Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? «Как у нас дела?». Родителям очень полезно знать и учителей, и одноклассников, и понимать, что вы можете видеть одно, а ребенок - совершенно другое: вы видите примерную девочку-отличницу, а ваша дочь видит ст

Дайте детству созреть в детстве
Ж.-Ж. Руссо.

Доказанный факт, что в игровой деятельности детей наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Этому вопросу посвящены работы выдающихся психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили. В игре у детей, по мнению ученых, начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

В статьях доктора психологических наук Кравцовой Е.Е. говорится о том, что игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета - он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок учится действовать с предметами в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Игра способствует развитию психических процессов не только в дошкольном возрасте, где игра является основной и преобладающей деятельностью ребенка, но и в младшем школьном возрасте.

Во время обучения младших школьников важно понимать, что в этом возрасте ценно не «нашпиговать» как можно плотнее ребенка знаниями и умениями (особенно в стиле «делай как я»), а умело формировать каждую ступень психических процессов.

Ведущие детские психологи Санкт-Петербурга С.Н. Костромина, А.Ф. Ануфриев предложили решить проблему школьной неуспеваемости с помощью развивающих игр. По их мнению, трудности в обучении детей чаще всего бывают вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов, каждый из которых выполняет свою функцию в процессе обучения и овладения учебным содержанием. Это низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве, недостатки в развитии внимания, памяти, мышления, речи, несформированности приемов учебной деятельности.

Рассмотрим на примере самых распространенных ошибок по русскому языку, как формирование психических процессов во время игры помогает исправить проблемы неграмотности.

По мнению ученых, в письменных работах пропуск и замена букв допускаются теми детьми, у которых слабая концентрация внимания, слабо развито умение действовать по правилам, низкая работоспособность. Игры «Королевство без электричества», «Заклинание на пятерку», «Взрослые - к доске», «Помоги гному - непоседе», «Секретная шифровка», «Сито для королевских слов», «Капризное эхо», «Тяжело в учении, легко в бою», «Игра со сказками» помогут при систематическом использовании устранить эту орфографическую ошибку в письменных работах.

Математика для ребенка - дверь в мир логики, знаков и символов. В начальной школе ребенок погружается в этот мир. Что он ему подарит, зависит от того, подружится ли ребенок с этим миром или будет чувствовать себя в нем чужим и незащищенным. Неудачи по математике не являются не преодолимыми. Хорошо известно, что логика - тренируемая функция. Для развития пространственных представлений, понятийного мышления, логики существует ряд развивающих игр.

Часто дети испытывают трудности при решении математических задач. По мнению психологов, причиной этих трудностей является недостаточное развитие словесно-логического мышления, памяти, концентрации и устойчивости внимания, неумение ориентироваться на систему требований и планировать свои действия. Такие игры как «Собери сокровища», «Рассказ склеился. Что делать?», «Слова зовут на помощь», «Где же спрятались слова», «Читаем вверх тормашками», «Числовой регулировщик», «Королевство без электричества», «Упражнение для будущих разведчиков», «Охотник за словами», «Слова в рассказ - становись!», «Прочитай, запомни, повтори», «Волшебные из печки», «Близнецы», «Задачки на сообразительность», «Тяжело в учении - легко в бою», «От перемены места - получается чудо», «Кто съел короля?», «Суперфокус с кружками», «Запомни стихотворение», «Корова и шесть карандашей» и т.п. позволят развить интеллектуальные способности ребенка.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются и родители и учителя - нежелание детей читать, а, значит, у таких учеников не будет хорошего и грамотного чтения, которое необходимо для всего дальнейшего обучения. Причина нежелания читать кроется не только в компьютеризации современной жизни, но и в том, что при формировании навыка чтения задействованы практически все психические функции: и восприятие, и внимание, и мышление, и память. Для помощи в формировании навыка чтения можно использовать такие игры: «Укротитель букв», «Фотограф», «Попробуй обведи», «Город квадратов», «Юный сыщик», «Лабиринт», «Помощник сыщика», «Цифропарк», «Наряды для елочек», «Скорая помощь», «Прочитай письмо», «Спасатели», «Помири слова», «Буквоежка», «Игра в волшебника», «Вундеркинд».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст сензитивен развитию психических процессов ребенка, которые в среднем звене позволят ему быть успешным учеником, а для развития психических процессов и их усовершенствования ведущие психологи рекомендуют использовать игровые технологии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Заклинание на пятерку».

Игровая установка. Перед тобой четырнадцать великих заклинаний. Кто их перепишет без ошибок, всегда будет хорошо учиться. Попробуешь? Не забудь в конце задания проверить правильность выполнения, если нашел ошибки, исправь их и попробуй переписать заклинания еще раз без ошибок».

Примечание учителю. Готовую работу проверьте сами. Если найдете ошибки, не торопитесь их показывать, а скажите ребенку, что он написал с ошибками. Пусть попробует найти их сам. Если не найдет, сужайте зону поиска.

Текст примерных заклинаний:

  1. А М М А Д А М А Р Е Б Е Р Г Е А С С А М А С А Г Е С К Л А Л Л А Е С С А Н Е С С А С Д Е Л Т А
  2. Е Н А Л С С Т А Д Е Д С Л А Т Е Т А Л Ь Т А Р Р У С О К Г А Т А Л И М М О Р А К Л А Т И М О Р
  3. Р Е Т А Б Р Е Р Т А Н О Р А С Н А Д Е Б А У Г А К А Л Л И Х А Р Р А Ф И Л Л И Т А Д Е Р Р А
  4. Г Р У М М О П Д
  5. В А Т Е Р П Т А С Е Р А Ф И Н Н Е Т А С Т О Л Е Е М М А С Е Д А Т О Н О В
  6. Г Р А С Е М Б Л А Д О В У Н Т
  7. Г Р О Д Е Р А С Т В Е Р А Т О Н А Х Н И М А Т А Д А Р Р И С В А Т Е Н О Р Р А
  8. Л А Й О Н О С А Н Д Е Р А
  9. О С Е П П Р И Т А М А Т О Р Е Н Т А Л И Т Е Л И Г Р А Н Т О Л Л И А Д З Е
  10. М А З О В Р А Т О Н И Л О Т О З А К О Н
  11. М У П О Г Р И Н А В У Н П И М О Н А Т О Л И Г Р А Ф У Н И Т А Р Е
  12. А Д С Е Л А Н О Г Р И Н Т Е Б Ю Д А Р О Ч А Н
  13. Б Е Р Т И Н А Ч И Г Т О Д Е Б Ш О Ж А Н У Й М Т Е Н А В А Д И О Л О Ю З Г Л Н И Ч Е В Я Н
  14. О С Т И М А Р Е

Игра «Сито для королевских слов»

Игровая установка.

  1. Спиши буквы так, чтобы среди них были только согласные.
  2. Спиши предложения, пропуская букву «О», вместо «О» ставь точки.

Примечание учителю. Можно использовать любые тексты, придумывать любые правила списывания, которые тренируют те навыки, которые представляют наибольшие сложности для ребенка. Основной смысл задания: регуляция письма с учетом правила.

Игра «Капризное эхо»

Игровая установка. Представь, что ты - капризное эхо, и поэтому повторяешь не все, что слышишь, и не сразу. Я буду произносить разные слова. Твоя задача их внимательно прослушать и запомнить».

Диван, письмо, пень, рис, шубка, бочка.

А теперь повтори слова:

  • в которых три звука;
  • в которых есть звуки [а] и [п];
  • оканчивающиеся на гласный звук (на согласный звук);
  • состоящий из двух слогов;
  • с мягким знаком.

Примечание учителю. Задание можно усложнить - попросите ребенка отмечать хлопком в ладоши соответствующие условию слова.

Игра «Играем со сказками»

Эта игра развивает функцию планирования. Можно использовать любые знакомые ребенку сказки. Например, это могут быть сказки: «Репка», «Колобок», «Волк и леса», «Красная шапочка» и т.д. Прочитайте сказку вместе с ребенком, спросите, сколько картинок, описывающих события, можно было бы нарисовать. При затруднении, помогите ему. Попросите ребенка схематично нарисовать иллюстрации к последовательно развивающимся событиям сказки. После чего, пусть, ориентируясь на картинки, ребенок перескажет сказку самостоятельно. Далее по этому образцу работы предложите разобрать ему новую сказку.

Игра «Собери сокровища»

Игровая установка. В стране Вообразилии золотые монетки называются «оро». В этом тексте огромное количество таких монеток. Найди и выпиши все слова, в которых встречается сочетание букв «-оро-».

КАК-ТО ПОСПОРИЛИ ВОРОБЕЙ И ВОРОНА, НАДЕЖНО ЛЬ СИДИТ КОРОЛЕВСКАЯ КОРОНА.ПОЛЕТЕЛИ К СЕБЕ В ОГОРОД,А ОТТУДА ПО ДОРОЖКЕ ЗА ГОРОД.

ПОВСТРЕЧАЛИ ОНИ НА ДОРОГЕ СОРОКУ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ ПОРОВНУ СБОКУ.

РАССКАЗИЛИ ОНИ КОРОТКО СВОЙ СПОР И ПОБЕЖАЛИ В ГОРОД ВО ВЕСЬ ОПОР.

ВДРУГ - СМОТРИ КАКАЯ МОРОКА! -

УДАРИЛ МОРОЗ ДА ЧУТЬ РАНЬШЕ СРОКА.

УЛЕГЛАСЬ НА ДОРОГУ ПОРОША, НАМЕЛО СУГРОБОВ ХОРОШИХ.

Игра «Рассказ склеился. Что делать?»

Игровая установка. Тебе надо освободить целый склеенный рассказ. Сначала отдели друг от друга сцепившиеся слова вертикальной чертой, а потом расставь точки между склеенными предложениями. Начало каждого предложения обозначь заглавной буквой. Прочитай рассказ вслух, делая паузы между предложениями.

К Р А С И В Р У С С К И Й Л Е С З И М О Й Б Е Л Ы Е К Р У Ж Е В А З А С Т Ы Л И Н А Б Е Р Е З К А Х Б Л Е С Т Я Т П У Ш И С Т Ы Е Ш А П К И Н А В Е К О В Ы Х Е Л Я Х И С О С Н А Х.

Игра «Где же спрятались слова»

Игра «Близнецы»

Игровая установка. Найди два одинаковых рисунка.

Игра «От перемены места - получается чудо»

Игровая установка. Попробуй изменить расположение фигур на рисунке 1 на то, которое изображено на рисунке 2. Сделай это в уме всего за два хода.

Игра «Укротитель букв».

Это буквенный диктант с установкой: «Дрессировщик укрощает животных, а мы будем укрощать буквы. Начнем вместе, а продолжать будете сами. Записываем заглавную букву Т, строчную букву т, далее две следующие строчные буквы алфавита: Ттаб. Продолжаем: Ттвг. Сравни записи, найди закономерность. Продолжай работать дальше, проговаривая вслух.

Для учителя: работа продолжается 10 - 15 минут, учит удерживать внимание на протяжении длительного времени.

Игра «Фотограф».

Это зрительный диктант, который способствует развитию оперативной памяти. Диктант содержит 20 предложений разной длины - от 3 до 22 слов. Каждое следующее слово на один слог больше. Начинаем с первой фразы. Пусть ребенок прочитает ее и, закрыв листком бумаги, повторит по памяти или запишет ее.

Игра «Попробуй обведи».

Для игры изготавливаются шаблоны размером 15 на 15 с разными образцами штриховки. Ширина пробелов разная от 1 до 5мм. Задания можно усложнять силой нажима или изменениями в начертании линий.

Положи шаблон под кальку, обведи просвечивающиеся линии. А теперь изобрази такую же штриховку, но уже без подложенного под лист шаблонов.

Игра «Город Квадратов».

Это математический диктант. Он также как и игра «Попробуй обведем» развивает память.

Перед тобой план города Квадратов, по которому мы будем путешествовать на паровозе. В квадратах 1 - 15 поставлены точки - станции отправлений. Я буду диктовать тебе направление, в котором двигается поезд, а ты изобрази его стрелочками, прямой или с поворотом. Каждый раз начинай рисовать стрелочку в новом квадрате.

Игра «Юный сыщик».

Для игры необходимо приготовить набор геометрических фигур. Занятие состоит из заданий, которые способствуют развитию зрительной памяти. Учитель выкладывает в строчку несколько фигур и предлагает детям запомнить. Далее учитель закрывает выложенные фигуры и просит детей повторить последовательность фигур в строке. Далее учитель просит детей закрыть глаза. В это время необходимо выполнить перестановку фигур. Попросить детей открыть глаза и выяснить, что изменилось.

Игра «Прочитай письмо».

Можно взять любой текст и в словах сделать пропуски букв. Например: «По пруду п-ы-ут же-т-е, к-ас-ы- и о-а-жев-е ко-а-л-к-. (По пруду плывут желтые, красные и оранжевые кораблики.)

Такое упражнение заставит ребенка обращать внимание и на буквенное строение слова, и на его смысл, и на общий контекст фразы.

Игра «Помири слова».

Части слова поссорились, их надо помирить.

В словах надо прочитать только вторую часть. Слово условно делится пополам и читается только вторая часть. Сначала дается образец, а потом ребенок сам выполняет эту работу устно. Например: чте/НИЕ, толь/КО,тра/ВА, сол/ОМА, кро/ВАТЬ.

Игра «Буквоежка».

Для Буквоежки самая вкусная буква А, а он очень прожорлив. Спаси ее. Перепиши предложение, вставляя точки вместо буквы А. Условие может быть разным.

Игра «Вундеркинд».

Сюда можно включить такие задания: Можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Читай отрывок про себя, но каждое второе слово произноси громко, или называй вслух каждое второе слово, или произноси вслух те слова, которые начинаются на определенный звук.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. — М., 1986.
  2. Давыдов В.В. Соотношение понятий формирование и развитие психики. - М.:Просвящение, 1966
  3. Кравцова Е.Е. Лекции «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» — Пед. университет «Первое сентября», 2004.
  4. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.:АСТ:ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
  5. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1994г.

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”. Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”? Это дети, не реагирующие на тепло, заботу и внимание, от которых расцветает большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и для успешного обучения. Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая нам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают наши усилия обучать или даже контролировать класс.

Я работаю с учащимися младшего школьного возраста. Считаю, что работа с трудными детьми тесным образом перекликается с воспитанием толерантности у учащихся. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинают складываться взаимодействия между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Первостепенная задача, которая стоит с самого начала воспитательного процесса это – формирование сплочённости классного коллектива. Моя цель научить детей действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников, воспитывать культуру труда и общения. Неслучайно одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности в моём классе является нравственность.

Проблема культуры общения одна из самых острых в школе. В своём классе часто сталкиваюсь с проблемой взаимоотношений между учащимися. Дети не всегда терпимы по отношению друг к другу, не корректны в общении. Это проявляется в образовании группировок в классе и негативном отношении к отдельным учащимся. Дети обзывают друг друга, а порой и сквернословят.

Одним из способов решения данной проблемы считаю использование игры как метод воспитания. В 1 классе, практически в самом начале, провожу игровой тренинг общения “Узнаем друг друга получше”. К примеру, приведу фрагмент игры: “Конверт откровений” Учащимся предлагаются вопросы затрагивающие их личные качества, качества, которые они ценят в людях. Или игра “Комплименты”: учащиеся стоят по кругу и бросают мяч с комплиментами, причём здесь используются также и пожелания друг другу изменить в себе что – то. Дети в процессе игры знакомятся с достоинствами друг друга. К детям приходит понимание того, что каждый человек – уникальная и неповторимая личность и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Большое значение имеют коллективные игры, а также конкурсные программы, которые проходят в игровой форме: “Букварь природы”, игра-викторина “В поисках клада”, игра-путешествие по станциям и др. Используя различные игры, стараюсь ставить ребят в такие ситуации, когда необходимо самому принять решение и противостоять влиянию группы. Такие ситуации создаются с такой целью, чтобы в тех случаях, когда ребёнок попадёт в реальной жизни в обстановку, где необходимо будет твёрдо сказать “нет”, он смог бы это сделать. В процессе различных игр дети приучаются к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, учатся поддерживать друг друга, доверять. Игра позволяет наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребёнка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно через общение с детьми. Детям всегда говорю, что наш класс – это маленькая семья, и, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание нужно, прежде всего, научиться понимать друг друга, уметь видеть ошибки не только других, но и свои. В ходе общения с детьми способствую формированию умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилий. В своей воспитательной работе использую различные по содержанию беседы на следующие темы: “Чем красивы люди вокруг нас”, “Если бы я был волшебником”.

Решению проблемы воспитания толерантности посвящён и цикл классных часов, равномерно распределённых в процессе обучения в 1–4 классах. Среди них: “Поговорим о доброте”, “Волшебное слово, что ясный день”, час этики “Если добрый ты – это хорошо”, урок Улыбки, час общения “Я и мои друзья”, диспут “Кого я считаю настоящим другом”.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика. Поэтому задача учителя, как во внеклассной деятельности, так и в урочное время создавать такие оптимальные условия, которые способствуют формированию культуры самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа, (использование разноуровневых заданий, использование права высказывания собственного суждения, мнения, принятие чужой точки зрения и др.). Например, при изучении произведения Г.Х.Андерсена “Гадкий утёнок обсуждаются следующие вопросы: “Почему не хотели дружить с утёнком?”, “Чем он не похож на всех?”, “Какими качествами он обладал?”, “Правильно ли поступали другие по отношении к нему?” и “Чем они восхищаются сейчас?”. Использование пословиц на темы добра и справедливости также способствуют воспитанию толерантности (вн. мероприятие “Пословица – всем углам помощница”).

Для того, чтобы найти верный подход к проблемным детям, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему. Дети отражают образ жизни отцов и матерей.

Среди причин , порождающих "трудных" детей в семье, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание ребёнка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребёнок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими какие они есть. Поэтому необходима и целенаправленная работа с родителями. В своей практике чаще использую мероприятия, предусматривающие совместную деятельность учащихся и их родителей. Среди них: “Конференция юных экологов”, игра “Устами младенца”, Праздничная программа “Мама и я – радушная семья”, родительское собрание на тему “Педагогика понимания” открытые уроки и вн. мероприятия для родителей.

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями.

Типы проблемных семей Задачи классного руководителя
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
  • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на ребёнка того образа жизни, который они ведут.
  • Обратить внимание на испытываемые ребёнком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
  • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
  • Включить ребёнка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
  • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
  • Пробудить интерес к самообразованию.
  • Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
  • Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
  • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
  • Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

Трудных детей можно классифицировать по разным признакам.

По типу запущенности:
неуспевающие и недисциплинированные
с пассивной жизненной позицией
с неадекватной реакцией (эгоисты, упрямцы);
с антиобщественным поведением (жестокие, антагонистические, аморальные);
социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

Основными направлениями работы классного руководителя с "трудными" учащимися являются:

  1. Изучение проблемных детей.
  2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
  3. Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

  • определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
  • установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
  • изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  • установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
  • ознакомиться с положением ребенка в семье;
  • изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;
  • выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

Для облегчения работы всего педагогического коллектива необходимо составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:

  • составление карточек на каждого ребёнка (с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем);
  • проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
  • установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
  • определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
  • изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

За несколько месяцев до поступления детей в первый класс школы провожу диагностику готовности ребёнка к обучению в школе. На данное мероприятие родители приводят своих детей как на экзамен. Проводится диагностика в форме собеседования, а также выполнения практических заданий. Диагностика проводится в присутствии родителей, что способствует сближению семьи и школы. Родители видят, что хотят от его ребёнка, какие требования к нему предъявляются, что в дальнейшем поможет объединить усилия для преодоления трудностей в работе с детьми. Вот примерное содержание такой диагностики

1 Выявление ориентировки в окружающем, запаса знаний, отношения к школе – ориентировка в окружающем (Как зовут твоих родителей? Что остаётся на земле после дождя? И др.)

– отношение ребёнка к школе (Как ты думаешь, что хорошего интересного будет в школе? Хочешь ли ты идти в школу? и др.)

2 Уровень умственного и речевого развития – понимание грамматической конструкции (Внимательно послушай предложение: “Петя пошёл в кино после того, как дочитал книгу” Что Петя делал раньше, смотрел кино или читал книгу?)

– выполнение словесных поручений (“Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку в ящик. Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?”)

– изменение существительных по числам

– составление рассказа по серии сюжетных картинок (расположить картинки в определённом порядке

3 Развитие образных представлений – собрать разрезную картинку

– нарисовать человечка (семь основных частей тела:

Результаты диагностики отражаются в балах по шкале. Подобная диагностика помогает в дальнейшем в работе со слабоуспевающими учащимися

Классный руководитель должен:

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  • учить уважать товарищей и взрослых;
  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки

Воспитательная работа с учащимися начальной ступени обучения.

  1. Работа с коллективом учащихся
  2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т.д.
  3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими

Организация помощи педагогически запущенным детям в классе.

Направления работы, мероприятия Сроки исполнения
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. В течение года
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. Постоянно
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника". По расписанию
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
  • анкетирование учащихся 1–4 го классов, родителей;
  • заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";
  • заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";
  • лекции для родителей.
В течение года
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). В течение года
3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. Систематически совместно с психологом
3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки. Систематически
3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей 1 раз в неделю
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся. В течение года
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации. Сентябрь–октябрь
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг. Сентябрь
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. В течение года
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах. В течение года
4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь

План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями.

Наименование мероприятий Сроки исполнения
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей В течение года
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка По мере выявления
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей В течение года
4. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди сверстников Сентябрь–октябрь
5. Психологический тренинг "Толерантность" 1 раз в неделю
6. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей По мере необходимости
7. Изучение положения ребёнка в коллективе По мере необходимости
8. Индивидуальные консультации для детей и родителей Систематически
9. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений 1 раз в месяц
10. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей Систематически

Часто случается так, что у проблемного ребенка давние проблемы во всех сферах его жизни: академической, социальной и семейной. Если он преуспевает в одной из этих областей, тогда решение проблемы с ним – учебной или дисциплинарной – должно отличаться от подхода к проблемному ребенку. Хотя причиной его трудностей может быть страх, вначале необходимо обратиться к той сфере, где он добивается успеха. Встретились ли вы с истинной проблемой ребенка или с ребенком, у которого есть проблема, имейте в виду одну важную вещь: Если ключ к трудностям проблемного ребенка – страх, необходимо установить отношения с ним в тех сферах, где он не боится.

Вначале, мы обратимся к ребенку, который не является проблемным, но у которого “просто” есть проблема. То есть он справляется в одной из трех главных сфер своей жизни. С проблемным ребенком – похожий подход, только нужно больше терпения, и необходимо найти, что он делает хорошо.

Как помочь ребенку, если его обижают одноклассники?

Что может учитель.

От учителя зависит очень многое. Если в корне пресекать любые насмешки и создавать в классе условия для развития партнёрских отношений, то – травли не будет, даже если жертва сама провоцирует обидчиков. Именно учитель должен видеть травлю, разбираться в ее причинах и пресекать. Именно он должен работать над психологическим климатом в классе. Обязательно надо работать с обидчиками, причем по одному, разбивая стаю на одиночек: ответственность тут не коллективная, а лично каждого. Выяснять (лучше со школьным психологом), зачем они это делают: для самоутверждения, для сведения счетов, от скуки, ради удовольствия? – и искать приемлемые способы решения.

Что могут родители.

Не делать из ребенка готовую жертву. “Часто в школе сталкиваюсь с ситуацией, когда родители не уделяют должного внимания внешнему виду своих детей (грязные руки, безвкусие в одежде, неприятный запах)”. Родители должны понимать: у детей начинается стадия социализации, когда мнение ровесников важнее мнения взрослых. Надо представлять правила поведения в коллективе и не вынуждать ребенка идти поперек.

Еще одна вредная позиция – “ты должен быть выше их, они быдло, а ты из интеллигентной семьи”.

Поддерживать самооценку ребенка. Не унижать его, не изводить критикой. У ребенка не должно быть ощущения, что он заслужил плохое обращение с ним. Ребенка с нормальной самооценкой травить неинтересно: не ведется. “Травят обычно тех, у кого какая-то явная инакость сочетается с острой реакцией на оскорбление.

Распознать, что ребенок в беде. Заметить признаки травли (подавленность, раздражительность, нежелание идти в школу или выходить из дома, синяки, грязь на одежде, порванные вещи, просьбы купить новые ручки, пенал, тетради, учебники, “потери” карманных денег, участившиеся жалобы на плохое самочувствие, плохой сон). Добиться доверия. Выслушать. Не пропускать мимо ушей повторяющиеся жалобы, даже если они кажутся несущественными.

Правильно реагировать самим. В российских детях воспитывают понимание, что никто их проблем решать не будет: разбирайся сам, не жалуйся, дай сдачи. Особенно плохо мальчикам: им нельзя плакать, проявлять слабость, а надо драться. На самом деле – если ребенок сам не может справиться со своей проблемой, он имеет полное право обратиться к взрослому и попросить о помощи, это не донос, а самозащита. Травля – не закаляет. Ребенок должен знать: он не виноват в том, что его обижают. Его гнев и боль – законны и понятны. Родители любят его и готовы помогать. И их помощь его не подставит. Научить ребенка правильно реагировать, чтобы тебя перестали дразнить и травить” подробно объясняет ребенку, почему важно спокойно реагировать на попытки вывести его из себя, как не доставить обидчику удовольствия, ради которого вся жестокая игра и затевается. Советует не пытаться останавливать сплетни, не лезть в драку, не мстить, сохранять чувство юмора.

Родители обычно учат “врезать”. Иногда это помогает, но решение это не универсальное. Степень угрозы может быть разной: в одном случае достаточно игнорировать обидчика, в других надо спасаться бегством. Задача семьи – не в том, чтобы любой ценой научить подрастающего человека утверждать свою правоту кулаками. А в том, чтобы научить его строить отношения с другими людьми, понимая их и себя.

Первая помощь (Памятка для родителей).

  1. Самое главное – ребенок. Утешить, согреть, дать понять, что вы поможете. Возьмите у невропатолога или клинического психолога справку, если психическое состояние не позволяет ему ходить в школу. К психологу обязательно нужно вести, если ребенок очень подавлен: статистика утверждает, что среди жертв травли высок уровень самоубийств.
  2. Затем говорить с учителем: спокойно, без криков и угроз. Необходимо: спросить, как ребенок уживается с другими, конфликтует ли, не одинок ли, не исключают ли его из игр, бывает ли, что с ним никто не хочет сидеть вместе. Спросите, какое решение может предложить учитель. Если знаете, что к ребенку обычно пристают в гардеробе или туалете и там можно поймать мучителей с поличным, – скажите.
  3. Не достигли понимания с учителем – пишите заявление директору, копию оставьте себе. Если в школе уверяют, что не могут всех контролировать, – скажите, что вы не требуете полного контроля, вас интересуют только ваш ребенок и его мучитель. Требуйте ограничивать их контакты, применять к обидчику воспитательные меры.
  4. Говорить с родителями обидчиков лучше через посредство школы. Контролируйте себя, не угрожайте, не пытайтесь мстить. Очные ставки ребенка с обидчиками не нужны.

Работа со слабоуспевающими учащимися.

Каждому учителю приходиться сталкиваться с учащимися, которые испытывают немалые трудности при усвоении учебного материала. При нормальном интеллектуальном развитии дети “группы риска” на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных знаний и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичного отставания в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях обучения и развития. Несомненно, многообразие психических и физиологических причин. В одних случаях в основе одной какой-либо трудности в учебной работе может быть одна и та же причина. Например, трудности, связанные с каллиграфией могут быть, в одном случае, следствием несформированности координации движения, в другом – результатом незаинтересованности этим видом деятельности, в третьем – отсутствием аккуратности и т.д. В основе же таких проблем, как неумение выделить главное, перенести полученные знания в новые условия, низкий уровень запоминания, может лежать причина несформированности аналитического мышления.

Исходя их вышесказанного, следует вывод: если к учащимся, испытывающим трудности в учебе, применять традиционные методы (многократное повторение, дополнительное объяснение и др.), то добиться успеха в большинстве случаев невозможно; достигается лишь обратный результат. Учитель изо дня в день занимается со слабоуспевающим, а успехов не видно, ученик только получает негативные эмоции от таких занятий, начинает ненавидеть школу. Для осуществления такой работы учителю следует: во-первых, выявить характер причин, а затем и сами причины возникновения трудностей, во-вторых, систематизировать эти причины, а, как правило, причин может быть несколько, в-третьих, подобрать материал для занятий, исходя из выявленных причин, с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Как я строю работу со слабоуспевающими учащимися.

На первом этапе работы, используя метод педагогической диагностики, выяснить причины возникновения трудностей в учебе. Изучение данных причин провожу по следующей схеме:

  1. Знакомство со школьной медицинской картой (диагноз при рождении – перенесенные операции и др.).
  2. Логопедическое обследование (специалистом).
  3. Беседа с родителями (Может случиться, что ребенок длительное время до школы пребывал в деревне, где был предоставлен сам себе. В остальное время посещал детский сад).
  4. Беседа с ребенком (выяснить, что ребёнок знает интересного в различных областях знаний, как развита речь в соответствии с возрастом, какова учебная мотивация).

После получения данных исследования со своей стороны организую индивидуальную работу с каждым. При этом, на мой взгляд, важно помнить о том, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднятию авторитета учащегося среди одноклассников и будет способствовать формированию чувства собственного достоинства, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребенка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой.

Наряду с этой работой я планирую организовать консультативную помощь из числа одноклассников. Консультации будут проходить после уроков по определенному графику: понедельник, среда, пятница

Убеждена, что учащиеся будут чувствовать себя комфортней, когда им будут помогать товарищи, а не учителя.

Формированию учебной мотивации, на мой взгляд, поможет и привлечение учащихся к посещению кружков по интересам.

Со своей стороны я еще планирую постоянный контроль, родителями, учителями – предметниками и с самими учащимися, постоянную поддержку и поощрение.

Систематизация трудностей и их причин.

  1. Заниженная самооценка – снижение познавательной активности по мере получения новых знаний, снижение общей успеваемости.
  2. Несовершенство мелкой мускулатуры рук – невозможность достаточно крепко удержать ручку при письме – невозможность правильного воспроизведения графического образа буквы.
  3. Пространственные нарушения, несформированность зрительно-двигательной координации – трудность написания букв – медленно начинает писать, т.к. не может сориентироваться и сосредоточиться на строчке, медленный темп письма.
  4. Ошибки при письме носят не только орфографический, но и фонематический характер: уголе (уголь) нетро (метро) второг (творог) капет (пакет).
  5. Сниженный тонус лицевой мускулатуры – нечеткость произношения согласных звуков при правильных артикуляционных укладах, снижение произвольного внимания – трудности при чтении слогов, слов, предложений, текстов, непонимание или частичное непонимание прочитанного.

Упражнения, направленные на коррекцию недостатков.

Для того, чтобы повысить самооценку ученика, специальные упражнения не применялись, но достаточно щедро, на первых порах, использовалась похвала, как на уроках, так и на дополнительных занятиях на занятиях внеурочной деятельности. Важно найти в ребенке то, что у него получается особенно удачно, выделить это, подчеркнуть успех (особенно при одноклассниках).

1-я группа упражнений. Несовершенство мелкой мускулатуры рук:
– собирание рассыпанной крупы – гороха, гречки, пшена – по зернышку;
– упражнения с резиновым кольцом-эспандером;
– зарядка для мелкой мускулатуры рук (считалочки-упражнения с привлечением пальцев рук);
– работа с различными конструкторами, лепка из пластилина, теста, вырезание мелких деталей, бисероплетение, вышивка и т.д.;
– штриховка мелких фигур в различных направлениях;
– обводка элементов букв, слогов, слов по готовому образцу.

2-я группа упражнений. Пространственные нарушения:
– графические диктанты для коррекции пространственной ориентировки (справа, слева, сверху, снизу, по диагонали);
– упражнения на развитие умения ориентироваться по описанию (“Накрой стол для завтрака” – справа поставь чайник, слева – сахарницу и т.д.);
– упражнения на сравнение предметов по высоте, ширине, размеру, цвету и т.д.

3-я группа упражнений. Несформированность произвольного внимания.
– переписать следующие строчки: оппороппо манамманна строструстра и т.д.;
– корректурные пробы: например, подчеркнуть одной чертой букву А , двумя букву Д и т.д.

От запланированных мною планов по поддержке и развитию слабоуспевающих, я ожидаю следующих результатов:
– формирование учебной мотивации;
– развитие общеучебных навыков; – качественное улучшение успеваемости по проблемным предметам; – взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, начиная работу со слабоуспевающим учеником, в первую очередь необходимо выяснить причину неуспеваемости. Помочь в этом должны невропатолог, психолог, логопед, учитель и родители. И только после установления причины можно приступать к составлению плана работы с учащимися. Работа эта нелегкая и трудоемкая, но в итоге – еще один ученик перестал быть слабоуспевающим, еще один поверил в свои силы. Не это ли то, к чему стремится любой уважающий себя учитель, классный руководитель…

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях. Детский сад позволяет ещё в совсем юном возрасте приучить ребенка с СДВГ к единым правилам: к чёткому распорядку дня, к обязательным утренним развивающим занятиям и правилам поведения на них, что очень важно для школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционные игры и упражнения с ребенком,

имеющим трудности в обучении

Не смотря на начало совершенно другой - школьной жизни, игровая деятельность продолжает оставаться ведущей в жизни ребенка даже в школе.

Предложенная подборка игр и упражнений направлена на развитие процессов мышления и памяти учащихся начальной школы, имеющим трудности в обучении.

Про таких детей часто говорят «неуправляемый», «ничего не слышит». Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), действительно, невозможно не заметить. Первое – это импульсивность . Дети с СДВГ почти всегда высказываются и совершают поступки, не подумав об их последствиях. Импульсивность мешает им соблюдать этикетные нормы общения (почти всегда много говорят, при этом создается впечатления, что они не умеют слушать, все время перебивают других, часто отвечают на вопросы, не выслушав их до конца.) Это всегда создает дополнительные трудности в школе, где существуют строгие правила поведения ученика по отношению к учителю.

Второе- это нетерпеливость, которая мешает учителю во время урока. Детям трудно дождаться своей очереди в игре или при ответе. Они всеми силами пытаются увильнуть от скучных и надоедливых заданий, требующих предельной сосредоточенности (списывания, решения однообразных математических примеров и тд.).

Третье – это возбудимость. Дети с СДВГ пребывают в постоянном движении, им физически трудно просидеть весь урок. Ребенок вертится на стуле, пытается встать и походить по классу, выбежать к доске, забывая о правилах поведения на уроке.

Игры на развитие слухо - речевой памяти

1 .«Пары слов»

Цель:

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка - молоко», «мальчик - машина», «стол - пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

2.«Восстанови пропущенное слово».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Ребенку зачитываются 5-7слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова - теленок; близким по звучанию, например, стол - стон); ребенок должен найти ошибку.

4. «Рыба, птица, зверь»

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций.

Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.

5. «Повтори и продолжи».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, обогащение и активизация словаря.

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.

Варианты игры : составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный» ит.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

6.«Запомни нужные слова».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо - речевой памяти, объема памяти.

Из предложенных фраз (рассказов)ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.

Я прочитаю небольшой рассказ. А вам надо запомнить всех птиц.

«Тихо иду по тропе. Наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка. Над елью кружили иволги. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо у совы».

7. «Повтори и продолжи».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Один ребенок произносит какое-нибудь слово, следующий за ним повторяет это слово и добавляет свое и т.д.

8. «Пиктограммы»

Цель: развитие слухового восприятия, слухо - речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, развитие связного речевого высказывания.

Детям читается текст. Для того чтобы его запомнить, они должны каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). По зарисовкам дети по очереди воспроизводят рассказ.

Игры на развитие зрительной памяти

1.«Шапка-невидимка»

Цель:

В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2 . «Запомни и найди»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Приготовьте таблицы с изображением предметов геометрических фигур. Покажите ребенку на 4-5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.

3.«Запомни фигуры»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Приготовьте набор карточек с различными изображениями. Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов. Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или величины.

5. Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте

Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.

6. "Чего не стало?"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.Игра постепенно усложняется - убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.

7. "Шалунишка" Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Учитель пишет на доске различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. "Шалунишка"-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.

8.Упражнение на срисовывание фигур

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти.

Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами. Взрослый дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых квадратах.

Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.

9. Упражнение "Списывание без пробелов"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Ребенку предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов, например:

Наступилаосень.Частоидутдожди.Птицыулетают.

Зимапришла.Выпалпушистыйснег.Замерзлиреки.Какаякрасиваязима.

Ребенок должен записать тексты в тетрадь правильно - с пробелами.

10. "Что изменилось"

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.

Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?

11. Упражнение "Вставь пропущенные слова"

Цель: развитие зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.

Ребенок читает один раз небольшой текст.

Например: Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку на курьих ножках.

После этого ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.

Например: Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся _____________ на курьих ножках.

Ребенок должен по памяти вставить в текст пропущенные слова.


Ни один учебный год в последнее время не обходится без сетований родителей на сложные и непонятные программы начальной школы, на загруженность детей, необходимость вместе с ними делать домашние задания и другие трудности. Что это — проблемы отдельных детей или общая ситуация? Рассказывает опытный педагог.

К сожалению, в ситуации, когда у ребёнка в начальной школе возникают трудности в обучении, многие родители занимают совершенно неконструктивную позицию — ребёнка начинают стыдить, ругать, всячески давить на него и наказывать, подразумевая, что эти меры как-то помогут ребёнку начать учиться лучше. Вам кажется, что ребёнок плохо учится потому, что он ленится и всячески оттягивает момент начала приготовления домашнего задания? Потому, что он отвлекается и невнимательно слушает на уроке? Всё с точностью до наоборот: ребёнку не хочется делать уроки (а иногда и ходить в школу), потому что он понимает, что не успешен. Он был недостаточно подготовлен к школе!

Ему трудно учиться, ему многое непонятно в объяснениях учителя и домашних заданиях. Но он в этом не виноват. Программы по новым образовательным стандартам очень усложнились, и многие дети справляются с ними с трудом. Редкий ребёнок бывает так хорошо подготовлен к школе, чтобы учиться с лёгкостью, и родители такого ребёнка воистину проделали колоссальную работу, развивая сына или дочь.

Мне хочется, чтобы вы правильно поняли положение дел и предприняли все меры к тому, чтобы помочь ребёнку справиться со школьными трудностями. Поэтому я составила правила для родителей ученика начальной школы.

  1. Спокойствие, только спокойствие!
  2. Больше позитива — старайтесь относиться к домашним заданиям и вообще учёбе в школе полегче, с оптимизмом, с юмором, игрой, а главное — с верой в своего ребёнка. Подбадривайте его и замечайте малейшие успехи, обязательно хвалите каждый шаг вперёд, каждое усилие. Без положительного подкрепления ребёнок никогда не полюбит учиться!
  3. Забудьте всё, что вы вспоминаете о своей школьной поре, перестаньте сравнивать! Сколько лет прошло? Не меньше двадцати? Всё изменилось!
  4. Примите как данность: новые государственные стандарты образования составлены таким образом, чтобы родители помогали детям в учёбе, во всяком случае, в начальной школе. Нравится вам это или нет, но без вашей помощи ребёнок программой не овладеет. Даже если ему легко даются самые серьёзные предметы — русский язык и математика, вы обязательно должны слушать, как ребёнок читает тексты по литературному чтению, его пересказы. Сейчас в школах очень трудная программа по курсу «Окружающий мир». Многие задания по этому предмету ребёнок может выполнить только с помощью взрослого!
  5. Никогда, ни при каких обстоятельствах не говорите в присутствии ребёнка (даже если вам кажется, что он не слышит) плохо о школе, учителях, директоре, программах, учебниках, уровне образования и т.д. Во-первых, у ребёнка будет достаточно и своих отрицательных эмоций, связанных со школой. Не надо ему добавлять ваши. Во-вторых, для успешного обучения в школе ребёнку необходимо уважать — школьные правила, учителей, директора, учебные программы. А как можно уважать то, что родная мама критикует?
  6. Никогда не выражайте свои сомнения в способностях вашего ребёнка к обучению! Вы подорвёте веру ребёнка в свои силы, а если ребёнок будет слышать это часто, упадёт самооценка, а там недалеко и до проблем с успеваемостью.
  7. С какими бы трудностями ни встретился ребёнок, ваша родительская обязанность — помогать (а не ругать, стыдить или наказывать). Ребёнку не хватило каких-то ресурсов для освоения всех знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения, у него недостаточно развиты психические процессы — внимание, память, мышление, но это не вина его, а беда.
  8. Уважайте своего ребёнка! Не кричите, не обзывайте, ни в коем случае не применяйте физические наказания. Вы закладываете будущее вашего сына или дочери — вы хотите, чтобы в нём было насилие и грубость?
  9. Соблюдайте нормальный режим дня. Ученик начальной школы должен спать не менее 9 часов! Если вы встаёте в школу в 7.00, в 22.00 школьник должен отойти ко сну. Каждый день ребёнку надо гулять не меньше часа, а лучше два. Не ленитесь и не заменяйте прогулку посещением кружков и секций. Здоровье — это самое главное!
  10. Ограничивайте время просмотра ТВ и общения с компьютером и другими электронными устройствами. 60 минут в день — это максимум! Ребёнок обязательно найдёт себе более полезные занятия, если вы сможете ограничить пустое времяпрепровождение у компьютера и телевизора. Берите этот аспект под контроль сейчас: чем старше ребёнок, тем меньше надежды переломить ситуацию.
  11. Расширяйте кругозор ребёнка! Хотя бы два раза в месяц (а если сможете, то и почаще) выбирайтесь в «культпоходы» — в музей, в театр. Используйте каждую возможность показать и рассказать ребёнку что-то новое, пусть на первый взгляд это и не кажется таким уж важным.
  12. Помогать ребёнку выполнять домашние задания — это не значит делать их за него или подсказывать. Это значит быть рядом и быть внимательным к ребёнку, видеть, с чем он справляется сам, а где ему нужна ваша помощь. С тем, в чём вы ему сейчас помогаете, ребёнок через некоторое время обязательно начнёт справляться сам!

Желаю вам и вашим детям успехов в учёбе и интереса к получению новых знаний!

Обсуждение

Мне кажется, очень важно подготовить ребенка к новой жизни. Вот как в статье сказано. У нас благо была программа начальная школа 21 века. Там в первом классе был адаптационный период. Все детки смогли привыкнуть и без всякого стресса взяться за учебу. Класс у нас сейчас очень сильный, подготовленный.

25.08.2018 15:18:35, Потешкина Марина

Я считаю, что если уделять достаточное количество внимания ребенку, делать уроки с ним вместе, помогать и объяснять ему то, что ему непонятно - проблем с учебой не возникнет в принципе!

У моей дочери в начальных классах возникли проблемы с учебой. Не могли заставить ее заняться домашними заданиями. А если уж это нам удавалось, дочь каждый раз пыталась найти повод, чтобы от уроков увильнуть. Хотя сказать, что она у меня слабый в учебе или несмышленый ребенок не могу. Когда спросили у нее в чем дело, она призналась, что ей трудно долго сидеть за столом. У нее стоял обычный твердый стул и как оказалось, на нем действительно ребенку усидеть нелегко. Решение мы этому нашли - купили стул Moll Maximo 15. Он очень яркий, имеет красивые формы, изготовлен из качественного материала. Все углы закруглены, механизмы безопасны для ребенка. Дочь делает уроки с удовольствием теперь, может усидеть довольно долго, так как в сидении стула встроены амортизаторы. Стул отлично перемещается и по твердой, и по мягкой поверхности. Но самое главное его преимущество - возможность самостоятельно регулировать высоту сидения и спинки, а также глубину стула. С этим дочь справляется даже самостоятельно. Когда дочь будет подрастать - мы сможем вместо покупки нового стула просто настроить этот стул Maximo и сэкономить деньги.
Советую каждому родителю, прежде чем ругать ребенка, выяснить причины того, почему делать уроки он не хочет. Решение может быть таким простым и полезным!

Самое главное, это чтобы повезло с классным учителем и она нашла подход к ребенку и сумела его заинтересовать.

Комментировать статью "Начальная школа: какие трудности ждут ребенка?"

Вторая проблема: математика. Русский лучше, читает хорошо. Если в конце первого класса сложение в пределах 20 шло более-менее, то сейчас Имеет смысл поговорить с учителем - как она видит ситуацию (для неё ребенок -то новый), какие слабые стороны, какие проблемы...

Обсуждение

Сколько я не разговаривала с учителем начальной школы, а потом и средней, чтобы не раскрашивали тексты моего дисграфика сплошным красным и не ставили на титульном листе тетради наверху в ряд 20 двоек.

Но это совершенно бесполезно. Как я поняла - это скрытый садизм так проявляется. Свое зависимое положение и низкую заработную плату учитель вот так вымещает на слабых учениках.

Другим объяснить это маниакальное усердие выставлять 2/2 в работах заведомо неспособного написать норму ребенка - я не могу.

Ну и дневник тоже представляет предмет особого интереса - что они там выписывают и выставляют.

Это склонность к садизму и вымещение на детях своей неустроенной жизни. Ничего более.

Проблема, скорее всего, не в целенаправленном занижении отметок, а в том, что у девочки пока не сформированы учебные навыки (автоматизмы), необходимые во 2 классе + имеет место дефицит внимания (судя по Вашим описаниям). В 1 классе отметок нет, поэтому сложно бывает сориентироваться, насколько ребенок справляется с программой, а во 2 классе начинаются отметки, и сразу возникает много вопросов - на каком основании ребенок не получает отметку, на которую рассчитывал он сам (у него-то пока объективного восприятия нет - сделал, значит, молодец, значит, "5", раньше-то хвалили взрослые). Оценки выставляются в соответствии с нормативами, учитываются, конечно, особенности ребенка, но не до такой степени, чтобы завышать-занижать оценки. Имеет смысл поговорить с учителем - как она видит ситуацию (для неё ребенок-то новый), какие слабые стороны, какие проблемы заметила, над чем надо прицельно работать в первую очередь. Легче всего обвинить в предвзятости, тогда возникает логичный вопрос: ЗАЧЕМ это учителю? Ваша девочка как-то неудобна из-за поведения? - судя по всему, с поведением все нормально... С какими-то заданиями она справляется, с какими-то ПОКА - нет... Хорошо бы проконсультироваться с нейропсихологом, чтобы выявить реальные причины неуспешности (возможно, медицинские). В последнее время проблему излишне "психологизируют" - педагогические или медицинские проблемы пытаются решать психологическими средствами, потому и результата нет. В этом возрасте главное для ребенка - чувствовать себя умелым, компетентным, в этом и надо помогать, а не играть "в поддавки". Главное дело возраста - учеба, главная задача - научиться учиться и научиться мыслить, главная ошибка - критика учителя... в этом направлении и движемся)) Удачи Вам!

24.09.2017 13:59:13, Nina52

Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Новые стандарты образования в начальной школе и помощь ребенку с домашними заданиями. Что это - проблемы отдельных детей или общая ситуация? Рассказывает опытный педагог. К сожалению, в ситуации, когда у...

Обсуждение

Как вариант - забрать из школы на три года. Попробовать учить дома. Хуже не будет точно. Шанс, что выправится - довольно велик. Но делать это надо именно сейчас, уже через год - поздно будет.

Мы проходили этот путь дважды с очень мотивированными и любознательными детьми, и ещё раз - с умным ребёнком, лишенным изначально всякой познавательной активности в академической сфере.

Все, что хотя бы отдаленно напоминает школу, вызывает у него буквально отвращение, хотя сын никогда туда не ходил. Он рвал рабочие тетради, швырялся книгами и сползал на пол со стула при любой моей просьбе написать хотя бы одну букву.

После 8 лет при отсутствии обычной школы в жизни стало ощутимо легче. . Вчера первую свою книгу прочитал - сам! Постепенно начинает учиться писать. Появляется что-то, похожее на интересы, хотя приходится подсовывать регулярно совершенно разнообразные источники, я ужасно устала носом рыть и впрыскивать в этого ребёнка - старшие и младшая сами впитывают. Но я при этом совершенно уверена, что годам к 13-14 он, таким образом, выйдет на образовательную траекторию старших наших детей, изначально гораздо более самостоятельных и заинтересованных.

То есть радикально - убрать школу из его жизни и при этом не оставлять в покое! Пусть будет окружён книгами, интересными документальными фильмами, нестандартными задачками, интернет-уроками или курсами. Комп и прочие гаджеты - минимально, естественно, познавательное - вместе с родителями. Если и вправду умный - не может не среагировать на раздражитель, рано или поздно случится. А если все мимо - ну вернёте в школу через год, невелика потеря.

Да отстаньте уже от ребенка, пусть идет в профтехучилище, например, на сварщика. Очень прибыльная профессия. А сантехники? Да они живут в полном шоколаде.
Зачем заставлять ребенка учиться, если он для этого не создан.
И вообще, кто-то должен работать руками?
Губите себя и мальчика из-за глупых понтов.

Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Что это - проблемы отдельных детей или общая ситуация? Рассказывает опытный педагог. К сожалению, в ситуации, когда у ребёнка в начальной школе возникают трудности в обучении, многие родители занимают совершенно...

Обсуждение

Нееее. Большая анкета лучше. Сразу ясно, что ее составитель не сможет ничему научить и никакую программу разработать, абы он не понимает задачу, не умеет формулировать вопросы, не знает элементарных вещей типа русского языка на уровне начальной школы.

Для Ромы. Не парься из-за критики. Уже то, что сделал анкету - шаг вперед. Тебе явно немного лет, так что работай!

04.05.2016 17:41:22, Ну и ну

Хотела было заполнить, но не поняла, какое отношение все эти сведения (особенно доход семьи в долларах и марки девайсов) имеют к обучению ребенка программированию. У меня как раз такой ребенок (доход маленький, девайсов нет), но он вроде бы уже чему-то научился в школе.

Реальные программы начальной школы. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Иначе потом этих специально подготовленных к поступлению детей ждут проблемы в учёбе. Если к концу начальной школы дети уже должны быть способны писать сочинения и анализировать...

Обсуждение

"Школа России". Если кратко "почему",то вменяемая программа, базовая. Без оглядки на "талантливого учителя".
И учебники частично в школе выдавали и выдают. Деревья сохраняем:-)

"Школа России"! Есть и будет. Всем того же желаю.

23.05.2013 23:00:32, Акелла

Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Но самым главным считаю отношение к учебе, чтобы ребенок любил учиться и получать знания. Но тут у моего люби. Трудности трудностям рознь. Давайте подготовимся! Ребенок не любит учиться.

Обсуждение

Напишу не про своего ребенка:) Знаю одного(!) мальчика (почти 9 лет), который, действительно, любит учиться. Но у него это трансформируется в любовь к преподаванию. То есть прочитал, проанализировал тему и начал обучать (принудительно: , обстоятельно и системно) родственников, гостей, одноклассников. Память великолепная, аналитические способности гораздо выше средних. Но внимать ему постоянно очень тяжело. Мама мальчика уже взмолилась в летние каникулы и посоветовала ему не читатать лекции, а записывать. В результате родились 3 брошюры по занимательной географии (сейчас, может и больше и не только по географии:)

Известно, что примерно у 6% людей (детей в данном случае) существует мощная познавательная потребность, устроены они так. Остальным нужна еще какая-то мотивация.

18.11.2009 01:16:23, Ль

Проблемы в первом классе. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Дети не ездят ни на какой малый мехмат, хватает своих нагрузок. Это каждый день по уроку дополнительно. Мат лицеи с начальной школы готовят базу, а не работают по стандартной программе 4 урока пять...

Обсуждение

Не надо к психологу, подождите. Мне всю первую четверть учительница говорила:"Почему он у Вас на парте лежит?" "Ну, во-первых, не у меня. Во-вторых, спрошу у него." Ответ ребенка:"Мыслей много, голова тяжелая, на руку ложится. А когда меня спрашивают, я всегда поднимаюсь." Ничего, полежал полгода (не мешал никому), потом все прошло, а в новой школе вообще об этом даже разговора не было. Пошел в школу в 6,5. Сейчас второй класс. Подождите, прошло очень мало времени. Дочка должна привыкнуть к школе, к учительнице, подготовка совсем-совсем другое, ИМХО,там они дошколята, а здесь все по-взрослому. Не гоните ее и удачи Вам!

Вы прям хотите всего и сразу. Так не бывает. Не нужно ребенку вот такое говорить: "что это такое, давай тогда в садик вернемся и будешь в садик ходить с малышами" Зачем же собственного ребенка обижать и расстраивать? Практически все они такие в большей или меньшей степени, при чем, не только в 1 кл. и это нормально. "спросила тут у учителя как мы учимся" ,а что за нужда у вас спрашивать такое у учителя, когда вы только начали учебу, понятное дело, что пока никак (адаптационный период). Вы просто не оставили ей выбора. Вы неволнуйтесь, если что-то пойдет не так учитель сам вас найдет, а так получилось вы сами учителя провоцируете на такие разговоры, а потом на ребенка давление оказываете. Лучше у ребенка по чаще спрашивать "что нового", "что интересного" "что больше всего понравилось, запомнилось" , а если даже что не так, и даже если вам об этом сообщили учителя, так надо понимать, что эта информация исключительно для вас, а не с целью вывалить и заставить решить все эти проблемы разом, маленького ребенка. Это мне кажется всегда так, не только в начальной школе, потому и на собрания родительские, детей не пускают, чтоб они слышали то что считают нужным их родители.

Ребенок - серьезно относится к школе.?. Школа. Ребенок от 7 до 10. В тарших классах проще будет выбирать приооритеты. Я вот тоже не понимаюб, какмжно УЧИТЬ учтные уроки - ну прочитал от силы 1 раз - и хватит. Начальная школа: какие трудности ждут ребенка?

Обсуждение

У вас еще и с черновиком!? Моя сразу делает в тетради, раз к разу не приходится - то супер показательно, то в числе-дом.работе три ошибки-исправления-зачеркивания... То настроение, то усталость, то погода... Я не парюсь, не особо проверяю (да и некогда - работаю + второе высшее получаю)- дочь смышленая, с математикой отлично, но рассеянная и невнимательная, от оценок тоже не расстраивается, хорошим, правда, радуется, но при этом не стремится их все время получать:)В основном, хорошие оценки на уроках за работу, на конкурсах и олимпиадах, а в тетрадках - нет. Уроки, правда, делает все - и по изо, труду, окр.миру, музыке. Но, именно такое отношение к школе, я вырабатываю с ней - мы крайне редко пропускаем школу, опаздываем и т.д., про легкотню - ваша дочь сама определила эти предметы? Вряд ли, может это идет от учителя? Для моей учитель - это авторитет и попробуй с ней поспорь, если учитель "ИМ СКАЗАЛ".
Да и вообще, мне кажется, таких большинство детей, а не тех, как у Вашей знакомой - не переживайте!

Я сама относилась к урокам так же как и Ваша дочь, но моя старшая такая же как дочь Вашей подруги. И тот, и другой варианты вполне могут существовать. Почему нет? Можно конечно заставить ребенка с ленью побороться, даже нужно иногда это делать (для профилактики), но постоянно зудеть над ней не стоит, ИМХО.

Сходите с ребенком к психологу - начальная школа - это очень хорошие шансы все исправить. Плохо учится - это лечится? Помогите ребенку лучше усваивать школьную программу. В каждом классе найдется такой ученик - как правило, нормальный и отзывчивый...

Обсуждение

Вы не имеете права ругать ребенка за то, что он не успевает по учебе. Только Вы могли его подготовить к школе, водить на подготовку, нанять учителя, самой с ним заниматься. Задолго дл школы Он не мог сам пойти в магазин и купить себе книги. Вы даже не знали о его уровне образования толком. Вы им не занимались. Срочно ПОМОГИТЕ ребенку. Допзанятия, если есть деньги - хорошие учителя. Попросите учителя помочь Вам и хотя бы найти того, кто занимался бы с ним. Если же он по природе таков - он не виноват. Помогайте сыну. И не вините его и учителей.

13.08.2003 12:04:23, родительница

Вопрос: Добрый день!Мой сын пошел во второй класс и совсем не справляется со школьной программой.Говорит на уроке не понимает что ему говорят, домашние задания совсем не может делать самостоятельно!Подскажите,что мне делать,как помочь ребенку!

Оксана, 29 лет

Ответ: Здравствуйте,Оксана!Большое спасибо за вопрос!Данные проблемы очень актуальны на сегодняшний день,большое количество родителей обращаются с вопросами учебной несамостоятельности детей,неорганизованности.Откуда она берется?

Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения. Когда вы учились, никому в голову не приходило сидеть с ребенком за уроками.Все было устроено так, что с программой можно было справиться. А сейчас все устроено так, что с программой можно справиться только в том случае, если все встанут на уши.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей. Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей. учителя страшно задерганы ФГОСами и прочими штуками. У них нет задачи формировать учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Вклад в формирование несамостоятельности вносят и сами родители.

Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу,практически выполняя все задания за него.

Перегруженность ребенка больше, чем нужно!(когда в него впихнуто все, что можно впихнуть.) Многие мамочки говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.У таких детей совершенно нет свободного времени,чтоб погулять,поиграть,просто сходить в гости. Это показатель ненормальной нагрузки.

Какие же симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

– Ребенок не помнит сам, что ему задано. И для этого созданы все условия: бумажный дневник остался в прошлом – у нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено.

Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

Как это все лечить?
Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов.
А рекомендации такие:
-надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками.

Ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое».
- вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный. Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.