Какая самая сложная школа в мире. Школа на железнодорожной платформе, Индия

Говорить с Вадимом Мошковичем об образовании легко: мы оба учились не в простых школах. Он — в легендарной 57-й московской школе, я — в не менее легендарной школе-интернате новосибирского Академгородка. Однако владелец группы компаний «Русагро» строит ни то и ни другое. Классическое, пускай и очень хорошее, образование сейчас не работает. Либо детям надо затолкать в голову раз в десять больше информации, что невозможно, либо надо что-то менять в системе. В своей школе-пансионе «Летово», строительство которой завершается в Новой Москве, Вадим Мошкович собирается сделать последнее.

Собственная школа

Идея создать собственную школу пришла в голову владельцу группы компаний «Русагро» лет десять назад. И все эти годы он методично шел к ее реализации, собирая команду единомышленников и оценивая лучший мировой и отечественный опыт. «Мы изучили опыт 20 лучших школ мира, — говорит заместитель директора школы «Летово» по академическим вопросам Мадлена Шагинян, — таких как сингапурская Raffles, британская Winchester College и американская Montgomery Bell Academy. Но «Летово» не будет их калькой: это невозможно, потому что у нас другой менталитет». Из британского опыта решили взять систему пансиона. Мошкович считает, что это самая правильная организация: дети не тратят по несколько часов в день в пробках, и гораздо проще формируется командный дух. А умение работать в команде — один из основных навыков, который хотят привить ученикам «Летово». Из американской системы переняли очень богатый опыт внеакадемических занятий — разнообразных кружков, спортивных секций и ученических клубов. С Сингапуром интереснее: в этой стране ничего не создавали, а с успехом адаптировали и переработали лучшие практики со всего мира. Например, систему оценки результатов, которая была создана в Америке, но в Сингапуре используется более эффективно. Еще один плюс сингапурского образования — билингвальность, ведь английский там не родной, что сближает эту систему с нашей. Кроме того, в преподавании естественнонаучных дисциплин много времени отводится на экспериментальную работу — до 80%.

Школа «Летово»

Обучение: бесплатное для тех, кто не может платить.

Открытие: сентябрь 2018 года.

Набор: 175 учеников.

Независимые

Большинство частных учебных заведений в России — это дорогие школы для детей элиты. С таким подходом рассчитывать на верхние строки рейтингов не приходится. В «Летово» детей отбирают со всей России на основе системы очных и заочных тестов, и любой из вас может подать заявку прямо сейчас на сайте школы. Тесты абсолютно независимые. Вадим утверждает, что его младший сын, которому сейчас девять лет, когда придет время, будет сдавать их на общих основаниях. Сдаст тесты — прекрасно, нет — пойдет учиться в другое место. После зачисления специалисты из партнерских банков проверят финансовое состояние родителей и определят, какую часть от стоимости обучения они могут потянуть — система аналогична проверке при получении ипотеки. Полная стоимость — около 20 тыс. долларов в год. Недостающая часть будет покрываться из специального фонда, эндаумента, в который Мошкович вложил 120 млн долларов. За счет дохода от этой суммы и будет формироваться бюджет «Летово» — в этом году от составил полмиллиарда рублей. Еще 80 млн долларов Вадим вложил непосредственно в строительство школы и оборудование корпусов на самом современном уровне.


Городок

«Летово» — небольшой город, который раскинулся на 60 гектарах. Там есть все для счастливой жизни и учебы: учебные корпуса, дома для учеников и педагогов, спортивные площадки и даже фруктовый сад. Архитектурное бюро, как и все в «Летово», выбиралось на конкурсной основе. Мошкович об этом рассказывает просто: «Мы взяли 15 лучших архитектурных бюро мира, специализирующихся на проектировании зданий для образования. И провели тендеры в три этапа. Внимательно послушали их концепции. Сначала выбрали пять, из пяти осталось три, ну и в финале остановились на голландском бюро atelier PRO». Выбор оказался правильным: в декабре 2016 года проект кампуса «Летово» получил премию Архсовета Москвы. Школа действительно получается необычной и удобной, многие помещения могут легко трансформироваться под разные задачи. В мое время о таких зданиях можно было только мечтать.


Слева направо: Михаил Геннадьевич Мокринский, директор; Мадлена Львовна Шагинян, заместитель директора по академическим вопросам; Вадим Николаевич Мошкович, основатель.

Люди

Мадлена Шагинян говорит, что высокие требования в «Летово» выдвигаются не только к ученикам, но и к преподавателям: экзамены постоянно сдают и дети, и взрослые, которые обязаны непрерывно учиться. Главное — не просто найти лучших преподавателей и студентов, а собрать команду единомышленников. Учебные программы строятся исходя из конечной задачи — кого мы хотим получить на выходе. Считается, что к 9-му классу ребенок должен точно определить, куда он собирается поступать («Летово» ориентируется на топ-10 российских и западных университетов), и под эти задачи готовятся индивидуальные учебные планы. Если в штате нет собственных педагогов для какой-то узкой специальности — их пригласят извне. Особые планы у Мадлены на школьные олимпиады: команда учителей настроена на участие и победы не только внутри страны, но прежде всего вовне. Международные олимпиады — это спорт высоких достижений, считает академическая команда. Сложно найти талантливых детей, но еще сложнее подобрать для них тренеров мирового класса. Тут нужны даже не блестящие в академическом плане преподаватели, а невероятные харизматики, за которыми дети пойдут в прорыв. «И я таких людей знаю», — уверенно говорит Мадлена. Михаил Геннадьевич Мокринский, директор: «Не люблю, когда говорят, что нужно соревноваться с соседями по рейтингу и по району. У хороших соседей надо учиться, а соревноваться нужно с собственной мечтой».

Аргументы

Одна из важнейших кафедр — словесности и иностранных языков, ответственная за освоение вербальных средств коммуникации. В «Летово» большое значение будет уделено развитию речи, особенно публичной. Самое интересное, что почерпнула Мадлена Шагинян из тренингов Стэнфордского университета, это организация академической дискуссии учащихся. «Для меня раньше эти слова ничего не значили, но сейчас мне кажется, что это одна из самых интересных технологий, — говорит Мадлена. — В правильно организованной дискуссии, где роль учителя минимальна, прекрасно видно, как мыслят дети и как развивается их мышление. Ребенок находит ответы на вопросы самостоятельно, выслушав и проанализировав мнения, аккумулируя точки зрения других». В реальной жизни мы постоянно что-то презентуем — результаты своей работы, проекты, себя, наконец, и презентационные навыки тут очень важны. В «Летово» ученик должен уметь представить не только себя, но и свои мысли и идеи. Это сложно — правильно и логически выстраивать аргументы, ссылаться на правильные источники, приводить факты. Говорить интересно, понимать быстро, оценивать аудиторию. И делать это как минимум на двух языках. Мадлена Львовна Шагинян, заместитель директора по академическим вопросам: «Возможно, вы забудете, в каком году было татаро-монгольское нашествие, но вы точно научитесь работать с историческими и критическими источниками информации».

Интересную идею подсмотрели в одной из топовых школ. Там не принимают ответ «я не смог». Должно быть шесть попыток. Не может быть одной, даже удачной попытки, этого мало, ученик должен попытаться справиться с задачей шестью разными способами. Только так прививаются навыки изобретательства, воспитывается умение находить необычные новые решения.


Страсть

Мерилом успешности школы Вадим Мошкович считает успехи детей. Базовый измеритель успеха — когда ребенок после окончания школы поступает туда, куда хочет поступить. Второй измеритель — внутренняя удовлетворенность от того, чем ты занимаешься, что не менее важно. Свою работу надо любить. «У нас полно ребят, которые куда-то поступают, но потом по специальности не работают, — говорит Мошкович. — Моя задача — помочь ученику определить на максимально раннем этапе, что его «драйвит», к чему у него есть интерес. Если у вас нет страсти к выбранному делу, никогда успешным не будете». Часто получается, что ребенку для того, чтобы понять, где лежит его зона интересов, не хватает маленького толчка. Поэтому в «Летово» будет много междисциплинарных и развивающих предметов — выбирай, смотри, пробуй. Вадим Николаевич Мошкович, основатель: «Моя задача — помочь ученику определить на максимально раннем этапе, что его «драйвит», к чему у него есть интерес. Если у вас нет страсти к выбранному делу, никогда успешным не будете».

Сейчас идет первый набор в «Летово» — 175 человек, конкурс как в космос, около 30 человек на место, и это при том, что заявки еще принимаются. Через несколько лет в «Летово» будут учиться около тысячи детей. Надо полагать, счастливых детей. Прощаясь, я задаю вопрос, который хотел задать в самом начале разговора: «Вадим, а ваши внуки будут учиться в «Летово»?" «Это не моя проблема, а их родителей, — отвечает Мошкович. — Я сформировал в себе навык ничего не ожидать не то что от внуков, но и от детей, ведь это их жизнь, а не моя. Моей задачей было научить их думать, а не думать за них. И у меня это, судя по всему, получилось».

Набор на первый учебный год продлится до 1 декабря 2017 года. Заявки на обучение в 7−9 классах можно подавать на сайте letovo.ru . По результатам тестов будет зачислено 200 учеников на первый учебный 2018/19 год. На полную загрузку школа выйдет за три года, когда в «Летово» будет учиться тысяча детей.

Для наших реалий вполне нормально ненавидеть свою школу, страстно не хотеть просыпаться по утрам и посещать занятия.

Но что было бы, если бы у вас был достойный выбор, хорошая альтернатива? Что мы подразумеваем под хорошей альтернативой?

Встречаем, список самых странных школ мира, в которых было бы интересно оказаться хотя бы на один день.

Здесь вряд ли понравится тем, кто боится темноты или замкнутого пространства, потому что школа Дунчжун, что в китайской провинции Гуйчжоу, учит детишек внутри пещеры.

Впрочем, свое место руководители данного «заведения» выбрали не по своей воле. Эта беднейшая провинция не в состоянии была выделить для школы даже отдельное здание, поэтому жители деревушки нашли своеобразное решение проблемы.

Сейчас в школе работают 8 учителей и учатся около 200 учеников. Некоторым из них приходится добираться до школы 2-3 часа. Но разве это не стоит того?

Мировой океан занимает такую огромную площадь, что было бы грешно не использовать его площадь в мирных целях.

Сегодня существуют целые города плавучих домов. Например, в Бангладеш на данный момент существует более 100 плавучих школ. И для этой местности это вполне разумное и оправданное решение.

Дело в том, в этой стране довольно часто происходят сильные наводнения. Чтобы не тратить силы и время на восстановление жилья, чтобы наводнения не стали причиной пропуска занятий детьми, власти решили проблему таким необычным, но очень действенным способом.

Сегодня в Бангладеш решили преобразовать подобным образом и другие важные государственные учреждения. Сейчас там есть и плавучие больницы, и обычные жилые дома, и такие же необычные школы. При этом учебные и медицинские учреждения оснащены всем необходимым: мощными солнечными батареями для генерации электричества, компьютеры с интернетом и даже библиотеки.

Эта странная школа находится прямо на платформе железнодорожной станции в Индии. Причем так учатся более 4 000 детей по всей стране. Несмотря на жалость и негатив, которые мы испытываем, глядя на эти факты, ученики этих школ очень гордятся своей учебой.

Дело в том, что многие дети только так могут получить среднее образование. А возможным для них это сделала учительница Индерджит Кхурана, которая создала организацию для помощи детям бедняков по всей стране.

Благодаря занятиям дети учатся на железнодорожной платформе читать, писать, а также получают бесплатные лекарства и питание. И при этом никто никого не обязывает – в любой момент ученик может уйти, если ему это захочется. Наверное, именно этот факт свободного посещения и сделал такую школу одной из 5 самых необычных школ мира.

Это место считается одним из самых безопасных на земле. Подземная школа Або способна вынести ядерный взрыв с мощностью удара в 20 мегатонн.

Учебное заведение, созданное в 1962 году в Соединенных Штатах Америки, можно было использовать в качестве бомбоубежища. В те времена люди боялись, что Холодная война закончится ядерной войной.

Над землей (а точнее, на крыше школы) находится только игровая площадка. Все остальные помещения расположены под метрами земли. Для выработки электричества используется автономный генератор. Есть даже дезактивационные душевые и морг. При необходимости можно добывать воду. А система кондиционирования оснащена мощными фильтрами.

Впрочем, сейчас здание школы пустует. В 1995 году здание закрыли, так как правительство больше не видело угроз ядерного характера, а вот обслуживание этого объекта обходилось властям в копеечку.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Вы думаете, вам не повезло с вашей школой? Тогда что вы скажете об этих бедняжках – маленьких жителях горной китайской деревушки Гулу? Чтобы добраться до своего класса, им приходится преодолевать трудную извилистую горную дорогу, пройти сквозь массу узких переходов между скалами и миновать над пропастью 7 деревянных мостов, которые в любой момент могут оборваться.

Несмотря на все эти препятствия дети очень любят свою школу, где работает всего 1 учитель. Согласитесь, это заведение достойно входить в список 20 самых необычных школ на свете, а ее ученики – стать самыми целеустремленными и работящими.

Даже самые необычные школы Москвы не могут похвастаться лояльным отношениям к подросткам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

А вот нью-йоркская школа Харви Милка может! Конечно, основатель этого учебного учреждения был геем. Столкнувшись со всеми «прелестями» подростка с нетрадиционной сексуальной ориентацией, он решил облегчить муки других таких же как он детей-изгоев.

Ну, раз уж до сих пор существует эта самая древняя профессия, так почему бы наконец не организовать специализированное учреждение, где настоящие профессионалки своего дела начали бы делиться опытом с подрастающим им на смену молодым поколением?

Так вот, в Валенсии наконец заработала самая что ни на есть настоящая школа для проституток. Здесь это ремесло считается полностью законным, поэтому в 202 году власти решили открыть школу Трабаджо Я, которая стала колыбелью более 300 000 работающих на сей день жриц любви.

Здесь ночные бабочки получают самые актуальные знания о наиболее эффективных методах, которые можно применять в сексуальной практике.

Правда, обучение здесь длится не как везде. Выпускниками школы ночные бабочки становятся уже через неделю после начала обучения. За это время профессионалки изучают теорию и практику, изучают бизнес-навыки, которые им пригодятся в работе.

Обучение платное – желающим придется заплатить за курс примерно 120 евро.

В этой филадельфийской школе никто не пользуется книжками и тетрадками – все обучение полностью компьютеризировано. Планшеты, компьютеры, интерактивные доски, цифровые шкафчики, ID-карты – вот какие технологии используют ученики и учителя.

Сегодня это заведение считается одним из самых современных, успешных и престижных.

Здесь ученики сами решают, что им делать на уроках. В бруклинской школе нет ни учебных планов, ни проверочных работ. Даже домашние задания не знакомы тем, кому повезло учится в этой школе.

Ребятишки сами решают, в какой класс они отправятся сегодня и какой урок будут проходить. Все школьные правила создавались детьми. Дети в любое время могут гулять, спать, учиться, играть. Они же сами себе учителя – взрослые в этой школе нужны лишь затем, чтобы координировать учебный процесс.

Цель этого учреждения образования – помочь детям найти свой путь, а не пройти его вместо ребенка.

Эта американская школа, в которой посчастливилось учиться более 40 000 детей, поможет вам изучить основы магии и колдовства. Ничего удивительного – всего лишь мальчишки и девчонки, передвигающиеся с помощью метлы и с черными колпаками на головах.

В мире есть много удивительных вещей, стоит только оглянуться и заметить это. Например, знали ли вы, что совсем рядом с вами есть люди, готовые вместо вас написать любую учебную работу ? А между прочим, они есть.

Мнение архитекторов

Красота школы, как учебного учреждения, определяется красотой зданий, а так же прилегающих к ним территорий. Как отмечает издание Forbes, одним из самых красивейших учебных городков в мире является кампус Kenyon College, расположенный в штате Огайо, США. Именно к такому результату пришла группа архитекторов и дизайнеров, опрошенная Forbes. По их мнению, здесь классическая готическая архитектура, широкие деревья и зелёные просторы прекрасно сочетаются со средне-западным стилем домов кампуса, что в свою очередь выделяет Kenyon College красотой, по сравнению с его соседями.

Красота Кеньон колледжа

Одним из самых узнаваемых мест Кеньон колледжа являетсяThe Middle Path, которая является центральной артерией и зелёной деревней городка.

Архитектор Майк Эванс (Mike Evans ), который работал на кампусах по всему миру, говорит, что небольшим кампусам, таким как Кеньон колледж (Kenyon College ) или Скрипс колледж (Scripps College ), легче оставаться красивыми и очаровательными "без использования крупномасштабных изменений". А вот для более крупных университетов, "ясная структура организации" и "преемственность" являются ключевыми для сохранения их красоты, говорит Эванс.

Пристонский университет

Ещё одним фаворитом по красоте, среди кампусов, является Принстонский университет (Princeton University ), за развитием которого наблюдает судья Наталья Шиверс (Natalie Shivers). Этот классический американский кампус исполненый в готическом стиле, где большая часть серого камня покрыта зелёным плющём.

Оксфордский университет

Следующим, среди красивейших образовательных учреждений мира, является Оксфордский университет (University of Oxford ), который входит в список любого архитектора, включая и Дэвида Мейерника (David Mayernik ), преподавателя школы Notre Dame"s School of Architecture. Он называет этот университетский городок 11-ого столетия, с его лабиринтами монастырей, сводчатых проходов и троп - "архитектурная страна чудес".

Академия ВС в Колорадо-Спрингс

Кевин Липперт (Kevin Lippert) , издатель Princeton Architectural Press, которая выпускает престижную серию Campus Guide, находит красоту за пределами Лиги. Так, например, Липперт поместил Академию Воздушных сил в Колорадо-Спрингс (Air Force Academy ) самым верхним в своём списке, называя университетский городок, который был построен одним махом в 1950-ых, "проявлением силы современной архитектуры". При этом скалистые горы Колорадо на заднем фоне не причиняют неудобств.

Калифорнийский университет

"Сильный пейзаж может играть существенную роль в установлении характера университетского городка", говорит Арон Шварц (Aaron Schwarz), руководитель Perkins Eastman, фирмы, занимающейся архитектурой и городским проектированием. "Калифорнийский университет в Санта-Круз (University of California ), возвышающийся над Тихим океаном, наделён хорошими натуральными "генами"", говорит он.

Университет Болоньи

Иногда школа извлекает выгоду из её местоположения в городской окружающей среде, вместо гор или фермерских земель. Кампус Университета Болоньи (University of Bologna ) - это город, основание которого относится к временам Римской Империи.

Большинство университетских городков считает "красивым" похвастаться "узнаваемым местом городка", как заявляет архитектор Майк Эванс. Это место, которое действительно определяет университетский городок и его бренд. Например такое, как лужайка Томаса Джефферсона в Университете Вирджинии (University of Virginia ).

Александр Озеров, Samogo.Net, по материалам forbes.com

Адрес: 20 Brant Street, Торонто, Онтарио


В школе ALPHA, открывшей свои двери в 1972 году, царит вечный праздник непослушания. Здесь нет ни оценок, ни строгого расписания, ни домашних заданий. Никто не накажет за написанное мелом на доске ругательство и не будет стоять над душой. Ученики сами решают, как провести учебный день и какие занятия посетить. Классы формируются не по возрасту, а по интересам: наряду с математикой и правописанием предусмотрены занятия по лепке, кулинарии и даже элементарной философии. Задача учителей - просто не мешать.


Если в школе возникает какая-то конфликтная ситуация, то созывается специальный комитет, состоящий из учеников и учителей. Сторонам позволяют высказаться и обосновать свою точку зрения, после чего комиссия предлагает варианты решения проблемы. Главное - найти решение, которое понравится всем.


Еще одна традиция ALPHA - проводить собрания, во время которых дети наравне со взрослыми имеют право высказаться о необходимости внесения изменений в сетку предметов и систему управления школой.

3. Кочевая школа
«Кенэлэкэн» (Россия)

Адрес: Оленекский эвенкийский национальный район, Якутия


В прошлом дети кочевников-оленеводов либо вовсе не получали систематического образования, либо были вынуждены оставаться в школах-интернатах и месяцами не видеть родных. Сегодня эта проблема решается с помощью кочевых школ, которых в с каждым годом становится все больше и больше. В Якутии подобных школ уже больше десятка.


Одна из таких кочевых школ - «Кенэлэкэн». Она является филиалом Харыйалахской средней школы Оленекского эвенкийского национального района. На каждой новой стоянке кочевников помимо привычных сооружений теперь появляется еще и школьная палатка. Учеников можно пересчитать по пальцам. Однако, несмотря на малочисленность, впоследствии они мало в чем будут уступать своим сверстникам, которым повезло учиться в более стабильных условиях. Дети занимаются по специально составленному расписанию. Домашние задания и контрольные получают по интернету - все школы для детей оленеводов в рамках национального проекта имеют доступ к спутниковому интернету. После выполнения - отсылают их обратно, на проверку.

4. Школа поиска общего языка
Busan International Foreign School ()

Адрес: 798 Nae-ri, Gijang-eup, Gijang-gun, Пусан


Ученики школы для иностранцев в южнокорейском Пусане трудятся не покладая рук круглый год. Здесь учатся дети эмигрантов или тех, кто приехал в Корею работать на продолжительный срок, а также мальчики и девочки, которые были переведены по обмену в одну из корейских школ и нуждаются в адаптации. Интенсивный режим необходим для того, чтобы быстрее приспособиться к новым жизненным условиям и впоследствии успешно поступить в один из корейских вузов.


Юным эмигрантам непросто подружиться с новыми одноклассниками в обычной школе. Незнание местных традиций часто становится поводом для насмешек, которые способны нанести ребенку психологическую травму. Многие учителя пусанской школы для иностранцев по образованию - психологи. Они учат своих воспитанников находить общий язык друг с другом, несмотря на то, что многие из них никогда не слышали о существовании страны, из которой приехал их новый одноклассник.


Большинство детей изучают сразу три языка: корейский, английский, испанский. В программе также предусмотрены тематические занятия, которые не позволяют забыть культуру родной страны.

Поликультурные школы есть во многих странах. В работает школа №1650, в которую специально набирают детей разных национальностей, чтобы воспитать в учениках толерантное отношение к тем, кто чем-то отличается от них, а также помочь больше узнать о традициях других народов.

5. Школа приятного взаимодействия с миром
Mountain Mahogany Community School ()

Адрес: 5014 4th Street NW, Альбукерке, Нью-Мексико


Чтобы попасть в школу Mountain Mahogany, нужно выиграть в лотерею. С официального сайта школы надо скачать специальную форму, заполнить ее, отправить по факсу или почте и ждать, когда пройдет розыгрыш и будет объявлен список счастливчиков.


Подход к процессу обучения в школе не менее оригинальный. Три принципа, на которой строится школьная политика, - удовольствие, безопасность и эмоциональное развитие. Программа основана на последних неврологических исследованиях, согласно которым залогом хорошей обучаемости являются позитивная атмосфера и активная вовлеченность.


В школе есть стандартные общеобразовательные предметы, но в первую очередь детей в ней учат взаимодействию с окружающим миром и бытовым навыкам: шитью, кулинарии, садоводству. Учителя в шутку называют учеников «маленькими садовниками». И неудивительно: на территории школы высажены сотни деревьев, о которых необходимо заботиться. Дети питаются органическими фруктами, которые сами вырастили.

6. Школа познания всего через музыку
Choir Academy of Harlem (США)

Адрес: 2005 Madison Avenue, Нью-Йорк

Отдавая ребенка в Хоровую Академию Гарлема, родители обеспечивают им не только тренировку голосовых связок, гастроли и приобщение к духовным ценностям, но и базовое образование с гуманитарным уклоном.


Миссия учителей этой школы - поспособствовать развитию в ребенке его скрытых талантов. Поэтому основная программа состоит из различных видов исполнительских искусств: пения, танцев, игры на музыкальных инструментах. Во время вступительного собеседования потенциального ученика проверяют на чувство ритма, ориентацию во времени и концентрацию внимания. Однако первостепенной все-таки остается любовь ребенка к музыке. Если родители не могут позволить себе купить музыкальный инструмент, школа предоставит его ребенку во временное пользование.


Без внимания не остается и физическое развитие учеников: в школе есть бейсбольная и футбольная команды и, конечно, группа чирлидеров.

7. Школа для беженцев и нелегалов
«Бьялик-Рогозин» ()

Адрес: HaAliya, Тель-Авив


В феврале 2011 года «Оскар» за лучший короткометражный документальный фильм достался картине «Здесь нет чужих» Карена Гудмана и Кирка Саймона. Сорокаминутный фильм рассказывает об израильской школе «Бьялик-Рогозин», где учатся дети беженцев и нелегальных эмигрантов. Они приезжают со всех концов земли, происходят из разных семей и поклоняются разным богам, но на короткую жизнь каждого из них выпало немало испытаний. Многие потеряли родных и истощены как физически, так и эмоционально. Некоторые дети раньше никогда не ходили в школу.

«Бьялик-Рогозин» дает детям не только необходимые элементарные знания. Учеников там кормят, поят и одевают. А самое главное, что получают ученики от своих наставников, - искреннее участие и забота. Здесь детей не считают чужими или ненужными, поскольку все они стали израильтянами.

8. Плавучая школа
Школа Компонг Луонг (Камбоджа)

Адрес: озеро Тонлесап, деревня Компонг Луонг


Камбоджийское озеро Тонлесап, неподалеку от которого находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, считается самым крупным пресным водоемом Индокитайского полуострова. Его даже называют «внутренним морем». На поверхности озера находится знаменитая достопримечательность - плавучая деревня Компонг Луонг: жилые дома, кафе, магазинчики и школа.


Для учеников плавучая школа стала вторым домом в прямом смысле этого слова - учатся в ней в основном сироты. Здесь же они и живут. Родители многих из них погибли во время рыбной ловли: в сезон дождей уровень воды в озере существенно поднимается и ходить по нему на лодках становится довольно опасно.

В представлении большинства из нас школа – это серое здание, с классными комнатами, длинными коридорами, спортзалом и столовой. В лучшем случае это скучное строение оживляет сообщество творческих и неравнодушных людей, которых мы именуем учителями, в худшем, но не будем о грустном. При этом в мире не все так серо и однообразно, есть школы, которые можно представить себе только в самых смелых фантазиях.

Итак, включайте воображение - самые необычные школы мира:

1. Террасет – школа под землей (Terraset Elementary School PTA (США)

Террасет – школа под землей

Несмотря на всю фантастичность данного проекта, школа Террасет действительно находится под землей, в городе Рестон, штат Вирджиния. Этому учебному заведению уже более 40 лет и построено оно было в середине 70-х годов. Это период, когда Америку постиг энергетический кризис, и городские власти не придумали ни чего более экономичного, чем построить школу, которая сама бы себя согревала. С этой целью сняли земляной холм, построили здание и снова засыпали его землей, предусмотрев не только то, что школа сама себя будет согревать, но и систему охлаждения здания.

Учеников данной школы, по праву можно назвать «дети подземелья». По всем остальным параметрам – это самая обычная школа, в которой происходит классическое, по американским меркам, обучение, не считая того, что данное учебное заведение является еще и туристической Меккой города.

2. Плавучая школа в Камбоджи.

Следующее, не менее экзотическое, учебное заведение располагается на воде. Впрочем, в этом регионе данное явление никого не удивляет, так как и дома, и магазины, и другие здания тут, в прямом смысле, плавают.


Плавучая школа в Камбоджи

Речь идет о плавучей деревне Кампонг Луонг, которая находится на озере Тонлесап, в Камбоджи. В школе насчитывается около 60 учеников, 40 из которых - дети-сироты, родители которых погибли во время рыбной ловли. В учебном заведении находится всего один большой класс, где ребята учатся и проводят свободное время. В школу дети плавают в специальных тазиках, слабо напоминающих лодку.


В школу дети плавают в специальных тазиках


Туристы, посещающих данный регион, часто наведываются в это необычное учебное заведение, поэтому школьники не знают недостатка в сладостях и учебных принадлежностях и выглядят, абсолютно счастливыми и радостными детьми.

3. Альтернативная школа Альфа (ALPHA Alternative School (Канада)

Это одно из старейших учебных заведений Канады, существует с 1972 года и является поистине уникальным. Особенным его делает отношение к ученику, а также использование в обучении прогрессивных педагогических идей.


Альтернативная школа Альфа

В основе философии школы Альфа лежит признание того, что каждый ребенок индивидуален, у каждого своя скорость обучения и сфера интересов, поэтому в школе отсутствует распорядок дня и расписание уроков, а правила поведения диктуют сами ученики. В этом учебном заведении учащиеся не получают оценок и у них отсутствует домашнее задание. Деление на классы происходит не по возрастному критерию, а по сфере интересов детей.

Основные вопросы управления учебным заведением решаются на ежемесячных собраниях учеников, учителей и родителей. При этом родители, на волонтерских началах, являются активными участниками образовательного процесса и помощниками учителя в течение учебного дня. Девиз Альфа – Совместное образование.

4. Открытая школа Орестад в Копенгагене (ؘrestad Gymnasium)

Данную школу поистине можно отнести к произведению современного архитектурного искусства. И не только здание, но и характер обучения тут отличается от классической школы. В помещении этого учебного заведения практически отсутствуют внутренние перегородки, и нет классов, в их привычном представлении.


Открытая школа Орестад в Копенгагене

Сердце школы – огромная винтовая лестница, которая соединяет 4 этажа здания. По всей школе стоят мягкие диваны и пуфы, на которых ученики отдыхают и делают домашние задания. «В нашей школе практически нет стен, которые бы нас разъединяли, зато мы имеем высокие потолки» - говорят граждане этого необычного детского государства. И в этих словах заключается не столько архитектурная особенность здания, сколько философия этой уникальной страны Знаний. Школьники учатся работать в пространстве без границ, используя свои умения и навыки для решения поставленных задач. В школе отсутствуют классические учебные пособия, ребята учатся по электронным книгам и используют информацию, полученную в Интернете.


ؘrestad Gymnasium


5. «Кенэлэкэн» - кочевая школа (Оленекский эвенкийский национальный район, Якутия, Россия)

А вот ребятам, которые учатся в этой школе, несказанно повезло. И это не потому, что у них современное учебное заведение, а вследствие того, что они имеют возможность жить с родителями и получать классическое школьное образование. До недавнего времени дети из кочевых племен Северных регионов России вынуждены были либо учиться и жить в школах-интернатах, месяцами не видя родных, либо вовсе не получали образования.


«Кенэлэкэн» - кочевая школа

Кочевую школу по праву можно назвать самой маленькой школой по численности учеников и персонала. Подобное учебное заведение насчитывает от 6 до 8 учеников, где работают 2-3 педагога. Однако это не мешает ребятам получать такие же знания, умения и навыки, как и их оседлым сверстникам. Кочевая школа оборудована спутниковым Интернетом, что дает возможность общаться с внешним миром. В планах у правительства оптимизировать учебный процесс, создав адаптированные учебные электронные пособия, на смену классическим школьным учебникам.

6. Приключенческая школа Watershed (Watershed School (США)

Школа приключений - не это ли мечта любого мальчишки и девчонки школьного возраста. И эти мечты сбываются в американской школе Watershed.

Приключенческая школа Watershed

Образовательный процесс здесь построен как одно большое путешествие по просторам страны Знаний. Если это география, то изучение ее происходит на местности, биология – в заповеднике, в непосредственном контакте с живой природой, архитектура – на улицах города. Обучающие экспедиции – вот самые продуктивные методы получения крепких знаний, по мнению педагогов этой школы. Не смотря на то, что ребятам приходится изучать и математику, и языки, ожидание долгожданного похода и ярких впечатлений дает стимул отлично учиться. А, кроме того, - занятия спортом, йога, участие в рок-группе делают школьные годы незабываемыми. И поистине прав был немецкий писатель Эрнст Хайне, когда сказал: «Вы найдете больше знаний в буках и дубах, чем в книгах. Звери, деревья и камни хранят такие знания, которые не передаст вам никакой ученый».

7. Пещерные школы Китая.

Китай не перестает удивлять нас экономическими чудесами и одной из предпосылок данного явления по праву можно считать тягу этих людей к знаниям. Подтверждением тому служит уникальная школа в провинции Гуйчжоу (Guizhou). Народность мяо (Miao), коренное население этого региона, живет достаточно скромно. Низкий уровень жизни не позволял этим людям долгое время получать образование. И только в 1984 году была открыта первая школа. Так как средств на строительство школы не было, учебное заведение было решено разместить в ближайшей пещере. Здесь были оборудованы классы, спортивная площадка и зона отдыха.


Пещерные школы Китая


Поначалу школа была рассчитана на один класс, однако сегодня ее воспитанниками являются 186 детей. И это несмотря на то, что до школы ученикам приходится добираться по шесть часов каждый день. Как тут не вспомнить армянскую пословицу: «Не тот больше знает, кто больше жил, а тот, кто дальше ходил».


Спортивная площадка


И в заключение, какой бы необыкновенной не была школа, где бы она не находилась, основным ее предназначением остается воспитание подрастающего поколения.