Как нравиться себе и уважать себя. Советы психолога: как начать себя любить и уважать? Будьте верны своим моральным принципам

Наталья Капцова


Время на чтение: 6 минут

А А

Каждому человеку знакома ситуация, когда очень хочется отказать выполнить ту или иную просьбу, но все равно в итоге мы почему-то соглашаемся. Мы находим для себя очень веское объяснение этому — например, дружба или сильная симпатия, взаимопомощь и многое другое. Однако, несмотря на все эти, казалось бы, существенные факторы, нам приходится переступать через себя.

Никто и не говорит, что помогать – это плохо! Дело в том, что не каждая помощь идет во благо, поэтому — хотите вы того или нет — вам просто необходимо знать, как научиться отказывать .

Почему так трудно говорить людям «нет» — основные причины

  • Чаще всего сложнее сказать «нет» в семейных отношениях. Мы боимся, что нас сочтут слишком грубыми, мы опасаемся, что ребенок или близкий родственник перестанет с вами общаться. Эти и многие другие страхи толкают нас на то, чтобы пойти на уступки и согласиться выполнить просьбу ближнего.
  • Мы боимся потерять возможности. Иногда человеку кажется, что если он скажет «нет», то навсегда потеряет то, что у него есть. Этот страх зачастую присутствует в коллективе. Например, если парня хотят перевести в другой отдел, но ему не хочется этого делать. Он, конечно же, согласится из-за страха быть уволенным в дальнейшем. Подобным примеров можно насчитать множество, и каждый из нас рано или поздно сталкивается с подобным. В связи с этим сейчас многих волнует вопрос, как научиться говорить нет.
  • Другой причиной нашего частого согласия является наша доброта. Да, да! Именно постоянное желание помочь всем и каждому заставляет нас сочувствовать и соглашаться на ту или иную просьбу. От этого сложно уйти, ведь настоящая доброта считается в наше время чуть ли не сокровищем, но мало кто понимает, насколько сложно жить таким людям. Если вы относите себя к ним, не беспокойтесь! Мы расскажем вам, как правильно говорить нет, и при этом никого не обидеть.
  • Еще одной причиной проблемы является страх остаться одному от того, что у вас другое мнение. Это чувство движет нами, когда, имея свое мнение, мы все равно присоединяемся к большинству. Это тянет за собой неизбежное согласие против нашей воли.
  • В условиях постоянного стресса у современных людей развивается страх конфликта. Имеется в виду, что мы боимся, что при нашем отказе оппонент начнет сердиться. Конечно, это всегда нелегко, однако это не повод и со всем соглашаться. Всегда нужно уметь отстаивать свою точку зрения и свое мнение.
  • Никто из нас также не хочет из-за своего отказа разрушать отношения , даже если они были приятельскими. Некоторые люди могут воспринять слово «нет» в качестве абсолютного неприятия, что приводи зачастую к полному прекращению любых отношений. Всегда нужно осознавать, насколько важен вам этот человек, и на что конкретно вы способны пойти ради него. Пожалуй, в такой ситуации - это будет основной фактор, влияющий на ваше согласие или отказ.

Почему каждому из нас необходимо научиться отказывать и говорить «нет»?

  • Однако — прежде, чем вникать в методы борьбы с данной проблемой, необходимо каждому понять, почему иногда нужно отказываться.
  • На самом деле, не все понимают, что безотказность может привести к негативным результатам. Дело в том, что все чаще безотказных людей относят к слабохарактерным , а все потому, что у них не хватает смелости, сказать «нет». Вы должны осознавать, что таким путем нельзя завоевать доверие или уважение. Скорее всего, окружающие люди со временем начнут пользоваться вашей мягкостью.
  • Несмотря на то, что сейчас существует множество литературы на тему, как научиться говорить нет людям, не все хотят с этим бороться. И, если вы все же нашли время прочесть данную статью, значит, уже сейчас вы начинаете бороться с этим! Конечно, никто не говорит, что слово «нет» нужно использовать часто, так как все мы понимаем, что если часто его употреблять, то легко можно остаться одиноким и никому ненужным. Тем более, произнося отказ, внутренне мы уже готовимся к негативной реакции оппонента.
  • Чтобы чувствовать себя целостной личностью, необходимо найти баланс в своей жизни . Все должно быть в меру, чтобы не страдали ни ваши принципы, ни принципы других. Бесспорно, нужно помогать, но всегда нужно анализировать ситуацию и действовать согласно выводам. Скорее всего, распространенная фраза: «Умей говорить нет!» знакома каждому из нас. Эти слова сидят у нас в памяти, однако они не начнут работать, пока мы сами не осознаем необходимость этому.
  • Если проанализировать наше поведение и мысли в момент, когда появляется подобная ситуация, то каждый из нас поймет, что перед тем, как дать ответ собеседнику, мы мало взвешиваем все «за» и «против» . Иногда мы соглашаемся на ту или иную услуг вопреки себе и своим планам. А в результате «выигрывает» только наш собеседник. Давайте разберем, почему же нам так сложно иногда оказывать.

7 лучших способов научиться говорить «нет» — так как же отказывать правильно?

Давайте рассмотрим основные способы, как научиться отказывать людям:

Каждый из нас сам ставит себе барьеры, которые мешают говорить прямо. Чаще всего просящий человек не хочет, чтобы его обманывали, он хочет услышать прямой ответ – да или нет. Все мы можем понять, как говорить людям нет, но данный способ является самым простым, понятным и действенным.

Теперь мы вместе учимся говорить нет!

Зачастую ответить отказом на просьбу родственника, знакомого, коллеги достаточно сложно. Переступая через собственные интересы, человек из вежливости соглашается сделать то, что ему неприятно, или нарушает личные планы. Как правило, при этом он жертвует своими интересами в угоду интересам других.

Между тем, пока человек не научится говорить «нет», он вынужден жить чужими заботами и проблемами. На реализацию собственных планов порой не остается ни сил, ни времени. Да и окружающие так привыкают к безотказности, что начинают ей беззастенчиво пользоваться.

Психологи считают, что в основе неумения сказать «нет» лежит глубинная неуверенность в себе .

На сеансах психотерапии выясняется, что безотказного человека еще ребенком родители не научили осознавать свои потребности и интересы и отстаивать их.

Например: «Отдай игрушку младшей сестре, видишь, она плачет!», «Не будь эгоистом поделись своей конфетой» . Если бы родители понимали, какой вред они наносят малышу подобными установками...

Чтобы научиться говорить «нет», нужно понять и принять тот факт, что с вами бессознательно или осознанно себе в угоду играют, давя на ваши слабые места и заставляя что-то делать.

Для начала решите, насколько важным полезным для вас будет выполнение чьей-то просьбы. И речь тут идет совсем не об эгоизме, а о ваших приоритетах. Одно дело, когда подруга просит посидеть с заболевшим ребенком, пока она ходит за лекарствами. Совсем другое дело, если вас просит «сгонять» за пивом подвыпивший и при этом малознакомый человек. В первом случае вы понимаете, что делаете доброе дело. Тем более, вы ведь сами потом можете оказаться в роли подруги. Во втором же случае ваше согласие не принесет вам абсолютно никакой пользы. Да и добрым делом это не назовешь.

Не стесняйтесь отказывать. Не нужно тратить свое время на выполнение совершенно необязательных для вас просьб. В противном случае вашей добротой могут воспользоваться в своих целях (бесконечно занимая и обещая отдать деньги, например).

Как говорить "Нет":

Если вы стали подозревать, что вами пытаются управлять, а желания показаться хорошим у вас уже больше нет, но и слово «нет» вы никак не можете произнести, попробуйте облегчить себе эту задачу с помощью простого приема:

Отбивайте атаки манипулятора его же способами. Если вам давят на жалость, рассказывая о своих болезнях, вспомните о своих; если вспоминают о дружбе, скажите человеку, что он, как истинный друг, сам может отказаться от своей просьбы. После такого «контрнаступления» истинный манипулятор раздражится, разозлится, обидится, станет агрессивным. Такому человеку отказать будет намного проще. Но если вы видите, что человек действительно нуждается в вас, помогите ему.

Как говорить "Нет" на работе:

Ситуации на работе могут быть разные. И если вы видите, что ваша помощь коллеге действительно необходима, то не стоит отказывать, ведь и вам тоже, возможно, она однажды потребуется. Но важно помнить, что есть люди, которые один раз воспользовавшись вашей услугой, могут воспринять это как должное и начать просто пользоваться вашей добротой. Поэтому не нужно стремиться угодить всем и всегда.

Способы, которые помогут сказать «Нет» на работе:

  • Чтобы ваш отказ не был грубым или обидным, просто скажите, что у вас есть огромное желание помочь, но, к сожалению, нет времени. Ведь вам нужно успеть выполнить и свой объем работы.
  • При отказе никогда не извиняйтесь, но старайтесь выглядеть уверенно, с чувством собственного достоинства. Если коллеги каждый раз будут слышать от вас извинения за то, что вы чего-то не можете сделать, то они начнут относиться к вам, как к человеку с низкой самооценкой.
  • Прежде чем отказать, проанализируйте ситуацию, обоснуйте свой отказ, прежде всего, для себя. Но не вываливайте на коллег кучу аргументов.

Просто учитесь быть вежливым, учтивым, но твердым человеком. Это будет вызывать намного больше уважение, чем ваша безотказность.

Как говорить "Нет" начальнику:

Как только вы устраиваетесь на должность, дайте понять сразу, что не готовы выполнять дополнительную работу, кроме форс-мажорных обстоятельств. Заверьте начальника, что готовы прийти на помощь в случае кризиса, но сделайте акцент, что лишний функционал снизит скорость и качество вашей основной работы.

Если вы попали в разряд безотказных трудяг, осмотритесь по сторонам: все ли ваши коллеги задерживаются после работы, или директор выбрал вас в качестве рабочей «лошадки», как слабое звено. В первом случае, сделайте выбор - присоединиться к труженикам, а может, и покинуть компанию, где приветствуется ненормированный труд. Во втором случае, проанализируйте, почему жертвой стали именно вы. Скорее всего, вы проявляете излишнее рвение, боитесь показать себя нелояльным сотрудником.

Проведите внутреннюю работу и честно ответьте - это страх, комплекс жертвы или просто неумение говорить «нет».

Способы, которые помогут сказать «Нет» руководству:

  • Отказывая руководству, обязательно стоит аргументировать свой ответ. Заранее продумайте аргументы, доказательства. Только в качестве аргументов не должны выступать ваши личные проблемы. Напомните начальнику, что вы уже выполняете большой объем работы, и лишняя нагрузка может негативно отразиться на результате того, что вы уже делаете. Подобная позиция не только не принесет вам никакого вреда и ущерба со стороны работодателя, но наоборот будет характеризовать вас, как человека ответственного и целеустремленного.
  • Потренируйтесь дома говорить спокойным, убедительным голосом. Произнесите несколько раз «нет», четко и уверенно. Тренируйтесь до тех пор, пока это трудное слово не станет для вас привычным.
  • Предложите руководителю другие кандидатуры, которые на ваш взгляд смогут справиться с поставленной задачей не хуже, чем вы.
  • Если есть возможность не давать четкий ответ сразу, то возьмите паузу, скажите, что обещать ничего не можете, но подумаете. Вполне возможно, что ваша помощь уже и не потребуется, а это оградит вас от необходимости давать отказ.
  • Пронаблюдайте за другими коллегам, как они умеют корректно защищать свои функции и ставят начальство на место. Как вариант, можете перенять их опыт.
  • Не бойтесь спросить у руководителя, какое задание является приоритетным: то, что вам поручают внепланово, или основное. Готовьтесь к разным вариантам реакции - так вы будете чувствовать себя увереннее, вас не застанут врасплох.
  • Не оправдывайтесь, вы не обязаны делать работу, которая не закреплена в ваших функциях. Учитесь отказывать начальнику в необоснованных требованиях, любите себя, цените свое и чужое время.

Несколько вариантов отказа:

Способ первый: оптимальная фраза.

На любую просьбу шефа вместо привычных оправданий стоит произносить фразу: «Это не входит в круг моих прямых должностных обязанностей». Скорее всего, начальник ничего не сможет вам возразить.

Способ второй: дополнительная оплата.

Когда шеф кроме вашей основной работы предлагает выполнить еще и проект, причем в самые сжатые сроки, стоит использовать формулировку: «Оплата работы в неурочные часы в России предусмотрена по законодательству. Вы готовы доплатить?».

Способ третий: замещение.

Если решительности сказать твердое «Нет» не хватает, используйте принцип замещение. К примеру: «Я сделаю этот проект, но тогда квартальный отчет смогу сдать не 1-го, а только 15-го».

Какое-то , вы должны уяснить для себя, действительно ли вы хотите это делать. Отвечать на предложение можно только в том случае, когда вы четко определились, нужно вам это или нет. Скажите себе: «Нет, мне это не нужно!».

Скажите «нет» своему собеседнику. Не бойтесь обидеть человека. Если вы сделаете все правильно, то обиды или явной злости не последует. Аргументируйте свой отказ. Приведите , по которым вы не можете или не хотите исполнить просьбу. При разговоре чаще используйте местоимение «я». Говорите четко, не путаясь. Не , а именно аргументируйте!

Назовите причину отказа. Причина может быть как реальной, так и вымышленной. Однако помните, что она должна быть понятной собеседнику. Он должен согласиться с вами и принять ваш отказ. Не грубите и не будьте резки. Говорите спокойно, устремите свой взгляд на переносицу собеседника. Бегающий взгляд и неуверенность могут дать понять собеседнику, что вы некомфортно себя чувствуете, и он надавит на вас.

Откажите, сделав . Отказывая, скажите собеседнику что-нибудь приятное. Например, вы можете сказать: «Отличная идея, но…». Человек должен понять, что вы хотите исполнить его просьбу и, если бы не обстоятельства, вы обязательно исполнили бы ее.

Повторите свой отказ. Психологи утверждают, что человеку требуется услышать отказ трижды, прежде чем он поймет, что получить согласие уже невозможно. Будьте . На все уговоры отвечайте твердым отказом. Будьте спокойны и держите себя в руках.

Тренируйтесь с друзьями. Попросите друга, чтобы он приставал к вам с какой-либо просьбой. Отказывайте ему. Просите его указывать на ваши недостатки и ошибки при отказе: бегающий взгляд, неуверенный голос, . Со временем отказы будут даваться вам намного проще.

Полезный совет

Помните: когда вы отказываете человеку, вы не сознательно обижаете его, а делаете то, что нужно вам.

Источники:

  • Энциклопедия практической психологии

Инструкция

Начать следует с простого – осознайте наличие проблемы. Без этого изменить ситуацию будет невозможно. Попробуйте понять, насколько бескорыстными являются ваши отношения. Если проанализировать, нетрудно увидеть мотивы, которыми движим ваш друг, любимый или коллега.

Постарайтесь выявить моменты, которые кажутся вам подозрительными, а затем мягко и тактично близкому в какой-либо мелочи. После этого понаблюдайте за его реакцией. Если человек не обратит особого внимания на произошедшее, вашим отношениям ничего не угрожает. А вот если человек покажет и постарается вновь что-то получить от вас, лучше заранее настройтесь на скорый разрыв

Для того, чтобы научиться уважать себя, нужно убедить себя, что Вы этого достойны. Давайте посмотрим, как можно этого с легкостью добиться.

1. Общество внушает женщине, что ей нужно обязательно реализоваться во всех сферах жизни. Кроме того, ей нужно быть успешной в каждой из них. На самом деле невозможно все успевать и быть везде на высоте. Помните, что Вы всего лишь обычная и живая женщина, а не героиня сериалов. Поэтому если Вам удалось добиться успеха хотя бы в одной сфере, например, в работе или личной жизни, значит Вы можете не только себя уважать, но и с чистой совестью гордиться собой.

2. Покупайте себе хорошую одежду , которая сможет подчеркнуть все Ваши достоинства. Конечно, девушке, особенно если она замужем, общество внушает мысль, что она должна на всем экономить и покупать одежду исключительно на распродажах. Это не так.

3. Научитесь уважать свое тело. Для этого Вам нужно уметь не только отказываться от навязанной еды во время семейных застолий и не есть фаст-фуд, но и без сожаления выбрасывать всю ту еду, внешний вид которой Вам не нравится. С возрастом многие девушки могут спокойно есть невкусную еду в кафе или не станут затевать скандал, если увидят в блюде волос.

4. Независимо от того сколько Вам лет, Вы имеете такое же право, как и все остальные, для того, чтобы пользоваться всем самым лучшим. Вы не обязаны даже уступать чужим детям место у окошка, если сами хотите сидеть именно там. Вы имеете полное право радоваться приходу весны и в выходные гулять по паркам, делать миллионы фотографий на интересном и необычном фоне.

5. Научитесь ходить в спортзал для того, чтобы улучшить свое здоровье, а не для того, чтобы наконец-то похудеть и вписаться в стандарты. Такой подход поможет тренироваться Вам более эффективно, не забрасывать тренировки и просто получать удовольствие от процесса.

6. Трезво воспринимайте все свои недостатки. Не с каждым из них нужно бороться, некоторые стоит принять как особенность психики, которую не изменить. Например, невнимательные люди воспринимают картину целиком, особо не вдаваясь в детали, но им такое свойство психики помогает быстрее принимать решения и успевать сделать намного больше в течение дня. Если Вы уже много лет пытаетесь побороть такой недостаток – просто перестаньте себя мучить и не выбирайте для себя такую работу, где именно внимательность ценится превыше всего.

7. В свободное время перечислите все свои знания и умения. Если Вы будете выполнять задание правильно, Вы увидите, что у Вас просто огромный запас знаний и умений, который поможет Вам в любой ситуации чувствовать себя уверенно и позволит при необходимости быстро найти работу.

8. Если Вы не хотите с кем-то общаться, то не стоит делать это через силу. Также не стоит благодарить какого-то человека за оказанную им услугу, если Вам не понравилось то, что он для Вас сделал. Бывает, что люди руководствуются благими намерениями и вмешиваются в Вашу жизнь делая все только намного хуже.

9. Не стоит многократно звонить кому-то или писать. Скорее всего, человек просто не желает с Вами общаться. Конечно, существует маленький процент того, что он просто забыл Вам перезвонить, но такая ситуация возникает крайне редко.

10. Возьмите на себя ответственность за свое здоровье. Конечно, существует множество болезней, возникновение которых еще не изучено наукой, но даже если Вы будете соблюдать элементарные правила гигиены и здорового питания Ваша жизнь станет намного лучше.

11. Вам не следует заниматься сексом, если Вы этого не хотите, и употреблять алкоголь только из-за того, что кто-то настаивает и сомневается в своей уважаемости.

12. Бывает, что кажется наступила черная полоса: Вас бросил любимый человек, или Вы долго не можете найти работу. Но подумайте о том, что мир огромен. Вполне возможно, что в другом городе как раз требуются специалисты или на улочках незнакомой страны Вы можете найти свою судьбу. Если Вы в депрессии или в тупике, самым верным решением будет попытаться немного изменить свою жизнь, особенно если Вам действительно нечего терять.

13. Уважайте свое время. Не стоит кому-то помогать в ущерб себе. Также многие люди совершают ошибку делая что-то бесплатно. Ваше время состоит из всех тех знаний и умений, которые Вы когда-то получили, возможно Вам даже пришлось платить за обучение. Поэтому подумайте много раз так ли Вам нужно помогать знакомым людям с их просьбами, которые как-то касаются Вашей специальности. Если у Вас есть свободное время, Вы можете потратить его на то, чтобы давать платные мастер-классы или просто отдохнуть.

14. Выделяйте себе время на отдых. К сожалению, если воспринимать отдых как смену деятельности, организм не отдыхает. Вам нужно выделить немного времени для обычного ленивого отдыха, в течении которого Вы можете поспать лишний часок или пассивно поваляться с книгой в постели.

15. Самое главное: не позволяйте другим людям манипулировать Вашим настроением и провоцировать Вас на необдуманные поступки.