М. Просвещение 1986 г.

3. Островская «Поведение – результат воспитания» Д/в №5 – 77 г.

4. Ядэшко, Сохина «Дошкольная педагогика»

5. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами»Д/в №10-80 г.

6. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности» Д/в 8-85 г.

7. «Ваш ребенок воспитан?» Д/в №10-86 г.

8. «Воспитывать тактичного собеседника» Д/в №8-85 г.

9. «Беседы на этические темы» Д/в №4-88 г.

10. «Ребенок и сверстники» Д/в №9-88 г.

11. Зернова «Воспитание любви и уважения к книге» Д/в №6-89 г.

12. Гелло В. «Учите беречь книгу» Д/в №1-76 г.

13. «Речевой этикет и вежливость» Д/в №4-90 г.

14. Иванова «Воспитание культуры речи» Д/в №12-88 г.

15. Бархатова «Воспитание культуры поведения» Д/в №11-89 г.

16. Юдина «Уроки вежливости» Д/в №4-88 г.

17. Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения» Д/в №3-89 г.

18.Портянкина«Примерноепланированиеработыповоспитаниюкультуры поведения» Д/в №1-89 г.

Раздел 1. Общее понятие о речи и языке

Тема 1. Введение в психологию речи и языка

Психология речи и языка

Краткий обзор:

Речь и язык; функции речи: познавательная, коммуникативная, психодиагностическая, психотерапевтическая; аспекты речи: информационный, организационный, побудительный, маркировочный.

Речь и общение: речевое взаимодействие, выразительность речи, информативность и воздейственность речи; национальный язык и его формы.

Речевое поведение: фразы, интонация, внутренний подтекст; мотив речи; эрудиция; эмоциональная напряженность; логические средства, логическая интонация и ее типы: сообщение, вопрос, побуждение; голос и личностные особенности; типы речевого поведения и его характеристики.

Развитие коммуникации в филогенезе: общение, коммуникатор, реципиент, контекст; эмоционально- выразительная сторона речи; смысловой контекст; филогенез и онтогенез речи и этапы его развития: кинетическая речь, звуковая членораздельная речь, полисемантизм, письменность; современная речь.

В психологии речь рассматривается в тесной связи с языком, общением и мышлением. Соотношение этих понятий столь сложно, что каждый очередной шаг в их познании приводит к появлению новых проблем.

Возникает ряд вопросов: что исторически первично – речь или язык? Является ли способность к усвоению речи врожденной или приобретается за счет социального опыта? Эти вопросы возникли не из простого научного любопытства. Ответы на них открывают широкие возможности для создания новых психологических технологий в сфере эффективного взаимодействия людей.

Речь реализуются с помощью языка. Речь – процесс общения, язык – средство общения. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает и оживляет языковые символы. Язык и речь являются сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.

В психологии имеется узкое и широкое понятие речи. В широком смысле речь рассматривается как процесс общения через всевозможные коммуникационные средства. Например: слова, жесты, мимика, позы, телодвижения. В узком смысле – как процесс общения с помощью естественного языка, исторически сложившегося в результате взаимодействия людей данной этнической группы.



Одним из общих элементов речи и языка является слово, точного определения которому до сих пор нет, хотя каждому понятно, что скрывается за этим понятием. В языковом аспекте можно сказать, что слово – это минимальный элемент языка, который может быть использован автономно в устойчивой письменной речи.

Речь выполняет ряд функций:

-Коммуникативная функция речи заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо. Эта функция находит широкое применение в повседневной жизни каждого человека. Если человека полностью и на продолжительное время исключить из коммуникативного процесса, то у него могут развиваться психические расстройства. Человеку крайне необходимо отражаться в других и видеть свое отражение. У народов Севера был обычай: соплеменника, совершившего злой поступок, изгоняли из племени и вынуждали жить вдали без права общения даже со случайно встреченным человеком. Это считалось крайней мерой наказания. Лишение коммуникативной функции как самая строгая мера наказания используется и в местах лишения свободы, в виде временного помещения провинившегося в камеру-одиночку. А разве может существовать в реальности Маугли?

В рамках коммуникативной функции можно выделить информационный, организационный, побудительный и маркировочный аспекты речи.

-Познавательная функция обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений. В этом контексте речь можно рассматривать и как форму познания, и как средство развития познавательных процессов. В этом качестве речь ускоряет процесс накопления опыта. Возьмем, к примеру, простейшую операцию заточки обыкновенной иглы напильником, даже если человек когда-то наблюдал эту операцию без инструктивного слова «бывалого» здесь не избежать пораненных пальцев (о качестве работы и говорить не приходится).

Психодиагностическая функция речи состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.

Психотерапевтическая функция речи выражается в речевой поддержке индивида, нуждающегося в психологической помощи. Слово как исцеляющее средство во все века ставилось впереди хирургического ножа и даже лечебных трав. Психолог и врач, не умеющие использовать это средство, должны сменить свои профессии, ибо неумение оказать помощь человеку с полной объективностью можно квалифицировать, как нанесение вреда клиенту .

В онтогенезе общения все эти вышеперечисленные функции набирают свой вес не сразу и не одновременно. Так, примерно до полутора лет «абсолютную власть» удерживает коммуникативная функция. При этом на первых порах главенствует ее информационный аспект, затем активно подключаются к общению другие аспекты и функции. Общение само по себе стимулирует развитие речи, действуя в качестве положительной обратной связи. Здесь вновь можно сослаться на эффект Маугли: отсутствие общения с людьми приостанавливает развитие не только речи, но и психики в целом.

Речь и общение

В контексте общения речь обладает рядом психологических свойств, в которых отражаются индивидуальные и групповые характеристики людей, поступивших в речевое взаимодействие: понятность, содержательность, выразительность, информативность, воздейственность. Эти свойства обеспечиваются умениями: логично говорить, добиваться смысловой целостности фраз, пользоваться паралингвистическими средствами, сопровождать речь кинетическими приемами, применять экстралингвистические элементы коммуникации.

Выразительность речи заключатся во внешнем выражении эмоциональных состояний говорящего в его отношении к тому, что он говорит. К средствам выразительности относятся: мимика, жесты, ритм, интонация, паузы, правильные ударения, акценты, афоризмы, шутки, «волшебные слова». К сожалению, среди высшей государственной элиты находятся люди, использующие данное свойство речи для оправдания ненормативной лексики как средства общения в повседневной жизни и межличностном общении. Утверждая ненормативную лексику в качестве неотъемлемой части русского языка, они выступают перед студентами вузов, устраивают неприличные телевизионные шоу и т.д.

Информативная речь , обусловлена значимостью озвучиваемого материала для собеседников. Примером низкой информативности служат известные фразы типа: «рыба в основном водится в воде», «вода мокрая». Информативность речи можно увеличить на 10-15 % за счет грамотного использования пауз и интонации голоса.

Воздейственность речи представлена возможностью ее влияния на собеседников, направляя их мысли и поведение в требуемом направлении. Имеется огромный объем данных по различным негативным фактам, проявляющимся в нашей жизни: взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, суицид и т.д., но нет статистики, которая свидетельствовала бы о фактах предупреждения аномального поведения людей благодаря речевому воздействию на них. Например, террористы отпускают заложников.

Следует отметить, что совершенство речи обеспечивается грамотным использованием одновременно всех перечисленных выше свойств.

Речь является выражением наших мыслей, чувств и желаний. С помощью речи человек контактирует с другими людьми, выбираясь из глухого одиночества. Каждая речь обращена к разуму, чувству и желанию слушателей .

Национальный язык – явление сложное, поскольку народ, который использует его как средство общения, в социальном отношении неоднороден. Расслоение общества обусловлено различными факторами, а именно: территорией проживания, трудовой деятельностью и ее спецификой, интересами .

Каждое объединение людей (социум) по территориальному или профессиональному признаку, по интересам имеет свой язык, который входит в национальный язык как одна из его форм.

Таких форм пять:

-литературный язык,

- территориальные диалекты,

-городское просторечие,

- профессиональные и социально-групповые жаргоны.

Академик Л.В.Щерба пишет: «Литературный язык, которым мы пользуемся, – это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен» .

Например, в романе «Отцы и дети», написанный И.С. Тургеневым, его герой Евгений Базаров, при общении с мужиком оба использовали русский язык, но не понимали друг друга. Это объясняется тем, что национальный русский язык – явление сложное, субъективное.

Высшая его форма – литературный язык, которым владеют люди, получившие образование. Затем, как средство общения в среде недостаточно грамотных людей, преимущественно жителей городов, используется просторечие, а в сельской местности, особенно в деревнях, – различные диалекты. Существуют еще жаргоны. Есть профессиональные жаргоны, молодежные (школьный, студенческий), жаргон воровской, тюремный. Все они имеют свои нормы и специфику.

Речь Базарова строится по нормам литературного языка, в которой встречаются отвлеченные и книжные слова, непонятные собеседнику: воззрение, будущность, излагать, эпоха, история, закон . Базаров употребляет слово мир в значении «земной шар, Земля», а мужик толкует его по-своему. Ему известно только одно значение – «община, общество крестьян». Не поняв Базарова, он не знает, что отвечать. Его первая реплика сбивчива, состоит почти из одних слов, местоимений, союзов. Ответ же на вопрос более осмыслен, но он строится как бы по пословице: «Я ему про Фому, а он мне про Ерему».

Когда же заговорили два мужика, то они сразу нашли общий язык, и не только потому, что объяснялись на знакомом деревенском просторечии или местном диалекте, но и потому, что они одинаково мыслили, их волновали одни и те же вопросы. Именно в этом и заключается проблема речевосприятия.

Речевое поведение человека

Речевое поведение человека - сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.

Речевое поведение - проявление поведения в словесной форме, состоящее из:

- фраз,

- интонаций,

- внутреннего подтекста.

Речевое поведение человека в целом служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагает, прежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения

Речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.

В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь, в этих случаях характеризуется шаблонностью (говорящий употребляет слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами).

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи - грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи и последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности.

Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше «путается». Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

В доказательство можно привести пример из студенческой жизни: студенты, излагающие материал в обычных условиях семинара, а также в ходе экзамена. В студенческой аудитории говорящий свободно излагает материал, пользуясь всем лексическим запасом. В ходе экзамена студент чувствует себя менее комфортно, в его ответах снижается количество употребляемых слов и глаголов по сравнению с числом прилагательных и наречий, увеличивается количество слов обозначающих неуверенность («по-видимому», «может быть», «вероятно»). Возникают повторы отдельного слова или нескольких стоящих рядом. Растёт число слов, выражающих оценку объектов, событий (так называемая семантическая безысключительность с использованием слов «никакой», «всегда», «совсем», выступающая характерным признаком эмоционально-окрашенной речи). Удлиняются паузы обдумывания, допускаются «самоперебивы» с целью исправить уже сказанное, что портит общее впечатление об ответе.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но и глубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребывать в разном настроении, но при этом лишь 20% личностных характеристик будут новыми, а остальные 80% остаются постоянными. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя говорящий может только при соответствующей специальной тренировке.

Интонация, тембр составляют фонд значимых фонаций, которыми мы широко пользуемся в общении. Это вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений.

Через интонацию, говорящий передаёт слушающему оценочную характеристику содержания текста. Для точной передачи мысли необходимо использовать логические средства . Это своего рода эмоциональные ударения, или интонирование речи.

В русском языке выделяют три типа логической интонации:

Сообщения,

Вопроса,

Побуждения.

При этом установлено, что простую интонацию вопроса и ответа, т.е.интонацию сообщения, определяется на слух не по конечному движению тона всей фразы, а по движению тона с учётом темпа и интенсивности в слове, независимо от его лексического значения.

Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата .

Как часто писатель обозначает именно голосовое сопровождение произносимых персонажами высказываний: «Сказал он -мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно». И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой, позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, подвижности внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить .

· оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

· спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

· заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;

· сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;

· ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;

· нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

1.1.4. Типы речевого поведения:

В соответствии с решаемыми задачами выделяются следующие типы речевого поведения:

Обращение и привлечение внимания;

Приветствие;

Знакомство;

Приглашение, просьба, совет, предложение и приказ;

Согласие и несогласие;

Извинение;

Комплимент, одобрение;

Неодобрение и упрек;

Поздравление;

Благодарность;

Прощание.

Каждому типу речевого поведения соответствуют специальные выражения или целые диалоги, состоящие из двух реплик: первой, которая стимулирует общение, и второй, ответной, которую также называют репликой-реакцией.

Обращение и привлечение внимания осуществляются следующими выражениями: «Простите...», «Извините...», «Будьте добры...», «Будьте любезны...», «Скажите, пожалуйста...»

Это наиболее распространенные формы привлечения внимания, за которыми следуют вопрос, просьба, предложение и т д. Кроме того, возможны и подчеркнуто вежливые обращения, чаще всего употребляемые людьми старшего поколения: «Простите за беспокойство...», «Извините за беспокойство...», «Не будете ли вы так любезны...»

Эти изысканные обращения можно рекомендовать продавцам для тех случаев, когда они обслуживают пожилых или весьма уважаемых посетителей. Например, в книжном магазине: «Извините за беспокойство, но я хотела бы уточнить, какая именно книга этого писателя вас интересует?»

Можно обращаться к женщинам и мужчинам, упоминая их звание или должность в сочетании со словом «товарищ»: «Товарищ продавец!», «Товарищ кассир!». Правда, такие обращения звучат несколько официально, но верно.

К группе людей, чаще всего в официальных объявлениях, можно обратиться «Граждане». К детям вполне удобно обратиться со словами «Мальчик», «Девочка», «Ребята», но для молодежи они не подходят. Здесь можно рекомендовать нейтральные обращения: «Молодой человек», «Девушка», «Молодые люди».

Совершенно недопустимы «псевдопочтительные» обращения: «Дед», «Мамаша», «Браток». Особенно болезненно реагируют на подобное обращение женщины. Если, скажем, 35-летний продавец обращается к женщине лет пятидесяти «Мамаша», то ей трудно сдержать обиду на данную реплику.

Многие годы широко практиковалось употребление обращения «Девушка» по отношению к женщине любого возраста. К счастью, сейчас это увлечение пошло на убыль, поскольку чаще всего это обращение не совпадало с возрастом женщины.

В русском речевом этикете, к сожалению, не существует стандартного официального обращения к женщине (например, такого, как «фрау» - у немцев, «пани» - у поляков, «мадам» и «мадемуазель» - у французов).

3. Речь как средство утверждения социального статуса

4. Закономерности речевого поведения в массовой коммуникации

Заключение

Список литературы

Введение

Два жизненных проявления человека - деятельность и поведение - различаются тем, что в деятельности поступки определяются сознательными целями и мотивами, а поведение нередко глубоко в подсознание. В соответствии с этим специалисты по теории речевой деятельности, психолингвисты, определяют речевую деятельность как мотивированное, определяемое целями сознательное речевое проявление, а речевое поведение - как лишенное осознанной мотивировки автоматизированное, стерео­типное речевое проявление (в силу типичной прикрепленности такого проявления к типичной, часто повторяющейся ситуации общения).

Речевое поведение человека - сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.

Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:

­ общение людей как представителей тех или иных групп (наци­ональных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель - подчиненный, консультант - клиент, преподаватель - студент и т.д.);

­ передача информации множеству лиц: прямая в случае публич­ной речи или опосредованная в случае средств массовой ин­формации.

1. Особенности речевого поведения

Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

В прагматическом изучении языка сформулирован ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать совместно. Исходными условиями являются:

­ наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

­ ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим). Описанные условия получили название «принцип кооперации», т.е. требование к собеседникам действовать таким образом, который со­ответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

2) высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;

4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных вы­ражений, избегайте неоднозначности; избегайте ненужного многословия.

Реальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Последний всецело принадлежит речевому этикету (о котором речь пойдет дальше). Отметим, что такие ключевые максимы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений.

Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.

Отличительная особенность речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана с достаточно определенными ожиданиями со стороны получателей сообщения. Причем эти ожидания обусловлены более или менее устойчивыми ролевыми стереотипами, существующими в представлении адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой и т.п. Чем более официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

Естественным следствием описанных особенностей становится своеобразная обезличенность речи в социальном взаимодействии, когда участники речевого общения говорят как бы не от себя, не от своего имени, а «от имени группы», т.е. так, как принято говорить в группе, представителями которой в данной ситуации они себя ощущают.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д.

Тактика может меняться в зависимости от условий общения, по­лученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре - мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно. Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научить применять их сознательно и мастерски.

Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования - подыгрывания или оказания противодействия. Плохо, когда говорящий имеет в запасе только один вариант разговора, а его речь построена жестко.

2. Значение культуры речи в воспитании

Рассматривая речь в социальном взаимодействии, отметим ее решающее значе­ние в процессе обучения и воспитания детей. В большой мере с помощью речи ребенок адаптируется к культуре своей среды. Слово учит необходимым для его жизни действиям. Слово в форме похвалы, наказания, ласки регулирует его субъективное состояние. Основная масса обучающих воздействий поступает к учащимся в словесной форме. Речевое развитие ребенка рассматривается как фактор его готовности к школе. Речевое общение в условиях начального обучения имеет свои особенности, о чем свидетельствует специфичность речи преподавателей и воспитателей в начальных классах школы и дошкольных учреждениях.

Эгоцентрическая речь, по Пиаже, представляет собой образец бедного кодирования. Хотя ребенок говорит, не переставая со своими соседями, он редко ставит себя на их место. Его разговор преимущественно просто размышления вслух. Поэтому в его языке отсутствуют оттенки значений в вещах и игнорируется точка зрения, с которой они рассматриваются, при этом всегда имеют место утверждения, а не объяснения. Ребенок едва ли даже задает себе вопрос, понимают ли его; для него это не важно, поскольку он не думает о других, когда говорит. Согласно Пиаже, у ребенка в возрасте до 7 - 8 лет эгоцентрический язык составят почти половину объема его речи.

Социализированная речь предполагает приспособление информации к слушателю и в определенном смысле приспособление к его позиции. Взрослые думают социально, даже находясь в одиночестве, дети думают эгоцентрично, даже в обществе с другими.