Методы психологического исследования беседа опрос тестирование. Метод экспертных оценок используют в

Среди исследовательских приемов особое распространение получилинаблюдение, опрашивание, эксперимент, поэтому остановимся на них детальнее.

Наблюдение

Наблюдение используется, как правило, для сбора и обобщения первичной информации, занимает ведущее место при исследовании социальных сообществ, социального поведения индивидов. Оно охватывает видимые признаки событий и изменений в сфере соответствующей деятельности и отражает конкретные события в конкретных ситуациях. По итогам наблюдения можно сделать весомые выводы и о конкретной социокультурной среде, условиях и содержании деятельности. Оно используется как источник построения гипотез и служит методом проверки результатов других исследований.

Наблюдение - один из сложных и трудоемких методов. Это обусловлено спецификой отношений субъекта и объекта наблюдения, в которых человек выступает и субъектом, и объектом, которые, безусловно, влияют на процесс исследования. Поэтому использование этого метода связанно с определенной формализацией процедур, разработкой инструментария, который обеспечивает надежность исходных данных.

По уровням стандартизации процедуры наблюдения делятся назапрограммированные - с регистрацией строго выделенных признаков наблюдения, с применением специальных карточек;частично стандартизированные - с использованием протоколов, дневников наблюдения; которые контролируются - с дневниковыми записями.

Разработка программы научного наблюдения предусматривает пять этапов:

I. Определение цели и задач. Цель предопределяет направленность наблюдения. Задачи могут включать предшествующую ориентацию в объекте наблюдения, выдвижение и проверку гипотез, уточнение и проверку результатов, полученных с помощью других методов. Одними из ведущих задач в программе наблюдения могут быть построение и классификация условий, признаков, которые образовывают ситуацию,подлежащую наблюдению.

II. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения . Объектом наблюдения могут быть социальные сообщества, группы, отдельные лица в разнообразных ситуациях.Ситуация наблюдения - это комплекс условий, при наличии которых объект подлежит наблюдению. В соответствии с программой исследования наблюдения ситуации могут быть естественными и экспериментальными, управляемыми и неуправляемыми, спонтанными и организованными и др. Предметом наблюдения могут выступать признаки, свойства, условия, формы поведения индивидов, групп в определенной социокультурной ситуации, среде.

III. Выбор средства (вида) и определение категорий и признаков , по которым будет отслеживаться и оцениваться ситуация наблюдения. Категории - это группы эмпирических признаков объекта наблюдения, которое регистрируются во время наблюдения и в стандартизированных наблюдениях обнаруживаются в определенных показателях. Критерии наблюдения могут быть описательными или оценочными. Признаки отражают наиболее значащие стороны объекта. Это, например, доступные наблюдению акты действия объекта, реакция аудитории на проведенные культурно-разрешительные программы, читательские конференции, комплекс условий, по которым объект подлежит наблюдению и др.

IV. Выбор средств регистрации объекта наблюдения определяется целями и задачами исследования, объектом, предметом и видом наблюдения. Регистрировать результаты наблюдения можно в блокнотах, картах регистрации, протоколах, дневниках.

V. Обработка и интерпретация информации . В итоговом документе, отчете отражаются данные о времени, месте, ситуации и способах наблюдения, приводится характеристика наблюдаемых ситуаций, подчеркиваются элементы новизны полученных данных и подаются выводы.

Типичные ошибки при проведении наблюдения

1. Наблюдение начинается без специально разработанной программы, осуществляется случайно.

2. Признаки наблюдения не связанны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.

3. В числе признаков наблюдения в карточках не отмеченны часто повторяемые и достаточно значащие свойства ситуаций наблюдения.

4. Не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись во время работы с принципиально разными ситуациями.

5. Не подготовлены и не апробированы методические документы; по этой причине во время сбора данных возникают трудности, связанные с четкой регистрацией признаков.

Расположение духа наблюдателя может отрицательно влиять на характер восприятия событий, на оценку результатов наблюдения.

Наблюдение имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Недостатки состоят в невозможности гарантирования репрезентативности данных через большое количество явлений, элементов субъективизма в интерпретации ситуаций, наблюдений, событий. Кроме того, как правило, наблюдаются лишь те события, которые происходят в период проведения исследования.

Опрос

Метод опрашивания как выявление позиции людей используется практически на всех этапах сбора информации.

Этот метод используется приблизительно при 90 % исследований.

Основные виды опрашивания, его преимущества и недостатки представлены в табл.5.1 и5. 2.

Основными документами, которые дают возможность собрать первичную информацию, являютсяопросное письмо ианкета. .

Таблица 4.1. Виды опроса

Вид опроса

По кругу опрашиваемых

Частные лица, сотрудники учреждения, пользователи и др.

По количеству одновременно опрашиваемых

Одиночные или групповые интервью

По количеству тем опрашивания

Одна или несколько тем (аспектов)

По уровню стандартизации

Свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная

По частоте опроса

Одно- или многоразовое опрашивание

Таблица 4.2. Преимущества и недостатки опроса

При разработке вопросов следует исходить из необходимости получения информации по каждому аспекту и возможности опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует, лишь согласен или не согласен опрашиваемый, то достаточно ответа типа "да - нет". Если же необходимо сделать выводы относительно мыслей опрашиваемых, то необходимо использовать вопросы по шкале.

Опросные письма (анкеты) могут включать, кроме вопросов по сути дела, вопросы, которые помогают установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, которые контролируют правильность и достоверность ответов. Используется как устное опрашивание, так и интервью. Если опрашивание проходит по заданной форме, то это - стандартизированное интервью.

Эксперимент

Уровень достоверности основных результатов и выводов научного исследования значительно повышается, если они базируются на экспериментальных данных.

Научная значимость экспериментальных исследований зависит от их направленности, содержания, уровня использования разного рода характерных признаков и получения конкретных результатов. Характерными признаками можно считать: способ формирования условий (естественные и искусственные); цель исследования (преобразовательная, констатирующая, контролирующая, поисковая); форму проведения (лабораторная, полевая); структуру объектов и явлений, которые изучаются (простая, сложная); количество вариантных факторов (однофакторные и многофакторные).

Проведение эксперимента базируется на знаниях об объекте, которые дают возможность структурно определить те или иные факторы, предусматривают выдвижение и доведение гипотез исследования, контроль за ходом процедур, обеспечение его чистоты и возможности повторений. Все это реально возможно при понимании сути метода, его особенностей, соблюдении необходимых условий и требований к получению достоверной информации об исследуемых процессах и явлениях.

В практике социологических исследований используется свыше 20 видов экспериментов: естественный, преобразовательный, натурный, информационный, социометрический, поисков, педагогический, методический и др. Эксперименты должны служить обоснованию и уточнению теоретических положений. Они имеют существенное значение для подтверждения достоверности научных положений исследователя.

При организации эксперимента любого вида следует придерживаться единых требований, проводить егона основе теории. И это касается всех его составных: постановки цели, задач и интерпретации результатов от фиксации состояния объекта к эксперименту, определения экспериментальных условий, выявления возможностей влияния экспериментальных сменных, оценки состояния объекта до и после эксперимента.

Результативность исследования зависит от уровня условий экспериментальной ситуации. Результаты экспериментального вмешательства должны быть представлены в форме, доступной наблюдению.

Важным является знание методики подготовки и проведения эксперимента, если описывается весь процесс проведения эксперимента: последовательность (очередность) измерений и наблюдений, обстоятельность описания каждой операции с учетом выбранных способов для проведения эксперимента, выбор методов контроля за качеством операций, которые в совокупности обеспечивает надежность и точность. Необходимо быть уверенным в том, что выбранная методика отвечает современному уровню науки и условиям, в которых выполняется исследование, и в том, что она практически может применяться.

На подготовительном этапе разрабатывается программа эксперимента, создаются условия, по которым возможно экспериментирование, определяются экспериментальные зависимые и независимые переменные факторы, возможности изменения, определяются виды экспериментальных объектов исследования и объектов, которые контролируются, составляется план экспериментальных работ, готовятся средства контроля, регулирования, регистрации переменных факторов, средства обработки и анализа информации.

Эксперимент может проводиться по схеме: "до - после" и с обязательным обеспечением связи по схеме: "если "А"..., то "В". При таком подходе к изготовлению гипотезы эксперимент приобретает четкое содержание. Не менее важной является непременная разработка плана создания экспериментальной ситуации.

Экспериментальная ситуация - это совокупность условий, по которым проводится эксперимент. Это может быть исследование, которое заложено теоретически. В период разработки такого плана выбираются экспериментальные объекты, на которых будут реализовывать разработанные методические схемы, и определяется последовательность экспериментальных процедур.

План создания экспериментальной ситуации всегда связан не только с задачами, методикой, а и с конкретным объектом, на котором нужно решать поставленные задачи и реализовывать саму методику.Создание экспериментальной ситуации - это оперирование объектом соответственно предварительно определенной гипотезе и программе исследования. Например, для решения экспериментальной задачи "Выявление уровня влияния методических рекомендаций на усовершенствование культурной деятельности" необходимо зафиксировать:

а) взгляды методиста на деятельность учреждения культуры;

б) мысль работника учреждения культуры относительно предложенных методических рекомендаций;

в) отклики посетителей о деятельности учреждения культуры. Для создания экспериментальной ситуации необходимо выбрать нескольких руководителей клубных учреждений культуры с приблизительно одинаковым уровнем восприятия, предложить им ознакомиться с методическим материалом и определить по предварительно разработанной шкале его значимость. Заслушав мысль каждого работника учреждения культуры о значимости материала, который изучается, предоставляют слово экспертам этой области знаний, после чего указанный материал оценивают работники учреждений культуры еще раз.

Экспериментальным фактором в социологии выступает предусмотренное условие или система условий. Фактор вводится как причина, управляется и контролируется экспериментатором. Он является независимой переменной, где качественные и количественные характеристики раскрываются в границах программы эксперимента.

Переменные в эксперименте - контролируемые и неконтролируемые факторы, которые непосредственно или опосредствованно влияют на состояние объекта, который изучается. Определенным набором переменных задается и описывается экспериментальная ситуация. Основные переменные бывают независимыми и зависимыми. Переменные представляют собой категории анализа в эксперименте и, как и категории анализа, приводятся в виде эмпирических показателей.

Независимый фактор вводится, изменяется, управляется и контролируется исследователем. Он должен быть относительно самостоятельным, постоянным, существенным и чувствительно влиять на состояние объекта.

Зависимый фактор изменяется под влиянием независимой переменной.

Выбор тех или других факторов необходим для установления основных и второстепенных среди них; он играет важную роль в обеспечении эффективности эксперимента, поскольку последний сводится к нахождению зависимостей между этими факторами.

Основным параметром установления уровня важности того ли другого фактора считается его роль в исследуемом процессе. Для определения этой роли процесс изучается в зависимости от любой одной переменной при остатке постоянных. Такой принцип проведения эксперимента оправдывает себя лишь тогда, когда подобных характеристик мало (от 1 до 3). Если же их много, целесообразен многофакторный анализ.

Во время эксперимента осуществляется основной объем работ:

инструктаж участников эксперимента, их ознакомление с целью, задачами и условиями эксперимента; замеры переменных в процессе эксперимента; введение экспериментального фактора (независимой переменной) и следующее управление его действием соответственно программе; наблюдение за развитием явления, которое изучается; точная опись фактов в протоколах, карточках, анкетах, тестах по экспериментальным объектам.

Одной из главных задач эксперимента является последовательное изменение тех или иных сторон ситуации, фиксирование связи между этими изменениями и изменениями объекта. Эксперимент используется для проверки гипотезы и выделения причинно-следственных зависимостей между факторами, которые влияют на изучаемый объект. В эксперименте изучают лишь характерные стороны процессов и явлений. Главной процедурой является контроль на всех этапах проведения эксперимента. Контроль в эксперименте включает в себя четкое наблюдение за объектом, точную регистрацию переменных и их состояния, а также регулирование процесса с целью поддержания заданных параметров состояния объекта.Основная функция контроля - обеспечение чистоты эксперимента.

Завершается эксперимент переходом от эмпирического изучения к обработке полученных данных, логических обобщений, анализа и теоретической интерпретации полученного фактического материала. Чтобы достоверность полученного фактического материала не вызвала сомнений, необходимо выделить ту их часть, которая обусловленная лишь факторами, которые можно выучить на опыте.

Эксперимент, как правило, дает результат реальный и познавательный.Первый обнаруживается в понимании характера и степени влияния экспериментальных факторов на усовершенствование деятельности объекта, который изучается,второй - в выявлении соотношения реального результата с поставленной познавательной задачей. Условно результаты разделяют на основные и побочные. К основным результатам можно отнести решения тех познавательных задач, ради которых проводился эксперимент. Все другие результаты можно назвать побочными. Итоговые материалы желательно записать в унифицированной форме - составить протоколы, таблицы, схемы, графики, которые позволят наглядно сравнить и проанализировать полученное. Все переменные следует оценивать единой системой единиц.

Типичные ошибки в проведении эксперимента

1. Сформулированные гипотезы не отражают проблемную ситуацию и существенные зависимости у данного объекта.

2. В виде независимой переменной выделен фактор, который не может быть причиной, постоянной детерминантой процессов, которые проходят в данном объекте.

3. Связи между зависимой и независимой переменной имеют случайный характер.

4. Допущены ошибки в предшествующем описании объекта, что привело к неправильной эмпирической интерпретации переменных и выбору неадекватных показателей.

5. Допущены ошибки при формулировании исследовательских и контрольных исходных результатов эксперимента, обнаруживается значительная их разность, которая вызовет сомнения в возможности сравнить эти группы по составу переменных.

6. Тяжело подобрать контрольный объект по однородным или похожим с экспериментальным параметрам.

7. При анализе результатов эксперимента переоценивается влияние независимой переменной на зависимую, без учета влияния случайных факторов на изменения вэкспериментальной ситуации.

Классификация основных методов исследования

В зависимости от метода сбора эмпирических данных различают опрос, наблюдение и анализ документов и эксперимент.

Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (то есть метод основывается на визуальном и слуховом восприятии явлений).

Обыденное наблюдение – это непроизвольная деятельность людей, связанная с получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение – это начальный этап процесса познания: от восприятия и наблюдения – к описанию, предположению, его обоснованию и проверке).

Научное наблюдение отличается от обыденного своей целенаправленностью (намерением получить специфическую информацию для поставленных целей исследования), системностью, планомерностью и наличием процедуры контроля.

Назначение наблюдения:

1. Является инструментом сбора информации непосредственно в ходе изучаемого процесса, явления, ситуации (для качественного анализа). Например, изучается процесс выбора товара покупателем.

2. Является инструментом сбора информации для предварительного представления об объекте (когда не имеется четкого представления о предмете исследования и его цель сводится к конкретизации проблематики и формированию рабочих гипотез).

3. Является инструментом сбора информации для подтверждения данных, полученных с помощью других методов сбора информации. Например, при наличии определенного ответа на вопрос анкеты респондент в реальной ситуации может поступить иначе, подобный результат наблюдения ставит под сомнение достоверность ответов на вопрос и корректность анкеты как инструмента исследования.

4. Служит источником дополнительных сведений для пояснения результатов, полученных с помощью других методов сбора информации.

5. Является инструментом сбора информации для описания распространенности явления или ситуации (ассортимент товаров в торговой точке, выбор марки товара), применение метода наблюдения в статистическом обследовании ограничено из-за требования репрезентативности обследуемой совокупности.

6. Является инструментом сбора информации о поведении потребителей, которое люди не имеют желания запоминать (или не в состоянии запомнить, например дети).

7. Является инструментом определения качественных характеристик инструментария при пилотажных исследованиях, особенно в сочетании с методом опроса.

В случаях, когда наблюдение выступает как самостоятельный метод сбора первичной

информации, сложно добиться репрезентативности выборки по отношению к

генеральной совокупности.

Требуемые условия для проведения наблюдения:

· Короткий отрезок времени, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение, явление.

· Наиболее значимые характеристики условия и ситуаций, в которых осуществляется наблюдение, также должны фиксироваться.

· Наблюдаемые процессы должны быть по своей природе доступны для наблюдения, и происходить на публике (открытое поведение).

Опрос - наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. Он предполагает обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы и нацелен на те ее стороны, которые мало или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему социологический опрос незаменим, когда необходимо выявить содержательные характеристики общественного, группового и индивидуального сознания, общественных, групповых и межличностных отношений, которые дают о себе знать лишь в определенных условиях.

Существуют две основные разновидности социологического опроса: интервьюирование и анкетирование.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и иные группы населения, выделяемые на основании признаков, актуальных с точки зрения исследуемой проблемы. Участников таких опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения, давать всесторонне взвешенные оценки. Их участники называются экспертами, а сами опросы - экспертными опросами.

Опрос - это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки. Различают две основные разновидности метода опроса: анкетирование, когда его проведение опосредовано применением анкеты, и интервьюирование, когда оно носит характер непосредственного общения социолога с респондентом.

Анкетирование - это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса. Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование. Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя. По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование. Почтовое анкетирование сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет, возможности получения значительной выборки, возможности привлечь к опросу одновременно большое количество людей, проживающих в различных регионах и труднодоступных районах. Недостатком почтового анкетирования является низкий процент возврата анкет, искажение намеченной выборки и отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно. Существует методика повышения процента возврата анкет, заключающаяся в психологически грамотном обращении к респондентам, вложении конверта с написанием обратного адреса, рассылкой напоминаний о необходимости возврата заполненной анкеты и др.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования . Она представляет собой комплекс методов , сочетание которых дает возможность наиболее эффективно осуществить исследование, получить достоверные результаты.

Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Выделяют следующие группы методов исследования :

  • методы изучения педагогического опыта;
  • методы теоретического исследования;
  • количественные методы.

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Указанную группу методов еще называют эмпирическими методами познания педагогических явлений. От слова греческого происхождения «эмпиризм», означающего «опыт».

Эти методы служат средством сбора научно-педагогических фактов , которые впоследствии подвергаются теоретическому анализу.

При изучении педагогического опыта применяются следующие методы :

Наблюдение;

Интервью;

Анкетирование и др.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Имеет место наблюдение включенное , когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение , т.е. со стороны.

Предполагается ведение протоколов наблюдений, киносъемка, магнитные и видеозаписи . Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Достоинства наблюдения заключаются в его планомерности и систематичности. Недостатки кроются в невозможности предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы, полученный материал не всегда поддается статистической обработке. При этом затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.

Беседа, интервью, анкетирование относятся к опросным методам . Они сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.

Беседа - это диалог по заранее разработанной программе . Особое значение беседы состоит в том, что это личный контакт , а он помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию . Данный метод обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, позволяет в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.

К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, формулировка различных вариантов вопросов и др.

Различают беседы индивидуальные и групповые .

Разновидностью беседы является интервью . Особенность интервью заключается в том, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов , которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто .

Анкетирование – это метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников , называемых анкетами .

Беседу и интервью образно называют опросом «лицом к лицу », анкетирование - заочным опросом . Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Анкетирование как письменный опрос весьма продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации.

Основными требованиями к разработке анкет являются:

  • точность формулировок анкеты;
  • содержательная направленность;
  • лаконичность и однозначность формулировок.

Применяются три типа анкет :

  • открытая анкета,
  • анкета закрытого типа,
  • смешанная анкета.

Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов , предложенных респонденту на выбор.

Анкета закрытого типа , наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым.

Смешанная анкета содержит элементы открытой и закрытой анкет .

Особую роль в эмпирических методах исследованиях играет эксперимент . Слово «эксперимент» - латинского происхождения, в переводе означает «опыт», «испытание ».

Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса.

Сущность эксперимента как метода исследования состоит в специальной организации педагогической деятельности педагогов и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, гипотез .

Эксперимент, по сути , является строго контролируемым педагогическим наблюдением . Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом , который сам и осуществляет.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный, состоящий в создании искусственных условий для проверки эффективности того или иного новшества. Для лабораторного эксперимента отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.

Педагогический эксперимент может быть разным по своим масштабам , охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Имеют место широкие региональные эксперименты , в том числе охватывающие систему образования страны. Иначе говоря, эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты , проводимые с минимальным охватом их участников.

В зависимости от темы и цели исследования эксперименты могут быть длительными или краткосрочными .

Выделяются следующие этапы эксперимента :

- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы);

- методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

- собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

- аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов . К ним относят, прежде всего, недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда их самочувствию, жизнедеятельности в настоящем и будущем.

Педагогическое тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Отличительные черты педагогического тестирования:

Точность;

Простота;

Доступность;

Возможность автоматизации.

Педагогическое тестирование - это форма, основанная на применении педагогических тестов.

Педагогический тест - это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Тесты можно разделить на две категории - адаптивные и традиционные тесты.

Адаптивный тест. Все кандидаты начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата.

Традиционный тест. Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции : диагностическую, обучающую и воспитательную:

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося . Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

Является более качественным и объективным способом оценивания;.

Более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

Это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний - только из четырёх.

Более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен - не менее четырёх часов.

Это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки:

Разработка качественного тестового инструментария - длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.

Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наблюдение

1) Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.

Наблюдение - метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого.

2) Виды наблюдения:

1. Систематическое и несистематическое

Несистематическое - не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Систематическое - предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

2. «Сплошное» и «выборочное»

При сплошном наблюдении исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

При выборочном наблюдении психолог обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

3. Непосредственное и опосредованное

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а, следовательно, и достоверность полученных результатов.

4. Включенное и внешнее

Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения:

1. наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;

2. наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла).

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе.

Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Оно должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Так называемое объективное, т. е. внешнее, наблюдение - самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, живого ребенка, подлежащего изучению.

3) Этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1. Определение предмета наблюдения (поведение), объекта (отдельные индивиды или группы), ситуаций.

2. Выбор способов наблюдения и регистрации данных.

3. Построение плана наблюдения (ситуации - объект - время).

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.

Предметом наблюдения могут быть различные особенности вербального и невербального поведения.

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

4) Недостатки метода наблюдения. В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу.

А.А. Ершов выделяет типичные ошибки наблюдения:

Галло-эффект, т.е. обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Эффект снисхождения выражается в тенденции всегда давать положительную оценку происходящему. Ошибка центральной тенденции происходит, когда наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.

Ошибка корреляции наблюдается, когда оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Ошибкой контраста является склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черт, противоположных собственным.

Ошибка первого впечатления возникает, когда первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Она предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в реальном двухстороннем общении с испытуемым. Однако при проведении беседы перед исследователем встает ряд трудноразрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемых, их отношения к исследователю. Успех беседы зависит от квалификации исследователя, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост-экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Интервью - целенаправленный опрос, определяется как «псевдобеседа». Широкое распространение получила в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, главная сфера его применения - социология.

Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Задачи интервьюера - не упускать из внимания план, вести разговор в нужном русле, сохранение нейтральной позиции в процессе интервью, стараться не демонстрировать свое отношение к содержанию ответов и вопросов, к собеседнику.

Анкетирование

1) Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

2) Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

Анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

Анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.

Анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет - шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии.

Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Таким образом, основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

Достоинство диагностических методов состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, - от исследования степени овладения дошкольниками различными персептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.

Литература

1. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской, - М., 2004.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, - М., 1988.

3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.

Методы психологии.

Метод- путь получения информации об интересующем объекте и предмете.

Методы- теоретические и эмпирические.

Теоретические методы: анализ, обобщение, классификация, сравнение, подведение под понятие.

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), эксперимент, тестирование, опрос (анкета, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности.

Схема характеристики метода исследования.

1. Определение.
2. Перечислить виды.
3. Назвать требования, предъявляемые к данному методу.
4. Назвать достоинства метода.
5. Назвать недостатки.

Характеристика методов исследования.

1. Наблюдение.

Наблюдение- метод психологии, основанный на целенаправленом восприятии поведения, деятельности, поступков человека.

Виды: сплошное, открытое, включенное, внешнее, выборочное, закрытое, невключенное, внутреннее.

Сплошное- за всем происходящим и выделение орпделенных единиц.

Выборочное- конкретный процесс.

Открытое- наблюдаемый знает о наблюдении.

Закрытое- наблюдаемый не знает о наблюдении.

Включенное- исследователь находится внутри группы.

Невключенное- исследователь не входит в группу.

Внутреннее- наблюдение за собой.

Внешнее- прочие наблюдения.

Требования:

1. Цель.
2. Составить план наблюдения:

Время
-частота
-длительность

3. Выдение единиц наблюдения и способов фиксации.

Единицы наблюдения:
-жесты
-действия
-поступки
-речевые высказывания
-вегетативные реакции
-паузы
-интонационные изменения

Способы фиксации:
-сплошная запись
-таблицы
-схемы с заранее продуманными условными обозначениями.

Достоинства наблюдения.

Исследователь не вмешивается в естественное течение процессов.
Малые материальные затраты.

Недостатки наблюдения.

Большие временные затраты.
Невозможность повторения.
Возможный субъективизм наблюдателя.

2. Эксперимент.

Эксперимент- метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Виды: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий, срез.

Лабораторный- искуственные условия, лаборатории, использование специальных приборов.

Естественный- активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

Констатирующий- выявление определенных психических особенностей и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.

Формирующий- выявление закомномерностей развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого.

Срез- кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития (поперечные- сопоставление разных групп испытуемых; продольные- измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей).

Требования:

1. Планирование:
-сформулировать цель;
-определение контингента испытуемых;
-подборка методик;
-определение места и времени его проведения.

2. Проведение:
-установление доверительных отношений с испытуемым.

3. Эксперименты всегда проводятся индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.

Достоинства эксперимента:

1. Исследователь сам создает условия, чтобы вызвать проявление психических процессов.
2. Исследователь может целенаправленно изменять условия и течение психических процессов.
3. Строгий учет протекания эксперимента.
4. Возможность проведения среди большого количества испытуемых ---> установление общих закономерностей развития психических процессов.

Недостатки эксперимента:

1. Исследователь знает об эксперименте.
2. Невозможность организации исследования так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования.

Психодиагностические методы исследования.

3. Тестирование.

Тест- краткие стандартизированные психологические методики, в результате испытания которых оцениваются те или иные личностные качества.

Виды: тесты-опросники, тесты-задания, тесты способностей, тесты личностные, тесты достижений.

Тесты-опросники- система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения валидности и надкжности вопросов, по ответам на которые судят о психических особенностях человека.

Тесты-задания- оценка психики человека на основе того, что и как он делает.

Тесты способностей- оценка возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками.

Тесты личностные- оценка эмоционально-волевых качеств личности, особенности поведения в различных условиях.

Тесты достижений- оценка уровня овладения знаниями в связи с конктретными программами подготовки.

Требования:

1. Бланки-рисунки, схемы, таблицы, опросники.
2. Аппаратура для обработки результатов.

Достоинства тестирования:

1. Краткость.
2. Массовость использования.
3. Возможность статистической обработки.

Недостатки тестирования:

При использовании тестов учитываются количественные, а не качественные показатели.

4. Опрос.

Опрос- метод психологии, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Виды: анкета, интервью, беседа.

Анкета- опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Интервью- получение информации путем устных ответовна вопросы.

Беседа- получение информации путем речевого обсуждения интересующего вопроса.

Требования:

1. Сообщение некоторых данных о себе.
2. Ряд задаваемых вопросов.

Достоинства опроса:

1. Анкета: получение большого количества информации за относительно малый промежуток времени.
2. Наблюдение за поведением и реакциями человека.
3. Изменение тактики, содержания задаваемых вопросов.

Недостатки опроса:

1. Письменная форма: неполная достоверность данных.
2.Устная форма: большие временные затраты.

5. Анализ проудктов деятельности.

1. АПД- выявление и оценка психологических особенностей человека.
2. Виды зависят от выполняемых действий.
3. Требования: наличие определенных материалов.
4. Достоинства: достоверность данных.
5. Недостатки: возможные затраты большого количества времени; ограничение материалов.

Проективные методы исследования.

Проективный метод- метод психологического исследования, заключающееся в анализе события, личного отношения к нему.

Виды: ассоциативный, интерпретационный, конструктивный, аддитивный, импрессивный, экспрессивный, катартический, моделирование, генетический.

Ассоциативный- предъявление беспорядочного материала, требующего придания субъективного смысла.

Интерпретационный- толкование событий, ситуаций, изображений.

Конструктивный- предъявление отдельных деталей для составления разных целостных картинок.

Аддитивный- дополнение, завершение.

Импрессивный- выбор решения, связанный с влечениями, симпатиями, намерениями.

Экспрессивный- деятельность на свободную или задуманную тему.

Катартический- творческая деятельность в особо организованных условиях.

Моделирование- копирование объекта исследования, с целью его упрощения.

Генетический- определение роли генотипических или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.