Классификация чувств в зависимости от жизнедеятельности человека. Классификация эмоций и чувств в психологии

По видам чувств различают морально-эстетические и интеллекту-

альные чувства. Моральные чувства возникают вследствие пережи-

ваний людьми своего отношения к выполнению нравственных прин-

ципов (добросовестность, честность, отзывчивость, дисциплиниро-

ванность). Нарушение норм и правил нравственности, невыполнение

своего морального долга, общественных обязанностей может выз-

вать у человека переживания, которые обозначаются как чувства стыда

и совести.

Интеллектуальные чувства связаны с умственной деятельностью

человека и проявляются, например, в пытливости, любознательнос-

ти, уверенности или сомнениях, в любви к новому или боязни его.

Интеллектуальные чувства связаны с формированием потребностей

и интересов, познавательности, но они не только сопровождают ум-

ственные процессы, но и стимулируют творческую деятельность,

гармонизируют человека. К. Либкнехт определял сущность эстети-

ческого чувства как "особое умственное психическое состояние сво-

еобразного вдохновения, подъема, экстаза, поисков гармонии; это -

удовлетворение потребностей в совершенстве, в прекрасном". {Либ-

кнехт К. Мысли об искусстве. - М., 1971. - С. 149.)

Эстетические чувства - это чувства красоты или, напротив, бе-

зобразного, трагического и комического, величия и низости и т.п.

Эстетические чувства вызываются прежде всего самой окружающей

действительностью, природой, жизнью, людьми и их деятельнос-

тью. Классические произведения искусства вызывают высокие эсте-

тические чувства. Эстетические чувства проявляются и при оценке и

переживании моральных действий людей и их поступков (что отра-

жается и в речи: "Некрасивый поступок совершил"). Эстетические

чувства не только созерцательны, они могут оптимизировать и сти-

мулировать человеческую деятельность. "Эмоции искусства - суть

умные эмоции. Вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков

и в дрожи, они разрешаются в образах фантазии". {Выготский Л.С.

Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - С. 268.)

Чувства воспитуемы. Воспитание их заключается в подавлении

ненужных чувств и укреплении социально ценных и устойчивых пози-

тивных качеств личности. Эмоционально-волевая и психорегулирую-

щая тренировки могут способствовать развитию эмоциональной

возбудимости и являются методом психопрофилактики ненужной

эмоциональной взвинченности, растерянности и отрицательного дей-

ствия стрессовых факторов - фрустрации (напряженности), страха

и т.п., мешающих процессам творческого труда. Под напряженнос-

тью подразумевают скованность человека, неуверенность, особенно

мешающую в осуществлении творческой деятельности. Таковы "мы-

шечные зажимы", "боязнь рампы" у актеров, страх выступления и

соревнований у спортсменов, растерянность, нарушающие нормаль-

ный процесс деятельности, причем нарушения психических процес-

сов (например, внимания, памяти) здесь первичны в отличие от

напряженности, при которой эти нарушения производны от эмоций.

Эмоциональные реакции на опасность могут проявляться трево-

гой и страхом. Страх отличается от тревоги неизвестностью ожида-

емого исхода. Страх и тревога могут быть адекватными опасности и

неадекватными, связанными с личностными особенностями человека

(тревожно-мнительного либо противоположного по характеру). Пани-

ка является формой стенического (стенос - сила) страха, которая

может охватить группу людей. Испуг - это внезапно резко выражен-

ный страх, возникающий при неожиданном изменении ситуации,

угрожающем благополучию или жизни человека, но неосознанном для

ужаса - наиболее сильной степени страха (характерно подавление

рассудка - "безумный страх"). "Разумный страх" проявляется в виде

опасения и осторожности и может не мешать, а иногда способство-

вать осуществлению деятельности. Смелость - есть форма осознан-

ного и волевого преодоления страха. Храбрость связана с положи-

тельными стеничеокими эмоциями и переживаниями. Отвага пере-

живается человеком как социально одобряемый поступок. Мужество

Сложная и наивысшая форма бесстрашия, связанная с мировоз-

зренческими установками личности. Понятие героизм - социально

эмоций, имеющих большое общественное значение, например, при

совершении подвига.

Классификация видов эмоций подробно дана В.Ф. Матвеевым в

учебнике "Медицинская психология" (для медучилищ).

Положительные эмоции:

1. Удовольствие. 2. Радость. 3. Ликование. 4. Восторг. 5. Уверен-

ность. 6. Гордость. 7. Доверие. 8. Симпатия. 9. Восхищение. 10.

Любовь (половая). 11. Любовь (привязанность). 12. Уважение. 13.

Умиление. 14. Благодарность (признательность). 15. Нежность. 16.

Самодовольство. 17. Злорадство. 18. Блаженство. 19. Чувство удов-

летворенной мести. 20. Спокойная совесть. 21. Чувство облегчения.

22. Чувство удовлетворенности собой. 23. Чувство безопасности. 24.

Предвкушение.

Нейтральные эмоции:

1. Любопытство. 2. Удивление. 3. Изумление. 4. Безразличие. 5.

Спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные эмоции:

1. Неудовольствие. 2. Горе (скорбь). 3. Тоска. 4. Печаль (грусть).

5. Отчаяние. 6. Огорчение. 7. Тревога. 8. Обида. 9. Боязнь. 10. Испуг.

11. Страх. 12. Жалость. 13. Сочувствие. 14. Сожаление. 15. Досада.

16. Гнев. 17. Чувство оскорбления. 18. Возмущение (негодование).

19. Ненависть. 20. Неприязнь. 21. Зависть. 22. Злоба. 23. Злость. 24.

Уныние. 25. Скука. 26. Ревность. 27. Ужас. 28. Неуверенность (сомне-

ние). 29. Недоверие. 30. Стыд. 31. Растерянность. 32. Ярость. 33.

Презрение. 34. Отвращение. 35. Разочарование. 36. Омерзение. 37.

Неудовлетворенность собой. 38. Раскаяние. 39. Угрызение совести.

40. Нетерпение. 41. Горечь.

Чувства условно делятся на этические (моральные, нравственные), интеллектуальные (познавательные) и эстетические. Интеллектуальные - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также в творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине. Этические - чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с его мировоззрением, мыслями, идеями, принципами и традициями. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность. Эстетические - чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, чувство юмора и т. д.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и в общении. Иногда они именуются как высшие ввиду того, что в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В то же время следует подчеркнуть условность понятия «высшие чувства», так как к ним приходится относить не только нравственные, но и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть). Наконец, ввиду отсутствия точного классификационного критерия, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства с трудом могут быть отдифференцированы друг от друга при психологическом анализе. Чувство юмора, являясь эстетическим, вместе с тем может рассматриваться как интеллектуальное, если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей действительности. Все это подчеркивает единство эмоциональной сферы личности человека.

Эмоции условно делят на настроения, страсти и аффекты. Настроение - это слабо выраженное эмоциональное переживание, отличающееся недостаточным осознанием причин и факторов, их вызывающих. Аффект - кратковременное переживание большой силы (ярость, ужас, отчаяние), которое протекает быстро, бурно, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Одним из распространенных видов аффекта является стресс - это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс оказывает отрицательное воздействие на сердечно-сосудистые и кишечно-желудочные заболевания. Страсти - сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Страсть - сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.

Настоящая любовь - духовная связь одного человека с другим, подобным ему существом, которая не сводится к физическому влечению и страсти.

Эмоции – одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции. 3 главных понятия: отражение, отношение, переживание. Эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Основные виды эмоций (классификация по силе и деятельности проявлений): аффекты, страсти, собственно эмоции, настроение, чувства, стресс. Аффект – стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии. Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им. Собственно эмоции – более длительные, чем аффекты. Реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные. В отличие от аффектов могут слабо проявляться. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь.

В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств : моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы), праксические (чувства, связанные с деятельностью человека). Моральные чувства. К ним относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие; чувство доброжелательности к людям; негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным. Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку. Праксические чувства. Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т.е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения. Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания. Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности. Для содержания и характера праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов.

Эмоции представляются нам своеобразной окраской ощущений, которая характеризует наше отношение к тому или иному качеству предмета, иначе говоря, - это чувственный тон ощущений. Психология дефинирует эмоции как которые протекают в виде переживаний и отражают личную оценку и значимость внутренних и внешних ситуаций для человеческой жизнедеятельности. Поэтому основной характеристикой эмоций является их субъективность.

Классификация эмоций включает собственно эмоции, настроение и аффект, чувства, эмоциональный стресс. Все отражаются на поведенческой реакции человека.

Виды эмоций и их общая характеристика

Самым мощным видом является аффект. Аффекты представляются интенсивными, бурно протекающими и кратковременными эмоциональными вспышками, например, гнев, большое горе, ярость, отчаяние, ужас. Характерной чертой данного вида является полный захват человеческой психики и побуждает человека к какому-либо действию, то есть физической реакции на раздражитель. В аффективном состоянии происходит изменение всех психических процессов. внимание и рациональность уступает импульсивному поведению.

Следующей группой классификация эмоций выделяет собственно эмоции. В отличие от аффектов, они имеют большую длительность, кроме того, они могут быть связаны, то есть являться реакцией не только на сиюминутный раздражитель, но также на возможные или вспоминаемые.

Эмоции могут выражаться не только положительно или отрицательно. Человеку присущи такие состояния, как напряжение, облегчение, возбуждение, успокоение.

Принимая во внимание влияние эмоций на человеческую деятельность, классификация эмоций выделяет стенические, стимулирующие человеческую деятельность, увеличивающие энергию и силы субъекта, и астенические, вызывающие пассивное состояние, эмоциональные реакции.

Основными или базовыми эмоциями считаются:

Радость, то есть положительное состояние, вызванное удовлетворенностью.

Стыд - эмоциональное состояние, в основе которого лежит осознанное несоответствие своих мыслей и поступков не только правилам хорошего тона, но и собственным убеждениям.

Страдание - это состояние, вызванное невозможностью удовлетворить свои потребности.

Страх - это негативное ощущение, связанной с осознанием возможной или реальной опасности.

Гнев - негативное состояние, возникающие при внезапном наличии препятствия при достижении целей.

Презрение - негативное эмоциональное состояние, связанное с несоответствием принципов или мыслей двух субъектов.

Отвращение - состояние психики человека со знаком минус, вызываемое различными объектами, взаимодействие с которыми резко противоречит морали субъекта.

Главные свойства эмоций подразумевают их ориентировочный характер, а также тесную взаимосвязь с биологическими процессами.

Следующая видовая группа - это чувства. В отличие от эмоций, чувства обладают большей конкретностью и предметностью, а также связаны с социальной сферой жизни субъекта. Кроме того, чувства являются более длительными эмоциональными реакциями.

Чувства бывают нравственными или моральными (имеют место при сопоставлении действительности и норм социума), морально-политическими (отношение человека к государству и его органам), интеллектуальными (возникают в процессе субъекта), эстетическими (отношение человека к прекрасному).

Следующей отдельной группой классификация эмоциональных реакций выделяет настроения - наиболее продолжительное эмоциональное состояние, характеризующее поведение человека в целом. Настроение связано с физическим здоровьем и является бессознательной оценкой действительности, характеризуется различной продолжительностью, которая зависит от ряда факторов, как внешних, так и внутренних.

Настроение влияет на эффективность деятельности человека.

Представленная классификация эмоций или эмоциональных состояний человека является обобщенной. Попытки, предпринимаемые учеными, в том числе В. Вундтом, в выделении общих признаков для всех эмоций показали, что вся система чувств подобна трем измерениям, каждое из которых имеет два полярных взаимоисключающих направления.

Есть много разных типов эмоций, которые влияют на то, как индивид живет и взаимодействует с другими людьми. Выбор, который делает человек, действия, которые, он предпринимает, и восприятие окружающего, все зависит от них. Особая роль в восприятии отводится и органам чувств. Именно благодаря им человек получает информацию из окружающего мира. На основании проявлений и функций проводится классификация эмоций и чувств.

Категории эмоций

Психологи пытались идентифицировать разные типы эмоций. Появилось несколько разных теорий, позволяющих классифицировать и объяснять их.

В 1970-х годах психолог Пол Экман определил шесть основных типов, которые, по его мнению, испытывают представители всех культур. Он выделил счастье, грусть, отвращение, страх, удивление и гнев. Позднее список основных эмоций был расширен, в него были включены гордость, стыд, смущение и волнение.

Согласно данным, полученных в более поздних исследованиях, можно выделить 27 различных категорий.

Счастье часто определяется как чувство удовлетворения, радости, благополучия.

Печаль часто определяется как переходное эмоциональное состояние, характеризующееся чувствами разочарования, горя, безнадежности, незаинтересованности и пониженного настроения.

Страх имеет очень сильные проявления, также он может играть важную роль в выживании. При столкновении с опасностью организм выдает определенную реакцию. Мышцы становятся напряженными, сердечный ритм и дыхание учащаются, сознание настраивает тело на то, чтобы либо бежать от опасности, либо остаться и сражаться.

Отвращение могут вызвать неприятный вкус, запах или увиденное изображение.

Гнев может быть особенно сильной эмоцией, характеризующейся чувством враждебности, ажитации, разочарования и антагонизма к другим.

Удивление обычно довольно кратковременно и характеризуется определенной физиологической реакцией. Этот тип может быть положительным, отрицательным или нейтральным.

Чувства и органы

Аристотелю (384 г. до н.э. - 322 г. до н. э.) приписывается традиционная классификация чувств на основании пяти элементов: зрение, запах, вкус, осязание и слух. Известный философ Иммануил Кант еще в 1760-х годах предложил, чтобы наши знания о внешнем мире зависели от наших способов восприятия. Каждое из пяти чувств состоит из органов со специализированными клеточными структурами, которые имеют рецепторы для определенных стимулов. Эти клетки соединены с нервной системой и, следовательно, с мозгом. Чувство возникает на примитивных уровнях в клетках и интегрируется в ощущения в нервной системе.

Термин «орган чувств» означает специальный орган, который может распознавать какое-то раздражение снаружи.

Особенности чувств

Восприятие и иллюзии не ограничиваются нашими глазами. Согласно классификации чувств человека, выделяют зрение, слух, осязание, обоняние и равновесие. Каждый рецептор является своего рода датчиком, который нацелен на определенный вид стимула. Это называется селективностью сенсорной системы. В каждом глазу более 100 миллионов фоторецепторов направляют электромагнитную энергию именно в частотном диапазоне видимого света. Различные виды даже нацелены на разные цвета и уровни света.

Исходя из классификации чувств, можно сказать, что слуховые, сенсорные чувства и равновесие связаны с движением, вибрацией или гравитационной силой. Они ощущаются механорецепторами. Чувство осязания дополнительно включает в себя терморецепторы для обнаружения изменения температуры.

Ощущение равновесия баланса помогает понять, в каком направлении ориентирована голова, в том числе ощущать направление «вверх». Наконец, вкус и запах сгруппированы в одну категорию, называемую химическими чувствами, которая опирается на хеморецепторы. Они обеспечивают сигналы, основанные на химическом составе вещества, появляющегося на языке или в носовых проходах.

Классификация органов

Ученые представляют следующую классификацию органов чувств:

  1. Первичные сенсорные (нейросенсорные), включающие органы обоняния и зрения.
  2. Вторичные сенсорные (сенсоэпителиальные). Сюда относятся вкусовые рецепторы, органы слуха и равновесия.
  3. Сенсорные окончания.

Анализатор - общий термин, что означает нейрофизиологическую систему, состоящую из трех компонентов: сенсорной, соединительной и центральной. Первая часть присутствует сенсорным органом или концом, последняя - корой головного мозга гранулярного (сенсорного) типа. Они связаны нервами, которые напоминают промежуточную часть анализатора. Из-за типа ощущения присутствуют такие основные анализы в организме человека: визуальные, аудиальные, запах, вкус, прикосновение, давление, боль и так далее, что составляет основу классификации чувств.