Можно ли гордиться своим родом, своей страной.

Поводы для гордости будут зависеть от ваших приоритетов. Для кого-то это будут карьерные высоты, другой будет счастлив, что женился на молодой и красивой женщине, третий же победит на районных соревнованиях по шахматам и будет еще долго с улыбкой вспоминать этот день. Вы можете гордиться любыми достижениями, и чем больше таковых наберется, тем лучше для вас. Однако можно выделить наиболее распространенные поводы для гордости.

Работа и учеба

В молодости люди зачастую гордятся отличной учебой, а позже – работой. Причем, предметом собственного довольства могут быть как длительный хороший результат, так и отдельные взлеты. Стабильная учеба на отлично и регулярное выполнение плана не менее хороши, чем победы на олимпиадах и звание лучшего работника года. Также стоит подмечать и малые успехи: выполненная на высший балл контрольная или похвала от начальника также весьма приятны.

Семья

Семья – это еще один повод для гордости. Гордиться можно красивыми и преуспевающими мужем или женой. Ведь вам удалось привлечь внимание столь замечательного человека, добиться его и выстроить прочные отношения. Здоровые румяные дети, которые начинают читать по слогам, показывают свои первые рисунки, на которых смутно угадывается мама – еще одна возможность похвалить самого себя: вы регулярно не спали по ночам, вложили уйму сил в их воспитание, занимались с чадами, покупали им лучшие книжки и развивающие игрушки, и вот результат.

Здоровый образ жизни

Регулярно ходить в спортзал и питаться здоровой пищей – для некоторых это является настоящим подвигом, ведь куда приятнее лежать на диване и смотреть сериалы, лакомясь при этом мороженым из огромного ведерка. Если вы встали на путь борьбы за свое здоровье или хорошую фигуру, исправно занимаетесь спортом, талия сужается, и лишние килограммы уходят – это отличный повод для гордости, ведь вы последовательны и проявляете отменную силу воли. И даже если периодически вы срываетесь и прогуливаете тренировку в кофейне, это не должно омрачить вашей радости.

Успехи в хобби

Помимо работы, у многих людей имеются хобби. Кто-то по вечерам играет в рок-группе, иные мастерят из дерева и пишут стихи. Приглашения на концерты, восторженные покупатели ваших изделий, публикации в журналах и литературных сборниках – это ли не признание вашего таланта, которым гордиться непременно нужно, ведь вы это заслужили.

Многие хотя бы раз в жизни задумывались над тем, чем на самом деле является гордость и нужна ли она вообще. А может без нее лучше? Может чувство гордости губит человека или же наоборот отличает от животного? Давайте разберемся с этой проблемой.

Чем же на самом деле является гордость?

Сложность определения этого понятия состоит в том, что это оно обозначает собой конкретную эмоцию. Как известно все люди индивидуальны и нельзя обобщать чувства, которые они способны испытывать. Что для одного будет чувством гордости, для другого будет иной эмоцией. Однако на этом поприще психологи проделали титаническую работу: они провели множество исследований (анкетирование, тестирование, опрос, эксперимент) и выявили некоторые закономерности между тем, что чувствуют отдельные люди или их группы и тем, как они это называют.

Таким образом был сделан вывод, что гордостью можно считать ощущение своего превосходства, высшего положения или статуса. Было выявлено, что человек, который преуспел в учебе, работе, увлечении чувствует особое удовлетворение, которое не похоже на удовлетворение от, например, употребления вкусной пищи. Ведь оно возникает от того, что человек становится на новую ступень саморазвития и самопознания. В одно мгновение он понимает, что в данный момент он стал более значимым, нежели был вчера.

Человек начинает себя уважать за собственные достижения. Он выражает чувство гордости примерно так же, как это делают представители животного мира. Например, человек, испытывающий гордость излучает спокойствие, уравновешенность и в то же время внутренний оптимизм и радость. Животные поступают так же. Лев (вожак стаи) всем своим поведением излучает те же поведенческие особенности. Как и у льва-вожака, у гордого человека меняются внешние повадки: осанка прямая, спина ровная, голова поднята, глаза смотрят в упор и смело. Психологи отмечают, что у человека, который горд собой или событиями своей жизни всегда хорошее настроение, хорошая стрессоустойчивость и много жизненных сил. Врачи также отмечают, что гордость благосклонно влияет на здоровье. А именно гордость повышает уровень серотонина в крови.

Стоит отметить, что гордость может быть реакцией не только на поступки или достижения, но и на внутренние догматы. Некоторые люди умеют договорится сами с собой и испытывать это чувство без явных на то причин. Например, «Я живу и я горжусь этим». Психологи отмечают, что такая позиция также правильная и полезная, если не переходить границ.

Грань между гордостью и завистью

Как говорилось выше, гордость — это чувство собственного превосходства, преимущества над остальными. Таким образом, испытывая гордость человек на подсознательном уровне желает, чтобы ему завидовали.

Чувство зависти и гордости соотносятся как похожие и в то же время различные понятия. Их схожесть проявляется в том, что они возникают при сравнении себя с другими. Различий значительно больше. Во-первых, если гордость чаще всего положительное чувство, то зависть наоборот. Во-вторых, чувство гордости возникает при сравнении себя с худшими, зависть — с лучшими. В-третьих, гордость всегда положительно сказывается на здоровье человека, зависть — наоборот. Иногда она может стать причиной многих психологических или даже физических недугов.

Зависть можно рассматривать как изнанку гордости. Так как любая зависть возникает на месте, где потенциально могла возникнуть гордость. Например, если вы завидуете коллеге, который ступает семимильными шагами по карьерной лестнице, это чувство может быть заменено гордость за него. При желании вы можете себя убедить в том, что ваш коллега действительно молодец и гордиться его достижениями. Светлая или темная сторона — это уже ваш личный выбор.

Нужна ли гордость людям?

По результатам многих исследования были сформулированы три точки зрения по этому вопросу: врачей, психологов и просто человека, не владеющего знаниями в области психологии.
Врачи единогласно утверждают, что гордость необходима всем и каждого. Как говорилось ранее, чувство гордости положительно влияет на здоровье. Таким образом врачам абсолютно все-равно чем будет гордиться человек, лишь бы был здоров.
Вторая позиция — мнение дипломированных психологов, мнение которых научно обоснованно. Они заявляют, что не всякая гордость полезна для человеческой психики. Психологи утверждают, что имеет право на существование лишь «здоровая» и обоснованная гордость.

Разберемся с этими двумя понятиями. Обоснованная гордость имеет место быть, когда человек гордится реальными вещами. Например, своими достижениями или успехом друзей. При таком раскладе человек не обманывает себя и его внутренний мир находится в гармонии. Психологи часто диагностируют, что человек может гордиться тем, что еще не сделано. Как ни странно, такое чаще всего встречается у женщин на диете. Они начинают планировать на сколько похудеют и начинаю гордится успехами, которых еще нет. Если им удалось достичь результата, то все хорошо. Если нет, она сразу же разочаровываются в себе, в окружающих, во всем мире. Начинаются серьезные психологические проблемы из-за необоснованной гордости и того, что гордится нечем.

Следующее понятие — «здоровая» гордость. Это понятие означает, что что чувство гордости соизмеримо с тем, отчего оно возникло. Говоря простыми словами, за маленькое дело гордиться нужно немного и наоборот. Почему именно так? — спросите вы. у психологов и на это найдется что ответить. Дело в том, что человеческие чувства сложны. На каждое событие человек должен конкретным образом реагировать. Если на незначительное достижение человек будет отвечать «большой» гордостью, то он не сможет адекватно реагировать на большие успехи. Человек сразу же почувствует конфликт эмоций. Таким образом умом человек понимает, что должен испытывать большую радость, восторг и гордость, но сердцем не испытывает этого. Это тоже приводит к психологическим проблемам.

Обыкновенный человек, конечно, же скажет, что гордость нужна. Однако будьте благоразумны. Соблюдайте правила психологов относительно обоснованности и разумности гордости. Тогда вы сможете адекватно оценивать свои возможности, здраво реагировать на свои успехи и поражения и не отчаиваться, когда что-то пошло не так.

Цель: Доказать, что даже если мы хорошие христиане, это отнюдь не повод для гордости.



Хорошо ли быть хорошим?

Хвалящийся! Хвались Господом!

Я хотел бы сегодня продолжить тему прославления человека человеком, которая была начата месяц тому назад.
Хочу напомнить:
Мы изучили два особых вида людей в церкви:

  • «Команду героев» – тех, кто пытается дослужиться до чинов или стяжать славу среди христиан.
  • И «Команду поклонников» – тех, кто страстно жаждет прославлять, возвеличивать, превозносить героев церкви: служителей, начальствующих, людей обладающих особыми дарами...

Вспомнили?!

Причём, «герои» рассматривались именно те, которые своей целью ставят собственную карьеру или собственное возвеличивание. А служение Богу является обыкновенным инструментом такого «самопрославления».
И поклонники рассматривались те, которые гипертрофированно стараются прославить человека, отодвигая на задний план Бога.

Но тогда же мы вскользь упомянули и настоящих героев веры, о которых пишет автор послания к Евреям в 11-ой главе (мы её также читали:

«Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования...» и т.д. и т.п.).

А сегодня я хотел бы сосредоточить ваше внимание вот на чём:

  • А что, если человек действительно изо всех своих сил старается служить Богу,
  • А что, если у такого человека действительно не стоит цель достичь каких-то чинов в церкви или какой-то славы в церковной среде,
  • А что, если такой верующий действительно хороший человек и хороший христианин,
  • А что, если у подобного человека действительно в сердце есть и любовь, и радость, и мир, и долготерпение, и кротость, и воздержание, и вера, и благость, и милосердие...

Скажите, пожалуйста, в этом случае такому брату или сестре есть чем гордиться и чем хвалиться? Хвалиться своей праведностью, своим прекрасным отношение с Богом, своей богобоязненностью... Ну почему бы не хвалиться хорошим? А?
Вот о таких людях мы сегодня и поразмышляем: о хороших христианах, о настоящих верующих, стать которыми, я уверен, стремится всякий нормальный христианин. А на поставленные вопросы (стоит или не стоит гордиться тем, что я хороший христианин?) попробуем ответить позже!

"...Ибо нет такого как он на земле!"

И в качестве образца хорошего богобоязненного верующего человека я хотел бы использовать классический библейский пример. Кто является одним из таких образцовых людей в Писании? Напомню:

«... ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». (Иов.1:8)

Заметим, это сказал об Иове Сам Бог, лично!!!

А сейчас, для начала разговора, я хочу процитировать вступление к комментариям к книге Иова из известного многотомника Толкования Библейской кафедры. Читаю:
Цитата: «Один из наиболее известных миру примеров незаслуженного страдания записан в книге Иова» . Конец цитаты.

Уверяю вас, что такое понимание страданий Иова – не единственное. В том, что Иова незаслуженно отдали в руки сатане убеждено подавляющее большинство верующих. И что подтвердить это, я прочитаю несколько строчек в конце этого же толкования книги Иова, где его авторы пытаются сформулировать цели, к которым стремился Бог, обрушив на Иова этот ураган несчастий:
Цитата: «Три оппонента Иова считали, что страдание не имеет никакой другой цели, кроме наказания за злые дела. Сам Иов полагал, что в отношении него у Бога была лишь одна цель – «разрушить» жизнь его. Елиуй, напротив, подчёркивал, что намерение Господа было уберечь Иова от пути, ведущего к погибели. На самом же деле (мне нравиться эта безаппеляционность: они знают, что Бог хотел сделать на самом деле!) ... итак, на самом же деле Бог преследовал в этой ситуации две цели: посрамить сатану, доказав несостоятельность его утверждения относительно Иова, и, углубить духовное видение Своего праведника.» Конец цитаты.

Я не рискну быть настолько дерзким, чтобы заявлять, что знаю, для чего Господь поразил Иова.
Но... хочу сегодня вместе с вами посмотреть на особую опасность, которая грозит хорошему верующему на его жизненном пути к Богу. Для этого нам будет очень полезна книга Иова.

В начале было ВСЁ!

Начнём мы с самого начала: Чем обладал Иов в начале?

Иов.1:1-3 «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. И

мения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока».

  • Итак: непорочность – раз;
  • Справедливость – два;
  • Богобоязненность – три;
  • Удаление от зла – четыре;
  • Сыновья и дочери – пять;
  • Большое имение – шесть;
  • Слава среди людей – семь.

Интересное число и мы знаем, что оно означает – полнота, совершенство. А теперь посмотрим, что потерял Иов:

Иов.1:14-22 «И [вот], приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге».

Иов за один день теряет всё своё богатство и сыновей и дочерей – из семи достоинств – два потеряно.

И наступил для Иова второй страшный день:

Иов.2:7-10 «И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.

Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими».

У Иова пропадает то, что не было перечислено вначале, но что как бы подразумевалось – здоровье. Страшная потеря! Сатана ударил точно в цель, когда просил у Бога разрешения коснуться Иова. Помните:

Иов.2:4,5 «И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?»

Когда человек болен и болен тяжело, он уже не может думать ни о чём другом. Ну, или почти не о чём... в чём мы скоро убедимся!
Но, как мы скоро выясним, Иов потерял ещё одну драгоценность, которую имел. О её потере пока не упоминается.
Потерял ли он её вместе с богатством? Возможно!
Потерял ли он её вместе с приобретением страшной болезни? Почти наверняка!
Так что же это за драгоценность? Скоро мы выясним!

Обратили ли вы своё внимание, что на протяжении всей книги Иов вспоминает о своей семье всего два раза:

Иов.16:7,8 «Но ныне Он изнурил меня. Ты разрушил всю семью мою. Ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня; восстает на меня изможденность моя, в лицо укоряет меня».

Иов.19:13-17 «Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня.

Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их. Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его.

Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего».

Вообще это совершенно не характерно для жителей востока: семья, дети, наследники – в те времена были особенно важны, и почитаемы, и желаемы. Это была великая драгоценность. Этим гордились, это жаждали, это ценили!!!

Обратим внимание, что четыре достоинства сатана так и не смог забрать у Иова: непорочность, справедливость, богобоязненность, удаление от зла... Но что же ещё потерял Иов?

Главная потеря

Попробуем теперь, отталкиваясь от следующего места Писания, обнаружить то, потеря чего для Иова важнее даже потери детей (судя по тому, сколько места уделяется этой драгоценности в его в книге). И о чём он продолжает думать, даже несмотря на своё ужасное состояние. Так что же всё-таки это?

Иов.29:2-25 «...о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы; как был я во дни молодости моей, когда милость Божия [была] над шатром моим, когда еще Вседержитель [был] со мною, и дети мои вокруг меня, когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея!

Когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, - юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их.

Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного.

Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость.

Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно.

Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное. И говорил я: в гнезде моем скончаюсь, и дни [мои] будут многи, как песок; корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих; слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей. Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них.

Ждали меня, как дождя, и, [как] дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им - они не верят; и света лица моего они не помрачали.

Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих».

Иова очень уважали и в его народе, да и вообще на востоке:

«...и был человек этот знаменитее всех сынов Востока»

И он очень ценил это уважение. Мы видим из его слов, что он гордился им.
Больше во всей книге Иов говорит только о своей праведности и о том, как ему сейчас плохо.
И судя по горячности того, как он говорит дальше, его очень потрясла потеря прежней славы, уважения, величия.

Да-да, именно величия! В неканонической Библии написано, что Иов был одним из царей Едома, пятый от Исава.

Но вернёмся к потерям Иова:

Иов.30:1-15 «А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих. И сила рук их к чему мне? Над ними уже прошло время.

Бедностью и голодом истощенные, они убегают в степь безводную, мрачную и опустевшую; щиплют зелень подле кустов, и ягоды можжевельника – хлеб их. Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Ревут между кустами, жмутся под терном.

Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их. Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим.

Так как Он развязал повод мой и поразил меня, то они сбросили с себя узду пред лицем моим. С правого боку встает это исчадие, сбивает меня с ног, направляет гибельные свои пути ко мне.

А мою стезю испортили: все успели сделать к моей погибели, не имея помощника. Они пришли ко мне, как сквозь широкий пролом; с шумом бросились на меня. Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако».

Иов потерял то, что ценил чрезвычайно: величие, уважение, и славу у человеков.
Был ли Иов праведником? Да, конечно! И об этом много говорит и сам Иов, об этом же говорит и Господь.
Дай нам Бог всем, чтобы и о нас когда-нибудь так сказал Господь: «Видел ли ты ты рабу мою Таню, или Анну, или Ирину... видел ли ты раба моего Васю, или Андрея, или Серёжу... «ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла».
Хочется вам, чтобы о вас так сказал Господь? И мне хочется!

Справедлив ли Бог?...

Но позвольте мне вернутся к начальному утверждению о незаслуженном страдании.
Видите ли, я совершенно убеждён, что Бог обладает абсолютной справедливостью. Да! Иногда её трудно, а иногда просто невозможно понять, но она, безусловно, есть!
И позволив сатане лишить Иова богатства, детей, здоровья, Господь избавил его от качества, которой совершенно лишнее для богобоязненного человека – элементарной гордости за свою праведность.
Причём, это ужасная трагедия, в результате только добавила Иову, и мы видим это из Писания, и праведности и богобоязненности.

Почему я думаю, что именно по гордыне Иова был нанесён удар?

Попробуем раскрыть глаза и ещё раз внимательно вглядется в речи Иова.

А для этого вернёмся к построению некоторых фраз в 29-ой и 30-ой главе книги Иова. Давайте почитаем слова якобы «не имеющего гордыни» человека:

Иов.29:7-11 «...когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, - юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их. Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня»

Конечно, Иова уважали за праведность, справедливость, доброту. Никаких на это нет возражений.

Но... он это очень-очень-очень ценил и гордился этим уважением.
Читаем дальше слова Иова:

Иов.29:14 «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло».

Мантия – накидка царя или священника. Увясло – головная повязка священника.
Не знаю как вы, а я чувствую за этими словами лёгкий душок гордыни. Нет?

Иов.29:20-25 «...слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей. Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем.

После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и, [как] дождю позднему, открывали уста свои.

Бывало, улыбнусь им - они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов...»

До этого места.
Нет тут гордости за самого себя? Нет?

Читаем ещё особенное место, которое показывает ту дистанцию, которую Иов устанавливал (будучи и добросердечным и праведным и заботящимся о бедных и нищих), но... тем не менее, всё-таки устанавливал между собой и, скажем так, некоторыми людьми:

Иов.30:1 «А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих».

И вы хотите сказать, что это говориться о человеке, не имеющем гордыни?!

Читаем ещё слова Иова:

Иов.19:4-10 «Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается.

Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим, то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью.

Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей.

Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою».

Читаю ещё раз: Бог...

«Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей»

А что по поводу всего этого думает Бог?...

Ещё раз особое внимание на то, что говорил Бог Иову!!!

Но и в обращении Бога из бури к Иову тоже звучат слова, которые просто-напросто ставят Иова на место, как часто Господь ставит на место многих людей, в том числе, как он иногда ставил и ставит на место и меня. Но не обо мне сейчас речь.

Читаем обращение Бога к Иову:

Иов.40:5-9 «Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.

Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя».

Вседержитель как бы с насмешкой говорит своему праведнику: «Ты считал себя великим на земле? Покажи-ка, дружок, это вот таким образом и Я признаю тебя великим!»

Самое важное - резюме Бога!

Вы знаете, что важно начало речи, но намного важней её конец. В конце речи, как правило, подводится итог, подчёркивается самое главное. Я сейчас прочту самые-самые последние слова Бога к Иову. И уже вам судить, прав ли я, утверждая, что именно за гордыню, вернее за особый вид гордыни – гордость свой праведностью – и подверг Господь Иова такому страшному испытанию.

Итак, последние слова Бога. Напомню, в своём обращении к Иову из бури Господь в самом конце говорит почему-то о левиафане, как символе особом гордыни:

Иов.41:25,26 «Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости ».

Как вы думаете, почему последние слова Бога к Иову были о сынах гордости? Случайно? Просто так? Или всё-таки в этом скрывается потаённый смысл, который трудно увидеть с первого раза?

Открою страшную тайну: случайного в Библии ничего нет!
Всё, что в ней написано, написано с определённой целью. Нужно просто приложить усилия, чтобы это увидеть. Мы сегодня и пытаемся приложить такие усилия.

Что... ты... имеешь, чего бы не получил?!

В заключении нашего изучения некоторых сторон книги Иова я хочу сказать следующее: Да, наш брат Иов, безусловно был человеком праведным и богобоязненным. Был человеком, которого чрезвычайно ценил и любил Бог.

И к нему особенно применимы слова Писания:

Евр.12:6-11 «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».

Просто об Иове, не правда ли?

Давайте-ка копнём чуть глубже это утверждение, и вот в каком направлении: Если (предположим теоретически) я абсолютно совершенен в каком-то отношении. То есть достиг предела. Ну, предположим, что это возможно для человека. Нужно ли меня ещё чему-то учить, наставлять, изменять?

Нет! Если абсолют достигнут, добавить к нему больше ничего не возможно.

Значит, если наставление от Бога продолжается, значит – есть чему учится, есть от чего избавляться, есть что совершенствовать.

И все эти жуткие вещи произошли с Иовом, в том числе и потому, что его нужно было избавить от гордости за свою праведность (что, между прочим, только добавляет праведности человеку).

Праведник! Стань ещё правднее!

Каждый раз, когда я углубляюсь в Ветхий Завет, для того, чтобы увидеть новые истины Божьи, я благодарю Бога за то, что у нас есть и Новый Завет: Евангелия и книги апостолов.

Как много в Ветхом Завете становиться понятным, когда смотришь на него через истины Нового!

Но вернёмся к Иову:

Иов.42:7,8 «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.

Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».

И эти последние слова Бога к Елифазу говорят нам о том, что Бог, не смотря на то, что Он допустил в жизни Иова такие страшные вещи, не смотря на то, что он провёл его, в полном смысле этого слова, через долину смертной тени, четыре раза в одном предложении повторяет: «раб Мой Иов»!
И среди многих истин, которым научил Господь Своего верного раба, проведя его через испытания, я уверен была и эта:

Не гордись и не хвались своей праведностью! Гордость даже за хорошее – не то качество человеческой души, которое стоит иметь человеку, стремящемуся войти в Небесное Царство!

Я ещё раз хочу сказать о том, как мы должны быть благодарны Богу за Новый Завет. Потому что многие, очень многие вещи, совершенно непонятные в Ветхом Завете становятся в свете Нового Заветы – просто очевидны.

И вот она печать Нового Завета на книге Иова:

1Кор.4:7 «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?»

И это не какая-то новость, которую совершенно не знали древние роды.

Царь Давид говорит: 1Пар.29:11,12 «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.

И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.»

Всё, что у нас есть – от Бога!

«Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца». Прит.21:2

Иов был совершенно уверен в своей праведности, но Господь взвесил его сердце и там оказалось немножко лишних элементов.

Задумаемся вот о чём: скажите, Бог знал, что будет с Иовом до всех его бед, бедствий и болезней или это сатана открыл Ему глаза и подтолкнул к таким действиям против Иова?
Конечно, Господь прекрасно всё знал! И сатана только послужил инструментом в Божьих руках, чтобы верный раб Божий Иов стал ещё чище и праведней.

Иов был конечно удивительный праведник, но он допускал одну маленькую ошибку, поскольку тогда ещё не было 2-го послания к Коринфянам:

2Кор.10:17,18 «Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь».

Иова хвалил Господь? Да, хвалил! И этого было достаточно! Иову просто не надо было, в дополнении к этому:

  • ещё и самого себя хвалить,
  • и так высоко ценить похвалу других людей – вот и всё!

И пусть жестоко и страшно, но я верю, что Справедливый и Премудрый Бог навсегда избавил Иова от этого недостатка! Но, видимо, по-другому было нельзя! И Иов выдержал это испытание, потому что Господь детям своим и верным своим никогда не даёт испытания сверх сил!

Несколько слов к нынешним праведникам...

Обратили ли вы ваше внимание, что в сегодняшней проповеди я намеренно не касался ни современной церкви вообще, ни нашей общины.
Но, вы понимаете, что всё, о чём мы сегодня размышляли также актуально и для нас, как и тысячи лет тому назад было актуально для Иова.

  • Тебе подарил Господь спасение! Один из сотни окружающих тебя людей, ты, человек, войдёшь в Царство Небесное, попадёшь на новую землю под новым небом, тебя назвал Бог царственным священством, сыном или дочерью Своей?!

Не гордись, но бойся по глупости своей отдать эту драгоценность за миску мирской похлёбки, которая приправлена богатством, славой и дутыми ценностями этого мира!

  • Ты имеешь удивительные, необычные дары от Бога?!

Не гордись, но бойся. Поскольку тебе это дано от Бога для служения Ему, а не для прославления своего собственного имени, а тем более не для набивания карманов деньгами.
Берегись, в этом случае, чтобы однажды утром не проснуться весь белым от проказы, как снег.

  • Тебе дано служение Богу и его народу? И у тебя успехи в этом служении? И ты видишь, что дела идут всё лучше и лучше?

Не гордись, но бойся. Потому что именно Бог ставит человека на служение. Но если ты начинаешь считать других людей ниже себя, если ты начнёшь думать о себе, как о совершенно незаменимом служителе, если ты вообразишь, что только твоим старанием достигнуты в служении такие впечатляющие результаты?
Готовься, дружок, что в скором времени придут к тебе твои друзья, чтобы поплакать и посетовать вместе с тобой, над твоим ушедшим величием и успехом!

Потому что (я открываю страшную тайну) именно Бог и убирает человека из служения (иногда на время, чтобы человек пришёл в себя от своего собственного величия, а иногда и навсегда).

И как итог нашего сегодняшнего размышления, я хотел бы, чтобы прозвучали слова из...

1Кор.1:26-31 «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом ».

Аминь!

Проповедник: брат А.

Гордость с нагрузкой

"Сняла решительно пиджак наброшенный. Казаться гордою хватило сил". Это было более или менее понятно: девичья гордость, не давай поцелуя без любви и вообще лирика. "С законной гордостью отрапортовал рабочий коллектив Захоперского снегоперерабатывающего комбината им. Внеочередного съезда о досрочном выполнении производственного плана за пятый квартал шестого года седьмой пятилетки". Это было уже чуть менее понятно, но зато привычно, вроде как лицо диктора Кириллова или очередь за печальными фрагментами коровьего скелета. И в общем-то тоже своего рода лирика.

Когда человек гордится дочкой, занявшей первое место на конкурсе юных музыкантов, это совсем понятно: в этой победе обнаруживаются следы его собственных душевных инвестиций. Если человек говорит: "Я горжусь своей дружбой с N", - это тоже понять можно: если такой достойнейший человек, как N, дарит тебя своей дружбой, значит, в тебе что-то есть.

Но та гордость, объектами которой служат вещи, никаким образом не тронутые нашим личным усилием или хотя бы участием, в моем представлении входит в круг явлений безусловно иррациональных.

Особенно в этом смысле причудливыми, хотя и самыми заметными на поверхности бурной общественной жизни мне кажутся два типа гордости - гордость "государственная" и гордость "национальная". Впрочем, это явления одного порядка. Странно это или не странно, но явления эти существуют, и не считаться с этим нельзя. Мало ли еще существует странных явлений в природе, а также в мире людей и вещей.

Можно, конечно, сказать, что чем, мол, ты гордишься - ты-то, мол, тут при чем! Смирись, мол, гордый человек. А что толку?

Так или иначе, но если непременно хочется гордиться, то для равновесия научись тогда и стыдиться. Лишь стыд может хоть как-то притормозить разрушительный потенциал безудержной гордости.

Хочешь гордиться Толстым и Достоевским, Менделеевым и Чайковским, победой над немецким фашизмом, Королевым и Гагариным? Гордись, если неймется. Но тогда изволь устыдиться разделов Польши, красного террора, Ленина-Сталина, раскулачивания, ГУЛАГа, пакта Молотова-Риббентропа, Катыни, Берлинской стены, подавления Пражской весны, зачисток чеченских сел, чекистского крюка и неиссякаемого потока вранья, которым тебя же неустанно кормит твое же родное государство.

А-а! Это все не ты, это другие? Ты к этому отношения не имеешь? А к "Войне и миру" ты имеешь отношение? А подо Ржевом ты был убит? А на околоземной орбите как тебе было, ничего? Скафандр не жал?

Если ты такой уж прямо, допустим, русский, что русее не бывает, и если тебе хоть убей приспичило изо всех сил гордиться дедами-победами да отцами-молодцами, то постыдись уж заодно и погромов, и мужика, своим бренным телом перегородившего выход из электрички, и гопника, на всех углах орущего "Россия для русских".

Если ты такой уж, допустим, еврей евреич и тебя распирает от гордости за Альберта Эйнштейна, Кафку и Иегуди Менухина, то устыдись в таком случае железного наркома Лазаря Кагановича и зубного техника Зяму, приворовывающего казенное золотишко и презирающего "этих гоев". Если тебе приспичило считать нобелевских лауреатов "из наших", то считай уж до кучи и комиссаров в пыльных шлемах, пламенно руководивших доблестными продотрядами. Сам, сам считай, не доверяй это дело нацистам.

Не хочешь стыдиться того, к чему сам не был причастен? Понимаю. Так и не гордись тогда.

Знаю, что призывы мои тщетны. Знаю, что чем больше у человека потребность в метафизической гордости, тем меньше ему охота чего-то стыдиться. А поэтому все время выходит так, что гордятся одни, а стыдятся другие.

Оно и понятно: для того чтобы уметь четко отделять объекты гордости от объектов стыда, требуется постоянная и очень напряженная работа ума, сердца, опыта, интуиции. Ибо это и есть работа по различению добра и зла.

Гордость и сама по себе относится к числу смертных грехов. Гордость, не уравновешенная стыдом, - грех двойной. Ибо в таком случае страсть эта приводит тебя к тому, что ты начинаешь гордиться как раз тем, чего следует стыдиться.

Да, существуют люди, которые без "чувства законной гордости" как без пряников. А поэтому чем меньше становится содержательно обеспеченных объектов гордости, тем более остервенелый характер носит охота за ними.

Догордиться, таким образом, можно и до мышей. Что, впрочем, повсеместно и происходит. Неугомонные, обуянные неутолимой страстью "гордецы" хватаются за все подряд - за шустрого попрыгунчика всея Руси Диму Билана, за без пяти минут финал футбольного чемпионата, за танковый турпоход по холмам Грузии, за счастливую, будящую патриотические восторги возможность прикрутить газовый крантик надменному соседу, за нечаянную радость стать благоговейными зрителями великого таинства - священного распила олимпийских бюджетов.

Лет пять назад я побывал в Челябинске, где провел пару дней. В один из них мне устроили маленькую автомобильную экскурсию по окрестностям города. Была жутко снежная зима, поэтому природные красоты оказались не слишком доступными моему взору. Некоторую визуальную недостаточность как умел компенсировал любезный и словоохотливый водитель, увлеченно рассказывавший, сколько грибов, ягод и рыбы здесь будет летом. Он же поведал мне и про страшную техногенную катастрофу, случившуюся в этих краях сколько-то лет назад.

Когда же мы проезжали мимо какой-то ничем особенным не выделявшейся местности, его голос сделался вдруг заметно звонче, а в интонациях послышалась отчетливая региональная гордость. "Между прочим, - сказал он, - вот это место, которое мы сейчас проезжаем, по данным ООН считается самым загрязненным в мире".

"Оу!" - на манер вежливого иностранца из советской кинокомедии произнес я и со всей деликатностью, на какую хватило моих способностей, попросил его прибавить скорость.

Ибо это именно то чувство, которое превозносит человека над другими людьми. Да, что там над людьми? Гордыня способна превознести человека над самим Господом и понятное дело, что ничего хорошего в этом нет.

Но признаюсь вам, я испытываю чувство гордости за поступок запорожского священника, который отказался отпевать некрещеного младенца, и вот почему:

На самом деле мне радостно осознавать, что среди нашего духовенства есть принципиальные, преданные Христу и Церкви люди, которые не бояться исповедовать свою веру во всей чистоте, не взирая на политическую конъюнктуру или пристрастия мира сего. Люди, которые не бояться пострадать за Христа. Не боятся скорбей и лишений. Люди, которые лучше и чище меня. Люди, с которых я могу брать пример. Потому что они на деле исполняют заповедь Спасителя: «Блаженны вы когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестие за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах…» (Лк. 6, 22-23).

Грех ли это? Вряд ли? Ибо чувство это не возносит меня над такими людьми. И даже наоборот, побуждает меня к покаянию за то, что я не полностью отдаю себя служению Господу и Его Церкви (может быть для этого чувства нужно найти какой-то другой, более подходящий термин?)

Но в это же время мне бывает стыдно за тех своих сослужителей, которые поливают грязью Церковь на разного рода антицерковных помойках, типа «Эха Москвы», или на страницах украинской ура-патриотической прессы. А некоторые умудряются даже делать это на католических ресурсах.

Вы спросите и что в этом чувстве (стыда за других людей) такого удивительного или необычного?

Так вот, не так давно, в одном из православных печатных изданий, мне на глаза попалась статья о том, как плохо испытывать чувство стыда за других. Ее автор, явно движимый благородным порывом ответить на критику Церкви со стороны светского общества, обрушился на всех тех, кому бывает стыдно за своих братьев по вере. Ибо по его мнению: «Стыд за других – то, что человек видит именно других намного хуже, и не хочет быть в их тени, не хочет, чтобы его ассоциировали с ними» .

Если говорит коротко, то в целом контекст статьи выдержан в стиле – «сам дурак», а именно: если вам вдруг стало стыдно за другого человека, то на самом деле, это чувство является признаком вашей духовной незрелости, реальной гордыни (т.е. греховного состояния) и самолюбия. Именно поэтому, делает вывод автор, если нам и должно быть за кого-то стыдно, то только за себя. А сами эти чувства (стыд за других и стыд за себя) несовместимы никоим образом.

Но важно даже не это. На мой взгляд, данный материал как раз и является признаком нашей духовной незрелости, попыткой самооправдания – худшего из пороков, мешающего нам трезво оценить свою жизнь, увидеть свои ошибки и недостатки.

По меткому выражению прп. аввы Исайи, самооправдание есть конец страстей! Если попытаться более глубоко вникнуть в смысл этой фразы, станет понятно ее истинное значение: самооправдание – это лакмусовая бумажка духовной жизни человека или, точнее сказать, оно есть свидетельство полного отсутствия духовной жизни в человеке, признак абсолютного доминирования страстей в нашей душе.

Привычка оправдывать свои недостатки, как правило, характеризуется полным отсутствием критического отношения к себе, т.к. оправдывающийся человек скорее склонен увидеть грехи ближнего, а собственное осуждение объяснить дьявольскими кознями или завистью окружающих.

Страсть к самооправданию рождается очень просто, легким наветом против тех, кто указывает нам на наши грехи и недостатки. Слушая такого человека, легче всего сказать себе: этот человек гордый (ему бы только обличать, да осуждать, т.е. опять тот же аргумент в стиле – «сам дурак») – и мы уже не можем смотреть на него иначе, как сквозь призму этого ложного «рассуждения», – мол, где же у него там гордость сидит? Думая так, мы, естественно, фактически без труда находим то, что ищем, потому что искать гордость в человеке – все равно, что искать песок в пустыне – не найти невозможно: песок повсюду, куда ни посмотришь. В противовес этому, мы невольно начинаем любить похвалы, лицемерие и человекоугодие. Нередко склоняя голову перед «хвалебным пением» в нашу честь и придавая смиренно-елейное выражение своему лицу, не забудем заметить: «Ну, что вы – я человек грешный!», хотя в это же время душа наша бывает преисполнена сладостного умиления и чувства собственной значимости.

Так что, скорее всего, автор разбираемой нами статьи и сам не заметил, как допустил явную ошибку, а лучше сказать нарушил логическую последовательность в рассуждении, а именно: для него стыд за других, и собственная гордыня являются тождественным понятиями. Таким образом, он нарушил сразу два закона логики: закон тождества и закон достаточного основания.

Почему так получилось понять трудно? Еще раз скажу – в реальности гордыня и производное от нее самооправдание, это такое состояние, когда нам неприятны замечания со стороны, а неприятны они нам именно потому, что мы видим себя лучше других и т.д.

В противоположность самооправданию, чувство стыда (не важно за себя или за других) принципиально несовместимо с гордыней. Стыд практически всегда рождается вследствие раскаяния человека. Можно даже сказать, – вследствие нашего покаяния. А у покаяния совершенно другой вектор, нежели у гордыни. Покаяние, стыд – это признак смирения, а не гордыни. И поэтому стыд за других вовсе не означает того, что мы автоматически считаем себя лучше этих людей. Стыд за других – это чувство боли и сострадания к тому человеку, по отношению к которому это чувство возникло. В нашей душе это чувство должно вызывать антипатию не к конкретному человеку, а ко греху, который тот сотворил. В том числе, это чувство должно и нас предостерегать от того, чтобы не впасть в аналогичных грех.

За Церковь нам действительно стыдиться нечего, т.к. Церковь свята и непорочна и Она – есть Тело Христово, Столп и утверждение Истины и т.д. Но все же Церковь это одна семья и мы в этой семье друг другу не чужие. Лично я воспринимаю любой публичный и непубличный грех своих собратьев священнослужителей (в том числе и иерархов), как личную трагедию родных мне людей. Да мне стыдно за тех, кто ведет в Церкви двойную жизнь (с одной стороны служит в ней, а с другой, ни за что, ни про что, поливает ее грязью).

Конечно же, я согласен с тем, что за себя лично нам тоже должно быть (хотя бы периодически) стыдно. И все же стыд за других людей очень часто является показателем того, что совесть в нас еще жива. Ну согласитесь, странно было бы узнать, что матери, сын которой совершил гнусный поступок (с нравственной точки зрения или уголовное преступление, например), не стыдно за своего сына. Что же она его хвалить должна? Нет, она должна взять ответственность за его воспитание на себя и поэтому в этой ситуации есть место обоим видам стыда. В противном случае получается так, что за себя стыдиться она может (мол виновата не доглядела), а вот за сына нет, – мол мальчик он у меня хороший и ни в чем не виноват (или в крайнем случае, – бес попутал). Что это если не боязнь взять на себя ответственность за грех близкого человека, воспитанием которого она занималась не один год?

И, кстати, ответственности этой не боялись святые отцы, которые прямо, без всякой тени ложного смирения говорили о проблемах и нравах современного им общества и внутри церковной жизни. Тем самым исполняя заповедь апостола Павла: « Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5,20).

В качестве примера позволю привести себе только лишь несколько цитат св.отцов на эту тему (хотя на самом деле таких цитат у св.отцов можно найти огромное количество). Уже апостолам приходилось писать горькие слова о своих учениках: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (Гал. 5,7). «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил. 2, 20-21).

А вот свт. Григорий Богослов прямо пишет о том, что ему бывает стыдно за своих собратьев: «…Мне стыдно было за других, которые, будучи ничем, не лучше прочих (если еще не хуже) с неумытыми, как говорится, руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело…».

В письме к своему другу св.Василию Великому он пишет: «Спрашиваешь, каковы наши дела? Крайне горьки. Церкви без пастырей; доброе гибнет, злое наружи; надобно плыть ночью, нигде не светят путеводительные звезды. Христос спит».

Да и сам свт. Василий Великий сказал не мало горьких слов на эту же тему: «…Церкви почти в таком же положении, как и мое тело: не видно никакой доброй надежды: дела непрестанно клонятся к худшему… Я, быв когда-то на духовных празднествах, встретил едва одного брата, который, по-видимому, боялся Господа, но и тот был, одержим диаволом. Много, правда, слышал я и душеполезных речей; впрочем, ни в одном из учителей не нашел добродетели соответствующей речам… Любовь охладела, разоряется учение отцев, частые крушения в вере, молчат уста благочестивых... И хотя скорби тяжкие, но нигде нет мученичества, потому что притеснители наши имеют одно с нами именование».

Вторит ему и свт. Григорий Двоеслов: «Смотрите, мир полон священников, но редко встречаешь делателя на жатве Божьей, ибо мы согласны облекаться епископским саном, но не исполнять обязанностей нашего сана. Есть, любимейшие братья, в жизни епископов великое зло, которое сокрушает меня. Дабы кто не подумал, что я желаю причинить кому-либо личную обиду, я самого себя первого в этом зле обличаю; вопреки моей воле я поддаюсь требованиям варварской эпохи. Это зло заключается в том, что мы вдались в занятия века сего и что наши действия не соответствуют достоинству сана. Мы бросаем дело проповеди. Если мы призваны к епископскому званию, то это, вероятно, в наше же наказание, ибо у нас только имя епископа, но нет достоинств. Те, кто нам вручены, отходят от Бога, а мы молчим; они гибнут во зле, а мы им и руки не протягиваем, чтобы вытянуть их. Занятые мирскими делами мы безразличны к судьбе душ».

Не оставались в стороне от насущных проблем своего времени и святые более близкого к нам времени. Так, в середине XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов) рисует не менее печальную картину: «Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят… Положение Церкви и христианства самое горестное. Предсказанное в Писании совершается, охлаждение к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось православие… Заезжал ко мне протоиерей из того села, в котором живут потомки Сусанина, человек довольно умный. Он сказывал, что крестьяне пропились и обнищали донельзя, что этого тока ничем нельзя удержать… Вместе с разгульною жизнью явилось особенное охлаждение к Церкви и духовенству (что тут скажешь - прямо про наше время). Кутилы из крестьян кутят и впали в индефферентизм по отношению к религии; не кутилы обращаются в большом количестве к расколу. Дворянство бедно и не может помогать церквам и духовенству, как помогали прежде. Содержание духовенства скудеет и скудеет. Протоиерей, имеющий практический взгляд, говорил, что этому положению не видно исхода и что последствия этого положения должны быть многоплодны… Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления».

Так вот, именно для того чтобы дух нашего антихристианского времени не завладел нами полностью мы и должны не бояться стыдиться за свои неблаговидные поступки и за неблаговидные поступки других людей, в том числе наших оппонентов.