Мысли о россии. Международная обстановка накануне второй мировой войны

Введение

Причины Второй мировой войны - один из основных вопросов истории XX в., имеющий важное идеологическое и политическое значение, так как выявляет виновников этой трагедии, унёсшей свыше 55 млн. человеческих жизней. Более 60 лет западная пропаганда и историография, выполняющие социально-политический заказ, скрывают подлинные причины этой войны и фальсифицируют её историю, стремясь оправдать политику Великобритании, Франции и США в пособничестве агрессии фашизма, а ответственность западных держав за развязывание войны переложить на советское руководство.

Объект исследования - история Второй Мировой войны.

Предмет исследования - причины Второй Мировой войны.

Цель исследования - изучить причины Второй Мировой войны

  • -проанализировать причины Второй Мировой войны;
  • -рассмотреть готовность стран участников войны ко Второй Мировой войне;
  • -определить предпосылки к началу Второй Мировой войны.

Ситуация в мире накануне Второй Мировой войны

Вторая мировая война стала следствием геополитических противоречий между ведущими мировыми державами, обострившимися к концу 30-х годов. Разгромленная в ходе Первой мировой войны Германия, преодолев к концу 20-х годов экономические последствия поражения в мировой войне, стремилась вернуть утраченные позиции в мире. Принимавшая участие в Первой мировой войне на стороне англо-французской коалиции (Антанты) Италия считала себя обделенной в колониальных разделах, происшедших после её окончания. На Дальнем Востоке Япония, значительно усилившаяся в результате ослабления в дальневосточном регионе позиций России в ходе гражданской войны и поглотившая после Первой мировой войны дальневосточные колонии Германии, стала все более открыто сталкиваться в этом регионе с интересами Британской империи и США. Советский Союз, геополитические интересы которого никак не были учтены системой Версальских соглашений, завершивших Первую мировую войну, стремился обеспечить свою международную безопасность путем раскола «капиталистического окружения» и поддержки так называемых «социалистических революций» во всем мире (в первую очередь в Восточной и Центральной Европе и в Китае).

Война есть акция политического характера, и политика вырабатывается определенными социальными силами, политическими партиями и их руководителями.

Основная направленность политики диктуется экономическими интересами, но сам процесс выработки политики, определение средств и способов её реализации в огромной степени зависит от идеологии и мировоззрения её творцов.

Самая грандиозная, кровопролитная и страшная война в истории человечества, получившая название Второй мировой, началась вовсе не 1 сентября 1939 года, в день, когда гитлеровская Германия напала на Польшу. Начало Второй мировой войны было неизбежным с момента окончания в 1918 году войны, приведшей к переделу практически всей Европы. Сразу после подписания всех договоров каждая из перекроенных стран, у которых отняли часть территорий, начала свою маленькую войну. Пока она велась в умах и разговорах тех, кто не вернулся с фронта победителями. Они вновь и вновь переживали события тех дней, искали причины поражения и передавали горечь собственного проигрыша своим подрастающим детям.

Началу второй мировой войны предшествовал приход к власти в Германии Адольфа Гитлера (1933 г.), подписание антикоминтерновского пакта между Германией и Японией (1936 г.) возникновению очагов войны как в Европе (захват Германией Чехословакии в марте 1939 г.) так и на востоке (начало японо-китайской войны в июле 1937 г.)

Членами антигитлеровского блока являлись: СССР, США, Франция, Англия, Китай (Чан Кайши), Греция, Югославия, Мексика и т.д. Со стороны Германии во Второй мировой войне участвовали: Италия, Япония, Венгрия, Албания, Болгария, Финляндия, Китай (Ван Цзинвэй), Таиланд, Финляндия, Ирак и т.д. Многие государства - участники Второй мировой войны, не вели действий на фронтах, но помогали, поставляя продовольствие, медикаменты и иные необходимые ресурсы.

Шесть лет продолжалась эта гигантская бойня. 2 сентября 1945 года, капитуляцией Императорской Японии, была поставлена последняя точка. Вторая Мировая война - крупнейшая в истории война, была развязана Германией, Италией и Японией с целью пересмотра итогов Версальского мирного договора 1919 г. и Вашингтонской конференции по ограничению морских вооружений и проблемам Дальнего Востока.

Предпосылки Второй Мировой войны

Причина заключалась в отсталости страны и пагубности курса ее правительства, не желавшего «портить отношения» с Германией и возлагавшего надежды на англо-французскую помощь. Польское руководство отвергло все предложения об участии вместе с Советским Союзом в коллективном отпоре агрессору. Эта самоубийственная политика привела страну к национальной трагедии.

Объявив 3 сентября войну Германии, Англия и Франция видели в ней досадное недоразумение, которое вскоре должно было разрешиться. «Тишину на Западном фронте, -- писал У. Черчилль, -- нарушал лишь случайный пушечный выстрел или разведывательный патруль». Западные державы, несмотря на гарантии, данные Польше, и соглашения, подписанные с ней (Англия такое соглашение подписала за неделю до начала войны), в действительности не собирались оказывать жертве агрессии активную военную помощь. В трагические для Польши дни войска союзников бездействовали. Уже 12 сентября главы правительств Англии и Франции пришли к выводу, что помощь по спасению Польши бесполезна, и приняли тайное решение активных боевых действий против Германии не открывать.

Когда началась война в Европе, США объявили о своем нейтралитете. В политических и деловых кругах преобладало мнение о том, что война выведет экономику страны из кризиса, а военные заказы воюющих государств принесут огромные прибыли промышленникам и банкирам.

Территориальные споры, возникшие в результате передела Европы Англией, Францией и союзными государствами. После распада Российской империи в результате выхода ее из военных действий и произошедшей в ней революции, а также из-за крушения Австро-Венгерской империи, на карте мира появились сразу 9 новых государств. Их границы еще не были четко определенными, и во многих случаях споры велись буквально за каждую пядь земли. Помимо этого, страны, потерявшие часть принадлежавших им территорий, стремились вернуть их, ну а победители, присоединившие к себе новые земли, вряд ли готовы были с ними расстаться. Многовековая история Европы не знала лучшего способа решения любых, в том числе и территориальных споров, кроме боевых действий, и начало Второй мировой войны становилось неизбежным;

Колониальные споры. Здесь стоит упомянуть не только о том, что проигравшие страны, лишившись своих колоний, обеспечивавших казну постоянным притоком средств, безусловно, мечтали об их возвращении, но и о том, что внутри колоний росло освободительное движение. Устав быть под игом тех или иных колонизаторов, жители стремились избавиться от любого подчинения, и во многих случаях это также неизбежно вело к возникновению вооруженных стычек;

Соперничество ведущих держав. Трудно допустить, чтобы вычеркнутая из мировой истории Германия после своего поражения не мечтала взять реванш. Лишенная возможности иметь свою армию (кроме добровольческой, численность которой не могла превышать 100 тысяч солдат с легким вооружением), Германия, привыкшая к роли одной из ведущих мировых империй, не могла смириться с потерей своего господства. Начало Второй мировой в этом аспекте было лишь вопросом времени;

Диктаторские режимы. Резкое увеличение их числа во второй трети XX века создавало дополнительные предпосылки к развязыванию ожесточенных конфликтов. Уделяя огромное внимание развитию армии и вооружения, сначала как средству подавления возможных внутренних волнений, а затем и как способу завоевания новых земель, европейский и восточные диктаторы всеми силами приближали начало Второй мировой войны;

Существование СССР. Роль нового социалистического государства, возникшего на руинах Российской империи, как раздражителя для США и Европы трудно переоценить. Быстрое развитие коммунистических движений в ряде капиталистических держав на фоне существования столь явного примера победившего социализма не могло не внушать опасений, и попытка стереть СССР с лица земли была бы предпринята неминуемо.

Введение

Вторая мировая война явилась самым крупным военным конфликтом в истории человечества. В ней участвовало более 60 государств с населением 1,7 млрд. человек. Военные действия шли на территории 40 стран. Общая численность сражавшихся армий составила более 110 миллионов человек, военные расходы - более 1384 миллиардов долларов. Беспрецедентными оказались масштабы человеческих потерь и разрушений. В войне погибло более 60 миллионов человек, в том числе 12 миллионов в лагерях смерти: СССР потерял более 26 млн., Германия - ок. 6 млн., Польша - 5,8 млн., Япония - ок. 2 млн., Югославия - ок. 1,6 млн., Венгрия - 600 тыс., Франция - 570 тыс., Румыния - ок. 460 тыс., Италия - ок. 450 тыс., Венгрия - ок. 430 тыс., США, Великобрит а ния и Греция - по 400 тыс., Бельгия - 88 тыс., Канада - 40 тыс. Материальный ущерб оценивается в 2600 миллиардов долларов. Страшные последствия войны усилили общемировую тенденцию к сплочению ради предотвращения новых военных конфликтов, потребность в созданию более эффективной системы коллективной безопасности, чем Лига Наций. Её выражением стало учреждение в апреле 1945 Организации Объединенных Наций. Вопрос о зарождении Второй мировой войны является предметом острой исторической борьбы, так как это вопрос о виновности в самом тяжком преступлении перед человечеством. Существует несколько точек зрения на этот вопрос. Советская наука по вопросу о причинах Второй мировой войны давала однозначный ответ, что виновником являются милитаристические страны "оси" при поддержке других капиталистических стран. Западная историческая наука обвиняет в разжигании войны страны: Германию, Италию, Японию. Современные исследователи этой проблемы рассматривают весь комплекс доступных сейчас документов и приходят к выводу, что обвинять только одну какую- либо страну неправомерно.

Ситуация в мире накануне Второй мировой войны

За два десятилетия после первой мировой войны в мире, особенно в Европе, накопились острые экономические, социально-политические и национальные проблемы.

Как и в XIX в., одной из главных геополитических проблем Европы было объективное стремление значительной части немцев, исторически проживавших помимо Германии: в Австрии, Чехословакии, Франции, объединиться в едином национальном государстве. К тому же Германия, пережившая после поражения в первой мировой войне, по мнению многих немецких политиков, национальное унижение, стремилась вернуть утраченные позиции мировой державы. Таким образом, создались особенно благоприятные условия для новой волны роста германского экспансионизма.

Сохранялось и соперничество других держав, их стремление к переделу сфер влияния в мире. Мировые экономические кризисы 20-30-х гг. ускорили нарастание военно-политического противостояния в мире. Понимая это, многие политические и государственные деятели в Европе, Америке и Азии искренне стремились предотвратить или хотя бы отсрочить войну. В 30-е годы шли переговоры о создании системы коллективной безопасности, заключались соглашения о взаимной помощи, о ненападении. И в то же время вновь в мире постепенно, но неуклонно складывались два противостоящих блока держав. Ядро одного из них составляли Германия, Италия и Япония, откровенно стремившиеся к решению своих внутренних экономических, социальных, политических и национальных проблем путем территориальных захватов и грабежа других стран. Второй блок, основу которого составляли Англия, Франция и США, поддерживаемые большими и малыми странами, придерживались политики сдерживания.

Из всей предыдущей истории человечества известно, что в этих условиях исторически неизбежным и нормальным в доядерную эпоху являлось разрешение конфликта интересов великих держав путем войны. В этом отношении Вторая мировая война отличалась от Первой мировой войны лишь возросшими масштабами военных действий и связанных с ними бедствий народов и нередко она представляется как еще один раунд или матч-реванш в борьбе старых геополитических противников. Однако наряду с очевидными чертами сходства между первой и второй мировыми войнами были существенные различия.

Почти все немцы полагали, что в 1919 г. с их страной поступили несправедливо. И ожидали, что, когда Германия примет "Четырнадцать пунктов" и станет демократической республикой, о войне позабудут и произойдет взаимное признание прав. Ей пришлось платить репарации; ее принудительно разоружили; часть территории она потеряла, в других частях находились войска союзников. Почти вся Германия стремилась избавиться от Версальского договора, и немногие видели разницу между аннулированием этого договора и восстановлением той господствующей роли, какую Германия играла в Европе до своего поражения. Обиду испытывала не одна Германия. Венгрия тоже была недовольна мирным урегулированием, хотя ее недовольство мало что значило. Италия, будучи вроде бы в числе победителей, вышла из войны почти с пустыми руками -- так ей, по крайней мере, казалось; итальянский диктатор Муссолини, бывший социалист, называл ее пролетарской страной. На Дальнем Востоке Япония, тоже числившаяся среди победителей, взирала все более неодобрительно на превосходство Британской империи и США. И, по правде говоря, Советская Россия, присоединившись, в конце концов, к тем, кто отстаивал статус-кво, была все же недовольна территориальными потерями, понесенными ею в конце первой мировой войны. Но главной движущей силой среди недовольных была Германия, и Адольф Гитлер стал ее выразителем, с тех пор как вышел на политическую арену.

Все эти обиды и претензии не были опасны в 20-е годы, в короткий период восстановления довоенного экономического порядка, при более или менее неограниченной внешней торговле, устойчивой валюте, частных предприятиях, в деятельность которых государство почти не вторгалось. Но это восстановление было разрушено широкомасштабным экономическим кризисом, разразившимся в 1929 г. Начался катастрофический спад внешней торговли, массовая безработица - свыше 2 млн. безработных в Англии, 6 млн. - в Германии и 15 млн. - в США. Резкий валютный кризис в 1931 г.- с отменой золотого стандарта - пошатнул священный фунт стерлингов. Перед лицом этой бури страны сосредоточили свою деятельность в пределах собственных национальных систем; и тем интенсивнее это происходило, чем более индустриально развитой являлась страна. В 1931 г. германская марка перестала быть свободно конвертируемой валютой, и страна перешла к бартерной внешней торговле. В 1932 г. Великобритания, традиционно придерживавшаяся принципа свободной торговли, установила защитные тарифы и вскоре распространила их на свои колонии. В 1933 г. только что избранный президент Рузвельт осуществил девальвацию доллара и независимо от других стран стал проводить политику оздоровления экономики.

Экономическая борьба началась в значительной степени неожиданно. Сначала это была борьба всех против всех, потом ее характер изменился и разделение мира усилилось. Советская Россия всегда была закрытой экономической системой, хотя это не уберегло ее от последствий мирового кризиса. Некоторые другие великие державы, прежде всего США, а также Британская и Французская империи, могли на худой конец обойтись внутренними ресурсами. Проиграли Германия, Япония и другие крупные индустриальные державы: они не могли себя самостоятельно обеспечить, им требовалось привозное сырье, но кризис лишил их возможности получать его нормальным путем через внешнюю торговлю. Те, кто руководил в этих странах экономикой, несомненно, ощущали, что их страны задыхаются и необходимо создать собственные экономические империи. Японцы избрали простейший путь и ввели свои войска сначала в Маньчжурию, а затем в прибрежные районы Китая. Но у Германии, еще связанной в начале 30-х годов Версальским договором, не было столь простого выхода. Ей пришлось вести борьбу экономическими средствами; это усилило ее изоляцию, автаркию, навязанную волею обстоятельств.

Сначала руководители Германии неохотно вели экономическую борьбу, затем в январе 1933 г. к власти пришел Гитлер. Он воспринял автаркию как благо. Впоследствии велись споры о том, что породило Гитлера и руководимое им движение национал-социализма. Экономическое неблагополучие страны привело Гитлера к власти, но его борьба против Версальского договора уже создала ему определенную репутацию. По его мнению, кризис в Германии был вызван поражением, и те средства, которые помогут преодолеть кризис, приведут Германию и к политической победе. Автаркия укрепит Германию для политических побед, а те в свою очередь будут способствовать дальнейшему развитию автаркии.

Здесь вплоть до второй мировой войны заключено было скрытое противоречие. США и Англия сожалели о необходимости вести экономическую борьбу, считали ее делом временным. Для японцев и немцев экономическая борьба являлась постоянным фактором и единственным способом стать великими державами. Это привело к парадоксальным последствиям. Обычно более сильная держава агрессивнее, беспокойнее, поскольку убеждена, что в состоянии захватить больше, чем имеет.

Возникновению второй мировой войны предшествовали агрессивные действия Японии, Италии и Германии в различных районах земного шара. Страны фашистско-милитаристского блока, объединенного "осью" Берлин -- Рим -- Токио, стали на путь осуществления широкой завоевательной программы. Инициативы Советского Союза, направленные на создание системы коллективной безопасности, по различным причинам не получили поддержки Англии и Франции и не привели к достижению согласованной политики сдерживания агрессии. Скрепив своими подписями в Мюнхене гитлеровский диктат, Чемберлен и Даладье вынесли смертный приговор Чехословакии (сентябрь 1938 г.).

В первые годы, так называемого мирного существования, СССР боролся за установление более или менее приемлемых дипломатических отношений с капиталистическими странами. На протяжении 20-ых, 30-ых годов внешней торговле придавалось не только экономическое, но и политическое значение.

1934 г. - СССР вступает в Лигу Наций, где выступает со своими предложениями относительно создания системы коллективной безопасности и отпора завоевателям, которые, однако, не находят поддержки. В начале 1934 г. Советский Союз выступает с конвенцией об определении нападающей стороны (агрессора), в которой подчеркивалось, что агрессией является вторжение на территорию другой страны с объявлением или без объявления войны, а также бомбардировки территории других стран, нападения на морские суда, блокада берегов или портов. Правительства ведущих держав холодно отнеслись к советскому проекту. Однако Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Иран, Афганистан, а позднее и Финляндия подписали в СССР этот документ. В 30-ых годах советское правительство активно развивало отношения с фашистской Германией, которые переросли в активную деятельность по организации коллективного отпора агрессивным фашистским государствам. Идея создания системы коллективной безопасности и практическая работа советской дипломатии получили высокую оценку и признание прогрессивной мировой общественности. Вступление в Лигу Наций в 1934 г., заключение союзных договоров с Францией и Чехословакией в 1935г., призывы и конкретные акции в поддержку одной из подвергнувшихся агрессии держав - Эфиопии, дипломатическая и иная помощь законному республиканскому правительству Испании в период итало-германской интервенции, готовность оказать военную помощь по договору Чехословакии против фашистской Германии в 1938г., наконец, искреннее стремление выработать совместные меры опоры агрессии накануне второй мировой войны - такова краткая летопись последовательной борьбы Советского Союза за мир и безопасность.

Внешняя политика СССР накануне IIмировой войны.

1. Международная обстановка накануне второй мировой войны.

2. Международные отношения СССР с Англией, США и Францией.

3. Советско-германские отношения.

4. Развитие отношений СССР с малыми государствами.

5. Оценка внешней политики СССР 30 - 40 г.г.

6. Список литературы.

Международная обстановка накануне второй мировой войны.

За период между концом первой и началом второй мировой войны в расстановке сил в мировом сообществе произошли качественные изменения: возникновение первого социалистического государства, обострение противоречий между мировыми метрополиями и колониями, восстановление и новый быстрый экономический подъем побежденного в первой мировой войне и неудовлетворенного своим положением в мире государства - Германии. Следствием этих изменений на международной арене явилось перемена характера приближающегося конфликта. Из спора между империалистическими державами за передел мира, какой, по мнению В.И. Ленина, была первая мировая, приближающаяся война должна была превратиться в арену противодействия и сталкивания интересов как империалистических государств между собой, так и всего блока с государством иной социально-экономической формации - Советским Союзом. Именно это обстоятельство, на мой взгляд, определило политику ведущих капиталистических государств и СССР накануне второй мировой войны.

2 Международные отношения СССР с Англией, США и Францией .

В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР открыто враждебную позицию. Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер. Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других антисоветских действиях.

1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши, которая и дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР – страны фашистского блока(Германия, Италия, Япония).

Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали правительства Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызвана внутриполитическим положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался страх перед непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней политике и перед террористическим режимом, установленным Сталиным внутри страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот сложный момент советских руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной позиции Сталина и его окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева: «Оправдывать собственные падения грехами других – путем не к честному самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству».

Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.

Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам. На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР, Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку. Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская агрессия будет направлена против СССР.

Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».

Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.

В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г. предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под давлением общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на переговоры. Однако переговоры зашли в тупик.

Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.

С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться. Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство решило послать в Москву своего “специального и чрезвычайного уполномоченного” Стаффорда Клиппса для переговоров о торговле, которые правительство Чемберлена завело в тупик.

Несколько изменился и характер американо-советских отношений. Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении, переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую обычно называют “ моральным эмбарго”, больше не будет применяться к Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского конфликта.

Рассматривая внешнеполитическую обстановку накануне Второй мировой войны в международных отношениях прослеживались две политические тенденции: совместная позиция Англии и Франции, направленная на поддержку территориальных претензий Германии за счет Восточноевропейских стран, которая должна была отвести угрозу немецкой агрессии против западных государств, так называемая политика "умиротворения" и линия СССР, имеющая своей целью создание надежной и эффективной системы коллективной безопасности.

Борьбу этих двух направлений на мировой арене можно проследить при рассмотрении таких узловых, судьбоносных международных событий в Европе как мюнхенские соглашения, англо-франко-советские военные переговоры и пакт о ненападении между Германией и СССР.

Претворение в жизнь политики "умиротворения" началось с уничтожения с географической карты Европы суверенного и независимого государства Чехословакии.

30 сентября 1938 г. по требованию гитлеровской Германии руководители Англии Франции согласились передать Германии Судетскую область Чехословакии и вместе с Гитлером и Муссолини поставили свои подписи Чемберлен и Даладье. В соответствии с подписанным соглашением Англия, Франция, Германия и Италия гарантировали новые границы Чехословакии при условии ее отказа от договоров с СССР и Францией, а также об урегулировании вопросов о польском и венгерском меньшинствах. Чехословакия, судьба которой решалась на этой конференции, и СССР, имеющий с Чехословакией договор о взаимопомощи, приглашены не были.

На следующий день после подписания мюнхенского соглашения, польские войска вторглись в Чехословакию и, по определению У. Черчилля, Польша "... с жадностью гиены приняла участие в ограблении и уничтожении чехословацкого государства", отторгнув у неё Тишинскую область. Венгерские войска оккупировали у Чехословакии Закарпатскую Украину.

Стали известны и условия, на которых Англия и Франция согласились пожертвовать Чехословакией. Это были обещания Гермаии не нападать на эти западные страны, что и было оформлено в англо-германской декларации и аналогичной франко-германской декларации, которые рассматривались как пакты о ненападении.

Перед отлетом из Мюнхена Чемберлен встретился с Гитлером и заявил: "Для нападения на СССР у вас достаточно самолетов, тем более что уже нет опасности базирования советских самолетов на чехословацких аэродромах". Это было своего рода благословение Гитлеру в его политике, направленной против СССР.

Расправа над суверенной страной, предательство Англии и Франции своих чешских друзей и союзников имели тягчайшие последствия для Чехословакии и судеб Европы., Мюнхен разрушил договорную систему СССР-Франция-Чехословакия по предотвращению немецкой агрессии в Европе и создал взамен её условия по "канализации" территориальных устремлений на восток, в сторону СССР.

В разговорах с Ф.Рузвельтом и У.Черчиллем уже во время войны И.Сталин говорил, что если бы не было Мюнхена, не было бы и пакта о ненападении с Германией.

Прошло всего полгода после подписания мюнхенских соглашений и 13 марта 1939 г. была провозглашена "независимость" Словакии, которая сразу же обратилась к Германии с просьбой признать её как независимое государство и разместить на её территории немецкие войска.

Последняя точка в судьбе Чехословакии была поставлена 15 марта, когда немецкие войска вошли в Прагу и на следующий день остатки некогда независимого государства были включены в состав Германской империи под названием "Протекторат Богемии и Моравии". 16 марта "гарант" независимости Чехословакии Чемберлен заявил, что в связи с распадом Чехословакии гарантии послемюнхенских границ потеряли свою силу.

Если Англия и Франция продолжали потворствовать гитлеровской агрессии, то СССР, понимая всю опасность складывающейся международной обстановки, выдвинул 18 марта 1939 г. предложение о созыве в Бухаресте конференции шести государств: СССР, Англии, Франции, Польши, Румынии и Турции для создания "мирного фронта" против германской агрессии. Чемберлен отверг советскую инициативу на том основании, что она "преждевременна".

Учитывая отсутствие противодействия со стороны западных государств, Гитлер решил продолжить свою захватническую политику в восточном направлении.

21 марта Германия потребовала от Польши в ультимативной форме передать рейху Данциг и экстерриториальную полосу через польский коридор для связи Германии с Восточной Пруссией.

22 марта, под угрозой воздушного нападения правительство Литвы было вынуждено подписать с Германией договор о передаче Клайпеды и прилегающего района Германии. 23 марта Гитлер на борту линкора "Дойчланд" триумфально прибыл в Клайпеду /Мемель/ и приветствовал жителей "освобожденного" города.

В апреле под давлением общественного мнения и парламентской оппозиции во главе с У.Черчиллем, Чемберлен был вынужден начать англо-франко-советские политические переговоры для обсуждения складывающейся в Европе международной обстановки.

17 апреля в первый день переговоров СССР внес конкретные предложения по противодействию гитлеровской экспансии, суть которых сводилась к следующему:

– СССР, Англия и Франция заключают соглашение на 5-10 лет о взаимной помощи, включая военную;

– СССР, Англия и Франция оказывают помощь, включая военную, государствам Восточной Европы, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащие с СССР.

Только через три недели в Лондоне сформулировали свой ответ. От СССР требовалось в одностороннем порядке взять на себя обязательства в случае вовлечения Англии и Франции в военные действия. Никаких обязательств Англии и Франции в отношении СССР не предусматривалось. 14 мая советское правительство заявило, что такая позиция западных стран не способствует созданию единого фронта сопротивления гитлеровской агрессии. Тем не менее советское правительство предложило провести в Москве англо-франко-советские военные переговоры. 23 июня Англия и Франция приняли советское предложение о направлении в Москву своих военных делегаций.

Возможные положительные результаты сближения Англии и Франции с СССР вызвали серьезную озабоченность в Берлине. 26 июля советскому послу в Германии Астахову была предложена программа советско-германского сотрудничества в трех сферах:

– экономическая сфера – заключение кредитного и торгового договоров;

– уважительные политические отношения в сфере печати, науки и культуры;

– восстановление хороших отношений в сфере политики, включая заключение нового соглашения, принимающего во внимание жизненные интересы обеих сторон.

29 июля советское правительство дало Германии вполне нейтральный ответ: "Всякое улучшение политических отношений между двумя странами, конечно, приветствовали бы".

12 августа в Москве начались англо-франко-советские военные переговоры. Состав делегаций: от СССР – нарком обороны К. Ворошилов, начальник Генштаба Б. Шапошников, нарком ВМФ Н. Кузнецов, командующий ВВС А. Локтионов, от Англии – комендант Портсмута адмирал Драке, от Франции – генерал Думенк.

В начале заседания К. Ворошилов представил главам западных делегаций свои полномочия на ведение переговоров и подписания военного договора и попросил своих западных коллег по переговорам предъявить свои полномочия. Таких полномочий от правительств своих стран делегации Англии и Франции не имели.

В ходе первого дня заседаний советская делегация предложила три возможных варианта совместных действий вооруженных сил СССР, Англии и Франции.

Первый вариант – когда блок агрессоров нападает на Англию и Францию. В этом случае СССР выставляет 70% тех вооруженных сил, которые Англия и Франция направят против Германии.

Второй вариант – когда агрессия будет направлена против Польши и Румынии. В этом случае СССР выставляет 100% тех вооруженных сил, которые выставят Англия и Франция непосредственно против Германии. При этом, Англия и Франция договариваются с Польшей, Румынией и Литвой о пропуске советских войск и их действиям против Германии.

Третий вариант – когда агрессор, используя территории Финляндии, Эстонии и Латвии направит свою агрессию против СССР. В этом случае Англия и Франция должны немедленно вступить в войну с агрессором. Польша, связанная договорами с Англией и Францией: должна выступить против Германии и пропустить советские войска через Виленский коридор и Галицию для боевых действий против Германии.

Главный вопрос К. Ворошилов поставил на переговорах 14 августа – будет ли разрешено советским войскам пройти через Вильно и польскую Галицию для боевого соприкосновения с вермахтом. Если не осуществить этого, немцы быстро оккупируют Польшу и выйдут к границе СССР. "Мы просим о прямом ответе на эти вопросы... Без четкого прямого ответа на них продолжать эти военные переговоры бесполезно".

Генерал Думенк телеграфировал в Париж: "СССР желает заключения военного пакта... Он не желает подписывать простой листок бумаги...".

Рассматривая назревающий военный конфликт в Европе нельзя обойти вниманием и не дать оценки политики Польши, ее роли в складывающейся взрывоопасной обстановке. Еще 11 мая 1939 г. по поручению польского правительства посол Польши в Москве сделал В. Молотову заявление, являющегося ответом на предложение советского правительства: "Польша не считает возможным заключения пакта о взаимопомощи с СССР...". 18 августа, когда до нападения на Польшу оставалось менее двух недель, послы Англии и Франции в Варшаве просили министра иностранных дел Польши Бека дать ответ относительно пропуска советских войск и совместных боевых действий. Бек заявил послам, что советские войска "не имеют военной ценности" и что он больше "об этом слышать не хочет". Главнокомандующий польскими вооруженными силами фельдмаршал Э. Рыдзь-Смиглы в беседе с французским послом с военной прямотой сказал, что Польша неизменно считала Россию, кто бы там ни правил, своим "врагом номер один". "И если немец остаётся нашим противником, он всё же вместе с тем европеец и человек порядка, в то время как русские для поляков – сила варварская, азиатская, разрушительная и разлагающая стихия, любой контакт с которой обернётся злом, а любой компромисс – самоубийством".

Через две недели поляки встретятся на поле боя с немецкими европейцами, которые установят в Польше немецкий "порядок".

Пока английские и французские представители создавали видимость переговоров, советское правительство получало достоверную информацию о фактическом отношении английского правительства к Московским переговорам. Так, 3 августа, когда английское делегация еще упаковывала чемоданы, советскому правительству стало известно, что в правительственных кругах "мощь Красной Армии расценивается низко и что война Англии против Германии может быть легко выиграна". Поэтому для Англии нет особой нужды заключать соглашение с СССР и переговоры с ним должны быть затянуты до ноября, а затем прерваны. Стала известна и секретная инструкция МИДа английской делегации на переговорах в Москве. Пункт 15 гласит: "Английское правительство не хочет брать на себя детальных обязательств, могущих связать ему руки при любых обстоятельствах. Поэтому следует попытаться ограничить военное соглашение по возможности более общими условиями".

21 августа в связи с отсутствием ответа от своих правительств, адмирал Драке просил объявить в работе делегаций перерыв до получения ответов о пропуске советских войск. Ответа от английского правительства так и не последовало. Поэтому советская делегация заявила о своем сожалении в связи с отсутствием ответа и считает, что ответственность за затяжку переговоров и их перерыв падает на английскую и французскую стороны.

Во время англо-франко-советских переговоров в Москве, Лондон предпринимал попытки договориться с Германией по всем важнейшим международным вопросам. Переговоры с Чемберленом должен был вести Геринг и 23 августа на один из немецких аэродромов за "именитым гостем" уже прибыл самолет "Локхид А-12" английских спецслужб. Однако в связи с согласием СССР принять в Москве Риббентропа, Гитлер отменил согласованный визит Геринга в Лондон.

Знание советским правительством англо-германских закулисных переговоров явилось одним из важнейших факторов при принятии решения о подписании пакта о ненападении с Германией. И. Сталин не так боялся агрессии со стороны Германии, как сговора Германии с Англией и нового Мюнхена за счет Польши.

Московские англо-франко-советские военные переговоры в Москве заставили Гитлера активизировать свою восточную политику. Он потребовал от Риббентропа принять меры, чтобы прозондировать позицию СССР о возможности заключения договора о ненападении. Впервые Риббентроп сделал такое предложение Астахову 3 августа. Но советское правительство отвергло его, ожидая прибытие англо-французской делегации и результатов переговоров. Выполняя указание Гитлера Риббентроп вновь через Астахова и посла Германии в СССР Шуленбурга возвращается к этому вопросу, заявляя при этом, что Англия пытается втравить СССР в войну с Германией.

14 августа, когда советская делегация на переговорах с западными странами пришла к выводу, что переговоры заходят в тупик, от Риббентропа В. Молотову была направлена телеграмма, в которой говорилось, что он готов отправиться в Москву для встречи со Сталиным и решить все проблемы в пространстве между Балтийским и Черным морями. 16 августа В. Молотов ответил Риббентропу о возможности заключения пакта о ненападении и Риббентроп сообщил о своей готовности прибыть в Москву в любой день после 18 августа для подписания пакта о ненападении и гарантиях Прибалтийским республикам.

Отметим в этой связи отсутствие результатов на переговорах с англо-французской делегацией, включая их нежелание гарантировать независимость Прибалтийских стран перед лицом возможной немецкой агрессией.

Переговорный процесс с Германией выходил на финишную прямую. 19 августа Германия подписала выгодное для СССР экономическое соглашение как одно из условий нормализации германо-советских отношений и советское правительство дало согласие на приезд Риббентропа в Москву 26-27 августа. Но в переговорный процесс вмешался лично Гитлер. 21 августа он направил Сталину телеграмму, в которой говорилось, что в отношениях Германии и Польши каждый день может разразиться кризис, в который будет вовлечен СССР. "Поэтому, – заключил Гитлер, – я еще раз предлагаю вам принять моего министра иностранных дел во вторник 22 августа, самое позднее в среду 23 августа".

После доклада К. Ворошилова И. Сталину об отсутствии ответа на переговорах от западных правительств, И.Сталин сообщил Гитлеру о своем согласии принять Риббентропа в Москве 22 августа. При этом советское правительство было вынуждено учитывать имеющуюся информацию о предстоящем 26 августа нападении Германии на Польшу с последующим продвижением немецких войск в Прибалтийские республики, что представляло уже непосредственную угрозу безопасности СССР.

Таким образом, у советского правительства было две альтернативы: подписать предложенный Германией пакт о ненападении и тем самым исключить возможное сотрудничество Германии с Англией и Францией против СССР или остаться в условиях полной международной изоляции перед нападением Германии на Польшу, ее неминуемый разгром и выход немецких войск на западную границу СССР.

Взвесив позицию западных стран, ожесточенные бои на Халхин-Голе, советское правительства в интересах безопасности своей страны было вынуждено согласиться на приезд Риббентропа и подписания пакта о ненападении и протоколов. Эти документы чаще называются как пакт Молотова-Риббентропа.

Военно-политическая оценка пакта сегодня, когда известны многие события, произошедшие после его подписания показывает, что он предоставил СССР ряд серьезных политических и военных преимуществ, которые сыграли важную роль в первые неблагоприятные для Красной Армии месяцы Великой Отечественной войны.

Во-первых, благодаря пакту Красная Армия смогла выдвинуть передний край обороны жизненно важных политических и экономических центров СССР на сотни километров на Запад. Германия была вынуждена отказаться от своих притязаниях на Прибалтийские республики, Западную Украину, Западную Белоруссию, Бессарабию и согласиться с включением Финляндии в сферу интересов СССР.

Во-вторых, пакт позволил выиграть почти два года для подготовки страны к отражению немецкой агрессии в 1941 г.

В-третьих, была ликвидирована угроза нападения Японии.

В-четвертых, Западным странам не удалось создать англо-франко-германский союз, направленный против СССР.

В-пятых, пакт позволил СССР восстановить историческую территорию Российской империи и поставил СССР в ряд великих мировых держав.

Оценка пакта со стороны политических и военных деятелей, современников тех лет представляют несомненный интерес.

И. Сталин: "Если бы мы не вышли навстречу немцам в 1939 г., они заняли бы всю Польшу до границы. Мы не могли защищать Польшу, поскольку она не хотела иметь с нами дела".

У. Черчилль: "В пользу Советов можно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на запад исходные позиции германских армий с тем, чтобы собрать силы со всех концов своей огромной страны. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была в тот момент в высокой степени реалистичной".

Гитлер: "Действительно, правительство рейха, заключив с Россией пакт о ненападении, существенно изменило свою политику по отношению к СССР… Более того, усмирило Польшу, а это значит, ценой немецкой крови способствовало достижению Советским Союзом наибольшего внешнеполитического успеха за все время его существования".

Г. Жуков: "ЦК ВКП/б/ и Советское правительство исходили из того, что пакт не избавлял СССР от угрозы фашистской агрессии, но давал возможность использовать время в интересах укрепления нашей обороны, препятствовал созданию единого антисоветского фронта".

Начальник Генерального штаба Германии Гальдер, узнав о подписании пакта, сказал: "День позора немецкого политического руководства".

Начальник военной разведки и контрразведки Германии адмирал Канарис: "Рейх заключил в свои объятия цитадель коммунизма, на веки вечные рассорился со всей Европой, и быть ему за это придатком огромной азиатской России, а Гитлеру – сатрапом кремлевского царя".

Не все политики и историки согласны с положительной оценкой пакта. Более того, отношение к пакту стало своего рода водоразделом между сторонниками укрепления национальной безопасности Советского Союза на базе проведения активных внешнеполитических действий, как это имело место в 1939 г. и сторонниками западной линии, направленной на ослабление Советского Союза. Западное течение инициируется и получает политическую и финансовую поддержку со стороны западных политических деятелей, влиятельных антироссийских кругов, западных средств массовой информации и находит поддержку у некоторых ведущих отечественных политических деятелей, историков, средств массовой информации.

2 июня 1989 г. Первый съезд народных депутатов Советского Союза поручил комиссии А. Яковлева дать "политическую и правовую оценку советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 года". На Втором съезде А. Яковлев представил на утверждение съезда доклад комиссии, который был одобрен съездом в следующей редакции: "Пункт 5. Съезд констатирует, что протоколы, подписанные с Германией в 1939-1941 годах, как по методу их составления, так и по содержанию являются отходом от ленинских принципов советской внешней политики. Предпринятые в них разграничения "сфер интересов" СССР и Германии и другие действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью третьих стран". Постановление было принято единогласно.

Если оставить в стороне нравственные оценки, а встать на юридическую точку зрения, то следует подчеркнуть, что согласно международному праву признать международный договор незаконным или недействительным возможно лишь в том случае, если договор был результатом насилия над государством, подписавшим его. Как известно, ничего подобного с участниками пакта между Германией и СССР не было. Кроме того, в тексте пакта не содержалось никаких требований о территориальных или политических изменениях обращенных к третьим странам, как это имело место в мюнхенских соглашениях 1938 года.

Как мы видим, критика пакта Молотова-Риббентропа, начатая "архитекторами перестройки" М. Горбачевым и А. Яковлевым, послужила началом ревизии истории СССР с целью освещения международных событий прошлого в соответствии с антисоветской историографией под диктовку западных политиков и идеологов. Как первый шаг для развала Советского Союза стало оправдание выхода из его состава Прибалтийских республик, которые в соответствии с пактом были "оккупированы СССР". Предавались не только итоги дипломатической победы СССР в августе 1939 г., но и итоги российской истории за последние триста лет.

Критики пакта утверждают, что именно пакт Молотова-Риббентропа подтолкнул Германию к нападению на Польшу и тем самым послужил развязыванию Второй мировой войны. Бытует мнение, что без подписания пакта между Германией и СССР Вторая мировая война могла бы и не начаться.

Такие утверждения не соответствуют историческим фактам. Ещё 3 апреля 1939 г. Гитлер дал указание германскому командованию подготовить план военного разгрома Польши. 11 апреля план был подготовлен под кодовым названием "Вайс" и доложен Гитлеру. 28 апреля Германия разорвала пакт о ненападении с Польшей и германский Генштаб приступил к заключительному этапу разработки оперативных документов. 15 июня главнокомандующий Сухопутными силами генерал Браухич подписал директиву о нападении на Польшу, а 22 июня Гитлер утвердил план "Вайс".

22 августа Гитлер отдал последние распоряжения руководству Вооруженных сил: "Прежде всего, – говорил он, – будет разгромлена Польша. Цель – уничтожение живой силы... Если война даже разразится на Западе, мы прежде всего займемся разгромом Польши". Эти распоряжения Гитлер отдал в то время, когда Риббентроп ещё не прибыл в Москву.

К 26 августа, первому сроку нападения на Польшу, все военные приготовления Германии были закончены и был ли подписан пакт или нет, нападение на Польшу было предопределено и вермахт не нуждался в советской помощи для разгрома польских Вооруженных сил.

Война с Польшей началась 1 сентября 1939 г. массированными ударами авиации и атаками наземных соединений.

Зарубежные и некоторые отечественные историки считают 1 сентября днем начала Второй мировой войны. Если следовать фактам, а не политическим и идеологическим пристрастиям, 1 сентября началась германо-польская война. 3 сентября Англия и Франция объявили войну Германии однако дальше формального объявления войны конкретных действий в соответствии с политическими и военными договоренностями с Польшей предпринято не было. В то время когда немецкие войска сеяли смерть и разрушения в сражающейся Польше, Англия и Франция вели войну "без военных действий", "странную войну" как она вошла в историю и старались избегать каких-либо военных акций против Германии.

На германо-французской границе не прозвучало ни одного выстрела, ни один французский или английский самолет не поднялся в воздух, чтобы поддержать польские ВВС в воздушном пространстве Польши или нанести авиационные удары по военным объектам на немецкой территории, ни один английский или французский корабль не пришел на помощь польским ВМС. Франция и Англия бездействовали в течение тех недель, когда немецкая военная машина уничтожала польские войска и мирное население. Польша была брошена своими союзниками под гусеницы немецких танков.

Советское правительство внимательно следило за развитием германо-польского военного конфликта и приближающегося полного разгрома польских войск и польской государственности. При этом руководство СССР не могло не учитывать тот исторический факт, что западные районы Украины и Белоруссии не являлись польскими территориями, которые были отторгнуты от Советской Украины и Советской Белоруссии в 1920 г. в результате неудачной для Советской России советско-польской войны и были насильственно присоединины к этнически чуждой им Польше.

Таким образом, под немецкой оккупацией могли оказаться 8 миллионов украинцев и 3 миллиона белоруссов. Кроме этого, к 15 сентября военный разгром Польши и способность немецкой армии в кратчайшие сроки завершить оккупацию всей польской территории и выйти на подступы к Киеву и Минску не вызывали никаких сомнений.

Располагая информацией о том, что польское правительство утратило управление страной и покинуло польскую территорию, советское правительство 17 сентября 1939 г. отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии перейти советско-польскую границу и взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии, в данной военно-политической обстановке Красная Армия вступила в Польшу не на стороне Германии в качестве её союзника, а в качестве независимой третьей силы, действуя в интересах безопасности СССР от возможных yrpoз с запада и защиты населения Западной Украины и Западной Белоруссии от немецкой оккупации.

По заключенному в Москве 28 сентября 1939 г. "Договору о дружбе и сотрудничеству" размежевание между СССР и Германии проходило примерно по так называемой "линии Керзона", определенной ещё Антантой в 1919 г. как восточная граница Польши. Бывший премьер-министр Великобритании в годы Первой мировой войны Ллойд-Джордж писал осенью 1939 г., что СССР занял "...территории, которые не являются польскими и которые были силой захвачены Польшей после Первой мировой войны...Было бы актом преступного безумия поставить русское продвижение на одну доску с продвижением Германии".

После уничтожения Польши западные державы все ещё надеялись, что следующей жертвой гитлеровской агрессии станет СССР и продолжали придерживаться стратегии "странной войны", как бы давая Гитлеру "зеленый свет" для движения на восток и гарантируя мир не западе. Об интенсивности боевых действий на Западном фронте, точнее на западной границе Германии, так как фронта не было, можно судить по немецким данным об их потерях почти за 8 месяцев: 196 человек убитых и 356 человек раненых. Это в лучшем случае локальный пограничный конфликт, но никак ни Вторая мировая война. "Странная война" подтвердила правильность оценки советским правительством позиции Англии и Франции – они не желали воевать с Германией, а по-прежнему хотели вовлечь её в войну с СССР.

"Странная война" закончилась 9 апреля 1940 г. нападением Германии на Данию и Норвегию и именно с этой даты и началась Вторая мировая война. Только отметим, что в данном случае пакт Молотова-Риббентропа не играл никакой роли и все обвинения в адрес СССР, что виновником развязывания Второй мировой войны вместе с Германией является CCCР, являются несостоятельными и имеют одну цель – оправдать Мюнхен, политику "умиротворения" и снять вину с западных стран за поддержку агрессивной политики гитлеровской Германии, что в конечном счете и привело ко Второй мировой войне, а пакт Молотова-Риббентропа использовать для дискредитации внешней политики СССР в проводимой антисоветской кампании.

Для подтверждения такой интерпретации международных событий 1939-1940 гг. на Западе и в России издаются большими тиражами книги, печатаются статьи историков и политических деятелей, на телевидении выходят многосерийные фильмы. Идет информационная война за умы и сердца людей в новой международной обстановке, характеризующейся борьбой США за мировое господство и связанного с этим информационным наступлением на нашу страну, чтобы не допустить возрождения сильной России.

Невольно в памяти всплывают слова стихотворения "Сердца" поэта Василия Федорова, написанные им почти 50 лет тому назад, но звучат эти строки и сегодня по-современному:

Всё испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая займет наш враг,
Займет, сводя всё те же счёты,
Займет, засядет,
Нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.

В заключении статьи необходимо подчеркнуть ещё раз, хотя это следует из текста, что пакт Молотова-Риббентропа не предусматривал сотрудничества между Германией и СССР по разгрому Польши, пакт не являлся причиной "странной войны" между Германией, Англией и Францией, пакт не имел никакого отношения к нападению Германии на Данию и Норвегию и, следовательно, не являлся причиной Второй мировой войны. Таковы факты истории, которые опровергают бытующую на протяжении многих лет и многократно повторяющиеся из года в год в антисоветской, антироссийской кампании обвинения против СССР в развязывании вместе с Германией Второй мировой войны.